Дифференциация парных согласных. Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных. Дифференциация в предложениях

Согласные звуки и буквы Ж - Ш Жаба жабе предложила Ежевичный вкусный джем. -Ежевичный? – та спросила – Ну тогда, пожалуй, съем! Трое маленьких мышат В тишине ночной шуршат, Если кошку вдруг услышат, То шуршат они потише.

Какие буквы придут в гости к ЖАБЕ, а какие к МЫШОНКУ? Ш Ж Ж Ш Ш Ж Ж Ж ШШ ш. Ш Ж

Прямые и обратные слоги ЖА ЖО ЖУ ЖЕ ЖИ ЖЮ ЖЯ - АЖ ОЖ УЖ ЕЖ ИЖ ЮЖ ЯЖ ША ШО ШУ ШЕ ШИ - АШ ОШ УШ ЕШ ИШ

Закончите слово, добавив слог ШОК или ЖОК ЛУЖОК МЕ ШОК ПУ ШОК ПРЫЖОК УТЮЖОК КРУ ЖОК ФЛА ЖОК СНЕ ЖОК ГОР ШОК МАЛЫШОК ПИРОЖОК КОРЕШОК ЛАПУШОК САПОЖОК ПЕТУШОК ТВОРОЖОК ПАСТУШОК ПОРО ШОК

Заполните таблицу П С Р В Л П О С О А Я И К Т Д П М Р Г Р Р Р У О А Е У О О И Ш Ж Ш Ж К К К О К К А И А К А А Кладут под ушко Обувь Цветок Греют руки в холода Земноводное животное Изделие из теста Холодный суп Парикмахер делает клиенту

Заполните таблицу Б А Ш А Г А К С Г М А Т У И Г А Ж Л А Ш Р А М Ы Ж Р И Ш Л Я Ж Р А Ш Ж Упакованные вещи пассажиров Временное жилище из веток деревьев Помещение для автомобилей Болотное растение Птица, похожая на ласточку Венгерское кушанье из мяса Видение в пустыне

Большое и маленькое мушка пробежка старушка ложка крышка стрижка пышка кружка - мушечка пробежечка старушечка ложечка крышечка стрижечка пышечка кружечка

ёж уж чиж мышь нож этаж ковш морж пляж малыш Много - один - ежи ужи чижи мыши ножи этажи ковши моржи пляжи малыши

Я и ТЫ Измените слова по образцу: я жду – ты ждёшь я жую я режу я жалею я жарю я уважаю я покажу я дежурю - ты жуёшь ты режешь ты жалеешь ты жаришь ты уважаешь ты покажешь ты дежуришь

Ж – Ш в предложениях Вставьте в предложения, подходящие по смыслу слова Неприятность эту можно перешить. Старые брюки нужно пережить. Не надо боятьсяушей. У рыси кисточки на кончиках ужей. У Жени сильныйшар. У Шуры жёлтый жар. Оса сильношалит. На уроках Жора жалит. Мама купила шерстяную жаль. Друзьям расставаться очень шаль.

Составьте предложения, используя слова и картинки Сбросили белые Сбросили ромашки белые рубашки. С подружились во ржи С мышами во ржи подружились ежи.

Составьте предложения, используя слова и картинки Снежана и собирала Снежана собирала ежевику и крыжовник. бежит за шустрый Шустрый жеребенок бежит за лошадью.

Исправьте деформированное предложение Шарф положил Женю в шерстяной шкаф. Женя положил шерстяной шарф в шкаф. У кожаного саквояжа в руках был пассажир. У пассажира в руках был кожаный саквояж. У рожек маленькая шея и длинные жирафы. У жирафа длинная шея и маленькие рожки. Беговая дорожка вышла на школьников. Школьники вышли на беговую дорожку.

Ж – Ш в тексте Прочитайте и спишите текст Жил-был на свете веселый. Он любил смешить людей. Над его шутками смеялись и жадный, и труженица и шустрый продавец, и добродушный. Все они любили, потому что он дарил людям хорошее,

Изложение «Солнечный луч» Вопросы: На кого попал солнечный луч? Как повел себя жаворонок? О чем была песня жаворонка? Трудные слова: гнёздышко, встрепенулся, выпорхнул

Тема:

«Дифференциация парных согласных»

1-4 классы

Оборудование: Логопедический поезд «Обучайка» (свой авторский,патентованный ГЛОБАЛПАТЕНТОМ), интерактивная песочница, музыка, ИКТ технологии.

