Откуда появились терские казаки. Терские казаки

И Терского казачьих войск, а также старшинство самих этих войск. Самое старое старшинство получил Кизляро-Гребенской казачий полк - с 1577 года. По его старшинству, с этого же года, стало считаться и старшинство всего Терского казачьего войска, в составе которого полк находился. Дата эта приурочена к основанию терским воеводой острога Терка /Терки (Сунженский острог) на реке Терек напротив впадения в него Сунжи . Однако, современные исследователи (напр. видный кавказовед) утверждают, что основание данного острога произошло не в 1577, а в 1578 году, также сегодняшней науке известно, что это было уже второе строительство острога Русским государством на этом месте .

История [ | ]

Ранняя история [ | ]

Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбы царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). К этому времени казаки на Тереке, Сунже и Аграхани уже жили не менее столетия. Некоторые исследователи связывают появление сунженских (гребенских) и аграханских (каспийских) казаков с поморами-ушкуйниками, мигрировавшими по Волге и Каспию в XIII-XIV веках. В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки (потомки донских казаков) , которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата (территория западного Прикаспия к северу от Терека называлась Ногайской степью). В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город , который под давлением Турции им приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город, приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина . Примечательно, что от этого времени терские казаки ведут своё старшинство. Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальством была нечёткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604) , к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья (Илейка) Муромец . Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман -ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты -калмыки . К рубежу XVI-XVII веков известны четыре казачьих города на Тереке и Сунже - Терки, Тюмень, Сунжа (на месте нынешнего Грозного) и Андрей (ныне - аул Эндерей в Дагестане). В результате походов иранской армии Хосров-хана (1651-1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки уходят в тень пророссийской Кабарды, которая ведёт борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Вероятно, именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими , то есть горными, живущими на «гребне» (Терском хребте): , в междуречье Терека и Сунжи . Терские казаки приобрели своё своеобразие, восприняв элементы культуры, генотипа и местных кавказских племён (осетин , черкесов , грузин , армян , кабардинцев , чеченцев и кумыков) .

Гребенское казачье войско [ | ]

Северный Кавказ в XVIII веке

В 1711 году начинается некоторое оживление в среде гребенских казаков. Они начинают расселяться вниз по берегам Терека. Строятся новые казачьи городки, ныне известные как станицы : Червлённая , Щедринская , Новогладовская, Старогладовская и Курдюковская . Эти городки, названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись по левому берегу Терека. В 1717 году упоминается атаман Басманов, который во главе 500 гребенских казаков принимает участие в Хивинском походе князя Бековича-Черкасского .

В это же время казаки теряют свою вольность, превращаясь в упорядоченное войско, которое вначале подчинялось Астраханскому губернатору, а затем (с 1721 года) Военной коллегии в Петербурге .

В 1723 году взамен упразднённых старых русских крепостей на Северном Кавказе закладывается крепость Святого Креста , после срытия которой в 1735 году строится Кизляр . Близ него расселяются донские казаки , которые позже образуют «Терско-Семейное войско» (отличное от гребенских казаков, но тоже терское войско). Известны следующие их городки-станицы: Александровская , Бороздинская , Каргалинская , Дубовская .

Русско-турецкая война [ | ]

В 1771 году, в разгар войны, на Тереке (станица Каргалинская) появляется Емельян Пугачёв , однако терский атаман заключает смутьяна под арест в Моздокскую тюрьму, из которой Пугачёв бежит к яицким казакам .

23 (10) июня 1774 года терские казаки под командованием полковника в течение около суток героически отражают штурм станицы Наурской силами 8 тыс. крымских татар, турок, горцев и казаков-староверов Некрасовцев [ ] , которыми руководил калга из рода крымских ханов. Это поистине была героическая оборона, поскольку основная сила станицы - строевые казаки - в это время как раз были в военном походе, а дома оставались лишь старики, женщины, дети и небольшая легионная команда. На защиту родного городка вышли наурские казачки, одетые в красные сарафаны, которые отражали неприятельские приступы наряду с мужьями и братьями. При этом на женщин, в том числе, была возложена обязанность поддерживать костры, разогревать смолу и кипяток и лить их со стен на штурмующих. Говорят, что даже щи, варившиеся к обеду, у казаков «пошли в дело» на защиту укрепления. При этом женщины плечом к плечу со старыми волжскими казаками встречали яростные атаки, косили косами появлявшихся на земляном валу врагов, защищались серпами. В укреплении были чугунные пушки, которые, в зависимости от того, откуда усиливался приступ, перевозились на людях с места на место. Штурмующие понесли большие потери (до 800 человек). В числе убитых был один известный горский владетель, князь, при этом его тело осталось лежать на поле сражения не убранным отступившими нападавшими. Этот факт свидетельствует о значительной потере духа осаждавших, поскольку ими считалось священным долгом выносить с поля боя тела убитых, а, тем более, предводителей. Бой за Наур шёл целый день, на протяжении которого наурцы ждали помощи, но помощи не было. Всего в сорока верстах находилась станица Червлённая , но сообщения с ней не было. Также передают, что в Червлённой был слышен гул пушечной канонады, но командир стоявшего в станице пехотного полка почему-то подумал, что у наурцев идёт какой-то праздник с фейерверком и пальбой, которые очень любил старый полковник Савельев, командир моздокских казаков. Так прошёл весь день. С рассветом следующего дня вновь стали стрелять пушки казаков, но неожиданно враг стал быстро отходить от станицы. Говорят, что снятием осады станичники были обязаны казаку Перепорху, который навёл своё орудие на курган, где была ставка Шабаз-Гирея, и удачным выстрелом убил племянника самого калги. В этом калга увидел дурное предзнаменование и не захотел больше тут оставаться. Многие женщины за оборону Наура были награждены медалями. Впоследствии, вспоминая это событие, казаки уважительно называли его «это бабий праздник ».

