Маленький принц описание героя. Символизм во всех деталях. «Маленький принц»: афоризмы о человеке

Есть в астрологии одно изумительное правило, поражающее точностью своих совпадений. А в Великой Поэзии есть логия, которая предельно соответствует этому правилу: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мтф, 6:21).

Где «будет сердце ваше»?

В переложении её, этой логии, на «астрологический язык» она прозвучит примерно как «там, где будет управитель асцендента вашего, там будет и сердце ваше». Где же «будет сердце» главного героя?

Каковы будут характеристики Маленького принца? Что будет иметь для него предельную ценность?

«Не хватало друга»…

Управитель Асцендента Луна, помимо уже упоминавшегося нахождения в Тельце, расположена в XI доме, при этом, по ходу своего движения передаёт свет Венере, его, XI дома, управителю. А даже специалистам «ярмарочной астрологии» известно, что XI дом - сфера друзей !..

Стоит ли удивляться, что Маленькому принцу «очень не хватало друга »? И это - не простая, «не для красного словца», констатация автора; по этой тематике в тексте имеется достаточно собственных высказываний главного героя.

Маленький принц о друзьях

«- Ты нездешний, - заметил Лис. - Что ты здесь ищешь?

- Людей ищу, - сказал Маленький принц. - А как это - приручить?

- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?

- Нет, - сказал Маленький принц. - Я ищу друзей . А как это - приручить?» (глава XXI).

«Приручи меня!»

И: «Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

- Пожалуйста... приручи меня!

- Я бы рад, - ответил Маленький принц , - но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах.

Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг , приручи меня!» (глава XXI).

Сюда же: «- Хорошо, если у тебя когда-то был друг , пусть даже надо умереть. Вот я очень рад, что дружил с Лисом... » (глава XXIV).

«Ты всегда будешь мне другом»

В завершение: «- И когда ты утешишься - в конце концов всегда утешаешься - ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною. Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно...

И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: "Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды!" И они подумают, что ты сошел с ума. Вот какую злую шутку я с тобой сыграю...» (глава XXVI).

Расширение и экспансия

Вернёмся к рассмотрению Асцендента применимо к «восседающему» над ним Юпитеру.

Вообще, Шестая планета, сигнифицирующая общее изобилие, широту и высоту, располагаясь над Асцендентом, характеризует натива, как правило, хорошего телосложения, высокого роста и исключительной харизмы, особенно, если такой дневной Юпитер - экзальтирован.


Применимо к рассматриваемому гороскопу Юпитер «прибавляет» Маленькому принцу возраст.

Так, сам по себе зодиакальный Рак сигнифицирует «предельных младенцев», грудничков, полных несмышлёнышей.

От 6 до 10

Однако таковой персонаж вряд ли был бы интересен автору и читателям по причине эмоциональной и ментальной незрелости.

Юпитер же «восполняет» этот «пробел», отчего Маленький принц, конечно, ребёнок, но «ушедший» далеко за грудничковый возраст. И хотя, автор не обозначает точный возраст своего героя, у читателя возникает полная иллюзия, что Маленькому принцу от шести до десяти лет, не больше.

Философия, мораль, нравственность

Кроме этого, Юпитер как символический управитель IX дома - Стрельца при т.н. «правильном гороскопе» с Асцендентом в Овне, как правило, «награждает» нативов, подверженных его влиянию (когда он «властвует» над Асцендентом, в частности):

тягой к философичности, предельной нравственности, исключительной морали (и, к сожалению, морализаторству), далёким и длительным путешествиям, как правило, носящим ореол паломничеств.

В рассматриваемом гороскопе Юпитер не ограничивается символическим управлением IX домом:

куспид IX дома, располагаясь в Рыбах, делает его - Юпитер - истинным владыкой означенного дома по управлению Рыбами.

Поэтическое восприятие мира…

Что же до подтверждений склонности Маленького принца к философии и вообще поэтическому восприятию мира, шедевр соответствующими примерами, которые, к слову, читатель уже давно растащил на цитаты, просто «пестрит», и указать их все невозможно, в принципе - проще уж всю книгу переписать…


Вот лишь некоторые, нашедшие особый отклик у автора этих строк.

«Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…» (глава III);

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» (глава V);

«Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…» (глава VII);

«И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь…» (глава XIX);

Проза как поэзия

«- Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький Принц. - Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…

И все напрасно» (глава XXV);

«Люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут» (глава XXV);

«Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники…» (глава XXIV);

«Не люблю я выносить смертные приговоры. И вообще мне пора» (глава X);

«Одни только дети знают, что ищут.

Они отдают все свои дни тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и, если ее у них отнимут, дети плачут…» (глава XXII);

«Нужные слова в правильном порядке»

«У каждого человека свои звезды» (глава XXVI);

«Вода бывает нужна и сердцу» (глава XXIV);

«Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом» (глава VIII);

«Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звезды расцветают» (глава XXVI).

Характеристика маленького принца

  1. Сент-Экзюпери "Маленький принц" - сочинение "Самого главного глазами не увидишь"

    Выдающийся французский писатель А. де Сент-Экзюпери говорил, что для него существует лишь одна проблема, единая в мире - возвратить людям духовную сущность, духовные заботы. С этой целью он пишет философскую сказку-притчу Маленький принц. Чему именно сказку, ведь этот жанр предназначен большей частью для детей? Сам автор отвечает: Все взрослые сначала были детьми.

    Взрослые и дети противопоставляются в сказке Маленький принц не за возрастными признаками, а по системе ценностей, важной для них. Для взрослых важные богатства, власть, честолюбие. А детская душа жаждет взаимопонимания, чистоты в отношениях, радости каждого дня, красоты.

    Маленький принц, попав на Землю, открывает для себя новый мир с другими людьми. Он с удивлением замечает, что люди спешат, стараются экономить время, но тратят его нецелесообразно, не умеют для своего удовлетворения воспользоваться тем, что им может дать природа. Люди набиваются в быстрые поезда, но они не знают, что ищут, - сказал маленький принц. Поэтому они суетятся и крутят то сюда, то туда. Дальше он уточняет: А то, что они ищут, можно было бы найти в одной розе, в глотке воды. Тем не менее именно на Земле мальчик постиг мудрость. Лиса объяснила ему, что дружба - это когда люди нужны друг другу и отвечают один за одного. И наиболее дорогим оказывается то, во что вкладываешь свою работу, заботы, время и душу. Настоящий друг - это дорогое сокровище. Люди покупают вещи готовыми у торговцев. Но нет таких торговцев, которые продавали бы друзей.

    В разговоре с летчиком маленький принц говорит: Люди на твоей планете выращивают пять тысяч роз в одном саду и не находят того, что ищут. А главнейшего глазами не увидишь Это как с цветком. Если ты любишь цветок, который растет где-то на звезде, - ночью тебе приятно смотреть на небо. Все звезды расцветают.

    Сказка преисполнена образами-символами, которые несут в себе глубокое философское содержание. Это и роза, и Лиса, и Змея, и колодец с живой водой, и поезда, и сам Маленький принц, и много других.

    Сент-Экзюпери стремился, чтобы люди, прочитав сказку Маленький принц, задумались над важными вопросами смысла бытия человечества и отдельного человека: для чего человек живой, что в ее жизни самое главное, какие ценности являются настоящими, а какие фальшивыми. Писатель утверждает мысль о необходимости наполнить жизнь духовным содержанием.



  2. за всех, кого приручил.






