Чем выше статус тем больше. Эссе на тему “Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера.” Г. Фрейтаг (ЕГЭ обществознание). Можно ли изменить статус

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека,

обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)

Помоги пжл с ЕГЭ по Обществу Чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Странам со сложным этническим

или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка…

Демократия – вещь неудержимая. Правда, есть в ней один практический недостаток. Странам, вставшим на путь свободы, кажется, что демократия (т.е. партии, выборы и парламенты) укажет им, куда идти дальше. Даже сторонники активных действий полагают, что для этого надо просто послушать, что говорят, причем послушать всех желающих… Но… демократия – не просто многообразие взглядов, не просто форум, где всякое мнение имеет хождение; демократия – это система правления. Ее цель – обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере на старте; и демократия должна давать возможность править. Парламент, будучи трибуной свободного выражения мнений, есть все же прежде всего институт политической власти, который должен ведь как-то реагировать на предложения правительства или уж выдвигать собственные инициативы…

Вопреки буквальному значению слова действующая демократия не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо – то народом и смещаемое; кроме того, демократия – это правительство со своим собственным курсом…

Есть несколько способов дать правительству власть, не подвергая демократию опасности. Это немецкий и британский методы, с одной стороны, и французский и американский – с другой. Оба они жизнеспособны; в одном случае глава правительства имеет определенные конституционные прерогативы – право роспуска парламента, но и избирается он при этом парламентом; в другом – президент избирается на свой пост независимо от парламента и обретает поэтому реальную власть…

Есть две очевидные опасности. Первая – новоиспеченные демократические страны начнут свой путь с актов мести тем, кто ответствен за тиранию, и вторая – судебная власть окажется добычей политических сил.

Автор своим высказыванием затрагивает проблему взаимосвязи социального статуса и ролевой свободы. Автор своим высказывание хотел сказать нам, что социальный статус и ролевая свобода тесно взаимосвязаны между собой. Автор отмечает, что чем выше статус человека, тем более его ролевая свобода.

Прежде чем разобраться с моим мнением по этому вопросу, хотелось бы разобраться с терминами. Так, под социальным статусом понимается место человека в системе общественных отношений. Обильная роль - это ожидаемое поведение человека, ассоциирует с его социальным статусом. Следовательно, социальная роль предписывается определенном социальному статусу. И если меняется социальных статус, то меняется и социальная роль.

Я согласен с данным утверждением.

В качестве примера можно привести положения действующей конституции РФ. Так, если обратиться к высшему тащусь гражданина РФ, то. Есть к президенту страны, то мы увидим, что у него много полномочий, причем весьма серьезных. Его ролевая свобода охватывает назначением председателя правительства, представление государственной думе кандидата на должность председателя ЦБ, представление совету федерации кандидатов на должности судей конституционного и верховного судов, а также генерального прокурора.

Обратимся к истории. Статус с ролевой свободой еще был тесно связан и в Древней Руси. Так у помещика было более развита ролевая свобода, нежели у крестьян, которой у них практически не было. Так помещик мог продать крестьянина, обменят его или даже убить.

Тем самым, проблема очень даже актуально. Ведь не существует такого общества, в котором не было бы власти. Ну а наличие власти, всегда будет порождать дифференциацию общества и различную социальную ролевую свободу.

7 ОПСВТС 2017

п ТБЪОЙГЕ НЕЦДХ ВПМШЫЙНЙ Й НБМЩНЙ ВБОЛБНЙ, УРПУПВЕ ЙОЧЕУФЙТПЧБОЙС Ч УФТБИПЧЩЕ РТПДХЛФЩ, ПФМЙЮЙСИ ПФДЩИБ Ч фБЙМБОДЕ Й чШЕФОБНЕ Й П РТБЧЙМШОПН ПФОПЫЕОЙЙ Л ДЕОШЗБН ТБУУХЦДБЕФ бОФПО мЕВЕДЕЧ, ЗЕОЕТБМШОЩК ДЙТЕЛФПТ ЛПНРБОЙЙ бп «йТЛХФУЛПВМЗБЪ».

