Все о импровизации в жизни. Импровизация об импровизации. Так что такое импровизация

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.1)

Что такое импровизация?

О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация - один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...

Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.

Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?

Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот , подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.

К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги - продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.

Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?

Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,

Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.

Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец - хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?

Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения , которые:

1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю
танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу - начало, развитие, кульминация... вход-выход и пр.)
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).

А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это

7. Выучены и отработаны заранее.

Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.

Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:

И наоборот:

Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:

Примеры, где проявляются общие закономерности импровизации.

  • Представьте себе мотоциклиста или сноубордиста (Free Style), которые строят свои композиции прыжков согласно ландшафту, рельефу местности...
  • У меня есть еще один хороший пример. Представьте себе строй солдат, репетирующих парад, и ребенка, которому разрешили порезвиться невдалеке. Ребенок то пристраивается рядом и марширует точно в ногу с солдатами, то делает в 2 раза больше шагов, то отбегает в сторону, то отстает, догоняет и снова пристраивается... Представили? Этот ребенок ТВОРИТ, он импровизирует!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой), когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.

Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио, которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни, когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу фортепиано. Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал! (Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности, затем начинал играть, и... это было волшебство! Мы никогда не знали, как сегодня начнется та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки» он сегодня применит...

Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу. Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме. Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна) «фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим в нашем небольшом городке... И для школьника это было очень престижно!).

Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:

КАК ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ НОТЫ ВСЕГДА
произвольно, без партитуры, без выучивания заранее?

Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»... Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:

Шаг 1. Открытие пентатоники

Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ! Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль . (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже. А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот . В песне в Ля-миноре * их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.

Шаг 2. Преобразование пентатоники в блюзовый лад

Конечно, 5 нот из 12 - достаточно скромный выбор и мне захотелось как-то пентатонику, волшебный набор , расширить. Так в результате экспериментов я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали звучанию явную «взрослость» и «фирменность». Эти ноты для Ля-минора были Ре# и Соль# . Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот - БЛЮЗОВЫЙ лад!

Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее. И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот, которые попадают на сильную долю.


Шаг 3. Применение оставшихся ступеней минорной гаммы

Но в гамме Ля-минор оставалось еще 2 «законные» ноты - Си и Фа . Они были не столь универсальны, как ступени пентатоники, и не столь радикальны, как «блюзовые». В общем, их можно было использовать достаточно часто, но, обращая чуть большее (чем требовала пентатоника) внимания на текущий аккорд. Таким образом, этот новый набор составлял уже 9 нот. Явный прогресс!


А в «запрещенных» оставались всего 3 ноты из 12 - Ля#, До# и Фа# .

Шаг 4. Перенос волшебных наборов на гриф гитары

Вот, обнаружив на пианино «правильные» ноты, я стал разбираться, где находятся эти же волшебные наборы на грифе гитары. Тут я сделал свое следующее открытие: в отличие от пианино, на гитаре один и тот же интервал, трезвучие или «музыкальный ход», фраза, могли быть сыграны одним и тем же приемом , поскольку нужные ноты всегда располагались одинаково на грифе. Для изменения тональности надо было лишь сместить позицию руки на грифе! Иными словами, на грифе гитары не было «черных клавиш»!** И это было так замечательно!

** по этой причине импровизация у гитаристов может почти не отличаться, будь она сыграна в До-миноре или в До#-миноре. Сейчас, когда акустические пианино на сцене используются крайне редко, клавишники, чтобы при смене тональности получить такое же удобство, какое имеют гитаристы, меняют строй синтезатора на каждую новую композицию, «продолжая играть» в своей любимой тональности, т е. по тем же клавишам. Конечно, представители, «старой школы», будь то «классики» или джазовые музыканты, рассматривают такой способ как свидетельство недостаточного профессионализма, но... Я бы не разделил их категоричность - это просто жизнь!

В общем, еще не очень хорошо зная ноты на гитаре, и чтобы каждый раз не высчитывать, где какая, я сделал специальные карточки-таблички, расчертив их на клетки: шесть струн по горизонтали, 6 колонок по вертикали. (Как потом оказалось - правильно было бы называть их ТАБУЛАТУРЫ). Так вот, на «струнах» я нарисовал кружки разного цвета:

  • зеленые - для набора пентатоники,
  • синие - для двух дополнительных нот, которые превращают пентатонику в блюзовый лад,
  • желтые - для двух оставшихся нот лада,
  • а остальные 3 - красными (так как играть их не следовало).

Понятно, на самом деле кружков получалось больше, чем 12, так как в подобной табулатуре, охватывающей заметный фрагмент грифа, один и тот же тон мог быть извлечен на разных струнах.

Сначала я свои табулатуры рисовал в простой тетрадке, а потом сделал их на картонках, причем так, что размеры клеток примерно соответствовали размерам ладов на гитарном грифе. Это позволяло носить картонки с собой в кармане и, прикладывая пальцы на «струны», разучивать «ходы» даже на уроке в обычной школе:-). Я помещаю картинку с фрагментом грифа, чтобы показать, как я раскрашивал лады. «Запрещенные ноты» - те, что помечены красными кружками, можно, в принципе, и не отмечать. Для тренировки вполне достаточно остальных.


Как только я немного освоился с волшебными табулатурами, пальцы привыкли и «запомнили» правильные и «неправильные» ноты (места на грифе), я смог ИГРАТЬ СВОБОДНО, я начал импровизировать!

О, как это было здорово играть наобум и почти не ошибаться! В общем, мой музыкальный уровень, как соло-гитариста в нашей школьной группе резко вырос. И когда у нас появилась возможность использовать электро-орган, то меня мои друзья уже от гитары не отпускали.

Шаг 5. Понимание, какие ноты используют звезды

Но заключительный «прорыв» произошел после того, как мы с ребятами «сняли» (то есть на слух подобрали ноты) и разучили пару фирменных композиций. Первая - July Morning (Uriah Heep), другая - Smoke On The Water (Deep Purple). О, конечно, сейчас я без улыбки не могу представить, что же на самом деле мы могли тогда играть, пытаясь копировать звезд! Вряд ли там даже 25% нот были правильными, но! Главное вот в чем. Снимая реальные, «правильные» композиции:

ПЕРВОЕ - я увидел, что очень большая , непонятная мне ранее часть музыки , казавшаяся, особенной, специальной - на самом деле это те же самые волшебные наборы , которые я уже открыл для себя - пентатоника, блюзовый лад. Этим небольшим количеством нот, оказывается, играется море импровизаций и мелодий , причем и в очень известной музыке!

ВТОРОЕ - я понял, что «фирменные» ходы прекрасно «ложатся» на мои табулатуры! Оказалось, что благодаря проделанным исследованиям и тренировкам, мои пальцы уже давно были на правильных местах, и дело теперь лишь в том, чтобы поучиться тому, какие ноты и в какой последовательности играют известные гитаристы...

В общем, сделать тогда самостоятельно все эти открытия было очень здорово и полезно! Вполне возможно, что именно эти ранние импровизации, первые опыты музыкального самовыражения, позволили мне сохранить интерес к музыке, развить свои музыкальные способности , выбрать в последующем своей профессией разработку музыкального оборудования и программ, сделать сочинение, аранжировку и исполнение музыки любимым увлечением.

Так что я верю, что импровизации может научиться «с нуля» любой музыкант и уже тем более тот, у кого за плечами музыкальное учебное заведение. Я знаю, что вам нужны лишь 3 вещи:

Первое - Верить!
Второе - Пробовать!
Третье - Хорошее Настроение!

Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации, развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК "Агат-7(9)" (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов "Музыкальная информатика", "Музыкальная акустика" и "Звукорежиссура" в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму "Miss California". Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт - лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Импровизация – это нахождение в потоке положительной энергии, когда вы действуете не совсем сознательно (а точнее, используя свое подсознание), но достигаете при этом замечательных результатов, а положительные переживания становятся неотъемлемой их частью.

Как правильно импровизировать на ходу?

Вот секрет успеха в путешествиях – кода вы готовы к любым поворотам судьбы и с уверенностью принимаете все, что происходит, испытываете радость.

