Школьный гид. Школьный гид Тема докторской диссертации

Многие школьники очень любят такой предмет, как информатика, потому что на нем они не только монотонно занимаются по учебникам и тетрадях, а еще и используют и учатся применять правильно компьютерные технологии в своей практике и повседневной жизни. Поэтому здесь очень важно, чтобы учитель донес до ребят, что компьютер – это не «игрушка», как считает большинство детей. Это, прежде всего, система, способная выполнять заданную последовательность каких-либо операций. Таким образом, несмотря на разнообразие функций в нем, в школе формируют представление о месте информационных технологий в обществе.

Конечно, занятия в тетрадках никто не отменял, но чтобы успешнее и быстрее освоить предмет, были разработаны специальные – рабочие. В них уже изначально прописаны какие-то предложения или начальные действия, ученикам нужно лишь додумать ответ и вписать его в указанное поле.

Также, к такой тетради был создан сборник с ГДЗ Босовой от издательства «Бином» 2015 года. Это учебно-методический комплекс, который включает в себя правильные ответы ко всем упражнениям из основного пособия. Плюс ко всему, этот решебник имеет онлайн-версию, позволяющую без труда найти нужное задание в интернете. Это значительно упрощает работу и экономит время. Только представьте, что вовсе не нужно бегать в поисках печатных изданий, а достаточно лишь иметь при себе телефон или компьютер с выходом в интернет. Портал работает круглосуточно и без перебоев, что позволяет открыть сайт в любое время и в любом месте, где бы вы ни находились.

Как пользоваться ГДЗ по информатике для рабочей тетради за 6 класс Босовой

Многие недооценивают роль таких решебников, считая, что это может только навредить: расслабить ребенка и привести к бесконтрольному списыванию. Здесь то и важно, чтобы родители с самого начала объяснили шестикласснику, как корректно использовать данный сборник. А именно:

  1. Сначала нужно самому выполнить заданное на дом;
  2. После уже можно заглянуть в ГДЗ и сверить результаты;
  3. В самом конце рекомендуется исправить ошибки, если таковые обнаружились в ходе проверки, и проанализировать свои действия.

Что включает в себя решебник по информатике к рабочей тетради для 6 класса (авторы: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова)

Все представленные в сборнике разделы полностью соответствуют тем, что содержатся в главном пособии:

  1. Объекты окружающего мира;
  2. Их отношения;
  3. Разновидности и классификации;
  4. Понятие как форма мышления;
  5. Информационное моделирование и т. д.

Докторантура: Институт информатизации образования Российской академии образования, 2009.
Аспирантура: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, 1999.
Белорусский государственный университет, 1985,

Тема кандидатской диссертации

"Пропедевтическая подготовка сельских школьников в области информатики и информационных технологий" (2000)

Тема докторской диссертации

"Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям младших школьников" (2010)

Курсы текущего учебного года

Бакалавриат
Методика обучения информатике

Магистратура
Теория и методика обучения информатике младших школьников

Аспирантура
История и философия науки (модуль "История науки")
Информационные технологии в образовании и педагогических науках
Информатика во внеурочной деятельности обучающихся

Публикации

Босова Л.Л. Современные тенденции развития школьной информатики в России и за рубежом // Информатика и образование. 2019. № 1 (300). С. 22-32.

Босова Л.Л., Гостевич Т.В., Лещенко Л.В., Старовойтов Л.Е. Учёный, педагог, мудрый наставник (к 100-летию со дня рождения А.А. Столяра) // Математика в школе. 2019. № 4. С. 70-77.

Босова Л.Л., Павлов Д.И. “Новая” грамотность и формирование ее компонентов при обучении информатике в начальной школе // Наука и школа. 2019. № 3. С. 156-166.

Босова Л.Л., Павлов Д.И. Информатика в начальной школе: взгляд на российский опыт с позиций международного конкурса BEBRAS // Информатика в школе. 2019. № 1 (144). С. 50-60.

Босова Л.Л. Метод анализа и синтеза при решении задач по информатике // Информатика в школе. 2019. № 7 (150). С. 5-11.

Bosova L. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONTENT OF SCHOOL COURSE OF INFORMATICS IN RUSSIA AND SUBJECTS OF THE INTERNATIONAL COMPETITION BEBRAS // Lecture Notes in Computer Science (см. в книгах). 2018. Т. 11169 LNCS. С. 154-164.