рТП ВБОЛЙ. лБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ МЙГП, С - ЛМЙЕОФ Й . рТПДХЛФЩ Й ХУМХЗЙ ЬФЙИ ДЧХИ ВБОЛПЧ НЕОС РПМОПУФША ХУФТБЙЧБАФ, РПЬФПНХ ОБ РТЙЪЩЧЩ ДТХЗЙИ ЖЙОБОУПЧЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК РЕТЕКФЙ Л ОЙН РПЛБ ОЕ РПДДБАУШ.

оБЫЕ РТЕДРТЙСФЙЕ, йТЛХФУЛПВМЗБЪ, ФБЛЦЕ ТБВПФБЕФ УП уВЕТПН Й зБЪРТПНВБОЛПН. пУОПЧОПК УЮЕФ, ОБ ЛПФПТЩК РПУФХРБАФ РМБФЕЦЙ ПФ ОБУЕМЕОЙС, ОБИПДЙФУС Ч уВЕТВБОЛЕ. рБТБММЕМШОП ТБВПФБЕН Й У зБЪРТПНВБОЛПН.

оЕЛПФПТЩЕ ДТХЗЙЕ ВБОЛЙ ЧЩУФХРБАФ Ч ЛБЮЕУФЧЕ БЗЕОФПЧ РП УВПТХ РМБФЕЦЕК, ОП ЬФП ЮЙУФП ФЕИОЙЮЕУЛПЕ УПФТХДОЙЮЕУФЧП.

уП уВЕТВБОЛПН НЩ ТБВПФБЕН ПЮЕОШ ДБЧОП, ЧЩУФТПЕОЩ ИПТПЫЙЕ ПФОПЫЕОЙС У ОЙН, ПО ПЮЕОШ ОБДЕЦЕО Й РПРХМСТЕО Х ОБУЕМЕОЙС. дТХЗЙЕ ВБОЛЙ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РТЕДМБЗБАФ ОБН ЙОФЕТЕУОЩЕ ХУМПЧЙС, ПДОБЛП ЙИ ОБДЕЦОПУФШ ОБНОПЗП ОЙЦЕ, Й НЩ ОЕ НПЦЕН ТЙУЛПЧБФШ.

ч уВЕТВБОЛЕ НЕИБОЙЪН ЖЕДЕТБМШОПЗП ХТПЧОС; ПО ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ОБДЕЦЕО, ОП Х ОЕЗП ЕУФШ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙЕ ОЕДПУФБФЛЙ, РТЙУХЭЙЕ ВПМШЫЙН УФТХЛФХТБН. пО ОЕ ФБЛ ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РПДИПД Л ЛМЙЕОФБН, ЛБЛ ЬФП ДЕМБАФ ДТХЗЙЕ ВБОЛЙ.

зБЪРТПНВБОЛ БЛФЙЧЙЪЙТПЧБМ УЧПА ТБВПФХ РП РТЙЧМЕЮЕОЙА ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ, ФБЛ Й АТЙДЙЮЕУЛЙИ МЙГ, РТЕДМБЗБЕФ ЙОФЕТЕУОЩЕ РТПДХЛФЩ. пО ЛБЛ ТБЪ ЙУРПМШЪХЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РПДИПД, РПФПНХ ЮФП НПЦЕФ УЕВЕ ЬФП РПЪЧПМЙФШ Ч УЙМХ УЧПЕК УРЕГЙЖЙЛЙ. ьФП ЗМБЧОЩК ЕЗП ЛПЪЩТШ. оХ, Й, ЛПОЕЮОП ЦЕ, ЛПТРПТБФЙЧОБС РТЙОБДМЕЦОПУФШ зБЪРТПНХ ФПЦЕ ДБЕФ ВБОЛХ РТЕЙНХЭЕУФЧП.

рТП ПФОПЫЕОЙЕ ВБОЛПЧ Л ЛМЙЕОФБН. нОЕ, ОБЧЕТОПЕ, ЧЕЪЕФ. ч уВЕТВБОЛЕ С ПВУМХЦЙЧБАУШ Ч РПДТБЪДЕМЕОЙЙ «уВЕТВБОЛ рТЕНШЕТ». х НЕОС ЕУФШ РЕТУПОБМШОЩК НЕОЕДЦЕТ, ЛПФПТПНХ С, РТЙ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, ЪЧПОА. рТЙЕЪЦБА Ч ПЖЙУ ЧУЕЗДБ Ч ЪБТБОЕЕ УПЗМБУПЧБООПЕ ЧТЕНС, Б РПФПНХ ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН Ч ПВУМХЦЙЧБОЙЙ ОЕ ЙУРЩФЩЧБА. ч ЬФПН РМБОЕ С ДПУФБФПЮОП ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ТЕЮШ ЙДЕФ П ВБОЛЕ, ЛПФПТЩК ДЕТЦЙФ НПЙ ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ Й ЪБТБВБФЩЧБЕФ ОБ ОЙИ.

