Психология преодоление. Проблема эффективности психологического преодоления. Когда стресс – это последствия психической травмы

Люди, страдающие гендерной дисфорией, полноценны по психическим и интеллектуальным показателям. Но при развитии определенных заболеваний психики (например, шизофрении) больной часто бредит сменой пола. Он утверждает, что на него оказывают влияние волны или излучения, из-за чего его пол уже изменился. Поскольку такие жалобы встречаются часто, то требования к психическому здоровью человека, желающего поменять пол, очень строгие: прохождение медицинского и психолого-психиатрического обследования.

Причины развития заболевания

Гендерная дисфория (расстройство гендерной идентичности) – заболевание психики, которое представляет собой нарушение в осознании своего пола. Другими словами, человек, имеющий данную болезнь, чувствует себя в противоположном теле. В социуме таких людей обычно называют транссексуалами.

Так как гендерная дисфория была признана заболеванием совсем недавно, причины этого расстройства до конца не изучены. Существует несколько гипотез:

  • Биологическая основа гендерной дисфории. Разные болезни беременной женщины и нарушения в гормональном фоне могут привести к неправильному формированию психологического восприятия пола у ребенка. Чрезмерное количество тестостерона у будущей мамы оказывает негативное влияние на женский плод: приводи к мускулинности по мере взросления, и наоборот – увеличенная выработка эстрогенов может оказать влияние на мужской плод. Но не во всех случаях наступают эти изменения. Использование гормональной терапии - очень распространенное явление, поэтому пришлось бы наблюдать намного больше людей -трансгендеров, если бы ее применение обязательно приводило к нарушениям в идентификации пола.
  • Несовпадение хромосомного и внешнего пола. Это случается, если у девочки присутствует адреногенитальный синдром, а у мальчика – синдром нечувствительности к андрогенам. При выраженной форме этих болезней случаются ошибки в определении пола в маленьком возрасте, и воспитание малыша проходит в соответствии со стереотипом противоположного пола. Только генетическая экспертиза поможет точно установить пол этого человека. Такие ситуации нельзя относить к «чистой» дисфории, но у них есть похожие симптомы. Некоторые заболевания эндокринной системы проявляют себя несовпадением в восприятии пола с точки зрения психологии и биологии.
  • Скрытый гермафродитизм. В истории медицины встречаются случаи, когда во время обследования мужчины для подготовки операции по смене пола у него обнаруживались частично развитые половые органы женщины.

В данный момент главной причиной гендерной дисфории остается теория о внутриутробном нарушении развития плода.

Симптомы заболевания

Обычно гендерная дисфория начинает проявляться с раннего возраста. У таких детей возникает ощущение пребывания не в том теле.

У ребенка могут быть следующие симптомы:

  • неприятие собственной одежды, желание носить одежду противоположного пола;
  • отказ играть характерные роли, отдавая предпочтение противоположным;
  • отсутствие желания выполнять процесс мочеиспускания в свойственной его полу манере: мальчик пытается делать это как девочка, и наоборот;
  • острое желание, мечта об освобождении от собственных половых органов (мальчик хочет избавиться от полового члена, когда станет взрослым);
  • начало периода полового созревания превращается в трагедию;
  • упорное доказательство противоположности пола;
  • отвращение к собственным половым органам, осознанное скрытие показателей пола (девушки разными способами прячут грудь, юноши – растительность на теле).

Подобные проявления нарушений в половой сфере значительно усложняют адаптацию больного в социуме. Переживания и страдания ребенка в подростковом возрасте ведут к появлению глубоких депрессий, иногда суицидальных мыслей.

Классификация болезни

Шкала Бенджамина показывает, что расстройство проявляется разными формами с определенными признаками. Данная классификация разработана для описания заболевания у биологического мужчины, но ее просто изменить под характеристику симптомов у женщин.

Описание

Псевдо-трансвертизм

Человек принимает свой биологический пол, ведет обычную жизнь, создает семью с традиционными гендерными взглядами и ролями. Иногда переодевается в одежду противоположного пола для удовлетворения своего сексуального интереса, иногда меняется одеждой с партнером. Некоторые люди только представляют себя в таком виде или читают специализированную литературу. В жизни возможны любые сексуальные предпочтения. Смену пола или применение гормональной терапии не рассматривают.

Фетишистский трансвертизм

Безоговорочно воспринимает себя, гетеросексуален, иногда имеет место бисексуальность. Одежду другого пола время от времени носит для возбуждения, некоторые детали носит постоянно. Об операции и терапии даже не задумывается. Но в некоторых ситуациях использует двойное имя (женское и мужское). Иногда можно изменить состояние психотерапией.

Истинный трансвертизм

Идентифицирует свой пол с небольшими оговорками или не полностью. Носит противоположную одежду частично или постоянно, включая нижнее белье. Иногда долгое время соблюдает образ жизни, не соответствующий биологической роли. К смене пола сильного стремления нет, но от идеи полностью не отказывается. Сеансы с психотерапевтом в данном случае не принесет никаких результатов, но гормонотерапия в большинстве случаев улучшает качество социальной жизни.

