Конспект беседы про день космонавтики с дошкольниками. Конспект занятия ко дню космонавтики в старшей группе. Человек в космосе

Натали

Беседа для детей старшего возраста.

Цель : формирование представления о космосе , желание участвовать в беседе , расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни ; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворениях, загадках выразительные средства.

Целевые ориентиры дошкольного образования :

Иметь представления о полётах человека в космос ; знать фамилии первого космонавта Юрия Гагагрина и фамилию нашей землячки Валентины Терешковой – первой женщины космонавта , знать и узнавать летательные космические аппараты , стихи и загадки про космос .

Материалы и оборудование : портрет Ю. А. Гагарина, фотографии космических тел , кораблей, собак «Белки» и «Стрелки» , специальной одежды для космонавтов – скафандра , продуктов питания для космонавтов , интерактивная доска, мольберт.

В безоблачный ясный вечер, если ты посмотришь на небо над своей головой, то увидишь, что они кажутся маленькими точками, потому что находятся очень далеко от нас. Каждая звезда имеет своё название : Большая медведица, Полярная звезда….

Изучить загадочный мир звёзд и планет люди хотели всегда. 4 октября 1957 г. в космос был запущен наш первый искусственный спутник Земли. С тех пор спутники стали запускать в космос постоянно , приносят много пользы. С их помощью можно узнать прогноз погоды, определить местонахождение кораблей в океанах, обеспечит радио и телевизионную связь.

Отгадайте загадку :

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все : и стар, и млад, что она большущий шар. (Земля)

Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет.

Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Вокруг Солнца вращаются девять планет. Все эти звёзды и планеты образуют Солнечную систему, в центре которой и находится Солнце. Наша планета Земля – третья по счёту планета от Солнца. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем : смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.

Отгадайте загадку : кто в году четыре раза переодевается? (Земля. Осень, Зима, Весна, Лето -4 платья)

Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды.

Луна - спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса .

Отгадайте загадку :

Освещает ночью путь, звёздам не даёт заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам (Луна)

отгадайте загадку :

Сначала его в центрифуге крутили, А после в тяжёлый скафандр нарядили.

Отправился он полетать среди звёзд Я тоже хочу! Говорят, не дорос! (Космонавт ) -

А вы ребята хотели бы стать космонавтами ?

Кто такие космонавты ? - Как вы думаете, каким должен быть космонавт ? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).

А что можно увидеть на небе? (звезды) -- А сколько звезд на небе? (несчетное количество)

Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие? Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.

Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко) . И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство . На борту его были две собаки – Белка и Стрелка, они удачно вернулись на Землю.

Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие , был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток" за 108 минут. В этот день наша страна отмечает "День космонавтики ". Это праздник космонавтов и людей , кто участвует в создании космических ракет .

Есть одна планета - сад в этом космосе холодном только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо. Береги свою планету, Ведь другой похожей нету! Яков Аким.

Разминка "Ракета"

Раз, два - стоит ракета (руки вверх) Три, четыре - самолет (руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре - и на месте походили, Тик-так, тик-так - целый день вот так (руки на пояс, наклоны в сторону)


Разминка «Космонавты » .

Космонавты , начинайте, руки, ноги разминайте :

Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.

Над макушкой три хлопка, 1.2,3, а потом и два прыжка 1,2.

Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике : И техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту могут отправиться одновременно сразу несколько человек. Мы успели привыкнуть к профессии космонавта , как привыкли к профессиям машиниста, капитана, пилота. И сейчас, в эти минуты, где – то далеко – далеко в космическом пространстве , высоко – высоко над нашим головами космонавты несут свою важную и трудную вахту.

В космической ракете с названием "Восток» он первым на планете подняться к звездам смог. Поёт об этом песни весенняя капель : Навеки будут вместе Гагарин и апрель . В. Степанов.

