Повышенный уровень опасности: США впервые сбили сирийский самолет. Американские истребители сбили советский пассажирский самолет. ЧП, о котором почти забыли. Драма над Балтикой

Участившиеся за последнее время инциденты, связанные с перехватом российскими ВКС у границ РФ американских разведывательных самолётов, заставили многих заговорить о начале новой холодной войны.

В связи с этим уже возникают опасения: что, если у кого-то из пилотов однажды сдадут нервы или же воздушное лихачество приведёт к столкновению? Итогом такого ЧП может стать военный конфликт. Впрочем, подобное уже происходило в 50–70-е годы прошлого века, когда советские и американские лётчики беззастенчиво открывали друг по другу огонь, отчего холодная война в воздухе по факту была очень даже горячей.

В непримиримых врагов вчерашние союзники СССР и США превратились практически сразу по окончании Второй мировой войны. Согласно официальной истории первый конфликт в воздухе произошёл весной 1950 года. 8 апреля проводивший аэрофотосъёмку самолёт ВМС США PB4Y-2 «Приватир» вторгся на территорию Советского Союза у берегов Балтики. На его перехват были подняты истребители. В ходе короткого боя самолёт оказался сбит – все его 10 членов экипажа погибли.

С тех пор воздушные бои с участием советских и американских пилотов стали практически обыденным делом. Осенью 1951 года близ Владивостока был сбит самолёт P2V-3W «Нептун», годом позже над Дальним Востоком советские истребители уничтожили два разведывательных самолёта RB-29 «Суперфортресс», ещё один разведчик был перехвачен там же летом 1953 года.

Всего с 1950 по 1970 год в ходе воздушных боестолкновений были сбиты 252 американских лётчика.

Самолёт шефа ЦРУ расстреляли над Арменией

Большинство инцидентов, закончившихся перестрелками в воздухе, приходится на 50–60-е годы, когда США активно вели авиационную разведку, позже вместо самолётов стали использовать спутники. При этом наблюдение за своим главным противником американцы зачастую вели совсем уж беззастенчиво. Летом 1958-го большой скандал вызвал инцидент с самолётом «Дуглас» С-118. 27 июня транспортник нарушил границу СССР, залетев на территорию Армении. На его перехват вылетели два истребителя Як-25. В ответ на приказ снизиться и следовать на посадку пилот прибавил ходу и попытался уйти в Турцию. По приказу командующего войсками Бакинского округа ПВО генерала Иванова пилоты открыли огонь. В результате самолёт загорелся. Часть членов экипажа выпрыгнули с парашютом, однако затем пилот «Дугласа» смог сбить пламя и посадить машину на советском аэродроме Гиндарх.

На допросе американцы сообщили: они являются военнослужащими ВВС США, границу не нарушали, самолёт выполнял обычный грузовой рейс. Однако сбивчивые ответы задержанных дали контрразведчикам повод усомниться, что те имеют отношение к авиации. Впрочем, конкретных улик в их адрес не нашлось, поэтому после выставленной Вашингтоном дипломатической ноты задержанных передали американским властям. Лишь спустя почти 40 лет один из участников того инцидента, полковник Дейл Бреннер, рассказал: сбитый С-118 был личным самолётом шефа ЦРУ Аллена Даллеса, на борту «Дугласа» находилось три офицера спецслужбы, а везли они суперсекретный груз – отчёты о разведывательных полётах самолёта U-2 над СССР и план таких полётов на будущее. Эти документы были уничтожены за те несколько минут, пока горящий «Дуглас» шёл на посадку.

Из четырёх истребителей вернулся один

Стоит отметить, что в воздушных конфликтах гибли не только американские, но и советские пилоты. По информации историка Александра Орлова, одним из самых масштабных стал инцидент, произошедший 18 ноября 1952 года в районе мыса Гамова, на Дальнем Востоке, где между советскими МиГ-15 и палубными истребителями с подошедшего к границам СССР американского авианосца разгорелся настоящий бой. «В 14 часов 48 минут командир авиазвена капитан Беляков доложил с воздуха, что два самолёта заходят в хвост и что вступаем с ними в бой. После этого связь с истребителями прекратилась», – приводит Орлов текст донесения. В результате из четырёх советских истребителей на базу вернулся лишь один.

Серьёзные потери случались и позже, однако формально они считались катастрофами, поскольку прямых доказательств причастности американцев к катастрофам советских военных самолётов не было. Хотя не исключено, что о них просто не сообщалось, чтобы обычный инцидент не превращался в повод для начала войны. Так, в июле 1964 года самолёт Ту-16Р вылетел для проведения авиаразведки в Японском море, где находился авианосец «Энтерпрайз». На базу разведчики не вернулись.

Ещё один Ту-16Р оказался потерян спустя четыре года. Экипаж подполковника Плиева был направлен в Норвежское море для слежения за авианосцем «Эссекс». Официально считается, что Плиев решил утереть нос американцам, для чего пролетел над авианосцем на предельно малой высоте. Однако при развороте самолёт крылом задел море и разрушился. Но есть и другая версия – вероятно, у американцев сдали нервы и они практически в упор расстреляли заходящую на авианосец реактивную машину.

