На одном ее конце стоял восьмигранный павильон. Диктант кусты окончились перед глазами гостей неожиданно открылась диктант

На 303-й версте общество вышло из вагонов и длинной пестрой вереницей потянулось мимо сторожевой будки, по узкой дорожке, спускающейся в Бешеную балку... Еще издали на разгоряченные лица пахнуло свежестью и запахом осеннего леса... Дорожка, становясь все круче, исчезала в густых кустах орешника и дикой жимолости, которые сплелись над ней сплошным темным сводом. Под ногами уже шелестели желтые, сухие, скоробившиеся листья. Вдали сквозь густую сеть чащи алела вечерняя заря. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью, на другом — крытая эстрада для музыкантов. Едва только первые пары показались из чащи, как военный оркестр грянул с эстрады веселый марш. Резвые, красивые медные звуки игриво понеслись по лесу, звонко отражаясь от деревьев и сливаясь где-то далеко в другой оркестр, который, казалось, то перегонял первый, то отставал от него. В восьмигранном павильоне вокруг столов, расставленных покоем и уже покрытых новыми белыми скатертями, суетилась прислуга, гремя посудой... Как только музыканты кончили марш, все приглашенные на пикник разразились дружными аплодисментами. Они были в самом деле изумлены, потому что не далее как две недели тому назад эта площадка представляла собою косогор, усеянный редкими кустами... Оркестр заиграл вальс. Бобров видел, как Свежевский, стоявший рядом с Ниной, тотчас же, без приглашения, обхватил ее талию, и они понеслись, быстро вертясь, по площадке. Едва Нину оставил Свежевский, как к ней подбежал горный студент, за ним еще кто-то. Бобров танцевал плохо, да и не любил танцевать. Однако ему пришло в голову пригласить Нину на кадриль. «Может быть, — думал он, — мне удастся улучить минуту для объяснения». Он подошел к ней, когда она, только что сделав два тура, сидела и торопливо обмахивала веером пылавшее лицо. — Надеюсь, Нина Григорьевна, что вы оставили для меня одну кадриль? — Ах, боже мой... Такая досада! У меня все кадрили разобраны, — ответила она, не глядя на него. — Неужели? Так скоро? — спросил глухим голосом Бобров. — Ну да, — Нина нетерпеливо и насмешливо приподняла плечи. — Зачем же вы опоздали? Я еще в вагоне обещала все кадрили... — Вы, значит, совсем позабыли обо мне! — сказал он печально. Звук его голоса тронул Нину. Она нервно сложила и опять развернула веер, но не подняла глаз. — Вы сами виноваты. Почему вы не подошли?.. — Но ведь я только для того и приехал на пикник, чтобы вас видеть... Неужели вы шутили со мной, Нина Григорьевна? Она молчала, в замешательстве теребя веер. Ее выручил подлетевший к ней молодой инженер. Она быстро встала и, даже не обернувшись на Боброва, положила свою тонкую руку в длинной белой перчатке на плечо инженера. Андрей Ильич следил за нею глазами... Сделав тур, она села, — конечно, умышленно, подумал Андрей Ильич, — на другом конце площадки. Она почти боялась его или стыдилась перед ним. Прежняя, давно знакомая, тупая и равнодушная тоска овладела Бобровым. Все лица стали казаться ему пошлыми, жалкими, почти комичными. Размеренные звуки музыки непрерывными глухими ударами отзывались в его голове, причиняя раздражающую боль. Но он еще не потерял надежды и старался утешить себя разными предположениями: «Не сердится ли она за то, что я не прислал ей букета? Или, может быть, ей просто не хочется танцевать с таким мешком, как я? — догадался он. — Ну, что же, она, пожалуй, и права. Ведь для девушек эти пустяки так много значат... Разве не они составляют их радости и огорчения, всю поэзию их жизни?» Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенною. Вдруг с обоих ее концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрические солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Березы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперед. Их неподвижные кудрявые ветви, ярко и фальшиво освещенные, стали похожи на театральную декорацию первого плана. За ними, окутанные в серо-зеленую мглу, слабо вырисовывались на совершенно черном небе круглые и зубчатые деревья чащи. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, громко и дружно, что казалось, будто кричит только один кузнечик, но кричит отовсюду: и справа, и слева, и сверху. Бал длился, становясь все оживленнее и шумнее. Один танец следовал за другим. Оркестр почти не отдыхал... Женщины, как от вина, опьянели от музыки и от сказочной обстановки вечера. Аромат их духов и разгоряченных тел странно смешивался с запахом степной полыни, увядающего листа, лесной сырости и с отдаленным тонким запахом скошенной отавы. Повсюду — то медленно, то быстро колыхались веера, точно крылья красивых разноцветных птиц, собирающихся лететь... Громкий говор, смех, шарканье ног о песок площадки сплетались в один монотонный и веселый гул, который вдруг с особенной силой вырывался вперед, когда музыка переставала играть. Бобров все время неотступно следил за Ниной. Раза два она чуть-чуть не задела его своим платьем. На него даже пахнуло ветром, когда она пронеслась мимо. Танцуя, она красиво и как будто беспомощно изгибала левую руку на плече своего кавалера и так склоняла голову, как будто бы хотела к этому плечу прислониться... Иногда мелькал край ее нижней белой кружевной юбки, развеваемой быстрым движением, и маленькая ножка в черном чулке с тонкой щиколоткой и крутым подъемом икры. Тогда Боброву становилось почему-то стыдно, и он чувствовал в душе злобу на всех, кто мог видеть Нину в эти моменты. Началась мазурка. Было уже около девяти часов. Нина, танцевавшая со Свежевским, воспользовалась тем временем, когда ее кавалер, дирижировавший мазуркой, устраивал какую-то сложную фигуру, и побежала в уборную, легко и быстро скользя ногами в такт музыке и придерживая обеими руками распустившиеся волосы. Бобров, видевший это с другого конца площадки, тотчас же поспешил за нею следом и стал у дверей... Здесь было почти темно; вся уборная — маленькая дощатая комнатка, пристроенная сзади павильона, — находилась в густой тени. Бобров решился дождаться Нины и во что бы то ни стало заставить ее объясниться. Сердце его часто и больно билось, пальцы, которые он судорожно стискивал, сделались влажными и холодными. Через пять минут Нина вышла. Бобров выдвинулся из тени и преградил ей дорогу. Нина слабо вскрикнула и отшатнулась. — Нина Григорьевна, за что вы меня так мучите? — сказал Андрей Ильич, незаметно для себя складывая руки умоляющим жестом. — Разве вы не видите, как мне больно. О! Вы забавляетесь моим горем... Вы смеетесь надо мной... — Я не понимаю, что вам нужно. Я и не думала смеяться над вами, — ответила Нина упрямо и заносчиво. В ней проснулся дух ее семейства. — Нет? — уныло спросил Бобров. — Что же значит ваше сегодняшнее обращение со мной? — Какое обращение? — Вы холодны со мной, почти враждебны. Вы отворачиваетесь от меня... Вам даже самое присутствие мое на вечере неприятно... — Мне решительно все равно... — Это еще хуже... Я чувствую в вас какую-то непостижимую для меня и ужасную перемену... Ну, будьте же откровенны, Нина, будьте такой правдивой, какой я вас еще сегодня считал... Как бы ни была страшна истина, скажите ее. Лучше уж для вас и для меня сразу кончить... — Что кончить? Я не понимаю вас... Бобров сжал руками виски, в которые лихорадочно билась кровь. — Нет, вы понимаете. Не притворяйтесь. Нам есть что кончить. У нас были нежные слова, почти граничившие с признанием, у нас были прекрасные минуты, соткавшие между нами какие-то нежные, тонкие узы... Я знаю, — вы хотите сказать, что я заблуждаюсь... Может быть, может быть... Но разве не вы велели мне приехать на пикник, чтобы иметь возможность поговорить без посторонних? Нине вдруг стало жаль его. — Да... Я просила вас приехать... — произнесла она, низко опустив голову. — Я хотела вам сказать... Я хотела... что нам надо проститься навсегда. Бобров покачнулся, точно его толкнули в грудь. Даже в темноте было заметно, как его лицо побледнело. — Проститься... — проговорил он задыхаясь. — Нина Григорьевна!.. Слово прощальное — тяжелое, горькое слово... Не говорите его... — Я его должна сказать. — Должны? — Да, должна. Это не моя воля. — Чья же? Кто-то подходил к ним. Нина вгляделась в темноту и прошептала: — Вот чья. Это была Анна Афанасьевна. Она подозрительно оглядела Боброва и Нину и взяла свою дочь за руку. — Зачем ты, Нина, убежала от танцев? — сказала она тоном выговора. — Стала где-то в темноте и болтаешь... Хорошее, нечего сказать, занятие... А я тебя ищи по всем закоулкам. Вы, сударь, — обратилась она вдруг бранчиво и громко к Боброву, — вы, сударь, если сами не умеете или не любите танцевать, то хоть барышням бы не мешали и не компрометировали бы их беседой tête-à-tête... в темных углах... Она отошла и увлекла за собою Нину. — О! Не беспокойтесь, сударыня: вашу барышню ничто не скомпрометирует! — закричал ей вдогонку Бобров и вдруг расхохотался таким странным, горьким смехом, что и мать и дочь невольно обернулись. — Ну! Не говорила я тебе, что это дурак и нахал? — дернула Анна Афанасьевна Нину за руку. — Ему хоть в глаза наплюй, а он хохочет... утешается... Сейчас будут дамы выбирать кавалеров, — прибавила она другим, более спокойным тоном. — Ступай и пригласи Квашнина. Он только что кончил играть. Видишь, стоит в дверях беседки. — Мама! Да куда же ему танцевать? Он и поворачивается-то насилу-насилу. — А я тебе говорю: ступай. Он когда-то считался одним из лучших танцоров в Москве... Во всяком случае, ему будет приятно. Точно в далеком, сером колыхающемся тумане видел Бобров, как Нина быстро перебежала всю площадку и, улыбающаяся, кокетливая, легкая, остановилась перед Квашниным, грациозно и просительно наклонив набок голову. Василий Терентьевич слушал ее, слегка над ней нагнувшись; вдруг он расхохотался, отчего вся его огромная фигура затряслась, и замотал отрицательно головою. Нина долго настаивала, потом вдруг сделала обиженное лицо и капризно повернулась, чтобы отойти. Но Квашнин с вовсе не свойственной ему живостью догнал ее и, пожав плечами с таким видом, как будто бы хотел сказать: «Ну, уж ничего не поделаешь... надо баловать детей...» — протянул ей руку. Все танцующие остановились и с любопытством устремили глаза на новую пару. Зрелище Квашнина, танцующего мазурку, обещало быть чрезвычайно комичным. Василий Терентьевич выждал такт и вдруг, повернувшись к своей даме движением, исполненным тяжелой, но своеобразно величественной красоты, так самоуверенно и ловко сделал первое pas, что все сразу в нем почуяли бывшего отличного танцора. Глядя на Нину сверху вниз, с гордым, вызывающим и веселым поворотом головы, он сначала не танцевал, а шел под музыку эластичной, слегка покачивающейся походкой. И огромный рост