Микробы друзья или враги исследовательская работа. Микробы: друзья или враги? По форме бактерии делят на

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25» города Смоленска

СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:

«Спорт - залог здоровья»

Разработал:

учитель физической культуры

Грушкевич Александр Васильевич

Цель проекта:

Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- использование возможностей каждого учебного предмета в формировании навыков здорового образа жизни;
- привитие интереса к полезным поведенческим привычкам (гигиеническим, двигательным и т.д.);
- получение знаний детьми о здоровье человека, гигиене тела, культуре безопасности;
- включение в занятия спортом большинства учащихся и их родителей, непосредственно самих педагогов.

Задачи проекта:

Активная пропаганда здорового образа жизни;

Повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

Стимулирование и поддержка деятельности внутришкольного самоуправления;

Формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;

Повышение двигательной активности учащихся;

Формирование потребности коллективной работы;

Освоение учащимися знаний о здоровом питании;

Воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.

Данный проект является частью реализации общешкольной программы по здоровьесбережению учащихся.

Обоснование значимости проекта:

В результате реализации данного проекта у учащихся будут сформированы основные понятия о ЗОЖ (процедуры закаливания, принципы рационального питания, формы активного отдыха и др.) и приобретены навыки здорового образа жизни, а также привлечено внимание общественности к проблеме здоровья детей.

Программа проекта вовлекает учащихся школы в различные увлекательные спортивные мероприятия, конкурсы, акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта

«Спорт - залог здоровья»

Нормативно – правовая база

Конвенция о правах ребенка.

Статья 23. «Каждый, даже не совсем здоровый ребенок имеет право на полноценную жизнь»

Статья 32. «Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, т.к. это может принести вред здоровью или помешать образованию ребенка»

Статья 33. «Государство принимает меры, чтобы защитить детей от употребления наркотиков, не допускать детей к производству наркотических средств»

Конституция Российской Федерации

Статья 41.

    Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

    В Российской Федерации …поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно – эпидемиологическому благополучию.

Наша школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению ребят, сохранению и укреплению их здоровья. Все это возможно только при наличии здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении, четко организованной воспитательной системы.

Участники проекта:

Обучающиеся 1-11 классов школы

Предметы, знания которых используются и углубляются в ходе проекта:

ОБЖ, физическая культура, окружающий мир, литература, русский язык, математика, изобразительное искусство, информатика, внеурочная и внеклассная деятельность учащихся.

Основные вопросы проекта:

    В чём ценность здоровья и можем ли мы влиять на своё здоровье?

    Как научиться управлять состоянием своего здоровья?

Учебные вопросы проекта:

    Является ли здоровье важной составляющей частью жизни людей?

    Каковы пять критериев здоровья человека?

    Каковы факторы влияющие на здоровье и благополучие человека?

    Как продолжительность жизни связана со здоровьем?

    К чему ведёт безответственное отношение человека к своему здоровью?

    Каковы золотые правила здорового образа жизни и как они соблюдаются школьниками?

    Что нужно, чтобы быть здоровым?

Этапы проекта

I этап – подготовительный

Проведение в 1- 11-х классах диспутов, бесед, анкетирования учащихся и родителей, мониторинги состояния здоровья учащихся. Для привлечения внимания школьников к физической активности, как составной части здорового образа жизни, проводятся конкурсы плакатов, рисунков

«Спорт - залог здоровья» , « Здоровое питание» , «Мой любимый вид спорта», конкурс кроссвордов.

По теме проекта «Спорт - залог здоровья»

Дорогой друг, это не займёт у Вас много времени, поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьёзно и благожелательно.

Заранее благодарим за участие.

    Как вы относитесь к спортивному образу жизни?

 Положительно

 Отрицательно

2. Ведёте ли Вы сами активный образ жизни?

3. Давно ли Вы занимаетесь спортом?

4. Нравится ли Вам заниматься спортом?

5. Кто привил Вам любовь к занятиям спортом?

 Самостоятельное решение

 Другое

6. Что даёт Вам спортивный образ жизни?

 Хорошую физическую форму

 Бодрое настроение

 Проведение свободного времени с пользой

 Расширение круга общения по интересам

 Спортивная карьера в будущем

7. Занимаются ли спортом Ваши родители?

8. Ваш любимый вид спорта?

9. Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?

Здоровое питание

Все больше людей обращают внимание на здоровое питание. Ведь здоровое питание – это не только хорошее самочувствие и избавление от многих болезней, но и стремление к здоровой и долгой жизни. Итак, постараемся разобраться, что же такое «здоровое питание».

Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Это потребление белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов.

Белки - основной строительный материал для нашего организма. Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Наилучшими источниками белка считают рыбу, курятину, индейку, нежирное мясо, обезжиренные молочные продукты, орехи, сывороточные продукты, а так же яичные белки.

Жиры - наиболее мощный источник энергии. Кроме того, жировые отложения защищают организм от потери тепла и ушибов, а жировые капсулы внутренних органов служат им опорой и защитой от механических повреждений. Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости.

Углеводы – основной источник энергии. Примерно 60% энергии организм получает за счет углеводов, остальную часть - за счет белков и жиров.
Углеводы содержатся в таких продуктах сахар, мед, печенье, крупы, макароны, хлеб, пирожное и торты, мороженое, конфеты.

Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания.

II.2 Витамины

Фраза «витамины - источник здоровья» знакома нам с раннего детства, и мы настолько привыкли к ней, что перестаем придавать ей значение. А напрасно! Ведь на самом деле без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозможно.
Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей.

К настоящему времени известно и изучено около 30 витаминов. К обеспечению здоровья человека причастны около 20 из них. Остановимся только на некоторых из них, имеющих особое значение в питании населения нашей страны.

Название витамина. В чем польза витамина?. Симптомы от недостатка витамина в организме. В каких продуктах содержится витамин?

Витамин A

Происходит обмен белков, рост и формирование костей и зубов, процессы обновления кожи.

Появляются трещины губ, расстройство сумеречного зрения - «куриная слепота», развитие хронического гайморита, бронхита, трахеита.

Морковь, перцы, персики, яблоки, абрикосы, плоды шиповника, рыбий жир, печень, яйца, молоко.

Наиболее распространенные формы витамина группы В – это:

B1,B2, B3, B5, В6

В7, В9, В12.

Обеспечивает нормальное функционирование мозга и нервной системы, а также участвует в формировании крови.

Отсутствие аппетита, утомление, шелушение кожи, конъюнктивит, анемия (малокровие), боль в мышцах, расстройство нервной системы.

Печень, яичный желток, молочные продукты, овес, геркулес, гречиха, творог, сыр, мясо, рыба

Витамин С

Стимулирует рост, способствует усвоению углеводов, повышает сопротивляемость организма к инфекциям, нормализует уровень холестерина в крови, способствует усвоению железа из пищи.

Изменения со стороны центральной нервной системы и кожи, нарушение сна, быстрая раздражительность, боли в мышцах, повышение кровоточивости из десен. Цинга.

Шиповник, облепиха, черная смородина, все фрукты и овощи.

Витамин Е

Способствует усвоению белков и жиров, участвует в процессах тканевого дыхания, влияет на работу мозга, крови, нервов, мышц, улучшает заживление ран, задерживает старение.

Анемия (малокровие), наблюдаются слабые рефлексы, плохая координация движений, нарушение работы вестибулярного аппарата, увеличивается вероятность получения травм.

