Ионыч читать краткое по главам. Ионыч, чехов антон павлович

Антон Павлович Чехов - величайший русский драматург, внесший огромный вклад в развитие мировой литературы.

В свое время он был признан Почетным академиком по разряду изящной словесности Императорской Академией наук. За всю свою жизнь автор создал более 900 произведений. Его пьесы на протяжении уже более века ставятся во многих театрах мира. Публике также знакомы его короткие рассказы. В них с точностью до мелочей, с иронией и сарказмом Чехов рисует образы обычных людей, высмеивая их пороки. Одним из таких рассказов автора является произведение «Ионыч». В центре сюжета - история жизни земского врача Дмитрия Ионыча Старцева. Это повествование о человеке с хорошими задатками и благородными мечтами, который незаметно превращается в обычного обывателя, равнодушного ко всем и ко всему. Итак, краткое содержание Чехова «Ионыч».

Знакомство главного героя с семьей Туркиных

В одном губернском городе, называемом С., вел практику молодой врач Дмирий Ионыч Старцев. Жизнь в этом местечке была скучна и однообразна. Несмотря на то, что имелись в городе и библиотека, и театр, и клуб, эти заведения мало пользовались спросом у обывателей. Впрочем, были здесь и умные образованные люди, например семья Туркиных. Глава семейства Иван Петрович часто устраивал любительские спектакли, в которых главным действующим лицом был он сам. Он обладал хорошим чувством юмора, так что порой нельзя было понять, шутит он или говорит всерьез. Его жена Вера Иосифовна занималась сочинительством романов и повестей, которые охотно читала перед публикой. Их дочь, Екатерина Ивановна, хорошо играла на рояле и мечтала поступить в консерваторию. Дмитрию Ионычу часто советовали побывать у Туркиных и познакомиться с ними. Однажды он решил принять приглашение главы семейства и посетить их. Знакомство состоялось. На Дмитрия Ионовича оно произвело самое приятное впечатление. Даже краткое содержание Чехова «Ионыч» способно передать особую легкость характера и живость ума главного героя, еще не погрязшего в обыденщине маленького городка.

Предложение руки и сердца Старцева и отказ Кати

Прошел год, прежде чем земский врач вновь навестил семью Туркиных. В этот раз его вызвали к Вере Иосифовне, которая уже давно страдала мигренью. Появившись в доме, главный герой отметил, как похорошела за это время Екатерина Ивановна или Котик, как звали ее домашние. Незаметно для себя Старцев влюбляется в девушку. Теперь земский врач становится частым гостем в семье Туркиных. Однажды он решается сделать Кате предложение. Облачившись в чужой фрак, так как своего он не имел, наш герой едет в дом к Туркиным и наедине предлагает Котику пожениться. Неожиданно он получает резкий отказ. Екатерина Ивановна объясняет ему, что в ее планы не входит замужество, что впереди ее ждут консерватория и блестящая музыкальная карьера. Дмитрий Ионыч не ожидал такого поворота. Он ошеломлен. Его самолюбие уязвлено. Вскоре наш герой узнает об отъезде Кати в Москву. Таким чистым и полным надежд показывает главного героя в начале повествования Чехов. Рассказ «Ионыч», краткое содержание которого здесь приводится, - это история об истинных человеческих ценностях, о том, как важно не упустить в жизни самое главное - любовь близких.

Встреча Ионыча с Катей через несколько лет

Прошло долгих четыре года, прежде чем Дмитрий Ионыч вновь увиделся с Катей. За это время земский врач приобрел большую практику. Он располнел, ходил неохотно, предпочитая езду на тройке с бубенцами пешим прогулкам. За это время он почти не бывал у Туркиных. Но однажды наш герой получает пригласительное письмо от Веры Иосифовны и Екатерины Ивановны. Старцев едет к ним в гости. Встреча его с Котиком не произвела на него должного впечатления. А вот Екатерина была явно взволнована. Теперь это была уже не романтичная девушка, грезившая мечтами о музыке, а взрослая женщина, успевшая разочароваться в жизни. Она приглашает Ионыча в сад, чтобы поговорить наедине. Там Катя рассказывает нашему герою о том, что она разуверилась в своем таланте пианистки, о том, что для нее он теперь является чистым возвышенным человеком, у которого есть благородная цель в жизни - помогать больным. У Старцева не находит отклика в сердце и, покидая дом Туркиных, он с облегчением думает о том, как хорошо, что он не женился когда-то на Екатерине Ивановне. Краткое содержание Чехова «Ионыч» не позволяет передать всю полноту изменений, которые совершаются в Кате и Старцеве спустя всего четыре года после их последней встречи.