Астраханское казачье войско [ | ]

В 1776 году Гребенское, Волгское, Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачье войско вошло в состав Астраханского казачьего войска . Послевоенное время используется для строительства новых станиц: Екатеринградская, Павловская, Марьинская и казачьих поселений при крепостях Георгиевской и Александровской за счёт второй половины Волгского полка. В 1784 году, после принятия Грузии под протекторат России , закладывается Владикавказ в преддверии Дарьяльского ущелья - ключевом месте дороги, ведшей в Закавказье.

В 1785 году жизнь терских казаков осложнилась исламским восстанием шейха Мансура , который смог объединить чеченцев, кумыков и кабардинцев (его отряд насчитывал около 10 тыс. человек) и организовать нападение на Кизляр . Повстанцы-мюриды форсировали Терек в 15 километрах ниже по течению и атаковали русскую крепость, однако были отражены казаками атамана Сехина и солдатами кизлярского гарнизона. Атакам также подверглись Моздок и Наурская

Кавказское линейное казачье войско [ | ]

В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков .

В 1845 началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа. Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская , Терская, Карабулакская , Троицкая , Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки , Закан-Юрт , Алхан-Юрт , Грозненской, Петропавловской , Джалкинской , Умахан -Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.

Символика [ | ]

Флаги Терских казачьих полков представлял собой синее полотнище с серебряным шитьем. Из надписей использовался лозунг: С нами Бог, из изображений икона Спаса Нерукотворного или чёрный двуглавый орел на фоне оранжевого медальона

В форменной одежде терские казаки используют чёрный и светло-синие цвета:

Религия [ | ]

Терские казаки были христианами как православного, так и старообрядческого вероисповедания. Крупнейшим центром старообрядчества на Тереке продолжительное время оставалась станица Червленная . Они практиковали крещение, отвергали курение и бритье бород .

Войсковые части [ | ]

Хозяйство [ | ]

Численность [ | ]

Бассейн реки Терек

Расселение [ | ]

Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе (бассейн реки Терек), которые были территориально объединены в отдела. Помимо станиц малым поселением считался хутор . К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской.

Терской казак. Открытка французского эмигрантского издания из серии Армия России (Терское казачье войско. 1-й Волгский полк)

Исторические отделы [ | ]

Кизлярский отдел располагался на современных территориях северной части Дагестана (Кизлярский и Тарумовские районы) и Чечни (Грозненский , Гудермесский , Наурский и Шелковской район) и включал в себя следующие станицы: Александрийская , Александро-Невская , Бороздиновская , Барятинская , Гребенская , Грозненская , Джалкинская , Дубовская , Заканюртовская , Ермоловская , Ильинская , Калиновская , Каргалинская , Кахановская , Курдюковская , Николаевская , Новощедринская , Первомайская , Петропавловская , Савельевская , Старогладовская , Червлённая , Шелковская , Шелкозаводская , Щедринская .

Моздокский отдел располагался на территории Северной Осетии Моздокский район), Кабардино-Балкарии (Прохладненский район), Ставропольского края (Курский район), Чечни (Наурский район) и включал в себя следующие станицы.

Казаками с конца 15 века называли вольных людей, работавших по найму или несших военную службу на пограничных окраинах России. Казаки, служившие на Кавказе на нынешней территории Чеченской республики, получили по месту службы имя «гребенских» (от старого казачьего слова гребень – гора), а позднее «терских» (по названию реки Терек).

Впервые казаки появились на Северном Кавказе в 1578-1579 гг., когда по требованию Турции русская крепость на реке Сунже была снесена. Чтобы вести наблюдение за ситуацией в регионе, власти направили сюда казачьи отряды с Волги. Московские цари в то время признавали эти земли «вотчиной кабардинских князей». Поэтому русский казачий отряд существовал здесь многие годы без прямой поддержки метрополии. Согласно документам 16 века, казаков взял под свое покровительство чеченский правитель Ших-Мурза Окуцкий – верный союзник Москвы. Они находились на временной службе, поэтому жили без хозяйства и без семей. Число казаков в то время на Северном Кавказе, по данным военных реестров, колебалось от 300 до 500 человек.

Задолго до появления на Тереке крепостей и казачьих городков, горцы теснили ордынские кочевья в степях за Тереком. К 16 веку они контролировали территорию от устья Терека (по обоим его берегам) и до Дарьяльского ущелья. Тем не менее, постепенно Москва наращивала присутствие в этом районе казачьих отрядов. Складывание постоянного казачьего войска, оседлость русского населения здесь относится к середине 17 века. Именно этим периодом датированы первые сведения о земледельческих занятиях терско-гребенских казаков, о наличии такой организации как «войско», своеобразной самоуправляемой общины, имевшей выборного атамана и «войсковой круг», подобный общинному совету.

