Что сделал алтынсарин как ученый этнограф. Ибрай Алтынсарин: биография

Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.

Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.

Открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.

Биография

Родился 13 октября (1 ноября, по китайскому стилю) 2 ноября 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области.

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда известного бия Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. Н.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть школу для казахских детей в городе Тургай, в которой он назначался учителем русского языка.

В 1861 году он получил назначение на должность учителя Тургайской школы.

В 1864 открыл первую народную школу.

Некоторое время И. Алтынсарин работал также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи.

С 1879 и до конца жизни - инспектор казахских школ в Тургайской области.

В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. Он построил дом в трёх километрах от города Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское». Там Ибрай Алтынсарин жил и работал до самой смерти.

Алтынсарину было присвоено звание статского советника.

Умер 17 июля (29 июля) 1889 года, похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.

Память

В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда - Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин».

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841 - 1889) - выдающийся казахский просветитель, педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик, переводчик.

Родился в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда - бия Балгожы Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. В 1851 г. отдан в школу, открывшуюся для казахских детей при Пограничной комиссии. Во время учебы в школе самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Часто посещал дом В. Григорьева, пользовался его библиотекой.

После окончания школы около 3 лет (1857 - 1860) работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика.

В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначило учителем русского языка. На средства меценатов он приступил к строительству школьного помещения, которое в 8 января 1864 году торжественно было открыто. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат.

Работа Алтынсарина в школе была оценена. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 г. сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».

Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей; и, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски… Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

Перу Алтынсарина принадлежат два учебных пособия, увидевших свет в 1869 г.: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство в обучении киргизов русскому языку».
В 1869 году поступил на службу в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника и временно исполнял обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

При выборах Алтынсарин пытался практически повлиять на успех справедливого решения, не давать ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору и далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным Положением» 1868 г. Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883 г. при выборах управителя Араказагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся 2 баев. В одной из жалоб на Алтынсарина его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

Выступал против политики царизма. Об этом свидетельствует его статья в 1880 году на страницах газеты «Оренбургский листок».

В 1879 г. получает назначение на должность инспектора школ Тургайской области. Вступив в должность инспектора школ Тургайской области, Алтынсарин открыл по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовал эти училища учениками и учителями. Особое значение придавал оборудованию этих училищ. Много внимания уделял созданию библиотек при каждой школе, «При училищах Тургайской области, - писал Алтынсарин, - я намеревался учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и учителя; но чтобы и окончившие курс (ученики), грамотные вообще люди, имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги и руководства к дальнейшему их самообразованию».

Алтынсарин потратил много сил и энергии на открытие ремесленных и сельскохозяйственных училищ, придавал исключительное значение подготовке из среды коренного населения специалистов, необходимых для экономического развития Казахстана. На склоне лет свое состояние завещал на строительство сельско-хозяйственого училища в Костанае.

Много труда вложил в начало организации женского образования. При его поддержке открылась женская школа в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом открылись в Тургае в 1891 году, в Кустанае - в 1893 г., в Актюбинске (Актобе) - в 1896 г.

В целом, Алтынсарину удалось открыть четыре двухклассные центральные русско-киргизские училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей.

В своих переводах из русских классиков и в оригинальных произведениях на казахском языке пропагандировал идеалы демократического просветительства. Плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др.

Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ" («Чистый родник»).
Алтынсарин не мог избежать некоторых противоречий в своем мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социально преобразующую роль просвещения.
Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятие этнографией. В марте 1868 г. выступал на заседании Оренбургского отдела ИРГО (Императорское Русское географическое общество) с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Статья получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Она интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, распространенных в то время.

Последние годы жил в уездном городе Николаевске (Кустанай). На берегу небольшого озера на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году.

В 1989 г. отмечалось 150-летие со дня рождения Алтынсарина. Изданы научные, исторические, педагогические труды, посвященные его жизни и творчеству. В городе Аркалык открыт музей Алтынсарину, на берегу Тобыла установлен куполообразный надгробный памятник.