  3. Маленький принц-ребенок, живущий на астероиде Б-12,символизирующий чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями этих ценностей, как считает писатель, сделались дети. Они живут по велению сердца, а взрослые бездумно подчиняются абсурдным условностям современного общества. Взрослые не умеют любить, дружить, жалеть, радоваться. Из-за этого они не находят того, что ищут.
    А чтобы найти, нужно знать всего два секрета (их открывает герою Лис, который
    научил малыша искусству дружбы) : зорко одно лишь сердце, ты всегда в ответе
    за всех, кого приручил.
    Детям дано инстинктивное понимание этих истин. Именно поэтому Летчик, чей
    самолет потерпел аварию в пустыне, обреченный на смерть от жажды, если не
    починит свою машину, обретает в Маленьком принце друга, который избавляет
    его от одиночества и становится для него той водой, которая бывает нужна и сердцу.
    У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив,
    верен в любви и предан в чувствах. Поэтому жизнь его наполнена смыслом, которого
    нет в жизни короля, честолюбца, пьяницы, делового человека, фонарщика, географа, -тех, кого герой встретил в своем путешествии. А смысл жизни, призвание человека -
    в бескорыстной любви к тем, кому он нужен.
    И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.
    Конечно, роза жива, ведь мы помним о ней.
    Она напоминает нам о том, что каждый из нас когда-то был ребенком и находил для себя вещи более значимые чем обыденность.
    Они-Малыш, Лис и гордая, капризная Роза научили нас видеть "сердцем".
    У каждого есть свой "волшебный цветок",который он вырастил, взлелеял
    и приручил. Он бесконечно дорог!! !
  4. Маленький принц-ребенок, живущий на астероиде Б-12,символизирующий чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями этих ценностей, как считает писатель, сделались дети. Они живут по велению сердца, а взрослые бездумно подчиняются абсурдным условностям современного общества. Взрослые не умеют любить, дружить, жалеть, радоваться. Из-за этого они не находят того, что ищут.
    А чтобы найти, нужно знать всего два секрета (их открывает герою Лис, который
    научил малыша искусству дружбы) : зорко одно лишь сердце, ты всегда в ответе
    за всех, кого приручил.
    Детям дано инстинктивное понимание этих истин. Именно поэтому Летчик, чей
    самолет потерпел аварию в пустыне, обреченный на смерть от жажды, если не
    починит свою машину, обретает в Маленьком принце друга, который избавляет
    его от одиночества и становится для него той водой, которая бывает нужна и сердцу.
    У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив,
    верен в любви и предан в чувствах. Поэтому жизнь его наполнена смыслом, которого
    нет в жизни короля, честолюбца, пьяницы, делового человека, фонарщика, географа, -тех, кого герой встретил в своем путешествии. А смысл жизни, призвание человека -
    в бескорыстной любви к тем, кому он нужен.
    И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.
    Конечно, роза жива, ведь мы помним о ней.
    Она напоминает нам о том, что каждый из нас когда-то был ребенком и находил для себя вещи более значимые чем обыденность.
    Они-Малыш, Лис и гордая, капризная Роза научили нас видеть "сердцем".
    У каждого есть свой "волшебный цветок",который он вырастил, взлелеял
    и приручил. Он бесконечно дорог!! !
  5. добрый, наивный, не от мира сего
  6. Маленький принц-ребенок, живущий на астероиде Б-12,символизирующий чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями этих ценностей, как считает писатель, сделались дети. Они живут по велению сердца, а взрослые бездумно подчиняются абсурдным условностям современного общества. Взрослые не умеют любить, дружить, жалеть, радоваться. Из-за этого они не находят того, что ищут.
    А чтобы найти, нужно знать всего два секрета (их открывает герою Лис, который
    научил малыша искусству дружбы) : зорко одно лишь сердце, ты всегда в ответе
    за всех, кого приручил.
    Детям дано инстинктивное понимание этих истин. Именно поэтому Летчик, чей
    самолет потерпел аварию в пустыне, обреченный на смерть от жажды, если не
    починит свою машину, обретает в Маленьком принце друга, который избавляет
    его от одиночества и становится для него той водой, которая бывает нужна и сердцу.
    У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив,
    верен в любви и предан в чувствах. Поэтому жизнь его наполнена смыслом, которого
    нет в жизни короля, честолюбца, пьяницы, делового человека, фонарщика, географа, -тех, кого герой встретил в своем путешествии. А смысл жизни, призвание человека -
    в бескорыстной любви к тем, кому он нужен.
    И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.
    Конечно, роза жива, ведь мы помним о ней.
    Она напоминает нам о том, что каждый из нас когда-то был ребенком и находил для себя вещи более значимые чем обыденность.
    Они-Малыш, Лис и гордая, капризная Роза научили нас видеть "сердцем".
    У каждого есть свой "волшебный цветок",который он вырастил, взлелеял
    и приручил. Он бесконечно дорог!! !
  7. Маленький принц-ребенок, живущий на астероиде Б-612,символизирующий чистоту, бескорыстие, естественное видение мира. Носителями этих ценностей, как считает писатель, сделались дети. Они живут по велению сердца, а взрослые бездумно подчиняются абсурдным условностям современного общества. Взрослые не умеют любить, дружить, жалеть, радоваться. Из-за этого они не находят того, что ищут.
    А чтобы найти, нужно знать всего два секрета (их открывает герою Лис, который
    научил малыша искусству дружбы) : зорко одно лишь сердце, ты всегда в ответе
    за всех, кого приручил.
    Детям дано инстинктивное понимание этих истин. Именно поэтому Летчик, чей
    самолет потерпел аварию в пустыне, обреченный на смерть от жажды, если не
    починит свою машину, обретает в Маленьком принце друга, который избавляет
    его от одиночества и становится для него той водой, которая бывает нужна и сердцу.
    У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он трудолюбив,
    верен в любви и предан в чувствах. Поэтому жизнь его наполнена смыслом, которого
    нет в жизни короля, честолюбца, пьяницы, делового человека, фонарщика, географа, -тех, кого герой встретил в своем путешествии. А смысл жизни, призвание человека -
    в бескорыстной любви к тем, кому он нужен.
    И Маленький принц возвращается к себе на астероид, чтобы заботиться о своей единственной Розе, которая без него погибнет.
    Конечно, роза жива, ведь мы помним о ней.
    Она напоминает нам о том, что каждый из нас когда-то был ребенком и находил для себя вещи более значимые чем обыденность.
    Они-Малыш, Лис и гордая, капризная Роза научили нас видеть "сердцем".
    У каждого есть свой "волшебный цветок",который он вырастил, взлелеял
    и приручил. Он бесконечно дорог!! !
  8. та не понятно хто це таикй вапще

