О происхождении крымских татар. Крымские татары — история происхождения

Введение

Крымские татары или крымцы – коренной народ Крыма, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымско-татарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков. Подавляющее большинство крымских татар – мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане, России, Болгарии. По данным местных крымско-татарских организаций, крымско-татарская диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 4–6 млн. чел., однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения. Количество проживающих в США не указано, хотя общеизвестно, что только в Нью-Йорке на 2010 год проживает более 15 тыс. крымских татар.

Крымские татары сформировались как народ в Крыму и являются потомками различных народов, мигрировавших на территорию полуострова. Основные этнические группы, населявшие в разные времена Крым и принявшие участие в формировании крымско-татарского народа – это тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары (протоболгары), греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, черкесы, малоазийские турки. Важнейшая роль в формировании крымско-татарского этноса принадлежит западным кыпчакам, известным в русской историографии под именем половцев.

В результате преобладания на территории полуострова получившего имя «татары» половецко-язычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата в единую крымскую нацию. В течение нескольких столетий сложился современный национальный облик крымских татар и крымско-татарский язык на основе половецкого языка.



1. Энциклопедическая справка


Автономная Республика Крым входит в состав Украины – независимого государства, образовавшегося после распада СССР в конце 1991 г. (с 1922 по 1991 – вторая по значимости союзная республика Советского Союза).

Площадь Крыма – 27 тыс. кв. км, население в 1994 – 2,7 миллиона человек. Столица – Симферополь. На юге Крыма расположен город-порт Севастополь, являвшийся опорной базой Черноморского флота СССР (в 1996 флот поделен между Украиной – ВМФ Украины, и Россией – Черноморский флот; оба флота базируются в Севастополе, Балаклаве и других базах на юго-западном побережье Крыма). Основа экономики – курортный туризм, сельское хозяйство. Крым состоит из трех культурно-климатических районов: Степной Крым, Горный Крым и Южный берег (фактически – юго-восточный) Крыма.


2. История. Крымские татары


Одним из государств, возникших на обломках Золотой Орды в 14–15 вв., явилось Крымское ханство со столицей в Бахчисарае. Население ханства состояло из татар, делившихся на 3 группы (степные, предгорные и южные), армян, греков (говоривших на татарском языке), крымских евреев, или крымчаков (говоривших на татарском языке), славян, караимов (тюркский народ, исповедующий особое, не признающее Талмуд, течение иудаизма и говорящий на особом языке, близком крымско-татарскому), немцев и др.

Предания крымских татар приписывают распространение Ислама в Крыму сподвижникам Пророка Мухаммада (с.а.в.) – Малику Аштеру и Гази Мансуру (7 в.). Древнейшая датированная мечеть – 1262 г. – была построена в городе Солхате (Старый Крым) выходцем из Бухары. С 16 в. Крым стал одним из центров мусульманской цивилизации в Золотой Орде; отсюда велась исламизация Северного Кавказа. Большую славу имело медресе Зинджирли, основанное в предместьях Бахчисарая в 1500 г. Юг Крыма традиционно ориентировался на Турцию, север же сохранял степные ордынские свойства. Среди суфийских тарикатов, распространенных в Крыму, были мевлевия, хальветия (оба пришли из Турции; последний – из города Сивас), накшбандия, ясавия (первый традиционно главенствовал во всей Золотой Орде; последний пришел в 17 в.; оба были широко распространены среди степняков).

Завоевание ханства русскими войсками в 18 веке положило начало колонизации Крыма и миграции из Крыма в Турцию больших групп татарского населения. Крымское ханство прекратило свое существование в 1783 г., став частью Российской империи под названием Таврическая губерния (Херсонес Таврический). В тот момент на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и теке.

В конце 18 века крымские татары составляли большинство населения Крыма – 350–400 тысяч человек, но в результате двух миграций в Турцию 1790-х (не менее 100 тысяч человек) и 1850–60-х гг. (до 150 тысяч) составили меньшинство. Следующие волны эмиграции татар в Турцию пришлись на 1874–75 гг.; затем – на начало 1890-х (до 18 тысяч) и на 1902–03 гг. Фактически к началу 20 в. большая часть крымских татар оказались за пределами своей исторической родины.

После 1783 г. вплоть до образования Крымской АССР крымские татары входили в состав Таврической губернии (делилась на уезды: Симферопольский, Евпаторский, Феодосийский /собственно Крым/, Перекопский /частично в Крыму/, Днепровский и Мелитопольский /территория внутренней Украины/ – в трех последних уездах также жили татары – фактически ногайцы). В самом же Крыму в начале 20 века татары компактно проживали в районе: от Балаклавы до Судака и от Карасубазара (Белогорск) до Ялты; на Керченском и Тарханкутском п-овах; в р-не Евпатории; на берегу залива Сиваш. Наиболее крупные группы горожан из числа татар имелись в Бахчисарае (10 тыс. чел.), Симферополе (7,9 тыс.), Евпатории (6,2 тыс.), Карасубазаре (6,2 тыс.), Феодосии (2,6 тыс.) и Керчи (2 тыс.). Культурными центрами татар являлись Бахчисарай и Карасубазар. К 1917 г. число мечетей в Крыму сократилось до 729.

Крымские татары состояли из трех субэтнических групп: степных татар (ногайские татары), предгорных татар (тат, или татлар), южнобережных татар (ялы бойлю); особо выделяется группа ногаев (ногай, ногайлар), смешавшихся со степными татарами; иногда выделяют центрально-крымских татар (орта-юлак). Отличие этих групп было и в этногенезе, и в диалекте, и в традиционной культуре. В местах депортации крымских татар – Узбекистане, Таджикистане и др. – это деление практически исчезло, и сегодня нация является достаточно консолидированной.

В 1921 г. в составе Советской России была образована Крымская АССР. Согласно переписи 1939 крымские татары насчитывали 218,8 тыс. чел., или 19,4% населения АССР. В 1944 все крымские татары были депортированы из Крыма в Среднюю Азию и Казахстан – 188,6, или 194,3, или 238,5 тыс. человек (по разным источникам). В Крым переселялись русские и украинцы из различных районов СССР, а все материальные и духовные следы татарско-мусульманской цивилизации Крыма уничтожались, вплоть до фонтанов при мечетях. Из всех справочников и энциклопедий были изъяты все материалы о культуре мусульман Крыма.

Гонения на религию в Крыму, как и во всем СССР, начались сразу после революции. До 1931 в Крымской АССР были закрыты 106 мечетей (Севастопольская, к примеру, была отдана Черноморскому флоту) и 2 молитвенных дома мусульман, из которых сразу снесена 51. После 1931 прошла вторая антирелигиозная волна, в результате которой были отобраны великолепнейшие мечети Бахчисарая, Евпатории, Феодосии, Ялты, Симферополя, которые медленно разрушались или уничтожались сразу. Германская оккупация Крыма 1941–44 временно позволила восстановить относительную религиозную свободу. После депортации татар в 1944 все мечети, сохранившиеся к тому времени, были переданы в руки новым властям Крыма, затем большая часть их уничтожена. К 1980-м гг. на территории Крыма в удовлетворительном состоянии не сохранилась ни одна мечеть.