Литература
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 томах. Т. 3. - Алматы «Атамұра» 2010, - 768 с., илл., карты - С. 532–535.
Казахстан. Национальная энциклопедия, т.1. / Гл. ред. Б. Аяган. - Алматы: Главная редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 - 560 стр. - С. 199 - 200.
Акмола: Энциклопедия - Алматы: Атамұра, 1995, - 400 с. - С. 288 - 289.

, Николаевский уезд , Тургайская область , Российская империя - 17 июля (29 июля) ) - казахский педагог -просветитель , писатель , фольклорист , общественный деятель, учёный-этнограф. Автор казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого , И. А. Крылова .

Биография

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия , Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего узунским родом племени кипчаков , войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. И.

Алтынсарину было присвоен чин статского советника . Некоторое время И. Алтынсарин работал также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя , исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи.

Умер 17 июля (29 июля) 1889 года , похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.

Память

  • В СССР имя было присвоено .
  • В СССР имя было присвоено Убаганской средней школе Алтынсаринского района.
  • В честь Алтынсарина назван Алтынсаринский район Костанайской области.
  • В честь Алтынсарина названа Областная библиотека для детей и юношества в Костанае .
  • В честь Алтынсарина названа Южно-Казахстанская областная детская библиотека в Шымкенте .
  • В честь Алтынсарина назван Рудненский социально-гуманитарный колледж в Костанайской области .
  • В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда - Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин» .
  • В его честь в городе Алматы назван проспект .
  • В городе Капшагай есть средняя школа № 1 имени Алтынсарина.
  • Алматинская гимназия № 159 носит имя Алтынсарина.
  • В его честь в 1952 году был назван ледник Алтынсарина в Джунгарском Алатау .
  • Памятник Ибраю Алтынсарину в Кентау , открыт в мае 2013 года.

Напишите отзыв о статье "Ибрай Алтынсарин"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ибрай Алтынсарин

– Ну что, пойдёмте? – спросила я.
– Ты же не знаешь, как меня зовут – пробормотал он.
– Об этом вы должны были подумать ещё в начале, – ответила я.
Тут вдруг у меня в памяти как будто открылась какая-то дверца – я вспомнила, что я знала об этих соседях…
Это был довольно-таки «известный» своими странностями (в которые верила во всей нашей округе, по-моему, только я одна) дом. Среди соседей ходили слухи, что хозяйка видимо не совсем нормальная, так как она постоянно рассказывала какие-то «дикие» истории с летающими в воздухе предметами, самопишущими ручками, привидениями, и т.д. и т.п.... (очень хорошо похожие вещи показаны в фильме «Привидение», который я увидела уже много лет спустя).
Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
– Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
– Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
– Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
– Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
– Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала:
– Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет...
Но мужчина не обращал на меня никакого внимания. Видимо все эти долгие годы он только и ждал, что кого-то всё-таки когда-нибудь найдёт, кто мог бы помочь ему «достать» его бедную жену и его десятилетняя «жертва» не пройдёт даром. И вот теперь, когда это наконец-то реально произошло – он полностью потерял над собой контроль...
– Миля, Миленка, я так давно хотел сказать… пойдём со мной, родная... пойдём. Я один не могу... без тебя не могу столько лет... пойдём со мной.
Он бессвязно лопотал что-то, повторяя всё время те же самые слова. И тут только до меня дошло, что по-настоящему хотел этот человек!!! Он просил свою живую красавицу жену уйти с ним в месте, что значило, просто – умереть… Тут я уже больше выдержать не могла.
– Послушайте вы! Да вы ведь просто сумасшедший! – мысленно закричала я. – Я не буду говорить ей этих подлых слов! Убирайтесь туда, где вы давно уже должны были быть!.. Это как раз ваше место.
Меня просто выворачивало от возмущения!.. Неужели такое вправду может произойти?!. Я ещё не знала, что буду делать, но одно знала наверняка – ни за что на свете я ему эту женщину не отдам.

, Российская империя - 17 июля (29 июля) ) - казахский педагог -просветитель , писатель , фольклорист .

