Работоспособность современного человека в течение. Работоспособность человека и ее динамика. Профессиональная пригодность человека

Инструкция

Существует утверждение, что любимое дело не надоедает. Это заблуждение. Вся деятельность человека подвержена определенным биоритмам, и существуют взлеты и падения. Когда-то работа будет спориться и складываться совсем без усилий, а в некоторые дни невозможно будет сосредоточиться. Если знать свои биоритмы, очень легко планировать время, совершать многое в дни активности, а в оставшееся периоды иметь возможность немного расслабиться.

Работоспособность зависит от мотивации. Если человеку нужны деньги, он готов какое-то время работать без перерывов. Так же может стимулировать повышение на службе, предстоящий отпуск или премия, но постоянно жить в режиме переработки невозможно, это приведет к сильнейшей усталости, что в дальнейшем скажется на качестве труда.

Погода очень сильно влияет на человека. Пасмурные дни меньше располагают к деятельности, возникает сонливость и лень. Метеочувствительные люди могут даже испытывать различные боли в моменты, когда за окном хмурится. Но чтобы улучшить самочувствие, можно закрыть шторки и помечтать о теплом солнечном дне.

Специальный настрой так же необходим для выполнения качественно работы. Например, пианист поправляет фрак, усаживается на место, потирает руки. Парашютист перед прыжком или даже посадкой в самолет проверяет парашют. И это именно моменты, когда человек обдумывает в голове, что он планирует сделать, рисует план действий. Многие офисные работники перед тем, как занять свое место, выпивают чашечку кофе. И этот ритуал так же создан для настройки.

Время суток влияет на человека очень сильно. Ученые утверждают, что пик работоспособности приходится на время с 9 утра до 12 дня. Потом постепенно жизненная энергия уменьшается. Но такой режим подходит не всем, каждый человек может для себя выявить время, которое ему помогает легче войти в работу, сосредоточиться и выполнить все за самое короткое время. Существуют люди, которым проще трудится ночью, и их утренние часы не будут слишком результативны.

Усталость очень сильно влияет на качество работы. Если человек ежедневно загружен на предельных мощностях, он быстро выдохнется. Через один-два месяца тяжелого ритма наступает период самых низких достижений. Чтобы , нужно правильно рассчитывать нагрузку и чередовать труд и отдых. Даже в течении дня необходимо менять деятельность: физическую на умственную, и наоборот.

Качественный сон влияет на работоспособность. Если человек не выспался, это сразу видно по его труду. Ухудшается скорость реакции, падает внимательность, а значит все происходит медленнее, возможны ошибки. Поэтому необходимо регулярно спать не менее 7 часов, чтобы чувствовать бодрость и готовность к достижению вершин.

План

1. Работоспособность человека.

2. Функциональные состояния человека и их классификация.

3. Состояние утомления.

4. Состояние монотонии.

5. Эмоциональное напряжение.

6. Характеристика средств оптимизации функциональных состояний.

Литература

1. Асланян Е.В., Кирой В .Н. Об индивидуальных особенностях реагирования на действие факторов монотонии // Психол. журн. 2002. № 4. С. 82−89.

2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1981.

3. Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний / Под ред. Л.Г. Дикой. М., 1992.

4. Психическая напряженность в трудовой деятельности / Под ред. Л.Г. Дикой. М., 1990.

Работоспособность человека

Работоспособность — потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Факторы работоспособности:

1. Требования выполняемой деятельности (интенсивность, длительность и сложность труда).

2. Внутренние факторы (уровень квалификации, индивидуально-психологические особенности, психофизиологическое состояние работника).

Показатели работоспособности:

1. Характеристики производительности труда (количество выпущенной продукции, брака, изменение темпа работы и т. п.).

2. Показатели психофизиологического состояния работника.

Динамика работоспособности в процессе деятельности:

1. Стадия врабатывания.

1.1. Фаза мобилизации (предрабочее состояние).

Происходит мобилизация энергетических ресурсов, активизация работы психофизиологических систем, планирование тактики и стратегии поведения. Адекватное предрабочее состояние называется состоянием готовности.

1.2. Фаза первичной реакции.

Возникает в начале деятельности при наличии высокого уровня тревожности в первой фазе и характеризуется кратковременным снижением показателей психофизиологического состояния. При адекватном предрабочем состоянии и у специалистов высокой квалификации данная фаза, как правило, не возникает.

