Психологическая характеристика знаний, умений, навыков. Что понимают под учением. Показателями обучаемости являются
а) интимно-личностное общение
б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени
в) построение новой системы отношений с окружающими людьми
г) формирование самосознания
д) реализация поставленных жизненных целей
Правильный ответ: Основными задачами зрелостиявляются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей
31. Основными задачами старости являются
а) сохранение интегративной структуры личности
б) создание стабильной структуры жизненных отношений
в) реализация личностного самоопределения
г) пересмотр жизненного пути
д) подготовка к окончанию жизненного пути
Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути
32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения - это
а) инстинкт
б) интеллектуальное поведение
г) знание
д) умение
Правильный ответ: Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык
33. Психическое развитие учащегося совершается
а) планомерно
б) скачкообразно *.
в) последовательно
г) зигзагообразно
д) по спирали
Правильный ответ: Психическое развитие учащегося совершается: б) скачкообразно
34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются
а) совместной деятельностью
б) самонаблюдением
в) инстинктивными программами поведения
г) научением
д) в результате интеллектуальных размышлетшй
Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизмсознания порождаются а) совместной деятельностью
35. Побуждение к учебной деятельности , связанное
с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется
а) установка
б) интерес
д) чувство
Правильный ответ: Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив
36. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение
а) относительно независимо от конкретных внешних условий
б) в соответствии с окружающей ситуацией
в) под влиянием преподавателей
г) под влиянием учебной группы
д) под влиянием родителей
Правильный ответ: Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий
37. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется
а) психологическим барьером
б) когнитивным диссонансом
в) личностным смыслом
г) аффектом
д) фрустрацией
Правильный ответ: Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом
38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя
а) способным
б) малоспособным
в) неспособным
г) мотивированным
д) запрограммированным
Правильный ответ: Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным
39. Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть
а) осознаваемыми
б) неосознаваемыми
в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми
г) надсознательными
д) вытесненными в подсознание
Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми
40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется
а) внешней ситуацией
б) восприятием учащимся внешних условий
в) памятью
г) целью, которую ставит перед собой учащийся
д) мышлением
Правильный ответ: Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся
41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется
а) условиями ситуации
б) восприятием
в) памятью
д) мышлением
Правильный ответ: Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации
42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется
а) поведением
б) инстинктом
в) научением
г) экстериоризацией
д) интериоризацией
Правильный ответ: Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией
43. Основной отличительной характеристикой навыка является его
а) сложность
б) легкость
в) продолжительность
г) неавтоматизированность
д) автоматизированность
Правильный ответ: Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность
44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося
а) непосредственно
б) опосредованно
в) директивно
г) положительно
д) отрицательно
Правильный ответ: Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно
45. Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются
а) социальными ожиданиями
б) личностными смыслами
в) правилами внутреннего распорядка
г) законом
д) правом
Правильный ответ: Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями
46. Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется
а) бестактностью
б) смысловым барьером
в) интрапсихической защитой
г) перцептивной защитой
д) когнитивным диссонансом
Правильный ответ: Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером
47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется
а) идентификацией
б) стереотипизацией
в) рефлексией
г) эмпатией
д) аттракцией
Правильный ответ: Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией
48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется
а) идентификацией
б) стереотипизацией
в) рефлексией
г) эмпатией
д) аттракцией
Правильный ответ: Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией
49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется
а) идентификацией
б) каузальной атрибуцией
в) эмпатией
г) эффектом ореола
д) мышлением
Правильный ответ: Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией
50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
а) идентификацией
б) каузальной атрибуцией
в) рефлексией
г) стереотипизацией
д) эффектом ореола
Правильный ответ: Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
51. Группа учащихся , имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется
а) формальной
б) неформальной
в) партией
г) общественной организацией
д) компанией
Правильный ответ: Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной
52. Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним
Правильный ответ: Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии
Правильный ответ: Всоответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь
Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике
Педагогическая и возрастная психология
001. К понятиям, характеризующим отдельные виды возраста индивидуума,
не относится возраст:
педагогический
развития индивидуума:
хронологический возраст
качество питьевой воды
сюжетно-ролевая игра
становление иерархии мотивов деятельности
учебная деятельность
способность к планированию собственного поведения
интимно-личностное общение со сверстниками
самосознание личности
учебно-профессиональная деятельность
овладения процессом образования понятий
формирования самосознания
сенситивности к социальным оценкам
инстинктивная
ражнения, - это:
навык
скачкообразно
все нижеперечисленные, кроме:
реакции преподаватель
всем нижеперечисленным, кроме:
инстинктивных программ поведения
или иной потребности учащегося:
мотив
рефлексии
ции, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется:
когнитивным диссонансом
учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя:
способным
реактивным
является:
мотивированным
информация отражает последние достижения науки
является в степени трудности цели, которую ставит :
учащийся перед самим собой
осознает
действием
мотив
целью, которую ставит перед собой учащийся
условиями ситуации
экстериоризацией
автоматизированность
осознанно
опосредствованы его отношением к ним
учением
управления неформальными взаимоотношениями студентов
общей
эмоциональной нейтральности материала
развитии воли
вызванное смысловым несовпадением в отношении высказанной инфор
мации, называется:
смысловым барьером
следующий компонент педагогического общения :
перцептивный
который называется:
коммуникативным
045.Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется:
идентификацией
ми, называется:
рефлексией
писывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется:
каузальной атрибуцией
сения этого поведения к социальным образцам называется:
стереотипизацией
формальной
несогласии
циального опыта определяется как:
социализация
мотивировать активность путем положительной обратной связи
предоставления алгоритма выполнения задания
относят все нижеперечисленные, кроме:
отсутствия страха перед ошибками
ной деятельности:
открытие новых знаний, способов действий
056. Заучивая латынь после выполнения домашнего задания по английскому
языку, студент может столкнуться с:
явлением интерференции
организовать их совместную деятельность
расширение оценки успеваемости до публичной оценки личности учащегося!
студенческой группой. Студенты не боятся задавать вопросы; если не го
товы к занятию - могут честно признаться в этом. О каких умениях пре
подавателя идет речь в данном случае?
коммуникативные
кого не хвалит. При этом много говорит, часто отвлекается от темы. Какая
сторона процесса общения со студентами нарушена?
коммуникативная
пришла новенькая. Девушка держится особняком, хотя в предыдущей
группе (до академотпуска) была лидером. Какой должна быть тактика пе
дагогического общения преподавателя в этом случае?
чаще включать девушку в совместную деятельность с другими
ваемые вопросы отвечает полно и развернуто. Если же преподаватель по
правляет или дополняет его, студент начинает сильно переживать, стара
ется объяснить, что ему помешало подготовиться к занятию. Какие моти
вы могут быть ведущими в учебной деятельности этого студента?
избегание неудач
денты из группы сторонятся его. На переменах он контактирует со сту
дентами из другой группы. Какой должна быть тактика педагогического
общения преподавателя с данным студентом?
подыскать референтную группу среди других студенческих групп (предложить перейти в нее)
возрастной динамики психики человека
мотивации
программы учебной дисциплины
дители:
1. Специфика учебного предмета
068. В структуру мотивации входит все перечисленное, кроме:
действий
организация соперничества между учащимися
контроль
способность к внешнему выражению своих мыслей, знаний, убеждений посредством речи и мимики
щению с учащимися, умение найти правильный подход, установить с ни
ми целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, на
личие педагогического такта:
коммуникативные
ным:
1. дидактические
074. Студенты 1 курса ФВСО разговаривали о мотивации поступления в ин
ститут. Выберите познавательные мотивы:
я всегда хотела изучать только медицину, узнавать что-то новое о здоровье человека
получение удовольствия от самого процесса учения
носят все нижеперечисленное, кроме:
поиска информации
личностная значимость учебной деятельности
альтруистической
П.Я. Гальперин
предметно-манипуляционная деятельность
младенчество
школьный возраст
перестройкой социальных взаимоотношений
комплекс «оживления»
вольной памяти, внимания, развитие познавательных интересов, возник
новение избирательных интересов, первые признаки профессиональной
направленности характерны для:
подростков
одиночные игры
учебная деятельность
ским новообразованием которого является произвольность психических
процессов, самоконтроль, самооценка:
младший школьный возраст
Э. Эриксона, которой соответствует кризисная ситуация «доверия-недо
верия»:
младенчество
ским новообразованием которого является потребность в общественно
значимой деятельности:
младший школьный возраст
раннее детство
кратковременное объединение
учеба
подростковый возраст
неорганизованное поведение
чала практического интеллекта:
2 года
все вышеперечисленные
предметная манипуляция
099. Психологическим новообразованием в процессе развития, которое состав ляет сущность каждого возрастного этапа, является все перечисленное, кроме:
нарушений психического развития
отсутствие качественных изменений в процессе совершенствования той или иной психической функции
В освоении деятельности нам помогают такие параметры, как знания, умения, навыки, (привычки).