Население казачьих городков постоянно пополнялось за счет беглых крепостных крестьян и посадских людей из Центральной России, Поволжья, Украины. Приток беглого русского люда на Терек увеличивался в период крупных крестьянских войн и восстаний в 17 -18 вв. В терское казачество вливались и выходцы из горской среды, беглые и пленные разных национальностей. В казачьи городки, как в безопасное убежище, бежали кабардинцы, чеченцы, кумыки, грузины, армяне, закубанские черкесы – все, кому по тем или иным причинам (в том числе и из-за нарушения закона) нельзя было оставаться в родных местах. Многонациональность формировала своеобразный быт и нравы казачьих поселений.

Бесконечные вражеские набеги препятствовали прочной оседлости гребенских и терских казаков, селившихся в 16-17 веках на правом и левом берегах Терека. Укрепленные городки подолгу не существовали, разрушенные после очередного набега, они восстанавливались в другом, стратегически более удобном месте. И население не было постоянным: так уж повелось, что и казаки, и горцы беспрепятственно перемещались из своих поселений к соседям. Вот, например, как горцы уходили к казакам. «…Случалось, – пишет русский историк 19 века В.А. Потто в своей работе «Два века терского казачества», – что какой-нибудь Гассан похищал в соседнем селе красавицу Фатиму, и оба на одном коне, спасаясь от погони, являлись ночью в гребенской городок. А наутро Гассан превращался в казака Ивана, а Фатима становилась Марией, или, по-гребенски, Машуткой».

Казаки, также как и горцы, занимались земледелием и скотоводством. В то же время они вместе с горцами, в том числе чеченцами и ингушами, охраняли рубежи русского государства, вместе строили военные укрепления, а при переговорах выполняли роль переводчиков.

В 1721 году терско-гребенские казаки, как и все прочие «вольные» казаки, были определены в ведение военной коллегии России, оформлены как военное сословие. К этому времени казачьи поселения окончательно переместились на левый берег Терека, где воссоединились в несколько крупных станиц, существующих и поныне. Линия поселения казачьего Гребенского войска по левому берегу Терека состояла из пяти станиц, из которой самой западной являлась Червленная. В 60-80 годы 18 в. правительство Екатерины II создает новую казачью линию казачьих поселений между Моздоком и Червленной путем переселения сюда донских казаков. Это шаг вызвал недовольство чеченцев, ибо тем самым у них отнимали левый берег Терека, вплоть до границ Кабарды. Недовольство выражали и гребенские казаки, разделявшие с чеченцами и кабардинцами степи за Тереком в хозяйственных целях. Но если казаки глухо роптали, то чеченские отряды, численностью порой до 3 тыс. человек, открыли настоящую войну. В 70-80 годы 18 в. они неоднократно атаковали левобережье Терека, стремясь ликвидировать здесь новые крепости и станицы.

В 1785 году началась антиколониальная война горцев Северного Кавказа под руководством имама Мансура. Под его удар попали крепости Кизляр, Владикавказ, Григориполис и многочисленные станицы. Окончательно же вопрос о левобережье Терека был решен в пользу России в 1859 году с разгромом и пленением Шамиля.

Быт и культура терско-гребенских казаков

Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку». В станицах, прилегавших к Грозному, Владикавказу или к железной дороге, дома казаков приближались к городскому типу. Внутреннее устройство домов казаков и горцев мало отличалось. Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты. Убранство комнат было также схожим. Л.Н. Толстой, живший в молодости в Чечне, писал о гребенских казаках, что они «устраивают свои жилища по чеченскому обычаю».

Традиционно в каждом казачьем, так же как и в горском доме, имелся арсенал оружия. На одной из стен висели кобура для пистолета и кинжал в кожаной или серебряной оправе, тут же - шашка с серебряными бляхами, револьвер, берданка или двустволка и несколько штук кинжалов в простой оправе. Оружие для казака, так же как и для чеченца, ингуша, кумыка, кабардинца было неотъемлемой частью жизни. Казаки высоко ценили мастерство чеченских оружейников, поэтому о знаменитых атагинских клинках говорится даже в старинных казачьих песнях.

Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками. Праздничная одежда казака висела в избе на видном месте: несколько черкесок разных цветов, украшенных простыми и серебряными газырями, мягкая праздничнаяобувь - сапоги, ноговицы и чувяки с чулками, обшитыми галуном или бархатом.Чеченцы, ингуши, кумыки, черкесы, ногайцы в свою очередь, многое из одежды переняли у русских. «Последствия сближения с русскими, – отмечал в 1859 году современник, – были очевидны». Детей стали одевать в рубашки. А с течением времени и взрослые стали пробовать носить одежду европейского покроя.Терские казаки ввели в свою кухню ряд чеченских национальных блюд: лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб–пасту, дат-кодар – смесь творога с топленым маслом многое другое. Горцы тоже оценили некоторые чисто русские продукты, в том числе удобные для кухни в зимние месяцы воблу и квашеную капусту.

Горские музыкальные инструменты и танцы естественно вошли в жизнь терских казаков. На зурне, свирели, пондуре играли мужчины, а на гармошке играли женщины-казачки. А круговой и темпераментный танец Наурская лезгинка стал национальным танцем терских казаков.