Аналогичным образом в 1973 году едва не погиб Ту-16Р, направленный следить за авианосцем «Джон Кеннеди». В попытке отогнать разведчика поднятый на перехват истребитель F-4 своим килем пропорол обшивку советского самолёта.

200 американцев на советской базе

На фоне столь острого противостояния двух сверхдержав почти курьёзно выглядит история, случившаяся летом 1968 года. Утром 1 июля заместитель командира расположенного на острове Итуруп 308-го истребительного авиационного полка Ярослав Хиров получил из штаба сообщение, что в воздушное пространство Советского Союза вторгся американский самолёт. Поднявшись в небо, дежурное звено МиГ-17 быстро настигло нарушителя – им оказался реактивный пассажирский лайнер «Дуглас» ДС-8. На приказ следовать к советскому аэродрому американец не отреагировал, поэтому пилоты выпустили предупредительный залп из пушек. После этого командир «Дугласа» решил не искушать судьбу и пошёл на снижение.

Далее история начала развиваться, словно в комедии положений. Во-первых, в штабе вспомнили, что военный аэродром Буревестник не предназначен для столь больших судов и при посадке «Дуглас» может просто разбиться. К счастью, всё обошлось. Во-вторых, сюрпризом стал список пассажиров лайнера, летевшего, как выяснилось, с американской военной базы Маккорд во Вьетнам. К удивлению советских военных, оцепивших «приз», на взлётную полосу вышли две сотни американских солдат.

Как позже вспоминали очевидцы, в воздухе мгновенно почувствовалось заметное напряжение. Впрочем, американцы были перепуганы не меньше. Положение усугубляло то, что из наших военных никто не говорил по-английски, а американцы не понимали русский. В итоге кое-как объяснились на ломаном немецком. Поскольку никто не хотел конфликта, стороны пришли к компромиссу – «гости» ведут себя смирно, за это их не арестовывают, а препровождают на постой до поступления распоряжений.

Тем временем Москва и Вашингтон решали, как быть дальше. Как раз на 1 июля Кремль и Белый дом назначили подписание договора о нераспространении ядерного оружия, потому скандал с «Дугласом» пришёлся совсем не ко времени. В результате США принесли извинения за непреднамеренное нарушение идиотом-лётчиком границ СССР, а советские власти, установив за два дня, что на борту лайнера не имелось шпионского оборудования, согласились отпустить самолёт и пассажиров на все четыре стороны. На прощанье «Дуглас» даже заправили керосином из армейских хранилищ, а на борт погрузили хлеб, консервы и масло из офицерского рациона. Впрочем, вряд ли в этом была большая необходимость – уже спустя час «Дуглас» приземлился в Токио, где его командир Джозеф Тозолини заявил: дескать, он ни в чём не виноват, границу не нарушал, а совершить посадку его принудили незаконно.

КСТАТИ

Исследователей давно занимает судьба американских пилотов, чьи самолёты были сбиты у границ СССР или прямо над территорией Союза. При этом, по некоторым данным, 24 пилота погибли, а 138 пропали без вести. Вероятно, кто-то из них утонул в море, кто-то сгорел в разбившемся самолёте, чьи-то останки не были найдены. Однако резонно предположить, что кто-то вполне мог и выжить.

В 2002 году журналист Александр Постнов провёл расследование, по итогам которого заявил: в плену в СССР действительно находились сбитые американские лётчики. Один из них якобы был замечен в закрытой Свияжской психиатрической колонии.

Косвенно информацию о пленении сбитых пилотов позже подтвердил член совместной российско-американской комиссии по делам военнопленных и лиц, пропавших без вести, генерал-майор Николай Безбородов. «В начале 90-х годов сотрудники комиссии в Московском авиационном институте обнаружили кабину истребителя-бомбардировщика F-111, сбитого над Северным Вьетнамом в 1972 году. Состояние практически неповреждённой кабины свидетельствовало о том, что экипаж самолёта скорее всего выжил», – сообщил он. Официально информация о том, что в СССР в плену находились сбитые американцы, не подтверждается.