План
Введение
Сказка «Маленький принц» - самое известное произведение А. де Сент-Экзюпери.
Основная часть
В основе произведения - традиционный сказочный сюжет.
Характеристика героев:
- Маленький принц;
- Роза;
- Лис.
Заключение
Люди подчинились суетности земной жизни, забыв о радости общения, дружбе, любви, человеческом счастье.
Сказка «Маленький принц» - наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы - одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь й ответственность, дружба и верность. Сент-Экзюпери берет за основу традиционный сказочный сюжет. Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы. Прекрасный принц совсем ребенок, который страдает от капризного и взбалмошного цветка. На долю маленького принца выпадают всевозможные испытания. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и - линия Маленького принца, история его жизни.
Маленький принц - это символ человека - странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни. Душа маленького принца не скована льдом безразличия, омертвелости. Ему открывается истинное видение мира: он узнаёт цену истинной дружбы, любви и красоты. Он покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко - на его родной планете. Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется «астероид Б-612». Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он летчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...». Ребенок ощущает себя частью мира природы. Мальчик деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью...
Образы героев сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» имеют свои прототипы. Образ Маленького принца автобиографичен.
Ещё одним героем сказки является Роза. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. -
Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас...». Рассказывая эту историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Прообразом капризной и трогательной Розы послужила жена французского писателя.
Ещё одним героем сказки «Маленький принц» является Лис. Издавна в сказках Лис является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в произведении своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Люди разучились смотреть ночью на звезды, любоваться красотой закатов, испытывать наслаждение от благоухания розы. Они подчинились суетности земной жизни, забыв о «простых истинах»: о радости общения, дружбы, любви и человеческом счастье: «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионных звезд, - это довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым». И автору очень горько говорить о том, что люди этого не видят и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня
приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...». Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ.
Вот какими мне представляются герои сказки А. Сент- Экзюпери «Маленький принц».

