Экологические кризисы в истории человечества. Информация для размышления. Экологические кризисы наших дней

Современная эпоха и экологический кризис

И.А. Гобозов

В конце XX века человечество столкнулось с проблемами, от решения которых зависит его будущее. Речь идет о глобальных проблемах, к числу которых относятся проблемы войны и мира, экологии, здравоохранения, энергетических ресурсов и т.д. Сущность их состоит в том, что, во-первых, они касаются всех стран независимо от их общественного строя и уровня развития; во-вторых, они могут быть решены усилиями не одной страны, а, по крайней мере, большинства стран; в-третьих, они тесно взаимосвязаны и поэтому решение одной из них так или иначе касается и других.

Еще в недавнем прошлом в глобалистике главной проблемой считали проблему войны и мира. В настоящее время в связи с резким изменением международного политического и экономического климата отпала непосредственная ядерная угроза человеческой цивилизации, хотя пока существует атомное оружие, совершенствуются все виды вооружений, нельзя сказать, что глобальные военные конфликты раз и навсегда исчезли. Теперь на первое место вышли экологические проблемы.

Если ретроспективно проследить историю взаимоотношений общества и природы, то можно заметить, что полной гармонии в этих взаимоотношениях никогда не было. И чем ниже уровень развития производительных сил, тем выше роль природных условий в функционировании общества и тем меньше люди свободны от воздействия стихийных сил природы. В первобытном обществе, где труд носил примитивный характер, где уровень производительных сил чрезвычайно низок, природа, по выражению Маркса и Энгельса, противостояла людям как совершенно чуждая и неприступная сила, к которой люди относились совершенно по-животному. Но вместе с тем они вынуждены были подчиняться власти природы.

Это "животное отношение" проявляется прежде всего в том, что первобытные люди сами еще не отдавали себе отчета о разрушительных последствиях своей деятельности. Они совершенно спокойно уничтожали не только растительный, но и животный мир (во время охоты убивали животных больше, чем нужно было для прокормления рода или племени). "Вымершие к концу XIX века аборигены Тасмании, которых европейцы застали на стадии развития, соответствующей палеолиту, систематически выжигали растительность на огромных пространствах острова с целью создания более благоприятных условий для жизни и охоты" . С одной стороны, это было необходимо для более успешного развития производства, поскольку в результате выжигания растительности обрабатываемая площадь расширялась, что давало возможность получения большего количества продуктов. Но, с другой стороны, такое обращение с природой нередко вынуждало первобытные племена покидать насиженные места и переселяться в другие края, что часто сопровождалось болезнями и смертью.

11 Кабо В. Р. Первобытное общество и природа // Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981. С. 151.

Когда пишут об абсолютной зависимости первобытных людей от природы, то это не следует понимать в буквальном смысле слова. Они от нее зависели в том смысле, что не знали ее законов и потому не могли использовать их в своих интересах. Любое природное явление (засуха, наводнение и т.д.) они представляли как некую внешнюю силу, которую наделяли сверхъестественными атрибутами. Но первобытные люди в принципе удовлетворяли свои потребности. Только при этом следует учесть одно очень важное обстоятельство: их потребности соответствовали уровню развития их производительных сил. Потребности порождаются производством, а последнее имело очень ограниченный характер, поэтому и потребности были очень ограниченны. Люди широко пользовались готовыми продуктами природы, которых было вполне достаточно для того, чтобы в течение небольшого отрезка времени (несколько часов в день) собрать необходимое их количество для племени.

Хотя человек первобытной эпохи и не имел никакого представления о законах природы, тем не менее в своей практической деятельности он стремился к изменению природных условий в свою пользу. Он менял растительный мир обрабатываемой площади, создавал новые сорта растений, одомашнивал некоторые виды животных. В этой области, можно сказать, он совершил революцию: поставил себе на службу животных, многие из которых представляли угрозу для его жизни. Практическая деятельность человека учила его действовать в лучшем для производства материальных благ направлении, что в конечном счете приводило к росту производительности труда, к увеличению количества продуктов.

В условиях рабовладельческого общества человек от природы получает больше, чем в эпоху родового строя, ибо он больше производит, так как изменились производительные силы.

Еще больше эксплуатируется природа в эпоху феодализма. Никто не был заинтересован в том, чтобы бережно относиться к природным богатствам, к животному и растительному миру. Постоянная охота на животных сокращала их численность. Не способствовали улучшению окружающей природной среды междоусобные и межгосударственные войны. Сама культивация земли тоже подвергалась значительным изменениям, поскольку появились более совершенные орудия производства. "Во второй половине VII века после рождества Христова северные крестьяне (речь идет о Европе. - Авт.) вслед за неведомым инициатором все чаще стали использовать совершенно новый вид плуга, оснащенного вертикальным лезвием для прорезания линии борозды, горизонтальным лемехом для отрезания почвы на ее глубине и отвалом, чтобы ее переворачивать.

Трение такого плуга о почву было столь велико, что для нормальной работы нужны были уже не два, а восемь волов. Поперечная вспашка уже была не нужна, и поля покрылись длинными бороздами.

Используя прежний плуг, крестьяне распределили землю между собой так, чтобы каждая семья получила поле, достаточное для ее обеспечения. Это и было предпосылкой производства. Но никто из крестьян не располагал восемью волами, и крестьяне стали объединять своих волов в большие упряжки, получая на долю каждого такое число вспаханных полос, которое соответствовало его вкладу. В итоге распределение земли основывалось уже не на нуждах каждой семьи, а скорее на силовых возможностях техники обработки земли. Отношение человека к почве основательно изменилось. Прежде он был частью природы, а теперь он стал ее эксплуататором" .

12 Линн Уайт-мл. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990, С. 194-195.

С наступлением капиталистического способа производства, повлекшего за собой индустриализацию общества, происходит резкое изменение отношения человека к природе. Миллионы гектаров земли используются для строительства заводов и фабрик, огромных городов. Интенсивно разрабатываются, добываются и используются полезные ископаемые: нефть, газ, каменный уголь, медь и т.д. Французский ученый Ф. Сен-Марк пишет, что французское общество с точки зрения материального благополучия "высоко ценит природное пространство, производящее материальные богатства, которые в свою очередь ухудшают и разрушают его. Но оно мало ценит его, а часто и вовсе не ценит в качестве источника нематериальных благ, сохраняющих целостность пространства. Охранять природу почти невыгодно для ее владельца; разрушая ее, он получает огромную прибыль" .

13 Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С. 35.

Современное общество переживает глубокий экологический кризис.

В связи с ростом эксплуатации природных ресурсов и дальнейшим загрязнением окружающей среды ресурсов возникла угроза гибели земной цивилизации. Тот же Ф. Сен-Марк пишет, что "четырехмоторный реактивный "Боинг", летающий по маршруту Париж - Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой "Конкорд" использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли" .

Человек неразумно вмешивается во все сферы природы, что приводит к резкому ухудшению ландшафта земли, многие животные либо совсем исчезли, либо находятся на грани исчезновения. Появление озоновых дыр свидетельствует о том, что может измениться не только биосфера, но и атмосфера Земли.

Большой ущерб природной среде наносится производством испытанием новых видов вооружений, прежде ядерного оружия. На само производство уходят десятки тысяч ценнейших полезных ископаемых, мирное использование которых дало бы огромную выгоду всем народам и государствам. А испытание ядерного оружия губительно сказывается на животном и растительном мире. "При взрыве ядерных боезарядов образуются вещества, обладающие высокой радиоактивностью. Сразу же после взрыва радиоактивные продукты устремляются вверх в виде раскаленных газов. По мере подъема они остывают и конденсируются. Их частицы оседают на капли влаги или пыль. Затем начинается процесс постепенного выпадения радиоактивных осадков на поверхность земли в виде дождя или снега... Через несколько недель или даже лет радиоактивные вещества, разносимые воздушными течениями, окажутся на тысячи километров от места их образования" . Словом, жизнь полностью погибает там, где испытывается ядерное оружие, и оказывается под угрозой в других точках земного шара. Не только ядерное, но и неядерное оружие наносит огромный ущерб природной среде.

14 Сен-Марк Ф. Социализация природы. С. 63.

15 Вавилов A.M. Экологические последствия гонки вооружений. М., 1984. С. 58.

