Самый распространенный в риге архитектурный стиль. Югендстиль в риге. Архитектура Латвии. Архитектурные стили различных эпох

Прогуливаясь по Риге в середине декабря прошлого года со знакомым, коренным рижанином, я открыла для себя еще и совсем другой город - в стиле модерна (югендстиль).

Интересно, что по количеству зданий в этом стиле Рига является мировым лидером. Из построенных в Европе в стиле югендстиль на стыке XIX-XX веков порядка 800 домов, две трети было сооружено именно в столице Латвийского государства. В новом для архитектуры направлении, отказавшемся от прежде существовавших стилей, характерна плавность геометрических линий и форм с одной стороны, и выразительность, даже вычурность элементов с другой стороны.


Улица Альберта является своего рода музеем рижского модерна под открытым небом. Улица зародилась в 1901 году в честь 700-летия города и названа в честь основателя Риги - епископа Альберта фон Буксгевдена. В этих домах жили, как впрочем и сейчас живут, очень богатые люди.

Здание на фотографии внизу спроектировано архитекторами Пекшеным и Лаубе, учителем и учеником в 1903 г. С 2009 года здесь находится Рижский музей модерна.


Концепция стиля акцентирована на свободе творчества и фантазии скульпторов с темами природы, перекликающимися с античным искусством и мифологией.


В те годы в Риге творило несколько выдающихся архитекторов. Например, здание с объемными выступами, отличающиеся от остальных на этой яркой улице своей заброшенностью, спроектировал вышеупомянутый Эйжен Лаубе.

Самым "плодовитым" из архитекторов этой улицы является Михаил Эйзенштейн (отец режиссера Сергея Эйзенштейна, снявшего известные фильмы «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный»), которому принадлежит авторство по меньшей мере пятнадцати домов в городе, построенных в начале прошлого века.


Забавно, что архитектура не была основным родом деятельности скульптура, работавшего на государственной службе в статусе статского советника, занимавшего должность начальника отдела дорожного движения Лифляндской губернской управы. Проектирование домов для него было вроде хобби, и многие дома были разработаны Эйзенштейном по просьбе богатых друзей.


Украшения мифологическими скульптурами было излюбленным занятием творческого архитектора. Пара львьв,

грифоны,

сфинксы, стерегущие вход в здание,

и парочка симпатичных дракончиков несомненно являются украшением этой уникальной улицы, а также обогащают памятники архитектуры того времени.

А это здание с башенкой построено архитекторами Генрихом Шелем и Фридрихом Шеффелем в 1901 году, в котором в свое время была организована частная школа для девочек. Сейчас же в реконструированном доме находятся 20 эксклюзивных квартир, каждая на 6-7 комнат с огромными площадями, сами понимаете какой стоимостью.

По адресу ул. Антонияс, 2 находится российское консульство, облюбовавшее себе здание, я полагаю, в том же стиле модерна.



Очень красивое здание, находящееся в старом городе, тоже возведено в стиле югендстиль.

Элементы модерна присутствуют во многих зданиях Риги,



а самым характерным, пожалуй, является дом на ул. Яуниела.

И спасибо за внимание!

- (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля модерн … Современная энциклопедия

- (нем. Jugendstil) немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала Югенд (основан в 1896) … Большой Энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля модерн. Произошло от названия мюнхенского журнала Jugend , пропагандировавшего… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 2 модерн (5) стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Югендстиль - (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля “модерн”. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала «Югенд» (основан в 1896). * * * ЮГЕНДСТИЛЬ ЮГЕНДСТИЛЬ (нем. Jugendstil), немецкое название стиля «модерн» (см. МОДЕРН) , от названия мюнхенского журнала «Югенд»… … Энциклопедический словарь

- («Югендстиль») принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля «Модерн». Произошло от название мюнхенского журнала «Jugend» (1896), пропагандировавшего этот стиль … Большая советская энциклопедия

