Слоговой принцип графики. Обозначение на письме твердых и мягких фонем

  • I. Сестринский процесс при гипертонической болезни: определение, этиология, клиника. Принципы лечения и уход за пациентами, профилактика.
  • I. Сестринский процесс при диффузном токсическом зобе: определение, этиология, патогенез, клиника. Принципы лечения и ухода за пациентами
  • I. Сестринский процесс при остром лейкозе. Определение, этиология, клиника, картина крови. Принципы лечения и ухода за пациентами.
  • I. Сестринский процесс при пневмонии. Определение, этиология, патогенез, клиника. Принципы лечения и ухода за пациентом.
  • I. Сестринский процесс при хроническом бронхите: определение, этиология, клиника. Принципы лечения и уход за пациентами.
  • I. Сестринский процесс при хроническом гепатите: определение, этиология клиника. Принципы лечения и ухода за пациентами. Роль м/с в профилактике гепатитов.
  • I. Скелетная мышечная ткань: локализация и принцип строения
  • Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. 2-е изд. Перераб. М.: Просвещение, 1980. 255 с.

    ГЛАВА 2. ГРАФИКА КАК ФАКТОР ПИСЬМА.
    СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ГРАФИКА

    Основная задача графики

    Основной задачей графики как фактора письма является восполнение одного из пробелов современного русского алфавита – отсутствия специальных букв для парных мягких согласных . Графика устанавливает также общие условия употребления всех букв алфавита при обозначении звуков функционально сильных позиций.

    Общей особенностью правил графики является независимость их от конкретных слов или частей слов, их пригодность для всех слов. Правила графики поэтому являются исходными и основными правилами письма, а звуковые значения букв, устанавливаемые графикой, как и алфавитные, являются основными их значениями.

    Слоговой принцип графики

    Свою основную задачу – восполнение известного пробела алфавита – графика решает с помощью так называемого слогового принципа. Слоговой принцип русской графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог, точнее сочетание звуков и соответственно букв . С учетом этого и сам принцип должно бы называть не слоговым, а буквосочетательным.

    Сущность слогового принципа графики можно разъяснить на следующих примерах. В словах мал и мял буква м читается по-разному: в первом слове твердо, во втором мягко, и это зависит от непосредственно следующих за ней букв – а в первом слове, я во втором. Таким образом, согласные буквы в составе слов можно читать лишь с учетом непосредственно следующих за ними букв, в данном случае – с учетом следующих гласных. А это и значит, что единицей чтения (рассматривалось пока только чтение) является не отдельная буква, а сочетание букв, условно – слог. То же самое, но как бы в перевернутом виде проявляется и при написании слов: зная, например, что в слове пять согласные звуки мягкие, мы, употребляя соответствующие согласные буквы, которые сами по себе не могут обозначить мягких согласных, используем после них буквы я и ь, которые и указывают на мягкость этих согласных, а буква я при этом обозначает и соответствующий гласный звук.

    Рассмотрим действие слогового принципа еще на примере чтения гласных букв: в слове тюль, в словах вьюга и поют буква ю читается по-разному – без йота и с йотом: [т’ул’] – [в’йуга], [пайут], и это зависит от того, какая буква предшествует ей; после согласных букв ю и подобные ей буквы читаются без йота, а после гласных и разделительных знаков – с йотом применительнок гласным и к согласным, имеет значение и отсутствие букв – пробел согласные: перед пробелом, т. е. на конце слов, читаются твердо: дом, а гласные типа я после пробела, т. е. в начале слов, читаются с йотом: яма – [йама]. Это значимое отсутствие букв, как бы особая буква – «буква пробела».

    Все это для наглядности можно показать схематически:

    путь п читается твердо, так как далее у, т – мягко, так как далее ь, в целом – [пут’];

    мял м читается мягко, так как далее я, л – твердо, так как далее пробел, я – без йота, так как впереди согласная, в целом – [м’ал];

    ель е читается с йотом, так как после пробела, л – мягко, так как далее ь, в целом – [йэл’].

    Таким образом, при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы, предшествующая или последующая. Поэтому и сам принцип можно охарактеризовать как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове.

    Позиционный принцип графики применяется в двух основных случаях:

    1) при обозначении мягкости и твердости согласных;

    2) при обозначении йота. Приведенные примеры иллюстрировали оба эти случая.

    § 3 . Нарушения и ограничения слогового принципа графики

    Правила слогового принципа применяются не всегда: есть случаи отступления от них, – это нарушения слогового принципа; есть также ограничения сферы его действия.

