Современное общество как общество коммуникаций. Введение. Роль коммуникации в современном обществе

Когда мы говорим об обществе как системе, то всегда делаем акцент на наличие особых связей и отношений между индивидами, социальными груп­пами, классами, общностями. Эти связи и отношения устанавливаются в процессе коммуникации, который осуществляется в форме социальных кон­тактов, взаимодействий и отношений.

Рис. 1, где

И - индивид

СГ - соц.группа

СО - соц.общность

| - соц.связь

В современном обществе залогом успешного взаимодействия является наличие у человека коммуникативной компетентности, т.е. наличия комму­никативных способностей, знаний и умений, достаточных для решения ком­муникативных задач. В обществе людей с развитой коммуникативной компетентностью часто называют «стратегами общения» или "мастерами общения". В сложных ситуациях такне люди способны найти адекватные способы решения проблем, преодолеть барьеры общения, легко вступать в контакт с представителями других социальных групп, классов и даже этносов.

Практика показывает, что наиболее эффективной формой коммуника­ции является форма диалога. Она предполагает, что каждый из участников активен, самостоятелен и несет личностное своеобразие. Вступая в диалог, люди исходят из признания ценности и значимости позиции другой стороны, стремясь понять друг друга. Коммуникативная компетентность проявляется в различных сферах коммуникативного взаимодействия. Мы можем говорить о коммуникативной компетентности преподавателя, студента, юриста, полити­ка, управленца, предпринимателя, специалиста в сфере PR и т.д.

Что же такое коммуникация и почему она является основным предме­том социологии коммуникаций? Впервые термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века. Коммуникация (от лат. "communicatio") означает делать общим, связывать, беседовать, сообщать, передавать. Сегодня понятие «коммуникация» используется достаточно ак­тивно не только представителями гуманитарных и естественных наук, но и специалистами в области информационных технологий. Технические дисци­плины, например, изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов, с помощью которых можно представить необходимую информацию, разрабатываются диалого­вые системы типа «человек - компьютер» и т.д. Таким образом, коммуника­ция это не только передача информации от человека к человеку, но и от од­ной системы к другой.

6. Понятие социализации.

Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически,человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.



Первичная социализация

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности . Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. [нет в источнике ]

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация [править | править вики-текст]

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация, или вторичная социализация, - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого . При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной . Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека .

Групповая социализация [править | править вики-текст]

Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация [править | править вики-текст]

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация - это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками .

Организационная социализация [править | править вики-текст]

Организационная социализация - это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы .

Досрочная социализация [править | править вики-текст]

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Социальные институты[править | править вики-текст]

Главными социальными институтами являются:

· Группа сверстников

· Религия

· Правовая система

7. Образовательный сервис как система осуществления социально-педагогической коммуникации и социализации личности.

8. Социально-педагогическая коммуникативная модель образовательного учреждения общего, профессионального и дополнительного образования. Образовательное заведение как место социализации личности.

9. Образовательное заведение как основа коммуникативных процессов в рамках осуществления услуг образовательного сервиса, их коррекции и управления образовательными услугами.

10. Общие методы социально-педагогической работы.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Роль коммуникации в современном обществе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Человечество накапливает информацию все нарастающими темпами, объем уже накопленных данных превысил объем, поддающийся простому человеческому восприятию. Массивы вновь создаваемой информации передаются столь быстро, что человек не может и не успевает их воспринимать и перерабатывать.

Роль массовой коммуникации

Массовая коммуникация является следствием роста темпов и увеличения объема передаваемой информации, при этом технические решения для накопления, передачи и транслирования информации уже давно обеспечивают массовый характер передачи любых объемов информации. Следует отметить, что процесс повышения технологического уровня массовой коммуникации начался уже давно. Первым этапом были различные печатные средства, затем появились газеты и журналы. Второй этап – появление радио. Третий этап – телевидение. Четвертый этап – компьютеризация и Интернет.

В современных условиях массовая коммуникация играет существенную роль в обществе, позволяя неограниченному кругу людей получать различную информацию, используя ее в своих личных целях. При этом Интернет-коммуникация позволяет передавать текст, звук, изображение, видео.

Массовая коммуникация охватывает сегодня все сферы человеческой деятельности и общественных отношений: начиная от общения между родственниками и друзьями, заканчивая управлением крупными предприятиями.