На кладбище в китайском Люйшунькоу (бывший Порт-Артур) есть 248 могил советских военнослужащих и членов их семей. Если не изменяет память, то около 60 захоронений принадлежат летчикам, которые воевали в небе Кореи и были сбиты в воздушных боях. Где захоронены американские пилоты, соотношение потерь которых в два раза больше, доподлинно неизвестно - частично на Арлингтонском национальном кладбище под Вашингтоном, частично в Южной Корее. В - и ее исход решался не только боевым мастерством, но и силой моторов, в данном случае реактивных.Советский Союз в развитии реактивных и сверхзвуковых самолетов изначально существенно уступал западным странам - лидерство держали Германия, Штаты, Англия и Италия. И хотя первые разработки реактивных двигателей в нашей стране начались еще в конце 30-х годов прошлого столетия, первый испытательный полет состоялся 27 марта 1943 года на аэродроме НИИ ВВС Кольцово в Свердловской области. Самолет БИ-1, который пилотировал летчик-истребитель Георгий Башчиванджи, достигнув скорости в 800 км/ч, неожиданно перешел в пике и столкнулся с землей. Спустя 30 лет пилоту было посмертно присвоено звание Героя, его именем был назван поселок и одноименная железнодорожная станция вблизи от Звездного городка в Подмосковье. Но эта катастрофа стала важным этапом в развитии самолетостроения с реактивными двигателями.Разработки велись с модификациями Як-3, Ла-7 и Су-6 с ускорительным ЖРД (жидко-реактивным двигателем), но потребовалось еще несколько лет, до появления воздушно-реактивных моторокомпрессорных двигателей ОКБ Микояна и Сухого. И к 1950 году появился знаменитый МиГ-15, который стал лучшим истребителем в мире на тот момент. Доказывать это пришлось в небе над Кореей в противостоянии с американским реактивным F-80 Shooting Star и новыми истребителями F-86 Sabre.
Советским пилотам на «мигарях» предполагалось вести переговоры на корейском языке, которые они заучивали перед вылетом - по нескольку фраз. В ходе воздушного боя, естественно, переходили на родной язык, не без какой-то там матери, что в ситуациях боестолкновений позволяло одерживать победу. Американцы, не сведущие в тонкостях русского языка, так и не могли понять, какой соперник им противостоит в небе.1 ноября 1950 года советским летчикам впервые разрешили пересекать корейскую границу, чтобы вести поиск и уничтожение американских самолетов. В этот же день состоялся и первый бой «мигов» - пять наших самолетов вылетели в район Аньдуня и вскоре обнаружили тройку P-51 «Мустанг». В результате скоротечного боя один самолет противника был поврежден, еще один сбит. Так был открыт счет побед советских летчиков в корейском небе. В тот же день МиГ-15 впервые проявили себя в бою с реактивными самолетами американцев. Тройка наших истребителей встретила десяток самолетов F-80 и внезапно атаковала их сверху. В результате один Shooting Star был подбит, остальные предпочли ретироваться.За первые полтора месяца воздушных боев были подбиты всего три советских МиГа, тогда как потери противника были в разы больше. А зону действия наших истребителей вдоль корейско-китайской границы американские летчики позже назвали «Аллея МиГов», признав, что небо в этой части корейского полуострова уверенно контролировали советские асы.
Если сравнивать технические характеристики нашего МиГа и американского F-86, то они практически одинаковы. Максимальная скорость у земли 1042 против 1093 км/ч. МиГ-15 имел преимущество в скороподъемности, а «Sabre» лучше маневрировал на малых высотах. Практический потолок «мигаря» достигал 15100 метров, американец поднимался чуть меньше - на 14300. По вооружению - МиГ был оснащен 37-мм пушкой и еще двумя 23-мм пушками, а F-86 был вооружен шестью 12,7-мм пулеметами. При таких соотношениях в силе главным считалось именно мастерство пилотов, их готовность идти на риск и переигрывать противника чисто тактически. Тут трудно переоценивать мастерство соперников, но, судя по количеству сбитых самолетов, советские пилоты имели явное преимущество.«Первый бой между МиГ-15 и F-86 произошел 17 декабря 1950 года, - пишет в книге "Красные дьяволы в небе Кореи" Игорь Сейдов. - Победить американцам помогла военная хитрость. В районе Аньдуня четверка советских самолетов обнаружила четверку истребителей с красными носами, о чем и было доложено ведущему группы. Тот ответил: "Вижу, это наши!" - и продолжил полет по маршруту. Но неожиданно группа была обстреляна сзади и сверху. Машина ведущего загорелась, двигатель заглох, и летчику пришлось катапультироваться. К слову, это было первое катапультирование с МиГ-15 в боевых условиях в советских ВВС. Как выяснилось позже, у первых "Сейбров" для введения в заблуждение противника была окрашена в красный цвет носовая часть фюзеляжа, подобно тому, как на МиГах были красные круги вокруг носовой части фюзеляжа. Поэтому после боя на всех наших самолетах красные носы были стерты техниками».
Первую победу над новым американским истребителем советские летчики одержали только через неделю, спустя десяток боев. Наши летчики еще изучали противника и на первых порах попадались на приманку из одной группы «Сейбров», не замечая следовавшую за ней и с превышением другую группу F-86, и попадали под ее удар. За это время СССР потерял три истребителя МиГ-15. Дальнейший счет побед в воздушных боях оказался на стороне советских истребителей. В тот день американцы совершали массированные налеты через реку Ялуцзян. В налете участвовали 48 бомбардировщиков В-29 и 76 истребителей прикрытия. На перехват вылетело 44 МиГа, которые сбили 10 бомбардировщиков и 3 истребителя, полностью сорвав бомбардировку.В октябре того же года МиГи вылетели на перехват воздушной армады из двадцати бомбардировщиков и около 200 истребителей сопровождения. Советских самолетов было опять 44 (еще 12 прикрывали аэродромы), которые сбили 12 «бомберов» и 3 истребителя, потеряв при этом один свой самолет.
Всего, по неофициальным данным, во время боевых действий в небе Кореи советские летчики, в основном на истребителях МиГ-15, провели около двух тысяч воздушных боев и Собственные потери оцениваются в 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11.

12 апреля 1951 года американцы назвали «чёрным четвергом». В воздушном бою над Кореей советским лётчикам удалось сбить 12 американских бомбардировщиков В-29, носивших название «сверхкрепостей» и считавшихся до этого практически неуязвимыми.

Всего же за годы Корейской войны (1950-1953) советскими асами было сбито 1097 самолётов американцев. Ещё 212 уничтожили наземные средства ПВО.