Транссексуализм нон-оп

Идентификация гендерности сомнительна. Человек испытывает трудность в определении себя в качестве транссексуала или трансвестита. Одежду противоположного пола при возможности надевает часто, но этого мало, и чувство дискомфорта не уменьшается. Он может находиться в другом образе долгое время. Сексуальное влечение низкое, во многих случаях этот тип людей предпочитает и мужчин, и женщин. Решительных действий по смене пола не предпринимает. Помогает гормонотерапия для адаптации в обществе и улучшению качества жизни. Гендерная роль часто определяется под влиянием внешних обстоятельств.


George A. Rekers, Ph.D. Gender Identity Disorder.

В данной статье (переведена частично, не включено описание терапевтических вмешательств) дается описание клинических расстройств гендерной идентификации у детей, которые в дальнейшем часто приводят к гомосексуальности, трансвеститству и транссексуализму. Особый интерес представляют исследования автора относительно причин данного явления. Автор описывает свою модель терапии и высказывает предложения относительно того, в каком направлении должны идти исследования, если общество озабочено предотвращением появления подобных проблем.

Джордж Рекерс, Ph.D. , обладатель премии Зигмунда Фрейда за вклад в науку является профессором нейропсихиатрии и поведенческих наук, директором исследований по детской и подростковой психиатрии, председателем факультета психологии а школе медицины Университета Южной Каролины в Колумбии. Он является автором девяти книг, более 120 академических журнальных статей и бесчисленных глав в книгах. Он является редактором Справочника по детским и подростковым сексуальным проблемам (Handbook of Child and Adolescent Sexual Problems, Lexington/Jossey-Bass/Simon & Schuster, 1995)

В течение последних трех десятилетий, мы, американцы, стали свидетелями широко разрекламированного движения в образовании и СМИ, которое поставило под вопрос правильность и оправданность многих, если не сказать, всех, полоролевых разграничений в социализации детей. Телевизионные программы и пересмотренные учебные пособия использовались этими социальными силами для того, чтобы признать нормальными семьи с отсутствующим отцом, равно как и союзы различного вида неженатых людей, как просто альтернативные формы семьи, будто бы не несущие негативных социальных последствий.

Парадоксально, но в те же самые десятилетия в науках о душевном здоровье и поведении стали развиваться два процесса. Во-первых, было собрано масса исследовательских данных, которая вела к признанию частого вредного эффекта отсутствия отца во время нескольких критических стадий развития ребенка, включая негативное влияние на нормальное половое развитие и половое приспособление (см., к примеру, Biller, 1974; Hamilton, 1977; Hetherington, Cox & Cox, 1979; Lamb, 1976; Mead and Rekers, 1979; and Rekers, 1986b, 1992). Во-вторых, собранные в достаточном количестве данные клинического опыта и исследований позволили специалистам в области психического здоровья официально установить вновь открытую форму психопатологии – расстройство гендерной идентификации в детском возрасте». (Американская Психиатрическая Ассоциация, 1980).

Совсем недавно маятник внимания общественности качнулся в сторону апологетов «снятия всех различий, связанных с полом». Однако, объективный учет всех результатов исследований в области человеческого развития и клинические исследования требуют уважения и признания важности соответствующих половых ролей в семье и их особой важности для нормального развития гендерной идентичности ребенка.

Нормальное и ненормальное полоролевое развитие

В процессе естественной полоролевой идентификации в семье дети часто пробуют разные модели полоролевого поведения, учась правильно разграничивать мужскую и женскую роль. Некоторые мальчики иногда практикуют поведение, которое в нашей культуре традиционно считается женским, например, одевают платья, используют косметику или участвуют в игре с вынашиванием и воспитанием детей (дочки-матери). Также и многие девочки могут иногда брать на себя мужскую роль – становясь «папочкой», когда играют с домиками, или временно принимая на себя модели мужского поведения, в результате чего выглядят в глазах общества «бой-бабами». Этот тип временного и эпизодичного кросс-поло-типического поведения обычен для многих мальчиков и девочек и обычно составляет часть опыта обучения в процессе нормальной полоролевой социализации (Maccoby & Jacklin, 1974, Mischel, 1970; Serbin, 1980).

Однако в случаях патологии дети отклоняются от нормальной модели исследования мужского и женского поведения и развивают негибкий, компульсивный, устойчивый и жестко стереотипный паттерн поведения (Zucker, 1985). На одном крае находится поврежденная супермаскулинность мальчиков, которые растут агрессивными, разрушителями, использующими насилие в межличностном отношении, неконтролируемыми, и одновременно им не хватает мягкости, социальной чуткости в поведении (Harrington, 1970). Для этих преувеличенно гипермаскулинизированных мальчиков, которые приняли надаптивную карикатуру на маскулинность, требуется профессиональное вмешательство. Другая крайность наблюдается в феминизированных мальчиках, которые отвергают свою маскулинность до такой степени, что они непреклонно настаивают на том, что являются девочкой или что они хотят стать мамой и иметь детей (Rekers, 1981; Rekers & Milner, 1978; Rekers & Kilgus, 1997). Такой мальчик часто избегает игр с мальчиками, одевается в одежду девочек, в основном играет с девочками, пробует косметику и разные прически, проявляет типично женские манеры движения рук, походку и движения тела. Феминность этих мальчиков далеко превосходит нормальное преходящее, основанное на любопытстве исследование женского поведения и таки образом представляет собой серьезную клиническую проблему (Rekers, 1985d, 1985e). Хотя по расстройству женской гендерной идентификации существует мало исследований, также можно проследить параллельные условия неадаптивной гиперфеминности и гипермаскулинности у девочек (Rekers & Mead, 1979, 1980).

