Поймай звук с. Конспект НОД для старших дошкольников по автоматизации звука. Упражнение «Какое слово не подходит?»

Шестерина Ольга Валерьевна

Тема: Звук А.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с гласным звуком А .

2. Учить детей внимательно слушать инструкции учителя.

3. Развивать фонематический слух детей и учить детей выделять заданный звук вначале слова.

Оборудование: бубен, шаблон А4 с изображением буквы А , маленькие шаблоны с буквой А , предметные картинки, схема, квадрат для обозначения звука.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Все встаньте и внимательно послушайте, что я скажу (инструкция дается в полголоса): Диана, сядь, Настя, сядь, Ксюша, сядь, все девочки сядьте. Никита, сядь, Саша, сядь, Захар, сядь, все мальчики садятся.

2. Знакомство с темой занятия:

2.1. Повторение понятия «ЗВУК». Закройте глаза и послушайте (постучать в бубен). Что вы услышали? Поднимите руку, кто хочет ответить. Вспомните, с чем мы знакомились на прошлом занятии (со звуком). А что вы сейчас услышали? Когда мы с вами разговариваем, то мы тоже произносим звуки. Звук – это все что мы слышим и произносим.

2.2. Знакомство со звуком А. Послушайте (произнесение звука А ). Сейчас я произнесла звук А . Можно ли его пропеть? Давайте, попробуем (взять клубок ниток и, вытягивая ниточку – тянуть звук А ). Значит звук А можно петь и тянуть. Когда мы произносим этот звук воздух не встречает преграды. Такой звук мы называем гласным и обозначаем его красным квадратиком (показать на доске). (Опрос детей: Звук А какой? Почему? Что с ним можно делать?)

3. Уточнение артикуляции при произнесение звука А. Что делают наши губы и зубы? (широко открыты) А что делает язык? (спокойно лежит)

4. Игра «Веселые ладошки». Я буду называть звуки, а вы когда услышите звук А , хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

А, У, И, Э, А, А, Ы, О, У, А.

5. Физминутка. Сейчас встанут тихо-тихо девочки и встанут в круг, а теперь тихо-тихо встанут мальчики и подойдут к девочкам.

«Буратино»

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно, на носочки встать.

Теперь спокойно садимся на места.

6. Работа с картинками. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столах (у каждого ребенка по картинке). У меня тоже есть картинка «арбуз». В этом слове есть звук А ? Где он стоит? (в начале слова). (На доске, на схеме обозначить место звука).

Сейчас вы по очереди будете выходить, и говорить где стоит звук.

7. Знакомство с буквой А. Все, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ , а квадратом какого цвета мы обозначаем звук А ? А какой это звук?

Ребята у вас есть дома фотографии? У звука А тоже есть фотография. (Показать букву А ) Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Правильно, это буква А . Мы ее видим и пишем. А все, что мы видим и пишем – это БУКВЫ .

У вас на столах есть по второму листочку, переверните их. Закрасьте букву А красным карандашом.

8. Итог. С чем мы сегодня познакомились? Звук А какой? Почему? Что такое ЗВУК, БУКВА?

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук,а”: ау, оа, ио,..)

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий - схем) живут слова со звуком,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать - надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по - одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

5. Физминутка.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы - отгадки со звуком,а”)

Например:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком,а”)

Машина везёт арбузы.

Мальчик чистит апельсин.

Заяц ест капусту.

Папа и мама собирают урожай.

Логопед :

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы слышим?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

Нина Смыкова

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Образовательная: Уточнить и закрепить чёткое произношение звука «А». Учить чётко артикулировать звук «А», произносить его долго, плавно, на одном выдохе и с разной силой голоса. Закреплять умение выделять голосом звук «А» в словах, учить выделять его из ряда других звуков, из начала слова. Закрепить обозначение звука и слова символами.

Закреплять правило: Звуки мы слышим и произносим.

Развивающая: Развивать фонематический слух, умение координировать речь с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: Воспитывать у детей речевое и слуховое внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки: арбуз, апельсин, ананас, антенна, акула, автобус, Аня, Алёша, Андрей, индивидуальные зеркала, символы (кружочки, рыбки) на каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:

Логопед читает загадку:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его - (арбуз)

Какой первый звук слышится в слове А-АРБУЗ? (Звук «А»)

Характеристика звука «А», управление силой голоса :

Ребята, когда мы произносим звук «А», то:

Губки в спокойном состоянии;

Ротик открыт широко;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает» (рука ребёнка лежит на горлышке)

Звук «А» гласный, его можно петь, потому что ни губы, ни зубы не мешают свободно проходить воздуху.

Мы будем обозначать звук «А» большим красным кружочком и «жить» он будет в красном замке вместе со звуком «У».

Фонетические упражнения (перед зеркалами):

Показать, как девочка укачивает куклу: ааааааа (на плавном длительном выдохе)

Пропой звук «А» тихо а – а – а…

Пропой звук «А» громко А – А – А…

Произнеси столько раз звук «А», сколько взрослый хлопнет в ладоши.