и толщина, казалось, не только не мешали, но, наоборот, увеличивали в эту минуту тяжеловесную грацию его фигуры. Дойдя до поворота, он остановился на одну секунду, стукнул вдруг каблуком о каблук, быстро завертел Нину на месте и плавно, с улыбающимся снисходительно лицом, пронесся по самой середине площадки на толстых упругих ногах. Перед тем местом, откуда Квашнин взял Нину, он опять завертел свою даму в быстром, красивом движении и, неожиданно посадив на стул, сам остановился перед ней с низко опущенной головой. Его тотчас же окружили со всех сторон дамы, упрашивая пройтись еще один тур. Но он, утомленный непривычным движением, тяжело дышал и обмахивался платком. — Довольно, mesdames... пощадите старика... — говорил он, смеясь и насилу переводя дух. — Не в мои годы пускаться в пляс. Пойдемте лучше ужинать... Общество садилось за столы, гремя придвигаемыми стульями... Бобров продолжал стоять на том самом месте, где его покинула Нина. Чувства унижения, обиды и безнадежной, отчаянной тоски попеременно терзали его. Слез не было, но что-то жгучее щипало глаза, и в горле стоял сухой и колючий клубок... Музыка продолжала болезненно и однообразно отзываться в его голове. — Батюшка мой! А я-то вас ищу-ищу и никак не найду. Что это вы куда запропастились? — услышал Андрей Ильич рядом с собой веселый голос доктора. — Как только приехал, меня сейчас же за винт усадили, насилу вырвался... Идем ужинать. Я нарочно два места захватил, чтобы вместе... — Ах, доктор! Идите один. Я не пойду, не хочется, — через силу отозвался Бобров. — Не пойдете? Вот так история! — Доктор пристально поглядел в лицо Боброву. — Да что с вами, голубушка? Вы совсем раскисли, — заговорил он серьезно и с участием. — Ну, уж как хотите, а я вас не оставлю одного. Идем, идем, без всяких разговоров. — Тяжело мне, доктор. Гадко мне, — ответил тихо Бобров, машинально, однако, следуя за увлекавшим его Гольдбергом. — Пустяки, пустяки, идем! Будьте мужчиной, плюньте... «Или есть недуг сердечный? Иль на совести гроза?» — неожиданно продекламировал Гольдберг, нежно и крепко обвивая рукой талию Боброва и ласково заглядывая ему в лицо. — Я вам сейчас пропишу универсальное средство: «Выпьем, что ли, Ваня, с холода да с горя?..» Мы, по правде сказать, с этим Андреа уже порядочно наконьячились... Ах, и пьет же, курицын сын! Точно в пустую бочку льет... Ну, будьте мужчиной, милочка... Знаете ли, Андреа вами очень интересуется. Идем, идем!.. Говоря таким образом, доктор тащил Боброва в павильон. Они уселись рядом. Соседом Андрея Ильича с другой стороны оказался Андреа. Андреа, еще издали улыбавшийся Боброву, потеснился, чтобы дать ему место, и ласково погладил его по спине. — Очень рад, очень рад, садитесь к нам поближе, — сказал он дружелюбно. — Симпатичный человек... люблю таких... хороший человек... Коньяк пьете? Андреа был пьян. Его стеклянные глаза странно оживились и блестели на побледневшем лице (только полгода спустя стало известно, что этот безупречно сдержанный, трудолюбивый, талантливый человек каждый вечер напивался в совершенном одиночестве до потери сознания)... «А и в самом деле, может быть, станет легче, если выпить, — подумал Бобров, — надо попробовать, черт возьми!» Андреа дожидался с наклоненной бутылкой в руке. Бобров подставил стакан. — Та-ак? — протянул Андреа, высоко подымая брови. — Так, — ответил Бобров с печальной и кроткой улыбкой. — Ладно! До которых пор? — Стакан сам скажет. — Прекрасно. Можно подумать, что вы служили в шведском флоте. Довольно? — Лейте, лейте. — Друг мой, но вы, вероятно, выпустили из виду, что это Martel под маркой VSOP — настоящий, строгий, старый коньяк. — Лейте, не беспокойтесь... И Бобров подумал с злорадством: «Ну что ж, и буду пьян, как сапожник. Пусть полюбуется...» Стакан был полон. Андреа поставил бутылку на стол и стал с любопытством наблюдать за своим соседом. Бобров залпом выпил вино и весь содрогнулся от непривычки. — Дитя мое, у вас червяк? — спросил Андреа, серьезно поглядев в глаза Боброва. — Да, червяк, — уныло покачал головою Андрей Ильич. — В сердце? — Да. — Гм!.. Значит, вы хотите еще? — Лейте, — сказал Бобров покорно и печально. Он с жадностью и с отвращением пил коньяк, стараясь забыться. Но странно, — вино не оказывало на него никакого действия. Наоборот, ему становилось еще тоскливее, и слезы еще больше жгли глаза. Между тем лакеи разнесли шампанское, Квашнин встал со стула, держа двумя пальцами свой бокал и разглядывая через него огонь высокого канделябра. Все затихли. Слышно было только, как шипел уголь в электрических фонарях и звонко стрекотал неугомонный кузнечик. Квашнин откашлялся. — Милостивые государыни и милостивые государи! — начал он и сделал внушительную паузу. — Я думаю, никто из вас не усомнится в том искреннем чувстве признательности, с которым я подымаю этот бокал! Я никогда не забуду сделанного мне в Иванкове радушного приема, и сегодняшний маленький пикник благодаря очаровательной любезности посетивших его дам останется для меня навсегда приятнейшим воспоминанием. Пью за ваше здоровье, mesdames! Он поднял кверху свой бокал, сделал им в воздухе широкий полукруг, отпил из него немного и продолжал: — К вам, мои ближайшие сотрудники и товарищи, обращаю слово. Не осудите, если оно будет носить характер поучения: по летам я старик, сравнительно с большинством присутствующих, а на старика за поучение можно и не обижаться. Андреа нагнулся к уху Боброва и прошептал: — Посмотрите, какие рожи делает этот каналья Свежевский. Свежевский действительно выражал своим лицом самое подобострастное и преувеличенное внимание. Когда Василий Терентьевич упомянул о своей старости, он и головой и руками начал делать протестующие жесты. — Я все-таки повторю старое, избитое выражение газетных передовых статей, — продолжал Квашнин. — Держите высоко наше знамя. Не забывайте, что мы соль земли, что нам принадлежит будущее... Не мы ли опутали весь земной шар сетью железных дорог? Не мы ли разверзаем недра земли и превращаем ее сокровища в пушки, мосты, паровозы, рельсы и колоссальные машины? Не мы ли, исполняя силой нашего гения почти невероятные предприятия, приводим в движение тысячемиллионные капиталы?.. Знайте, господа, что премудрая природа тратит свои творческие силы на создание целой нации только для того, чтобы из нее вылепить два или три десятка избранников. Имейте же смелость и силу быть этими избранниками, господа! Ура! — Ура! Ура! — закричали гости, и громче всех выделился голос Свежевского. Все встали со своих мест и пошли чокаться с Василием Терентьевичем. — Гнусная речь, — сказал доктор вполголоса. После Квашнина поднялся Шелковников и закричал: — Господа! За здоровье нашего уважаемого патрона, нашего дорогого учителя и в настоящее время нашего амфитриона: за здоровье Василия Терентьевича Квашнина! Ура! — Ура-а! — подхватили единодушно все гости и опять пошли чокаться с Квашниным. Потом началась какая-то оргия красноречия. Произносили тосты и за успех предприятия, и за отсутствующих акционеров, и за дам, участвующих на пикнике, и за всех дам вообще. Некоторые тосты были двусмысленны и игриво неприличны. Шампанское, истребляемое дюжинами, оказывало свое действие: сплошной гул стоял в павильоне, и произносившему тост приходилось каждый раз, прежде чем начать говорить, долго и тщетно стучать ножом по стакану. В стороне, на отдельном маленьком столике, красавец Миллер приготовлял в большой серебряной чаше жженку... Вдруг опять поднялся Квашнин, на лице его играла добродушно-лукавая улыбка. — Мне очень приятно, господа, что наш праздник как раз совпал с одним торжеством семейного характера, — сказал он с обворожительной любезностью. — Поздравимте от всей души и пожелаем счастья нареченным жениху и невесте: за здоровье Нины Григорьевны Зиненко и... — он замялся, потому что позабыл имя и отчество Свежевского... — и нашего товарища, господина Свежевского... Крики, встретившие слова Квашнина, были тем громче, что сообщаемая им новость оказалась совсем неожиданной. Андреа, услышавший рядом с собою восклицание, более похожее на мучительный стон, обернулся и увидел, что бледное лицо Боброва искривлено внутренним страданием. — Коллега, вы еще не все знаете, — шепнул Андреа. — Послушайте-ка, я сейчас скажу пару теплых слов. Он уверенно поднялся, уронив при этом свой стул и расплескав половину бокала, и воскликнул: — Милостивые государи! Наш многоуважаемый хозяин из весьма понятной, великодушной скромности не докончил своего тоста... Мы должны поздравить нашего дорогого товарища, Станислава Ксаверьевича Свежевского, с новым назначением: с будущего месяца он займет ответственный пост управляющего делами правления общества... Это назначение будет, так сказать, свадебным подарком для молодых от глубокоуважаемого Василия Терентьевича... Я вижу на лице нашего высокочтимого патрона неудовольствие... Вероятно, я нечаянно выдал приготовленный им сюрприз и потому прошу прощения. Но, движимый чувством дружбы и уважения, я не могу не пожелать, чтобы наш дорогой товарищ, Станислав Ксаверьевич Свежевский, и на новом своем поприще в Петербурге оставался таким же деятельным работником и таким же любимым товарищем, как и здесь... Но я знаю, господа, никто из нас не позавидует Станиславу Ксаверьевичу (он остановился и с едкой насмешкой посмотрел на Свежевского)... и потому что все мы так дружно желаем ему всего хорошего, что... Речь его была внезапно прервана громким лошадиным топотом. Из чащи точно вынырнул верхом на взмыленной лошади какой-то человек без шапки, с лицом, на котором застыло, перекосив его, выражение ужаса. Это был десятник, служивший у подрядчика Дехтерева. Бросив на средине площадки лошадь, дрожавшую от усталости, он подбежал к Василию Терентьевичу и, фамильярно нагнувшись к его уху, стал что-то шептать... В павильоне сделалось вдруг страшно тихо, и, как раньше, слышно было только шипение угля и назойливый крик кузнечика. Красное от вина лицо Квашнина побледнело. Он нервно поставил на стол бокал, который держал в руке, и вино из бокала расплескалось по скатерти. — А бельгийцы? — спросил он отрывисто и хрипло. Десятник отрицательно замотал головой и опять зашептал что-то под самым ухом Квашнина. — А, черт! — воскликнул вдруг Квашнин, вставая с места и комкая в руках салфетку. — Надо же было... Подожди, ты сейчас же отвезешь на станцию телеграмму к губернатору. Господа, — громко и взволнованно обратился он к присутствующим, — на заводе — беспорядки... Надо принимать меры, и... и, кажется, нам лучше всего будет немедленно уехать отсюда... — Так я и знал, — презрительно, со спокойной злобой сказал Андреа. И в то время, когда все засуетились, он медленно достал новую сигару, нащупал в кармане спички и налил себе в стакан коньяку.