Цель:

Научиться применять правило в словах при написании парных согласных на конце и в середине слов на уроках русского языка, чтения, в жизни.

2.Регулятивная:

Уметь писать и объяснять правописание слов с парными согласными. Уметь различать данные буквы на письме.

3 . Личностная:

Учимся оказывать помощь друг другу; задавать вопросы, как логопеду, так и сверстнику; быть внимательным на всех этапах урока.

ОРГМОМЕНТ

Пусть звенит мороз трескучий (стихотворение)

Пусть разгонит ветер тучи

Пусть стучится к нам в окно

Солнце светит нам в окно

Собирайтесь гости в кучку

Ждём мы вас давным - давно.

Тот, кто к новому стремится -

Семинаров и уроков не боится!

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДВИЖЕНИЯХ

Приглашаем всех на активную зарядку .

Звучит песня «Гномов» и учащиеся на ковре выполняют артикуляционную зарядку под музыку, выполняя движения за логопедом.

Руки - вверх,язык - вверх

Руки-вниз, язык-вниз.

Руки-вверх,язык-вниз.

Руки - вниз,язык-вверх.

Круговые движения руками и языком вправо-влево.

Слова песни: Гномы, гномы мы малюсенький народ…

Загадка: (ученик)

Я зашёл в зелёный дом

Больше суток пробыл в нём.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом. (Поезд)

Сообщение ученика о поезде . (Диалог)

А вы знаете, что поезд-это наземный вид транспорта. Он бывает пассажирским и грузовым. У нас в России были два мастера Черепановы отец с сыном, которые построили первую железную дорогу и первый паровоз. Эта дорога была 3 км. А как вы думаете это короткий путь или длинный? (это очень короткий путь)

Сейчас железные дороги составляют тысячи километров.

Отправляемся в путешествие на поезде.

СТЦ урока

Пассажиры покупаем билеты. (диалог)

Билет получит, тот кто назовёт города на «А»

(Астрахань, Архангельск, Азбест (Свердловская область) Ачинск (в Татарии), Александровск, Абакан,

Называем слова на гласные звуки. (Выдаются детям билеты, если они правильно называют слова)

Выдаётся БИЛЕТ.

Отправляемся в путь. И доезжаем до станции

ПОИГРАЙКА (дети читают самостоятельно)

Что будем на этой станции делать?

Играть

Повторяем все за мной

ПА-нан (банан) появляется слова

Что не так в этом слове?

Определите первую букву и закрепите её на локомотив (б)

живот завод д октор - заштрихованный текст

ША ГРУ олв

После каждого слова учащиеся в верхний ряд определяют первую букву в слове.

Вывод? Какие это буквы?

Кто может определить какие буквы будут жить в нижнем ряду?

Посмотрите на главный состав и определите тему сегодняшнего урока.

Парные согласные?

А сколько колёс у локомотива? (3)

И не спроста.

Колёса символы чему мы будем учиться на уроке.

1.Знать правило парных согласных.

2.Писать слова с этим правилом.

3.Объснять написание слов с парными согласными на конце и в середине слов.

Едем на следующую станцию

УГАДАЙКА (несплошной текст)

У вас под партой есть спецзадание, поищите и достаньте, а вы гости тоже поищите и найдите.

Ребята, что это? (фантики)

Какие они на ощупь? (скользкие, гладкие и т.)

А на запах? (сладкие)

Что в них необычного? (дырки есть). Её нужно устранить, угадав букву. Один ученик называет, а все другие внимательно слушают либо соглашаются с ответом, либо не соглашаются.

Степа…ка, ска..ки, ири…, рома..ки, одуванчи…, коро..ка, гла..ки,

Найди пару: по такому же фантику найдите себе пару среди гостей. Если у вас мнение сошлось то обязательно сделай домик из рук.

В каких местах пропущены эти буквы? (в середине, и в конце слов)

А у меня есть такой интересный персонаж (Лиза из мультфильма Барбоскиных).

Какая она? Как можно больше прилагательных называют. (интересная, забавная, смешная, безграмотная)

И у неё фантик подружки-милашки.

