Дифференциация ч ть в предложениях. Конспект открытого занятия на тему «Дифференциация звуков Ч и Ть. “В уголке Буквоеда”

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) слоги.
ча-та ча-тя
чо-то чо-тё
чи-ты чи-ти
уч-уть уть-уч
еч-еть еть-еч
ач-ать яч-ять
ать-ач ять-яч
оч-оть оть-оч
ич-ить ить-ич
та-ча-тя ты-чи-ти
то-чо-тё те-че-те
ту-чу-тю

Ча-тя, тя-ча: чашка-тяжкий, чайка-лентяйка, чавкать-тявкать, качать-катят, ворчат-вертят, мычат-мостят, внучата-утята, крольчата-котята, круча-крутят.

Чо-тё, чё-тё: бачок-потёк, чёлка-тёлка, бочонок-утёнок, прочёл-котёл, зайчонок-котёнок, чёрный-тёмный, чёткий-тётка, чёсаный-тёсаный, ночёвка-путёвка, бечёвка-потёмки, мочёный-метёный, печёный-плетёный.

Чу-тю, чи-ти: чук-тюк, каучук-утюг, чулан-тюльпан, чижик-тише, плечи-плети, зайчик-зонтик, мычит-летит, точить-катить, овчина-паутина.

Че-те: зачем-затем, качели-хотели, леченье-плетень, черно-темно, вечер-ветер, чернеть-терпеть, чернота-теснота, черенок-теремок, черноголовый-темноголовый, черноволосый-темноволосый.

Ач-ать: калач-желать, трубач-срубать, кумач-поймать, врач-брать, вскачь-искать, поплачь-послать.

Оч-оть, уч-уть, яч-ять: толочь-полоть, тянуч-тянуть, мяч-мять, луч-муть, могуч-погнуть, впрячь-пять.

Ич-ить, еч-еть: дичь-водить, меч-иметь, печь-петь, лечь-клеть, печка-Петька, речь-смотреть, речка-редька, беречь-белеть, натечь-надеть, напечь-запеть.

Произносить (читать) слова со звуками [ч] и [т]: внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка;
учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки.

Загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

По дороге, по пути весело качу.
А с конца меня прочти - нож я наточу.(Колесо - оселок)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатка)

Из железа тучка,
А у тучки - ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(Г. Белозёров)

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
(К. Чуковский)

Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
(А. Барто)

Кто чего хочет?
Хочет твой бумажный змей
Взвиться в небо к тучам.
Хочет жёлудь стать скорей
Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад
Солнечной погоды.
Мирно, дружно жить хотят
На земле народы.
(С.Погореловский)

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.
Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.
Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.
Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая - наемся».
Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.
Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(И. Дилакторская)

Желаем успеха!

Тема: Дифференциация звуков Ч – Ть в словах, словосочетаниях.

Цели и задачи : учить давать сравнительную характеристику звуков Ч – Ть; развивать навыки фонематического восприятия фонематического анализа; обогащать словарь; закреплять навыки словообразования при помощи суффиксов; развивать навыки ориентировки в пространстве, зрительное восприятие, навык письма.

Оборудование : буквы Ч – Ть, предметные картинки: черепашонок, утёнок, мяч, очки, чашка, ключ, чайник, бабочка, чёлн; карточки с записанными на них словами для составления словосочетаний.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Упражнения кинезиологической программы

2. Развитие слухового восприятия

ЛОГОПЕД: Послушайте пары слов и определите звуки, которыми они различаются. (Звуки Ч – Ть). Пара слов – это сколько слов?

ткач – ткать пугач* – пугать

Пугач – детская игрушка в виде пистолета.

3. Сформулировать тему занятия и записать её на доске

II. Основная часть

1. Произношение звуков и сравнение их по артикуляции

Ч – согласный, мягкий, глухой.

Ть – согласный, мягкий, глухой.

2. Знакомство с героями занятия (Черепашонок и утёнок)

Как назовём детёныша черепахи? Как назовём детёныша утки? Как вы думаете, какой из звуков выберет для себя черепашонок, а какой – утёнок?

3. Развитие зрительных ориентировок

ЛОГОПЕД: Малыши нашли картинки. Они хотят с вами поиграть, рассмотрите предметы и определите, что где находится. Ответьте на вопросы. КАРТИНКИ:

Что общего между этими предметами?

Какой предмет лишний и почему?

Где находятся очки?

Что находится под мячом?

Где находится чашка?

