Табель о рангах определение. "Табель о рангах": общая характеристика. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Работа на уроке строиться по плану:

План урока

1. Русское дворянство.

2. Требования дворянства.

3. Служилые люди «по прибору».

4. Духовное сословие.

Вопрос 1-3. Рассказ учителя

В обществе сложились две основные группы класса феодалов (служилых людей «по отечеству»): боярство и дворянство.

Боярство включало в себя служилых князей (из числа потомков Рюриковичей, Гедиминовичей и перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и

знати), а также представителей старого московского боярства, бояр присоединенных к Москве удельных княжеств и земель.

Другую, более многочисленную группу служилых людей «по отечеству» составляло дворянство, сформировавшееся из слуг княжеских и боярских дворов. На низшей ступени этой иерархии находились самые малоземельные дворяне-помещики, входившие в категорию «детей боярских» и «городовых дворян».

К XVII в. высшая часть класса феодалов входила в состав « чинов» Государева двора и состояла из двух категорий: «думных чинов» - бояр, окольничих и думных дворян, а также московских чинов - стольников, стряпчих, московских дворян. Общая численность Государева двора в этот период составляла около 1200 человек. Каждому чину полагался определенный поместный оклад и денежное жалованье, которое выплачивалось регулярно.

Помещик получал поместье пожизненно, пока мог нести военную службу, и оно передавалось по наследству,если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и могслужить государству. Если служилый человек вынужден был оставить службу по состоянию здоровья, то часть егобывшего имения выделялась ему на прожиток.

Помимо служилых людей «по отечеству», по мереусложнения государственной военно-политической системы Московского царства на протяжении XVI-XVII вв.сформировалась весьма значительная категория служилых людей «по прибору» (по набору), которых государство принимало на службу по найму для несения военнойи караульной службы. В это военно-служилое сословие входили московские и городовые стрельцы, пушкари, казенные кузнецы, служилые казаки. За выполнение своих служебных обязанностей эта сословная категория получала жалованье не землей, а хлебным и денежным довольствием и другими «дачами». Так как выплаты из государевой казны производились крайне редко, то этим приборным людям выдавался для «корма» на артель небольшой участок земли. Помимо этого, им разрешалось заниматься по месту службы мелкой торговлей и ремесленничеством.

Государь был заинтересован в укреплении дворянства, которое являлось социальной опорой самодержавной власти. Под нажимом дворянства, в обстановке бурных социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового свода законов, который бы учитывал сословные интересы землевладельцев и посадской верхушки и способствовал дальнейшему укреплению самодержавного строя.

РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ

Из челобитной дворян об отмене урочных лет. 1641 г.

Били челом государю Михаилу Федоровичу всея Руси дворяне и дети разных городов всею землею.

Бегают де из-за них старинные их люди и крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские… и в государевы дворцовые села, и в черные волости... И те де многие помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым людям и крестьянам на пустых местах слободы строят, а их поместья и вотчины от того становятся пусты. И те ж их беглые люди и крестьяне, выжив за теми людьми урочные годы и надеясь на тех сильных людей, где кто начнет жить, приходя из-за тех сильных людей, и остальных людей и крестьян из-за них подговаривают, и дома их поджигают, и разоряют всяким разореньем…

А которых они беглых своих крестьян за кем проведают, а урочные лета тем их крестьянам не дойдут, а они в тех своих беглых крестьянах суда и указу добиться не могут… И государь бы… велел их во всяких делах судить по судебнику блаженной памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси…

Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, слушав челобитья дворян и детей боярских, указал, и бояре приговорили: во крестьянстве на всяких чинов людей и в насильстве давать суд. А которые всяких чинов люди хотят беглых чужих крестьян за собою укрепить. А кто станет искать крестьянских животов и владения не имеет с крестьян, и тем отказывать и суда не давать .

Вопросы :

1) К кому убегали крестьяне от своих феодалов (помещиков и вотчинников)?

2) На кого жалуются челобитчики?

3) Почему помещики и вотчинники были заинтересованы в прикреплении крестьян к своей земле? Какой выход из создавшейся ситуации они предлагали?

) Как вы считаете, могло ли прикрепление крестьян к земле способствовать обогащению землевладельцев и государства?

5) Какие года называются «урочными»? В Соборном уложении, принятом в 1649 г., содержалась глава, в которой закреплялись все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладельца. Устанавливалось, что владельцами поместий могли быть

как бояре, так и дворяне.

