Высшее образование по-советски. Какие советские ВУЗы давали самое лучшее образование

Принято считать, что советское образование было гораздо лучше нынешнего. А еще есть миф, что оно было лучшим в мире. Разумеется, с этим можно поспорить, но в СССР были вузы, дипломы которых действительно «котировались». И порой не только в нашей стране.

Высшее образование по-советски

Международные рейтинги вузов были введены только в 2003 году. Но выпускники престижных технических вузов Советского Союза традиционно пользовались спросом за рубежом. После перестройки многие наши ученые и программисты смогли найти работу в крупных западных компаниях. Правда, сначала еще надо было умудриться попасть в «нужный» институт или университет. Даже прекрасные знания тут порой не спасали. И дело не в том, что на престижные факультеты брали по блату. Существовал, например, негласный отбор по национальному признаку. Так, евреев неохотно принимали на мехмат МГУ , в МВТУ им. Баумана, поскольку будущие специальности были связаны с «оборонкой», а евреи считались политически «неблагонадежными». В МГИМО в первую очередь брали выходцев из «пролетарских» семей. Гуманитарное образование котировалось меньше, чем техническое или естественнонаучное, ведь в основе его2 лежала коммунистическая идеология. Например, изучали творчество только тех поэтов и писателей, которые были идеологически «правильными». История преподавалась только в социалистической трактовке. Впрочем, спросом пользовались специальности, связанные с иностранными языками. И неудивительно: ведь знание английского, французского, немецкого позволяло выезжать за рубеж.

Лучшие вузы СССР

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?

МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества - по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И. П. Павлов, Л. Д. Ландау,3 Г. Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.

МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков. [С-BLOCK]

МВТУ им. Н. Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С. П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

МЕДИЦИНСКИЕ ИНСТИТУТЫ - высшие медицинские учебные заведения, осуществляющие в СССР подготовку врачей по специальностям: лечебное дело, педиатрия, санитария и гигиена, стоматология, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, а также специалистов с высшим фармацевтическим образованием - провизоров.

До Великой Октябрьской социалистической революции подготовка врачебных кадров в России осуществлялась в высших мед. учебных заведениях, сосредоточенных в основном в Центральной России и на Украине: мед. факультеты Московского, Харьковского, Юрьевского (Дерптского), Казанского, Киевского, Вильнюсского, Новороссийского (в Одессе), Саратовского, Варшавского (впоследствии Ростовского) ун-тов; Психоневрологический ин-т в Петербурге, высшие женские курсы в Москве, Киеве и Одессе, женские мед. ин-ты в Петербурге и Харькове, а также Военно-медицинская академия (см.). На всей территории Сибири и Дальнего Востока имелось лишь одно высшее мед. учебное заведение - медицинский ф-т при Томском ун-те. В Средней Азии, Казахстане, Закавказье, Белоруссии не было ни одного высшего мед. учебного заведения.

На всех мед. ф-тах России накануне Великой Октябрьской социалистической революции обучалось ок. 8600 студентов, ежегодный выпуск составлял ок. 1000 врачей. Подготовка такого количества врачей совершенно не соответствовала потребности в медпомощи сташестидесятимиллионного населения страны при наличии высокого уровня заболеваемости и частых эпидемий. По учебному плану мед. ф-та, который был утвержден еще в 1884 г., подготавливался «лекарь», т. е. врач, от к-рого требовалось гл. обр. оказание леч. помощи. Санитарно-профилактические дисциплины занимали в учебном плане и программах незначительное место.

Период с 1918 по 1924 г. стал периодом становления высшей мед. школы, первым этапом развития высшего мед. образования в стране. В крайне тяжелых условиях гражданской войны и иностранной интервенции были открыты новые мед. ф-ты в РСФСР, на Украине и в других республиках: в 1918 г. - в Астрахани, Воронеже (в составе ун-та, переведенного из Юрьева в 1918 г.), Нижнем Новгороде (ныне Горький), Симферополе, Тифлисе (ныне Тбилиси); в 1919 г.- в Баку, Иркутске; в 1920 г.- в Смоленске, Ташкенте, Краснодаре, Екатеринбурге (ныне Свердловск), Омске; в 1921 г. - в Минске; в 1922 г. - в Москве, Ереване. К середине 20-х гг. значительно возрос прием в высшие мед. учебные заведения, увеличился и выпуск врачей. Уже в 1928 г. в стране работало 25 высших мед. учебных заведений, в которых обучалось 26,1 тыс. чел.

Бурные темпы социалистического переустройства страны выдвинули задачу подготовки новых пролетарских кадров специалистов, сближения теоретического обучения с практикой, специализации учебных заведений по отраслевому признаку и приведения системы образования в соответствие с экономическим районированием страны. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 г. о реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих ф-тов мед. ф-ты ун-тов, находящиеся в подчинении Нарком-проса, были преобразованы в самостоятельные мед. ин-ты и переданы в ведение наркомздравов союзных республик. Проведенная реорганизация в системе высшего мед. образования позволила расширить прием студентов в мед. ин-ты, привести подготовку врачей в соответствие с нуждами здравоохранения.