Зерновые и бобовые растения, спаржевая капуста, помидоры, салат, горох, шпинат, ботва петрушки, семена шиповника, мясо, яйца, молоко, говяжья печень.

Витамин РР

Участвует в обмене белков, регулирует высшую нервную деятельность и функции органов пищеварения. Используется для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, вяло заживающих ран и язв.

Вялость, апатия, утомляемость, головокружения, раздражительность, бессонница, снижение массы тела.

Мясо, печень, почки, яйца, молоко, хлебные изделия из муки грубого помола, крупы (особенно гречневая), бобовые, грибы.

Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.

II.3 Калории, Калорийность пищи, норма еды

Часто от взрослых можно слышать слова «продукт высококалорийный», «продукт низкокалорийный». Разберёмся, что означает слово «калорийность».

Под калорийностью, или энергетической ценностью, пищи подразумевается количество энергии, которое получает организм при полном её усвоении. Калорийность пищи выражается в калориях (кал) или килокалориях (ккал).Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.

Понятно, что суточное потребление калорий зависит от возраста, пола и занятий, поэтому оно различно.

* В среднем потребность в энергии обучающихся в общеобразовательных

учреждениях в возрасте 7-11 лет составляет, примерно, 2350 ккал,

а в возрасте старше 11 лет – 2713 ккал.

* женщинам, занимающимся умственным трудом потребность в энергии – 2800 ккал
* студентам- мужчинам – 3300ккал;

* студентам – женщинам – 2800 ккал;
* спортсменам - мужчинам– до 5000ккал;

* спортсменам – женщинам – до 4000 ккал.

Пищевые продукты по калорийности можно разделить на:

Высококалорийные

(животные и растительные жиры, сахар и изделия из него)

калорийные

(мучные и хлебобулочные изделия, макароны, крупы, мясо, колбасы)

малокалорийные

(фрукты, овощи, ягоды, нежирная рыба нежирные творог и кефир)

Каждому приверженцу здорового образа жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.

II.4 Законы и правила здорового питания

Вся наша жизнь подчиняется определенным законам.

Питание неотъемлемая часть нашей жизни, а значит вполне естественно, что существуют законы, регулирующие правильное питание. И тогда решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье и бюджет. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к пирамиде питания, рекомендованной Всемирной Организацией здравоохранения.

- В основании пирамиды питания - хлеб, зерновые и макаронные изделия.

Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола. В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, "чистке" кишечника и обладает желчегонным действием. Темный хлеб обеспечит вам хороший цвет лица и решит проблемы с лишними килограммами.

В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная.

Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них организму будет больше пользы.

- Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.

В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны.

Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву - как антибиотики. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине.

Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.

- В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.

Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.

Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.

Другое дело - рыба. Она содержит белок, фтор, медь и цинк - делают рыбу необходимой для профилактики сердечно- сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция. Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.

Молоко идеально для растущего организма. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты - йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены.

- На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.

Излишнее потребление соли приводит к гипертонической болезни, ожирению. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Вместо сахара, тортов, конфет лучше употреблять в пищу джемы и фрукты.

Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!

Основные правила правильного питания

*Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть полезные продукты.

*Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу, хлеб и крупы, растительное и сливочное масло.

*Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывать вымыть ягоды, фрукты и овощи перед тем, как их съесть.

*Перерыв между едой не должен быть больше трех часов, а значит, лучше есть понемногу пять раз в день.

*Полезно есть на завтрак каши.

*на ужин есть только легкую пищу.

III . Заключение

Неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри.

Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания.Каждому приверженцу здорового образа жизни необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.

При недостатке витаминов замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно как можно больше употреблять витаминов, содержащихся в продуктах. Очень много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Витамины очень важны для здоровья.

Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно смолоду научиться соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!

Итак, если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе. Таким образом, наша гипотеза верна.

II этап – основной

Организация и проведения спортивных мероприятий, работу секций, соревнований, проведение 5-минуток здоровья на переменах, проведение «Дня здоровья», проведение по классам классных часов по основам гигиены и правильного питания с привлечением специалистов (медицинского работника, работников школьной столовой).

Физкультурная пауза

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

1. Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.

2. Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2 - рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4 - исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.

3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Т. с.

4. Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.

5. Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.

6. Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.

Физкультурная для расслабления мышц кистей

1. Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.

3. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.

4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.

III этап – заключительный.

Освещение итогов реализации проекта на сайте школы.

Мероприятия по реализации проекта

План мероприятий

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Работа спортивных кружков и секций

    Баскетбол 5-7 классы

    Волейбол 8-11 классы

    Футбол 6-8 классы

    Шахмат 2-4 классы

    Подвижных игр для 1-4 классов

    Борьба 4 классы

В течение года

Учителя физической культуры

Грушкевич А.В.

Репников А.С.

Горосян О.С.

Грушкевич А.В.

Журавлев Д.Д.

Журавлев Д.Д.

Организация и проведение спортивных праздников, соревнований

В течение года

Осенний кросс 5 – 9 классы

Первенство школы по мини - футболу

Классные руководители, учитель физкультуры

День здоровья

Первенство школы по баскетболу10 –11 классы

Учителя физической культуры

Папа, мама и Я «Спортивная семья»

Учителя нач. классов,

учитель физкультуры

Соревнования по шашкам 5 – 7 классы

Учителя физической культуры

Первенство школы по подвижным играм 1-3классы

Учителя нач. классов,

учитель физкультуры

Соревнования по пионерболу 5-7 классы

Учителя физической культуры

Соревнования по волейболу 8-9 классы

Учителя физической культуры

День здоровья 1-11 классы

Учителя физической культуры

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества 5-11 классы

Классные руководители, учитель физкультуры, учитель ОБЖ

Первенство школы по подвижным играм 1-4 классы

Учителя нач. классов,

учитель физкультуры

Соревнования по баскетболу 5-7 классы

Учителя физической культуры

Всероссийский день «Здоровья» 1-11 классы

Администрация, классные руководители, учитель физкультуры

Проведение гимнастики до занятий, подвижные игры на переменах

В течение года

Учителя физической культуры

День защиты детей

Администрация, классные руководители, учитель физкультуры

Благоустройство школьной территории, спортивных площадок

В течение

Спортивный сектор, учителя физической культуры, администрация школы

Медицинский осмотр учащихся

По графику мед.работника

Классные часы «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье»

в течение года

Классные руководители

Проведение классных часов и родительских собраний.

в течение года

Классные руководители

Конкурс рефератов «Мы выбираем спорт»

Учителя физической культуры

Конкурс на лучший лозунг, кричалку, стихотворение о ЗОЖ

Учителя физической культуры, учитель ОБЖ

Планируемые результаты проекта

    Снижение заболеваемости

    Повышение уровня физических способностей

    Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни

    Повышение внимания учащихся и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни.

    Повышение количества желающих освоить способы сохранения своего здоровья.

    Установить более тесное сотрудничество между родителями и педагогическим коллективом в вопросах здоровья детей.

Оценка проекта.

Осуществляется посредством опроса учащихся (анкетирование, тестирование), которое проводится в конце года.

«Физическая культура в социальном развитии человека»

Оглавление

Физическаякультура в социальном развитии человека

Введение3

Глава I

Физическая культура в социальном развитии человека

1.1 История возникновения физической культуры 5

1.2 Социальное значение 9

1.3 Влияние на профилактику неинфекционных заболеваний12

Глава II

Исследование на тему «Физическая культура-залог здоровья!»