Выделение звука «А» из ряда других звуков.

Дидактическое упражнение «Поймай звук «А».

Какой звук вы ловили? (Звук «А»)

Посмотрите в ладошки, вы видите там звук «А»? (Нет)

Его там нет, потому что звук поймать нельзя.

Звук можно слышать и произносить.

Физкультминутка:

Упражнение для развития координации речи с движениями (стих. И. Токмаковой):

Аист, аист длинноногий,

покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Выделение звука «А» в начале слова.

На доске картинки: арбуз, абрикос, антенна, акула, Алёша, Андрей, Аня, автобус, апельсин. Логопед называет то, что на них изображено, голосом выделяя звук «А».

Затем по очереди называет слова и просит детей определить и обозначить место звука «А», используя красный кружок и карточку.

Упражнение для пальчиков:

Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобрят,

А для волка – кожура.

(На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачки. Левой рукой поочерёдно загибают пальчики правой руки.)

Итог занятия:

С каким звуком мы познакомились?

Какой это звук?

Почему он называется гласный?

Назовите слова со звуком «А»(называют по памяти).

Лексическая тема: «Одежда»

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С - С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости - мягкости. Обогащение словаря по теме «Одежда».
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков самостоятельности и инициативности.

Оборудование: мяч, индивидуальные зеркала, картинки одежды, конверты с рисунками одежд для каждого ученика.

Ход урока

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они будут смотреть, как вы работаете на уроке. И поэтому давайте будем стараться правильно отвечать на все мои вопросы и активно участвовать на уроке.
Логопед: А сейчас подарили друг другу улыбку, начинаем урок.
Логопед: Ребята, кто мне скажет, какая у нас сегодня погода на улице? (ответы детей) Дует холодный ветер. Давайте изобразим холодный ветер. Как дует у нас ветер. Молодцы! А вот пришли в школу, а в школе у нас тепло. Давайте теперь попробуем изобразить теплое дыхание. Молодцы, ребята!

2. Артикуляционная гимнастика. А сейчас давайте сделаем гимнастику и немножко поиграем с язычком. (слайд 2-5)

3. Введение в тему

Логопед: А теперь смотрим рисунки (слайд 6) Что там изображено? (ответы детей) На какой звук начинаются слова? (С и Сь) А как одним словом можем сказать? (одежда). Хорошо!
Логопед: Значит, на уроке мы сегодня будем говорить об одежде и вспомним букву С и звуки [С] и [С’].
Давайте теперь обсудим, какой же у нас эти звуки?

4. Характеристика звука (слайды 7-8)

[С] - согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.
[С’] - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

Игра «Поймай звук»

Логопед: А теперь, поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно будет поймать правильный звук. Когда услышите звук [С] должны будете хлопать, когда [С’]- потопать. Приготовились! Будьте внимательны!
П, С, С, К, ЛЬ, С, Р, СЬ.
ПО, СИ, РА, СО, МЫ, ЛИ, СИ.
Логопед: Молодцы! Все правильно смогли поймать звуки! А сейчас давайте посмотрим на экран.

5. Чтение слогов (слайды 9-13) А теперь смотрим на экран и читаем слоги. Читаем хором!

СА, СО, СУ, СЫ, СИ

Игра «Разведчики»

Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Разведчики». Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Сейчас каждый из вас будет читать по очереди, а все остальные слушают и запоминают. (слайд 14)

1-й ученик - СА-СО-СУ
2-й ученик - АС-ОС-УС
3-й ученик - СА-СУ-СИ
4-й ученик - ИС-АС-УС
5-й ученик - ОС - УС - ЫС
6-й ученик - СУ - СЁ - СО.

Логопед: Молодцы, вы - настоящие разведчики.

6. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
- Упражнение на развитие дыхания,
Как дул ветер? (Сильно)
Подуем сильно, как ветер.
А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок.

Логопед: Отдохнули?! Молодцы! Продолжаем занятие.

7. Знакомство с лексической темой.

Летом, в жаркие часы -
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!

Логопед: Ребята, где я запуталась? (ответы детей) Скажите, что мы одеваем зимой? А летом? (ответы детей) Молодцы!

Логопед: А теперь посмотрите на доску. (На доске картинки с изображением одежды). Что у нас там есть? (ответы детей: сарафан, юбка, брюки, платье, свитер, сорочка)
Логопед: А как мы их одним словом скажем? (ответы детей: одежда)
А теперь находим только те картинки, в которых есть звуки [С] или [С’]. (ответы детей: сарафан, свитер, сорочка).

8. Игра «Что пропало»

Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением одежды. Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, как дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает.
Логопед: Молодцы, ребята!



