Синие строки есенина. Сочинение на тему: "Цветовая символика в любовной лирике А. Блока и С. Есенина"

Цветная лирика С. Есенина




Введение

Глава 1. Становление С. Есенина как поэта-лирика «бревенчатой избы»

1Есенинская поэтическая одухотворенность мира, его правдивость

2Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина

1Цветная лирика юности

2Цвет революции в стихах поэта

3Расцвет поэтического творчества С. Есенина

4Цвета любви

5Краски уходящей юности, безысходности, драматичности

Заключение


ВВЕДЕНИЕ


Творчество Сергея Есенина почитаемо и любимо народом. Оно отразило красоту родной земли. Его стихи зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любовь к Родине, требовательное отношение к себе, правдивость и искренность. Они являются для нас не только источником радости, предметом эстетического наслаждения, но и фактором большой нравственной силы, потому что в их основе лежит высокая человечность.

Целостный подход к наследию Есенина предполагает трезвую, критическую оценку тех его произведений, которые связаны с трудными моментами его биографии, которые отразили противоречивое восприятие им сложных социальных процессов. Мы глубоко чтим и восхищаемся всем тем, что навеки породнило Есенина с Русью, с её историческими эпохами и с великими гуманистическими традициями русской поэзии.

Много ученых и искусствоведов изучали творчество С. Есенина, его жизненный путь. В реферате использованы труды доктора филологических наук И. С. Эвентова, который воссоздал весь жизненный путь С. Есенина. Описал его детство, учение, жизнь в Москве, Петрограде, участие в войне, в революции 1917г., его путешествие в Европу и Америку, любовь к Айседоре Дункан, его жизненную драму, роковые дни.

Приводятся выдержки из критико-биографического очерка о С. Есенине Корнелия Зелинского с дореволюционными стихами, размышления Захарова А.Н. о поэтике Есенина. Подробно описано творчество поэта Прокушевым Ю. « Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». Приводятся стихи послереволюционного периода в жизни С. Есенина, опубликованные в книге Т. С. Аверкиной.

Целью данного реферата является изучение символики цвета в лирике С. Есенина. Этот стилистический приём связан у него с романтизацией деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования. Образы людей, животных, природы носят зрительный, красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайшие краски чистых и сильных тонов.

Для изучения символике цвета в лирике С. Есенина положен принцип поэтапного жизненного пути, становления характера, влияние политических событий на его творчество, незащищенность поэта перед трудностями жизни и быта, которые встретились на его пути.

Может быть, под влиянием внезапных разочарований, душевной усталости, Есенин и оборвал свою жизнь.


Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


С. А. Есенин

«Спит ковыль. равнина дорогая…»

Глава 1. Становление С. Есенина как поэта - лирика «бревёнчатой избы»


1 Есенинская поэтическая одухотворённость мира, его правдивость


С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. Все детство его прошло в деревне. Бабка водила Сергея с 8 лет по разным монастырям. В доме ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, обладавший прекрасной памятью, зная великое множество народных песен, а старуха приживальщица, ухаживая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы: холмистый берег Оки, избы с соломенными крышами, церковь в центре села, стройные многолетние берёзы с множеством грачиных гнезд, огромные луга, усеянные цветами. Любимыми воспоминаниями поэта были выезды в ночное, сенокосы. Он был озорником, с ребятами делали набеги на сады и огороды, лазил по деревьям, играл в лапту. С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. В девять лет он поступает в Константиновское земское четырёхгодичное училище, которое закончил в 1909 году с отличием. Первые стихи Сергей написал в 9 лет, но сознательное творчество он сам относит к 16-17 годам, когда заканчивал церковно-учительскую школу. В лирических стихах Есенина обращает на себя внимание одухотворённость мира. Предмет, который он рисует, и прежде всего природа, всегда движется. Месяц, который сравнивается с кудрявым ягненочком, «гуляет» в голубой траве. Рога месяца, отразившегося в затихшем озере, «бодаются» с осокой. Если взглянуть на озеро «с тропы далекой», то покажется, что «вода качает берега». Полынь не пахнет, а «веет запахом», сад не цветет, а «пышет, как пенный пожар» и т.д.


Тучи - как озера,

Месяц - рыжий гусь.

Пляшет перед взором

Буйственная Русь.


Дрогнул лес зеленый,

Закипел родник.

Здравствуй, обновленный

Отчарь мой, мужик!

На корточках ползали слухи,

Судили, решали шепча.

И я от моей старухи

Достаточно их получал


Однажды вернувшись с тяги,

Я лег подремать на диван.