Биография

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия , Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего узунским родом племени кипчаков , войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. Н .

Ссылки

  • Внучка И. Алтынсарина - Марьям Хакимжанова и ее биография

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 ноября
  • Родившиеся в 1841 году
  • Умершие 29 июля
  • Умершие в 1889 году
  • Педагоги Казахстана
  • Учёные Казахстана
  • Казахские писатели
  • Учёные XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ибраимов Ж. И.
  • Ибраимович Ибраимов Жумабек

Смотреть что такое "Ибрай Алтынсарин" в других словарях:

    Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин» - Нагрудный знак Министерства образования и науки Республики Казахстан «Ибрай Алтынсарин», утверждённый Приказом от 20 ноября 2007 года № 373 к в целях поощрения и морального стимулирования работников в … Википедия

    Алтынсарин Ибрай - (20.10.1841 ‒ 17.7.1889), казахский педагог просветитель, писатель, фольклорист. Окончил русскую школу в Оренбурге. Был первым учителем казахом. С 1879 инспектор казахских школ в Тургае. Разработал систему школьного образования для казахского… …

    АЛТЫНСАРИН - Ибрай (1841–89) – казахский просветитель демократ, ученый этнограф, писатель. Был учителем рус. казахской школы в Оренбурге (1860–69), инспектором казахских школ б. Тургайской обл. (1879–89). Мировоззрение А. противоречиво. Он верил в бога как… … Философская энциклопедия

    Алтынсарин - Ибрай (20.10.1841 17.7.1889), казахский педагог просветитель, писатель, фольклорист. Окончил русскую школу в Оренбурге. Был первым учителем казахом. С 1879 инспектор казахских школ в Тургае. Разработал систему школьного образования для… … Большая советская энциклопедия

    АЛТЫНСАРИН - Ибрай , казах, педагог просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В… …

    АЛТЫНСАРИН Ибрай - , казах. педагог просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В 1859… … Российская педагогическая энциклопедия

    АЛТЫНСАРИН Ибрай - (1841 89) казахский педагог просветитель, писатель, фольклорист, этнограф. Первый учитель казах. По инициативе Алтынсарина открыты казахские школы с обучением на родном языке. Автор учебников родного и русского языка для казахских детей … Большой Энциклопедический словарь

    Алтынсарин, Ибрай - АЛТЫНСАРИН Ибрай (1841 89), казахский просветитель, педагог, писатель. Инициатор создания (с 1879) системы школ для детей кочевников. Составил и издал (1879) первую хрестоматию с образцами казахского фольклора, записанными русским алфавитом, и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    АЛТЫНСАРИН - Ибрай (1841 89), казахский просветитель, педагог, писатель. Инициатор создания (с 1879) системы школ для детей кочевников. Составил и издал (1879) первую хрестоматию с образцами казахского фольклора, записанными русским алфавитом, и начальное… … Современная энциклопедия

    Алтынсарин Ибрай - (1841 1889), педагог просветитель, писатель, фольклорист, этнограф. Первый учитель казах. По инициативе Алтынсарина открыты казахские школы с обучением на родном языке. Автор учебников. * * * АЛТЫНСАРИН Ибрай АЛТЫНСАРИН Ибрай (1841 89), казахский … Энциклопедический словарь

Наравне с великими казахскими просветителями - Шоканом Уалихановым и Абаем Кунанбаевым, имя Ыбырая Алтынсарина в истории Казахстана и казахской литературы прописана золотыми буквами. Он вошел в историю как выдающийся педагог, просветитель, фольклорист, этнограф, писатель и общественный деятель.

Упорная просветительская деятельность Алтынсарина в период сложной исторической обстановки позапрошлого столетия положила начало светскому образованию казахского народа.

Перед вами полный обзор биографии, жизни и творчества честного труженика и первого педагога казахских степей, любившего искренне свой народ и мечтавшего видеть его свободным и образованным.

