Как поставить с от мягкого сь. Постановка звука «Р». Упражнения и другие хитрости логопеда. Упражнения для произношения звука С и Сь

Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом.

Различают следующие виды сигматизма:

Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости.

Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук.

Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака).

Губно-зубной сигматизм — нижняя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плоскости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах:

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны.

В некоторых случаях бокового сигматизма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога.

Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении с и з корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных.

Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка.

Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом .

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ПРИ РАЗНЫХ ВИДАХ СИГМАТИЗМА:

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са.

Надо помнить, что межзубные сигматизмы часто требуют длительной логопедической работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы.

При шипящем сигматизме важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.

При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема:

а) межгубное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ;

б) межгубное дутье заменяется на межзубное;

в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.

При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

При исправлении носового сигматизма необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен.

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента:

а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!);

б) удержание (можно с механической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам.

Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык, лежащий за нижними зубами. Пальчик прикусывается резцами: «кладем свисток в рот». Ротик улыбается до ушей, передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка (передней его части) показываются с двух сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать «свисток» в рот, ему предлагается подуть в «свисток», не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется сначала в обратных слогах таким образом: после произнесения гласного ребенок кладет пальчик-«свисток» и добавляет звук С. С механической помощью звук С закрепляется в слогах а-с, о-с, у-с, э-с, а затем в словах, заканчивающихся на С (лес, нос, пёс и т.п.). Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги. Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «С» и "З".

  • Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
  • Губы в положении «улыбки», и не закрывают зубов;
  • Зубы в положении «заборчика»;
  • Воздух выдувается с силой посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.
  • Голосовой моторчик не работает. (При произношении звука "З" - работает).

Нормальная установка органов артикуляции при произношении звука "Ц":

  • Кончик языка упирается в передние нижние зубы, язык при-поднят и выгнут.
  • Передняя часть спинки языка смыкается с не-бом.
  • Язык широко распластан, боковые края напряжены. В мо-мент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с не-бом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов.
  • Губы растянуты в улыбке.
  • Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. В момент размыкания языка с небом воздух выдыхается толчком.
  • Звук Ц - согласный, твердый, глухой.

Подготовительные упражнения для звуков «С», «З»

Упражнения для развития напора воздуха. 1) Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперёд «трубочкой» губы. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя, бумажка или ватка отклоняется в сторону. Повторять упражнение.

2) Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щёки. Контроль ладонью руки, бумажкой или ваткой. Повторять упражнение.

3) Проделать предыдущее упражнение без использования палочки.

Упражнение для губ. Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряжённом положении некоторое время. Зубы сомкнуты. Повторять упражнение.

Упражнение. Произнесение длительного звука «С».

1) Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую тонкую палочку (или спичку) так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук «С - С - С». Повторять упражнение.

С – по слуховому подражанию. Звук С сравнивают со свистом ветра, звук З сравнивают со звоном комара. По подражанию с использованием тактильных ощущений: узкая холодная струя, которая ощущается тыльной стороной руки. От звука Ф : улыбнуться, произнести звук Ф и просунуть язык между зубами – получится межзубное произношения С ; во время произношения Ф оттягивать нижнюю губу вниз. От И, Т – подуть на язык, чтобы ветерок погулял по с.я., а на тыльной стороне ладони ощущалась холодная струя воздуха.

С’ – после автоматизации [С] в словах, когда приступаем к автоматизации в предложении можно приступать к .

[С’] ставим по подражанию. Длительно произносим [C] , можно опустить углы рта вниз и произносим с гласным [И] = си, се, ся, сё, сю и приступаем к автоматизации.

З – у одних детей раньше ставим З , а потом С’ , у других наоборот. [З] ставится от [С] путём озвончения (тыльная сторона руки к ребёнку на шею, другой – логопеду). Ребёнок при [З] ощущает вибрацию и включает голос. При автоматизации [З] учитывать правила орфоэпии: [З] перед глухими согласными и на конце слова оглушается (арбус, скольско) = берутся в начале слова, в середине перед гласными, сонорами. В начале слова – озвончение (зделал) .