Основа деятельности - навыки.
Деятельность будет выполняться, если все компоненты будут сформированы.
Психологическое содержание
1) Знания – это умения и навыки, но имеющие отношение не к практической деятельности, а к мыслительной, вербальной деятельности человека.
Не любой теоретический материал становится знанием. Теоретический материал становится знанием, если меняется при его приобретении картина мира человека.
Знание – это нелюбая информация.
2) Умения – это совокупность приёмов, обеспечивающих способность успешно выполнять ту или иную деятельность.
Умения строятся на знаниях, которые должны быть перенесены, применены к деятельности. Умения позволяют выбирать действия с учётом конкретных условий.
Основные пути формирования умений – либо подражание, либо специальное обучение.
Умения – это самый элементарный уровень. Поэтому выделяют:
Элементарные умения – возникают на основе знаний и (или) подражания.
Мастерство – самый высокий уровень, возникает на основе специального обучения.
Этапы формирования умений:
1. Первоначальное умение – опирается на уже имеющиеся знания и навыки. Пробы и ошибки.
2. Недостаточно умелая деятельность – характеризуется знаниями о способах выполнения действия, но используются неспецифические, ранее приобретённые навыки.
3. Отдельные общие умения – умения, которые можно применять в разных видах деятельности.
4. Высокоразвитое умение – предполагает творческое использование знаний и навыков в деятельности.
5. Мастерство – цель профессионального обучения. Гарантирует надёжность, точность.
Любое умение не создаётся каждый раз заново (в отличие от действий). Умения формируются на основе переноса ранее имеющихся знаний и ранее сформированных навыков, т.е. приспособление к какой-либо задаче.
Обязательное условие формирования умений – осознание цели деятельности и способов её достижения.
3) Навыки.
Отличие навыков от умений заключается в том, что навык – это совершенное или хорошо отточенное выполнение действий.
Навыки могут быть сформированы не во всех видах деятельности.
Навык позволяет человеку ускорить выполнение деятельности и сэкономить собственную энергию.
Навык – это автоматизированный способ выполнения действия, закрепившийся в результате упражнений.
Упражнение – это целенаправленные, многократно повторяемые действия, осуществляемые с целью его усовершенствования.
Функции навыков:
1. Сокращение времени выполнения действия
2. Уменьшение напряжения при выполнении действия, исчезновение лишних движений
3. Объединение отдельных самостоятельных движений в единое действие
4. Повышение производительности труда и качества деятельности
Классификация навыков:
1. Двигательные
2. Мыслительные
3. Сенсорные
4. Навыки поведения
Легче сформировать новый навык, чем скорректировать, исправить неправильный навык.
Этапы формирования навыков:
1. Аналитический
2. Синтетический
3. Автоматизация
Неиспользование навыков в деятельности приводит к деавтоматизации навыков (переход на уровень умений).
Для навыков свойственно взаимодействие. Оно бывает положительным и отрицательным.
Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми – перенос.
Перенос происходит при условиях:
1. Когда система движений одного навыка соответствует системе движения другого навыка
2. Конец одного навыка является началом другого навыка и наоборот
3. Реализация одного навыка создаёт благоприятные условия для выполнения другого
Отрицательное влияние имеющихся выработанных навыков на новые – интерференция.