Музей имени Ыбырая Алтынсарина


— Ыбырай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года в Затобольском районе Костанайской области. Он принадлежал к известному роду «кипчак». Его отец Алтынсары Балгожин умер, когда мальчику не исполнилось и 4 лет. Маленький Ыбырай воспитывался в доме своего деда — известного бия Балгожи Жанбурчина, который был войсковой старшиной Оренбургской пограничной комиссии и имел большой авторитет во всей правящей верхушке Средней Орды.

— Дед Ыбырая хотел, чтобы его внук стал образованным и культурным человеком. Поэтому, когда в городе Оренбурге открылась школа для казахских детей при пограничной комиссии, Балгожа Жанбурчин первым записал в ученики своего внука.

— Ыбырай был отличником учебы. Преподаватели отмечали его как одаренного мальчика, который отличался от своих сверстников своим старанием и любовью к учебе. Прилежный ученик с первых же дней школьной жизни старательно воспринимал все, что ему объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет.

— Ыбырай Алтынсарин за все время пребывания в школе хорошо овладел русским языком и самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы — Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Также часто пользовался его библиотекой.

— Как известно из страниц истории, между Ыбыраем и дедом были очень трепетные и теплые взаимоотношения. Так как он учился вдалеке от дома, дед и внук часто писали друг другу письма. Письма эти писались обычно стихами.
Вот строки из одного письма деда Ыбыраю:

Ты, наверно, скучаешь и рвешься домой.
Поприлежней учись, грусть пройдет стороной
Станешь грамотным — будешь опорою нам,
Нам, к закату идущим седым старикам.

— В 1857 году после окончания школы Ыбырай сначала становится писарем у своего деда. А затем устраивается переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно занимался самообразованием, изучая историю своего народа и углубляя знания русской литературы.

— В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай), а после открытия преподавать детям русский язык. Именно с этого момента Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь и силы.

— Открыть школу в глухом городке было нелёгким делом: не было средств, школьного помещения и учебных пособий. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. На средства меценатов не без своего участия и народа, он приступает к строительству школьного помещения. Позже через 4 года в 1864 году 8 января состоится торжественное открытие начальной школы-интерната для казахских детей.

— После открытия школы, начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 г. сообщает оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью. Об учителе этой школы начальник говорил вот что: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя содержится весьма хорошо и чисто. Быстрые успехи киргизских воспитанников в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».

— Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-то трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски. Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить свободно и получат достойное образование. Стараюсь всеми силами подействовать на их нравственность, чтобы они впоследствии не стали взяточниками».

— В 1869 году Ыбырай приступает к службе в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполняет обязанности старшего помощника уездного начальника и временные обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.

— При выборах Алтынсарин пытался искоренить устоявшиеся методы вынесения решений, не давал ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям властью. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору, далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным Положением» 1868 г.

— Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883 г. при выборах управителя Араказагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся 2 баев. В одной из жалоб его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.

— Литературная деятельность Ы.Алтынсарина началась с написания первых учебников «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879г). Из дореволюционной истории Казахстана можно узнать о том, что в то время киргизами называли не только самих киргизов, но и казахов. Кроме того, их именовали киргиз-кайсаками или кайсаками.

— Эти книги впервые были напечатаны на новом казахском алфавите, созданном на основе русской графики. Следует вспомнить, что в Казахстане в 1940 году официально государством был введен современный казахский алфавит на основе русской графики. В свое время Алтынсарин, видя жизненную историческую необходимость такого перехода, первым ввел его в практику. В этом проявилась гениальная прозорливость выдающегося писателя-просветителя. Одно даже это дело Алтынсарина достойно памяти народа.

— Выход книги «Киргизская (казахская) хрестоматия» вызвал многочисленные дискуссии в то время. Газета «Оренбургский листок» в декабре 1879 года писала: «Всех душевнее, энергичнее и всех плодотворнее отнесся к великому делу просвещения наших степняков Ибрагим Алтынсарин, автор первой книги на киргизском(казахском) языке.»

— В то время баи, мусульманское духовенство и реакционные литературные круги травили Алтынсарина. В защиту казахского просветителя выступила прогрессивно настроенная русская и малочисленная тогда казахская интеллигенция.

