Как могут они под землей расти. Барсук, дополнительные материалы к занятию

Барсуку недосуг —
Ищет он поживу.
Ходит в роще барсук,
Растолстел от жиру.

Там достал корешок,
Поурчав несыто, —
И земля на вершок
В дубняке изрыта;

Там гнездо разорил,
Съел сорокопута,
Глухаренка без крыл
Выследил как будто.

Осторожно пошел
Пашней вдоль бороздки,
Двух личинок нашел
Под листом березки.

Раскопал червяка
В придорожной яме,
Жук летел — и жука
Прихватил когтями.

К лесу вышел опять,
И в глухую пору
Вновь до завтрака спать
Возвратился в нору.

Комаров П.

Есть зверек один — барсук,
Под землей живёт в норе,
Слышит сверху каждый звук,
Пищу ищет он — в коре.

Ест личинки и жуков,
Мышку скушает, лягушку,
Ест птенцов и червяков,
Гриб и ящерицы тушку,

Чтоб зимою долго спать,
Быть в мороз теплом согретым,
Жир барсучий нагулять,
Надо кушать много летом!

Чистоплотный зверь барсук
Так проводит свой досуг:
Роет лабиринт из нор,
Тут же убирает сор,
Приводя в порядок дом,
Чтоб уютно было в нем!

Встанет за полночь барсук,
Обойдёт свой дом вокруг.
Тонкий нюх и острый глаз,
Наступил охоты час.

Накопил за жизнь барсук
Сюртуков большой сундук.

Обновляя свой наряд,
Покупал он все подряд.

Купит к празднику сюртук –
Он велик – кладет в сундук,

А другой возьмет – он мал –
Так всю жизнь и покупал.

Жаль, что нет у барсука,
По размеру, сюртука.

Гвоздев Виктор

Чёрно-белый барсучок
ляжет в норке на бочок.
Отдыхает днем, а в ночь
выйдет травушке помочь –
после отдыха и снов
поедает грызунов.

Киселева Ольга

Под берёзой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.

Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:

На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…

Скрипнет ветка или сук –
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:

Ведь нора у барсука
Глубока…

Белозеров Т.

Ночь длиннее, день короче.
Листья всё желтей-желтей
Падают, летят с ветвей.
Холоднее стали ночи.
Уж зима не за горами
Вырыл дом в земле барсук
Чтобы с прятаться от вьюг
Дом глубокий, да с ходами.
Насушил жуков, лягушек
Натаскал семян, корней
Ягод всяких, желудей —
Будет, что зимой покушать.
Ел он осенью не мало
Потолстел, наел бока
Понимал: зима близка.
Отложил под шкурой сало.
Стали мёрзнуть ночью лужи
С неба белый снег упал
Всё укрыл. Лес белым стал
Ветер снег юлою кружит.
Спит барсук, не видит это.
В доме у него тепло,
Он к зиме готов давно,
Смотрит тёплый сон про лето.

Измайлов Александр

Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?
Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.
Охотники часто
Бывают в лесу,
Охотники бьют
Барсука и лису.
Им только бы зверя
Пушного поймать!
За малых детей
Беспокоится мать.
Она не уступит
Охотникам их,
Красивых, пушистых
Любимцев своих.
Она бережет их
В глубокой норе,
Она их выносит
Гулять на заре.
Хохлатые дятлы
На елках стучат.
В зубах барсучиха
Несет барсучат.
И утренним воздухом
Дышат они.
Заснут на припеке —
Проснутся в тени.
Высокое солнышко
Сушит росу.
Становится тихо
И душно в лесу.
Лежат барсучата
На солнце, ворчат.
Домой барсучиха
Несет барсучат.
В горячие полдни
Июльской жары
Что может быть лучше
Прохладной норы?

За устойчивость здания отвечает глубокий фундамент. Считается, что небоскребы помогают построить — и продать — побольше там, где уже почти не осталось для этого места. Небольшая площадь основания по периметру фасада и внушительный метраж всего здания оказались кстати в условиях дефицита земли на Манхэттене, в самом престижном районе Нью-Йорка, где в начале XX века стартовало активное строительство высоток. Это правило не изменилось до сих пор, но не везде его легко применить. Технологические сложности, традиционно сопровождающие высотное строительство, могут стать препятствиями на неподходящей почве. Для преодоления давления на грунт в таких условиях приходится углублять подземную часть до четверти высоты небоскреба.