Условия интерференции являются обратными условиями переноса + условие: имеет место, когда система движений, входящих в один навык, содержится частично в другом, доведённом до автоматизма.
Физиологическая основа навыка – динамический стереотип (система связей между нейронами в головном мозге).
4) Привычки Привычка – это автоматизм поведения.
Привычки бывают:
1. Вербальные
2. Двигательные
3. Отрицательное
4. Положительные
5. Нейтральные
В основе привычки – динамический стереотип.
Привычка представляет собой цепочку действий, носящих автоматический характер.
Привычка формируется стихийно и непреднамеренно.
Игровая деятельность
Преддошкольпый возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности. Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослым с ними, т. е. происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны, это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др. Другая форма овладения предметами - это манипулирование ими в процессе игры.
Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно.
На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией - стадией дошкольного возраста - является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится выполнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.
Следовательно, основные особенности психического развития ребенка на данном этапе заключаются в овладении присущим человеку отношением к окружающим предметам, в подражании поведению взрослых и в формировании основных функций мышления.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфическими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль - роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Неслучайно сюжетные игры часто называют ролевыми играми. Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.
В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.
Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.
Игровая деятельность – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции, т. е. мотивом игры является «быть как взрослый», и определяющая специфику социальной ситуации развития ребёнка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми: взрослый – ребёнок, взрослый – взрослый, ребёнок – ребёнок, ребёнок – взрослый, в игровой, воображаемой ситуации. В игре ребёнок существует сразу в двух ипостасях: как играющего ребенка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью, и констатирует Образ себя и Образ мира с двух соответствующих точек зрения. Это определяет формирование психологических новообразований, которые являются основным для этапа дошкольного детства: становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, формирование механизмов эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности ребёнка-дошкольника и пространство-временного смещения.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
Итак, на границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это вышеупомянутая режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик.
Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).
Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками, они «играют рядом, а не вместе».
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
Учебная деятельность
Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет). Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Все главные изменения в психическом развитии, наблюдаемые на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой.
Основной закономерностью психического развития на этой стадии является умственное развитие ребенка. Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения. Не менее серьезные требования обучение в школе предъявляет к памяти ребенка. Ребенок теперь должен не просто запоминать, он должен запоминать правильно, проявляя активность в усвоении учебного материала. В связи с этим продуктивность памяти ребенка сильно возрастает, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть.
Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей. Если в возрасте семи-восьми лет мышление ребенка является конкретным, опирается на наглядные образы и представления, то в процессе обучения его мышление приобретает новые черты. Оно становиться более связанным, последовательным и логическим. Вместе с тем у ребенка в этом возрасте происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. У него не только вырабатывается более правильное понимание слов, но он учится правильно пользоваться грамматическими категориями.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ве-дущей. Она имеет определенную структуру. Рассмотрим кратко компо-ненты учебной деятельности в соответствии с представлениями Д.Б. Эль-конина.
Первый компонент – мотивация. Учебная деятельность полимотиви-рована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной – это учебно-познавательные мотивы. В их основе лежат по-знавательная потребность и потребность в саморазвитии.
Второй компонент – учебная задача, т.е. система заданий, при выпол-нении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно де-ти, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения. Развивающее обучение предполагает совмест-ное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа ре-шения целого класса задач. Учебные операции входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном струк-туры учебной деятельности.
Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы раз-вивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку по сис-теме П.Я. Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), вы-полняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к прого-107 вариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций быстро ре-шает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.
Четвертый компонент – контроль. Первоначально учебную работу де-тей контролирует учитель. Но постепенно ода начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учите-ля. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю – важная и сложная педагоги-ческая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату, ребенку необходим так называемый пооперационный контроль – за правильностью и полнотой выполнения операций.
Последний этап контроля – оценка. Ее можно считать пятым компо-нентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою ра-боту, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недос-таточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий – освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.
Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения
Развитие психических функций . В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного мате-риала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети ана-лизируют операции, которые они производят, способы решения задач.
Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен харак-терный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиоз-ным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеа-лах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый более глубокий и обобщенный взгляд на мир. С интеллектуальным разви-тием тесно связано начинающееся в этот период становление основ миро-воззрения.
Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развиваются раз-личные формы речи, в том числе письменная.
С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображе-ния. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься раз-ными видами конструирования и т.п. В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют возможности сво-его творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выготский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка
Трудовая деятельность
Деятельность - это форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых (материальных и духовных) ценностей и усвоением общественного опыта.
Главными формами деятельности является познание, труд, общение. В онтогенетическом плане деятельность человека представлена такими видами, как игра, учение, труд. Любая деятельность является одновременно «созиданием чего-то» и проявлением позиции, отношение человека к другим людям, обществу в целом. Следовательно, деятельность имеет поведенческий аспект.
Труд является основным видом деятельности, поскольку связана с производством общественно полезных продуктов - материальных и идеальных. Она является вечной необходимым условием существования людей и рассматривается как специфическая видовая поведение человека, что обеспечивает ее выживание.
Трудовая деятельность обусловливается определенными мотивами и направлена на достижение определенной цели.
Мотив - это то, что побуждает человека к труду, а цель - то, чего она пытается достичь в результате труда.
Подлинной основой мотива есть потребность, то есть объективная необходимость человека в чем. Осознанная, отраженная в сознании потребность и называется мотивом.
Следовательно, источником трудовой активности человека есть потребности, которые побуждают его действовать определенным образом и в определенном направлении. Процесс удовлетворения потребностей выступает как активный целенаправленный процесс овладения той или иной формой деятельности и реализации в соответствии с уровнем общественного развития.
Особенностью труда как деятельности является то, что содержание ее не определяется полностью потребностью, которая ее вызвала. Если потребность как мотив побуждает человека к деятельности, стимулирует ее, то сами формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, разделением труда. Например, мотивом, заставляющим станочника работать, могут быть физиологические потребности (в пище, одежде, жилье), однако сам процесс управления станком, то есть содержание деятельности, определяется не этой потребностью, а целью - изготовлением конкретной детали. Итак, побуждения, мотивы деятельности не совпадают с непосредственной целью труда. Потребности как источник активности побуждают человека к труду, а осознаваемая ею цель является регулятором активности в процессе труда.
Чтобы труд был успешным, человек должен овладеть способами, целенаправленными действиями по достижению поставленной цели. Сама деятельность, в свою очередь, должно стимулировать и поддерживать активность работника, который сам собой немедленно не удовлетворяет существующие потребности. Это означает, что труд невозможна без познавательных и волевых процессов. Наличие осознаваемой цели всегда остается необходимым признаком труда. Остальные сторон деятельности - мотивы, способы выполнения, отбор и переработка информации - могут осознаваться, не полностью осознаваться, осознаваться ложно или не осознаваться вовсе. При отсутствии осознаваемой цели идет не о трудовой деятельности человека, а о импульсивную поведение, управляемое непосредственно потребностями и эмоциями.
Следовательно, труд - это сознательная, целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных и духовных благ, предоставление различных услуг.
01. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов
а) да
Правильный ответ : а) да. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов
02. Ролевая игра как ведущий тип деятельности характерна
а) для младшего школьного возраста
б) для младенчества
в) для раннего детства
г)для дошкольного возраста
Правильный ответ:
г) для дошкольного возраста
03. Психическим новообразованием
младенческого возраста является
б) речь и наглядно-действенное мышление
в) предметно-орудийная деятельность
г) произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия;
д) осознание своего "Я"
Правильный ответ:
а) потребность в общении с людьми и эмоциональное отношение к ним
04. Деятельность интимно-личного
общения является ведущей
а) в школьном возрасте
б) в подростковом возрасте
в) в юности
г) в раннем детстве
Правильный ответ:
б) в подростковом возрасте
05. Новообразованиями подросткового возраста
являются
а) изменение системы отношений со средой
б) самооценка
в) переход к мышлению в понятиях
г) становление самосознания
Правильный ответ:
а) изменение системы отношений со средой в) переход к мышлению в понятиях
06. Ведущей деятельностью юношеского возраста
является
а) учение
б) общественно-полезная деятельность
в) профессиональная деятельность
г ) учебно-профессиональная деятельность
д) эмоциональное общение
Правильный ответ:
07. Речевые указания взрослых начинают регулировать поведение ребенка
а) на первом году жизни
б) на втором году жизни
в) на третьем году жизни
Правильный ответ:
в) на третьем году жизни
08. В раннем возрасте
цвет является основным признаком, характеризующим предмет
Правильный ответ:
б) нет. В раннем возрасте цвет не является основным признаком, характеризующим предмет
09. В поведении младшие школьники ориентируются чаще всего на моральные суждения и оценку действий
а) родителей
б) учителей
в) сверстников
Правильный ответ:
б) учителей.В поведении младшие школьники ориентируются чаще всего на моральные суждения и оценку действий учителей
10. Ведущим психическим познавательным процессом,
от которого в наибольшей зависимости находится успешное обучение младшего школьника, является
а) ощущение
б) восприятие
в) память
г) мышление
е) воображение
Правильный ответ:
б) восприятие. Ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешное обучение младшего школьника, являетсявосприятие.