Разносчик болотной влаги,

Меня прознобил туман.


В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей. Он осознавал загубленность молодости. Это был период декаденства в творчестве Есенина. «У собратьев моих, - писал он, - нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно все».

Все это пагубно отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, «разгульные», озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, повесы, скандалиста:


Я московский озорной гуляка.

По всему тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пес мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне бог.


Есенин быстро разобрался в своих лжедрузьях, ушел от декаденства. Но старые связи, назойливые домогания непрошенных гостей портили ему жизнь до конца его дней.


И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему все заживет!»


В декабре 1923 году он печатает стихотворение «Пускай ты выпита другим…», в котором говорит:


Я сердцем никогда не лгу,

Бестрепетно сказать могу,

Что я прощаюсь с хулиганством.

1.2 Любовь к человеку, к народу, к Родине в творчестве С. Есенина

есенин поэт цвет лирика

Все поэтические образы Есенина движутся, превращаются, а человек и природа неразделимы. Однако мысль о том, что мир и человек находятся в дороге, подводила поэта к другой мысли - о конце этого движения, о смерти. В пятнадцать лет он написал стихи о прекрасной девушке, которая поила коня «из горстей в поводу». Заканчивает свое стихотворение сценой, как эту девушку несут мимо его окон хоронить. Такова правда жизни у Есенина: красивое, как и вся жизнь, скоротечно, непрочно. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути.


…Теперь года прошли.

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по иному…


…Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть…


…Мы теперь уходим понемногу

В ту сторону, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Или в стихотворении «Стансы»:


…Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном -

В великих штатах СССР.


Даже поездка в Европу и Америку с любимой женщиной Айседорой Дункан тяготила Есенина. Ему хотелось домой, в обновленную Россию, в ширь степей, глубину озер, где все знакомо до боли и радует душу. Возвращение на Родину было праздником для поэта: родились стихи «Мой путь».


…Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.


Много красоты и богатства таится в глубоко человечной лирике Есенина. Удивительна способность поэта раскрывать прелесть самой жизни, заражать его великой любовью к Родине, которую он умеет вложить решительно во все, что изображает: и в березку, и в поле, и в сноп соломы.

Социальная сторона жизни деревни, революция, классовые противоречия, не питало его чисто лирических впечатлений. Общедемократические и гражданские мотивы звучат в стихах «Капли», «У могилы», «Кузнец», «Русь», поэме «Марфа Посадница». Однако главным, что будило поэтическое восхищение у Есенина, откуда он брал краски, образы, - была «древляя», патриархальная Русь, с ее кротостью и буйством, смирением и широтой, с ее прелестью естественных отношений.

…Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок - ветер по самые плечи

Заголил на березке подол…

…Да сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.


Восхищаться уже я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.


И уже в 1925 году, за несколько месяцев до смерти, С. Есенин пишет стихи о полевой России. Он, наконец - то понял, что прогресс не повернуть назад, что «тележная», «соломенная» Россия должны уйти в прошлое. А он будет любить Россию обновленную, потому что она - его Родина.


…Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.


Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь…


Глава 2. Символика цвета в лирике С. Есенина


1 Цветная лирика юности


Красота родной природы, деревенский быт, широта души русского человека воспитали Есенина как поэта - лирика. Его поэзия многоцветна и очень гармонично сливается с его внутренним миром. В его первых стихах преобладают голубые, алые, зеленые тона. Есенин воспевает Русь, деревенское бытие.


Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.


Его ранняя поэзия в этот период спокойная, безмятежная.

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где - то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.


В 1911 году Есенин переезжает в Москву. Но город привлекает его как место, где можно заняться литературным образованием и опубликовать свои стихи. Он чужд поэту. «Москва, - писал он, - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга. Здесь нет ни одного журнала. Положительно ни одного. Есть, но которые только годны на помойку, вроде «Вокруг света», «Огонек».

В этот период в его стихах появляются резкие, контрастные цвета.

…Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи, кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались из груди,

Что чешуя скорузлых рыб.


2.2 Цвет революции и войны в стихах поэта


Благотворное действие оказало пребывание в московской рабочей среде. Есенин знакомится с наборщиками, печатниками, переплетчиками, среди которых было не мало потомственных пролетариев. Сам устраивается на работу в типографию. В марте 1913 года Есенин участвует в забастовке протеста против гонений на пролетарскую печать. Была закрыта властями большевистская газета «Наш путь». События эти отразились в поэзии Есенина. В стихотворении «Кузнец» он призывает рабочих сбросить с себя постыдный страх, «…разогнать черные тучи, хмурые дни…», за которыми для всех «…засияет блеск солнца в голубом сиянье дня…».


