Контроль в дошкольном образовательном учреждении как функция управления. Использование контроля в управлении дошкольным образовательным учреждением

Контроль в дошкольном образовательном учреждении

как функция управления.

Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится

на внешний и внутрисадовский (внутренний) контроль.

Параметры контроля

Внешний контроль

Внутренний контроль

Цель контроля

Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития

Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи

Маркетинговое исследование микрорайона:

Расположение социально-культурных объектов;

Социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста;

Потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг;

Социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ

Организационно-педагогической;

Образовательной;

Социально-психологической;

Медико-социальной;

Финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ

Требования к контролю

Руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

Контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу;

В процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

Контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

Необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами;

После контроля должно происходить гласное подведение итогов;

Контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива

Алгоритм контроля

Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников, родителей)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций

Работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);

Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;

Проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

Качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ;

Выполнение решений педагогического совета;

Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

Ведение документации педагогами и администрацией;

Организация и осуществление работы с родителями;

Финансово-хозяйственная деятельность ДОУ;

Выборочный контроль за работой педагогов

Состояние образовательного процесса в разных возрастных группах;

Выполнение ОП ДО, внедрение новых педагогических технологий;

Календарно- тематическое планирование и документация педагогов;

Наличие и хранение детских работ;

Повышение квалификации и аттестация педагогов

Виды внутреннего контроля в ДОУ.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Тематический контроль

Тематическая проверка

Привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно;

Изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей;

Выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ.

Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля

составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

Итоговый контроль

За квартал

Оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи.

Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает:

Освоение детьми ОП ДО;

Условия, созданные для педагогиче­ской деятельности;

Уровень педагогического мастер­ства педагогов.

По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

За полугодие

Оценка результатов работы за полугодие на педсовете.

За учебный год

Выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года.

Персональный контроль

Изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства;

Выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме.

Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Фронтальный контроль

Предварительный контроль

Получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления.

При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотруд­ников, оснащение педагогического про­цесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогиче­ской квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующего.

Текущий контроль

Выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя

Установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка.

В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе.

Итоговый контроль

Комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования,

Выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

Оперативный контроль

Предупредительный контроль

Профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ.

Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта).

Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Оперативный контроль

Экспресс-диагностика

Быстрый информативный сбор требуемых данных.

Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.

О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.

Выборочный (эпизодический) контроль

Выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований;

Установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ОП ДО.

Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе).

Основные формы контроля: просмотр образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы.

Сравнительный

кон­троль

Контроль работы воспитателей двух параллельных групп

Сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп.

Контроль осуществляется администра­цией ДОУ.

Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы

Выявление разницы в работе воспитателей одной группы.

Взаимоконтроль (взаимопосещение)

Развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого;

Распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса.

Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации.

Самоконтроль

Предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов.

Тематический контроль.

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:

    с улучшением учебно-воспитательного процесса,

    ростом профессионального мастерства педагогов,

    созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,

    укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующего и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача старшего воспитателя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете . В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам , которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки .

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки , разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию.

по итогам контроля.

I . Первая часть–вводная . «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:

Предмет изучения;

Сроки изучения;

Тема контроля;

Цель и объект контроля;

Методы контроля;

Кто проверяет.

Пример. «Согласно годовому плану работы на 20 – 20 учебный год в период с.. по … проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в группе …»

Цели контроля:

    выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,

    наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.

Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в группе...

Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.

Проверяющий: (заведующий, старший воспитатель, воспитатель…)

II . Вторая часть – аналитическая . Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».

Здесь рассматриваются:

- общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;

- достоинства и недостатки его решения;

- факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;

- установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.

В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.

Пример . «В обследовании приняли участие … детей средней группы…, … детей средней группы …. В ходе тематической проверки были выявлены следующие показатели …

Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:

У 80% детей средней группы … и у 82% детей старшей группы … сформированы навыки культуры поведения в быту;

В средней группе … навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…

III . Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:

Обобщить результаты анализа, сделать выводы ;

Указать сроки и формы подведения итогов;

Поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;

Проставить дату составления справки

Оперативный (текущий) контроль.