Душевная деградация главного героя

После этой встречи было еще одно письмо Котика Старцеву. Но на него он не ответил и более уже не посещал их. Прошло много лет. За это время Ионыч разбогател, приобретя уже огромную практику. Чувствовал он себя неважно, ужасно располнел. Но о том, чтобы оставить работу, Ионыч не помышлял - жадность одолела. Жизнь нашего героя скучна и однообразна. Ко всему и всем он равнодушен. Он одинок, рядом нет родной души. Екатерина Ивановна тоже постарела, часто болеет. Единственная отрада для нее - ежедневная игра на рояле. Рассказ Чехова «Ионыч», краткое содержание которого приведено здесь, - это история о том, что может произойти с человеком, лишенным возможности развиваться и двигаться вперед. К сожалению, часто мы понимаем, что потеряли, лишь спустя годы, когда вернуть этого уже не в силах.

Вы прочитали краткое содержание Чехова «Ионыч». Я советую уделить время этому произведению в полном объеме.

Название: Ионыч

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 10мин 42сек

Аннотация:

Дмитрий Ионыч Старцев — врач в провинциальном городке. Он часто бывает в семье Туркиных, самых культурных жителей города. Он влюбляется в их дочь, Екатерину, которая дразнит врача, прося его встретить ее на кладбище в двенадцать часов вечера, а затем не появляется. Наконец, она холодно отказывает, когда Старцев делает ей предложение, говоря, что должна ехать в Москву и учиться в консерватории.
Четыре года спустя Старцев стал тучным, построил большую практику, стал богатым и потерял интерес к романтике. Екатерина возвращается, поскольку гениальной пианистки из нее не получилось, но Старцев раздражается и говорит себе: «Какое счастье, что я не женился на ней!» В конце концов, с годами он становится богаче, толще и раздражительнее, и порой кричит даже на своих пациентов.
Старцев — один из бесчувственных и психически неуравновешенных врачей Чехова, типа доктора, осужденного Николаем Степановичем в «Скучной истории». У него нет понимания внутренней жизни или суматохи Туркиных, и он не может отличить настоящий художественный талант, которого нет у Туркиных, от простого шоу. Он становится ожесточенным перед лицом страданий и посвящает свою жизнь финансовому вознаграждению. Это отражается в его плачевном лечении пациентов.

А.П. Чехов — Ионыч. Прослушать краткое содержание в аудио онлайн.

Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает работать в губернский город С., где вскоре знакомится с Туркиными. Все члены этой радушной семьи славятся своими талантами: остроумный Иван Петрович Туркин ставит любительские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет повести и романы, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле и собирается ехать учиться в консерваторию. Семья производит на Старцева самое благоприятное впечатление.

Возобновив через год знакомство, он влюбляется в Котика, как зовут Екатерину Ивановну домашние. Вызвав девушку в сад, Старцев пытается объясниться в любви и неожиданно получает от Котика записку, где ему назначается свидание на кладбище. Старцев почти уверен в том, что это шутка, и тем не менее ночью идет на кладбище и несколько часов безрезультатно ждет Екатерину Ивановну, предаваясь романтическим грезам. На следующий день, облачившись в чужой фрак, Старцев едет делать предложение Екатерине Ивановне и получает отказ, поскольку, как объясняет Котик, «сделаться женой - о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки».

Старцев не ожидал отказа, и теперь его самолюбие уязвлено. Доктору не верится, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу. Однако узнав, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, Старцев успокаивается, и жизнь его возвращается в привычную колею.

Проходит еще четыре года. У Старцева большая практика и очень много работы. Он располнел и неохотно ходит пешком, предпочитая ездить на тройке с бубенчиками. За все это время он навестил Туркиных не более двух раз, однако не завел и новых знакомств, так как обыватели раздражают его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом.

Вскоре Старцев получает от Веры Иосифовны и Котика письмо и, подумав, едет к Туркиным в гости. Очевидно, что на Екатерину Ивановну их встреча произвела гораздо более сильное впечатление, чем на Старцева, который, вспоминая свою былую любовь, испытывает чувство неловкости.

Как и в его первое посещение, Вера Иосифовна читает вслух свой роман, а Екатерина Ивановна шумно и долго играет на рояле, но Старцев чувствует одно лишь раздражение. В саду, куда Котик приглашает Старцева, девушка говорит о том, с каким волнением ожидала этой встречи, и Старцеву становится грустно и жаль прошлого. Он рассказывает о своей серой однообразной жизни, жизни без впечатлений, без мыслей. Но Котик возражает, что у Старцева есть благородная цель в жизни - его работа земского врача. Говоря о себе, она признается, что разуверилась в своем таланте пианистки и что Старцев, служащий народу, помогающий страдальцам, представляется ей идеальным, возвышенным человеком. Однако у Старцева такая оценка его достоинств не вызывает никакого душевного подъема. Покидая дом Туркиных, он чувствует облегчение от того, что не женился в свое время на Екатерине Ивановне, и думает, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. Он оставляет без ответа письмо от Котика и больше уже никогда не приезжает к Туркиным.