Одна из задач клинициста – различить нормальные фазы приспособления в психополовом развитии от гендерных нарушений, которые требуют специального терапевтичсеского вмешательства (Rekers & Kilgus, 1995; Rekers, 1995a). Чтобы продемонстрировать эту задачу, позвольте описать вам мальчика.

Карл (псевдоним) был направлен ко мне на лечение в возрасте 8 лет 8 мес. (Rekers, Lovaas & Low, 1974). Направивший доктор признал Карла физически нормальным по условиям доступного тогда биомедицинского тестирования. До того, как направить Карла ко мне, его обследовали две отдельных психиатрических службы и признали имеющим серьезную проблему кросс-гендерной идентичности.В одной из клиник Карла лечили с помощью семейной терапии в течение 8 месяцев – это была очень неудачная попытка облегчить его личные проблемы и его основные трудности во взаимоотношениях с семьей и сверстниками.

Он происходил из неполной семьи, а мать Карла за годы его жизни четырежды вступала в брак. У Карла был семилетний брат и сестра шести лет.

С четырех лет Карл говорил с женской интонацией и употреблял женские выражения. Он был очень словоохотлив, и темами его разговоров чаще всего были платья, роли матери, актеры, играющие женские роли, воспитание детей и женское нижнее белье. У него было несколько постоянно появляющихся женских восклицаний, например: «Боже милостивый!» или «О, мой дорогой!». Его женственные маннеризмы представляли собой гиперболизированно скользящую (как у геев) походку и движения рук. Дома он часто использовал полотенца для имитации женской одежды и длинных волос.

В общении со сверстниками Карл позволял мальчишкам дразнить его, никак на это не реагируя в ответ. Он предпочитал играть с девочками, с удовольствием беря на себя женские роли, и часто играя с сестрой в домик для кукол. Карла дразнили сверстники мальчики, называя его «бабой» и «гомиком». Он сильно боялся, что ему сделают больно, и симулировал болезни и травмы, только чтобы избежать игры с мальчиками. Не только сверстники считали Карла феминным, но и он сам относился к себе как к «бабе» и «шестерке», а его речь постоянно подразумевала, что он предпочел бы, чтобы его считали девочкой.

Феминное поведение Карла все больше вело его к изоляции от общества, насмешкам, и постоянному ощущению себя несчастным. Его мать, которая считала его феминные маннеризмы смешными до того, как ему исполнилось четыре года, была очень встревожена, когда они сохранились до восьми лет. Она очень хотела, чтобы он получил профессиональную помощь, и она попросила помощи и себе для того, чтобы решить связанные с семьей проблемы.

Расстройство, вызванное несоотвествием в измерениях

Доктор Карла определил, что физически его половой статус был как у нормального препубертатного мальчика с нормальным 46XY кареотипом. Его пол по документам был мужским, и мать растила его как мальчика. Его гендерная идентичность была как у девочки. Другими словами, у него была кросс-гендерная идентичность. Он называл себя «бабой» и «шестеркой», и это отражало один из аспектов его идентичности сексуальной роли. Его гендерное поведение было по преимуществу феминным.

Из-за его возраста, его сексуальная ориентация и генитальное взаимодействие не были определены во время его начальной оценки. Он не был вовлечен в сексуальное поведение.

Случай Карла показывает, как любое несоответствие по любым двум их этих психополовых измерений может вызвать психологический конфликт и связанные с этим проблемы неприспособления (Rekers, 1981b; Rosen & Rekers, 1980). Это подводит нас к различению Нарушения гендерно-ролевого поведения и Кросс-гендерной идентификации у мальчиков.

Нарушение гендерно-ролевого поведения

Нарушение гендерно-ролевого может присутствовать уже у мальчика трех лет, который имеет нормальную мужскую физиологию. Обычно, ребенка воспитывали как мальчика, хотя и отмечаются случаи, когда члены семьи передавали маленькому ребенку несоответствующие и двоякие сообщения относительно его физического полового статуса. Гендерная идентичность – обычная мужская, а не женская, хотя половая ролевая идентичность может варьировать от мужской гендерной роли до самоопределения себя «бабой» и «гомиком». Из-за этого случай с Карлом не является типичным примером нарушения гендерно-ролевого поведения. В этом расстройстве развития сексуальная ориентация может отсутствовать, не фигурировать в отчетах, или варьироваться — включая сексуальное возбуждение на мужчин и женскую одежду. На уровне сексуального поведения, у мальчика может присутствовать, а может и не присутствовать занесенная в карту история девиантного сексуального поведения или паттерны мастурбации, связанные с одеванием в женскую одежду или атрибуты.

