Презентация по истории на тему "Крушение Древнего мира" (10 класс). Конспект урока на тему "Изменение условий развития народов Евразии" (10 класс история) Наступление варваров в евразии конспект урока

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Глава 5 Крушение империй Древнего мира Изменение условий развития народов Евразии Закат Римской империи

2 слайд

Описание слайда:

Народы Европы в начале новой эры. В 1-2 вв. общая численность населения в мире составляла около 250 млн. человек, рассредоточенных по земному шару неравномерно. Основная масса людей проживала в тёплых, с влажным климатом районах Евразии (От Средиземноморья до Китая) В Римской империи проживало – 50 млн. чел. (в Италии – 7-8 млн.), столько же в Китае, в Индии – около 40 млн. чел. Изменение условий развития народов Евразии

3 слайд

Описание слайда:

Изменение условий развития народов Евразии Севернее границ Римской империи обитали кельтские и германские племена, восточнее – славянские и финно-угорские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений. Численность населения Центральной и Восточной Европы была – около 5 млн. чел. Будучи земледельцами и охотниками, не строили больших городов. Хозяйство у них преобладало натуральное, со временем стали развиваться товарно-денежные отношения.

4 слайд

Описание слайда:

Изменение условий развития народов Евразии Жизнь германских племён была организовано своеобразно. Союзы племён насчитывали сотни тысяч человек, обитавших на большой территории. Земли союза племён делились на округа, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений – родоплеменной знати. Знать решала вопросы войны и мира, мира племена, избирала лагмана – знатока обычаев, выполнявшего функции судьи.

5 слайд

Описание слайда:

Изменение условий развития народов Евразии Особую роль в союзах играли военные вожди – конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из самых крепких и ловких молодых людей. Они охраняли территорию союза племён, совершали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам. Конунги с дружиной строили бурги – крепости, где хранилась казна, т.е. награбленные богатства. Там возникали торговые центры Т.О, в начале 1 тыс. н.э. у древних германцев и др. племён складывались предпосылки для возникновения государства.

6 слайд

Описание слайда:

Кочевые племена Азии и Китай На обширных территориях Евразии, от Дуная до Хуанхе, протянулся пояс степных земель. Пригодной для обработки земли не хватало. Основной ценностью живших здесь кочевых племён был скот, особенно лошади. Каждое кочевое племя контролировало огромную территорию, которую считало своей. Между племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. У кочевников воевали почти все взрослые мужчины. Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Их первое крупное объединение – союз 24 племён – возникло ещё 3 в. до н.э.

7 слайд

Описание слайда:

Кочевые племена Азии и Китай Гунны представляли серьёзную угрозу для Китая, после каждого набега они уводили 10 тыс. пленных. Оседлое население севера Китая платило гуннам дань. Гунны к середине 1в. потерпели серьёзные поражения, их племенной союз распался. Некоторые из гуннских племён признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем – к берегам Каспийского и Азовского морей.

8 слайд

Описание слайда:

Начало Великого переселения народов Во 2в. начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее к 5в. максимума. Во время малого ледникового периода на юге шло наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялась растительность. Эти факторы коренным образом повлияли на жизнь народов Евразии. Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Империи Хань не удалось противостоять их натиску.

9 слайд

Описание слайда:

Начало Великого переселения народов В 184г. Китай охватило восстание «жёлтых повязок» (причины: падение урожайности, сокращение посевных площадей, голод, распространение бродяжничества, людоедство, эпидемия чума) с трудом подавленное к 208г. Восставшие требовали новой, счастливой жизни, символ которой считался жёлтый цвет. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные дома», которые перешли к натуральному хозяйству. В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию, кочевникам удалось захватить лишь её северную часть.

10 слайд

Описание слайда:

Возникновение христианства Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедали одну из религий спасения – иудаизм. Работа с текстом учебника на стр. 115-116 или просмотр фильма «Христиане»

11 слайд

Описание слайда:

Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая Римская империя мира, после своего расцвета быстро клонилась к упадку. Он ознаменовал наступление новой исторической эпохи – Средних веков. Закат Римской империи

12 слайд

Описание слайда:

Рим: от золотого века к упадку В начале 2в. Римская империя достигла вершины своего могущества. При императоре Траяне (98-117) власть его признали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия. При Адриане (117-138) внимание уделялось укреплению границ империи, совершенствованию управления её обширными владениями. Значительное развитие получили правовые нормы: римское право впоследствии образцом для подражания в средневековой Европе. Закат Римской империи

13 слайд

Описание слайда:

Рим: от золотого века к упадку Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделение труда между провинциями. Североафриканские земли были её житницами. В Галлии расцветали ремёсла(поставляла керамику, стекло, метал. Изделия, полотно, сукно). Италия и Испания производили вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото Восточные провинции - перевалочный пункт торговли со странами Азии и Китаем. Закат Римской империи

14 слайд

Описание слайда:

Кризис Римской империи К концу 2в. условия земледелия в Римской империи из-за изменений климата начали ухудшаться. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Недовольство в армии привело к серии военных переворотов. Империя погрузилась в пучину гражданской войны (183-197). Политический кризис продолжался столетие. К власти приходили солдатские императоры, выходцы из армейской среды. Торговые города пустели и приходили в упадок.