2.1 Методы исследования и их описание14

2.2 Анализ результатов исследования и выводы15

2.3 Комплекс гимнастических упражнений и рекомендации20

Заключение23

Список источников информации25

Приложения

Приложение 126

Приложение 227

Приложение 329

Приложение 432

Приложение 533

Приложение 634

Приложение 735

Введение

В нашей суматошной жизни люди, к сожалению, не находят времени для занятий спортом. Хотя все без сомнения знают, что спорт и физическая культура очень важны для сохранения здоровья и поддержания себя в хорошей форме. Но большая занятость человечества и неправильная организованность своего времени не позволяет спорт вывести на лидирующее место в жизни людей. Тема данной работы: «Физическая культура в социальном развитии человека».

Актуальность данной работы определяется необходимостью убеждения и привлечения наибольшего количества людей занятием спортом.

Научная значимость данной работы заключается в нахождении и влиянии специальных программ физических упражнений на профилактику неинфицированных заболеваний, которые в последнее время получили особое развитие: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника.

Социальная значимость данной работы определяется поддержанием трудового населения и людей пожилого возраста в хорошей форме; профилактика асоциального поведения молодёжи; воспитательная роль; форма самовыражения; социальная защита инвалидов.

Личностная значимость состоит в том, что для автора спорт даёт ему и его близким здоровье, большую работоспособность, хорошее настроение; является средством активного полноценного отдыха, раскрывает новые возможности.

Проект реализуется в предметных рамках физиологии и физической культуры.

Проект может быть квалифицирован как информационный, годичный, межпредметный.

Предметом исследования является человек, гигиена, спорт, физическая культура.

Предметом исследования является влияние физической культуры на развитие человека.

Гипотезой исследования стало предположение, что занятия физической культурой ведёт к гармоничному развитию человека.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель:

убедить, доказать необходимостьзанятий физической культурой.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:

1- познакомиться со специальной литературой

2- познакомиться со статьями в Интернете

3- провести анкетирование и интервьюирование

4- сделать анализ изучаемого

5- создать комплекс упражнений для людей, ведущих сидячий образ жизни

6- разработать рекомендации по применению комплекса физических упражнений

В исследовании были использованы следующие методы и методики:

1. Эмпирические методы:

анкетирование учащихся с целью выявления отношения к физической культуре

интервьюирование школьного врача по данной теме

2. Теоретические методы:

анализ и обобщение информации по данной теме; сравнение и анализ анкетных данных и данных интервьюирования.

Практическая значимость определяется возможностью использования рекомендаций и комплекса упражнений для людей, ведущих в основном сидячий образ жизни.

Глава I

Физическая культура в социальном развитии человека.

1.1 История возникновения физической культуры

Физическое воспитание играет важнейшую роль в формирова-нии здорового образа жизни.

Под понятием “физическая культура” принято понимать комплекс мер по укреплению здоровья, развитию физи-ческих и психических свойств человека посредством дви-гательных упражнений в сочетании с рациональным ис-пользованием естественных факторов природы и прове-дением гигиенических мероприятий. Действенное оздо-ровительное значение физическая культура приобретает тогда, когда она включает в себя совокупность различ-ных двигательных нагрузок, систематически выполняе-мых детьми и подростками в свободное от учебы время, а вовсе не только в процессе занятий физкультурой в организованных коллективах (группах детских садов, классах школ).

Физическая культура — это совокупность достижений общества в деле создания и рационального использования специальных средств, методов и условий для целенаправленного физического совершенствования человека.

Физическая культура — это часть общей культуры, поэтому уровень её развития зависит от уровня социального и экономиче-ского развития общества.

Физическая культура имеет множество функций. Следует знать о таких функциях, как:

— нормативная, заключающаяся в закреплении рациональных норм деятельности;

— информационная, отражающая свойство накапливать куль-турную информацию, быть средством ее распространения и пере-дачи от поколения к поколению;

— коммуникативная, характеризующая свойство содействовать общению, установлению межличностных контактов;

— эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности;

— биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния и обеспечения необходимого уровня дееспособности для повседневной жизни, выполнения обязанностей члена общества.

Эти функции лежат в основе классификации видов физической куль-туры, которая может быть представлена как базовая физическая культура, спорт, прикладная и оздоровительная физическая куль-тура. Памятники древней культуры, найденные при раскопках, на-скальные изображения и рисунки, предметы быта и культовые принадлежности, устные предания, сказания и легенды позволяют нам судить о культуре древнего человека, и о физической культу-ре в том числе.

Интересную информацию дали наблюдения за жизнью племен, сохранивших до нашего времени первобытнообщинные отношения. Применительно к вопросам физического воспитания эти наблю-дения и исследования позволили ученым утверждать, что явление упражняемости было замечено людьми еще в глубокой древности. Физические упражнения возникли на основе трудовой и военной деятельности, а физическое воспитание — в связи с необходимо-стью подготовки охотника, воина.Выделение воспитания, в том числе физического, в самостоя-тельную сферу деятельности стало возможным только благодаря общественному труду. Для того чтобы физическое воспитание сло-жилось в систему, необходим достаточно высокий уровень мате-риальной и духовной культуры общества. В первобытнообщинном строе закладывались лишь зачатки системы физического воспитания.

Роль физической подготовленности каждого человека в тот период была весьма велика, потребность в физической подготовке диктовалась суровыми условиями жизни, но создать систему в на-шем современном понимании не позволял низкий материальный уровень.

Рабовладельческая формация породила интересные системы фи-зического воспитания. И сегодня человечество вправе гордиться системой древних эллинов, направленной на гармоническое физи-ческое развитие человека. Но это была система, которая служила исключительно своему классу - рабовладельцам. Только им пред-назначались прекрасные гимназии и стадионы, для них проводи-лись всевозможные игры.

Им предписывалось быть сильными с тем, чтобы держать в повиновении огромное количество рабов. Феодальный строй создал свою систему физического воспитания. Наиболее четко, с выраженной военной направленностью, прояви-лась система физического воспитания рыцарей и дворянского со-словия, которым принадлежали светская власть, огромные владе-ния и другие ценности. Деление на сословия распространялось на все сферы жизни, и на физическое воспитание в том числе.

В капиталистическом обществе значительно усложняются взаи-моотношения классов. Эта сложность распространяется и на цели, средства и методы воспитания. В области физического воспитания противоречия заключаются в том, что заботы о физическом развитии и здоровье трудящихся отнюдь не беспокоят власть иму-щих. Но им нужны ловкие, сильные и умелые солдаты, нужны лю-ди, способные производительно работать на промышленных пред-приятиях. Физическая культура, и особенно спорт, используются как средство пропаганды своих идей, образа жизни и как средст-во отвлечения молодежи от политической борьбы.

Досоциалистический период в развитии физической культуры не может быть сведен лишь к созданию системы физи-ческого воспитания, угодной правящим классам. В это время про-должали существовать самобытные народные методы и практика физического воспитания, которые хотя и не сложились в закон-ченную стройную систему, но создали предпосылки для возникно-вения такой системы после победы Великой Октябрьской социа-листической революции. Внутри буржуазного общества зрели идеи социального переустройства на принципах равноправия, свободы и братства. Идеи великих гуманистов, социалистов-утопистов распространялись и на физическое воспитание. В частности, идеи русских революционеров-демократов сыграли значительную роль в формировании теории физического образования П. Ф. Лесгафта - самой передовой для своего времени. Но в капиталистиче-ском обществе передовые, гуманные идеи могли существовать только на уровне теории, так как реализация какой-либо системы воспитания, и физического воспитания в том числе, требует ма-териальной основы, затраты средств и поддержки правительства.