огня из средины куста терновника. И увидел он. В своем выступлении перед хасидами, зная, что в зале присут-. шего в стране, в гости к моему деду приехал род-. Правда, пока война не окончилась. встретил будущего тестя, ему заново открылся. я хорошо запомнил диктанты, которые писал на. давшей в первом классе проверочный диктант со страшным словом. Когда закончились мои «оседлые» проекты (донецкий частный. состояние, приходите ко мне в гости. На моих глазах расстреливали, вешали, дома горели. но человек эпохи Возрождения. Титан, поставивший перед собой. Собираясь ко мне в гости, не забудьте прихватить цветы, ведь я же девочка. на кухню и несёт в полотенце мокрого с вытаращенными глазами Масика. Я спрашиваю. В этот момент открывается дверь и заходит моя сестра. Перед отъездом в полк домовитое око узрело неосторожно оставленный. Затаился где-то в кустах горькой, как обида, полыни и звонко на всю казахскую. Юрия, такого же земного, каким он был перед стартом, и не совсем такого. Со многими из почетных гостей мне приходилось видеться раньше на. Так, несколько неожиданно, окончилась моя попытка подготовиться к. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окружённая лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окруженная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. Бесплатная помощь с домашними заданиями. Почему Вы должны зарегистрироваться у нас? Русский язык Русский язык — Диктанты для 1 класса. ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. У кошки были зеленые глаза и кисточки на ушах. Контрольно – измерительные материалы: Контрольный диктант с грамматическим заданием Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась. Перед глазами гостей неожиданно открылась окруженная лесом широкая. Контрольно-измерительные материалы Русский язык 7 класс Контрольный диктант по теме Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась. Перед глазами гостей. Кусты окончились. Перед глазами. Контрольный диктант и. Перед глазами гостей. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась. за нею глазами. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась. Перед глазами гостей. раскрытыми глазами. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась. Перед глазами гостей. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась. Кусты окончились. Перед глазами. Контрольный диктант и. Перед глазами гостей. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно. Контрольный диктант с. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась. «Перед глазами гостей. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась. Перед глазами гостей.