Отличительные черты нарушения гендерно-ролевого поведения существуют на межличностном уровне, где любой из нижеперечисленных видов поведения наблюдается некоторое время: кросс-дрессинг (одевание в одежду другого пола), игра с косметикой, женственные манеры, избегание маскулинных видов деятельности, избегание сверстников мужского пола, превалирующее желание играть с девочками, женское тембрирование голоса, предпочтение женского содержания в речи, исполнение преимущественно женских ролей во время игр. Конечно, нарушение гендерно-ролевого поведения может встречаться как у мальчиков, так и у девочек, однако чаще наблюдается у мальчиков. Наблюдаются две крайности в ролевой негибкости относительно маскулинности или феминности как у мальчиков, так и у девочек. Два возможных хронических паттерна у мальчиков – либо чрезвычайная женственность в поведении, либо патологическая гипермаскулинность. У девочек — либо чрезвычайная мужественность в поведении, либо патологическая гиперфеминность.

Расстройство гендерной идентификации в детстве

Помимо поведенческих особенностей при нарушении гендерно-ролевого поведения, мальчик с расстройством гендерной идентификации также проявляет одну из следующих черт:

1. выражает желание быть девочкой или женщиной,
2. высказывает фантазии о том, чтобы вынашивать детей и кормить их грудью либо заявляет о своей женской идентичности или
3. просит удалить пенис.

У Карла – потенциально более серьезное расстройство кросс-гендерной идентификации. Это состояние включает гендерную идентификацию себя женщиной, включая просьбы о смене физического пола.

Я исследовал и отмечал (Rosen & Rekers, 1980) это различение между нарушением гендерно-ролевого поведения и нарушением кросс-гендерной идентификации. Теоретически, нарушение гендерно-ролевого поведения в развитии ребенка можно сравнить с взррослым состоянием трансвеститства, а проблема кросс-гендерной идентификации у детей может иметь параллель с взрослым состоянием транссексуализма. Однако требуется эмпирические исследования по развитию этого у подобных детей.

Кросс-гендерная идентификация у мальчиков является только одним из потенциально возможных типов расстройства гендерной идентификации, поскольку параллельное состояние встречается и у некоторых девочек.

Прогноз относительно детских гендерных расстройств

Когда в литературе ставится вопрос о атипичном гендерном развитии детей, практически всегла без исключения речь идет о случаях дефицита маскулинного развития у мальчиков, включая нарушение кросс-гендерной идентификации, нарушение гендерно-ролевого поведения и развитие гомосексуального поведения. Это наблюдение приводит нас к часто звучащему утверждению о том, что проблемы сексуальной дисфории и девиации возникают чаще у мужчин, чем у женщин, и могут являться отражением сравнительно большей озабоченности американских родителей по поводу феминного полоролевого поведения у мальчиков. Феминные полотипические формы поведения, которые являются начальным критерием наблюдения в случае выявления мальчиков с гендерными нарушениями, могут существовать в различных контекстах развития. Теоретически, существует вероятность, что прогноз и лечение нарушения гендерно-ролевого поведения и нарушения кросс-гендерной идентификации различны; но в этом направлении еще не проводилось исследований. Истории развития всех этих типов гендерных отклонений у мальчиков схожи с ретроспективными отчетами взрослых мужчин-транссексуалов, трансвеститов и некоторых гомосексуалов; а лонгитюдные исследования детей до подросткового возраста показывают, что большинство этих феминизированных мальчиков становятся гомосексуальными, а некоторые – трансвеститами и транссексуалами (Green, 1982; Zucker, 1985; Zuger, 1966, 1978, 1984).

До сих пор не существует какой-то общей оценки частоты этих разнообразных форм полоролевых нарушений.

Медицинское обследование пациентов, участвовавших в исследовании

За последние 12 лет более ста детей было направлено в мой проект гендерных исследований, получивший грант NIMH, для оценки и возможного лечения гендерных нарушений. Моя исследовательская команда провела полные психологические обследования приблизительно 70 из этих детей, и мы затребовали провести полный медицинский осмотр и подготовить отчет по медицинской истории от педиатра каждого ребенка. В добавок к этому к нам присоединился детский генетик для того, чтобы провести более полное медицинское обследование тех, кого направили для участия в проекте. По мнению генетика, основные эндокринологические исследования не требовались до тех пор, пока при физическом осмотре не обнаруживались какие-то аномалии. Таким образом, этой итогом обследования на выборке участников стало: медицинская история, физическое обследование, включая гениталии (внешне), хромосомный анализ, включая две клетки кареотипа и 15 посчитанных, а также исследования полового хроматина.

Все семьдесят детей с гендерными расстройствими были физически нормальными за исключением одного мальчика с неопустившимся яичком (Rekers, Crandall, Rosen & Bentler, 1979). Не было обнаружено свидетельств тому, что в период беременности матери принимали гормоны или что у матерей были случаи гормональных аномалий. Наши исследования не противоречили литературе по взрослым гендерным расстройствам, как, например, трансветститству и транссексуализму, которые встречаются у индивидов без каких-либо обнаруживаемых или измеряемых отклонений по любому из 5 физических уровней пола.

Важность семейных переменных

В рассмотренных нами случаях социальная воспитательная среда оказывала преимущественное влияние на этиологию психосексуальных нарушений. Я исследовал, как семейные переменные коррелировали со степенью гендерных нарушений в выборке, которой я располагал.

