Анализ стихотворения М.И. Цветаевой "Я - страница твоему перу"

Исполнитель

Лепешкина Л.Е.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия (английская)», г. Магадан

Я — страница твоему перу.
Всё приму. Я белая страница.
Я — хранитель твоему добру:
Возращу и возвращу сторицей.

Я — деревня, чёрная земля.
Ты мне — луч и дождевая влага.
Ты — Господь и Господин, а я —
Чернозём — и белая бумага!

Стихотворение М.И. Цветаевой «Я - страница твоему перу» было написано 10 июля 1918 года и входит в сборник «Психея». Психе́я, или Психе́ — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Название сборника прямо указывает на то, что в центре внимания душевные переживания лирической героини, девушки, образ которой близок лирическому «я» самой поэтессы. В стихотворении «Я - страница твоему перу» основной является тема поэта и поэзии, в нём исследуется процесс творчества, это размышления и переживания поэта-художника.

Основную тему и идею позволяют выразить

На лексико-семантическом уровне выделяются 3 главных смысловых поля:

  1. Бог, Творец, Господин, Господь (Хранитель, добро, луч, Господин, Господь, перо).
  2. Земля, материя (возращу, деревня, земля, луч, влага).
  3. Поэт, творчество (Странница, перо, бумага).

Одно семантическое поле наслаивается на другое. Но это не простое наслаивание, это тесная связь основных смыслов стихотворения, помогающих выразить главную мысль стихотворения - поэт обладает Божественным даром, ниспосланным ему Творцом. Но он, поэт, обладатель этого дара, наделен функцией преобразовывать, изменять действительность.

Суть взаимоотношений Бога и Поэта передается через контекстуальные синонимы и антонимы, которые противопоставляются друг другу: Господь и Господин (контекстуальные синонимы) противопоставлены контекстуальным антонимам чернозем и бумага.

Поэт - выразитель воли Творца: «Я - страница твоему перу». Лексический повтор «белая» (страница, бумага) далеко не случаен: эпитет белый в традиционном понимании означает чистоту, непорочность, святость, чёрный - враждебность. В творчестве М.И. Цветаевой белый и чёрный цвет имеет иную функцию. Белый - пустой, бедный. Чёрный - насыщенный смыслом, избранный. У Цветаевой белая страница - свободная от чего-либо, чистая, пустая, на ней будет все, что пошлёт Творец.

В стихотворении есть еще контекстуальные синонимы чернозём и бумага. Чернозём - это что - то плодовитое, богатое, белая бумага - что-то пустое, бедное, простое. Они, по сути, являются лексическими антонимами. Это подтверждает мысль о сложности и противоречивости внутреннего мира поэта. Отсюда вывод: в душе поэта кипят страсти, но он в полном подчинении Господу. Поэтический дар - дар Божественный. Это подтверждается словами высокого стиля: хранитель (ассоциация с Ангелом - хранителем), Господь, Господин, добро.

Стихотворение построено на антитезе, но поэт и Создатель тесно взаимосвязаны. Поэт получает дар от Бога - добро, которое он взращивает и возвращает. Итак, мы доказали на лексико-семантическом уровне главную идею произведения: поэт-орудие Божьей воли, выразитель его идей. Только тот истинный поэт, кто наделен этим даром.

В стихотворении мало движения, оно статично. На эту мысль наталкивает анализ морфологии. В произведении 13 существительных, 10 местоимений, 4 прилагательных, З глагола и всего одно наречие.

Стихотворный размер, выбранный Цветаевой, играет немаловажную роль. Это пятистопный хорей с пиррихием.

Стихотворение имеет регулярную рифму - перекрёстную.

Перу-добру (точная, мужская)

Страница - сторицей (неточная, женская).

В первом катрене есть ещё внутренняя рифма: приму-твоему-возращу -возвращу.

В первом четверостишии 27 звонких согласных, из них 15 сонорных и 19 глухих. Во втором - 30 звонких, из них 15 сонорных и только 9 глухих.