Наверное, в путешествиях наилучшим образом применим принцип «Момент Сейчас. Что подразумевается под этим принципом? Да все очень просто – наслаждайтесь тем, что происходит, чем бы это ни было.

Например, пошел ливень, и вы под него попали – ботинки насквозь мокрые, все вокруг прыгают через широкие водные потоки, которые превратили улицы в венецианские каналы. Что вы при этом ощущаете? Радуетесь, как ребенок!. Вам было бы смешно видеть, как люди пытаются преодолеть водную преграду, как девчонки в модных туфельках тонут в этих потоках и визжат… весело.

Хотите испытать радость момента? Откажитесь от четко запланированного результата! Когда вы цепляетесь за конкретную реализацию ваших планов, вы не позволяете Вселенной сделать часть работы за вас, запрещаете ей проявить свой творческий порыв в отношении вас. Вселенная готова вас удивить, а вы сопротивляетесь.

Данный принцип может быть применен к любой сфере жизни. Попробуйте найти ту нишу, где бы вы смогли начать использовать импровизацию, и следите за тем, что произойдет.

1. Планирование на ходу , когда вы можете себе это позволить, приводит к тому, что вы развиваете у себя навык быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Да, наша жизнь действительно часто течет очень размеренно. Однако иногда планы ломаются, и тут надо суметь не застрять на сломанных рельсах и оперативно перестроиться на новые как можно быстрее. Именно этому вы учитесь, импровизируя.

2. Из первого вытекает второе. Лучший отдых – это смена этой размеренности на спонтанность. Пусть сегодня все пойдет не так, как планировалось. Сегодня я хочу испытать что-то новое, о чем не думала вчера.

3. Меняя что-то в размеренной жизни, импровизируя, вы вспоминаете о том, что у вас всегда есть выбор (об этом часто забывают). Мы все добираемся до работы привычным путем изо дня в день. Иногда возникает очень странное ощущение, когда случайно или намеренно мы меняем свой маршрут. Жизнь – это постоянное изменение и выбор. Выбирая в малом, мы вспоминаем, что способны изменить и что-то более серьезное, если того захотим. Импровизация – это способ напомнить себе о том, что мы способны сделать выбор в любой момент.

4. Ну и, конечно же, импровизация и спонтанность – это творчество.

Импровизируйте же! Позвольте Вселенной помочь вам найти путь! Пусть ваше «завтра» отличается от вашего «сегодня». Стройте планы, но будьте готовы к проявлению спонтанности.

Что развивает игровая импровизация:

  1. креативность мышления (иногда это похоже на взрыв мозга, но это приятно:)
  2. легкость и быстроту принятия решений - не откладывать на завтра то, что надо сделать сейчас же
  3. умение свободно и легко выражать свои мысли
  4. эмоциональную яркость и выразительность (не изображение эмоции, а реальное проживание
  5. доверие себе - избавление от страха "Что обо мне подумают!!!"
  6. умение видеть ситуацию со стороны и управлять ей.

Ускоряя работу воображения, вы столкнетесь с максимальным количеством нестандартных ситуаций. В вашем сознании прокладываются новые тропинки, вы чувствуете себя легко и свободно в любых жизненных ситуациях. Ведь там, где есть место новому - на смену шаблонам приходит вариативность. Правил нет, сценариев нет - есть только приемы . Правила в жизни создает сама импровизация . Каждый вы будете участником совершенно новой и неповторимой истории, которая может случиться только однажды и только с вами! Нарабатывая состояние импровизации, мы привыкаем больше доверять себе, принимать мгновенные решения и находить нестандартные выходы из любых ситуаций.

Погружаясь в состояние импровизации, мы начинаем лучше понимать себя и окружающих . Глубже и яснее чувствуем свои эмоции. Становимся легче и подвижнее! Эти качества делают вас более мобильными в принятии решений, более творческими.

Тренировка внимания и р азвитие наблюдательности

В течение дня находите вокруг себя круглые предметы. Смотрите, изучайте и удивляйтесь!

То же самое проделайте с квадратными и треугольными предметами)

В течение дня обращайте внимание на тактильные ощущения - гладкость, шершавость, мягкость, теплоту предметов. А в конце дня выдайте ПРИЗ самому приятному на ощупь предмету за день!

Когда вы тренируете внимание, то ваша активность и концентрация заметно повышается!

Становится больше энергии и желания действовать!

Упражнения на развитие воображения и креативности

Зачем ты вешаешь шторы

Развитие креативности, скорость мышления

Это одно из лучших упражнений на развитие скорости и вариативности мышления. Возьмите любой вопрос, который начинается с "Зачем"

  • Зачем ты вешаешь шторы?
  • Зачем ты рисуешь квадратики?
  • Зачем ты собираешь яблоки?
  • Зачем ты занимаешься актерским мастерством?
  • Зачем ты фотографируешь слона? и т.д.

И в течение 3 минут (это минимум) отвечайте на него! Находите разные точки зрения, разные причины и мотивы! Главное, что бы они были достаточно реальными.

Возможно, вы будете "зависать", не волнуйтесь, просто посмотрите на ситуацию иначе, новый ответ сразу появится!

Это упражнение отлично развивает фантазию, воображение и креативность!

Ассоциации

воображение, скорость мышления, ассоциативное мышление

На развитие ассоциативного мышления есть очень много разных упражнений. Ассоциации можно поделить на несколько типов:

  1. Совместимость: море - солнце
  2. Подобие: шар - круг; линия - луч
  3. Противоположность: лето - зима; добро - зло
  4. Причинно - следственные связи: дождь - лужа; радость - смех
  5. Часть предмета: лошадь - хвост; дом - крыша
  6. Обобщение: яблоко - фрукт; дерево - лес

В упражнениях можно использовать любые типы ассоциаций. Со временем вы заметите каким типом Вы пользуетесь активнее, и тогда можно сознательно расширять своё мышление - тренировать новые способы.

Простые ассоциации

Начните с партнером перекидываться ассоциациями. Это должны быть существительные (имена собственные тоже можно использовать).

Например: слон - зоопарк - клетка - птичка - корм - зима - лыжи - палки - забор и т.д.

Главное тут - скорость мышления. Говорите быстро, но при этом старайтесь расслабиться и позвольте ассоциациям рождаться легко, без напряжения. Берите первую ассоциацию, которая родилась, не сомневайтесь, не выбирайте из множества вариантов, просто отпускайте воображение и творите!

Далекие ассоциации

То же самое, что и простые ассоциации, но тут вы называете третий или четвертый образ.

Например:

А: Слон

Б: (про себя: зоопарк, клетка, птичка) - крыло (вслух)

А: (про себя: полет, небо, облака) - дождь (вслух)

Партнер Б работает с образом "дождь"

В этом упражнении также тренируется внутреннее внимание. В тот момент, когда вы представляете себе цепочку ассоциаций, Вы концентрируетесь и включаете активное воображение!

окончание на следующей странице .

  • < Исключительной КРАСОТЫ РАбота МАтушки ПРИРОДы...
  • Как импровизировать по жизни? Часть 2 >

Как бы мы мысленно ни готовились к предстоящим серьезным разговорам, нам всегда приходится импровизировать.Роберт Макки

Даже во время произнесения заранее заготовленной и хорошо отрепетированной речи нередко случаются разные неожиданности. Из зала может прозвучать внезапный вопрос, который собьет оратора с толку, оратор может перепутать или начисто забыть фрагмент речи и впасть в ступор и т. п. О деловых переговорах или дружеской беседе тет-а-тет и говорить нечего – такое невозможно подготовить, придется научиться импровизировать в разговоре.

Человек, владеющий навыком импровизации, подвержен описанным выше рискам в той же степени, что и любой другой, но у него всегда есть соломинка, за которую можно ухватиться в трудную минуту. Импровизация дает возможность сгладить заминку, выиграть время, собраться с мыслями и незаметно вернуть себе контроль над ситуацией.

