Рассказ о жизни детей в годы войны. Дети - герои великой отечественной



В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро. В тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью. Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны, оказывались втянутыми по горло в войну и пылали недетской ненавистью к бесчеловечным врагам. Как много пришлось им испытать в те годы!

Во всех областях и крупных центрах были созданы комиссии по устройству беспризорных детей в возрасте до 15 лет. Количество детских домов увеличилось на 4.340 по сравнению с 1940 годом и составило около 6 тысяч к концу войны. Открывались новые ясли, детсады, ремесленные и суворовские училища, специальные школы. Ассигнования на содержание детских домов за время войны возросли в два с лишним раза - с 900 млн. рублей в 1940 году до 2,2 млрд. рублей в 1945 году, не считая средств, которые выделялись на это профсоюзами. Во время войны не возникло массового беспризорничества. Было спасено более одного миллиона детей, оставшихся без родителей или потерявших связь с ними.
В один из первых дней войны в газете «Правда» была опубликована информация о том, что около 2 тыс. московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших в действующую армию. Свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали к станкам вместо тех, кто ушел на фронт. Школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учебы помогать предприятиям легкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, участвовали в пошиве обмундирования. В стране ширилось движение «Молодежь - на производство!». Росла численность подростков на оборонных предприятиях. Если в 1940 году их доля составляла 6%, то в 1942-м – 18%, а в Наркомате тяжелой промышленности – 24 - 49, 4%.
Именно во время войны Сергей Михалков написал стихотворение «Данила Кузьмич», строки из которого наиболее полно отражали происходившее тогда на многих предприятиях:
« …Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.
Я шел по заводу, вдруг слышу: - Здорово! -
Вот так в первый раз я услышал Смирнова.
«Здорово!» - хотел я кому-то ответить,
Кого не успел еще даже заметить.
- Что ходишь? Что смотришь? -
послышалось снова.
И тут в первый раз я увидел Смирнова.
Я знал, что бывают какие-то гномы,
Которые людям по сказкам знакомы.
Я помню, что слышал однажды от сына,
Что жил человечек смешной - Буратино,
Которого ловкий топор дровосека
Из чурки простой превратил в человека.
Но в жизни своей не встречал я такого,
Как этот Смирнов, человечка живого!
В большой, не по росту, казенной тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человечек и мне улыбался.
- Как звать? - я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
Смирновым Кузьмой был покойный папаша,
Данила Кузьмич - будет прозвище наше.
- А сколько вам лет? - я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло двадцать восьмого, -
Сердито ответил он басом солидным
(Должно быть, вопрос показался обидным).
- Да ты не сердись!
- А чего мне сердиться! -
Кузьмич отмахнулся большой рукавицей. -
Таких-то немало у нас на заводе.
И ростом другие поменее вроде!
Мы шли с Кузьмичом корпусами завода,
И нас проверяли у каждого входа,
У каждого выхода нас проверяли -
Мы оба свои пропуска предъявляли.
- Куда мы идем? - я спросил у Смирнова,
Но я из ответа не понял ни слова.
Гудели динамо - жуки заводные,
Шуршали как змеи ремни приводные.
И масло машинное ниточкой тонкой
Тянулось без устали над шестеренкой.
И падали на пол, цепляясь друг к дружке,
Витые стальные блестящие стружки.
И нужные танкам стальные детали
Со звоном одна за другой вылетали.
И вот, наконец, мы дошли до плаката:
«Берите пример со Смирнова, ребята!
В тылу не расходится дело со словом,
На фронте танкисты гордятся Смирновым!»
А сам мужичок с ноготок знаменитый
По шумному цеху шагал деловито.
И кто мог подумать, что в эту минуту
Его вспоминали в сражении лютом!
Смирнов по-хозяйски зашел за решетку,
Умело взял в руки железную щетку,
Протер этой щеткой поверхность металла.
Как зеркало сразу она засияла.
- Включайте рубильник. Готово? - Готово! -
И я за работой увидел Смирнова.
И понял я, что никакой Буратино
Не смог бы стоять возле этой машины
И что никакие волшебники-гномы,
Которые людям по сказкам знакомы,
Которые силой чудесной владеют,
Творить чудеса, как Смирнов, не сумеют.
И я, человек выше среднего роста,
Себя вдруг почувствовал карликом просто.
Прославим же юного мастерового:
Ткача, маляра, кузнеца и портного,
Сапожника, токаря и столяра.
Даниле Смирнову и прочим - УРА!»

Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и ту, что шла для оборонных предприятий. Например, в Москве в 375 таких мастерских работали более 17 тыс. учащихся. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные слесари и токари изготавливали детали для мин, столяры - приклады для винтовок и автоматов, лыжные палки.
Во время войны не прекращались и занятия в школах. Как бы ни было трудно, особенно в прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учебу. Интересно, что и успеваемость в большинстве случаев была высокой.
Большая работа велась и на пришкольных участках. Например, в Перми вывели новый сорт огурцов и цветной капусты, семена которых передали в колхозы. В Омске выращивали сахарную свеклу, которая до этого там никогда не росла. А в одной из школ Тулы было выведено более полусотни новых сортов яблок, вишен и груш.
Все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами. А ведь обстановка в селах, деревнях была тяжелейшей с первых дней боевых действий. Рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане страны. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.
Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Вот лишь некоторые примеры. Вася Копаев, Катя Бекметьева и Вася Горбиенко из колхоза «Большевик» деревни Щукино Московской области из ребят школы в августе 1941 года организовали подвижные бригады и посылали их туда, где была нужна помощь старшим. В колхозе «Хлебороб» 25 пионеров помогали убирать урожай. А в колхозе имени Кирова Славковского района Ленинградской области 150 ребят со специальными книжками вместе со взрослыми ежедневно выходили на работу. Пионеры села Барисово Московской области в 1941 году пропололи 34 га свеклы, 12 – моркови, 60 – клевера и около 30 га садов.
8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил Всесоюзный пионерский воскресник «Пионеры - фронту». В нем участвовали 2,5 млн. школьников. Они заготовили около 75 тыс. кубометров дров для семей фронтовиков, собрали 4.268,1 т металлолома, 355,4 т дикорастущих и лекарственных растений, 2.719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т овощей, утеплили 565 школ, 172 скотных двора, отгрузили 297 т угля, 63 т торфа, очистили от снега 29 тыс. км железнодорожных путей.
В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали удобрения, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, проверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна.
Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в «красных обозах». Так, в Ярославской области в 1943 году они участвовали в 1.314 обозах и в 2.314 транспортных бригадах. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240.784 тонны.
Простые люди стремились помочь армии всем, чем только могли. Одним из патриотических движений в те дни были различные взносы в фонд обороны страны, усиление ее боевой мощи. Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно-Морского Флота проявили и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолеты, «катюши» и другое оружие и передавали их в действующую армию.
Так, 1 сентября 1941 года учащиеся школы № 102 Кировского района города Горького обратились ко всем школьникам Горьковской области с призывом построить танк «Пионер». Их поддержали учащиеся всех школ области. Состоялись собрания и линейки пионеров, на которых ребята брали обязательства активнее включаться в сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, и все заработанные деньги перечислить на счет танка «Пионер». Прошло несколько месяцев, и 250 тыс. рублей были собраны. На Горьковском заводе на них был построен танк, который 18 января 1942 года в парке Кировского района города был передан танкистам.
В марте 1942 года в Москве и в Московской области по инициативе школьников Ленинского района Москвы развернулось движение за сбор средств на постройку танка «Таня». К концу сентября на счет танка было перечислено более 300 тыс. рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колону «Московский пионер», которая летом 1943 года была передана фронтовикам.
Ребята Липовецкой неполной средней школы Туринского района Свердловской области в 1942 году заработанные в колхозе и вырученные за сданную макулатуру 5 тыс. рублей передали на танковую колонну «Свердловский комсомолец». В 1941 – 1944 годах пионеры и школьники Курганской области заработали в колхозах 757 тыс. рублей, собрали 2,8 тыс. т металлолома, сдали его на заготовительные пункты и вырученные деньги перечислили в фонд Красной Армии. А учащиеся Поперенческой школы Юргинского района Кемеровской области, экономя на завтраках, зарабатывая трудодни в колхозах, собирая металлолом, выращивая овощи на пришкольном участке, на все вырученные деньги купили танк «Поперенческий школьник».
На многих фронтах в воздухе были пионерские боевые самолеты. В их числе «Пионер Сибири», «Ташкентский пионер», «Пионер Узбекистана», «Пионер Ростова», «Пионер Кирова», «Пионер Коми АССР».
Школьники приняли самое активное участие и в движении по заготовке подарков для воинов -фронтовиков. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам-фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. вышитых кисетов для табака.
Как правило, каждая посылка с подарками школьников фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце воина. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!» Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.
Частыми гостями школьники, ребята из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они читали тяжелораненым книги, письма, писали письма их родным и друзьям -фронтовикам, выступали с концертами. Их серьезность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение к ним. Так, только во время блокады Ленинграда городской Дворец пионеров силами ребят дал 300 концертов в госпиталях и воинских частях. Учащимися Медведевской школы Бологовского района Калининской области была оборудована комната в подшефном госпитале для раненых, сделаны для нее скамейки, табуретки, стулья. Школьники брали на себя и заботу о семьях бойцов, воевавших с фашистами. Они шефствовали над семьями погибших фронтовиков.
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Осаждали военкоматы и подростки. Порой с искренним чувством они шли на подлог, завышая на год, а то и на два свой возраст. Юные патриоты сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и не могли остаться в стороне от разыгрывавшейся на их глазах трагедии, шли буквально на все, чтобы стать в строй защитников Родины. Так, 22 июня от пионеров и школьников Омска с просьбой послать на фронт поступило 4 тыс. заявлений, а 29 июня их было уже 9 тысяч.
…Такова лишь малая толика того, что было сделано юными защитниками страны для победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
На снимках:отцы - на фронт, дети - на заводы (фото 1941 г.); заменил отца.

2 «а» класса МОУ СОШ №5

Руководитель: Глузгал Л. П.

Цели работы:

  • узнать о военном детстве своих бабушек и дедушек;
  • выяснить, какими игрушками играли дети в военное время;
  • узнать о новогодних игрушках времён Великой Отечественной войны.

Источники информации:

  • воспоминания наших бабушек и дедушек;
  • изучение музейных экспозиций;
  • работа с литературными источниками и ресурсами Интернета.

План работы

  1. Воспоминания наших бабушек и дедушек.
  2. Изучение музейных экспозиций.
  3. Ёлочные игрушки военных лет.
  4. Заключение.
  5. Используемые ресурсы.

Воспоминания наших бабушек и дедушек

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны? Такие вопросы поставили мы перед собой и начали поисково-исследовательскую деятельность по теме «Игрушки военных лет».

Источниками информации для нас стали:

  • Воспоминания наших бабушек и дедушек;
  • Изучение музейных экспозиций;
  • Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета.

В ходе исследования выяснилось, что у нескольких ребят нашего класса есть бабушки, чьё детство пришлось на военное время. Сейчас им от 70 до 80 лет. Вот их имена:

  • Потехина Вера Федоровна (бабушка Гаврилова Саши);
  • Лебедева Евгения Павловна (бабушка Лебедева Ростислава);
  • Лучникова Валентина Васильевна (бабушка Шаповаловой Даши);
  • Казакова Любовь Ивановна (бабушка Хорошаевой Дианы);
  • Цветкова Вера Ивановна (бабушка Мухиной Насти);
  • Балыкова Надежда Ивановна (прабабушка Балыковой Насти);
  • Исаева Людмила Михайловна (бабушка Блохиной Маши).

