Социологическое исследование бюджетов времени. Современные проблемы науки и образования

Я. Бойко
аспирант кафедры педагогики Слов "Славянского государственного педагогического университета

В статье рассмотрены аспекты исследования бюджета времени, особенности распределения нагрузки в режиме дня, организации и рационального использования свободного времени студентов высших учебных заведений. Выявлены основные виды деятельности студентов, особенности распределения учебной нагрузки, свободного времени. Отмечено, что в режиме труда и отдыха находят отражение индивидуальные особенности каждого студента, при планировании бюджета рабочего времени студентов необходимо рационально сочетать умственный труд и физическую активность для полной реализации образовательного и трудового потенциала. Указанные общие правила экономии времени студента.

Ключевые слова: студенты, бюджет, режим дня, здоровья я, время, рациональность, оптимизация.

аспирант кафедры педагогики Славянского державного педагогического университета бюжет ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА

В статье рассмотрены аспекты исследования бюджета времени, особенности распределения нагрузки в режиме дня, организации и рационального использования свободного времени студентов высших учебных заведений. Выявлены основные виды деятельности студентов, особенности распределения учебной нагрузки, свободного времени.

Ключевые слова: студенты, бюджет, режим дня, здоровье, время, рациональность, оптимизация.

Post-graduate student of pedagogical department of Slavyansk state Pedagogical

University BUDGET OF TIME OF STUDENT

The aspects of investigation of time budget, peculiarities of distribution of loading in regime of a day and rational use of free time by female students in higher educational establishments after the example. Principal views of activity of students, habits of allocation of an academic load, a free time.

Key words: students, budget, mode of day, health, time, rationality, optimization.

Постановка проблемы в общем ее виде и ее связь с важными научными или практическими задача. Самостоятельность в получении знаний предполагает овладение сложными умениями и навыками видеть содержание и цель работы, организовывать собственную самообразование, умение по-новому подходить к решаемым вопросам, познавательную и мыслительную активность и самостоятельность, способность к творчеству. Опыт убеждает, что далеко не все студенты проявляют сознание и волю, крайне необходимые для организации собственной самостоятельной работы. В этой области существуют еще значительные недостатки.

В условиях реформирования высшего образования и вхождение Украины в европейское образовательное пространство через так называемый Болонский процесс и понимание самостоятельной работы студентов является другим. Все количество часов отведенных учебным планом на изучение определенной дисциплины разделяют на аудиторной работы (или работу с преподавателем) и самостоятельную работу студентов.

При аудиторных занятий студенты слушают лекции, конспектируют их, выполняют практические и лабораторные работы, участвуют в дискуссиях или просто в обсуждении вопросов при семинарских занятий и др.. Внеаудиторная работа менее регламентирована, чем аудиторная, вследствие чего ее организация, руководство и контроль связан с определенными трудностями.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато

^ решение данной проблемы и на которые опирается автор, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Проблема экономии и бюджет времени рассматривалась в научных трудах таких ученых как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, П.Н. Керженцев, Ю. Рюриков, В.В. Давыдов, Л.Я. Зорина, В.К. Свекла, В.В. Небесная, Н.А. Гридина. Отдельные вопросы данной проблемы рассматриваются в качестве элементов при исследовании самостоятельной деятельности, самообразования студентов в процессе обучения (Я.А. Айзенберг, А.Я. Арета, В.К. Буряк, В.Б. Бондаревский, А.К. Громцева, и. И. Ильясов, В. Казаков, И.А. Котлярова, А.И. Кочетов, П.И. Пидкасистый, Е.П. Тонконога, Я.С. Турбовский). Итак, на данный момент достаточное количество научных трудов по исследованиям бюджета времени студента, поэтому данная проблема актуальна и требует внимания со стороны ученых.

Формулировка целей статьи (постановка задачи). В условиях постоянных изменений в современном обществе особенно актуальным становится вопрос, связанный с рациональным использованием бюджета рабочего времени, который является одним из основных показателей условий жизни не только работающего населения , но и студентов в процессе обучения в высших учебных заведениях. Рациональное использование своего времени позволяет экономно распределить свои умственные и физические возможности в процессе учебного дня в течение всего периода обучения . Исследование бюджета рабочего времени студента позволяет выяснить особенности режима дня, распределение видов деятельности и наметить пути их рациональной организации.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Задача вуза - научить студентов рационально расходовать свое время, ценить его, привить им навыки научной организации труда.

Структура бюджета времени студента включает в себя рабочее и нерабочее время. Аудиторные занятия и самостоятельная работа над программным материалом - две составные части рабочего времени студентов. В структуре внерабочего времени находится свободное и несвободное время. Последний делится на связанный с работой социально организованный время и связанный с работой индивидуально организованный время. В свободном времени можно выделить занятия, воспроизводят и развивают жизнедеятельность личности студента. Вне всем указанным затратам нераспределенная (неучтенный) время .

Традиционно в национальной системе высшего образования Украины, определяя бюджет учебного времени студентов дневной формы обучения, выходили из соотношения 6:4, что предусматривает 6:00 ежедневных аудиторных занятий и 3-4 часа внеаудиторных.

Сегодня при получении образования студентами дневной формы обучения на аудиторные занятия отводится 30-50% бюджета времени дисциплины. Итак, на самостоятельное изучение - от 50% до 70% учебного материала, что свидетельствует о большой нагрузке студентов во внеучебное время.

Под влиянием интенсивной умственной деятельности в организме человека происходят типичные изменения, закономерно повторяющиеся, которые, как правило, свидетельствуют о утомление, выражающееся в ухудшении целого ряда физиологических функций организма. Они приводят к нарушению равновесия процессов возбуждения в центральной нервной системе, в результате чего снижается умственная работоспособность .

