Лес точно терем расписной лиловый золотой багряный. Лес, точно терем расписной

Описывая в стихах и прозе природу Царицына, он делал акцент на осенние мотивы. Если у Пушкина была Болдинская осень, то у Бунина - осень царицынская. Царицынская осень легла в основу стихотворения Ивана Бунина «Листопад»:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной...

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве

сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

О пребывании Ивана Бунина на дачной Покровской стороне Царицына напоминает усадьба Муромцева, территория дач Ерохова, застроенная территория дач Щербинина, круглый луг для променада дачников (ныне стадион), остаток сада Дипмана у Театра юного зрителя, мост Бунина возле сада Дипмана, берег Верхнего царицынского пруда.

Вот стихотворение поэта без названия, которое по праву можно было бы назвать «Пруды Царицына»:

Нет солнца, но светлы пруды,

Стоят зеркалами литыми.

И чаши недвижной воды

Совсем казались бы пустыми,

Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,

Упала - и, сотнями игол

Затоны прудов бороздя,

Сверкающий ливень запрыгал.

И сад зашумел от дождя.

Во времена Ивана Бунина Верхний царицынский пруд имел три затона, образованных речками Язвенкой, Черепишкой и Городней. Ныне осталось только два - от Язвенки и Черепишки. Третий «бунинский» затон от речки Городни запрудил дамбой управляющий Министерства императорского двора и уделов Николай Александрович Рахманинов. И затон, обмелев, исчез.

Любопытно, что у Тургенева в романе «Накануне» Верхний пруд - это «застывшая масса стекла... в огромной купели», а у Бунина - «зеркало литое» и «чаши недвижной воды».

В этот же период дачных сезонов в Царицыне Буниным написано еще одно стихотворение с осенним мотивом:

Листья падают в саду,

Пара кружится за парой...

Одиноко я бреду

По листве в аллее старой...

Листья кружатся, шуршат.

Ветер с шумом налетает -

И гудит, волнуясь, сад

И угрюмо замирает.

Но в душе - все веселей!

Я люблю, я молод, молод:

Что мне этот шум аллей

И осенний мрак и холод?

Пребывание в Царицыне многих писателей и поэтов влекло к романтическим образам. Не избежал этого и Иван Бунин. В уже цитированном стихотворении «Листопад» он дает такую зарисовку:

О, мертвый сон осенней ночи!

О, жуткий час ночных чудес!

В сребристом и сыром тумане

Светло и пусто на поляне:

Лес, белым светом залитой,

Своей застывшей красотой

Как будто смерть себе пророчит.

Сова и та молчит, сидит

Да тупо из ветвей глядит,

Порою дико захохочет...

Романтично звучит и следующая строка у Бунина:

Усадьба по-осеннему молчала.

Весь дом был мертв

в полночной тишине...

Мотивы царицынской осени звучат и в прозе Бунина. Короткий рассказ «Десятое сентября» навеян воспоминаниями о трагическом случае, свидетелем которого был Бунин в Царицыне. Впервые опубликованный в 1961 году в Нью-Йорке с датой «Москва, 1903 год», рассказ заканчивается словами: «...Из пруда за садом ее вытащили баграми только в сумерки, с трудом принесли в дом и положили мокрую, ледяную, тяжелую, с синим лицом на голом полу в гостиной, освещенной чьей-то кухонной лампочкой. Ночью шел уже ровный, затяжной осенний дождь...»

Дотошный критик может спросить, а почему краевед Игорь Сергеев привязывает этот рассказ именно к Царицыну. Ведь у Бунина нет никакой привязки.

Дело в том, что этот же случай использовал проживавший в тот же период в Царицыне Борис Зайцев, работая над повестью «Аграфена». Кроме того, этот же случай упомянут в частной переписке проживавшей в Царицыне Екатерины Михайловны Лопатиной к Лидии Филипповне Нелидовой-Маклаковой, хранящейся в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Желательно, чтобы места пребывания Бунина в Царицыне были как-то отмечены. Например, безымянный сквер между 6-й и 7-й Радиальными улицами, выходящий на Липецкую улицу около пищевого колледжа, мог бы быть назван сквером Бунина, с установкой в его центре бюста писателя или другого памятного знака. Здесь необходимо проложить пешеходные тропы и расставить скамейки.