Библиотеки ханского дворца и старейшего Зинджирли-медресе в Бахчисарае содержали тысячи наименований рукописных книг. Все это было уничтожено с потерей Крымом независимости и начало возрождаться в конце 19 века. В 1883–1914 Исмаил-бей Гаспринский, один из выдающихся мусульманских лидеров в масштабах всей Российской империи, издавал в Бахчисарае первую крымско-татарскую газету «Терджиман». В 1921–28 было выпущено много книг и другой литературы на этом языке (письменность: до 1927 – арабская, в 1928–39 и с 1992 – латынь, в 1939–92 – кириллица). После депортации крымских татар все книги на крымско-татарском языке, из библиотек и частных коллекций, были уничтожены. В 1990 была открыта первая крымско-татарская библиотека в центре Симферополя (в 1995 приобрела статус республиканской). Сейчас здание библиотеки нуждается в реконструкции.

В 1954, согласно распоряжению Президиума Верховного Совета СССР, Крымская область была передана из состава РСФСР в Украинскую ССР (при этом как бы «повисшим в воздухе» остался статус Севастополя, который являлся городом республиканского (РСФСР) подчинения). Крымская АССР была восстановлена после проведения референдума о ее статусе в 1991 (с 1992 – Республика Крым, позднее – Автономная РК).

Начиная с 1960-х гг., когда стало ясно, что руководство СССР не станет возвращать крымских татар на родину (в отличие от депортированных и возвращенных чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и др.), в рядах крымско-татарского национального движения выдвинулись новые, молодые лидеры, среди них – Мустафа Джемиль, ставший затем руководителем Организации крымско-татарского национального движения (ОКНД). ОКНД сложилась к 1989 на базе «Центральной инициативной группы», созданной в 1987 еще в Узбекистане. Вплоть до середины 1990-х гг., когда возвращение татар стало необратимым явлением, власти СССР, затем независимой Украины и Крыма, чинили всевозможные препятствия возвращению этого народа, вплоть до кровавой резни летом-осенью 1992 в пригороде Алушты, пытаясь превратить противостояние татар и органов МВД в межэтническую войну. Только высокая организованность татар и четкая система правления способствовала тогда и сейчас целям, стоящим перед нацией – выжить и вернуть себе Крым. К середине 1990-х гг. потеряло смысл существовавшее в конце 1980-х гг. размежевание национального движения татар (НДКТ – консервативное, лояльное по отношению к советской власти, руководимое Ю. Османовым до его гибели в 1993, и радикальная ОКНД). Высшим органом самоуправления крымских татар является Курултай («Первым Курултаем» читается проходивший в 1917 г.; 2-й – в 1991 г.; в 1996 состоялся 3-й курултай), формирующий Меджлис. Председателем Меджлиса в последний раз вновь был избран лидер крымских татар Мустафа Джемиль.

Если весной 1987 в Крыму было всего 17,4 тыс. крымских татар, а в июле 1991 – 135 тыс., то в июле 1993 их было уже 270 тыс. (по другим данным, только к 1996 численность татар доходит до 250 тысяч человек; расчеты специалистов говорят о числе 220 тысяч татар к началу 1997 г.). Из их числа 127 тысяч остаются гражданами Узбекистана, Таджикистана, России, так как правительство усложняет процесс получения украинского гражданства (по данным ГУ МВД Украины, прописаны к 1996 г. 237 тысяч татар). «Содружество НГ» (ј6, 1998, с. 4) назвало цифру в 260 тыс. – проживающих всего в Крыму татар, из них граждан Украины – 94 тыс. Татары возвращаются в места их рождения и проживания их предков, хотя им предлагают селиться исключительно в степной части Крыма.

Стратегическая цель Меджлиса – превращение Крыма в национальное крымско-татарское государство. В настоящее время относительная численность татар приблизилась к 10% от общего населения Крыма; в отдельных районах – Симферопольский, Белогорский, Бахчисарайский и Джанкойский – их доля достигла 15–18%. Репатриация татар несколько омолодила возрастную структуру населения Крыма, особенно заметно – на селе (доля детей до 15 лет, по некоторым данным, составляет у татар 32%). Но этот эффект носит ограниченные масштабы – из-за исчерпания потенциала иммиграции (среди оставшихся в Средней Азии татар преобладают пожилые люди), из-за высочайшей младенческой смертности у татар (коэффициент рождаемости 8–14%%, а коэффициент смертности – 13–18%%), из-за тяжелых социально-бытовых условий, безработицы и деградации системы здравоохранения.

Около 250 тыс. крымских татар, по данным Меджлиса, все еще проживают в местах, куда их депортировали (к этим сведениям очень критично относятся специалисты, подвергая их большому сомнению; речь может идти не более, чем о 180 тысячах татар, из них 130 тыс. – в республиках Средней Азии, остальные – в России и на Украине). В нынешнем Крыму татары компактно проживают в более чем 300 деревнях, поселках и микрорайонах, из которых 90% – самострои без электроснабжения и т.д. Около 120 тыс. татар не имеют постоянного жилья. Около 40 тыс. татар не трудоустроены, а более 30 тыс. работают не по специальности. От 40 до 45% взрослых татар не могут участвовать в выборах, т.к. не имеют украинского гражданства (все данные нуждаются в тщательной перепроверке, так как многие из них не совпадают друг с другом).

Согласно переписи 1989, в бывшем СССР насчитывалось 271,7 тыс. крымских татар. Многие крымские татары скрыли тогда свою истинную национальность; по расчетам исследований, речь может идти о цифре в 350 тысяч крымских татар. По данным Меджлиса, в Турции проживает сегодня около 5 миллионов «крымских турок» – потомков татар, выселенных из Крыма в 17–18 вв. (Р. Ланда оценивает численность «крымских турок» в 2 миллиона человек, Дамир Исхаков – в 1 млн., наиболее критически подходящие к этой проблеме исследователи (Старченко) считают, что максимальное число «крымских турок», не ассимилировавшихся окончательно, не превышает 50 тысяч человек.) Кроме того, историческими частями крымско-татарской нации являются буджакские, или добруджские татары, проживающие в Румынии (21 тыс., или 23–35 тыс. – Д. Исхаков), Болгарии (5, или 6 тыс.) и в Турции в районе Бурсы. Помимо собственно татар Крыма и Добруджи, третьей частью нации, образовавшейся в бывшем Крымском ханстве после распада Золотой Орды, были татары Кубани (совр. Краснодарский край России) – полностью мигрировавшие в Турцию, либо уничтоженные русскими войсками, либо вошедшие в состав ногайцев и казаков Кубани в 17–18 вв.

Согласно закону от 1993, крымские татары получили в парламенте Крыма – Верховном Совете – 14 мест (из 98). Однако Меджлис добивался квоты в 1/3 всех депутатских мандатов + 1 мандат – для того, чтобы блокировать принятие законов, задевающих интересы татар. До сих пор Меджлис крымских татар не признан в качестве легитимного органа ни властями Крыма, ни властями Украины. Новая Конституция Крыма, принятая в ноябре 1995, не предусматривает парламентской квоты для коренных и депортированных народов. Новая Конституция Украины, принятая Верховной Радой в 1996, в разделе «Автономная Республика Крым», также не предусматривает понятий «коренные» или «депортированные» народы. Прошедшие весной 1998 г. выборы в парламент Крыма не дали татарам ни одного места (единственный крымский татарин в новом Верховном Совете избран по списку Компартии); в Верховную Раду Украины избрано 2 крымских татарина – по спискам «Руха».


