Шапсуги численность и место проживания

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов.

Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

Общие сведения

ШАПС‘УГИ, шапсыг (самоназвание), народ группы адыгов в Российской Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 свыше 4 тыс. человек; современная численность около 10 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность шапсугов, проживающих на территории России, составляет 3231 человек, по данным Переписи 2010 года - 3882 человек.

Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

Шапсуги составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов (современных адыгейцев), населяли земли между реками Джубга и Шахе (так называемый Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афипс, Бакан, Шипс и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством.

Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В конце 1860 был учреждён меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть Шапсугов вместе с другими адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тыс. Шапсугов, их земли стали заселяться иноэтническим элементом.

В 1924 был создан Шапсугский национальный район с центром в Туапсе, затем в селах Красноалександровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края. На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального района.

Традиционная культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с конца 18 века широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством.

В материальной культуре традиционные элементы сохранились главным образом в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).

Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовные платки.

В общественно-семейном быту сохраняются многие патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь.

Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями.

Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств - грома и молнии Шибле, плодородия Созереша, покровителей скотоводства Емиша, Ахина, Хакусташа, кузнечного ремесла Тлепша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцегуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.

Н.Г. Волкова

ШУГН‘АНЦЫ, хугни, хунуни (самоназвание), один из памирских народов в Таджикистане (Горно-Бадахшанская АО - на правобережье реки Пяндж между кишлаками Сохчарв и Хасхараг и в районе Шугнанского хребта в долинах рек Гунт и Шахдара) и на севере Афганистана (левобережье реки Пяндж). Самый крупный по численности из памирских народов (вместе с их локальной группой баджувцами в долине Баджу).

По данным Переписи населения 2002 года численность шугнанцев (в составе памирцев: рушанцы, баджуйцы, шугнанцы и др.), проживающих на территории России, составляет 62 человека, по данным Переписи 2010 года - 363 человека.

Язык шугнанский иранской группы индоевропейской семьи. Образование получают на таджикском языке, распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-шииты (исмаилиты).

Основой хозяйства было поливное земледелие (злаки, бобовые). Техника струйчато-бороздкового полива близка к рушанской. Применяли также двухбороздковый полив "по полосам", для полива проса - валиковый способ. На больших высотах увеличивалась роль скотоводства. Разводят мелкий и крупный рогатый скот, в верховьях Шахдары - яков. Из женских ремёсел было развито ручное (без гончарного круга) гончарство, прядение шерсти, вязание цветных шерстяных носков, валяние кошм с яркими узорами (заимствовано у киргизов), из мужского - ткачество.

Сохраняются патронимии (гиру, гру), объединяющие малые и неразделённые семьи, населяют обычно отдельный квартал в кишлаке, имеют общие пастбища, обряды, связаны взаимопомощью.

Жилище общепамирского типа однокамерное с кровлей в виде ступенчатого свода (чор-хона) на опорных столбах (четыре-пять центральных и пристенные). Внутри жилища вдоль стен (кроме стены, в которой входная дверь) сооружают глинобитные на каменном фундаменте нары (нех), разделённые на несколько отсеков невысокими валиками. Нары застилают паласами. В центре одной из нар (слева или справа от входа) расположен открытый очаг, в настоящее время с дымоходом - трубой, выводящей дым через свето-дымовое отверстие в крыше.

Одежда общепамирского типа, среди женщин долины Шахдары были распространены заимствованные из Афганского Бадахшана бархатные пальто и безрукавки. Традиционная обувь - сапоги из сыромятной кожи на мягкой подошве, которые носят с высокими носками-джурабами без пяток; долблённые из дерева башмаки с тремя выступами на подошве для удобства ходьбы по скалистым тропам; сандалии на деревянной подошве на небольшом каблучке. Головные уборы - разноцветные тюбетейки, круглые, с прямым околышем и плоским верхом. Женщины носят большие головные платки.

Особенность свадебного обряда: невесте давали пиалу, в которую её доверенное лицо (вакиль) наливал воду, и в знак согласия на брак она должна была отпить воды и кивнуть головой. Невесту в дом вносил жених. Она не садилась до тех пор, пока не получит от свекрови подарок.

У Шугнанцев сформировалась своя литература, интеллигенция. Они составляют ядро консолидации памирских народов.

На черноморском побережье Кавказа, в районе Сочи, проживает малочисленный народ - шапсуги, принадлежащий к абхазо-адыгской этнической группе. Шапсугов сегодня около 15.000 человек. Но ещё сравнительно недавно, в первой половине XIX века, шапсуги были одним из крупных этносов Западного Кавказа. Наряду с абазами и натухайцами они составляли до 2/3 общей численности адыгов.Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.


Старинный шапсугский дом


Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Шапсуги жили большими семьями, насчитывавшими, как правило, больше двадцати человек. В некоторых семьях количество членов превышало сто человек. Все они вели общее хозяйство.

В честь рождения ребенка устраивался праздник - день совершения обряда укладывания младенца в колыбель. В этот день ему давали имя. Его мог назвать первый человек, вошедший в дом. Обязательно еще давали второе, обманное прозвище, чтобы отвлекать внимание злых духов от настоящего имени. Его также давали, когда ребенок часто болел.