Что находится слева от ключа?

Найдите многозначное слово. Объясните его значение.

Какие предметы можно объединить в одну группу по

какому – либо признаку?

4. Развитие зрительной памяти

ЛОГОПЕД: Запишите названия предметов по памяти и укажите наличие звуков занятия.

5. Развитие логического мышления и словаря

ЛОГОПЕД: Однажды черепашонок и утёнок захотели отправиться в путешествие. Скажите, на чём они могут плыть? (Катер, лодка, корабль, плот, пароход. . .) Вы правильно выбрали предметы для путешествия, но друзья выбрали что – то иное. Что именно? Ответ на этот вопрос вы узнаете, если выполните задание.

Отгадайте загадки и сложите из первых букв отгадок новое слово. Загадки:

1. Отгадайте, это кто? 2. Иголки лежали, лежали

Ходит в костяном пальто? И под стол убежали?

(Черепаха) (Ёжик)

3.Из железа тучка, 4. На носу ношу я рог,

А у тучки – ручка. Называюсь. . . . (носорог)

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.(Лейка)

Какое слово у вас получилось? (Чёлн) Запишите это слово и сделайте звуковой анализ. Для этого используйте ручки красного, синего и зелёного цвета. ВЗАИМОПРОВЕРКА

6. Дифференциация Ч – Ть в словах.

ЛОГОПЕД: Черепашонок и утёнок сели в чёлн и поплыли по прекрасной реке. А чтобы было веселее, малыши придумали игру. Поиграйте вместе с ними, вставьте пропущенные буквы Ч – Т. Прочитайте получившиеся слова.

ту. . . ка по. . . та. . . ень пята. . . ок

све. . . а. . . игр. . . асы. . . яну. . . ка

п. . . и. . . ка. . . ита. . ть. . . еатр у. . . ята

Графический диктант. Логопед называет эти слова, дети записывают схему слоговую.

7. Грамматическое оформление словосочетаний

ЛОГОПЕД: Черепашонок и утёнок увидели на берегу насекомых и захотели с ними поиграть. Кто же эти насекомые, в названии которых есть звук Ч? (Светлячок, кузнечик, паучок, пчела, червячок). Новые знакомые дали задание нашим героям и вам. Соедините слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями.

ТЁПЛАЯ ЧЕМОДАН

ТЁМНЫЕ КОТЁЛ

ЧУЖОЙ КОТЁНОК

КОРИЧНЕВЫЙ ОЧКИ

ЧУГУННЫЙ ПЕЧКА

III. Итог занятия

Какие звуки изучали на занятии?

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галча-та, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чуба-тый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штуч-ка, веточка, ниточка, форточка.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, сте-речь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Ча - тя

чашка - тяжкий качать - катят внучата - утята чайка - лентяйка ворчат - вертят крольчата - котята чавкать - тявкать мычат - мостят круча - крутят

Чо-те, чё - те

бачок - потёк чёлка - тёлка бочонок - утёнок прочёл - котёл зайчонок - котёнок чёрный - тёмный чёткий - тётка чёсаный - тёсаный ночёвка - путёвка бечёвка - потёмки мочёный - метёный печёный - плетёный

Чу - тю, чи - ти

чук - тюк чижик - тише мычит - летит каучук - утюг плечи - плети точить - катить чулан - тюльпан зайчик - зонтик овчина - паутина

Че - те

зачем - затем чернеть - терпеть качели - хотели чернота - теснота леченье - плетень черенок - теремок черно - темно черноголовый - темноголовый вечер - ветер черноволосый - темноволосый

Ач- ать

калач - желать трубач - срубать кумач - поймать врач - брать вскачь - искать поплачь - послать

Оч (очь) - оть, уч - уть, яч (ячь) - ять

толочь - полоть тянуч - тянуть мяч - мять луч - муть могуч - погнуть впрячь - пять

Ич (ичь) - ить, еч (ечь) - еть

дичь - водить печка - Петька беречь - белеть меч - иметь речь - смотреть натечь - надеть печь - петь речка - редька напечь - запеть лечь - клеть

Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки.

Загадки

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

По дороге, по пути весело качу. А с конца меня прочти - нож я наточу. (Колесо - оселок.)

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

залетела бабочка.

Во дворе чужая .

Катят с кирпичами.

На почте есть

Упражнение . Составить предложения по картинкам.

Загадки

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик.

(Перчатка.)

Из железа тучка, А у тучки - ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.

(Лейка.)