Есть идея на круглом постаменте памятника (по аналогии с памятником Грибоедову) изобразить дореволюционных дачников, проживавших в Царицыне: худощавую девушку с тросточкой и в канотье с собакой - сеттером (писательницу Лопатину), двух священников, Казанцева и Фивейского, и девушку с велосипедом - Веру Николаевну Муромцеву.

Именно здесь на территории безымянного сквера, в несохранившейся усадьбе потомственных москвичей Ероховых, летом 1896 года жил писатель Иван Бунин. Перечитайте его рассказ «Кума» - это о житейских событиях в этой усадьбе.

Свой вариант установки памятника есть и у главного архитектора Южного административного округа Москвы Николая Борисовича Борисевича (он же автор памятников «Жертвам сталинских репрессий» и «Первым борцам за Советы» в Царицыне). Он считает, что памятник Бунину следует поставить в наиболее оживленном месте, рядом с бывшим садом Дипмана у областного Театра юного зрителя, так как именно в ресторан «Сад Дипмана» в летние сезоны 1898-1900 годов вместе с писателем Телешовым захаживал будущий лауреат Нобелевской премии по литературе.

Игорь СЕРГЕЕВ, член ассоциации «Бунинское наследие» и клуба читателей «Доживем до понедельника»

Конспект комплексного занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе .
Воспитатель: Гайдабура Марина Владимировна
Тема: "Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный!"
Цель: пробудить чувство Прекрасного в детях, способствовать зарождению высоких чувств, их пониманию и соотнесению с жизнью.
Программные задачи:

1. Подвести детей к пониманию того, что музыка дополняет рисунок, подчёркивает его характер, является дополнительным средством выразительности.

2. Способствовать развитию умения вслушиваться, всматриваться, соотносить увиденное с собственным опытом , чувствами, переживаниями.

3. Познакомить детей с техникой "отпечатывание" листьями.

4. Закрепить технические навыки каждого ребёнка работать концом кисти, и целым ворсом, создавать композицию "осенний пейзаж".

5. Развивать воображение, поощрять любые проявления творчества.

6. Продолжать формировать умения, связанные с выразительной передачей в рисунке красоты природы.

7. Способствовать внимательному, чуткому отношению друг к другу, эстетическим суждениям.

8. Побуждать детей передавать в рисунке полученные впечатления об осени, отражённые в искусстве – в поэзии, живописи, музыке.

9. Воспитывать бережное отношение к природе.


Предварительная работа: - слушание музыкальных произведений об осени;

Рассматривание картин русских художников "Осень" Б. Щербакова, "Золотая осень" И.И. Левитана, "Осенний день в Сокольниках";

Рисунки детей к осенней выставке;

Чтение стихов, загадки об осени;

Наблюдения, беседы об осени;

Беседа о предстоящей работе, о том, что каждый заранее может решить, какой пейзаж он изобразит на занятии;

Подбор необходимого материала и листов бумаги с фоном (ясным или пасмурным).

Материал: краски (гуашь, акварель), кисти, листы бумаги разные по тону, листья деревьев разной формы, палитры, картины художников И.И. Левитана "Осенний день в Сокольниках", "Золотая осень", музыка А. Вивальди "Времена года" концерт "Осень" часть II; П.И. Чайковского альбом "Времена года": "Осенняя песнь".
ХОД ЗАНЯТИЯ
I . Создание эмоционального настроя:

Ребята, к нам сегодня пришли гости! И они хотели бы увидеть, что вы умеете, что знаете, чем занимаетесь в изостудии.


II . Было у матери – Земли четыре дочери. А знаете, как их зовут? (Зима, Весна, Лето, Осень.)

Загадка:

Пусты поля, мокнёт земля,

День убывает, когда это бывает?