Вместе с тем, развитие массовой коммуникации, усложнение передаваемой информации, увеличение объемов передаваемых данных, обусловило и увеличение значения самой информации, роста ее ценности, требований к ее содержанию, равно как и значимость новых технологий, инноваций и комплекса знаний во всех областях. Наблюдается опережающее развитие информационных и телекоммуникационных технологий по сравнению с развитием общественного и человеческого восприятия, которое определяет возможность адекватной обработки передаваемой информации. С одной стороны, это требует быстрейшей адаптации человека к новым условиям коммуникаций, с другой стороны, повышает роль массовой коммуникации в обществе, причем в такой форме, которую способно воспринимать большая часть общества.

Роль социальной коммуникации

В современном обществе коммуникация представляет собой элементарную систему, в которую входят три элемента, как показано на рисунке.

Элементарная схема коммуникации в современном обществе

В условиях увеличения объемов передаваемой информации, усиления характера массовой передачи данных, развития технологий передачи информации, проявляется главное препятствие, которое сосредоточено в самом человеке. Возможности человека объективно ограничены, поэтому воспринимать тот поток информации, который существует сегодня, он не в состоянии, объять огромный массив накопленных данных и знаний человек уже не в состоянии. Невозможно обладать достаточно обширными знаниями в нескольких областях, быть одновременно компетентным инженером, сварщиком, бухгалтером, историком, медиком и т.д.

Под социальной коммуникацией понимается движение в социальном пространстве в времени различных знаний, умений, эмоций. Фактически, это общая форма передачи информации в виде объективно определенных массивов данных, сгруппированных по какому-либо признаку.

Роль социальной коммуникации определяется тем, что отдельные получатели информации должны обладать всеми необходимыми возможностями, чтобы получить передаваемую информацию, массив знаний, комплекс данных и т.п., понять их, осознать значение и усвоить.

При невозможности получить, понять, осознать или усвоить передаваемую информацию – социальная коммуникация невозможна. Иными словами, если кто-либо передает информацию через сеть Интернет, то те, кто смотрит телевизор, не смогут ее получить. Чтобы понять определенную информацию, нужно обладать знаниями: например, сведения о характеристиках нефтяной скважины мало о чем говорят хирургу. Для осознания требуется определенный уровень знаний, грубо говоря, нельзя передать информацию об интегралах пятикласснику. Наконец, усвоение информации будет зависеть уже от самого человека, если он не посчитает ее достаточно важной, то пропустит "мимо ушей".

Определяется и коммуникативными особенностями как самого общества, так и его коммуникационного пространства.

Коммуникационные особенности современного общества

Коммуникация в обществе имеет огромное значение для функционирования его социальной структуры, обеспечивая работу всех общественных институтов, власти, экономических отношений, образования и т.д. Для современного общества роль коммуникации определяется особенностями его устройства.

В России коммуникационные особенности общества определяются в современных условиях следующими аспектами:

  • Формирование устойчивых общественных групп – клубы по интересам, профессиональные сообщества, социальные группы, например, автолюбители, студенты, а также политические партии, некоммерческие организации и т.д.
  • Взаимодействие общественных групп определяется структурой интересов, групповых норм, конфликтами, что проявляется в разных формах и на разных уровнях общества. При достаточно крупном размере социальной группы, например, на уровне отраслей экономики, взаимодействие осуществляется на государственном уровне.
  • Общественная коммуникация является высокотехнологичной и массовой. Этим определяется существование множества форм, типов, форматов коммуникации в современном обществе, что повышает роль и значение ее унификации.
  • Крайняя степень насыщенности коммуникации в современном обществе – информация и новые знания все больше становятся главной ценностью в обществе.
  • Высокая степень проникновения цифровой и электронной коммуникации в различные сферы общественной жизни: электронная запись в больницу, электронный больничный, электронная регистрация бизнеса, электронное оформление и получение государственных услуг, электронное взаимодействие с органами власти, предприятиями и между ними.