Барсучиха-бабушка

Испекла оладушков,

Угостила двух внучат -

Двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

(Т. Белозёров.)

Много в классе школьников -

Ленинских внучат.

В школе октябрятские

Песенки звучат.

Где пятиконечные

Звёздочки горят?

На груди у школьников,

У нас, у октябрят.

Этих ясных звёздочек

Больше с каждым днём.

Хорошо мы учимся,

Смелыми растём.

(3. Александрова.)

Упражнение . Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня

Наша Таня громко плачет, -

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

(А. Барто.)

Кто чего хочет

Хочет твой бумажный змей

Взвиться в небо к тучам.

Хочет жёлудь стать скорей

Деревом могучим.

Хочет поле, хочет сад

Солнечной погоды.

Мирно, дружно жить хотят

На земле народы.

(С. Погореловский.)

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить. (По Н. Сладкову.)

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая - наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попалась».

Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки. (Н. Дилакторская.)

ГБОУ СОШ №760 им. А.П.Маресьева,

детский сад №997

Обучение грамоте.

Тема «Звуки Ч-Ть»

Учитель - логопед Панюшкина О.Н.

Москва 2015г

Цели:

Закрепление правильного произношения звуков.

Дифференциация звуков в произношении и на письме.

Упражнение в правильном употреблении глагола хотеть .

Закрепление построения и употребления сложносочиненных предложений.

Звуко-буквенный анализ слов.

Продолжить обучать составлять схему предложения.

Закрепление навыков печатания и чтения.

1.Оргмомент.

Какой звук повторяется в словах: телефон, Катя, тень, пять? (Звук Ть)

Какой звук повторяется в словах: чайник, бочка, туча, меч? (звук Ч)

Сегодня мы будем говорить о звуках «ть» и «ч»

Уточнить артикуляцию звуков. Дать характеристику каждому звуку.

2.Воспроизведение слоговых рядов.

Ать-ач-ать

Еч-еть-еч

Оч-оч-оть

3. Игра «Звук заблудился»

Прослушай стихотворение, найди и исправь ошибку.

Синеет море над волнами,

Летают майки (чайки) над волнами.

Волкам и беркутам на страх

Кабан (чабан) пасет овец в горах.

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка (чайка) отдыхала.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам)скок да скок!

4.Дифференциация звуков в словах.

На доске выставлены предметные картинки со звуками «Ч» и «Ть». Дети отбирают картинки со звуком «Ч», затем со звуком «Ть». При назывании предмета на картинке анализируют, где расположен звук: в начале слова, в середине или в конце.

5. Дифференциация звуков в тексте.

Выделить из прочитанного стихотворения слова со звком «Ть», затем со звуком «Ч».

Ты зачем примчалась, птичка,
К родничку, где льёт водичка?
- Прилетела я попить,
Малых птенчиков умыть.

6.Упражнение в употреблении глагола хотеть в настоящем времени:

А) спряжение по образцу:

Хотеть учиться отлично.

Б) договаривание сложноподчиненных предложений по образцу:

Я беру мел, потому что хочу написать предложение.

Мне нужен карандаш…

Я учу буквы…

Катя одевается…

Дети делают зарядку…

Мы надели спортивную форму….

Таня взяла карандаш…

Мы взяли зонтики…

7. Физкультминутка.

8. Звуко-буквенный анализ слов.

Выделение гласных и согласных звуков, составление схем слов:

очки, птичка, вечер.

9. Печатание под диктовку предложения.

Повторение правил написания предложения, составление схемы.

Наш Витя силач.

Подчкркнуть все мягкие согласные.

О каких звуках и буквах мы говорили на занятии?

Разделить детей на 2 команды. Команда «Ч» и команда «ТЬ». Какая команда назовет больше слов со своим звуком.


г. Кириши


Введение

Вашему вниманию предлагается пособие, направленное на развитие умения дифференциации звуки Ть-Ч детьми 5 – 8 лет.

В данной тетради представлена система упраж­нений по дифференциации звуков Ть–Ч. Дифференциация звуков Ть-Ч проводится по тради­ционной схеме. Сначала детям предлагается речевой материал и игровые упражнения на дифференциацию трудных звуков в слогах, затем в словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихотворениях, текстах.

Материал, собранный в тетради, помогает сделать работу с дошкольниками увлекательной и разнообразной. В ходе всех игровых упражнений отрабатывается не только умение дифференцировать звуки, но и проводится работа по развитию всех компонентов речевой системы (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи). А также позволяет уделить внимание развитию мелкой моторики, психических процессов, социально-личностному и коммуникативному развитию личности ребёнка.