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля «модерн». Произошло от названия мюнхенского журнала «Jugend», пропагандировавшего этот… … Художественная энциклопедия

- [дэ], а; м. [франц. moderne новейший, современный] 1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 начала 20 в.: направление, противопоставлявшее себя эклектическому искусству предшественников, стремившееся к эстетической… … Энциклопедический словарь

Запрос «Динабург» перенаправляется сюда; о футбольном клубе см. Динабург (футбольный клуб). Город Даугавпилс латыш. Daugavpils Флаг Герб … Википедия

Книги

  • Журнал "Jugend" . 1896, №№ 1 - 52 , . Мюнхен, 1896. Издательство: G. Hirth"s Verlag in Munchen and Leipzig. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. "Югенд" - Мюнхенский еженедельник искусства и жизни - немецкий (баварский)…
  • Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…

Отчего-то многие, посещая Ригу, игнорируют её главную изюминку, или уделяют ей ничтожно мало времени. И сейчас я не о Старом городе (кто ж его пропустит?!), хотя и о нём, частично, тоже.
Речь идёт об архитектуре в стиле модерн . Югендстиль, ар-нуво. Общепризнанно, что в Риге представлено самое богатое в Европе собрание зданий в этом стиле.

Процитирую periskop - его фраза абсолютно точно отражает произошедшее со мной в латвийской столице.

Себя я по этой классификации, конечно, отношу к любителям модерна. :)

Архитектуру модерна (1890 - 1910-е годы) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
… Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

В Петербурге мне в душу западали отдельные дома (когда-нибудь я напишу про них). Как человек любознательный, я лезла в интернет, чтобы что-нибудь прочитать про здание и забыть через пять минут. И после нескольких подобных исследований я заметила, что ВСЕ дома, которые мне приглянулись – одного архитектурного стиля. Модерн. Выяснив, что моя любовь не иррациональна, и объясняется наличием вполне конкретных признаков, я расширила свою любовь на все дома этого стиля, даже заочно – я их не видела, но уже любила.

Так что в Ригу я ехала хорошо подготовленная, с распечатками пешеходных экскурсий, позволяющих посмотреть максимальное число архитектурных сооружений в стиле модерн.

Самая известная и плотно застроенная модерном часть Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и Элизабетс – Мекка для поклонников югендстиля.

Кроме этого заповедника модерна дома рассредоточены по старому городу и за его пределами.

Предлагаю начать прогулку с центральной части, оставив самое интересное на десерт. Ведь даже не выходя за пределы Старого города можно посмотреть много выдающихся зданий в стиле модерн.

1. В самом начале утренней прогулки по городу нашли такой дом, на углу улиц Noliktavas и Muitas .

2. Дом на ул. Смилшу (Smilšu iela), 2 (1902, арх. К. Пекшенс). Растущее дерево, юность и старость, находящиеся в опоре эркера, выражают идею непрерывного обновления. На эркере распушил хвост павлин – довольно характерный мотив украшений.

Поближе:

3. Ранний модерн – здание под номером 8 на ул. Смилшу (1902, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель).

Растительный орнамент, таинственные маски.

Над дверью.

На фасадах романтические образы девушек, держащих венок.

Вообще лица, «головы» - один из символов рижского модерна. Почти на каждом доме среди лепных украшений прячется лицо.

4. Кошкин дом, Мейстару, 10 (1909, арх. Ф.Шеффель) – одно из самых известных рижских зданий. По большому счёту, относится к стилю национального романтизма – более позднее ответвление модерна. Главные отличия – утяжелённые формы, народные орнаменты, облицовка грубым камнем. Но не забыты в «кошкином доме» и мотивы модерна: плавные линии в обрамлении парадной. Верхушки башен украшают скульптуры вздыбленных кошек.

Об этих кошках придумано множество легенд: мол, купца - хозяина дома – не приняли в Большую гильдии и от обиды тот установил на здании кошек, повёрнутых хвостом в сторону здания Большой гильдии. Сейчас кошки смотрят в сторону Гильдии мордочками – то ли купец добился принятия в гильдию, то ли возмущённые горожане заставили его развернуть кошек.