Правильное распределение режимных моментов в суточном бюджете времени позволяет объективно подойти к использованию своих функциональных возможностей и адаптации к изменению одних видов деятельности на другие. Известно, что на состояние здоровья влияют биологические ритмы. В настоящее время установлено, что более 300 процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму, а его изменение и отклонение от нормы приводит к нарушению работы функций и систем, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Поэтому актуальным является изучение режима дня студентов включая временные затраты на обучение, выполнение домашних заданий, активный и пассивный отдых, сохранения здоровья. Бюджет времени является самым обобщенным показателем условий жизни различных групп населения. Анализ литературных данных показывает, что при изучении бюджета времени основное внимание обращается на продолжительность различных видов деятельности. В то же время с практических позиций представляется важным оценка рациональности распределения режимных моментов в суточном бюджете времени для разработки оптимального режима дня.

Одним из основных условий сохранения высокой работоспособности является соблюдение определенного ритма работы (т.е. чередование труда и отдыха, соблюдение режима дня). Понятие режима дня включает распорядок работы, питания, отдыха, сна. Соблюдение студентами режима дня имеет большое значение, так как у них формируется динамический стереотип. Организм "за своими часами" регулирует виды занятий, устанавливает баланс между работой и отдыхом. Благодаря этому у студентов формируется чувство времени, которое помогает работать в определенном ритме. Организм сам "хочет" делать то, что нужно, ведь в результате выработки динамического стереотипа предыдущая деятельность побуждает следующую. Это в значительной степени увеличивает производительность труда, снимает нервное напряжение.

Основой режима является правильное распределение времени.

В режиме труда и отдыха находят отражение индивидуальные особенности каждого студента. Правда, не всегда студент может пользоваться своим индивидуальным режимом, нужно уметь приспособить его к общепринятому в данном высшем учебном заведении, то есть планировать бюджет времени.

Опыт организации учебной работы в высших учебных заведениях свидетельствует, что физиологическая норма учебных занятий, соответствующей гигиеническим требованиям, составляет 10-11 часов. в сутки. Студентам младших курсов рекомендуется начинать продолжительность занятий 7-8 час. в сутки, и впоследствии постепенно увеличивать их продолжительность с тем, чтобы к старшим курсам значительно возрастал удельный вес их самостоятельной учебной работы.

Общие правила экономии времени студента:

каждый, кто занимается определенным делом, должен четко определить цель своей деятельности. Это помогает заблаговременно спланировать работу, организовать все действия, необходимые для ее достижения, позволяет контролировать ее выполнение получения конечных результатов

целесообразно придерживаться определенной системы и последовательности в работе, правильно и равномерно распределять ее во времени. Работать нужно систематически: ежедневно определенное количество часов, а не залпом, за один присест. Ведь работа "наскоком", рывками или частые смены одной формы работы на другую вредно сказываются на производительности умственного труда, быстро приводят к усталости, так как требуют перестройки наших мыслей и действий. Кроме того, любое отвлечение внимания разрушает логично построенную мнению, после чего иногда приходится тратить в несколько раз больше времени и умственных усилий, чтобы вернуться к этой потерянной мысли

большие перерывы во время умственного труда не полезны, так как каждый раз после перерыва требуется определенное время для вхождения в работу

следует правильно чередовать различные виды деятельности. Прежде целесообразно чередовать труд умственную и физическую, впоследствии - различные виды интеллектуального труда. Это позволит поддерживать высокую работоспособность

немаловажным фактором поддержания высокой умственной работоспособности является умение правильно отдыхать. Для восстановления сил нужны перерывы после каждых 1-2 часа. работы; отдыхом может быть и замена умственного труда физическим

не стоит упускать без серьезных причин совет: "Сделай сегодня все, что можно не оставлять на завтра"

следует приучить себя вести дневник или книгу для записей и записывать планы на ближайшие дни, недели, месяц

только волевые усилия, желание достичь максимальных положительных результатов сэкономят усилия, время и помогут добиться максимальной эффективности в работе.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Научное планирование и эффективное использование студентами своего времени - задача сложная и многогранная.

В?? Жливе в оптимальном распределении бюджета времени студентов являются неодинаковые условия жизни, учебы и быта, индивидуальные черты характера и особенности их физического развития, поэтому рекомендовать один вариант суточного режима, включая бюджет рабочего времени, для всех нецелесообразно. При планировании бюджета рабочего времени студентов необходимо рационально сочетать умственный труд и физическую активность для полной реализации образовательного и трудового потенциала. В данной ситуации наиболее приемлемым для студентов является соблюдение принципов самоменеджмента.

Исследование данного вопроса позволяет планировать ряд мер, направленных на изучение факторов, влияющих на бюджет рабочего времени студентов, его рациональное распределение и необходимость существенного улучшения структуры свободного времени, что в свою очередь, влияет на совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом.

Литература

Бальсевич В.К. Физическая активность человека /В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов.

К. Здоровье, 1987. - 224 с.

Свекла В. Бюджет времени студента /В. Буряк //Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 57-60.

Бычин В.Б. Нормирование труда: Учебник /В.Б. Бычин, С.В. Малинин; под ред. Ю.Г.

Одегова. - М.: Издательство "Экзамен", 2002. - 320 с.

Демченко О. Дидактическая система организации самостоятельной работы студентов /А. Демченко //Начальная школа. - 2006. - № 5. - С. 68-70.