Мягкие грунты, сейсмологическая активность, дорогие, по сравнению с обычными домами, проектировочные решения нисколько не охладили интерес к строительству небоскребов. За прошедшие десять лет их стало в три раза больше: сейчас в мире 1378 зданий высотой более 200 м (данные Knight Frank). Первые небоскребы работали как офисы, современные здания используются так же, но и спрос на квартиры в них оказался значительным — небоскребы можно строить на небольшом участке, современные технологии позволяют делать это в условиях любого грунта, а покупатели ценят виды из окон на огромной высоте. И теперь более трети высоток — жилые, частично или целиком.

По словам партнера архитектурного бюро "Крупный план" Андрея Михайлова, долгое время одним из главных препятствий для строительства небоскребов было колоссальное давление на грунт: "Конструкция тяжелая, под ее давлением грунт выходит за рамки линейной работы, наступают стадии упругопластической деформации".

Архитектура сталинских высоток в Москве продиктована как раз сложностями, связанными со строительством правильного фундамента. "Широкая нижняя часть, увеличенная глубина позволили минимизировать дополнительное по сравнению с естественным давление грунта на глубине заложения фундамента",— продолжает Андрей Михайлов. В Нью-Йорке таких проблем не было: помимо другого темпа развития экономики, урбанизации, роста цен на землю массовому строительству небоскребов способствовала геологическая особенность местности. "Город практически стоит на скальном, прочном грунте, и даже если сверху присутствуют осадочные породы, их толщина незначительна",— объясняет архитектор.

Сверхсильное давление на грунт высотки сейчас перестало быть проблемой — накоплен огромный опыт, быстро идет прогресс в отрасли строительных материалов

В Москве при строительстве высотных зданий приходится решать более сложные инженерные задачи, связанные с фундаментом,— кроме давления на грунт, это существенная усадка, возможная неравномерность, крены. "Основные расходы при строительстве фундамента возникают, когда идут инженерно-геологические изыскания, благодаря им закладываются определенные параметры конструкции, отвечающие компрессионным характеристикам грунта, определяется усадка здания",— говорит исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько. Ориентируясь на эти расчеты, проектировщики определяют жесткость будущей конструкции. "При неравномерной усадке все перекосы должны быть компенсированы жесткостью конструкции здания,— объясняет он.— Чем больше усадка, тем выше жесткость, больше армирование и дороже фундамент".

По словам заместителя директора по научной работе АО "НИЦ "Строительство"" Олега Шулятьева, сверхсильное давление на грунт высотки сейчас перестало быть проблемой — накоплен огромный опыт, быстро идет прогресс в отрасли строительных материалов. "Это просто данность, с которой приходится работать",— говорит он. Основной принцип строительства небоскребов не меняется: давление можно уменьшить за счет роста площади фундамента и глубины его залегания. "В санкт-петербургском "Лахта-центре" фундамент шире контура здания более чем в три раза, а глубина свай 85 метров",— приводит в пример Олег Шулятьев. Если приходится учитывать сейсмическую активность, как, например, в Чечне, где строится небоскреб "Ахмат тауэр", претендующий на звание самой высокой башни в Европе (после башни "Лахта-центра"), нужно учитывать не только давление на грунт, но и его перемещение. "При подземных толчках здание может крениться в разные стороны, его фундамент должен воспринимать эти нагрузки",— объясняет специалист: верхняя конструкция небоскреба тоже должна адекватно воспринимать эти колебания. Для их снижения используют различные устройства для гашения или предотвращения колебаний, которые называются "демпферы".

В Москве большинство высотных зданий тоже строится с участием свай. "При строительстве дома высотой 20 этажей проектировщик может выбирать, использовать сваи или нет. При проектировании небоскреба сваи обязательны, если, конечно, скальные породы не залегают прямо под фундаментной плитой",— говорит Михаил Хвесько. Глубина свай может достигать 50 метров, а их диаметр — полутора метров. Например, в ММДЦ "Москва-Сити" особый грунт. "Это аллювиальные (речные) отложения (на глубине 6-15 метров), а со стороны района Камушки есть русла исчезнувших притоков Москвы-реки (палеодолина). Глубже — известняки верхнего каменноугольного возраста, в которых могут быть полости (карсты)",— перечисляет Михаил Хвесько. Задача геолога — находить такие полости, а проектировщика — устранять риски при разработке фундамента в районе таких полостей. "В таких грунтах при строительстве небоскребов, как правило, используются свайные или свайно-плитные фундаменты. Толщина фундаментной плиты при этом может достигать четырех метров",— делится опытом девелопер. Выбор вида свай осуществляется индивидуально — или с помощью тестов, или на стадии разработки проекта в сотрудничестве с научными организациями, которые специализируются на новых видах свайных фундаментов. "Отсюда удорожание строительства — фундамент 50-этажного здания может стоить втрое дороже фундамента 20-этажного дома",— подчеркивает он. Все это учитывается в проекте. Существуют разные варианты установки свай: ее можно бурить, заливать бетоном, опускать внутрь сердечник (стержень, который выдавливает бетон в поры грунта по длине сваи и создает более жесткую сцепку, такие сваи могут быть короче и меньше в диаметре, их и нужно меньше). Сваи с сердечником могут выдержать до 30-40% больше нагрузки, чем сваи без него. В одном из проектов Capital Group стоимость погонного метра сваи диаметром 1 метр составляет около 40 тыс. руб. Средняя глубина свай — 15-30 метров, но может доходить и до 50 метров.