Зачем изучать семьи детей с гендерными нарушениями? Я убежден, что многое о нормальном жизненном цикле было выявлено именно благодаря изучению случаев отклонений, и это изучение пролило свет на критические процессы, связанные с нормальным социальным развитием.

На начальном этапе исследования семей этих мальчиков я сконцентрировался на их отцах, заменителях отца и мужских моделях, которые были доступны этим мальчикам. Исследовательская литература по психосексуальному развитию нормальных детей выявила, что именно отец является тем, чье ролевое поведение скорее всего формирует в семье поведение ребенка, соответствующее полу (Mead & Rekers, 1979).Характеристики, которые отмечаются как самы важные для формирования нормальной гендерной идентичности – это отцовская забота и доминирование. Для сравнения, литература по эффектам отцовской депривации указывает, что процесс усвоения сексуальной роли нарушается, когда отец либо физически, либо эмоционально отсутствует дома (Biller, 1974; Hamilton, 1977).

Влияние отсутствия отца на психосексуальное развитие бросается в глаза в проведенных ранее клинических исследованиях гомосексуалов и транссексуалов. Однако непосредственно исследований семей с гендерными нарушениями проводилось мало.

Семейные проблемы, связанные с гендерными нарушениями

Мое личное исследование семейных переменных, ассоциируемых с детскими гендерными расстройствами было основано на выборке мальчиков, оцененных нами на предмет гендерных нарушений, для которых мы провели три независимых психологических оценки, каждая из которых принимала во внимание следующие факторы: заявление о идентичности, историю переодеваний в одежду противоположного пола и частоту таковых, кросс-гендерное поведение во время игр, отношения ребенок-родитель, родительские аттитюды относительно гендерного поведения, взаимоотношения со сверстниками, успехи в учебе и социуме, эмоциональное состояние, и степень соответствия (конгруэнтность) диагнозов независимых психологов.

Два других клинических психолога, помимо меня, провели независимую диагностическую оценку каждого ребенка, и оценили его по 2 шкалам: гендерно-ролевого поведения и гендерной идентичности. Каждая из этих шкал представляла собой континуум от «нормы» до тяжелого расстройства (Bentler, Rekers & Rosen, 1979; Rekers, 1988a; Rekers & Morey, 1989a, 1989b, 1989c, 1990).

Одним из самых шокирующих фактов, которые я обнаружил, изучая семьи этих мальчиков, было наличие психиатрических проблем. Восемьдесят (80%) процентов матерей и 45% отцов имели историю проблем с психикой и (или) психиатрического лечения. Возможно, эти цифры завышены из-за того, что родители, которые искали ранее помощи для себя, в дальнейшем будут искать помощи и для своих детей, а другие родители с детьми с подобными проблемами к специалистам и не обращались. Однако, как бы то ни было, обнаруженные данные предполагают, что родители детей с гендерными расстройствами все же имеют необычайно высокую степень психологических проблем.

Наши находки относительно отцовской депривации у этих мальчиков находят себе много параллелей с литературой по разрушительным эффектам отсутствия отца на процесс нормального психосексуального развития.

У мальчиков с наибольшей степенью нарушений отсутствие отца наблюдалось во всех случаях. В оставшейся группе менее тяжелых случаев отсутствие отца зафиксировано в 54% случаев. Используя непараметрический тест вероятности Фишера, эта разница была принята как значимая.

Для всей группы из 46 человек, 37% не имели дома взрослой мужской ролевой модели (биологического оца или его заменителя). Согласно данным по переписи 1977 г. по США (которые применимы к данной выборке), только 12% всех белых детей жили только со своей матерью, без отца или лица, его заменяющего. Из 36 мальчиков в этом исследовании которые получили диагностическую оценку, 75% ребят с наиболее тяжелыми нарушениями и 21% менее тяжелых не имели ни биологического отца, ни его заменителя – статистически важная разница (p=.01 Fishers).

Восемидесяти процентам мальчиков, чьи отцы покинули семью, не исполнилось 5 лет на момент расставания, а средний возраст расставания составил 3,55 года. Табл. 2 показывает, что наиболее частая причина отсутствия отца был развод или расторжение отношений.

Из этих исследований и других исследований на малых выборках начинает вырисовываться стабильная картина. Мальчики с более серьезными гендерными нарушениями, по всей видимости, гораздо реже имеют мужскую ролевую модель дома, нежели те, у которых нарушения менее выражены (Rekers, Mead, Rosen & Brigham, 1983; Rekers & Swihart, 1989).

В целом, образ отцов детей с гендерными расстройствами, который складывается из этих данных, сильно отличается от образа идеального отца, который обеспечивает передачу маскулинности через свое физическое и психологическое присутствие, через активную включенность в детскую жизнь, принятие решений в семье, через лидерство, доминирование и заботу (Mead & Rekers, 1979).

Очень часто в доме в период раннего развития личности в доме не было мужской ролевой модели — отца, его заменителя или старшего сиблинга. Это отсутствие мужской ролевой модели, с которой можно было бы идентифицироваться, было более заметно в случае мальчиков с более выраженными нарушениями в сторону феминности. В случаях, когда отец или его заменитель присутствовал в семье, он обычно описывался как психологически отдаленный от семьи.