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:

Вопросы контроля

Возрастные группы, недели месяца

Подготовительная

Примерные вопросы для оперативного контроля.

    Вопросы, требующие постоянного контроля.

Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;

Осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;

Результаты медицинского осмотра детей;

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;

Организация питания;

Посещаемость;

Выполнение режима дня;

Выполнение санэпидрежима;

Вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;

Повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;

Работа с молодыми воспитателями, наставничество;

Соблюдение здорового психологического климата в коллективе;

Работа с неблагополучными семьями;

Соблюдение правил внутреннего распорядка;

Техника безопасности;

Сохранность имущества;

Укрепление материальной базы;

Финансово-хозяйственная деятельность.

2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

Анализ заболеваемости;

Выполнение натуральных норм питания;

Выполнение плана по детодням;

Проведение физкультурных досугов и развлечений;

Состояние документации в группах;

Анализ детских творческих работ

Выполнение решений педсовета;

Документация и отчетность подотчетных лиц;

Проведение дней методической учебы педагогических кадров;

Уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;

Подведение итогов смотров и конкурсов.

3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

Участие педагогов в работе методических объединений;

Анализ детской заболеваемости;

Проведение дней здоровья;

Уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;

Выполнение ОП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);

Циклограмма оперативного контроля работы

на 20 - 20 учебный год

Вопросы контроля

Месяцы

Санитарное состояние

Охрана жизни и здоровья

Анализ травматизма

Анализ заболеваемости

Выполнение режима прогулки

Культурно-гигиенические навыки при питании

Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании

Культурно-гигиенические навыки при умывании

Режим проветривания

Проведение закаливающих процедур

Проведение фильтра

Проведение развлечений

Подготовка воспитателей к занятиям

Оборудование для сюжетно-ролевых игр

Оборудование для театрализованной деятельности

Наличие дидактических игр по задачам программы

План воспитательно-образовательной работы с детьми

Наглядная педагогическая пропаганда

Проведение родительских собраний

Старший воспитатель осуществляет контроль за учебно-воспитательной работой путем непосредственного наблюдения и анализа работы воспитателя. Основная цель контроля состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и в оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Выделяют тематический, фронтальный, предупредительный и сравнительный виды контроля.

Тематический контроль - самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы воспитателя в пределах определенной темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе воспитателя, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией воспитателя, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Главная цель предупредительного контроля - предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с воспитателем.

Спецификой сравнительного контроля является анализ и оценка педагогического процесса одного воспитателя в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля целесообразно применять, проверяя выполнение отдельных разделов программы, анализируя качество знаний, умений и навыков детей у разных воспитателей. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой воспитателей, анализа планов, детских работ и другой документации.

Любой вид контроля будет эффективным, если методист очень серьезно и тщательно готовится к нему. А. Васильева предлагает алгоритм функции контроля : цель контроля - объект контроля - разработка программы (плана) контроля - сбор информации - первичный анализ изученного - выработка рекомендаций и путей исправления недостатков - проверка исполнения рекомендаций.

Посещать группы следует без всяких предупреждений или известить воспитателя утром в день проверки. О намеченном посещении группы старший воспитатель предупреждает педагога заранее в том случае, если это посещение делается с целью исправления в работе замеченных ранее недостатков.

Если во время наблюдения работы воспитателя у методиста возникает необходимость сделать ему замечание, то осуществить это следует незаметно для детей и в очень корректной форме.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с воспитателем. Первое слово предлагается воспитателю для самоанализа. Затем методист делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе воспитателя, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и воспитатель не соглашается с мнением методиста, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение.