Кундиев Ю.И. Современные проблемы комбинированного действия на организм производственных и социально-бытовых факторов /Ю.И. Кундиев, А.А. Навакатикян

В.В. Кальниш //Врачебное дело. - 1993. - № 5-6. - С. 34-41.

Оценка влияния комплекса физических факторов на функциональное состояние человека, выполняющего умственную работу /Г.А. Суворов, Р.Ф.Афанасьева, А.Ф. Бобров [и др.] //Медицина труда и промышл. экология. - 1997. - № 9. - С. 19-26.

Солдатенко М. Самостоятельная познавательная деятельность в контексте Болонского процесса /М. Солдатенко //Начальная школа. - 2005. - № 1. - С.49-51.

Форсайт П. Делу - время: Как правильно распоряжаться своим временем /П. Форсайт, [пер. с англ. З.Я. Красневской]. - . - М.: Амалфея, 2004. - 187 с.

  • Социологические исследования трудовых коллективов.
  • Функции трудового коллектива.
  • Структура трудового коллектива.
  • Виды трудовых коллективов.
  • Социология быта Понятие внепроизводственной деятельности.
  • Классификация занятий.
  • Показатели условий жизненной обстановки.
  • Методические схемы изучения быта.
  • Социологическое исследование бюджетов времени
  • 2. Социальная структура и социальные отношения Понятие социальной структуры
  • Социально-классовая структура. Социальные группы и социальные слои
  • Общественное разделение труда и социально-профессиональная структура общества
  • Социально-этническая структура общества. Этносоциология
  • Социально-демографическая структура общества
  • Возрастная структура общества Социальные проблемы молодежи
  • Геронтосоциология.
  • 3. Социально-территориальные, общности Понятие территориальных общностей
  • Расселение людей. Социология города и деревни
  • Социальные проблемы миграции населения
  • Социология права.
  • Социология политики.
  • Социология образования
  • Социология науки
  • Социология брака и семьи
  • 5. Духовная жизнь общества. Средства массовой информации и пропаганды Социальные проблемы идеологической деятельности
  • Социология средств массовой информации Социальная роль средств массовой информации.
  • Эффективность средств массовой информации
  • Общественное мнение
  • Структура и функции общественного мнения.
  • Характеристики общественного мнения.
  • 6. Социальное планирование. Социальные показатели Экономическое и социальное планирование
  • Показатели социального планирования
  • Социальная деятельность и социальные показатели
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава четвертая Организация и проведение эмпирического социологического исследования
  • 1. Постановка проблемы. Цели и задачи Место и роль программы в социологическом исследовании
  • Проблемная социальная ситуация и научная проблема.
  • Научная и практическая проблемы.
  • Цели и задачи социологического исследования.
  • 2. Определение объекта и предмета исследования Объект исследования и единица наблюдения.
  • Системный анализ объекта социологического исследования.
  • Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 3. Интерпретация и операционализация понятий Теоретическая и эмпирическая, интерпретация понятий.
  • Граница операциональных определений.
  • I. Управление развитием общества.
  • IV. Уровень поселений и трудовых коллективов.
  • V. Уровень первичной социальной группы.
  • VI. Уровень личности.
  • VII. Уровень развития социальной группы.
  • 5. Организационно-методический план исследования Стратегический план исследования.
  • 6. Рабочий план исследования и подготовка исполнителей
  • Литература для дополнительного чтения
  • Статистические методы в социологическом исследовании. Измерение социальных характеристик.
  • Глава пятая Методы статистики в социологическом исследовании.
  • 1. Понятие измерения в социологии. Уровни измерения Определение измерения.
  • Неоднозначность шкальных значений. Допустимые преобразования и типы шкал.
  • Адекватность математических методов.
  • 2. Группировка материала статистических наблюдений
  • Ряды распределения.
  • Статистические таблицы.
  • 3. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей
  • Гистограмма.
  • Полигон распределения.
  • Кумулята.
  • Вид (форма) кривых распределений.
  • Теоретическое распределение.
  • 4. Средние величины и характеристики рассеяния значений признака
  • Среднее значение признака.
  • Показатели колеблемости (вариации) значений признаков.
  • 5. Нормальное распределение. Статистические гипотезы
  • Статистические гипотезы.
  • 6. Статистические взаимосвязи и их анализ
  • Коэффициенты взаимозависимости для порядкового уровня из­мерения.
  • Коэффициенты взаимозависимости для номинального уровня из­мерения.
  • 7. Новые подходы к анализу данных, измеренных по порядковым и номинальным шкалам
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава шестая Выборочный метод в социологическом исследовании
  • 1. Основные понятия выборочного метода
  • Единица отбора и единица наблюдения.
  • 2. Простой случайный отбор
  • Процедура простого случайного отбора.
  • Расчет характеристик простой случайной выборки.
  • 3. Систематическая и серийная выборки. Систематический отбор.
  • Серийная (гнездовая) выборка.
  • 4. Стратифицированный отбор Понятие стратифицированной выборки.
  • Организация стратифицированной выборки.
  • Расчет характеристик стратифицированной выборки.
  • 5. Многоступенчатые и комбинированные способы, формирования выборочной совокупности
  • Многофазовый отбор.
  • Комбинированные выборки.
  • 6. Неслучайные методы отбора и другие подходы к построению выборки
  • Другие сложности и, проблемы построения выборки.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава седьмая Измерение в социологическом исследовании.
  • 1. Виды шкал
  • 2. Некоторые методы измерения
  • Построение шкал методом экспертных оценок.
  • Метод суммарных оценок.
  • Шкалограммный анализ.
  • Семантический дифференциал.
  • 3. Надежность измерения социальных характеристик
  • Устойчивость измерения.
  • Обоснованность измерения.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Раздел третий
  • Методы сбора данных в социологическом исследовании.
  • Глава восьмая
  • Анализ документов и существующих данных
  • 1. Понятие документа. Классификация документов. Понятие документа.
  • Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме.
  • Иконографические документы.
  • Фонетические документы.
  • Другие способы классификации документов.
  • 2. Методы анализа документов
  • Традиционный анализ.
  • Формализованный анализ.
  • 3. Выборка документов и проблемы качества документальной информации
  • Необходимость критического отношения к документам.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава девятая Наблюдение
  • 1. Понятие наблюдения
  • Особенности наблюдения в социологии.
  • Планирование наблюдения.
  • 2. Программа наблюдения
  • Рамки соотнесения.
  • Определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта.
  • Цели, задачи я структура деятельности изучаемой группы.
  • Определение предмета наблюдения.
  • Выбор признаков и единиц наблюдения.
  • Определение понятий и разработка категорий.
  • 3. Виды наблюдения
  • Определение вида наблюдения.
  • 4. Фиксация результатов. Подготовка наблюдателя Фиксация результатов.
  • Требования к наблюдателю.
  • Подготовка наблюдателей. Разработка инструкции.
  • Преимущества и недостатки метода наблюдения.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава десятая Опрос как метод сбора социологических данных
  • 1. Понятие опроса
  • Понятие опроса.
  • 2. Критерий качества данных опроса.
  • 3. Основные фазы опроса
  • 4. Типы и виды вопросов
  • Содержание вопросов.
  • Формулировка вопросов.
  • Последовательность вопросов.
  • Расслоение совокупности опрашиваемых.
  • 5. Разновидности опроса
  • 6. Эмпирическое обоснование методики опроса
  • Эмпирическая проверка вопросника.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава одиннадцатая Социометрические методы изучения структуры межличностных отношений.
  • 1. Социометрический опрос
  • Процедура социометрического опроса.
  • Социометрическая карточка.
  • 2. Обработка и анализ результатов социометрического опроса.
  • Виды социограмм.
  • 2. Социометрические индексы
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава двенадцатая Эксперимент в социологическом исследовании.
  • 1. Понятие, эксперимента
  • 2. Экспериментальные переменные
  • Выбор зависимых и независимых переменных.
  • Условия проведения эксперимента.
  • Измерение переменных.
  • Контроль переменных.
  • Воспроизводимость эксперимента.
  • Основные требования к проведению эксперимента.
  • 3. Виды экспериментов
  • Параллельный и последовательный эксперименты.
  • 4. Обработка экспериментального материала
  • Репрезентативность экспериментальных данных.
  • Ошибки эксперимента.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Обобщение результатов исследования Глава тринадцатая Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования.
  • 1. Подготовка данных к анализу на эвм
  • Редактирование.
  • Кодирование.
  • Контроль данных и исправление ошибок.
  • Построение новых переменных.
  • 2. Описание и объяснение в социологическом исследовании
  • Понятие описания.
  • Группировка.
  • Понятие объяснения, в социологии.
  • 3. Способы проверки гипотез
  • Глава четырнадцатая Отчет о результатах исследования. Отчет и пояснительная записка.
  • Разделы отчета.
  • Рекомендации.
  • 1616 Труды по социологии, с. 32-34. О технике телефонного интервью см.: Мето­дические проблемы сравнительного анализа социологических данных. М. 1982.
  • Социологическое исследование бюджетов времени

