Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Какую роль играет мир природы. Какое значение имеет образ певца. Актуализация опорных знаний

Когда сложилась мифология индейцев Северной Америки? В чем ее особенность?

Мифология индейцев Северной Америки отражает сложные процессы перемещения племен, влияние друг на друга оседлых и кочевых племен, земледельческих и охотничьих. Среди них самыми важными были племена ирокезов. В мифах все явления природы наделялись магической силой. Почти у всех племен есть мифы о сотворении мира. Человек в них, приобретая чудесные талисманы и реликвии, становится неуязвимым для сил зла.

Кто такой Гайавата?

Гайавата в мифологии ирокезов - легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.

Каким изображен Гайавата у американского поэта Г. Лонгфелло в поэме "Песнь о Гайавате"? Какую миссию возложил Великий Дух Гитчи Манито на Гайавату?

В главе "Трубка мира" Гитчи Манито обращается к враждующим племенам с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух возложил на Гайавату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми. Гитчи Манито говорил людям, чтобы они сделали из этого красивого камня трубки мира и никогда больше не поднимали томагавк или нож друг на друга.

Какие мифы о пророке и учителе Манабозо были положены Лонгфелло в основу поэмы о Гайавате?

При создании образа Гайаваты поэт использовал мифы о Манабозо, наделяя своего героя удивительными качествами этого пророка. Одна из легенд положена в основу главы "Гайавата и Жемчужное Перо". Манабозо сражается с Жемчужным Пером, убившим когда-то его деда, и одерживает победу над чудовищем, который жил среди мрачной трясины, охраняемой огненными змеями. В легенде сказано, что в критический момент дятел помогает Манабозо, говоря, что у врага есть уязвимое место: надо целиться в пучок волос на макушке головы.

Какую цель преследовал поэт, воплотив в образе Гайаваты черты и Манабозо, и других мифологических героев?

Основная мысль поэмы: человек - высшее создание природы. Его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы - злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло - это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.

В Гайавате поэт отразил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру.

Расскажите о создании "Песни о Гайавате". Что легло в основу сюжета?

Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор американских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравственным смыслом. Сам автор так сформулировал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о "человеке чудесного происхождения, который был послан расчистить реки, леса и рыболовные места и научить народы мирным искусствам". Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. "Песнь о Гайавате" позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными европейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представлениями. Европейцы поняли не только разницу, но и родство таких разных культур.

Поэма служит сохранению знаний о мире, культуре народа. Цель автора - сохранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю.

В центре поэмы - образ народного героя индейца Гайаваты. Гайавата - историческое лицо, он жил в XV веке, происходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказаниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под различными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письменности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сражается и побеждает чудовищ - Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами.

Что помогает нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художественные средства (образные выражения, сравнения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче представить образ Гайаваты.

Образ Гайаваты складывается из его речей, действий и поступков. Герой помогает людям и бесстрашно защищает их. Он смел и решителен. Он отважный воин и в то же время яростный защитник мира.

Эпитеты: бесстрашный, благородный, отважный, радушный, разумный.

Сравнения:

И, как уголь, разгорелосьГневом сердце Гайаваты.

Метафоры:

Позабыл он горечь гнева;Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало.

Образные выражения:

И родился сын печали,Нежной страсти и печали,Дивной тайны - Гайавата. Подумайте, с какими мифологическими персонажами можно сравнить Гайавату. Обоснуйте свой ответ. Какие подвиги этих героев напоминают подвиги Гайаваты?

Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев - Геракла, Персея, Тезея, Антея. Сражение со страшными чудищами, помощь людям, совершение подвигов во благо людей - все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов.

Вспомните, с кем сражались былинные богатыри, герои русских народных сказок. Кто помогал им? Кто помогает Гайавате?

Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой. Им помогали животные, волшебные предметы - ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел.

Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий.

Произведение Г. У. Лонгфелло построено на мифологическом сюжете. В нем нашли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испытание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказывали об этом своим детям. Для этого каждый народ придумывал свои мифы, которые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой.

Какую роль играет мир природы в "Песни о Гайавате"?

Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы он еще не знал и думал, что всеми явлениями управляют божества или духи. Эти представления о мире нашли отражение в "Песни о Гайавате".

Мифологические представления индейцев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотделим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа дает ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям - Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу.

Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологических мотивов - мотив сотворения мира.

Создание Вселенной связано с ее одушевлением. Не случайно в основе многих сказаний лежит прием одушевления. Сотворение мира - это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболовные места.

Какое значение имеет образ певца (музыканта Навадаги) в поэме? В каких произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих повествование?

С образами певцов, от лица которых ведется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведениях. Это Боян в "Слове о полку Игореве", гусляры в "Песне про купца Калашникова…" М. Ю. Лермонтова. Они являются носителями народного эпического сознания. С помощью таких образов авторы передают народное восприятие происходящего.