Необходимо помнить, что одноразовые, мимолетные посещения группы не дают права делать выводы о работе воспитателя. Если методист поставил цель - проанализировать какой-то вид деятельности или режимный процесс - то необходимо полностью проследить этот вид деятельности от начала до конца.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Н.О. Подгорних Старший воспитатель МБОУ « Заостровская СОШ»

Одна из функций старшего воспитателя контроль и анализ воспитательно -образовательной работы с дошкольниками

Система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования. Контроль воспитательно -образовательного процесса в ДОУ

выполнение образовательной программы степень личностно – ориентированного взаимодействия уровень знаний, умений, навыков детей продуктивность деятельности педагога организация индивидуальной работы степень участия родителей в образовательном процессе здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий) степень активности и самостоятельности детей развитие коммуникативных качеств Контроль за воспитательно -образовательным процессом

цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ; следует не просто проверять состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы; контроль необходимо планировать; в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение; контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется своевременно и рекомендации, выданные по его итогам, выполняются; необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля; контроль и его итоги должны быть гласными; контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты. Требования к контролю

Принципы контроля Объективность

Основные нормативные документы, регламентирующие проведение внутреннего контроля в ДОУ Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 10.07.2012 г.) «Об Образовании»; Постановление Правительства РФ от 27.10.2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Письмо Минобразования РФ от 10.09.99 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности»; Письмо Минобразования РФ от 07.02.01 г. № 22-06-147 « О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»; Письмо Минобразования РФ от 30.03.1994 г. № 212/19-12 « О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении РФ» Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Алгоритм контроля

Формы контроля по охвату объектов контроля по исполнителю Фронтальный Тематический Оперативный Персональный Сравнительный Самоконтроль Взаимоконтроль Административ - ный (плановый и внеплановый) по последовательности и периодичности

Оперативный Виды контроля в нашем детском саду Тематический Всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов. Итоговый Изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива Выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определённом этапе, в какой-то момент и решение срочных вопросов Экспресс-диагностика Сравнительный Предупредительный Итоговый Персональный

С бор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает, проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей и т.д. Осуществляет функцию регулирования. Оперативный контроль

Система организации оперативного контроля ежедневно, е женедельно, е жемесячно, ежеквартально руководителем ДОУ, с таршим воспитателем, м едсестрой, завхозом, п редседателем профсоюзного комитета Осуществляется План контроля доводится до педагогов в начале каждого месяца. Результаты обсуждаются на совещании при руководителе учреждения. Материалы контроля хранятся 1 год.

И зучение состояния воспитательно -образовательной работы с детьми по определённым проблемам. Тематический контроль По проблемам, указанным в годовых планах в виде конкретных задач. По итогам оперативного контроля выявлены недостатки – необходимо определить причину и пути устранения. Количество групп, выбранных для тематической проверки, определяется администрацией ДОУ

Приказ о проведении тематического контроля Перед началом издаётся руководителем ДОУ. В приказе указывается: т ема; с роки проверки (5-10 рабочих дней) ; ф амилия председателя комиссии; с остав комиссии; с роки предоставления итоговых материалов (через 7 дней должны быть готовы) По итогам ТК издаётся руководителем приказ.

Алгоритм подготовки и проведения тематического контроля Постановка целей (выявление уровня и системы работы…) Составление п лана ТК (по К.Ю. Белой) (доводится до сведения педагогов за 2 недели для самоанализа) - Обследование ЗУН детей - Оценка профессионального мастерства воспитателей - Создание условий: в группе, в метод. кабинете, в ДОУ - Планирование работы - Работа с родителями 3. Подготовка руководителя к проведению ТК (подобрать и проанализировать методические рекомендации по теме, подобрать диагностические методики, составить вопросники и схемы для фиксирования хода и результатов) 4. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ 5. Фактическое выполнение ТК в установленные сроки 6 . Подведение итогов (Аналитическая справка).

Аналитическая справка по контролю Заслушивается на педагогическом совете, рекомендации выносятся в проект решения. Содержание: материалы по всем 5 блокам, обозначенным в плане. Материалы ТК хранятся в методическом кабинете ДОУ 5 лет.