Душно в кузнице угрюмой,

И тяжел несносный жар,

И от визга и от шума

В голове стоит угар.

К наковальне наклоняясь,

Машут руки кузнеца,

Сетью красной рассыпаясь,

Вьются искры у лица.

Взор отважный и суровый

Блещут радугой огней,

Словно взмах орла, готовый

Унестись за даль морей…

Куй, кузнец, рази ударом,

Пусть с лица струится пот.

Зажигай сердца пожаром,

Прочь от горя и невзгод!

Закали свои порывы,

Преврати порывы в сталь

И лети мечтой игривой

Ты в заоблачную даль.

Там вдали, за черной тучей,

За порогом хмурых дней.

Реет солнца блеск могучий

Над равнинами полей.

Тонут пастбища и нивы

В голубом сиянье дня,

И над пашнею счастливо

Созревают зеленя.

Взвейся к солнцу с новой силой,

Загорись в его лучах.

Прочь от робости постылой,

Сбрось скорей постыдный страх.


В одном из писем образным языком, но достаточно прозрачно говорится о настроениях поэта, вызванных террором властей, и о том, что можно ждать впереди.

«Печальные сны охватили мою душу. Злой рок обманул, и деспотизм еще будет владычествовать, пока не загорится заря. Сейчас пока меркнут звезды, и расстилается тихий легкий туман, а заря еще не брезжит, но всегда перед этим или после этого угасания владычества ночи, всегда бывает так. А заря недалека, и за нею светлый день….»

Началась война 1914 года. Есенин видел, какое опустошение приносит она России, русской деревне. На сенокосе не хватало мужских рук, часть урожая погибала под дождем. А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. В его творчестве появляются седые черные краски, красная - цвет крови, белые, печальные тона.


Понакаркали черные вороны:

грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.


Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.


В стихотворении «Узоры» он рисует трагедию этих лет.


Девушка в светлице, вышивает ткани,

На канве в узорах конья и кресты.

Девушка рисует мертвых на поляне,

На груди у мертвых - красные цветы.


…В трепетном мерцанье, в белом покрывале

Девушка, как призрак, плачет у окна.

2.3 Расцвет поэтического творчества С. Есенина


Москва тяготит Есенина. Он переезжает в Петербург. Встречается с редакторами, поэтами. Познакомился со многими писателями, ходил на творческие вечера. Со временем он стал более разборчив в своей дружбе, связях. Он явственнее приближался к демократическому лагерю литературы. Он познакомился с Блоком, а позднее с М. Горьким, В. Маяковским, В. Шишковым, П. Орешиным. Его стихи начинают печатать в журналах. В 1916 году вышла его книга «Радуница». Это был великий праздник для поэта. Ему было всего 21 год.

Простота языка, реализм, близость к фольклору, задушевность авторского голоса, непосредственность чувства - все это отличало Есенина от других поэтов. О нем заговорили как о самобытном поэте - лирике, творце «дивных красок», художнике с будущим.


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

«Береза».


Поэзия Есенина связана с романтизацией деревенского бытия и стремлениям выразить красоту сильного лирического чувствования. Это чувства восхищения природой, влюбленностью в женщину, любви к человеку, к жизни, к красоте бытия вообще. Эти образы чаще всего носят зрительный, красочный характер. Есенин словно направляет на изображаемый предмет ярчайший спектр самых чистых и сильных тонов. Если Есенин говорит о том, что и его коснулся новый свет, то «все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Вообще «золотой» и «синий» - самые любимые цвета поэта. Золотой блеск переливается в его стихах, переходя от солнца к соломе, волосам, молодости, жизни, женщине и т.д.: «сердце станет глыбой золотою», «Эх ты, молодость, буйная молодость, золотая сорвиголова!». «Синий свет, свет такой синий! В эту синь даже умереть не жаль». Синее струится во всем: «синий май», «несказанное, синее, нежное…», «Предрассветное. Синее. Раннее…», «воздух прозрачный и синий…» и т.д. Золотое становится «желтым», синее - голубым, на листьях крапивы - «яркий перламутр». Цвета характеризуют предмет, смешиваются, играют.


О Русь - малиновое поле

О синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

«Запели тесаные дроги…»

Революция 1917 года открыла Есенину путь к массовому читателю. Он выступает в концертных залах, в Академии художеств, на литературных вечерах. Революцию он принял с восторгом. Поэт внутренне был уже подготовлен к ней, весь его человеческий темперамент гармонировал с Октябрем. Рождаются стихи «Небесный барабанщик».


