Материал для автоматизации звука щ. Автоматизация звука. Артикуляционные упражнения. Из горячего колодца Через край водица льётся

Речевой материал для автоматизации звука "Щ" у детей. Логопедия

Цель: автоматизация звука "Щ" в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "Щ" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "Щ". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "Щ" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука "Щ" в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Вкусные щи", ребенок - "Щи-щи-щи"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЩУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Ща-ща-ща - мы купили леща.
Щу-щу-щу - клещи я ищу.
Ще-ще-ще - дай-ка щей еще.
Щи-щи-щи - мы купили плащи.
Щу-щу-щу - щуку я тащу.
Щи-щи-щи - щиплем щавель мы на щи.
Щи-щи-щи - ты нас мама не ищи.
Ща-ща-ща - мы несем леща.
Щи-щи-щи - мама варит щи.
Ще-ще-ще - я пошел гулять в плаще.
Щу-щу-щу - я грибы в лесу ищу.
Ещ-ещ-ещ - у Кати новая вещь.
Ощ-ощ-ощ - мама варит борщ.
Ещ-ещ-ещ - в сеть попался лещ.
Ащ-ащ-ащ - надень плащ.
Ющ-ющ-ющ - я выращиваю плющ.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений
РЫБОЛОВ
Ща-ща-ща - я тащу, тащу леща.
Що-що-що - щуку я тащу еще.
Щи-щи-щи - не годится щука в щи.
Щу-щу-щу - я тащу и не грущу.

ЧИСТИМ ВЕЩИ
Ещ-ещ-ещ - вычистим любую вещь.
Ащ-ащ-ащ - станет чистым мамин плащ.
Ще-ще-ще - ни соринки на плаще.
Щё-щё-щё - что почистить нам еще?
Щи-щи-щи - вещь для чистки поищи.

ПЛЮЩ
Ющ-ющ-ющ - вырос в доме длинный плющ.
Ща-ща-ща - много листьев у плюща.
Ще-ще-ще - я забочусь о плюще.
Щу-щу-щу - дам водичку я плющу.
Щё-щё-щё - завтра плющ полью еще.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "Щ". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Хрящ хрустящий у щенка,
Он хрустит хрящом пока.

Угощу щенка хрящом,
Поиграем с ним потом.
Ловко ищет вещи пудель,
Мой щенок ищейкой будет.

Над речкою тучи гуще,
Дождик хлещет еще пуще.
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Ищут клещи мальчики
В ящике, в чуланчике.
Ищут, ищут, не найдут.
Нет клещей и там, ни тут.

Пишет щука букву "Ща",
Учит грамоте леща:
"Щука, щебень, щит, щавель,
Щетка, щеки, щепка, щель".

Клещ живет под щепкой в чаще.
Чистит щеточкой клещ плащик.
В чаще часто хлещет дождь.
Без плаща в дождь пропадешь.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Щ

ЩА – ЩУ – ЩЁ

ЩУ – ЩИ – ЩЕ

ЩЁ – ЩИ – ЩЕ

ЩА – ЩИ – ЩЕ

ЩА – ЩУ – ЩИ

ЩА – ЩЁ – ЩЕ

Ща - що - щу - щи - ще
Щи - ща - що - щу - ще
Що - ща - щу - щи - ще
Ще - ща - що - щи - щу
Щу - ща - що - щи – ще

АЩ – ОЩ – УЩ

ОЩ – ЕЩ – ОЩ

АЩ – ЯЩ – АЩ

ЮЩ – ЕЩ – АЩ

ЯЩ – ЮЩ – ИЩ

УЩ – ЮЩ – ОЩ

Слова

ЩА: Угощать, пищать, обещать, восхищать, прощать, трещать, вращать, помещать, дощатый, возвращать, извещать, обобщать, вещать, замещать, обещать, дощатый, восхищаться; пища, пуща, гуща.