Я предлагаю всем проверить, насколько развито ваше внимание. Отгадайте загадки :

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит (самолёт)

Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках? (ковёр – самолёт)

Летательный аппарат, на котором летала Баба – Яга? (Ступа)

Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд Калейдоскоп Астрономы в. (телескоп)

Человек сидит в ракете, смело в небо он летит, и на нас в своём скафандре он из космоса глядит (космонавт )

Специальный космический есть аппарат , сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, летит по орбите искусственный. (Спутник)

Желтая тарелка на небе висит, желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

В дверь, в окно, стучать не будет, а взойдет - и всех разбудит. (Солнце)

У бабушки над избушкой, висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

Сверкая огромным хвостом в темноте, несется среди ярких звезд в пустоте, она не звезда, не планета, загадка Вселенной -. (комета)

На корабле воздушном, космическом , послушном, мы, обгоняя ветер, несемся на… (Ракете)

Самый первый в космосе летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин)

Дидактическая игра "Семейка слов".

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда» .

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Как называется городок, где готовятся космонавты к путешествию в космос ? (звёздный городок)

Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе , космонавтах , о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов .

Итог беседы .

Вопросы :

1. Как называется наша планета? 2. Для чего нужно солнце? 3. Когда мы можем хорошо рассмотреть луну? 4. Как звали человека, который первым полетел в космос ? 5. Как называется специальный костюм для космонавта ?

6. Назовите запомнившиеся планеты? 7. Кто запомнил названия небесных тел?

8. Какие клички были у первых живых путешественников в космос ? 9. Кто назовёт созвездия звёздного неба и покажет?

Задания для тех, кто не устал :


1. Раскрасить "космические раскраски ". 2. Построить ракету из крупного конструктора . 3. Начертить траекторию полёта космической ракеты .


Тематическая беседа ко Дню космонавтики «Путешествие к Голубой Звезде»

Цель : расширять и углублять знания детей о космосе.

Задачи:

Познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;

Расширить кругозор детей и развить их воображение;

Воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах, просмотр мультфильмов о космосе.

Ход занятия

  1. Огрг.момент.

Наша родная планета Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, рыбы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи?

Сейчас помечтаем и мы… (Звучит музыка).

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе тёмное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы - команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял своё место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох.(3 раза) Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох,3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем своё тело, оно лёгкое, невесомое. Вдох-выдох, 2раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда.

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2р),так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно мы сели!

Выйдем из корабля… Перед нами океан где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, оранжевые, розовые, с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется нам совсем голубой.

Откройте глаза. Посмотрите на экран. Кто это нас встречает? (слайд2)

Да это же инопланетянин Ваня из известного нам мультфильма. Он очень рад встрече, хочет с вами познакомиться и рассказать вам о космосе.

Сейчас каждый назовет своё имя. И расскажет Ване о себе что-нибудь хорошее.

2.1 Люди давно мечтали полететь к звездам, побывать в космосе, но это очень далеко, опасно, страшно, и в то же время очень интересно. Сначала сочиняли об этом сказки.

Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).

Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство.

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения - это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский (слайд3). Он так говорил по этому поводу: «Земля - наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость.
Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.
Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15–20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.
Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский – гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам

Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. (слайды 4-5)

Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. (слайд6)

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик – диаметром 58 см, весом – 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Дорогу в космос для человека проложили собаки. (слайды 7-8)

Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых “космонавтов” набирали в подворотнях. Всего отловили 32 собачек.

Первая собака, отправленная в космос была Лайка. 3 ноября 1957 года на Лайку надели специальный скафандр, для неё построили специальную ракету, где был запас пищи, воды и воздуха. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары.

19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.

Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет? (слайд9)

Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.

Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на самолетах? И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники... Началась подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывая организм на прочность... Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось. (видеоролик о Гагарине)

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало - начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. (слайд 10-11)

Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты - Марс и Венеру. Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.

Ах, этот день - двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской. Землей-планетой был усыновлен. Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней...

