Пособие: Информационная безопасность детей. Презентация на тему: Информационная безопасность детей.

В настоящее время информационная безопасность является одной из важнейших проблем современного общества. Информационная безопасность, наряду с государственной, экологической, экономической, физической и другими видами безопасности, вследствие влияния объективных факторов становится неотъемлемой составной частью общей системы безопасности любого предприятия, включая библиотеки. Нарушения системы информационной безопасности могут привести к очень серьезным экономическим потерям, создать угрозу жизни и здоровью персонала предприятий и населению.

На этапе ускоренного развития информационных технологий, обеспечение информационной безопасности стоит перед нами как важный вопрос. Сегодня все страны мира ищут пути для обеспечения информационной безопасности, осуществляя продолжительные мероприятия в этой области.

Говоря об информационной безопасности библиотек, за основу берутся принципы защиты от вредной информации и защиты информационных ресурсов. Мы живем в информационном обществе, где информация считается одним из самым важным ресурсом. Повышение роли информации, информационных ресурсов и технологий в жизни государства, общества и граждан выводит вопросы информационной безопасности на передний план, вследствие чего современное общество стало практически зависимым от этого. Поэтому защита информации и защита от информации является очень существенным, можно сказать, жизненно важным вопросом. Корнем проблемы является ускоренное развитие интернета, защита систем программного обеспечения, созданных на основании новых веб-технологий. Действенными способами являются усиление защиты, изучение и поддержание нововведений, появляющихся каждый день.

Обеспечение безопасности создаваемых и хранимых в библиотеках страны традиционных, магнитных и электронных информационных ресурсов, применяемых для этого технологий, должно рассматриваться как один из вопросов национальной безопасности РФ и тесно увязываться с утвержденной Концепцией национальной программы сохранения информационных ресурсов.

К объектам информационной безопасности в библиотечной сфере относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества.

Информационная безопасность библиотек, прежде всего, рассматривается с точки зрения доступности информации.

Общедоступная информация свободно предоставляется, передается, тиражируется, распространяется по принципу: что не запрещено законом, то доступно. Именно общедоступная информация является объектом накопления, переработки, анализа, хранения в библиотеках.

Современные библиотеки – это не только источники идей, мыслей, технологий, материализованных в виде книг, журналов, диссертаций, но и автоматизированные информационные центры, имеющие в своей структуре медиатеки, интернет-кафе. Применяя в своей работе аудио и видео-оборудование, спутниковое телевидение, интернет-технологии, библиотеки волей неволей могут стать распространителями приемов и сведений, наносящих вред личности гражданина (порнография, наркомания, бранные выражения, 25-й кадр, расистские высказывания, азартные игры и др.). Здесь же может иметь место манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения к Интернет пользовательская активность детей и подростков резко возросла.

По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.

При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

Распространение запрещенной литературы приравнено к возбуждению межнациональной розни, за которую статья 280 Уголовного Кодекса РФ предполагает лишение свободы до пяти лет.

Ограничение доступа к такого рода информации – следующий этап в обеспечении информационной безопасности личности.

В этой связи следует отметить явное несоответствие: с одной стороны – обеспечение неограниченного доступа к информационным ресурса, с другой – ограничение доступа к информации.

Поскольку библиотеки открывают уникальный доступ к информационным ресурсам, достижениям науки и техники, произведениям литературы, культуры, искусства, предоставляя своим читателям возможность знакомиться с книгами, периодическими изданиями, кинофильмами, видеофильмами, музыкальными произведениями и электронными документами, необходимо уделить внимание информационной безопасности как самих информационных ресурсов, так и содержащейся в них информации.

Информационная безопасность библиотечного фонда

С начала XXI века терроризм как явление стал объектом повышенного внимания. Одна из причин этого явления - вступивший в действие Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114 от 25 июня 2002 г, в котором было определено понятие «экстремистские материалы», а также установлена ответственность за их распространение. В соответствии с этим законом информационные материалы могут быть признаны федеральным судом экстремистскими по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществляющей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве либо уголовного или гражданского дела.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2013 года на Министерство

Наша задача - регулярный просмотр этих списков и выявление запрещенных материалов у себя в библиотеке, своевременное удаление их из фондов.

Состав материалов, признанных экстремистскими, разнообразен. Это – книги, брошюры, выпуски или отдельные статьи из периодических изданий, листовки, плакаты, лозунги, интернет-сайты, видео. Среди авторов запрещенных произведений - политические и религиозные деятели, журналисты, а также анонимы, пишущие свои обращения.

Материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Российской Федерации.

Лица, виновные в незаконном изготовлении, распространении и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной, либо уголовной ответственности, ст. 20.29 кодекса об административных правонарушениях РФ («Производство и распространение экстремистских материалов которая влечет штраф или административный арест на 15 суток.

Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустойчивой психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.

Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде

Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания.

Угрозы, подстерегающие в локальной сети:

1. Порнография.

2. Депрессивные молодежные течения.

3. Наркотики.

6. Экстремизм, национализм и фашизм.

Здесь хотелось бы напомнить о правилах безопасности для детей в интернете, я их зачитывать не буду, с ними вы можете ознакомиться в листовках «Правила безопасности для детей в интернете». (прилагается листовка)

Правила безопасности для детей в интернете.

1. Посещайте сеть вместе с детьми, поощряйте их делиться опытом использования Интернета.

2. Научите детей доверять интуиции - если их в интернете что-то беспокоит, пусть сообщат вам.

3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя полной информации (имени ребенка, адреса электронной почты, номера телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.

4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона и другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.

5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.

6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться не теми, за кого себя выдают.

7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают и видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

8. Контролируйте детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.

9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.

10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.

11. Установите несколько четких и жестких правил для ребенка, чтобы контролировать расписание, время подключения и способ использования им Интернета. Убедитесь, что установленные правила выполняются. Особенно важно контролировать выход ребенка в Интернет в ночное время.

12. Хороший антивирусник - союзник в защите вашего ребенка от опасностей Интернета.

13. Ребенку не следует давать свой пароль кому - либо, за исключением взрослых членов семьи.

14. Следует объяснить ребенку, что не следует делать того, что может стоить семье денег.

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон). Библиотекам, как и всем учреждениям, предоставляющим информацию детям в печатном или любом ином виде, предстоит большая работа по определению ряда мер, необходимых для исполнения данного закона.

Принятие нового закона, построенного на принципе ограничения, а не свободного доступа к информации, вызвало и продолжает вызывать неоднозначную реакцию педагогов, библиотекарей, представителей отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Но закон есть закон и его выполнение

обязательно.

Несмотря на существующие противоречия в трактовке применения нормативного документа, Закон имеет прямое отношение к библиотекам.

Все поступления в общедоступные библиотеки, выпущенные в оборот с 1 сентября 2012 г., должны иметь знак информационной продукции на самой продукции и в каталогах информационной продукции (п. 4, ст." 11). Для библиотек имеет значение, что исключение составляют:

Периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического или производственно- практического характера.

Настоящий Закон не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества.

Размещают знак информационной продукции, в соответствии с Законом, производитель и распространитель информационной продукции, согласно п. 1 ст. 12

  • для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «О» и знака «плюс» - 0+
  • для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака«плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет» - 6+
  • для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) тестового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет» - 12+
  • для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет» -16+
  • запрещённой для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей» -18+

На практике видно – издательства явно завышают планку, идет несоответствие возраста, таким образом издательства снимают с себя ответственность.

Так в целом звучат нормы Закона, о которых следует помнить.

Уважаемые коллеги, отмечу, что в дополнение к Закону вышли рекомендации по применению Федерального закона РФ от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции, утверждённые Министерством связи и массовых коммуникаций РФ- 22 января 2013 года. Они подготовлены с учётом обсуждений, прошедших в Роспечати с участием представителей отраслевых общественных организаций, ведущих издательских домов, библиотечного сообщества.

  • Знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей указываются на полосе издания, содержащей выходные сведения.
  • Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше шрифтов, используемых на полосе издания. Знак информационной продукции дополнительно

может указываться на обложке издания.

В отношении информационной продукции, запрещённой для детей, знак информационной продукции в обязательном порядке размещается на первой стороне обложки издания. Знак информационной продукции по размеру должен быть не меньше шрифтов, используемых на обложке, должен быть хорошо виден и учитывать дизайн книжной обложки.

Знаком информационной продукции не маркируются:

  • издания, содержащие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды;
  • издания, содержащие информацию о деятельности государственных органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств.

Влияние интернет

По результатам исследования, в среднем 68% детей 10-18 лет пользуется интернет с различной частотой. В городе пользователей интернет значительно больше, чем на селе (76%:55% соответственно). Причем, чем дальше находится населенный пункт проживания от областного центра, тем наблюдается меньшее влияние на ребенка интернета из-за ограничения доступа. Так, если в областном центре имеет доступ к Всемирной сети 80% детей, то в отдаленном селе эта доля в 2,5 раза меньше (31%). В младших группах детей доля пользователей интернет значительно ниже, чем в старших, и составляет в среднем 24% (дети 6-9 лет).