Эти разнообразные источники из клинического опыта позволяют предположить, что отцовские переменные кореллируют с нарушением мужской сексуальной роли, хотя и направление причинности между этими переменными логически вытекает, но не твердо установлена с помощью научного исследования. Идеальное будущее исследование в данной области должно представлять собой лонгитюдное исследование большого количества мальчиков случайной выборки при рождении, которая будет содержать достаточное количество мальчиков с гендерными нарушениями. Такое исследование сможет обеспечить точную каузальную очевидность. Достаточно будет иметь две группы для сравнения – нормальных мальчиков и мальчиков с другими нарушениями.

Послесловие

Многие не поверят, что успешная терапия возможна. Должен отметить, что в данном случае терапевтические вмешательства осуществлялись достаточно рано, пока психика еще только формируется, были комплексными и включали, в первую очередь, активное вмешательство семьи. Важно подчеркнуть, что терапия один-на-один не срабатывала, обязательно нужно было перемоделирование семейной ситуации, вмешательство в учебный процесс, изменение круга и моделей общения со сверстниками…

Грустно, когда человек говорит: я в течение полугода работала сразу с несколькими психиатрами, и ничего не добилась. Не удивительно. Во-первых, вряд ли была мотивация. Во-вторых, психика уже стабилизировалась, что складывалось с 1,5 лет и поныне, вряд ли можно переменить за 32 сеанса по 45 минут. В-третьих, не было комплексности. Результат вполне предсказуем.

В современном мире термин «гендерная дисфория» используют довольно часто. Что же представляет собой столь таинственное расстройство? Действительно ли такую проблему можно решить исключительно хирургическим путем? Каковы причина подобного нарушения? Эти вопросы интересуют многих людей.

Что принято назвать гендерной дисфорией?

Вряд ли среднестатистический человек когда-нибудь испытывает дискомфорт или неудовлетворенность собственным полом. Но, увы, так бывает далеко не всегда. Гендерная дисфория — это состояние, при котором человек попросту не может принять свой гендерный статус.

Врожденные половые признаки и наружность человека с подобным нарушением не соответствуют тому, как он ощущает себя внутри. Например, гендерная дисфория у женщин выражается в том, что, несмотря на набор половых органов, они чувствуют себя мужчинами и, наоборот, мужчины считают себя женщинами. Подобный диссонанс между внешностью и особенностями психики тяжело переносится человеком, вызывая постоянные беспокойства, страдание и разочарование.

Гендерная дисфория: причины

Еще несколько лет назад подобное явление считалось психическим расстройством, а людям с подобным диагнозом рекомендовали курсы психотерапии. Но последние исследования определили, что гендерная дисфория не является психическим заболеванием или нарушением. В большинстве случаев подобное состояние связано с нарушением определенных биохимических и физиологических процессов, которые отвечают за развитие половой идентичности, причем расстройства эти появляются еще в период внутриутробного развития. С другой стороны, активные исследования данного вопроса только начались, а ученым и исследователям еще предстоит выяснить точные причины подобных изменений.

Гендерная дисфория: симптомы

На самом деле первые признаки подобного состояния можно заметить еще в детском возрасте, причем у разных детей оно выражается по-разному. Вот лишь некоторые из самых распространенных симптомов, которыми сопровождается гендерная дисфория:


На самом деле гендерная дисфория может выглядеть по-разному. У некоторых людей признаки появляются чуть ли не с младенчества, в то время как у других возникают в период полового взросления. Каждый случай нарушения гендерной идентификации является уникальным в своих проявлениях.

Классификация расстройства: шкала гендерной идентичности Гарри Бенджамина

Первой попыткой создать систему классификации нарушений половой идентификации является так называемая шкала Бенджамина, которая состоит из шести категорий:

  • Псевдо-трансвестизм.
  • Фетишистский трансвестизм.
  • Истинный трансвестизм.
  • Нон-оп транссексуализм.
  • Ядерный транссексуализм со средней степенью гендерной дисфории.
  • Ядерный транссексуализм с тяжелой степенью гендерной дисфории.

Детская гендерная неконформность и ее последствия

Гендерной неконформностью называют состояние, при котором наблюдается нарушение соответствий между полом и моделью поведения человека. Кстати, о неконформности говорят в том случае, если расстройство диагностируется у детей. В чем проявляется несоответствие? Например, ребенок допубертатного возраста может идентифицировать себя с противоположным полом. Например, маленькие мальчики обожают наряжаться в платьица, девочки играют в традиционно мальчишеские игры и т. д. Нередко подобное нарушение является одним из первых признаков гендерной дисфории, а иногда ведет к развитию гомо- или бисексуальности в будущем.

Существуют ли эффективные методы лечения?

Безусловно, методы помощи людям, страдающим от проблем с половой идентификацией, сейчас только начинают разрабатываться. В первую очередь таким пациентам нужна помощь психолога или психотерапевта. Занятия со специалистом помогают людям осознать особенности своей личности и смириться с ними. Кроме того, пациенты с гендерной дисфорией нередко попросту не могут адаптироваться в социуме, так как страдают от недостатка понимания со стороны близких, знакомых и даже незнакомых людей. Эти проблемы также можно решить с помощью сеансов терапии. Конечно же, это далеко не все способы коррекции для людей с диагнозом «гендерная дисфория» — лечение может быть и более радикальным.