На классном часе они поделились с нами воспоминаниями о нелёгких годах своего военного детства.

«Когда шла война, мне было 8 лет» - вспоминает Потехина Вера Федоровна. «Хорошо помню, как провожали на фронт солдат. Наша семья тогда жила в глубоком тылу в г. Ташкенте, где выпускали боевые машины, самолёты, одежду, продукты для фронта. Мы, гражданские жители, были ограничены во всём, всё распределялось по карточкам, поэтому каждый ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые трудились по 10-12 часов, поэтому все заботы о домашних делах были на нас. Но основной работой была учёба. Часто учились в холодных классах, не хватало бумаги, поэтому вместо тетрадей пользовались отходами полиграфической промышленности. Занятия проводились по военной программе. Кроме основных предметов, изучали военное дело - учились собирать и разбирать автомат, пользоваться противогазом, правильно ходить в строю. За хорошую учёбу получали награды - брезентовые ботинки. Были очень рады им, т. к. обуви не хватало. На завтрак мы получали кусочек хлеба, мясных продуктов не было, ели мясо черепах».

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр? Да. И подтверждение этому фотография Казаковой Любови Ивановны, где она изображена маленькой 7-летней девочкой. А в руках у неё кукла, сшитая её мамой из ваты и тряпочек. Только голова куклы является купленной заготовкой.

Из воспоминаний Лучниковой Валентины Васильевны мы узнали, что действительно «куклы были в основном тряпичные, которые делали сами. А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком и связав верёвкой».

Цветкова Вера Ивановна родилась в 1947 году, но о трудностях военных лет знает от своей сестры Валентины, родившейся в 1941 году. «В деревне, где мы жили, покупных игрушек не было, были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Кукол, например, шили сами из белого холста, голову набивали или опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли ещё «омялки»), лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались жёлтого цвета. Платье шилось из цветных лоскутков. Такими куклами играли девочки. А мальчики катали «коляски», которые изготавливали из деревянных брёвнышек. Любили играть свистульками, которые делали из дерева, тонких сучков ивы. В то время по деревням ездили сборщики старой одежды и макулатуры. В обмен на сданные вещи «тряпичники» давали глиняные свистульки. Это была самая желанная игрушка для ребёнка того времени. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, как целой посудой, берегли их, хранили, тщательно мыли».

Людмила Михайловна Исаева вспоминает, что «играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок. Кукол шили из рваных тряпочек, набивали соломой, угольками рисовали лицо. Очень любили играть битой посудой. Летом делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом».

Изучая воспоминания других детей войны, найденные в Интернете, мы узнали о ещё одном способе изготовления самодельного мяча. Влажной рукой гладили коров и таким образом собирали с них шерсть, потом смачивали этот ворс в воде, скатывали, в итоге получался очень прыгучий мячик.

Изучение музейных экспозиций

Следующим этапом нашей поисково-исследовательской деятельности было изучение музейных экспозиций. Для этого мы посетили два музея нашего города: «Музей кукол» и «Музей городского быта». К сожалению, игрушки военных лет в них не представлены. Но, посетив «Музей кукол», мы узнали технологию изготовления игрушек из подручных материалов. Именно так и поступали наши бабушки. Увиденные игрушки в «Музее городского быта» - кот в сапогах и медвежонок похожи на игрушки военного времени, но относятся к более раннему периоду.

А вот на выставке игрушек военных лет в Туле можно увидеть даже фабричные игрушки. Одна из них - парусиновый мишка с бантиком. Несколько таких мишек изготовила местная артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. В экспозиции выставки также представлены тряпичные куклы и целлулоидные пупсы, жестяная стрекоза, вырезанная в эвакуации из банки от тушёнки. Ценный экспонат выставки - ещё один мишка, с которым в 1943-м году играл маленький ребенок. Мишка сделан из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки.

А наша встреча с медвежонком военных лет произошла в г. Мышкине при посещении Мышиных палат. Один из залов палат посвящён медведю. Вот здесь-то мы и увидели плюшевого медведя, который принадлежал одному мальчику из блокадного Ленинграда.

«Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов!» - рассказывает Сергей РОМАНОВ, историк, исследователь, реставратор и коллекционер. Собирает он самые различные игрушки, в том числе и старых плюшевых мишек.

Коллекция собирается уже около 20 лет, в ней более 3,5 тысяч игрушек.
Большую часть его коллекции занимают куклы. Здесь есть кукла «Юрий Никулин», и целлулоидный мальчик в костюме гитлерюгенда - ее привез Молотов из Германии сразу после подписания пакта о ненападении. В коллекции елочных игрушек Сергея Романова также встречаются поистине редкие вещицы. Например, матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают зверюшки и человечки в буденовках. Над ними вьется надпись: «С Новым 1941 годом!»

Ёлочные игрушки военных лет

Из воспоминаний Надежды Ивановны Балыковой мы узнали, что украшение ёлки к Новому году во время войны было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «В дома приносили настоящую живую ёлку. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукой. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи » - вспоминает Б алыкова Н. И.

Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать на выставке «Елка Победы»
в Центральном музее Великой Отечественной войны.

На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо-ки, картона и даже из стреля-ных гильз. Военная тема ста-ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью-щего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы.

Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — «Серп и молот».