    Применительно к задачам социологического анализа бытовой жизнедеятельности основной характеристикой составляющих ее занятий выступают данные о затратах времени. Широкое использование показателей времяпрепровождения в значительной степени определяет методику и технику социологического изучения быта.

    В развернутой форме данные о времяпрепровождении – бюджеты времени представляют собой набор связанных со временем характеристикой той и ли иной категории людей.

    Достоинство показателей времени заключается в том, что они доступны строгой количественной обработке. Соответственно каждое занятие может характеризоваться рядом количественных показателей, относительно легко преобразуемых друг в друга.

    Предметом социологического исследования бюджетов времени

    является изучение социальных закономерностей жизнедеятельности людей, проявляющихся в показателях времени, выявлении тенденций и закономерностей распределения времени как разных социальных групп, так и населения страны в целом на различные виды деятельности осуществляемой в течение суток, недели, месяца, года, жизни, а также степени участия в них. В ходе исследований бюджетов времени изучается, прежде всего, фактическое поведение людей, которое находит отражение в показателях времени.

    Важнейшие цели таких исследований:

    изучение фактического распределения времени в будние и выходные дни различных групп населения (рабочих, крестьян, интеллигенции, учащихся) и факторов влияющих на его использование. Впервые подобная цель была поставлена и реализована в нашей стране С.Г. Струмилиным в 20-30 годах;

    выявление резервов рабочего и внерабочего времени в целях повышения производительности труд и увеличения свободного времени. Эта задача впервые была поставлена Г. А. Пруденским и использована в многочисленных исследованиях, осуществленных под его руководством и его последователями;

    изучение влияния на структуру бюджета времени различных социально-экономических процессов (роста уровня культуры населения, изменения продолжительности рабочего времени и режимов рабочей недели, развития сферы бытового и культурного обслуживания населения индустриализации и урбанизации, изменения структуры населения и т.д.).