  1. А сейчас пришелец Ванюша предлагает посмотреть фильм о космосе и звездном небе

Вопросы после просмотра:

Что такое созвезие? (рисунок из звёзд)

Как называется наука, которая занимается изучением небесных тел? (астрономия)

Кто такие космонавты? Как они попадают на космические станции?

Как называется их одежда?

(Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.

Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.

Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за живыми организмами.)

3.Зачем люди летают в космос? (слайд 12)

Нашу жизнь уже невозможно представить без спутникового телевидения, спутникового Интернета, мобильную связь тоже обеспечивают искусственные спутники, обслуживают они и метеорологию, и геодезию, и военную разведку. Космические зонды и роботы, отправленные к другим планетам, принесли немало новых данных об их строении, условиях на их поверхности и прочих характеристиках – это позволило пролить свет на возникновение и историю Солнечной системы, в какой-то степени спрогнозировать её будущее (в том числе и будущее Земли). Телескопам, установленным на орбите, земная атмосфера не мешает смотреть в глубины космоса – в отличие от их «собратьев», расположенных в обсерваториях на Земле…

  1. Подведение итогов занятия

Ребята, наше занятие заканчивается. Попрощаемся с Ванюшей.

Сели поудобнее, закрыли глазки, занимаем места на нашем межпланетном космическом корабле Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох.(3 раза) Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох,3 раза. Хорошо! Мы почти не чувствуем своё тело, оно лёгкое, невесомое. Вдох-выдох, 2раза.

Мы летим в космосе.

И вот она уже близко наш дом Земля. Давайте сделаем посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2р),так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно мы сели! Открываем глазки.

Понравилось наше путешествие?

Что нового узнали?

Динамическая пауза «Космонавты»

Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.

Чтоб космонавтом, дети, стать.

Нужно с самых малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель,

Выполнять физкультзарядку.

Встанем прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Чтобы внести разнообразие в беседу, проводится дидактическая игра «Подбери рифму».

* * *

Среди поля голубого -

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это... (солнце).

* * *

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

Спать ложитесь, поздно! -

Потому что мать - луна,

А дочурки... (звезды).

* * *

Буква А, буква А -

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света,

«А» похожа на... (ракету).

Воспитатель .

Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».

Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы: Как вы считаете, ребята, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли вы сами стать космонавтами?

Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), во время которой дети рассматривают фотографии Ю. Гагарина в альбомах, посвященных освоению космического пространства.

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

Пламень был и гром,

Замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал: «Поехали!»,

Он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Пронесся над Землей.

Видео. "Знаете каким он парнем был"

Цели:

систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос;

способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей;

развивать память, внимание, стремление узнать новое.

Методы, применяемые на занятии:

видеометод (на протяжении всего мероприятия);

словесный;

практический;

проблемно-поисковый (сбор материала);

самоконтроль и взаимоконтроль (закрепление изученного).

Формы работы:

фронтальная;

Индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер;

Экран;

Проектор;

Доклады учащихся.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа по теме

1-й ученик.

Опять звезда зажглась вдали.
Летит наш новый спутник рядом
С шероховатою громадой
Плывущей в космосе Земли.
И то, что он во мгле горит,
И шлет веселые сигналы,
О межпланетной, небывалой,
Грядущей эре говорит.
Открылся в будущее путь
И мы смогли за годы эти
Построить счастье на планете
И дальше в небеса шагнуть.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог”. (Звёздное небо.)

Каждый раз, выходя на улицу вечером, мы устремляем свой взгляд на звёзды. Сколько интересного они хранят. Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далёким планетам и да же может встретить обитателей других планет.

2-й ученик.

Вселенная.

Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли.

Вселенная образовалась в результате так называемого Большого взрыва 15 млрд. лет назад.

Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

3-й ученик.

Галактики.

Галактики – это гигантские скопления звёзд, газа и пыли, удерживаемые вместе силой притяжения.

Галактики вращаются вокруг центральной точки.