1.3. Фаза гиперкомпенсации.

На фоне повышения всех показателей функционального состояния осуществляется поиск энергетически оптимального режима деятельности. Происходит приспособление к конкретным условиям деятельности.

· Выполнение очень простой по содержанию и короткой по времени операции при многократном повторении ее в течение рабочего дня.

Пример: поточно-конвейерное производство.

· Выполнение длительной операции, состоящей из непродолжительных, простых и однообразных элементов.

· Восприятие однообразных раздражителей (окружающей обстановки, цвета, звука).

Пример: контроль за аппаратурой на диспетчерском пульте.

Показатели развития монотонии:

· Психические

Снижение бдительности, чувство усталости, апатии, умственное отупение приводят к развитию сонливости (дремоте).

При монотонной работе сонливость, как правило, наступает через 40−60 минут после начала деятельности и проявляется во внезапных кратковременных разрывах контакта организма с внешним миром.

· Физиологические

Состояние монотонии является результатом коркового торможения, которое проявляется в понижении частоты пульса, кровяного давления, мышечного тонуса, замедлении зрительно-моторных реакций.

· Производственные

Колебания и общее снижение производительности, снижение способности переключаться и реагировать на рабочие раздражители.

Проблема монотонности в психологии впервые актуализировалась с появлением конвейерного производства. При выполнении однообразных несложных действий задействована ограниченная группа корковых центров, к которой нервные импульсы поступают более часто, чем к другим («долбление в одну точку», по образному выражению академика И.П. Павлова), что приводит к развитию охранительного торможения. Поскольку другие участки коры загружены слабо, это обусловливает их пониженный тонус, что является причиной сонливости.

Регулярное перенапряжение ограниченных мозговых структур в течение длительного времени приводит к тому, что иногда уже после 35 лет работники вынуждены покидать производство (на предприятиях США и Японии).

Состояние монотонии может приводить к развитию утомления, но между данными состояниями имеются существенные различия (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ состояний утомления и монотонии

Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека, и оба переживаются как неприятное чувство.

Умственно развитый человек переживает монотонную деятельность легче, так как понимает смысл действий для выполнения трудового задания, может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е.П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам.

Устойчивость к монотонности, по данным Н.П. Фетискина, определяется наличием типологического комплекса, характеризующегося инертностью нервных процессов, преобладанием внешнего торможения и внутреннего возбуждения, слабым типом нервной системы. Чаще всего это интроверты с низкой тревожностью (нейротизмом).

И наоборот, влиянию монотонных условий сильнее подвергались лица, обладающие типологическим комплексом, которому свойственны высокая подвижность нервных процессов, преобладание внешнего возбуждения и внутреннего торможения, сильная нервная система. Как правило, это эмоционально неустойчивые экстраверты с высокой тревожностью (нейротизмом).

Мероприятия по предотвращению развития монотонии на производстве:

· Реорганизация трудового процесса.

Объединение простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию.

· Чередование видов работы (ротация) и внесение вариаций в трудовой процесс.

· Выбор оптимального темпа и ритма работы.

Индивидуально регулируемый темп работы (в отличие от заданного темпа) является психологически более благоприятным. Рекомендуется изменять ритм движения конвейера в течение рабочего дня с учетом динамики работоспособности.

· Рациональное распределение перерывов на отдых.

При однообразной работе целесообразны короткие, но частые перерывы на отдых. В частности, при длительном пассивном наблюдении полезны пятиминутные перерывы через каждые полчаса. В послеобеденное время отмечается большая предрасположенность к переживанию монотонности, поэтому перерывы необходимо устраивать чаще.

· Устранение явлений местного утомления и мышечной усталости.

Нагрузка на одни и те же группы мышц может привести к развитию профессиональных заболеваний, при которых страдают нервно-мышечный аппарат и связки. Целесообразны активные формы отдыха, производственная гимнастика.

· Бригадная форма организации труда вместо индивидуально-поточной.

Обеспечивает возможность поддержания межличностные контактов и речевого общения в процессе труда.

· Использование факторов окружающей рабочей среды.

Снижения монотонности можно добиться за счет введения правильного освещения, стимулирующего цветового интерьера, оптимальной температуры воздушной среды. При выполнении однообразной работы температура воздуха должна быть значительно ниже, чем в обычных условиях (не выше 19º).