Босова Л.Л. Как учат программированию в XXI веке: отечественный и зарубежный опыт обучения программированию в школе // Информатика в школе. 2018. № 6 (139). С. 3-11.

Босова Л.Л. Школьная информатика в России и в мире // Информатизация образования и науки. 2018. № 3 (39). С. 134-145.

Босова Л.Л., Мирончик Е.А. Множества в задачах с анализом битовых цепочек // Информатика в школе. 2017. № 7 (130). С. 44-47.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Об информационной безопасности в общеобразовательной школе // Информатика в школе. 2017. № 7 (130). С. 5-9.

Босова Л.Л., Сивкова Е.О. Элементы теории множеств в школьном курсе информатики // Информатика в школе. 2017. № 8 (131). С. 11-15.

Босова Л.Л. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // Педагогическая информатика. 2016. №1. С 3-12

Босова Л.Л. Школьная информатика в Китае: идеи, которые могут быть нам полезны // Наука и школа. 2016. №1. С.112-120

Босова Л.Л. ИКТ как инструмент индивидуализации обучения в современной школе // Преподаватель XXI век – 2016. – №4, часть 1.С.108-116

Босова Л.Л. О представлении предметных результатов изучения курса информатики в школе // Информатика и образование, 2015, №7 (266), с.46-50

Босова Л.Л. Параллельные алгоритмы в начальной и основной школе // Информатика в школе, 2015, №2 (105), с. 24-27

Босова Л.Л., Сорокина Т.Ю. Методика применения интерактивных сред для обучения младших школьников программированию // Информатика и образование, 2014, №7, с.61-68.

Босова Л.Л. Электронный учебник: вопросы разработки и оценки качества // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 04 (82). С. 47-57.

Босова Л.Л., Зубченок Н.Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)»Восточно-европейск. секция, 2013. Т. 16, № 3. – С. 697–712.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2013. № 4(52).С.56-63.

Босова Л.Л. Непрерывный курс информатики в основной школе. УМК «Информатика» для V-IX классов // Информатика и образование. – № 6.– 2013. – С. 25–31.

Босова Л.Л. , Мамонтов Д. И, Козленко А.Г., Теренин В.В. Типовая модель электронного учебника // Открытоеи дистанционное образование. Томск, 2012 № 2(46). С.58-65.

Босова, Л.Л., Босова А.Ю. Вопросы организации учебного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов нового поколения [Текст] // Открытое и дистанционное образование – 2012 -Т.4 – 48 – С.72-89.

Босова Л.Л. О целях, задачах и результатах обучения информатике и информационным технологиям младших школьников // Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН: научно-практический журнал. Том 6. №1. 2012. С.10-14.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Зубченок Н.Е. Создание и использование электронных образовательных ресурсов для общего образования: монография. М.: МГПУ, 2014. – 192 с.

Босова, Л. Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы: Монография. Л. Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009, 2012. - 271 с.

Босова, Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах: учебное пособие.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009, 2010 - 342 с.

Босова, Л. Л. Московский учебник. Информатика: Учебник для 6 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 191 с.

Босова, Л. Л. Информатика. 6 класс (на армянском языке). - Изд. «Зангак-97», Ереван, 2006. - 159 с.

Босова, Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие. [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004-2006. - 324 с.

Босова, Л. Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. [Текст] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 464 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 184 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 212 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 222 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 212 с.

Босова Л.Л. Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 184 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 144 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 194 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014-2016. - 160 с.

Государственные и ведомственные награды

Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2002)
Почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации" (2007)
Медаль К.Д. Ушинского (2016)

Достижения и поощрения

Почётная грамота Министерства образования и науки РФ (2008)
Премия Правительства Российской Федерации в области образования за цикл трудов "Информатизация общего, профессионального и дополнительного образования России в здоровьесберегающих условиях" (2009)
Почетная грамота Российской академии образования (2010)

Профессиональная деятельность

1985-1986 – работа на ПО «Интеграл» (г. Минск), математик-программист

1986-1991 – ВЭИ им. В. И. Ленина (Москва), инженер-программист

1991-2001 – учитель информатики МОУ «Ивановская СОШ» Истринского района Московской области