Вследствие глубоких социально-экономических и политических изменений в нашей стране физическая культура и спорт преврати-лись в глобальный культурно-социальный феномен.

Социальное, политическое, культурное и воспитательное значе-ние физической культуры и спорта возрастает в процессе развития современных производительных сил. Одновременно усиливается роль физической культуры и спорта в борьбе прогрессивных сил за сохранение и укрепление мира, за расширение сотрудничества меж-ду народами, предусматривающего взаимное уважение и понимание.

1.2Социальное значение

Физическая культура и спорт, представляя собой субъективный и объективный аспект жизни людей, играют огромную роль в фор-мировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспо-собности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образова-ние, воспитание, вселяют в них жизнерадостность, повышают тру-довую активность, являются совершенным фактором формирова-ния образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал дви-жение “целительной частью медицины”. М.В. Ломоносов в извест-ном письме “О сохранении и размножении Российского народа”, представляя широкую программу развития здравоохранения в Рос-сии, обращает внимание на необходимость серьезного развития фи-зической культуры и спорта.

Следует особо подчеркнуть самую главную социальную роль, которую играет каждый человек: он должен быть готов не просто к условиям производства неорганического тела цивилизации, но и к воспроизводству человека. Отсюда и высокий долг родителей — вос-питать детей достойными членами общества, в котором им пред-стоит жить. Для этого мало заботиться только об умственном и ду-ховном развитии, эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Надо еще вырастить сына или дочь физически сильными, крепки-ми, красивыми. Непреложная истина — здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предшествующего.

Возможности физической культуры в сфере социальной защиты людей безграничны. Раскрыть здесь всю методику реабилитационной или рекреационной работы с по-мощью физической культуры не представляется возможным. Но пе-речислить основные направления и практическую значимость про-сто необходимо:

1. Социальная защита инвалидов как наиболее ущемленных в со-циально-экономическом и морально-психологическом отношении слоев населения требует целенаправленной деятельности государ-ства и других субъектов в области формирования цивилизованных условий жизни, которые обязательно включают в себя и занятия фи-зическими упражнениями. Это, кроме повышения рейтинга оста-точного здоровья инвалидов, позволяет успешно справляться с учеб-ной нагрузкой, с профессиональной деятельностью, налаживать межличностные контакты, получать положительные эмоции, купировать стрессы. Одним из ведущих направлений в восстановлении утраченных возможностей нормальных двигательных актов является примене-ние современных тренажерных устройств. Тренажерные системы едва ли не единственное средство для восстановительно-реабилитационных и физкультурно-оздоровительных занятий инвалидов.

2. Особенности современного производства и производственных отношений требуют от человека высоких функциональных возмож-ностей организма: внимания, памяти, оперативного мышления, быстроты реакций, устойчивости к неблагоприятным факторам, высокой работоспособности и т.д. Все это возможно развить и под-держивать на высоком уровне при помощи так называемой профес-сионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Лучшим доказательством данного вывода является подготовка космонавтов, где ППФП отводится львиная доля времени из общего срока под-готовки к полету.

3. Физическая культура является средством активного полноцен-ного отдыха людей, особенно важное общегигиеническое значение имеют занятия физическими упражнениями на лоне природы, т.е. ее виды, которые способствуют регуляции вегетативных функ-ций организма.

4. Наконец, физическая культура для многих становится формой самовыражения. Физическая культу-ра — естественный способ проявления личности в обществе. В боль-шинстве видов спорта мы имеем дело не просто с проявлением физической силы или выносливости, а с целостным выражением человеческой личности или силы коллектива. В этом плане спорт дает человеку многостороннюю удовлетворенность от проявления своих сущностных сил. Как и искусст-во, спорт постоянно раскрывает новые человеческие способности и возможности

5. Пожалуй, трудно найти более эффективное средство для сниже-ния социальной напряженности в обществе, для профилактики асо-циального поведения молодежи, чем занятия физическими упраж-нениями и вовлечение ее в круг лиц, заинтересованных спортом.

1.3 Влияние на профилактику неинфекционных заболеваний

В последнее время, по данным Всемирной организации здраво-охранения, получили особое развитие неинфекционные заболева-ния: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника, — потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных за-болеваний, производственных и транспортных травм и даже поте-ри от войн, вместе взятых.

Может показаться удивительным, что огромная часть заболеваний сердечно-сосудистой системы происходит не из-за излишних нагрузок на нее, а из-за хронической, постоянной ее недозагруженности. Впрочем, удивительно это только на первый взгляд. Каждый, конечно, прекрасно знает, как слабеют мышцы , если их не тренировать. А в сердце тоже есть мышца , и ей точно так же полезны высокие нагрузки, как и всем остальным мышцам в организме.

Разумеется, сейчас мы говорим о здоровом сердце. Более того, мышечная ткань есть и в кровеносных сосудах , тренировки нужны и им. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, больше, чем остальные, склонны к ожирению , причиной которого обычно становится превышение потребностей организма в питательных веществах и энергии. При ожирении неизбежно возникают расстройства дыхания (одышка ), которые приводят к легочной и сердечной недостаточности . Кроме того, у людей с избыточным весом значительно повышена опасность развития атеросклероза , потому что сосуды (как мы уже установили, чаще всего они нетренированны) не справляются с увеличивающимся объемом кровотока.

Итак, мышечное бездействие не только делает человека физически слабым, но и снижает его природную выносливость, а отсюда уже только шаг до подверженности всяческим заболеваниям, бактериальным и вирусным. Ежедневно в связи с временной нетрудоспособно-стью не выходят на работу около 4 млн. человек, около 60% учащихся болеют респираторными заболеваниями, около 20% имеют избыточный вес, 43% учащихся стра-дают различными хроническими заболеваниями. Коли-чество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается в четыре раза.

Особое место в профилактике забо-леваний сердца и остеохондроза занимают специальные программы физических упражнений, поскольку они непосредственно воздействуют на те физиологические механизмы, нарушение которых приводит к воз-никновению и развитию болезни.

Выводы:

История показывает, что общество испытывает постоянную по-требность формировать необходимые в жизни человека двигатель-ные навыки (ходьба, бег, плавание и т.п.), развивать до оптималь-ных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т.п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и дру-гих видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.

Физическая культура и спорт, представляя собой субъективный и объективный аспект жизни людей, играют огромную роль в фор-мировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспо-собности людей.

Сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы человека, которые сформировались в процессе его биологической эволюции, на всем протяжении истории человечества ни в чем существенно не изменились. А ведь наш образ жизни очень сильно отличается от образа жизни наших далеких, и даже не очень далеких, предков. Тогда передвижение, добывание пищи, создание жилья и все остальные виды деятельности требовали от человека постоянных и крупных затрат мышечной силы. И система кровообращения человека изначально ориентирована именно на такой интенсивно-подвижный образ жизни. Для нормального ее функционирования, например, человек должен проходить не менее 6 км в день, и это ежедневно!

Глава II

Физическая культура-залог здоровья

2.1 Методы исследования и их описание.