диктант кусты окончились перед глазами гостей неожиданно открылась диктант.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

(16.09.2015 г.)

Увядание лета.

Кончалось лето, но природа ёще не потеряла могучей силы. Кругом всё радовалось и цвело. В небе плыли прозрачные облака. Леса зеленели с бархатной пышностью.

Чудесен ранней осенью березовый лес, покрытый золотистой листвою. Крутятся в воздухе, падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.

Было тепло, но чувствовалось не цветение лета, а увядание. В широких лугах высились, как сторожевые башни, стога. В сжатых полях желтели снопы. Овёс ждал косы и чуть шелестел.

Вокруг пахло прогретым сеном, полынью. В этих запахах уже ощущалась осень. Листья потеряли шелковую мягкость. Они были словно обрызганы золотистым дождём. Лето увядало.

(По Н. Смирнову)

Грамматическое задание.

    Сделать синтаксический разбор предложений.

1 вариант. Крутятся в воздухе, падают на землю золотые листочки.

2 вариант. Овёс ждал косы и чуть шелестел.

    Найти во втором абзаце сложное предложение, подчеркнуть его грамматические основы, сделать схему.

    Сделать морфемный разбор слов:

1 вариант - березовый, слышится;

2 вариант – шелковую, потеряли.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

Контрольная работа по теме «Действительные и страдательные причастия»

(23.10.2015 г.)

1. Укажите словосочетания со страдательными причастиями:

А) на пестреющем лугу

Б) о движущемся предмете

В) опавшие с тополя

Г) отнятая игрушка

Д) разлившаяся по небу

2. Укажите словосочетания с действительными причастиями:

А) написанная учеником

Б) распиленная плотником

В) ведущая в парк

Г) посаженные весной

Д) опрокинутые котёнком

3. Образовать от данных глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времен, выделить суффиксы.

Стелить, бежать, лечить, гнать, приносить, хмурить, соревноваться.

4. Образовать от данных глаголов страдательные причастия настоящего и прошедшего времен, выделить суффиксы.

Испугать, назвать, рассказать, распахать, представить.

5. Списать предложения, выделяя причастный оборот, обозначая залог причастий.

В окно распахнутое настежь влетела птица.

Птица сидевшая на дереве расправила свои крылья.

На пристани толпились пассажиры ожидающие посадки на катер.

Широко разливаются реки наполняемые талой водой.

6. Вставьте пропущенные буквы.

1. Низко стел…щийся туман, ла…щая на улице собака, леч…щий врач, стро…щиися неподалеку дом, быстро та..щий снег, хлопоч…щая обо всех мама, крас…щее вещество.

2. Изуча…мый школьниками материал, управля…мый на расстоянии аппарат, подгоня…мые теплым течением, гон…мый судьбой странник, хран…мый от всех невзгод,

движ…мый чувством сострадания, вид…мая цель.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие»

(23.11.2015 г.)

Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась широкая площадка, усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.

Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной.

Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Берёзы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд. За ними слабо вырисовывались круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зелёную мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали громко и дружно. Казалось, что кричит один кузнечик, но отовсюду: и справа, и слева, и сверху. (По А. Куприну)

Грамматическое задание.

1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

1 вариант: «Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали громко и дружно».

2 вариант: «Берёзы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд».

2. Сделайте морфемный разбор слов.

1 вариант: усыпанная, освещенной.

2 вариант: разукрашенный, заглушаемые.

3. Произведите морфологический разбор причастий.

1 вариант: окружившие.

2 вариант: замаскированные.

4. Озаглавьте текст.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

(11.12.2015 г.)

По берегу шли три медведя. Большая медведица стала переходить неширокую, но быструю реку. Шлёпая по воде лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры с журчаньем стекала вода.

Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился.

Медведица тотчас очутилась около среднего медвежонка и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место.

Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.

Грамматическое задание.

1.Обозначить графически все деепричастные обороты в третьем абзаце.

2. Сделать морфемный разбор слов:

1 - й вариант - схватившись, 2-й вариант – вскрикивая.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - шлёпая, 2-й вариант - продолжая.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

Контрольная работа по теме «Наречие»

(05.02.2016 г.)

Вставьте пропущенные буквы.

Детство и юные годы поэта Тараса Шевченко были тяж...лыми и (не)откуда было ждать ему помощи. Но (ни)какие трудности (не)убили в нем стремления стать живописцем. Долго (не)мог юноша (ни)куда устроит(?)ся. Сначал.. он работал поваренком у помещика, затем комнатным казачком. Занимат(?)ся рисованием было (не)когда. Шевченко ждал случая, когда дома (ни)кого (не)будет и (ни)кто (не)помешает ему рисовать. Раз неожида(н,нн)о вернулся помещик. (Ни)сколько (не)задумываясь, он приказал выпороть Тараса. (Не)сколько лет хлопотал известный художник Брюллов об освобождении талантливого юноши.

А1.В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный

гласный звук?

1)добЕла 2)нАдолго 3)нацЕло 4)незадОлго

А2.В каком предложении вместо слова совестно нужно употребить слово совестливо ?

1) Димке совестно было от воспоминаний о ссоре с лучшим другом.

2) Ему всегда казалось, что подсматривать совестно.

3) Максим совестливо улыбнулся.

4) Совестно беспокоить воспитателя по такому пустяку.

А3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более лучше

2) звонче поют

3) выглядит бледно

4) идет осторожнее

А4.Укажите верную морфологическую характеристику слова в предложении:

Так вот этот мед, собранный с цветов заполярной тундры, коснулся меня больше со стороны человеческого усилия, направленного в сторону небывалого.

1) наречие в краткой форме

2) наречие в превосходной степени

3) качественное прилагательное

4) наречие в сравнительной степени

А5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две НН?

Воспита(1)ица была несомне(2) великолеп(3)о сложе(4)на.