Смыкайтесь же тесной стеною!

Кому ненавистен туман,

Тот солнце корявой рукою

Сорвет на златой барабан.


Сорвет и пойдет по дорогам

Лить зов над озерами сил -

На тени церквей и острогов,

На белое стадо горилл.


Осенью 1918 года Есенин написал стихи по случаю открытия мемориальной доски на Кремлевской стене у могил героев Октябрьской революции. В стихах цвет красных зарниц, золотого солнца, утренней зари, ассоциирующие с переменами в стране.


Спите, любимые братья!

Снова родная земля

Неколебимые рати

Движет под стены Кремля.


Новые в мире зачатья,

Зарево красных зарниц…

Спите, любимые братья,

В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот…

Спите, любимые братья,

Мимо вас движутся ратью

К зорям вселенским народ.

«Кантата».


В этот период жизни он встречается с Дзержинским, Свердловым, Луначарским, Калининым.


2.4 Цвета любви


Как все люди С. Есенин влюблялся и был любим. Очень много стихов он посветил женщинам, матери, любви. Эти стихи переливаются всеми цветами радуги.


Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато - карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.


…Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Что желать по житейскую ношею,

Проклиная удел свой и дом?

И хотел бы теперь хорошую

Видеть девушку под окном.


Чтоб с глазами она васильковыми

Только мне -

Не кому - нибудь -

И словами и чувствами новыми

Успокоила сердце и грудь.


Любовь представала его взору как убежище от метели и бед, как подарок судьбы:


Ах, метель такая, просто, черт возьми,

Забивает крышу белыми гвоздями.

Только мне не страшно, и в моей судьбе

Непутевым сердцем я прибит к тебе.

«Ах, метель такая…»


2.5 Краски уходящей юности, безысходности, драматичности


Повзрослевший поэт грустит о быстротечности времени, в стихах проглядывает грусть. Ему жаль своей жизни прожитой в гульбе и кутежах, загубленной молодости. В стихах появляются краски осени, увяданья, «свинцовой свежести полынь», он как бы прощается с юностью.


Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? не ты ль приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.


Молодая Россия строится, развивается промышленность. Он вроде бы хочет перемен, как истинный патриот, но с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину. Его творчество снова окрасилось в тона безысходной драматичности, пессимизма.


Спи ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на Родине любимой,

Все любя, спокойно умереть.

Заключение


Приведенные наблюдения приводят к выводу: Есенин вырос в традиции народного, классического русского стиха. Он был деревенским мальчиком с мягким характером и лиричной душой. Он умел подмечать красоту природы, человеческую жизнь, политические и экономические изменения в стране. Свои чувства он выражал в стихах. Они были одухотворенными. Предметы, которые он рисует, и прежде всего природа, всегда движутся. Он очень много пишет стихов о природе, красоте полей, убогости деревни, подмечает жизненные эпизоды, одушевляет животных.

Жизнь в городе его тяготила. Он жил там только потому, что ему хотелось напечатать свои стихи, учиться литературе, ему нужно было встретиться с писателями и поэтами, с аудиторией слушателей.

В жизни Есенина происходило много событий, встреч, разочарований. Его тяготила жизненная неустроенность, назойливость лжедрузей, дружеские попойки. Он осознавал загубленность молодости и все это описывал в своих стихах. Горький акцент сопровождает лирику Есенина на всем ее пути.

Очень велика была любовь Есенина к Родине. Он принимал ее и любил разную: бедную, убогую, с классовыми противоречиями, революционную, обновленную. Даже заграница его не прельстила. Можно сказать, что все стихи Есенина автобиографичны.

Его поэзия многоцветна и очень сливается с его внутренним миром. В его стихах преобладают голубые, синие, зеленые, золотые, желтые тона. Его ранняя поэзия спокойная и безмятежная.

В осенний период в жизни страны он окрашивает в алые и красные, черные тона, цвета крови и печали.

Революцию он воспринял как блеск солнца в голубом сиянье дня, разогнавшего черные тучи. Есенин понимал, что начавшийся прогресс в стране изменил Россию, его убогую деревню. Назад уже ничего не вернешь. И он любит Родину обновленную. В его стихах появляется «цвет стали», «золото барабанов». Но как сказал сам Есенин, он так и остался поэтом «золотой бревенчатой избы».

Список используемой литературы


Аверкина, Т.С. Стихотворения и поэмы Есенина, С.А. - М., 1993.

Захаров, А.Н. Поэтика Есенина. - М. 1995.

Зелинский, К. Сергей Есенин. - М., 1988.