В первом четверостишье повторяются звуки [с], [т], [р]. Они ассоциируются со струей, строкой. Звук [р] придает тексту силу, мощь.

Во втором катрене повторяются звуки [жд], [д], [т]. Старославянское сочетание [жд] придает торжественность. Повторяющиеся звуки [в ] [ з ] [в ] [р ] создают ощущение круговорота, закольцованности.

Исследуя гласные, приходим к выводу: если речь идёт о поэте, используются открытые гласные. Поэт принимает дар Творца.

Как видим, фонетика стихотворения помогает также выразить главную мысль стихотворения. Проанализируем синтаксический уровень стихотворения. Он разнообразен: есть двусоставные, односоставные предложения. В первом двусоставном предложении нет активного деятеля, во втором сказуемое обозначает деятеля (хранитель). Сказуемое односоставного определённо-личного предложения ясно указывает на производителя действия: Приму. М.И. Цветаева пользуется излюбленным приёмом нанизывания однородных членов, где все однородные члены- составные именные сказуемые.

Я - деревня, земля.
Ты - луч и влага.
Ты - Господь и Господин, а я-
Чернозём и бумага.

Большую роль в данном стихотворении играет тире, излюбленный знак Марины Ивановны. Оно создает особую эмоциональную напряженность, акцентирует внимание на главном.

Как видим, стихотворение «Я — страница твоему перу» М.И. Цветаевой разнопланово и интересно. В нем, как в зеркале, отразились стилевые черты, которые ни с чьими другими не перепутаешь. Если бы мы даже не знали, что автор стихотворения Цветаева, мы бы, только однажды взглянув на него, тотчас догадались бы, что это она, Марина Ивановна.

Только она может в такой сжатой, сконцентрированной форме сказать многое, бесконечное многое, чего нельзя передать в двух простых четверостишьях. Цветаева - непостижимый мир, и нам еще только предстоит его открыть.

Лепешкина Лариса Елизаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: город Магадан
Наименование материала: статья
Тема: Анализ стихотворения М.И. Цветаевой "Я - страница твоему перу"
Дата публикации: 11.07.2017
Раздел: среднее образование

Анализ стихотворения

М.И. Цветаевой «Я-страница твоему

перу»

Исполнитель Лепешкина Л.Е., учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия (английская)», г. Магадан

Я - страница твоему перу.

Всё приму. Я белая страница.

Я - хранитель твоему добру:

Возращу и возвращу сторицей.

Я - деревня, чёрная земля.

Ты мне - луч и дождевая влага.

Ты - Господь и Господин, а я -

Чернозём - и белая бумага!

М. Цветаева

Стихотворение М.И. Цветаевой «Я- страница твоему перу» было написано

я, или Психе́

древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в

образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Название сборника прямо

указывает

внимания

душевные

переживания

лирической

лирическому

самой поэтессы. В стихотворении «Я - страница

твоему перу» основной

является тема поэта и поэзии, в нём исследуется процесс творчества, это

размышления и переживания поэта-художника.

Основную тему и идею позволяют выразить

На лексико-семантическом уровне выделяются 3 главных смысловых поля:

1.Бог, Творец, Господин, Господь (Хранитель, добро, луч, Господин, Господь,

2.Земля, материя (возращу, деревня, земля, луч, влага).

3.Поэт, творчество (Странница, перо, бумага).

семантическое

наслаивается

наслаивание,

основных

стихотворения,

помогающих

выразить

стихотворения

обладает

Божественным даром, ниспосланным ему Творцом. Но он, поэт, обладатель

этого дара, наделен функцией преобразовывать, изменять действительность.

Суть взаимоотношений Бога и Поэта передается через контекстуальные

синонимы и антонимы, которые противопоставляются друг другу:

Господь и

Господин (контекстуальные синонимы) противопоставлены контекстуальным

антонимам чернозем и бумага.