З’ – после автоматизации [З] в словах ставим [З’] путём соединения с гласными: и, е, я, ё, ю , добиваясь [З’].

Ц – смычка Т , щель – С . Ставим путём подражания, слитно произнося [ТС] . Постепенно убыстряем темп и произносим коротко [ТС] , пока не услышим [Ц] , можно использовать тактильный контроль. Тыльной стороной руки ощущать толчок воздуха. Предлагается произносить звук Т с опущенным к.я., при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.



Шипящие

Базовым является звук Ш , опорными звуками будут:

Т – положение кончика и п.ч.с.я. там же, где при Ш у верхних альвеол.

С – направление воздушной струи.

Описание правильной артикуляции шипящих звуков.

Губы слегка выдвинуты вперёд и округляются так, что получается удлинённый резонатор с окраской на У , т.е. с более низким тоном.

Зубы – приоткрыты, верхние и нижние резцы видны.

Кончик языка и п. ч. с. я. Подняты по направлению к альвеолам и боковым краям передней части прижимаются к альвеолам около внутренней поверхности зубов.

С. ч. с. я. опускается.

З. ч. с. я поднимается к мягкому нёбу и оттягивается к стенке зева.

Боковые края языка (всех его частей) прижимаются из нутрии к верхним коренным зубам. Язык принимает ложкообразную форму.

Мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость.

Воздушная струя воздух проходит через две щели. Сначала через щель, образованную з. ч. с. я., а потом через щель, образуемую кончиком языка и = сложный шум, напоминающий шипение. Поэтому согласный Ш называется шипящим.

Звучание – сложный шипящий звук.

Нарушения группы шипящих называется так же, как в группе свистящих: пропуски и искажения – сигматизм группы шипяших, замены – парасигматизм группы шипящих.

Искажения Коррекция искажений
1. Межзубный сигматизм гр.шипящих К. я. и п. ч. вместо того, чтобы подниматься вверх к альвеолам, просовывается между зубами. Струя будет рассеиваться по языку и слышится шепелявый оттенок. 2. Боковой сигматизм гр.шипящих А) Один из боковых краёв (пер., ср., зад.) частью не прилегает к верхним коренным зубам, а опущен и пропускает воздушную струю в бок. Слышен хлюпающий звук. Б) Ср. ч. я. напряжена, выгнута по направлению к твёрдому нёбу, смыкается с ним передней или средней ч., воздушная струя обтекает язык – выходит с двух сторон. Слышен хлюпающий звук, как каша. 3. Призубной сигматизм гр.шипящих Кончик языка находится на уровне щели (не просовывается), воздушная струя растекается по всему языку и слышится тупой шум. 4. Губно-зубной сигматизм гр.шипящих К артикуляции звука Шдобавляется подъём нижней губы к верхним зубам. Слышится Ш с призвуком Ф. 5. Щёчный сигматизм Язык не принимает участие, лежит внизу. Воздушная струя растекается по языку и уходит в щёки (они даже иногда раздуваются). 6. Заднеязычный сигматизм гр.шипящих Кончик языка опущен и оттянут назад, передняя часть опущена. Задняя часть поднята вверх и образует щель с мягким нёбом – слышится фрикативный Г – украинское. 7. Носовой сигматизм гр.шипящих Кончик языка опущен и оттянут назад, задняя часть поднята и смыкается с мягким нёбом, которое опущено и открывает проход в носовую полость. Слышится носовое Х, носовое Н. По подражанию Путём остановки вибрации звука Р, произносится шёпотом. От Т с придыханием (если Т хорошее), т.к. Т, Д, Н часто бывают или межзубное, или нижнее сначала надо отработать их. Все остальные искажения учитываются, как и при свистящих. Самое трудное – боковое (иногда можно ставить Р, а потом от него Ш. Смотреть какие группы звуков нарушены у ребёнка.