Так же естественно неотъемлемой частью жизни казаков стало участие в состязаниях по джигитовке, во время которых они демонстрировали смелость, находчивость и искусство верховой езды. А казачки, так же как и женщины-горянки, любовно и заботливо ухаживали за конями.

Многонациональность региона неизбежно сказалась на взаимных языковых заимствованиях. В процессе общения и казаки, и горцы расширяли свой словарный запас. Благодаря этому сегодня мы можем, например, описать чеченскую одежду и обычаи.

Смешанные семьи

Терские казаки еще с середины 16 века установили добрососедские отношения с чеченцами. На протяжении длительного времени горцы и казаки жили мирно то рядом, то вместе, помогали друг другу во всем и роднились между собой. Среди многих свидетельств об этом - рассказ чеченского историка Умалата Лаудаева о своих сородичах из станицы Червленной. В эту станицу бежали чеченцы из селения Гуни, нынешнего Веденского района. Прожив там довольно долго, гуноевцы породнились с казаками, хотя никогда не забывали своей прародины и всегда были рады встрече с земляками. Один из любителей старины писал: «Среди терских казаков… даже в типе их наружности проглядывают черты, общие с горцами; особенно характерны эти черты у казачек: наряду с лицом великорусской красавицы, круглым, румяным, мы встречаем продолговато-бледное, овальное личико с чеченской кровью».

Еще одно наблюдение о результатах соединения русской и кавказской крови оставил в 1915 году местный краевед Ф.С. Гребенец: «Новогладковская женщина – местного происхождения. Она приобрела легкий стан от кавказского горца, а от казака заимствовала рост, мускульную силу и трезвый характер русской женщины. Таким образом, в каждой новогладовской казачке течет кровь чеченца, кабардинца или ногайца и многих других народностей Кавказа, которые так или иначе соприкасались с ними, входили в семью гребенцов и становились ее членами».

Многие терские казаки были кунаками (друзьями) чеченцев. Они гордились этой дружбой и верность ей передавали от поколения к поколению. А кунаки всегда роднились между собой. Читаем у Толстого: «Еще до сих пор казацкие роды считаются родством с чеченцами... Дедушка Ерошка говорил Оленину: - Вся наша родня – чеченская, у кого бабка, у кого тетка чеченка была».

Смешанные семьи возникали не только в казачьих станицах, но и в горных аулах. Так, во время Кавказской войны русские солдаты порою в силу определенных обстоятельств уходили в горы. Там они женились на чеченках, ингушках, черкешенках, кумычках, обзаводились хозяйством и начинали новую, мирную жизнь.

С 1577 года. По его старшинству, с этого же года, стало считаться и старшинство всего Терского казачьего войска, в составе которого полк находился. Дата эта приурочена к основанию терским воеводой Л. З. Новосильцевым острога Терка /Терки (Сунженский острог) на реке Терек напротив впадения в него Сунжи . Однако, современные исследователи (напр. видный кавказовед Е. Н. Кушева) утверждают, что основание данного острога произошло не в 1577, а в 1578 году, также сегодняшней науке известно, что это было уже второе строительство острога Русским государством на этом месте .

История

Ранняя история

Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбы царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). К этому времени казаки на Тереке, Сунже и Аграхани уже жили не менее столетия. Некоторые исследователи связывают появление сунженских (гребенских) и аграханских (каспийских) казаков с поморами-ушкуйниками, мигрировавшими по Волге и Каспию в XIII-XIV веках. В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки (потомки донских казаков) , которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата (территория западного Прикаспия к северу от Терека называлась Ногайской степью). В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город , который под давлением Турции им приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город, приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина . Примечательно, что от этого времени терские казаки ведут своё старшинство. Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальством была нечёткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604) , к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья (Илейка) Муромец . Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман -ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты -калмыки . К рубежу XVI-XVII веков известны четыре казачьих города на Тереке и Сунже - Терки, Тюмень, Сунжа (на месте нынешнего Грозного) и Андрей (ныне - аул Эндерей в Дагестане). В результате походов иранской армии Хосров-хана (1651-1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки уходят в тень пророссийской Кабарды, которая ведёт борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Вероятно, именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими , то есть горными, живущими на «гребне» (Терском хребте): , в междуречье Терека и Сунжи . Терские казаки приобрели своё своеобразие, восприняв элементы культуры, генотипа и антропотипа местных кавказских племён (осетин , черкесов , грузин , армян , кабардинцев , чеченцев и кумыков) .

Гребенское казачье войско

Северный Кавказ в XVIII веке

В 1711 году начинается некоторое оживление в среде гребенских казаков. Они начинают расселяться вниз по берегам Терека. Строятся новые казачьи городки, ныне известные как станицы : Червлённая , Щедринская , Новогладовская, Старогладовская и Курдюковская . Эти городки, названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись по левому берегу Терека. В 1717 году упоминается атаман Басманов, который во главе 500 гребенских казаков принимает участие в Хивинском походе князя Бековича-Черкасского .

В это же время казаки теряют свою вольность, превращаясь в упорядоченное войско, которое вначале подчинялось Астраханскому губернатору, а затем (с 1721 года) Военной коллегии в Петербурге .

В 1723 году взамен упразднённых старых русских крепостей на Северном Кавказе закладывается крепость Святого Креста , после срытия которой в 1735 году строится Кизляр . Близ него расселяются донские казаки , которые позже образуют «Терско-Семейное войско» (отличное от гребенских казаков, но тоже терское войско). Известны следующие их городки-станицы: Александровская , Бороздинская , Каргалинская , Дубовская .