ч зБЪРТПНВБОЛЕ ЙОПЗДБ РТЙИПДЙФУС РПДПЦДБФШ Ч ПЮЕТЕДЙ, ОП ПФОПЫЕОЙЕ Л ЛМЙЕОФБН ИПТПЫЕЕ, ОЙ У ЮЕН ОЕЗБФЙЧОЩН С ОЕ УФБМЛЙЧБМУС.

с ЪБНЕФЙМ: ЮЕН ЧЩЫЕ ФЧПК УФБФХУ - ФЕН МХЮЫЕ Л ФЕВЕ ПФОПУСФУС Ч ВБОЛБИ (УНЕЕФУС).

рТП ЛТЕДЙФЩ. оЕ ФБЛ ДБЧОП С РМБОЙТПЧБМ ЧЪСФШ РПФТЕВЙФЕМШУЛЙК ЛТЕДЙФ Ч уВЕТВБОЛЕ. пДОБЛП ФБН НОЕ ТБУУЮЙФБМЙ ЛТЕДЙФ Й РТЕДМПЦЙМЙ ЪБКН РПД ВПМШЫПК РТПГЕОФ - ВПМШЫЕ 20 %, ЮФП ДП ОЕРТЙМЙЮЙС ПФМЙЮБМПУШ ПФ ОЙЦОЕЗП РПТПЗБ УФБЧЛЙ. рПУМЕ ЬФПЗП С РТЙЫЕМ Ч зБЪТПНВБОЛ Й ФБН НЕОС РТПЛТЕДЙФПЧБМЙ ОБ ФХ ЦЕ УХННХ, ОП РП ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫЕК УФБЧЛЕ - 15%. тБЪОЙГБ, ЛПОЕЮОП, ВЩМБ ПЭХФЙНПК. лТПНЕ ФПЗП, зБЪРТПНВБОЛ ТБУУНБФТЙЧБМ ЪБСЧЛХ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Ч ПЖЙУЕ, Б уВЕТВБОЛ РЕТЕУЩМБМ ДПЛХНЕОФЩ ЧЩЫЕУФПСЭЙН УФТХЛФХТБН, ЛПФПТЩЕ Й РТЙОЙНБМЙ ТЕЫЕОЙЕ. фБЛ УЛБЪБФШ, ПВЕЪМЙЮЕООБС УИЕНБ: РПУФХРЙМБ ЪБСЧЛБ- ТПВПФ РПУНПФТЕМ - ЧЩОЕУ ТЕЫЕОЙЕ - ПФРТБЧЙМ ПФЧЕФ.

пДОБЛП ЙРПФЕЛХ С ВТБМ ЧУЈ ЦЕ Ч уВЕТВБОЛЕ. ч 2007 ЗПДХ С РПЛХРБМ ЛЧБТФЙТХ Х БЛЛТЕДЙФПЧБООПЗП ВБОЛПН ЪБУФТПКЭЙЛБ, ЛПФПТЩК РТЕДМПЦЙМ НОЕ ТСД ВБОЛПЧ ДМС ЦЙМЙЭОПЗП ЪБКНБ. ч УРЙУЛЕ, Ч ФПН ЮЙУМЕ, ЮЙУМЙМЙУШ Й уВЕТВБОЛ, С РП ОЙН РТПЫЕМУС Й уВЕТ РТЕДМПЦЙМ НЕОШЫХА УФБЧЛХ - ПЛПМП 12% ЗПДПЧЩИ. йРПФЕЛХ С ДП УЙИ РПТ ЧЩРМБЮЙЧБА, ИПЮХ ЕЈ ТЕЖЙОБОУЙТПЧБФШ, ТБУУНБФТЙЧБА УЕКЮБУ ТБЪМЙЮОЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС ВБОЛПЧ. лБЛ ТБЪ Ч зБЪРТПНВБОЛЕ ЕУФШ ПЮЕОШ ЪБНБОЮЙЧПЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ, УФБЧЛБ - Ч ТБКПОЕ 11%.