Сегодня коммунистическая Северная Корея воспринимается, как некий рудимент Холодной войны, некогда разделивший мир на советский и капиталистические лагеря. Однако шесть десятилетий назад сотни советских лётчиков отдали жизни за то, чтобы это государство сохранилось на карте мира.

Согласно официальной версии, во время Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий. Ряд специалистов считает, что это заниженные данные, так как в список потерь не были включены те, кто скончался от ран в госпиталях СССР и Китая.

Данные о соотношении потерь американской и советской авиации сильно разнятся. Однако даже историки США безоговорочно признают, что потери американцев на порядок выше.

Объясняется это, во-первых, превосходством советской военной техники. Командование ВВС США вынуждено было признать, что бомбардировщики В-29 очень уязвимы перед огнём 23 и 37-мм пушек, которые находились на вооружении советских истребителей МиГ-15. Всего несколько попавших в бомбардировщик снарядов могли погубить его. Пушки, которыми вооружались «миги» (калибра 37 и 23-мм) имели значительно большую дальность эффективного огня, а также разрушительную мощь по сравнению с крупнокалиберными пулеметами В-29.емётные установки, установленные на крылатых «крепостях», не могли обеспечить эффективный огонь и прицеливание по самолётам, которые атаковали на скорости сближения на уровне 150-160 метров в секунду.
Ну, и, конечно, значительную роль сыграл «человеческий фактор». Большинство советских лётчиков, принимавших участие в воздушных схватках, имели огромный боевой опыт, полученный в годы Великой отечественной войны.

Да, и в послевоенные годы обучению боевых лётчиков в СССР придавалось огромное значение. В результате, к примеру, генерал-майор авиации Николай Васильевич Сутягин за три года Корейской войны сбил 19 самолётов противника. Не считая трёх, гибель которых подтвердить не удалось. Столько же (19 подтверждённых побед) сбил Евгений Георгиевич Пепеляев.

Советских асов, сбивших десять и более американских машин, было 13 человек.
Средняя общая численность личного состава корпуса по состоянию на 1952 год составляла 26 тысяч человек. Поочередно сменяясь, в Корейской войне приняли участие 12 советских истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и 2 истребительных авиационных полка ВВС ВМФ. Всего в Корейской войне приняли участие около 40 тысяч советских военнослужащих.

Долгое время героизм и даже просто участие советских лётчиков в ожесточённых воздушных схватках в небе над Кореей тщательно скрывались. Все они имели китайские документы без фотографий и носили форму китайских военнослужащих.

Маршал авиации, прославленный советский истребитель Иван Кожедуб признавался в одном из интервью, что «вся эта маскировка была шита белыми нитками» и, смеясь, говорил, что на три года его фамилия стала ЛИ СИ ЦЫН. Однако во время воздушного боя лётчики говорили по-русски, в том числе с помощью «идиоматических выражений». Поэтому у американцев не оставалось никаких сомнений в том, кто воюет с ними в небе над Кореей.

Интересно, что официальный Вашингтон хранил молчание все три года войны о том, что за штурвалами большинства МиГов, в пух и прах разносивших «летающие крепости», - русские.

Спустя много лет после окончания горячей фазы Корейской войны (официально мир между Северной и Южной Кореей до сих пор не заключён) военный советник президента Гарри Трумэна Пол Нитце признался, что им был подготовлен секретный документ. В нём анализировалось, стоит ли разглашать прямое участие советских лётчиков в воздушных схватках. В итоге правительство США пришло к выводу о том, что делать этого нельзя. Ведь большие потери американских ВВС тяжело переживались всем обществом и возмущение от факта, что «виноваты в этом русские», могло привести к непредсказуемым последствиям. В том числе, к ядерной войне.

О гибели в небе Китая 27 июля 1953 года нашего пассажирского самолета Ил-12 сегодня вспоминают не часто. Так же, как и о том, что причиной случившегося стала не техническая неисправность или, скажем, ошибка экипажа в пилотировании. Все оказалось гораздо страшнее: летевший из Порт-Артура во Владивосток «Ил» был уничтожен парой американских истребителей.

Единственным напоминанием о тогдашней трагедии является установленный в Жариковском сквере города Владивосток обелиск с высеченными именами погибших летчиков и пассажиров самолета — военнослужащих авиационных подразделений Тихоокеанского флота.


Официальную трактовку предшествующим этому инциденту событиям первой дала китайская сторона. Из опубликованного 4 августа 1953 года в наших газетах протеста МИД КНР следовало, что утром 27 июля 324 американских военных самолета вторглись в воздушное пространство северо-восточного Китая и произвели беспокоящие налеты. Не суть важно, над какими конкретно районами и с какими целями барражировала эта армада, но по стечению обстоятельств четыре F-86 оказались вблизи трассы советского пассажирского "Ила" как раз в тот время, когда он приближался к центру провинции — городу Хуадянь.

Этот рейс до Владивостока был самым обычным для летчиков 593-го отдельного транспортного авиационного полка Тихоокеанского флота. С момента развертывания в Порт-Артуре нашей военно-морской базы и за все время вооруженного конфликта в Корее они выполнили не одну сотню подобных. Понятно, что особо беспокоиться экипажу было не о чем: трасса перелета пролегала исключительно над суверенной территорией Китая, далеко в стороне от районов боевых действий, самолет нес опознавательные знаки государственной принадлежности к СССР, к которому ни у США, ни у Южной Кореи, ни у других союзников претензий быть не могло.