Русско-турецкая война

В 1771 году, в разгар войны, на Тереке (станица Каргалинская) появляется Емельян Пугачёв , однако терский атаман Павел Татаринцев заключает смутьяна под арест в Моздокскую тюрьму, из которой Пугачёв бежит к яицким казакам .

23 (10) июня 1774 года терские казаки под командованием полковника Ивана Савельева в течение около суток героически отражают штурм станицы Наурской силами 8 тыс. крымских татар, турок, горцев и казаков-староверов Некрасовцев [ ] , которыми руководил калга из рода крымских ханов Шабаз-Гирей . Это поистине была героическая оборона, поскольку основная сила станицы - строевые казаки - в это время как раз были в военном походе, а дома оставались лишь старики, женщины, дети и небольшая легионная команда. На защиту родного городка вышли наурские казачки, одетые в красные сарафаны, которые отражали неприятельские приступы наряду с мужьями и братьями. При этом на женщин, в том числе, была возложена обязанность поддерживать костры, разогревать смолу и кипяток и лить их со стен на штурмующих. Говорят, что даже щи, варившиеся к обеду, у казаков «пошли в дело» на защиту укрепления. При этом женщины плечом к плечу со старыми волжскими казаками встречали яростные атаки, косили косами появлявшихся на земляном валу врагов, защищались серпами. В укреплении были чугунные пушки, которые, в зависимости от того, откуда усиливался приступ, перевозились на людях с места на место. Штурмующие понесли большие потери (до 800 человек). В числе убитых был один известный горский владетель, князь Кагока Татарханов , при этом его тело осталось лежать на поле сражения не убранным отступившими нападавшими. Этот факт свидетельствует о значительной потере духа осаждавших, поскольку ими считалось священным долгом выносить с поля боя тела убитых, а, тем более, предводителей. Бой за Наур шёл целый день, на протяжении которого наурцы ждали помощи, но помощи не было. Всего в сорока верстах находилась станица Червлённая , но сообщения с ней не было. Также передают, что в Червлённой был слышен гул пушечной канонады, но командир стоявшего в станице пехотного полка почему-то подумал, что у наурцев идёт какой-то праздник с фейерверком и пальбой, которые очень любил старый полковник Савельев, командир моздокских казаков. Так прошёл весь день. С рассветом следующего дня вновь стали стрелять пушки казаков, но неожиданно враг стал быстро отходить от станицы. Говорят, что снятием осады станичники были обязаны казаку Перепорху, который навёл своё орудие на курган, где была ставка Шабаз-Гирея, и удачным выстрелом убил племянника самого калги. В этом калга увидел дурное предзнаменование и не захотел больше тут оставаться. Многие женщины за оборону Наура были награждены медалями. Впоследствии, вспоминая это событие, казаки уважительно называли его «это бабий праздник ».

Астраханское казачье войско

В 1776 году Гребенское, Волгское, Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачье войско вошло в состав Астраханского казачьего войска . Послевоенное время используется для строительства новых станиц: Екатеринградская, Павловская, Марьинская и казачьих поселений при крепостях Георгиевской и Александровской за счёт второй половины Волгского полка. В 1784 году, после принятия Грузии под протекторат России , закладывается Владикавказ в преддверии Дарьяльского ущелья - ключевом месте дороги, ведшей в Закавказье.

В 1785 году жизнь терских казаков осложнилась исламским восстанием шейха Мансура , который смог объединить чеченцев, кумыков и кабардинцев (его отряд насчитывал около 10 тыс. человек) и организовать нападение на Кизляр . Повстанцы-мюриды форсировали Терек в 15 километрах ниже по течению и атаковали русскую крепость, однако были отражены казаками атамана Сехина и солдатами кизлярского гарнизона. Атакам также подверглись Моздок и Наурская

Кавказское линейное казачье войско

В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков .

В 1845 началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа. Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская , Терская, Карабулакская , Троицкая , Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки , Закан-Юрт , Алхан-Юрт , Грозненской, Петропавловской , Джалкинской , Умахан -Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.

Символика

Флаги Терских казачьих полков представлял собой синее полотнище с серебряным шитьем. Из надписей использовался лозунг: С нами Бог, из изображений икона Спаса Нерукотворного или чёрный двуглавый орел на фоне оранжевого медальона

В форменной одежде терские казаки используют чёрный и светло-синие цвета:

Религия

Терские казаки были христианами как православного, так и старообрядческого вероисповедания. Крупнейшим центром старообрядчества на Тереке продолжительное время оставалась станица Червленная . Они практиковали крещение, отвергали курение и бритье бород .