ЩУ: Щука, щуп, щупать, полощу, трещу, угощу, пищу, ищу.

ЩЁ: Щётка, щёлкать, щёки, ещё, защёлка, лущёный, мощёный, сгущённый.

ЩИ – ЩЕ: Щит, щи, пищит, лещи, плащи, трещит, защита, щель, щепка, ищейка, ущелье, угощенье, вращенье, прощенье, помещение, лещей, плащей.

Пуща, пища, роща, щавель, площадь, ищут, тащут, блещут, плещут, наощупь, овощи, вещи, ящики, клещи, тащит, общий, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, щипать, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щенок, щетина, щегол, хищник, хищный, мощный, изящный, овощной, гонщик, общий, лещ, вещь, плащ, борщ, овощ, клещ, плющ, хрящ, прыщ, помощь, хищник, изящный, товарищ, помощник.

Чистоговорки

ща, ща, ща - дайте мне борща

щу, щу, щу - я тебя ищу

щи, щи, щи - у меня клещи

ще, ще, ще - он сидит в плаще

ащ, ащ, ащ - мы купили плащ

ощ, ощ, ощ - на лугу хвощ

Ща – ща – ща, ща – ща – ща

Дождь идет - я без плаща.

Ще – ще – ще, ще – ще – ще

Нет дождя, а я в плаще.

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Я тебя не отыщу.

Щи – щи – щи, щи – щи – щи

Ты иди, меня ищи!

Щу – щу – щу, щу – щу – щу

Вот теперь-то отыщу.

Ащ – ащ – ащ – у меня плащ. Ущ – ущ – ущ – вырос плющ.

Ощ – ощ – ощ – вырос хвощ. Ещ – ещ – ещ – в кастрюле лещ.

Предложения

Пищащий щенок.

Считанные вещи.

Мощеная площадь.

Мигающее освещение.

Ящик для овощей.

Сияющий щит.

Сменщик каменщика.

Сущие пустяки.

Сгущеное молоко.

Вощеная бумага.

Дощатые полы.

Важное сообщение.

Устный счет.

Сосновая щепка.

Зубная щетка.

Волейбольная площадка.

Щетка в дощатом ящике.

Защелку защелкивают.

Нащипали щепы.

Защитник защищает.

Дом из щитов – щитовой.

Ткань из плаща – плащевая.

Мешок для вещей – вещевой.

Суп из щавеля – щавелевый.

Все мои вещи – щипцы да клещи.

Щетки делают из щетины.

Площадь большая, а площадка маленькая.

Трещотка трещит.

При прощании прощаются.

Щенка посадили в ящик.

Петя поймал щуку и леща.

Щавелевые щи – полезная вещь.

Замок щелкнул, и щенок остался в комнате.

Щегол щелкал и щебетал.

Каменщик велел стекольщику вынести ящик со стеклом.

Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди.

Оля нащипала щавеля и сварила щи.

Солдаты надели плащи защитного цвета.

Сосчитай ящики с овощами.

Оля угощала щавелевыми щами и лещом.

Щетки в ящике, У кота усищи,

Щетки на ящике, У кота глазищи,

Щетки за ящиком, У кота хвостище -

Щетки под ящиком. Вот какой котище!

В роще щебечут щеглы.

Щука – хищная рыба.

Щенок пищит – просит пищи.

На ящике лежат щипцы.

Из гнезда выпал щегленок.

Связная речь

Щенок попал лапой в щель и пищал. Коля пожалел щенка. Он вытащил дрожащего щенка из щели и отнес домой. Дома щенок спал в ящике из-под овощей под плащом. Щенок любил возиться со щеткой. Он тявкал, щелкал зубами и пытался укусить щетку. Видимо, щетка казалась ему большущим щетинистым ежом.