15 слайд

Описание слайда:

Кризис Римской империи Изменения в экономической жизни Римской империи способствовало стабилизации политического положения. При императоре Диоклетиане (243-313), сыне раба-вольноотпущенника, всё население Римской империи, кроме рабов, получило права её граждан. При этом власть сената ослабела. Админ6истративная реформа разделила империю на четыре части – Галлию, Италию, Иллирию и Восток. Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля были более развиты. При приемнике Диоклетиана, Константине 1 (285-337), столицей империи стал греческий город Византий, переименованный в Константинополь.

16 слайд

Описание слайда:

Христианство в Римской империи Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Первых христиан многие императоры преследовали, травили их львами на аренах колизеев для увеселения плебса, воспринимали христианство как враждебную религию Риму. В 313г. Между императором Константином и христианами был достигнут компромисс. Они признали божественность императорской власти (но не личности императора), обещали не уклоняться от воинской службы. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения и не платить налогов. Император Константин щедро одаривал христиан и в конце жизни сам крестился Этот шаг обеспечил ему поддержку со стороны христианской церкви, которая быстро превращалась во влиятельную и экономическую силу. При императоре Феодосии (379-395) были запрещены все религии, кроме христианства.

17 слайд

Описание слайда:

Падение Западной Римской империи В 4 в. усилился натиск племенных союзов Северной, Центральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи. Причины: Из-за климата: целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, Галлии. Вторжение гуннов, которые двигались с востока к Северному Причерноморью (IVв).Гунны теснили племена сарматов и готов, жившие между Днестром и Дунаем. С севера на готов наступали славянские племена, готы в свою очередь направлялись в Центральную Европу, на юг, на территорию Римской империи.

18 слайд

Описание слайда:

Падение Западной Римской империи Власть империи не могла воспрепятствовать освоению «варварами» римских владений. Вестготы, спасавшиеся от гуннов, селились южнее Дуная. В 378г. вестготы разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом императору Феодосию удалось на время усмирить вестготов. После смерти Феодосия в 395г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя. В 410г. король вестготов Аларих (370-410) захватил и разграбил Рим. В 492г., завладев флотом, они вторглись в Северную Африку, где основали своё государство.

19 слайд

Описание слайда:

Падение Западной Римской империи Сильнейший удар по империи нанесли гунны, под предводительством Аттилы (умер в 453г) в 436г. начал наступление на Европу. Пройдя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вестготов, франков, бургундов на время объединиться с римлянами и выступить против Аттилы. Он был разбит в 451г. в битве на Каталаунских полях (Галлия). Союз гуннских племён распался. В Западной Римской империи за 21 год сменилось 9 императоров. В 476г. вождь германских наёмников Одоакр (431-493) сверг последнего императора Ромула Августа и был провозглашён конунгом Италии.

20 слайд

Описание слайда:

Цивилизационное наследие Древнего мира. С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до 8 в. На территории бывшей империи возникли 10 королевств. Римские правовые нормы нашли отражение в законах многих европейских государств. Латынь была универсальным языком церкви и знати. Важнейшее наследие Рима – христианское вероучение.

>>История: Наступление «варваров» в Евразии

Наступление «варваров» в Евразии

В II-IV вв. были временем перемен в облике мира. Крупнейшие гocудapcтвa древности вступили в период упадка. Началось время Великою переселения народов. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным.


Народы Европы

В I-II вв. общая численность населения мира составляла около 250 млн, человек, которые распределялись по земному шару нepaвномерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом - в поясе государств, протянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пределах Римской империи проживало около 5O млн, человек (в самой Италии - 7-8 млн.), примерно столько же - в Китае, не менее 40 млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчитывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго- Восточной Азии.

Севернее гpаниц Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др,), восточнее - славянские и финно- угoрские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена).

Численность населения Центральной и Восточной Европы была невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а coпротивление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легигна Октавиана Aвгycтa были разгромлены германцами в Тевтобургском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться укреплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. Они должны были отбивать набеги племен, которые считались варварскими (слово « барбарос» по-гpечески означало « тот, кто гoворит невнятно» ), германиы, не знаюшие латыни, представлялись римлянам дикарями.

Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледельгами, не строили больших городов. В l - V вв, у них преобладали нeбольшие поселки, заселенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя постепенно развивались и товарно- денежные отношения.

Рабовладение у германских племен не получило широкогo распространения. Захваченных в межплеменных столкновениях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в поселениях, гдe им выделялся участок земли, часть продукции которогo они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были разгорожены, археологи предполагают, что земля принадлежала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находились в общем пользовании селян.