Чем конкретно поможет вам словесная импровизация:

  • вы больше не впадете в ступор, если вдруг потеряете мысль или забудете слова;
  • вы больше не будете зависеть от бумажки;
  • ваше выступление станет более живым и эмоциональным, т. к. оковы вызубренного неживого текста будут сброшены;
  • вы научитесь не теряться при интервьюировании, сможете мгновенно, емко и интересно отвечать даже на неожиданные и каверзные вопросы;
  • публичные выступления станут для вас легким и приятным занятием, соответственно, о связанных с ними страхах можно будет забыть навсегда;
  • поддержание беседы больше не будет для вас в тягость, вы научитесь непринужденно вести разговор на любую тему.

Речевая импровизация: задачи и преимущества

Под определение речевой импровизации, по большому счету, подходит вся устная речь, т. к. слова для выражения мыслей мы подбираем на ходу. Этот навык совершенствуется всю жизнь с раннего детства, но упражнения на импровизацию ускоряют процесс. Кроме того, львиная доля нашей спонтанной речи приходится на бытовое общение, первой и главной задачей которого является обмен информацией.

Все кардинальным образом меняется при выступлении на публике, как и при важном разговоре с малознакомым человеком. Добавляются новые задачи:

  • завладеть вниманием аудитории/собеседника и удержать его;
  • расположить к себе слушателей, вызвать доверие, симпатию, убедить в компетентности и т. д. в зависимости от ситуации;
  • понятно изложить и донести мысль до аудитории.

Завладеть вниманием

Когда вы делаете шаг на сцену, останавливаетесь у микрофона и бросаете взгляд на зрителей, вы полностью владеете их вниманием, они ждут. Первое же слово, реплика или даже жест либо заинтригуют их, либо разочаруют. В последнем случае даже не ушедший из зала слушатель будет заниматься чем угодно, только не прослушиванием вашей речи. То же самое касается встречи с малознакомым человеком, например, первого свидания. Ваша собеседница (или собеседник) искренне интересуется вами до того, как вы открыли рот. Сохранится ли этот интерес после, зависит только от вас. Соответственно, чтобы завладеть драгоценным вниманием своей аудитории, речь должна быть живой, эмоциональной и непринужденной, а сказанное – емким и интересным.

Расположить

Расположить собеседника к себе – значит вызвать у него положительные эмоции. Это достигается разными способами. Например:

#1

юмором – хорошая шутка всегда в цене;

#2

общностью взглядов, интересов, положения, опыта и т. п. – вы можете рассказать историю из своей жизни, в которой слушатель узнает себя, можете высказать мнение, совпадающее с мнением слушателя, в конце концов, вы со слушателем можете оказаться родом из одной деревни; то или иное общее располагает и способствует пониманию;

#3

профессионализмом – настоящий мастер своего дела всегда будет пользоваться авторитетом среди коллег.

В бытовом разговоре со знакомым человеком нет необходимости завоевывать его симпатию: она либо уже завоевана, либо уже потеряна, ведь у вас было время друг друга узнать. Слушатели же видят и слышат вас впервые, их недостаток знаний о вас будет компенсироваться впечатлением, которое вы производите. Вот почему умелая речь жизненно необходима любому оратору.

Донести мысль

Тема публичного выступления, как правило, сложнее и обширнее предмета бытового разговора. Речь оратора должна быть четко структурирована, иначе он будет путаться, терять мысль и забегать вперед, как бывает, когда хочется сказать все и сразу. Неправильная подача обширного материала приводит к потере внимания публики: слушателю сложно вслед за оратором перескакивать с одной мысли на другую, сбиваться и повторяться, он быстро устанет и найдет способ отвлечься или же стоически все выслушает, но ничего не поймет. Правильная подача, наоборот, будет вести слушателя от события к событию: каждая новая мысль будет вытекать из предыдущей и, развиваясь, перетекать в следующую. Речь хорошего оратора, словно лестница из мыслей, –слушателю на ней комфортно и легко, а значит, пониманию ничто не препятствует.

Приемы и упражнения на импровизацию

Эти простые упражнения для развития импровизации речи – хитрости умелых ораторов – проверены поколениями. Они помогут вам не ударить в грязь лицом в сложной ситуации и выиграть время, чтобы навести порядок в мыслях. Сразу овладеть ими не получится, нужны постоянные тренировки. Чтобы развить импровизацию в речи, упражнениям желательно уделять не менее часа в день.

Используйте ассоциации

Как прием

Если вы забыли слова или потеряли мысль, вам нужно выиграть время и не допустить неловкой паузы. Для этого переключите разговор на что-то, что ассоциируется у вас с основной темой. Ассоциация, разумеется, должна быть как можно ближе к предмету: это может быть случай из жизни, анекдот, новость или интересный факт. Главное – увлечь слушателей, пока вы собираетесь с мыслями.

Как упражнение

  • В «Ассоциации» можно играть с друзьями так же, как в «Города».
  • Можно придумывать для этой игры свои правила: ассоциации на последнюю букву предыдущего слова, ассоциации только на одно слово, и т. д.
  • Можно тренироваться самостоятельно, выбирая слово и подбирая к нему ассоциации. Устанавливайте рекорды, стремитесь подобрать определенное число ассоциаций к слову за определенное время и т. д.

Задавайте вопросы

Как прием

Аудиторию всегда можно отвлечь риторическим вопросом или даже серией вопросов. Такое отступление предполагает паузы, ожидание ответов из зала, реакцию на эти ответы и т. п. За это время вы успеете вернуть себе контроль над ситуацией: вспомнить текст или поймать ускользнувшую мысль.

Как упражнение

Попросите кого-нибудь из знакомых или близких помочь вам отрепетировать речь. Пусть этот человек слушает вас и задает вам вопросы, намереваясь застать врасплох и сбить с мысли. Ваша цель – не растеряться и найти ответ на каждый вопрос, плавно и органично вписав его в общий процесс выступления.

Меняйте тему по последнему слову

Как прием

Если необходимо сменить тему, используйте последнее сказанное вами слово как отправную точку: для слушателя такой переход будет выглядеть оправданно. Последнее слово и есть ваша новая тема: раскрывайте ее, подбирайте к ней ассоциации, пользуйтесь вопросами. Нужно вернуться в прежнее русло? Вы можете выйти так же, как вошли, – с помощью слова.

Как упражнение

Возьмите случайную статью или газетную заметку и представьте, что это отрывок вашей речи. С последнего слова начинайте импровизировать: развивайте тему некоторое время, а потом плавно и органично вернитесь к теме заметки.

На просторах интернета можно найти для тех, кто способен на самообразование и кто объективно может оценить свои недостатки как оратора. Готовый тренинг также поможет понять вам как они проходят в актерской школе.

Глава 4 Словесная импровизация
4.1. О словесной импровизации
Слушая , часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов. Кажется, что оратор настолько хорошо подготовлен, что ничто не сможет нарушить плавное течение его речи.
Иногда становится завидно и страстно хочется научиться так же
легко жонглировать словами!
Итак, мы переходим к теме словесной импровизации!
Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Если вас попросили рассказать о пингвинах, вы поддерживаете разговор о пингвинах. Зашла речь о

86
потолку, пытаясь поймать ускользнувшую мысль, на его лице появляется изви- няющееся выражение - «как же я мог потерять мысль!» -рот судорожно приоткрывается, выдавая бессмысленное «э-э-э», «ну», «вот» и другие звуки,
призванные заполнить тягостное молчание. Слушатели начинают ерзать на стульях: им, как и оратору, становится неловко.
Скорее всего, через некоторое время мысль будет поймана, и речь,
выбравшись из судорожной агонии, продолжится. Но в памяти слушателей этот момент растерянности, незнания, что сказать, останется, и на презентацию они будут смотреть сквозь призму тягостных пауз-зависаний.
СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ УБРАТЬ ПАУЗЫ-
ЗАВИСАНИЯ (СДЕЛАТЬ РЕЧЬ НЕПРЕРЫВНОЙ, ЛЕГКОЙ, ПЛАВНОЙ)
Свобода от дословного повторения текста
Одна из стратегий подготовки к выступлению - выучить текст наизусть и,
выйдя перед публикой, прочитать или пересказать его дословно. Многие, не обладая навыком уверенной словесной импровизации, именно так и делают:
зазубривают текст наизусть!
Только умея непринужденно облекать мысли в слова, можно оторваться от бумажки или заученного текста.
Имея такой навык, достаточно помнить ключевые тезисы и основные примеры, которые вы хотите донести до слушателей. Остальной текст, который будет натянут на этот скелет презентации, вы сможете легко сочинять по ходу выступления, ибо владеете навыком словесной импровизации.
СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЛЕГКО ВЫСТУПАТЬ,
ДЕРЖА В ПАМЯТИ ЛИШЬ СКЕЛЕТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗ 20-30
КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, ИЗБАВЛЯЯ ОТ ЗАУЧИВАНИЯ ТЕКСТА НАИЗУСТЬ
РАБСКУЮ ЗАВИСИМОСЬ ОТ НАПЕЧАТАННОГО ТЕКСТА ЛУЧШЕ
ЗАМЕНИТЬ СВОБОДОЙ, КОТОРУЮ ДАЕТ НАВЫК СЛОВЕСНОЙ
ИМПРОВИЗАЦИИ