ЩЕГЛЕНОК

Вова сидел на площадке на скамейке. Он услышал, кто-то пищит в кустах. Пищал маленький тощий щегленок. Он, видно, выпал из гнезда. Как его еще коты не съели? Вова отнес щегленка домой. В комнате щегленок осмелел. Он скакал с вещи на вещь: со стола – на диван, с дивана - на щетку в углу, со щетки – на плющ на окне. Так и остался щегленок у Вовы. По утрам щегленок будил Вову щелканьем и свистом. Вова давал щегленку пищу: насыпал щепоть семян, наливал воды. Щегленок с удовольствием съедал угощение, а потом садился на подоконник и таращился на площадь. Тщетно хищные коты подползали к окну. Стекло надежно защищало щегленка.

Щебетал щегол с щеглихой,

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.

Ощерив щербатый рот, щенок щетинил свое тощее туловище.

Щука щурёнку пищу не подыщет.

Щеглёнок щупленький у рощи нещадно плакал и пищал.

И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Чащи чаще в нашей пуще,

В нашей пуще чащи гуще.

В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут.

В ящике спящий щенок.

В дождь плащ – нужная вещь.

Тащу, не дотащу, боюсь, что не выпущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

У гусыни усов не ищи - не сыщешь.

Всякого щёголя в щегольстве не перещеголяешь.

Щенок жалобно пищит - тащит он тяжёлый щит.

Щуку и леща в роще не сыщешь.

Тощая тёща зятя щадила.
Кучу овощей, щей да борщей,
Щучьих щечек и лещей
Немощному зятю тёща тащила,
Щедро пищей угощала,
Райски кущи предвещала.

Тех же щей не жалей, а погуще налей.

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

Мой руки чище и чаще.

У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжелый щит.

Рыбак вытащил большущую щуку.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Во дворе пищит щенок.

Волки рыщут, пищу ищут.

Ты нас, мама, не ищи – щиплем мы щавель на щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Тёща угощала нас щами и лещами.

Овощи тащи - будут щи.

Щи да каша - пища наша.

Стихи

СЧИТАЛКА ЩЕНОК

Щуку тощую с реки Щенка кормили молоком,

Притащили рыбаки. Чтоб он здоровым рос.

Щука хищная страшней, Вставали ночью и тайком

Чем страшилище Кощей. К нему бежали босиком -

Мы ей дали овощей Ему пощупать нос.

И погуще жирных щей. Учили мальчики щенка,

Щука шлепнула хвостом, Возились с ним в саду.

Словно щелкнула хлыстом, А он, расстроенный слегка,

И таким ударом крепким

Расщепила стол на щепки.

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Щучка добрая была, На скамейку я встаю,

Дружбу с рыбами вела. Еле ящик достаю.

Из морской капусты щей Открываю ящик,

Щука наварила, Голубой, блестящий.

Окуньков, бычков, лещей Посыпались из ящика

Щами угостила. Письма настоящие.

ЩЕГЛЫ ЩЕТКИ

Пропищал щеглу щегол: Я вам быстро перечислю,

Ставлю вам за пенье – кол, Что я каждой щеткой чищу.

Потому, что вы поете Этой щеткой чищу зубы,

На одной и той же ноте! Этой щеткой башмаки,

Щебетал щегол и щелкал, Этой щеткой чищу брюки,

Раздувал, как шарик, щеки, Все три щетки мне нужны.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука.

Щучка в речке жила, Щеголь щетку уважает,

Щеткой воду мела, Щеткой щеголь пыль счищает.

Щи варила для гостей, Если вещь не вычищать,

Угощала пескарей. Не в чем будет щеголять!

Щука проглотила щетку, Щеки красные у Саши?

Щетка ей щекочет глотку. Щей он много ел и каши!

Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела?

Чищу овощи для щей. Да капустный кочешок.

Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста,

Три картошки, две морковки, От тебя в кастрюле густо!

Луку полторы головки, Раз-два-три, огонь зажжен -

Да петрушки корешок, Кочерыжка, выйди вон!