2001-2011 – ведущий научный сотрудник, зав. лаборатории, заместитель директора по научной работе Институт информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО)

2011-2016 – заместитель руководителя, а позднее главный научный сотрудник Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФГАУ ФИРО

2012-2014 – руководитель лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации Научно-исследовательского института столичного образования (НИИСО) МГПУ

2014 – 2017 – заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе МПГУ

2017 – 2018 – заведующий кафедрой теории и методики обучения информатике МПГУ

2018 – заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике МПГУ

С февраля 2016 года – член экспертного совета по педагогике и психологии ВАК при Министерстве образования и науки РФ

Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики в 7-9 классах по УМК Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой для 7-9 классов. Приведены подробные поурочные разработки, включающие планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные), решаемые учебные задачи. Даны рекомендации по использованию материалов электронного приложения к учебникам и электронных образовательных ресурсов федеральных образовательных порталов, а также ответы, указания и решения к задачам в учебниках и рабочих тетрадях.
Для учителей информатики и методистов.

Работа с базой данных. Запросы на выборку данных.
Планируемые образовательные результаты:
предметные - простейшие умения создания и использования однотабличной базы данных;
метапредметные - представление о сферах применения информационных систем и баз данных;
личностные - понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека.

Решаемые учебные задачи:
1) расширение представлений о функциях СУБД;
2) знакомство с возможностями упорядочения (сортировки) записей;
3) знакомство с основными технологическими приемами по формированию запросов; применение аппарата математической логики для формирования запросов;
4) знакомство с основными технологическими приемами по формированию отчетов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
база данных;
СУБД;
функции СУБД;
интерфейс СУБД;
запрос;
отчет.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Авторская учебная программа по информатике для 7-9 классов 7
Пояснительная записка 7
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования 7
Общая характеристика учебного предмета 9
Место учебного предмета в учебном плане 10
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики 11
Содержание учебного предмета 14
Раздел 1. Введение в информатику 14
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования 16
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии 17
Учебно-тематический план 19
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 20
Рекомендуемое поурочное планирование. Базовая модель 32
Рекомендуемое поурочное планирование. Углубленная модель 39
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7-9 классов 52
Планируемые результаты изучения информатики 52
Раздел 1. Введение в информатику 53
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования 55
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии 57
Как сделать примерную учебную программу рабочей 60
Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения информатики в 7-9 классах 65
Электронные образовательные ресурсы на уроках информатики в 7-9 классах 73
Методические рекомендации по проведению уроков в 7 классе 87
Урок 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места 87
Урок 2. Информация и ее свойства 89
Урок 3. Информационные процессы. Обработка информации 92
Урок 4. Информационные процессы. Хранение и передача информации 95
Урок 5. Всемирная паутина как информационное хранилище 100
Урок 6. Представление информации 103
Урок 7. Дискретная форма представления информации 106
Урок 8. Единицы измерения информации 110
Урок 9. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы» 116
Урок 10. Основные компоненты компьютера 118
Урок 11. Персональный компьютер 123
Урок 12. Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение 127
Урок 13. Системы программирования и прикладное программное обеспечение 129
Урок 14. Файлы и файловые структуры 131
Урок 15. Пользовательский интерфейс 135
Урок 16. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» 136
Урок 17. Формирование изображения на экране монитора 139
Урок 18. Компьютерная графика 141
Урок 19. Создание графических изображений 146
Урок 20. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации» 148
Урок 21. Текстовые документы и технологии их создания 150
Урок 22. Создание текстовых документов на компьютере 152
Урок 23. Прямое форматирование 156
Урок 24. Стилевое форматирование 157
Урок 25. Структурирование и визуализация информации в текстовых документах 159
Урок 26. Распознавание текста и системы компьютерного перевода 161
Урок 27. Оценка количественных параметров текстовых документов 163
Урок 28. Оформление реферата «История развития компьютерной техники» 167
Урок 29. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации» 169
Урок 30. Технология мультимедиа 171
Урок 31. Компьютерные презентации 173
Урок 32. Создание мультимедийной презентации 174
Урок 33. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа» 176
Уроки 34-35. Обобщение и систематизация основных понятий курса 178
Методические рекомендации по проведению уроков в 8 классе 179
Урок 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места 179
Урок 2. Общие сведения о системах счисления 182
Урок 3. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика 189
Урок 4. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления 195
Урок 5. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q 198
Урок 6. Представление целых чисел 201
Урок 7. Представление вещественных чисел 204
Урок 8. Высказывание. Логические операции 207
Урок 9. Построение таблиц истинности для логических выражений 212
Урок 10. Свойства логических операций 216
Урок 11. Решение логических задач 220
Урок 12. Логические элементы 224
Урок 13. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики» 227
Урок 14. Алгоритмы и исполнители 232
Урок 15. Способы записи алгоритмов 242
Урок 16. Объекты алгоритмов 247
Урок 17. Алгоритмическая конструкция «следование» 251
Уроки 18-19. Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления 256
Урок 20. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы 265
Урок 21. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием окончания работы 277
Урок 22. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным числом повторений 283
Урок 23. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации» 294
Урок 24. Общие сведения о языке программирования Паскаль 296
Урок 25. Организация ввода и вывода данных 298
Урок 26. Программирование линейных алгоритмов 300
Уроки 27-28. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений 308
Уроки 29-32. Программирование циклических алгоритмов 323
Урок 33. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа 340
Уроки 34-35. Обобщение и систематизация основных понятий курса 342
Методические рекомендации по проведению уроков в 9 классе 344
Урок 1. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места 344
Урок 2. Моделирование как метод познания 348
Урок 3. Знаковые модели 355
Урок 4. Графические информационные модели 359
Урок 5. Табличные информационные модели 367
Урок 6. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных 371
Урок 7. Система управления базами данных 376
Урок 8. Работа с базой данных. Запросы на выборку данных 380
Урок 9. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» 386
Урок 10. Программирование как этап решения задачи на компьютере 388
Уроки 11-14. Программирование одномерных массивов целых чисел 393
Урок 15. Конструирование алгоритмов 410
Урок 16. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль 420
Урок 17. Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа 428
Урок 18. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы 431
Урок 19. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 434
Урок 20. Встроенные функции. Логические функции 437
Урок 21. Сортировка и поиск данных 441
Урок 22. Построение диаграмм и графиков 442
Урок 23. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа 444
Урок 24. Локальные и глобальные компьютерные сети 446
Урок 25. Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера 448
Урок 26. Доменная система имен. Протоколы передачи данных 450
Урок 27. Всемирная паутина. Файловые архивы 452
Урок 28. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет 455
Уроки 29-32. Создание web-сайта 458
Урок 33. Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии» 459
Уроки 34-35. Обобщение и систематизация основных понятий курса 461.