Во вселенной миллиарды галактик и в каждой от одного до десятков миллиардов звёзд.

Галактики располагаются группами, образуя скопления из сотен и тысяч галактик.

4-й ученик.

Звёзды.

Звёзды, сияющие в ночном небе – тела из раскалённого газа.

Звёзды изучают яркий свет, потому что их температура достигает 10 млн. градусов.

Цвет звёзд зависит от их величины и температуры. Самые большие и горячие излучают голубоватый свет, а маленькие бывают белыми, желтыми, оранжевыми или красноватыми.

Яркость звёзд зависит от удаленности её от Земли, чем ближе к нам звезда, тем ярче она кажется.

5-й ученик.

Кометы.

Кометы – это небольшие космические тела, состоящие изо льда, пыли и камней.

Они обращаются вокруг Солнца по сильно вытянутым эллиптическим орбитам.

Проходя вблизи Солнца, комета теряет в сутки один см толщины своей оболочки.

Любой комете со временем суждено исчезнуть.

6-й ученик.

Солнце.

Солнце – это звезда, самая близкая к Земле.

Солнце – это гигантский шар из раскалённых газов.

Солнце это центр Солнечной системы, частью которой является и Земля.

Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И ещё столько же лет будет светить.

Солнце вращается вокруг своей оси.

7-й ученик.

Планеты.

Вокруг Солнца движутся 9 планет с 68 спутниками, миллиарды астероидов, метеоритов и комет, а также огромное количество пыли и газа.

Вокруг Солнца движутся девять больших планет.

Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца.

Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему.

Люди живут только на Земле, на других планетах нет живых существ.

Космонавты на другие планеты не летали. Их изучение ведётся с помощью автоматических межпланетных станций.

8-й ученик.

Луна.

Луна – не звезда и не планета, большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли.

Она спутник Земли, самое близкое к Земле небесное тело.

На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.

На поверхности Луны днём бывает – жара до 130 градусов, а ночью – мороз до 170 градусов.

Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц.

Интерес к космосу.

Учитель:

1-й ученик.

2-й ученик. Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером – советский ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей.

3-й ученик. Юрий Васильевич Кондратюк – предложил при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника. Для посадки человека на другую планету и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль

4-й ученик. Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев Российский учёный и конструктор, академик, дважды Герой Социалистического труда. Под его руководством созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли “Восток”, “Восход”, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.

5-й ученик.

6-й ученик.

Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали.

9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться – точная модель полета человека. Все прошло гладко.

25 марта 1961 года стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено.

Обезьяны в космосе.

8-й ученик. В 1969 году американцы запустили свой первый биологический спутник с обезьяной Бони. Но к сожалению, на пятые сутки полёта приборы зафиксировали у Бони резкое падение температуры. Животное вернули на Землю, но спасти ее не удалось.
7 января 1997 года завершился полёт спутника “Бион – 11”. В течении 14 суток в космосе находились две обезьяны Крош и Мультик. По заключению специалистов, все эксперименты прошли успешно.
Био-объекты вернулись на землю и сегодня ученые ведут обработку полученной информации.

Юрий Гагарин.

9-й ученик. Родился в небольшом городке Гжатске в 1934 году. Рос подвижным любознательным мальчиком, с детства мастерил самолётики.
Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оринбурге.
В 1960 году начал готовиться к полёту в космос.
12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома Байконур.
Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю.

Покорение космоса.

10-й ученик. После Гагарина в космос летали сотни людей.
В 1965 году Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос
В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну.
Американцы высаживались на Луну ещё пять раз, они сделали много ценных наблюдений.
Герман Титов провёл на орбите сутки.
Первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.

11-й ученик. Титов Герман Степанович родился 11 сентября 1935, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза (1961).
В первом отряде космонавтов СССР Герман Титов был одним из лучших и был назначен дублером Ю. А. Гагарина, на время подготовки к первому в истории космическому полету 12 апреля 1961 года. В августе 1961 года Герман Титов совершил космический полет на “Востоке-2”, продолжавшийся 25 часов. Позднее ушел из отряда космонавтов, работал летчиком-испытателем. Трагически погиб в 2000 году.