Поэт - выразитель воли Творца: «Я - страница твоему перу». Лексический

(страница,

случаен: эпитет

традиционном понимании означает чистоту, непорочность, святость, чёрный -

враждебность. В творчестве М.И. Цветаевой белый и чёрный цвет имеет

иную функцию. Белый - пустой, бедный. Чёрный – насыщенный смыслом,

избранный. У Цветаевой

белая страница - свободная от чего-либо, чистая,

пустая, на ней будет все, что пошлёт Творец.

В стихотворении есть еще контекстуальные синонимы чернозём и бумага.

Чернозём - это что - то плодовитое, богатое, белая бумага - что-то пустое,

бедное, простое. Они, по сути, являются лексическими антонимами. Это

подтверждает мысль о сложности и противоречивости внутреннего мира

поэта. Отсюда вывод: в душе

но он в полном

подчинении

Поэтический

Божественный.

подтверждается словами высокого стиля: хранитель (ассоциация с Ангелом -

хранителем), Господь, Господин, добро.

Стихотворение построено на антитезе, но поэт и Создатель тесно

взаимосвязаны. Поэт получает дар от Бога – добро, которое он взращивает и

возвращает. Итак, мы доказали на лексико-семантическом уровне главную

идею произведения: поэт-орудие Божьей воли, выразитель его идей. Только

тот истинный поэт, кто наделен этим даром.

В стихотворении мало движения, оно статично. На эту мысль наталкивает

анализ морфологии. В произведении 13 существительных, 10 местоимений, 4

прилагательных, З глагола и всего одно наречие.

Стихотворный размер, выбранный Цветаевой, играет немаловажную роль.

Это пятистопный хорей с пиррихием.

Стихотворение имеет регулярную рифму - перекрёстную.

Перу-добру (точная, мужская)

Страница - сторицей (неточная, женская).

В первом катрене есть ещё внутренняя рифма: приму-твоему-возращу

Возвращу.

В первом четверостишии 27 звонких согласных, из них 15 сонорных и

19 глухих. Во втором - 30 звонких, из них 15 сонорных и только 9 глухих.

заполняет всё фонетическое пространство.

В первом четверостишье повторяются звуки [с], [т], [р]. Они

ассоциируются со струей, строкой. Звук [р] придает тексту силу, мощь.

Во втором катрене повторяются звуки [жд], [д], [т]. Старославянское

сочетание [жд] придает торжественность.

Повторяющиеся звуки [в ] [ з ] [в ]

[р ] создают ощущение круговорота, закольцованности.

Исследуя

приходим

используются открытые гласные. Поэт принимает дар Творца.

Как видим, фонетика стихотворения помогает также выразить главную мысль

стихотворения. Проанализируем синтаксический уровень стихотворения. Он

разнообразен:

двусоставные,

односоставные

предложения.

двусоставном

предложении

активного

сказуемое

обозначает деятеля (хранитель).

Сказуемое односоставного определённо-

предложения

указывает

производителя

действия: Приму.

М.И. Цветаева пользуется излюбленным приёмом нанизывания однородных

членов, где все однородные члены- составные именные сказуемые.

Я - деревня, земля.

Ты - луч и влага.

Ты - Господь и Господин, а я-

Чернозём и бумага.

Большую роль в данном стихотворении играет тире, излюбленный знак

Марины Ивановны. Оно создает особую эмоциональную напряженность,

акцентирует внимание на главном.

Как видим, стихотворение «Я - страница твоему перу» М.И. Цветаевой

разнопланово и интересно. В нем, как в зеркале, отразились стилевые черты,

которые ни с чьими другими не перепутаешь. Если бы мы даже не знали, что

тотчас догадались бы, что это она, Марина Ивановна. Только она может в

сконцентрированной

бесконечное

многое, чего нельзя передать в двух простых четверостишьях. Цветаева –

непостижимый мир, и нам еще только предстоит его открыть.


АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ: Я СТРАНИЦА ТВОЕМУ ПЕРУ

Я — страница твоему перу.
Всё приму. Я белая страница.
Я — хранитель твоему добру:
Возращу и возвращу сторицей.