В нашем исследовании на тему « Физическая культура в социальной защите людей» мы ставили перед собой задачи: изучение влияния физической культуры на здоровья человека; создание комплекса упражнений для людей, ведущих сидячий образ жизни; разработка рекомендаций по применению этого комплекса. Для этого мы использовали методы структурированного интервью-беседы с респондентом, метод анкетирования.

Базой проведения исследования явились учащиеся 6-7 классов школы «Росинка», школьный врач.

2.2Анализ результатов и выводы:

Из интервью Аллы Владимировны можно сделать следующие выводы:

Занятия физкультурой необходимы каждому человеку, с малолетства и до пожилого возраста. Движение продлевает нашу жизнь и делает ее полноценной. Те дети, которые любят заниматься спортом, гораздо меньше болеют в течение всего учебного года, чем те дети, которые не любят физические нагрузки. Физические нагрузки помогают преодолевать болезни, укрепляют иммунитет, что в наше время, когда проблема с экологией стала одной из наиболее важных проблем во всем мире, особенно важно.

Как известно, здоровье нужно беречь смолоду и для этого наш школьный врач предлагает ввести в обязательном порядке физкультурные минутки на уроках, которые способствуют избежать проблему с позвоночником- развитие сколиоза, которая начинается с безобидной неправильной позы за партой.

На сегодняшний день школьная программа требует от учеников максимальной работоспособности. Выдерживать школьные нагрузки детям очень не легко. Для того чтобы быть успешным в школе необходимы хорошие внимание и память, выносливость,психологические разгрузки - этого достичь без занятий спортом или физкультурой невозможно.

Спорт, как известно, формирует и«спортивный»характер: это умение постоять за себя, преодолевать трудности и неудачи в жизни. Итак, Алла Владимировна абсолютно права - движение есть жизнь!

Я бы хотел привести пример, как одному моему знакомомуоказались необходимы качества, которые ему привил спорт.

Этого человека зовут Михаил, и я с ним познакомился на соревнованиях по водным лыжам. Он был очень хорошим спортсменом, многие соревнования успел выиграть, когда с ним произошло несчастье. Из - за плохой наследственности с сосудами, у него началась гангрена ноги и ее ампутировали. Но Михаил не сдался и не «опустил руки». После выздоровления он начал потихоньку тренироваться на одной ноге. Сейчас он снова участвует в соревнованиях и потрясающе «ходит слалом» идаже катается на горных лыжах. Вот какие чудеса творит спорт.

Следующим пунктом мы использовали метод анкетирования. Для этого мы составили вопросы и внесли их в анкету. Анкетирование было анонимным и в нем участвовали 6- 7 классы. Вопросы были составлены по теме проекта «Физическая культура в социальном развитии человека».

Мы выяснили из анкет, что физическая культура очень влияет на здоровье детей. Многие из опрошенных детей с удовольствием и радостью занимаются разными видами спорта, которые, в основном им привили школа и их родители. В анкете все ученики отмечают высокий положительный результат от занятий физкультурой, чаще спортивный образ жизни влияет на хорошую физическую форму. На втором месте, по опросу, ребята отметили бодрое настроение, а так же, частым ответом был отмечен пункт про повышение иммунитета, что очень важно для здоровья и жизни человека и, конечно же, все эти факты влияют на успеваемость учеников в школе.

Исследуя анкеты можно отметить тот факт, что тот из детей, кто ответил на пункт «нравиться ли вам заниматься спортом?» - нет, те дети ответили на другие вопросы не достаточно точно, будто бы не поняв суть вопроса. Это свидетельствует о неумении сконцентрировать свое внимание, из чего можно сделать вывод, что физкультура способствует умению сконцентрироваться, а этот навык необходим для успешной учебы в школе.

Многие из учеников на8 пункт «Ваш любимый вид спорта?» ответили - футбол. В связи с этим я хочу отметить положительное влияние нашей школы на ребят. Действительно, благодаря нашему учителю по физкультуре ИвануЮрьевичу, большое количество учеников очень увлечены футболом. Мы собираемся в команды и играем в эту увлекательную игру или в спортивном зале, или по возможности, на свежем воздухе. Я, как один из участников и любителей футбола, могу утверждать, что такие занятия для нашего класса очень важны. Мы стали все более дружными, эта игра учит навыкам общения в команде, а соответственно и в коллективе. После долгого сидения за партой получаешь огромную радость от возможности подвигаться и выплеснуть свои эмоции. Послеигры, а особенно на свежем воздухе, чувствуешь себя расслабленным и счастливым. Следовательно, физкультура на свежем воздухе необходимы для людей в любом возрасте, а особенно в школе. Она приносит радость общения, это психологическая разрядка и может заставить человека почувствовать себя счастливым, а это чувство, как известно, творит чудеса!

Выводы.

1. Результаты нашего исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.

В качестве рекомендаций следует принять во внимание необходимость занятий физкультурой в школе - это и физкультурные минутки, и занятия физкультурой, как предметом школьным. Бесценный опыт и польза от активных игр на свежем воздухе, как морально, так и физически.

Вывод напрашивается только один - хочешь быть здоровым, успешным в социальной жизни, а так же долго и счастливо прожить свою жизнь - занимайся физкультурой, не позволяй себе лениться и никогда не унывай!

2.Таким образом, наша гипотеза, что занятия физической культурой ведет к гармоничному развитию человека, безусловно, подтвердилось. Мы можем это смело утверждать на основе сделанных нами выводов из третьего пункта.

3.Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продуктомисследовательской работы является актуальным и востребованным.

Физкультурная пауза

Группа упражнений

Ходьба, лёгкий бег.

Упражнения в подтягивании.

Укрепление мышц.

Бег, прыжки, подскоки.

Заключительные упражнения.

Заключение.

Данная работа посвящена проблеме малоподвижного образа жизни человека и вытекающих из этого последствий. Перед данной работой была поставлена цель доказать и убедить людей в необходимости занятий физической культурой.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во мно-гом определяет поведение человека в учебе, на производ-стве, в быту, в общении, способствует решению социаль-но-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Научно-техническая революция ко-ренным образом изменяет условия труда: значительно сокращают-ся физические усилия (в первую очередь мышечная деятельность), уменьшается двигательная деятельность в быту, механизируются способы передвижения, превалирующей становится умственная де-ятельность. Ограниченная двигательная активность приводит к упадку сил, затрудняет психическую деятельность, способствует развитию заболеваний. Массовая физическая культура становится основным средством преодоления не-соответствия между потребностью в мышечной активности и усло-виями жизни.

Результаты нашего исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.

Важно заниматься физкультурой в любом возрасте, т.к. это продлевает жизнь, укрепляет иммунитет, помогает избежать многих болезней, а так же помогает восстанавливаться после даже очень тяжелых болезней. Занятия физкультурой и спортом воспитывают незаменимые качества у человека и формируют гармонично развитую личность.

Таким образом, наша гипотеза, что занятия физической культурой ведет к гармоничному развитию человека, безусловно, подтвердилось. Мы можем это смело утверждать на основе сделанных нами выводов из третьего пункта.

Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продуктомисследовательской работы является актуальным и востребованным.

Мы доказали, что без занятий физкультурой в наше время абсолютно невозможно обойтись и если проигнорировать сделанные нами выводы (см. пункт 2),то человек не сможет быть полноценным членом нашего общества.