Среди детей 10-18 лет 38% имеет доступ к интернет дома, 16% - в компьютерных клубах и интернет-кафе, по 14% - у друзей, знакомых, родственников и в школе. Пользуются интернетом в библиотеке только 1% детей. Следует отметить, что если среди городских детей наиболее популярные места пользования интернетом являются дом (47%) и интернет-кафе/клубы (21%),

то для сельских детей почти в равной степени - дом и школа (22% и 21% соответственно). Среди городских детей только 10% пользуются интернетом в школе. Для детей младшей группы, как и следовало ожидать, наиболее доступным местом пользования интернет является их дом (82%).

Девочки значительно реже, чем мальчики пользуются услугами интернет клубов/кафе (12%:20% соответственно). Чем дальше находятся дети от областных центров, тем меньше у них доступ к интернету дома и в компьютерных клубах/интернет-кафе, и тем более значимы для этой цели для них школы и библиотеки.

Таким образом, наиболее высокий риск негативного влияния интернета на психофизиологическое развитие ребенка наблюдаются у детей областных центров, так как они в большей степени, чем другие являются потребителями информации Всемирной сети. Мальчики в большей степени, чем девочки подвергаются информационной опасности, так как чаще пользуются услугами интернет-кафе/компьютерных клубов, где не контролируются взрослыми.

Влияние аудио и видеоинформации

65-70 % детей в свободное время смотрят телевизор, около 50% - играют в компьютерные игры, 23-21% - смотрят видео, фильмы на дисках, он-лайн. Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше - нравственные характеристики своих любимых героев. Уровень просмотра развлекательных передач увеличивается с 28% до 53%, также растет увлеченность компьютерными играми с насилием и наоборот уменьшается доля детей, которые любят своих мультипликационных персонажей за нравственные качества от 30% до 8%.

1) Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более младшего возраста ребенка. Если Вы не занимались с ребенком до 13-14 лет, а потом взялись за его воспитание, то результаты достичь будет намного сложнее, чем если бы Вы начали с 5-6 лет, а то и ранее. Поэтому Вы должны настроиться, что могут быть и неудачи, ребенок может сопротивляться вашему «вторжению» в его жизнь. Поэтому обучайте ребенка информационной грамоте как можно более деликатнее.

2) По результатам исследования видно, что чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния негативной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники.

Это внимание заключается в :

А) разъяснении ребенку, какая информация полезна для его развития, а какая может нанести вред,

Б) контроле того, что ребенок делает и что смотрит, а также в) в вовлечении ребенка в какие-то полезные для него занятия. Контроль не должен быть агрессивным, Вы не должны всем своим видом показывать, что это КОНТРОЛЬ. Такой метод вызовет у ребенка негативную реакцию и может привести к обратным результатам.

Контролировать необходимо:

б) время, которое ребенок проводит за компьютером или телевизором или др.

Постарайтесь вовлекать ребенка в какие-то совместные дела, но это не должна быть только уборка дома, стирка или другое полезное для дома мероприятие, вы можете вместе сходить в кино, смастерить что-либо, можете взять хороший фильм и его посмотреть, поиграть в какую-либо игру и т. д. В связи с тем, что у ребенка есть большой интерес к современным информационным носителям, то вы можете вместе поискать полезную информацию в интернете, заодно объясняя ребенку правила пользования этим средством.

3) По результатам различных исследований видно, что ребенок, имеющий какие-либо увлечения, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни и он меньше подвержен воздействию негативной информации. Поэтому постарайтесь организовать досуг ребенка. Первоначально понаблюдайте за ним, выявите его интересы, затем вовлеките ребенка в кружки или секции, которые соответствуют его интересам. Зачастую, прежде чем выбрать свое увлечение, ребенок меняет несколько кружков, но потом на чем-то останавливается. Есть платные кружки и секции, но есть и бесплатные при школе. Если у вас в школе нет секций и кружков, то свяжитесь с родительским комитетом школы, с директором, и Вы можете помочь школе открыть такой кружок.