оценка результатов за учебный год; выявление готовности детей к обучению в школе; комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) в преддверии аттестации Проводится после того, как выполнена работа. Выявляет конечные результаты деятельности организации и степень реализации намеченных планов. Задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети. Итоговый контроль

Фронтальный контроль Цель: одновременная всесторонняя проверка объекта управления в целом (изучение состояния воспитательно -образовательной работы по всем видам деятельности в сего коллектива или одной возрастной группы) Срок проведения: не чаще 2-3 раз в год, в любое время года, продолжительность: 3-5 дней. И зучаются: нормативно – правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно -образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Виды фронтального контроля Предварительный Итоговый Текущий

наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать) анализ (выявление причин, определение тенденций развития) беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями) изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо) анкетирование (способ исследования путём опроса) проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности) Эффективные методы контроля для изучения состояния образовательной деятельности

Литература Агапова И.А. Контроль воспитательно -образовательного процесса //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2008.- №4. – С.25-38. Белая К.Ю. от сентября до сентября: рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М.: АСТ, 1998. – 176 с. Контроль воспитательно -образовательного процесса в ДОУ /авт.-сост. О.А.Скоролупова. – М.: Скрипторий 2003, 2010. – 160 с. Скоролупова О.А. Оперативный контроль в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2007 - №6. – С.23-31. Скоролупова О.А. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Скрипторий 2003, 2005. Хибибуллина Р.Ш. Графическое планирование контроля деятельности ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 4. – С. 41-45. Шабалина Е.С. Роль старшего воспитателя в повышении качества образовательного процесса // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2008.- №3. – С.15-20.

«Два человеческих изобретения самые сложные: и скусство управлять и искусство воспитывать». Эммануил Кант


Качество дошкольного образования зависит от качественной организации самого педагогического процесса.

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физиологических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ осуществляет заместитель заведующего по воспитательно-методической работе (ВМР) или старший воспитатель.

Контроль в ДОУ – функции управления, посредством которой констатируется и измеряется уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляется с нормативными требованиями. Контроль заключается в отборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с детьми, педагогами и др.

Алгоритм контроля ® цель контроля ® объект контроля ® разработка плана контроля ® сбор информации ® первичный анализ изученного ® выработка рекомендаций ® проверка исполнения рекомендаций.

Корректность – одно из главных качеств, которым должен обладать проверяющий. Если во время наблюдения за работой педагога у него возникает необходимость сделать последнему замечание, то осуществить это следует незаметно для детей и в очень вежливой форме.

При проведении анализа занятия (которое может проводиться не только воспитателем, но и педагогом-психологом, логопедом, руководителем физвоспитания и др.) необходимо также обратить внимание на культуру общения педагога с детьми, соблюдение педагогической этики и такта, психологический климат в детском коллективе (взаимоотношения друг с другом) и оценку санитарно-гигиенических условий занятия.

Итоги проведенного анализа должны стать общие выводы и предложения педагогу.

Основные виды контроля в ДОУ

Предупредительный контроль . Главная цель – предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с педагогом.

Сравнительный контроль . Его спецификой является анализ и оценка педагогического процесса одного педагога в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля применяется при проверке выполнения отдельных разделов программы, анализе качества знаний, умений и навыков детей у разных педагогов. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой педагога, анализа планов, детских планов, детских работ и другой документации.

Технический контроль – самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы педагога в пределах определенный темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного педагога. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией проверяемого, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Оперативный контроль – направлен на быстрое реагирование администрации и немедленное устранение отдельных незначительных недостатков и сбоев в работе ДОУ и деятельности некоторых сотрудников.

Итоговый контроль – осуществляемый руководителем ДОУ после завершения отчетного периода (полугодие, год) и направленный на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива детского сада. К данной форме работы относится аттестация ДОУ.

Системный контроль – сопоставление результатов первичного, промежуточного и итогового контроля, включая проверку исполнения сделанных ранее указаний и предложений, сравнение результатов в группе за определенный промежуток времени.

Основные критерии анализа занятия в ДОУ

Анализ целей:

– оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей занятия с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия по теме и уровня подготовленности детей.

Анализ структуры и организации занятия:

– соответствие структуры занятия его задачам и целям;

– продуманность педагогом выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов;

– целесообразность распределения времени занятия;

– рациональность выбора форм обучения и оборудование занятия.

– соответствие содержание требованиям программы;

– полнота, достоверность и доступность изложения материала;

– воспитательная направленность занятия;

– реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельности;

– формирование новых понятий и обогащение словарного запаса.

Организация самостоятельной работы детей:

– характер упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей;

– эффективность усвоения дошкольниками нового материала;

– связь нового материала с ранее изученным.