Почему Лонгфелло назвал свое произведение песнью? Найдите в тексте художественные особенности, характерные для песенного жанра (образы, изобразительно-выразительные средства, музыкальность речи).

Песнь - одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, героические деяния великих предков. Народ слагает песнь тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песнь рассказывает о реальных или легендарных событиях. У поэта появляется возможность с помощью этой формы создать иллюзию объективного отношения к героям, потому что герои показаны как бы глазами народа.

Бунин отмечал "редкую красоту художественных образов и картин" поэмы. Докажите это утверждение.

Произведение насыщено живописными и поэтическими строками. Оно воскрешает перед нами красоту девственных лесов и прерий, очарование народных преданий, воссоздает цельные характеры первобытных людей. Многочисленные эпитеты (в дивных грезах), метафоры (в пышном зареве заката), сравнения (опустился ли он тучкой, иль поднялся, как туманы) способствуют созданию ярких и поэтических картин.

Если вы читали произведения о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей, то попробуйте сравнить эти книги с "Песнью о Гайавате".

Ко времени создания "Песни о Гайавате" немало романов было посвящено жизни краснокожих жителей Америки - романы Ф. Купера, М. Рида и др. Нередко индейцы в них выступают условными персонажами, лишь оживляющими приключенческий сюжет. Лонгфелло ставил перед собой другую задачу: он хотел воссоздать почти исчезнувший мир американской старины, передать ощущение утраченного единства человека и природы, чувство органичности бытия. Описывая мир природы, поэт обращается к фольклорной образности, необычным метафорам, в которых отражено мировосприятие коренных жителей Америки.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Кто такой в славянской мифологии Ярила? Ярила, Ярило в славянской мифологии - божество весеннего плодородия. "Разукрасилась Земля злаками от жарких поцелуев Ярилы", - говорится в мифе. Какой волшебной силой обладал Ярила? Как преобразилась Мать-Сыра-Земля под ласковым взглядом юного, вечно радостного Яра? Как связаны рождение и смерть человека с Ярилой согласно мифу? Имена еще каких богов из славянских мифов вам известны? Перун - бог княжеской дружины, Велес - всей остальной Руси; Стрибог связан
    Вариант 1 1. Дополните названия подвигов Геракла: ... гидра, немейский..., ... птицы, пояс..., Авгиевы..., пёс... 2. Царь Авгий был сыном: А) бога Огня; Б) бога Света; В) бога Солнца. 3. Великий Антей получал силу, когда: А) выпивал море воды; Б) поднимался в небо; В) прикасался к земле. 4. Кентавр - это: А) циклоп; Б) человек-лошадь; В) человек-бык. 5. Многоглазого сторожа-великана звали: А) Аргус; Б) Пань-гу; В) Чудь. 6. Назовите остров, на котором правил Одиссей: А) Фера; Б) Итака; В) Эгина.
    Одна из черт присутствия лирического начала в ранней прозе Бунина - бессюжетность. Но рассказ “Танька” бессюжетным никак не назовешь, поэтому у некоторых исследователей возникает впечатление, что этот рассказ не является характерным для литературной манеры Бунина. Танька инсценированный рассказ артисты: Зинаида Бокарева, Виктор Хохряков Биография И. А. Бунина Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (по старому стилю - 10 октября) 1870 года в Воронеже, в
    Высочайшим образцом реалистического искусства рубежа ХIХ-ХХ веков стало творчество Ивана Бунина. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) - русский прозаик и поэт, переводчик. Большое влияние на становление писательского таланта Ивана Бунина оказали нравственно-религиозная философия Л. Н. Толстого и художественный мир А. П. Чехова, чьи литературные традиции Бунин развивал в своём творчестве. Иван Алексеевич вошёл в литературу как поэт. В 1891 году увидела свет его первая книга "Стихотворения 1887-1891". Любимая тема бунинской поэзии -
    1. Назовите самые крупные острова Индонезии. Используя физическую карту мира, назовите самые крупные острова Индонезии. Учтите, что остров Калимантан имеет и другое название - Борнео, которое вы можете встретить на зарубежных картах. 2. Чем объяснить большое разнообразие природы Индонезии? Большое разнообразие природы Индонезии связано с экваториальным влажным климатом, в условиях которого произрастает вечнозеленая растительность, а население собирает по три урожая в год, а также с различиями в рельефе (в стране есть и высокие
    переплетение тем природы и любви, их одухотворение и поэтизация; молитвенно-религиозный характер восприятия природы; раскрытие внутренней связи между миром природы и миром человеческих чувств; отрицание рационально-логического пути познания мира и обусловленный этим акцент на жизни чувств, а также на тех состояниях лирического героя, которые обозначаются словами "слышать", "вслушиваться"; настроения экзальтированной влюбленности в бытие, вдохновенного слияния с природой; радостного переживания описываемого мгновения во всей его полноте; воссоздание неуловимых в слове душевных
    Укажите особенности взаимодействия природы и человека. Человек является частью природы, отличаясь от других представителей биосферы своим разумом и социальным опытом. Занимаясь хозяйством, человек вступает в противоречие с природой, нарушает уже сложившиеся и устойчивые связи в экосистемах. На каком уровне следует решать экологические проблемы? Экологические проблемы - от локальных до глобальных - должны решаться на разных уровнях: семьи, школы, трудового коллектива, политической партии, армии и государства в целом. Глобальные экологические проблемы могут быть решены
  1. Когда сложилась мифология индейцев Северной Америки? В чем ее особенность?
  2. Мифология индейцев Северной Америки отражает сложные процессы перемещения племен, влияние друг на друга оседлых и кочевых племен, земледельческих и охотничьих. Среди них самыми важными были племена ирокезов. В мифах все явления природы наделялись магической силой. Почти у всех племен есть мифы о сотворении мира. Человек в них, приобретая чудесные талисманы и реликвии, становится неуязвимым для сил зла.