Своеобразной была организагия жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч человек, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен дeлились на oкpyгa, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений (родоплеменной знати). Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными племенами, входящими в союз, избирали латана - знатока обычаев, игpа вшего роль судьи.

Наряду с родоплеменной знатью особую роль игpали военные вожди - конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совepшали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам.

Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источником их обогащения. Kонунг с дружиной строили бурги (крепости), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые центры. Первоначально конунги избирались представителями poдoплеменной знати или дружиной, но со временем их власть стала наследственной.

Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединений в начале l тысячелетия н.э. еще не сложилось, многие предпосылки ею формирования уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного нepaвeнства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.

Кочевые племена Азии н Китай

На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге огpаниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и гималаев, на севере - лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.

Степные просторы обеспечивали возможность прокормить большое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выюрала, что заставляло кочевников двигаться на ceвер. Зимой же, когда на севере землю покрывал cнeг и сковывал лед, они возвращались на южные пастбища.

Каждое кочевое племя контролировало огpомную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вьпеснялись на худшие земли. уничтожались или порабощались.

Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, гpабили их поселения, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на относительно небольшую численность племен, выставлять крупные силы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями дpeвности против кочевников, чаще вceгo оказывались бессмысленными.Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.

Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (например, гyнны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития достигало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным показателем богатства выступали скот и рабы.

Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединение - союз 24 племен - возникло у гyннов еще в Ill веке до н.э. Под их властью находились тepритории от Забайкалья до реки Хуанхэ.

Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое население ceвeра Китая платило гyннам дань. Однако в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочевниками. Одновременно использовались методы дипломатии, подкупа племенных вождей, их разобщения. Они оказались довольно эффективными, гунны к середине I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Heкоторые из гyннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к берегaм Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь племена, в частности готов и аланов.

Начало Великого переселения народов

Во ll веке начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемогo малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии.

Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай . Империи Хань оказалось намнoгo сложнее противостоять их натиску.

Изменения климата стали причиной падения урожайности, coкращения посевных площадей в Китае, голод, распространение бродяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В 184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «желтых повязок». Основным eгo лозунгом было требование новой, счастливой жизни. Ее символом считался желтый цвет.

С середины II до середины III века из-за гoлода, эпидемий и восстаниЙ численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные домa», которые перешли к нaтуральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги нaтурой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.

Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вoeначальники перестали считаться с императорским двором. Начавшаяся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах которой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.

Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Kyшанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на eгo землях возникло государство династии Сасанидов.

В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию , лишь северная ее часть оказалась охвачена волнами набегов.

Возникновение христианства

Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения - иудаизм.

Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей-египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли eгo самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национальностей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к вpaгaм, прощать их.

По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.

Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.

Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как Beликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непротивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти, Христиане считали, что когдa все люди придут в Царство Божие и будут жить согласно заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе пришествие), чтобы судить грешников и миловать праведных.

В I - II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейшых слоев населения и рабов.

Вопросы и задания

1. Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов.
2. Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римляне называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»?
3. Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гyнны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым гocудapcтвa Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гyннов.
4. Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры?

3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн , География в школе

Материалы по курсовой подготовке
учителя истории и обществознания Староаннинской СОШ Новоаннинского района

Волгоградской области

Данилиной Галины Александровны

Развёрнутый план-конспект урока в 10 классе по учебнику Загладина Н. В. , Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – Р С»,2009.

Тема урока: «Изменение условий развития народов Евразии» (п.12).


  1. Мероприятие по внеклассной деятельности по истории.

  1. Творческий отчёт .

Тема урока : «Изменение условий развития народов Евразии».

Цели урока: 1. Учащимся необходимо составить представление о том, что

II-IV века были временем перемен, связанными с Великим переселением народов.

2. Учащиеся должны охарактеризовать факторы, приведшие к Великому переселению народов, общественный уклад «варваров», выделить особенности ведения хозяйства, сравнить образ жизни кочевых и оседлых племён; раскрыть суть христианства и указать причины его популярности среди неимущих слоёв.

3.Учащиеся работают с картой, учебным текстом, сообщением. (сообщение о возникновении христианства даётся заранее ущемуся).

Оборудование: Учебник, карта «Великое переселение народов».

Памятка « Алгоритм раскрытия развития племён».

Домашнее задание: параграф 12, вопросы, карта, записи.

Тип урока: изучение нового материала.

План- конспект урока.


  1. Сравнительная характеристика образа жизни оседлых и кочевых племён.

  2. Великое переселение народов и его последствия.

  3. История возникновения христианства и его сущность.

  1. Учитель называет задачи, стоящие перед учениками на данном уроке.
Изучение первого вопроса «Народы Европы в начале новой эры» построено на работе с текстом по памятке. Учащиеся характеризуют общественный уклад и особенности хозяйственного развития германских племён («варваров») в начале нашей эры.