Рабочая программа

Учебная дисциплина: Информатика и ИКТ

Год обучения: 2015-2016г.г. 5 класс

Учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год Фамилия, имя, отчество учителя: Сумьянов Арслан Оконович

Количество часов, отводимых на изучение: 35 в неделю 1

Количество часов в I полугодии 17

Количество часов во II полугодии 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика программы

Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям Л.Л. Босовой, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».

Цели обучения

Изучение информатики и ИКТ в 5 классе направлено на достижение следующих целей :

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с текстовой и графической информацией, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «алгоритм»;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи обучения

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи :

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Обязательный минимум содержания программы

1. Компьютер для начинающих (4 часа)

Информация и информатика. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру».

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас (14 часов)

Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы».

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой».

Практическая работа №14 «Создаем списки».

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет».

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор».

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии (13 часов)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Вводим текст».

Практическая работа №6 «Редактируем текст».

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №8 «Форматируем текст».

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы».

Практическая работа №10 «Строим диаграммы».

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора».

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №17 «Создаем анимацию».

4. Итоговое повторение (4 часа)

Создание итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу».

Тематическое планирование учебного материала

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице:

Тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ

Компьютер для начинающих

Информация вокруг нас

Информационные технологии

Итоговое повторение

ИТОГО

Тема урока

Кол-во часов

1, 2(3)

Управление компьютером.

Хранение информации.

6(1)

Передача информации

6(2)

Электронная почта.

Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

7(1,2)

7(3)

Метод координат.

8(1,3)

8(2,4)

8(5)

Редактирование текста.

8(5)

8(6)

Форматирование текста.