    1. Нарушения слогового принципа создаются орфографией и наблюдаются в сфере обозначения йота . Йот перед гласными обозначается вместе с этими гласными буквами типа я, а во всех других положениях – буквой и: ёлка, моё, объём, бельё, но край, гайка. Но есть такие узаконенные орфографией написания, в которых эти правила нарушаются: вместо букв типа я фактически пишутся другие буквы или сочетания букв. Это наблюдается в заимствованных словах и в собственных именах, тоже большей частью иноязычных:

    1) вместо ё, полагающегося по слоговому принципу, фактически пишется буквосочетание йо: йод, йодный, йодистый, йот, йотация, йотированный, йоги, йоркшир, йоркширский (в начале слов), майолика, майонез, майор, район (после гласных); Йозеф, Нью-Йорк (в собственных именах) и т. п.;

    2) вместо ё после ь фактически пишется о: батальон, бульон, лосьон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, гильотина, карманьола; синьор, синьора, синьорина, а также сеньор, сеньора, сеньорина (заимствования из итальянского и испанского языков) и т. п., в частности названия больших чисел: квадрильон, квинтильон, редкие, устаревшие слова: брульон, каньон, котильон, миньон, модильон, шиньон и др.;

    3) вместо букв типа я пишутся сочетания этих букв с предшествующим й (буква е здесь не представлена): йеменский, фейерверк, фойе; йя Майя, Гойя и т. п.

    Написания, содержащие нарушения слогового принципа, устанавливаются орфографией в словарном порядке.

    2. Отступления от правил слогового принципа графики, определяющих соотношение соседних букв в слове, наблюдаются в области употребления гласных букв, мягкого знака и «буквы пробела» после шипящих и ц.

    Звуки ч и щ – мягкие, а ж, ш, ц – твердые, поэтому, казалось бы, по предписаниям слогового принципа после букв, обозначающих эти звуки, гласные буквы, а также знаки мягкости и твердости должны были бы быть дифференцированны: после ч, ш следовало бы писать гласные буквы типа я , а на конце слов – ь ; после ж, ш, ц – гласные типа а, а конец слов оставлять без мягкого знака. Фактически же после всех этих букв – и после ч, щ, и после ж, ш, ц – пишутся то гласные типа а (а, у, о, пробел, а после ц еще и ы ), то гласные типа я (е, и, иногда ю, а после шипящих, но не после ц, еще ё и ь ); не пишется только буква э. Например: ч: час , чудо , плечо и челка , честь , чин , врач и ночь ; щ: пощада, щука , плащом и щетка , щебень, щи , плащ и помощь ; ж : жар , жук и жюри , поджог (сущ.) и поджег (гл.), жест , жить , еж , рожь ; ш : шаг , шуми , брошюра , хорошо и шел , шест , шило , шалаш и глушь ; ц : цапля , цугом , письмецо , цель , цыган и цирк , огурцы. Выберем теперь только нужные буквосочетания и покажем их отношение к слоговому принципу выделением: жирный шрифт – соответствие принципу , курсив несоответствие ему.

    Дата:

    № урока: 11

    Тема урока : Слоговой принцип русской графики. Понятие об орфоэпии .

    Цель урока:

    Задачи:

    1. Знать, в чем заключается слоговой принцип русской графики, что изучает орфоэпия, уметь применять на письме слоговой принцип русской графики, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, уметь самостоятельно добывать знания, повторить правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных.

    2. Развивать орфографическую грамотность, навыки самоконтроля.

    3. Воспитывать культуру умственного труда.

    Оборудование: учебник, тетрадь, презентация

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Методы: словесный, частично-поисковый, практический.

    Приемы: беседа, наблюдение над текстом, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з).

    Ход урока

    I. Мотивация

    II. Актуализация опорных знаний

    Что изучает графика и орфоэпия? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

    (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь)

    Отгадайте загадку.

    Шутник он, невидимка-молоток,

    Тук! – и ударил в безударный слог…

    И сразу же исчез огромный замок,

    И появился маленький замок.

    Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

    Чем отличается ударный слог от безударного?

    II I . Сообщение учителя

    Единицей чтения и письма является слог, а не отдельная буква. Сочетание согласной и гласной букв – цельный графический и произносительный элемент. Поэтому согласные и гласные буквы в составе слога пишутся и читаются с учетом особенностей друг друга: мал, мыл, мэр, лес, лед, лик.

    Слоговой принцип русской графики – это сочетание твердых согласных с несмягчающими гласными и мягких согласных со смягчающими гласными.