11. К задачам педагогической психологии
относятся
б) выявление закономерностей усвоения знаний
в) научение психологических основ в деятельности педагога
г) изучение психологических основ деятельности обучаемого
д) формирование принципов форм и методов обучения и воспитания
Правильный ответ:
к задачам педагогической психологии относятся б) выявление закономерностей усвоения знаний, в) научение психологических основ в деятельности педагога, г) изучение психологических основ деятельности обучаемого
12. Разделами педагогической психологии
являются
а) образовательные технологии
б) дидактические основы обучения
в) психология учебной деятельности
г) психология педагогической деятельности
Правильный ответ:
разделами педагогической психологии являются в) психология учебной деятельности, г) психология педагогической деятельности
13. Показателями обучаемости
являются
а) учебная мотивация
б) инициативность
в) приемы мышления
г) успеваемость
д) восприимчивость
Правильный ответ:
б) инициативность, д) восприимчивость. Показателями обучаемости являются б) инициативность д) восприимчивость
14. К числу общих действий
, входящих
в деятельность учения, относятся умение
а) контролировать
б) планировать
в) моделировать
г) оценивать
Правильный ответ : а) контролировать б) планировать в) моделировать
г) оценивать. К числу общих действий, входящих в деятельность учения, относятся умение а) контролировать б) планировать в) моделировать
г) оценивать.
15. Параметрами действия являются
а) мера совершения действия
б) мера свернутости действия
в) мера самостоятельности
г) мера освоения действия
д) мера обобщенности действия
е) все перечисленные
Правильный ответ:
Параметрами действия являются: в) мера самостоятельности; г) мера освоения действия; д) мера обобщенности действия
16. Обучаемость характеризует
а) степень овладения обучаемым знаниями, умениями и навыками
б) актуальный уровень развития
в) зону ближайшего развития?
г) совокупность интеллектуальных свойств обучаемого
Правильный ответ:
Обучаемость характеризует: в) зону ближайшего развития
17. Зона ближайшего развития
обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний
б) неверно
Правильный ответ:
б) неверно -
Зона ближайшего развития обучаемого определяется исходя из сформированных умений и навыков в определенной области знаний
18. С каким уровнем усвоения
соотносится этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций?