Алгоритм раскрытия развития племён.


  1. Влияние природных условий на экономическое развитие.

  2. Особенности ведения хозяйства.

  3. Развитие форм собственности.

  4. Образ жизни.

  5. Предпосылки формирования государственности.

Подводится итог: в начале I тысячелетия н. э. у древних германцев и других племенных союзов (в том числе славянских) складывались предпосылки для возникновения государства. Они обусловили разложение родоплеменного строя.
А какие изменения происходят в это время у кочевых народов?

Для ответа на данный вопрос учащиеся получают задание провести сравнение образа жизни кочевых и оседлых племён.

Дальше продолжается работа c алгоритмом изучения племён по второму пункту учебника «Кочевые племена Азии и Китая». Ученики делают необходимые записи в тетради, а затем устно проводят сравнительный анализ образа жизни кочевых и оседлых народов. По ходу обсуждения учителем делаются уточнения и дополнения. Ученики приходят к выводу, что и у кочевых народов как и у оседлых, происходили сходные процессы формирования государственности.


  1. Один из самых сильных кочевых народов данного периода гунны приняли активное участие в Великом переселении народов, которое началось в III- IV вв. н. э. Ставится задача: как повлияло это событие на развитие народов Европы и Азии? В ходе беседы с классом изучается второй вопрос «Начало Великого переселения народов»:

    1. Вспомните, почему такое название получил этот этап в развитии народов и государств?

    2. Какие демографические и климатические факторы привели к Великому переселению народов? После пояснения учителя об изменении климата – малого ледникового периода, голоде, эпидемиях, восстаниях в Китае (восстание «жёлтых повязок» 184-208 гг.)

    3. Назовите причины, по которым государства Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гуннов?
Учащимися делается вывод о том, что под ударами кочевых племён пришли в упадок государства Средней Азии (Кушанское царство и Хорезм), распалось Парфянское царство. Кочевники начали угрожать европейским народам. Итог записывается в тетрадь.

  1. На территории Римской империи также происходит много изменений и в экономике, и в политике, и духовной жизни. В Иудейской провинции Римского государства в I веке н. э. зародилось христианское учение.
Вопрос третий «Возникновение христианства» изучается по сообщению, представленному учащимся.

Задание классу – на основании сообщения запишите основные постулаты христианского вероучения и ответьте на вопрос: какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры и почему?

После заслушивания сообщения ученики отвечают, что поначалу христианство пользовалось особой популярностью у бедняков и рабов так как отвечало их чаяниям.

В конце урока учащиеся подводят итоги своей деятельности по изучению нового материала. Делается вывод о Великом переселении народов как времени важнейших перемен в жизни европейских и азиатских племён и государств, последствия этих изменений нашли своё отражение в расселении народов, их образе жизни, культуре.

Внеклассное мероприятие по истории для старших классов.

Исторический КВН.
Цели: расширить кругозор, дополнить материал школьной программы, способствовать развитию устойчивого интереса к истории, научить сопоставлять факты; продолжить формирования навыка работы в команде.
Оформление: 1) На доске помещаются даты,

2) имена исторических личностей вперемежку к заданию №3,

3) имена на листах к заданию №4.

Класс делится на 3 команды.

Рубрики :


      1. Хронологические задачи.

      2. Крылатые выражения.

      3. Имена.

      4. Жили ли они?

      5. Не отосланные депеши.

      6. Розыгрыши.

      7. Кроссворд.

  • Подведение итогов.

    Команды представляют себя. Каждая команда сама определяет, кто будет работать у доски с датами, а в это время остальные члены команды выполняют задание№2.

    I Хронологические задачи.


    I команда

    II команда

    III команда

    1) 1242 г.-

    1) 1380 г.-

    1) 862 г.-

    2) 882 г.-

    2) 1649 г.-

    2) 1480 г.-

    3) 1147 г.-

    4) 1097 г,-

    3) 1709 г.-

    3) 1812 г.-

    4) 1881г.-

    4) 1861 г.-

    5) 1914 г.-

    5) 1905 г.-

    5) 1918 г.-

    II Крылатые выражения (в каких случаях говорят?)

    1 команда

    2 команда

    3 команда

    1. Ганнибал у ворот.

    1. Драконовские законы.

    1. Между Сциллой и Харибдой.

    2. И ты, Брут!

    2. Идти в Каноссу.

    2. Троянский конь.

    3. Авгиевы конюшни.

    3. Ахиллесова пята.

    3. Пиррова победа.

    На доске заранее пишутся имена исторических персонажей.

    Команды должны соотнести имена и отрывки с описаниями их жизни и деятельности.

    III Знаете ли вы их имена?