12-й ученик. Леонов Алексей Архипович родился 30 мая 1934, российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Полет на “Восходе-2” с первым в истории выходом в космос (март 1965).

13-й ученик. Терешкова Валентина Владимировна родилась. 1937, российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт, кандидат технических наук, полковник, общественный деятель, Герой Советского Союза. Полет на “Востоке-6” (июнь 1963). Председатель Комитета советских женщин. С 1994 руководитель Российского центра международного научного и культурного сотрудничества.

14-й ученик. Николаев Андриан Григорьевич (1929–2004), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Востоке-3” и “Союзе-9”.

15-й ученик. Соловьев Владимир Алексеевич (родился в 1946 году), российский космонавт. Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Полеты на “Союзе Т-10, -11” и орбитальной станции “Салют-7” , “Союзе Т-15”, орбитальной станции “Салют-7” и орбитальном комплексе “Мир”.

Савицкая Светлана Евгеньевна (родилась в 1948 году), российский космонавт, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта. В 60–70-е гг. чемпионка и рекордсменка мира по самолетному и парашютному спорту. Полет на “Союзе Т-5, Т-7” и орбитальной станции “Салют-7” .

16-й ученик.

Особая профессия космонавт.

Космонавт – медик, когда участвуют в медицинских исследованиях здоровья членов экипажа.

Космонавт– это строитель, монтажник.

3. Итог занятия.

– О чем мы с вами сегодня говорили?
– Что нового услышали и узнали?



Цели:

Образовательная: формировать представление детей о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.

Развивающая : расширять представления детей о профессии летчика – космонавта,

стимулировать развитие речи, памяти, мышления, развивать воображение, фантазию.

Воспитательная: воспитать уважение к профессии летчика-космонавта, научить бережному отношению к планете Земля.

Словарь: Земля, небо, звезда, планета, солнце, луна, космос, ракета, космонавт.

Материал к беседе : изображение Земли, Солнца, Луны, телескопа, скафандра. Фотографии космонавта Ю. А. Гагарина, первых животных, побывавших в космосе: Белки и Стрелки.

Ход беседы :

(Воспитатель начинает беседу) Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет. Солнце -- это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.

Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Луна -- спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.

А вы ребята хотели бы стать космонавтами?

Кто такие космонавты?

Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.) .

А что можно увидеть на небе? (звезды)

А сколько звезд на небе? (несчетное количество)

Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.

Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек.

Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток". В этот день наша страна отмечает "День космонавтики". Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

Дидактическая игра "Семейка слов".

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе, космонавтах, о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов.


Саратокина Анастасия Валерьевна
Ребята, отгадайте загадки:

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и мал и стар,

Что она большущий шар.

(Земля) Молодцы

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …(ракету) Хорошо, верно.

А знаете ли вы какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.

Показывая портрет Ю.Гагарина и спрашиваю: «Знаете ли Вы - кто это? Расскажите, что Вы знаете о Ю.Гагарине». Дети отвечают: Ю.А. Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.

Да, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. Спускаемый аппарат «Востока» приземлился в Саратовской области. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, наш народ.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)

Затем говорю: «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Ю.А. Гагарин воспитывал у себя с детства.

А теперь, давайте с вами познакомимся с космосом.

Показ детям слайдов мультимедиа.

Что такое космос? Ответы детей


Космос – это звёзды и планеты, кометы и астероиды, различные космические светила и межзвёздное пространство. Всё это взаимосвязано между собой и существует, подчиняясь только им известным законам, которые человек пытается и будет пытаться разгадать всю свою жизнь.

Что такое звёзды? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Звёзды - самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов, по своей природе сходные с Солнцем. Из-за больших расстояний от Земли звезды и в телескоп видны как точки. Солнце – это тоже звезда, самая близкая к планете Земля.