Девушки не прятали лица и могли появляться в любом обществе, вступать в разговор со старшими. До замужества они не работали по хозяйству.

С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ стал добиваться упразднения дворянских привилегий и своеволия.

Решающие события произошли в 1790-х годах. Дворяне Шеретлуковы ограбили проезжих торговцев, которые находились под покровительством одного общества. Народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество. Шеретлуковы решили кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь 300 казаков при 1 пушке. В 1796 г. бзедухи, с русской подмогой одержали над шепсугами победу на берегах Бзиюкозауо.
Кровопролитие, однако, продолжалось ещё долго. Наконец, Шеретлуковы помирились с народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу. Права дворян были ограничены, хотя некоторые почётные отличия всё же сохранились: например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за свободного шапсуга - 28. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя крепостное иго. Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - в Россию.

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка. Сосланный на Кавказ декабрист А.А.Бестужев-Марлинский писал о них: "…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно".

Знаменитый "лев черкесов" Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил М.Ю. Лермонтову прообразом Казбича в повести "Бэла".

Весной 1864 года в глухом урочище Гбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной бойне. Боевые части русской армии с развернутыми знаменами прошли парадом перед главнокомандующим Кавказской армии великим князем Михаилом Николаевичем. Очевидец, полковник Семен Исадзе так описывал этот заключительный эпизод Кавказской войны: «Осмотрев войска, Великий князь направился к собравшимся черкесским старшинам. Все они от имени своего народа заявили безусловную покорность и готовность подчиняться всем приказаниям, с единственной просьбой - дать им возможность переселиться в Турцию, как страну ближе им известную, нежели те земли, которые предназначены были для выдворения на Кубани. Великий князь ответил, что земли их назначаются для поселения русских, что согласен на их просьбы и дает им месяц сроку для того, чтобы они могли приготовиться к переселению и выйти со своими семействами».

За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от
150.000 до 300.000 человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.



Шапсугская семья из долины реки Аше. 1916 г.

Сегодня шапсуги проживают в нескольких бедных аулах. Таков, например, аул Большой Кичмай в 40 километрах от Сочи.

В центре аула старый, заколоченный, сейчас уже никому ненужный колодец. Тут же за невысоким забором сельская школа. Во дворе бюст односельчанину - Герою Советского Союза Айдамиру Ачмизову и установленная пять лет назад стела памяти жертв кавказской войны.




До 1927 г. шапсуги использовали арабский алфавит, с 1927 по 1938 г. - перешли на латиницу. Ныне причерноморские шапсуги говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка, имеющего свою письменность на основе русской графики. Особенность
шапсугского диалекта состоит в том,что если в современном адыгейском языке число звуков составляет 67, то в шапсугском диалекте оно доходит до 88.

С 1924 по 1940 год на территории Лазаревского и Туапсинского районов Краснодарского Края существовал Шапсугский национальный район, где шапсуги составляли 60% населения.

Пять лет назад постановлением правительства Российской Федерации шапсуги включены в единый перечень коренных малочисленных народов. В бюджете Краснодарского края вот уже несколько лет отдельной строкой выделяются средства на национально-культурные и социально-экономическое развитие шапсугов.

, Касоги , Каски

Шапсу́ги (самоназвание: адыгэ , шапсыгъ ) - субэтнос адыгейцев , в прошлом - одно из крупнейших адыгских племён . Проживают в Адыгее , а также в Краснодарском крае (район Туапсе и Сочи). Говорят на шапсугском диалекте адыгейского языка .

Этнология

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века , в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства . В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар , взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе , который «имеет особливый язык и такое же правление».

Общие сведения

В России живут на территории исторической Шапсугии - в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае , а также в Адыгее . Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами .

В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в их насчитывалось около 4 тыс.человек.

  • город Сочи : 4 778 чел.
    • Лазаревский район : 4 014 чел.
    • Сельские округа, подчиненные администрации Лазаревского района
      • Кировский сельский округ
        • аул Тхагапш : 131 чел.
      • Кичмайский сельский округ
        • аул Большой Кичмай : 597 чел.
        • аул Малый Кичмай : 185 чел.
      • Лыготхский сельский округ
        • аул Калеж : 362 чел.
        • аул Лыготх : 38 чел.
        • аул Наджиго : 121 чел.
        • аул Хаджико : 469 чел.
  • Туапсинский район : 4 183 чел.
    • город Туапсе : 804 чел.
    • Новомихайловское городское поселение : 843 чел.
      • пгт Новомихайловский : 434 чел.
      • аул Псебе : 368 чел.
    • Вельяминовское сельское поселение :
      • село Цыпка : 166 чел.
    • Георгиевское сельское поселение : 544 чел.
      • аул Большое Псеушхо : 111 чел.
      • аул Малое Псеушхо : 223 чел.
      • село Георгиевское : 145 чел.
    • Небугское сельское поселение : 1 725 чел.
      • аул Агуй-Шапсуг : 1 501 чел.
      • село Небуг : 101 чел.

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи - Ахинтам , Хатлапе , Шахе и Шхафит .

История

Современные исследования подтвердили (Максидов А. А. , Чирг А. Ю.) - Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона] в конце 19 века, сообщал:

Шапсуги - сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной - между реками Пшадой и Шахе.

В первой половине XVIII в. Шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их.

Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю Шапсуги и сожгли их мечети.

Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось.

У Шапсуги не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Строй общества был аристократический. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества - псухо и общины - хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.

Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.

Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над Шапсуги решительную победу на берегах Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва . Долго после того ещё продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Шапсуги и бжедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля - 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, ещё 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой - зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 г. и тоже выселились в Турцию.

.

Современные шапсугские аулы

  • Туапсинский район Краснодарского края: Агуй-Шапсуг (ранее Куйбышевка), Большое Псеушхо , Малое Псеушхо , Псебе .
  • Лазаревский район города Сочи: Хаджико (ранее Красноалександровский 1-й), Калеж (ранее Красноалександровский 2-й), Лыготх (ранее Красноалександровский 3-й), Наджиго , Большой Кичмай , Малый Кичмай , Тхагапш (ранее им. Кирова).
  • Тахтамукайский район Адыгеи: Афипсип , Панахес , Псейтук , Хаштук .

Лазаревский этнографический музей

В музее можно увидеть исторические реликвии, возраст которых достигает 4-5 тысяч лет , кроме того имеется экспозиция старинного черкесского оружия, снаряжение воина, конской упряжи, красивейшие образцы праздничной адыгской женской одежды (из темного бархата и парчи, украшенной золотой вышивкой, серебряной тесьмой и позолоченными застежками). Шапсугские женщины были искусными мастерицами.

Известные шапсуги

  • Тугужуко Кызбэч - один из наиболее значительных предводителей адыгов во время Кавказской войны XIX веке
  • Ачмизов Айдамир Ахмедович - Герой Советского Союза (31.03.1943)
  • Совмен Хазрет Меджидович - президент Республики Адыгея (2002-2007)
  • Коблев Якуб Камболетович - Заслуженный тренер СССР
  • Шхалахов Валентин Ибрагимович - Заслуженный тренер СССР по дзю-до
  • Напсо Кушук Заидович - Заслуженный строитель России, депутат Законодательного Собрания Сочи, член Общественной Палаты города Сочи
  • Чуц Абубачир Батербиевич - Герой Советского Союза (1912 - 27.03.1944)
  • Тхагушев Исмаил Халалович - Герой Советского Союза(17.03.1920-15.11.1943)
  • Бирбас Натхо - футболист сборной Израиля.

См. также

Напишите отзыв о статье "Шапсуги"

Примечания

Литература

  • Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Москва, 2006
  • Шапсуги // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Шапсуги

– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.
Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.
В особенности после соединения армий блестящего адмирала и героя Петербурга Витгенштейна это настроение и штабная сплетня дошли до высших пределов. Кутузов видел это и, вздыхая, пожимал только плечами. Только один раз, после Березины, он рассердился и написал Бенигсену, доносившему отдельно государю, следующее письмо:
«По причине болезненных ваших припадков, извольте, ваше высокопревосходительство, с получения сего, отправиться в Калугу, где и ожидайте дальнейшего повеления и назначения от его императорского величества».
Но вслед за отсылкой Бенигсена к армии приехал великий князь Константин Павлович, делавший начало кампании и удаленный из армии Кутузовым. Теперь великий князь, приехав к армии, сообщил Кутузову о неудовольствии государя императора за слабые успехи наших войск и за медленность движения. Государь император сам на днях намеревался прибыть к армии.
Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось.
Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11 м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова.
Разговаривая с Чичаговым, Кутузов, между прочим, сказал ему, что отбитые у него в Борисове экипажи с посудою целы и будут возвращены ему.
– C"est pour me dire que je n"ai pas sur quoi manger… Je puis au contraire vous fournir de tout dans le cas meme ou vous voudriez donner des diners, [Вы хотите мне сказать, что мне не на чем есть. Напротив, могу вам служить всем, даже если бы вы захотели давать обеды.] – вспыхнув, проговорил Чичагов, каждым словом своим желавший доказать свою правоту и потому предполагавший, что и Кутузов был озабочен этим самым. Кутузов улыбнулся своей тонкой, проницательной улыбкой и, пожав плечами, отвечал: – Ce n"est que pour vous dire ce que je vous dis. [Я хочу сказать только то, что говорю.]
В Вильне Кутузов, в противность воле государя, остановил большую часть войск. Кутузов, как говорили его приближенные, необыкновенно опустился и физически ослабел в это свое пребывание в Вильне. Он неохотно занимался делами по армии, предоставляя все своим генералам и, ожидая государя, предавался рассеянной жизни.
Выехав с своей свитой – графом Толстым, князем Волконским, Аракчеевым и другими, 7 го декабря из Петербурга, государь 11 го декабря приехал в Вильну и в дорожных санях прямо подъехал к замку. У замка, несмотря на сильный мороз, стояло человек сто генералов и штабных офицеров в полной парадной форме и почетный караул Семеновского полка.
Курьер, подскакавший к замку на потной тройке, впереди государя, прокричал: «Едет!» Коновницын бросился в сени доложить Кутузову, дожидавшемуся в маленькой швейцарской комнатке.

Министерство образования и науки Краснодарского края

МБОУ СОШ № 43 г. Краснодара

Исследовательский проект на тему

Коренные народы Адыгеи: история, культура и быт древних шапсугов

Выполнил: Клещевник Даниэль

6 класс

Руководитель работы:

Клещевник Ж.Е.,

преподаватель

2017

Содержание

Введение......................................................................................................