87
НА ВЫСОКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ НЕВОЗМОЖНО РАБОТАТЬ «ПО
БУМАЖКЕ». НЕОБХОДИМ ДАР ИМПРОВИЗАТОРА!
Работа на высокой энергетике
Невозможно, работая «по бумажке» или по заранее заготовленному сценарию, воодушевить аудиторию, увлечь ее.
Кроме высокой энергетики для вдохновляющего выступления оратору необходим дар импровизатора , умение мгновенно находить нужные слова,
которые, сливаясь в единое целое с жестами, мимикой, движениями, голосом,
вдохновят людей, подтолкнут к действию.
Если же навыка словесной импровизации у вас нет, можете забыть о вдохновляющих, мотивирующих речах, о том, чтобы работать на энергетике больше 17-18 баллов.
СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫСТУПАТЬ НА
ВЫСОКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ!
Легкость в ответах на вопросы
Вопросы - это всегда неожиданность. Если у вас нет навыка импровизации, то вопросы становятся тяжелым испытанием. Часто появляется страх: «Вдруг меня спросят о чем-то, а я не смогу быстро найтись и ответить и буду нелепо выглядеть в глазах слушателей?»
Если же вы умеете импровизировать, любой вопрос будет вам нипочем.
Отвечая, начинайте с небольшой импровизации на тему вопроса: эти несколько секунд дадут вам возможность обдумать ею и плавно перейти к ответу.
Слушателям будет казаться, что вы отвечаете моментально, что вы тот оратор,
который подготовлен к любому вопросу.
СЛОВЕСНАЯ
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ПОЗВОЛЯЕТ «ЛЕГАЛЬНО»
ЗАПОЛНИТЬ ПАУЗУ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ ОТВЕТА

88
Мы склонны верить всему сказанному, в особенности когда это сказано красиво. (Ачатоль Франс)
Снятие страха выступлений
- Вы хотите мне что-то сказать? -Да нет... ну что вы...
- Настоящему мужчине всегда есть что сказать.
ИЗ
фильма «Человек с бульвара Капуцинов»
Страх публичных выступлений часто связан с негативными мыслями: «А
вдруг я забуду, что говорить, и собьюсь? А вдруг мне зададут вопрос, на который я не найду что ответить? А вдруг...?» И этот страх мешает выступать!
А словесная импровизация придает уверенности!
«Я как оратор всегда найду нужные слова, с легкостью отвечу на любой
вопрос, справлюсь с любым сбоем в выступлении!»
НАВЫК СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ СНИМАЕТ СТРАХ
ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ!
******
СТРАХ
ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРОЩЕ
СНЯТЬ
ЧЕРЕЗ
ВЛАДЕНИЕ
СЛОВЕСНОЙ
ИМПРОВИЗАЦИЕЙ
,
А НЕ ЧЕРЕЗ ЗАЗУБРИВАНИЕ ТЕКСТА НАИЗУСТЬ
Дать аудитории передышку
Вы увлеченно выступаете и вдруг замечаете, что глаза у ваших слушателей квадратные и стеклянные - люди уста- ли, их внимание уже не сосредоточено на вашей речи. Вы понимаете, что выступление под угрозой и,
если продолжать его строго по плану, слушатели ничего не усвоят.
Опытные ораторы в такие моменты делают отступления от темы. Они рассказывают истории из своей жизни или приводят интересные примеры, как-то связанные с тематикой выступления, - в общем, импровизируют, давая слушателям возможность передохнуть и подготовиться к приему новой порции информации.

89
СЛОВЕСНАЯ
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ПОЗВОЛЯЕТ
ВЗБОДРИТЬ
АУДИТОРИЮ, ДАЕТ ЕЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДОХНУТЬ
******
Если по лицам СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫ ВИДИТЕ, ЧТО ИМ НУЖНА
ПЕРЕДЫШКА. – ПОДКЛЮЧАЙТЕ
СВОЙ
НАВЫК
СЛОВЕСНОЙ
ИМПРОВИЗАЦИИ
Имидж интересного собеседника, души компании
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
Сученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Если в деловой обстановке еще можно худо-бедно обойтись без навыка импровизации, то неформальное общение без импровизации просто невозможно.
Пригласив девушку в кафе, важно угощать ее не только пирожными, но и вкусными, интересными рассказами.
Во время вечеринки полезно уметь приправить застолье легким, ни к чему не обязывающим разговором.
Во многих ситуациях умение импровизировать, на лету создавая легкую паутину слов, просто необходимо.
СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ - ОСНОВА СВЕТСКОЙ БЕСЕДЫ!

90
Можно еще долго петь дифирамбы словесной импровизации - навык этот действительно один из основных для оратора. Но хотим сразу же предостеречь:
если использовать словесную импровизацию как основной инструмент, а не как вспомогательный, выручающий в некоторых ситуациях, можно легко скатиться в то самое пустословие и словесную пургу, о которых мы уже упоминали.
Поэтому готовимся, готовимся и еще раз готовимся к выступлению!
Детально прорабатываем тезисы, аргументацию, план, структуру. Ну а если уж что непредвиденное -то «наш бронепоезд всегда на запасном пути» - словесная импровизация всегда выручит!
Если речь -одежда мысли, го красноречие -ее элегантный наряд. (Скилеф)
******
Мне обычно требуется больше трех недель, чтобы подготовить блестящую
импровизированную речь. (Марк Твен)
******
Импровизировать может лишь тот, кто знает роль назубок. (Джуди Фостер)
4.2. Приемы словесной импровизации
Как научиться импровизировать на любую тему? Какие приемы помогут развить этот навык?
ПРИЕМ 1
Ассоциации
Прием заключается в том, что вы используете любую ассоциацию,
связанную с темой выступления, которая приходит вам в голову
Понятно, что нужно подбирать не любые , а наиболее близкие к теме и
интересные ассоциации.
Если возникла заминка и вы затрудняетесь сказать что-то по основной теме, переходите в своей речи на любую пришедшую в голову ассоциацию и некоторое время развивайте ее.

91
Визуально это напоминает цветок ромашки: ее середка -основная тема,
лепестки - ассоциации. Вы стартуете от центральной темы, раскрываете первую ассоциацию и возвращаетесь к центральной теме, потом раскрываете вторую ассоциацию и вновь возвращаетесь к центральной теме, потом третью...
В результате вы не только раскроете центральную тему, но и затронете связанные с ней вопросы. Построенное таким образом выступление получается иногда даже более интересным и полезным для слушателей, чем если бы вы раскрыли только основную тему.

Например, маленький ребенок вас о чем-то спрашивает. А вы ему
сухо отвечаете только по делу, точно на заданный вопрос. Насколько ребенок
получит то, что хотел бы получить? Если же вы, отвечая, затронете несколько
близких тем, связанных с вопросом, то шансов, что вы дадите ребенку нужную,
понятную для него и запоминающуюся информацию, гораздо больше.
Аудитория в чем-то тот же ребенок и часто нуждается не в точной,
конкретной информации, а в дополнительных сведениях, связанных с основной темой. Если оратор включает в свое выступление эти, казалось бы, не всегда имеющие отношение к делу ассоциативные отступления, то за счет более широкого охвата темы он зачастую дает больше нужной и полезной для слушателей информации.
АССОЦИАЦИИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО,
ЧТОБЫ «ПРОДЕРЖАТЬСЯ НА ПЛАВУ», НО И ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БОЛЕЕ
ШИРОКО И ОБЪЕМНО РАСКРЫТЬ ОСНОВНУЮ ТЕМУ
Лучше сказать лишнее, чем не сказать необходимого. (Ппчний Младший)
******
Краткость речи не должна лишать ее изящества, иначе речь будет груба.
(Квинтиппиан)

92
Разберем пример:
Пусть нам нужно поимпровизировать на такую тему, как «погода». Как сходу создать текст на 2-3 минуты?
Погода...
Например, появляется ассоциация «прогноз погоды», и начинаем.