Определяется следующими аспектами:

  1. Высокая роль эффективной коммуникации в решении общественных конфликтов.
  2. Механизмы использования коммуникации для формирования позитивных установок в обществе.
  3. Осуществление коммуникации общественно значимыми субъектами (политики, органы власти, организации, общественные деятели).
  4. Повышение культурного уровня и этики общества.
  5. Изменение речевых моделей поведения, формирование новых форм общения между субъектами коммуникации.
  6. Роль коммуникации для повышения уровня гражданской ответственности и сознательности в современном обществе.
  7. Использование коммуникации представителями бизнеса для в рамках проектов, связанных с реализацией принципов социальной ответственности.
  8. Коммуникация, как сам факт передачи информации средствами массовой информации, также определяет ее роль для современного общества.

Для современного общества важно использовать все конфликты в позитивном ключе, поскольку объективные противоречия между групповыми интересами существуют в силу сложной структуры нашего общества. В этом плане, любое столкновение интересов, являясь конфликтом, должно быть разрешено конструктивным образом, что может быть достигнуто только в условиях рационального использования коммуникации между социальными группами. Рациональная коммуникация в обществе предполагает активное обсуждение, отказ от уклонения от существующих проблем, учет различных обоснованных точек зрения, комплексный охват существующих проблем, соблюдение норм поведения, принятых в обществе.

Коммуникационное пространство

Роль коммуникации в обществе во многом определяется и его коммуникационным пространством, в которое входит как комплекс этических, языковых, культурных вопросов и аспектов, так и средства коммуникации.

В современном обществе коммуникация преимущественно осуществляется посредством различных технологических средств, включая телевидение, радио, печатные издания, Интернет. Современные информационные технологии обеспечили расширение коммуникационного пространства за пределы любой общности или ранее обособленной социальной группы. Если раньше общественные группы искали средства эффективной коммуникации между собой, то сейчас все чаще появляются отдельные социальные группы, которые стремятся сократить объемы информации, получаемой по каналам коммуникации.

Современное коммуникационное пространство в техническом аспекте включает в себя три компонента:

  1. Интернет, который охватывает всю планету.
  2. Аппаратные и программные комплексы, обеспечивающие работу массовой коммуникации, включая теле и радиовещание.
  3. Средства взаимодействия информационных систем, обеспечивающих коммуникацию в современном обществе.

В результате, роль коммуникации в обществе определяется уже не только передаваемой информации, но и пространством, в котором она распространяется. С точки зрения общественно значимых интересов, вопросов, запросов – необходимо формирование унифицированного коммуникационного пространства, в котором можно получить нужную информацию.

Интернет во многом отвечает данному требованию:

  • Наличие универсальных протоколов позволяет передавать любую информацию таким образом, чтобы ее мог получить любой реципиент.
  • Возможность использовать Интернет в личном общении, в профессиональных целях, в образовании, для получения актуальной информации.
  • Возможность организации сложной коммуникации: отдельных индивидов, индивида с группой, групп с группами.
  • Продуктивный информационный обмен – тематический обмен информацией посредством личной коммуникации, обезличенного распространения информации, электронных публикаций, баз данных, совместной работы.

Роль коммуникации для общества в будущем

Коммуникации обладают значительным потенциалом для общества, что обусловлено как развитием общественных коммуникационных систем, так и совершенствованием технологий передачи и распространения информации. В будущем для общества роль коммуникации будет лишь возрастать:

  • Усложнение передаваемой информации повышает требования к ее восприятию, осознанию и усвоению.
  • Масштабирование информационных систем в сложные функционально определенные структуры с безграничными возможностями хранения и обработки накопленной информации.
  • Повышение требований к качеству передаваемой информации приведет к усилению ответственности за распространяемую информацию, достоверность сведений и данных.
  • Снижение возможности вводить социальные группы или общество в целом в заблуждение.
  • Трансграничность коммуникации для общества означает возможность контактировать и обмениваться информацией между представителями разных народов.

Коммуникация является очень важным и неотъемлемым моментом общественных отношений. В понятии коммуникации речь идет в первую очередь об обмене между субъектами коммуникации, информацией различного рода. Следовательно, информация не может быть использована без коммуникаций. Еще у истоков социальности, образовании общности, связь и взаимодействие, как коммуникация, играла очень важную роль. Именно с этим прежде все связанна актуальность данной темы.