9(1)

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания1 и 2)

9(2)

10(1)

10(3)

Диаграммы.

11(1)

11(1)

11(1,2)

12(1,2)

12(2)

12(3)

Поиск информации.

12(4)

12(5)

12(6)

12(7)

12(7)

12(8)

Создание движущихся изображений.

12(8)

Итоговое повторение

Итоговое тестирование.

Повторение

Требования к минимальному уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

В результате изучения курса информатики и ИКТ 5-го класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Место предмета

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации обязательному изучению информатики и ИКТ на этапе основного общего образования отводится не менее 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Учебно-методическое и программное обеспечение для учителя

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика. 5–6 классы: методическое пособие», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год,
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. «Занимательные задачи по информатике», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год,
  3. Босова Л.Л. «Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5 – 7», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010 год
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru )
  5. Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ )
  6. Пакет офисных приложений Microsoft Office 2003

Учебно-методическое и программное обеспечение для учащегося

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год, 184 стр.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. «Информатика: рабочая тетрадь. 5 класс», М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 год, 144 стр.

Перечень цифровых образовательных ресурсов

  1. Зрительные иллюзии.
  2. Техника безопасности.
  3. Компьютер на службе у человека.
  4. Хранение информации.
  5. Носители информации.
  6. Средства передачи информации.
  7. В мире кодов.
  8. Текст: история и современность.
  9. Табличный способ решения логических задач.
  10. Наглядные формы представления информации.
  11. Задача о напитках.
  12. Клавиатурный тренажер.
  13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

УИНМ

Представление о целях изучения курса информатики; общих представлений об информации и информационных процессах.

Информация; виды информации; действия с информацией; техника безопасности.

Знать правила техники безопасности и организации рабочего места; о способах получения информации человеком из окружающего мира; виды информации.

ФРК

§1,

РТ № 1, 4, 7, 10

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

УИНМ

Представление об основных устройствах компьютера и их функций.

Универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение; процессор; память; жесткий диск; монитор; клавиатура.

Знать о сферах применения компьютера; основные устройства компьютера и их функции.

ФО, ФРК

РТ № 12, 13, 14, 23

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

УИНМ

УПЗУ

Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера.

Устройства ввода; клавиатура; группы клавиш; комбинации клавиш; клавиатурный тренажер.

Знать об устройствах ввода информации; об основной позиции пальцев на клавиатуре; о слепой десятипальцевой печати на клавиатуре.

ФО, ПР

РТ № 25, 26, 28, 33

Управление компьютером.

Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

УИНМ

УПЗУ

Представление о пользовательском интерфейсе; о приемах управления компьютером.

Программное обеспечение; документ; рабочий стол; панель задач; указатель мыши; меню; окно; элементы окна.

Знать о программном обеспечении компьютера; о взаимодействии пользователя с программами и устройствами компьютера с помощью мыши; о управлении компьютером с помощью меню.

ФО, ПР

РТ № 38, 39, 42, 53

Хранение информации.

Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»

УИНМ

УПЗУ

Представление о хранении информации как информационном процессе; о многообразии носителей информации.

Информация; хранение информации; память; носитель информации; файл; папка.

Знать о носителях информации; о понятиях папки и файла; о созданиях и сохранениях файлов в личной папке.

ФО, ПР

РТ № 55, 59, 63, 64, 67

Передача информации

УИНМ

Представление о передачи как информационном процессе; об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации.

Информация; действия с информацией; передача информации; источник информации; информационный канал; приемник информации.

Знать о процессе передачи информации; о схеме передачи информации;

Уметь выделять источники информации, информационные каналы, приемники информации.

ФО, ФРК

РТ № 70, 72, 74

Электронная почта.

УИНМ

Представление об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме.

Передача информации; электронная почта; электронное письмо.

Знать о процессе передачи информации; о электронной почте; о создании почтового ящика.

ФО, ФРК

РТ № 76, 77

В мире кодов. Способы кодирования информации.

УИНМ

Представление о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.

Условный знак; код; кодирование; декодирование.

Знать об информационных процессах; о многообразии кодов; о роли кодирования информации.

Уметь кодировать и декодировать информацию с помощью различных кодов.

ФО, ФРК

РТ № 79, 81, 83

Метод координат.