«Погоду в последнее время стали предугадывать достаточно точно.
Если еще лет 20 назад ходило огромное количество шуток о том, что нельзя
верить синоптикам, то сейчас их прогнозам уже можно доверять. Начали даже
предсказывать погоду с точностью до 20-30 минут...»
Поговорили... Задаемся вопросом, а какие еще есть ассоциации, связанные с погодой? И, предположим, вспоминаем про «глобальное потепление».

«Кстати, климат сейчас становится мягче. Зима уже совсем не та,
что 15-20 лет назад. Реально чувствуется, как потепление из года в год
наступает. Теперь уже приходится гадать, снег или дождь будет на Новый год-
.
Что еще, связанное с погодой, всплывает в памяти? Пусть «погода - традиционная тема для начала беседы».

«Вот мы сейчас болтаем о погоде, может быть, даже не потому,
что нам она интересна, а просто потому, что так принято. По статистике,
более половины разговоров, особенно среди только что познакомившихся людей,
начинаются с обсуждения погоды.
На всякий случай комментарии:
Желательно, чтобы ассоциации были как можно ближе к центральной теме. Если они будут слишком оторванными от предыдущей темы, то это будет резать слух.

93
Но, кроме того, нужно, чтобы они были не слишком примитивными и очевидными, иначе слушателям будет просто скучно. Чем оригинальнее ассоциа- ции, тем интереснее слушать.
По статистике, в России на слово -поэт» самая частая ассоциация -
«Пушкин». На слова «цвет + инструмент» -«красный молоток»
ПРИЕМ 2
Вопросы
Вернемся опять к нашей ситуации: вот мы говорим-говорим - и вдруг потеряли мысль или срочно нуждаемся в паузе, чтобы обдумать, что говорить дальше. Один из самых простых способов взять эту паузу - задать аудитории риторический вопрос.

И пока задаем вопрос, пока держим паузу после вопроса, пока
слышим односложные, короткие ответы от слушателей - у нас более чем
достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.
Вопросы также позволяют активизировать внимание слушателей,
наладить контакт, получить обратную связь, в том числе и информацию об интересных направлениях в выступлении. Подробнее о возможностях использования вопросов рассказано в главе 8.2. «Цепляющие вопросы».
Важно, что это именно риторические или полуриторические вопросы, т. е.
не требующие ответа или требующие очень короткого и легко предсказуемого ответа. Иначе есть шанс заполучить второго оратора, который, услышав ваш вопрос, с радостью начнет на него отвечать, перехватывая у вас инициативу.

Так как мы сейчас рассматриваем не жанр дискуссии или
совместного обсуждения, а скорее жанр выступления-монолога , в котором
вопросы играют роль инструмента для взятия «легальных- пауз, то вопросы
стоит задавать по возможности закрытые.

94
Пусть нам нужно пообщаться на ту же тему погоды. Какие вопросы можно включить в свою импровизацию на эту тему?
«…?»
«…?»
«…?»
Придумайте свои варианты, а мы в качестве примера приведем переработанные фразы из приема «Ассоциации» с вкраплением в них вопросов, в том числе и утверждений, подразумевающих в себе вопрос.
· «Не знаю, как вы относитесь к прогнозам погоды. Верите в них или
не очень? Но по моим наблюдениям, погоду в последнее время стали
прогнозировать достаточно точно. Наверняка вы помните, сколько
шуток о том, что нельзя верить синоптикам, ходило еще 20 лет
назад? Сейчас их прогнозам уже можно доверять. Например, знаете,
с какой точностью делают прогнозы погоды в Японии? Иногда с
точностью до 20-30 минут!»
· «Кстати, замечаете, что климат сейчас становится мягче? Зима
уже совсем не та, что 15-20 лет назад? Реально чувствуется, как
потепление наступает из года в год. Может быть, даже вам уже
приходилось гадать, будет ли вообще снег на Новый год?»
· «Любопытно, вот мы сейчас болтаем о погоде, потому что эта
тема нам интересна или просто потому, что так принято? Знаете,
сколько разговоров, по статистике, начинаются с разговора о
погоде? Более половины, особенно если вы только что
познакомились".
Эти примеры показывают, что в любой текст можно при желании добавить вопросы. И почти любое утвердительное предложение можно или переработать так, чтобы оно звучало как риторический вопрос, или дополнить во- просом.

95

Если же вопросы в голову не приходят, можно вначале мысленно
сформулировать то, что вы хотите сказать, в утвердительной форме, а потом
просто переработать эти утверждения в вопросы.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС ДАЬ Г НАМ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ,
ЧТОБЫ РЕШИТЬ, О ЧЕМ ЖЕ ГОВОРИТЬ ДАЛЬШЕ
Публика, если вы ей только позволите, сыграет за вас половину роли.
(Кэтрин Хепберн)
Товарищи и братья по шахматам! Предмет моей лекции -«Плодотворная дебютная идея». Что такое, братья, дебют? И что такое, товарищи, идея? Что такое? Дебют, братья, -это квазиуно-фантазия! Ну это всем понятно! А что такое,
товарищи, идея? Идея, товарищи, -это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму! (Из знаменитой речи Остапа Бэндера)
ПРИЕМ 3
Переходы по последнему слову
Иногда бывает так, что ни ассоциации, ни вопросы в голову не лезут. Ну никак! А говорить что-то нужно.
В этом случае выручает прием «Переход по последнему слову». Суть приема в том, что вы переключаетесь на одно из последних слов, которые прозвучали в вашей речи, и начинаете раскрывать его как новую тему.
Например, если импровизировать на ту же тему погоды, то это может звучать так:
Погода...
Что говорить - не знаем. Но сочиним примитивное предложение.

«Погода бывает хорошей и плохой». Цепляемся к последнему слову:
«Плохая погода в обычном понимании этого слова - это снег, дождь,
слякоть, холод».
Зависли... Берем слово «холод» и начинаем играть с ним:

96
«Холод - вещь относительная. У африканцев совсем иное понимание
холода, чем у эскимосов».
А в голове по-прежнему ни ассоциаций, ни вопросов. Раз так, беремся за эскимосов!

«Кстати, в словаре эскимосов есть около 200 слов, обозначающих
разные виды и состояния снега».
В совсем утрированном варианте это хорошо было показано на одной из игр КВН.
«Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня в клубе веселых и находчивых
большой праздник. Праздник , который вотуме много лет приходит в каждый
дом, в каждую семью. Семью , которая каждым вечером собирается у экранов
своих телевизоров. Телевизоров , которые с неких пор являются символом.
Символом , если хотите... Хотите , но все же традиционно в своих рамках...
Рамках , которые задаются этой игрой... Игрой , имя которой - КВН... КВН,
который уже стал притчей во языцех... Языках , которые... Языцех, которые...
Команды, на сцену!»
Сейчас может показаться, что этот прием уж чересчур грубый и бросающийся в глаза. Но на самом деле, если использовать его аккуратно, для отходов всего на 1-2 слова, он проходит совершенно незаметно.