  3. Кто такой Гайавата?
  4. Гайавата в мифологии ирокезов — легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости.

  5. Каким изображен Гайавата у американского поэта Г. Лонгфелло в поэме «Песнь о Гайавате»?
  6. Какую миссию возложил Великий Дух Гитчи Манито на Гайавату?
  7. В главе «Трубка мира» Гитчи Манито обращается к враждующим племенам с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух возложил на Гайавату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми. Гитчи Манито говорил людям, чтобы они сделали из этого красивого камня трубки мира и никогда больше не поднимали томагавк или нож друг на друга.

  8. Какие мифы о пророке и учителе Манабозо были положены Лонгфелло в основу поэмы о Гайавате?
  9. При создании образа Гайаваты поэт использовал мифы о Манабозо, наделяя своего героя удивительными качествами этого пророка. Одна из легенд положена в основу главы «Гайавата и Жемчужное Перо». Манабозо сражается с Жемчужным Пером, убившим когда-то его деда, и одерживает победу над чудовищем, который жил среди мрачной трясины, охраняемой огненными змеями. В легенде сказано, что в критический момент дятел помогает Манабозо, говоря, что у врага есть уязвимое место: надо целиться в пучок волос на макушке головы.

  10. Какую цель преследовал поэт, воплотив в образе Гайаваты черты и Манабозо, и других мифологических героев?
  11. Основная мысль поэмы: человек — высшее создание природы. Его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы — злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло — это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа.

    В Гайавате поэт отразил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру.

  12. Расскажите о создании «Песни о Гайавате». Что легло в основу сюжета?
  13. Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор амери-канских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравствен-ным смыслом. Сам автор так сформулиро-вал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о «человеке чудесного проис-хождения, который был послан расчис-тить реки, леса и рыболовные места и на-учить народы мирным искусствам». Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. «Песнь о Гайавате» позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными ев-ропейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представления-ми. Европейцы поняли не только разни-цу, но и родство таких разных культур.

    Поэма служит сохранению знаний о ми-ре, культуре народа. Цель автора — со-хранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю.

  14. Каким рисует автор Гайавату? Какими каче-ствами наделен герой?
  15. В центре поэмы — образ народного ге-роя индейца Гайаваты. Гайавата — исто-рическое лицо, он жил в XV веке, проис-ходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказа-ниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под раз-личными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письмен-ности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сра-жается и побеждает чудовищ — Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами.

  16. Что помогает нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художествен-ные средства (образные выражения, сравнения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче предста-вить образ Гайаваты.
  17. Образ Гайаваты складывается из его ре-чей, действий и поступков. Герой помога-ет людям и бесстрашно защищает их. Он смел и решителен. Он отважный воин и в то же время яростный защитник мира.

    Эпитеты: бесстрашный, благородный, отважный, радушный, разумный.

    Сравнения :

    И, как уголь, разгорелось Гневом сердце Гайаваты.

    Метафоры :

    Позабыл он горечь гнева; Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало.

    Образные выражения :

    И родился сын печали, Нежной страсти и печали, Дивной тайны — Гайавата.

  18. Подумайте, с какими мифологическими пер-сонажами можно сравнить Гайавату. Обоснуйте свой ответ. Какие подвиги этих героев напомина-ют подвиги Гайаваты?
  19. Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев — Герак-ла, Персея, Тезея, Антея. Сражение со страшными чудищами, помощь людям, совершение подвигов во благо людей — все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов.

  20. Вспомните, с кем сражались былинные бога-тыри, герои русских народных сказок. Кто помогал им? Кто помогает Гайавате?
  21. Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой. Им помогали животные, волшебные пред-меты — ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел.