Особенности фундамента, помимо качества грунта, определяет каркас небоскреба.

"Это вторая важная особенность строительства небоскребов",— говорит Андрей Михайлов. В зданиях высотой более 100 этажей стандартный бетон не выдерживает нагрузки, которая возникает на колонны первых этажей. "Приходится использовать специальные бетоны повышенной прочности — с ними технологически сложно работать на стройплощадке — и специальную арматуру",— продолжает он. А при строительстве особенно высоких зданий на первых этажах могут применяться цельностальные колонны.

При проектировании каркаса и его внутренних систем приходится еще учитывать турбулентность ветрового потока, которая возникает из-за высоты здания. "Представьте себе трубу высотой более 500 метров и разницу в давлении на первом и последнем этаже. Без специальных решений здание будет работать как дымовая труба,— приводит аналогию Андрей Михайлов.— Снаружи равномерно распределять давление помогают специальные фасадные системы. Для решения проблемы сквозняков в первых небоскребах стали ставить вращающиеся двери. По этой же причине в небоскребах не бывает естественной вентиляции и нельзя открывать окна, чтобы не нарушить работу механических инженерных систем".

Екатерина Геращенко


Искусство управления лифтом

Со сдачей небоскреба в эксплуатацию инженерные сложности не заканчиваются. О способах их преодоления рассказал президент ПАО "Сити" (управляет ММДЦ "Москва-Сити") Алексей Гаврилов.


Одна из главных ежедневных проблем небоскреба — вертикальный транспорт. Если это бизнес-центр, по нему в течение дня передвигаются десятки тысяч человек, и эффективно распределить пассажиропоток в лифтах — одна из главных задач повышения комфортности. Естественно, что самые напряженные моменты приходятся на часы пик, связанные с рабочим расписанием: утром, в обед и вечером.

Определенная модель распределения пассажиропотока в высотном здании закладывается уже на этапе проектирования, но в процессе эксплуатации часто выясняется, что она не совпадает с фактическим трафиком в лифтах.

Эту проблему можно решить, отрегулировав распорядок дня сотрудников по этажам, например, разнеся время обеда и окончания дня. Но это возможно, только если небоскреб целиком занимает одна корпорация.

Во всех других случаях приходится использовать технические решения. Например, в некоторых небоскребах в "Москва-Сити" установлены автоматизированные системы досрочного вызова лифта на первом этаже — лифт на нужный этаж заранее получает сигнал вызова уже при сканировании пропуска на турникете на входе. Это сокращает время его ожидания. Современные программные продукты позволяют собирать статистику трафика и анализировать пассажиропоток. Программа определяет, сколько пассажиров на каком этаже ждут лифт, и отправляет на этажи загруженную или пустую кабину. Чтобы не вводить систему в заблуждение, не нужно несколько раз нажимать на кнопку в ожидании лифта. Система может распознать этот сигнал как от нескольких человек, и поиск свободной кабины займет больше времени. В лифтах есть возможность групповых вызовов — для автоматической подачи пустого лифта.

Межэтажный трафик в небоскребах можно распределять и с помощью совмещения лифтов и эскалаторов.

Так как в небоскребах эксплуатируются высокоскоростные лифты, скорость которых достигает 8 м/с, большое внимание уделяется их безопасности. Ее обеспечивают многочисленные системы мониторинга и контроля. Если трос оборвется, сработают ловители плавного торможения и не позволят кабине упасть. Для обеспечения энергоэффективности работы лифтов используется система рекуперации энергии. Лифты и эскалаторы могут переходить в спящий режим, если не нужны пассажирам, что экономит электроэнергию.