С течением времени Старцев еще больше полнеет, становится грубым и раздражительным. Он разбогател, имеет громадную практику, но жадность не позволяет бросить земское место. В городе его зовут уже просто Ионычем. Живется Старцеву скучно, ничто его не интересует, он одинок. А Котик, любовь к которой была единственной радостью Старцева, постарела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле.

Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает работать в губернский город С. и знакомится с Туркиными. Они славятся своими талантами: остроумный Иван Петрович ставит любительские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет романы, а дочь Екатерина Ивановна (Котик) играет на рояле. Семья производит на Старцева благоприятное впечатление.

Через год Дмитрий Старцев возобновляет знакомство и влюбляется в Котика. Вызвав девушку в сад, Старцев пытается объясниться в любви и неожиданно получает от Котика записку, где ему назначается свидание ночью на кладбище. Он почти уверен в том, что это шутка, и тем не менее ночью идет туда и несколько часов ждет Екатерину Ивановну, предаваясь романтическим грезам. На следующий день Старцев делает предложение и получает отказ. Котик говорит ему: «сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки».

Старцев не ожидал отказа, его самолюбие уязвлено. Однако, узнав, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, Старцев успокаивается. Его жизнь возвращается в привычную колею.

Проходит еще четыре года. У Старцева большая практика. Он располнел, ездит на тройке с бубенчиками. За все это время он навестил Туркиных не более двух раз, однако не завел и новых знакомств, так как обыватели раздражают его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом.

Однажды Старцев получает от Веры Иосифовны и Котика письмо и едет к Туркиным. Вера Иосифовна читает вслух свой роман, а Екатерина Ивановна шумно и долго играет на рояле. Старцев чувствует одно лишь раздражение. В саду, куда Котик приглашает его, девушка говорит, с каким волнением ожидала этой встречи, и Старцеву становится жаль прошлого. Он рассказывает о своей однообразной жизни. Котик возражает, что у Старцева есть благородная цель — его работа земского врача. Она признается, что разуверилась в своем таланте пианистки, и что Старцев, служащий народу, представляется ей идеальным человеком. Однако у Старцева такая оценка не вызывает душевного подъема. Он чувствует облегчение от того, что не женился в свое время на Екатерине Ивановне, и думает, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. Он оставляет без ответа письмо от Котика и больше уже никогда не приезжает к Туркиным.

С течением времени Старцев богатеет, покупает недвижимость, имеет громадную практику, но не бросает земское место. В городе его зовут уже просто Ионычем. Живется Старцеву скучно, он одинок. А Котик, любовь к которой была его единственной радостью, постарела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле.

Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных как на самую образованную и талантливую.

Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно. Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой. В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин.

И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник – это было Вознесение, – после приема больных Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было) и все время напевал:

Когда еще я не пил слез из чаши бытия…

В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди.

– Здравствуйте пожалуйста, – сказал Иван Петрович, встречая его на крыльце. – Очень, очень рад видеть такого приятного гостя. Пойдемте, я представлю вас своей благоверной. Я говорю ему, Верочка, – продолжал он, представляя доктора жене, – я ему говорю, что он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице, он должен отдавать свой досуг обществу. Не правда ли, душенька?

– Садитесь здесь, – говорила Вера Иосифовна, сажая гостя возле себя. – Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит.

– Ах ты, цыпка, баловница… – нежно пробормотал Иван Петрович и поцеловал ее в лоб. – Вы очень кстати пожаловали, – обратился он опять к гостю, – моя благоверная написала большинский роман и сегодня будет читать его вслух.

– Жанчик, – сказала Вера Иосифовна мужу, – dites que l’on nous donne du thе.

Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне. Потом пили чай с вареньем, с медом, с конфетами и с очень вкусными печеньями, которые таяли во рту. С наступлением вечера, мало-помалу, сходились гости, и к каждому из них Иван Петрович обращал свои смеющиеся глаза и говорил:

– Здравствуйте пожалуйста.

Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман. Она начала так: «Мороз крепчал…» Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами и доносился запах жареного лука… В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге; Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, – читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать.

– Недурственно… – тихо проговорил Иван Петрович.

А один из гостей, слушая и уносясь мыслями куда-то очень, очень далеко, сказал едва слышно:

– Да… действительно…

Прошел час, другой. В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь, то минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни.

– Вы печатаете свои произведения в журналах? – спросил у Веры Иосифовны Старцев.

– Нет, – отвечала она, – я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу. Для чего печатать? – пояснила она. – Ведь мы имеем средства.

И все почему-то вздохнули.

– А теперь ты, Котик, сыграй что-нибудь, – сказал Иван Петрович дочери.

Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже наготове. Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у нее содрогались, она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная наполнилась громом; гремело все: и пол, и потолок, и мебель… Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему. После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков, сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново…

– Ну, Котик, сегодня ты играла как никогда, – сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. – Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили ее, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей ее фигуре было написано торжество.