  22. Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий.
  23. Произведение Г. У. Лонгфелло постро-ено на мифологическом сюжете. В нем на-шли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испы-тание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказы-вали об этом своим детям. Для этого каж-дый народ придумывал свои мифы, кото-рые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой.

  24. Какую роль играет мир природы в «Песни о Гайавате»?
  25. Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы он еще не знал и думал, что всеми явлениями уп-равляют божества или духи. Эти пред-ставления о мире нашли отражение в «Песни о Гайавате».

    Мифологические представления индей-цев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотде-лим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа да-ет ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям — Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу.

    Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологиче-ских мотивов — мотив сотворения мира.

    Создание Вселенной связано с ее одушев-лением. Не случайно в основе многих ска-заний лежит прием одушевления. Сотво-рение мира — это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболов-ные места.

  26. Какое значение имеет образ певца (музы-канта Навадаги) в поэме? В каких произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих по-вествование?
  27. С образами певцов, от лица которых ве-дется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведени-ях. Это Боян в «Слове о полку Игореве», гусляры в «Песне про купца Калашнико-ва…» М. Ю. Лермонтова. Они являются но-сителями народного эпического сознания. С помощью таких образов авторы переда-ют народное восприятие происходящего. Материал с сайта

  28. Почему Лонгфелло назвал свое произведе-ние песнью? Найдите в тексте художественные особенности, характерные для песенного жанра (образы, изобразительно-выразительные средст-ва, музыкальность речи).
  29. Песнь — одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, ге-роические деяния великих предков. На-род слагает песнь тогда, когда испытыва-ет сочувствие к герою. Песнь рассказыва-ет о реальных или легендарных событиях. У поэта появляется возможность с по-мощью этой формы создать иллюзию объ-ективного отношения к героям, потому что герои показаны как бы глазами наро-да.

  30. Бунин отмечал «редкую красоту художест-венных образов и картин» поэмы. Докажите это утверждение.
  31. Произведение насыщено живописными и поэтическими строками. Оно воскреша-ет перед нами красоту девственных лесов и прерий, очарование народных преданий, воссоздает цельные характеры первобыт-ных людей. Многочисленные эпитеты (в дивных грезах), метафоры (в пышном зареве заката), сравнения (опустился ли он тучкой, иль поднялся, как туманы) способствуют созданию ярких и поэтических картин.

  32. Если вы читали произведения о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей, то попробуйте сравнить эти книги с «Песнью о Гайавате».
  33. Ко времени создания «Песни о Гайава-те» немало романов было посвящено жиз-ни краснокожих жителей Америки — ро-маны Ф. Купера, М. Рида и др. Нередко индейцы в них выступают условными персонажами, лишь оживляющими при-ключенческий сюжет. Лонгфелло ставил перед собой другую задачу: он хотел вос-создать почти исчезнувший мир амери-канской старины, передать ощущение ут-раченного единства человека и природы, чувство органичности бытия. Описывая мир природы, поэт обращается к фольк-лорной образности, необычным метафо-рам, в которых отражено мировосприятие коренных жителей Америки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лонгфелло песнь о гаевате презентация
  • какое значение имеет образ певца в поэме
  • сочинение о гайавате характеристика о гайаваты
  • песнь о гайавате история создания
  • чем гайавата отличается от обычных людей

Какую роль играет мир природы в “Песни о Гайавате”?

Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы он еще не знал и думал, что всеми явлениями уп­равляют божества или духи. Эти пред­ставления о мире нашли отражение в “Песни о Гайавате”.

Мифологические представления индей­цев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотде­лим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа да­ет ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям – Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу.

Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологиче­ских мотивов – мотив сотворения мира.

Создание Вселенной связано с ее одушев­лением. Не случайно в основе многих ска­заний лежит прием одушевления. Сотво­рение мира – это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболов­ные места.

Какое значение имеет образ певца

(музы­канта Навадаги) в поэме? В каких произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих по­вествование?

С образами певцов, от лица которых ве­дется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведени­ях. Это Боян в “Слове о полку Игореве”, гусляры в “Песне про купца Калашнико­ва…” М. Ю. Лермонтова. Они являются но­сителями народного эпического сознания. С помощью таких образов авторы переда­ют народное восприятие происходящего.

Почему Лонгфелло назвал свое произведе­ние песнью? Найдите в тексте художественные особенности, характерные для песенного жанра (образы, изобразительно-выразительные средст­ва, музыкальность речи).

Песнь – одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, ге­роические деяния великих предков. На­род слагает песнь тогда, когда испытыва­ет сочувствие к герою. Песнь рассказыва­ет о реальных или легендарных событиях. У поэта появляется возможность с по­мощью этой формы создать иллюзию объ­ективного отношения к героям, потому что герои показаны как бы глазами наро­да.

Бунин отмечал “редкую красоту художест­венных образов и картин” поэмы. Докажите это утверждение.