Принципиально важным в работе высшей мед. школы того времени явилось создание в мед. ин-тах новых форм подготовки врачей - профильных ф-тов. В 1934 г. в соответствии с постановлением ЦИК Союза ССР «О подготовке врачей» во всех М. и. были организованы лечебные ф-ты, в 14 медвузах - педиатрические, а в 10 ин-тах - санитарно-гигиенические ф-ты. На всех ф-тах был установлен 5-летний срок обучения. С 1936 г. в мед. ин-тах страны начали организовываться самостоятельные стоматологические и фарм, ф-ты для подготовки врачей-стоматологов и провизоров.

В годы первых пятилеток подготовка врачебных кадров была значительно расширена, при этом особое внимание было уделено развертыванию сети высших мед. учебных заведений в союзных республиках Средней Азии, в ряде автономных республик РСФСР, в бурно развивающихся в экономическом отношении р-нах. Так, в 1930 г. были открыты М. и. в Самарканде, Донецке, Хабаровске и Иваново; в 1931г. - в Алма-Ате; в 1932 г. - в Ашхабаде, Уфе, Махачкале и Виннице, а в 1933 г. - в Ижевске. В 1930-1931 гг. были вновь открыты закрытые в 1924 г. мед. ф-ты в Свердловске, Симферополе, Нижнем Новгороде. Т. о., к 1934 г. в стране насчитывалось 49 действующих мед. ин-тов (ок. 48 тыс. студентов).

К 1940 г. в стране насчитывалось уже 72 мед. и фарм, ин-та, а численность врачей (на конец 1940 г.) достигла 155,3 тыс. чел. и стала в 5,5 раза больше, чем в дореволюционной России.

Во время Великой Отечественной войны число М. и. сократилось до 56; некоторые из них были эвакуированы из р-нов военных действий в глубь страны: 1-й ММИ функционировал в Уфе, 1-й Ленинградский - в Красноярске, Киевский - в Челябинске, Витебский - в Ярославле, Воронежский - в Ульяновске и т. д. Профессорско-преподавательский состав эвакуированных ин-тов принимал активное участие в оказании медпомощи раненым и больным воинам Советской Армии, гражданскому населению. Некоторые вузы временно прекратили свою работу (Ростовский, Ставропольский, Курский и др.). Однако в 1943 г. после освобождения оккупированных врагом территорий большинство вузов были реэвакуированы. С января 1944 г. начали работать Курский, Смоленский и Крымский мед. ин-ты. В Красноярске, Челябинске, Ярославле и ряде других городов, где до войны не было М. и., на созданной во время войны базе были организованы новые высшие мед. учебные заведения.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 1 декабря 1944 г. «О мероприятиях по улучшению подготовки врачей» в период с 1945 по 1948 г. был осуществлен переход М. и. на 6-летний срок обучения (лечебный, педиатрический и сан.-гиг. ф-ты).

После Великой Отечественной войны количество М. и. продолжало увеличиваться. Особое внимание было обращено на развитие сети высших мед. учебных заведений в новых крупных промышленных и с.-х. р-нах страны - на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в республиках Средней Азии, а также в Нечерноземье РСФСР. За период с 1950 по 1960 г. в стране было открыто 16 новых М. и. (в Актюбинске, Андижане, Барнауле, Благовещенске, Гродно, Владивостоке, Калинине, Караганде, Каунасе, Кемерово, Луганске, Риге, Рязани, Семипалатинске, Тернополе, Чите) и 2 мед. ф-та при Якутском и Петрозаводском ун-тах. В течение 1966-1967 гг. при Чувашском, Мордовском и Кабардино-Балкарском ун-тах были организованы мед. ф-ты. в 1972 г. педиатрический ф-т Ташкентского мед. ин-та стал Среднеазиатским педиатрическим медицинским ин-том.

В 1977 г. в СССР действовало 83 медицинских ин-та и 9 ф-тов ун-тов, в которых обучалось св. 320 тыс. студентов. Такой размах мед. образования в стране позволил в основном решить (пока в количественном отношении) проблему обеспеченности населения врачебными кадрами (см. Медицинские кадры).

Сеть действующих в СССР высших мед. учебных заведений представлена в таблице.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) предусмотрены мероприятия по усовершенствованию подготовки врачей и провизоров, расширению и укреплению материальной базы педиатрических ф-тов М. и., созданию в некоторых союзных республиках фарм, ф-тов и фарм, ин-тов.