1. Этническое название………….…………………………………………

2. Шапсуги в Крымской войне…………………………………………….

3. Вынужденное переселение……………………………………………...

4. Автономизация шапсугов……………………………………………….

5. Культура и обычаи шапсугов……………………...................................

Заключение…………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………….

Введение

Древнейшие следы человека на территории республики относятся к эпохе нижнего палеолита. Именно тогда сюда пришли предки коренного населения Адыгеи.

Если обратиться к списку коренных и малых народов России, то в нём можно найти и небольшую народность шапсугов, чья численность чуть около 4 тыс. человек. Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых. Живут они в Адыгее и на побережье Чёрного моря в Краснодарском крае.

Шапсуги относятся к народам адыго-абхазской языковой группы и родственны адыгейцам, кабардинцам и черкесам Карачаево-Черкесии. Однако, в последнее время для этих народов, часто употребляют общее историческое обозначение – «черкесы».

    Этническое название

Историческая справка:

ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Российской. Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; современная численность около 10 тыс. чел. Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие - мусульмане-сунниты .

Шапсуги. составляли одну из самых крупных групп причерноморских адыгов (совр. адыгейцев), населяли земли между реками Джубга и Шахе (Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта по рекам Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг).

С егодняшние шапсуги, живущие на Кубани, считаются в крае коренным и малочисленным народом, а вот в соседней Адыгее, где есть немало шапсугов, они себя считают органичной частью адыгейцев и шире – адыгов-черкесов.

В середине XIX века наряду с абазинами и родственными натухайцами шапсуги составляли до 2/3 общей численности адыгов-черкесов Западного Кавказа. Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсухо.

    Шапсуги в Крымской войне.

Шапсуги не только принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством , но и были во время Кавказской войны одними из самых упорных противников.

Впервые шапсуги упоминаются в турецких хрониках 20-х годов XVIII века, именно в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства. В 1724 году на реке Пшад они разбили напавших на них крымских татар, взяв в плен хана Девлет-Гирея. В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе «сапсих», соседнем с абазе, который «имеет особливый язык и такое же правление».

Шапсуги имели на Кавказе репутацию непобедимых и во время полувековой Кавказской войны оказали яростное сопротивление русским войскам. Этому способствовало то обстоятельство, что в начале XIX в. шапсуги приняли ислам суннитского толка.

Черкесский воин. Рисунок первой половины XIX века. Фото:

Сосланный на Кавказ декабрист А. А. Бестужев-Марлинский писал о них: «…Я видел много горцев в бою, но признаться лучше шапсугов не видал; они постигли в высшей степени правило: вредить как можно более, подвергаясь как можно менее вреду…Дворяне их отчаянно храбры; но одна беда: никак не действуют заодно». Знаменитый «лев черкесов» Шеретлук Казбич, этнический шапсуг, послужил Михаилу Лермонтову прообразом Казбича в повести «Бэла».

    Вынужденное переселение

Шапсуги, проживая в составе России, как и другие малые народы, и черкесы в целом не имели никаких привилегий. Более того, даже те шапсуги, которые остались после Кавказской войны на родине, несколько раз были вынуждены менять место своего жительства. И лишь к 80-годам позапрошлого века они окончательно устроились на побережье. Другая часть поселилась неподалёку от современного Краснодара. Небольшая группа шапсугов и выходцев из других адыгских этногрупп в 1799 году основали на правобережье реки Кубань станицу Гривенно-Черкесскую.

Несмотря на относительно недавние упоминания их названия, многие адыгские учёные считают, что сама эта народность зародилась гораздо раньше, и шапсуги являются полноправными наследниками древних жителей черноморского побережья, одних из предков адыгов – зихов.

В коце 1860 был учреждён меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев. В 1864 основная часть шапсугов вместе с другими адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тыс. шапсугов, их земли стали заселяться иноэтническим элементом.

С увеличением народонаселения и из-за недостатка земель натухайцы и шапсуги расселились по всему Черноморскому побережью Кавказа, к северо-западу от Шахе, а шапсуги начали переходить и на северный склон.

Весной 1864 года в глухом урочище Кбаада (где ныне находится популярный курорт Красная поляна), была поставлена точка в кровопролитной Кавказской войне. За этим последовал трагический исход шапсугов в Турцию. По различным данным численность эмигрантов составила от 150 до 300 тыс. человек. На родине осталось не более двух тысяч человек.

    Автономизация шапсугов

Революция 1917 года, гражданская война круто изменили не только судьбу России, но и самых её малых народностей. После окончательного установления Советского власти на Кубани, в регионе начинается процесс предоставления автономии горским народам, в том числе и черкесам. Один из проектов автономии черкесов Кубани, предполагал создание Черкесской АССР из нескольких кантонов, в числе которых должен был быть и Туапсинский кантон, да и столицей республики намечалось сделать город Туапсе.

Однако, в 1922 году была создана Черкесская (Адыгейская) автономная область, и шапсуги не вошли в её состав. В сентябре 1922 года они попытались провозгласить Шапсугскую АССР, но эта попытка не увенчалась успехом. Им была предоставлена другая форма автономии – национальный район. Шапсугский национальный район был провозглашен 4 съездом шапсугов Причерноморья.