В некоторых случаях с помощью специальных процедур человеку помогают изменить половые признаки. Например, с помощью гормональных препаратов можно изменить физиологические особенности организма, сделав мужчину похожим на женщину и наоборот. Естественно, наиболее эффективным средством считается хирургическая процедура по смене пола, которая, увы, подходит далеко не каждому человеку с подобными проблемами.

Всем ли нужна операция по смене пола?

Довольно часто единственным способом наладить жизнь человека является При таком хирургическом вмешательстве женщинам проводят а мужские половые органы воспроизводят из собственных тканей пациентки и специальных имплантов. Мужчин же, наоборот, избавляют о наружных половых органов, формируя женское влагалище из собственных тканей.

Безусловно, прежде чем лечь на стол хирурга, пациент проходит массу исследований, так как врачи сначала должны убедиться в том, действительно ли имеет место гендерная дисфория и сможет ли человек справиться с последствиями операции. Например, существуют некоторые стандартные требования к пациентам. Для начала стоит отметить, что они все должны быть совершеннолетними. Кроме того, человек, желающий изменить пол, должен пройти ряд психологических проверок, которые дают возможность определить отсутствие

Смена пола помогает человеку создать равновесие между разными гранями своей личности. В свою очередь, это дарит пациенту ощущение целостности, счастья и гармонии.

Отсутствие лечения и его последствия

У многих людей с нормальной половой идентификацией вопросы об операциях по смене пола вызывают искреннее недоумение, а само явление гендерной дисфории воспринимается как некая причуда. На самом деле транссексуальность — это отнюдь не прихоть, а смена пола является единственным возможным выходом. Ведь, как уже упоминалось, несоответствие между полом и сознанием сказывается на психическом состоянии человека. Например, отрицание проблемы, отсутствие понимания среди окружающих и невозможность избавиться от собственных мыслей, желаний вызывают постоянный эмоциональный дискомфорт, страдания и боль, что нередко ведет к клинической депрессии, наркотической или алкогольной зависимости, развитию суицидальных наклонностей.

Дисфория: симптомы и лечение. Гендерная дисфория

Многие люди знакомы с перепадами настроения и унынием. Обычно в этом нет ничего страшного, но иногда длительная хандра является симптомом психического заболевания. Важно вовремя отличить сниженный эмоциональный фон от дисфории. Что это такое? Как с ней бороться? Когда пора обратиться к врачу?

Это слово является антонимом слову «эйфория», с греческого языка переводится как «мучиться, страдать».

Дисфория – подавленное настроение, сочетающееся с мрачной раздражительностью, тоскливостью, неприязнью к окружающим, агрессивностью. Именно насилие, направленного на другого человека или самого себя, является главным диагностическим симптомом. Этой болезни (в отличие от гипотонии или ангедонии) не свойственны упадок сил и двигательная заторможенность, поэтому человек реагирует на всё резко негативно и часто выходит из себя. Это приводит к вспышкам неконтролируемой агрессии.

Приступ длительностью от пары минут до одного часа называют коротким, от часа до нескольких суток – затяжным, длительным.

На данный момент дисфория не включена в медицинский классификатор болезней (МКБ-10). Однако блок «Расстройства половой идентификации» планируют переименовать. В МКБ-11 он будет называться «Гендерная дисфория».

Дисфория: симптомы

Дисфорическое расстройство очень многообразно в своих проявлениях. Симптомокомплекс зависит от причины появления данного расстройства.

Так у людей, страдающих эпилепсией, симптомы дисфории могут появиться в любом возрасте, они усиливаются по мере прогрессирования основного заболевания и затухают в периоды ремиссии. Наиболее выражены злость и враждебность, аутоагрессия, депрессия. Также будут наблюдаться снижение двигательной активности, заторможенность, речевые нарушения.

При резидуально-органическом поражении центральной нервной системы дисфория у детей проявляется в возрасте 7-9 лет. На первый план будут выходить резкие перепады настроения, неадекватно острая эмоциональная реакция на происходящее, агрессия, направленная на других, психическая и физическая расторможенность.

Но существуют общие, наиболее часто встречаемые признаки этого расстройства.

  1. Лёгкой форме дисфории присущи ворчливость, злопамятность и обидчивость, циничность, язвительность, разочарование во всём, потеря интереса к жизни, инертность. Окружающие обычно считают, что человек «со сложным характером», «просто странный», «с причудами».
  2. Тяжелая форма характеризуется тоской, угрюмостью, злобой, неприязнью к окружающим, повышенной агрессивностью, чувством безысходности, отчаяния. Больные могут забывать о свершенных актах насилия после окончания дисфорического приступа. У пациента существует высокий риск пристраститься к алкоголю или наркотикам.

Близкие люди могут на протяжении многих лет не замечать патологические изменения в характере больного родственника, ведь эмоция, проявляемая человеком, соответствует произошедшей ситуации (злится из-за несправедливого выговора, пребывает в тоске и унынии после ссоры со второй половинкой).