Все закончилось бы благополучно, не получи американские пилоты в последний день войны 27 июля 1953 года групповое задание, суть которого до конца так и осталась не ясна. По логике, они должны были действовать севернее 38-й параллели, по линии которой проходила линия соприкосновения воюющих сторон. Но был, по всей видимости, еще и определенный психологический смысл — поиграть мышцами за считанные часы до момента, когда вступит в силу перемирие, достигнутое после почти трех лет яростной войны.

Не оставила история сколько-нибудь вразумительных объяснений и тому, умышленно или случайно американские самолеты оказались в воздушном пространстве Китая. Безоружный Ил-12 истребители 335-й авиаэскадрильи встретили в 12 ч 28 мин по местному времени в 110 км от китайско-корейской границы.

Факт уничтожения невооруженного пассажирского самолета Ил-12 американским правительством был признан 1 августа 1953 года. Однако, пытаясь отсрочить грядущий международный скандал и выиграть время, оно намеренно изменяло координаты места трагического инцидента. По американским данным получалось, что якобы все произошло не над территорией Китая, а в воздушном пространстве воюющей с Югом Северной Кореи — на 8 миль южнее пограничной реки Ялуцзян. Расстояние между истинной и вымышленной точками боя составила 172 километра.

Руководство СССР попыталось привлечь американскую сторону к ответу в гаагском Международном трибунале. Тогда же и стали известны фамилии «героев» сомнительной победы — летчиков 335-й эскадрильи 4-го авиакрыла капитана Ральфа Парра (младшего) и его ведомого Эдвина Скаффи.

Вряд ли кто что знает о Парре-старшем, но Ральф (бортовой номер 959, позывной "Джон Шарк 4") был личностью известной, к 27 июля 1953 году он имел на своем боевом счету около 170 вылетов и 9 подбитых самолетов противника, он определенно желал стать "двойным асом" (т.е. иметь 10 и более побед, т.к. «титул» аса дается за 5 уничтоженных машин противника) и позволяет попасть в американский список наиболее удачливых пилотов.

Последний день Корейской войны для честолюбивого капитана был последним шансом укрепить свое положение в десятке лучших. И Парр его не упустил.

Несколько позже в западную прессу просочились подробности происшедшего. Причем в нескольких версиях, изложенных Парром и Скаффи. По одной, пассажирский самолет был сбит после двух опознавательных облетов. По второй (она представлена в книге "Аллея МиГов", изданной в США в конце семидесятых годов) дело происходило иначе. Со слов Ральфа Парра, их заданием было сопровождение нескольких разведывательных самолетов в районе речки Ялуцзян.

Американское командование хотело получить несколько качественных фотографий аэродромов с МиГами, чтобы определить количество машин, переброшенных в Северную Корею. Однако разведывательные самолеты не сумели сделать фотоснимки из-за наличия густой облачности вдоль реки, поэтому звено Парра направилось обратно. Немного южнее на корейском побережье он заметил серебряный блик.

«Мы летели примерно на высоте 12 тысяч метров, а самолет противника — далеко внизу, вероятно, на высоте 3 тысяч метров. Я с ведомым направился вниз, — описывал дальнейшее американский ас. — Перед нами предстал транспортный самолет Ил-12 в серебристой окраске и с красными звездами. Я немедленно уточнил свое местонахождение. В нашем задании нам не полагалось быть с другой стороны реки Ялуцзян. После того как я убедился, что мы находимся в глубине Северной Кореи, я сказал своему ведомому, что планирую сбить противника. Ил-12 был "сидящей уткой", так мы называем легкую добычу. Я зашел самолету в хвост и сделал пару залпов. Он загорелся, затем накренился и свалился к холмам. Тот Ил-12, вероятно, курсировал несколько недель в этом районе, но сегодня его постигла неудача».

Война окончилась в полночь, и Парр, по его словам, больше не думал о том Ил-12. Затем его вызвали в штаб дальневосточной авиации, где принялись задавать вопросы о самолете, который он сбил, будучи в 60 милях в глубине Маньчжурии. Со слов летчика, ВВС США организовали всестороннее расследование дела. Пленку камеры пулемета прокручивали снова и снова. Вопросы, как рассказывал Парр, были одни и те же: "Где ты был?", "Какой тип самолета это был?", "Как он был маркирован?", "Можете ли вы доказать это?" Дальше американский летчик подвел циничный итог: «Когда все доказательства были представлены, ВВС решили, что я прав, и всячески защищали. В итоге русские отозвали дело из суда. Я был реабилитирован, но слишком сильная была суета из-за этого паршивого Ил-12!"

Останки экипажа и пассажиров на месте падения неподалеку от Хуадяня обнаружила направленная из Москвы специальная комиссия Главного управления Гражданского воздушного флота СССР. Обследование показало, что шесть человек погибли от пуль и осколков, остальные пятнадцать — при падении самолета. Найденные обломки имели 19 пробоин. Поврежденными при обстреле оказались имевшиеся у экипажа парашюты и вещи пассажиров.