Работа в данной тетради помогает своевременно провести профилактику дисграфии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Пособие предназначено для логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений, воспитателей коррекционных групп, родителей.

Дифференциация звуков Ч – Т`

Дифференциация звуков Т`-Ч в слогах

Упражнение 1 . Произнеси (прочитай) слоги.

Ча - тя ать – ач ача - атя

Чо - тё оть - очь очо - отё

Чи - ти ить - ич учу - утю

Че - те эть - эч ичи - ити

Чу - тю уть - уч эче – эте

Упражнение 2. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Ти - …, че - …, тя - …, и т.д.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Звуковая дорожка» (Приложение, лист 1). Помоги белочке дойти до дуба. «Проскачи» пальчиком правой (левой) руки по кружочкам, произнося песенки белочки: ча–тя–ча–тя, и т.д.

Дифференциация звуков Т`-Ч в словах

Упражнение 1. «Парочки». Произнеси слова парами.

ча-тя

чашка-тяжкий качать-катят внучата-утята

чайка-лентяйка ворчат-вертят крольчата-котята

чавкать-тявкать мычат-мостят круча-крутят

чо - те, че - те

бачок-потёк бочонок-утёнок зайчонок-котёнок

чёлка-тёлка прочёл-котёл чёрный-тёмный

чёткий-тётка чёсаный-тёсаный ночёвка-путевка

бечёвка-потёмки мочёный-метёный печёный-плетёный

чу - тю, чи - ти

чук-тюк каучук-утюг чулан-тюльпан

чижик-тише плечи-плети зайчик-зонтик

мычит-летит точить-катить овчина-паутина

че - те

зачем-затем качели-хотели леченье-плетень

черно-темно вечер-ветер чернеть-терпеть

чернота-теснота черенок-теремок калач-желать

ачь - ать

трубач-срубать вскачь-искать кумач-поймать поплачь-послать врач-брать

оч (очь) -оть, уч-уть, яч (ячь)-ять

толочь-полоть луч-муть

тянуч-тянуть могуч-погнуть

мяч-мять впрячь-пять

ич (ичь) - ить, еч (ечь) - еть

дичь-водить печка-Петька беречь-белеть
меч-иметь речь-смотреть натечь-надеть
печь-петь речка-редька напечь-запеть
лечь-клеть

Упражнение 2. Произнеси (прочитай слова).

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать, скучать, честь, чавкать, ворчать, чаепитие, тягучий, чутьё, челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, получать, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, чтение, стечение.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч.

Ветер – ветерочек, катер - …., утёнок - …, тёлка - …, котёл - …, путёвка - …, метёлка - …, плетёнка - …, утюг - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - …, тень - …, тюбик - …, тележка - … .

Упражнение 4. Игровое упражнение «Звуковая дорожка»

Помоги зайчонку поскорее добраться до приза. «Прыгай» пальчиком по кружочкам и называй картинки. (Приложение, лист 2)

Упражнение 5. Игровое упражнение «Теремок». Помоги зайчонку пройти к теремку. Переходи от одной кочки к другой по стрелкам, называя картинки. (Приложение, лист 3)

Упражнение 6. Игровое упражнение «Найди слово» (развитие навыков позиционного анализа)

Назови картинку выделяя звук Ч или Т`. В какой домик поселим эту картинку? (Приложение, лист 4)

Упражнение 7. Игровое упражнение «Третий лишний»

Назови картинку, выбери лишнюю, объясни, почему ты так решил. (Приложение, лист 5)

Дифференциация звуков Т`-Ч в словосочетаниях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) словосочетания.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Упражнение 2. Игровое упражнение «Посчитай». Согласование числительных с существительными.

Назови, кого ты встретил на полянке, посчитай. Скажи со словом много. (Приложение, лист 6)

Упражнение 3. Игровое упражнение «Подскажи словечко»

Дифференциация звуков Т`-Ч в чистоговорках

Упражнение 1. Повтори (прочитай) чистоговорки

Ти – чи – ти – чи – потеряли мы ключи.

Тя – ча – тя – ча – ох, как печка горяча!

Те – че – те – че – мечтаю я о калаче.

Тю – ту – тю – чу – я сейчас свет выключу.

Тё – чо – тё –чо – болит левое плечо.