5. Забавно, что следующим в нашем маршруте был Дом с собакой: на ул.Шкюню 10/12 (1902, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель). Здесь мы видим удивительное многообразие растительного орнамента.

Венчает башенку над эркером скульптура собаки. По преданию, эта скульптура связана с кошкой на крыше дома на Мейстару, 10. Оба животных выражают раздоры между домовладельцами.

Довольно типичный символ.

6. Здание на Tirgonu iela, 4. Сейчас там хостел, и мне немедленно захотелось пожить в нём:)

7. Дом № 25/29 на улице Яуниела (Jauniela) (1903, арх. Бокслафф), тоже скорее относится к национальному романтизму. Но элементы модерна есть и здесь: растительный орнамент, лица-маскароны и лучистое солнце над порталом.

8. Из окна нашей гостиницы было видно задние по адресу Kaleju Iela 23 . Это дом (1903) архитектора Paul Mandelstamm, знаменит своим порталом с мотивами солнца и каштановым деревом.

9. Здание на ул. Театра (Teātra iela), 9 (1903, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель). Украшения фасада в стиле барокко, но среди них проглядывает модерн: цветная мозаика и необычное решение окна. Три классических атланта держат земной шар.

Audeju iela, 7

Ирисы - ещё один традиционный мотив ар нуво.

К сожалению, адреса не знаю.

Модерн

Викто́р Орта́ . Лестница в Отеле Тассель, Брюссель. Входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Концепция отказ от симметрии; естественные, «природные» линии; растительные орнаменты; творчество прерафаэлитов
Дата основания 1880-е
Дата распада 1914
Модерн на Викискладе

Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства .

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Термин

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции - «ар-нуво» (фр. art nouveau , букв. «новое искусство») или «fin de siècle » (фр . «конец века»); в Англии - «современный стиль» (англ . modern style ); в Германии - «югендштиль» (нем. Jugendstil - «молодой стиль» - по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend ); в Австрии , Чехословакии и Польше - «сецессион» (нем. Secession - «отделение, обособление»); в Шотландии - «стиль Глазго » (англ. Glasgow style ); в Бельгии - «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати» , созданного в 1884); в Италии - «либерти» («стиль Либерти »); в Испании - «модернизмо» (исп. modernismo ); в Нидерландах - «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin ); в США - «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России - «модерн».

Описание

Появление

В 1860-1870 годы в Европе главенствовало направление историзма , которое заключалось в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому своё творчество объединяло другие художественные течения и школы в разных странах. В результате в 1880-е годы в работах ряда мастеров начал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял историзму новые художественные приёмы.

Родоначальником модерна считается Англия - старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов» , философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса , получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре . Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики .

В европейских странах появлялись художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа » во Франции, «Мир искусства» (1890) в России .

Хронология

Период развития модерна: конец 1880-х - 1914 годы - начало первой мировой войны , оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .

Условно выделяют 3 этапа развития стиля:

Классификация

Разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя различные направления и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается историзм и начинается модерн, и где заканчивается модерн и начинается ар-деко .

Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм: неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем , который относился к периоду историзма).

Исполнение

Наиболее заметная особенность модерна - отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых, как подражание природным формам растений. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал - отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки - цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Для интерьера характерны сочетание плоскостей, изогнутая мебель; в отделке - наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля - часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас). Окна - прямоугольные, вытянутые кверху, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» - широкие, наподобие витрин . Двери стиля модерн - прямоугольные, часто арочные плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные .

Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

    Дверная ручка в стиле модерн. Берлин, Gutzkowstr. 7.

    Глиняная расписная тарелка с лилиями художника Амальрика Вольтера.

    Окна парижского дома по улице Champ de Mars №33. Архитектор Октав Ракин.

Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок , на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х годах значение модерна начало угасать.

Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии , ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи . Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

Предмодерн

Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом . Это течение формировалось в разные годы, в разных странах и различными художниками, как правило, не знавшими друг друга, но связанными общими идеалами и идеями. Направления модернизма не были связаны с национальными традициями стран, в которых они развивались. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Ярким примером такого несоответствия может служить Эйфелева башня , которая, по мнению интеллигенции того времени, совершенно не вписывалась в архитектуру Парижа и вызвала бурю негодований. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму . Первыми модернистами были художники, творившие на рубеже конца XIX века, которые считали, что духовная революция, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира, требовала отказа от социально-политического радикализма. Новой идейной платформой стала духовная революция как качественно новое сознание, новое жизнепонимание. В её основе лежали интуитивизм А. Бергсона и Н. Лосского , феноменология Э. Гуссерля , психоанализ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга , экзистенциализм Сёрена Кьеркегора , Мартина Хайдеггера , Карла Ясперса , Николая Александровича Бердяева и др. Теоретическую основу будущего стиля сформулировал Уильям Моррис , однако развитием идей раннего модерна занимались многие художники эпохи предмодерна .

Модерн в архитектуре

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл , бетон , стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру , который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы - лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - всё проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар , создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро .

Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди . Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.

Галерея

    Casa Fenoglio-La Fleur (1907), Италия

Живопись модерна

На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм , который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.

Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа » с Полем Гогеном . В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.

Галерея

Графика модерна

Графика стала той областью, из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля, и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо. К особенностям этого дизайна, появившегося в 1883 году, относятся цвета и сильно изгибающиеся стебли и листья в монохромном исполнении. Поскольку такая обложка принадлежала книге, посвящённой архитектуре и купленной, вероятно, многими британскими архитекторами, она оказала сильное воздействие на создание изгибов и форм архитектурного стиля ар-нуво .

В конце XIX века сформировался тот вид графики, который принято называть плакатом. Рождение плаката обусловлено новшествами в типографской промышленности. Настоящему искусству плаката открыла путь техника литографии. Тираж издания мог составлять несколько тысяч оттисков .

Литография, искусство книги (книжный дизайн), графика достигли в период модерна высокого подъема благодаря работам англичанина Обри Бёрдсли , немцев Томас Гейне , Г. Фолегера и русских мастеров Александр Бенуа и Константина Сомова . Большие художественные достижения обрел модерн в создании афиш и плакатов (работы Эмиля Грассе во Франции, Альфонса Мухи в Чехии).

Первыми модернистами во Франции стали ученики Гогена, а в Англии - последователи «прерафаэлитов».

Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли - автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга ». Графика Бёрдсли - классика модерна. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы. Для света - белая бумага, для тьмы - черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона» .

В России большую роль в становлении плаката сыграли мастера объединения «Мир искусства ». Плакат предоставлял им массовую трибуну, с которой они могли заниматься эстетическим просветительством.

Графика модерна обладала собственными выразительными средствами: энергичный обобщённый рисунок, резкие контрастные цветовые соотношения, использование больших технических возможностей литографии содействовали развитию такой разновидности графики, как афиша, плакат. Для них характерны тщательно разработанные композиции, декоративные и шрифтовые .

Германия

Мастера немецкой графики искали новые технические приёмы. К таким новшествам можно было отнести рисование на грубой зернистой бумаге с предварительным покрытием её белилами. Чтобы, например, получить мягко расплывающийся штрих, мюнхенские графики стали широко использовать японскую кисть. Еще один новаторский прием получение на белой бумаге отпечатка фактуры грубой материи, слегка пропитанной тёмной краской. Фон напоминал зернистую поверхность холста; нанесенный на него штрих приобрел специфические свойства. Графики учились обрабатывать бумагу разными кислотами, чтобы превращать ее в подобие пергамента. Линии на такой бумаге выглядели по-новому .