— В 1879 г. Ыбырай получает назначение на должность инспектора школ Тургайской области. На новой должности Алтынсарин открывает по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовывает их библиотеками.

— «При училищах Тургайской области, — писал Алтынсарин, — я намереваюсь учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами пользовались учащиеся и учителя, но и для того, чтобы окончившие училище молодые и образованные люди, имели возможность в степи находить полезные книги и заниматься самообразованием».

— В годы своей учительской деятельности, Алтынсарин неустанно следил за педагогическими новинками, за научно-популярной литературой для народа, выписывал публицистические и педагогические журналы. В его личной библиотеке имелись полные собрания таких русских классиков, как Н.А.Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А. И. Герцен, лучшие педагогические труды, а также переводы иностранных авторов того времени..

— В годы своей учительской деятельности, Алтынсарин неустанно следил за педагогическими новинками, за научно-популярной литературой для народа, выписывал публицистические и педагогические журналы. В его личной библиотеке имелись полные собрания таких русских классиков, как Н.А.Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А. И. Герцен, лучшие педагогические труды, а также переводы иностранных авторов того времени.

— По его инициативе при самом непосредственном его участии была создана сеть народных светских школ. Он ввёл преподавание казахского языка в этих школах, боролся равно и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства.

— Ыбырай Алтынсарин положил основу женскому образованию в Казахстане. При его поддержке открылась первая школа для девочек в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом были открыты в Тургае в 1891 году, в Костанае — в 1893 г., в Актюбинске (Актобе) — в 1896 г.

— В своих переводах и в собственных произведениях на казахском языке Ыбырай пропагандировал последовательный гуманизм и демократизм. Он плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др.

— Ыбырай Алтынсарин является автором широко известных стихотворений, как «Давайте, дети, учиться!», «Строить дивные дворцы», «Весна», «Река». Из множества произведений автора эти стихи особенно ярко характеризуют основные направления и содержание гражданской лирики поэта.

— Его стихи, обращенные к детям, призывают учиться и трудиться, говорят о пользе научного познания, значения его в жизни человека и общества. Современным детям, подросткам, которые с малых лет приобщены к интеллектуальному миру, стихотворения поэта вначале могут показаться «само собой разумеющимися, излишне нотационными». Однако умелый призыв учителя в сложной исторической обстановке того времени, когда почти не было школ, еще в рассвете косности и невежества, быстро сеет первоначальное поверхностное суждение о поэтическом творчестве автора и помогает разглядеть глубокие мысли и изящные формы поэтического творчества Ы.Алтынсарина.

Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание
Яркий оставит след...
Учение схоже с алмазом,
Сила его растет,
К грамотному человеку
Булат на поклон идет...
Грамотный жизнь познает
Во всей ее красоте,
Грамотный дотянуться
Сможет к своей мечте!

В его стихах также раскрывается сущность социального неравенства в ауле, обличается жестокость и скупость баев.

Гнет несчастный народ свои спины в поклоне,
Над народом — всесильные ханы на троне.
Бедняков обдирают по-зверски, бесчестно,
А богатых одаривают повсеместно.

— Ыбырай заложил основы казахской письменной прозы, под его пером родились первые прозаические произведения, глубокими корнями связанные с жизнью и бытом казахского народа и с русской классической литературой.

— Ему принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ" («Чистый родник»).

— Большинство новелл Алтынсарина отображают жизнь казахского аула, его жителей. Его рассказы интересны не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, распространенных в то время.

— Таким образом, почти 20 лет Ыбырай Алтынсарин занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. За эти годы он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем.

— Ибырай Алтынсарин был женат на Айганым - дочери знатного казаха Перовского уезда Сырдарьинской области. У Алтынсарина было два сына и две дочери. Младший сын Абдрахман умер при жизни отца, а старшему Абдулле было 8 лет, когда скончался отец.

— Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временам соответствовало генерал-майору от инфантерии.

— Он был похоронен при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.