Чернобыльская авария 1986 года свидетельствует о том, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиоактивных веществ. Они отравляют атмосферу, растения, животных, человека. Словом, жизнь полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы.

Мы живем в эпоху глобализации, охватившей все стороны общественной жизни - экономическую, социальную, политическую, духовную и т.д. Глобализация еще больше обостряет экологический кризис, поскольку она не признает политических границ. Транснациональные корпорации, например, работают везде, где есть возможность получать огромную прибыль. При этом они мало заботятся о сохранении окружающей природной среды.

Поскольку природа выступает как единое целое, нанесение ущерба ей в том или ином регионе земного шара сказывается на всей планете. Скажем, нарушение экологического равновесия в Африке очень губительно не только для Черного континента, но и для других континентов. Чернобыльская авария произошла на территории Украины, но ее последствия сказались в тех регионах, которые отдалены от Чернобыля тысячами километров.

Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы не задумываясь вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями.

Таким образом, современная эпоха переживает глубокий экологический кризис. Общество вошло в антагонистическое противоречие с природной средой. Есть ли выход из этого тупика? Одни, будучи пессимистами, на этот вопрос отвечают отрицательно. Другие же, придерживаясь оптимистических позиций, отвечают утвердительно.

По мнению первых, длительная эволюция природы привела к возникновению разумной жизни на Земле, а теперь homo sapiens уничтожает своего родителя, но вместе с ним обрекает на погибель и себя. Вот что пишут Донелла Мидоуз, Деннис Мидоуз и Йорге,н Рандерс: "Если процессы демографического роста, индустриализации, загрязнения окружающей среды, производства продуктов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапному неконтролируемому сокращению населения и снижению производственных мощностей" . Вторые же считают, что современная ситуация особых тревог не вызывает, что люди рано или поздно найдут выход из трудного положения, создадут новые виды энергии, искусственную природу и тем самым смогут продолжать производить материальные и духовные ценности, приумножать богатства цивилизации.

16 Донелла Мидоуз, Деннис Мидоуз, Йорген Рандерс. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее? // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. Под редакцией В.Л. Иноземцева, 1999. С. 576.

На мой взгляд, нельзя быть абсолютным пессимистом, ибо пессимизм приводит к бездействию и в конечном итоге к фатализму. Но нельзя быть и безудержным оптимистом, так как такой оптимизм может успокоить людей и тем самым помешать им принимать какие-то оптимальные решения. Прежде всего, надо быть реалистом, объективно оценивать сложившуюся ситуацию и в соответствии с ней действовать. При этом нужно исходить из того, что без постоянного и непрерывного контакта с природой, без взаимодействия с ней общество просто-напросто погибнет. Поэтому речь должна идти не о том, чтобы перестать пользоваться природными ресурсами, чтобы полностью разорвать отношения "общество - природа", а о том, чтобы установить такие отношения, которые не наносили бы вреда ни природе, ни обществу. Нужно отныне руководствоваться формулой: "природа - общество - природа". Это значит, что общество взаимодействует с природой и одновременно восстанавливает ее. Современная цивилизация в состоянии это делать. Каждый человек должен осознать и понять, что его жизнь и благополучие полностью зависят от витальности природной среды. В конце концов он должен чувствовать, как выразился Хиггинс, рациональный страх, то есть страх, связанный с пониманием надвигающейся опасности. Такой страх есть источник подлинной смелости и ничего общего не имеет с патологическим и истерическим страхом, обрекающим людей на бездействие.

Мировое сообщество, и в первую очередь политики развитых стран, наносящих наибольший ущерб природной среде, должно заботиться о том, чтобы каждый человек, каждое государство учитывали не только личные, но и международные интересы. Я не думаю, как это иногда предлагается, что можно было бы сформировать какое-то мировое правительство, которому могли бы подчиняться все национальные государства и которое решало бы все глобальные проблемы, включая экологические. Слишком велика сила эгоизма, отрицающая общие интересы и абсолютизирующая частные. Но под эгидой ООН многого можно добиться.

В формировании экологического сознания особая роль принадлежит средствам массовой информации. Они должны меньше заниматься политиканством и больше бить тревогу, постоянно напоминать людям об угрожающей их жизни экологической опасности. У человека должно быть сформулировано такое экологическое сознание, которое автоматически будет реагировать на любые нарушения экологического равновесия. Человек постоянно будет учитывать необходимость защиты окружающей природной среды.

Ученые всего мира могут и обязаны создавать экологически чистую технологию для производства материальных благ, для выпуска высококачественных и экономичных машин. А государства прежде всего должны ориентироваться не на высокую прибыль, а на такую прибыль, которая не губит природу, а способствует ее восстановлению. В свою очередь, мировому сообществу необходимо принимать строгие санкции против тех государств, которые наносят невосполнимый ущерб природе.

Можно возразить и сказать, что между должным и сущим огромная дистанция и что долженствование может остаться благим пожеланием. Это действительно так. Но важно показать, что возможно преодолеть экологический кризис. Если же мировая цивилизация проигнорирует эту возможность, то она погибнет и тем самым продемонстрирует свою неспособность к самосохранению и саморазвитию.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://filosof.historic.ru/

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Цель работы – понять сущность экологического сознания отдельного человека и общества, выявить его типы и стадии развития.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

И. А. Ильиных

Экологическое сознание – сформированная в виде понятийного аппарата система отношений человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления природы и их взаимные связи с человеком (Медведев, Алдашева, 2001). Это определение было бы полным если бы мы добавили в него создающую и отражающую функцию сознания. Сознание в целом имеет двоякую функцию: создания окружающего мира, т.е. формирования его из нематериальных субстанций в материальные вещи, можно назвать такую функцию сознания творящей , и отражающую, т.е. обрабатывающую информацию исходящую от уже существующих материальных и ментальных объектов, создавая таким образом картину мира видимого и пред(пост)видимого мира. Создавая, а потом, осознавая занаво это созданное, к тому же еще и управлять двумя этими процессами в прямом и обратном направлении – в этом и состоит фундаментальная роль сознания вообще и экологического, в частности.

Теперь стоит внести ясность в различение понятий «сознание» и «экологическое сознание». Какие особые качества имеет экологическое сознание? Если вспомнить определение понятия «экология», то станет ясно, что для нее основным предметом внимания является сфера взаимодействия «живых» существ друг с другом и средой «живой» и «неживой». Где провести границу в понятиях «живой» и «неживой» это сфера отдельного размышления. И если вспомнить, что само слово «экология», составлено из двух греческих слов, одно из которых означает «дом, обитель, родина и др.», то и здесь трудно провести границу, чтобы определить объект внимательного рассмотрения данной науки. Поэтому на каком-то уровне экология может включать в себя практически все науки, которые как-то помогают раскрыть внутреннюю или внешнюю суть взаимодействия . Тогда понятие «экологическое сознание» может слиться с понятием «сознание», в той части, где есть взаимодействие сознания с миром или взаимодействие частей сознания между собой. Среди многочисленных видов и форм взаимодействия со средой выделяются два аспекта: влияние среды на человека и влияние человека на среду и отражение этого влияния в сознании. Одни влияния проходя мимо сознания оказывают воздействие на физиологические процессы организма, другие отражаются в сознании и, преобразуясь в новую ментальную форму, воздействуют на тело самого человека и окружающую его среду. Некоторые современные ученые начинают открывать заново роль сознания в процессах взаимодействия человека с окружающим миром и природой в том числе.