Марченко, А. Поэтический мир Есенина. - М. - 2-е изд., 1989.

Прокушев, Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха.-5-е изд.-М., 1989.

Эвентов, И.С. Сергей Есенин. Биография писателя. - М., 1987.


Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А.Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи . В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль.

Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал свое поэтическое творчество, — это желто-золотой : «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья — кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога.…». Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев»: «Желтые кошки казацких голов», «Зари желтый горб».

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет : «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткали на озере алый свет зари», Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…».

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина — как «белоснежное перо».

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый («Жёлтые поводья/ Месяц уронил»), который затем переходит в рыжий («Церквами у прясел/ Рыжие стога»), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: «Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу». В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть.

Преобладающие цвета в лирике Есенина - синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное...», 1925 г.)

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний - пейзаж души лирического героя.

Любимые есенинские эпитеты - «синий» и «голубой» - постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую /Старый клен на одной ноге...»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем - «зимнем» - цикле стихов, преобладают в основном два цвета - черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна...», 1925 г.)

Поэма «Анна Снегина» (1925) - «лучшее из всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лироэпический: внутренний, лирический, сюжет произведения не просто тесно переплетен, а неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране». «Образцом для подражания» Есенину послужил в стихах «Евгений Онегин», мотивы которого слышны в «Анне Снегиной» (дворянская тема, первая любовь героев, «разность» между автором и героем поэмы Сергеем).

В основе сюжета - реальные события: два приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 гг. (в поэме действие происходит в 1917 и 1923 гг.); прообразом главной героини стала знакомая Есенина, помещица Л. И. Кашина.

В центре лирического сюжета поэмы - встреча летом 1917 г. «знаменитого поэта» со своей первой любовью:

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой...

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: «Ив сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...» Встреча Сергея с Анной происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей - «первый в стране дезертир» - жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню

Тех дней роковое кольцо...

Но было совсем не легко мне

Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось «многоголосие» поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове «скатилась со счастья вожжа»: криушане убили старшину их деревни. С тех пор «то радовцев бьют криушане, то рад овцы бьют криушан». Убийца старшины - Петр Оглоблин (фамилия говорящая) - нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в «помощники», чтобы ехать «к Снегиной... вместе... Просить». Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристику, например, того же Прона: «Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ», и через детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года «первым описывать барский дом» поехал брат Прона Лабутя, член Совета и «герой» войны, которому дается такая убийственная характеристика: «Мужик - что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». (Пятый туз - лишний туз в шулерской колоде.)

Объяснение Анны с Сергеем - кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню - Она говорила:

Оскорбила случайно...

Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,

Что страстью преступной зовут...»

Спустя годы Сергей узнает причину отказа «девушки в белой накидке»:

До этой осени

Я знала б счастливую быль...

Потом бы меня вы бросили,

Как выпитую бутыль...

Поэтому было не надо...

Ни встреч... ни вообще продолжать...

Тем более с старыми взглядами

Могла я обидеть мать.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны - пропасть меж «белой» и «черной» костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: в «лирику» вошел эпос. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас, -

Так кончается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны «беспричинное письмо» с лондонской печатью, в этих строках изменено всего одно слово. В любые, даже самые «суровые и грозные годы», внутреннее - мир души, чувства - главное для человека, это - неуничтожимо, вечно, и потому финальные строки поэмы:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Если домашнее задание на тему: » Особенности цветосветовой палитры Есенина оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет «Я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек», - с восхищением и гордостью писал удивительный русский поэт начала XX Сергей Петрович - студент третьего курса естественного факультета. Он некрасив, неумен, неловок, ординарен. Ему не удаются романы с женщинами, у О Есенине и его поэзии «Эта песня в сердце отзовется» Горой Советского Союза Сергей Борзенко рассказывал автору этих строк: - В августе «Не я выдумал этот образ, он... основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ (этот «сказочный оборотень») заключает в себе

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Введение

Основная часть

Сергей Есенин – певец русской природы

Практическая часть

Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Сергея Есенина?

Исследование 2: В каком стихотворении больше всего наименований цветов?

Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихах С. Есенина?

Введение

Цель данной работы – развитие творческих способностей учащихся; развивать внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через цвет.

Объектом исследования является творчество Сергея Есенина.

Предметом исследования выбраны стихи Сергея Есенина о русской природе.

Актуальность : для того чтобы понимать поэзию, необходимо изучать языковые художественно - изобразительные средства

Задачи исследования: Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе. Ответить на вопрос: «Почему С. Есенина называют певцом природы?» Какие цвета преобладают в стихах Есенина? С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях поэта?