а) представления
б) знания
в) умения
г) навыки
Правильный ответ:
Этап формирования внутрисистемных и внутрипредметных ассоциаций соотносится с уровнем усвоения б) знания
19. Для эмоционально-импровизационного стиля
характерно
а) быстрый темп при опросе
б) неформальные вопросы
в) отбор наиболее интересного материала
г) поэтапная отработка всего учебного материала
д) коллективные обсуждения
е) систематичность закрепления материала
Правильный ответ:
Для эмоционально-импровизационного стиля характерно: а) быстрый темп при опросе; б) неформальные вопросы; в) отбор наиболее интересного материала
20. Понятие «психологический возраст»
включает в себя показатели
а) психического развития
б) социального развития
в) органического развития
г) психологические новообразования
д) динамики развития
Правильный ответ:
Понятие «психологический возраст» включает в себя показатели: г) психологические новообразования; д) динамики развития
21. Ведущая деятельность дошкольного возраста
- это
а) сюжетно-ролевая игра
б) предметно-орудийная деятельность
в) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
г) учебная деятельность
Правильный ответ:
Ведущая деятельность дошкольного возраста – это: а) сюжетно-ролевая игра
22. дошкольного возраста относят
а) наглядно-действенное мышление
б) выделение "Я", возникновение самосознания
в) возникновение способности к замещению и использованию знака
г) возникновение иерархии мотивов
д) возникновение произвольности
Правильный ответ:
К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят: г) возникновение иерархии мотивов; д) возникновение произвольности
23. Ведущая деятельность младшего школьного возраста
- это
а) предметно-орудийная деятельность
б) сюжетно-ролевая игра
в) учебная деятельность
г) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
д) интимно-личностное общение со сверстниками
Правильный ответ:
Ведущая деятельность младшего школьного возраста - это в) учебная деятельность
24. К психологическим новообразованиям
младшего школьного возраста относят
а) рефлексию
б) преодоление эгоцентрической позиции
в) возникновение учебного мотива
г) овладение нравственными нормами
д) способность к планированию собственного поведения
Правильный ответ:
К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста относят: а) рефлексию; в) возникновение учебного мотива; г) овладение нравственными нормами
25. Ведущая деятельность подросткового возраста
- это
а) учебная деятельность
б) интимно-личностное общение со сверстниками
в) сюжетно-ролевая игра
г) предметно-орудийная деятельность
д) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
Правильный ответ:
Ведущая деятельность подросткового возраста - это б) интимно-личностное общение со сверстниками
26. К психологическим новообразованиям подросткового возраста
относят
а) половую идентификацию
б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению
в) возникновение понятийных обобщений
г) чувство взрослости
д) формирование нравственного мировоззрения
Правильный ответ:
К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят: б) психологическую готовность к личностному и профессиональному самоопределению; г) чувство взрослости; д) формирование нравственного мировоззрения
27. Ведущая деятельность юношеского возраста
- это
а) сюжетно-ролевая игра
б) эмоционально-личностное общение с близким взрослым
в) психологически интимное общение
со значимым сверстником противоположного пола
г) учебно-профессиональная деятельность
д) предметно-орудийная деятельность
Правильный ответ:
Ведущая деятельность юношеского возраста – это: в) психологически интимное общение со значимым сверстником противоположного пола; г) учебно-профессиональная деятельность
28. К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят
а) профессиональное самоопределение
б) формирование временной перспективы
в) личностное самоопределение
г) формирование собственных личностных интересов
Правильный ответ:
К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят в) личностное самоопределение
29. Основными задачами ранней взрослости
являются
а) приобретение автономии от родителей
б) усвоение новых знаний
в) построение идеальной модели семьи
г) сензитивность к социальным оценкам
д) формирование стабильной личностной структуры
в соответствии с принятой идеальной моделью будущего
Правильный ответ:
Основными задачами ранней взрослости являются: а) приобретение автономии от родителей; в) построение идеальной модели семьи; д) формирование стабильной личностной структуры
30.
Основными задачами зрелости являются
а) интимно-личностное общение
б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени
в) построение новой системы отношений с окружающими людьми
г) формирование самосознания
д) реализация поставленных жизненных целей
Правильный ответ:
Основными задачами зрелости являются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей
31. Основными задачами старости являются
а) сохранение интегративной структуры личности
б) создание стабильной структуры жизненных отношений
в) реализация личностного самоопределения
г) пересмотр жизненного пути
Правильный ответ:
Основными задачами старости являются:
а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути
32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения - это
а) инстинкт
б) интеллектуальное поведение
г) знание
д) умение
Правильный ответ:
Автоматизированный способ поведения,
вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык
33. Психическое развитие учащегося совершается
а) планомерно
б) скачкообразно *.