И вот он настал - долгожданный День Победы! Но с каждым годом неотвратимо уходят люди конца 20-х, 30-х и начала 40-х годов рождения. Живые свидетели Великой Отечественной войны. Они ждали от жизни счастья и радости, потому что были детьми. Их детство опалила война, но они выжили. Они помнят, и они рассказывают…

Валентина Михайловна Хрусталева: «Я раненым моим детством войну проклинаю»

Валентина Михайловна родилась 16 декабря 1934 года на станции Долинская Кировоградской области в Украине. Во время войны была на оккупированной территории. В школу смогла пойти только в 9 лет, сразу во второй класс. После войны получила высшее образование - окончила историко-философский факультет Киевского государственного университета имени Т. Г. Шевченко. Работала учителем истории. Трудовой стаж Валентины Михайловны - 42 года. У нее много наград: «Отличник народного просвещения РФ», «Ветеран труда», медаль «90-летие Октябрьской революции», «80 лет ВЛКСМ», «70 лет битвы под Москвой», «50 лет полета первого человека в космос». Всю свою сознательную жизнь Хрусталева занимается общественной работой. Она является председателем Домодедовского отделения Всероссийской общественной организации «Дети войны» и председателем женсовета «Добродея» микрорайона «Авиационный». У нее и ее мужа, Виктора Петровича Хрусталева, пять детей и шесть внуков.

«Когда началась война, мне было семь лет, - рассказывает Валентина Михайловна. - Жили мы в Украине. Я с нетерпением ждала праздника первоклассника. Но мой первый урок и первый класс растянулись на три года. После мощной бомбардировки немецкие войска заняли нашу узловую станцию Долинская, что в 30 километрах от Кривого Рога.

Жизнь на оккупированной территории в течение трех лет преподнесла такой урок, что он жив до сих пор в моей голове, в сердце, в душе. Разве можно забыть гул вражеских самолетов со смертоносным грузом, бомбежки, страх, ужас, запах пожарищ, рыдания, причитания матерей погибших детей или угоняемых в Германию, казни, расстрелы мирных граждан?

Когда немцы пришли в деревню, все тряслось от грохота танков. Начались расстрелы. Стреляли не всех - только евреев и коммунистов, а другим давали в руки лопаты, чтобы они засыпали землей тела расстрелянных. А потом эта земля шевелилась, дышала несколько дней… Разве это можно забыть? А как погибали от мин и снарядов дети, сверстники мои… А еще фашисты додумывались разбрасывать везде «игрушки» (шарики, карандаши), которые привлекали внимание детей. Но эти «игрушки» несли смерть, взрывались в руках ребятишек. Однажды от взрыва загорелось поле, а когда все потухло, на земле остались лежать обугленные тела детей в застывших позах - на четвереньках, они, видно, хотели выползти из этого дыма… Я раненым моим детством войну проклинаю!»

Виктор Петрович Хрусталев: «Пока мы живы, мы не позволим забыть трагедию блокадного Ленинграда»

Виктор Петрович Хрусталев родился 27 июня 1936 года в городе Невская Дубровка Ленинградской области. Во время войны этот город стал местом самых ожесточенных боев. Но семье удалось перед самым началом сражений уехать в Ленинград. Казалось, что там будет безопаснее. Виктор Петрович окончил летное училище. Водил гражданские самолеты по заданию командования в различных регионах страны. Последние годы перед пенсией был на инженерной работе. Его трудовой стаж превышает пятьдесят лет. Имеет награды: «Ветеран труда», знак «Житель блокадного Ленинграда», медали: «За освоение целинных земель», «к 20-,30-,50-, 65-летию Победы в Великой отечественной войне», «300 лет Санкт-Петербургу», «90 лет Октябрьской революции», «60 лет снятия блокады Ленинграда».

«С сентября 1941 года в блокадном Ленинграде мы разделили участь его многомиллионного населения, - рассказывает Виктор Петрович, - страдания, голод, холод, борьба за выживание. Для меня это тяжелая память. Помню, как замерзали, умирали от голода мои ровесники, старики, соседи…

В эти страшные блокадные дни умер отец, двое наших родственников. Никогда не забуду, как собирали крапиву - из нее мама умудрялась делать «котлеты», - мороженую картошку, как ходили за водой на Неву, как радовались блокадному хлебу в 125 граммов с добавлением опилок и столярного клея.

Героический народ проявил мужество, терпение, соучастие, самопожертвование. Были, конечно, недочеловеки, но, в основном, надо отдать должное жителям блокадного города, люди все-таки показали свои лучшие качества, поддерживали друг друга… Не забыть случай… Жители стояли в очереди за хлебом (125 граммов на карточку). На подъезде к магазину машину с хлебом перевернуло взрывной волной. От разорвавшегося снаряда хлеб разбросало. Голодные ленинградцы не хватали его и не бежали, а после оцепенения нашли в себе мужество весь хлеб собрать, сложить, а затем бережно перенести его в магазин и там получить свои 125 граммов.

И все-таки мы выжили! Спасибо стране за Дорогу жизни. Пока мы живы, мы не позволим забыть трагедию блокадного Ленинграда».

Елена Михайловна Маркова: «Вдруг над городом раздался гул много лет молчавшего соборного колокола»

Елена Михайловна Маркова родилась 31 октября 1931 года в городе Крапивна Щекинского района Тульской области. После войны окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1966 года главный редактор Тульской газеты «Молодой коммунар». Главный редактор альманаха «На земле Яснополянской». Начальник Союзпечати города Тулы (11 лет до пенсии). Ветеран труда. Член редакционного совета и постоянный автор Международного журнала русского зарубежья «Б. В.». В семье Елены Михайловны двое детей, четверо внуков, двое правнуков.

«Ноябрь 1941 года стоял необычайно студеный, - рассказывает Елена Михайловна, - сугробы намело по пояс, да и мороз под утро переваливал за двадцать. Наша семья - мама работала нотариусом в Крапивинском народном суде, - после недельных скитаний по разбитым и загруженным дорогам, не раз попав под бомбежки и пулеметные обстрелы фашистских штурмовиков на бреющем полете, не смогла прорваться к Туле со стороны Щекинского шоссе. Немцы обходили колонны отступающих частей Красной армии, и многие из них вместе с беженцами оказались в окружении. Так я встретила войну. Мне было 10 лет.