Комиссия опросила также жителей окрестных китайских деревень, видевших, как американские истребители атаковали самолет. Так что утверждения Парра о том, что все произошло над территорией Северной Кореи, были откровенной ложью и строились на отрицании факта нарушения государственного рубежа Китая. Кстати, еще в 1950 г. Комитетом начальников штабов США были запрещены полеты ближе 36 км к границам советского блока. Проникновение могло осуществляться лишь по специальному разрешению президента США, которого в данном случае не имелось.

В нашей стране не сомневались в преднамеренном обстреле советского самолета. Однако, кроме версии о инициативе честолюбивого Парра, имелись и другие. Так, в 1997 году в газете «Владивосток» приводилась информация, что по тому же маршруту и приблизительно в то же время должен был пролетать другой Ил-12. На борту которого должен был находиться высший командный состав Тихоокеанского флота. Американские спецслужбы предполагали, что на пассажирском Ил-12 27 июля будут вывозить в Советский Союз комсостав ВМФ с Ляодунского полуострова. В пользу этой версии говорит тот факт, что в тот день в Порт-Артуре проходила партийная конференция базы ВМФ. На ней присутствовали все партийные руководители Тихоокеанского флота. После завершения конференции их должны были отправить воздушным путем во Владивосток.

По другой, достаточно распространенной версии, американцы ждали маршала Малиновского, который должен был возвращаться во Владивосток из Порт-Артура. Кстати, практика украдкой подкарауливать и уничтожать самолеты с высшими военачальниками враждебных стран наблюдалась у американцев еще с сороковых годов.

К примеру, в конце Второй мировой войны американские истребители Р-38 «Лайтнинг», на основании данных разведки подкараулили и сбили самолет с японским главнокомандующим флотом адмиралом Ямамото. А позднее 11 апреля 1955 года был взорван над Южно-Китайским морем пассажирский Локхид L-749A, на котором находилась китайская делегация во главе с премьером Госсовета КНР Чжоу Энлайем. Китай в организации взрыва обвинил гоминдановцев и спецслужбы США. В ходе расследования Гонконгской полицией был выявлен один из участников теракта — Чоу Цзэминь, который сбежал на остров Тайвань на борту самолета, принадлежащего ЦРУ. Что прямо указывает на причастность США. Таким образом, версия о попытке американцев уничтожить представителей советского военного руководства выглядит вполне реальной.

Сколько же человек было на борту Ил-12? Вопрос этот правомерен, поскольку в Центральном военно-морском архиве есть данные лишь о двадцати погибших авиаторах Тихоокеанского флота. Вспомним их поименно. В состав экипажа входили служившие в 593-м отдельном транспортном авиаполку капитаны Дмитрий Глиняный, Иван Мулин, Федор Головачев, старший лейтенант Иван Игнаткин, старшина Николай Коновалов и старший сержант Николай Былинок. Пассажирами в том злополучном перелете были военнослужащие: 1744-й дальнеразведывательной авиаэскадрильи капитан Анатолий Волошин, старшие лейтенанты Анатолий Лазарев, Семен Недогин, Николай Назаров, Валентин Сатинов, Виктор Жигулин, сержанты Евгений Козлов и Наиль Галеев; 1534-го минно-торпедного авиаполка старший лейтенант Яков Леках, Петр Тернов, лейтенант Виктор Тарасов; 27-й лаборатории авиационной медицины подполковники медслужбы Всеволод Ларионов, Иван Субботовский и майор Василий Дробницкий.

В память о погибших в Жариковском сквере Владивостока был сооружен обелиск. Тем не менее, на борту Ил-12 был еще один человек, о чем упоминалось в акте спецкомиссии ГВФ СССР. Из общей численности в 21 человек исходило советское правительство, когда определило размер компенсационной выплаты за ущерб, нанесенный государству в результате гибели его граждан и самолета, в 7445800 рублей, или в 1 861.450 долларов США. Эта сумма, помимо стоимости самолета в 961 тыс. рублей, включала: единовременные пособия семьям погибших и членов экипажа самолета — 420 тыс. рублей; пенсии несовершеннолетним детям и престарелым родителям погибших — 5670000 рублей; расходы, связанные с похоронами и перевозкой останков погибших, — 315 тыс. рублей; возмещение стоимости личного имущества погибших — 84 тыс. рублей.

С этим требованием ознакомили посла США в Советском Союзе Ч. Болена. Он заверил, что доведет его до сведения своего правительства. Но возмещать убытки США не собирались.

Американская сторона выдвинула встречный материальный иск, воспользовавшись инцидентом с разведчиком-бомбардировщиком RВ-50, который наши истребители сбили у острова Аскольд под Владивостоком. Уничтожили его они на вполне законных основаниях.

События у о. Аскольд разворачивались следующим образом. Ранним утром 29 июля 1953 года в 130 милях южнее мыса Гамова радиолокационными постами Тихоокеанского флота был обнаружен воздушный объект, следовавший курсом на Владивосток.

Была объявлена тревога, и с аэродрома в Николаевке на перехват нарушителя вылетела пара дежурных истребителей МиГ-15 гвардии капитана Александра Рыбакова и гвардии старшего лейтенанта Юрия Яблоновского из 88 гвардейского истребительного авиаполка. В это время неизвестный самолет вошел на высоте 10000 метров в воздушное пространство над советскими территориальными водами залива Петра Великого и продолжил полет в направлении о. Аскольд.