1,2 2)2,3,4 3)3,4 4)2,3

А6. Укажите слово, в котором пишется буква А

1) объяснить доходчив…

2) глядит испуган…

3) посмотреть доверчив…

4) начинать снов…

А7.Укажите слово, которое состоит из одной приставки, корня, суффикса

1) неподвижно

2) необдуманно

3) быстрее

А8.В каком словосочетании НЕ пишется слитно?

1)(н…)(к)кому пойти 3)(н…)куда не поедешь

2)(н…)где остановиться 4)(н…)(за)что не берется

В1. Подберите синоним к фразеологизму: при царе Горохе.

В2. Укажите способ образования выделенного слова в предложении:

По-иному слышался шум реки ночью.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

Контрольная работа по теме «Предлог»

(09.03.2016 г.)

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

1.(В)следстви_ отд_лённости деревенька нах_дилась в ст_р_не от ц_нтральной пр_езжей дороги. 2. (В) течени_ н_дели шли дожди. 3. На ра_свете мимо трактира пр_неслась коляска подн_мая обл_ко пыли быстро рассе_вшейся. 4. Она пр_везла к по_зду упр_вляющего имением находивш_мся (не)далеко от тех мест куда я напр_влялся. 5. Об этом мне сказала хозяйка трактира выгл_нувшая из окна ра_пахнутого настеж_. 6. Когда коляска возвр_щалась обратно я кинулся (на)встречу. 7. Кучер, (не)смотря на (не)большой крюк, который ему пр_дстояло _делать (в)виду разлива реки, согл_сился подвезти меня.

8. (В) продолжени_ всего пути меня переп_лняли уд_вительные чу_ства навеваемые ощ_щениями от быстрой езды. 9. (С)начала мы ехали вдоль извивающейся реки. 10. (В) течени_ реки (по)всюду встр_чались пороги затем полем стел_щимся по обеим ст_ронам дороги. 11. (В) заключени_ пут_шествия мы пересекли листв__ый лесок не так давно посаже__ый. 12. В нём распол_гался выстрое__ый (в) виде стари__ого (средне)векового замка помещичий дом.

2. Выполните задания.

1) Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных, исправьте.

А). Своевременно оплатите за билет.

Б). Укажите спортсмену на недостатки.

В). Спросил сына, интересуясь о результатах в спорте.

Г). Юноша чувствовал уверенность в победу.

Д). До парка необходимо поехать на трамвае.

2) Укажите предложения, в которых есть производные предлоги.

A). Стадо потянулось мимо дома.

Б). Дева глядит вокруг изумлёнными глазами.

B). Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г). Поперек дороги уложили брёвна.

Д). Впереди шли самые стойкие.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз»

(04.04.2016 г.)

Часто приходилось мне наблюдать за выводком лисят, но я не мог не удивляться, как лиса-мать ухитряется командовать своей детворой, не издавая звуков.

Этот немой язык - интереснейшее явление. В течение многих часов просиживал я у норы, но не слышал, чтобы лисица заворчала или тявкнула.

В продолжение всего дня лисята резвятся на солнцепёке, выслеживают воображаемую мышь, затевают драку или гоняются друг за другом. Мать лежит рядом. Когда лисёнок, разыгравшись, отбегает от норы далеко, мать поднимает голову и пристально смотрит на него. Обычно лисёнок не выдерживает этого взгляда и сразу останавливается, будто она его окликнула. Лисёнок оглядывается, ловит мамин взгляд и бежит к ней. (По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1) Обозначьте грамматическую основу в выделенных предложениях, начертите их схему.

2) Выпишите из текста два союза и охарактеризуйте их.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

(06.05.2016 г.)

Вариант 1

1.

1) «А видел ли слона? Каков собой на взгляд?

Я чай, подумал ты, что гору встретил?» -

«Да разве там он?» - «Там». -

«Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

2) «Послушай-ка, дружище. Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?»

3) «Расселись, начали квартет, он все-таки на лад нейдёт».

2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием.

1) Родители радуются спортивным успехам сына.

2) Мы гордимся своей школой.

3) Я несколько раз улыбнулся, читая это письмо.

3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу .

1) Цветы (не, ни) поливали, и они засохли. – Увядшие розы вновь (не, ни) расцветут, как (не, ни) поливай их.

2) Кто (не, ни) принимал участия в читательской конференции. Все остались довольны. – Кто (не, ни) принимал участие в конференции, очень сожалел об этом.

3. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо.

4) Путники шли безостановочно. Дорога была утомительна. (как ни)

5) Он не отказывался помочь мне. Я обращался к нему за помощью. (когда бы ни)

5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы .

1) Какая (то) сила бесшумно влекла его куда (то). (А. П. Чехов).

2) Песня над домом смолкла, за (то) над прудом соловей заводил свою.

3) Порой не (то) дрёма, не (то) забытье овладевали ими (А.П. Чехов).

4) А зачем же было самой (то) трудиться?

5) Кайся, да опять за (то) не принимайся (Поговорка).

6.

1) Дождь сейчас (же) перестал, и снова засмеялось весеннее непостоянное солнце.

2) Мать усмехнулась, Николай то (же) сконфуженно улыбнулся

3) Ветер неожиданно начинал шуметь в голых акациях и так (же) неожиданно затихал.

4) Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.

5) Как (бы) ни был мал дождь, он всегда вымочит до нитки.

7. Закончите предложения :

1) Узнают (ли) меня друзья, когда ……

2) Этот пример решается так (же), как ……

3) Что (бы) такое сделать, что (бы) порадовать….

8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства .

1) Скоро придёт долгожданная весна. (вопрос, сомнение)

2) Весна – чудесное время года. (усиление, радость)

3) Ели кажутся лиричными. (выделение, отрицание)

9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение.

11) Бабушка говорила убедительно и просто .

12) Я просто ослеп от весеннего солнца.

Контрольная работа по теме «Частица»

(06.05.2016 г.)

Вариант 2

1. Выпишите из фрагментов басен Крылова частицы (если нужно, с теми словами, к которым они относятся). Определите значение частиц.

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» - Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

2) «Какой-то смолоду Скворец так петь щеглёнком научился,

Как будто бы щеглёнком сам родился?»

3) «Пусть сохнет, - говорит Свинья, - ничуть меня то не тревожит….»

4) «И тут же выпустил на волка гончих стаю».

2. Перестройте предложения, употребив в них сказуемые с двойным отрицанием .

1) Ребята восхищаются видом падающих звезд.

2) Собеседник согласился с моим мнением.

3) Я отвечу на это письмо.

3. Сопоставив предложения, запишите их, вставьте нужную частицу.

1) Сколько бы (не, ни) читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое. – Сколько я еще (не, ни) прочитал Пушкина!

2) Все хвалили бригадира, кто бы с ним (не, ни) работал. – Кто (не, ни) работал с бригадиром, тот не имеет представления о его умении общаться с людьми.

4. Соедините простые предложения в сложные помощью союзов и частиц, внося нужные по смыслу изменения, если это необходимо .

1) Нельзя злоупотреблять спортивными упражнениями. Спорт полезен. (как ни)

2) Всюду восхищались игрой наших артистов. Они выступали за рубежом. (где ни)

5. В каких случаях ТО является частицей? Запишите такие предложения, определяя значение частицы.

1) Не видали вы настоящих-то плясуний. (М. Горький)

2) Соня то (же) держалась за его руку и вся сияла. (Л. Толстой)

3) На заре Петя почувствовал, что кто (то) тянет его холодной рукой. (В. Катаев)

4) Что не складно, то и не ладно. (Пословица)

5) То ветер поднимется буйный, то вал зашумит штормовой. (А. Прокофьев).

6. В каких случаях БЫ и ЖЕ являются частицами? Запишите такие предложения.