Произведение насыщено живописными и поэтическими строками. Оно воскреша­ет перед нами красоту девственных лесов и прерий, очарование народных преданий, воссоздает цельные характеры первобыт­ных людей. Многочисленные эпитеты (в дивных грезах), метафоры (в пышном зареве заката), сравнения (опустился ли он тучкой, иль поднялся, как туманы) способствуют созданию ярких и поэтических картин.

Если вы читали произведения о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей, то попробуйте сравнить эти книги с “Песнью о Гайавате”.

Ко времени создания “Песни о Гайава­те” немало романов было посвящено жиз­ни краснокожих жителей Америки – ро­маны Ф. Купера, М. Рида и др. Нередко индейцы в них выступают условными персонажами, лишь оживляющими при­ключенческий сюжет. Лонгфелло ставил перед собой другую задачу: он хотел вос­создать почти исчезнувший мир амери­канской старины, передать ощущение ут­раченного единства человека и природы, чувство органичности бытия. Описывая мир природы, поэт обращается к фольк­лорной образности, необычным метафо­рам, в которых отражено мировосприятие коренных жителей Америки.

Глоссарий:

    • какую роль играет мир природы в Песне о Гайавате
    • какую роль играет мир природы в песнь о гайавате
    • почему лонгфелло назвал своё произведение песней
    • бунин отмечал редкую красоту художественных образов и картин поэмы докажите это утверждение
    • какую роль играет мир природы в песни о гайавате

Другие работы по этой теме:

  1. Расскажите о создании “Песни о Гайавате”. Что легло в основу сюжета? Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор амери­канских индейцев....
  2. ГАЙАВАТА Гайавата – образ, созданный Лонгфелло на основе ин­дейских преданий. Гайавата, или Хайонвата, у ирокезов – легендарный вождь и пророк. Имя Гайавата буквально и переводится...
  3. Гайавата – герой ирокезских преданий, отважный, мудрый, добрый, смелый воин, победитель зла, борец с враждебными силами природы. Г. – фигура народного эпоса, с которым Лонгфелло...
  4. “Немой сцене” сам Гоголь придавал большое значение. Актеры в первых постановках “Ревизора” редко выполня­ли содержание ремарки, относящейся к последней сцене, занавес почти всегда опускался сразу,...
Когда сложилась мифология индейцев Северной Америки? В чем ее особенность? Мифология индейцев Северной Америки отражает сложные процессы перемещения племен, влияние друг на друга оседлых и кочевых племен, земледельческих и охотничьих. Среди них самыми важными были племена ирокезов. В мифах все явления природы наделялись магической силой. Почти у всех племен есть мифы о сотворении мира. Человек в них, приобретая чудесные талисманы и реликвии, становится неуязвимым для сил зла. Кто такой Гайавата? Гайавата в мифологии ирокезов - легендарный вождь и пророк. Он дал своему народу письменность. Гайавата выступал против родовых усобиц, из-за чего ему приходилось преодолевать сопротивление злого божества, людоеда Атотархо. Жизнь Гайаваты полна бурь и невзгод; он человек огромной воли и большой государственной мудрости. Каким изображен Гайавата у американского поэта Г. Лонгфелло в поэме «Песнь о Гайавате»? Какую миссию возложил Великий Дух Гитчи Манито на Гайавату? В главе «Трубка мира» Гитчи Манито обращается к враждующим племенам с призывом прекратить кровопролитие и остановить взаимную вражду. Великий Дух возложил на Гайавату миссию установить мир и согласие между индейскими племенами. Великий Дух сделал огромную трубку и закурил ее. Дым струился над людьми. Гитчи Манито говорил людям, чтобы они сделали из этого красивого камня трубки мира и никогда больше не поднимали томагавк или нож друг на друга. Какие мифы о пророке и учителе Манабозо были положены Лонгфелло в основу поэмы о Гайавате? При создании образа Гайаваты поэт использовал мифы о Манабозо, наделяя своего героя удивительными качествами этого пророка. Одна из легенд положена в основу главы «Гайавата и Жемчужное Перо». Манабозо сражается с Жемчужным Пером, убившим когда-то его деда, и одерживает победу над чудовищем, который жил среди мрачной трясины, охраняемой огненными змеями. В легенде сказано, что в критический момент дятел помогает Манабозо, говоря, что у врага есть уязвимое место: надо целиться в пучок волос на макушке головы. Какую цель преследовал поэт, воплотив в образе Гайаваты черты и Манабозо, и других мифологических героев? Основная мысль поэмы: человек - высшее создание природы. Его невозможно превзойти ни по уму, ни по мудрости. Он всегда побеждает в борьбе со злыми силами природы - злодеями и волшебниками. Гайавата в поэме Лонгфелло - это человек, воплощающий честность, справедливость, мудрость, но и божество, герой народных легенд, обладающий сверхъестественной, магической силой, которую он обращает на благо своего народа. В Гайавате поэт отразил свободолюбие индейцев, их отвагу и мужество, человечность и любовь к миру. Расскажите о создании «Песни о Гайавате». Что легло в основу сюжета? Поэма появилась в 1855 году. В основу ее сюжета был положен фольклор амери­канских индейцев. Лонгфелло верил, что сохранившиеся с тех времен предания и легенды исполнены глубоким нравствен­ным смыслом. Сам автор так сформулиро­вал свое понимание поэмы: сказания о Гайавате представляют собой собрание рассказов о «человеке чудесного проис­хождения, который был послан расчис­тить реки, леса и рыболовные места и на­учить народы мирным искусствам». Из отдельных историй вырастает целостная мифологическая система представлений индейцев о мироздании и человеке. «Песнь о Гайавате» позволила читателю сравнить этот эпос с уже известными ев­ропейскими и узнать иное видение мира с другими верованиями и представления­ми. Европейцы поняли не только разни­цу, но и родство таких разных культур. Поэма служит сохранению знаний о ми­ре, культуре народа. Цель автора - со­хранить иную для европейца культуру в ее неповторимом очаровании и вместе с тем сделать ее доступной, понятной и близкой читателю. Каким рисует автор Гайавату? Какими каче­ствами наделен герой? В центре поэмы - образ народного ге­роя индейца Гайаваты. Гайавата - исто­рическое лицо, он жил в XV веке, проис­ходил из индейского племени онондага и боролся за свободу своего народа. В то же время это собирательный образ. В сказа­ниях индейцев герой, борющийся за счастье своего народа, выступает под раз­личными именами. Гайавата заботится о людях: он обучает их ремеслам, письмен­ности, врачеванию, помогает приручать зверей, открывает пользу растений, сра­жается и побеждает чудовищ - Великого Медведя и Великого Осетра, борется за мир и кладет конец кровавым распрям между племенами. Что помогает нам составить представление о характере героя? Найдите в тексте художествен­ные средства (образные выражения, сравнения, метафоры, эпитеты), помогающие ярче предста­вить образ Гайаваты. Образ Гайаваты складывается из его ре­чей, действий и поступков. Герой помога­ет людям и бесстрашно защищает их. Он смел и решителен. Он отважный воин и в то же время яростный защитник мира. Эпитеты: бесстрашный, благородный, отважный, радушный, разумный. Сравнения: И, как уголь, разгорелось Гневом сердце Гайаваты. Метафоры: Позабыл он горечь гнева; Так в груди у Гайаваты сердце гневное стучало. Образные выражения: И родился сын печали, Нежной страсти и печали, Дивной тайны - Гайавата. Подумайте, с какими мифологическими пер­сонажами можно сравнить Гайавату. Обоснуйте свой ответ. Какие подвиги этих героев напомина­ют подвиги Гайаваты? Подвиги и образ Гайаваты напоминают образы мифологических героев - Герак­ла, Персея, Тезея, Антея. Сражение со страшными чудищами, помощь людям, совершение подвигов во благо людей - все это объединяет персонажей мифов и эпосов разных народов. Вспомните, с кем сражались былинные бога­тыри, герои русских народных сказок. Кто помогал им? Кто помогает Гайавате? Русские богатыри и герои народных сказок сражались с Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой. Им помогали животные, волшебные пред­меты - ковер-самолет, сапоги-скороходы. Гайавате помогают животные, лодка без весел. Попытайтесь объяснить сходство русских фольклорных образов и сюжетов с образами и сюжетами из индейских преданий. Произведение Г. У. Лонгфелло постро­ено на мифологическом сюжете. В нем на­шли отражение сказочные элементы, свойственные русскому фольклору: испы­тание героя, превращения, волшебные предметы, магические числа, гиперболы. Древние люди описывали мир и рассказы­вали об этом своим детям. Для этого каж­дый народ придумывал свои мифы, кото­рые передавались из уст в уста. Поэтому мифы и сказки разных народов схожи между собой. Какую роль играет мир природы в «Песни о Гайавате»? Древнему человеку казалось, что все в мире живет своей жизнью и управляется могучей силой. Законов природы он еще не знал и думал, что всеми явлениями уп­равляют божества или духи. Эти пред­ставления о мире нашли отражение в «Песни о Гайавате». Мифологические представления индей­цев складывались в единстве человека и окружающего мира. Мир природы неотде­лим от мира человека. Только благодаря природе существует человек, природа да­ет ему жизнь и в то же время она может быть враждебной, противостоять людям - Гайавата борется с Медведем и Осетром и одерживает победу. Почти у всех племен отмечены мифы о сотворении мира, о четырех стихиях (земля, огонь, ветер, вода). В индейском эпосе один из центральных мифологиче­ских мотивов - мотив сотворения мира. Создание Вселенной связано с ее одушев­лением. Не случайно в основе многих ска­заний лежит прием одушевления. Сотво­рение мира - это и обустройство. Гайавата послан расчистить реки, леса и рыболов­ные места. Какое значение имеет образ певца (музы­канта Навадаги) в поэме? В каких произведениях вы встречались с образами певцов, ведущих по­вествование? С образами певцов, от лица которых ве­дется повествование, мы встречались в былинах, песнях, авторских произведени­ях. Это Боян в «Слове о полку Игореве», гусляры в «Песне про купца Калашнико­ва…» М. Ю. Лермонтова. Они являются но­сителями народного эпического сознания. С помощью таких образов авторы переда­ют народное восприятие происходящего. Почему Лонгфелло назвал свое произведе­ние песнью? Найдите в тексте художественные особенности, характерные для песенного жанра (образы, изобразительно-выразительные средст­ва, музыкальность речи). Песнь - одна из самых древних форм лирической поэзии, в которой отражены исторические события, мифологические и легендарные представления людей, ге­роические деяния великих предков. На­род слагает песнь тогда, когда испытыва­ет сочувствие к герою. Песнь рассказыва­ет о реальных или легендарных событиях. У поэта появляется возможность с по­мощью этой формы создать иллюзию объ­ективного отношения к героям, потому что герои показаны как бы глазами наро­да. Бунин отмечал «редкую красоту художест­венных образов и картин» поэмы. Докажите это утверждение. Произведение насыщено живописными и поэтическими строками. Оно воскреша­ет перед нами красоту девственных лесов и прерий, очарование народных преданий, воссоздает цельные характеры первобыт­ных людей. Многочисленные эпитеты (в дивных грезах), метафоры (в пышном зареве заката), сравнения (опустился ли он тучкой, иль поднялся, как туманы) способствуют созданию ярких и поэтических картин. Если вы читали произведения о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей, то попробуйте сравнить эти книги с «Песнью о Гайавате». Ко времени создания «Песни о Гайава­те» немало романов было посвящено жиз­ни краснокожих жителей Америки - ро­маны Ф. Купера, М. Рида и др. Нередко индейцы в них выступают условными персонажами, лишь оживляющими при­ключенческий сюжет. Лонгфелло ставил перед собой другую задачу: он хотел вос­создать почти исчезнувший мир амери­канской старины, передать ощущение ут­раченного единства человека и природы, чувство органичности бытия. Описывая мир природы, поэт обращается к фольк­лорной образности, необычным метафо­рам, в которых отражено мировосприятие коренных жителей Америки.