    1. Единственный грамотный крестьянин в селе Бездна Казанской

    губернии, прочитав царский закон об отмене крепостного права, заявил односельчанам, что от них скрывают «настоящую волю», что на самом деле вся земля должна перейти к народу. За это он был предан суду и расстрелян.

    2. Выдающийся борец против рабства в Америке, сын бедного фермера, проживший нелёгкую жизнь, избранный в 1860 г. президентом США. Был убит в 1865 г.

    4. Великий борец за освобождение и объединение Италии, человек исключительной храбрости и неисчерпаемой энергии. Отказался от должнос­ти главы государства.


    1. Один из вождей французской революции, по профессии врач, боролся за решительное революционное действие, издавал любимую рабочими газету «Друг народа».

    2. Возглавил американскую армию, которая вела борьбу за свободу в 1775-1783 гг. против Англии. Талантливый полководец, стал первым президентом США.

    3. В 1882 г. перевёл на русский язык «Манифест...» Маркса, а в следую­щем году создал в Женеве первую марксистскую группу «Освобожде­ние труда».

    8. Основатель и главаЮжного общества декабристов, автор программы «Русская правда». Казнён вместе с другими декабристами в июле 1826 г.

    9. Любимый писатель молодёжи своего времени. Автор повестей «Соро­ка-воровка» и «Кто виноват?». Живя за границей, издавал газету «Ко­локол» и альманах «Полярная звезда», в которых обличал крепостное право.

    Имена: Игнатий Гриневицкий, Авраам: Линкольн, П. И. Пестель,

    Жан Поль Марат, Антон Петров, Г. В. Плеханов, А. И. Герцен,

    Джордж Вашингтон, Джузеппе Гарибальди.

    IV Жили ли они?

    На доске вывешиваются листы с именами, команды должны определить, кто из них существовал в реальности.


    1 команда

    2 команда

    3 команда

    Хаммурапи

    Посейдон

    Дионис

    Хеопс

    Геракл

    Геродот

    Аполлон

    Спартак

    Демокрит

    Сет

    Одиссей

    Перикл

    Солон

    Тутмос III

    Прометей

    V Не отосланные депеши.

    Команды получают конверты с посланиями. Они должны установить кто, когда и в связи с чем мог послать каждое из этих донесений.


    1 команда

    2 команда

    3 команда

    1.Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

    2. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест.

    3. Неприступная крепость взята.Противник повер-жен. Россия - черно-морская держава.


    1.Огромные полчища стя-нуты к городу. От скрипа колёс и ржанья коней не слышно человеческого голоса.

    2. Вышел к Неве с дружиной. Ополчение по-спевает.

    3. Основали на Воронеже верфь добрую, строим га-леры ладные. Будет Азов взят.


    1.Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идём освобождать Моск-ву.

    2. Противник разбит наго-лову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен.

    3. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?

    VI Розыгрыши.

    Команды определяют исторический факт по шуточному вопросу.

    VII Кроссворд.

    1. Петр. 2. Николай. 3. Михаил. 4. Екатерина. 5. Александр. 6. Константин. 7. Павел. 8. Сын. Ключевое слово: РОМАНОВЫ.

    Кроссворд



    1. 1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Этот царь прославился своими многочисленными реформами, благодаря которым Россия вышла на но­вый путь развития.

    2. Имя последнего царя России.

    3. Назвать имя первого царя династии Романовых, венчавшегося на царство 14 марта 1613 года.

    4. При этой царице в России была «эпоха просве­щенного абсолютизма».

    5. Назвать имя царя, прославившегося тем, что он освободил крестьян.

    6. Кто должен был вступить на престол после смер­ти Александра I, но отказался для того, чтобы заклю­чить неравный брак.

    7. Сын Петра III и Екатерины II, укрепил абсолют­ную власть, ввел жесткую цензуру и поддерживал оте­чественного производителя.

    8. Кем приходился Петр I Алексею Михайловичу?

    Подведение итогов
    Ответы: I Хронологические задачи.
    1242г.- Ледовое побоище, 1380 г. – Куликовская битва,

    882 г. – основание Киевской Руси, 1649 г. - Соборное Уложение,

    1147 г. - основание Москвы, 1709 г. – Полтавская битва,

    1097 г. – Любечский съезд, 1881 г. – убийство Александра II

    1914 г. – начало I мировой войны. 1905 г. – Кровавое воскресение.
    862 г. – Призвание варягов,
    1480 г. – Стояние на Угре,

    1812 г. – Бородинская битва,

    1861 г. – отмена крепостного права,

    1918 г. – окончание I мировой войны.
    II Крылатые выражения


    1. Команда

      1. Опасность рядом,

      2. Подлое предательство,

      3. Захламлённое, грязное место.

    2. Команда

      1. Жестокие законы,

      2. Пойти на унижение,

      3. Слабое, уязвимое место.

    3. Команда

      1. Находиться между двумя опасностями,

      2. Подарок с умыслом,

      3. Победа, равная поражению.