Анализ методики проведения занятия:

– определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям и учебным возможностям детей;

– разнообразие приемов и методов, применяемых педагогом и эмоциональность подачи материала;

– эффективность использования наглядного и дидактического материала, ТСО.

Анализ работы и поведения детей на занятии:

– интерес, активность, работоспособность детей на занятие;

– организация самостоятельной деятельности детей;

– приемы поддержания у детей интереса к занятию и дисциплины.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с педагогом. Первое слово для самоанализа предлагается самому педагогу. Затем проверяющий делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе проверяемого, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и педагога не соглашается с мнением проверяющего, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение, которое также должно проходить в доброжелательной обстановке.

Обсуждение итогов различных видов контроля может производиться на различных уровнях (Совет педагогов, научно-методический совет, Совет ДОУ, конференция ДОУ, координационный Совет и др.).

При правильной организации контроль становится эталоном сравнения уровня и качества знаний у детей, педагогов и всего педагогического коллектива в целом.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные компоненты педагогического процесса в ДОУ.

2. Перечислите основные разделы годового плана

3. Назовите основные виды контроля.

4. Назовите основные критерии анализа занятия в ДОУ.

Основная литература

1. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры / Н.П. Аникеева. – М.: Педагогика, 2005. – 364 с.

2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева.– М.: Педагогика, 2001. – 89 с.

3. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика / Т.Н. Доронова, С.П. Баранов, Т.С. Комарова.– М.: Академический проект, 2005.– 456 с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

5. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Из опыта работы / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер.– Издание второе пререраб. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина.– М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выгодский / Вопросы психологии.– 1966.– № 6 // Электронный ресурс: Internet – www.psuchologu-online.net.

9. Выготский, Л.С . Воспитание высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – 391 с.

10. Выготский, Л.С . Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.– М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.

12. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996. – 459 с.

13. Запорожец, А.В . Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М., 1978. – 226 с.

14. Задачи, содержание и методы разностороннего развития и гармоничного воспитания дошкольников. Учебно-методические материалы по курсу «Дошкольная педагогика»: учебное пособие для студ. оч. и заоч. отделений факультетов дошкольной педагогики высш. и сред. проф. учеб. заведений по специальности ПиМДО и ДПП / Авт.-сост. М.С. Черникова.– Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2005.– 184 с.

15. Игры – занятия с малышами / А.Н. Фролова. – Киев: Радянская школа, 2007. – 368 с.

16. История советской дошкольной педагогики . Хрестоматия / Под редакцией М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988. – 448 с.

17. Козлова. С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2000.– 234 с.

18. Крупская, Н.К . Роль игры в детском саду. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская.– Т. 6.– М., 1959. – 496 с.

19. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова.– 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Просвещение, 1988.– 256 с.

20. Макаренко, С.А. Игра. Сочинения / С.А. Макаренко.– Т. 4. – М.: Педагогика, 1957. – 396 с.

21. Менжерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менжерицкая. – М.: Просвещение, 1982.– 128 с.

22. Общие вопросы дошкольной педагогики . Учебно-методические материалы по курсу «Дошкольная педагогика»: учебное пособие для студ. оч. и заоч. отделений факультетов дошкольной педагогики / Авт.-сост. М.С. Черникова.– Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2005.– 101 с.

23. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В. Пастюк.– Ростов н/Д.: Феникс, 2009.– 196 с.

24. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Н.Н. Поддьяков. – М., 2001. – 456 с.

25. Смирнова, Е.О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников / Е.О.Смирнова. – М., 1998. – 220 с.

26. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский.– Издание второе. – М.: Издательство политической литературы, 1975. – 272 с.

27. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1970. – 184 с.

28. Урунтаева, Г.А. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 1997. – 452 с.

29. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: 1997. – 381с.

30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

31. Фазлыева, Ф.Н. «Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Ф.Н. Фазлыева.– Уфа: Китап, 2003. – 76 с.

32. Шипицына, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.– «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 384 с.

33. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / Ф.А. Сохин, В.И. Ядэшко. – 2-е изд. исправленное и дополненное.– М.: Просвещение, 1986. – 415 c.