    Существуют отступления от слогового принципа:

    1. Жир, цирк, жена (И, Е, Ё после твердых Ж, Ш, Ц)

    2. Час, чудо, щука (несмягчающие гласные после всегда мягких Ч, Щ)

    3. Рожь, тишь (Ь после шипящих)

    4. Термос, модель (Е после твердых в заимств. словах)

    III. Обобщение и систематизация полученных знаний

    1. Запись слов под диктовку: дорога, студент, переход, плясать, сыновья, нюхать, белый, градостроительство.

    Разделите на слоги, продемонстрируйте соблюдение СПРГ. С 3 словами составьте предложения.

    2. В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т. д. слоги.

    Молодежь, молод, молоденький, помолодел.

    Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.

    Переносит, носит, разносит, переносной.

    3. Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

    Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

    4. Распределительный диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.

    1) Твердый согласный перед е.

    2) Мягкий согласный перед е.

    1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

    2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

    3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

    4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

    5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

    6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

    7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

    8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

    9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

    10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

    11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

    IV . Песенка об ударении

    V . Домашнее задание: сочинить смешную историю или стихотворение со словами, в которых от ударения зависит лексическое значение (Ирис – ирИс, Атлас – атлАс и др.)

    VI . Подведение итогов. Рефлексия

    Я вспомнил(а), что…

    Я понял(а), что…

    Было интересно…

    Особенно понравилось…

    Вызвало затруднение…

    Было сложно…

    Цель: обобщить и углубить знания студентов о современной графике. Студент должен знать слоговой принцип русской графики; обозначение на письме фонемы /J/, твердости и мягкости согласных, состав современного русского алфавита. Владеть навыками графического анализа слова.

    Подготовка к занятию: подготовить реферат или мультимедийную презентацию на тему «История русского алфавита»

    Схема графического анализа слова.

    1. Выписать слово, разделить его н слоги

    2. Указать количество букв и звуков, объяснить причину несовпадения количества букв и звуков, если таковое имеется.

    3. Проанализировать каждый слог и доказать, в каких написаниях соблюдается слоговой принцип графики, а в каких не соблюдается.

    Образец. Йотация йо-та-ци-я – 7 букв, 8 звуков, т.к.

    буква я обозначает два звука после гласного

    1. В слоге «йо» согласная буква «и краткое» обозначает согласный звук , хотя на письме за этой буквой следует «смягчающая» гласная буква «и», следовательно, СПГ не соблюдается.

    4. В слоге «я» звук [J]вместе с последующим звуком [а] обозначен буквой «я» в позиции после гласного звука, следовательно, СПГ соблюдается

    Задание 1. Определите, в каких из этих слов есть звук [с`] и где его мягкость обозначена средствами графики, а где – нет

    Косить, мостик, сестра, улыбнитесь, кассета, костюм, косяк.

    Задание 2. Распределите данные слова на группы в зависимости от способа обозначения звука [J] на письме:

    1. С помощью гласных букв в начале слова и и после гласных;

    2. С помощью сочетаний букв ь или ъ + е, ё, ю, я, и;

    3. С помощью буквы й

    Чайная, сарай, баян, копьеносец, пойти, яблочное, объем, пьеса, ершистый, съемная, соловьиный, кайма, юбка, чьи, съезд, медвежьи, адъютант, ягненок, ель, воронье, по-волчьи.

    Задание 3. Распределите данные слова в три столбика в зависимости от того, какую функцию в них выполняет Ь: а) обозначает мягкость предыдущего звука; б) является сигналом того, что следующая за ним бука обозначает звук [J] вместе с гласным звуком; в) не имеет графического значения

    Чья, режьте, пальто, идешь, тень, коньки, тушь, вскачь, льет, стеречь, судья, сентябрь, моешься, лосьон, польет, сядьте, навзничь.

    Задание 4. Охарактеризуйте случаи отступления от СПГ.

    Жизнь, цифра, шелк, жюри, чаща, чудо, скачок, щавель, щука, бульон, шиньон, майонез, майор, Йемен, фейерверк, тишина, сжечь, цинк, сжег, щуриться, чулок, чад, плащом, плечом, павильон, батальон, район, фойе.

    Задание 5. Выполните графический анализ слов:

    Вариант 1. Бескрайний, лосьон; Вариант 2. Олицетворение, майонез; Вариант 3. Чародейка, циркач; Вариант 4. Жимолость, фойе.

    Лабораторная работа № 8

    Тема: Орфограмма. Типы орфограмм. Принципы написания слов и морфем: морфологический, традиционный, фонетический. Дифференцирующие написания .