Некоторое время жили у маминой сестры, тетки Аксиньи. Правда, с едой день ото дня становилось все труднее. Затем вернулись в райцентр в свою квартиру. Рядом с нашим домом на старом (горожане называли его «толстовским») тополе оккупанты повесили бывшего председателя Проскуринского колхоза, а потом раненого лейтенанта Красной армии Андрея Перевезенцева, старшего лесничего Семенова из Редочей, казнили юного партизана Сашу Чекалина…

Середина декабря. Налеты советских самолетов становятся все чаще, яростнее… Черными угрюмыми потоками текут колонны отступающей пехоты. Стремились к городу.

Ребята, за ворота больше ни шагу! - строго крикнула мать нам, детям (у меня еще два брата было). - А ну-ка, берите все нужное: теплые вещи, воду, и марш - в подвал. В огромном подвале (бывший цех купеческого спиртзавода), где стены полутораметровой толщины, потолок кирпичный на рельсовых балках, а внутри двери обиты металлическими листами, собрались жители со всего переулка - человек под пятьдесят. В дверь дубасили сапогами и злобно орали фашисты. Однако проникнуть в подвал немцы так и не смогли.

Бой шел до позднего декабрьского рассвета. Только когда стрельба стихла, дверь разрешили открыть, и первыми выскочила детвора… Мы увидали бойцов Красной армии…

И вдруг над городом раздался гул много лет молчавшего соборного колокола церкви Святого Николая Чудотворца. Это было 19 декабря 1941 года - в первый день освобождения Крапивны от фашистов, в ее престольный праздник - зимнего Николы».

Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская

При подготовке публикации были использованы материалы из книги «Мое опаленное войной детство» (автор-составитель Людмила Филипповна Лисенкова)

Художник Аида Лисенкова-Ханемайер

Главное фото: Сергей Соболев

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Двенадцать из нескольких тысяч примеров беспримерного детского мужества
Юные герои Великой Отечественной войны - сколько их было? Если считать - а как же иначе?! - героем каждого мальчишку и каждую девчонку, которых судьба привела на войну и сделала солдатами, матросами или партизанами, то - десятки, если не сотни тысяч.

По официальным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. При этом понятно, что далеко не каждый командир подразделения, рискнувший взять на воспитание сына полка, находил в себе смелость заявить о воспитаннике по команде. Понять, как старались скрыть возраст маленьких бойцов их отцы-командиры, которые и в самом деле многим были вместо отцов, можно по неразберихе в наградных документах. На пожелтевших архивных листках у большинства несовершеннолетних военнослужащих указан явно завышенный возраст. Реальный выяснялся гораздо позже, через десять, а то и через сорок лет.

А ведь еще были дети и подростки, воевавшие в партизанских отрядах и состоявшие в подпольных организациях! И там-то их было гораздо больше: в партизаны порой уходили целыми семьями, а если и нет, то почти у каждого подростка, оказавшегося на оккупированной земле, было, за кого мстить.

Так что «десятки тысяч» - это далеко не преувеличение, а скорее, преуменьшение. И, видимо, точного числа юных героев Великой Отечественной войны мы не узнаем уже никогда. Но это не причина не помнить о них.

Шли мальчишки от Бреста до Берлина

Самым младшим из всех известных маленьких солдат - во всяком случае, согласно документам, хранящимся в военных архивах, - можно считать воспитанника 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии Сергея Алешкина. В архивных документах можно найти два свидетельства о награждении мальчишки, родившегося в 1936 году и оказавшегося в армии с 8 сентября 1942 года, вскоре после того, как каратели расстреляли его мать и старшего брата за связь с партизанами. Первый документ от 26 апреля 1943 года - о награждении его медалью «За боевые заслуги» в связи с тем, что «Тов. АЛЕШКИН любимец полка» «своей жизнерадостностью, любовью к части и окружающим в чрезвычайно трудных моментах вселял бодрость и уверенность в победе». Второй, от 19 ноября 1945 года, о награждении воспитанников Тульского суворовского военного училища медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»: в списке из 13 суворовцев фамилия Алешкина стоит первой.

Но все же столь юный солдат - исключение даже для военного времени и для страны, где на защиту Родины поднялся весь народ, от мала до велика. Большинству же юных героев, воевавших на фронте и в тылу врага, было в среднем по 13–14 лет. Самые первые из них были защитниками Брестской крепости, а один из сыновей полка - кавалер ордена Красной Звезды, ордена Славы III степени и медали «За отвагу» Владимир Тарновский, служивший в 370-м артполку 230-й стрелковой дивизии, - оставил свой автограф на стене Рейхстага в победном мае 1945-го…

Самые юные Герои Советского Союза

Эти четыре имени - Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик - вот уже свыше полувека являются самым знаменитым символом героизма юных защитников нашей Родины. Воевавшие в разных местах и совершившие разные по обстоятельствам подвиги, все они были партизанами и все посмертно удостоены высшей награды страны - звания Героя Советского Союза. Двоим - Лене Голикову и Зине Портновой - к тому моменту, когда им довелось проявить небывалое мужество, исполнилось по 17 лет, еще двоим - Вале Котику и Марату Казею - всего по 14.

Леня Голиков был первым из четверки, кто удостоился высшего звания: указ о присвоении был подписан 2 апреля 1944 года. В тексте сказано, что звания Героя Советского Союза Голиков удостоен «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях». И действительно, менее чем за год - с марта 1942-го по январь 1943-го - Леня Голиков успел поучаствовать в разгроме трех вражеских гарнизонов, в подрыве десятка с лишним мостов, в захвате немецкого генерал-майора с секретными документами… И геройски погибнуть в бою под селом Острая Лука, не дождавшись высокой награды за захват стратегически важного «языка».