Стоит отметить, что в условиях коренных изменений, происходящих в обществе, находящемся на этапе постиндустриального развития, в условиях быстро формирующегося информационного общества, происходящего в контексте глобализации, коммуникация в обществе является очень актуальным вопросом. Происходящая постоянная глобальная трансформация в информационно - коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально - коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

В общественном развитии действует закон преемственности, а развитие общества и во многом зависит от того, насколько учитывается и приумножается социокультурный опыт, насколько в настоящем представлено прошлое и заложено будущее. Развитие общества, которое полно противоречий и кризисных явлении, возрастает значимость конструктивного, позитивно - ориентированного общения и взаимодействия, направленного на решение проблем, составляющих угрозу для каждого человека и общества в целом: нарастание природных и техногенных катастроф, расточительного использования жизненных ресурсов, терроризма и др.

В настоящее время в после кризисный период эта общественная закономерность с большим трудом проявляет себя на практике. В современном мире стали большую роль придавать технологиям и, следовательно, технологическому развитию коммуникаций. Но, к сожалению это прямо пропорционально влияет на межличностные связи, постоянные новшества в технологическом аспекте касаемо коммуникации, сокращает вербальные коммуникации, уменьшает потребность людей в непосредственном общении заменяя его весомым процентом "общения виртуального". В Корее, недавно ученые доказали, что среди молодежи пользующейся мобильными гаджетами, прогрессирует атрофирование правого полушария. А ведь достижение понимания людьми друг друга во многом выступает условием развития и общества и отдельного человека. Примером это может служить, то, что главы стран до сих пор устраивают конференции и личные встречи, с учетом того, что исход этих встреч зачастую уже заранее прописан.

Философы, социологи, политологи, психологи, признавали роль общества, общественных институтов в формировании личности, рассматривая ее как продукт социализации, и отмечали необходимость анализа обратного воздействия личности на жизнедеятельность общества, на его культуру.

В данной курсовой работе мы обратим особое внимание на разработку, уточнение категории "коммуникация" в истории философии и современном познании, чтобы раскрыть ее сущность, содержание, способы функционирования, роль, которую она должна играть в разрешении противоречий, становлении и развитии общества и личности.

Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и другие каналы передачи информации) среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического, психологического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая коммуникация носит публичный характер и выполняет функцию массовизации — сплочения аудитории вокруг общих идей, политических взглядов, ценностей, моделей потребления.

Объектом воздействия массовой коммуникации является человек (аудитория). Аудитория как потребитель информации является не просто объектом воздействия, но и участником коммуникации. Специалисты подразделяют аудиторию на потребительскую, духовную, профессиональную, половозрелую.

Роль массовых коммуникаций в современном обществе

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает социальные действия. Производная от социальных действий — социальная зависимость. Это социальное отношение, при котором некая социальная система не может совершить необходимые для неё социальные действия, если другая социальная система не совершит своих действий.

Массовые коммуникации есть информационный обмен . Массовые коммуникации, их продукция в виде знаний, сообщений, мифов, имиджей реализуют отношения зависимости. Массовые коммуникации обеспечивают масс и становятся движущей силой общественного прогресса на основе влияния на спрос и предложение .

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает политическую, экономическую, конкурентную борьбу. Современное общество динамично по своей природе в силу взаимодействия и противоречивости различных и классов. Сами противоречия разного уровня выражают . Посредством обмена информацией, влияния на общественное сознание и настроение массовые коммуникации способствуют разрешению, преобразованию конфликта .

Взаимодействие людей на основе массовых коммуникаций обеспечивает развитие личности . Массовые коммуникации играют важнейшую роль в формировании личности в той ее части, что связана с влиянием . Массовые коммуникации не заменяют межличностное влияние, — они доводят до личности социокультурные образцы, личностные образцы посредством образования, религии, пропаганды, рекламы и массовой культуры.

Благодаря массовым коммуникациям общество и государство решают задачи социального взаимодействия, социального контроля, формирования личности, снятия психологического напряжения у людей, влияния на общественное сознание и настроение.

Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т. е. родом социальной коммуникации. Различаются следующие уровни коммуникационной культуры: словесность -- книжность -- мультимедийность. Причем, книжность подразделяется на три поколения: рукописная книга, мануфактурное книгопечатание, машинная полиграфия. Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномерности их культурного развития.

Рассматривать подробно предыдущие коммуникационных систем в данной курсовой нет необходимости, для сравнения приведем краткий сравнительный анализ (таблица 1).

Таблица 1. Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности.