    Цель: обобщить и углубить знания студентов о принципах написания слов и морфем. Студент должен знать, что такое орфограмма, типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм, уметь обозначать орфограммы, владеть навыками орфографического анализа слова.

    Схема орфографического анализа слова:

    1. Выписать слово, обозначить орфограммы

    2. Проанализировать каждую орфограмму: а) назвать орфограмму; б) определить, единообразно или неединообразно написание орфограммы в вариантах морфем; в) определить, чем объясняется выбор написания орфограммы, назвать принцип орфографии.

    Образец: Раскисший

    1. Правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-. Написание орфограммы неединообразно, нет опорных написаний, выбор зависит от произношения, следовательно, орфограмма написана в соответствии с фонетическим принципом орфографии.

    2. Правописание приставок на з-с-. Написание орфограммы неединообразно, выбор написания зависит от произношения, следовательно, орфограмма написана в соответствии с фонетическим принципом орфографии.

    3. Правописание звонких и глухих парных согласных в корне слова. Написание орфограммы единообразно, модно проверить сильной позицией (раскисать), следовательно, орфограмма написана в соответствии с морфологическим принципом орфографии.

    4. Правописание гласных после шипящих. Написание орфограммы единообразно, не опирается на произношение, нельзя проверить сильной позицией, следовательно, орфограмма написана в соответствии с традиционным (историческим принципом) орфографии.

    Задание 1. Докажите, что слова 1 группы написаны по морфологическому принципу, 2 группы – по фонетическому, 3 группы – по историческому.

    1. Молодчик, скользко, отдать, перо, грустный, сладкий, подкрепиться

    2. Чрезмерный, раскупить, свадьба, предыстория, блеснуть

    3. Шито, шило, загорать, растение, умирать, сапог

    Задание 2. Обозначьте орфограммы в словах. Укажите, в соответствии с каким принципом написана та или иная орфограмма.

    Вариант 1. Великаншей, лапшой, собачонка, семья, радостно, певуче, румяный, диванный, ледяной, боремся. Вариант 2. Свежо, растаял, землей, продажей, о мелочи, багряный, туманный, безболезненный, зловеще, яростно. Вариант 3. Леса, сородичем, мячом, о поклаже, общо, дерево, волосяной, оленем, безветренный, обжигает. Вариант 4. Полевой, в городе, раскопал, возраст, ребята, разносят, свиной, гусиный, плащом, развеянный.

    Задание 3. Выполните орфографический анализ слов (см. схему)

    Вариант 1. Безыдейный, растревожить. Вариант 2. Кокетливый, кумачом. Вариант 3. Расходился, обжитый, Вариант 4. Шоколад, бескостный.


    Похожая информация.


    РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

    Понятие о графике. Развитие письма

    Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

    Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

    Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

    Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

    Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).

    В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

    На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988 году. В основе её лежал греческий алфавит.

    За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

    До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

    В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг.). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

    Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г.,

    буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

    С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

    К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

    За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

    Состав русского алфавита. Буква и фонема

    Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

    Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.

    Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

    Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

    Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

    В большинстве случаев буква на письме передаёт фонему в сильной позиции (а не звук).

    Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

    Воды - вода – водяной

    | д ы] - [в a ] - [в ъ |д’и э |н j]

    <о>: [о] - [ a ] - [ъ]

    [г р’ |б ] – [ г р’ п ]

    <б>: [б] // [п]

    Слоговой принцип русской графики

    Соотношение между буквами и фонемами в русском языке определяется действием слогового принципа.

    Суть его заключается в том, что за единицу письма и чтения берется не одна буква, а целый слог. В связи с этим буквы для передачи как гласных, так и согласных фонем (звуков) читаются и пишутся с учетом соседних букв.

    Слоговой принцип проявляется в двух случаях:

    1. при обозначении на письме твердости - мягкости согласных фонем,

    2. при обозначении на письме фонемы .

    Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут означать как твердые, так и мягкие звуки. Например: [зву¢к], [з’д’эс’], [мост], [мэ’с’т’] (месть). Кроме того, мягкость согласных (исключая шипящие) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы. Например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга. Этот принцип обозначения называется слоговым принципом русской графики.

    Однако в русской графике есть и отступления от слогового принципа - написание гласных после букв ж, ш, ц, ч, щ. Звуки [ж], [ш], [ц] в русском языке всегда твердые, после них надо было бы писать только буквы а, о, у, ы, э. Однако это противоречит правилам правописания, и мы пишем жил, шил,

    жесть, шесть, цирк, цел. А звуки [ч’], [ш’], обозначаемые буквами ч и щ, всегда мягкие, но после них пишутся буквы а, о, у, как после твердых (чаша, чудо, щука, чопорный).