Эмоциональное напряжение

Выполнение любого вида деятельности сопровождается определенными эмоциональными реакциями. При этом необходимо выделить понятия эмоционального напряжения и эмоциональной напряженности.

Эмоциональное напряжение характеризует степень мобилизации функций организма для наиболее успешного выполнения деятельности посредством волевой регуляции.

Эмоциональная напряженность развивается в результате динамического рассогласования между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой, которое сопровождается отрицательными изменениями в двигательных и психических функциях.

Момент перехода эмоционального напряжения в эмоциональную напряженность определяется понятием эмоциональной устойчивости.

Характер эмоциональной реакции- организма на выполняемую деятельность зависит от эмоциогенных факторов:

1. Внешние эмоциогенные факторы

· характер, режим и продолжительность деятельности;

· энергозатраты организма;

· физико-химические факторы среды (микроклимат, давление, газовый состав воздуха и пр.);

· информационные факторы (неполнота или избыток информации, ее искажения).

2. Индивидуально-психологические эмоциогенные факторы (тип нервной системы, волевые качества, уровень внушаемости и тревожности, обученность, тренированность).

Индивидуально-психологические эмоциогенные факторы определяют эмоциональную устойчивость человека.

У большинства людей в процессе специально организованного обучения, напряженность может быть снята путем автоматизации динамических стереотипов. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойства стабильности, надежности и помехоустойчивости.

6. Характеристика способов оптимизации
функциональных состояний

Под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или ликвидацию уже возникших состояний.

Способы оптимизации функциональных состояний:

1. Способы опосредованного воздействия на функциональные состояния.

1.1. Рационализация процесса труда.

1.1.1. Совершенствование последовательности, темпа, приемов выполнения работы.

1.1.2. Оптимизация разделения труда, повышение его содержательности.

1.1.3. Психофизиологическое обоснование режима труда и отдыха.

1.2. Совершенствование орудий и средств труда.

1.2.1. Рациональное оснащение и планировка рабочей зоны и рабочего места.

1.2.2. Формирование и поддержание оптимальной рабочей позы.

1.3. Создание благоприятных условий труда.

1.3.1. Создание благоприятного социально-психологического климата.

1.3.2. Устранение или снижение воздействия вредных условий труда.

Продолжительный и однообразный шум обладает монотоген-ными свойствами.

2. Способы непосредственного воздействия на функциональные состояния.

2.1. Производственная гимнастика.

2.1.1. Вводная гимнастика проводится в начале рабочего дня переключения функциональных систем организма на предстоящую работу (6−8 упражнений за 5−7 мин.).

2.1.2. Физкультурные паузы проводятся в течение рабочего дня для работающих в условиях ограниченной подвижности в вынужденной рабочей позе (1−3 раза в течение рабочего дня длительностью 5−10 мин).

2.1.3. Физкультурные минутки используются для снятия напряжения отдельных органов, при больших нервно-психических нагрузках (2−3 упражнения в течение 2−3 мин.).

Подбирая упражнения можно опираться на разработанные гимнастические комплексы и рекомендации по их выполнению.

2.2. Методы саморегуляции .

2.2.1. Аутогенная тренировка.

Основана на формировании устойчивых связей между словесными формулировками (самоприказами) и вызыванием определенных состояний в разных психофизиологических (прежде всего, нейрогуморальных) и психических процессах. Используется для восстановления трудоспособности после утомления, для регуляции эмоционального состояния, снижения нервно-психического напряжения.

2.2.2. Рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки с помощью иглотерапии, самомассажа).

Применяется для профилактики пограничных состояний, снижения эмоционального напряжения, срочной мобилизации внутренних резервов. В производственных условиях используется, когда функциональное состояние достигает выраженных неблагоприятных проявлений и применение других приемов не дает положительного результата.

2.3. Функциональная музыка.

Использование музыки как средства повышения продуктивности труда основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании устойчивого и высокого трудового ритма. Музыка применима и желательна при выполнении однообразной работы, т.к. она снижает переживание монотонности и скуки.

В основе восприятия музыкального произведения лежат механизмы опережающего отражения (антиципации), когда каждый новый стимул не только ожидается, но и запрашивается извне. Совпадение ожидания с реальным развитием музыкального произведения у слушателя создает чувство эстетического удовлетворения. Музыкальное произведение, состоящее из неожиданностей («какофония») может приводить к психическим нарушениям.