Параметры сопоставления

Словесность

Книжность

Мультимедийность

Материально-

техническая база

Отсутствует

Одна из отраслей ремесла

или промышленности

Приоритетные

научно-технические отрасли

Социальная

аудитория

Все население

Социальные группы грамотных, образованных, ученых

Все население

Формы коммуникационной деятельности

Подражание, управление, диалог

Управление

Управление,

Социальная память

Распределена в индивид. памяти современников

Перегружена неконтролируемыми документными фондами

Автоматический контроль

и поиск в базах данных

Восприятие сообщения

Легкое благодаря разговорному навыку

Требуется грамотность

и навык чтения

Легкое, но нужен навык обращения с техникой

Гарантия правдивости

Откровенность невербального канала

Коммуникационные барьеры

Межъязыковой, социальный, психологический

Трудности чтения, цензура

информационный кризис,

Цензура владельцев

теле-компьютерных средств

Масштабы действия

Малые социальные группы

Национальное сообщество

Глобальные

Обожествление, фетишизация

Слово -- дар богов

Культ священных книг; книга -- светоч Разума и Добра

Роль и значение коммуникаций в процессе управления настолько велико, что трудно дать исчерпывающий спи- сок реализуемых функций. Коммуникации пронизывают всю деятельность организации и затрагивают самые разные аспекты ее жизни. Поэтому список функций можно расширять и дополнять в зависимости от точки зрения и рассматриваемого аспекта. Так, кроме перечисленных выше функций некоторые специалисты выделяют, например, экспрессивную, связанную с проявлением чувств, функцию самопрезентации, функцию формирования группового сознания, социального контроля, социализации личности. В процессе работы руководителям приходится вести множество бесед, переговоров, совещаний, во время которых возникают все новые вопросы и задачи, и, соответственно, появляется потребность в реализации дополнительных, специфических функций. Например, распознавание и понимание скрываемых личностных интересов работников; обеспечение внимания к деталям вербального и невербального общения. Коммуникации проявляются главным образом в наличии информационных связей. Если информационные связи нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникаций.

Информация -- это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводится полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет также личностный фактор, поэтому зачастую при передаче одинаковой информации 16 коммуникации складываются по-разному. В связи с этим следует учитывать два аспекта коммуникации -- информационный и личностный. При этом коммуникации на уровне общения личностей мы будем называть межличностными, а коммуникации на уровне организации в целом и на различных ее уровнях -- организационными (рис. 1).

Рис. 1.1.

Таким образом, коммуникации в организациях являются важнейшим связующим процессом, обеспечивающим возможность передавать необходимую в процессе управления информацию и обеспечивать взаимодействие работников. Вера в то, что распределение информации и является коммуникациями, вводит организации в заблуждение. Они путают информацию с коммуникациями. Обмен и распределение информации -- это первая, но не последняя ступень в коммуникационном процессе. Информация может путешествовать по проводам. Коммуникации происходят «между ушами». Коммуникации объединяют две ветви -- процесс передачи информации и взаимодействие. Процесс передачи информации подразумевает передачу и получение данных, сведений, концепций и сообщений и включает в себя вопросы улучшения процессов популяризации, структуризации и извлечения смысла. Взаимодействие имеет отношение к тому, как люди относятся друг к другу, и включает в себя вопросы взаимоотношений, близкого общения, доверия и сотрудничества. Для достижения успеха обе эти ветви необходимо объединить.

Мы живем в период, когда господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Можно говорить о начале становлении мультимедийной ОКС. Использование электромеханических (телеграф, телефон, фонограф, кинематограф) или радиоэлектронных (радио, телевидение, видеозапись) устройств не означает выхода за пределы книжной коммуникационной культуры, ибо основные культурные смыслы фиксируются, передаются и хранятся в документной форме. Новые коммуникационные средства дополняют индустриальную книжность, но не заменяют ее, т.е. в настоящих условиях происходит не кризис предыдущей системы коммуникаций, а ее эволюционирование.

Сформированные в настоящее время предпосылки для становления такого общества во многом обусловливают специфику общественных коммуникаций. Уже сейчас предоставляются широкие возможности для осуществления коммуникативных процессов, не вступая не только в прямой контакт, но и отсутствует необходимость приложения серьезных усилий для его осуществления. Развитие сотовой связи, Интернета, спутниковых систем связи и других технологических приспособлений, включая видеофоны и технологии скоростной передачи данных привело к тому, что человек сменил коммуникативное пространство.