    выявление путей и средств совершенствования отдельных сторон жизнедеятельности (времяпрепровождения) различных групп населения, а именно организации труда, удовлетворения бытовых потребностей, свободного времени;

    построение и анализ баланса времени всего населения определенной территории (город, район, область, республика) в целях разработки мероприятий по планомерному регулированию и управлению использованием времени населения;

    выявление типов времяпрепровождения (типов использования бюджета, времени, свободного времени и т.д.) различных групп населения;

    изучение ценностных ориентаций и мотиваций времяпрепровождения различных социальных групп, их удовлетворенности использованием рабочего и свободного времени, времени на домашний труд и бытовые потребности, условиями осуществления внепроизводственной деятельности.

    Виды деятельности различных социальных групп населения их продолжительность определяются, прежде всего, социально- экономическими потребностями общества, условиями труда, быта и отдыха при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений. Потребности проявляются в интересах последние реализуются в фактическом поведении людей в соответствующих видах деятельности, их частоте, продолжительности, месте осуществления и т. д. Однако всегда наличные общественные отношения накладывают существенный отпечаток на реальное поведение социальных групп.

    Все группы видов деятельности (как и разнообразные потребности определенной степени взаимообусловлены. Поэтому при изучении временных затрат в той или иной сфёре жизнедеятельности социальной группы (например времени домашнего труда, свободного времени) необходимо определить ее место в общей совокупности деятельности. Этот принцип, применяемый; в исследованиях бюджетов времени, отличает их от «не бюджетных» методов исследований человеческой деятельности.

    Как отдельные виды деятельности человека, или социальной группы, взаимосвязаны между собой, так и виды деятельности (и их продолжительность) всех социальных групп населения также взаимосвязаны и представляют собой единую систему. Это обуславливает необходимость системного подхода к использованию времени, к разработке и анализу баланса всего времени всех социальных групп населения той или иной территории республики, страны в целом.

    Бюджет времени; важнейшие его составные части – рабочее время, свободное время и др. – имеют относительно самостоятельное значение. Время по существу является пространством, и мерой деятельности. Как под рабочим временем, так и под любой другой группой бюджета времени подразумевается соответствующая деятельность. Отсюда вытекает важное положение: «вид деятельно­сти» - первичное, его продолжительность (затраты времени) - вторичное, одна из характеристик «вида деятельности». Поэтому бюджет времени как Метод исследования не тождествен выявлению и анализу затрат времени. При изучении бюджета времени исследу­ется фактическое поведение (деятельность) тех или иных социаль­ных групп с помощью ряда временных и не временных показателей: продолжительность видов деятельности, их частота, структура, продолжительность нахождения в различных местах (кто и сколько времени присутствовал при том или ином виде деятельности) и др.

    При исследовании бюджетов времени используется ряд специфических понятий. Это понятия бюджета времени, баланса времени и т. д.

    С, одной стороны, бюджет времени – объект исследования, а с другой – метод изучения фактического, реального поведения лю­дей. Непосредственно под бюджетом времени понимается распреде­ление всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т. д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей. Он рассчитывается, как правило, на одного чело­века как представителя той или иной социальной группы в среднем, за день (сутки) или неделю, месяц, год. Расчет за день (вернее, сутки) осуществляется в зависимости от характера дня: будни – предвыходной, выходной; рабочий – нерабочий, средний день неде­ли, средний день года и т. д.

    Баланс времени представляет собой распределение всего фонда, времени на различные виды деятельности трудовой и внетрудовой осуществляемые всеми группами населения той или иной террито­рии (город, область, республика, страна). Рассчитывается, как правилу в расчете на год. Имеется ряд типов и видов баланса совокуп­ного фонда времени.

    Вид деятельности – единица совокупной деятельности человека, связанная с удовлетворением специфической потребности (например, чтение, слушание радио и т. д.). При изучении бюджетов времени, как правило, выделяют до 100 и более различных видов деятель­ности.Занятие – составная часть вида деятельности – расчленяется на отдельные элементы (например, передвижение на работу – ходьбу до (от) остановки транспорта, его ожидание, езду) и позволяет зна­чительно детализировать виды деятельности.

    Группа видов деятельности (затрат времени) – объединение однородных по социально-экономическому содержанию видов деятель­ности: труд на предприятии; труд в домашнем хозяйстве и удовлет­ворение бытовых потребностей; труд в личном подсобном хозяйстве; уход за детьми и их воспитание; общая трудовая нагрузка (совокуп­ность перечисленных выше групп видов деятельности); удовлетво­рение физиологических потребностей (уход за собой, питание, сон); удовлетворение духовных, физических и социальных потребностей в свободное время).

    Затраты времени на группы видов деятельности имеют соответствующие названия: рабочее время – фактическая продолжитель­ность труда в общественном производстве; внерабочее время – про­должительность всех групп видов деятельности, помимо труда в об­щественном производстве; свободное время – время удовлетворения духовных, физических и социальных потребностей и др.

    Структура видов деятельности (бюджета времени ) – упорядочение групп видов деятельности по тому или иному основанию. Группы видов деятельности имеют свою структуру. Как правило, выражает­ся в процентах.

    Факторы – условия, влияющие непосредственно или опосредованно на изменение тех или иных параметров видов деятельности (продолжительности, структуры и т. д.). Среди них выделяют: со­циально-экономические и социально-демографические факторы, про­фессиональные и др.

    Показатели времени – расчетные показатели, получаемые при обработке и анализе данных об использовании бюджета времени. Они характеризуют отдельные стороны видов деятельности: продол­жительность, частоту встречаемости (у социальной группы, в тече­ние суток и т.д.), продолжительность пребывания в определенных местах и в определенном социальном окружении. Здесь использу­ются коэффициенты корреляции, индексы и т. д.