рТП ЙОЧЕУФЙГЙЙ. с ХЦЕ ОЕУЛПМШЛП МЕФ ХЮБУФЧХА Ч РТПЗТБННЕ ЙОЧЕУФЙГЙПООПЗП УФТБИПЧБОЙС ЦЙЪОЙ ПФ уВЕТВБОЛБ. уФТБИХА УЕВС, ЦЕОХ, ФТПЙИ ДЕФЕК. чУЈ РТПУФП: УФТБИХЕЫШ УЕВС ОБ УТПЛ ДП ДПУФЙЦЕОЙС ПРТЕДЕМЕООПЗП ЧПЪТБУФБ, Й ЛБЦДЩК ЗПД РМБФЙЫШ РП ЧЩВТБООПНХ РБЛЕФХ ТЙУЛПЧ. еУМЙ ДП ХЛБЪБООПЗП УТПЛБ ОЙЮЕЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП, ДЕОШЗЙ ЧПЪЧТБЭБАФУС У РТПГЕОФБНЙ. рТПГЕОФ Й УХННБ ЧЪОПУПЧ ЪБЧЙУСФ ПФ ЧЩВТБООПЗП РБЛЕФБ ТЙУЛПЧ, УТПЛБ УФТБИПЧБОЙС, ФБН ЧУЈ ЙОДЙЧЙДХБМШОП ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС. оБ НПК ЧЪЗМСД, ЬФП ИПТПЫБС ЧЕЭШ. еУМЙ УТЕДУФЧБ РПЪЧПМСАФ, ФП ПВ ЬФПН УФПЙФ ЪБДХНБФШУС. вХДХЮЙ ЮЕМПЧЕЛПН, ПФЧЕФУФЧЕООЩН ЪБ УЧПА УЕНША, С ЮХЧУФЧХА УЕВС УРПЛПКОЩН, ХЮБУФЧХС Ч РТПЗТБННЕ УФТБИПЧБОЙС.

рТП ЖЙОБОУПЧЩЕ РТЙОГЙРЩ. чУЕЗДБ ОХЦОП ФТЕЪЧП ПГЕОЙЧБФШ УЧПЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ. оЕ УФПЙФ РМБОЙТПЧБФШ ТБУИПДЩ, ОЕ РПДФЧЕТЦДЕООЩЕ УЕЗПДОСЫОЙНЙ ЙМЙ ВХДХЭЙНЙ ДПИПДБНЙ. с - ЪБ ТБЪХНОПУФШ, ТБУЮЕФ Й ПУОПЧБФЕМШОПУФШ. дЕОШЗЙ МАВСФ, ЛПЗДБ ЙИ УЮЙФБАФ, Й ОЕ ФЕТРСФ РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОПЗП ПФОПЫЕОЙС.

рТП ФТБФЩ. с ВЙВМЙПЖЙМ: РПЛХРБА ПЮЕОШ НОПЗП ВХНБЦОЩИ ЛОЙЗ, ЬФП ПДОБ ЙЪ РПУФПСООЩИ УФБФЕК ТБУИПДПЧ Х НЕОС. пЮЕОШ МАВМА УПЧТЕНЕООХА ЖБОФБУФЙЛХ ТПУУЙКУЛЙИ БЧФПТПЧ.

рТП РЕТЧЩЕ ДЕОШЗЙ. рЕТЧЩЕ ДЕОШЗЙ С РПМХЮЙМ Ч ЫЛПМЕ - РТЕНЙА ПФ ЫЛПМЩ ЪБ ДПУФЙЦЕОЙС Ч ХЮЕВЕ. б ЧППВЭЕ, С ОБЮБМ ТБВПФБФШ УТБЪХ РПУМЕ ЫЛПМЩ: РТПЧПДЙМ ФТЕОЙТПЧЛЙ РП ЧПУФПЮОЩН ЕДЙОПВПТУФЧБН, РЕЮБФБМ ВТПЫАТЩ ДМС ХОЙЧЕТУЙФЕФБ.