в) последовательно
г) зигзагообразно
д) по спирали
Правильный ответ:
Психическое развитие учащегося совершается:
б) скачкообразно
34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются
а) совместной деятельностью
б) самонаблюдением
в) инстинктивными программами поведения
г) научением
д) в результате интеллектуальных размышлетшй
Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются а) совместной деятельностью
35. Побуждение к учебной деятельности , связанное
с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется
а) установка
б) интерес
д) чувство
Правильный ответ:
Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив
36. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение
а) относительно независимо от конкретных внешних условий
б) в соответствии с окружающей ситуацией
в) под влиянием преподавателей
г) под влиянием учебной группы
д) под влиянием родителей
Правильный ответ:
Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий
37. Состояние дискомфорта,
вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется
а) психологическим барьером
б) когнитивным диссонансом
в) личностным смыслом
г) аффектом
д) фрустрацией
Правильный ответ:
Состояние дискомфорта,
вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом
38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности , на которую он считает себя
а) способным
б) малоспособным
в) неспособным
г) мотивированным
д) запрограммированным
Правильный ответ:
Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным
39. Мотивы учебной деятельности
учащегося могут быть
а) осознаваемыми
б) неосознаваемыми
в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми
г) надсознательными
д) вытесненными в подсознание
Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми
40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется
а) внешней ситуацией
б) восприятием учащимся внешних условий
в) памятью
г) целью, которую ставит перед собой учащийся
д) мышлением
Правильный ответ:
Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся
41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется
а) условиями ситуации
б) восприятием
в) памятью
д) мышлением
Правильный ответ:
Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации
42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется
а) поведением
б) инстинктом
в) научением
г) экстериоризацией
д) интериоризацией
Правильный ответ:
Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией
43. Основной отличительной характеристикой навыка является его
а) сложность
б) легкость
в) продолжительность
г) неавтоматизированность
д) автоматизированность
Правильный ответ:
Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность
44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося
а) непосредственно
б) опосредованно
в) директивно
г) положительно
д) отрицательно
Правильный ответ:
Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно
45. Роли участников учебно-воспитательного
процесса регулируются
а) социальными ожиданиями
б) личностными смыслами
в) правилами внутреннего распорядка
г) законом
д) правом
Правильный ответ:
Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями
46. Препятствие во взаимопонимании между
преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется
а) бестактностью
б) смысловым барьером
в) интрапсихической защитой
г) перцептивной защитой
д) когнитивным диссонансом
Правильный ответ:
Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером
47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется
а) идентификацией
б) стереотипизацией
в) рефлексией
г) эмпатией
д) аттракцией
Правильный ответ:
Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией
48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками,
называется
а) идентификацией
б) стереотипизацией
в) рефлексией
г) эмпатией
д) аттракцией
Правильный ответ:
Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией
49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося
путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется
а) идентификацией
б) каузальной атрибуцией
в) эмпатией
г) эффектом ореола
д) мышлением
Правильный ответ:
Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией
50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
а) идентификацией
б) каузальной атрибуцией
в) рефлексией
г) стереотипизацией
д) эффектом ореола
Правильный ответ:
Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется
51. Группа учащихся
, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется
а) формальной
б) неформальной
в) партией
г) общественной организацией
д) компанией
Правильный ответ:
Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной
52. Конформность учащегося
проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним
Правильный ответ:
Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии
53.
Правильный ответ:
В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь
54.
Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон - физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л. П. Матвеев, 1983).
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.
Характерными признаками двигательного умения являются:
– Управление движениями происходит неавтоматизировано.
– Сознание ученика загружено контролем каждого движения.
– Невысокая быстрота выполнения действия.
– Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.
– Неустойчивостью к действию сбивающих факторов.
– Нестабильность результатов действия.
Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Так, например, в ряде случаев материал школьной программы по физической культуре может быть усвоен именно на уровне умения.
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения. В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное - автоматизированный характер управления движением.
Двигательный навык - это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания).
При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия: восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредоточивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью; при передвижении на лыжах - на изменении рельефа.
Рис. 2.4. Характерные особенности двигательных умений и навыков и переход умения в навык (Мазниченко, 1984).
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
1) двигательной одаренности (комплекс способностей к нескольким видам деятельности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4) профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.