1) Дней через пять мы с отцом пришли опять на то (же) место. (И. Тургенев)

2) Охота не удалась. Обед в поле под палаткою так (же) не удался. (А. С. Пушкин)

3) Что (бы) домоседы мне не пели, я все равно за город укачу. (С. Васильев)

4) На то и щука в море. Что (бы) карась не дремал. (Пословица)

5) Как (же) мне быть?

7. Закончите предложения :

1) Как (бы) не растеряться, когда….

2) Могу (ли) я отказаться, если сам…..

3) Все были в окопах, командир так (же)….

8. Используя соответствующие частицы, выразите в данных предложениях указанные в скобках оттенки значения и чувства.

1) Скоро придет долгожданная весна. (усиление, радость)

2) Быстро растет снег. (сомнение, вопрос)

3) Небо какое голубое, высокое. (указание, усиление)

9. Прочитайте предложения. Определите, в каком случае выделенное слово является частицей. Докажите своё мнение .

20) Маленькие дети значения многих слов воспринимают буквально .

21) От усталости путники буквально валились с ног.

Русский язык. 7 «А» класс

2015 – 2016 учебный год.

Контрольный тест за год.

(16.05.2016 г.)

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.

2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.

3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.

4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть.

2. В каких предложениях на месте обоих пропусков пишется НН?

1) Дно в запруде чистое, песча...ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа...ый сухим желтым песком.

2) Из окон низеньких белых домов кое-где струился тума...ыми прямыми полосами свет и дли...ыми косяками ложился на желто-бурую блестящую землю.

3) Электрические лампочки, подвеше...ые на углах штаба, освещали сухой и гладко вымоще...ый квадрат двора.

4) Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза...а запряжё...ая в пролетку серая в пятнах лошадь.

3. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) От уха к уху бежит по цепи шёпот переданный от передового.

2) Распорядитель охоты разводит и ставит на, обозначенные им, номера участников охоты.

3) После выстрела, прозвучавшего в лесу одиноко, зверь опустился на снег.

4) Задневавший в долине, шакал выскочил из-под наших ног и стрелою помчался в горы.

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)решённая, а списанная задача

2) (не)причёсанный ребёнок

3) (не)умытое лицо

4) (не)выученные правила

5. Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Я?

1) беле...щий парус

2) вер...щий в справедливость

3) дремл...щий щенок

4) бре...щийся человек

6. Укажите предложение с сочинительным союзом:

1) У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение.

2) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было.

3) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы.

4) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.

7. В каком наречии пропущена буква О?

1) насух...

2) досух...

3) досыт...

4) искос..

8. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.

1) надеть плащ...

2) суп горяч...

3) невтерпёж... сидеть

4) увлеч...ся спортом

9. Какое слово пишется через дефис?

1) (по) немногу

2) (по) прежнему

3) (в) двоем

4) (по) просту

10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния.

1) За дальностью расстояния волн не было видно, и только по белой кайме у берега можно было догадаться, что море НЕСПОКОЙНО.

2) Вечером собаки вели себя НЕСПОКОЙНО.

3) В городе было НЕСПОКОЙНО.

4) Дженни НЕСПОКОЙНО спалось остаток ночи.

11. Укажите частицу.

1) тоже

2) ни

3) когда

4) несмотря на

12. В окончании какого причастия пропущена буква И?

1) в строящ...мся цехе

2) у плещущ...гося моря

3) в рокочущ...м шуме

4) с выдающ...мся ученым

13. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие:

1) Было тихо, в окно веяло запахом накаленных крыш. (Ю.Бондарев)

2) Позади высится холодная каменная стена сарая, отделяющего меня от внутреннего двора.

3) В раскрытое окно тек сухой жар июльского утра.

4) Тропинка, усеянная выступами скользких корней, то падала, то взбиралась на склон.

14. Найдите предложение с причастным оборотом.

1) Шумел прилив, медленно набегали грохочущие волны.

2) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.

3) Море гладко выковано из синего металла.

4) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший от влаги песок .

15. Укажите ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:

1) услышать – услышанный;

2) застрелить – застрелянный;

3) понять – понятый;

4) засеять – засеятый;

5) запаять – запаянный

16. Назови предложение, в котором бы пишется раздельно:

1) Он думал о том, что(бы) ему нарисовать.

2) Мы делали все, что(бы) праздник запомнился.

3) Что(бы) ребенок не плакал, ему дали игрушку.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольный диктант по теме "Повторение"

Осень на воде

Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает! Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакивают пузыри." Это-голодные рыбешки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит желтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно."

А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойна темная вода. (109 слов.)

(Текст взят из "Сборника текстов для закрепления навыков правописания" А. В. Хлебниковой, Е. Ф. Плотниковой.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

"Причастие"

Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окружённая лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном её конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью.

Когда стало смеркаться, вокруг павильона зажгли длинные цепи из разноцветных китайских фонарей. Но этого оказалось мало: площадка оставалась почти не освещенной.

Вдруг с обоих концов вспыхнули ослепительным голубоватым светом два электрических солнца, до сих пор тщательно замаскированные зеленью деревьев. Берёзы и грабы, окружавшие площадку, сразу выдвинулись вперёд. За ними слабо вырисовывались на совершенно чёрном небе круглые и зубчатые деревья чащи, окутанные в серо-зелёную мглу. Кузнечики в степи, не заглушаемые музыкой, кричали так странно, громко и дружно, что казалось, будто кричит один кузнечик, но отовсюду: и справа, и слева, и сверху.

(По А. Куприну) Задания к диктанту

I уровень

1. Разберите по членам предложения.

1 вариант: "Перед глазами гостей..."

2 вариант: "На одном её конце..."

2. Укажите состав слов.

1 вариант: усыпанная, восьмигранным, освещенной.

2 вариант: разукрашенный, разноцветных, заглушаемые.

3. Произведите морфологический разбор причастий.

1 вариант: окружившие.

2 вариант: замаскированные.

II уровень

1. Выпишите предложение, где причастный оборот обосабливается. Выполните синтаксический разбор.

2. Выпишите 3 причастия, которые состоят из приставки, корня, двух суффиксов и окончания.

3. Произведите морфологический разбор страдательного причастия прошедшего времени.

4. Озаглавьте текст.

Тест по теме "Деепричастие"

Вариант 1

1. Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;

б) признак признака;

в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

г) действие предмета.

2. Найдите деепричастия:

а)увидел;

б) шлёпая;

в) поднявши;

д) принявший;

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

A. Ребятишки прыгали любуясь ёлкой.

Б. Ребятишки прыгали и любовались ёлкой.

B. Прыгающие ребятишки любовались ёлкой

Г. Прыгая ребятишки любовались ёлкой.

4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий?

A. Открывая книгу, из неё выпал листок.

Б. Прочитав рассказ, он показался мне скучным.

B. Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.

Г. Сидя у окна, девочка читала.

5. Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях: 1) (Не) давши

слова, крепись, а давши, держись. 2) Он ушёл, (не) довыполнив задания.

Выберите правильный ответ.

A. В 1-м случае слитно, во 2-м - раздельно.

Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м - слитно.

B. В обоих случаях слитно.

Г. В обоих случаях раздельно.

6. Найдите деепричастие совершенного вида:

б) сложив;

в) отнявши;

г) прочитав;

д) улыбаясь;

е) балуясь.

7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и стала смотреть в окно.

2. Успокоясь, орлы вышли на открытое место и долго стояли здесь рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.

3. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.

4. Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне равнину с дубовым леском.

8.

Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была тёмная лазейка (1).

Подчиняясь одному чувству страха Сергей юркнул в неё и побежал вдоль стены (2). Острые иглы кипарисов густо и едко пахнувшие смолой хлестали его по лицу (3). Он спотыкаясь о корни, падал, разбивая в кровь руки, но тотчас же вставал и опять бежал вперёд, согнувшись почти вдвое, не слыша своего крика (4).