    III Знаете ли вы их имена?


        1. Антон Петров,

        2. Авраам Линкольн,

        3. Игнатий Гриневицкий,

        4. Джузеппе Гарибальди,

        5. Жан Поль Марат,

        6. Джордж Вашингтон,

        7. Г. В. Плеханов,

        8. П. И. Пестель,

        9. А. И. Герцен.
    IV Жили ли они?

    Жили: Хаммурапи, Хеопс, Солон, Спартак, Тутмос III, Геродот, Демокрит, Перикл.

    V Не отосланные депеши


          1. Пожар Москвы во время Отечественной войны 1812 г.

          2. Восстание декабристов.

          3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг., Суворов А. В.

          4. Захват Киева ханом Батыем.

          5. Невская битва, князь Александр Ярославич.

          6. Пётр I , перед вторым Азовским походом.

          7. Народное ополчение 1612 г., Минин и Пожарский.

          8. Пётр I , Полтавская битва.

          9. Восстание на Сенатской площади 1825 г.
    VI Розыгрыши

            1. Англия, XVI в.

            2. Это один и тот же город.

            3. По феодальной.

            4. У Козельска.

            5. Хан Золотой Орды.

            6. О Николае Копернике.

            7. Это один и тот же город.

            8. Иван Калита, XIV в.

            9. Ледовое побоище 1242 г.
    Творческий отчёт (см. презентацию)
  • 2 слайд

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ. НАСТУПЛЕНИЕ ВАРВАРОВ В ЕВРАЗИИ. ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПРИЧИНЫ УПАДКА РИМА

    3 слайд

    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ, ВАРВАРЫ, ГУННЫ, ХРИСТИАНСТВО, СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ, КОЛОНЫ, ГОТЫ, ВАНДАЛЫ, ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ, ВОСТОЧНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ,

    4 слайд

    5 слайд

    НАРОДЫ ЕВРОПЫ В 1 -2 веках --ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ МИРА СОСТАВЛЯЛА 250 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ В ЕВРАЗИИ. В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ОКОЛО 50 МИЛЛ. ЧЕЛОВЕК, СТОЛЬКО ЖЕ В КИТАЕ, В ИНДИИ – 40 МИЛЛ. НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ В АМЕРИКЕ, АФРИКЕ И ЮГО –ВОСТОЧНОЙ АЗИИ НА СЕВЕРНЫХ ГРАНИЦАХ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ ПО РЕЙНУ И ДУНАЮ ЖИЛИ КЕЛЬТСКИЕ И ГЕРМАНСКИЕ ПЛЕМЕНА, ВОСТОЧНЕЕ СЛАВЯНЕ И ФИННО –УГОРЫ. МЕЖДУ ДУНАЕМ И ДНЕПРОМ ПЛЕМЕНА ГОТОВ. ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ ТОЛЬКО 5 МИЛЛ. ГЕРМАНЦЫ ОКАЗЫВАЛИ УПОРНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РИМСКИМ ЛЕГИОНАМ, КОТОРЫЕ ПРОЗВАЛИ ИХ ВАРВАРАМИ (НЕ ПОНИМАЮЩИМИ ЛАТЫНЬ) ПЛЕМЕНА ЕВРОПЫ БЫЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМИ ВЕДУЩИМИ НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ВЛАСТЬ БЫЛА В РУКАХ РОДОПЛЕМЕННОЙ ЗНАТИ И ВОЕННЫХ ВОЖДЕЙ *КОНУНГОВ» ВЛАСТЬ ИХ СТАНОВИЛАСЬ НАСЛЕДСТВЕННОЙ.

    6 слайд

    КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА АЗИИ И КИТАЯ. ЕВРАЗИЯ (ОТ ДУНАЯ ДО ХУАНХЕ) ТИП ХОЗЯЙСТВА ЖИВУЩИХ ПЛЕМЕН ОПРЕДЕЛЯЛСЯ ПРИРОДНЫМИ УСЛОВИЯМИ. В СТЕПЯХ БЫЛО КОЧЕВОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. НЕПРОСТЫЕ БЫЛИ ОТНОШЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ С ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ. В ОТВЕТ НА НАБЕГИ ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ УСТРАИВАЛИ ЭКСПЕДИЦИИ, НО БУЗУСПЕШНО. КОЧЕВНИКИ ИМЕЛИ ПОСТОЯННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ, ПРИНУЖДАЛИ ПЛЕННЫХ, ВЫРАЩИВАТЬ ПРОСО. ОСНОВНЫМ БОГАТСТВОМ ВЫСТУПАЛИ СКОТ И РАБЫ. ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ БЫЛО ИМУЩЕСТВЕННОЕ РАССЛОЕНИЕ. САМЫМ КРУПНЫМ КОЧЕВЫМ ОБЬЕДИНЕНИЕМ В НАЧАЛЕ НОВОЙ ЭРЫ БЫЛИ ГУННЫ. СОЮЗ ГУННОВ ИЗ 24 ПЛЕМЕН. ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕРЬЕЗНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ КИТАЯ. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ ПЛАТИЛО ИМ ДАНЬ. В 1 ВЕКЕ ИМПЕРИЯ ХАНЬ СОЗДАЛА КОННИЦУ И НАНЕСЛА ГУННАМ ПОРАЖЕНИЕ. ЧАСТЬ ИХ ПРИЗНАЛА ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ. А ДРУГИЕ УШЛИ НА ЗАПАД.