Войсковые части

  • 1-й Кизляро-Гребенской Генерала Ермолова полк . Дислокация - Грозный Терской области. Возглавлялся полковником.
  • 2-й Кизляро-Гребенской полк .
  • 3-й Кизляро-Гребенской полк .
  • 1-й Волгский Его Императорского высочества наследника Цесаревича полк . Дислокация - Хотин Бессарабской губ. (1.07.1903 г.), Каменец-Подольск (1.02.1913 г., 1.04.1914 г.).
  • 2-й Волгский полк .
  • 3-й Волгский полк .
  • 1-й Горско-Моздокский Генерала Круковского полк . Дислокация - м. Ольты Карской обл .
  • 2-й Горско-Моздокский полк .
  • 3-й Горско-Моздокский полк .
  • 1-й Сунженско-Владикавказский полк генерала Слепцова . Дислокация - ур. Хан-Кенды Елисаветградской губ .
  • 2-й Сунженско-Владикавказский полк .
  • 3-й Сунженско-Владикавказский полк .
  • Терские местные команды
  • Терская Казачья Артиллерия :
    • 1-я Терская казачья батарея
    • 2-я Терская казачья батарея
  • Собственный Его Императорского Величества Конвой 3 и 4 сотни. Дислокация - Царское Село (1.02.1913 г.). Штандарт был вывезен в годы Гражданской войны за рубеж, ныне находится в Лейб-Казачьем музее под Парижем.

Хозяйство

Численность

Бассейн реки Терек

Расселение

Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе (бассейн реки Терек), которые были территориально объединены в отдела. Помимо станиц малым поселением считался хутор . К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской.

Терской казак. Открытка французского эмигрантского издания из серии Армия России (Терское казачье войско. 1-й Волгский полк)

Исторические отделы

Кизлярский отдел располагался на современных территориях северной части Дагестана (Кизлярский и Тарумовские районы) и Чечни (Грозненский , Гудермесский , Наурский и Шелковской район) и включал в себя следующие станицы: Александрийская , Александро-Невская , Бороздиновская , Барятинская , Гребенская , Грозненская , Джалкинская , Дубовская , Заканюртовская , Ермоловская , Ильинская , Калиновская , Каргалинская , Кахановская , Курдюковская , Николаевская , Новощедринская , Первомайская , Петропавловская ,

О кубанских и донских казаках нам известно, прежде всего, по произведениям культуры и искусства. А вот кто такие терские казаки? Этот вопрос у многих вызовет затруднение. Но вспомните рассказы Льва Толстого и других русских писателей, служивших на Кавказе. Нередко там упоминаются казачьи разъезды и заставы. Вряд ли в этой роли можно представить донцов или кубанцев, это была прерогатива именно терских казаков. Однако не только Кавказская война стала для них возможностью отличиться и послужить России.

История происхождения терского казачества

После того как Иван Грозный завоевал Астрахань, русские люди начали продвигаться на Кавказ. И выяснилось, что здесь уже живут их соотечественники. На берегах Аграханского залива и реки Сунжи на тот момент расселялись люди, чей субэтнос несколько позже назовут терскими казаками. По мнению исследователей, они являлись наследниками волжских ушкуйников, путешествовавших во времена Средневековья по Каспию.

Воевода Плещеев привел за собой на Терек в 1563 году волжских казаков. А через четыре года здесь же, на Тереке, был построен знаменитый Терский город. Он стал форпостом дальнейшего проникновения Руси на Кавказ. Город был уничтожен турками, но вновь отстроен спустя 10 лет. Эта дата (1577 год) стала точкой отсчета для терского казачества - оно ведет свое старшинство именно от нее.

К XVII веку терские казаки имели несколько своих городов: на Сунже и Тереке было поставлено четыре поселения. Постепенно войска их углублялись в Кабарду и помогали местному населению отбиваться от ногайцев и кумыков. Те казаки, которые расселились вдоль Терского хребта, начали со временем называться гребенскими (ведь они жили как бы на гребне).

XVIII век стал для казачества знаковым. В этот период они не только начали расселяться по нижнему течению Терека, но и принимали участие в Хивинском походе. Одна за другой строились станицы. Так, в 1735 году был заложен Кизляр, в 1763-м поставлено военное укрепление, которое позже стало городом Моздоком, а в 1784 году - Владикавказ. В это столетие было окончательно сформировано Гребенское казачье войско, которое в 1776 году вместе с несколькими другими объединениями преобразовалось в Астраханское. К 1786 году образовалось Кавказское линейное войско, состоящее из Терского-Семейного, Гребенского, Волгского, Терского войска.

Казаки-кавказцы принимали активнейшее участие во всех событиях, происходивших в этом регионе. Так, в 1768 году Россия вступила в войну с Османской империей. Моздокскую линию обороняли представители Терского казачьего войска, они же отражали нападения горцев и турок на станицы. На страницы истории вписана оборона станицы Наурской в 1774 году. Большая часть казаков этого поселения была в походе, так что сражаться со штурмующими выпало, в основном, женщинам и старикам. Атака кавалерии с однаженными наголо шашками вселяла настоящих ужас на обороняющихся. Несмотря на малочисленность жителей, они смогли отстоять станицу, а со стороны неприятеля потери составили около 800 человек.

Кавказская война 19-го столетия также проходила с активным участием терского казачества. За подвиги в этой военной кампании нескольким казачьим полкам император пожаловал Георгиевские знамена. Участвовали казаки и в Первой мировой войне.

К началу ХХ века было сформировано 12 терских полков, в том числе:

  • три Кизлярско-Гребенских;
  • три Горско-Моздокских;
  • три Волгских;
  • три Сунженско-Владикавказских.

Имелись также две казачьи батареи, представляющие собой артиллерийские части. После революции большевики начали административный передел территорий. В результате Терские земли были сформированы в Горскую АССР, а казакам сделали предложение о дислокации в Сунженском округе. Впрочем, впоследствии он также был упразднен.