4) В связи с тем, что в большей степени Интернет, чем другой какой-либо носитель информации притягивает внимание наших детей, и тем, что этот источник сложнее всего контролировать взрослым, то о том, как обеспечить безопасность вашего ребенка во Всемирной паутине поговорим отдельно и подробно;

5) Обезопасить ребенка от негативного влияния СМИ, Интернет, аудио - и видеопродукции очень сложно в одиночку, работа должна проходить комплексно, с участием различных сторон, окружающих ребенка. Поэтому в этом Вам может помочь в первую очередь школа. Не стесняйтесь обращаться за помощью к школьному психологу, к социальному педагогу, классному руководителю и другим. Школа, со своей стороны, будет проводить работу по обеспечению информационной безопасности детей, но ей будет легче, если родители сами будут проявлять инициативу.

6) По проведенным исследованиям видно, что очень большое влияние на психологическое состояние ребенка оказывает семейное окружение. Для ребенка самое важное - это понимание со стороны родителей. Почаще разговаривайте с ребенком, постарайтесь узнавать его проблемы, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ни в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Этим Вы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет. Спокойно выслушайте его, постарайтесь понять, почему ребенок совершил тот или иной поступок, объясните ему, что вы его понимаете, но лучше так не поступать в следующий раз потому что….(объясните почему). Помните, что очень часто дети «замыкаются в себе», и как следствие «уходят в виртуальный мир» или попадают в плохую компанию, именно потому, что не видят интереса к себе со стороны близких людей и считают, что родители их не любят и не понимают. Если Вы не можете наладить «контакт» с ребенком, то можете обратиться за советом к школьному или другому психологу, так же сейчас есть много телевизионных передач, статей и книг о том, как улучшить взаимопонимание между родителем и подростком.

1) Регулируйте просмотр детьми телевидения;

2) Заблокируйте каналы, несущие негативную информацию;

3) Прячьте модемы, когда уходите по делам;

4) Ежедневно просматривайте «историю» в интернете;

5) Не допускайте сквернословия;

6) Проверьте круг общения ребенка.

Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернет

Итак, следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Также следует помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Дело в том, что у детей еще не сформированы критерии различия, ребенку интересно все.

Поэтому родители и педагоги сначала сами должны научиться азам информационной безопасности, а потом научить этому своих детей.

Итак, какие же угрозы содержит Интернет?

Программы, ограничивающие время работы за компьютером и доступ на нежелательные сайты

Существует очень много программ, которые позволяют ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, то есть обезопасить вашего ребенка. Они называются программами Родительского контроля.

Родительский контроль встроен в Windows Vista. Это дает возможность контролировать использование компьютера ребенком в четырех направлениях:

1) ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,

2) блокировать доступ к некоторым сайтам и интернет-сервисам,

3) запрещать запуск некоторых игр и программ.

При среднем уровне защиты, работает фильтр на сайты, посвященные оружию, наркотикам, разного рода непристойностям и содержащими нецензурную лексику.

Выбрав пользовательский уровень защиты, можно добавить к запрещенным категориям сайты об алкоголе, сигаретах, азартных играх, а также те сайты, содержимое которых фильтр не может оценить автоматически. Наиболее серьезные ограничения на веб-содержимое накладываются при использовании высокого уровня защиты, когда ребенок может посещать только сайты, которые определяются фильтром как «детские». Проблемы обеспечения информационной защиты состоят в своевременном обновлении баз данных. Дело в том, что западные системы ограничения доступа ориентированы на западную, англоязычную аудиторию. Среди российских программ можно упомянуть пакет «Касперский секьюрити», но по отзывам он несколько замедляет работу компьютера. Более подробно о программах Родительского контроля можно посмотреть на специализированных сайтах.

Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет?

1) Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек.

2) Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет.

Как это объяснить ребенку?

1) Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;

2) Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.

3) Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.

4) Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации;

5) Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска;

6) Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

Не забывайте, что Интернет - это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы сами проводите в Интернет?

1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей:

  • при регистрации в социальных сетях, указывая свои персональные данные, например: адрес или день рождения;
  • при использовании в логине или пароле персональных данных.

Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

8. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

9. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

10. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта и ответив на ряд вопросов:

  • За что этот сайт выступает?
  • В чем меня хотят убедить его создатели?
  • Чего этому сайту не достает?

11. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

12. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

13. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

14. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

ТЕМЫ ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО ОХРАНЕ.

Презентация на тему: Информационная безопасность детей

















































1 из 24

Презентация на тему: Информационная безопасность детей

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Родительское собрание на тему «Дети в современном медиа-мире» Цикл занятий по повышению родительской компетентности в сфере медиа-ресурсов. Цикл занятий по повышению компьютерной грамотности родителей. Организация на школьном сайте странички для родителей. Индивидуальные беседы и консультации.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками; 6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни; 7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

№ слайда 7

Описание слайда:

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены; 9. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

№ слайда 8

Описание слайда:

Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет? Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек. Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет. Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;

№ слайда 9

Описание слайда:

Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт. Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем. Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации; Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска;

Описание слайда:

Семейное соглашение о работе в Интернет Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы: Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать; Сколько времени дети могут проводить в Интернет; Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет; Как защитить личные данные; Как следить за безопасностью; Как вести себя вежливо; Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.