Галерея

Скульптура модерна

Основные черты скульптуры стиля модерн - это возвращение к «природным» линиям. Характерны текучесть и динамизм форм, «внутренняя энергия». Скульптура модерна декоративна, ее предназначение украшать пространство, подчинять его единому ритму. Среди скульпторов модерна особо выделяют двух французских мастеров: Огюста Родена и Аристида Майоля .

Среди десятка работ Родена самая известная - «Мыслитель» . В своих работах он прославляет великую силу любви, её красоту и бессмертие. Другие его известные работы: «Первый поцелуй», «Вечная весна», «Поэт и муза».

Галерея

    Скульптура Танец с шарфом Агатона Леонарда

Ювелирное искусство модерна

Для ювелирного искусства эпохи ар-нуво наиболее характерны такие общие черты стиля, как: использование плавных, естественных линий, подражающих форме листа или волны, избегание прямых геометрических форм, использование приглушенных пастельных и матовых цветов и материалов. Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал , лунный камень , бирюза , а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.

Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить Жоржа Фуке , Тиффани и Рене Лалика .

Галерея

    Кулон с нимфой, Masriera&Carreras. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры.

Интерьер модерна

Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль - это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне . Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми .

Галерея

    Павлинья комната, Лондон

Рига стала одной из тех европейских столиц, в которой новый стиль заявил о себе достаточно громко, убедительно и ярко, что нашло отголоски и в архитектуре других латвийских городов и даже в сельской среде.

Рига – североевропейская столица югендстиля

Исторический центр включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этот важный регистр Рига попала благодаря своей средневековой застройке, деревянной архитектуре XIX века и архитектуре югендстиля, которой с точки зрения качества и распространения нет равных в мире.

Отправляйтесь в Ригу, чтобы увидеть это своими глазами!

Некоторые достопримечательности, которым стоит уделить больше внимания:

  • Первая постройка югендстиля в Риге – это арендный дом с магазинами на ул. Аудею, 7 , построенный в 1899 году.
  • Роскошь и масштаб сочетаются в домах на ул. Элизабетес, 10a и 10b , которые проектировал один из виднейших представителей рижской архитектуры югендстиля Михаил Эйзенштейн.
  • Выразительные женские фигуры, растительные и цветочные мотивы, витые линии и маски – все это можно увидеть на фасаде здания по ул. Смилшу, 8 .
  • Попытки латышских архитекторов создать национальную архитектуру отражены в спроектированном Эйженом Лаубе арендном доме на ул. Алберта, 11 . В отделке здания использованы натуральные материалы, в том числе известковый туф и дерево, а также этнографические орнаменты.
  • Фасад Дома Рижского латышского общества (ул. Меркеля, 13 ) украшен яркими сказочными образами, созданными латышским художником Янисом Розенталсом.

Музей "Рижский центр югендстиля"

Построено в 1903 году как личный дом известного латышского архитектора Константина Пекшенса, который он проектировал вместе с Эйженом Лаубе. Символом здания является его подъезд с чрезвычайно изысканной винтовой лестницей.

В интерьере музея размещена аутентичная рижская мебель начала XX века, посуда, предметы искусства, часы, одежда, вышивка и другие предметы. Неторопливые беседы с дамами в нарядах эпохи югендстиля позволят проникнуться очарованием модерна.

Оазис югендстиля на западе Латвии

Значительное наследие югендстиля хранит портовый город . Вот некоторые здания, на осмотр которых следовало бы выделить время:

  • шестиэтажный арендный дом на ул. Базницас, 18 , или "Голубое чудо" – одна из самых значительных построек югендстиля в Лиепае;
  • здание на ул. Грауду, 44 , отделка которого насыщена декоративными элементами;
  • арендный дом на ул. Куршу, 21 , в подъезде которого сохранилась уникальная стенная и потолочная роспись;
  • арендные дома на ул. Грауду, 34 , и Лиела, 4 , выдержанные в стиле национального романтизма.