Автоматизация звука Щ в слогах

1) В прямых слогах:
ща - ща - ща
ще - ще - ще
щё - щё - щё
щи - щи - щи
щу - щу - щу

2) В обратных слогах:
ащ - ащ - ащ
ещ - ещ - ещ
ищ - ищ - ищ
ощ - ощ - ощ
ущ - ущ - ущ

3) В интервокальной позиции:
аща - аща - аща
еще - еще - еще
ищи - ищи - ищи
ощё - ощё - ощё
ущу - ущу - ущу

4) В слогах со стечением согласных:
тще - тще - тще
тщё - тщё - тщё
тщи - тща - тщу
тщу - тщи - тще

Автоматизация звука Щ в словах

1) В начале слова:
щавель, щебень, щегол, щедрость, щека, щеколда, щекотка, щелчок, щель, щенок, щепа, щербина, щетина, щёлочь, щётка, щёчка, щи, щипок, щипчики, щит, щиток, щука, щупальца

2) В конце слов:
клещ, лещ, мощь, овощ, плащ, плющ, помощь, прыщ, хвощ, хлыщ, хрущ, хрящ

3) В середине слова:
вещи, голенище, защёлка, защита, имущество, клещи, лощина, пища, помещик, пощада, роща, сыщик, товарищи, трещотка, угощать, угощенье, овощи, ущелье, хранилище, сгущёнка

4) В словах со стечением согласных:
бетонщик, борщ, морщины, мщение, натурщик, общежитие, общение, общество, сварщик, ямщик, сообщение, стекольщик

Автоматизация звука Щ в словосочетаниях

Щи со щавелем, вещи бетонщика, горящие щепки, грязнущие щёки, ищущий сыщик, лежбище хищника, летящий щегол, мощёная площадь, обращение товарища, освещение помещения, падающий ящик, ползущий плющ, помощь товарища, тёщино угощение, тонущий щенок, увядающая роща, уплывающий лещ, хитрющая щукка, цветущая роща, щебетание щегла, щуплое туловище

Автоматизация звука Щ в предложениях

В озере за рощей мы ловили щук, лещей и подлещиков.
В роще - зеленеющий хвощ.
Восхищённый щёголь примерял изящный плащ и обещал щедро заплатить портному.
Всю ночь в роще щебетали щеглы.
Зрители с восхищением смотрели на плывущего купальщика.
Мощёная площадь ярко освещена к празднику.
На дощатом полу лежали щепки.
На улице хлещет дождь - не забудь надеть плащ.
На ящике лежали клещи.
Недалеко от цветущей рощи находилось пастбище.
Овощи хранят в ящиках в холодном помещении.
Пищащего щенка посадили в ящик.
Пойдём нащиплем щавеля, сварим щи.
Скулящий тощий щенок жалобно просил пищи.
Сообщение было написано на вощёной бумаге.
Товарищ на прощание пообещал сообщить о благополучном возвращении.
Тощему щенку дали хрящ.
Хищная щука спряталась под днищем лодки.
Хищник рыщет, пищу ищет.
Щенок поймал ящерицу.
Щи из щавеля вызвали общее восхищение.
Ящерица юркнула в трещину между камней.

Автоматизация звука Щ в чистоговорках

Ща-ща-ща - поймали мы леща.
Щи-щи-щи - сварили щи.
Ще-ще-ще - пойду гулять в плаще.
Щу-щу-щу - монетку я ищу.
Ащ-ащ-ащ - мама чистит плащ.

В ДОЖДИК

Ща-ща-ща-ща,
В дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу,
Зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще,
Буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё,
И в сапожках еще.

Автоматизация звука Щ в пословицах

Волки рыщут, пищу ищут.
Вякой вещи - своё место.
Наука людей обогащает, а сама не нищает.
Нос вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - нос увяз.
Овощи тащи - будут щи ща борщи.
Товарищ за товарища в огонь бросится.
Щи да каша - пища наша.
Щука - лещу не товариш.