Ребята, а можно в русском языке всё угадывать? (ответы детей)

Нет, русский язык - один из сложных языков в мире. Все слова необходимо при написании проверять.

ОБЪЯСНЯЙКА

Что мы на этой станции будем делать?

Объяснять написание данных слов. Давайте Лизе поможем.

Чтобы объяснить мы должны, что вспомнить и знать? Правило.

Говорит один ученик.

Чтобы написать парную согласную, нужно подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная.

Какое условие главное в этом правиле?

После согласной стояла гласная.

Пропущена буква.

А где она пропущена.

А вы можете объяснить написание своих слов на фантиках.

Индивидуальное задание у каждого. Один объясняет, а все другие внимательно слушают либо соглашаются, либо не соглашаются.

Степашечка- степашка, сказочка- сказки, ирисочка- ирис,космосы-космос,

Вывод: если ты справился с заданием - определи себя фишкой в зелёный вагон, а если не подобрал проверочное слово, то положи фишку в красный вагон

ПРОВЕРЯЙКА (работа в группах)

Интерактивная песочница

Я вам называю слова, а вы только записывайте правильную букву.

Сказки, берёзки, дуб, зуб, суп, снег, мороз, голос, гараж, удав.

З, з, б, б, п, г, з, с, ж, в - у кого так?

Вывод: определите фишку в зелёный вагон. У кого 1-2 ошибки в синий вагон, у кого 3-4 ошибки в красный вагон.

Давайте оценим свою работу.

ОБОБЩАЙКА,РЕФЛЕКСИЯ (ассоциативный куст)

А что мы будем делать на этой станции?

Обобщать

Выберите все карточки, которые подходят к нашей теме

Правильно: б-п

д-т з-с г-к ш-ж в - ф

пара согласные, звонкие, глухие, правило.

С ошибками: з-ц, щ-ш, гласные.

А как быть с билетом?

ЗАДАВАЙКА (Несплошной текст)

Домашнее задание

Биле… № 1

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 2

Верхний ря…

Пое… …

Биле… № 3

Верхниий ря…

Пое.. …

Биле… № 4

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 5

Верхний ря…

Пое… …

Биле… № 7

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 6

Нижний ря…

Пое… …

Биле… № 8

Верхний ря…

Пое… …

Вставьте пропущенную букву и напишите проверочное слово.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Дифференциация парных согласных в словах»

Дифференциация парных согласных в словах: Игра «Белочка»-дифференциация звуков  Б-П ; Игра «Сорока»-дифференциация звуков  В-Ф ; Игра «Муравей»-дифференциация звуков  Г-К ; Игра «Обезьянка»-дифференциация звуков  Д-Т ; Игра «Медвежонок»-дифференциация звуков  Ж-Ш ; Игра «Слонёнок» –дифференциация звуков  З-С .

Дифференциация звуков  Б-П  ,  Б’-П’  : Помоги белочке спрятать овощи, фрукты, ягоды со звуком  Б-Б’  - в дупло слева, а со звуком  П-П’  - в дупло справа.

 Б –Б`   П – П` 

Дифференциация звуков  В-Ф  ,  В’-Ф’  : Помоги сороке разложить предметы, овощи и ягоды со звуками  В  ,  В’  в левый ящик, а со звуками  Ф  ,  Ф’  - в правый ящик.

 В - В`   Ф – Ф` 

Дифференциация звуков  Г-K  ,  Г’-К’  : Помоги муравью разложить фрукты, овощи и ягоды со звуком  Г-Г’  в левый ящик, а со звуком  К-К’  - в правый ящик.

 Г –Г`   К - К` 

Дифференциация звуков  Д-Т  ,  Д’-Т’  : Помоги обезьяне разложить фрукты, овощи и ягоды со звуком  Д-Д’  в левый ящик, а со звуком  Т-Т’  - в правый ящик.

 Д- Д’   Т - Т’ 

Дифференциация звуков  Ж] - [Ш  : Помоги коале разложить предметы,фрукты, овощи и ягоды со звуком  Ж  в левую корзину, а со звуком  Ш  - в правую.

 Ж   Ш 

Дифференциация звуков  З- С  , [З’-С’]: Помоги слоненку разложить фрукты, овощи, ягоды, цветы со звуком  З-З   в левую корзину, а со звуком  С -С  -в правую.