    Орфография

    Принципы русской орфографии

    Орфография (греч. ortographia, от ortos -правильный, grapho -пишу) - система правил о написании слов и их форм.

    Русская орфография имеет длительную историю, что объясняет некоторые сложности нашего правописания. В Древней Руси (Х-ХII вв.) не было различий между произношением и написанием слов, однако со временем произошли значительные изменения в звуковой системе языка, и теперь многие слова произносятся не так, как пишутся. Появилось множество правил, определяющих те или иные орфограммы.

    Написания многих русских слов поддерживаются традицией: мы пишем их так, как писали сотни лет назад. Например: после шипящий ж, ш принято писать и: жить, шить; в прилагательных в форме родительного падежа единственного числа пишется окончание -ого, -его: большого, хорошего (хотя вместо г здесь произносится в). В основе таких написаний лежит традиционный принцип.

    Есть в русском языке и такие слова, написание которых соответствует их произношению, например: роспись - расписка (под ударением в приставке пишется о, а в безударном слоге, .как и слышится, а); разбить - распить (перед звонким согласным слышится и пишется звонкий звук з, перед глухим - глухой с). Подобные написания носят фонетический характер: как слышим, так и пишем.

    Однако традиционные и фонетические написания в русской орфографии не получили большого распространения, потому что более удобным для русского языка оказался морфологический принцип. Он обозначает, что морфемы (значимые части слов) всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, в родственных словах корни имеют одинаковое начертание. Так, корень вод- пишется в словах: вода, водяной, наводнение, подводный, хотя звук [о] произносится только под ударением в последнем слове, а в других словах он изменяется в звук [а] или более короткий звук, средний между [ы] и [а] (в транскрипции ему соответствует ъ).



    В звучащей речи корни слов, приставки, суффиксы, окончания могут произноситься по-разному, но пишутся они всегда одинаково, иначе трудно было бы понять значение написанных слов. Применение морфологического принципа правописания облегчает понимание письменной речи.

    В соответствии с морфологическим принципом в русском языке пишутся:

    1) корни родственных слов: дом, домашний, домовой (в первом слове в корне произносится [о], во втором - гласный [а], в третьем - ослабленный гласный, средний между [ы] и [а]);

    2) приставки: подвиг - подвинуть (в первом слове в приставке гласный [о] произносится четко, так как стоит под ударением, во втором вместо [о] слышится [а], но надо писать по-); подбросить - подписать (в первом слове в приставке произносится звонкий согласный [д], а во втором - глухой согласный звук [т], к тому же вместо [о] в обоих приставках звучит [а]; но приставок «над-», «пат-» в русском языке нет, поэтому пишем только приставку под- );

    3) суффиксы: заботливый - молчаливый (в первом слове в суффиксе произносится ослабленный гласный, во втором - под ударением гласный и ,но пишется один и тот же суффикс -лив); звериный, куриный, соловьиный (в суффиксе -ин всегда пишется одно н);

    4) окончание: на реке - на речке (в первом слове е под ударением произносится четко как [э], во втором - вместо [э] произносится ослабленный звук, средний между [э] и [и] (в транскрипции ему соответствует ь), но пишется е; говорит -дышит (в первом слове окончание под ударением произносится четко, во втором - нет. Однако и в этом случае в глаголе второго спряжения в форме третьего лица единственного числа надо писать такое же окончание -ит).



    Морфологический принцип орфографии позволяет выработать единое написание одинаковых грамматических форм, которые в устной речи нередко имеют незначительные отличия. Это особенно важно для русского языка, который выделяется разнообразием форм словоизменения.

    Отдельные правила русской орфографии разграничиваются написанием слов, совпадающих в произношении, но имеющих разное значение. Дифференцирующие написания позволяют различать на письме, например, такие слова: поджог (имя существительное: совершить поджог) - поджёг (глагол в форме прошедшего времени: Кто поджёг бумагу?); компания (группа людей) - кампания (мероприятие, например: посевная кампания); бал (танцевальный вечер) - балл (оценка: получил на экзамене пять баллов); плач (имя существительное: плач ребенка) - плачь (форма повелительного наклонения единственного числа глагола плакать: Не плачь, еще все можно исправить!).

    В русском языке не много слов, которые совпадают в произношении, но пишутся по-разному.

    Правописание гласных