Способы постановки шипящих звуков.

Ш – а) От «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и сильно подуть на неё. При этом обращается внимание, чтобы б. к. языка упирался в коренные зубы, т.к. иначе с боков образуются щели и часть воздуха через них проходит. Во избежании этого рекомендуется прижимать щёки пальцами к челюстям.

б) От звука С . предлагается произнести С , одновременно поднимая кончик языка вверх. Возможна механическая помощь.

в) От звука Т . В момент произнесения Т предлагается с силой выдохнуть воздух.

г) По подражанию: шипение змеи, шум деревьев при сильном ветре.

д) Используются тактильные ощущения: ощущение тёплой широкой струи выдыхаемого воздуха.

Ж – когда поставлен Ш и автоматизирован в словах, приступаем к постановке Ж , путём озвончения (как З от С ).

Можно аналогичным образом (как Ш ) от звуков З, Д, Р .

Щ – а) от звука С’ . Произносится С’ , с помощью зонда кончик языка поднимаем вверх, к верхним альвеолам.

б) От звука Ш , используя взаимосвязь губ и языка. При произношении Ш губы растягиваются в улыбку, слышим Щ .

Ч – а) По подражанию, путём быстрого произнесения ТШ , постепенно убыстряя темп, до чистого Ч. Используем тактильный анализатор, чувствуя толчок воздуха.

б) От звука Т’ . Просим произнести Т’ с приподнятым вверх кончиком языка.

в) При многократном произнесении АТ’ , приподнимая к верху кончик языка, слегка нажимаем на щёки, чем отодвигаем кончик языка назад.

г) Быстрое, поочерёдное произнесение звуков Т’ и Щ . Автоматизацию начинаем в обратных слогах (ач).

Соноры

Опорными звуками для Л будут:

Т – для подъёма кончика языка;

Ы – для подъёма корня языка.

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук с.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука с; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука с различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (дует сильный ветер, выходит воздух из насоса и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения

Ребенку предлагается, опустив кончик языка за нижние резцы, прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произносить сочетания звуков ис, акцентируя внимание на схожей артикуляции звуков;
- ребенку предлагается произнести звук э, затем резко выдохнуть на какой-либо предмет;
- ребенку предлагается длительно произносить звук ц-ц-ц (в результате слышится звук с).

4. С механической помощью:

Ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) зондом опуская язык в зазубное положение; затем добиваются этого умения уже без механической помощи.

5. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается длительно произносить звук ф (кончик языка прижат к нижним зубам) и в это время нижнюю губу оттянуть вниз.

Постановка звука З

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук з.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука з; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.



Постановка звука з различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (звенит комар, звонок и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

3. От опорного звука:

Основной способ: ребенку предлагается произнести звук с и, добавив голос, получить звук з.

Постановка звука Ц

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ц.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ц; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ц различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (лошадка цокает копытцами, девочка просит не шуметь и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

Ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произносить звуки т, с сначала на одном выдохе с паузой между звуками, затем на одном выдохе без паузы.

Постановка свистящих звуков . Сборник упражнений. Автор-составитель:
Автор-составитель: Галковская Оксана Юрьевна , учитель - логопед МБОУ
Анжеро-Судженского городского округа
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

Оксана Попова

Звуковая разминка

Начиная работу над формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно. На этом этапе работы я использую следующие упражнения.

1. Упражнение «Самый внимательный»

Инструкция. Посмотри на картинку и внимательно послушай, правильно или не правильно я буду произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, если названа неверно, отрицательно покачай головой.

Хочу отменить, что на одном занятии мы с ребёнком отрабатываем одно слово-картинку. Сначала работаем над словами, в которых звук находится в первой позиции, затем в конце, а после в середине слова.