3. Духовное управление мусульман Крыма


Первое ДУМ в Крыму было образовано при царе Александре I в 1788 г. (Таврическое ДУМ, с центром в Симферополе). В 1920-х гг. ДУМ был ликвидирован (в 1924 было создано Крымское центральное мусульманское народное управление религиозными делами во главе с муфтием, вскоре исчезнувшее). В 1941–44 гг., во время оккупации Крыма немцами, они разрешили татарам вернуть себе мечети (было открыто 250 мечетей) и медресе; были созданы «мусульманские комитеты», но восстановить муфтият не позволили. В 1991 был образован кадиат (Духовное Управление) мусульман Крыма, имевший статус мухтасибата в составе ДУМЕС. Первым муфтием Крыма стал Сеид-Джалиль Ибрагимов (при нем, в 1995, в состав ДУМ входило 95 приходов; самый грамотный из представителей своего поколения среди крымских татар, закончил Бухарское медресе и Исламский Институт в Ташкенте); в 1995 муфтием стал Нури Мустафаев, имеющий более нейтральные, чем его предшественник, отношения с председателем ДУМ Украины А. Тамимом (не признающийся татарами Украины лидер хабашистов, имеющий очень хорошие отношения с правительством Украины и поддержку со стороны кавказцев, ливанских и палестинских арабов и др. шафиитов), и более хорошие отношения с турками (но гораздо менее грамотный в области Ислама).

Помощь крымским татарам в деле восстановления их национальной культуры и религии оказывают правительство и частные организации Турции, благотворительные организации из арабских и мусульманских стран. Они финансируют строительство мечетей в новых поселках, отстроенных татарами. Но реставрация старинных мечетей в городах Крыма, а также помощь в социально-экономическом становлении крымских татар требует более активного участия исламских государств.

В настоящее время в Крыме зарегистрировано 186 мусульманских общин, действует 75 мечетей (июнь 1998), большинство из которых – приспособленные постройки. В декабре 1997 г. мусульманская община бахчисарая при поддержке Меджлиса заняла мечеть на территории ханского дворца-музея.



4. Караимы


Караимы (караи, карайлар – от еврейского «читающие») – тюркский народ, говорящий на особом тюркском языке (караимский язык кипчакской подгруппы, письменность – еврейская), исповедующий особое течение иудаизма – караимство, или караизм, основанное в 8 веке месопотамским евреем бен-Давидом. Караимы признают Ветхий Завет (Тору и др. книги), но, в отличие от остальных иудеев, не признают Талмуд. Хотя во всем мире насчитывается более 20 тысяч караимов – в Египте (Каир), Эфиопии, Турции (Стамбул), Иране, а сейчас в основном в Израиле, – караимы Крыма (и их потомки в Литве, Польше, на Украине и в России) считаются особой этнической группой, связанной с ближневосточными караимами только единой религией, но имеющей иное происхождение и иной родной язык. Согласно наиболее распространенной версии об их происхождении, они являются потомками хазар (Крым входил в состав Хазарского каганата), исповедовавших иудаизм. После разгрома Хазарии в 10 веке основная часть хазар ассимилировалась с другими народами (как утверждает Дуглас Рид в своей книге «Вопрос о Сионе» на основании трудов некоторых историков, такая большая масса народа не могла ассимилироваться бесследно; потомками хазар, перенявших языки своих соседей, но не изменивших вероисповедание, – говорит Д. Рид, – являются евреи-ашкенази стран Восточной Европы: Литовско-Польского государства, Российской империи, Румынии и др.), меньшая же часть, имевшая, по-видимому, отличия от других хазар, осталась в Крыму и превратилась в караимов. Они проживали в Крыму в городах-крепостях Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, и занимали весьма почетное положение при ханском дворе. В конце 14 века часть караимов вместе с небольшой ордой крымских татар выехали в Литву, к великому князю Витовту, который расселил их вокруг города Тракай и гарантировал им свободу вероисповедания и языка (потомки тех татар – современные литовские татары, а потомки караимов – около 300 человек – до сих пор проживают в Тракае, и они единственные сохранившие караимский язык). Другая группа караимов тогда же расселилась в Галиции и на Волыни (гг. Луцк, Галич, Красный Остров и др. – современная западная Украина).

Тракайская и галичско-луцкая группы развивались автономно от крымских караимов. При присоединении Крыма в 1783 г. к России турки хотели эвакуировать караимов в Албанию. Однако российские правители, начиная с Екатерины II, благожелательно относились к ним (в отличие от отношения к евреям). Караимы были владельцами табачных и фруктовых плантаций, соляных копий (евреи – мелкими ремесленниками и торговцами). В 1837 было образовано Таврическое духовное управление караимов (по аналогии с Духовными Управлениями мусульман); резиденцией гахама – главы караимского духовенства – была Евпатория. Во время революции и гражданской войны в России в 1918–20 гг. караимы участвовали в ней, в основном, на стороне белых. После революции все культовые сооружения караимов (кенасы) в Крыму были закрыты, включая центральную кенасу – в Евпатории, в которой устроили музей атеизма (до 1940-х гг. действовала единственная кенаса караимов в Тракае, Литва). Была уничтожена национальная библиотека – «карай битиклиги». После смерти последнего гахана в конце 80-х гг. на его место никто не был избран, и, таким образом, религиозные институты почти разрушились.

В 1897 общая численность караимов в России – 12,9 тысяч. В границах СССР в 1926 насчитывалось 9 тысяч караимов, и за рубежом (в основном Литва и Польша) – 5 тысяч. В 1932 в СССР – 10 тысяч (в основном в Крыму), в Польше и Литве – около 2 тысяч. До войны в Крыму было около 5 тысяч караимов. Во время войны немцы не преследовали караимов (в отличие от евреев), на что было особое распоряжение МВД Германии (1939) о том, что «расовая психология» караимов не является еврейской (хотя караимы в Краснодаре и Новороссийске подвергались преследованиям). Тем не менее после войны постепенно набирает обороты процесс миграции караимов за рубеж, и прежде всего – в Израиль, и, самое главное – сильнейшая ассимиляция русскими. В 1979 во всем СССР насчитывалось 3,3 тысячи караимов, из них в Крыму – 1,15 тысяч. В 1989 в СССР – 2,6 тыс., из них на Украине – 1,4 тыс. (в том числе в Крыму – 0,9 тыс., а также в Галиции, на Волыни, в Одессе), в Литве – 0,3 тыс., в России – 0,7 тыс. В 1990-х гг. активизировалось национальное движение, открылись кенасы в Вильнюсе, Харькове, намечается открытие кенасы в Евпатории. Однако четкая тенденция к снижению национального самосознания оставляет мало шансов этой нации. Язык, за исключением караимов Литвы, знает только старшее поколение.

Сегодня караимов в Крыму не более 0,8 тысяч, что составляет 0,03% населения Крыма. Пользуясь статусом «коренного народа Крыма» (наряду с крымскими татарами и крымчаками), они располагали 1 местом (из 98) в парламенте республики, согласно дополнениям к Закону «О выборах Верховного Совета Крыма», принятых 14.10.93 (новая Конституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. лишают их такой квоты).


5. Крымчаки


Крымчаки (крымские евреи) жили в Крыму со средних веков. От других групп евреев (ашкенази и др.), появившихся в Крыму много позднее – в 18–19 вв., их отличал разговорный язык (особый говор крымско-татарского языка) и традиционный уклад жизни. В 14–16 вв. их главным центром был г. Каффа (совр. Феодосия), в конце 18 в. – Карасу-Базар (совр. Белогорск), с 1920-х – Симферополь. В 19 веке крымчаки были небольшой бедной общиной, занимавшейся ремеслами, земледелием, садоводством и виноградарством и торговлей. В начале 20 в. крымчаки проживали также в Алуште, Ялте, Евпатории, Керчи, а также за пределами Крыма – в Новороссийске, Сухуми и др.