(Осенью.)

Так какая дочь гостит сейчас у матушки – Земли? (Осень.)

А вот и сама Осень пожаловала к нам в гости: послушать, о чём мы сегодня будем говорить и себя показать. (На мольберте выставляется портрет Осени.)
III . – Сейчас я хочу зачитать удивительные строки из стихотворения И. Бунина "Листопад". И именно этими первыми строками будет называться наше занятие.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы светлою резьбою

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной…

-
Какие красивые, звучные стихи! Какое описание осеннего леса. Поэт рисует образ леса, как сказочного терема, да ещё расписанного яркими красками.

А теперь посмотрите, как изобразил Осень замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан.



Показ картины И.И. Левитана "Золотая осень".

О чём писал поэт, это же изобразил художник. Осень – любимая пора поэтов и художников, но каждый воспринимает её по-своему. Кому-то нравится "унылая пора", кому-то - наполненная яркими тёплыми красками.

Как точно подходят строки И. Бунина к картине "Золотая осень" И.И. Левитана.

А вот и тот самый лес, точно терем расписной.

Какие краски использует художник? (Теплые: жёлтый, оранжевый, красный цвета.)

Этими же цветами описывает и поэт: "золотой" – жёлтый, оранжевый;

"багряный" – в старину так называли яркий тёмно-красный цвет;

"лиловый" – синевато-фиолетовый.

Глядя на картину "Золотая осень", так и хочется сказать словами ещё одного русского поэта А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.
- И снова мы слышим от поэта описание осени. В какие цвета одета? (в багрец – тёмно-красный, золото).

А кто скажет, что означает слово "очи"?

Правильно, "очи" – это глаза, так говорили в старину. Отсюда и пошло слово "очки".

А почему поэт называет красоту осеннего леса "прощальной"?

Правильно! Природа, лес и поля прощаются с летом, листья опадают и скоро, лес заснёт до весны.

Стихи этих поэтов какую осень описывают? (Яркую, пышную середину осени.)

Есть в русском народе поговорка:

"Весна и осень – на дню погод восемь".

Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Погода переменчива. Если утром светило яркое солнышко, то к вечеру может пойти дождь.)

Посмотрите на картину И.И. Левитана "Осенний день. В Сокольниках", какое чувство вызывает у вас эта картина? (Скучное, грустное.)

Каким рисует художник этот осенний день? (пасмурный, порывистый ветер, капает дождь, пробирает озноб).

А какими средствами передаёт художник состояние такой погоды? (Тёмные и даже есть холодные краски, разностороннее движение мазка, ощущение ветра.)

Чтение стихов детьми (2-3 человека).

Прослушивание музыки.

Сейчас мы прослушаем две мелодии и попробуем соотнести с нужной картиной.

У каждого из нас своя осень. Своё отношение к осени поэты и писатели выражают через слово, художники используют цвет, линию, форму. А композиторы с помощью звуков рассказывают о своих чувствах.

Ребята, о чём была первая мелодия? (Это песнь о расставании с уходящим летом.)

В ней сожаление об увядающей природе. К какой картине И.И. Левитана мы её отнесём? ("Золотая осень".)

А что вы слышали во второй мелодии? (Меняется характер мелодии, будто ветер поднимается, тучи набегают.)

К какой картине отнесём вторую мелодию? ("Осенний день").

Так какая наша осень? Как её можно назвать? (Тёплая, нежная, рыжая и т.д.)


С каждым словом прикрепляется лист осенний к изображению Осени.
- Как преобразилась наша Осень! И все слова, которые вы назвали, ей к лицу.
Физминутка. (1-2 мин.) Игра – пантомима "Люди и деревья".
- Ребята, похожи ли люди на деревья?

Руки - на веточки, туловище на ствол, а ноги на корень, большие деревья на высоких людей и т.п.

Сейчас я предлагаю вам представить, что вы превратились в деревья.
Стоят деревья, протягивают веточки Руки поднимают вверх и медленно

к небу и тихо покачиваются. Покачивают ими из стороны в сторону.

