Какой предстает женщина в лирике некрасова. Образ русской женщины в поэзии некрасова. Образ русской женщины в творчестве Н. А. Некрасова

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов. Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическими движениями 60-70-х годов. Друг и сподвижник Чернышевского. Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун. Некрасов был певцом народной жизни, который посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», – с полным правом сказал о себе поэт. Вся некрасовская поэзия проникнута духом народничества, в ней нашли свое отражение мотивы крестьянского быта, красота русской природы, души крестьян. Из поэзии Некрасова по-новому раскрываются образ простого крестьянина и сама народная жизнь. И не случайно Некрасов одним из первых осветил в своих произведениях горькую судьбу русских женщин. Русская литература еще не знала такого поэта, который бы так часто и с таким пониманием писал образы женщин-крестьянок. Тяжелую «долюшку женскую» Некрасов показывает нам, рисуя преимущественно бедноту, наиболее забитые и отсталые слои крестьянства. В своих произведениях Некрасов уделяет большое внимание жизни крепостной крестьянки и ее тяжелой доле:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабом повенчаться.
Вторая – быть матерью сына-раба,
И третья – до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Поэт никогда не говорит осуждающею слова в адрес женщины – наоборот, он посвящает ей слова горячего и страстного сочувствия. В своих поэмах Некрасов постоянно возвращается к женской теме. Изображение судьбы крепостной крестьянки является гневным обвинением крепостническому строю, создавшему такую каторгу человеку. Описывая бесправную участь крестьянки – «отцветать, не успевая расцвесть» – поэт в то же время умеет показать женщин, одаренных природной красотой. Идеальный образ крестьянской женщины Некрасов видел в величавой славянке:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Работая над поэмами «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другими, Некрасов основным объектом избрал жизнь крестьян-тружеников, а местом действия- типичную обстановку-русскую деревню поэт описывает условия, в которых живут герои, рассказывает о тяжелой жизни Матрены Тимофеевны – героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и о многом другом. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» дает наиболее полное изображение крестьянской жизни. Поэма стала «народной книгой», а которую Некрасов стремится вложить свои знания о крестьянстве. Если в предыдущих произведениях Некрасов преимущественно изображал терпение и забитость в крестьянских женщинах, то теперь поэт показывает зарождавшееся в русской крестьянке стремление избавится от покорности, от печального наследия векового рабства.
Матрена Тимофеевна – женщина-труженица, весь ее вид говорит о силе и здоровье:

Осанистая женщина.
Широкая и плотная.
Лет тридцати восьми.
Красива, волос с проседью.
Глаза большие, строгие.
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла!

В ходе беседы с крестьянами раскрывается ее душевная красота. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические песни, причитания издавна раскрывали правду о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника,
создавая образ своей любимой героини. Рассказ о Матрене Тимофеевне приводит к мысли о силе и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза – значит, возможно и близко переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена о словах поэта:

В рабстве спасенное
Сердце свободное
Золото, золото

Сердце народное!

Несмотря на душевную красоту и силу Матрены Тимофеевны, судьба посыпала ей много лишений и трудностей. Однообразно ее существование вехами в нем оказываются только смерть Савелия и родителей да вечная забота о детях. Она говорит: «За них горой стояла я». Был в ее жизни такой случай, когда глубокая и искренняя любовь к детям проявилась в действии: «А потом потребовала странница, чтоб грудью не кормили мы детей по постным дням!» Многие последовали наказу странницы. Матрона же поступила иначе:

…я только не послушалась.
Судила я по-своему.
Коли терпеть, так матери.
Я перед богом грешница.
А не дитя мой.