Представители крымчаков принимали участие в сионистском движении. В 1941–42 гг. большая часть крымчаков погибла во время немецкой оккупации Крыма. В 1970–90-е гг. высокий уровень миграции в Израиль практически привел к исчезновению этого народа из Крыма и стран бывшего СССР. Численность крымчаков в Крыму до войны – 7,5 тыс., в 1979 – 1,05 тыс., в 1989 – 679 чел., в 1991 – 604 чел. (или менее 0,02% от современного населения Крыма). В настоящее время, считаясь одним из «коренных народов Крыма» (наряду с крымскими татарами и караимами), они располагали 1 местом (из 98) в парламенте республики, согласно дополнениям к Закону «О выборах Верховного Совета Крыма», принятых 14.10.93 (новая Конституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. лишают их такой квоты).


6. Крымские армяне, болгары, греки и немцы


В 1941 г. по распоряжению советского правительства из Крыма в восточные районы СССР были депортированы немцы – около 51 тысячи человек; в мае 1944, после освобождения Крыма от фашистов, депортированы крымские татары и остатки немцев Крыма (0,4 тыс.); через месяц, в июне, та же участь постигла греков (14,7, или 15 тыс.), болгар (12,4 тыс.) и армян (9,6, или 11 тыс.), а также иностранных подданных, проживавших в Крыму: 3,5 тыс. греков, 1,2 тыс. немцев, итальянцев, румын, турок, иранцев и др.

Армяне известны в Крыму с 11 в. В 11–14 вв. они мигрировали на полуостров из Амшена и Ани (Малая Азия), поселялись главным образом в городах Каффа (Феодосия), Солхат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), Орабазар (Армянск). В 14–18 вв. армяне занимали второе место по численности в Крыму после татар. В дальнейшем колония пополнялась выходцами из Армении, Турции, России. С 12 века ими было выстроено в Крыму 13 монастырей и 51 церковь. В 1939 в Крыму проживало 13 тысяч армян (или 1,1% от общего населения республики). После депортации 1944 Крым вновь стал заселяться армянами с 1960-х гг. – выходцами из Армении, Нагорного Карабаха, Грузии, Средней Азии. В 1989 в Крыму было 2,8 тыс. армян (из них 1,3 тыс. горожан). Лишь незначительная часть из них являются потомками депортированных из Крыма после войны.

Болгары появились в Крыму в конце 18–19 вв. в связи с русско-турецкими войнами. В 1939 в Крыму проживало 17,9 тыс. болгар (или 1,4%). Из-за выступления Болгарии во время войны 1941–45 гг. на стороне фашистской Германии все болгары были депортированы из Крыма. Сегодня их репатриация проходит наименее организованно (по сравнению с другими нациями).

Греки проживали в Крыму с древности, имея здесь многочисленные колонии. Потомки древних греков – выходцев из Трапезундской империи – «ромеюс» с родным крымско-татарским языком и новогреческим (мариупольский диалект) – проживавшие в районе Бахчисарая, в основной массе были выведены в 1779 из Крыма на северное побережье Азовского моря в район Мариуполя (совр. Донецкая область Украины). Поселенцы нового времени (17–19 вв.) – «эллинес» с новогреческим (в форме димотика) языком и понтийцы с понтийским наречием новогреческого языка – селились в Керчи, Балаклаве, Феодосии, Севастополе, Симферополе и т.д. В 1939 греки составляли 1,8% населения республики (20,7 тыс.). Депортация 1944 оставила очень тяжелый психологический след национальному сознанию греков; до сих пор многие из них при возвращении на полуостров предпочитают не афишировать свою национальность (даже после 1989 греков в Крыму практически не прописывали); сильна установка на выезд в Грецию. Среди возвращающихся в Крым значительную часть составляют потомки греков понтийцев, депортированных в 1944–49 гг. из различных регионов Северного Кавказа; равным образом крымские греки оседают на Северном Кавказе.

Немцы начали заселять Крым со времен Екатерины II. Это была единственная из старожильческих групп Крыма, мало смешавшаяся с крымскими татарами и почти ничего не перенявшая у татар (ни в языке, ни в культуре). Наоборот, уже в 20 в. немцы-горожане в Симферополе, Ялте и др. не отличались по быту от русских. В 1939 насчитывалось 51,3 тыс. немцев в Крыму, или 4,6% населения республики. Основная их масса была выселена в 1941, небольшая часть – в 1944.

Сегодня в Крым возвращаются как потомки крымских немцев, так и немцев Поволжья и др. местностей (все немцы Европейской части России и Украины были депортированы с началом войны). При возвращении они, пожалуй, испытывают наименьшие, по сравнению с другими народами, трудности. Ни местное население, ни власти Крыма, ни власти Украины ничего не имеют против их возвращения, и даже, наоборот, всячески приглашают немцев селиться в Крым (надеются на финансовый поток из Германии?).

На 1.11.1997 в Крым вернулось около 12 тысяч болгар, армян, греков и немцев («НГ», декабрь 1997). Все эти группы, как потомки «депортированных народов», имели по 1 месту в парламенте республики из 98, согласно дополнениям к закону «О выборах в Верховный Совет Крыма», принятых 14.10.93 (новая Конституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. не предусматривают таких квот).

Евреи-ашкенази в 1930-х гг. имели в Крыму Еврейский национальный (Лариндорфский) район; кроме того, евреи жили в Евпаторийском, Симферопольском, Джанкойском и Фрайдорфском (запад Степного Крыма) районах. Численность евреев в Крыму в 1926 – 40 тыс., 1937 – 55 тыс. (5,5%), 1939 – 65,5 тыс., или 5,8% (вкл. крымчаков), в 1989 – 17 тыс. (0,7%).

Наиболее правдоподобная версия многочисленных резких поворотов в судьбе Крыма изложена в «НГ» 20.03.98 в статье к.и.н, доцента С.А. Усова «Как Россия потеряла Крым». В этой статье прямо говорится о роли евреев в печальной участи крымских татар, немцев и др. проблемах. После революции 1917 (известна роль евреев в революции) и гражданской войны на территории СССР оставалось около 2,5 млн. евреев, т.е. половина от их численности в развалившейся Российской империи. Большинство из них проживало на территории Украины и Белоруссии.

В 1923 г., после массовой гибели от голода 1921–22 более 100 тыс. человек в Крыму, их которых большинство составляло крымские татары, в СССР и США почти одновременно начали обсуждать идею создания еврейской национальной автономии путем переселения евреев из Белоруссии, Украины и России на земли в район Черного моря. В США эту идею пробивала благотворительная еврейская организация «Джойнт», а в СССР – элитарные круги столичной интеллигенции, близкие Марии Ульяновой и Николаю Бухарину. Осенью 1923 в Политбюро через Каменева был представлен доклад с предложением создать к 1927 г. государственную автономию евреев в составе районов Одессы – Херсона – Северного Крыма – побережье Черного моря до Абхазии, включая Сочи.