УИНМ

Представление о методе координат.

Код; кодирование; графический и числовой способ кодирования; символьный способ кодирования; метод координат.

Уметь выбирать ту или иную форму кодирования; работать на координатной плоскости.

ФРК

РТ № 99, 100

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

УИНМ

Представление о тексте как форме представления информации.

Текст; текстовая информация; текстовый документ.

Уметь

ФО, ФРК

РТ № 102, 104, 105

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

УИНМ,

УПЗУ

Понятия о документе, об основных объектах текстового документа.

Текстовый документ; объекты текстового документа: символ, слово, строка, абзац, фрагмент; правила ввода текста.

Знать основные правила ввода текста.

Уметь создавать несложные текстовые документы на родном языке.

ФО, ФРК, ПР

РТ № 103, 111

Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»

УИНМ,

УПЗУ

Представление о редактировании как этапе создания текстового документа.

Текстовый документ; редактирование; операции: вставка, замена, удаление.

Знать о вставке, удалении, замены символа(ов); ввода прописных и строчных букв; разрезании и склеивании строк; быстрого перемещения по документу.

Уметь редактировать несложные текстовые документы на родном языке.

ФО, ФРК, ПР

РТ № 110, 112

Текстовый фрагмент и операции с ним.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

УИНМ,

УПЗУ

Представление о фрагменте текстового документа.

Редактирование; буфер обмена; фрагмент; операции с фрагментом: копирование, перемещение, вставка, удаление.

Знать понятие буфера обмена.

Уметь работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов.

ФО, ИО, ФРК, ПР

РТ № 113, 114, 115

Форматирование текста.

Практическая работа №8 «Форматируем текст»

УИНМ,

УПЗУ

Представление о форматировании как этапе создания текстового документа.

Форматирование текстового документа; выравнивание: по левому краю, по центру, по правому краю; шрифт; начертание.

Уметь форматировать несложные текстовые документы.

ФО, ФРК, ПР

РТ № 118, 119

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 1 и 2)

УИНМ,

УПЗУ

Представление о структуре таблицы.

Таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы.

Уметь создавать простые таблицы средствами текстового процессора.

ФО, ФРК, ПР

РТ № 121, 123, 124

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы» (задания 3 и 4)

УИНМ,

УПЗУ

Представление о таблице как очень удобной форме фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств.

Таблица; логическая задача; взаимно однозначное соответствие.

Уметь представлять информацию в табличной форме.

ФО, ФРК, ПР

РТ № 126, 127, 129

Разнообразие наглядных форм представления информации.

УИНМ

Рисунок; схема; наглядность.

Уметь представлять информацию в наглядной форме; выбирать форму представления информации.

ФО, ИО, ФРК

§10

РТ № 132, 137

Диаграммы.

Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

УИНМ,

УПЗУ

Представление о разнообразии наглядных форм представления информации.

Диаграмма: столбиковая, круговая.

Уметь строить столбиковые и круговые диаграммы; выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задачи.

ФО, ФРК, ПР

§10

РТ № 134, 135, 136

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

УИНМ,

УПЗУ

Представление о графических возможностях компьютера.

Компьютерная графика; графический редактор; инструменты графического редактора.

Уметь создавать несложные изображения с помощью графического редактора; определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

ФО, ФРК, ПР

§11

РТ № 138, 139

Преобразование графических изображений.

Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

УИНМ,

УПЗУ

Представление о создании сложных графических объектов путем преобразования графических фрагментов.

Графический редактор; сканер; графический планшет; инструменты графического редактора; фрагмент.

Уметь создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами.

ФО, ФРК, ПР

§11

РТ № 142, 143, 144

Создание графических изображений.

Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

УЗИМ,

УПЗУ

Представление о создании сложных графических объектов из простых с предварительным планированием работы.

Графический редактор; графический примитив; фрагмент.

Уметь создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов; выделять в сложных графических объектах простые.

ФО, ФРК, ПР

§11

РТ № 145, 146

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

УИНМ

Представление об информационных задачах и их разнообразии; представления о двух типах обработки информации.

Информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации.

Знать примеры информационных задач; типы обработки информации.

Уметь систематизировать информацию.

ФРК, ИО

§12

РТ № 148, 149, 150

Списки – способ упорядочения информации.