Для понимания «экологического сознания» необходимо выделить уровни его проявления. Науке сегодняшнего дня известны два уровня сознания: общественный и индивидуальный (или отдельного человека или отдельной личности). Уровень общественного сознания может очень сильно отличаться от индивидуального сознания человека, т.к. он не является простой суммой индивидуальных сознаний. За общественное сознание принимается оформленные в виде слов мнения, утверждения, словесная оценка или описание взглядов и т.д. Все это запечатлевается в средствах массовой информации, научных изданиях и др. формах материальных носителей информации, сохраняется и предается устно от человек к человеку. Вся эта информация существует обособленно, независимо от того, кто ее создал. В целом общественное сознание это очень консервативная и трудно меняющаяся структура. Потому, что она имеет большие размеры и более структурирована. Она тоже способна вступать во взаимодействие с индивидуальным сознанием и оказывать влияние на него и отдельное сознание также способно видоизменять общественное сознание как в форме высказанных вслух мыслей, так и мыслей не высказанных и даже не оформленных, нечетких, но имеющих определенную смысловую и эмоциональную нагрузку. Структуру сознания определяют в основном с помощью опроса граждан. Взаимоотношения с природой занимают особое очень важное место в структуре сознания современного человека. Основываясь на определении ценности природы выделяют три основных типа современного общественного сознания жителей России: техноцентрический, экоцентрический и натуроцентрический и два второстепенных: традиционалистский и неприсоединившиеся. Техноцентрический тип является господствующим (до 40% населения) и характеризуется познавательно-потребительским отношением к природе, безразличным отношением к состоянию окружающей среды, восприятием ее как «пользы» и «сырья» для человеческой деятельности.

Установка на эксплуатацию окружающей среды сочетается с игнорированием перспективы выживания природы, а значит, и человечества. Для экоцентрического типа (до 10%) характерно познавательно-ценностное восприятие природы, стремление строить взаимоотношения с окружающим миром на взаимовыгодной основе, рассматривая природу как самую большую ценность, предоставляющую возможность жизни. Выход из экологического кризиса его сторонники видят через осознание нравственного долга перед природой и гармоничное с ней развитие. Натуралистический тип (11%) характеризуется эмоциональным восприятием самостоятельной ценности окружающего мира, отношением к человеку, как к одной из органических элементов природы. В основе взаимосвязи с окружающим миром лежит патриархальное отношение к природе как матери всего живого. Для решения экологических проблем приверженцы предлагают вернуться «назад к природе». В обстановке повышения риска возникновения чрезвычайных ситуаций выделен «традиционный» тип современного экологического сознания (до 10%), который проявляется в ходе протестных выступлений населения при каком-либо локальном конфликте. Характеризуется ориентацией на запретительство, неверием в возможность применения экологически чистых технологий, повышенной требовательностью к властям. Оставшиеся 29% опрошенных относятся к «неприсоединившимся», которых отличает экологическая пассивность. Мнение именно этой экологически пассивной и многочисленной части населения, к сожалению, имеет право решающего голоса при принятии общественно значимых решений, поэтому необходимо стремиться воздействовать на нее с целью привлечения на сторону принятия экосообразных решений (www.ecoinform.ru).

Таким образом, доминирующим сознанием сегодняшнего дня пока является сознание, рассматривающее не только природу (отношение к природе частный случай отношения к миру), но мир вообще как ресурс для человека, как источник удовлетворения потребностей, как совокупность объектов, которые нужно приобрести, захватить, заиметь. Деятельность человека отражает уровень его сознания. Но, чтобы не останавливаться на пессимистической ноте, хочется подчеркнуть мысль о взаимодействии всего и вся в этом мире. Всё взаимодействует со всем и всё оказывает влияние на всё.

Отдельное индивидуальное сознание наполненное любовью к миру, в целом, и к природе, в частности, воздействует на другое сознание и напитывает его соответствующей информацией о любви, единстве, целостности, об истинных ценностях мира и рано или поздно потребительское, технократическое сознание и мышление преобразуются в новое натуроцентрическое или экоцентрическое, потому что эти типы отношений с миром более прогрессивные с точки зрения духовно-нравственного компонента и стоят на боле высокой ступени эволюционного развития человека, общества и природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

С. Д. Дерябо

Экологическое сознание в эпоху античности

Античная культура, сформировавшаяся в Х–ХI вв. до н. э. и завершившая свое существование в IV–V вв. н. э., явилась первым этапом в формировании современного типа общественного экологического сознания.

Античность представляет собой завершающий этап в развитии мифологии, бывшей ведущим типом сознания практически до V в. до н. э., когда стало складываться присущее современному человеку научно-логическое мышление. В эпоху античности окончательно закрепилась подготовленная всем ходом развития общественного экологического сознания возникшая на последних этапах архаики психологическая противопоставленность, явившаяся, как уже говорилось, результатом возникновения представлений о богах как творцах природы и, соответственно, “равенства в отчужденности” между людьми и природой. Особенно показательно появление в греческой мифологии таких богов как Прометей, Гефест, которые создают для людей различные предметы культуры, добывают огонь, вводят металлы и т.д.: в них нашло свое осмысление подчинение людьми природы, ее освоение и “укрощение”.

По сравнению с архаической эпохой в экологическом сознании произошло первое в процессе его эволюции фундаментальное не количественное, а именно качественное изменение: психологическая включенность человека в мир природы сменилась психологической противопоставленностью.

Таким образом, первая характерная черта античного экологического сознания – психологическая противопоставленность человека и природы.

Дополнительным фактором, увеличивающим противопоставленность человека и мира природы, стало то, что в эпоху античности началось научное осмысление природы, причем не только для конкретных нужд практики, как это было, в основном, до этого.

Природа стала объектом изучения, а гносеологическая парадигма “подпитывает” объектность восприятия. И хотя она при этом не лишалась “души” (например, Аристотель даже звезды считал одушевленными), но душа у нее менее “качественная”, чем человеческая. Разделение Платоном “разумной” (человеческой) души и “чувственной” (животной) ярко демонстрирует противопоставленность человека и природы, его принципиальное превосходство над ней с точки зрения античного сознания. Характерно в этом плане высказывание римского историка Саллюстия: “Всем людям, стремящимся отличаться от остальных, следует всячески стараться не прожить жизнь безвестно, подобно скотине, которую природа создала склоненной к земле и покорной чреву. Вся наша сила ведь – в духе и теле; дух большей частью повелитель, тело – раб; первый у нас – общий с богами, второе – с животными”.

В эпоху античности произошло разделение того, что имеет “душу”, и того, что является субъектом. Поэтому наличие у природных объектов “души” вовсе не означало для античного человека, что они являются субъектами, относятся к сфере “человеческого”, равны в своей самоценности человеку и уж тем более не означало, что они способны осуществлять специфически субъектные функции. Как считал Аристотель: “Ни дружбы, ни права не может быть по отношению к неодушевленным предметам. Невозможна дружба и с конем или быком или рабом в качестве раба... потому что раб – одушевленное орудие, а орудие – неодушевленный раб”.

И тем не менее, вторая характерная черта античного экологическогосознания заключается в том, что оно ближе к субъектному, чем к объектному восприятию природы. Это противоречие связано с противоречивостью, двойственностью самого античного сознания: с одной стороны, для античности свойственно уже научно-логическое мышление, приводящее к объектному восприятию природы, но с другой – миф, мифологическое мышление не исчезают полностью, а становятся как бы “подтекстом” научно-логического, особенно в период заката античности, обеспечивая действие механизмов атрибуции субъектности, присущих архаической эпохе.

Начиная с эпохи верхнего палеолита, хозяйственная деятельность человека неоднократно приводила к ухудшениям природных условий, что создавало большие или меньшие трудности для дальнейшего осуществления человеческого общества.

Таким путем возникало много экологических кризисов, распространявшихся на различные по размеру территории.

С древнейших времен важным фактором воздействия человека на окружающую природу был огонь, применение которого позволяло уничтожать растительность на больших пространствах. Лесные и степные пожары издавна широко применялись как средство охоты на крупных животных. Еще недавно такой метод использовался австралийскими аборигенами, которые для этой цели уничтожали растительность на территориях в десятки квадратных километров. Аналогичные приемы охоты, вероятно, использовались охотниками верхнего палеолита.

Очевидно, что пожары на больших территориях приводили к хищническому уничтожению диких животных и разрушению природных экологических систем.

Наряду с этим уничтожением лесов облегчало дальнейшую охоту на крупных животных, что, возможно, объясняет быстрое исчезновение лесной растительности во многих областях после появления в них современного человека.

В эпоху неолита, когда основой хозяйственной деятельности стали скотоводство и земледелие, выжигание растительного покрова приобрело громадные масштабы.

Оно применялось для расширения пастбищ за счет лесных участков и в особенности для подсечно-огневого земледелия, основанного на вырубке участков леса и сжигании срубленных деревьев, после чего удобренная золой почва давала обильные урожаи даже при очень неглубокой ее обработки.