Прислушайтесь к тому, как говорят наши политики и телеведущие.
Вы заметите, что это один из их излюбленных приемов.
Следующая глава книги посвящена описанию упражнений на развитие навыка словесной импровизации. А еще через главу вы найдете описание нескольких дополнительных приемов, позволяющих легко импровизировать,
находясь на сцене.
Прием – «по последнему слову» - спасательный круг для
импровизирующего оратора

97
Используйте прием "по последнему слову» для отходов всего на 1-2 слова,
и он будет проходить совершенно незаметно
По одному
И
тому же вопросу каждому здравомыслящему человеку
приходят в голову примерно одни и те же соображения, и лишь та форма, в
которую они облечены, вызывает внимание и восхищение слушателей. (Филипп
Дормор Ствихоп Чостерфипд)
Подведем итоги этой главы
Словесная импровизация помогает:
снять паузы зависания;
не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30
ключевых слов;
выступать на высокой энергетике;
легко отвечать на вопросы;
уменьшить страх публичных выступлений;
взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости;
легко поддерживать светскую беседу.
Основные приемы словесной импровизации

98
В завершение хочется порадовать вас веселой историей (похоже, что реальной!), взятой с сайта www.anekdot.ru.
История про виртуозное владение своим состоянием и навыком словесной импровизации.
Словесной импровизации посвящается
1977 год. Расцвет застоя и культа безличности. Выпускной класс,
выпускные экзамены. История. Стол с красной скатертью. На столе - все, что
положено. За столом -учителя.
Конечно, мы готовились. Конечно, на самые последние вопросы времени
не хватило (весна, май, 17 лет). Последние вопросы про «развитОй социализм».
Моему однокласснику, скромному, но обаятельнейшему и любимому
обеими половинами класса Игорю достался билет с одним из таких вопросов,
что-то типа «Коммунистическая Партия Советского Союза в борьбе за мир».
Игорь - парень толковый, развитой, но вся беда в том, что он не только не

99
доучил последние вопросы, но еще и не имел привычки читать передовицы газеты
«Правда». Более того, программа «Новости» не входила в число его любимых ТВ-
передач. Короче, приплыли. «Нет спасенья» (молитва «Острова доктора Моро»,
если не ошибаюсь).
Наши учителя в составе исторички с репутацией более чем свирепой и
нашей классной, добрейшей души женщины увлеченно беседуют друг с другом,
чуть ли не потира-ясь друг об друга носами.
Игорь ответил на предыдущий вопрос билета, остался только ЭТОТ.
Стоит он у доски, с безысходной тоской в глазах. Трояк в его планы не
вписывается. Сказать хоть что-то -ну что скажешь на тему ТАКОГО
вопроса!
Однако мой одноклассник не только развитой интеллектуал. Он еще и
боец! И вот он выдавливает из себя, точнее, из закоулков своего мозга:
- Коммунистическая Партия Советского Союза неустанно борется за
мир.
Пауза.
- Неустанно борется за мир Коммунистическая Партия Советского
Союза.
Пауза.
- За мир неустанно борется Коммунистическая I\артия Советского
Союза. (далее просто «КПСС» - авт.).
Учителя мило беседуют, краем уха отмечая, что из уст отвечающего
исходят «правильные» звуки, т. е. словосочетания.
Далее речь его уже не содержала пауз. И мы с восторгом слышим
следующее (здесь необходимо вчитаться, вслушаться в музыку этих фраз).
- Авангард всего советского народа, КПСС, находится в первых рядах
борцов за мир во всем мире.
- В первых рядах борцов за мир во всем мире находится КПСС.

100
- КПСС возглавляет борьбу за мир, ведомую всем прогрессивным
человечеством.
- Борьбу за мир, ведомую всем прогрессивным человечеством, возглавляет
авангард советского народа, КПСС.
- КПСС является не только авангардом советского народа, но и
передовым отрядом борцов за мир.
- КПСС является не только передовым отрядом борцов за мир, но и
авангардом советского народа.
И т. д. в том же духе, меняя лишь порядок слов в предложениях в течение
минут эдак 5-6.
И каких минут! Нет, он не бубнил под нос, не уподоблялся нынешнему
компьютерному синтезатору речи, монотонно воспроизводящему текст.
Напротив! Он изрекал ЭТО с выражением то радости, то скорби и печали.
Торжественный пафос сменялся на будничную интонацию, как бы отмечающую
само собой разумеющийся факт. Сухая официальная интонация в духе
тогдашних политических обозревателей вдруг перерождалась перерождалась в
легчайшую иронию. Это был незабываемый театр одного актера! Паганини,
играющий на одной струне, отдыхает!
Дамы за красным столом мило беседуют... Мы, позабыв, что у каждого
из нас свои проблемы в виде аналогичных билетов с вопросами, зачарованно
следим за фантасмагорическим зрелищем, боясь пошевельнуться. Потом Игорь
устал. Т. е. притомился слегка. Стал повторяться, сначала текстом, потом
интонациями. Потом, после полусекундного замешательства, заявил:
- В борьбу за дело мира большой вклад вносит ЛИЧНО (подчеркнуто
голосом) генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев".
ОБЕ учителки прерывают беседу, СИНХРОННО поворачиваются к нему
и ХОРОМ говорят: «Правильно!!!» Затем поворачиваются друг к другу и
продолжают свою беседу!

101
Класс медленно сползает под парты...
Я до сих пор с восхищением вспоминаю моих одноклассников, особенно
одноклассниц! Они не выдали Игоря! Они СПОЛЗАЛИ МОЛЧА. Не было ни
хиханек-хаханек, ни малейшего звука, не то чтобы напоминавшего смешок, -
вообще НИКАКОГО ЗВУКА.
Слегка озабоченный произведенным эффектом, Игорь не решился далее
развивать тему личности Леонида Ильича и, прокрутив пяток уже обкатанных
фраз, завершил свое повествование скромными словами:
- У меня все.
Хэппи энд! Довольны были все. Мои одноклассник - добытой оценкой,
учителя - гладко прошедшим экзаменом и интересной беседой, мы - ... пожалуй,
больше всех.
Привет всем участникам данного события!
Юрий, с. ш. 13,10-4.
Нет магии сильнее, чем магия слов.(Анатоль Франс)
*****
Кто пытается, тот может проиграть. Кто не пытается, тот уже проиграл.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. (Наполеон I)
*****
Красноречие -это живопись мысли. (Блез Паскаль)
4.3. Развитие навыка словесной импровизации (упражнения и игры)
В этой главе содержится подборка упражнений и игр на развитие навыка словесной импровизации. Почти все из них можно делать и в одиночку, но если есть возможное гь потренироваться в небольшой группе, то будет гораздо эффективнее. К тому же многие из этих упражнений можно легко использовать на вечеринках в качестве веселых развлекательных игр.

102
Упражнения рождают мастерство.(Тлимт Публий Корнелий)
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация на заданную тему
Открываете книгу на любой странице. Смотрите, с какою слова эта страница начинается. Берете это слово как тему выступления. И сразу, спонтанно начинаете раскрывать эту тему, вспоминая любые интересные факты, связанные с этой темой, которые приходят вам в голову.
Можно отходить чуть-чуть в сторону от темы, но не далее, чем на 1 шаг, а потом возвращаться обратно.
Задача - продержаться 2 минуты, причем без пауз-зависаний, на хорошей энергетике и, по возможности, с интересным и увлекательным содержанием.
Как показывает практика, на любую тему в нашей голове хранится
достаточно много любопытных фактов -нужно только вытащить их из
темных закоулков памяти на белый свет.
Это упражнение можно практиковать и в одиночку, но если есть партнер, то получится веселее, так как наличие слушателя всегда взбадривает. Плюс партнер всегда может дать хорошую обратную связь о вашем стиле выступления.
НА
МНОГО ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ - НУЖНО ТОЛЬКО ВЫТАЩИТЬ ИХ ИЗ
ТЕМНЫХ ЗАКОУЛКОВ ПАМЯТИ НА БЕЛЫЙ СВЕТ
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация «пинг-понг ассоциаций»
Здесь нужен партнер. Берете тему для импровизации, например, живопись.
Вы произносите первую пришедшую в голову ассоциацию и раскрываете ее в течение 30-40 секунд.
«Говоря о живописи, в первую очередь хочется рассказать о жанрах. Это...»