Тю – чу – тю – чу – я сейчас зажгу свечу.

Тя – ча – тя – ча – горит свеча.

Чи – ти – чи – ти – сели мы вокруг свечи.

Ти – чи – ти – чи – стали кушать калачи.

Ти – чи – ти – чи – калачи из печи.

Ечь – еть – ечь – еть – хочешь с нами посидеть?

Тим – чом – тим – чом – угостим калачом.

Дифференциация звуков Т`-Ч в предложениях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) предложения.

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. Дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Наступил вечер, и утих ветер. Девочка потеряла зонтик. Сова днём прячется, ночью охотится. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит.

Упражнение 2 . Повтори (прочитай) двустишия.

    Дед Ильич совсем не прочь

Домик строить нам помочь.

    Ой, замёрзли мы на речке

Посидим теперь на печке.

    У меня стояла тёлочка

Грустно глядя из-под чёлочки.

    Жучок и паучок

Сели вместе на сучок.

    Вслед за уточкой утёночек плывёт

Быстро лапками своими он гребёт.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Звуковая дорожка». - Помоги зайчонку поскорее добраться до приза. «Прыгай» пальчиком по кружочкам проговаривая предложение: «Зайчонок пригнул на телефон. Зайчонок перепрыгнул с телефона на чайку» . и т.д. (Приложение, лист 2)

Упражнение 4. Игровое упражнение «Теремок». Помоги зайчонку добраться до теремка. Переходи от одной кочки к другой по стрелкам, проговаривая предложение: «Зайчонок прыгнул на часы» или «Зайчонок прыгнул на кочку с часами» (совершенствование умения употреблять предлоги в речи). (Приложение, лист 3)

Упражнение 5. Игровое упражнение «Черепашка».

Помоги черепашке попасть на остров. Иди только по картинкам, в названии которых услышишь звук Ч, на картинки со звуком Т` наступать нельзя. (Приложение, лист 7)

Упражнение 6. Игровое упражнение «Тимка и Чапа».

Помоги Тимке и Чапе собраться в дорогу. Положи в тележку Тимке предметы, в названии которых есть звук Т`, а в чемодан Чапе - предметы со звуком Ч. Например: «Утюг. В слове утюг слышу звук Т`. Положу утюг Тимке в тележку». « У Тимки в тележке утюг, тетрадь и т.д.». (Приложение, лист 8 - 9)

Упражнение 7. Игровое упражнение «Весёлый поезд». (развитие навыков слогового анализа).

Помоги пассажирам занять своё место. В первом вагоне поедет пассажир, в названии которого один слог, во втором – два, в третьем – три, и в четвёртом – четыре слога. Назови пассажира, поделив слово на слоги с помощью хлопков. Проведи дорожку к вагончику с нужным количеством окошек. Например: «Мяч. В слове мяч один слог. Мяч поедет в первом вагончике». (Приложение, лист 10)

Упражнение 8. Игровое упражнение «Около»

Назови, что стоит около утюга?

Что стоит около платья?

Что стоит около картины?

Что стоит около лампочки?

Что стоит около тюльпана? (Приложение, лист 5)

Упражнение 9. Игровое упражнение «Кузнечик». (Развитие навыков пространственного ориентирования, формирование умения употреблять в речи предлоги)

В начале игры ребёнок ставит фигурку кузнечика на «картину». Затем слушает инструкцию логопеда, например: «Кузнечик сделал 2 шага вверх, один направо. Куда прыгнул кузнечик?» Ребёнок даёт ответ: «Кузнечик прыгнул на грача». Далее логопед может задать следующие вопросы:

Что стоит слева от кузнечика?

Что под кузнечиком? И т. д. (Приложение, лист 5)

Упражнение 10. Игровое упражнение « Кто за кем?» (развитие зрительного восприятия, совершенствовать умение использовать в речи предлог «за»)

Назови, кто за кем идёт? Например: «Котёнок идёт за ласточкой» и.д. (приложение, лист 11)

Упражнение 11. Игровое упражнение «Котёнок-звездочёт». (Употребление предлога НА; согласование прилагательных с существительными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Рассмотрите вместе с котёнком звёзды на небе. Пример ответа: «Котёнок-(звездочёт) увидел на жёлтой звезде телефон, а на жёлтой звёздочке телефончик». (Приложение, лист 12)

Упражнение 12. Игровое упражнение «Составь предложение»

Составь предложение о Кате и Вите по схемам, с опорой на картинки. Например: Катя … мяч. – Катя катит мяч. (Приложение, лист 13)

Упражнение 13. Игровое упражнение «Подскажи словечко» (обогащение глагольного словаря)

Что может делать пчела? (ужалить, летать, жужжать, кружить, собирать нектар и т.д.)