«Всяк по-своему»

Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли. Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы.
Заяц подбежал к нему и поздоровался.
- Здравствуй, косой, - ответил барсук. - Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.
- А зачем ты её выгребаешь? - поинтересовался зайчишка.
- К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.
- А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, - сказал заяц.
- Не слушай её, - махнул лапой барсук. - Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.
- Нет, я не умею нору копать, - ответил зайчишка. - Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.
- Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. - Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.

(Георгий Алексеевич Скребицкий)

«Барсуки»

Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?

Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.

Охотники часто
Бывают в лесу,
Охотники бьют
Барсука и лису.

Им только бы зверя
Пушного поймать!
За малых детей
Беспокоится мать.

Она не уступит
Охотникам их,
Красивых, пушистых
Любимцев своих.

Она бережет их
В глубокой норе,
Она их выносит
Гулять на заре.

Хохлатые дятлы
На елках стучат.
В зубах барсучиха
Несет барсучат.

И утренним воздухом
Дышат они.
Заснут на припеке -
Проснутся в тени.

Высокое солнышко
Сушит росу.
Становится тихо
И душно в лесу.

Лежат барсучата
На солнце, ворчат.
Домой барсучиха
Несет барсучат.

В горячие полдни
Июльской жары
Что может быть лучше
Прохладной норы?

(Лев Квитко)

«Как лиса барсука из норы выжила»

Понравилась Лисе барсучья нора. Чистая, теплая, просторная. Конечно, можно подселиться в отнорок: Барсук не выгонит, но рыжей хочется не подселиться, а поселиться. Своим домком пожить, своим семейством. День думала, два думала, но особенно не раздумаешься. Сроки подходят, родить ей скоро, детей к месту надо пристраивать. Попробовала скандалить, тявкать день и ночь, но барсук зверь солидный, уравновешенный – вытерпел.

Попробовала землей в норе Барсука засыпать, тоже не получилось. Жалко Барсуку кровное жилье бросать: семь потов прольешь, пока новое выроешь, чего же у всяких авантюристок на поводу идти. «Потерплю, – решил Барсук, – авось, отстанет». Да не тут-то было. Если чего задумала рыжая, жива не будет, а по ее выйдет. И ведь придумала, бессовестная. Барсук, конечно, домосед, засоня, да не все же в норе сидеть, надо и подкормиться, и косточки размять. Вылез Барсук, на охоту пошел. Лиса – шасть в нору и в святая святых, в самой гнездовой камере, где Барсук детей растит, напакостила – «визитную карточку» свою оставила. Вернулся хозяин, смотрит – кучка лежит, а чистоплотному Барсуку это как нож острый. У него для этих целей в лесу, неподалеку от жилья, ямки-туалеты вырыты. Заполнит одну, закопает, выроет другую. Как же в доме такое стерпеть? Поворчал, поворчал, но делать нечего – зарыл безобразие, стал жить дальше. Через несколько дней Лиса опять подстерегла, когда Барсук ушел. Голод не тетка, кого хочешь из норы выгонит. Вернулся барсук – опять кучка сюрпризом в норе. Опять барсук закопал, опять ушел и опять закопал, и так несколько раз. Терпел, терпел … Наконец, не выдержал, выселился. Начал новую нору рыть, а Лиса в старую вселилась. Родила шестерых лисят в барсучьей норе, таких же хитрых, предприимчивых, до чужого добра охочих.

(Л. Згуровская)

«Барсук»

Под берёзкой, на горе,
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.
Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкает ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами...
Скрипнет ветка или сук -
Приоткроет глаз барсук,
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:
Ведь нора у барсука
Глубока...

(Т.Белозёров)

***

Как -то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою - лисой.
А медведь никак не мог.
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай - ка всех зверей.