№ слайда 12

Описание слайда:

При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности: Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый; Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми; Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются; Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает; Не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен. Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения свашими детьми.

№ слайда 13

Описание слайда:

Что могут делать дети в возрасте 5-6 лет? Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно? В таком возрасте желательно работать в Интернет только в присутствии родителей; Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира; Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети; Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM); Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье; Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

№ слайда 14

Описание слайда:

Возраст от 7 до 8 лет Для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок. Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.

№ слайда 15

Описание слайда:

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения; Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером; Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь; Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее; Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей; Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM); Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса; Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;

№ слайда 16

Описание слайда:

Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей; Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия; Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями; В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией; Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни; Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»; Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Описание слайда:

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

№ слайда 20

Описание слайда:

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям. Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms,- во избежание потери денег. Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

№ слайда 21

Описание слайда:

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - решение родительского контроля. Если ваш ребенок - учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете. Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок.

№ слайда 24 >

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Для защиты детей от вредной информации активисты РВС разработали пособие по информационной безопасности детей.

Потребность в информации - одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические - еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией мы в детстве усваивали модели поведения, учились социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки - они создавали для нас информационное окружение, в котором мы воспитывались и формировались.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Почему мы считаем, что проблема защиты информационного окружения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние 10–15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения - все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности - там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы - с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой брошюре мы хотим наглядно разобрать, какие именно информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности и тепле сидит дома за компьютером.

Чего мы не хотим, так это нагнетания в духе «компьютеры, Интернет - это зло, и детей нужно тотально изолировать от этого зла». Мы так не считаем. Мы убеждены, что Интернет и персональный компьютер - превосходные инструменты для работы, образования, развлечения, духовного роста человека.

Мы считаем, что ребенка необходимо учить правильно управлять хаотическим потоком информации. И мы изложим наше предложение в данной брошюре.


Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

Для начала немного цифр.

По данным исследования Фонда Развития Интернет, проведенного в марте 2009 года, были получены следующие данные.

На вопрос «какой источник информации для тебя самый главный?» все школьники, участвовавшие в исследовании, на первом месте поставили родителей. Интернет прочно занимает второе место как приоритетный источник информации. Учителя у восьмиклассников и девятиклассников стоят только на третьем месте, т. е. Интернет уже стал авторитетнее учителя. На четвертом месте у этой группы школьников - друзья и одноклассники.

У старшеклассников Интернет поделил второе место вместе с учителями, друзьями и одноклассниками.

Фонд Развития Интернета отмечает, что здесь господствует жесткая конкуренция и если не научиться эффективно использовать возможности Интернета в процессе обучения, становится достаточно очевидно, кто в итоге победит.

Исследовался также так называемый «цифровой разрыв» - разница в компетенции пользования Интернетом между родителями и детьми. Выявились следующие факты:

  • менее половины родителей осведомлены о рисках, с которыми сталкивается ребенок. Каждый третий родитель знает, что дети видят изображения сексуального характера в Интернете, потому что видят их сами. В то же время они почти не имеют представления о том, что дети становятся жертвами агрессивного поведения или могут быть агрессорами сами. Хотя самих детей в наибольшей степени волнует именно то, что представляет собой коммуникационные риски. Также родители очень мало знают о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в Интернете;
  • готовность ребенка увидеть и принять помощь. Треть детей отмечает, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку.

При этом, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google, российские подростки обгоняют родителей по частоте использования Интернета. Ежедневно пользуются Интернетом 89% подростков и 53% родителей подростков. Причем 17% всех опрошенных родителей отметили, что не пользуются Интернетом вообще.

Что мы видим в этих цифрах? Как источник авторитетной информации Интернет уже обошел учителя. И готовится вытеснить с первого места родителей. Давайте вдумаемся, что это значит. Получается, родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет возможность воспитывать своего ребенка. Пока, к счастью, авторитет родителя по- прежнему является самым значимым для ребенка, именно родительское слово наиболее весомо. Но уже сегодня Интернет играет очень значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира - все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.