Плодородие почвы при этой системе земледелия быстро убывает, в связи, с чем через несколько лет (иногда всего через один - два года) приходится вырубать новые участки леса и переносить туда возделываемые поля. Такой метод может применяться при наличии обширных малонаселенных лесных территорий. В недалеком прошлом он был распространен во многих странах средних широт и используется даже сейчас в некоторых развивающихся государствах тропиков.

Широкое применение выжигания растительности на значительной части территории суши привело к заметным изменениям природных условий, включая флору, фауну, почвы и, в меньшей степени, также климат и гидрологический режим. Так как систематическое выжигание растительности, как в средних широтах, так и в тропиках было начато давно, трудно оценить весь объем вызванных таким путем изменений среды, окружающей человека. Заслуживает внимание, что, как показывают данные наблюдений, во многих случаях уничтоженный человеком растительный покров не восстанавливается и после прекращения его систематического выжигания.

Наряду с подсечным земледелием в ряде областей леса были уничтожены для использования древесины. Большое влияние на естественный растительный покров многих областей оказывал выпас сельскохозяйственных животных, который часто проводился без учета возможностей восстановления растительного покрова. В лесных районах с сухим климатом поедание козами и другими животными листвы молодых деревьев, в конечном счете, приводило к уничтожению лесов. Чрезмерный выпас скота уничтожал растительность сухих степей и саванн, которые затем часто приобретали черты полупустынь и пустынь.

Воздействие хозяйственной деятельности на растительный покров, по-видимому, неоднократно наносило тяжелый ущерб человеческому обществу.

Одна из первых цивилизаций в истории человечества возникла в северо-западной Индии (третье-второе тысячелетие до нашей эры). Центры этой цивилизации (Хараппа, Мохенджо-Даро и др.) находились в районах, занятых сейчас пустыней.

Высказывалось предположение, что в прошлом эти области представляли собой сухие степи, где существовали благоприятные условия для развития животноводства и некоторых видов земледелия.

Неумеренный выпас скота в эпоху древней цивилизации мог привести к разрушению растительного покрова, что обусловило повышение температуры и понижение относительной влажности нижнего слоя воздуха. В результате уменьшилось количество осадков, что сделало невозможным возобновление растительного покрова. В связи с этим не исключено, что антропогенные изменение климата были одной из причин исчезновения древней цивилизации Индии.

Другой пример относится к изменениям природных условий в бассейне Средиземного моря в античную эпоху, в начале которой на территории Греции и ряда других средиземноморских стран существовали обширные леса, которые затем были частично вырублены и частично уничтожены в результате неумеренного выпаса скота. Это способствовало сильной эрозии почвы и привело к полному уничтожению почвенного покрова на многих горных склонах, что усилило засушливость климата и значительно ухудшило условия сельскохозяйственного производства. Хотя в данном случае изменение природных условий не привело к разрушению античных цивилизаций, оно оказало глубокое влияние на многие стороны жизни человека в античное время.

Имеется предположение, что истощения почв на территории Центральноамериканского государства майя в результате подсечно-огневого земледелия явилось одной из причин гибели этой высокоразвитой цивилизации.

Заселившие Центральную Америку европейцы нашли в тропических джунглях многочисленные города, уже давно покинули их жителями.

Приведенные здесь примеры, число которых можно легко умножить, относятся созданных человеком значительных ухудшений условий окружающей среды, которые на уровне технических возможностей того времени оказались необратимыми. Такие случаи могут быть названы антропогенными экологическими кризисами.

Изучая антропогенные экологические кризисы прошлого, можно высказать предложение, что особенно тяжелые последствия имели кризисы, возникающие на ранних стадиях развития человеческого общества, в особенности рассмотренный выше кризис эпохи верхнего палеолита. Более поздние экологические кризисы охватили меньшие территории и, по-видимому, имели менее длительные последствия.

История влияния человека на биосферу показывает, что технический процесс постоянно увеличивает возможности воздействия на окружающую среду, создавая предпосылки для возникновения крупных экологических кризисов. С другой стороны, этот процесс расширяет возможности устранения создаваемых человеком ухудшений природной среды. Наиболее отчетливо эти две противоположные тенденции проявились во второй половине XX в.

Определенные противоречия во взаимодействии общества с природной средой неизбежны. В процессе обмена между обществом и природой материя никуда не исчезает, а переходит из одной формы и состояния в другую. При этом прогресс общества неизбежно идет «за счет» природы, ибо, удовлетворяя свои потребности, люди в процессе производства заимствуют у природной среды материальные блага, отчуждая их у нее. Однако если общество существует за счет природы, его прогрессивное развитие может быть бесконечным только при условии бесконечности и природной среды. Но реальное общество всегда развивается на ограниченном по объему пространстве, каким и является наша планета. Поэтому оно неизбежно на определенном этапе должно столкнуться с экологической проблемой. Следовательно, указанная проблема обусловлена возрастанием противоречий в вещественных, энергетических и информационных связях общества с природной средой.

За истекшее столетие в человеческом обществе произошли два важнейших сдвига. Во-первых, резко увеличилась численность на-селения Земли (до6.0 млрд человек в 2000 г.) и имеется тенденция дальнейшего ее возрастания. Во-вторых, значительно выросло производство.

Человечество заявило о себе как сила, по мощности воздействия на поверхностные оболочки планеты почти не уступающая суммарному воздействию всех живых организмов. Обладая способностью влиять на вековой ход биосферных процессов, человечество создало техносферу. Техносфера часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия ее своим социально-экономическим потребностями.

Современное человечество использует не только огромные энергетические ресурсы биосферы, но и небиосферные источники энергии (например, атомной), ускоряя при этом геохимические преобразования природы. Некоторые антропогенные процессы при этом направлены противоположно по отношению к естественному ходу их в биосфере. Это рассеивание металлов руд, углерода и других биогенных элементов, торможение минерализации и гумификации, освобождение законсервированного углерода (уголь, нефть, газ) и его окисление, нарушение крупномасштабных процессов в атмосфере, влияющих на климат, и т. п. В конечном итоге все это приводит к экологическим кризисам в биосфере.

Экологический кризис (по И. И. Дедю) – ситуация, которая возникает в экологических системах (биогеоценозах) в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных природных явлений или в результате воздействия антропогенных факторов. В более широком смысле экологический кризис – критическая фаза в развитии биосферы, при которой происходит качественное обновление живого вещества (вымирание одних видов и возникновение других).

В предыстории и истории человечества выделяют ряд экологических кризисов (табл. 3) .

Современный кризис часто называют «кризисом редуцентов», поскольку редуценты уже не успевают очищать биосферу от антропогенных отходов или потенциально не способны это делать в силу чуждого природе характера выбрасываемых синтетических веществ – ксенобиотиков. Иначе говоря, биосфера потеряла способность к самовосстановлению.

Таблица 3

Экологические кризисы в развитии биосферы и цивилизаций

(Н. Ф. Реймерс, 1992 – с изменениями)

Наименование кризиса

Время

Причины кризиса

Пути выхода

из кризиса

Предантпропогенный

(аридизации)

Наступление засушливого периода (аридизация климата)

Возникновение

прямоходящих

антропоидов

Обеднения ресурсов собирательства и промысла для человека

Недостаток доступных первобытному человеку ресурсов

Простейшие мероприятия типа выжигания растительности для обновленных

экостистем

Перепромысла крупных животных (кризис консументов)

Уничтожение доступных крупных животных человеком-охотником

Переход к примитивному земледелию, скотоводству (неолитическая революция)

Примитивного поливного земледелия

1,5–2 тыс. лет назад

Примитивный полив, сопутствующие ему истощение и засоление почв

Переход к неполивному (богарному земледелию)

Недостатка растительных ресурсов и продовольствия (кризис продуцентов)

150–250 лет

Истощительное землепользование, отсталые технологии

Промышленная революция, новые технологии в сельском хозяйстве

Глобального загрязнения среды и угрозы истощения ресурсов (кризис редуцентов)

по настоящее время

Истощительное

природопользование, многоотходные

технологии

Энергосберегающие технологии, безотходное производство, поиск экологически приемлемых решений

Глобальный термодинамический (теплового загрязнения)

Начался и прог-нозируется

Выделение в среду большого количества тепла, особенно из внутренних источников, парниковый эффект

Ограничение использования энергии, предотвращение парникового эффекта, поиск решений

Глобального исчерпания надежности экологических систем

Первые признаки и прогноз

Нарушение экологического равновесия в масштабах планеты

Приоритет экологических ценностей перед всеми другими, поиск решений

П
очти одновременно с «кризисом редуцентов» активно проявляются два других экологических напряжения: термодинамическое (тепловое) и обусловленное снижением надежности экосистем. Связаны они с экологическими последствиями перепроизводства энергии в тропосфере (парниковый эффект, строительство тепловых и атомных электростанций и т. д.), а также с нарушением природного экологического равновесия. Указанные экологические кризисы, возможно, будут разрешены на основе энергетической и планируемой экологической революции(рис. 6).