Физкультура помогает быть здоровым и гармонично развитым человеком.

Приложение №1

Физическая культура - залог здоровья.

1. Интервью.

В процессе работы над проектом мы использовали методы структурированного интервью. За помощью мы обратились к квалифицированному специалисту нашей школы - школьному врачу Алле Владимировне.

Алла Владимировна, как влияет занятие физкультурой на развитие человека?

Только положительно. Движение есть жизнь. Для того чтобы ребенок формировался правильно физически, занятия физкультурой просто необходимо. У нас в школе очень большой процент детей, занимающихся спортом в школе и вне школы. По моим наблюдениям эти дети редко болеют, легче переносят заболевания, не страдают нарушением осанки.

В детском возрасте очень важно чередовать умственные и физические нагрузки. Необходимы физкультурные минутки на уроках - возникает необходимость дать отдых глазам, освободить скованную позу, встряхнуть

мышцы, освободиться от неправильной позы за партой.

Очень важно разнообразить физические нагрузки. Полезны занятия на свежем воздухе, когда каждая клеточка дышит, обогащается кислородом, улучшается тканевое дыхание.

Ученые проводили опыты - обездвиживали животное и у лежачих животных происходили инфаркты, потому что от отсутствия движения умирали клетки.

Даже у лежачих и тяжело больных людей существует лечебная физкультура, т.к. движение лечит. Тем более нужно двигаться здоровому ребенку.

Приложение №2

Анкета

По теме проекта «Физическая культура в социальном развитии человека»

Дорогой друг, ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько полно и обстоятельно вы ответите на вопросы. Это не займёт у Вас много времени, поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьёзно и благожелательно.

Заранее благодарны за участие в исследовании.

Вопросы

1. Как Вы относитесь к спортивному образу жизни?

· Положительно

· Отрицательно

2. Ведёте ли Вы сами активный образ жизни?

· Да

· Нет

3. Давно ли Вы занимаетесь спортом?

· Да

· Нет

4. Нравится ли Вам заниматьсяспортом?

· Да

· Нет

5. Кто привил Вам любовь к занятиям спортом?

· Семья

· Школа

· Самостоятельное решение

· Другое

6. Что даёт Вам спортивный образ жизни?

· Хорошую физическую форму

· Бодрое настроение

· Проведение свободного времени с пользой

· Повышение иммунитета

· Расширение круга общения по интересам

· Спортивная карьера в будущем

7. Занимаются ли спортом Ваши родители?

· Да

· Нет

8. Ваш любимый вид спорта?

9. Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?

Приложения №3

Комплекс упражнений

Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах

Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.

Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение

1. Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение - 3-5 с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз. Т. м.

2. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.

3. Исходное положение - стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо. 1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное. Т. м.

Физкультурная пауза

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

1. Исходное положение - о. с. 1-2 - руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 - руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.

2. Исходное положение - ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2 - рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4 - исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.

3. Исходное положение - стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 - пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3-4 раза. Т. с.

4. Исходное положение - основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.

5. Исходное положение - основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 - сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.

6. Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 - поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.

Физкультурная минутка изометрическая

1. Исходное положение - сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.

2. Исходное положение - сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.

3. Исходное положение - сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.

Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей

1. Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.

2. Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.

3. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.

4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.

Значение некоторых групп упражнений.

Группа упражнений

Воздействие упражнений на организм

Ходьба, лёгкий бег.

Умеренное разогревание организма.

Упражнения в подтягивании.

Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.

Упражнения для ног (приседания, выпады).

Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Увеличение подвижности, укрепление мышц.

Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения).

Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.

Маховые упражнения для рук и ног.

Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания.

Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц.

Укрепление мышц.

Бег, прыжки, подскоки.

Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ.

Заключительные упражнения.

Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

0

Ваша оценка: None

Номинация: « Нескучный спорт»

(спортивный праздник в образовательной организации)

описывающий успешные практики вовлечения обучающихся в спортивные мероприятия и приобщения к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Бугаева Светлана Ивановна,

учитель физической культуры

муниципального казенного общеобразовательного учреждения Васильевская основная общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области,

    Актуальность проблемы :

В настоящее время выдвинута важная задача – решение проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка.

Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи её основных звеньев и прежде всего, её ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.

Мы не видим сегодня абсолютно здоровых детей, хотя здоровье человека – это тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а многие просто не замечают или не хотят замечать, что идущее за нами поколение слабее и немощнее нас. Современные дети стали меньше двигаться. Играют в разные головоломки, просиживают часами перед мониторами компьютеров и радуют своих родителей тем, что они, наконец – то, могут заняться своими делами. Это катастрофа, которая уже пришла в наш дом, и о которой никто не хочет говорить. Истины здоровья должны закладываться с детского возраста, как только сознание готово воспринимать информацию.

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Занятия спортом объединяют детей и родителей, выявляют их общие интересы, поднимают настроение, содержат в здоровой физической форме тело и дух, как детей, так и родителей.

    Цели и задачи проекта:

Цель моего проекта – формирование у учащихся основ здорового образа жизни; гармоничное развитие, которое помогает использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня; развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Обучая двигательным умениям, развивая физические способности детей, стараюсь одновременно формировать мир представлений школьника, воспитывать его ум и волю, целеустремленность, прививать ему нравственные и эстетические качества.

Мне очень нравятся слова Л. С. Выгодского: «Психологически грамотный педагог должен опираться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, не на созревание, а на созревающие функции, иначе говоря, он должен учитывать не только то, чем в психологическом отношении уже обладает школьник, но и то, что у него будет формироваться в данном возрасте».

С учетом цели были поставлены следующие задачи:

1 .Организационные:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

Организация сотрудничества педагогов, детей, родителей;

Создание основы для нормального и полноценного развития учащихся, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий.

2.Методические:

Использование в работе педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся;

Использование руководств по здоровому образу жизни, специальной литературы и консультации специалистов.

3.Воспитательные:

Воспитать всесторонне и гармонично развитую личность.

4.Оздоровительные:

Коррекция отклонений физического развития.

5.Контроль:

Психологический мониторинг;

Педагогический мониторинг;

Медицинский мониторинг.

    Участники, с которыми осуществляется работа по проекту :

Обучающиеся МКОУ Васильевская ООШ

    Участники, реализующие данный проект (специалисты, обучающиеся, родители, педагоги, представители других организаций).

Обучающиеся МКОУ Васильевская ООШ, учитель физической культуры, родители обучающихся.

    Концепция проекта, краткое описание сути проекта. Его структура и содержание:

Реализация моей концепции позволит достичь ожидаемых результатов:

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

Снижение уровня заболеваемости учащихся;

Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

Формированию системы спортивно – оздоровительной работы.

Главная задача учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Физическая культура – предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Именно поэтому я могу через уроки, занятия спортом установить взаимодействие с семьей, помочь укреплению здоровья детей.

Сохранять и укреплять здоровье детей можно по-разному. Но самый действенный метод каждому современному учителю сделать здоровье-сбережение главным стилем своей педагогической деятельности.

В своей работе стараюсь создавать благоприятный климат на уроке, ведь положительные эмоции оказывают благоприятное влияние на усвоение предмета. Не скуплюсь на похвалу. Обязательно отмечаю успех каждого ребенка, стараюсь обеспечить каждому школьнику одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Освобожденных учащихся, от занятий физической культурой, привлекаю к работе в качестве своих помощников. Нельзя дать ученику почувствовать себя на уроке лишним – это развивает чувство неполноценности и отчужденности от коллектива, также готовят презентации о здоровье сберегающих технологиях.