Форма одежды и символика терцев

На протяжении всей своей истории казачество не только мирно уживалось с местным кавказским населением, но и многое переняло. Особенно это отразилось на форме терских казаков. Основным предметом одежды здесь традиционно считается черкеска и бешмет. В некоторых казачьих станицах использовались наряды и костюмы, в которых наблюдались явно азиатские мотивы.

Папахи терцев - это не только знак отличия, но и символ казачьей чести. Традиционно этот головной убор изготавливался из овчины, а вот форма его могла быть какой угодно. У каждого казака было в запасе несколько папах на разные случаи жизни, вплоть до похорон. Еще один неотъемлимый атрибут - газыри . Даже после появления патронов и исчезновения необходимости, было принято иметь их нагруди слева и справа в ряд по 10 штук.

Официальные цвета терского казачества - синий и черный. Даже флаг терского казачьего войска является синим, по которому проходит серебряная вышивка. В качестве изображений использовались либо имперский орел, либо Спас Нерукотворный.

Культура и песни терских казаков

Уникальным явлением можно назвать песни терских казаков. Дело в том, что в них интереснейшим образом соединились традиционные русские мотивы с горским интонационным строем. В свое время казаки принесли с собой песенное наследие с Волги и Дона. Эти песни попадали сюда и с новыми переселенцами, которые приезжали на Кавказ служить и оставались здесь навсегда. Здесь выделяется традиция так называемой исторической песни, которая стала ярким атрибутом любого казачьего праздника.

Исторические песни представлены в широком репертуаре. Слушателям предлагаются рассказы об атаманах, целые повествования о знаменитых героях (таких, как Ермак). Существует много песен, где речь ведется как от лица отдельного человека, так и целого казачьего отряда или полка. В подобных сочинениях присутствуют размышления о жизни, возможной предстоящей смерти в бою. Чаще всего, такие произведения проникнуты патриотизмом и готовностью сложить голову за страну. В них по-своему отражена вся история терского казачества, его мировоззрение.

Как правило, песни исполняются многоголосным способом. Здесь тоже наблюдается связь между традициями казаков-походников и горских воинов. Преобладание низких мужских голосов эффектно оттеняется одноголосным дискантным сопровождением. В танцах терских казаков также прослеживаются кавказские обычаи. Например, знаменитая казачья песня «Ойся» исполняется терцами зачастую под местную лезгинку. Практически ни один праздник у казаков-терцев не может обойтись без музыкального сопровождения и танцев с бубнами и барабанами . При этом, исполняются не только горские, то и традиционные русские казачьи пляски.

Обычаи и традиции терских казаков

Как и все казачьи субэтносы, терцы имеют свои укоренившиеся традиции. Где бы ни жили терские казаки, они исповедуют христианскую религию, поддерживают правила уважения к старшим. Быт терцев начинается с домостроения. В постройке нового дома в старину принимала участие вся станица, да и сегодня соседи активно помогают застройщикам.

В казацкой среде долгое время (начиная со второй половины 19 века) бытовала традиция оформления фотографиями домашних интерьеров. Из развешанных по стенам дома семейных фотоснимков составлялись целые стенды.

Наряду с основными станичными праздниками (Рождество, свадьбы и так далее) у терцев существовал и обычай проводов казаков на службу. Он становился настоящим праздником, на котором гуляло все поселение. Свадьбы же, как правило, праздновались осенью либо зимой, когда заканчивались заботы об уборке урожая. Кстати, община могла вмешаться вопросы брака. Она не только определяла возраст, когда можно было жениться, но и могла воспрепятствовать уходу девушки-казачки в другую станицу, если в ее родной оставались вдовые и неженатые мужчины. В целом, быт терских казаков можно назвать разумно-домостроевским.

В 1920 году большевики приняли решение о выселении терских казачьих станиц, прилегавших к городу Грозному, и передаче их горцам. Часть терцев ушли в эмиграцию, оставшиеся были раскулачены и подверглись массовому уничтожению.

Терские казаки

«Казаки донские, терские, яицкие бьются огненным боем; а запорожские черкасы - и огненным, и лучным»/
Впервые на Тереке казаки появились около XVI века. Люди, называвшие себя гребенцами, были то ли из Донского казачества, то ли из казачества Рязанской украйны.

Казаки-гребенцы помогали царям строить крепость Терку, разведывали и охраняли земли на Кавказе. Теркские казаки считали себя свободными людьми, но многие из них шли на службу России, чтобы охранять границы от татарских и горских набегов.

В 1577 году Терское или Гребенское казачье войско было уже официальным вооруженным формированием. В ряды терских казаков вливались казаки-переселенцы с Дона и Хопра, православные осетины, черкесы, бежавшие от персов грузины и армяне.

В XVII-XVIII веках терские казаки воевали с кубанским Султаном Каибом, с чеченцами и кумыками, которые нападали на их станицы и «отгоняли скот и полонили людей».

Казаки, свободные люди, не всегда подчинялись царским приказам – и часто укрывали у себя беглецов, вызывая недовольство властей. Несмотря на это, в 1721 году Гребенское войско включают в состав вооруженных сил, строятся новая крепость, а затем закладывается город Кизляр, в котором терские казаки стали проживать и служить вместе с северокавказцами, лояльными Российской Империи.