В соответствии с правилами приема в высшие учебные заведения СССР, утверждаемыми Мин-вом высшего и среднего специального образования СССР, в мед. ин-ты принимаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие законченное среднее образование или диплом об окончании среднего специального учебного заведения. Поступающие в мед. ин-ты сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам: родному языку и литературе (сочинение), биологии, химии и физике. Абитуриенты, окончившие среднюю школу с золотой или серебряной медалью, а также выпускники средних специальных учебных заведений, имеющие диплом с отличием, сдают только один экзамен по усмотрению приемной комиссии; в случае сдачи этого экзамена на «отлично» они освобождаются от остальных экзаменов. Зачисление в медвузы проводится путем конкурсного отбора по результатам вступительных экзаменов, при этом преимущественным правом зачисления в вуз пользуются лица, имеющие стаж практической работы не менее 2 лет.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации подготовительных отделений при высших учебных заведениях» (1969) в целях создания необходимых условий для поступления в вузы рабочей и сельской молодежи, а также демобилизованных из армии воинов и повышения уровня их общеобразовательной подготовки в ряде крупных медвузов с 1969 г. были организованы подготовительные отделения. В 1978 г. они функционировали уже в 72 мед. ин-тах. На подготовительные отделения М. и. принимается также младший медперсонал: санитарки и младшие медсестры по уходу за больными (до 40% от плана приема на отделения). Прием производится по направлениям промышленных предприятий, колхозов, совхозов, воинских частей и учреждений здравоохранения. Учебный год на подготовительном отделении продолжается 8 мес. Слушатели отделений, успешно выдержавшие выпускные экзамены, зачисляются на 1-й курс М.и. без сдачи вступительных экзаменов. Ин-ты проводят большую работу по проф. ориентации молодежи: для школьников и рабочей молодежи открыты клубы «Юный медик», проводятся Дни открытых дверей, профессорско-преподавательским составом ин-тов ведется агитационная работа на предприятиях, в совхозах и колхозах, в воинских подразделениях и школах.

Обучение студентов в мед. ин-тах бесплатное; ок. 74% от общего числа студентов и М. и. получают стипендию за счет отчислений из государственного бюджета. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений» (1971) размер студенческих стипендий в М. и. существенно увеличен.

Решениями Правительства СССР для особо успевающих студентов, сочетающих отличную учебу с большой общественной и научно-исследовательской работой, установлен ряд именных стипендий.

Иногородние студенты в основном обеспечены жильем в благоустроенных студенческих общежитиях. М. и. обеспечены столовыми и буфетами, 72 медвуза имеют собственные спортивно-оздоровительные лагеря; через государственные и профсоюзные организации студенты обеспечиваются путевками в санатории, дома отдыха и на туристские базы. В некоторых ин-тах функционируют профилактории, где оздоровительные мероприятия проводятся без отрыва от учебы.

Все М. и. по месту их территориального расположения подчиняются мин-вам здравоохранения союзных республик, мед. ф-ты ун-тов - республиканским мин-вам высшего и среднего специального образования и состоят на их бюджете. Наиболее крупные из них подчинены непосредственно М3 СССР и являются базой для апробирования новых принципов и методов подготовки кадров здравоохранения. Все М. и. работают на основе единого устава и единых учебных планов, утверждаемых Мин-вом высшего и среднего специального образования СССР и М3 СССР. Централизованное руководство высшими мед. учебными заведениями страны в организационном и учебно-методическом отношении осуществляется в М3 СССР Главным управлением учебными заведениями. В его функцию входит также перспективное планирование подготовки мед. кадров и развитие сети мед. ин-тов." В 1973 г. для улучшения руководства высшими мед. учебными заведениями в стране и координации их деятельности в М3 СССР создан совещательный орган по вопросам развития высшего мед. образования в стране - Совет по высшей медицинской школе. Между высшими мед. учебными заведениями страны осуществляется широкий обмен опытом работы. Каждые пять лет проводятся всесоюзные совещания по высшему мед. образованию, а в ряде союзных республик ежегодно - республиканские совещания.

В соответствии с профилем подготовки мед. ин-ты имеют в своем составе от 1 до 5 ф-тов (, стоматологический, фармацевтический). Кроме того, во 2-м Московском и Томском мед. ин-тах организованы мед.-биол, ф-ты, готовящие специалистов для работы в центральных научно-исследовательских лабораториях ин-тов, научно-исследовательских учреждениях, вычислительных центрах и клин, лабораториях. При 26 мед. ин-тах имеются ф-ты усовершенствования и специализации врачей и провизоров; в ближайшие годы такие ф-ты будут созданы еще при 18 М. и.

Основным учебным и научным подразделением М. и. (мед. ф-та ун-та), осуществляющим непосредственно учебно-методическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу, как правило, по одной, реже по нескольким родственным дисциплинам, является кафедра.

Количество кафедр института определяется учебными планами. Руководство деятельностью всех ф-тов и кафедр М. и. осуществляет ректорат ин-та, включающий ректора ин-та, проректоров (по учебной, научной и административно-хозяйственной работе), деканов ф-тов. Ректор мед. ин-та несет персональную ответственность за деятельность ин-та в целом перед соответствующим мин-вом здравоохранения.