Зине Портновой и Вале Котику звания Героев Советского Союза были присвоены через 13 лет после Победы, в 1958 году. Зина удостоена награды за мужество, с которым она вела подпольную работу, потом выполняла обязанности связной между партизанами и подпольем и в конце концов вынесла нечеловеческие муки, попав в руки к гитлеровцам в самом начале 1944 года. Валя - по совокупности подвигов в рядах шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка, куда он пришел после года работы в подпольной организации в самой Шепетовке. А Марат Казей удостоился высшей награды только в год 20-летия Победы: указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза был обнародован 8 мая 1965 года. Почти два года - с ноября 1942-го по май 1944-го - Марат провоевал в составе партизанских соединений Белоруссии и погиб, подорвав последней гранатой и себя, и окруживших его гитлеровцев.

За последние полвека обстоятельства подвигов четверки героев стали известны всей стране: на их примере выросло не одно поколение советских школьников, да и нынешним непременно рассказывают о них. Но и среди тех, кто не удостоился высшей награды, было немало настоящих героев - летчиков, моряков, снайперов, разведчиков и даже музыкантов.

Снайпер Василий Курка

Война застала Васю шестнадцатилетним подростком. В первые же дни он был мобилизован на трудовой фронт, а в октябре добился зачисления в 726-й стрелковый полк 395-й стрелковой дивизии. Поначалу непризывного возраста парнишку, который еще и выглядел на пару лет младше своего возраста, оставили в обозе: дескать, нечего подросткам на передовой делать. Но вскоре парень добился своего и был переведен в боевое подразделение - в команду снайперов.


Василий Курка. Фото: Imperial War Museum


Удивительная военная судьба: с первого до последнего дня Вася Курка провоевал в одном и том же полку одной и той же дивизии! Сделал неплохую военную карьеру, дослужившись до звания лейтенанта и приняв под командование стрелковый взвод. Записал на свой счет, по разным данным, от 179 до 200 уничтоженных гитлеровцев. Прошел с боями от Донбасса до Туапсе и назад, а потом и дальше, на Запад, до Сандомирского плацдарма. Там-то лейтенант Курка и был смертельно ранен в январе 1945-го, меньше чем за полгода до Победы.

Летчик Аркадий Каманин

В расположение 5-го гвардейского штурмового авиакорпуса 15-летний Аркадий Каманин прибыл вместе с отцом, назначенным на должность командира этой прославленной части. Летчики удивились, узнав, что сын легендарного пилота, одного из семерых первых Героев Советского Союза, участника спасательной экспедиции «Челюскина» будет работать авиамехаником в эскадрилье связи. Но вскоре убедились, что «генеральский сынок» совершенно не оправдывает их негативных ожиданий. Парнишка не прятался за спиной знаменитого отца, а просто хорошо делал свое дело - и изо всех сил стремился в небо.


Сержант Каманин в 1944 году. Фото: war.ee


Вскоре Аркадий добился своего: сначала он поднимается в воздух в качестве летнаба, потом - штурмана на У-2, а затем отправляется в первый самостоятельный вылет. И наконец - долгожданное назначение: сын генерала Каманина становится летчиком 423-й отдельной эскадрильи связи. До победы Аркадий, дослужившийся до звания старшины, успел налетать почти 300 часов и заслужить три ордена: два - Красной Звезды и один - Красного Знамени. И если бы не менингит, буквально в считанные дни убивший 18-летнего парня весной 1947 года, возможно, в отряде космонавтов, первым командиром которого был Каманин-старший, числился бы и Каманин-младший: в Военно-воздушную академию имени Жуковского Аркадий успел поступить еще в 1946 году.

Фронтовой разведчик Юрий Жданко

В армии десятилетний Юра оказался случайно. В июле 1941 года пошел показывать отступающим красноармейцам малоизвестный брод на Западной Двине и не успел вернуться в родной Витебск, куда уже вошли немцы. Так и ушел вместе с частью на восток, до самой Москвы, чтобы оттуда начать обратный путь на запад.


Юрий Жданко. Фото: russia-reborn.ru


На этом пути Юра успел многое. В январе 1942-го он, никогда раньше не прыгавший с парашютом, отправляется на выручку попавшим в окружение партизанам и помогает им прорвать вражеское кольцо. Летом 1942-го вместе с группой разведчиков-сослуживцев взрывает стратегически важный мост через Березину, отправив на дно реки не только мостовое полотно, но и девять проезжавших по нему грузовиков, а меньше чем через год оказывается единственным из всех связных, кто сумел прорваться к окруженному батальону и помочь ему выйти из «кольца».

К февралю 1944-го грудь 13-летнего разведчика украшали медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. Но разорвавшийся буквально под ногами снаряд прервал фронтовую карьеру Юры. Он попал в госпиталь, откуда было направился в Суворовское училище, но не прошел по состоянию здоровья. Тогда отставной юный разведчик переквалифицировался в сварщики и на этом «фронте» тоже сумел прославиться, объехав со своим сварочным аппаратом чуть ли не пол-Евразии - строил трубопроводы.

Пехотинец Анатолий Комар

Среди 263 советских воинов, закрывших своими телами вражеские амбразуры, самым младшим был 15-летний рядовой 332-й разведывательной роты 252-й стрелковой дивизии 53-й армии 2-го Украинского фронта Анатолий Комар. В действующую армию подросток попал в сентябре 1943-го, когда фронт вплотную подошел к его родному Славянску. Произошло это у него почти так же, как и у Юры Жданко, с той лишь разницей, что мальчишка служил проводником не у отступающих, а у наступающих красноармейцев. Анатолий помог им пройти вглубь прифронтовой полосы немцев, а потом ушел вместе с наступающей армией на запад.