Звучит медленная музыка.

Подул слабый ветерок, и листочки Двигаются только кисти рук.

зашевелились.

Прилетела тучка и принесла с собой Быстро и резко поднимают кисти рук,

дождик. Застучали капельки по затем опускают.

листочкам, те чуть вздрагивают

от удара капель.

Но вот дождик кончился, прилетел Наклоняются влево, затем вправо.

сильный ветер. Деревья качаются

всё сильнее и сильнее.


- А сейчас каждый обдумает, какой пейзаж он хотел бы показать, какая у него будет погода – хмурая или ясная. (Предлагается на выбор взять уже заготовленные листы с фоном.)

Я каждому раздала разные по величине листочки. Рассмотрите их внимательно с обратной стороны.

Что вы видите? (Прожилки.)

А на что они похожи? (На дерево, от которого отходят ветви.)

Каждый листик похож на маленькое миниатюрное дерево, с помощью которого у нас сегодня получатся осенние пейзажи.

Сегодня мы будем отпечатывать свой рисунок. Для этого необходимо нанести краску (гуашь) на обратную сторону листа, можно несколько цветов на один лист. Потом аккуратно прикладываете к альбомному листу, надавливаете и потихоньку убираете. В результате у нас получится "лес, точно терем расписной".


Самостоятельная деятельность.

Под музыку русских композиторов дети начинают рисовать. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, наблюдает за работой. В случае затруднения советует и помогает.


Какой пейзаж можно назвать "Золотая осень"?

Какое настроение передано в этом рисунке ? Чем интересен этот пейзаж? Какой пейзаж понравился? Почему? О чём думается, глядя на этот пейзаж?

Дать поэтическое название (взять строки из стихотворения):


Осень золото роняет

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

З. Федоровская
Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…

Тютчев.
Ребёнок читает стихотворение "Осень" – итог творческой деятельности всех ребят.

Тема: Унылая пора! Очей очарованье!
Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства (поэзии, музыки, живописи, фотоискусства).

Программные задачи:

Закрепить знание детей о характерных признаках поздней осени;

Познакомить детей с поэзией А.С. Пушкин, А. Плещеева, И. Никитина; музыкальным произведениями П.И. Чайковского («Осенняя песня» из альбома «Времена года»), фотопейзажами ОО. Салато;

Помочь детям почувствовать настроение, характер, переданный в этих произведениях;

Способствовать формированию эмоционально-образного восприятия произведений искусства;

Способствовать гармоничному развитию каждого ребёнка через приобщения к различным видам искусства;

Познакомить детей с новым видом искусства – фотопейзажем;

Формировать образную выразительную речь, умение выразить свои чувства через слово;

Способствовать пополнению, активизации словарного запаса: пожухлая трава, зябко, сыро, нагота;

Выражать в рисунке образ природы в соответствии с темой занятия, по средствам изобразительной выразительности (нетрадиционными техниками);

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к классической музыке; искусству слова, фотоискусству;

Воспитывать любовь к природе родного края.


Предварительная работа: экскурсия в осенний парк , беседы с использованием художественного слова, чтение произведений о поздней осени (Г. Сладков «Лесной календарь», И. Бунина и др.), рисование «Поздняя осень», «Золотая осень».
Ход занятия:

  1. Организационный момент.
Поздняя осень,

Грачи улетели,

Лес обнажился,

Поля опустели.

Некрасов

II. - Ребята, мы все с вами знаем, что сейчас время года – осень. А какая бывает она? Какай период осени, наступил? (Период поздней осени.)

Какая она поздняя осень, что вы можете сказать о ней?

Вам нравится поздняя осень? Почему?

У каждого из нас своя осень и любим мы её разную. Какую осень любите вы?

А я люблю, когда пасмурно, идёт дождь, воздух чистый, свежий. В это время я чувствую себя очень спокойно, умиротворённо. Кажется, что природа на миг замерла, время остановилось и стоит кристальная тишина.