    Типология времяпрепровождения (бюджета времени )- выделение с помощью статистических и математических методов, характерных для тех или иных социальных групп, типов жизнедеятельности в целом, в свободное время.

    Эластичность затрат времени – уменьшение или увеличение вре­менных затрат на тот или иной вид деятельности в определённых границах (минимальных и максимальных, в пределах насыщения потребности) под воздействием ряда факторов.

    Интенсивность деятельности - степень напряженности, характеризуемая расходом сил человека в единицу времени при осуществлении различных видов внепроизводственной деятельности. Тесно взаимосвязана с интенсивностью труда, образуя совокупную интенсивность.

    Затраты времени - расход времени на тот или иной вид дея­тельности. Различают индивидуальные и общественно необходимые (средние) затраты времени.

    Потери времени - расход времени на те или иные занятия, связанные с видом деятельности, превышающий общественно нор­мальную его величину, или с бесцельным времяпрепровождением, антиобщественным поведением.

    Резервы времени - потенциальные возможности уменьшения продолжительности тех или иных видов деятельности в связи с улуч­шением условий их осуществления.

    Удовлетворенность использованием времени (рабочего, свободного и т. д.) - выражает соответствие фактического и желаемого использования времени.

    При изучении бюджета времени и свободного времени применя­ются два основных метода исследования: «бюджетный» и не бюджетный. В первом случае обязательно собирается информация о фактически осуществляемых обследуемым лицом видах деятельности (иногда - месте их осуществления и присутствующих лицах), их продолжительности, В ходе обработки этой информации получают суточный бюджет времени разных социальных групп, данные о ча­стоте и продолжительности видов деятельности. «Не бюджетные» методы исследования более часто применяются при изучении сво­бодного времени. В ходе их собирается информация о ценностных ориентациях обследуемых в свободное время, о частоте тех или иных занятий, об удовлетворенности условиями их осуществления и т. д. При этом используются обычные социологические методы сбора и анализа информации.

    Программа исследования предполагает разработку инструмента­рия для сбора информации - «анкеты». Поскольку при последую­щей обработке данных разные ее части имеют, свою схему перфорации, в анкете целесообразно выделить несколько бланков. Анкета «Использование бюджета времени», как правило, включает: Бланк 1, Сведения об обследуемом; Бланк 2. Дневник для записи видов, дея­тельности и их продолжительности в течение суток (если: запись данных осуществляется за 2-3 и более дней недели, то следует выделить соответствующее число бланков 2-8). Бланк 3. Вопросник.

    Бланк 1 содержит сведения: а) о социально-демографических и профессиональных характеристиках опрашиваемого; б) о работе; в) о семье; г) жилище; д) о дне опроса.

    Бланк-2; (или 2-8) предназначен для записи сведений о видах деятельности: их наименованиях, продолжительности, одновременно осуществляемых занятиях, присутствующих при лицах и местах совершения видов деятельности. Он имеет аналогичную форму на каждый день опроса в зависимости от классификации дней недели (рабочие – нерабочие, будни – выходные) и содержит более развернутую информацию о бюджете времени.

    При небольших исследованиях форма дневника для записи видов деятельности может быть упрощена за счет сокращения колонок об одновременных занятиях, присутствующих лицах и месте совершения видов деятельности. Однако она может быть дополнена и другими сведениями, характеризующими вид деятельности.

    Для черновых записей сведенийо видах деятельности целесообразно иметь бланки-вкладыши аналогичной формы.

    Поскольку заполнение сведений о видах деятельности требует соблюдения определенных правил, для проведения исследования бюджета времени необходим ряд инструкций, в том числе для респондентов. «Пояснения обследуемому о правилах заполнения анкеты по использованию бюджета времени». Это краткая инструкция, содержащая как необходимые требования к записи сведений об осуществляемых видах деятельности, так и образец их записи за сутки. Кроме того, необходима для интервьюеров-регистраторов Инструкция о порядке проведения опроса об использовании бюджета времени.

    Нередко в ходе исследований бюджетов времени наряду с изучением фактического поведения исследователю важно выявить мнения и оценки об удовлетворенности величиной использования различных групп, времени, об условиях своей деятельности, предложения, но их улучшению и т. д. Соответствующие, вопросы целесообразно включить в специальный вопросник (Бланк 3).

    Наряду с указанными документами необходимо заполнить справку об обследуемом объекте (предприятий, городе и т.д.), содержащую сведения, характеризующие его.

    Инструментарий включает также ряд документов, необходимых для проведения обследования, а именно: 1) карточка обследуемого (с рядом сведений), 2) список обследуемых лиц (вручается интер­вьюеру-регистратору), 3) удостоверение на право проведения опроса, 4) ведомость учета выдачи - приема материалов, 5) кодировочные листы (специфические для разных бланков) и др.

    Обязательным документом является «Инструкция организаторам проведения обследования бюджета времени», содержащая сведения о цели исследования, методе опроса, перечень обязанностей органи­заторов проведения обследования. Необходима также «Книга шиф­ров информации об использовании бюджета времени», содержащая классификации видов деятельности, присутствующих лиц и мест совершения видов деятельности, их шифры.