В 7 ч 11 мин. ведущий пары А. Рыбаков на удалении в 10 км от острова Аскольд обнаружил крупный четырехмоторный самолет, оказавшийся бомбардировщиком RB-50. Самолет нес идентификационные красные полосы на киле и имел опознавательные знаки ВВС США.

Как свидетельствовал позднее Рыбаков: «Я доложил на землю и, удостоверившись по показаниям приборов, что самолет-нарушитель находится над территориальными водами Советского Союза, стал сближаться с ним с целью показать, что он нарушил воздушное пространство СССР и обязан его покинуть. При выполнении этого маневра я ощутил два сильнейших удара по фюзеляжу и крылу своего истребителя, после чего произошла разгерметизация кабины. «МиГ» стал плохо управляться. Мой ведомый доложил, что самолет-нарушитель открыл по нам огонь. В ответ с близкого расстояния я дал две очереди из пушек. По моему приказу нарушителя обстрелял и ведомый. Сразу же после этого самолет-нарушитель с сильным креном через крыло ушел вниз и скрылся в сплошной облачности...»

Всего через 15 минут после нарушения советского воздушного пространства американский RB-50 рухнул в воду в 14 км южнее острова Аскольд, где на глубине порядка 3 км его обломки находятся до сих пор.

Вскоре служба радиоперехвата в штабе Тихоокеанского флота установила, что с одной американской базы на территории Японии к месту воздушного боя вылетели 4 самолета из спасательной эскадрильи. Американские пилоты доложили на свою авиабазу, что из-за сильного тумана над водами моря в районе предположительного места падения RB-50, осмотр акватории и поиск экипажа сбитого бомбардировщика затрудняется.

Вечером того же дня адмирал флота Н. Кузнецов доложил военному руководству страны следующие: «По данным радиоперехвата, командующий ВМС США на Дальнем Востоке адмирал Кларк распорядился направить корабли в район 30 миль к юго-востоку от о. Аскольд для осуществления поиска, не вернувшегося на авиабазу самолета».

А в 20 часов вечера 29 июля американский самолет SB-29, который вылетел в район вероятной гибели самолета B-50, доложил на свою базу об обнаружении им обломков RB-50, спасательной лодки и 7 человек экипажа, плавающих вблизи этой лодки. Трем американским эсминцам и легкому крейсеру было дано указание командованием ВМС США следовать в указанный район для поиска и спасения людей с разбившегося самолета.

С рассветом 30 июля американские корабли приступили к поиску сбитого самолета. Несколько позднее пара американских эсминцев перехватила наш рыболовный траулер, который ловил рыбу на 45км южнее мыса Поворотного. На борт к советским рыбакам поднялись американские и японские офицеры, желавшие получить сведения о потерянном RB-50, однако языковой барьер воспрепятствовал общению. Осмотрев рыболовецкое судно и убедившись, что на нем отсутствуют спасшиеся члены экипажа и обломки летательного аппарата, непрошеные гости ушли восвояси.

В 6 часов утра советской службой радиоперехвата была получена информация с американского крейсера, который участвовал в поисково-спасательной операции, о том, что эсминец «Викинг» обнаружил и поднял из воды на борт второго пилота сбитого самолета капитана Джона Роче. Позднее вблизи японского побережья были найдены останки еще двух членов экипажа.

После потери у острова Аскольд RB-50 американцы решили использовать это как повод и козырь против иска Советского Союза, с помощью которого надеялись его отклонить. США в своей привычной манере на весь мир стали трубить, что русские являются воздушными пиратами, которые загубили их мирно летевший самолет и его невинный экипаж. Американцы утверждали, что RB-50 не нарушал воздушного пространства Советского Союза и даже не приближался к 12-мильной зоне. И якобы злобные русские сознательно уничтожили мирно летящий RB-50 в качестве мести за ранее сбитый самолетами ВВС США наш Ил-12 над Китаем. СССР приводил данные о месте прохождения воздушного боя, данные о боевых повреждениях истребителя Рыбакова.


В Сирии в самом разгаре новый этап российско-американской войны нервов. После угрозы Вашингтона отбомбиться по Сирии российский Генштаб пообещал не только сбивать американские , но и топить эсминцы, которые посмеют открыть огонь. Что означает эта эмоциональная перепалка? Неужели две крупнейшие военные державы близки к реальному вооруженному конфликту?

Во вторник начальник Генштаба Валерий Герасимов заявил: если возникнет угроза жизни российских военных, вооруженные силы «примут ответные меры воздействия как по ракетам, так и по носителям, которые их будут применять». А пока наступление правительственной армии в пригороде Дамаска, или, другими словами, «мероприятия по дальнейшей нормализации обстановки вокруг столицы Сирии, продолжаются», цитирует Герасимова РИА « ».

Откуда же может возникнуть угроза жизни российским военным? По словам главы Генштаба, боевики в Восточной Гуте, пригороде Дамаска, готовят инсценировку химической атаки против мирного населения. Используя эту провокацию как повод, Вашингтон «планирует нанести ракетно-бомбовый удар по правительственным кварталам Дамаска». При этом, напомнил начальник Генштаба, в Дамаске в учреждениях и на объектах минобороны Сирии находятся наши военные советники, представители Центра примирения враждующих сторон и военные полицейские.