Автоматизация звука Щ в стихах

На скамейку я встаю,
Еле ящик достаю.
Открываю ящик,
Голубой, блестящий.
Посыпались из ящика
Письма настоящие.

*****
Притащили мы в грозу
Щуку тощую в тазу.
Щекотали щуку щепкой,
Прищемили хвост прищепкой.
Мыли щёки щуки щёткой,
Довели её щекоткой.
Щука щётку за щетину -
Отщепнула половину,
Расшвыряла часть вещей,
Пролила кастрюлю щей,
А потом как даст "леща"!
Мы помчались трепеща,
На щеколду дверь закрыли,
Щели щебнем завалили,
Удивлялись сообща:
Сколько слов на букву Щ!

*****
Щёголь щегол над чащобой щебечет,
Щурится, греясь на солнышке, кречет,
Щурка летает в гуще ветвей,
Щёлкает в роще певец-соловей,
Щиплет телёнок траву у реки...
Щедрые, добрые нынче деньки!

*****
Щёголь щётку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать.
Не в чем будет щеголять.

*****
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила.
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
*****
Щавель очень-очень кислый,
Соберу его я в миску.
Борщ из щавеля зеленый
Любят очень Маша с Вовой.

*****
Без плаща не выходи,
Если за окном дожди.
Щуке плащ в реке не нужен,
Ей бы ершика на ужин!

*****
Мой щенок стащил игрушку,
Разорвал вчера подушку,
Щуку из ухи украл,
Щётку для зубов сломал.

*****
Со звуком "Щ"
Считалку учим чётко.
Щенок, щипцы,
Щекотка, щепка, щётка,
Плащик, щёки, щука, лещ,
Счастье, помощь, вещи, клещ.
(И.Мартин)

Автоматизация звука Щ в текстах


Шура и Миша - товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький. Он жалобно пищал. Детям стало жалко щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они нашли ящик, положили в него ваты, а потом уложили в ящик щеночка.
Шура и Миша напоили его молоком, и щенок скоро уснул в ящике.

Лещ и щука


Два товарища ловили рыбу.
- Серёжа, у тебя клюёт! Тащи быстро, - закричал Петя.
Серёжа вытащил большую щуку. А Петя поймал леща. Они принесли щуку и леща домой.
- Мама, смотри: это щука! А это - лещ!
- Щуку я сварю, а леща поджарю и угощу всех рыбой, - сказала мама.

На обед мама решила сварить щи со щавелем. Она дала детям большую корзину и отправила на базар за овощами. На базаре дети купили овощи и, взяв корзину за обе ручки, потащили её домой. Возле дома щенок щипал траву. Увидев ребят, щенок громко залаял.
- Молодцы ребята, - сказала мама, высунувшись из окна. - Какие вы у меня помощники!

Автоматизация звука Щ в скороговорках

Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят;
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По-щеглиному пищат.

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке,
Грызли щётку в уголке.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

Щёки красные у Саши,
Щей он много ел и каши.

Пищу на обед ища,
Плавниками трепеща,
И зубаста, и тоща
Ходит щука вкруг леща.

Ты нас, мама, не ищи -
Щиплем щавель мы во щи.
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.

Всякого щёголя в щёгольстве
Не перещеголяешь, не перевыщеголяешь.