Основные этапы исследования:

Собрать необходимые источники для выполнения этой работы.

Провести анализ стихотворений С. Есенина о природе.

Провести анализ результатов исследования и сделать соответствующие выводы.

Иллюстрировать стихи С. Есенина.

Теоретической основой исследования является сборник стихотворений и поэм

Исследовательская работа включает в себя : введение, основную часть: «Сергей Есенин – певец русской земли», исследования, выводы.

Сергей Есенин – певец русской природы

Сергей Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии, в селе Константинове. С самого детства поэт впитал в себя дух и красоту родной природы. Искренняя любовь к ней, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское звучание, которое можно всегда различить в русской лирике. Пожалуй, у Есенина нет ни одного стихотворения, в котором он не воспевал бы Россию.

Есенин очень любил свою деревню, свой дом, свою семью. Особенно близок был ему его дед – Фёдор Андреевич Титов, который много вложил в него. Многие черты характера были унаследованы от деда. Очень любила Сергея бабушка – Наталья Евтеевна, которая баловала его и заботилась о нём. Бабушка рассказывала внуку сказки, духовные стихи, пела песни. Всё то доброе, хорошее, что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и что разбужено в душе поэта – это всё влияние дедушки и бабушки.

Детство Есенина прошло среди полей и степей. Он любил лес, озёра, луга и цветы, любил деревенскую жизнь с её заботами и забавами. Особенно любил сенокос:

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Поэзия Есенина проникнута любовью к своей Родине, к своей родной земле. Потому каждому из нас так близки и понятны стихи поэта. Есенин – истинный поэт России, который стал великим, поднявшись из глубин народной жизни. Его родина - Рязанская земля - вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер - вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...

Есенина часто называют певцом русской природы. Любовь Есенина к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Читая стихи поэта, невольно наполняешься его стремлением сказать всем о своей любви к России, ее красоте и чистоте, выразить свою любовь к ней стихами.

В стихах Есенина природа в вечном движении, в развитии и изменении. Она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Поэт использует опыт народной поэзии. Часто прибегает к приему олицетворения. Черёмуха «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и берёзы в белом плачут по лесам», «улыбнулась солнцу сонная земля».

Природа у Есенина цветная, красочная. Любимые цвета – синий, белый, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Эти цвета символизируют широкие просторы России: «вечером синим, вечером лунным», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку»; выражают чувство любви и нежности: «заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза».

Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены есенинские строки: звон ручья, шелест листьев, шепот трав, звуки песни, звуки тишины, порывы ветра, пение птиц, плеск речной волны.

Вывод:

1. Природа - душа есенинских стихов. Ни одно стихотворение поэта не обходится без картин природы.

2. “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения:

- Живописная природа Рязанской области.

Богатый запас детских впечатлений.

Окружала атмосфера народной поэзии.

3. Природа у Есенина красочная, цветная. Наполнена необыкновенными звуками

Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

Белый цвет…

«Белая береза под моим окном…» («Береза»)

«Словно белою косынкой

Подвязалася сосна». («Пороша»)

«Как снежинка белая, в просини я таю…» («Матушка в Купальницу по лесу ходила…»)

«В роще по березкам белый перезвон». («Троицыно утро, утренний канон…»)

«Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной». («Я снова здесь, в семье родной…»)

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Нежная девушка в белом…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Хороша ты, о белая гладь!» («Я по первому снегу бреду…»)

«Все пройдет, как с белых яблонь дым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад». («Письмо матери»)

«Заметает пурга

Белый путь… » («Заметает пурга»)

Синий…

«Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса» («Русь»)

«Я смотрел из окошка на синий платок…» («Подражанье песне»)

«Там в полях, за синей гущей лога…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«Пусть порой мне шепчет синий вечер…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
«Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…» («Вот оно, глупое счастье…»)
«Только синь сосет глаза…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось». («Нивы сжаты, рощи голы…»)

«… И синь упавшая в реку…» («Запели тесаные дроги…»)

«Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил». («Я по первому снегу бреду…»)

«Синий сумрак как стадо овец…» («Закружилась листва золотая…»)

«И тебе в вечернем синем мраке…» («Письмо матери»)

Золотой…

«Золотыми звездами в снег». («Песнь о собаке»)

«Звени, звени, златая Русь…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«Здравствуй, златое затишье…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу». («Разбуди меня завтра рано…»)

«Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов». («О Русь, взмахни крылами…»)

«Закружилась листва золотая…» («Закружилась листва золотая…»)

«Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча…» («Я последний поэт деревни…»)