В каждом М. и. под председательством ректора создается специальный орган управления - Совет института - для рассмотрения основных вопросов деятельности вуза: учебно-методической, идейно-воспитательной, научно-исследовательской, хозяйственной и др. Совет ин-та в конкурсном порядке избирает ученых на должности профессорско-преподавательского состава. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров» (1974) в большинстве М. и. созданы специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

М. и. располагают высококвалифицированным научно-педагогическим персоналом. В 1977 г. в высших мед. учебных заведениях работало св. 38 тыс. научно-педагогических работников (в т. ч. св. 3 тыс. докторов наук и более 20 тыс. кандидатов наук). В высших мед. учебных заведениях установлены следующие штатные должности педагогического состава: заведующий кафедрой, профессор кафедры, доцент кафедры, ассистент (преподаватель) кафедры, в ряде случаев устанавливаются должности старших преподавателей. Численность профессорско-преподавательского состава вуза определяется штатным расписанием ин-та и численностью обучающихся в нем студентов из расчета: 1 единица преподавательского состава в среднем на 9-10 студентов. Конкурсы на замещение должностей профессорско-преподавательского состава проводятся каждые 5 лет. По конкурсу на должность заведующего кафедрой и профессора кафедры проходят, как правило, лица, имеющие ученую степень доктора наук и ученое звание профессора; на должность доцента - лица, имеющие ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента; на должность ассистента, старшего преподавателя - лица, имеющие степень кандидата наук, а также лица с высшим образованием, проявившие склонность к преподавательской и научно-исследовательской работе.

Для подготовки научно-педагогических кадров в 80 М. и. существует аспирантура (см. Аспирантура, адъюнктура) - очная (с отрывом от работы) и заочная (без отрыва от работы). За время прохождения аспирантуры в мед. ин-те аспирант обязан сдать экзамены кандидатского минимума по философии, иностранному языку, по изучаемой специальности, выполнить научное исследование и написать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Кроме того, в М. и. существует система научной стажировки и одногодичной аспирантуры; для завершения работы над докторскими диссертациями преподавателей переводят на должности старших научных сотрудников.

Для повышения уровня педагогического мастерства и обмена опытом преподавательской работы в 8 М. и. страны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» (1966) созданы ф-ты повышения квалификации преподавателей медвузов. На эти ф-ты преподавателей направляют 1 раз в 5 лет.

Организация учебно-методической работы на современном уровне - главная задача М. и. Для обеспечения высокого качества учебного процесса, развития у студентов навыков самостоятельной работы и умения на практике применять полученные знания в М. и. предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции профессоров и доцентов; практические занятия в клиниках, лабораториях, на семинарах, самостоятельная работа в лабораториях, клиниках, учебных кабинетах и библиотеках; курсовые работы под руководством преподавателей; производственная практика в клиниках, б-цах, лабораториях и др.; консультации профессоров, доцентов и ассистентов. Объем требований, предъявляемых к студентам при изучении каждой учебной дисциплины, определяется учебной программой, утвержденной Главным управлением учебных заведений М3 СССР.

Учебный год делится на два семестра: осенний и весенний, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Доклиническая подготовка студентов проводится в учебно-лабораторных корпусах ин-тов, оборудованных необходимыми приборами и наглядными пособиями. Только за девятую пятилетку для М. и. построено св. 30 учебно-лабораторных корпусов. Клин, подготовка студентов осуществляется в ряде вузов (1-й Московский, 1-й Ленинградский, Иркутский, Казанский, Куйбышевский, Ростовский, Саратовский, Томский и др.) на базе институтских клиник. Большинство М. и. используют в качестве клин, баз наиболее современные многопрофильные и специализированные б-цы. Деятельность медвузов в леч.-проф, учреждениях регламентируется Положением о клинической больнице (см. Клиника).

Контроль за качеством учебно-методической работы в М. и. осуществляют предметные методические комиссии и центральные методические советы ин-тов. В масштабах страны эту работу осуществляют центральные проблемные учебно-методические комиссии при Главном управлении учебных заведений М3 СССР. Накопленный опыт постановки методической работы обобщается на всесоюзных и республиканских учебно-методических конференциях.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) в М. и. установлена система подготовки кадров с ранней профили-зацией по основным клин, специальностям на VI курсе (субординатура) с последующей одногодичной специализацией на базе крупных леч.-проф. учреждений - интернатура (см.). В 1973 г. был завершен переход на систему первичной двухгодичной специализации выпускников лечебных и педиатрических ф-тов; в 1975 г. эта система введена на стоматол. ф-тах М. и. Выпускники сан.-гиг. и фарм, ф-тов после окончания вуза проходят стажировку по месту распределения. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (1972) М. и. перешли на обучение по новым учебным планам (см. Медицинское образование).

Наряду с подготовкой специалистов в медвузах страны проводится большая научно-исследовательская работа по самым актуальным проблемам мед. науки и практического здравоохранения. Планирование научных исследований в М. и. проводится в соответствии с задачами, поставленными в народнохозяйственных планах СССР, по заданиям Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, по планам АН и АМН СССР, а также республиканских мин-в здравоохранения (см. ).