103
Потом замолкаете. Наступает ход вашего партнера. Он подхватывает тему,
произносит свою ассоциацию на начальную тему и тоже секунд 30-40
импровизирует.
«Продолжая тему живописи, хотелось бы напомнить о самых известных
художниках, картины которых знают во всем мире. Это...»
Потом снова ассоциация и речь на 30-40 секунд от партнера №1, затем от партнера №2 и т. д. В среднем от каждого игрока должно прозвучать по 4-5
ассоциаций. Потом меняете тему.
Эта игра хорошо тренирует умение находить ассоциации на заданную тему
(прием «ассоциации»).
Развитие речи ведет к развитию мышления (Скипеф)
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация в бесконечность
Опять случайным образом берете тему выступления. Начинаете" ее раскрывать.
Но на этот раз задачи возвращаться к теме нет. Вы можете спокойно уйти в любую другую тему, а потом в третью, а потом в четвертую... И так далее.
Получается непрерывный рассказ, уходящий в бесконечность.
В этой игре вполне нормально, если, начав с живописи, вы через некоторое
время придете к антивоенным манифестациям, а потом к особенностям
французской кухни.
Знаменитая речь Остапа Бендера началась с темы «Плодотворная дебютная
идея» , а завершилась темой «Первого межпланетного шахматного турнира»
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация со сменой темы (по последнему слову)
В этом упражнении тренируем навык импровизации по последнему слову.

104
Начинаете со случайной темы. Раскрываете ее. В неожиданный для вас момент партнер хлопает в ладоши или подает любой другой сигнал. Ваша задача - плавно изменить тему, начиная с того слова, на который пришелся хлопок.
Например, опять начинаем с живописи:
«Говоря о живописи, хотелось бы упомянуть самые известные картинные
галереи в России. Это, в первую очередь, Третьяковская галерея...»
Хлопок!
«...а Третьяковская галерея, как вы, наверное, знаете, была создана богатым
купцом...»
Хлопок!

«...купечество
на
Руси
всегда
славилось
своей
любовью
к
благотворительности. Возможно, таким образом они рассчитывали
искупить свои грехи, ведь зарабатывание денег...»
Хлопок!
«...тех самых денег, которые когда-то придумали, чтобы облегчить
товарообмен и которые сейчас являются символом...»
И этом примере хлопки были раз в 5-7 секунд. В реальном упражнении желательно хлопать чуть реже, примерно один раз в 20-30 секунд, давая оратору возможность хоть чуть.-чуть развить тему.
Задача оратора - сделать так, чтобы переход к новой теме был максимально плавным и незаметным. Для этого можно использовать вводные слова, избегая повторения того слова, которое становится новой темой.
Слово - самое сильное оружие человека. (Аристотель)
Говорят, что раз в год памятник Христофору Колумбу оживает. В один из
таких дней знаменитый фельетонист Арт Бухвальд взял у памятника шуточное
интервью.
-Чего бы вам больше всего хотелось?

105
-Купить ружье!
- А для чего?
- Пострелять голубей!
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация-интервью
Вы представляете, что вы - известный человек и журналисты задают вам вопросы. В этом упражнении потребуется помощь друзей, которые будут играть роль журналистов.
«Что такое любовь?»
«Сколько денег нужно для счастья?»
«Как вы относитесь к нашему президенту?»
Задавать можно любые вопросы, которые приходят в голову, желательно интересные.
Вы должны кратко за 30-40 секунд ответить на вопрос, импровизируя на его тему,
вспоминая интересные факты, связанные с сутью вопроса.
В следующих двух главах вы найдете еще ряд упражнений, которые развивают навык словесной импровизации.
4.4. Направляющие вопросы
Этот прием дает несколько десятков возможных направлений для дальнейшего развития словесной импровизации. Это своего рода подсказка о том, какие еще могут быть ассоциации на заданную тему. Прием взят из журналистики, где его используют для написания статей, находя с помощью вопросов новые варианты раскрытия темы.
Возьмите произвольную тему и подумайте, какие вопросы по ней можно задать.
Например, тема «живопись»:
Что такое живопись?
Когда появилась живопись?

106
Какие стили живописи бывают?
Что в живописи сейчас наиболее популярно?
Каковы перспективы развития живописи?
В чем польза от живописи для обычного человека?
Вот у вас уже есть 6 вопросов, которые можно использовать в дальнейшем, может быть, с легкой переработкой, для развития практически любой темы.
Например, для темы «яичница»:
Что такое яичница?
Когда появилась яичница?
Какие способы приготовления яичницы бывают?
Какой вид яичницы сейчас наиболее популярен?
Каковы перспективы развития яичницы?
В чем польза от яичницы для обычного человека?
Если вы загрузите в свою память 30-40-50 подобных вопросов, то они будут вас выручать в сложные моменты, когда потеряна мысль и нет понимания,
в каком же направлении может развиваться дальше ваша словесная импровизация.
Приведем здесь небольшой список подобных вопросов:
1.Что это такое?
2.Когда это появилось?
3.Какие способы приготовления этого бывают?
4.Какой вид этого наиболее популярен?
5.Какие перспективы развития у этого?
6.В чем польза от этого для обычного человека?
7.Чем это можно при желании заменить?
8.Как это используют?
9. Что использовали вместо этого некоторое время назад?
10. Каким это будет через некоторое время?

107 11. Какие негативные побочные эффекты могут быть от этого?
12. Самый известный пример этого?
13. Какова стоимость этого на современном рынке? От каких параметров зависит стоимость?
14. Какие проблемы это позволяет решить?
15. Кто чаще всего этим пользуется?
16. Какое отношение к этому принято в обществе?
17. Как этим правильно пользоваться?
18. Из каких частей это СОСТОИТ?
При желании вы можете легко дополнить этот список своими вопросами.
Чтобы лучше прочувствовать, как эти вопросы позволяют вытаскивать из головы различные интересные факты, давайте попробуем развить такую тему,
как «гитара».
1. «Гитара - это струнный музыкальный инструмент, который...»
2. «Первые гитары, похоже, появились в XVI-XVII веке (они пришли на замену лютне)...»
4. «Сейчас наиболее популярна шестиструнная гитара. Популярность обусловлена, скорее всего, тем, что...»
13. «Хорошая гитара может стоить от... до... рублей. Цена зависит от таких параметров, как...»
18. «Гитара состоит из полого корпуса, грифа и, как правило, 6 струн...»
Освоить эти вопросы проще всего в игровой форме. Для этого сделайте колоду карт , где на каждой карте будет записан один вопрос.
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?-робко начала Алиса.
- А куда ты хочешь попасть? -ответил Кот.
- Мне все равно... -сказала Алиса.
-Тогда все равно, куда и идти. -заметил Кот. Л. Кэрролл

108
ЗНАЯ 30-40-50
ПОДОБНЫХ ВОПРОСОВ
,
ВЫ ВСЕГДА НАЙДЕТЕ НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ВАШЕЙ СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
******
Устаревают не только ответы, но и вопросы. (Эрнест Хемингуэи)
УПРАЖНЕНИЕ: Бесконечная беседа на троих (двоих, четверых...)
Берете произвольную тему. Кто-то первый вытаскивает Карту и импровизирует,
отвечая на вопрос, написанный На карте. Через некоторое время он останавливается. Теперь второй игрок вытаскивает новую карту, подыскивает в речи первого игрока наиболее подходящее слово, 01 галкиваясь от которого можно начать развивать новую тему. И так далее по кругу.
Например, решили начать со слова «пиво» и первая карга - «Когда это появилось?»
Игрок №1: «Первое упоминание о пиве можно найти еще в
древневавилонской истории. В частности, есть упоминания, что нерадивых
пивоваров, разбавлявших пиво водой, топили в этих же самых бочках.. .»
Игрок №2 вытаскивает карту «Самый известный пример этого» и думает, к какой теме прицепить этот вопрос. К теме «пиво», «древневавилонская история»,
«наказания», «нерадивые пивовары», «бочки»...
Игрок №2: «Раз уж речь зашла о древневавилонской истории, то хочется
напомнить самую известную притчу из тех времен о строительстве
вавилонской башни...»
И так далее по кругу.
Держите нить разговора, но время от времени слегка отпускайте ее. (Ричард
Армур)