Рис. 6. Экологические кризисы в революции (по Н. Ф. Реймерсу, 1990 г.)

Первая, как считают ученые, будет заключаться в максимальной экономии энергии и переходе к ее источникам, почти не добавляющим тепло в приземный слой тропосферы, вторая – в регулируемой коэволюции (т. е. параллельной, совместной, взаимосвязанной эволюции всех живых существ биосферы) в системе «общества – природа», строительстве ноосферы.

Имеется важное наблюдение: общим для всех антропогенных кризисов является то, что выход из них сопровождался, как правило, уменьшением численности народонаселения, его миграцией и

социальными потрясениями, в некоторых случаях кризисы завершались сменой общественного строя. Так, первый антропогенный кризис вызвал расселение охотников, или «великое переселение народов». Переход к земледелию и скотоводству сопровождался разложением первобытно-общинного строя и возникновением рабовладельческого, которому сопутствовали опустынивание и истощение земельных ресурсов и переход к феодальному строю.

Введение 3

§ 1. Сущность экологических проблем в Древнем мире 6

§ 2. Экологические проблемы в Древнем Египте 14

§ 3. Взаимоотношение человека и природы в Древнем Риме. Важнейшие экологические проблемы 21

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Введение

Проблема отношения между человеком и природой на протяжении веков вызывала столкновения противоположных точек зрения, одна из которых связана с представлением о господстве естественной среды над человеком, другая же - с идеей превосходства человека над природой. Для нас здесь представляет интерес выяснить, задумывались ли уже древние о своем отношении к природе и переживали ли они его конфликтным образом (и до какой степени). С древности к проблеме отношения между человеком и природной средой подходили совершенно иначе по сравнению с принципиальной нашей сегодняшней постановкой вопроса: внимание уделялось только воздействию природных условий на человека, а также устанавливалась прямая зависимость между природной средой, климатом, ресурсами - с одной стороны, и особенностями внешнего облика и поведения у разных народов - с другой. Напротив, совсем не обращали внимания на неизбежное взаимодействие и взаимообусловленность населения и его собственной экосистемы, не являлось предметом исследований и прямое антропогенное воздействие человека древнего мира на природу.

В соответствии с вышесказанным проблема взаимоотношений человека и природы в древнем мире представляется нам в достаточной степени интересной. Интерес к проблеме исследования во многом объясняется еще и тем, что в современной отечественной исторической науке экологическим проблемам, возникавшим в древнем мире, посвящено незначительное количество исследований.

Так, в последнее время данную проблематику активно разрабатывают такие отечественные исследователи как Д.Б.Прусаков, Ю.Я.Перепелкин, В.В.Клименко, Е.Н.Черных и некоторые другие. В работах указанных историков исследуются некоторые аспекты интересующей нас проблемы. В работах Е.Н. Черных ставится проблема связи антропогенных экологических катастроф и древнего горнометаллургического производства. Исследователь указывает на несомненную общемировую значимость подобных катастроф, раскрывает динамику и степень влияния человека на природу древнего мира. В работах В.В.Клименко и Д.Б. Прусакова исследуется динамика климатических условий в Древне Египте, раскрывается взаимосвязь социальных и климатических потрясений.

Намного большее развитие получила интересующая нас проблема в зарубежной исторической науке. За рубежом экологические проблемы в древнем мире получили освещение в трудах Б.Белл, Р.Салларес, П.Фидели, А.Гардинера, В.Зейта, Д.О’Коннора, К.Батзера, Р.Фэйбриджа, С.Николсона, Дж.Уайта, Дж.Фленли и многих других.

Источники по проблеме исследования многочисленны и разнообразны. Среди их числа следует отметить литературные памятники того времени. Однако здесь мы ограничены невосполнимыми потерями многих древних текстов. Тем не менее, значительная часть дошедших до нас письменных источников представляет интерес для исследования такой перспективной проблемы, как представления древнего человека о природе и его отношение к ней.

Огромное количество археологических находок являет собой бесценный материал для исторического анализа.

В связи с вышесказанным, насущной задачей историков является объединение всех типов исторических источников (литературных, документальных, археологических, естественнонаучных) для написания исчерпывающей истории экологии древнего мира.

Таким образом, тему нашего исследования мы определили следующим образом: «Экологические проблемы в Древнем мире».

Целью данной работы является характеристика сущности взаимоотношений человека и природы в Древнем Мире и экологических проблем возникающих в результате взаимодействия человека и природы.

Объектом нашего исследования являются природно-климатические условия Древнего Мира.

Предмет исследования – экологические проблемы данного периода.

Для достижения поставленной цели мы ставили и решали следующие задачи:

Охарактеризовать сущность экологических проблем возникавших в Древнем Мире;

Охарактеризовать основные экологические проблемы возникавшие в Древнем Египте;

Выявить характер взаимоотношений человека и природы в Древнем Риме.

Охарактеризовать важнейшие экологические проблемы Древнего Рима.

Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами исторического исследования: изучение и анализ всей доступной исторической литературы, посвященной данной проблеме, анализ археологических данных, изучение исторических источников и др.

Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

§ 1. Сущность экологических проблем в Древнем мире.

Понятие «экология» - сравнительно недавнее. Оно было введено в оборот Э. Геккелем, учеником Ч. Дарвина, в 1866 г. Однако, если принять к сведению греческую этимологию термина, происходящего от oikos - "домохозяйство", то можно прийти к заключению о существовании в античную эпоху родственных этому термину понятий. Многие сюжеты, попадающие в поле зрения современной экологии, служили предметом рефлексии и для античного человека. Древние люди, как и мы, чутко реагировали на сложность и многообразие природных явлений (20, с. 19).

Изменения климата - одна из глобальных проблем современной экологии. В системе античных воззрений на природу климату отводилась не меньшая роль, часто он мыслился доминантой образа жизни целых народов и причиной различий этнического поведения. Эмпедокл сформулировал теорию четырех первоэлементов. Она легла в основу учения Анаксагора и Алкмеона о противоположностях, в свою очередь повлиявшего на возникновение представлений о четырех первичных жидкостях (кровь, флегма, желтая и черная желчь). Зачатки этих представлений мы найдем у Гиппократа. Свое законченное выражение они получили в сочинениях Галена (20, с. 39).

Углубление наших знаний о климате прошлого рано или поздно позволит решить некоторые спорные вопросы древней истории. В связи с этим, необходимо сказать несколько слов о гипотезе "трех катастрофических засух". Существует мнение, что около 1200г. до н.э. на Восточное Средиземноморье обрушилась сильнейшая засуха, которая продолжалась несколько лет. Данное предположение служит аргументом, с помощью которого пытаются объяснить причины почти синхронного упадка и исчезновения в конце эпохи поздней бронзы старых политических центров Восточного Средиземноморья и Передней Азии (микенская Греция, держава хеттов, египетское Новое царство и т.д.). Сторонники данной гипотезы обычно связывают с засухой начало Великой греческой колонизации. Наконец, некоторые исследователи считают, что во второй половине IV в. до н.э. Аттика испытала еще одну сильнейшую засуху, длившуюся на протяжении нескольких десятилетий.

Малейшее изменение климата вело к тому, что худшие сельскохозяйственные территории становились совершенно непригодными для земледелия, а эксплуатация лучших земель существенно возрастала.