Сторонниками этого секретного проекта выступили Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков, Цюрупа, Сосновский, Чичерин и др. Постепенно обсуждавшие проект сократили территорию предполагаемой еврейской автономии (а в январе 1924 уже Еврейской АССР, федерированной с Россией) до размеров Северного Крыма. «Крымский проект» получил широкую поддержку в кругах евреев-финансистов Запада, будущих президентов США Гувера и Рузвельта, лидеров Всемирной сионистской организации, был включен в повестку дня Еврейского конгресса Америки в Филадельфии. Конгресс США, хотя и не имел дипломатических отношений с Советской Россией, решил финансировать «Крымский проект» через организацию «Джойнт». После этого Политбюро ЦК ВКП(б) по докладу Калинина приняло постановление о возможности организации еврейской автономии в Крыму. Началось переселение евреев в Степной Крым; повышенная секретность проекта была «взорвана» председателем Украинского ВЦИК Петровским, давшим интервью «Известиям», после чего обстановка в Крыму резко обострилась. Начались волнения крымских татар и немцев; татарская интеллигенция в противовес еврейской автономии пожелала создать на севере Крыма немецкую. В начале 1928 Вели Ибраимов, председатель КрымЦИК, фактически возглавивший саботирование указания Москвы о выделении евреям земли в степной части Крыма, был арестован и через три дня расстрелян. После этого под личным контролем Менжинского ГПУ сфабриковало закрытый процесс «63», по которому за сопротивление еврейской колонизации Крыма выслали на Соловки и там расстреляли цвет татарской национальной интеллигенции. Жестко были подавлены волнения крымских немцев. С целью освобождения земель под переселение евреев в Крым Президиум ЦИК СССР в срочном порядке утвердил специальный закон, признающий северо-крымские фонды землями всесоюзного значения для переселенческих нужд СССР; одновременно на Урал были высланы около 20 тыс. крымских татар. Началось массовое изъятие земель для новых переселенцев. Всего было изъято 375 тыс. га – сюда планировали переселить 100 тыс. евреев и провозгласить республику.

19 февраля 1929 г. в обстановке повышенной секретности между «Джойнт» и правительством СССР был заключен договор о финансировании американцами «Крымского проекта», согласно которому «Джойнт» выделял 900 тыс. долларов в год течение 10 лет под 5% годовых. Выплата долга должны была начаться в 1945 и закончиться в 1954 г. Правительство СССР обязалось выпустить облигации на всю сумму займа и передать их «Джойнт», а эта организация распространяла акции среди богатых американских евреев – в их числе были Рокфеллер,

Маршалл, Рузвельт, Гувер и др. Всего к 1936 г. «Джойнт» передал советской стороне более 20 млн. долларов. К тому времени Сталин уже вел политику по уничтожению своих конкурентов – Троцкого, Каменева, Зиновьева и др. Вскоре Сталин принял решение об образовании в Крыму двух еврейских районов (вместо автономной республики), а автономную область была создана на Дальнем Востоке в Биробиджане; позже были уничтожены все, кто принимал участие в проекте еврейской республики в Крыму. Тем не менее немцы недаром были депортированы из Крыма в 1941 – им отомстили за их антиеврейские выступления. Когда Крым был занят гитлеровскими войсками, обида на Москву в свете «Крымского проекта» была основной причиной альянса крымских татар с немецкими фашистами. С началом войны с Гитлером Сталин был вынужден пересмотреть свою политику в отношении евреев; был создан Еврейский Антифашистский комитет (ЕАК). В США представителям ЕАК напомнили об обязательствах СССР в отношении займа «Крымского проекта»; чуть позже выполнение этих обязательств было главным условием распространения на СССР плана Маршалла. В 1944 Сталину было отправлено прошение руководителей ЕАК о создании в Крыму еврейской республики, причем теперь речь шла уже не только о северных районах Крыма, а обо всем полуострове. В мае 1944 крымские татары, а через месяц армяне, болгары и греки были депортированы из Крыма.

Руководители ЕАК уже начали распределять между собой высшие посты в будущей республике. Однако чуть позже СССР поддержал образование еврейского государства в Палестине. У Сталина опять начались припадки подозрительности в отношении евреев, против руководителей ЕАК был начат судебный процесс; после внезапной смерти Сталина в 1953 эта кампания прекратилась. Решение Хрущева о передаче Крыма в состав Украины было вызвано тем, что обязательства по выделению земли для переселения евреев в Крым по договору с «Джойнтом» принимал ВЦИК РСФСР. Таким образом, передача Крыма Украине преследовала цель закрыть вопрос об обязательстве перед сионистскими организациями США о выделении земель и создании в Крыму еврейской государственности.

Об этой истории косвенно упоминают эксперты компании «Прикладные социальные исследования» и Центра управленческого проектирования С, Градировский и А. Тупицын в статье «Диаспоры в меняющемся мире» («Содружество НГ», ј7, июль 1998), говоря: «известны как минимум две попытки превращения Крыма в Еврейскую автономную область в 20-х и в конце 40-х гг. ХХ в.»


Библиографический список


1. Исхаков Д. Татары. Набережные Челны, 1993.

2. Старченков Г. Крым. Превратности судьбы. // Азия и Африка сегодня. ј10–97.

3. Ланда Р. Ислам в истории России. М., 1995.

4. Полканов Ю. Караи – крымские караимы-тюрки. // «НГ-Наука», 12.01.1998, с. 4.

5. Михайлов С. Прошлое и настоящее караимов. // Азия и Африка сегодня. ј10–97.

6. Иванова Ю. Проблемы межэтнических взаимоотношений в Северном Приазовье и Крыму: история и современное состояние. РАН, Ин-т этнологии и антропологии. М., 1995.

7. Усов С.А. Как Россия потеряла Крым. «НГ», 20.03.98, с. 8.

8. Бахревский Е. и др. Плацдарм фундаментализма? «Содружество НГ», ј6, 1998, с. 4.

10. Крымские татары: проблемы репатриации. РАН, Ин-т востоковедения, М., 1997.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Крымские татары (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или крымцы (крымскотат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) - народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Досье

Самоназвание: (крымскотат.) qırımtatarlar, qırımlar

Численность и ареал: Всего 500 000 человек

Украина: 248 193 (перепись 2001)

  • Республика Крым: 243 433 (2001 г.)
  • Херсонская область: 2 072 (2001 г.)
  • Севастополь: 1 858 (2001 г.)

Узбекистан: от 10 046 (перепись 2000) и 90 000 (оценка, 2000 г.) до 150 000 чел.

Турция: от 100 000 до 150 000

Румыния: 24 137 (перепись 2002)

  • жудец Констанца: 23 230 (перепись 2002)

Россия: 2 449 (перепись 2010 г.)

  • Краснодарский край: 1 407 (2010 г.)
  • Москва: 129 (2010 г.)

Болгария: 1 803 (перепись 2001)

Казахстан: 1 532 (перепись 2009)

Язык: крымскотатарский

Религия: Ислам

Входит: в Тюркоязычные народы

Родственные народы: крымчаки, караимы, кумыки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, карачаевцы, балкарцы, татары, узбеки, турки

Расселение Крымских татар

Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс., оценки от 10 тыс. до 150 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения.

Этногенез Крымских татар

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII-XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские турки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде.

К середине XIII века Крым был завоёван монголами под предводительством хана Бату и включён в состав основанного ими государства - Золотой Орды.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур.

История Крымских татар

Крымское ханство

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы.

С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского, украинского и польского населения.

В составе Российской империи

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией.

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы.

Революция 1917 года

Крымские татарки на открытке 1905 года

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений.

В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип.

Крым под немецкой оккупацией

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года. Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших.

Возвращение в Крым

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»).

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года).

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

В Крыму, подчинявшемся Османской империи, состав населения был достаточно пестрым. Основную часть населения составляли крымские татары. Подданные хана принадлежали к разным народам и исповедовали различные религии. Они были разделены на национально-религиозные общины — миллеты, как это было принято в империи.

Всей полнотой прав пользовались только мусульмане, составлявшие крупнейшую общину полуострова. Лишь правоверные несли воинскую повинность, а за это пользовались налоговыми и другими льготами.

Кроме мусульманского, были еще три миллета: православный, или греческий, иудейский и армянский. Члены разных общин жили, как правило, в своих селениях и кварталах городов. Здесь находились их храмы и молельные дома.