Физиологическое воздействие музыки на человека в процессе труда основано на том, что нервная система обладает способность усвоения ритма (соотношение длинных и коротких повторов).

Между ритмами движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь, которая регулируется моторно-висцеральными рефлексами. Поэтому, используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, упорядоченности и экономичности энергозатрат.

На производстве наилучший результат достигается при дробном включении музыкальных произведений (в перерывах) по 20−25 минут с общим временем звучания в течение рабочего дня не более чем 1,5 часа.

В соответствии с динамикой работоспособности, наиболее благоприятными для музыкальной трансляции являются следующие периоды: после третьего часа работы в первой половине дня, после второго часа работы во второй половине дня и за час до окончания смены.

Нежелательно использование музыкальных произведений, вызывающих ощущения тоски или скорби. В целом по громкости музыка должна создавать фон, превышая обычный шум в помещении.

2.4. Использование цвета.

Использование психофизиологического воздействия цветовой гаммы может обеспечить рост производительности труда до 15% и сократить брак на 25−30%.

Оттенки цвета по степени возбуждающего воздействия соответствуют их спектральному расположению. Утомление наступает медленнее, если находящие в поле зрения поверхности окрашены в цвета средневолнового участка спектра (светло-зеленый, желто-зеленый, светло-желтый, зеленовато-голубой, светло-голубой, белый).

Цвета крайних участков спектра не должны использоваться в качестве основных при выборе цветового решения рабочего помещения.

Функции цвета на производстве:

1. Используется для создания условий оптимального зрительного восприятия.

Предполагает применение физиологически оптимальных цветов для окраски рабочих поверхностей и дополнительных цветовых тонов для профилактики и снижения утомляемости глаз. Цвета с высоким коэффициентом отражения света (белый, светло-желтый и пр.) помогут увеличить освещенность помещения.

2. Способствует оптимизации технологического процесса.

Выделение цветом кнопок, переключателей, родственных по назначению групп оборудования.

3. Способствует чистоте рабочих помещений.

Грязь менее заметна на темном фоне, но от этого ее количество не уменьшается. Окраска помещения, оборудования и рабочих мест в светлые тона способствует большей аккуратности, более тщательному уходу за этими объектами.

4. Повышает безопасность труда.

Использование цветовой сигнализации как средства техники безопасности. Потенциально опасные части машин и движущиеся промышленные объекты (ковши в литейном цехе, крюки электромостовых кранов и пр.) окрашивают чередующимися широкими полосами черного и желтого (или белого) цвета.

5. Применяется для уменьшения неблагоприятного воздействия факторов физической среды (температура, влажность, уровень шума, освещенность и пр.).

Цветовая коррекция может быть действенна в тех случаях, когда факторы физической среды соответствуют норме, но воспринимаются рабочими как неблагоприятные. Возможно использование «холодной» и «теплой» окраски интерьера для коррекции температурных ощущений. Цветом также можно снизить неблагоприятное воздействие шума, избегая при этом слишком ярких («громких») цветов и предпочитая им «тихие» цвета.

Рекомендуется окрашивать в синий цвет и голубые тона помещения и оборудование, где есть значительное выделение тепла и где много шума. Однако при окраске следует избегать одноцветности, так как однообразие способствует развитию охранительного торможения.

Рассмотрим общие характеристики психологического воздействия основных оттенков цветового спектра (табл. 3).

Таблица 3

Психологическое воздействие цвета интерьера

Цвет Локализация
Вверху Боковые поверхности Внизу
Красный Возбуждает, мобилизует Возбуждает Воспринимается как обжигающий
Розовый Ощущение легкости, счастья Чувство нежности Ассоциируется с обонятельными ощущениями
Оранжевый Способствует концентрации внимания Ощущение тепла, способствует релаксации Воспринимается неестественно
Желтый Способствует релаксации, отвлечению Возбуждает Эффект приподнятости, парения
Зеленый Воспринимается неестественно Успокаивает Охлаждающее, снотворное действие
Голубой Ощущение легкости, способствует релаксации Охлаждает, вызывает отчуждение Охлаждает более выражено, чем зеленый
Синий Вызывает тревожность, беспокойство Отчуждение, замкнутость Тревога, холод, ощущение бездны
Коричневый Чувство тяжести, давления Угнетает Ощущение уверенности, твердости

См.: Ганзен В.А. Систематизация психических состояний / Системные описания в психологии. Л., 1984. С. 126−130.