Вот так по-разному, каждый по-своему представляет и чувствует осень каждый из нас. Поэты и писатели своё отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью звуков передают характер осени и своё отношение к ней.

Сегодня я хотела бы познакомить вас с музыкальным произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Эта песнь о расставании с уходящим летом. В ней сожаление об увядающей природе. Послушайте как плавно льётся нежная музыка. Давайте закроем глаза и под музыку представим позднюю осень.


Слушание музыки.

Какая музыка по характеру? Что вы чувствовали, когда слушали? Какую осень видели перед глазами?

Какая музыка отражает жизнь природы?

Вот такой позднюю осень видел композитор П.И. Чайковский.

Мы с вами послушали музыку , представили осень, а теперь посмотрите на иллюстрацию картины Саврасова «Поздняя осень».

Во время рассматривания иллюстрации воспитатель читает стихотворение И.С. Никитина «Сад тих, деревья почернели…».


Сад тих, деревья почернели…

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты.

Грачей пустые колыбели

Качает ветер и мертва,

К земле припавшая трава.

И.С. Никитин

Подходят ли слова поэта И. Никитина к картине Саврасова?

В какие краски раскрасил свою осень поэт И. Никитин? (Чёрная – «деревья почернели…»; мёртвая – «мёртвая припавшая трава…» ).

Какие краски поздней осени запечатлел в своём фотопейзаже фотограф? (Серые, тусклые, холодные ).

Как вы думаете, какое настроение выражает эта картина?

А стихотворение И. Никитина?

Что помогло вам услышать в стихотворении грусть, печаль, тоску? (Музыка ).

Давайте перенесёмся мысленно туда, к этой поникшей берёзке. Как вы чувствуете себя в такую погоду, когда на дворе поздняя осень – холодная, зябкая, сырая погода. Покажите своё настроение в такую погоду. (Дети изображают свои чувства, эмоции при помощи мимики лица. )

Ребята, как вы думаете, о чём говорит поэт в этих строках?

Сад тих, деревья почернели,

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты

Как вы понимаете выражение «…невольной наготы», «грачей пустые колыбели » ?

А посмотрите, какое небо на картине? Мы можем определить, есть ли ветер? Как это можно увидеть?

Поздняя осень на картине какая? (Грустная, печальная. )

Послушайте ещё одно стихотворение Плещеева и скажите, какой по характеру осень вы представили?



Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано осень в гости к нам пришла?

Ещё сердце просит света и тепла!


Какаю, осень вы представили? (Скучную, унылую, дождливую .)

Как вы думаете, можно ли назвать позднюю осень «унылой порой»? Почему?

Если сейчас мы подойдём к окну, то, что мы там можем увидеть? (Сырую, серую мокрую осень .)


- Да, ребята, сейчас из своего окна мы видим краски поздней осени. Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим и грустную берёзку и пожухлую траву и землю после дождя; а завтра всего этого может и не быть – выпадет снег и природа укроется снежным белым покрывалом на долгие месяца, до прихода весны. Поэтому то мы и радуемся и очаровываемся от последних мгновений осени.
- А.С. Пушкин в своём стихотворении сказал о поздней осени так:

У

нылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…
- Но мы не будем с вами грустить об уходящей осени. Я предлагаю вам сохранить её красоту, сохранить тот миг, который мы с вами выразим в рисунке при помощи разнообразных техник. Выбрать нужную технику вы можете сами. Набрызг – используется в изображение дождя, восковая свеча – иней на деревьях, дождь, лужи, тампонирование – тучи. Рисование по сырому – небо.
III.Физ. минутка

IV. Показ воспитателя с применением нетрадиционных техник в создании образа «поздняя осень - унылая пора»

Дети самостоятельно рисуют осенний пейзаж поздней осени. У каждого ребёнка есть возможность проявить своё воображение.
VI. Итог занятия.
Конспект занятия по изодеятельности

в подготовительной к школе группе.
Тема: «Зимушка-зима»

Программные задачи: Побуждать детей передавать в рисунке полученные впечатления о зиме, отражённые в искусстве – поэзии, живописи, музыки. Рисовать зимний пейзаж. Дать представление о многообразии пейзажей. Формировать умение различать разные по характеру пейзажи. Воспитывать положительные эмоции. Развивать эстетическое восприятие, воображение, образные представления. Учить умению вслушиваться всматриваться, соотносить увиденное с собственным опытом, чувствами, переживаниями.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать формировать умения связанные с выразительной передачей в рисунке красоты природы.

Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе изобразительных материалов, комбинирование их между собой для создания выразительных образов.


Предварительная работа:

Слушание музыкальных произведений о зиме, рассматривание картин русских художников И.И. Шишкина «На Севере диком», И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж», И.И. Шишкина «Зима».

Рисунки детей к зимней выставке, чтение стихов, загадки о зиме наблюдения. Беседы о зиме, зимних развлечениях.

Беседа о предстоящей работе, о том, что каждый заранее может решить, какой пейзаж он изобразит на занятии и в соответствии с задуманным содержанием подобрать необходимый изобразительный материал и листы бумаги (фон) того или иного цвета, формы и величины.


Материалы: краски (гуашь, акварель), белила, кисти мягкие разного размера, жесткие кисти, зубные щётки, губка, восковые мелки, фломастеры, тушь черная, палочки палитры, листы бумаги разного цвета (чёрные, белые, голубые, серые, сини).

Картины художников И.И. Шишкина «На Севере диком», «Зима», И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральский лазурь». Виды пейзажей (городской, горный, морской, ландшафтный, индустриальный и др.).

Музыка: Г.Свиридов «Зима».

А. Вивальди «Времена года».

Концерт «Зима». (1 и 2 части)

П. Чайковский 1-я симфония «Зимние Грёзы»

Г. Свиридов «Зима»

С. Прокофьев «Фея Зимы».

Ход занятия.

1. Создание эмоционального настроя.
- Дети, вы обратите внимание, у нас сегодня столько гостей! Они давно ждали этой встречи. Из разных сёл нашего района добрались к нам гости – учителя воспитатели, чтобы познакомиться с вами, будущими учениками; увидеть, что вы умеете, что знаете, чем занимаетесь в изостудии в д/саду.

За окном - последний месяц зимы – февраль. Скоро мы простимся с зимушкой. Уйдёт гостья – зима. А была она в этом году суровая. Но мы её всё равно любили, называли ласково … зимушка – зима. За что её так называли? (Забавы)!

Волшебница – зима (чудеса зимние иней, морозные узоры)

- «Чародейка – зима» - (очаровывает своей красотой).

Поэты воспевают красоту зимы своими стихами.

«Мороз и солнце

День чудесный!»

(Пушкин)


Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит»…

Но даже если таких дней зимой немного, то запоминается зима именно такими днями, морозными, солнечными, снежными, радостными. Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окошка и восхитительные – деревья в белоснежных шубах, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами, и этих фигур, сказочных животных человечков и т.п. – великое множество.

Настоящая снежная сказка – зимнее царство.

В такие мгновения вспоминаются стихи Ф. Тютчева

«Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит»

А вот этот пейзаж, написанный И.Э. Грабарем, называется «Февральская лазурь».

Это одна из самых известных и замечательных картин художника. Она находится в Москве в Третьяковской галерее.
Какая удивительная красота!

Сколько солнца и воздуха!

Понравился пейзаж? Что Художник хотел показать?

(Удивительную красоту им увиденную, взволновать этой красотой других).

Художник говорит нам своей картиной:

Посмотрите же, как красиво

Какие красивые березки…

Полюбуйтесь ими!

Как хорошо зимой, когда

Светит солнце и лежит снег.


Лазурь – синее небо (лазурное и на фоне его ослепительно-белые ветви, образующие чудесный узор, поэтому-то так красиво).
2. Рассматривание картин художников и фотографий зимнего пейзажа.

Что общего? (изображение природы, пейзажи)

Природа и искусство неотделимы друг от друга. Стих «Вот Север тучи нагоняя». Музыка.