Трудна жизнь Матрены, но все же в ней есть, счастье. У нее было счастливое детство, проведенное в родительском доме, была и временная удача после замужества. Но ни лишения, ни минуты счастья не покачнули равновесия и не отняли душевных сил Она понимает, что «крестьянские порядки неисчерпаемы» и что «не дело между бабами счастливую искать». Это заявление аргументируется перечнем множества бедствий, выпавших на ее, Матренину, долю. Рассказчица убеждена в том, что искатели счастья между женщинами останутся ни с чем. И она права, так как положение женщин, особенно женщины-труженицы, было крайне тяжелым. Но несмотря, ни на что вера Некрасова в счастливое будущее не померкла. Некрасов указал и открыл путь к тому, без чего поэту отныне нельзя было по-настоящему дышать полной грудью. Поэзия Некрасова утверждала принципиально новое отношение к жизни и человеку. Человек в ней рассматривался в его общественных связях и проявлениях, в его общественной и трудовой деятельности. Именно этим он близок нашему времени.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Н. А. Некрасов

Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют резкий контраст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины – голос народа. Некрасовская героиня – человек не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Некрасов, как никто другой, смог почувствовать душу русской женщины. Она – символ жизни. Недаром даже Муза Некрасова – “родная сестра” крестьянки. Тяжелый труд, терпение, заботы являются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь кажется ей прекрасной и счастливой. Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непосильный труд, бедность:

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…”. Его героиня – жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, – говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедливость и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям по-настоящему полюбила и “ушла на волю”, это тоже не принесло ей радости. В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и порока, как героиня стихотворения “Когда из мрака заблужденья…”. Но в ее душе даже тогда теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить на праведный путь.

Прекрасный образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в поэме “Мороз, Красный нос”. Поэт восхищается красотой своей героини Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя привлекательность в этой простой крестьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме “Мороз, Красный нос” воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Правда, Дарья избежала одной из “тяжких доль”: “до гроба рабу покоряться”. Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. Но счастье длилось недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, “голубой дворец” и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: “Тепло ли тебе, молодица?” – трижды отвечает: “Тепло”. С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок ее с Морозом – это подвиг как Дарьи, так и всех женщин.

Величавый и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая происходит в непосильном труде, – пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.

Шли на подвит, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно прекрасные образы замечательных женщин – княгини Трубецкой и княгини Волконской – создал Некрасов в поэме “Русские женщины”. Ни страх потерять дворянство, ту среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жизни ни остановили их.

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его! –

Этими словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку “образумить” женщину. В любых условиях некрасовская женщина оставалась красивой, гордой и светлой в своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских художников:

Тяжелые русые косы

Упали на смуглую грудь,

Покрыли ей ноженьки босы,

Мешают крестьянке, взглянуть.

Она отвела их руками,

На парня сердито глядит.

Лицо величаво, как в раме…

“Кто же защитит тебя?” –

Обращается Некрасов к женщине. Эту тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен, но велик, поэт берет на себя.

(2 votes, average: 1.00 out of 5)