Что такое кометы? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Кометы - маленькие, хрупкие, неправильной формы, объекты, состоящие из смеси пыли, замёрзшего льда и газов. Кометы следуют по сильно вытянутым орбитам вокруг Солнца. Большинство становятся видимыми только тогда, когда они приближаются достаточно близко к Солнцу и сильно нагреваются. Это вызывает испарение льда и газов, которое вытягиваются виде длинного хвоста.

Что такое астероиды? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Астеро́ид - небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму.

Что такое планеты? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Это крупные небесные тела, обращающиеся вокруг звезд. Одни планеты имеют твердую поверхность, как Земля и Марс, другие состоят из смеси жидкостей и газов, как Юпитер.

Что такое – Земля? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Земля - третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы. Земля занимает пятое место по размеру и массе среди больших планет, но из планет земной группы, в которую входят Меркурий, Венера, Земля и Марс, она является самой крупной. Важнейшим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни.

Кто такой – астроном? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Астроном – учёный, изучающий небесные тела: звезды, планеты, их спутники и кометы. Они работают в обсерваториях, исследовательских центрах или университетах.

Что такое космодром? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Космодро́м - это территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

Что такое космический корабль?
Космический корабль - пилотируемый космический летательный аппарат, предназначенный для полёта людей. Для полёта на орбиту существуют корабли-спутники, а для полёта к другим небесным телам - межпланетные. Разрабатываются транспортные корабли многократного использования для доставки людей и грузов с Земли на орбиту и обратно.

Что такое спутник?
Искусственные Спутники Земли – космические беспилотные летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения научных и прикладных задач.

Игра «Космонавты».
Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают стульчики. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космо

А теперь мы подойдем к столам и сами сделаем ракету из цветной бумаги.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)

1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)

3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)

Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.

В: -Ребятки все сели красиво, спинки прямые, глазки смотрят на меня.

Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте ключевое слово нашего занятия. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках.

В первой клетке пишем букву, которая стоит в слове: «сок» последней.

Во второй клетке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «салон».

В третьей клетке запишем букву, которая стоит первой в слове «сон».

В четвертой клетке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».

В пятой клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот».

В шестой клетке запишем букву, которая в слове: «сказка» стоит первой.

Наше занятие будет связано с космосом.

Земля - это планета, на которой мы живём. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет. Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету.

Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды. Луна - спутник Земли. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса.

А вы ребята хотели бы стать космонавтами?

Кто такие космонавты?

Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д).

А что можно увидеть на небе? (звезды)

А сколько звезд на небе? (несчетное количество)

И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.
Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах.
Как называются жители других планет?(инопланетяне)
На чем летают инопланетяне? (летающие тарелки)

В: Правильно. Но чтобы это узнать надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко).
И вот ученые изобрели первый спутник. На борту его были две собаки – белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 1961 году в первые в космос отправился человек.

Как звали этого человека?

Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток". Это было очень важным и радостным событием для всего мира!

В этот день наша страна отмечает "День космонавтики". Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

Физминутка "Ракета".

Раз, два - стоит ракета (руки вверх)

Три, четыре - самолет (руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре - и на месте походили,

Тик-так, тик-так - целый день вот так (руки на пояс, наклоны в сторону)

Давайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Семейка слов»

Образуем слова одной семейки к слову «звезда».

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Молодцы! Каждый космонавт должен обладать и смекалкой. Предлагаю отгадать космические загадки.

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд Калейдоскоп
Астрономы в... (телескоп)

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят,
Ей не до сна,
В небе светит нам...(Луна)

Молодцы! А теперь проверим что вы запомнили.
1. Как называется наша планета?
2. Для чего нужно солнце?

3. Как звали человека, который первым полетел в космос?
4. Как называется день, в который Гагарин полетел в космос?
Занятие окончено, а теперь кто хочет, может пойти и построить ракету из конструктора.