Загадки "Звук Щ"

Тема: Звук «Щ».
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Продолжать формировать умение отгадывать загадки.
Формировать артикуляционную и мелкую моторику.
Развивать речевое дыхание.
Закреплять навык произношения звука «Щ» в слогах, словах,
фразах, предложениях и текстах.
Формировать навык чтения.
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Формировать умение составлять предложения с опорой на картинку.
Развивать умение пересказывать тексты.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: схема артикуляции звука; карточки с артикуляционной
гимнастикой; картонные ворота и вата; картинка с изображением рыб;
картинки для составления предложений.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.
Здравствуй …. имя ребёнка! Отгадай загадку:
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
И одежда станет чище.
(Щётка).
Логопед: Какой первый звук в слове «щётка»?
Ребёнок: Звук «Щ».
Логопед: Что ты знаешь о звуке «Щ»?
Ребёнок: Он всегда мягкий, согласный, глухой.
Логопед: На занятии будем правильно произносить слова со звуком «Щ» и
помнить, что при произнесении звука «Щ» губы в улыбке, видны зубы, а
язык поднят за верхние зубы, воздушная струя – тёплая.
2.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбочка».
Губы улыбаются
Основная часть.

В улыбке расплываются.
«Трубочка».
Губы я вперёд тяну,
Трубочку всем покажу.
«Лопаточка».
Открываю свой роток,
Язычок лопаткой.
«Чашечка».
Из лопаточки язык в чашку превращу,
И всем её покажу.
Упражнение на развитие речевого дыхания. Игра «Футбол».
Ставятся ворота, сделанные из картона и вместо мяча берётся вата.
Логопед предлагает загнать мяч в ворота, то есть задуть ватку.
Автоматизация звука «Щ» в слогах.
Игра «Волшебная рыба».
На картинке изображено несколько рыб с написанными под ними слогами.
Ребёнку предлагается прочитать слоги.
Автоматизация звука «Щ» в словах.
Игра «Образуй новые слова».
Измени слова по образцу. Например: хвост – хвостище. Какие из этих слов
подходят к маленькому котёнку, а какие к большому коту?
Усы ­ …….. усищи;
Глаза ­ ……. глазищи;
Нос ­ …… носище;
Лапы ­ ……. лапищи;
Зубы ­ …….. зубищи.
Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука «Щ» в словах.
Игра «Замени первый звук».
Кепка – щепка;
Мука – щука;
Кит – щит;
Мель – щель;
Тётка – щётка;
Река – щека;
Венок – щенок;
Детина – щетина;
Тучка – щучка.

Физкультминутка «Щука».
Щука по речке плывёт,

Вправо хвостиком вильнёт,
Ребёнок делает 3 шага вправо.
Влево хвостиком вильнёт,
Ребёнок делает 3 шага влево.
И быстро, быстро уплывёт.
Ребёнок выполняет ходьбу на месте.
Автоматизация звука «Щ» во фразовой речи. Игра «Закончи фразу».
Коля ходит без ……. плаща.
Ищем щавель мы на ……. щи.
Для ухи нужны ……… лещи.
Как у нашей дочки розовые …….. щёчки.
Пальчиковая гимнастика «Щётка».
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
Ребёнок выполняет соответствующие движения.
Автоматизация звука «Щ» в предложениях.
Используя картинки, составь предложения, чётко проговаривая все слова
со звуком «Щ».
Автоматизация звука «Щ» в тексте. Послушай и перескажи рассказ.
«Катин щенок».
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик.
Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из
ящика, вытащил из – под стола щётку и стал с ней играть.
3.
Наше занятие окончено. Какой звук ты произносил правильно? Что ты
запомнил? Что тебе больше понравилось? Ты молодец! До следующей
встречи!
Заключительная часть.

Тема: звук [Щ].

Цель: автоматизация звука [Щ] в слогах, словах и предложениях.

Материалы и оборудование: картинка на звук [Щ], картинка с большими часами и маленькими, песочница, цветные карандаши, ворота, мячик.

Время: 20-30 минут .

1. Приветствие.

2. Мимическое настроение. Развитие эмоциональной сферы

Изобрази как ты ешь:

3. Артикуляционная гимнастика

Общие артикуляционные упражнения.

«Улыбка».

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Хоботок».

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Окошко».

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Язык здоровается с подбородком».

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

«Кружок».

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

«Шарики».

Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

«Самовар».

Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!».