Юный партизан. Фото: Imperial War Museum


Но, в отличие от Юры Жданко, фронтовой путь Толи Комара был гораздо короче. Всего два месяца довелось ему носить недавно появившиеся в Красной армии погоны и ходить в разведку. В ноябре того же года, возвращаясь из свободного поиска в тылу у немцев, группа разведчиков раскрыла себя и была вынуждена прорываться к своим с боем. Последним препятствием на пути назад оказался пулемет, прижавший разведку к земле. Анатолий Комар метнул в него гранату, и огонь стих, но стоило разведчикам подняться, как пулеметчик снова начал стрелять. И тогда оказавшийся ближе всех к врагу Толя поднялся и упал на пулеметный ствол, ценой жизни купив товарищам драгоценные минуты для прорыва.

Матрос Борис Кулешин

На потрескавшейся фотографии на фоне моряков в черной форме с патронными ящиками на спине и надстроек советского крейсера стоит мальчишка лет десяти. Руки его крепко сжимают автомат ППШ, а на голове красуется бескозырка с гвардейской лентой и надписью «Ташкент». Это - воспитанник экипажа лидера эсминцев «Ташкент» Боря Кулешин. Снимок сделан в Поти, куда после ремонта корабль зашел за очередным грузом боеприпасов для осажденного Севастополя. Именно тут у сходни «Ташкента» и появился двенадцатилетний Боря Кулешин. Отец его погиб на фронте, мать, как только был оккупирован Донецк, угнали в Германию, а сам он сумел уйти через линию фронта к своим и вместе с отступающей армией добраться до Кавказа.



Борис Кулешин. Фото: weralbum.ru


Пока уговаривали командира корабля Василия Ерошенко, пока принимали решение, в какую боевую часть зачислить юнгу, моряки успели выдать тому ремень, бескозырку и автомат и сфотографировать нового члена экипажа. А потом был переход в Севастополь, первый в жизни Бори налет на «Ташкент» и первые в жизни обоймы для зенитного артавтомата, которые он наравне с другими зенитчиками подавал стрелкам. На своем боевом посту он и был ранен 2 июля 1942 года, когда немецкая авиация попыталась потопить корабль в порту Новороссийска. После госпиталя Боря вслед за капитаном Ерошенко пришел на новый корабль - гвардейский крейсер «Красный Кавказ». И уже тут нашла его заслуженная награда: представленный за бои на «Ташкенте» к медали «За отвагу», он по решению командующего фронтом маршала Буденного и члена Военного совета адмирала Исакова был удостоен ордена Красного Знамени. И на следующем фронтовом снимке он уже красуется в новой форменке юного матроса, на голове которого бескозырка с гвардейской лентой и надписью «Красный Кавказ». Именно в этой форме в 1944 году Боря и отправился в Тбилисское нахимовское училище, где в сентябре 1945 года был в числе других преподавателей, воспитателей и воспитанников удостоен медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Музыкант Петр Клыпа

Пятнадцатилетний воспитанник музыкального взвода 333-го стрелкового полка Петр Клыпа должен был, как и другие несовершеннолетние обитатели Брестской крепости, с началом войны отправиться в тыл. Но покинуть сражающуюся цитадель, которую в числе других защищал и единственный родной человек - его старший брат лейтенант Николай, Петя отказался. Так он и стал одним из первых в истории Великой Отечественной войны солдат-подростков и полноправным участником героической обороны Брестской крепости.


Петр Клыпа. Фото: worldwar.com

Он воевал там до начала июля, пока не получил приказ вместе с остатками полка прорываться к Бресту. Отсюда и начались мытарства Пети. Переправившись через приток Буга, он в числе других сослуживцев попал в плен, из которого вскоре сумел бежать. Добрался до Бреста, прожил там месяц и двинулся на восток, за отступающей Красной армией, но не дошел. Во время одной из ночевок его с товарищем обнаружили полицаи, и подростков отправили на принудительные работы в Германию. Освободили Петю лишь в 1945 году американские войска, и после проверки он даже успел несколько месяцев прослужить в Советской армии. А по возвращении на родину вновь угодил за решетку, потому что поддался на уговоры старого приятеля и помогал тому спекулировать награбленным. Вышел на свободу Петр Клыпа только через семь лет. Благодарить за это ему нужно было историка и писателя Сергея Смирнова, по крупицам воссоздававшего историю героической обороны Брестской крепости и, конечно же, не пропустившего и истории одного из самых юных ее защитников, который уже после освобождения был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Доброго дня, мои дорогие читатели! В День Великой Победы предлагаю вам поговорить на тему «Дети герои войны». Тысячи обычных девчонок и мальчишек прилежно учились, беззаботно веселились и даже предположить не могли, что в одно мгновение их счастливое детство прервётся трудными и жестокими годами с 1941-го по 1945-ый.

В грозный час они приняли на свои хрупкие плечи беды и горечь, трудности и даже смерть, чтобы хоть чем-нибудь помочь в борьбе с врагом, показав, насколько бесстрашными могут быть детские сердца и насколько горяча бывает любовь к родной стране и своему народу.

За героические подвиги сражавшиеся вместе с отцами и братьями маленькие «сыновья и дочери полков», как их часто называли, были награждены орденами и медалями. Пятеро пионеров военного времени были удостоены высшего звания Героев Советского Союза, к сожалению, все – посмертно. Их имена стали известны далеко за пределами маленькой родины каждого, поэтому хочу именно про этих юных героев и рассказать в сообщении о детях войны.

План урока:

Мальчик из легенды

Так наречён славой юный разведчик Ленинградской партизанской бригады Лёня Голиков. Худенький 14-летний деревенский мальчишка из Лукино Новгородской области с добытой на поле боя винтовкой ушёл в партизаны и бродил под видом нищего по населённым пунктам, оккупированным немцами, собирая ценные тайные сведения о количестве боевой техники и расположении вражеских войск.