рТП РХФЕЫЕУФЧЙС. ъБ РХФЕЫЕУФЧЙС Х НЕОС ПФЧЕЮБЕФ УХРТХЗБ. пОБ ЧУЈ РТЙДХНЩЧБЕФ, РМБОЙТХЕФ. ч ЬФПН ЗПДХ ФБЛ ХДБЮОП РПМХЮЙМПУШ, ЮФП НЩ ДЧБЦДЩ УЯЕЪДЙМЙ Ч РХФЕЫЕУФЧЙЕ - УОБЮБМБ РПЗТЕМЙУШ Ч фБЙМБОДЕ, Б РПФПН РПУЕФЙМЙ зТХЪЙА. еУФШ МАВЙНЩЕ НЕУФБ: фБЙМБОД Й чШЕФОБН. чП чШЕФОБНЕ ДЕЫЕЧМЕ, ОП ОЕ ФБЛ ТБЪЧЙФБ ЙОЖТБУФТХЛФХТБ, ОЕФ ФБЛЙИ ХДПВУФЧ, ЛБЛ Ч фБЙМБОДЕ.

лПЗДБ НЩ ЧРЕТЧЩЕ УПВЙТБМЙУШ ЕИБФШ ЧП чШЕФОБН, ПДЙО НПК ЪОБЛПНЩК УЛБЪБМ, ЮФП чШЕФОБН - «ЛБЛ фБЙМБОД, ФПМШЛП ЛБЛ ДЕТЕЧОС» (УНЕЕФУС). фПЮОЕЕ ОЕ УЛБЦЕЫШ!

рТП ЛТЙЪЙУ. х ОБУ ПЮЕОШ ФСЦЕМБС ТБВПФБ. нПЦОП УЛБЪБФШ, ДМС ОБУ ЛБЦДЩК ЗПД - ЛТЙЪЙУОЩК, Б РПФПНХ ОБ РТПФСЦЕОЙЕ ЧУЕИ ЫЕУФЙ МЕФ, ЛБЛ С ТБВПФБА Ч бп «йТЛХФУЛПВМЗБЪ», Х ОБУ ЙДЕФ БОФЙЛТЙЪЙУОБС ВПТШВБ. тЩОПЛ УМПЦОЩК, ПО ОЕ ТБУФЕФ, Б, ОБПВПТПФ, ЕУФЕУФЧЕООЩН ПВТБЪПН ХНЕОШЫБЕФУС, РПФПНХ ЮФП ОПЧЩЕ ЗБЪЙЖЙГЙТПЧБООЩЕ ДПНБ ОЕ УФТПСФУС. рПЬФПНХ ЛТЙЪЙУ РП ОБН ПУПВП ОЕ ХДБТЙМ, НЩ Й ВЕЪ ОЕЗП ЧУЕЗДБ ОБИПДЙНУС Ч ПДЙОБЛПЧП ОБРТСЦЕООПН УПУФПСОЙЙ, ТБЪЧЕ ЮФП ОБУЕМЕОЙЕ УФБМП РМБФЙФШ ОЕУЛПМШЛП ИХЦЕ.


Фрейтаг рассматривает в своем высказывании проблему сущности статуса и роли, а именно соотношение социального статуса и ролевых ожиданий общества. Данная проблема актуальна в условиях жесткой дифференциации общества.

Публицист убежден в том, что в современном обществе злоупотребление должностными полномочиями стало постоянным явлением. Автор говорит о важности соблюдения ролевых предписаний.

Важно, чтобы общество воспринимало этот факт не как данность, нужно вырабатывать социальное неодобрение подобного поведения, всяческое порицание, для его устранения.

Статус напрямую связан с ролью. Статус - . Роль -.

Я считаю, что нужно ужесточить ответственность за совершение преступлений, связанных с коррупцией: я считаю, что лишение свободы должно быть приоритетным при вынесении приговора по статьям 290, 291 УК РФ, (вне зависимости от суммы), проводить полную конфискацию имущества. Только так мы сможем добиться того, чтобы чиновники и другие лица не выходили за рамки своих полномочий.