Чтобы понять фундаментальную новизну ситуации, давайте подумаем, что в сущности представляет собой Интернет? Интернет вполне можно назвать виртуальным миром. Конечно, этот виртуальный мир тесно связан с реальностью - в Интернете зарабатывают вполне реальные деньги, с его помощью заказывают вполне реальные продукты, обсуждают вполне реальные новости и попадаются на крючок вполне реальным мошенникам. Точно такое же реальное воздействие на ребенка оказывает Интернет. Но, по своей сущности, Интернет действительно виртуальный мир. Здесь тоже есть компании «плохих парней», например, пропаганда экстремистских идей, нехорошие форумы, группы в социальных сетях. Здесь тоже есть наркодилеры, при помощи Интернета вполне можно купить спайсы. Хотя отметим, что этому эффективно противодействуют. В огромном количестве есть нехорошие фильмы и клипы, музыка опасных жанров и т. д. Подробно об этом речь пойдет в следующих главах.

Здесь мы хотим обратить внимание на следующий феномен. Любой нормальный родитель следит за тем, кто влияет на его ребенка. Не общается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ребенку обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы?

Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит. Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром ». Родители, не понимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка.

То, что школа проигрывает состязание с Интернетом в авторитетности, - очень тревожный факт. Традиционно школа играла огромную роль в воспитании личности, формировании картины мира, приучала к нормам поведения в обществе. Теперь ее влияние значительно ослабло.

Если тенденция продолжится, если не поменять порядок вещей, то совсем скоро подрастающая личность будет формироваться уже в первую очередь Интернетом и лишь во вторую - родительским воспитанием. Ни о каких доверительных отношениях между родителями и детьми в таком случае речи уже идти не будет. Родители, по сути, превратятся в опекунов. И это будет совсем другая, очень зловещая реальность.

Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

Молодежные депрессивные субкультуры являются крайне коварной и опасной ловушкой на пути становления личности. Особую опасность они представляют для подростков.

Вспомним себя в переходном возрасте - пожалуй, самом ярком, драматичном, тяжелом и прекрасном периоде жизни человека. Что происходит с подростком? Мир вокруг него резко усложняется, возникают совершенно новые проблемы и заботы. В душу врываются неведомые до сих пор переживания. Первая, еще очень чистая, невинная любовь… При этом - крайняя ранимость и податливость формирующейся личности. Подростки с довольно чутким сердцем и тонким внутренним миром страстно ищут философские основы мироздания, яростно, с максимализмом пытаются постичь предельные основания бытия.

В этом сложнейшем периоде жизни подросток ищет способ самовыражения, свое место в обществе. Он остро нуждается в ощущении своей независимости и самостоятельности. Ему очень, очень тяжело с этим справиться.

Так вот, все без исключения депрессивные субкультуры эксплуатируют эти стремления и проблемы, эту естественную энергию подростка. Забегая вперед, отметим: что самое печальное, самое ужасное в том, что в капкан субкультур прежде всего попадают дети с чуткой душой и горячим сердцем. Не только они, но они - в первую очередь. Давайте разберемся, что такое субкультура, какие они бывают и что их объединяет.

Не хочется здесь давать общепринятое определение, в конце концов, читатель вполне может найти и прочитать это сам. Нам же нужно разобраться с сутью. Субкультуру вполне можно расшифровать как «подкультуру». С английского языка, кстати, буквальный перевод звучит как «подкультура». То есть это определенный набор ценностей, поведенческих моделей, специфических слов и понятий, стилей одежды, музыкальных предпочтений и т. д., которые отличают ее от основной культуры общества. Депрессивные, опасные субкультуры всегда радикально противопоставляют себя основной культуре. Тем самым, кстати, удовлетворяют запрос подростка на независимость и индивидуальность. Разумеется, подсовывая ему опаснейшие духовные суррогаты.

Для того чтобы понять сущность субкультур, давайте рассмотрим одну из них.

Готы, готическая субкультура

Одна из самых популярных субкультур. Мировоззрение основа но на так называемой dark culture - темной культуре, с ее культами смерти, страданий, депрессий, ненависти к жизни и радости. Сами готы характеризуют свое мировоззрение как «депрессивно-романтическое». Для мировоззрения характерны частые депрессии, меланхолия, темный мистицизм, резкое неприятие «толпы», то есть общества, людей, не входящих в данную субкультуру. Стержень готической субкультуры - смерть, рассматриваемая романтически. Все, что связано со смертью во всех ее проявлениях, - прекрасно для готов. Все, что связано с жизнью, позитивными эмоциями, духовным позитивным подъемом, - отвратительно и является уделом «быдла». Сами готы называют это танатофилией, то есть, проще говоря, смертолюбием. Готы считают романтичным прогуливаться по кладбищу, фантазировать на тему загробного существования. Прекрасным зрелищем для гота являются руины, черепа, кости. Отдельное место в готической субкультуре занимает все, что связано с вампирами. Вампиры воплощают собой готическую романтику: потустороннее существование, полная отстраненность от живого мира, тонкие отношения между жизнью и смертью.