Общины управлялись наиболее уважаемыми людьми, соединявшими духовную и судебную власть. Они защищали интересы своего народа, пользовались правом сбора средств для общинных нужд и другими привилегиями.

Численность крымских татар

История крымских татар довольна интересна. В районах Крыма, подчиненных непосредственно султану, росла численность турецкого населения. Особенно быстро увеличивалось оно в Кафе, которую называли Кучук-Стамбул, «маленький Стамбул». Однако основную часть мусульманской общины Крыма составляли татары. Теперь они жили не только в степях и предгорьях, но и в горных долинах, на Южном берегу.

Заимствовали навыки ведения оседлого хозяйства и формы общественной жизни у тех, кто обитал здесь на протяжении веков. А местное население, в свою очередь, перенимало у татар не только тюркский язык, но порой и мусульманскую веру. Ислам принимали и пленники из московских и украинских земель: так можно было избежать рабства, «обасурманиться», как говорили русские, или «стать потурнаком», по выражению украинцев.

Тысячи пленниц вливались в татарские семьи в качестве жен и прислуги. Их дети воспитывались в татарской среде как правоверные мусульмане. Подобное было распространено и среди простых татар, и среди знати, вплоть до ханского дворца.

Так на основе ислама и тюркского языка из различных национальных групп складывался новый народ - крымские татары. Он был неоднороден и распадался по месту обитания на несколько групп, отличавшихся внешним видом, особенностями языка, одеждой и занятиями, и другими чертами.

Расселение и занятия крымских татар

Крымские татары Южного берега Крыма находились под значительным турецким влиянием (вдоль Южного берега лежали земли санджака турецкого султана). Это отразилось на их обычаях и языке. Они были высокого роста, с европейскими чертами лица. Их жилища с плоской крышей, расположенные на горных склонах у морского берега, возводились из неотесанного камня.

Славились южнобережные крымские татары как садоводы. Занимались рыбной ловлей и животноводством. Подлинной страстью было разведение винограда. Число сортов его достигало, по подсчетам иностранных путешественников, нескольких десятков, причем многие были неведомы за пределами Крыма.

Другая группа татарского населения сложилась в Горном Крыму. Наряду с тюрками и греками в формирование ее весомый вклад внесли готы, благодаря чему среди горных татар часто встречались люди с рыжими и русыми волосами.

Местный язык сложился на основе кипчакского с примесью турецких и греческих элементов. Основными занятиями горцев были животноводство, табаководство, садоводство, огородничество. Выращивали, как и на Южном берегу, чеснок, лук, а со временем и помидоры, перец, баклажаны, зелень. Фрукты и овощи татары умели заготавливать впрок: варили варенье, сушили, солили их.

Горные крымские татары, как и южнобережные, также строили с плоскими крышами. Довольно распространенными были дома в два этажа. В этом случае первый этаж делался из камня, а второй с двухскатной кровлей, из дерева.

Второй этаж был больше первого, что давало экономию земли. Выступающая часть теремэ (второго этажа) поддерживалась деревянными гнутыми подпорками, которые нижними концами упирались в стену первого этажа.

Наконец, третья группа сложилась в степном Крыму, в основном из кипчаков, ногаев, татаро-монголов. Язык этой группы был кипчакский, включающий и отдельные монгольские слова. Степные крымские татары дольше всех сохраняли приверженность к кочевому образу жизни.

Для того чтобы привести их к оседлости, хан Сахиб-Гирей (1532–1551 г.г.) приказал рубить колеса и ломать повозки у тех, кто хотел выехать из Крыма на кочевье. Степные татары возводили жилье из необожженного кирпича и камня-ракушечника. Крыши домов делались двух- или односкатными. Как и многие сотни лет назад, разведение овец и лошадей оставалось одним из основных занятий. Со временем стали сеять пшеницу, ячмень, овес, просо. Высокая урожайность позволяла обеспечить зерном население Крыма.

16:14 24.04.2014

Большинство крымских татар проживает на своей исторической родине - в Крыму - 243,4 тыс. человек (по переписи 2001 года). При этом 22,4 тыс. татар проживало в Румынии в 2002 г., 10 тыс. - в Узбекистане в 2000 г. (согласно же оценочной численности самих крымских татар, их диаспора в Узбекистане к началу 1999 г. должна была насчитывать 85-90 тыс. человек), 4,1 тыс. - в России (в 2002 г.) и 1,8 тыс. - в Болгарии в 2001 г.

Справка

Крымские татары, кърымтатарлар, qırımtatarlar (самоназвание) - народ, говорящий на крымскотатарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В крымскотатарском языке выделяют северный (степной), средний (горный) и южный (прибрежный) диалекты. Современный литературный язык сформировался на основе среднего диалекта.

Татары делятся на 3 основные субэтнические группы: степных татар (ногаи - çöllüler, noğaylar), южнобережных татар (ялыбойских - yalıboylular) и (горно)-предгорных татар, называющими себя татами (tatlar). Традиционные занятие у степных татар - кочевое скотоводство, у остальных групп - земледелие, садоводство и виноградарство, а также рыболовство у прибрежных жителей. Татары - мусульмане-сунниты. По антропологическому типу татары - европеоиды с некоторой долей монголоидности у ногаев.

Большинство крымских татар проживает на своей исторической родине - в Крыму - 243,4 тыс. живут в Крыму (по переписи 2001 г.). При этом 22,4 тыс. татар проживало в Румынии в 2002 г., 10 тыс. - в Узбекистане в 2000 г. (согласно же оценочной численности самих крымских татар, их диаспора в Узбекистане к началу 1999 г. должна была насчитывать 85-90 тыс. человек), 4,1 тыс. - в России (в 2002 г.) и 1,8 тыс. - в Болгарии в 2001 г.

В Турции все население считается турками, поэтому официально с 1970 года численность и национальная принадлежность при переписи не указывается. По различным оценкам, численность крымских татар («крымских турок») и их потомков варьируется от 50-150 тыс. до 4-6 млн человек. Более реалистичными выглядят цифры в промежутке от 150 тыс. до 1 млн.

История

В 1223 году было установлено монголо-татарское наместничество в Судаке, что послужило началом заселения Крыма татарами. Крым входил в состав Золотой, а затем Большой Орды.

XIII-XVII столетия - этногенез крымско-татарского населения. 2/3 городского населения Крыма составляли греки и итальянцы из Генуи и Венеции. Часть татар стала переходить к оседлости с конца XIII в. и активно смешиваться с оседлым населением, даже принимая христианство. Во 2-й половине XIII-XIV веков распространяется ислам, ставший своего рода цементом, скрепившим народ. Образовались 3 субэтнические группы крымских татар: ногаи, таты и прибрежные. Ногаи - прямые потомки кипчаков-половцев и ногайцев - населяли степи Крым; их диалект относится к ногайско-кипчакским языкам. Наибольшей по численности группой татарского населения Крыма были таты. Таты жили в горах и предгорьях к северу от южнобережцев и к югу от ногаев. В этногенезе татов значительную роль играли кипчаки, от которых они унаследовали свой диалект (половецко-кипчакская подгруппа кипчакской группы тюркских языков) и готы, элементы материальной культуры которых находят у татов, а также греки. Прибрежные татары жили на южном берегу Крыма от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, черкесы, а на Востоке - итальянцы-генуэзцы. Огузский диалект южнобережцев близок к турецкому, хотя в лексике есть целый пласт греческих и итальянских заимствований.