9. Игра «Дарим подарки»

Логопед: А теперь вернемся на экран. Сегодня к нам на урок пришли две девочки Софи и Сима (слайд 15).
Во что они одеты? Софи одета в синее платье. Почему ребята? Как вы думаете? Потому что в слове Софи у нас твердый звук [С]. А Сима одета в зеленое платье. Почему? Потому что в слове Сима мягкий звук [С’].
А сейчас давайте подарим им подарки (слайд 15). Если в слове есть звук [С], этот подарок подарим Софи. А если в слове есть звук [С’], то этот подарок мы подарим Симе.

10. Дидактическая игра «Прятки»

Логопед: Продолжаем играть. У вас на столе есть конверты. У каждого свой конверт.(В конвертах картинки со звуками [С] и [С’]. Например: самолет, оса). Сейчас по очереди открываем и говорим что там. Посмотрите на рисунки.

  • И определяем место звуков [С] или [С’]. - в начале, в середине, в конце. И по очереди отвечаем. (ответы детей)
  • После этого, каждый ребенок выбирает себе понравившийся рисунок и составляет с этим словом предложение. (ответы детей)

11. Знакомство с буквой П

Логопед: Ребята, вот мы с вами еще раз вспомнили про звуки [С] и [С’]. А как мы будем записывать эту букву? (слайд16)
На письме звуки [С] [С’]. записываются буквой «С». Теперь давайте попробуем нарисовать «С» в воздухе, на парте. А теперь приготовили ручки и напишем букву С.

12. Итог урока

Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что вам понравилось?
- А что было трудным?
Логопед: (слайд 17) Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.

13. Домашнее задание: Раскрасить рисунки со звуками [С] или [С’]. и запомнить слова.


Звуки: [у], [о], [д], [ш], [л], [ш], [з], [с], [ш], [p], [ш], [ж], [ш], [ш], [с], [ч], [ш], [ж], [с], [ш].

Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш]; развитие навыка звукового анализа; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, черные и белые квадраты (фишки).

Ход занятия:

Оpгмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлёны, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

Артикуляционная гимнастика.

4. «Подумай, не торопись». С помощью картинок подбери слово, которое начинается на последний звук слова:

мак, кот, тыква, альбом, мама, аист, тополь, липа, антенна, автомат, танк, кубики, индюк, капли.

Игра «Чёрный - белый» - развитие фонематического слуха.

Цель: нахождение звука [ш] в словах, воспринимаемых на слух. Поднимите чёрную фишку, если услышите в слове [ш], белую - если данного звука в слове нет.

мак, шапка, дом, уши, шуба, танк, лук, мыши, шкаф.

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: постановка звука [ш]; автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха.

Оборудование: зеркало, мяч.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Постановка звука [ш]. Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом.

Постановка звука [ш] смешанным способом.

3. Артикуляционная гимнастика. (см. Приложение 1, с. 160-163).

4. Закрепление звука [ш] в слогах.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, И, О, У).

Инструкция логопеда:

Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог ША (ШИ, ШО, ШУ).

Самостоятельное воспроизведение слогов.

5. Автоматизация [ш] в слогах.

а) Повтори за мной:

ша - ша - ша ша - ши - ши ши - ша - ша

ши - ши - ши ши - ша - ша ши - ши - ши

ша - ша - ши ша - ши - ша ши - ши - ша

ши - ша - ши ши - ши - ша ша - ша - ши



б) «Закончи слово» - игра с мячом.

Слогом -ша: Слогом -ши:

Да ша камы ши

(Луша, груша, Алёша, Катюша, галоши, шалаши, ниши)

Что лишнее?»

Дети поднимают руку, услышав лишний слог.

Па - па - па - ба пу - пу - бу - пу

по - по - по - бо пы - пы - бы - пы.

Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах; развитие фонематического слуха; развитие навыка звукового анализа.

Оборудование : зеркало, фишки.

Ход занятия:

Оргмомент.

Постановка цели занятия.

2. Показ правильной артикуляции звука [ш] детьми.

При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.

Артикуляционная гимнастика.

4. Закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах.

Игра «Здравствуй, пальчик!».

5. Автоматизация звука [ш] в слогах:

а) Игра «Повтори за мной»:

шо - шо - шо шу - шу - шо ша - ши - шо - шу

ше - ше - ше шу - шо - шу ша - шо - ши - шу

шо - шо - шу шо - шу - шу ша - шу - ши - шо

шу - шо - шо ше - ше - ше ша - шу - шо - ши

шу - шо - шо ше - шо - ше ша - ши - шу- шо

б) «Угадай слово».

Логопед начинает, а ребёнок добавляет часть слова:

ме - ... (шок) ла-шу Мы увидели: Пашу

пу -... (шок) ма-шу Машу

гор -...(шок) пи-шу Мишу

лету -... (шок) ту - шу Дашу

реме -... (шок) про - шу Катюшу

поро -... (шок) ды-шу Алёшу

гребе - .... (шок) ко - шу Наташу

Физкультминутка.

Руки вперёд, вверх, в стороны с одновременным проговариванием слогов: ша - шо - шу - ше.