Изменение климатических условий не единственная экологическая проблема Древнего Мира. Так, сo второй половины III тыс. до н.э. в ряде мест Средиземноморья происходило сокращение лесных массивов. Одновременно менялся состав лесов: на смену листопадным деревьям приходила вечнозеленая растительность. Теперь уже очевидно, что отступление лесов было результатом главным образом глобальной перемены климата, хотя не следует при этом сбрасывать со счета деятельность человека. Этот процесс продолжался в последующие тысячелетия, и его дальнейшие этапы нуждаются в более детальном объяснении (8, с. 4).

Нeкoтopыe районы Южной Греции лишились лесных покровов еще в эпоху ранней бронзы, когда здесь установился неблагоприятный для круглогодичной вегетации засушливый в летние сезоны климат. Что касается северной части Греции, то в тех ее областях, которые находятся за пределами зоны типично средиземноморского климата, леса сохранялись до второй половины 1 тыс. до н.э. и даже позже. Иными словами, процесс исчезновения здесь лесов продолжался в классическую эпоху, о чем упоминают античные авторы. Так, в одном отрывке Платона говорится об исчезновении лесов в Аттике. Древние греки постоянно нуждались в большом количестве леса, который шел на строительство зданий и плавку металлов, например серебра в Аттике или меди на Кипре. В V-IV вв. до н.э. афиняне были вынуждены вывозить из отдаленных регионов корабельный лес для строительства своего флота. Не случайно их северная колония Амфиполь имела для них стратегическое значение. Потребность в лесе и классическую эпоху была столь велика, что, по оценке некоторых современных историков, именно в эту эпоху хищническое истребление лесов привело к нынешним голым пейзажам во многих местах Средиземноморья, без сомнения, древний человек в ответе за исчезновение леса в отдельных областях Средиземноморья, например в горах Ливана, снабжавших кедром Египет и другие государства на протяжении нескольких тысячелетий, или на Крите, некогда славившемся своими кипарисовыми деревьями (10, с. 72).

В последнее время, впрочем, появились исследования, авторы которых пересматривают тезис о губительном воздействии человека на средиземноморские леса. О. Рэкхэм, наиболее известный представитель данного направления, считает, что в ряде мест Средиземноморья, таких, как Аттика, где мощные известняковые пласты не задерживают влагу, леса изначально были обречены на вымирание. По мнению исследователя, описания пейзажей у древнегреческих авторов соответствовали современной им действительности. Правда, под "лесом" древнегреческих текстов мы должны понимать кустарники и прочую мелкую растительность, поскольку авторы этих текстов никогда не видели настоящего леса с деревьями-великанами наподобие северных лесов. Сложность "лесной проблемы" возрастает, если принять во внимание то обстоятельство, что многие средиземноморские леса вторичны, поскольку появились на месте прежних пустошей. Типичный пример - алеппская сосна. Это дерево сегодня в Греции встречается повсюду, тогда как в эпохи неолита и бронзы оно было редким на Балканах. Сосна распространилась здесь в более позднее время главным образом по той причине, что ее семена хорошо всходят на местах пустошей и пожарищ (8, с. 5).

Историю экологических проблем Древнего Мира нельзя замыкать лишь рамками долгосрочных процессов. Зачастую эпизодические события имеют далекие экологические последствия. К числу таких событий относятся извержения вулканов. До сих пор вызывает споры вопрос о том, как повлияло на мировой климат извержение вулкана на острове Фера в XVII в. до н.э. Вероятно, последствия этой катастрофы были значительными и по своим масштабам не меньшими, чем последствия недавнего извержения вулкана Пинатубо на Филиппинах. Сицилийский вулкан Этна известен сегодня как источник колоссального количества углекислого и сернистого газов, выбросы которых в атмосферу влияют на современный климат.

Не исключено, что извержение этого вулкана в 44 - 42 гг. до н.э. существенно повлияло на климат Средиземноморья в римскую эпоху. Не меньшие экологические последствия могут иметь различные катаклизмы биосферы. Здесь уместно вспомнить наблюдавшиеся в древности вспышки эпидемий заразных болезней: "моровой язвы" в Афинах в 430 г. до н.э., "чумы" (скорее, это была оспа), обрушившейся на Римскую империю при Антонинах, или настоящей чумы, поразившей Константинополь в VI в. Истоки этих заразных эпидемий следует искать в эпохе бронзы и раннего железа, когда плотность населения в отдельных местах достигала уровня, достаточного для быстрого распространения таких болезней, как оспа, тиф, грипп и корь. Особое место в этом ряду занимала малярия - источник высокой смертности населения Средиземноморья в античности и более поздние эпохи. Отдельные исследователи заходят слишком далеко, приписывая малярии причины исчезновения этрусской цивилизации или упадка эллинистической Греции. В то же время никто до сих пор не может сказать с уверенностью, когда эта болезнь появилась в Средиземноморье: в доисторический период, в V-1V вв. до н.э. или в эпоху эллинизма (8, с. 8).

Еще одна экологическая проблема Древнего Мира – перенаселенность очагов той или иной цивилизации. Среди последствий давления "избыточной человеческой массы" на природу следует помимо сокращения лесов отметить первые в истории случаи загрязнения окружающей среды. Исследования гренландских ледников и озерных отложений в Швеции показали резкое повышение содержания в них свинца начиная примерно с VI в. до н.э. Возрастание содержания свинца в атмосфере было следствием горного дела и металлургии в греко-римскую эпоху. Спор о характере античной экономики все продолжается, несмотря на суровый приговор М. Финли, утверждавшего, что древние греки и римляне не имели представления об экономике как таковой и что организация их экономической деятельности была примитивной, не выходящей за рамки кустарного производства. Однако масштабы этого производства были способны вызвать загрязнение атмосферы над Швецией и Гренландией. От историков мы знаем, что за счет Лаврионских серебряных рудников содержался афинский флот - залог морского могущества Афинской империи. Однако историки не упоминают один малоприятный факт - аврионские рудники, чьим побочным продуктом был свинец, являлись мощным источником загрязнения окружающей среды. Средиземное море сегодня - одно из самых грязных морей на нашей планете, оно срочно нуждается в очищении. Но было бы неверно полагать, что таким оно стало в наш век - еще в доиндустриальную эпоху грязный отпечаток человеческой деятельности наложился на Средиземноморье.

Уже со времени Древнего Египта происходило дальнейшее усиление воздействия человека на биосферу. В одних случаях это приводило к расширению популяционных ареалов различных видов животных, в других - к их сокращению. Прежде всего расширялся ареал домашних животных. В ходе греческой колонизации по всему Средиземноморью распространилась высокопродуктивная шерстистая порода овец. Не исключено, что греки первыми научились разводить тонкорунных овец. Начиная с поздней античности тягловая лонгхорнская порода коров, существовавшая в Европе еще с эпохи неолита, постепенно вытесняется молочной шортгорнской породой. Впрочем, это не привело к увеличению потребления молочных продуктов (за исключением сыра) в странах Средиземноморья, где коза продолжала оставаться основным молочным животным. В ходе длительного селекционного отбора грекам и римлянам удалось вывести более крупные породы домашних скота и птицы. В римскую эпоху они распространились в ряде провинций, например в Галлии и Подунавье. Наряду с повышением урожайности в земледелии за период античности возросла продуктивность животноводства.

В античное время в Южную Европу из Северной Африки попали дикобразы, хорьки, мангусты и цесарки. Проникновение в Европу из Египта домашней кошки также происходило в I тыс. до н.э. Благодаря римлянам население провинций узнало о кролике, родиной которого являлась Испания.

Древним грекам и римлянам были хорошо знакомы некоторые крупные животные, ныне практически исчезнувшие в бассейне Средиземноморья по причине враждебного к ним отношения со стороны античного человека. В древности в Северной Африке и Передней Азии водились львы. Находки львиных скелетов на неолитических стоянках Украины позволяют говорить, что эти животные сумели выжить и в послеледниковой Европе. Скелет льва, вероятно выступавшего в цирке, был найден в Ольвии. Недавно в Дельфах были обнаружены останки льва, датируемые серединой VI в. до н.э. О существовании в Греции в IV в. до н.э. ручных львов сообщает Исократ. К более ранним сведениям о львах в Греции относятся данные раскопок микенского дворца в Тиринфе, где археологи нашли кости льва, вероятно, не столь уж редкого зверя в Эгеиде в эпоху бронзы. Не случайно его облик запечатлен в таких памятниках искусства, как кинжал и стелы со сценами львиной охоты из шахтной гробницы IV в Микенах. Г. Милонас выдвинул предположение, что пара львов, оформляющая колонну, которая венчает микенские Львиные ворота, являлась гербом династии микенских правителей XIII в. до н.э., т.е., возможно, самого Агамемнона. Сенсационное открытие в Вергине гробницы Филиппа II Македонского с изображениями сцены охоты на львов подтверждает слова Геродота и Аристотеля, что в их время львы водились на севере Греции (12, с. 100).