    7 слайд

    НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ ВО 2 ВЕКЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА, ПРОИЗОШЛО ПОХОЛОДАНИЕ, ДОСТИГШЕЕ МАКСИМУМА К 5 ВЕКУ. ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ВСЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА НАЧАЛОСЬ НАСТУПЛЕНИЕ ПУСТЫНЬ, А НА СЕВЕРЕ БОЛОТ. ВОЗОБНОВИЛИСЬ НАПАДЕНИЯ ГУННОВ НА ИМПЕРИЮ ХАНЬ. В САМОМ ЖЕ КИТАЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ВЫЗВАЛО ГОЛОД. НАСЕЛЕНИЕ СОКРАТИЛОСЬ С 50 МИЛЛ. ДО 7, 5 МИЛ. НАЧАВШАЯСЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ И ВОССТАНИЯ КРЕСТЬЯН ПРИВЕЛИ К РАСПАДУ ИМПЕРИИ. ПОД УДАРАМИ КОЧЕВНИКОВ ПРИШЛИ В УПАДОК ГОСУДАРСТВА СРЕДНЕЙ АЗИИ.РАСПАЛОСЬ ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО.НАИМЕНЕЕ ЗАТРОНУТОЙ НАБЕГАМИ И ИЗМЕНЕНИЯМИ КЛИМАТА БЫЛА ИНДИЯ.

    8 слайд

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО. ХРИСТИАНСТВО ЗАРОДИЛОСЬ В ИУДЕЕ – ПРОВИНЦИИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ИУДЕИ НЕ ПРИНЯЛИ УЧЕНИЕ ХРИСТА, КОТОРОГО СЧИТАЛИ МЕССИЕЙ (СПАСИТЕЛЕМ). ОН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЛЮДИ ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, БЕДНЫЕ, БОГАТЫЕ РАВНЫ ПЕРЕД БОГОМ, ПРИЗЫВАЛ ПРОЯВЛЯТЬ МИЛОСТЬ К ВРАГАМ, ПРОЩАТЬ ИХ. ПО НАСТОЯНИЮ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ ИУДЕЙСКОЙ ЦЕРКВИ ОН БЫЛ РАСПЯТ НА КРЕСТЕ УЧЕНИКИ ПЕРЕНЕСЛИ ЕГО ТЕЛО В ПЕЩЕРУ. СОГЛАСНО НОВОМУ ЗАВЕТУ, НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ОН ВОСКРЕС И ОСТАВИЛ СВОИ ЗАВЕТЫ УЧЕНИКАМ. СМЕРТЬ ЕГО КАК ЖЕРТВА ЗА ГРЕХИ ЛЮДЕЙ. СОГЛАСНО ХРИСТАНСТУ ТОЛЬКО СМИРЕНИЕ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ. В 1 – 2 ВЕКАХ ХРИСТИАНСТВО ПОЛУЧАЕТ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ СРЕДИ БЕДНЕЙШЕГО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОВ.

    9 слайд

    ЗАКАТ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА. КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ХРИСТИАНСТВО В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

    10 слайд

    ЗОЛОТОЙ ВЕК РИМА ПОТРЯСЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОХВАТИЛИ АЗИЮ, НЕ ОБОШЛИ И РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ, НО В НАЧАЛЕ 2 ВЕКА ОНА ДОСТИГЛА СВОЕГО МОГУЩЕСТВА. ОГРОМНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛУЧИЛА РИМСКАЯ КУЛЬТУРА. ВЕРГИЛИЙ, ГОРАЦИЙ, ЮВЕНАЛ, ЛУКИАН - ЭТИ ИМЕНА НАВСЕГДА ВОШЛИ В ИСТОРИЮ. ПОЛУЧИЛА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИЯ СТОИЦИЗМА: СЕНЕКА, ЭПИКТЕТ, МАРК АВРЕЛИЙ.