    При изучении бюджетов времени применяется, как правило, мно­гоступенчатая выборка (отрасли-предприятия - подразделения предприятий - опрашиваемые лица; город -районы города - изби­рательные участки - семьи - опрашиваемые лица). Отбор лиц для опроса представляет большие сложности, поскольку выборочная со­вокупность должна соответствовать генеральной совокупности по гораздо большим признакам, нежели при обычных социологических обследованиях. Необходимо соответствие по полу, возрасту, семей­ному положению, социальному положению, профессий, режимам рабочей недели (пятидневка, шестидневка), режимам сменности и ряду других признаков. Очень важным элементом методики изуче­ния бюджета времени является метод записи сведений о видах дея­тельности. Общепринятым в СССР и за рубежом и признанным как наилучший в результате ряда специальных исследований является метод периодической записи данных самим обследуемым лицом за текущие сутки («дневниковый метод») с последующим уточнением правильности записей вместе с регистратором. Запись ведется в хронологическом порядке с 0 час. и до 24 час. с точностью до одной минуты.

    Большое значение в связи с этим имеет подбор и тщательная подготовка интервьюеров-регистраторов. Одному регистратору сле­дует поручать проводить опрос сравнительно небольшого числа лиц - 7-14 человек в неделю. Они должны тщательно изучить весь инструментарий исследования, заполнить анкету на себя и обсудить типичные ошибки.

    Подготовка информации, полученной в ходе обследования, и ее обработка также имеют свои специфические особенности.

    Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

    Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается, взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому; и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

    Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

    Каким образом можно разработать научно обоснованный режим дня? Сначала необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с приведенными гигиенически допустимыми нормами. В соответствии с ними суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 ч учебных занятий (6 ч аудиторных и 4-6 ч самостоятельных) и 12 ч, отведенный на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Воскресные дни содержат 12 ч резервных (вместо времени, затрачиваемого на учебную деятельность). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности и учебного расписания.

    3.1. Организация сна

    Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

    Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

    Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5-6 ч. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч сна и даже более.

    Изучение бюджета времени студентов показывает, что загрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинакова и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин.

    Время на учебные занятия является наиболее стабильным и составляет 6-8 часов в день. Самоподготовка весьма варьирована и в среднем занимает в день 3-5 часов, а в период сессий-8-9 часов. Таким образом, в среднем в сумме учебная работа студентов составляет 9-12 часов в день. Наиболее значительны затраты времени на учебную и самостоятельную работу у первокурсников, что объективно отражает их адаптацию к стилю и методам обучения в вузе. Исследования показали, что это время у первокурсников за неделю составило 64,8-68,8 часа или в среднем11 часов в день: у студентов 2 курса-50,7-56,3 часа или 8,9 часа в день; у студентов 3 курса - 46,2-55,9 часа или 8,5 часа в день. Характерно, что значительная часть студентов I курса, еще не научившихся правильно планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой по 2-4 часа даже в выходные дни. Эти данные говорят о том, что учебный труд студентов является достаточно напряженным.

    Большую значимость в бюджете времени студента имеет свободное время. Оно составляет в среднем 1,7-2,8 часа в день. Студенты посвящают его общественной работе, овладению ценностями духовной культуры, интеллектуальному и физическому совершенствованию, отдыху. Условия, в которых живет, учится и отдыхает студент, оказывают существенное влияние на его работоспособность, состояние здоровья. Режим учебного труда, приема пищи, сна, оздоровительные мероприятия обеспечивают экономичное расходование нервной энергии, снижают нервно-психическую напряженность.

    Обследование около 10000 студентов показало, что приступают к самоподготовке в период от 18 до 20 часов - 26,3% студентов, от 20 до 22 часов-36,8%, от 22-24 часов 23,2%. Если в среднем продолжительность самоподготовки составляет 4 часа, можно заключить, что 60% студентов выполняют ее в поздние вечерние часы.



    Работа в это время требует повышенных затрат нервной энергии, что

    отрицательно отражается на качестве сна, ухудшает здоровье, снижает эффективность усвоения учебного материала. У многих сту­дентов нарушен режим сна. У 87%студентов, проживающих в общежи­тии, отход ко сну затягивается до 1-3 часов ночи. Крайне недоста­точная продолжительность ночного сна до 6 часов наблюдается у 25%студентов, от 6-7часов у 60%.Нормальная продолжительность сна от 7 до 8 часов отмечается лишь у 15%студентов. При система­тическом недосыпании наблюдается снижение умственной работоспо­собности на 7-18%. Недооценивается студентами и режим питания. В определенные часы принимают пищу около 29%студентов, без завтрака уходят на занятия 21%,не ужинают 16%,около 47%принимают горячую пищу только 2 раза в день. Оздоровительные мероприятия в режиме дня являются важным фактором укрепления здоровья. Однако, из числа обследованных утреннюю гигиеническую зарядку система­тически выполняют лишь 3,4%,закаливающие процедуры-0,8%,очень мало студенты бывают на свежем воздухе: до 30 мин в день – 61%, до I часа 29%, до 2 часов 10%. В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 97%студентов, пребывание на воздухе которых ограничивается 30 минутами в день.

    2. Основные психофизиологические характеристики умственного труда студентов

    Прогресс науки и техники вызвал необходимость получения значительного объема профессиональных знаний и большого количества разнообразной информации. Неизмеримо возрос темп жизни. Все это обусловило, смещение центра тяжести нагрузки с физической сферы на психическую, умственную и эмоциональную.

    Умственная деятельность человека сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма. Прежде всего увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга. При различных видах умственной работы суточный расход энергии (по сравнению с состоянием покоя) повышается на небольшую величину и составляет 2500-3000 ккал. Показатели дыхания при этом почти не изменяются. Функции сердечнососудистой системы при умственной работе изменяются незначительно - происходит увеличение кровенаполненных сосудов мозга, сужение периферических сосудов конечностей и расширение сосудов внутренних органов, т.е. совершаются сосудистые реакции, обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Наблюдения за студентами в период экзаменационных сессий показывают, что частота сердцебиения в это время у них устойчиво повышается до 88-92 ударов в минуту против 76-80 ударов в период учебных занятий.