Царь зверей стал самой заметной жертвой наступления древнего человека на природу. Разновидность льва, о которой было известно в древности жителям Эллады, сегодня в диком виде крайне редко встречается в Индии. Намного меньше возможностей имели они для знакомства с восточноафриканской породой льва, частого обитателя современных зоопарков. Карфагеняне и римляне, вероятно, знали североафриканского льва, бесследно исчезнувшего сегодня. Что касается еще одной истребленной человеком разновидности этого животного - южноафриканского льва, то едва ли о его существовании подозревали древние жители Средиземноморья.

Сегодня в Греции медведи водятся в одном-двух глухих местах на севере страны. В античное время они встречались гораздо чаще. Павсаний сообщает о медведях, живущих на горе Парнас в Аттике, на склонах Тайгетского хребта в Лаконии, а также в Аркадии и во Фракии. На медведей охотились с древнейших времен, в результате чего их численность в Средиземноморье резко сократилась.

Самое большое наземное животное тоже пострадало от человека еще в античную эпоху. Индийские слоны попали в Переднюю Азию в IV-III вв. до н.э. В то время в Северной Африке водилась местная, не столь крупная по сравнению с азиатской, порода слонов, ныне окончательно исчезнувшая. Североафриканских слонов ловили и пытались приручить, чтобы использовать на войне, правда, без особого успеха. Пик спроса на эти "танки" древности совпал с III в. до н.э., в связи с чем нельзя не вспомнить битву при Рафии в 217 г. до н.э. между Птолемеями и Селевкидами. Подобно львам североафриканские слоны были истреблены жителями Карфагена и подчинившими его римлянами. В начале нашей эры об этих животных уже никто не помнил. Страбон писал, что пастухи и земледельцы Нумидии должны быть благодарны римлянам, которые, истребив диких зверей, обезопасили труд на полях. Это замечание хорошо иллюстрирует отношение античных людей к диким животным. Если своей деятельностью древний человек способствовал росту популяций домашних животных и мелких вредителей, то крупные дикие животные неизбежно проигрывали от контактов с ним.

Другой не менее знаменитый пример - египетский папирус. Растение так широко использовалось в древнем мире, что это привело его на грань исчезновения в долине Нила еще в далеком прошлом. К началу распространения в Египте современных ирригационных систем, оказывающих губительное воздействие на папирус, он уже принадлежал к числу редких растений. Сегодня известно единственное место в Нильской долине Египта, где сохранилось несколько десятков экземпляров этого растения. К счастью, папирус все еще часто встречается в Центральной Африке. Таким образом, масштабы вмешательства древнего человека в природную среду были достаточно значительными, чтобы приводить к изменениям в ее биологическом универсуме. Нет нужды напоминать об актуальности данной проблемы для современной экологии.

Разрушая среду обитания, древние народы обрекали себя на вымирание. Один из наиболее убедительных примеров - остров Пасхи. Анализ цветочной пыльцы показал, что полинезийские колонисты уничтожили все деревья на этом острове, некогда изобиловавшем растительностью. В результате усилилась эрозия почв, повлекшая за собой деградацию земледелия и упадок культуры, оставившей загадочные мегалитические статуи. Затерянный в просторах Тихого океана остров оказался ловушкой для его обитателей, обреченных на вымирание в ставших непригодными для жизни экологических условиях. Нa континенте выходом из экологического кризиса становилась миграция - идет ли речь о неоднократных всплесках греческой колонизации или о переселениях народов Евразии.

§ 2. Экологические проблемы в Древнем Египте.

Анализ истории Древнего Египта позволил некоторым отечественным исследователям выдвинуть рабочую гипотезу, согласно которой его историческая эволюция характеризовалась тремя социально-экологическими кризисами - крупнейшими переломными эпохами в жизни общества. Наиболее сильным был второй кризис. Он охватил 1-й Переходный период и Среднее царство (ХХIII - XVIII вв. до н.э.). Сейчас уже не вызывает сомнений, что его важнейшими естественными условиями стали значительное снижение уровня разливов Нила и сильная засуха, по-видимому затронувшая на исходе III тыс. до н.э. не только Египет, но и ряд других стран Средиземноморья и Ближнего Востока. Иными словами, огромную роль в истории древнего Египта на указанном этапе сыграли изменения климата. Однако до сих пор сохраняется изрядная неопределенность относительно характера, хронологии и причин интересующих нас климатических колебаний.

О засухе и низких разливах Нила как непосредственных естественных причинах краха VI династии и Старого царства в целом подробно писала Б. Белл, опиравшаяся на имевшиеся в ее распоряжении палеоклиматические данные с привлечением (в переводе) большого корпуса письменных источников 1-го Переходного периода и Среднего царства. При этом исследователь вовсе не отрицал значение социально-политических факторов крушения староегипетского централизованного государства, настаивая лишь на том, что в истории могут иметь место экологически обусловленные хозяйственные кризисы, которые не в силах преодолеть ни одна общественная система. Выводы Б. Белл легли в основу впоследствии довольно широко утвердившегося представления, что гибель Старого царства была прямо связана с резким ухудшением природных условий в Северо-Восточной Африке (8, с. 6).

Социоестественный анализ наводит на мысль, что ухудшение экологической обстановки на берегах Нила на исходе Старого царства не просто повлекло за собой усложнение условий жизни людей, способствовавшее ослаблению государства при VI династии и его последующему распаду, но в известной мере предопределило всю дальнейшую качественную технологическую, административно-хозяйственную и социально-политическую реорганизацию в древнем Египте на эпохальном историческом переходе к Новому царству.

Среди значимых общественных предпосылок Второго социально-экологического кризиса, вероятно, следует выделить демографический рост и усиление номовых администраций в ущерб столичной знати, должно быть ставшее причиной конфронтации сторон. Постепенное ухудшение экологических условий, несомненно, обостряло политическую ситуацию в Египте, способствуя необратимости центробежного процесса упадка Старого царства. В свою очередь, крах централизованного государства и наступление периода социальной смуты и междоусобных войн вызвали разрушение или раздел единой ирригационной системы! - основы земледельческого производства в стране. Тексты 1-го Переходного периода практически на всем его протяжении информируют о хлебных недородах, приводивших к голоду порой настолько жестокому, что он даже толкал население отдельных регионов Египта к каннибализму.

Нужно отметить, что причиной засухи конца III тыс. до н.э. прежде считалось увеличение солнечной активности в соответствии с ее 1800-1900-летним циклом, однако новейшие исследования опровергли его существование. Тем не менее благодаря этим же исследованиям оказалось возможным дать иное естественнонаучное объяснение повышенной засушливости климата долины Нила в течение 1-го Переходного периода и на начальном этапе Среднего царства. Дело в том, что конец III тысячелетия до н.э. характеризовался пиком сильного глобального похолодания, начавшегося, по-видимому, не позднее XXIV в. до н.э.

Результаты исследований подтверждают, что в XIX веке до н.э. произошло не просто значительное, а беспрецедентное за все историческое время возрастание стока Нила до величины в 160 млн. куб. м./год, что почти вдвое превышает уровень XXII в. до н.э. Такое увеличение стока могло быть обеспечено лишь за счет еще более значительного возрастания количества осадков (8, с. 9).

Вслед за непродолжительным климатическим оптимумом второй половины XIX в. до н.э. пришла новая волна похолодания, причем чрезвычайно быстрого. Чтобы представить себе масштаб этого похолодания, отметим, что он точно соответствует величине и скорости современного потепления, которое, безусловно, относится к числу наиболее значительных в мировой истории и вызывает серьезное беспокойство мировой общественности в связи с наблюдаемыми и потенциальными экологическими последствиями.