Так, много примеров из жизни можно привести для того, чтобы показать, что в России данная проблема является очень частым явлением и с ним нужно бороться. Так, богатые родители по блату устраивают своих детей на работу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя оп ределенные обязательства – совокупность ограничений, которые касаются прежде всего поведения. Почему именно по ведения? Разве высокий статус не выражает себя в особых знаках отличия, привилегиях, форме одежды или размерах недвижимого имущества?

Иногда именно поведение становится наиболее ярким при знаком проявления того или иного статуса, его отличитель ной чертой. Одежда, знаки, привилегии, имущество – все это можно передать от одного человека к другому, но изысканные манеры поведения нельзя снять или одеть. Они – продукт воспитания всей жизни и характеризуют внутреннее благород ство человека. Даже скромно одетый, но изысканный в манерах человек обладает более высоким статусом, чем богатый и грубый. В США и Европе высший класс одевается даже скром нее, нежели средний. Чем выше статус, тем более жесткие ограничения накладываются на поведение человека. Не случайно говорят: положение обязывает.

Статусное поведение проявляется в трех сферах:

1. приобретение статуса;

2. поведение в статусном положении;

3. потеря статуса.

Приобретение и потеря статуса действуют на людей по-разному. Вновь достигнутый статус требует от человека более же сткого соответствия, чем статус давно приобретенный. Профессор со стажем, давно получивший признание студентов и коллег, может одеваться очень свободно, но только что полу чивший профессорское звание доктор наук стремится выглядеть с иголочки.

Человек, чувствующий, что его уровень жизни упал и ему трудно поддерживать прежний статус, будет хвататься за малейшую возможность удержаться в прежнем положении, чем позволит себе поступки, соответствующие более низкому ста тусу, в котором он, быть может, уже оказался благодаря уда рам судьбы. Можно считать это динамикой статусного несо ответствия.

Обнищавшие аристократы или небогатые чиновники ста раются всеми силами удержаться на уровне жизни прежнего класса. Подобное поведение присуще и рабочим. Высококва лифицированный рабочий даже в моменты безденежья редко берется за неквалифицированную работу. Взяться за непрес тижную работу означает потерять социальное достоинство. Именно так поступали английские рабочие в XIX веке: «В наи более плохие для промышленности годы, когда тысячи меха ников или котельщиков, каменщиков или водопроводчиков блуждают по улицам в поисках работы, даже самый алчный предприниматель знает, что он не может предложить им работу по их специальности за десять или пятнадцать шиллингов в неделю. Чем согласиться на такое обидное понижение своего нормального, на их взгляд, общественного положения, эти люди скорее готовы работать в качестве неквалифицированных работников или исполнять какие-либо случайные ра боты за ту же или даже за более низкую плату по сравнению с той, за которую они, в качестве рабочих-специалистов, отказались работать» .



Признаки престижного поведения, соблюдения статусных приличий наблюдаются и в XX веке. При избытке свободных рабочих мест в Москве в 90-е годы XX века безработные – быв шие инженеры, учителя, врачи – не соглашались на непрес тижную работу. Они либо ждали подходящего случая, когда в их специальности возникнет надобность, либо переквалифи цировались на такие занятия, которые считали достойными. Зарабатывать хлеб насущный любой ценой, поступившись со циально значимыми символами и статусными приличиями, большинство современных безработных не желает.

Присвоение социального статуса в традиционном и современном обществе очень сильно различается. В вождестве ста тусы присваивались на основании принципа старшинства. Поскольку высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, полинезийские вожди имеют необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослеживают свою родословную до пятидесятого поколения предков. Как считалось, все люди в вождестве являются родственниками друг друга, так как весь род берет начало от какой-то одной группы общих предков, основавших данное поселение.

Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Что касается степеней старшинства, то они вычисляются та ким сложным способом, особенно на некоторых островах, что их количество равно общему количеству членов рода. К при меру, положение третьего сына ниже, чем положение второ го, который в свою очередь стоит ниже первого сына. Дети старшего брата по статусу выше детей следующего за ним бра та, чьи дети в свой черед превосходят по положению детей младших братьев. И тем не менее даже человек, имеющий са мый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю. В такой системе родовых отношений каждый, вклю чая вождя, должен делиться со своими родственниками.

Примером потери статуса служит разжалование офицера в рядовые или увольнение служащего, особенно высокопостав ленного.