В мае 1926 г. шапсуги ходатайствуют перед исполкомом о передаче в район «старого знамени шапсугского народа, которое находится в Адыгейском областном музее, высланное ошибочно из Тифлисского музея совместно с другими знаменами кавказских народов». Действительно шапсугское знамя 1840 г. поступило из Тифлиса в упомянутый музей. Оно имело крайне плохую сохранность. Сравнительно недавно знамя шапсугов (а также натухайское) было профессионально реставрировано и сейчас занимает достойное место в экспозиции Адыгейского национального музея.

Центром Шапсугского района стал город Туапсе, территориально в него не входящий. В 1930 г. центр Шапсугского района был перенесен из Туапсе во 2-й Красно-Александровский аул (ныне - аул Калеж), а в октябре 1930 г. – в поселок Совет-Квадже (ныне Голубая Дача).


Первые руководители Шапсугского района

Первоначально территория района состояла из трёх небольших анклавов, не имевшим общей границы. Однако, в результате ряда реформ, Шапсугский район значительно увеличился в размерах, трижды сменил районный центр, пока его окончательно в 1934 году не перенесли в село Лазаревское.

С ростом территории района, удельный вес шапсугов в населении района резко уменьшился. К тому же, перед войной от района отрезали территорию с аулами Псебе и Куйбышевка (ныне Агуй-Шапсуг). 24 мая 1945 г. был подписан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Шапсугского района в Лазаревский.

В начале 90-х годов шапсугов, как и другие народы России, охватила волна «суверенизации». Начиная с 1990 года общественная организация шапсугов Причерноморья – Адыгэ хасэ («Адыгский совет») требовала от властей Кубани и России воссоздания Шапсугского национального района в широких границах – от реки Пшада на севере, до реки Шахе на юге.

На 1-м съезде шапсугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального района, принятая 12 июня 1992 Президиумом ВС РФ. Согласно постановлению Черокрисполкома в состав Шапсугского района были включены 10 шапсугских аулов и два промежуточных русских селения

Шапсугам начала оказываться помощь и поддержка со стороны властей Краснодарского края и Адыгеи. А в 2006 году, причерноморские шапсуги были признаны коренным и малочисленным народом России, с соответствующими этому статусу льготами

    Культура и обычаи шапсугов.


Древний шапсугский дом. Фото:

Традиционная культура шапсугов характеризовалась общеадыгскими чертами.

Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с конца 18 века широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Заметки о Черкесии №10 - Шапсуги в предгорьях Кубани и у Черного моря (Rus, Eng subs)