Вы увидели несколько пейзажей русских художников.

Некоторые хорошо вам знакомы, это пейзажи…

И.И. Шишкин: «Зима», «На Севере диком»

И.Э.Грабарь: «Зимний пейзаж», «Зима», «Февральская лазурь»

(Дети называют художника и вспоминают название картины).

Посмотрите, какие разные картины (стенд с разными видами пейзажа).

Что общего в этих картинах? (изображение природы, пейзаж).


Пейзаж – слово французское, означает изображение страны.

Пейзаж бывает городской, деревенский, морской и водный, горный, космический, индустриальный, ландшафтный (природа, в разных сезонах и времена суток).


Пейзаж.

В каждом месте есть пейзаж:

Это небо, море, пляж,

Горы, речка, роща, луг…

Скажем проще: «Всё вокруг!».
Городской пейзаж

Если ж посреди природы

Как грибы – дома, заводы…

А природы – никакой

То такой пейзаж природы

Называют – городской.


Ещё один пейзаж

А когда повсюду свалки

Трубы, грязь, землекопалки…

То такой пейзаж печальный

Мы зовём: индустриальный.

Где бы вы хотели сейчас очутиться, погулять, поиграть, почему?

На картине Грабаря «Зимний пейзаж» мы не видим солнца. Почему же мы верим, что оно светит?

(Ветки красуются в зимнем наряде, розовато – коричневый лес, зелёные ёлочки…).

От голубых теней на снегу и яркого – синего неба веет холодом. Что-то мы засиделись дома?! Давайте немного позабавимся на свежем воздухе.

Чувствуете, как пахнет морозный воздух, хвоя, снег? (см. физминутку).


3. Физминутка

Возьмём снега мы немножко

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими покидались

Наши руки и размялись.
А теперь пора творить

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.


Согреем наши руки. (трём ладонь о ладонь).

(Дети садятся)


4. Пальчиковая гимнастика. (целебное воздействие мудр).

(Ритуальное положение рук – мудра).

а) большой + указательный палец «Знание» (снимает напряжение, тревогу, страх, улучшает память, мышление)

б) большой + безымянный – мудра «Земли» (снимает стресс, даёт бодрость и уверенность в себе, защита от сглаза)

в) «Черепаха» (пальцы обеих рук перекрестить, а большой + большой вместе = от усталости, утомления, не дать уйти энергии из организма).

На минутку закрыть глаза. Представить то, что будете рисовать.

Можно изобразить разные сюжеты: заснежные поля, опушку леса, кто-то изобразит ясный морозный день, деревья в инее, а кому-то нравится снегопад.

Пусть земля преображается от белоснежных узоров.

Постарайтесь передать красоту русской природы.

Новый способ рисования деревьев

(берёза, ель)

Стволы берёзок выглядят по-разному; у одних только один ствол , у других – на небольшой высоте ствол как бы раздваивается.

Кроме того, очень часто берёзы растут группой – в одном месте сразу несколько деревьев. Это выглядит очень красиво. Вы можете использовать этот приём в своей работе.
Самостоятельная деятельность

Под музыку русских композиторов о зиме дети начинают рисовать. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, наблюдает за работой. В случае затруднения советует и помогает, к примеру, отмечает различные способы изображения деревьев (вдали, вблизи), неба, поверхности земли. Снег изображается разными способами (набрызг, тампонирование, жёсткая кисть, мазками и пр.).


Итог занятия. Анализ детских работ.

Есть ли среди рисунков деревенский пейзаж? Городской?

Какое название можно дать этому пейзажу? (зимние забавы).

Чем интересен этот пейзаж? (иней, снежные наряды, птицы).

Какое настроение передано в этом рисунке?

Какой пейзаж понравился? Почему?

О чём думается, глядя на этот пейзаж?

Дать поэтическое название (взять строки из стихотворений) например:

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится…»

(Суриков) или «Мороз и солнце

День чудесный…»

(Пушкин).



Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу…
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
0, мертвый сон осенней ночи!
0, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят,-
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив…

Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.