Маленький принц — главный герой сказки, кото­рый прилетел со своей маленькой планеты на Зем­лю. Перед тем он совершил долгое путешествие по самым различным планетам, которые были населе­ны «странными взрослыми». У Маленького принца свой мир, по­этому столкновение с миром взрослых рождает у него массу вопросов и недоумений. Потерпевший аварию летчик занят устранением неполадок в са­молете. На рассвете задремавший пилот слышит то­ненький голос ребенка: «Пожалуйста… нарисуй мне барашка!» Так рассказчик знакомит читателя с Маленьким принцем, столь чудесным образом появившимся среди пес­ков Сахары. Путешествие Маленького принца, которое он пред­принял, поссорившись со своей розой, встречи с ко­ролем, честолюбцем, пьяницей, деловым человеком, географом — единственными обитателями малень­ких планет — позволили автору сделать вывод: «Да, странный народ — эти взрослые! Пустяки кажутся им важными, а главного они не видят. Вместо того, чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, свою планету, они ведут войны, тиранят других лю­дей, и сушат свои мозги дурацкой цифирью, и те­шатся жалкой мишурой, и оскорбляют своей суетой и алчностью красоту закатов и восходов, полей и песков. Нет, не так надо жить!» Маленький принц не встретил на планетах никого, кто бы мог быть его другом. Лишь образ фонарщика выгодно отличается от дру­гих образов тем, что он верен своему долгу. И эта верность хоть и бессмысленная, но надежная. Маленький принц встречается на Земле с Лисом и по его просьбе по­степенно приручает его. Они становятся друзьями, но расстаются. Мудрой заповедью звучат слова Ли­са: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Самыми дорогими в этой жизни для Маленького принца становятся Лис и покинутая им ро­за, потому что они — единственные в мире. Появле­ние Маленького принца в пустыне, его явление летчику, потерпев­шему аварию, — это символическое напоминание взрослому о его «внутренней родине», а его «смерть», исчезновение и горе, вызванное этим, — трагедия взрослого, в душе которого погибает ребенок. Именно ребенок воплощает в себе все самое доброе, чистое, прекрасное. Поэтому писатель с горечью говорит о том, что взрослые, расставаясь с детст­вом, нередко забывают о вечных, нетленных цен­ностях; они озабочены важными, на их взгляд, ве­щами и ведут скучное, унылое существование. А люди должны жить по-другому, им нужна чистая вода глубоких колодцев, нужны бубенцы звезд в ночном небе. И оттого, что Сент-Экзюпери не уверен, удастся ли ему внушить людям свою — их соб­ственную! — правду, сказка так грустна, так пе­чальна.

Если отбросить сухие выкладки, то описание «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери поместиться в одно слово - чудо.

Литературные корни сказки лежат в бродячем сюжете про отвергнутого принца, а эмоциональные - в детском взгляде на мир.

(Иллюстрации акварелью, сделанные Сент-Экзюпери, без которых просто не выпускают книжку, так как они и книжка образуют единую целую сказку )

История создания

Впервые образ задумчивого мальчика появляется в форме рисунка в записках французского военного лётчика в 1940 году. Позднее автор органично вплёл собственные зарисовки в тело произведения, изменив взгляд на иллюстрацию как таковую.

Исходный образ выкристаллизовался в сказку к 1943 году. На то время Антуан де Сент-Экзюпери обитал в Нью-Йорке. Горечь от невозможности разделить судьбу товарищей, воюющих в Африке, и тоска по любимой Франции просочились в текст. Проблем с изданием не было и в том же году американские читатели познакомились с «Маленьким принцем», однако, восприняли его прохладно.

Вместе с английским переводом вышел и оригинал на французском. До французских издателей книга дошла только спустя три года, в 1946, спустя два года после смерти авиатора. Русскоязычный вариант произведения появился в 1958 году. А сейчас «Маленький принц» обладает чуть ли не наибольшим количеством переводов - существуют его издания на 160 языках (включая зулу и арамейский). Общий объём продаж перевалил за 80 миллионов экземпляров.

Описание произведения

Сюжетная линия строится вокруг странствий Маленького Принца с крошечной планеты Б-162. И постепенно его путешествие становится не столько фактическим перемещением от планеты к планете, сколько дорогой к познанию жизни и мира.