Среди специфической атрибутики, на которой предприимчивые деятели зарабатывают деньги, - черепа, перстни с когтями, черепами, крестами, такие же подвески на цепочке.

Поскольку субкультура неразрывно , стоит сказать пару слов о ней. Готического направления музыки огромное количество - от готического металла, до современного dark wave. В сюжетах то же самое: вампирская эстетика, смерть, уныние, депрессия, суицид - как высшее проявление индивидуальности и духовности - презрение к обществу, эскапизм (стремление скрыться от мира, избегать его). У молодежи популярны яркие представители это направления: Otto Dix, Lacrimosa, Tiamat, Sirenia и др. Часто у готов популярны жанры black metal (сатанинский металл), death metal (можно перевести, как «металл смерти»), то есть, опять-таки все на тему смерти, ужаса и зла.

Надо отметить, что очень часто путь в субкультуру лежит через музыкальные предпочтения. Музыка действительно является очень мощным инструментом влияния на человека, особенно если устойчивая система ценностей еще не сформирована. Вывод: необходимо сделать все для формирования у ребенка здоровой системы ценностей. Иначе их «сформируют» другие.

Внешний вид гота описывать здесь не имеет смысла, достаточно фотографий в сети.

Итак, что мы видим даже после такого поверхностного обзора субкультуры? Какие естественные запросы подростка суррогатно удовлетворяет готика? Философский запрос и запрос на нахождение предельных оснований бытия - прежде всего. И это ужасней всего, так как это самые чистые, искренние и глубокие запросы ребенка, и вместо трудов великих мыслителей, вместо высокого искусства - от книг до музыки, он принимает крайне опасный яд. Кроме этого, субкультура определяет отношение подростка к обществу, удовлетворяет его потребность в самоопределении и независимости, решает проблему неуверенности. Снова подчеркиваем, делает это субкультура в страшно уродливом виде.

Прочие субкультуры. Панки, неформалы, рэперы, эмо и т. д.

Хотя это совершенно разные субкультуры, основанные на музыке, представители которых презирают друг друга, у них много похожего. Для всех этих субкультур характерно подчеркнуто антисоциальное поведение, бунтарство, протест против порядка, противопоставление себя «толпе». Часто политизированы, хотя и не всегда. Антисоциальное поведение рассматривается как форма протеста. В мировоззрении и музыке - безнадежность, ненависть к миру, наркомания как благо, культ насилия, выпивки и беспорядочного секса.

Аниме и анимешники

Не настолько опасная субкультура, да и многие утверждают, что увлечение аниме нельзя назвать субкультурой. Пожалуй, это действительно так - аниме не предлагает единого мировоззрения и философского объяснения мира. Тем не менее часто складываются тусовки любителей аниме.

Нужно понимать, что аниме (японские мультики) совсем не так безобидны, как это может показаться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием. Но есть и такие, где демонстрируется чудовищная жестокость, ярко выражена эротичность персонажей. Часто герои аниме ведут антисоциальный образ жизни. Существуют также совсем сумасшедшие направления аниме. Ярчайший пример - «гуро», комиксы и мультики с расчленением трупов, нанесением изощренных садистских травм, крайние формы садомазохизма, каннибализм. Или «хентай» - японские порнографические мультфильмы.

Вообще, чтобы понять, что такое аниме, лучше всего посмотреть пару мультфильмов. Японская анимация прочно заняла свое место в мировой культуре и не случайно: как уже упоминалось выше, есть очень хорошие аниме мультфильмы (пример - «Унесенные призраками»). Но есть и очень опасные течения.

Пару слов о сектах и экстремизме

Сервис предлагает комплекс услуг по блокировке нежелательного контента, включая блокировку рекламы. Версия «для дома», стоимостью 360 рублей в год, позволяет блокировать сайты по многим признакам, например, можно заблокировать все социальные сети, черный список минюста, сайты знакомств и т. д. Сервис имеет свою огромную базу адресов с характеристикой контента. Есть настройка «белого» списка, есть «черные» списки.

Главное преимущество сервиса - гибкие и удобные настройки при невысокой цене. Блокирует сайты, содержащие вирусы. Простая на- стройка, не требующая специальных знаний.