Казаки полиглоты

В 1832 году Терско-семейные и Гребенские казачьи полки объединили с прочими, что располагались на реке Терек и на Моздокской линии, и они образовали Кавказское линейное казачье войско.

Особенности быта терцев, окруженных кавказскими горцами, черпают корни именно в активном этнокультурном смешении – к примеру, как писал Лев Толстой, терские казаки хвастали знанием других языков: «Молодец казак щеголяет знанием татарского языка и разгулявшись, даже с своим братом говорит по-татарски» (под татарским здесь имеется в виду один из языков Кавказа – кумыкский или карачаево-балкарский).

В 1860 году была образована Терская область, единица Российской империи со столицей во Владикавказе, просуществовавшая 60 лет. Перед Первой мировой терских казаков было 260 тысяч.

В 1917 году в Дагестане и в некоторых округах Терской области была объявлена Горская республика. Терские казаки заключили союз с горцами и создали объединенное правительство. Однако пока казаки были на фронте, на их станицы нападали солдаты Кавказской армии, агитируемые большевиками, и горцы. Началась гражданская война, и в 1918 году была образована Терская советская республика.

Казачий съезд в это время постановил, что разрывает все отношения с большевиками. Красная армия громила станицы восстававших терцев и поголовно выселяла их с обжитых земель.

Затем горцы нападали на выживших и грабили их. Советский декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» особенно остро ударил по казачеству. Самоуправление терских казаков было уничтожено, горцам Северного Кавказа вернули земли за счет казацких владений, что означало полное выселение многочисленных станиц и отсутствие каких бы то ни было перспектив у казачества.

Трагедия 1921 года

В начале 1921 года лидеры чеченцев и ингушей потребовали выселения казаков с территории Горской республики. В итоге 27 марта 1921 года 70 тысяч терских казаков были в течение одних суток депортированы.

35 тысяч из них были уничтожены по дороге на железнодорожную станцию красными ингушами и чеченцами, а станицы сжигались. По воспоминаниям очевидцев, казаков разделили на группы:

«Нашу станицу разделили на три категории. «Белые» - мужской пол был расстрелян, а женщины и дети рассеяны, где и как могли спасаться. Вторая категория - «красные» - были выселены, но не тронуты. И третья - «коммунисты». «Коммунисты» имели право забрать все движимое имущество. Дворы всей станицы поступили чеченцам и ингушам, которые и задрались за наше добро между собою»

Даже Сталин, инициировавший репрессии против казаков, признал произошедшее промахом политики красного террора: «Горцы поняли так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отнимать скот, бесчестить жен»

По словам Оржоникидзе, выселение казачьих станиц было мерой пресечения голода: «После изгнания белогвардейцев сразу же было намечено выселить 18 казачьих станиц (60 тысяч человек), земли которых клином врезались в горские угодья.Предполагалось таким образом ликвидировать земельный голод горской бедноты и чересполосицу».

Несмотря на то, что выселение станиц было признано ошибочной мерой, на территории казаков уже было переселено двадцать тысяч чеченцев.

В 1921 году в Горской республике было принято специальное постановление «О введении шариатского судопроизводства в Горской АССР», просуществовавшее до 1927 года. Просьбы казаков о возвращении на родину игнорировались. Дав свободы горцам, Сталин заявил:

«Давая вам автономию, Россия тем самым возвращает вам те вольности, которые украли у вас кровопийцы цари и угнетатели царские генералы. Это значит, что ваша внутренняя жизнь должна быть построена на основе вашего быта, нравов и обычаев, конечно, в рамках общей Конституции России»

Терское сопротивление и эмиграция


Терские казаки писали коллективные письма, где говорили о том, что «русское население обезоружено и к физическому отпору и самосохранению бессильно. Аулы, наоборот, переполнены оружием, каждый житель, даже подростки 12-13 лет вооружены с ног до головы, имея и револьверы, и винтовки». Однако репрессии продолжались.

Казаческой реакцией на них стала организация бандотрядов, которые в совокупности насчитывали в себе 1300 человек. Эти отряды совершили налеты на близлежащие станицы, и помимо казаков к ним примыкали кабардинцы, осетины и ставропольские крестьяне.

После того, как терские казаки встретили отпор от самообороны, они распались – многие добровольно сдавались в плен.

Эмигрировавшие терские казаки в основном обосновались на территориях Болгарии, где они работали строителями и в сельском хозяйстве. Остальная казачья эмиграция раздробилась на мелкие группы, разбросанные по Балканам, а затем двинулась в другие страны – в Югославию, Чехословакию, США. Во Франции в Лионе был организован Терский казачий хор, в США – Нью-Йоркская станица и Общество помощи детям русской эмиграции. Терский генерал руководил Союзом русских военных инвалидов в Югославии, Терское войско имело свою сельскохозяйственную ферму во Франции (впрочем, оно было недовольно урожайностью пшеницы и вспоминало родные степи).

Часть казаков в 1929 году переселили из Франции и Югославии в Перу, где президент, удивленный дисциплиной казаков, решил предоставить большие средства на их эмиграцию. Казаки так и не смогли образовать казачье «Перуанское войско»: в Перу сменился режим, казаки отправились в Уругвай. Также известна история о терце, который попал на плантации в Бразилии и стал рабом, но затем бежал и был принят в индейское племя, где вскоре стал вождем.