Рубрики Навигация записи

Введение……………………………………………………………………….… 3

1. Динамика работоспособности человека………………………..…….… 5

2. Стимуляторы работоспособности………………………...……...……… 8

Вывод……………………………………………………………..…….………. 14

Библиографический список…………………………………………………. 15

Введение

Работоспособность - это уровень функциональных возможностей организма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за определенный промежуток времени. Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принадлежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.

Работоспособность человека - его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т. е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда. В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного рода, а соответственно, и функциональное состояние организма подвергаются изменениям. Работоспособность - величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня недели у года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие. Принято различать последовательно протекающие один за другим следующие периоды работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, снижение работоспособности.

Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени.

В целях учета физиологических возможностей человека следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда. Научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности труда, сохранение здоровья трудящихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.

1. Динамика работоспособности человека.

Динамика работоспособности человека - это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В процессе труда работоспособность, т.е. спо­соб­ность че­ло­века к трудовой деятельности опреде­лен­ного рода, а соответ­ственно, и функ­циональное состоя­ние ор­га­низма подвергаются из­менениям. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3 - 4 часов ночи. Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием.

Основными фазами являются:

· Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.

· Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.

· Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением. Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течении смены.

В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов. При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими. Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и периодврабатывания в начале недели может быть более значительным. В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается. Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и недельный отдых не предотвращает полностью накопление утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке.

2. Стимуляторы работоспособности

Уровень функциональных возможностей организма имеет индивидуальный характер, может изменяться в течение трудового дня, суток и рабочей недели. Различают также месячную, годовую и многолетнюю работоспособности. Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами. Показатели функционального состояния сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и других систем организма позволили выдвинуть предположение о разных типах работоспособности человека. Многочисленные исследования ученых разных стран показали, что есть люди, испытывающие одинаковые колебания уровня физиологических возможностей в течение суток. Их назвали ритмиками , или голубями.

Люди утреннего типа - жаворонки - имеют пик работоспособности в первой половине дня. Они рано просыпаются, с утра чувствуют себя бодрыми, жизнерадостными, вечером испытывают сонливое состояние и рано ложатся спать.

Люди вечернего типа - совы - встают заторможенными, нередко с головными болями, наиболее работоспособны после 18 часов, поздно отходят ко сну.

Известные отечественные хронобиологи В.А. Доскин и Н.А. Лаврентьева, обследовав большую группу лиц разного возраста, выявили, что большинство из них испытывают ритмические колебания работоспособности:

· 41% предпочитают для работы утренние часы,

· 30% - вечерние и даже ночные,

· 29% - трудятся одинаково эффективно в любые часы во время бодрствования.

Немецкий исследователь Г. Хамп установил, что представители утреннего типа - в основном, служащие, вечернего - люди умственного труда, аритмики - лица, занятые физической деятельностью. Среди студентов жаворонки составляют 17%, совы - 35%, аритмики - 48%.

Рис. 2.1. Суточная ритмика работоспособности человека: 1 - утренний тип, 2 - средний тип, 3 - вечерний тип.

Ученые пока не могут ответить на вопрос о том, заложены ли особенности работоспособности в генетической программе человека или формируются на протяжении его жизни. Доказано, что эти свойства биологических ритмов - внутренне присущий организму признак, который обуславливается определенными особенностями гормональной и психической сфер организма человека. Для сохранения здоровья, повышения уровня работоспособности необходимо, чтобы образ жизни человека совпадал с фактическими колебаниями временных процессов его организма. Для этого существуют методики определения типа работоспособности, основанные на выявлении временных функциональных возможностей организма и их соответствии режиму трудовой деятельности. Наиболее распространенным является тест Остбера в модификации профессора С. И. Степановой.

Существует достаточно широкая группа искусственных и естественных стимуляторов работоспособности. Химические (искусственные) препараты допустимо применять лишь в крайних случаях, только по назначению и под контролем врача. Необходимо учитывать, что стимулирующее действие этих агентов в значительной степени обесценивается их побочным эффектом, например, истощением нервной системы. Особенно вредно прибегать к употреблению в этих целях алкоголя и никотина, кратковременное действие которых основано на возбуждении некоторых отделов головного мозга. Ложный "стимулирующий эффект" резко снижает работоспособность и подрывает общее состояние организма. Одним из естественных стимуляторов повышения уровня функциональных возможностей организма является кислород. При малоподвижной, сидячей работе кровь недостаточно насыщается кислородом. Многие органы и ткани испытывают голодание, которое усиливает чувство усталости.