    11 слайд

    КРИЗИС РИМСКОЙ ИМПЕРИИ КРИЗИС ИМПЕРИИ К КОНЦУ 2 – ГО ВЕКА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА УДАРИЛИ И ПО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. ПУСТЫНИ ПОДРЫВАЛИ ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРНОЙ АФРИКИ, ПОХОЛОДАНИЯ УДАРИЛИ ПО ИТАЛИИ И ГАЛЛИИ, ИСПАНИИ. ЧУМА, ВОССТАНИЯ РАБОВ И КРЕСТЬЯН, ЗАТРУДНЕНИЯ С НАЛОГАМИ ПРИВЕЛО К ГРАЖДАНСКИМ ВОЙНАМ. У ВЛАСТИ МЕНЯЛИСЬ СОЛДАТСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ ИМПЕРАТОРЫ СТАЛИ НАДЕЛЯТЬ ЗЕМЛЕЙ ВЕТЕРАНОВ – ЛЕГИОНЕРОВ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ НАДЕЛЯТЬ РАБОВ СВОБОДНЫХ ЗЕМЛЕЙ РАБЫ И КОЛОННЫ НЕ ПЛАТИЛИ НАЛОГОВ, ВСЕ РАСЧЕТЫ БРАЛ НА СЕБЯ ВЛАДЕЛЕЦ ЗЕМЛИ. ВМЕСТО ТОРГОВЛИ НАТУРАЛЬНЫЙ ОБМЕН. ОСНОВОЙ ХОЗЯЙСТВА СТАНОВЯТСЯ ОГРОМНЫЕ ИМЕНИЯ, ПРИКОТОРЫХ ВОЗНИКАЮТ ЦЕНТРЫ РЕМЕСЕЛ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИВЕЛИ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. КОЛОННЫ СТАЛИ ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ СОЛДАТ ДЛЯ АРМИИ. ПРИ ДИОКЛЕТИАНЕ (284 – 305) ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ БЫЛА ВОССТАНОВЛЕНА. ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛИ ПРАВА ГРАЖДАН.ИМПЕРИЯ НА ЧЕТЫРЕ ЧАСТИ: ГАЛЛИЯ, ИТАЛИЯ, ИЛЛИРИЯ И ВОСТОК. ДИОКЛЕТИАН ВЗЯЛ СЕБЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСТОКОМ, А ЕГО ПРЕЕМНИК КОНСТАНТИН ВИЗАНТИЙ

    Централизация России. Решения Земского собора. Основные направления. Судебник 1550 г. Избранная рада. Нарушение привычного баланса сил. Причины введения опричнины. Опричник на коне с метлой и песьей головой. Внутренняя политика Ивана IV Грозного. Поход казаков против сибирского хана Кучума. Приказная система управления. Возвращение Ивана IV. Ливонская война. Царь. Символика опричника. Отменена система “кормления” наместников.

    «Битва за Москву в войне» - Зоя Космодемьянская перед казнью. Боритесь, не бойтесь! 6 декабря - СУББОТА. Фашистские изверги оборвали жизнь бесстрашной партизанки. Битва за Москву. Портрет Зои Космодемьянской. «И сто и двести лет пройдет, никто войны забыть не сможет…» К. Симонов. Парад на красной площади 7 ноября 1941 года. Жизнь молодой девушки была заполнена кипучей деятельностью. Командир 316-й стрелковой дивизии генерал-майор И.В. Панфилов.

    «Древний мир Индии» - Религиозная толерантность. Химия. Причины страданий. Понятие Кармы и Дхармы. Ведизм. Индуизм. Традиции древней Индии. Будда. Правильная речь. Духовное преображение. Борьба добра и зла. Мифы о сотворении мира. Вишну. Шива. Разделение мира. Благоговение перед живым. Научные открытия. Брахма. Пуруша. Проповедь Будды. Древняя Индия. Религии древней Индии. Освобождение от страдания. Буддизм. Будда. Изображение асуров.

    ««Смутное время» 10 класс» - Минин и Пожарский. Дворянские отряды Пашкова. Пожарский и Минин. В 1601-03 гг. в стране разразился небывалый голод. Страна отдыхала от бесконечных войн. Лжедмитрий I и Марина Мнишек. Федор Иванович совершенно не любил государственные дела. Михаил Фёдорович Романов. Земский собор. Причины гражданской войны. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. Московские бояре. Усиление общественных противоречий.

    Хронологические рамки княжения. Из работы Н.М. Карамзина. Древнерусское государство в IX – начале XIIвв. Год битвы-1380г. Из «Жития Александра Невского». Право старшинства. Из сочинения историка В.О. Ключевского. Из книги «Мир истории» академика Б.А. Рыбакова. Агрессия немецких рыцарей. Модели ответов и варианты построения аргументации в заданиях С1 - СЗ. Андрей Юрьевич Боголюбский. История России.

    «Праздник славянской письменности» - Буквенно-звуковое письмо. Слоговое славянское письмо. Кириллица. День славянской письменности и культуры. День славянской письменности. Кириллица и глаголица. Полуустав уступает место скорописи. История письма. Финикийский алфавит. Начало. Полуустав. Кирилл и Мефодий создают азбуку. Появление письменности. Славянские письмена. Гимн святым Кириллу и Мефодию. Первые книги на кириллице. Изучение истории.