A. Укажите ошибку в характеристике текста и его лексики:

2) тип речи - повествование;

3) средства связи - местоимения;

4) "едко пахнувшие" - метафора.

Б. Сколько деепричастных оборотов в этом тексте? 1) четыре; 3) три; 2) пять; 4) два

B. В каких предложениях используется деепричастный оборот?

Г. Сколько запятых пропущено в тексте?

Д. Найдите ошибку в определении морфологических признаков слов, употреблённых в тексте:

1) "растущими" -действительное причастие настоящего времени;

2) "подчиняясь" -деепричастие несовершенного вида;

3) "тотчас" - наречие времени;

4) "бежал" - глагол в форме прошедшего времени, начальная форма - "бегать".

Вариант II

1. Укажите, какие глагольные признаки отсутствуют у деепричастия:

б)наклонение;

в) изменяемость;

г) значение действия или состояния;

д) способность управлять существительным.

2. Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие:

3. В каком предложении нужно поставить запятую?

1) Зажмурясь она тут же открыла глаза.

2) Она сидела зажмурясь. Выберите правильный ответ.

A. В первом предложении.

Б. Во втором предложении.

B. В обоих предложениях.

Г. Ни в одном из предложений.

4. Найдите деепричастия совершенного вида:

а) любя; б)звеня;

г) склоня.

5. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического

а) положив документы в стол;

б) положив руку на пульт управления;

в) положив руку на сердце;

г) положив вещи в чемодан.

6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

1) Одни воробьи не горевали, и распуша перышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.

2) Одни воробьи не горевали и, распуша перышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам.

Выберите правильный ответ.

A. В первом предложении.

Б. Во втором предложении.

B. В обоих предложениях.

Г. Ни в одном из предложений.

7. Выберите деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:

а) (не) прекращая;

б) (не) годуя;

в) (не)завидуя;

г) (не) увлекаясь.

8. Найдите деепричастия несовершенного вида:

а) перестроив;

б) разбежавшись;

в) раскачиваясь;

г) крутясь.

9. В каких предложениях допущены ошибки в постановке знаков препинания?

A. Герасим шел, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки.

Б. Поезд, не останавливаясь летел в неизвестном направлении.

B. Медсестра, негодуя, вбежала в палату.

Г. Кто-то не спеша шёл по аллее.

10. Какие деепричастия окончательно перешли в наречия?

а) превозмогая;

г) нехотя;

д) догадываясь

11. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с деепричастием?

A. Круглые глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце.

Б. Листва берёз висит нешелохнувшись.

B. Прошка, не задерживаясь, пронесся мимо.

Г. Там, где сражалась, не сдаваясь, разведка, стоит теперь мемориальная плита.

12. Прочитайте текст и выполните задания.

Верх стены был утыкан вмазанными в извёстку бутылочными осколками, но Сергей не задумывался над этим (1). Мигом схватив Арто он поставил его передними лапами на стену (2). Умный пёс мгновенно понял его (3). Он быстро вскарабкался на стену и замахав хвостом победно залаял (4). За ним очутился на стене и Сергей, как раз в то время, когда из расступившихся ветвей кипарисов выглянула фигура сторожа (5).

A. Укажите ошибку в характеристике текста и его лексики.

1) стиль речи - художественный;

2) тип речи - описание;

3) средства связи предложений - местоимения, контекстный синоним, лексический повтор;

4) слово "расступившихся" употреблено в переносном значении

Б. Сколько в тексте деепричастных оборотов?

B. В каком(-их) предложении(-ях) используется причастный оборот?

3) во 2 и 4; 4)в1

Г. Сколько запятых пропущено в тексте? 1)одна;

Тест по теме "Предлог"

Вариант I

1. Предлог - служебная часть речи, которая:

а) выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;

б) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;

в) вносит различные оттенки в предложение.

2. Укажите словосочетания с производными предлогами:

а) ходить вокруг дома;

б) идти через мост;

в) двигаться вдоль дороги;

г) надпись на конверте;

д) стоять около школы;

е) отступать от темы.

3. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении предло

гов и падежей существительных.

А. Оплатите за билет. Б. Укажите на недостатки.

В. Интересуясь о результатах. Г. Уверенность в победу. Д. Поехать на трамвае.

4. Укажите словосочетания с простыми предлогами:

а) жить у моря;

б) поступать наперекор всем;

в) показалось из-за туч;

г) ждать в течение суток;

д) поступать в силу обстоятельств.

5. Найдите предложения, в которых выделенные слова - предлоги.

A. Шёл, не смотря по сторонам.

Б. Несмотря на занятость, он помогал другу.

B. Он оправдывался, не смотря в глаза.

Г. Туристы, несмотря на дождь, продолжали маршрут.

6. Укажите предложения, в которых выделенные слова - предлоги.

A. Стадо потянулось мимо дома.

Б. Дева глядит вокруг изумлёнными глазами.

B. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г. Поперек дороги уложили брёвна.

Д. Впереди шли самые стойкие.

7. Какую букву нужно вставить? Укажите строчку: а), б), в) или г), в которой по

следовательно расположенные буквы соответствуют буквам, пропущенным в данных

в течени... реки а) и и и и

в течени... часа б) е е и е

в течени... всей дороги в) и е е е

в течени... лета г) е е е и

8. Какую букву нужно вставить? (Задание, аналогичное заданию 7.)

благодаря решени.. а) я ю и ю

согласно желани... б) ю ю и и

встретиться по прибыти... в) ю я ю и

сообщить по окончани... г) я я ю ю

9. Выберите правильный ответ. (Задание, аналогичное заданию 7.)

резиденция а)е и о а

п..риод б) и е а о

изобразить в)и и о о

ф..нтазия г) е е а а

10. Сделайте, где необходимо, соединение, вставьте пропущенные буквы. Спра

ва запишите словосочетания с омонимичными производным предлогам словами.

A. (Не) смотря на привычку; (не) взирая на непогоду; (не) смотря в окно.

Б. (В) продолжени.. двух дней; (в) месте с голосами; (в) месте затмения.

B. Что-то (на) подоби.. ложки; указать (на) подобие фигур; (по) причин., неудачной

Г. (На) встречу мальчикам; (на) встречу с мальчиками; (в) следстви.. снега. Д. (В) виду дождя; иметь (в) виду; (в) виде корзины.

вратились в предлоги (они несколько изменят свой облик), запишите полученное

служебное слово справа напротив соответствующей цифры.

1) (Следствие) Вылет самолёта задерживался....

2) (Цель) Фермер применил удобрение...

3) (Счёт) Служащий поинтересовался...

12. Подчеркните "третий лишний", откройте скобки.

(На) встречу с писателями, выйти (на) встречу; иду тебе (на) встречу. (Не) взирая на усталость; (не) смотря на запрет; (не) смотря в глаза.

13. Определите, какой частью речи является слово "согласно" в следующих со

четаниях.

Согласно вашим указаниям; дитя гулять согласно; они живут согласно.

Вариант II

1. Предлог - это служебная часть речи:

а) связывающая однородные члены или части сложного предложения;

б) выражающая отношения между словами в словосочетании и предложении;

в) придающая различные смысловые, эмоциональные и модальные оттенки.

2. Укажите предложения с непроизводными предлогами.

A. (На) встречу нам двигалась колонна бойцов.

Б. Ребята собрались (на) встречу с учителями.

B. Мы подошли (к) домику лесника.

Г. Густая пыль облаком встаёт (из)(под) колёс. З.Найдите предложение с составным предлогом.