1441-1783 - в период существования Крымского ханства, политика которого балансировалась между сильными соседями: Московским государством, Литвой и Турцией, хозяйственный уклад кочевого хозяйства предполагает постоянные набега за добычей, что и было постоянным явлением на приграничных территориях. Если война велась на государственном уровне, то набег становился нашествием. В 1571 году 40-тысячное войско хана Девлет-Гирея (1551-1577 годы), осадив Москву, подпалило посад и сожгло весь город. Главной добычей воинов был живой товар, который продавали на невольничьих рынках (крупнейшим из которых был в в Кафе - совр. Феодосия) в Турцию и в другие страны Ближнего Востока. По мнению историка Алана Фишера, с середины XV по конец XVIII веков 3 млн человек из христианского населения Польши и России были захвачены и проданы в рабство крымцами.

1475-1774 годы - время турецкого влияния на культуру крымских татар в период вассальной зависимости ханства от Османской империи, в состав которой был включен юго-восточный берег Крыма. Активное вмешательство турок во внутреннюю жизнь ханства заметно лишь в конце XVI в. На этот период приходится расцвет мусульманской крымской культуры, особенно архитектуры.

1783-1793 годы. В 1783 году Крымское ханство было присоединено к России. После этого началась массовая иммиграции татар на Северный Кавказ и Добружу, хотя татарская знать получила права равные с русским дворянством. К 80-м годам XVIII века в Крыму насчитывалось около 500 тыс. жителей, из них 92% - татары, большая часть которых проживала в горно-лесной зоне. До 1793 Крым покинуло свыше 300 тыс. татар, преимущественно горных. После заключения Ясского мира с Турцией по результатам 2-й Русско-турецкой войны (1792 год), часть населения, потеряв надежду на изменение своего положения, покинула Крым (около 100 тыс. человек). По переписи 1793 года, в Крыму оставалось 127,8 тыс. человека, из которых 87% были татарами. Царское правительство стало широко раздавать крымские земли русским дворянам во владение.

1784-1917 годы - служба крымских татар в рядах русской армии, преимущественно в кавалерийских отдельных частях. 1 марта 1784 последовал высочайший указ «О составлении войска из новых подданных, в Таврической области обитающих» было образовано 6 «Таврических национальных дивизионов конного войска», которые были распущенны в 1792 и в 1796 годах. Для войны с Наполеоном (1804-1814/ 1815 годы) в 1807 году и затем в 1808 году в качестве ополчения были созданы 4 крымско-татарских конных полка. В Отечественной войне 1812 года активное участие приняли 3 полка, дойдя до Парижа в 1814 году, после чего полки были распущены по домам. В 1827 году из крымских татар, имевших боевые отличия, был сформирован Крымскотатарский эскадрон, который был причислен к лейб-гвардии Казачьему полку. Эскадрон принял участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов и частично в Крымской войне в 1854-1855 годах. 26 мая 1863 года эскадрон был переформирован в Команду лейб-гвардии крымских татар в составе Собственного Его Величества конвоя. Кавалеристы эскадрона отличились в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. 16 мая 1890 года команда была расформирована. Кроме того, 12 июня 1874 года из крымских татар был сформирован Крымский эскадрон, переформированный 22 июля 1875 года в дивизион, а 21 февраля 1906 года - в Крымский конный полк. 10 октября 1909 года полк получил почетное наименование «Крымский конный Её Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк». 5 ноября 1909 года Николай II зачислил себя в списки полка. С 1874 года на татар была распространена всеобщая воинская повинность.

1860-1863 годы - период массовой миграции татар после Крымской войны (1853-1856 годы). Большинство уезжает в Румынию, а также в Болгарию и Турцию (уехало 181,1 тыс. человек, к 1870 г. - 200 тыс.). Именно потомки этих иммигрантов составляют сегодня большинство крымскотатарского населения в данных странах. Эмиграция коснулась 784 селения, из которых 330 совершенно опустели; причем уезжали в основном скотоводы, разоренные войной. Основной причиной иммиграции являлось обвинение татар в сотрудничестве с войсками антирусской коалиции в ходе Крымской войны.

После русско-турецкой войны 1877-1878 годов масса татар перебралась из Добруджи в Анатолию, этому же движению способствовало введение всеобщей воинской повинности в Румынии в 1883 году, а также новые законы о переделе земельной собственности 1880-х гг.

1891-1920 годы - третья волна эмиграции крымских татар из России, достигшая пика в 1893 году, когда уехало 18 тыс. человек. В 1902-1903 годах ежедневно уезжало до 600-800 человек. Эта волна эмиграции была вызвана как экономическими, так и идеологическими, антиисламскими, причинами.

Конец XIX века - 1920 годы - период усиления национальных и националистических настроений среди крымскотатарской интеллигенции. Деятельность татарского просветителя Исмаила Гаспринского (İsmail Gaspıralı, 1851-1914) по открытию светских школ и печати. 25 марта 1917 года в Симферополе был проведен крымскотатарский съезд-курултай, на который прибыло 2 тыс. делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), признанный Временным правительством России, единственным полномочным административным органом крымских татар. С этого курултая началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар.

26 октября 1917 года состоялся учредительный курултай в Бахчисарае, который приняли первую в истории Крыма конституцию, объявившую новое независимое государство - Крымскую Народную Республику. На курултае был принят и государственный флаг Крыма - голубое полотнище с золотой тамгой в верхнем углу. Татарское правительство просуществовало до января 1918 года и было уничтожено матросами-революционерами. В феврале 1918 года губернский съезд Советов в Симферополе избрал Центральный исполнительный комитет, который 10 марта 1918 года объявил Крым Советской социалистической республикой Тавридой, просуществовавшей 1 месяц и павший под ударами немцев, захвативших Крым к 1 мая 1918 года. В 1920 году татары активно участвуют в движении «зеленых» (около 10 тыс. человек) против «белых» отрядов в Крыму. В частности, против врангелевских войск сражался 5-й татарский полк Крымской повстанческой армии под командованием Османа Деренайырлы.

1921-1945 годы - период существования Крымской АССР (Qrьm Avonomjalь Sotsialist Sovet Respublikasь кр.-тат.) в составе РСФСР, официальными языками которой являлись русский и крымскотатарский. В 1921-1931 годах в ходе борьбы с религией были закрыты и перепрофилированы все культовые сооружения: 106 мечетей, а также текие, медресе. При этом в рамках политики «коренизации» наблюдается расцвет светской национальной культуры: открываются национальные школы, театры, выпускаются газеты на крымскотатарском языке. В 1930 году были созданы национальные сельсоветы и национальные районы, 5 из 7 которых были татарскими. В середине 1930-х годов национальное строительство было свернуто, начала проводиться политика русификации.

1944 год - выселение крымских татар из Крыма - Sürgün (кр.-тат.) - «изгнание». В апреле-мае 1944 года, после освобождения Крыма от оккупационных войск, было арестовано около 6 тыс. крымских татар-коллаборационистов, которые не успели эвакуироваться с немцами. 11 мая 1944 года Государственный комитет обороны СССР выпустил постановление № 5859 «О крымских татарах», в котором обвинил всех крымских татар в дезертирстве из Красной Армии и в сотрудничестве с оккупантами и постановил выслать их в Узбекскую СССР. За 18-20 мая 1944 года силами 32 тыс. сотрудников НКВД из Крыма было выселено 193,8 тыс. крымских татар (более 47 тыс. семей, 80% - женщины и дети). В Узбекистане было расселено 33,7 семей (151,3 тыс. человек). Татары работали в сельском хозяйстве, на нефтепромыслах, в рыбной промышленности, на стройках, в угольных шахтах, на рудниках. Из-за тяжелых условий работы смертность в первые 3 года достигала 19%. После выселения, указами 1945 и 1948 годов, в Крыму на русский лад были переименованы старые названия татарских сёл, а дома крымских татар заселены новыми поселенцами из России и Украины.