Практическая работа №14 «Создаем списки»

УИНМ,

УПЗУ

Представление о списках как способе упорядочения информации.

Информация; обработка информации; систематизация информации; упорядочение информации: по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.

Уметь создавать нумерованные и маркированные списки.

ФО, ФРК, ПР

§12

РТ № 151, 152

Поиск информации.

Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

УЗИМ,

УПЗУ

Представление о круге задач, связанных с поиском информации.

Информация; обработка информации; систематизация информации; поиск информации.

Уметь применять навыки поиска информации в сети Интернет и сохранять найденную информацию.

ФО, ФРК, ПР

§12

РТ № 153, 154, 155

Кодирование как изменение формы представления информации.

УИНМ

Представление об обработке информации, не изменяющей ее содержания.

Информация; обработка информации; кодирование информации.

Уметь преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую.

ФО, ФРК

§12

РТ № 158, 159, 162

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

УИНМ,

УПЗУ

Представление о круге задач, связанных с вычислениями по заданным правилам, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

Входная информация; выходная информация; обработка информации; правила обработки информации.

Уметь обрабатывать информацию путем ее преобразования по заданным правилам.

ФО, ФРК

§12

РТ № 165, 166, 174

Преобразование информации путем рассуждений

УИНМ

Представление об обработке информации путем логических рассуждений.

Информация; обработка информации; логические рассуждения.

Уметь преобразовывать информацию путем рассуждений, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

ФРК, ИО

§12

РТ № 176, 178

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

УИНМ

Уметь разрабатывать план действий.

ФО, ФРК

§12

РТ № 179, 180, 183

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

УИНМ

УЗИМ

Представление об обработке информации путем разработки плана действий.

Информация; обработка информации; план действий.

Уметь составлять табличную форму записи плана действий.

ФО, ФРК

§12

РТ № 181, 184

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1)

УИНМ

УПЗУ

Представление об анимации как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану.

Информация; обработка информации; план действий; сюжет; видеосюжет.

Знать понятие анимации.

Уметь простейшими способами создавать движущиеся изображения.

ФО, ФРК, ПР

§12

Создание анимации по собственному замыслу.

Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2)

УЗИМ

УПЗУ

Представление навыков работы с редактором презентаций.

План действий; сюжет; анимация; настройка анимации.

Уметь обрабатывать графическую информацию; планировать действия; работать в редакторе презентаций.

ФРК, ПР

Повторить изученное

Выполнение итогового мини-проекта.

Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

УЗИМ

УПЗУ

Информация; информатика; действия с информацией; план действий; информационный объект; текстовый редактор; графический редактор; редактор презентаций.

Уметь работать в редакторе презентаций.

ФРК, ПР

Повторить основные понятия курса информатики

Итоговое тестирование.

УКЗ

Формирование у учащихся умений применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы.

Уметь обобщить и систематизировать знания по курсу информатики 5 класса.

ТР

Повторение

УЗИМ

Представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе.

Повторение и закрепление материала. УПЗУ – урок применения знаний и умений

ФО, ИО – фронтальный, индивидуальный опрос

УКЗ – урок контроль знаний

ФРК – фронтальная работа с классом


Настоящий сборник программ по информатике для 5-6 и 7-9 классов предназначен для использования при подготовке образовательной программы образовательного учреждения для основной ступени общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Сборник содержит все необходимые материалы для планирования, организации обучения в новой информационной среде школы и подготовки отчетных документов, которые требуются в работе учителя и методиста по информатике.

Алгоритмы и начала программирования.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык - формальный язык для записи алгоритмов. Программа - запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами - план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Программа основного общего образования по информатике
Пояснительная записка
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения информатики
Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5-6 классы
7-9 классы
Рекомендуемое поурочное планирование
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики для основной школы
Планируемые результаты изучения информатики
Раздел 1. Введение в информатику
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Приложения
1. Соответствие учебников требованиям ФГОС ООО по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД)
2. Соответствие учебников требованиям ФГОС ООО по формированию предметных результатов
3. Содержание учебников и требования к уровню подготовки, выполнение которых проверяется на Государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, по информатике
4. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Информатика, Программа для основной школы, 5-6 класс, 7-9 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.