Научно-исследовательская работа проводится как по госбюджетным темам, так и по хоздоговорам с предприятиями и организациями. Особое место в организации научно-исследовательских работ в М. и. занимают центральные научно-исследовательские лаборатории, созданные в 47 М. и. (см. Центральная научно-исследовательская лаборатория). Новой формой организации научно-исследовательской работы является объединение тематики научно-исследовательских ин-тов с тематикой однопрофильных кафедр мед. ин-тов. В 1978 г. в системе высшего мед. образования по такому принципу работает 30 кафедр и НИИ. В мед. ин-тах получила широкое развитие научно-исследовательская работа студентов. Во всех ин-тах созданы научные студенческие об-ва, советы по научно-исследовательской работе студентов, в ряде вузов организованы студенческие конструкторские бюро, студенческие научно-исследовательские лаборатории. Ежегодно в стране проводится Всесоюзный конкурс на лучшую научную студенческую работу в области мед. наук, для победителей к-рого учреждены 5 медалей АМН СССР и премии. В крупных вузовских центрах проводятся всесоюзные научные студенческие конференции, издаются сборники студенческих научных работ.

В воспитательной работе огромное значение имеет организация марксистско-ленинского образования, идеологической закалки студентов. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О работе в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук» (1975), в М. и. введено последовательное изучение курса общественных наук на протяжении всего периода обучения. Вся работа по коммунистическому воспитанию студентов осуществляется по единым, рассчитанным на весь период обучения в вузе планам, в которых органически связаны все формы преподавания и воспитательной работы. Широкое распространение в М. и. получили движение «Студенты - народному здравоохранению», работа в студенческих строительных отрядах и практика общественно-политической работы.

В связи с возрастанием роли мед. деонтологии в мед. ин-тах с 1976 г. введено преподавание межкафедрального курса по основам медицинской деонтологии и врачебной этики (см. Деонтология медицинская , Этика врачебная). Важным событием, знаменующим особое место и роль врача в нашем обществе, явилось введение Присяги врача Советского Союза (см.), утвержденной Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 марта 1971 года, к-рую принимают все выпускники М. и. страны.

Окончившим М. и. считается студент, выполнивший полностью учебный план, сдавший все предусмотренные учебным планом зачеты и экзамены и выдержавший государственные экзамены. Выпускнику М. и. выдается диплом врача или провизора и нагрудный знак об окончании высшего мед. учебного заведения.

Подготовка врачебных кадров за рубежом - см. Медицинское образование .

Таблица. ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СССР

* Указан год организации медицинского института или медицинского факультета, впоследствии преобразованного в медицинский институт.

** Открыт на базе ун-та, переведенного в г. Воронеж из г. Юрьева (ныне г. Тарту Эстонской ССР).

*** Открыт на базе Ленинградского стоматологического института, переведенного в г. Калинин.

**** открыт на базе 4-го Московского медицинского института, переведенного в г. Рязань,

Наименование, город

Год основания*

Факультеты (отделения медицинских факультетов университетов)

Медицинские и фармацевтические институты М3 СССР и Мин. мед. пром. СССР

Витебский медицинский институт, г. Витебск

Лечебный, педиатрический

Волгоградский медицинский институт, г. Волгоград

Крымский медицинский институт, г. Симферополь

Лечебный, педиатрический, стоматологический

1-й Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. акад. И. П. Павлова (см. Ленинградский 1-й медицинский институт)", г. Ленинград

Лечебный, стоматологический

Ленинградский химико-фармацевтический институт, г. Ленинград

Фармацевтический химико-технический

1 -й Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. И. М. Сеченова (см. Московский 1-й медицинский институт)", г. Москва

Новосибирский медицинский институт, г. Новосибирск

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Ростовский медицинский институт, г. Ростов-на-Дону

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический

Среднеазиатский медицинский педиатрический институт, г. Ташкент

Педиатрический

Харьковский медицинский институт (см.); г. Харьков

Целиноградский медицинский институт, г. Целиноград

Лечебный

Медицинские и фармацевтические институты М3 РСФСР

Алтайский медицинский институт им. Ленинского комсомола, г. Барнаул

Архангельский медицинский институт, г. Архангельск

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Астраханский медицинский институт им. А. В. Луначарского, г. Астрахань

Лечебный, педиатрический

Башкирский медицинский институт им. 15-летия ВЛКСМ, г. Уфа

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Благовещенский медицинский институт, г. Благовещенск

Лечебный

Владивостокский медицинский институт, г. Владивосток

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический

Воронежский медицинский институт им. H. Н. Бурденко, г. Воро-

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Горьковский медицинский институт им. С. М. Кирова, г. Горький

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический

Дагестанский медицинский институт, г. Махачкала

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Ивановский медицинский институт, г. Иваново

Лечебный, педиатрический

Ижевский медицинский институт, г. Ижевск

Лечебный, педиатрический

Иркутский медицинский институт, г. Иркутск

Лечебный, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова (см. Казанский медицинский институт), г. Казань

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Калининский медицинский институт, г. Калинин

Лечебный, стоматологический

Кемеровский медицинский институт, г. Кемерово

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Красноярский медицинский институт, г. Красноярск

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Кубанский медицинский институт им. Красной Армии; г. Краснодар

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Куйбышевский медицинский институт, г. Куйбышев