    ✪ О народных традициях шапсугов

Субтитры

Всем привет! В эфире десятый выпуск исторической разведки и сегодня мы поговорим о следующем адыгском племени - шапсугах. Итак, шапсуги это субэтнос черкесов, проживавших в центральной части Краснодарского края. Свое название они получили от реки Шапсхо, в 5 километрах восточнее Джубги. В долине этой реки находились три древнейших рода племени шапсугов, от которых ведет происхождение весь этот субэтнос. Впервые упоминание о шапсугах появилось в 18 веке. В 1724 году турки писали о том, что шаспуги разбили крымского хана и захватили его в плен в районе современного поселка Пшада, чем привлекли внимание Османской империи. После этого они появляются в истории спустя 20 лет, как и соседние племена. Изначальной их родиной, откуда шло активное распространение шапсугов, являлась долина реки Шапсхо. Отсюда они распространились по побережью от Пшады до реки Шахэ. Первое время они проживали в узких высокогорных долинах. Постепенно население росло, расширялось. Стало не хватать земли и они переселились через Кавказский хребет, на его северную сторону на территории долины реки Псекупс, Северского района, условно между реками Адагум и Супс. Таким образом, земли шапсугов разделились на Большую Шапсугию, к северу от гор и Малую Шапсугию, на побережье. Шапсуги Малой Шапсугии так и назывались - прибрежными. Центр Большой Шапсугии был в районе современной станицы Убинской, вокруг священной черкесской горы Папай. Шапсуги вместе с натухайцами, о которых мы говорили в прошлом выпуске, являются практически единым субэтносом, многие современники их не разделяли. По побережью граница их находилась в районе Пшады, а на равнинной части река Адагум. К северу шапсуги граничили с бжедугами по реке Кубань. С востока с абадзехами, о которых мы поговорим в отдельном выпуске. На побережье в долине реки Шахэ они граничили с племенем убыхов, уникальным субэтносом района Сочи, о котором также поговорим в отдельном выпуске. К знакомым географическим названиям времен шапсугов относятся топонимы преимущественно Туапскинского и Лазаревского районов. Например, Шепси, Дедеркой, Макопсе, Мамедова Щель, Чемитоквадже, река Шахэ - граница племен. Шапсугское общество, как и другие племена черкесов 18 века проживало в высокогорье, своих князей у них не было. Присутствовала местная аристократия, например главы сообществ, отдельных аулов. Именно у шапсугов появились первые признаки феодализма. Отношения между крестьянами, а также рабами и аристократами ухудшались, что привело к социальному конфликту в обществе. Местные князья занимались работорговлей, набегами, грабежом, в то время как крестьяне жили хозяйством. Недовольство крестьян аристократией привело к восстанию первых, переросшему в широкую черкесскую революцию, которая закончилась Бзиюкской битвой. В этой битве шапсуги были ядром, за которым потянулись другие племена. У шапсугов имелся аристократический род Шеретлуковых, владения которых простирались на обе Шапсугии. Однажды, представители этого рода обидели купцов, находившихся под защитой крестьянского рода. В ответ шапсугские крестьяне оскорбили мать одного из Шеретлуковых, некоторых избили. Клубок взаимных обид привел к столкновениям Шеретлуковых с крестьянами. Восстание вынудило многих аристократов бежать под защиту бжедугских князей. Оттуда их представители, вместе с бжедугскими аристократами отправлялись в Санкт-Петербург просить помощи у Екатерины Второй против восставших крестьян. Определенная помощь была выделена. Из Екатеринодара выписали три казачьих отряда с медной пушкой, которая пугала черкесов. Противоборствующие стороны сошлись у реки Бзиюк, где произошла большая битва аристократии с крестьянством. По результатам битвы крестьяне потерпели значительные потери, они практически проиграли, но в последний момент убили бжедугского князя Батыр-Гирея Хаджемуко и переломили ход битвы в свою пользу. Закрепилась своеобразная ничья, которая в течение следующих 10-20 лет привела к практически полной утере аристократией прав в восставших обществах - у шапсугов, натухайцев и абадзехов. Аристократам позволялось вернуться, но жить наравне со всеми без привилегий. Однако, действовали некоторые поблажки. В случае судебных разбирательств, например кражи, если лошадь украли у крестьянина и у аристократа, штрафом за кражу был возврат украденного и еще двух лошадей крестьянину и трех аристократу. Что касается взаимоотношений шапсугов с турками до прихода России на Кавказ существует два обстоятельства. Во-первых религиозное влияние. Шапсуги одними из первых приняли ислам и активно распротраняли его среди соседей из-за чего у них случился конфликт с натухайцами. Позже, во время русско-турецких войн, начиная с 1815 года турками предпринимались попытки объединить черкесов для борьбы с Россией. Турция присылала имамов, которые вели пропаганду в племенах, убеждая их пойти войной на Россию, уничтожить недавно выстроенный Екатеринодар, освободить реку Кубань от русских укреплений. Турция прислала своего ставленника Хассан-Пашу, который активно занимался этими вопросами, но у него возник конфликт с шапсугами. Они отказались вступать в борьбу с Россией в интересах Турции, опасаясь потери собственной независимости. Шапсуги сами напали на Хасан-Пашу и разбили его отряды. Последний бежал в Анапу, где был комендантом и оттуда выплыл обратно в Турцию. В 1828 году, в разгар русско-турецкой войны вновь активизировались турецкие посланники, подталкивая черкесам к нападениям на Россию. Особого успеха они не имели. К тому же Россия также давила на черкесов, заставляя отказываться от агрессивных идей. Все изменилось в 1830-е годы, когда по плану генерала Эманнуэля Россия перешла от мирного покорения Черкессии к военному методу. В землях шапсугов были построены укрепления Георгие-Афипское и Новодмитриевское. Просуществовали они недолго, поскольку по изначальному плану строить их собирались параллельно берегу моря и Кубани вдоль древних дорог. Однако, со временем стало ясно, что черкесские племена проще разделить прямыми военными линиями от реки Кубань к Черному морю. План постройки укреплений изменился, началась постройка военной линии с севера на юг от станицы Афипской до Пшады. На побережье появились укрепления Тенгинское, современное Лермонтово, в самом ядре земель шапсугов, укрепления в районе Джубги, Головинское укрепление в устье реки Шахэ, Вельяминовское, современное Туапсе. Все они вошли в Черноморскую военную линию, целью который было отрезать поставки контрабанды из Турции морем. В рядах черкесов тогда было много наемников из Польши, которая тогда боролась за собственную независимость от России. Борцы за независимости из поляков воевали на всех фронтах российских войн. К концу 1830-х годов были укреплены линии от Кубани до Джубги и на побережье. На берегу самыми крупными стали крепости Новотроицкая в современной Кринице, позже уничтоженная и не восстановленная более и укрепление Михайловское. С ним связана такая история. К 1840 годам, когда в Черкессии случился голод из-за засухи и холодной зимы, а также изоляции в ущельях и нарушении поставок продовольствия российскими укреплениями. В результате этого, черкесы начали активно нападать на укрепления. В шапсугских землях пострадали укрепления Вельяминовское, полностью уничтоженное, укрепления линии Афипская-Пшада, которые сумели отбиться. В момент нападения на Михайловское укрепление, в нем было не более 250 человек в строю и около 3000 человек больных и раненых. Нападение произошло зимой, черкесы группой около 11 000 человек из разных племен окружили укрепление. Командующий, понимая, что им не отбиться дал поручение своему солдату Архипу Осипову, в случае падения укрепления, взорвать пороховой погреб. Он успешно выполнил поручение. Как только черкесы окружили ядро крепости, Архип взорвал пороховой погреб, чем уничтожил вместе с собой около 3000 черкесов. Крепость была полностью уничтожена большой кровью. Современное поселение Архипо-Осиповка на его месте с тех пор зовется именем солдата Тенгинского полка. К концу 1840-го года черкесы осознали, что нападения не меняют ситуацию и невлияют на позиции России. Нападения уменьшились, переросли в партизанскую войну, которая шла до конца Кавказской войны. Шапсуги были самыми основными противниками России и в отличие от натухайцев, никаких переговоров с Россией не вели. Общественное мнение на этот счет у них было единым - никакой сдачи и примирения с Россией. В итоге, в 1850-х годах шапсуги даже заключили союз с чеченским имамом Шамилем. Но союз не принес им плодов, поскольку русские власти успешно перекрывали сообщение с Восточным Кавказом. В конце 1860 года, когда Шамиль уже сдался и война в восточном Кавказе была окончена, шапсуги объединились с соседними племенами. Меджлис, прошедший в районе Туапсе, постановил объединяться всем черкесам в войне с Россией. Была выпущена декларация с которой черкесы поехали в Европу, где пытались найти поддержку в борьбе за независимость. Позже, похожий меджлис прошел в Сочи, где была оформлена первая черкесская Конституция, при поддержке англичан. В начале 1860-х Россия окончательно решила закончить черкесский вопрос военным способом, принятое новым императором Александром Вторым. Он приезжал на реку Белую, где встречался с представителями черкесов, предлагал им сдаться и перейти в подданство России. На это ему ответили отказом. Началось наступление с трех сторон. В шапсугских землях оно проходило по долинам рек Псекупс на Джубгу и Адагум и на Пшаду. Другое наступление шло по реке Белой, в сторону Туапсе через Хадыженскую станицу. По Белореченской и Адагумской линиям шли войска, выжигая аулы и сады, специально для того, чтобы некуда было вернуться. Вслед за ними шли казаки и насильно поселялись на месте бывших аулов, основывая будущие кубанские станицы. Огромная часть черкесов были выдавлены с равнинной части к побережью. За один год это явление достигло огромных масштабов, ушло практически все население. Всего 30 000 человек сдались России и были переселены на территорию современной Адыгеи, на берега Кубани, где их потомки в единичных количествах проживают в Тахтамукайском районе. Большая часть отступала по побережью к Лазаревскому. По пути они садились на турецкие лодки и уплывали, вступая в общее черкесское мухаджирство. К 10 октября 1862 года русские войска вышли к Джубге, Кринице и Пшаде. К 1864 году большинство оставшихся шапсугов были выдавлены в Лазаревский район. Большая часть из них предпочла уплыть в Турцию. Около 300 000 шапсугов проживало в регионе до выселения. Вместе с убыхами они были покорены, 21 мая 1864 года на территории современной Красной Поляны состоялся парад русских войск по поводу окончания Кавказской войны. В итоге, в течение десяти лет после войны, части шапсугов скрывались в горах. Позже, карательные отряды в течение 2 лет выдавили их из гор. Всего осталось в России, на Кубани и в Лазаревском районе не более 5000 человек. По настоящее время часть аулов Туапскинского и Лазаревского района являются полностью шапсугскими по составу населения, хотя в переписи обозначают себя как черкесы. Поскольку часть аулов осталась, для них в 1924 году сделали отдельный Шапсугский национальный район, который позже был ликвидирован и включен в Лазаревский район. Например, аулы Большое и Маленькое Псеушхо, Псебе - это исключительно шапсугские поселения. Дополнительно отмечу, что к шапсугам относится бывший президент Адыгеи - Хазрет Совмен, который помнит своих предков. На этом все, в следующем выпуске мы поговорим про абадзехов, подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте, всем пока.