Специальные артикуляционные движения.

«Улыбка - Трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

«Чистим зубки » .

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

«Ириска».

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

«Грибок».

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Вкусное варенье»

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

«Чашечка».

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

«Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Большой-маленький».

Ребенок изображает как «бьют» большие часы, маленькие часы.

«Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.

4. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

«Щелчки».

(Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести

щелчок.)

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

5. Формулировка темы. Знакомство с изучаемым звуком.

Буква Щ - зубная Щетка,

Непоседа и трещотка.

Никак на месте не сидит,

Зубы чистить всем велит.

6. Закрепление изолированного звука.

Многократное произнесение изолированного звука Щ-Щ-Щ-Щ

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Во время правильного произнесения звука [ C ’] органы речи принимают следующее положение:

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка поднята;

Язык напряжен;

7. Игры в песочнице. Развитие мелкой моторики.

Буква ж спряталась в песке. Найди и произнеси звук [Щ].

Нарисуй букву [Щ]на песке.

Выложи из палочек на песке букву Щ.

8. Развитие фонематического слуха.

«Поймай звук».

Хлопни в ладоши когда услышишь звук [Щ]

А, ж, щ, л, ж, щ, у, р, л…

Ща, жа, во, ло, щу…

Нос, ищу, жук, каша, волк, щель…

9. Автоматизация звука [Щ] в слогах .

Слоговая ритмика (каждый слог проговорить по 10 раз):

ЩА, ЩЁ, ЩИ, ЩУ

а) с изменением ритмического рисунка:

ща-ща - ща-ща-ща ща-ща-ща - ща-ща

щё-щё - щё-щё-щё щё-щё-щё - щё-щё

щу-щу - щу-щу-жу щу-щу-щу - щу-щу

ще-ще - ще-ще-ще ще-ще-ще - ще-ще

б) с изменением ударения:

ЩА-ща-ща

ща-ЩА-ща

ща-ща-ЩА

10. Динамическая пауза. Развитие общей моторики, силы голоса.

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы - как пила!

Где такие ты взяла?

11. Автоматизация звука [Щ ] в словах.

1. Повтори слоги и слова (2-3 раза)

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Поедим сначала щи.

2. Замени в слове первый звук на звук [щ]:

Кепка - ...(щепка), кит -…(щит), мель -…(щель), тётка -…(щётка), река -…(щека), венок -…(щенок), детина -…(щетина), полка -…(щёлка), тучка -…(щучка).

Замени в слове последний слог на слог - щи:

Плати -…(плащи), лети - …(лещи), пили -…(пищи), розы - …(рощи), веки -…(вещи), чаши - …(чащи).

12. Автоматизация звука [Щ] в предложениях.

Повтори предложения.

Сварщик тащит ящик. Щенок пищит в ящике Щи из щавеля. Мамины вещи в ящике. Площадь вымощена дощечками. Щётки в дощатом ящике. Щербатый мужчина весь в щетине. Дом из щитов щитовой. Кощей угощал щедро. Овощи тащи - будут щи. Щегол щеголял на площади. В ящике щенок. На ощупь чищу леща. Щенок пищит и тащит щётку. Желающих угощают щавелевыми щами. Ваня поищи щенка в ящике. Щурёнок щекотал щуку. Катя ищет щётки в ящике. В щах щепотка щавеля. Ваня угощает овощными щами Нату. Мойщик ящиков щурился. Тощий Кощей полощет вещи. Фонарщик освещает дощатую площадь. Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня. Без овощей не бывает щей. В щите щель. Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!

13 . Звуковой анализ. Развитие логического мышления, внимания и памяти.

1. Запомни и назови слова со звуком [Щ] которые встретятся в тексте.

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи .

2. «Найди букву».

Найди и раскрась все буквы Щ.

14. Подведение итогов занятия.

15. Оценка работы ребенка на занятии.

16. Домашнее задание.

17. Прощание.