    Умственная работоспособность может изменяться в зависимости от самочувствия и настроения студента, понимания им смысла выпол­няемой работы, интереса к ней, эмоций и волевых усилий. При дли­тельной и достаточно напряженной работе наступает умственное утомление. При умственном утомлении снижается сила памяти, следствием чего возникает "убегание мыслей", быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

    Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умственная усталость - субъективное чувство человека. Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неуда­чах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает усталость. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. В возбуж­денном состоянии можно не замечать утомления. Так, несмотря на то, что

    экзамены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоциональный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что

    временно снимает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобилизует студента, неудача может привести к депрессии.

    Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней не обнаруживаются творческие начала, она становится шаблонной. Утомленный человек в своем труде невольно идет за готовыми образцами и может выполнить такую ра­боту еще относительно легко. Наступающее утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятель­ности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением.

    Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор не оказываются по силам - хочется только спать.

    При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны: чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышается раздражитель­ность, снижение аппетита, головокружение, головная боль. Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспептические расстройства, лабильность частоты сердцебиения и кровяного давления, потливость, снижения сопротивляемости организма инфекциям и заболеваниям. Умственный труд протекает в условиях малой двигательной активности. Это приводит к возникно­вению условий для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. Поэтому умственная деятель­ность студентов, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму

    и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.

    БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - один из методов социологич. исследований, служащий способом изучения реального поведения людей, отраженного в показателях времени. Полученный в ходе исследования БВ представляет собой распределение времени суток (недели, месяца, года и т. д.) по различным видам деятельности разных групп людей. БВ имеет определенную структуру, определяемую видами деятельности той или иной соц. группой населения в соответствии с основными соц.-экономич. потребностями.

    Бюджет времени включает:

    1) рабочее время;

    2) время, связанное с работой (учебой) на предприятии (учреждении, учебном заведении);

    3) время на домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей;

    4) время на уход и воспитание детей;

    5) время удовлетворения физиоло-гич. потребностей;

    6) свободное время.

    Затраты времени, кроме труда на предприятии (учреждении), составляют время внерабочее. Б.в. рассчитывается, как правило, в среднем на одного человека (как представителя той или иной соц. группы населения) за сутки или за неделю.

    Рабочее время и время, связанное с работой, состоит из ра­бочего времени по основной деятельности, по сверхурочной и дополнительной работе, а также времени передвижения к месту работы и обратно, включающего ожидание транспорта, продол­жительность поездки на работу и передвижение пешком,

    В затратах времени на ведение домашнего хозяйства выде­лены затраты на работы по дому и затраты времени на покупку продуктов, непро­довольственных товаров и услуг. В этой группе затрат предусматривается выделение из общего времени затрат на передвижение к месту получения услуг и вре­мени на ожидание в очереди.

    Наибольший вес во всем времени составляют затраты на удо­влетворение физиологических потребностей, складывающихся из времени на сон (ночной и дневной), принятие пищи, уход за со­бой и др.

    Особое место в составе внерабочего времени и в общем бюджете времени населения занимает свободное время, предназначенное для культурного, интеллектуального, физического развитие и отдыха населения. Его величина, удельный вес и структура дли каждой группы населения во многом обусловлены величиной рабочего времени и времени, связанного с работой, а также затратами времени на физиологические потребности, покупку товаров и получение услуг, на ведение домашнего хозяйства. В этом смы­сле оно носит «остаточный» характер.


    36. Гигиенические аспекты проблемы «школьной зрелости».

    Причины, ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.
    1. Проблемы органического характера
    Согласно современному законодательству (Санитарные нормы и правила 2.4.2. 576–96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений»), ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев. Шестилетние дети (6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагает всем необходимым для организации обучения таких детей.
    Физическое развитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела) – это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет «не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приросты длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2.2–2.5 кг. В течении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их просто не узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большее время на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д.
    В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.
    В то же время у детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению.
    А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу, – сразу станет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки.
    Не закончены в этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполне понятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося на парту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
    У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают, что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев, рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки. Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживания правильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
    Кроме того, в этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классе жалобы: «болит рука», «рука устала». Не закончено формирование мышц, костей кисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. К тому же все это недостаточно учитывается в методике обучения письму.
    В шесть-семь лет продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой системы, повышаются её надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляция кровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка в совершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки.
    Если ребенку 6,5 лет – повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
    «Незрелость» детей не может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.
    2. Проблемы воспитательного характера
    Отрицательно влияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям и плохое нормирование статических и умственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития и преобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т.е. организм ребенка растет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступит несколько позже.
    Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе, а степень её зрелости сложных форм поведения и психической деятельности ребенка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов центральной нервной системы показало, что дети шести-семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой, словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на определенный объект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако к объему и уровню внимания и способности у его распределению младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников. Лишь к девяти-десяти годам произойдет резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. Однако произвольное внимание непорочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почему такое большое значение имеет для младших школьников, особенно для первоклассников – шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просто рассказ учителя.
    Для деятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять и удерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственного интереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которые испытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональных особенностей. Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно с шестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.
    В шесть-семь лет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этих индивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения, торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующие о наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности; правда, считается, что они не являются абсолютно неизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своих учеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях), а о темпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. А вот темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности и поведения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но и достаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде таких основных характеристик, как общая психологическая активность, моторика, эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп его деятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, его реакцию и т.д. На основе этих характеристик должен будет строится и индивидуальный подход к ученику.