Что может делать врач? (лечить, делать уколы, мерить температуру, давать лекарство, выписывать рецепт и т.д.)

Что может делать мальчик? (играть, бегать, скакать, помогать, убирать, чинить и т.д.)

Что может делать колокольчик? (расти, цвести, украшать, радовать, пахнуть, вянуть и т.д.)

Дифференциация звуков Т`-Ч в стихотворениях

Упражнение 1. Произнеси (прочитай) стихотворения.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?

    Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

В это час на всех часах

Тихий час, тихий час

Стрелки ходят на носках

В этот час, тихий час.

Паучок из нити длинной

Сплёл на ветках паутину.

Зазевается жучок,

Попадёт к нему в сачок.

Нить паучья хоть тонка

Но не выпустит жука.

Аистёнок длинноногий

Сбился вечером с дороги.

Светлячок фонарь зажёг,

К дому путь найти помог.

Ф. Бобылёв

Пчёлка.

Залетела к нам пчела.

У оконного стекла

Кружится, старается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду.

В. Степанов

Черепаха

Захотела черепах

Постирать свою рубаху.

Снять пыталась через ножки.

Погоди, - смеётся ёжик, -

Через голову попробуй, -

Но старались даром оба.

Может лучше через хвостик?

Тут пошёл весёлый дождик.

Очень рада черепаха:

Стала чистою рубаха.

Ф. Гуринович

Радость в лесу

Радость в лесу великая:

Зайчик на скрипке пеликает!

Сам смастерил он скрипку,

Сам научился играть.

Сам научился играть.

Сели все зайцы под липку,

Стали ему подпевать.

И. Муравейка

Упражнение 2. Расскажи стихотворение с помощником. (Работа с мячиком су-джок», пальчиковая гимнастика)

Дифференциация звуков Т`-Ч в текстах

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Упражнение 2.

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попа­дёт муха в паутину большая - наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попа­лась».

Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(Н. Дилакторская )

Упражнение 3. Произносить (повторять) тексты

Чип-поэт

Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почувствовать, какие словечки соединять, и стих готов», - думал паучок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек выглянут клейкие листочки, о том, какие лёгкие сети плетут паучки, какие песенки поют птички-невелички.

Чип очень хочет написать много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

(Алифанова Е.А, Еговора Н.Е.)

Упражнение 4. Задание 1. Расскажи историю с помощью картинок.

Ботиночки для паучка.

Жил-был на паутинке крошечный
. Налетел осенний ветерок и сдул с паутинки. Сидит под кустиком, печалится. Холодно ему. Мимо летела птичка и уронила . Захотелось открыть . Подошёл к коробочке, залез на неё, потом слез. Потянул за ленточку, открыть не получается!

Выскочил из-за коробочки
.

Кузнечик - кузнечик, помоги коробочку открыть? – сказал .

Стали вдвоём за ленточку тянуть – не получается!

Подлетела . Вокруг коробочки облетела. За коробочку залетела. Из-за коробочки вылетела. Села на коробочку.

Бабочка-бабочка, помоги коробочку открыть! – сказал .

Потянули втроём за ленточку - не открывается коробочка!

Подлетела .

Пчёлка - пчёлка, помоги коробочку открыть! – сказал .

Потянули за ленточку вчетвером и открыли коробочку! А там –
! Стали мерить: - велики, - малы, - чуть-чуть великоваты. Стал паучок ботиночки примерять. Подошли ботиночки: тёплые, мягкие, удобные. Теперь паучку не страшен осенний ветерок!

(Рачкова Е.А., Михайлова Е.В.)

Задание 2. Посчитай ботиночки на лапках паучка (Приложение, лист 14)

Задание 3. Раскрась ботиночки цветными карандашами. Расскажи, какие ботиночки у тебя получились.

Список использованной литературы:

    Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Москва, 2001 г., с 76-79

    Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Изд. Школа. ТМ, ТОО Издательство «Биополис», СПБ, 1996, 208 с.;

    Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника, Изд. дом «Нева», СПБ, 2004, с 598-607

    Настольно-печатная игра «Пять щенков» - логопедическое лото для детей 4-7 лет

    Электронная педагогическая библиотека /