109
УПРАЖНЕНИЕ: Интервью с вопросами из колоды
Игрок №1 играет роль известного человека, отвечающего на вопросы журналистов. Он тренирует свой навык словесной импровизации, отвечая на неожиданные вопросы.
Игрок №2 играет роль журналиста. Он случайным образом вытаскивает карту с вопросом из колоды и пытается встроить вопрос в интервью. Вопрос может относиться к любому слову, которое прозвучало в предыдущем ответе игрока №1.
Для «журналиста» это тоже творческая задачка: грамотно подобрать слово, от которого удобно оттолкнуться и так переформулировать вопрос, чтобы он звучал естественно.
Интервью -одна из форм художественного творчества. Тут не обойтись без фантазии и композиционного мастерства. (Шргарет Атвуд)
4.5. Импровизация по маршруту
Разберем еще один вариант импровизации - импровизация по маршруту.
Суть такой импровизации в том, что вы берете любые 3-4 слова и произносите речь, в которой плавно перетекаете из одной темы в другую, но очереди раскрывая их.
Где этот навык может пригодиться?
Вы пришли на вечеринку, где идет разговор, абсолютно вам неинтересный.
Вы хотите перевести разговор на другую, более занимательную тему. Если у вас есть навык импровизации но маршруту, то вы сделаете это легко и незаметно.
Во время вашего выступления из зала звучит вопрос, уводящий в сторону от темы. Навык импровизации но маршруту поможет ответить на вопрос, а затем плавно вернуть беседу в нужное русло. Если же такого навыка у вас

110
нет, то, уйдя в сторону от темы, вам будет довольно трудно плавно вернуться к ней.
В светской беседе вы сумеете плавно подвести разговор к нужной вам теме.
Например, нужно попросить у начальника повышения зарплаты. Прямо так сразу: «Доброе утро. Повысьте мне зарплату», - это неудобно. Умело направляя беседу, вы легко переведете ее на нужную вам тему.
Не люблю разговоров специалистов. Но еще больше -разговоров неспециалистов.
Стзнислш Ежи Леи
Пример импровизации по маршруту



Волею судеб ему достаются слова «трава», «носки», «микроб».
В качестве иллюстрации до сих пор вспоминаем случай на одном семинаре,
который проходил в православном монастыре. Во время работы над темой импровизации по маршруту один батюшка (отец Валентин, низкий вам поклон!)
встает и говорит: «А давайте я попробую первым».
Батюшка выходит и начинает свое выступление:
«Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня хочу проповедовать вам о любви!"
Мы хватаемся за головы. Ну при чем тут любовь? Батюшка, наверное, не понял,
что от него требуется. Но батюшка уверенно продолжает:
«Все на этой земле заслуживает любви. Каждый человек, каждое деревце,
даже каждая травинка... Да-да! Даже трава, которую мы топчем своими
ногами, которую косим на сено, которую часто просто даже не замечаем, -
заслуживает любви...»

111
И далее следует пламенная речь о траве.
«Но иногда любовь вдруг уходит из нашей жизни. Из-за чего? Из-за каких-то
мелочей: из-за невымытой посуды, из-за невынесенного мусора, из-за грязных
носков, которые лежат посреди комнаты. Как, скажите мне, какие-то
носки способны разрушить нашу любовь? Носки, которые...»
И раскрывается тема предназначения носков.
Мы плакали от восторга! Три таких, казалось бы, не связанных
по смыслу слова - а в результате яркое впечатляющее
выступление.
1\4ожно выделить две стратегии, которые помогают им-
провизировать но маршруту.
Стратегия №1: «Последовательно»
Темы раскрываются по очереди. Сначала импровизация по первому слову, потом плавно перетекаем ко второму, раскрываем его, переходим к третьему, говорим о нем и завершаем.
Стратегия №2: «Через общую тему»
Берем общую тему, которая будет объединять все три слова. Начинаем раскрывать эту тему, используя первое слово, затем - второе и, наконец, третье слово и плавное завершение.
УПРАЖНЕНИЕ: Импровизация по трем словам
Случайным образом выберите три любых слова, желательно два с конкретным значением и одно с абстрактным. Теперь произнесите речь на три минуты, плавно связывая друг с другом все три темы.
Здесь важно, чтобы речь была все-таки минуты на 2-3, чтобы не вышло, как однажды у нас на занятиях. Из трех слов - «сарай», «лампочка», «любовь» - история получилась более чем краткая: «Я зашла в сарай, выкрутила лампочку и занялась любовью».

112
Ситуация напомнила известный анекдот: «Идет конкурс на самое короткое
сочинение, в котором должны быть упомянуты Бог. королева, секс и немножко
тайны. Победило сочинение: «О Боже! -воскликнула королева.-Я беременна и не
знаю от кого».
Для тренировки старайтесь во время импровизации не просто упомянуть какое-то слово, а раскрыть его по полной программе!
Многие способны поддержать беседу, но не каждому дано умение завязать ее и вести в нужном для себя направлении.
Oлег Кузнецов
УПРАЖНЕНИЕ: Перевод разговора на заданную тему
Прямо сейчас загадайте какое-нибудь слово. Запишите его на листочке бумаги.
Теперь ваша задача - в течение ближайших 24 часов сделать так, чтобы вокруг вас как минимум 10 раз заговорили на тему выбранного вами слова. При этом нужно постараться так переводить разговор на заданную тему, чтобы это выглядело естественно, чтобы беседа как бы сама собой переключалась на тему, явно или неявно предложенную вами. Само слово, которое вы загадали, произносить можно. Основной критерий успеха - разговор возникает естественно, длится не менее 1 минуты, и ни у кого не вызывает недоуменных вопросов, а с чего это мы вдруг начали разговаривать об этом.
Вспоминается, как один раз мы проводили семинар в Дагестане. Дали это
задание и пошли на обед. К нам, кик к учителям, отношение уважительное.
Отдельный столик, мы за ним сидим, обедаем, а к нам время от времени
подсаживаются и всякие вопросы задают: «А вот если вдруг кошка на сцену
выходит, как себя вести?», «А можно ли какую-нибудь химию принимать,
чтобы снять страх сцены?», «А вы пробовали, как Демосфен, с камнями во
рту море перекрикивать?» Мы, такие серьезные, на все эти вопросы
отвечаем, никакого подвоха не чувствуем. А после обеда, спросив, кто
выполнил задание, получаем ответ, что выполнила почти вся группа, и все

113
тренировались исключительно на нас со своими словами «кошка», «химия»,
«море».
Так что не так уж оно и сложно, как может показаться.
У
ЧТИВЫЙ
способ не отказывать прямо - переменить разговор.
Балътасар Грасиан-и-Моралес
4.6. Сочинение сказок
На этом же принципе (импровизация по маршруту) построено создание сказки.
Справка из -сказкотерапии»: при изучении сказок вычислили, что сказки
состоят из примерно 30-40 модулей, типа: «появление врага», «изгнание
главного героя-, -помощь друзей-, -первая битва с врагом-, -решение загадки-
и т. д.
Любая сказка складывается из модулей, которые в зависимости от сюжета образуют разные комбинации.
Основываясь на этом принципе, мы построили простейший сюжет, состоящий из
7 шагов.
Где происходят события
Кто главный герой
Событие, перевернувшее жизнь героя
Какую цель он поставил перед собой после события
Главный враг (препятствие) на пути к цели
Кто помогал герою в решающей битве
Что решил сделать герой после битвы
(достижения цели)

114
Чтобы было интереснее, случайным образом (как в буриме) заполняем сюжетную линию. Кто-то один пишет, где происходят события, заворачивает эту часть листка и передает следующему. Тот решает, кто главный герой, не зная, что написано в предыдущей ячейке, и так далее, пока не получается безумный сюжет.
Теперь задача оратора, взглянув на этот листок, попытаться увязать все со всем и сходу сочинить сказку, которая пройдет по этим 7 ключевым точкам маршрута.
Как показывает практика, сказки часто получаются очень и очень веселые. И
какие бы, казалось, несвязные вещи ни были написаны в ячейках, всегда удается придумать сюжет, в котором все это идеально сочетается.
Надеемся, что теперь вам понятно, как провести практикум по сочинению сказок.
Такая игра может также послужить хорошим развлечением на любой вечеринке.
Не верьте сказкам. Они были правдой.
Станислав Ежи Леи
Актерская игра должна быть больше, чем жизнь. Сценарий должен быть
больше, чем жизнь. Все должно быть больше, чем жизнь.
Бетти Дейвис
Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!
Мультфильм "Падал прошлогодний снег»