Иначе говоря, Герасимов ответил на прозвучавшую накануне угрозу Вашингтона вновь ударить по Сирии, если не прекратится наступление в Восточной Гуте. Угрозу озвучила постпред США при ООН Никки Хейли на заседании Совбеза ООН.

Напомним, 7 апреля прошлого года два эсминца ВМС США «Росс» и «Портер» из Средиземного моря дали залп по базе Шайрат, расположенной в сирийской провинции Хомс. Они выпустили 59 крылатых ракет «Томагавк». Российские военные в Шайрате не пострадали – перед самым ударом Пентагон связался с нашим Минобороны и удостоверился, что на авиабазе нет россиян.

На воинственную речь Хейли откликнулся во вторник и глава МИД России Сергей Лавров. Министр намекнул, что ее угрозы вряд ли были согласованы с Пентагоном, ведь профессиональные военные такими вещами не шутят. «Госпожа Хейли должна понимать, что одно дело – безответственно эксплуатировать микрофон в Совете Безопасности ООН, а другое – когда военные – и российские, и американские – имеют каналы общения, по этим каналам очень четко сказано, что можно, а что нельзя», – сказал глава МИДа.

Стоит напомнить, что принципам, которыми руководствуется генерал Герасимов (и о которых сказал Лавров), в Сирии следуют обе стороны – не только россияне, но и американцы. Обе стороны направляют своих инструкторов в узловые точки обороны своих союзников: мы – в гарнизонах сирийской армии, американцы – в штабах курдов.

С момента появления таких военных советников указанные точки неофициально становятся неприкасаемыми для армий США и России, поскольку ни та, ни другая сторона не хочет ненароком задеть военного другой державы.

Американцы могут себе позволить иногда ударить по сирийским регулярным войскам, россияне – теоретически – могут задеть и курдов, хотя задачи такой не стоит. Но перед каждым авиаударом по цели, где может оказаться российский или американский военный, штабы двух стран обязательно созваниваются и уточняют, нет ли на объекте «ваших людей». Если они есть, то удар отменяется. Таковы неписаные правила этой войны. Две крупнейшие военные державы мира всеми силами пытаются избежать непосредственного военного столкновения и вызванных ими жертв, даже случайных.

Именно это и происходило накануне и в начале пресловутого боя 7 февраля в провинции Дейр-эз-Зор, в котором погибли «вагнеровцы». Об этом уже после боя рассказал журналистам курдский генерал Хасан, командир из «Демократических сил Сирии». Когда еще только американцы и курды заметили подготовку к атаке, они несколько раз звонили в Хмеймим и уточняли, нет ли среди атакующих российских военных. И только получив уверение, что российских военных там нет, американцы начали бомбардировку.

Именно так, параллельно с открытыми боями на линии фронта, по всей Сирии продолжается и невидимая российско-американская война нервов. Обе стороны не хотят проиграть, потерять лицо, но при этом не желают спровоцировать ненароком Третью мировую. Когда генерал Герасимов предупреждает Вашингтон, что удар по Дамаску повлечет за собой ответный удар по американским эсминцам, он ясно дает понять, что Дамаск – запретная зона для Пентагона. Ведь невозможно поразить Дамаск хотя бы одной ракетой без риска задеть при этом хотя бы одного российского военного или дипломата.

Правда, надо уточнить: в отличие от Герасимова, Хейли не называла никаких конкретных мишеней, в том числе не упоминала она и Дамаск. Так что Герасимов в своем заявлении опирался, похоже, на свои собственные разведданные.

Редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков предположил, что американцы, помимо Дамаска, рассматривают как возможные мишени также Алеппо и несколько аэродромов, где размещены сирийские ВВС. Не исключено, что они теперь также будут прикрыты нашими военными советниками, словно живым щитом. Но в остальных уголках Сирии Пентагон при желании все же сможет наносить удары по регулярным войскам Башара Асада.

Впрочем, политологи считают, что Вашингтон на этот раз просто блефует. «Американцы вновь начали опасную игру вокруг Сирии, чтобы вынудить Россию проголосовать по ненужной сейчас никому новой резолюции СБ ООН по прекращению режима огня в районе Дамаска и Восточной Гуты», – заявила ТАСС советница директора РИСИ Елена Супонина.

«Если в апреле 2017 года подобные безответственные действия Трампа стали неожиданностью, то сейчас сирийские власти, а также их союзники, в том числе Россия, готовы к развитию подобного сценария, – пояснила Супонина. – Сирийские будут наготове, чтобы попытаться отразить эту атаку. Если американцы решатся на такую провокацию, это не перерастет в масштабную военную кампанию, поскольку четкого плана действия у них нет». «Это очередное запугивание», – подытожила эксперт.

А вечером во вторник стало известно, что генерал Герасимов и его американский коллега, председатель комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд созвонились и обсудили обстановку в Восточной Гуте. Удалось ли им найти какой-то компромисс, пока ничего не известно. В российском Минобороны лишь сообщили, что генералы «договорились продолжить двусторонние контакты». Но в любом случае это стало очередным признаком того, что заявления Хейли в ООН – это одно, а реальное взаимодействие военного руководства России и США – совсем другое.

Никита Коваленко,
Андрей Резчиков