Из минусов - сервис ничего не способен ограничивать непосредственно на компьютере, он фильтрует только доступ к Интернет-ресурсам.

Надежность высокая, обойти при правильной настройке - достаточно тяжело.

2. Dr. Web Security Space и Kaspersky Internet Security

Документация встроена также и в сам продукт.

Прежде всего, это полноценные антивирусные решения, функция родительского контроля реализована «в довесок». Тем не менее, очень популярное решение для домашнего компьютера, выполняющее свои задачи вполне эффективно. Позволяет блокировать не только нежелательные сайты и сайты с вирусами, но и ограничивать использование компьютера по времени, устанавливать запрет на запуск определенных приложений, блокирует доступ к указанным папкам и файлам на компьютере.

Обойти настроенный родительский контроль на этих продуктах очень просто, если не провести дополнительные настройки. Дело в том, что разрешения настраиваются для отдельных пользователей операционной системы. Из чего, кстати, следует, что нужно создать отдельного пользователя операционной системы с ограниченными правами для ребенка.

Что делает более-менее продвинутый подросток? Он загружает компьютер в безопасном режиме, выбирает пользователь «Администратор», который в обычном режиме скрыт и потому не имеет пароля, создает себе временного пользователя с неограниченными правами. Сделать это очень просто и подростки этому учатся моментально. Почему-то в документации на этот момент внимания не обращают. Однако, закрыть такую брешь легко - достаточно активировать скрытого пользователя «администратор» и задать ему пароль. Как это сделать - в конце этого приложения.

Плюсы - гибкая настройка, большие возможности контроля, помимо родительского контроля есть антивирус и файрволл.

Минус - нужны дополнительные настройки операционной системы (создание учетной записи для ребенка, создание пароля для учетной записи «администратор»).

3. Как активировать учетную запись «администратор»?

Нажмите «Пуск», щелкните правой кнопкой на «Компьютер» и откройте пункт «Управление». Нас интересует ветка «Локальные пользователи».

В открывшемся окне дважды щелкните на пользователе «Администратор», в появившемся меню снимите птичку с пункта «Отключить учетную запись» и нажмите «OK».

На этом все. Учетная запись «Администратора» активирована. Далее необходимо задать пароль для этой учетной записи.

Данная проблема актуальная для операционной системы Windows 7 версий выше Home premium.

4. Как создавать учетные записи, менять пароли к ним
Пуск - Панель управления - учетные записи пользователей. Тут можно менять пароли и создавать новые учетные записи. Напомним, для работы родительского контроля у ребенка должна быть своя учетная запись Интернет (не администратора!), для которой будут ограничены права.

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. Это относится и к детям, которые склонны думать: "Раз в Интернете - значит, правильно". У газет или журналов есть проверяющие люди: корректор и редактор. Но Интернет не сможет проверить, насколько правдива размещенная информация.

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ?

  • Неверно и представление о том, что где-то существует безопасный Интернет. Надо помнить, что большинство ресурсов создается с коммерческой целью, и здесь реализуются чьи-то цели.
  • Ответственность за посещение учащимися сайтов, несвязанных с задачами образования и воспитания и контроль посещения ими соответствующих сайтов в школе осуществляет учитель, дома - родители .

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:

  • Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.
  • Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы вовремя предупредить угрозу.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

  • Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
  • Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
  • Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путем отправки sms, - во избежание потери денег.
  • Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:

  • Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - решение родительского контроля и антивирус.
  • Если ваш ребенок - учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете.
  • Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
  • Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
  • Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

  • Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

Электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»

http://www.saferinternet.ru/ - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы.

http://www.saferunet.ru/ - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей.

http://www.fid.su/ - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.

http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html - Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft "Безопасность детей в Интернете" и "Партнерство в образовании". В разделе для учащихся (7-16 лет) предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной безопасности.

http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids - Club Symantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация о средствах родительского контроля.

http://www.nachalka.com/bezopasnost - Nachalka.com предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе. Статья «Безопасность детей в Интернете». Советы учителям и родителям.

http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html - Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.

http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации.

http://www.interneshka.net/children/index.phtml - «Интернешка» - детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет.

http://www.oszone.net/6213/ - OS.zone.net - Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль».

http://www.rgdb.ru/innocuous-internet - Российская государственная детская библиотека. Ресурс для детей и родителей. Правила безопасного Интернета. Обзор программных продуктов для безопасного Интернета. Как защититься от Интернет-угроз. Ссылки на электронные ресурсы, информирующие об опасностях и защите в Сети.