Вопрос № 4. Учитель предлагает вспомнить структуру церковного управления и дополняет ответы учащихся.

Православная церковь имела разветвленную структуру и охватывала всю территорию страны.

На низовом уровне находились церкви и монастыри. В большинстве своем это были приходские церкви, которые являлись центрами религиозной жизни в городах и селах. В 80-х гг. XVII в. насчитывалось около 15 тыс. церквей, в том числе около 200 соборов в крупных городах.

Важное место в церковной системе занимали монастыри, которых во второй половине XVII в. насчитывалось около 650.

Высшим звеном церковной организации были патриарший и архиерейские дома, ведавшие управлением духовенства на территории епархии и всей России. В государстве в начале столетия насчитывалось 12-13 епархий, в 70-х гг. XVII в. - 19-20, 5 митрополий, архиепископий и епископий. В 80-х гг. число епархий выросло до 24, в том числе митрополий - до 12.

Во главе Русской православной церкви стоял патриарх.

Церковь была крупным феодалом. Большая часть вотчин с крестьянами принадлежала монастырям, меньшая - патриаршему и архиерейским домам и незначительная часть - соборным церквям.

Российский ученый Я. Е. Водарский, исследовавший церковные организации XVII - начала XVIII в., привел следующие данные:

в 1653 г. из 494 монастырей 219 (44%) владели вотчинами, в которых насчитывалось до 25 крестьянских дворов. Они являлись мелкими собственниками.

К средним феодалам принадлежали 163 монастыря (33% учтенных), которые владели 26-125 дворами.

Остальные 112 монастырей имели в вотчинах более 125 дворов крестьян, в том числе 16 монастырей (13 мужских и 3 женских) - более 1250 дворов каждый. Из последних самым богатым был Троице-Сергиев монастырь. Он был собственником вотчин с 16,8 тыс. крестьянских дворов, которые находились во многих уездах Европейской России. Крупнейшими собственниками земли и крестьян были монастыри: Кирилло-Белозерский (5530 дворов), ярославский Спасо-Преображенский (3879 дворов), костромской Ипатьевский (3657 дворов), суздальские Спасо-Евфимьевский и Покровский девичий, московские монастыри: Чудов, Новоспасский, Симонов, Новодевичий, Вознесенский и др.

Задание и вопрос : 1) Покажите на карте города, где были расположены монастыри.

2) Какие изменения произошли в Русской православной церкви и в положении церкви в государстве?

На вопрос россия в 17 веке основные сословия российского общества заданный автором чистосортный лучший ответ это Социальная структура российского общества в XVII века
Боярство
Высшее сословие в российском обществе. Владело вотчинами. Служило царю. Занимало высшие государственные должности в государственном аппарате власти.
Дворянство
Высший слой служилых людей в российском обществе. Владело поместьями, но могло передавать поместье по наследству в случае продолжения государственной службы.
Духовенство
Высшее сословие в российском обществе. Крупный земельный собственник - им принадлежало до 15% всей земли страны.
Иерархия русской православной церкви:
* Патриарх Московской и всея Руси
* Епископы, архиепископы, митрополиты
* «Белое» духовенство (приходские священники)
* «Черное» духовенство (монахи)
Крестьянство:
Частновладельческие.
Проживали на территории вотчин или поместий. Обязаны были нести тягло (повинности) в пользу государства и своего хозяина.
Дворцовые.
Обслуживали хозяйственные потребности царского дворца. Эта категория имела самоуправление и подчинялась дворцовым приказчикам.
Черносошные.
Не имели права покидать свои земли, несли тягло в пользу государства. В сравнении с положением частновладельческих крестьян их положение было легче.
Посадские люди
Это торгово-ремесленное население. Они несли тягло - повинность в пользу государства, выбирали старост и сотских (черные слободы) . Белые слободы принадлежали боярам, монастырям, епископам.
Купечество.
Занимало второе положение в городе. К привилегированному купечеству относились: «гости» , «гостиная сотня» , «суконная сотня» .
Приказные люди.
Служащие государственных учреждений, центральных и местных. Самое высокое положение занимали дьяки, им подчинялись писцы, подьячие, служители приказов. Служили в государственных учреждениях дьяки и старшие подьячие. По статусу приравнивались к дворянам. Они являлись владельцами земель и крепостных и получали денежное жалованье.
Приборные люди
Служилые люди по прибору или по набору. Это пушкари, стрельцы, ямщики, казаки, казенные мастера. Среди них встречались и служилые иностранцы, которые проживали в отдельных слободах. Служилые люди несли военную сторожевую службу. Получали государственное содержание, им выделяли земельные участки.
Казачество
Новое для страны сословие. Военное сословие. В нем числилось население ряда окраинных местностей России (Дон, Яик, Приуралье, Терек, Левобережная Украина) . Во главе казацких общин стояли атаманы и старшины. Все важные вопросы обсуждались на «круге» . Казачество пользовалось правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской службы.
Ясачные люди
Малые, нерусские народы России (манси, ханты, ненцы, буряты, якуты, башкиры) платили ясак (дань пушниной) . Чуваши, мордва, мари платили ясак медом и хлебом.
Предприниматели и наемные рабочие
Появляются в XVII веке новые группы населения - предприниматели и их наемные рабочие. Так зарождались рабочий класс и буржуазия.