Загадка про барсука

Роет землю, словно плуг
Скромный труженик …
(барсук)

П о э т и з с т р а н ы д е т с т в а Литературная игра

С. Михалков «Стих у Михалкова, то задушевный, то озорной, то насмешливый, неотразим, певуч и лиричен, и в этом его главная сила» К. Чуковский

Викторина Нос распух, не видно глаз, Перекошена щека, И, впиваясь, … , На хвосте жужжит пчела. («Мой щенок»)

Как могут они Под землею расти И скучную жизнь Под землею вести? Их в темную нору Запричитала мать, Она не пускает Их днем погулять («Барсук»)

Фамилия дяди Степы? (Степанов) Для кого был грозой дядя Степа – милиционер? (Для хулиганов)

Назовите адрес дяди Степы «В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин

Продолжите стихотворение: «Он домой идет с Арбата- Как живешь?- кричат ребята. И теперь зовут ребята…» Дядю Степу моряком. «Дядя Степа.» «В одном переулке Стояли дома. В одном из домов…» Жил упрямый Фома. «Фома»

Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку – забияку, Обезьяну, …, - Вот компания какая! (Попугай)

Широка и глубока Под мостом текла река. Под корягой Под мостом Жил в реке усатый … (Сом)

Вот у Коли, например Мама – милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы - … Милиционеры. («А что у Вас?»)

Как же нам не загадать Скромное желанье – На «…» выполнять Школьные задания Пятерки. («Под новый год»)

С головою залезала Под матрац, под одеяло, Заглянула в ведра, в крынки, В боты, в … , ботинки. («Где очки»)

Продолжи стихотворение Ходят по морю… (Кораблики) В этой речке утром рано утонули два … (Барана)

В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? «Три поросенка»

Как звали поросят? Наф-Наф,Ниф-Ниф, Нуф-Нуф.

Кто построил домик из камней? Наф-Наф

Кто построил домик из соломы? Ниф-Ниф

Почему Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили домики из соломы и прутиков? Им было лень строить, они хотели купаться,петь песни как раньше.

Как дул волк на домик поросят? Он дул изо всех сил.

Кто построил домик из прутиков? Нуф-Нуф

К кому побежал Ниф-Ниф,когда его соломенный дом разлетелся в разные стороны? Нуф-Нуфу

Почему волк не смог разрушить домик Наф-Нафа? Он был построен из камней.

Как волк решил перехитрить маленьких поросят? Проникнуть в дом через трубу дымохода.

Что сделал Наф-Наф, когда понял, что задумал волк и чем все закончилось? Зажег в камине огонь и у волка загорелся хвост, он выскочил из дома и убежал.

Из какого стихотворения взяты слова «Я принес из леса…»? (Ёлка)

Черный брат ответил: - Ме-е, ты в своем, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги! (Баран из стихотворения "Бараны".)

Он скажет: "До свиданья!"- А слышится: "До зданья!"- Он спросит: "Где галоши?" А слышно: "Это лошадь?" Когда он вслух читает, Поймешь едва-едва: и буквы он глотает, И целые слова... (Мальчик Саша из стихотворения "Сашина каша")

Разорвал на кукле платье, Зайцу вырвал шерсти клок, В коридор из-под кровати Наши туфли уволок. Под кровать загнал кота- Кот остался без хвоста! (Щенок их стихотворения « Трезор »

Я сегодня сбилась с ног- У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала, За уроки не садилась И обедать не могла. (Девочка из стихотворения "Мой щенок".)

Это кто накрыт в кровати Одеялами на вате? Кто лежит на трех подушках Перед столиком с едой? И, одевшись еле-еле, Не убрав своей постели, Осторожно моет щеки Кипяченною водой? (Мальчик Витя. Стихотворение «Про Мимозу»

И живут в квартире с нами Два ужа и два ежа, Целый день поют над нами Два приятеля-чижа. И про наших двух ужей, Двух ежей и двух чижей Знают в нашем доме Все двенадцать этажей. (Мальчики из стихотворения "Мы с приятелем".)

«Однажды приснился упрямому сон, Как будто Шагает по Африке он, С небес Африканское солнце печет, Река под на названием Конго, Течет.» Фома.

Угадай-ка Я вхожу один из первых В медицинский кабинет. У меня стальные нервы Или вовсе нервов нет! « Прививка»

Мне на встречу выйдут волки, Скажут: «Стой-ка, поросенок. На опушке вместо елки Почему торчит пенек?» « Елка»

Отгадай загадки Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает. (Книга)

Жёлтая курица Под тыном дуется. (Тыква)

Не пахарь, не кузнец, не плотник А первый на селе работник. (Лошадь)

Под мостом, мостом, Лежит гиря с хвостом, Ни взять, ни поднять Ни на воз положить. (Змея)

Впереди и сзади, И по бокам - окошки. Что за странный домик На округлых ножках? (Автомобиль)

Посмотрите – дом стоит, До кроев водой налит. Без окошек но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы (Аквариум)

Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер знает в этом толк. Покупайте, мухи, шелк! (Паук)

● Кто много читает, тот много знает.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.