Стараюсь быть чистосердечной в своей оценке.

Главное – видеть и уважать в ребенке Личность.

На уроке я всегда «рядом» с учеником, а не «над» ним. И моя задача:

Увлечь, «заразить», учеников своим предметом.

Развивать в них такие волевые качества, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, а также содействовать развитию психических процессов (памяти, мышления).

Настраивать ребенка на успех.

Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.

Воодушевлять ученика максимально быть самим собой.

Ободрять, чтобы он гордился своими достижениями.

Не высмеивать страхи ребенка, постараться найти их причину и пути преодоления.

На мой взгляд, каждый ребенок должен чувствовать, что урок интересен и полезен для него.

На начальном этапе стараюсь дать представление о каждом упражнении. Для этого использую:

Метод показа, рассказа, подводящие упражнения от простого к сложному (поэтапное обучение).

Дозирую нагрузку учащихся, опираясь на технологии дифференцированного и индивидуального обучения.

Использую наглядные образы, которые позволяют учащимся представить, в каких жизненных ситуациях могут быть необходимы полученные навыки. Например - прыжок в длину с разбега. В какой жизненной ситуации он может быть использован? Преодолеть лужу или канаву. А как не упасть при этом, как правильно приземлиться?

Разбираем упражнение по элементам: разбег, толчок, полет и приземление. У детей появляется мотивация для изучения прыжка с разбега, и они быстрее и лучше решают поставленную задачу.

Одним из главных принципов современного урока физической культуры, я считаю индивидуальный подход.

Пристальное внимание к работе каждого ученика является для меня постоянным и обязательным.

Поэтому для каждого подбираю и дозирую нагрузку с учетом состояния здоровья, типа телосложения, развития двигательных качеств обучающегося. Например: в подтягивании на перекладине, для хорошо подготовленных учащихся выполняется в положении хват сверху, а для ослабленных хват снизу. И так - в каждом виде упражнений.

Также индивидуальный подход применяю к трудным ученикам, наверное, таковые есть в каждой школе. Ни математика, ни физика, ни литература им ни интересны. Где ученик может проявить себя? В чем? Этих ребят я приглашаю к себе в спортивную секцию. Работаю с ними индивидуально, пытаюсь понять внутренний мир подростка, скорректировать его поведение, помочь ему выстроить отношения с ровесниками и учителями. Дать ему возможность проявить себя с хорошей стороны на уроках физической культуры и в спортивной секции.

    Сроки и этапы реализации проекта:

2014 – 2015 учебный год

    Ключевые методики, технологии, инструментарий:

Информационно-коммуникативные технологии занимают особое положение в современном мире.

Я стараюсь идти в ногу со временем и тоже применяю их в своей педагогической деятельности на уроках физической культуры.

Учитывая увлечение подростков компьютерными технологиями, задаю небольшие домашние задания, связанные с поиском спортивных новостей, с подготовкой реферативных заданий по теории физкультуры и спорта, здоровому образу жизни. Учащиеся выполняют презентации, включая фотографии известных спортсменов – представителей данного вида спорта, что позволяет расширять знания учащихся по отдельным разделам программы. Обучающиеся сами следят за новинками в Интернете. Использую игровые технологии, провожу внеклассную работу.

    Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации проекта:

Спортивный инвентарь.

    Результаты реализации проекта. Сведения о практической апробации проекта на базе образовательного учреждения: когда и где был апробирован проект, каковы результаты и отзывы о нем.

Реализация проекта осуществляется через ведение систематической работы по данному направлению. Проводятся волейбольные секции, «Подвижные игры», «В здоровом теле – здоровый дух».

Традиционно в школе проводятся «Дни здоровья», спортивные соревнования, праздники физической культуры.

Ежегодно команды нашей школы являются победителями и призерами окружных, районных соревнований. Были неоднократно участниками областных соревнований по туризму, школе безопасности, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты.

    Ограничение, особые условия и требования при реализации проекта. Ограничения и противопоказания на участие в проекте.

Ограничением и противопоказанием на участие в проекте являются медицинские показатели.

    Уникальные особенности проекта и ключевые факторы успеха (то, что отличает от других аналогичных проектов и то, что в первую очередь, позволяет добиться высоких результатов).

Укрепление и сохранение здоровья школьников, также моя принципы демократизации, педагогики сотрудничества, личностного и деятельностного подходов оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, основанных на прогрессивных психолого-педагогических и психолого- физиологических теориях, а также толерантности.

    Приложения:

МКОУ ВАСИЛЬЕВСКАЯ ООШ.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 8 КЛАССОВ.

Подготовила и провела

учитель физической культуры

Бугаева С. И.

«Спорт помогает нам везде: в семье, учебе и в труде».

ЦЕЛИ: Целью соревнований является популяризация спорта, здорового образа жизни, воспитание коллективизма.

ЗАДАЧИ: - Воспитывать интерес к участию спортивно-массовым мероприятиям;

Укреплять уверенность детей в своих силах и знаниях;

Воспитывать любовь к спорту и здоровому образу жизни.

Команды под музыку входят в спортивный зал. Строятся.

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы проводим соревнования – конкурс «СПОРТ ПОМОГАЕТ НАМ ВЕЗДЕ: В СЕМЬЕ, В УЧЁБЕ И В ТРУДЕ».

Во все времена человек стремился к здоровому образу жизни, желая познать пределы своих возможностей, не боясь бросить вызов судьбе. И чисто выходил победителем.

А спорт это и есть:

ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, РИСК, ПОИСК, ПОБЕДА, МУЖЕСТВО.

Слово предоставляется команде «СИЛАЧИ».

У нас проблем со спортом нет

Мы его любители

И физкультурой каждый час

Заниматься любим.

Происходит это так.

Собираясь в школу

Набиваем сумки мы,

Разной мишурою,

Груз нелёгкий, но за то

Развивает мышцы.

Ноги сильные у нас

Правда, руки вниз повисли

Урок длится целый час

Мышцы затекают

Для разминки в этот час

Руки поднимаем.

Затем, мы медленно встаём

И быстро приседаем.

А когда ответ не знаем

Глазками стреляем.

2 КОМАНДА – «НЕУНЫВАЮЩИЕ».

От волнения у нас

Ручки падают все враз

Наклоняясь поднимаем

Брюшной пресс свой укрепляем.

Бег способствует всему

И учёбе и труду.

Вот мы стойкие какие!

Посмотрите все на нас

Потому что физкультуру

Применяем каждый час!

Спорт ребятам очень нужен

Мы со спортом очень дружим

Спорт – помощник, спорт – игра,

Физкульт ура-ура-ура!

Чтоб расти и закаляться

Нужно спортом заниматься

Закаляйся детвора

В добрый путь, физкульт-ура!

Ребята, я представляю вам жюри.

(Представление членов жюри.)

После каждого этапа соревнования, жюри будет подсчитывать баллы, и давать информацию о ходе конкурса.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по сумме всех конкурсов.

ВЕДУЩИЙ: 1 – конкурс «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА».

Наш конкурс начинается

В нём принимают участие две команды: «СИЛАЧИ», «НЕУНЫВАЮЩИЕ».