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй. Ситуация была закреплена в IX томе «Свода законов Российской империи». В 4-й статье все «природные обыватели России» делились на четыре основных сословия:

  1. Дворянство – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  2. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  3. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  4. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Название сословия

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.

По мере утверждения российского самодержавия усиливались позиции дворянства-главной опоры царской власти.На протяжении 17 века оформилась сложная система должностного продвижения дворян в армии, при дворе и в системе управления. Это свидетельствовало о том, что в 17 веке дворянство превращалось в новое сословие.

Царская власть стремилась укрепить права как и дворян, так и бояр на землю и подвластных им крестьян. В 1649 году Земский собор принял новое Уложение, по которому закреплялось вечное право на зависимых крестьян и запрещался переход от одного хозяина к другому. К концу века позиции главных землевладельцев-бояр-были серьёзно подорваны.Основным хозяином земли и крепостных стало дворянство. Оно потеснило боярскую родовую знать и в сфере государственного управления. Все категории феодалов были уравнены в правах. Это означало серьезную победу дворянства в давнем соперничестве со старой родовой знатью.

Крестьяне:

Основную массу населения по-прежнему составляли крестьяне. Их положение в 17 веке значительно ухудшилось. Крестьяне работали на феодалов на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Одновременно зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства.

К концу века изменилась роль холопов. Теперь они становились приказчиками, посыльными, конюхами, портными, сокольничими и др.К концу века эта категория населения(зависимого) постепенно слилась с крепостными крестьянами. Изменилась система налогооблажения. К концу века была введена подворная подать.

Средние размеры крестьянских наделов составляли 1-2(га)десятины земли. Были и зажиточные крестьяне, размеры наделов которых составляли несколько десятков га. Из таких родов выходили известные предприниматели, купцы, торговцы.

Городское население:

Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы,контролировавшие посадские общины. Они старались переложить всю тяжесть налогового бремени на самую бедную часть населения- мелких ремёсленников и торговцев. Привилегированным было и положение боярских, дворянских и монастырских слуг и холопов, которые в свободное от службы время промышляли торговлей и ремеслом. Они были жителями белых слобод,населённых феодалами церковнослужителями, и не несли повинностей в пользу государства. Это вызывало постоянные жалобы основной массы посадского населения.

Особенностью 17 века стало и то, что по мере роста ремесленного производства в нём начинает применяться наёмный труд. К быстро богатевшим ремесленникам(не желавшим уже выполнять черновую работу)нанималась не только посадская беднота, но и крестьяне-бобыли, холопы.

Духовенство:

К концу 17 века численность российского духовенства значительно увеличилась. С принятием в конце 16 века патриаршества Русская православная церковь стала полностью самостоятельной. Церковь была крупнейшим собственником земли. В 1649 году Соборное уложение запретило церкви увеличивать свои земельные владения и ликвидировало права белых слобод (к их числу относились и церковные владения) в городах. Тогда же церковные руководители были лишены некоторых судебных привелегий, принадлежав их им ранее.

Казачество-

Военное сословие,в котором числилось население ряда окраинных местностей России. Оно пользовалось особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности.

Основу хозяйской жизни казаков составляли промыслы –охота, рыболовство, бортничество, а позже -также скотоводство и земледелие. Как и в 16 веке, казачество основную часть доходов получало в виде государственного жалования и военной добычи. Казачество сумело в короткий срок освоить огромные окраинные районы страны.

Важнейшие вопросы жизни казаков обсуждались на их общем сходе. Во главе казацких общин стояли выборные атаманы и старшины. Собственность на землю принадлежала всей общине. Атаманы и старшины избирались путем выборов, при которых каждый казак пользовался равным правом голоса.