«Увяданья золотом охвачены

Я не буду больше молодым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…» («Отговорила роща золотая»)

«Золотой лягушкою луна

Распласталась на тихой воде» («Я покинул родимый дом…»)

И горят снежинки
В золотом огне. («Береза»)

Красный, алый

«Выткался на озере алый свет зари». («Выткался на озере алый свет зари»)

«Я молюсь на алы зори…» («Я пастух, мои палаты…»)

«С алым соком ягоды на коже…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Заря молитвенником красным…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«По пруду лебедем красным…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом». («Разбуди меня завтра рано…»)

Желтый

«Вяжут кружево над лесом

в желтой пене облака». («Я пастух, мои палаты…»)

«В том краю, где желтая крапива…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«… И не от солнца желт песок». («Весна на радость не похожа…»)

«Желтый хвост упал в метель пожаром….» («Лисица»)

«…Близок сердцу желтеющий дол». («Закружилась листва золотая…»)

Голубой цвет…

«У голубого водопоя…» («Весна на радость не похожа…»)

«По голубой долине,

Меж телок и коров…» («О Русь, взмахи крылами…»)

«На тропу голубого поля…» («Я последний поэт деревни…»)

«О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом» («Отговорила роща золотая»)

«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…» («Я покинул родимый дом…»)

Розовый

«На закат ты розовый похожа…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«В розоватой воде на пруду…» («Закружилась листва золотая…»)

«Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь». «Мы теперь уходим понемногу…»

Черный…

«Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей». («Русь»)

«Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор». («Русь»)

«Кудри черные змейно трепал ветерок». («Подражанье песне»)

«Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть». («Я последний поэт деревни…»)

Зеленый…

«На приволь зеленых лех…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«По горам зеленым – скаты…» («Я пастух, мои палаты…»)

«Светят зелено в сутемы

Под росою тополя». («Я пастух, мои палаты…»)

«Зеленая прическа…» («Зеленая прическа…»)

Малиновое…

«О Русь – малиновое поле…» («Запели тесаные дроги…»)

Серебристый…

«Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?» («Серебристая дорога…»)

Серый…

«Только серые вороны

Расшумелись на лугу». («Пороша»)

Вывод:

  1. Были проанализированы 46 стихотворений, 34 стихотворения из сборника «Все мне чудится тихий раскованный звон…»
  2. В стихах Есенина преобладают белый, золотой, синий, красный цвета.

Исследование 2: В каком стихотворении больше всего цвета?

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело.

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Стелется синею рясой

С поля ночной холодок…

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!

Вывод:

В этом стихотворении 5 цветов: белый, синий, золотой, красный, розовый. Белый цвет символизирует чистоту, нежность. Розовый символизирует молодость, наивность. Золотое в этом стихотворении затишье. Синий холодок. Красный закат

Исследование 3: С каким цветом ассоциируется Русь в стихотворениях Есенина?

В стихотворении «Русь» деревня видится синей.

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Также в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Русь ассоциируется с синим цветом.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Синий цвет символизирует широкие просторы Родины.

Русь – золотая в стихотворении «О верю, верю, счастье есть!».

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Голубая Русь в стихотворении «Я покинул родимый дом…». Голубой цвет выражает нежность, теплоту к родному краю.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В стихотворении «Запели тесаные дроги…» Русь – малиновое поле и синь.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Вывод: Русь в стихотворениях Есенина символизируется с синим, голубым, золотым цветами. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах поэта.

Из этого можно сделать следующий вывод о том, что любимыми цветами поэта являются синий, белый, голубой, золотой цвета. Эти цвета чаще всего встречаются в стихах и с этими цветами ассоциируется Русь.

Список использованной литературы

  1. Есенин С. Исповедь хулигана: Стихотворения, поэмы. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007
  2. Есенин С. Стихотворения и поэмы. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002
  3. Есенин С. Лирика: Стихи. – Л.: Дет. лит., 1982
  4. Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. – М.: Сов. Россия, 1979
  5. Эвентов И. Сергей Есенин. Биография писателя. Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1978

Цели:

  • познакомить учащихся со своеобразием поэтического таланта Сергея Есенина;
  • показать на примерах цветовую палитру поэта по периодам;
  • вызвать у детей эмоционально-образный отклик на произведения Есенина.

ХОД УРОКА

Урок начинается с просмотра фрагмента из к/ф «Сергей Есенин»по одноименному роману Виталия Безрукова.

1. Вступительное слово учителя (Приложение 1 . Слайд 1)

С. А. Есенин – это один из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века. Он вошел в русскую поэзию как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтичного мышления заключалось в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа:

Я учусь, я учусь моим сердцем
Цвет черемух в глазах беречь.

Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы. Поэт оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, голубым, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым. (Приложение 1 . Слайд 2)

Уловив «узловую связь природы с сущностью человека» Есенин изображает эволюцию своего лирического героя как частицы природы, проходящей годовой цикл жизни: (Приложение 1 . Слайд 3)

Рождение – весна
Расцвет – лето
Увядание – осень
Смерть – зима.

Причем эти периоды жизни лирического героя-поэта, являющиеся и этапами эволюции его художественного мира, Есенин окрасил в соответствующие временам года тона:

Голубой
Красно-розовый
Желтый
Черно-белый

2. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о весеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 4)

Весенний, дореволюционный период есенинского творчества окрашен в голубой цвет со всеми его оттенками. Если обратить внимание на пейзажи, то они тоже очень красочны, выразительны и, что особо важно, наполнены голубизной: «В прозрачном холоде заголубели долы…», «Летний вечер голубой…», «Синяя вьюга…» Голубизна в стихотворениях – то нежная, перламутровая, то глубокая до синевы. А вот, если обратим внимание на стихотворение «О, Русь – малиновое поле», то уже сочетание синего и малинового цветов придает пейзажу особую выразительность:

О, Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль. Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности. Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах».

Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, а как я заметила, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины. А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, и я чувствую, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества: ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»… (А.Марченко).

3. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о летнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 5)

За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма:

И лето такое короткое,
Как майская теплая ночь

Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый).

В 1917, революционном, году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет. Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь». Теперь для поэта вся «Земля …златая «, она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».

«Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир.
Какое разнообразие оттенков! А красный может быть – багряным, алым, розовым, рдяным… Я думаю, что Есенин занимает, бесспорно, первое место по использованию цветов.

В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину сквозь призму есенинского четного, но неназойливого оксюморона. И Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение.

В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть…

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Розовый конь? Мне кажется, что цвет очень точен. Знакомясь с критическими статьями о Есенине, я столкнулась с размышлениями К. Ваншенкина. Вот, что он сказал по этому поводу:

«Розовый конь? Это показалось нелепым, неестественным. Я с удивлением перечитал эти строки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины. Ведь это была рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый. И все вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт. Я никогда не встречал подобного у других поэтов».

4. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) об осеннем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 6)

Но есенинское лето оказалось слишком коротким по сравнению с весной, а затем и с затянувшейся осенью. «Не сладились и не сбылись/ Эти помыслы розовых дней». И в поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания(желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные,) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир. Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир: и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «желтым парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но «Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как желтый скелет».

Стихотворения Есенина отличаются обилием разнообразной краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Мне кажется, что поэт тонко чувствует цвета. Он использует разнообразные оттенки. Вот, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным…

Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…» Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские «мысли о старости и тлене». Цвета «золотой осени» – желтизна, багрянец, медленный листопад – это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

5. Выступление учащихся (групповая поисковая работа) о зимнем периоде творчества С.Есенина (Приложение 1 . Слайд 7)

Со второй половины 1925 года в художественно-философском мире Есенина наступает зима:

Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Поэзия Есенина пронизана щемящим ощущением постоянно витающей вокруг смерти. В ней есть огромная жалость об увядании и краткости жизненных сроков, страх перед вечной немотой и беспамятством…

Я могу сказать, что лирика Есенина отнюдь не светлая. Она говорит и о «роковом», о смерти, о несчастиях, о слабости и тлене, об отвергнутой любви и изменившей дружбе, о загубленной жизни. Об этом думает, об этом говорит Есенин. И эти слова являются последними в его творческой деятельности. Всё чаще начинают преобладать оттенки темного, черного, серого: «приоткинув черную чадру», « серая гладь», «в эту серую морозь и слизь», « черный Человек», «в белом плачут по лесам», «забивает крышу белыми гвоздями…», « черная гибель…».

Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях Есенина.

Как тяжело и одиноко было порой Есенину. Он остро чувствовал « черные силы», все неотступней и ближе подступавшие к его душе. Это страшный облик «черного», «серого встает перед поэтом в конце его творческой деятельности.

Мир Есенина находится в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы.

Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

6. Заключение (Приложение 1 . Слайд 8)

Завершает жизненный путь лирического героя и самого поэта последнее стихотворение, написанное кровью за день до трагического конца: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» погиб Есенин – человек, но «предназначенное расставанье/обещает встречу впереди».
Началось бессмертие Поэта…

Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта. (Николай Кутов)