Причины дисфории

Дисфория может возникнуть на фоне многих психических или неврологических отклонений. Таких как:

  • Шизофрения;
  • Абстинентный синдром при наркомании;
  • Депрессия;
  • Тревожный невроз;
  • Бессонница;
  • Телесеная дисморфия (психическое отклонение, при котором человек слишком сильно зациклен на какой-то особенности своей внешности, своего тела);
  • социопатия;
  • Эмоционально неустойчивое расстройство личности пограничного типа;
  • Болезнь Кушинга;
  • Гипогликемия;
  • Гипертиреоз.

Так же эта болезнь наблюдается при посттравматическом стрессовом расстройстве или чрезмерно острой реакции на текущий стресс, хронических болях.

Выделяют несколько частных форм этого заболевания.

Посткоитальная дисфория

Она возникает после полового акта. Вместе с расслабленностью на человека накатывает волна грусти, тоски и раздражения. У мужчин такое состояние вызывают физиологические проблемы (например, гормональные нарушения). У женщин посткоитальная дисфория чаще всего лежит в поле деятельности психологии: разочарование в партнёре, неудовлетворённость семейной жизнью, неуверенность в себе.

Эпилептическая

Эта форма дисфории часто наблюдается у больных эпилепсией. Больным следует лечить основное заболевание, т.к дисфорическое расстройство является всего лишь следствием.

Симптомы дисфории чаще всего наблюдаются перед припадком, однако могут его завершать или служить эквивалентом.

Предменструальная дисфория

Такое нарушение встречается примерно у 5-8% женщин. Ученые до сих пор пытаются причину данного расстройства. Считается, что оно появляется из-за неадекватной реакции мозга на нормальные колебания гормонов в организме.

Лечение может включать в себя оральные контрацептивы, антидепрессанты, нейролептические препараты, изменение рациона питания, изучение методик управления стрессом, составление плана физических нагрузок.

Гендерная дисфория

Этот вид нарушения очень сильно отличается от предыдущих.

Гендерная дисфория (кризис идентичности, расстройство гендерной идентичности) характеризуется неприятием своего физиологического пола и нарушениями в эмоциональной сфере, связанными с этим.

Половая идентичность – осознание индивидом своей психологической половой принадлежности. То есть человек понимает, к какому полу он принадлежит по складу мышления, характеру, привычкам. Когда индивид физиологически относится к одному полу, а психологически – к другому, возникает кризис идентичности . Человек может относить себя к противоположному полу или смешанному, выходящему за рамки двоичной системы мужчина-женщина. Так в 2012 году американец через суд добился права именоваться человеком третьего пола.

Причины половой дисфории

Первичная половая идентичность начинает формироваться у ребёнка на первом году жизни. Примером служит гендерное поведение родителей. Если в семье мужественная мама или женственный папа, высока вероятность, что у ребенка появится кризис идентичности. Вторая распространённая причина нарушения половой идентичности – желание родителями малыша другого пола. Мама, мечтавшая о девочке, подсознательно (или вполне осознанно) стремится воспитать женственного мальчика; папа, хотевший мальчика, заставляет девочку ездить с ним на рыбалку, ходить на футбол, запрещает носить женственную одежду и обувать обувь на каблуках. Это ведёт к искажению половой идентичности.

Симптомы кризиса половой идентичности

Кризис идентичности лёгкой формы выражается в, так называемой, «гендерной некомфорности». Ярким примером этого понятия могут служить девушки-пацанки. Тяжелое дисфорическое расстройство приводит человека к стремлению оперативным путём сменить свой пол. В некоторых случаях оно может сочетаться с шизофренией или иным серьёзным психическим заболеванием.

Человек с гендерной дисфорией чувствует неуверенность в себе, уязвимость, безысходность, разочарование в себе и в жизни, нежелание контактировать с теми, кто не принимает его истинную сущность. Не следует забывать, что трансгендеры и трансвеститы ежедневно сталкиваются насмешками и необоснованной агрессией в свой адрес.

Кризис идентичности может носить временный характер. После правильного лечения психологическое состояние человека приходит в норму. Следует так же отметить, что не всегда операция по смене пола оправдывает ожидания трансгендера. Это говорит о серьёзных нарушениях в сфере половой идентичности.

Лечение дисфории

Первый этап любого лечения – тщательное обследование и постановка точного диагноза. Выявить дисфорию помогает тест ШВОПС (Шкала всесторонней оценки психического состояния). Так же существует несколько методик для диагностики половой идентичности, одна из которых – опросник С. Бем.

На втором этапе врач подбирает индивидуальный план лечения. Он может включать в себя препараты для лечения основного заболевания (противоэпилептических, нейролептиков, барбитуратов), купирования симптомов дисфории (лечение депрессивных эпизодов антидепрессантами, подавление вспышек агрессии седативными).

Справиться с тяжелым психологическим состоянием помогает групповая или индивидуальная психотерапия.

Дисфория – патологическое изменение в эмоциональной сфере, которое может сигнализировать о серьёзных проблемах. Отсутствие грамотного лечения может привести к серьёзным непоправимым последствиям. Если вы заметили у себя симптомы дисфории, не затягивайте визит к врачу.

Интересные публикации:

Нет похожих постов.