Первые его стихотворения были очень успешными, последующие не очень. В движении 1840-х годов в пользу освобождения негров Лонгфелло принимал гораздо меньшее участие, чем другие американские поэты, например Витьер и Лоуэлл. Сочувствуя оболюционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках, очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали друзья поэта. От лирической поэзии Лонгфелло перешел к созданию эпических поэм национально-американского характера. Такова, прежде всего, «Evangeline» , пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в Америке; она сразу сделала Лонгфелло национальным поэтом.

Тем же национальным характером отличаются «Песнь о Гайавате» из быта индейцев северной америки. Этими поэмами Лонгфелло достиг вершины литературной славы, но были и др. сборники. Воспитанный в духе европейских литератур, проникнутый поэзией Вордсворта и др. английских поэтов, Лонгфелло в первых лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический романтизм на американскую почву. В поэме «Песнь о Гайавате» Лонгфелло изложил легенды, господствующие среди североамериканских индейцев, по словам автора произведение можно назвать "индейской Эддой". Самый размер, избранный Лонгфелло в подражание финской Калевале, очень подходит к содержанию поэмы, которая более чем все другое, написанное Лонгфелло, воплотила дух американского народа. Лонгфелло благодаря своим обширным литературным знаниям вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжетами, в особенности средневековыми легендами. Таковы: «Золотая легенда», «Испанский студент» и др. Лонгфелло также прославился своими переводами.

«Песнь о Гайавате» (Song of Hiawatha, 1855) стала для Лонг-лло творческой вершиной. Аналогичную задачу - создать про­ведение общеамериканской значимости, нечто вроде националь­но эпоса - пытались решить и Мелвилл в «Моби Дике», и Уитмен в «Листьях травы». Лонгфелло стремился реализовать свой замысел на особом мате­риале, никем до него не освоенном: культура и фольклор корен­ного населения США, индейцев.

Источник поэмы. Образ индейца как «естественного человека» был предметом особого внимания романтической литературы, но носил обычно условный, чисто декоративный характер. Лонгфелло значительно глубже подошел к культуре индейцев, к своеобразию их эпоса. При этом он опирался на опыт европейской литературы в использовании фоль­клорного материала. Заметна близость поэмы Лонгфелло и фин­ской «Калевалы», шведского эпоса «Сага о Фритьофе» Элиаса Тегнера. Лонгфелло стремился представить в своей поэме личность героическую так, как это происходит в индейских мифах и леген­дах. С этой целью он провел основательную исследовательскую работу, в частности изучал материалы по индейскому фольклору, собранные известным этнографом Скулкрофтом.