  1. “ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ…” (по поэме Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”) 1 вариант Николая Алексеевича Некрасова по праву называют певцом народа. Народ, народная жизнь во всем ее богатстве...
  2. Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение… Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа....
  3. Былина “Авдотья Рязаночка” – народное сказание о мужестве простой русской женщины, которая занималась всю жизнь домашним хозяйством, растила сына, любила мужа, ткала, пряла, стирала, убирала. Миллионы таких женщин на Руси....
  4. В каких поэтических произведениях русской литературы ХХ-го века предстает образ деревни и в чем его отличие от пушкинского? Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что традиции И. С. Никитина, Н. А....
  5. В каких еще произведениях русской литературы встречается образ автобиографического рассказчика и в чем его сходство и различие с героем А. И. Солженицына? В начале развернутого рассуждения укажите, что в эпических...
  6. В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в...
  7. В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении “Памяти Добролюбова”...
  8. ТЕМА ЖЕНСКОЙ ДОЛИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. В своем творчестве он не раз обращался к судьбе русской женщины, в...
  9. В каких еще произведениях русской литературы дана сцена всенародного покаяния героя? Соотнесите сцену всенародного покаяния Катерины в четвертом действии пьесы “Гроза” с аналогичным эпизодом в романе Ф. М. Достоевского “Преступление...
  10. В каких произведениях русской литературы ХХ-го века реализуется мотив железной дороги и в чем сходство и различие его развития с некрасовским стихотворением? В начале своего рассуждения отметьте, что указанный мотив...
  11. В каких еще произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина? В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературы начиная...
  12. Этот художник был признан одним из знаменитых башкирских творцов, он не единственный, кто старался передать своим поклонникам через свои картины, любовь не только к своей родине, но еще и любовь...
  13. В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го – ХХ-го вв. природные явления выступают как знамения грядущих событий? Приступая к ответу на вопрос, отметьте, что русские писатели часто прибегали к символике...
  14. В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите,...
  15. Русская литература 2-й половины XIX века “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям...
  16. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  17. ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ОБРАЗ КРЕСТЬЯНИНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В литературных произведениях мы находим изображение людей, их образа жизни, чувств. К XVII-XVIII векам в России сложилось два класса: крестьяне...
  18. Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской...
  19. Пушкин очень любил Россию, хорошо знал ее историю и часто обращался к прошлому своей страны. Поэта привлекал образ Петра I, его характер (сложный и противоречивый) и неоднозначное отношение к его...
  20. В каких еще произведениях русской литературы выразительные подробности призваны отобразить изменения характера и стиля жизни персонажей? Отвечая на поставленный вопрос, в качестве примеров приведите функции повествовательных деталей в произведениях А....
  21. В каких еще произведениях русской литературы ХІХ-го века изображаются сцены безудержного вранья и как они характеризуют героев? Выделите ряд произведений XIX века, в которых представлена заданная сцена: например, “Горе от...
  22. Нора – это героиня пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена “Кукольный дом” (сочинение) . Внешне это веселая, несколько легкомысленная беззаботная женщина, которую любит человек, у которого все в порядке – у...
  23. КЛАССИКА ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное...
  24. В каких еще произведениях русской литературы находит развитие гастрономическая тема и в чем сходство и различие ее решения с гоголевским произведением? В начале своего размышления укажите роль гастрономической темы в...
  25. В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в...
  26. В каких еще произведениях русской поэзии любовные переживания лирических героев приобретают такую же остроту и драматизм? В качестве примеров изображения любовного чувства, равного ахматовскому по остроте и драматизму, можно привести...
  27. В каких еще произведениях русской литературы герои уподобляются птицам и в чем сходство и различие такого уподобления с произведением И. С. Тургенева? Соотнесите свои знания о семантике образов птиц в...
  28. В каких еще произведениях русской лирики находит свое развитие тема судьбы поколения и в чем сходство и различие ее трактовки по сравнению со стихотворением Е. А. Евтушенко? Представляя литературный контекст,... В каких еще произведениях русской лирики пейзажная зарисовка, создающая атмосферу спокойной сосредоточенности и чуткости, включает в себя водный объект (река, ручей, озеро и т. д.)? Отвечая на вопрос, вы включите...
ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НЕКРАСОВА

Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.

Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе -житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета... Но она все может стерпеть:

-Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила Словечка никому.

Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!»

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд- все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.

Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.

Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть... за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу угодно!..» - говорит героиня. В ее словах - и любовь, и чувство долга.

Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, - сила духа, умение пожертвовать собой, воля - это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:

О мать моя, подвигнут я тобой,

Во мне спасла живую душу ты.

Содержание некрасовской лирики весьма многообразно: долг гражданина, поэт и поэзия, петербургские «углы», любовь, душевные драмы, народные заступники и народные враги, судьба народа и судьбы людей из народа. Но особое место в поэзии Некрасова занимает тема женской доли. Хотелось бы отметить, что образ женщины - один из самых трогательных в некрасовской лирике.
По-моему, если в других случаях любовь к народу у поэта двойственна (сопро-вождается и сочувствием поэта и его негодованием по поводу бездейственности народа относительно собственной участи), то женские образы сливаются у Некрасова в единый образ - прекрасной, но поставленной судьбою в невыносимые условия, женщины.

Обратившись к стихотворениям Некрасова, мы видим, что автор, создавая женские образы, неизменно сопрягал их с суровой долей, горькой участью. Некрасов глубоко сочувствовал трудному положению женщин в современной ему России:

Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил...