Первый конкурс – визитные карточки команд. Я не сомневаюсь, что визитные карточки наших команд – это их обаяние, остроумие, способности и талант, трудолюбие и бесспорно умение подать себя. Так посмотрим, кому это удастся лучше всех.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМАНДЫ «СИЛАЧИ».

(Эмблема в виде боксёрской перчатки)

Команда выстраивается и поёт песню на мелодию « Ты да я, да мы с тобой».

Вместе все мы дружная семья

Вся команда сегодня рядом

И желаем прочим командам

Будьте все вы счастливы друзья!

Ты да я, да мы с тобой – 2раза.

Важно взяться за руки смогли.

Если б жили все в одиночку

То давно уже на кусочки

Развалилась школа от тоски.

ВСЯ КОМАНДА: «Быть сильным, здоровым, умелым и смелым – считаем главным нашим спортивным делом».

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМАНДЫ «НЕУНЫВАЮЩИЕ».

1участник –

«Спорт лучшее лекарство от хвори».

2участник -

От севера до юга

Есть у нас друзья

Без спорта как без друга,

Прожить теперь нельзя!

ОБЕ КОМАНДЫ.

« Мы обращаемся к жюри,

Справедливо нас суди!»

ВЕДУЩИЙ: 2-конкурс «ЭСТАФЕТА ДЛЯ КОМАНД».

Когда идёшь на штурм ты эстафеты,

Победа нам не очень- то видна

Но всё равно пойдём мы до победы

Ни пуха вам, ребята, ни пера!

1-ЭСТАФЕТА «ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ».

(бревно, маты).

По сигналу первые бегут, преодолевают препятствие через бревно, добегают до стойки, обегают и обратно проползают под бревном, бегут обратно, передают эстафету, и так далее…

Побеждает команда, которая финишировала первой.

ВЕДУЩИЙ: Следующая эстафета-«ЭСТАФЕТА МЕТАТЕЛЕЙ».

(баскетбольные мячи).

По сигналу игрок ведёт мяч до баскетбольного щита и бросает мяч в кольцо один раз. Передаёт эстафету. Каждая команда считает количество попаданий.

ВЕДУЩИЙ: Следующая эстафета – «ГОНКА МЯЧЕЙ».

Вот тяжёлые мячи

Сразу видно силачи

Будем руки развивать

Мяч друг другу отдавать.

Ставятся гимнастические скамейки, игроки на них сидят, по сигналу мяч передаётся над головой, от первого к последнему. Последний получив мяч бежит, садится вперёд и передаёт следующему и так далее…

ВЕДУЩИЙ: Следующая эстафета «БОЛОТО».

Пройти болото может каждый!

Но как пройти, чтоб ног не замочить?

Весёлый смех, стремление к победе

Поможет вам и гарантирует успех!

Чертятся круги на расстоянии 1метр друг от друга.

По сигналу первые бегут преодолевая «болото», добегают до стойки и назад. И та далее…

ВЕДУЩИЙ: Следующая эстафета «ФУТБОЛ».

Продолжаем наше соревнование. Отгадайте, как будет называться следующая эстафета.

Я начну, а вы завершайте,

Дружно хором отвечайте.

Игра весёлая - футбол-

Уже забили первый…(гол).

Приглашаются по два участника из команд. По очереди меняются на воротах, производят удары, считая забитые голы.

«КОМБИНИРОВАННАЯ ЭСТАФЕТА».

ВЕДУЩИЙ: В комбинированной эстафете участникам придётся много бегать.

Бег бывает очень разный,

Но всегда такой прекрасный,

Быстрый, медленный и средний,

Бег с препятствием, барьерный,

И выигрывает тот,

Кто ни в чём не отстаёт.

Только страсть, тяжёлый труд

Вас к победе приведут.

ЗАДАНИЕ: Бег 6метров, кувырок на гимнастическом мате, бег, преодоление гимнастической скамейки в длину, лёжа на животе перехватывая одновременно обе руки и подтягивая туловище. Назад бежать по прямой.

«КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ».

ВЕДУЩИЙ: Я, смотрю на болельщиков, как они активно болеют за свои команды. Поэтому мы не можем обойти их стороной.

Следующий конкурс для них.

В нашем зале собрались друзья

Болеют за спортсменов все - и я.

Кричат им громко «Так держать»

К победе путь тернистый отстоять.

Эй, болельщик! Не грусти!

Ты команду поддержи!

Плакат повыше подними!

По три болельщика от каждой команды. Ставятся стулья, под музыку начинают бег вокруг стульев. Музыка останавливается, участники должны сесть на стулья, кто не успел, тот выбывает из игры. Убирают один стул, и так далее.

КОНКУРС КАПИТАНОВ.

Ты присмотрись внимательнее друг!

Мы конкурс капитанов начинаем!

Ты смелым будь! И ловким!

Тогда не проиграешь!

Капитан! Капитан! Улыбнитесь!

Сила, ловкость, вам понадобятся здесь!

Конкурс только лишь для тех,

Кто уверен в свой успех

К победе, капитан стремится

Тобой вся команда гордится!

Я вижу, капитаны готовы к конкурсу, объявляю его условия.

1этап конкурса:

Капитаны должны сбить мячом пять кеглей, с расстояния пяти метров.

Капитаны бегут до отметки, поставив на ладони обеих рук по кегле, при возвращении к линии старта держат кегли в руках.

«Скорпионы».

Доходят до отметки и назад.

«ЮМОРТСТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА».

ВЕДУЩИЙ: Интересная штука-юмор. Кажется, ничего легкомысленнее нет. Сейчас мы проведём юмористическую эстафету, в которой участвует вся команда. Перед тем как дать старт эстафете, я задам вопросы-шутки командам.

1. Назовите имя первой женщины-лётчика.

(баба яга).

2. Как называется летательный аппарат первой женщины-лётчика?

3. Назовите лучшего друга первой женщины-лётчика, первого дельто-планериста.

(кощей бессмертный).

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Вы, наверное, догадались, что юмористическая эстафета будет называться - «БАБА–ЯГА».

Эстафета - «ПРЫЖКИ В МЕШКАХ».

Представим себе, что мешок – это ступа. Садимся и полетели!

И, на конец - эстафета «ПИНГВИНЧИКИ».

Зажимаем коленями мяч и пытаемся переместиться до метки и обратно, и так вся «стая».

ВЕДУЩИЙ: - Наши соревнования подошли к концу. Я предоставляю слово уважаемому жюри.

Компетентное жюри подводит итоги соревнований и объявляет победителей. Затем вручаются призы, подарки, грамоты.

Всем спасибо за внимание

За задор, за громкий смех.

За огонь соревнований,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим вам – «ДОСВИДАНЬЕ»,

ДО СЧАСТЛИВЫХ, НОВЫХ ВСТРЕЧ!»

В завершении обе команды поют песню на мелодию песни «Если с другом вышел в путь».

1. Нам со спортом

Жить легко -2раза

Спорт нам интересен

Спорт и дружба за одно – 2раза

И союз чудесен.

Дух борьбы в нас живёт

Он к победе нас ведёт

И, поэтому сердце поёт.

2. Соревнуемся всегда – 2раза.

Мы достойно, честно

Мы – спортивные друзья – 2раза.

Это всем известно.

3. Не забудем никогда – 2раза.

Будем помнить вечно

Спорт и дружба на всегда – 2раза.

Это в нас навечно.

ВЕДУЩИЙ: «ДОСВИДАНЬЯ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!»