Этнология

Своё этническое название шапсуги получили по имени трёх древнейших родов, живших в долине реки Шапсхо.

Впервые шапсуги названы своим именем в турецких хрониках 20-х годов XVIII века , в связи с борьбой адыгов против Крымского ханства . В 1724 г. на р. Пшад они разбили напавших на них крымских татар , взяв в плен хана Девлет-Гирея [ ] . В русских документах за 1743 г. имеется упоминание о народе шапсе, соседнем с абазе , который «имеет особливый язык и такое же правление».

Общие сведения

В России живут на территории исторической Шапсугии - в Туапсинском районе и Сочи (Лазаревский район) в Краснодарском крае , а также в Адыгее . Многие во время переписей продолжают записываться черкесами или адыгейцами .

В советский период переписями шапсуги не учитывались и по косвенным данным в их насчитывалось около 4 тыс.человек.

  • город Сочи : 4 778 чел.
    • Лазаревский район : 4 014 чел.
    • Сельские округа, подчиненные администрации Лазаревского района
      • Кировский сельский округ
        • аул Тхагапш : 131 чел.
      • Кичмайский сельский округ
        • аул Большой Кичмай : 597 чел.
        • аул Малый Кичмай : 185 чел.
      • Лыготхский сельский округ
        • аул Калеж : 362 чел.
        • аул Лыготх : 38 чел.
        • аул Наджиго : 121 чел.
        • аул Хаджико : 469 чел.
  • Туапсинский район : 4 183 чел.
    • город Туапсе : 804 чел.
    • Новомихайловское городское поселение : 843 чел.
      • пгт Новомихайловский : 434 чел.
      • аул Псебе : 368 чел.
    • Вельяминовское сельское поселение :
      • село Цыпка : 166 чел.
    • Георгиевское сельское поселение : 544 чел.
      • аул Большое Псеушхо : 111 чел.
      • аул Малое Псеушхо : 223 чел.
      • село Георгиевское : 145 чел.
    • Небугское сельское поселение : 1 725 чел.
      • аул Агуй-Шапсуг : 1 501 чел.
      • село Небуг : 101 чел.