Курский медицинский институт, г. Курск

Лечебный, фармацевтический

Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени педиатрический медицинский институт, г. Ленинград

Педиатрический

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (см.); г. Ленинград

Лечебный, санитарно-гигиенический

2-й Московский ордена Ленина медицинский институт им. Н. И. Пирогова (см. Московский 2-й медицинский институт)", г. Москва

Лечебный, педиатрический, медико-биологический

Московский ордена Трудового Красного Знамени медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко, г. Москва

Лечебный, стоматологический

Омский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. М. И. Калинина, г. Омск

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Оренбургский медицинский институт, г. Оренбург

Лечебный, педиатрический

Пермский медицинский институт, г. Пермь

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Пермский фармацевтический институт, г. Пермь

Фармацевтический

Пятигорский фармацевтический институт, г. Пятигорск

Фармацевтический

Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова, г. Рязань

Лечебный, санитарно-гигиенический, фармацевтический

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт, г. Саратов

Лечебный, педиатрический

Свердловский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт, г. Свердловск

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Северо-Осетинский медицинский институт, г. Орджоникидзе

Лечебный, педиатрический

Смоленский медицинский институт, г. Смоленск

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Ставропольский медицинский институт, г. Ставрополь

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Томский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт (см. Томский медицинский институт)", г. Томск

Лечебный, педиатрический, фармацевтический, медико-биологический

Тюменский медицинский институт, г. Тюмень

Лечебный, педиатрический, фармацевтический

Хабаровский медицинский институт, г. Хабаровск

Лечебный, педиатрический, фармацевтический

Челябинский медицинский институт, г. Челябинск

Лечебный, педиатрический

Читинский медицинский институт, г. Чита

Лечебный, стоматологический

Ярославский медицинский институт, г. Ярославль

Лечебный, педиатрический

Медицинские и фармацевтические институты М3 Украинской ССР

Винницкий медицинский институт имени Н. И. Пирогова, г. Винница

Лечебный, педиатрический

Ворошиловградский медицинский институт, г. Ворошиловград

Лечебный

Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт, г. Днепропетровск

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Донецкий медицинский институт им. А. М. Горького, г. Донецк

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Запорожский медицинский институт, г. Запорожье

Лечебный, фармацевтический

Ивано-Франковский медицинский институт, г. Ивано-Франковск

Лечебный, стоматологический

Киевский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца (см.Киевский медицинский институт); г. Киев

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Львовский медицинский институт (см.); г. Львов

Одесский медицинский институт им. Н. И. Пирогова (см. Одесский медицинский институт)", г. Одесса

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Полтавский медицинский стоматологический институт, г. Полтава

Лечебный, стоматологический

Тернопольский медицинский институт, г. Тернополь

Лечебный

Харьковский фармацевтический институт, г. Харьков

Фармацевтический

Черновицкий медицинский институт, г. Черновцы

Лечебный, педиатрический

Медицинские институты М3 Белорусской ССР

Гродненский медицинский институт, г. Гродно

Лечебный

Минский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт (см. Минский медицинский институт)",г. Минск

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Медицинские и фармацевтические институты М3 Узбекской ССР

Андижанский медицинский институт им. М. И. Калинина, г. Андижан

Лечебный, педиатрический

Самаркандский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова, г. Самарканд

Лечебный, педиатрический

Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт (см. Ташкентский медицинский институт)", г. Ташкент

Лечебный, санитарно-гигиенический, стоматологический

Ташкентский фармацевтический институт, г. Ташкент

Фармацевтический

Медицинские институты М3 Казахской ССР

Актюбинский медицинский институт, г. Актюбинск

Лечебный, педиатрический

Алма-Атинский медицинский институт (см.); г. Алма-Ата

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Карагандинский медицинский институт, г. Караганда

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Семипалатинский медицинский институт, г. Семипалатинск

Лечебный, педиатрический

Медицинский институт М3 Грузинской ССР

Тбилисский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт (см. Тбилисский медицинский институт)", г. Тбилиси

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Азербайджанской ССР

Азербайджанский медицинский институт им. Н. Нариманова (см. Азербайджанский медицинский институт); г. Баку

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Литовской ССР

Каунасский медицинский институт (см); г. Каунас

Лечебный, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Молдавской ССР

Кишиневский медицинский институт (см.); г. Кишинев

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Латвийской ССР

Рижский медицинский институт (см.); г. Рига

Лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Киргизской ССР

Киргизский медицинский институт (см.); г. Фрунзе

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический

Медицинский институт М3 Таджикской ССР

Таджикский медицинский институт имени Абу-Али ибн Сины (см. Таджикский медицинский институт); г. Душанбе

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Медицинский институт М3 Армянской ССР

Ереванский медицинский институт (см.); г. Ереван

Лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический

Медицинский институт М3 Туркменской ССР

Туркменский медицинский институт (см.); г. Ашхабад

Лечебный, педиатрический, стоматологический

Университеты, имеющие медицинские факультеты

Вильнюсский государственный университет им. В. Капсукаса, г. Вильнюс

Лечебное, педиатрическое, санитарно-гигиеническое отделения медицинского факультета

Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

Лечебный

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

Лечебный

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Лечебный

Тартуский государственный университет (см.); г. Тарту

Лечебное, педиатрическое, стоматологическое, фармацевтическое отделения медицинского факультета

Ужгородский государственный университет, г. Ужгород

Лечебный

Чувашский государственный университет им. И. П. Ульянова, г. Чебоксары

Лечебный

Якутский государственный университет, г. Якутск

Лечебный

Университет дружбы народов им. П. Лумумбы, г. Москва

Лечебный

Библиография: Ермаков В. В. Высшее медицинское образование в СССР, М., 1967; Исаков Ю. Ф. и Грачев С. В. Высшая медицинская школа на новом этапе, Сов. здравоохр., № И, с. 35, 1977; Ч и к и н С. Я. и др. Здравоохранение и подготовка врачебных кадров в СССР, М., 1980.

Советская система образования, как и до 1917 года, базируется вновь на трёх уровнях: среднее школьное образование (в том числе неполное или непосредственно рабочее профессиональное) образование; среднее специальное профессиональное образование, - это ссузы (техникумы); высшее (на базе полного среднего или среднего специального образования) - институты и университеты.

Были проведены мероприятия по преобразованию советской системы высшего образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения, в том числе вузы, были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР, а 4 июля 1918 года все вузы были объявлены государственными учебными заведениями.

3 июля 1918 года в Наркомпросе было проведено совещание по реформе высшей школы, собравшее около 400 делегатов от студентов, профессорско-преподавательского состава и других работников вузов, были приняты важные решения - принцип бесплатности получения высшего образования и демократизация состава студенчества, его пролетаризация [ .

2 августа 1918 года на основании материалов этого совещания Советом народных комиссаров был издан декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения». Этим документом всем трудящимся предоставлялось право поступления в любой вуз независимо от предыдущего образования. В число слушателей любого вуза мог поступить любой человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и пола без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании какой-либо школы. Плата за обучение в вузах отменялась. Данные правила начали применяться с момента подписания декрета

Вместе с декретом было принято постановление о преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства. При складывании конкурсной ситуации при приеме в вузы преимуществом пользовались студенты из рабочих и бедных крестьян, которым при поступлении выплачивалась повышенная стипендия.

Нагрудный знак выпускника университета СССР Большое внимание советское правительство уделяло созданию новых вузов. В 1918-1919 годах были созданы десятки новых учебных заведений - прежде всего в крупных промышленных центрах и союзных республиках. Так были созданы Уральский, Азербайджанский, Белорусский, Нижегородский, Воронежский, Ереванский, Среднеазиатский университеты и другие вузы. Университеты активно стали готовить преподавателей для вновь открываемых технических учебных заведений.
Одной из практических мер для активного получения трудящимися высшего образования стала организация подготовительных курсов для рабочих и крестьян, желающих поступить в вузы. На базе этих курсов в 1920 году были созданы рабочие факультеты (рабфаки). На рабфаке принимались слушатели из пролетариата и крестьянства, достигшие 16 лет, с целью дать им достаточный запас знаний для успешного поступления и обучения в вузе по необходимым советскому правительству специальностям. Поступление на рабфаки осуществлялись по рекомендации профсоюзов, фабрично-заводских комитетов, исполнительных комитетов и иных органов власти Плакат Алексея Радакова 1920 год

Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства, что отразилось в постановлении Совнаркома от 4 июня 1920 года «О высших технических заведениях». Обучение во втузах продолжалось 3 года и велось на основе практического изучения производственных процессов на предприятиях.

В 1923 году в вузах была введена и сохранялась до 1950-х годов плата за обучение. От платы освобождались военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, стипендиаты, Герои СССР (в том числе полные кавалеры ордена Славы) и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах.

В 1929 г. студентам технических специальностей было разрешено учиться заочно. Перечень таких специальностей был определен Постановлением СНК СССР от 29 августа 1938 года «О высшем заочном обучении», а также создавалась сеть самостоятельных заочных вузов.

В 1930 году вузы получали ведомственное подчинение и разделялись по отраслевому принципу, на основе факультетов крупных вузов создавались отраслевые институты. Научные подразделения выделялись в отдельные научно-исследовательские институты и получали ведомственное подчинение или включались в систему Академии наук.

Быстрое индустриальное развитие СССР требовало больше квалифицированных инженеров. Вместе с увеличением набора в вузы в 1936-1938 годах проводилось упорядочение их организации. Так, были введены единые учебные планы и программы, определена система штатных преподавателей, учреждена (восстановлена) система учёных степеней и званий, создавалась аспирантура. Защита аспирантами кандидатских диссертаций началась с 1934 года, а в 1944 году был создан Всесоюзный фонд диссертационных работ. Т.о., система высшего образования в СССР к этому времени уже сформировалась.