Как только малыш начинает уверенно и правильно выполнять это задание, в вожу более сложное упражнение.

2. Упражнение «Посмотри не ошибись»

Инструкция. Покажи то, что я назову.

Затем, когда ребёнок уверенно и правильно показывает все картинки меняемся ролями, теперь ребенок называет, а я показываю, при этом обращаю внимание ребенка на то, что мне трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет.

Предлагаю малышу научиться произносить правильно звук [С]. Когда ребёнок даёт согласие, предлагаю поиграть в следующую игру.

3. Упражнения «Насос», «Песенка водички», «Свистулька». Данные упражнения аналогичны друг другу.




Инструкция. Внимательно послушай и запомни, какой звук издаёт насос, когда качает воздух. Изобрази руками движения при накачивании шин насосом, когда услышишь, как свистит насос, а на другие звуки не реагируй.

Данные упражнения отрабатываются не все сразу на одном занятии, а вводятся постепенно (на одно занятие одно упражнение). Выполнять их следует до тех пор, пока ребёнок не будет уверенно отвечать на ваши вопросы.

Параллельно с работой над развитием фонематических процессов подготавливается артикуляционный аппарат.

На занятиях пользуюсь классическим комплексом артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Однако выполнять упражнения, сидя перед зеркалом для детей не очень интересно (так мы отрабатываем только новые упражнения, поэтому в работе я использую презентации гимнастик для Язычка в сопровождении стихов или музыки.

Артикуляционная гимнастика

1. «Наказать непослушный язычок».


Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

2. «Блинчик».

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. «Язык перешагивает через зубы».


Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

4. «Почистим зубы».


Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

5. «Горка».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

6. «Катушка».


Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

7. «Заборчик».


Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

8. «Чистим зубки».


Улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

9. «Расчёска».


Губы в улыбке. Язык прикусить зубами. "Протаскивать" его между зубами вперёд-назад, как бы "причёсывая".

После того как ребёнок научился выполнять правильно основные артикуляционные упражнения знакомлю малыша с артикуляционной позой с опорой на схематическое изображение.


1. Губы улыбаются.

2. Зубы на маленьком расстоянии.

3. Язык, широкий, упирается в нижние зубки, посередине языка – канавка.

4. Воздушная струя сильная и холодная.

5. Горлышко не гудит.


Затем учимся удерживать артикуляционную позу звука [C] и переходим непосредственно к постановке звука.

Данные способы постановки звука [С] придуманы не мной, я только собирала и систематизировала наиболее эффективные, которые активно использую в своей работе.

Основные способы постановки звука [C]

По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

2. способ.

По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

Дует холодный ветер (с-с-с);

Сдувается шарик (с-с-с);

Подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

От опорных звуков.

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».

Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой, отрабатывается направленная воздушная струя. Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный, кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.

Игры и упражнения для отработки артикуляции звука [и].

1. Ребенок произносит звук [и] (следите за правильностью артикуляции, взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.

2. Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок - мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.

3. Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук [и]. Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга. Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.

После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.

«Давай вспомним упражнение ««Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик». При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

Используют колпачок от обычной шариковой ручки. Палочку ребенок зажимает зубами, а воздушная струя направляется в колпачок, затем начинаю автоматизировать звук в слогах.

Вариант постановки звука С от звука Ц встречается не часто. Ребенок произносит длительно и протяжно звук Ц. При соблюдении этого условия слышится второй составляющий дифтонг – звук С. Самая большая сложность - обратить внимание ребенка и дать ему возможность услышать этот звук. Если сразу не получается произнести изолированно С, можно произнести ЦС, прерывая звучание С короткими паузами: ЦС-С-С-С. Далее паузы удлиняются. И сразу же переходят к произнесению слогов.

Постановка звука [С] при прогении (нижняя челюсть выдвинута вперед). Сделать упор языка с нажимом в нижние резцы, произносить опорный звук Т в этом положении. Будет слышен практически четкий звук [С].