Я — деревня, чёрная земля.
Ты мне — луч и дождевая влага.
Ты — Господь и Господин, а я —
Чернозём — и белая бумага!

Темой стихотворения является снисходящее от Бога поэтическое вдохновение. Марина Цветаева сравнивает себя как поэтессу с плодородной землей, зачавшей от Божьего семени - „добра“, забеременневшей и выносившей произведение искусства. В основе стихотворения древнее представление о матушке Земле: Земля предстает в виде матери, в лоно которой падает семя и которая вскармливает человека всем тем, чему она дает взойти. Такое представление называют архетипом, поскольку оно свойственно человеку от рождения. Данное представление лежит, например, в основе одного места в драме греческого драматурга Эсхила, в котором речь идет об Эдипе, сыне Лаия, совершившего грех кровосмешения со своей матерью. Ее лоно сравнивается с пашней:

Но Лаий, сладкой глупостью пленен,
Родил себе же на гибель
Эдипа. Убийца отца,
В заповедную пашню собственной матери
Семя бросив, кровавый корень
Там взрастил. (1)

Поскольку архетипы свойственны каждому человеку от рождения, мы находим подобные представления и у индейцев, например, у вождя плнемени хункпапа Сидящего Быка:

Взгляните, друзья мои, пришла весна; земля радостно приняла объятия солнца, и вскоре мы увидим результаты этой любви! Проснулись каждое семя, и жизнь всех зверей. Именно в этом - та же мистическая сила, что дала жизнь и нам, и потому мы даруем нашим соседям, даже соседям - животным, то же право - как и мы, населять эту обширную землю.

Земля - это мать, но кто же отец, зачавший детей? Объяснение этому также мы находим в словах Сидящего Быка. Отец - это солнце, верховное небесное Божество всех народов древнего мира (христианские представления о Боге Небесном также происходят от него). Это же можно отнести к произведению Цветаевой, в котором солнце своим „лучом“ оплодотворяет землю и способствует всходу урожая. Солнечным лучам свойственнен, таким образом, фаллический характер - один из примеров такого архетипа приводит древнегреческий летописец Геродот: древние египтяне верили в то, что их священный бык Апис был зачат небесным божеством посредством солнечного луча:

Так он сказал и повелел жрецам привести Аписа. Те пошли и привели Аписа. Этот Апис, или Эпаф, должен происходить от коровы, которая после отела уже никогда не сможет иметь другого теленка. По словам египтян, на эту корову с неба нисходит луч света и от него‑то она рождает Аписа. А теленок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он черный, на лбу у него белый четырехугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы, а под языком - изображение жука. (2)

Вдохновение - это всегда акт зачатия в самом высоком смысле. Поэт сравнивается с Землей, вдохновение с солнечным лучом, зачинающим жизнь и исходящим от небесного божества. Так Тютчев в своем стихотворении Лебедь сравнивает поэта с орлом, поглощающим свет солнца:

Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнце свет.

Сверху, от небесного божества снисходит не только солнечный свет, но и „дождевая влага“, которая также оказывает животворное влияние на землю- капли дождя - это небесное семя, как например в одном из фрагментов Эсхила, в котором богиня любви Афродита говорит:

Святое небо движимо любовию
С землею слиться, а земля — приять его;
Дождь, с неба страстно бьющий в землю ждущую,
Плодотворит, и на земле рождаются
И люди, и скоты, и все Деметрины
Плоды, и в брачном ливне древеса цветут.
Таков сей брак, и я — тому причиною. (3)

И еще один пример: древние греки во время Элевсинских мистерий взирая вверх восклицали „Дай дождя!“ и, опустив головы вниз, произносили „Зачни!“ Они заклинали небесного повелителя Зевса оплодотворить Землю, а Землю - забеременеть (4).



1) Семеро против Фив - Перевод С. Апта

2) Геродот: История III,28

3) Данаиды - перевод М. Л. Гаспарова

4) Прокл: К Тимею 293c