В стихотворении «Вечерний день, часу в шестом...» предметом внимания поэта стала сцена истязания молодой крестьянки. Некрасов одновременно и глубоко возмущен картиной увиденного и в то же время восхищен мужеством простой женщины, которая не издала не единого стона. Поэт призывает Музу не быть безучастной наблюдательницей унижения женщины. В последних строках стихотворения автор обращается к Музе:

И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

Тема женской доли в творчестве Некрасова представлена широко: поэт охватывает разные стороны жизни женщины, рисует различные женские образы. Неизменным остается одно - жестокость и несправедливость общества по отношению к женской судьбе. Так, в стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт говорит о великом горе несчастной матери, единственного сына которой забрали в солдаты здоровым, крепким парнем «богатырского сложения», а вернули назад калекой. Ваня медленно умирает на руках матери, горе которой неисчерпаемо:

Мало слов, а горя реченька. Горя реченька бездонная!...

Орина - обычная крепостная женщина, она абсолютна бесправна, и все, что ей остается - до конца своих дней скорбеть о сыне. Такое положение женщины не может не волновать Некрасова, и он неустанно поднимает в своей лирике тему страдания простой женщины, униженной и оскорбленной. Обратившись к стихотворению «Забытая деревня», мы видим обездоленную бабушку Ненилу, напрасно ожидающую милости барина, девку Наташу, которая не может выйти замуж за любимого без позволения помещика. Один барин умирает, его сменяет другой, но никаких изменений эти перемены в народной жизни не приносят:

Умерла Ненила...
И сама Наташа свадьбой уж не бредит...

Полное бесправие может не только лишить женщину любимых людей. Крепостная женщина оказывается в полной зависимости от хозяев, и только в их власти ее судьба. В стихотворении «В дороге» Некрасов рассказывает о том, как по барской прихоти ломается судьба двух людей: Груши, воспитанной вместе с барышней и как барышня, и женившегося на ней ямщика. Грушу, как надоевшую забаву, вернули на «свое место», выдав замуж за простого мужика. Она же не привыкла к тяжелой работе и крестьянской жизни. Груша, видимо, долго не выдержит, и ее ждет скорая смерть. Таким образом, крепостное право не дает женщине право выбора, и Некрасов гневно осуждает рабство.

Однако не только крепостная зависимость становится причиной изломанных женских судеб. На хрупкие женские плечи сваливается и вся тяжелая работа по дому, и забота о детях. Сопровождается все это побоями мужа и измывательствами свекрови. При этом такая судьба предопределена крестьянке с рождения. В стихотворении «Тройка» Некрасов именно об этом говорит молодой девушке, мечтательно засмотревшейся на проезжающего мимо корнета. Он говорит, что красота девушки от тяжелой и непосильной работы «отцветет, не успевши расцвесть», что будет ее бить «муж-привередник», а свекровь гнуть «в три погибели».

В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов говорит о том, что главной героине поэмы Дарье, как и любой крестьянке, выпали в жизни три доли:

И первая доля: с рабом повенчаться. Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гробу рабу покоряться...

Похоронив мужа, героиня не может себе позволить предаваться горю - на ее плечах лежит вся работа, которая без мужа стала более непосильной. Дарья едет в лес за дровами, так как дома у нее сидят замерзшие дети. Ей суждено замерзнуть в зимнем лесу, и только перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой.

Образ Дарьи очень близок другому образу некрасовской лирики - Матрене Тимофеевне. Кажется, что судьба героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сло-жилась более счастливо, чем у Дарьи. Однако дальнейшее повествование являет нам всю ту же картину беспросветной жизни. Вначале - недолгая радость детских лет, короткое девичество, затем замужество и печальная участь младшей невестки в доме свекрови. Горе словно идет по пятам Матрены Тимофеевны - смерть первенца, голодный год, рекрутчина, отнявшая мужа, - все это пришлось пережить героине. Остается одно - терпеть:

Терпи, многокручинная! Терпи, многострадальная! Нам правды не найти.