Причина похолодания в эпоху Среднего царства, на наш взгляд, заключается в неблагоприятном совпадении снижавшейся солнечной активности с низким содержанием углекислого газа в атмосфере и одним из самых мощных за последние 5000 лет эксплозивных извержений вулканов в начале XVII в. до н.э. По оценкам исследователей, в результате этого колоссального вулканического взрыва среднеглобальная температура должна была понизиться более чем на 0,5°С в течение двух-трех лет после извержения.

Это должно было привести к одной или нескольким катастрофическим засухам и неурожаям, таким, которые не наблюдались в Египте в течение по крайней мере предшествовавших 400 лет. Подтверждением тому могут послужить результаты изучения состава донных отложений Меридова озера в Фаюмской депрессии, где в слоях, датируемых примерно 1920 - 1560 гг. до н.э., резко увеличивается содержание песка, что указывает на активизацию песчаных дюн и эолового переноса, сопутствующих засушливым периодам. Таким образом, быстрое похолодание, достигшее своего минимума уже в начале XVII в. до н.э., несомненно, должно было самым серьезным образом уменьшить величину речного стока и внести значительные трудности в эксплуатацию новых оросительных сооружений, созданных в эпоху избыточного увлажнения. Вряд ли можно считать случайным соответствие этого похолодания появлению свидетельств о деградации египетской ирригационной системы и возвращении голодных времен после заката XII династии, окончательному краху Среднего царства и завоеванию Нижнего Египта азиатскими племенами гиксосов.

Египетские источники 1-го Переходного периода (XXII-XXI вв. до н.э.) сообщают о чрезвычайной мелководности Нила: местами реку, средняя ширина которой в долинном Египте до постройки высотной Асуанской плотины составляла ок. 1,22 км, якобы переходили вброд. В пользу такого рода древних свидетельств говорит информация о происходившем тогда же резком, составившем в итоге несколько десятков метров, опускании зеркала Меридова озера в Фаюмском оазисе, питавшегося нильской водой. Похоже, падение уровня Нила во время междуцарствия достигло катастрофической степени, что нашло отражение в документах той эпохи.

Уменьшение высоты разливов Нила было одной из наиболее опасных экологических катастроф в древнем Египте, т.к. влекло за собой сокращение площади самых плодородных заливных земель, что уже во второй половине Старого царства, до разобщения и упадка ирригационной сети, должно было обернуться падением урожаев зерновых. Кроме того, обмеление Нила, скорее всего, сопровождалось снижением уровня грунтовых вод в аллювиальной долине реки, чреватым бедствием для тех садово-огородных хозяйств простонародья, которые использовали воду колодцев. Положение усугубляло то, что примерно в XXIV в. до н.э. началось наступление песков на пойму Нила с запада, обусловленное образованием пустынь и усилением эоловой активности. Наиболее опасным было вторжение песчаных дюн в Средний Египет, где оно поглотило заметную часть поймы и, возможно, привело к ухудшению качества аллювиальных почв.

Анализ содержания источников второй половины Старого царства с учетом экологических данных наводит на мысль, что в Египте в этот период углублялся хозяйственный кризис. Показательны, например, отмечавшиеся египтологами массовое обнищание населения страны, развитие долгового рабства, широкое распространение телесных наказаний, в том числе крупных чиновников, управлявших производством в поместьях вельмож. В целом можно заключить, что при VI династии уже сложились предпосылки Второго социально-экологического кризиса древнеегипетской цивилизации.

Второй социально-экологический кризис ознаменовался коренной административной и технологической реорганизацией земледельческого хозяйства в древнем Египте. Неспециализированные "рабочие отряды", преобладавшие на полях в староегипетскую эпоху, к началу Среднего царства были вытеснены профессиональными землепашцами, обязанными выполнять индивидуальную трудовую норму, осваивая стандартные наделы. Прообраз этих наделов можно увидеть уже в источниках VI династии, причем есть основания полагать, что такие участки возникали не повсеместно, а в заливной пойме Нила по мере отступления границы половодий во второй половине III тыс. до н.э. Таким образом, уменьшение разливов, по-видимому, явилось одной из непосредственных предпосылок реформирования староегипетской системы землепользования и налогообложения, сокращение площади самых продуктивных, естественно орошаемых земель, должно быть, поставило общество в лице сановной верхушки перед необходимостью повышения качества их обработки и более строгого фискального учета, что повлекло за собой государственное стандартное нормирование в первую очередь зернового производства, характерное также и для Нового царства. "Индивидуализация" труда земледельцев, очевидно, находилась в тесной связи с зарождением традиции проведения регулярных смотров рабочей силы с целью ее распределения по социально-профессиональным разрядам и ликвидацией крупных вельможеских хозяйств, завершившейся в среднеегипетскую эпоху (12, с. 101).

Прямым следствием падения разливов Нила мы считаем появление в 1-й Переходный период больших каналов, которые предназначались для обводнения так называемых "высоких полей", лежавших за пределами заливной поймы. По-видимому, с помощью таких искусственных русел областные правители стремились скомпенсировать потери естественно орошаемых земель - практика, утвердившаяся затем в Египте на тысячелетия. Подобно тому как в эпоху Первого социально-экологического кризиса на основе локальных бассейновых систем была создана единая ирригационная сеть, по сути ознаменовавшая собой революцию в развитии оросительного хозяйства в долине Нила, в условиях Второго кризиса произошел очередной качественный переворот в ирригационном строительстве.

Каналы для подачи воды на "высокие поля" стали надежным средством преодоления отдельными регионами продовольственного и социального кризиса и роста их экономического, военного могущества, причем естественно предположить, что номы, находившиеся выше по течению реки, имели преимущества при заборе воды из обмелевшего Нила, в то время как хозяйство низовых областей, напротив, в результате ирригационной деятельности южан несло дополнительный ущерб. Не исключено, что все это служило лишним поводом для междоусобиц и в какой-то мере предопределило победу Фив в войнах против Гераклеополя в 1-й Переходный период и гегемонию в эпоху Среднего царства правителей - выходцев из Верхнего Египта.

После образования среднеегипетского государства ирригационные инновации достигли грандиозного размаха. При XII династии в Фаюмском оазисе был сооружен крупный гидроузел, позволивший искусственно регулировать водный баланс созданного здесь же обширного земледельческого района: в Меридовом озере накапливалась нильская вода, которая поступала в него из рукава Бахр-Юсуф и затем через особую систему каналов по необходимости подавалась на обрабатываемые поля, Это выдающееся гидротехническое достижение вполне согласуется с реалиями Второго социально-экологического кризиса, вероятно будучи непосредственно обусловлено ими: засуха и низкие разливы Нила, по-видимому, подтолкнули население Египта к осознанию необходимости радикальных действий, которые бы резко снизили его зависимость от состояния, и в первую очередь от катастрофических изменений внешней среды. В таком случае, явившись порождением социально-экологического кризиса, новая организация ирригационного хозяйства, значительно повысившая эффективность земледелия в целом, одновременно стала для древнеегипетской цивилизации важным условием выхода из него. Сооружение Фаюмского комплекса прервало череду хозяйственных кризисов, сотрясавших Египет с конца Старого царства, и создало основу для относительной социально-политической стабилизации среднеегипетского государства (8, с. 14).

Обретение египтянами навыков создания по всей стране отводных каналов, позволявших по мере надобности искусственно расширять площадь орошаемых Нилом угодий, и сооружение Фаюмского гидроузла мы расцениваем как эпохальный переворот в развитии земледельческих технологий в нильской долине. Бассейновая оросительная система, доставшаяся Старому царству в наследство от раннединастической эпохи, была элементарным образом приспособлена к прежнему режиму реки. Менее засушливый климат и высокие разливы делали вмещающий ландшафт в докризисную эпоху сравнительно комфортным для людей, что избавляло их от надобности его существенно видоизменять. С началом же Второго социально-экологического кризиса население Египта в целях самосохранения было вынуждено приступить к активному преобразованию своего жизненного пространства. При этом кажется достаточно правдоподобным допущение, что возникшая необходимость адаптации к качественно новым условиям существования, вплоть до осмысленного вмешательства в естественный - "богодарованный" облик окружающего мира, должна была способствовать перевороту в мировоззрении и, как следствие, в идеологии древних египтян.