 С – С’   З – З’ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парная гимнастика

Конспект парной гимнастикидля детей и их родителей в средней группе«Раз, два, три, четыре, пять – мы идем сейчас играть!»...

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"

Игра - презентация на различение парных звонких и глухих согласных "Найди соседа"Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух,...

Постановка звуков при дефекте оглушения парных звонких согласных.

Конспект индивидуального логопедического занятия

с учеником 2 класса на тему:

«Дифференциация парных согласных»

Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна

Чебоксары, 2017

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.

Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

Закрепить знания о звонких и глухих согласных, о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.

3. Воспитательные:

Содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

1.Организационный момент. Проговаривание гласных.

Большой палец - А-Я

Указательный палец - О-Ё

Средний палец - У-Ю

Безымянный палец - Ы-И

Мизинец – Э - Е.

2. Вводная беседа.

Сколько букв в алфавите? (33)

На какие группы делятся все буквы алфавита? (Гласные и согласные)

Посмотри на эти буквы, что общего у них? (Они согласные).

В Т Б С Г Д

П Ш Ф К Ж З

–Можно ли их сгруппировать? (Да)

– В какие группы? (Парные звонкие и глухие согласные.)

Давай образуем пары из этих согласных.

Б Д Г З Ж В

П Т К С Ш Ф

Давай произнесем звонкие согласные, приложив руку к горлышку, что мы почувствовали? (Голосовые связки вибрируют. Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом и шумом).

Давай произнесем глухие согласные, приложив руку к горлышку. Что мы заметили? (Вибрации нет. Связки спокойные. Глухие состоят из шума).

3.Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

4.Развитие фонематического слуха.

Я буду называть звуки, а ты услышав звонкий гласный позвони в колокольчик. (Б,П, Ф, Д, Т, Г. С, З, П, К. В)

А теперь слоги со звонкими и глухими согласными.(ВА, ПЫ,ТУ,ДА,СО,ЗА, ГУ, БИ,ФИ,КО).

5. Работа по теме.

Пальчиковая гимнастика.

Живут себе два брата

Глухой и звонкий звук.

И все вокруг стараются

Их различить на слух.

Но братья друг за друга,

Так прячутся порой,

Что не поймешь ни звука

Где звонкий, где глухой.

Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных
Мы различим на слух.

а) Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. Чтобы правильно написать парный согласный на конце слова, нужно изменить это слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Сугроб-сугробы)

-Посмотри на слова, данные на карточке. Впиши недостающие буквы.

Са_, сторо_, гла_, шар_, ястре_, огоро_.

б) Работа по карточке.

Впиши в скобки звуки, которыми различаются слова. Соедини их парами.

Почка-бочка, сова-софа, зайка-сайка, шар-жар, крот-грот, дачка-тачка.

в) Физминутка.

г)Дидактическая игра «Прятки». (Презентация).

Вставь пропущенные буквы в слова.

Ло…ка, ло…ка, мо…ка, пово…ка, поло…ка, бро…ки. шка…чик, ко…ти, ло…ти, про…ка, тря…ка, ре…ко, ска…ка, брю…ка, мя…ко.

д) Найди проверочное слово.

Тетрадь груз сад

Тетради погрузить садовый

Тетрадка погрузка посадка

Почему эти слова являются проверочными? (Потому. что согласная звучит четко).

Слова, в которых после согласного произносится гласный называются проверочными.

8.Итог занятия.

– Какие звуки мы учились различать?

Чем они отличаются?

Полина Шакирова
Конспект индивидуального занятия с учеником, имеющим диагноз «ринолалия» «Дифференциация парных согласных [В]-[Ф]»

Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся с диагнозом «ринолалия » .

Тема : Дифференциация парных согласных «В – Ф» .

Цель : 1. Развитие артикуляционной моторики, диафрагмально реберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

2. Создание условий для формирования навыка дифференцировать согласные парные в-ф .

Задачи :

1. Формировать фонематический слух.

2. Формировать умение дифференцировать буквы в-ф и соответствующие им звуки.

3. Совершенствовать умение чтения, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов.

4. Развивать внимание, память, мышление, мотивацию.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед : Сегодня на уроке мы с тобой поговорим о буквах В-Ф.