1944-1967 годы - крымские татары в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане проживают на положении спецпоселенцев (до апреля 1956 года), а затем без данного статуса, но без разрешения вернуться на Родину и получить назад реквизированное имущество.

С 1956 года - начало «петиционной кампании» крымских татар, которые стали рассылать в органы советской власти многочисленные заявления с требованиями позволить вернуться им на родину и восстановить автономию.

1967-1974 годы - указом Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму» с татар были сняты обвинения сталинских времен и восстановлены конституционные права. Возвращение татар в Крым, но из-за паспортного режима прописки лишь немногие смогли вернуться.

9 января 1974 года - издание Указа Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан».

1987-1989 годы - активное общественное движение крымских татар за возвращение на Родину - функционирование общественных организаций - «Национального движения крымских татар» и становящейся все более влиятельной «Организации крымско-татарского национального движения». В июле 1987 года в Москве на Красной площади проводится демонстрация крымских татар, требующих позволить им вернуться в Крым.

В 1989 году депортация татар была осуждена Верховным Советом СССР и признана незаконной. В мае 1990 года принята концепция госпрограммы возвращения крымских татар в Крым. Началось массовое возвращение крымских татар: к концу 1996 г. в Крым вернулось около 250 тыс. крымских татар и, о некоторым данным, около 150 тыс. остается в местах высылки, в основном в окрестностях Ташкента, Самарканда и Шахрисабза. Из-за безработицы и невозможности вернуть свою землю у татар возникает множество проблем. До 1944 года субэтнические группы крымских татар практически не смешивались между собой, но депортация разрушила традиционные ареалы расселения, и за прошедшие 60 лет набрал силу процесс слияния этих групп в единую общность. По приблизительным оценкам, среди крымских татар, живущих в Крыму, около 30% составляют южнобережцы, около 20% - ногаи и около 50% - таты.

В 1991 году был созван 2-й Курултай - национальный парламент, создавший систему национального самоуправления крымских татар внутри Автономной республики Крым (с 1995 года) в составе Украины. Каждые 5 лет происходят выборы Курултая, в которых участвует всё взрослое татарское население в возрасте 18 лет. Курултай формирует исполнительный орган - Меджлис крымскотатарского народа.

2014 год. Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, крымскотатарский язык стал государственным языком Республики Крым (вместе с русским и украинским).

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII-XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков

К концу XV века были созданы основные предпосылки, приведшие к формированию самостоятельного крымскотатарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрёл статус государственной религии на всей территории полуострова. В результате преобладания получившего имя «татары» половецкоязычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа. В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием.

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Татары выходящие из мечети в Бахчисарае.

Татарское кладбище в Бахчисарае.

Как но наружному виду, так и по наречию, а также и по некоторым нравам и обычаям крымское население, называемое нами теперь огульно крымскими татарами, разделилось на три группы: южнобережное, горное и степное.

Крымцы южного берега высоки, стройны, черноволосы и черноглазы, со смуглым, но в то же время вполне европейским цветом лица; черты лица их очень правильны и красивы, и среди южнобережных татар, как мужчин так и женщин, есть много известных красавцев и красавиц. В них видна благородная кровь и древних греков, и средневековых итальянцев, да и в языке их слышится и более мягкое произношение и обилие испорченных итальянских и греческих слов.

Совсем не таковы крымцы степной полосы. Они низкого или среднего роста, коротконоги и немного кривоноги, с длинными руками, большой широкой головой, выдающимися скулами, узкими глазами с немного косым разрезом. Они сами зовут себя ногаями и происходят от ногайских орд.

Горные татары, живушие около Бахчисарая, по Байдарской долине, около Симферополя, и по внешнему виду и по диалекту представляют середину между степными и южнобережными. В них еще больше смеси, чем в южнобережных.

Костюмы татар очень живописные, но развившиеся под влиянием турецкой культуры, в последнее время, когда Крым стал наводняться массою туристов, проникающих в самые затаенные углы полуострова, стал значительно изменяться. Поэтому многие национальные части местного костюма заменяются общеевропейскими частями туалета.

Прежний, типичный костюм крымца состоит из белой рубашки с прямым воротом, темных шаровар, подпоясанных широким, цветным поясом, сафьянных башмаков или туфель: сверх рубашки надевалась узкая, расшитая шнурками черпая куртка; на голове носилась низкая черная мерлушковая шапка с небольшим вытороченным золотыми галунами кружочком посередине ее вершины.

Горные татары и татары южного берега.

Степные татары.

Характер общественной жизни татар выражается и в наружном виде их деревень. Все татарские селения расположены в лощинах; в этом сказывается, может быть, привычка прежнего степняка-татарина прятаться от взоров казака. Дома здесь не скученные, как в русских селах, а разбросаны в беспорядке и отделены друг от друга если не садом, то огородом, или просто пустырем. Вокруг деревни, большею частью, примыкая к самым усадьбам, лежат поля и сенокосы. Поля эти, в свою очередь, обнесены, почти у каждого хозяина, плетнем, а иногда каменною оградою или канавою.

Только в горах, по тесноте места, дома в татарских деревнях стоят не в далеком расстоянии друг от друга, хотя также разбросаны в беспорядке. В этих селениях низкие татарские сакли, обыкновенно, плотно примыкают одною стеною к горе, так что, сходя с последней, можно легко взойти на дом, совсем того не замечая.

Жилище татарское, сакля, не везде строится одинаково: на южном берегу Крыма татары делают себе дома из грубых полевых камней, смазывают их и оштукатуривают глиною. А на северном склоне гор, и особенно в степях, татарские дома строятся из крупных самодельных кирпичей, приготовляемых из смеси глины с соломою.

В сакле татарской постоянно соблюдается чистота и порядок; войлок, постланный на полу, часто выколачивается и выветривается. Вообще, где участвуют руки и глаз татарки, там все делается исправно и обстоятельно. Это относится одинаково как к бедным, так и богатым татарским семействам.

Татарский дом, плуг и телега.

Крымскими татарами употребляются в пищу следующие кушанья: хлеб, обыкновенно, перекисший, чересчур крутой и дурно выпеченный; пилав из пшена и баранины; катык, т.е. скисшееся, свернувшееся и потом прокипяченное, а иногда еще и просоленное молоко, по большей части - овечье, что-то вроде нашего кислого молока или творогу, но на вкус русских совершенно негодное, у крымских же татар весьма любимое.

Изредка, в каких-нибудь особенных случаях, татары приготовляют: шашлык - жареную на вертеле мелкими кусками баранину; чирчир-бурек или чубурек, т.е. жареные на бараньем сале пирожки с начинкой из рубленой говядины; голубцы в виноградных листьях, облитые, вместо сметаны, катыком. Самым же роскошным блюдом считаются щи, сваренные из разных овощей и фруктов и из различного мяса; чем разнокалибернее состав этого удивительного блюда, тем выше оно ценится. Всякое кушанье у татар, обыкновенно, переварено и пережарено донельзя, и все обильно приправляется бурдючным жиром (сало из хвоста крымского барана), стручковым перцем, луком и чесноком, который татары поглощают в огромном количестве.

Сбор винограда в Крыму.

Крымские татарки

Семья крымских татар в дороге.

Крымские татары и мулла.

Мурза и его сопровождающий.