На его счету 27 боевых походов и 78 убитых немецких солдат. Лёня Голиков остановил врага, разрушив 2 железнодорожных и 12 автомобильных мостов, тем самым не дав немцам пройти. Он уничтожил 2 вражеских продовольственных склада, оставив неприятеля без пропитания, и 9 машин, лишив немцев боеприпасов. Отважный деревенский паренёк в одиночку остановил машину с немецким генералом, добыв ценные сведения для советской разведки.

Свою первую медаль «За отвагу» Лёня Голиков получил ещё в июле 1942 года. Они погиб вместе со штабом своей партизанской бригады в 1943 году в неравном бою. Матери принесли наградной лист о присвоении сыну за его героический подвиг высшего звания Героя Советского Союза.

Девочка с косичками

Это название произведения А.Солодова о юной подпольщице, которая тоже была удостоена высшего звания за подвиги в Великой Отечественной, Зинаиде Портновой. Ученица 7 класса Ленинградской школы в свои 15 приехала в 1941-м на лето в Витебскую область и стала участницей подпольной юношеской организации «Юные мстители».

Участники молодёжного движения подрывали электростанции, поджигали заводы, на которых советских людей заставляли работать на фашистскую Германию, сожгли вагоны со льном, которые планировались к отправке для оккупантов. Всего «Юные мстители» совершили больше 20 диверсионных операций.

Девушка стала участвовать в диверсиях, вела разведывательную работу, распространяла листовки против врага. Устроившись в столовую для немецких офицеров, она сумела отравить более 100 солдат. С 1943 года она стала партизанкой-разведчицей в отряде.

После разгрома молодёжного движения по заданию партизан Зина Портнова должна была установить новые связи с теми, кому удалось выжить, но её по наводке предателя поймали после очередной операции. Немцы допрашивали юную разведчицу, обещая сохранить жизнь за имена партизан и подпольщиков. Но даже самые изощрённые фашистские пытки не сломили её характер. В 1944 году искалеченную, но так и не поддавшуюся Зинаиду Портнову расстреляли.

Ему было всего 14

Белорус Марат Казей попал в партизанский отряд в 13 лет, в 1942 году, после того, как его мама была повешена немцами в Минске. Полный ненависти к фашистам, он пробирался в немецкие гарнизоны, добывая необходимые для советской армии разведсведения.

Вместе со старшими Марат участвовал в диверсионных мероприятиях на объектах, особо важных для немцев: подрывал вражеские эшелоны, минировал железную дорогу. В 1943 году, будучи раненым, поднял солдат в атаку, что помогло им выбиться из вражеского кольца. За свой подвиг юный пионер тогда получил награду «За отвагу».

В 1944 году по время возвращения с разведки Марат вместе с командиром наткнулись на врага, который взял их в «кольцо». Когда все патроны закончились, и осталась лишь только граната, Марат подпустил ближе фашистов и взорвал их вместе с собой. Награждённому Герою Советского Союза тогда было всего 14.

Не жалея себя

Ещё один юный герой, который хотел вместе с немцами подорвать себя на гранате, — школьник из Тульской области Саша Чекалин. С 1941 года он стал добровольцем партизанского отряда «Передовой», который действовал на оккупированной территории его родного села. Прослужить он там успел чуть больше месяца, но внёс героический вклад в борьбу с фашистами.

Юный патриот собирал сведения о местах нахождения и количестве немецких военных частей и их вооружении, выслеживал маршруты передвижения. Партизанский отряд, где состоял Александр, поджигал складские помещения, подрывал на минах гитлеровский автомобильный транспорт, отправлял под откос немецкие вагоны, уничтожал вражеские патрули и караулы.

Простудившись, Саша слёг, по переданным предателем сведениям фашисты его нашли в доме, где он был спрятан. Партизан пытался взорвать себя вместе с немцами, но граната не сработала. После долгих пыток и допросов Сашу Чекалина повесили на центральной площади на глазах согнанных односельчан. В 1942 году юному герою за его подвиги было присвоено высшее звание.

Самый юный из всех Героев СССР

Окончив всего 5 классов украинской школы, Валя Котик стал партизаном-разведчиком, собирая оружие и боеприпасы, рисуя и расклеивая карикатуры на фашистов. В 1942-м получил первое задание, подорвав немецкого жандарма. Участвовал в 6 подрывных операциях, в результате которых были разрушены железнодорожные поезда и склады с боеприпасами.

Работал связным в подполье, узнавал о расположении немецких постов и времени смены вражеского караула. В 1943 обнаружил место нахождения телефонного кабеля противника, по которому поддерживалась связь с Гитлером в Варшаве.

Во время участия в двух боях он был ранен, но смертельное ранение Валя получил в 1944-м во время боевых действий за город Изяслав. Он стал самым молодым из тех, кто был удостоен звания Героя Советского Союза.

В своём сообщении мы рассказали лишь про пять детей-героев Великой Отечественной. На самом деле их, самоотверженных и смелых, было намного больше. Они сражались на море и в небе, в отрядах партизан и подпольях, катакомбах и крепостях.

Детям войны установлены памятники в их родных городах, их именами названы улицы. Об их подвигах написаны литературные произведения, сложены стихи и сняты кинофильмы. Всё это для того, чтобы мы никогда не забывали о том, что пришлось пережить советским людям во имя нашего с вами мира. Официальный список всех пионеров-героев был составлен в 1954 году.

А закончить проект предлагаю отрывком из произведения Сергея Михалкова:

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ - за нас с тобой.

А знаете ли вы, что Героями становились не только люди, но и целые города? Прочитайте об этом . А расположен тест по теме войны.

На этом я с вами прощаюсь. Не забудьте 9 мая отдать дань памяти погибшим во время войны и возложить цветы к памятнику в вашем городе. О подвигах советских людей нужно помнить!