Умственная (психическая) работоспособность выражается быстротой, качеством и количеством восприятия и переработки информации, физическая - силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок. Умственная деятельность также сопровождается значительным потреблением энергии. Правильное дыхание на свежем воздухе, в хорошо проветренном помещении тонизирует работу сердца и центральной нервной системы, улучшает кровообращение и питание тканей головного мозга, способствует восстановлению сил и энергии.

Хорошими стимуляторами работоспособности являются водные процедуры: обтирания, обливания, душ, ванны, сауны. В качестве естественных тонизирующих веществ могут быть использованы такие известные напитки, как чай, кофе, квас. Кофе, помимо активизации умственной деятельности, повышает кровяное давление и способствует более интенсивному выделению желудочного сока. Чай обладает сильными тонизирующими свойствами и вместе с тем снимает усталость, слегка возбуждает и одновременно успокаивает, препятствует развитию стенокардии. Древний русский напиток - хлебный квас - содержит большое количество экстрактивных и минеральных веществ, органических кислот, витаминов и ферментов. Он восстанавливает работоспособность, отбивает охоту к употреблению алкогольных напитков.

Рис. 2.2. Колебания уровня работоспособности

С этой целью можно использовать также группу биостимуляторов (биологически активных веществ). К ним относятся витамины, соли фосфорной кислоты, некоторые аминокислоты, продукты пчеловодства. Сюда входят препараты растительного происхождения: лимонник, женьшень, элеутерококк, валерьяна, пустырник, боярышник и другие. Характерной особенностью биостимуляторов являются то, что они оказывают положительный эффект не только в период приема, но и значительное время после приема.

Утомление - физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений. Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое - уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному напряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Утомление и сопутствующая ему усталость - естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни. Снижающаяся при этом работоспособность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, повышается еще некоторое время. Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние - переутомление, характеризующееся более стойким снижением функциональной деятельности организма.

Переутомление - патологическое состояние, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, бессоницей. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Меры профилактики утомления:

1. Своевременное назначение отдыха - активного или пассивного.

2. Увеличение микропауз - промежутков между отдельными операциями.

3. Регламентация физической и умственной нагрузки.

4. Использование функциональной музыки.

5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.

7. Использование фармакологических препаратов, снижающих утомление, например, глюкозы, витамина С, элеутерококка, женьшеня и т.д.

Вывод

Из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что исходя из особенностей изменения работоспособности, необходимо разрабатывать оптимальные режимы труда и отдыха и совершенствовать существующий. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении. При выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

Основные вопросы режима рабочего времени на предприятиях и организациях регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются трудовыми коллективами по представлению администрации и профсоюзного комитета (при его наличии).

Библиографический список:

1. Агаджанян, Н.А. Резервы нашего организма/Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков. - М.: Знание, 1990. - 240с.

2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. -2-ое изд., перераб. и доп./ И.И. брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206с.

3. Рофе, А.И. Основы организации труда на предприятии. Учебное пособие/Под редакцией А.И. Рофе.- М: Знание,1994.- 190с.

4. Поляков, И.А. Основы научной организации труда на предприятии. Учебное пособие./ Под редакцией И.А. Полякова. М.: Дрофа,1987.-240с.

Работоспособность

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.

Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.

Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:

    инженерно-психологических

    гигиенических характеристик

    средств (орудий)

    условий и организации конкретной деятельности

    системы психолого-физиологического прогнозирования

    формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

    потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы

    мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

2. Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва – полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва – сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:

    текущее восстановление – в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов

    срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы

    отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы

    медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

3. Утомление

Утомление – временное снижение функциональных возможностей организма, вызванное путем основной длительности или нерациональной работой, выражающиеся в снижении работоспособности.

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности.

Усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока:

Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности. например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения.

Е детей еще недостаточно развиты мышцы, используемые при письме. Письмо требует от этих мышц значительной работы. Так же положение пальцев во время письма противоречит врожденной координации их движений. Можно применить способ релаксации – расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Заключение

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Библиографический список

    Общая психология. Маклаков А.Г., Санкт-Петербург 2003г., 592с.

    Психология, под ред. Дружинина В.Н., Санкт-Петербург 2000г., 672с.

    Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Москва 1990г., 494с.

    Психологический словарь, под ред. Неймера Ю.Л., Ростов-на-Дону 2003г., 640с.

Фазы работоспособности. Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени и обусловливается двумя основными группами факторов -- внешними и внутренними. Внешние -- информационная структура сигналов (количество и форма представления информации), характеристика рабочей среды (удобство рабочего места, освещенность, температура и т.п.), взаимоотношения в коллективе. Внутренние -- уровень подготовки, тренированность, эмоциональная устойчивость. Предел работоспособности -- величина переменная; изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вся трудовая деятельность протекает по фазам (рис. 2.1):

I. Предрабочее состояние (фаза мобилизации) -- субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы (идеомоторный акт), вызывает определенные предрабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки.

Рис. 2.1.

II. Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза гиперкомпенсации) -- период, в течение которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживание координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода врабатываемости может быть значительной. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.

III. Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) -- устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности.

Выносливость обусловливается следующими факторами:

1. Интенсивностью работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности.

2. Спецификой работы. Например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5...2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, а среди мышц ног -- разгибатели.

Влияние специфики выполняемой работы характеризует рис. 2.2, где a -- легкая физическая нагрузка и рациональная скорость выполнения операций; б -- обслуживание сложного пульта управления; в -- средняя физическая нагрузка; г -- значительная физическая нагрузка при большой концентрации внимания и выполнения быстрых и точных движений; д -- простые зрительные работы; е -- сложные зрительные работы.

3. Возрастом. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом -- снижается.

4. Полом. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносливость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках мужчины выносливее.

5. Концентрацией внимания и волевым напряжением при интенсивной работе снижают показатели выносливости.

6. Эмоциональным состоянием. Положительное -- уверенность, спокойствие, хорошее настроение -- активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности. Отрицательные -- страх, неуверенность, плохое настроение -- оказывают угнетающее действие, снижая период устойчивой работоспособности.

7. Наличием умений, навыков, тренированностью -- снижают волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность.

8. Типом высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможности нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях.

IV. Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением продуктивности, замедляется скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление -- временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.

V. Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.

VI. Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.

VII. Период восстановления. Необходим организму для восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной кислородного долга, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе. После легкой однократной работы период может длиться 5 мин. После тяжелой однократной работы -- 60...90 мин, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней.

Рис. 2.2.

В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I--III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.

На основании кривых работоспособности устанавливается норма времени на отдых в зависимости от характера и продолжительности работы (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Нормы времени на отдых (% отработанного времени) в зависимости от характера работы

Характеристика факторов

Время на компенсирующий отдых

Физические усилия

Незначительные (10...150Н)

Средние (150...300Н)

Тяжелые (300...500Н)

Очень тяжелые (500...800Н)

Характеристика факторов

Время на компенсирующий отдых

Нервное напряжение

Незначительное

Повышенное

Темп работы

Умеренный

Средней интенсивности

Рабочее положение

Ограниченное

Неудобное

Стесненное

Очень неудобное

Монотонность работы

Незначительная

Повышенная

Температура, влажность окружающей среды

Незначительно повышенная или пони-

женная: 20.. .25° С при влажности до 70% (или -5... -15° С)

Средняя: 26. ..30° С при влажности до

75% (или -16.. .-20° С)

Повышенная или пониженная: 31…35° С

при влажности 70...75°% (или -21…25°С)

Высокая или низкая: 35. ..40° С при вла-

жности 75 % (или -25...300 С)

Очень высокая или очень низкая: 41…45°

С (или менее -30° С) при влажности 75%

Загрязненность воздуха

Незначительная

Повышенная

Очень сильная

Производственный шум

Умеренный

Повышенный

Вибрация

Повышенная

Очень сильная

Освещение

Недостаточное

Плохое или ослепляющее

В течение суток работоспособность также изменяется определенным образом. На кривой работоспособности, записанной в течение суток, выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности (рис. 2.4). С 6 до 15 ч -- первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10--12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором интервале (15...22 ч) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22 ч. Третий интервал (22...6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около трех часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.

По дням недели работоспособность также меняется (рис. 2.3). Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность -- на вторник, среду и четверг, а развивающееся утомление на пятницу и особенно на субботу.

Рис. 2.3.

Рис. 2.4. Колебания работоспособности в течение недели