Также причерноморские адыги составляют большинство в внутригородских микрорайонах Сочи - Ахинтам , Хатлапе , Шахе и Шхафит .

История

Современные исследования подтвердили (Максидов А. А. , Чирг А. Ю.) - Древняя Шапсугия успешно осуществляла внешнюю торговлю и особенно активно с Анатолией .

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона] в конце 19 века, сообщал:

Шапсуги - сильное черкесское племя, жившее по обоим склонам Главного Кавказского хребта, занимая на северной его стороне страну между реками Адагумом и Супсой, а на южной - между реками Пшадой и Шахе.

В первой половине XVIII в. Шапсуги приняли ислам и из ревности к новому учению напали на своих соседей-натхокуаджей, собрали у них кресты и сожгли их.

Началась война, тянувшаяся 20 лет; натхокуаджи вторглись в землю Шапсуги и сожгли их мечети.

Анапские паши старались примирить враждующих, что им и удалось.

У Шапсуги не было князей (пши); народ делился на вуорков (дворян), торлокотлей (среднее сословие, вольные земледельцы), пшитлей (крестьяне) и унаутов (рабов). Строй общества был аристократический. Весь народ делился на отдельные самостоятельные общества - псухо и общины - хабль, управлявшиеся своими выборными старшинами или старейшими жителями. С давних пор дворяне (вуорки) господствовали среди шапсугов, но мало-помалу народ освободился от их подавляющего авторитета и на народных собраниях стал добиваться упразднения дворянских привилегий и свободы от притязаний дворян на его труд и имущество.

Долго шла эта борьба, но без определенного исхода; наконец в 1790-х годах произошел взрыв из-за насилия, совершенного дворянами Шеретлуковыми над проезжими торговцами, которые находились под покровительством одного общества; народ в отместку напал на одного из Шеретлуковых, оскорбил грубыми словами и действием его мать, захватил его крепостную девушку и разграбил его имущество.

Такое неуважение к дворянству было первым примером нарушения дворянских преимуществ и послужило поводом к открытой борьбе дворянства с народом.

Шеретлуковы решились кровью омыть нанесенное оскорбление, выселились к бзедухам и в 1793 г. отправили в Петербург депутацию, уговорившую императрицу Екатерину II дать им в помощь казаков. В 1796 г. бзедухи, с подмогой от русских (три сотни черноморских казаков с 1 пушкой), одержали над Шапсуги решительную победу на берегах Бзиюкозауо (см.Бзиюкская битва . Долго после того ещё продолжалась борьба, лилась кровь и истреблялось имущество Шапсуги и бжедухов; наконец Шеретлуковы помирились со своим народом и вернулись на родину, кроме Али-султана, который остался в земле Черноморского войска и основал Гривенскую черкесскую станицу.

Шапсуги достигли своего и ограничили права дворян. Хотя дворянство сохранило некоторые преимущества перед народом, но они имели скорее характер почетных отличий; например, за кровь убитого дворянина платится 30 голов скота, а за торлокотля - 28; за кражу лошади, кроме возвращения украденного, ещё 2 лошади дворянину, 1 лошадь торлокотлю. Крепостные, видя падение власти и значения дворян, отказались им повиноваться и сбросили с себя их иго.

Многие дворянские фамилии ушли к соседям, другие - к русским; оставшиеся на родине дворяне потеряли все преимущества, кроме тех, которые даются умом, красноречием и храбростью. Такой же демократический переворот, но постепенно, без кровопролития, совершился у натхокуаджей и абадзехов в течение двух поколений. Большая часть дел перешла к народному собранию, на которое сходился весь народ и где разбирались крупные тяжбы, общественные нужды и дела.

Законодательная и исполнительная власть находилась в руках народа, а отсутствие главы делало управление республиканским. В собрании присутствовали все сословия, кроме зависимых крестьян; позже собрание составлялось из депутатов от обществ.

Каждое псухо (общество) управлялось своей мирской сходкой - зауча или джеме. Гражданский и юридический быт Шапсуги был основан на трех главных началах: 1) на праве собственности, 2) на праве употребления оружия каждым свободным человеком и 3) на родовом союзе, со взаимной обязанностью защищать друг друга, мстить за смерть, оскорбление и нарушение прав собственности всем за каждого и с ответственностью перед чужими родовыми союзами за всех своих. Суд сначала производился на основании обычая, адата, но затем, под влиянием духовенства, усилившегося вследствие борьбы с русскими и развития фанатизма, стал вводиться суд духовный, по шариату, хотя суд по адату преобладал до конца.

Борьба шапсугов с русскими продолжалась до 1863 г., когда они принуждены были выселиться на Кубанскую равнину или уйти в Турцию: они предпочли последнее, хотя многие также были выселены насильно. Южные приморские Шапсуги были покорены генералом Гейманом в 1864 г. и тоже выселились в Турцию.

Современные шапсугские аулы

  • Туапсинский район Краснодарского края: Агуй-Шапсуг (ранее Куйбышевка),