2. Комплекс массажа твердого и мягкого неба.

Логопед проводит массаж мягкого и твердого неба учащегося.

2. Формирование ритмической организации речи

Проводится игра «Барабанщик» . (логопед выстукивает ритм карандашом, ученик должен повторить комбинацию за логопедом; большой круг обозначает более громкий звук.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Логопед показывает упражнение, учащийся повторяет упражнение за логопедом, контролируя выполнение упражнения, наблюдая за движениями в зеркало.

Работа по нормализации моторики нижней челюсти :

двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

Для губ и щек :

поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы) ; надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади) .

Артикуляционная гимнастика для языка :

выполнить упражнения «Часики» , «Качели» , «Почистим зубки» , покусывать язычок.

Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки :

покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

4. Упражнения на дыхание.

Дыхательная гимнастика (формирование - диафрагмального дыхания, силы ротового выдоха, дифференциации ротового и носового дыхания).

Логопед даёт учащемуся инструкцию по выполнению дыхательного упражнения, ребенок выполняет упражение. Сила выдоха контролируется с помощью ватного шарика.

1. Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (Ф__)

2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф) .

5. Работа по презентации.

1. Акустические образы звуков в-ф.

Логопед : Отгадай загадки.

Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый … волк

Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках- это … ёжик

Логопед : Скажи, почему к нам на занятие пришли волк и ёж ?

Ученик : Потому что мы сегодня будем говорить о буквах В и Ф.

2. Характеристика звуков в-ф.

Логопед «в» ?

Ученик : Звук «в» согласный , твердый, звонкий

Логопед :Вспомни и расскажи, что ты знаешь о звуке «ф» ?

Ученик : Звук «ф» согласный , твёрдый, глухой. Эти звуки парные .

Согласные , звонкая- глухая, твердые, парные .

3. Связь звуков с буквами Вэ –эФ.

Логопед :

Звук «В» обозначается буквой Вэ.

Давай с помощью рук создадим букву Вэ.

Посмотри как записать письменную букву В.

Логопед :

Звук «Ф» обозначается буквой эФ.

Давай с помощью рук создадим букву эФ.

Посмотри как записать письменную букву Ф.

Физминутка.

Упражнение с су-джок шариком.

Цель массажа : воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Логопед : Сейчас мы с тобой выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» .

(данный массаж выполняется специальным массажным шариком)

Логопед : Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а ты повторяй за мной.

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

(движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)

Спасибо, молодец, у тебя хорошо получилось.

Практический блок :

1. Звуковой анализ слов со звуками в-ф.

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это воробей.

Логопед

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это свиристель.

Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?

Логопед : Что это за птицы?

Ученик : Это дрофа.

Логопед : Какой звук есть в этом слове? Где он стоит в начале, в середине, в конце?

2. Дифференциация звуков в-ф в слогах .

Логопед : Прочитай слоги с буквой Вэ. Найди похожие слоги с буквой эФ. Прочитай их.

Какие слоги выбрал бы ёжик? Почему?

Ученик : читает слоги. Ёжик выбрал слоги с буквой Ф, потому что это его буква. Когда он пыхтит, он произносит звук «ф-ф-ф» .

3. Дифференциация звуков в-ф в словах .

Логопед : Подбери нужную букву к слову. Если ты верно подберёшь букву, ты увидишь изображение.

Ученик : Сова, фламинго, ворона.

Логопед : Как назвать этих животных одним словом?

Ученик : Это птицы.

3. Дифференциация звуков в-ф в предложениях.

Логопед : Перед тобой рассыпавшееся предложение.

Посмотри внимательно и собери предложение.

Какое слово будет первым? Вторым? …

Прочти предложение, которое получилось.

В каких словах встретились буквы занятия ?

Ученик : У совы большой клюв. Жираф живёт в Африке. Буквы занятия встретились в словах «совы» , «клюв» , «жираф» , «Африке» .

6. Итог урока.

Логопед : Чему ты научился сегодня на уроке? Что тебе понравилось?

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Лошадка» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Лошадка». Цель: усвоение и расширение словаря по теме. Задачи: Образовательные: расширять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Цель: Воспитание навыки правильного произношения звука Р в речи. Задачи: Выработка полноценных движений и определенных положений органов.