Автор показывает величие этой женщины, силу ее характера и души. Матрена Тимофеевна не желает мириться с несправедливостью и поэтому борется за своего мужа, спасая его от солдатчины. И все же она глубоко несчастна, так же, как и Дарья, и как Орина, так же несчастна, как и все остальные женщины, которых изображает в своих стихотворениях Некрасов.

Женщина в поэзии Некрасова предстает во всем многообразии переживаний, с удивительной душевной красотой. Изображаемая поэтом женская участь - это обвинение существующему строю и жизненному укладу России.

Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н.А. Некрасов. Большое внимание Некрасов уделял в своей лирике раскрытию женских образов. Прежде всего - это образ собственной матери поэта, воспетой во множестве стихотворений и поэм; затем Катерина из «Коробейников», Саша из поэмы того же названия, Дарья из «Мороза», княгини Трубецкая и Волконская, Матрена Тимофеевна из «Кому на Руси жить хорошо». Далее следуют героини мелких стихотворений: «Я посетил твое кладбище», «Памяти Асенковой», «Свадьба», «В больнице», «Тяжелый крест достался ей на долю», «Дешевая покупка», «В полном разгаре страда», «Песня Любы»… При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом - кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка - при внешнем благополучии - страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга. Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царит «подленькая месть» и ханжество, мужчины там «сборище Иуд, а женщины - рабы». Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает: Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили… Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Его героиня - жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигает вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья…». Но в душе даже такой опустившейся женщины теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь. Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка: Три тяжкие доли, имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сыны - раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость. «Кто ж защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о Страдалице земли русской, подвиг, которой незаметен, но велик! В стихотворении «Тройка» поэт только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет: Отцветешь, Не успевши расцвесть, Погрузишься Ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. А в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» берется уже реальный эпизод из жизни простой крестьянки: Слышится крик у соседней полосоньки, Баба туда - растрепалися косынки- Надо ребенка качать. Везде надо женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом содержать. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова. «Будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть» и «Не мудрено, что ты вянешь во времени». Некрасов глубоко сочувствует тяжелой женской доле и восхищается стойкостью, выносливостью и трудолюбием русской женщины. В поэме «Мороз, Красный нос» рассказывается о трагической судьбе крестьянки Дарьи, которая, взвалив на свои плечи всю мужицкую и женскую работу, не может этого вынести и погибает. Обобщил Некрасов размышления о женской доле в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Крестьянка». Матрена Тимофеевна, одна из главных героинь поэмы, довольно уже тем, что ее муж не бьет ее. Женскую судьбу сравнивает она с тремя петлями шелку белого, красного и черного, и горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!». Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства и подлинной гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни. Поэт, радуясь за своих соплеменников, говорит, что «грязь обстановки убогой к ним словно липнет». Она «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, но зато во время работы ловка, сильна и собранна. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадания к людям. Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить Дарья своего мужа, как Матрена Тимофеевна прощает Савелию - богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее первенца. Она ценит в нем свободный дух, народную мудрость, и даже рассказывает о нем странникам, ставя его в пример. Главным же достоинством русской Женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» выбивается из сил, чтоб был сыт ее ребенок. Тема материнства затронута и в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и без рекрутщины», то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки». Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна, «многострадальная мать». Ее сын Федотка уже умеет сочувствовать чужой беде: он пожалел голодную волчицу. И Матрена Тимофеевна материнским сердцем понимает Федотку, ограждает его чистую душу от потрясений, принимает на себя все унизительное наказание. Любовь к мужу, тревога за судьбу детей дают силы Матрене Тимофеевне идти искать защиты от несправедливости у губернаторши. Поборов свою гордость, она унижается перед швейцаром, но цели своей достигает. И нет границ благодарности губернаторше. Строки: В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото - Сердце народное! - относятся и к Матрене Тимофеевне. Характеры русских женщин в творчестве Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни и порядках в селах и городах, - таких перемен, которые помогли бы «женщинам в русских селениях» по-настоящему проявить любовь всего своего сердца.