A. (В)последствии... я узнал, что было причиной бед.

Б. (В)следстви... по делу появились новые обстоятельства.

B. (В)течени... всей дороги он сохранял молчание.

4. В каких предложениях есть наречные предлоги?

A. Кто-то вторично пробежал мимо меня.

Б. Он проехал мимо, не заметив нас.

Г. Она села против меня тихо и безмолвно.

5. В каких предложениях есть отымённые предлоги?

A. Он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать.

Б. Он отсутствовал по уважительной причине.

B. Она была далеко не красавица, но я имел своё мнение также и насчёт красоты.

Г. На счёт банка поступило 5 миллионов рублей.

6. Какую букву нужно вставить? Укажите строчку: а), б), в) или г), в которой по

следовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах

В течени... дня а) е е и и

В течени... реки б) и е и е

В течени... всей дороги в) е и е е

В течени... лета г) и и е и

7. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

A. Жажда к славе его томила, мучила и жгла.

Б. Работа ведётся согласно графику.

B. Он пришёл со школы.

Г. Встретились по прибытию поезда.

8. Укажите группу непроизводных предлогов:

а) благодаря, до, за, перед, вокруг;

б) в продолжение, через, по, путём, у;

в) через, пред, без, для, над;

г) с, у, об, вдоль, при.

9. Найдите предложения с производными предлогами.

A. Затраты на выставку отнесены (на)счёт шефствующего предприятия.

Б. Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распрощались.

B. (В)следстви... быстрого течения надо быть внимательнее.

Г. (В)следстви... по делу террористов было много неясного.

10. Ученик допустил ошибки, разделив предлоги на две группы. Найдите эти

Слитно Раздельно

а) вследствие д) в продолжение

б) ввиду е) по причине

в)насчёт ж) в целях

г) втечение

11. Продолжите предложения так, чтобы знаменательные слова в скобках пре

вратились в предлоги (они несколько изменят свой облик), запишите полученные

служебные слова справа напротив соответствующей цифры.

1) (Место) Впоследствии я поставил его...

2) (Вид) Учащийся отсутствовал...

3) (Течение) Рыбак ставил сеть...

12. "Третий лишний". Открыть скобки, подчеркнуть лишнее слово.

(В) виду предстоящего отъезда; находиться (в) виду неприятеля; иметь (в) виду. (В) следстви.. слабого зрения; (в) течени.. пяти минут; (в) последстви... это появилось в печати.

13. Определить, какой частью речи являются слова "навстречу"/"на встречу" в

следующих предложениях.

(На) встречу с братом не рассчитывай. (На) встречу утренним лучам шагаю я. Собака бежала (на) встречу.

Контрольный диктант по теме "Союз"

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лёд, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают его в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать так же быстро скрывает его в тёплом гнёздышке на своём животе.

Задания к диктанту

1. Озаглавьте текст.

2. Постройте схемы предложений (1 вариант - "Учёные специально приезжали..."; 2 вариант- "В полярную ночь...").

3. Объясните графически (или словами) правописание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ и местоимений, наречий с частицей ЖЕ.

4. Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.

Итоговая контрольная работа Комплексный анализ текста

Капуста одна из древних овощных культур. В Древн..й Греции и Риме капуста считалась св..щен..ой пищей богов. Когда(то) капусту называли садовой головой, так как в.-лок капусты по форме нэпом..нает голову человека а в значени.. "огород" употребляли слово "сад". Таким образом употр..бляя выражение "голова садовая" мы шутливо сравниваем голову человека с кочаном капусты. Пог..ворка эта имеет значение "(не)сообразительный, (не)расторопный, (не)ловкий человек, разиня".

Квасить капусту заготавливая её (в)прок первыми научились древни.. сл..вяне. Осенью собрав урожай преступали к рубке капусты для квашения. В этой работе принимали участие все члены семьи (не)редко и соседи. Это коллективное мероприятие назван..ое капустником сопров..ждалось шутками песнями весёлыми играми и забавами.

Слово "капустник" дож..ло до наших дней но приобрело переносный смысл. Так называют теперь вечер сам..деятельности с разнообразными номерами шутливо-пародийного характера связан..ыми с жизнью коллектива.

(По В. Вакурову)

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Определите основную мысль текста.

4. Определите стиль текста, докажите своё мнение.

5. Определите тип текста, докажите своё мнение.

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

7. Произведите фонетический разбор слова "все".

8. Найдите в тексте многозначное слово. В каком значении оно употреблено? Подберите примеры словосочетаний, где это слово выступает в других значениях.

9. Приведите примеры фразеологических оборотов, в которых встречается слово "голова".

10. Произведите морфологический разбор слова "связанными".

11. Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3.

12. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: тире между подлежащим и сказуемым; запятая между однородными членами.

13. Выпишите из текста второе предложение и сделайте его синтаксический разбор.

14. Графически обозначьте в тексте обособленные члены

Вопрос: Определите стилевую принадлежность данного текста и обоснуйте свое мне-ние примерами из него. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окружен-ная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью, на другом – крытая эстрада для музыкантов. Едва только первые пары показались из чащи, как военный оркестр грянул с эстрады веселый марш. Рез-вые, красивые медные звуки игриво понеслись по лесу, звонко отражаясь от де-ревьев и сливаясь где-то далеко в другой оркестр, который, казалось, то перего-нял первый, то отставал от него. В восьмигранном павильоне вокруг столов, расставленных покоем и уже прикрытых новыми белыми скатертями, суетилась прислуга, гремя посудой…

Определите стилевую принадлежность данного текста и обоснуйте свое мне-ние примерами из него. Кусты окончились. Перед глазами гостей неожиданно открылась окружен-ная лесом широкая площадка, утрамбованная и усыпанная мелким песком. На одном ее конце стоял восьмигранный павильон, весь разукрашенный флагами и зеленью, на другом – крытая эстрада для музыкантов. Едва только первые пары показались из чащи, как военный оркестр грянул с эстрады веселый марш. Рез-вые, красивые медные звуки игриво понеслись по лесу, звонко отражаясь от де-ревьев и сливаясь где-то далеко в другой оркестр, который, казалось, то перего-нял первый, то отставал от него. В восьмигранном павильоне вокруг столов, расставленных покоем и уже прикрытых новыми белыми скатертями, суетилась прислуга, гремя посудой…

Ответы:

художественный стиль окруженная лесом широкая площадка усыпанная мелким песком разукрашенный флагами и зеленью резвые, красивые медные звуки звонко отражаясь веселый марш суетилась прислуга, гремя посудой Для стиля характерны красочные описания,эмоции,чувственность и выразительность образов.

Похожие вопросы

  • очень прошу помочь! химия,11 класс:(в понедельник сдавать:(!
  • Решить задачу. Вычислить массу уксусной кислоты с массовой долей выхода продукта реакции 96%, которая образуется при взаимодействии ацетальдегида объёмом 450мл(р=1,015 г/мл), в котором массовая доля ацетальдегида составляет 32% аммиачным раствором оксида серебра.
  • (-84,2-15,8):(-0,01) Напишите по действиям пожалуйста
  • Объясните мне кто нибудь тему в краткости [ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ]
  • Поставьте правильно слова пожалуйста) Yesterday afternoon I (go) to the park with my mum and dad. The weather (be) great, it (be) sunny, so we (go) walking. There (be) a lot of kids in the park. There (be) very many rides there.i (enjoy) the roller coaster most of all. All the kids (have) fun. At midday we (have) a picnic on the grass. There (be) two women sitting on a bench next to us talking and knitting. There (be) a mam standing under the tree. He (have) a kite in his hand. But he (not/fly it. I (want) to say until late in the evening. But at 6.30 it (start) to get cold, so we (decide) to go home.