Лонгфелло в поэме предстает, с одной стороны, как ученый-фольклорист, с другой - как поэт-романтик, свободно чувству­ющий себя в материале. Его поэма, которую иногда называют ин­дейской «Эддой», - памятник американского романтизма, произведение, исполненное индейского колорита. Он дает знать о себе и в воссоздании многокрасочного первозданного мира американ­ской природы, и в особой сказочной атмосфере, и в экзотических индейских именах и названиях, удивительно органичных для словесно-образного строя поэмы (Шух-шух-га - цапля; Мушкодаза - глухарь; Таваэнта - долина и др.). Лонгфелло приложил к поэме глоссарий, объясняющий слова индейского происхожде­ния.

Герои поэмы: композиция, поэтика. Протагонист Гайавата - персонаж исторический и легендарный одновременно. Поэт на­деляет его сказочно-мифологическими чертами. Художественная биография Гайаваты выстроена в духе фолъклорно-эпическои тра­диции, как цепь ключевых эпизодов: божественное рождение, смерть матери, прекрасной Веноны, воспитание на лоне приро­ды, поиски отца, единоборство с ним, подвиги во имя народа, победы над Мише-Намой (Осетром), Мише-Моквой (Медведем), Меджисогвоном (Волшебником). Во всех деяниях Гайавата дви­жим не жаждой славы, но долгом перед соплеменниками. Он да­рует им счастье, мир и благоденствие. Сам Гайавата напоминает народных заступников, героев средневекового эпоса и русских былин. Он предстает то полубогом, то почти реальным человеком. Прототипом его считается Монобозо, персонаж мифов и сказа­ний, бытовавших у ряда индейских племен.

Поэма одушевлена гуманистическим пафосом. Согласие и друж­ба между народами вдохновенно воспеты в хрестоматийных сти­хах о Трубке Мира, кладущей конец междоусобицам:

Я устал от ваших распрей, Я устал от ваших споров, От борьбы кровопролитной, От молитв и кровной мести. Ваша сила - лишь в согласье, А бессилие - в разладе. Примиритеся, о, дели Будьте братьями друг другу. (Пер. И. Бунина)

Афористическая формула «Будьте братьями друг другу» была, конечно, выражением христианской этики, она выражала суть совершенного устройства мира, как это понимал Лонгфелло, для которого неприемлемы военные способы разрешения конфлик­тов. Об этом же свидетельствует его знаменитое стихотворение «Арсенал в Спрингфилде» (Arsenal In Springfield), убеждающее в том, что оружие смерти будет в конце кондов изгнано из челове­ческого содружества.

В поэме нашли отражение лиризм, задушевная поэтичность, подлинный драматизм. Безжалостная смерть похищает самых близких друзей Гайаваты, красавицу Миннегагу, певца Чайбайабоса. В финале одиночество Гайаваты приобретает трагический харак­тер: он оставляет своих соплеменников, прощается с жизнью, уходит в «путь далекий», в «страну Заката». Лонгфелло видел ис­торическую нежизнеспособность индейской цивилизации. Завер­шением поэмы становится появление среди индейцев миссионе­ров, несущих идеалы христианской цивилизации:

И наставник бледнолицых Рассказал тогда народу, Что пришел он им поведать О святой Марии Деве О ее предвечном Сыне. Он сошел на землю к людям.

Пришельцы с Востока тепло встречены индейцами:

Всех нас радует, о, братья, Что пришли вы навестить нас Из далеких стран Востока.

В «Гайавате» Лонгфелло, следуя художнической интуиции, от­казался от тяжеловесного гекзаметра, неорганичного для англий­ского языка, и выбрал белый стих, короткий, гибкий и динамич­ный.

«Песнь о Гайавате» не стала, да и не могла стать национальным эпосом в полном смысле этого понятия, но она имела огромный спех. Лонгфелло был увенчан многими литературными награда­ми. Чрезвычайно высок был его престиж в Европе.

Лонгфелло казался современникам спокойным олимпийцем, баловнем судьбы, плодовитым, пишущим «гладкие», всем прият­ные стихи. Но жизнь его не была безоблачной. Он потерял люби­мую дочь, потом жену. Женился вторично. Вторая жена, Фанни, была идеальной подругой для творческого человека, всепрощаю­щей и терпимой. Но в 1861 г. она умерла от ожогов: на одном из дипломатических приемов на ней загорелось платье. Однако все эти события не отозвались прямо в творчестве Лонгфелло, он не был поэтом исповедального плана. Он напоминал английского джентльмена, сдержанного, умеющего скрывать свои чувства.