Желая узнать нечто новое, Принц покидает свой астероид с тремя вулканами и одной любимой розой. На пути он встречает множество символичных персонажей:

  • Правителя, убеждённого в своей власти над всеми звёздами;
  • Честолюбца, ищущего восхищения своей персоной;
  • Пьяницу, заливающего выпивкой стыд от пагубного пристрастия;
  • Делового человека, постоянно занятого подсчитыванием звёзд;
  • усердного Фонарщика, который каждую минуту зажигает и тушит свой фонарь;
  • Географа, никогда не покидавшего свою планету.

Эти персонажи, вместе с садом роз, стрелочником и другими - это мир современного общества, обременённого условностями и обязанностями.

По совету последнего мальчик отправляется на Землю, где в пустыне знакомится с потерпевшим аварию лётчиком, Лисом, Змеёй и другими персонажами. На этом заканчивается его путешествие по планетам и начинается познание мира.

Главные герои

Главный герой литературной сказки обладает детской непосредственностью и прямотой суждений, подкреплёнными (но не замутнённую) опытом взрослого человека. От этого в его действиях парадоксальным образом совмещаются ответственность (внимательный уход за планетой) и спонтанность (внезапный уход в путешествие). В произведении он - образ правильного, не замусоренного условностями образа жизни, который наполняет её смыслом.

Лётчик

Всё повествование ведётся от его лица. Он имеет схожести и с самим писателем, и с Маленьким Принцем. Лётчик взрослый, но он моментально находит общий язык с маленьким героем. В одинокой пустыне он проявляет принятую нормами человеческую реакцию - злится от проблем с ремонтом двигателя, боится умереть от жажды. Но напоминает ему о детских свойствах личности, которые не следует забывать даже в самых суровых условиях.

Лис

Это образ обладает внушительной смысловой нагрузкой. Утомленный однообразием жизни Лис хочет найти привязанность. Приручаясь, он показывает Принцу суть привязанности. Мальчик понимает и принимает этот урок и, наконец, понимает природу отношений со своей Розой. Лис - это символ понимания природы привязанности и доверия.

Роза

Слабый, но прекрасный и темпераментный цветок, у которого всего-то четыре шипа для защиты от опасностей этого мира. Несомненно прообразом цветка стала вспыльчивая жена писателя - Консуэло. Роза олицетворяет противоречивость и силу любви.

Змея

Второй ключевой для сюжетной линии персонажа. Она, подобно библейскому аспиду, предлагает Принцу способ вернуться к любимой Розе при помощи смертельного укуса. Тоскуя по цветку, принц соглашается. Змея ставит точку на его путешествии. Вот только была ли эта точка действительным возвращением домой или чем-то иным, решать придётся читателю. В сказке Змея символизирует коварство и искушение.

Анализ произведения

Жанровая принадлежность «Маленького Принца» - литературная сказка. Есть все признаки: фантастические персонажи и их чудесные действия, социально-педагогический посыл. Однако присутствует и философский контекст, отсылающий к традициям Вольтера. Вместе с нехарактерным для сказок отношением к проблемам смерти, любви, ответственности это позволяет отнести произведение и к притчам.

События в сказке, подобно большинству притч, обладают некоторой цикличностью. В отправной точке герой представлен как есть, затем развитие событий приводит к кульминации, после которой «всё возвращается на круги своя», но получив философскую, этическую или моральную нагрузку. Так происходит и в «Маленьком Принце», когда главный герой решает вернуться к своей «прирученной» Розе.

С художественной точки зрения текст наполнен простыми и понятными образами. Мистическая образность вместе с простотой изложения позволяют автору естественно переходить от конкретного образа к концепции, идее. Текст щедро пересыпан яркими эпитетами и парадоксальными смысловыми конструкциями.

Нельзя не отметить и особый ностальгический тон сказки. Благодаря художественным приёмам взрослые видят в сказке беседу со старым добрым другом, а дети - получают описанное простым и образным языком представление о том, что за мир их окружает. Во многом именно этим факторам «Маленький принц» обязан своей популярностью.