При прогении (нижняя челюсть выступает вперед) звук С можно ставить следующим образом: Язык расположить в ротовой полости так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы следует поставить на язык, чтобы между ними оставалась небольшая щель. Первоначальный звук С будет возникать в результате прохождения воздуха через эту щель. Если при этом не формируется желобок, можно воспользоваться зондом, узким шпателем, спичкой, зубочисткой.

Постановка звука С при высоком небе или отсутствии нижних резцов. При данной аномалии звук С ставят при верхнем подъеме языка, когда кончик упирается в верхние резцы. Сама постановка осуществляется по классической схеме: работа над выдохом, формирование желобка и т. д. После появления приглушенного С с призвуком Ш переходят к опусканию кончика языка вниз (что сделать уже не трудно).

9-й способ.

При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. При исправлении бокового сигматизма ребенка приучают дуть на широко распластанный передний край языка, потом на кончик языка между зубами. Затем язык переводят за зубы.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [Текст] / З. Е. Агранович. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 160с.

2. Будёная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст] / Т. В. Будёная. – СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 64с.

3. Загляда Л. И., Симкин М. Л. Методы и приёмы постановки звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Л. И. Загляда, М. Л. Симкин. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 117с.

4. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство [Текст] / М. А. Полякова. – М. :Айрис-пресс, 2008. – 208с.

5. Рау, Ф. Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Ф. Ф. Рау. – М. : Просвящение, 1968. – 181с.

6. Ткаченко, Т. А. Логопедическая энциклопедия [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : ОООТД «Издательство Мир книги», 2008. – 248с.

Правильная артикуляция:

Губы растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм.

Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

При произношении звука «С » могут быть следующие нарушения :

1. Звук «С » отсутствует в речи ребенка (сигматизм);

2. Звук «С » заменяется другим звуком.

Наиболее распространенными являются следующие виды замен :

– губно-зубной парасигматизм (замена на «Ф »);

– призубный парасигматизм (замена на «Т »);

– шипящий парасигматизм (замена на «Ш »);

3. Звук «С » произносится искаженно.

Наиболее распространенные искажения:

– межзубный сигматизм;

– боковой сигматизм;

– носовой сигматизм.

Для того чтобы начать постановку звука, необходимо подготовить органы артикуляционного аппарата . Предлагаем примерный .

После того, как отработаны подготовительные упражнения , можно приступать к постановке звука .

Существует несколько способов постановки звуков :

1. По подражанию.

Вместе с ребенком садитесь перед зеркалом и показывайте ребенку правильную артикуляцию звука «С ». Попросите ребенка открыть рот, улыбнуться, распластать язык, напряженным кончиком упереться в нижние резцы и пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С ».

2. По подражанию с введением игровых приемов:

– насосом накачиваем колесо (с-с-с);

– дует холодный ветер (с-с-с);

– сдувается шарик (с-с-с);

– подуй в бутылочку с узким горлышком (получится звук с-с-с).

3. От опорных звуков.

Для звука «С » это звуки «И » и «Ф ». Звук «И » одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка. Звук «Ф » – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И », сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С ».

4. Механическим способом.

Взять узкую палочку (спичку), зубочистку (без острых краев), положить посередине на распластанный язык, упирающийся в нижние резцы. Губы в улыбке, попросить ребенка зубами прикусить палочку, затем с силой плавно выдуть воздух. Тыльной стороной ладони ребенок должен ощутить выдыхаемую струю воздуха. Слышится звук «С ». Далее, когда этот прием отработан, делаем то же, но без палочки. Звук «С » поставлен.

Конечно, когда звук у ребенка отсутствует поставить его легко, но чаще встречается, когда ребенок заменяет его на другие звуки.

Об этом мы поговорим в следующий раз

_____________________________________________________________________________________________

Чтобы узнавать о новых записях, подпишитесь на рассылку по или .

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"