Дополнительная литература

1. Доронова, Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

2. Казакова, Т.Г. «Детское изобразительное творчество». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / Т.Г. Казакова.– М.: Карапуз-дидактика, 2006. – 125 с.

3. Комарова, Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 231 с.

4. Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова, Г.С. Корзина, О.М. Милова.– М.: Педагогическое общество России, 1999. – 152 с.

5. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1981. – 216 с.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова [и др.].– 3-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

7. Обухова, Л.Ф . Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996 .– 374 с.

8. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 213 с.


РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Контроль в ДОУ как функция управления

(памятка для руководящих кадров ДОУ).

Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится на внешний и внутрисадовский (внутренний) контроль.

Параметры контроля

Внешний контроль

Внутренний контроль

Цель контроля

Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития

Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи

Маркетинговое исследование микрорайона:

Расположение социально-культурных объектов;

Социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста;

Потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг;

Социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ

Организационно-педагогической;

Образовательной;

Социально-психологической;

Медико-социальной;

Финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ

Требования к контролю

Руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

Контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу;

В процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

Контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

Необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами;

После контроля должно происходить гласное подведение итогов;

Контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива

Алгоритм контроля

Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников и других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций

Работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);

Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;

Проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

Качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ;

Выполнение решений педагогического совета;

Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

Ведение документации педагогами и администрацией;

Организация и осуществление работы с родителями;

Финансово-хозяйственная деятельность ДОУ;

Выборочный контроль за работой педагогов

Состояние образовательного процесса в разных возрастных группах;

Выполнение ООП ДОУ, внедрение новых педагогических технологий;

Календарно- тематическое планирование и документация педагогов;

Наличие и хранение детских работ;

Повышение квалификации и аттестация педагогов

Виды внутреннего контроля в ДОУ.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Тематический контроль

Тематическая проверка

Привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно;

Изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей;

Выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ.

Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

Итоговый контроль

За квартал

Оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи.

Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает:

Освоение детьми ООП ДОУ;

Условия, созданные для педагогической деятельности;

Уровень педагогического мастерства педагогов.

По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

За полугодие

Оценка результатов работы за полугодие на педсовете.

За учебный год

Выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года.

Персональный контроль

Изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства;

Выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме.

Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Фронтальный контроль

Предварительный контроль

Получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления.

При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотрудников, оснащение педагогического процесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, планерках, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующей, на заседания местного комитета

Текущий контроль

Выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя

Установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка: физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического.

В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе.

Итоговый контроль

Комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования,

Выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

Оперативный контроль

Предупредительный контроль

Профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ.

Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта).

Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Оперативный контроль

Экспресс-диагностика

Быстрый информативный сбор требуемых данных.

С целью определения срезовых результатов освоения детьми ООП детей за определенный промежуток времени по разным видам деятельности с детьми организуются итоговые виды НОД.

Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.

О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.

Выборочный (эпизодический) контроль

Выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований;

Установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ООП.

Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению НОД, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе).

Основные формы контроля: просмотр НОД или других видов образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы.

Сравнительный

контроль

Контроль работы воспитателей двух параллельных групп

Сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп.

Контроль осуществляется администрацией ДОУ.

Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы

Выявление разницы в работе воспитателей одной группы.

Взаимоконтроль (взаимопосещение)

Развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого;

Распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса.

Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации. Педагогами ведутся тетради взаимоконтроля (взаимопосещений).

Самоконтроль

Предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов.

Тематический контроль.

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:

    с улучшением учебно-воспитательного процесса,

    ростом профессионального мастерства педагогов,

    созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,

    укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача старшего воспитателя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете . В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам , которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки .

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки , разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию и лицензированию.

I . Первая часть – вводная . В ней содержатся материалы, отвечающие на вопросы: «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:

Предмет изучения;

Сроки изучения;

Тема контроля;

Цель и объект контроля;

Методы контроля;

Кто проверяет.

Пример.

«Согласно годовому плану работы МДОУ «Детский сад № 4» на 2011 – 2012 учебный год в период с 24 по 28 февраля 2011 года был проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в средней группе № 1 и старшей группе № 1»

Цели контроля:

    выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,

    наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.

Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в средней группе № 1 и средней группе № 2.

Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.

Проверяющий: заведующий Иванова А.А. ( старший воспитатель, психолог, воспитатель…) МДОУ «Детский сад № 4».

II . Вторая часть – аналитическая . Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».

Здесь рассматриваются:

- общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;

- достоинства и недостатки его решения;

- факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;

- установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.

В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.

Пример . «В обследовании приняли участие 20 детей средней группы № 1, 20 детей средней группы № 2. В ходе тематической проверки были выявлены следующие количественные показатели (Таблица 1): (ниже приводится таблица)…(это количественный анализ результатов проверки).

Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:

У 80% детей средней группы № 1 и у 82% детей старшей группы № 1 сформированы навыки культуры поведения в быту;

В средней группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…

В старшей группе № 1 навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 45% детей, на среднем уровне – у 37% детей, на низком уровне – у 18% детей, что свидетельствует об … (это качественный анализ результатов проверки).

III . Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:

Обобщить результаты анализа, сделать выводы ;

Определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения;

Указать сроки и формы подведения итогов;

Поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;

Проставить дату составления справки

Выводы:

Заведующий МДОУ «Детский сад № 4» _____________________ А.А.Иванова

01.03.2011 г.

Оперативный (текущий) контроль.

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:

Вопросы контроля

Возрастные группы, недели месяца

Подготовительная

Примерные вопросы для оперативного контроля.

    Вопросы, требующие постоянного контроля.

Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;

Осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;

Результаты медицинского осмотра детей;

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;

Организация питания;

Посещаемость;

Выполнение режима дня;

Выполнение санэпидрежима;

Вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;

Повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;

Работа с молодыми воспитателями, наставничество;

Соблюдение здорового психологического климата в коллективе;

Работа с неблагополучными семьями;

Соблюдение правил внутреннего распорядка;

Техника безопасности;

Сохранность имущества;

Укрепление материальной базы;

Финансово-хозяйственная деятельность.

2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

Анализ заболеваемости;

Выполнение натуральных норм питания;

Выполнение плана по детодням;

Проведение физкультурных досугов и развлечений;

Состояние документации в группах;

Анализ детских работ по ОО «Художественное творчество»;

Выполнение решений педсовета;

Документация и отчетность подотчетных лиц;

Снятие остатков продуктов питания;

Проведение дней методической учебы педагогических кадров;

Уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;

Подведение итогов смотров и конкурсов.

3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

Участие педагогов в работе методических объединений;

Анализ детской заболеваемости;

Проведение дней здоровья;

Уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;

Выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);

Циклограмма оперативного контроля работы МДОУ «Детский сад № …»

на ___2011-2012___________ учебный год

Вопросы контроля

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI-VIII

Санитарное состояние

Охрана жизни и здоровья

Анализ травматизма

Анализ заболеваемости

Выполнение режима прогулки

Культурно-гигиенические навыки при питании

Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании

Культурно-гигиенические навыки при умывании

Режим проветривания

Проведение закаливающих процедур

Проведение фильтра

Проведение развлечений

Оборудование для сюжетно-ролевых игр

Оборудование для театрализованной деятельности

Наличие дидактических игр по задачам программы

План воспитательно-образовательной работы с детьми

Наглядная педагогическая пропаганда

Проведение родительских собраний

План и результаты оперативного контроля

на январь 2011 - 2012 учебного года

1 2 3 4 5 6 группы

Охрана жизни и здоровья

Попова Е.Г.

Таганова О.Н

Культурно-гигиенические навыки при приеме пищи

Таганова О.Н.

Культурно-гигиенические навыки при одевании

Таганова О.Н,

Малашина Ж.И.

Подготовка воспитателей к занятиям

Таганова О.Н /

Оборудование центров экспериментирования

Таганова О.Н,

Наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми работы на день

Таганова О.Н,

Оценка: О – отлично Выводы: __________________________________________________________________________

Х – хорошо ___________________________________________________________________________________ У – удовлетворительно ___________________________________________________________________________________

П – плохо ____________________________________________________________________________________