Личное внимание Сталин уделил строительству МГУ. Московский городской комитет КПСС и Моссовет предлагали построить четырёхэтажный городок в районе Внуково, где были широкие поля, исходя из экономических соображений. Президент Академии наук СССР академик С. И. Вавилов и ректор МГУ А. Н. Несмеянов предлагали построить современное десятиэтажное здание. Однако на заседании Политбюро, которое вёл лично Сталин, он сказал:

…этот комплекс для Московского университета, и не в 10-12, а в 20 этажей. Строить поручим Комаровскому. Для ускорения темпов строительства его надо будет вести параллельно с проектированием… Необходимо создать жилищно-бытовые условия, построив общежития для преподавателей и студентов. Сколько будет жить студентов? Шесть тысяч? Значит, в общежитии должно быть шесть тысяч комнат. Особо следует позаботиться о семейных студентах. В 1949 году обсуждался вопрос о присвоении имени Сталина комплексу МГУ на Ленинских горах. Однако Сталин категорично выступил против этого предложения ] .

Решение о строительстве МГУ было дополнено комплексом мер по улучшению всех университетов, в первую очередь в городах, пострадавших от войны. Университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик.

В 1958 году в СССР уже было 29 политехнических институтов, 30 машиностроительных, 27 гражданского строительства, 7 авиационных, 27 горно-металлургических, 18 транспортных, 15 электротехнических и институтов связи, 13 рыбной и пищевой промышленности, 10 инженерно-химических, 2 метеоролого- гидротехнических и 2 кораблестроительных.

На 1975 год в СССР действовали 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн студентов. По числу студентов на 10 тыс. человек населения СССР значительно превосходил такие страны, как Великобритания, Федеративная Республика Германия, Франция, Япония.

Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней было закреплено в Конституции СССР 1977 года (статья 45).

Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения.

В дальнейшем, после распада СССР, система образования уже независимой России подверглась реформированию в ходе либеральных реформ 1990-х годов.

Вы́сшее образова́ние в Росси́и - часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

XXI век характеризуется интеграционными процессами в образовании. В России создан Национальный фонд подготовки кадров , на который в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ возложены функции координации по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией, подписанной министрами образования 29 европейских государств в 1999 году. Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М.Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией в сентябре 2003 года, тем самым обязавшись воплотить в жизнь основные принципы болонского процесса. Это означает, что Россия получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса.

Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов бакалавриат - магистратура), введения еди(ных или легко поддающихся

Основные пункты Болонского процесса:

1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.

2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.

3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.

5. Содействие изучению общеевропейских проблем


С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования).

С 2005 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков .

С 2007 года шло ещё более существенное изменение структуры высшего образования. В 2009 году были приняты изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Ступени высшего профессионального образования заменялись его уровнями. Было введено два уровня высшего образования:

· бакалавриат;

· подготовка специалиста, магистратура.

Тем самым бакалавриат, подготовка специалиста и магистратура стали формально самостоятельными видами высшего профессионального образования (срок обучения в магистратуре, например, в связи с этим положением стал 2 года, а не 6). Но при этом (поскольку подготовка специалиста и магистратура стали одним уровнем образования) по получении диплома специалиста поступление на программу магистратуры стало рассматриваться как получение второго высшего образования.

Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции .

29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням).

Этот закон несколько разрешил образовательным организациям создавать на базе промышленных предприятий свои кафедры. в 2013-2016 годах в России только один «корпоративный университет» воспользовался этим правом и стал давать высшее образование - Технический университет УГМК в Верхней Пышме (Свердловская область) . Его создание было профинансировано тремя сторонами: Уральской горно-металлургической компанией, Уральским федеральным университетом им. Б. Н. Ельцина и правительством Свердловской области

В 2014 году при университете открыт Научно-исследовательский центр. В 2016 году Технический университет УГМК получил государственную аккредитацию по 8 программам бакалавриата, специалитета и магистратуры и набрал на первый курс выпускников средних школ.

Система высшего образования в Российской Федерации включает:

· федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

· организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

· федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

· организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

· объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [ .

К уровням профессионального образования - высшего образования с сентября 2013 года относятся:

· высшее образование - бакалавриат;

· высшее образование - специалитет, магистратура;

· высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

На программы бакалавриата и специалитета можно поступить на базе среднего общего образования, на программы магистратуры и подготовки кадров высшей квалификации - на базе высшего образования других уровней (не обязательно на бюджетной основе), для обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации необходимо наличие высшего образования - специалитета, магистратуры.

Уровневая система высшего образования в России строится с учетом отечественных особенностей и традиций.

Подготовка кадров высшей квалификации включает в себя программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, ассистентуры-стажировки.

По программам обучения в аспирантуре (адъюнктуре) одним из основных условий обучения, кроме получения образования, является подготовка диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Адъюнктурой называется аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС, МВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Также выделяются такие программы подготовки кадров высшей квалификации как:

· ординатура - система повышения квалификации врачей, имеющих высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование, в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

· ассистентура-стажировка -подготовка творческих и педагогических работников высшей квалификации, имеющих высшее образование в области искусств, [ .по творческо-исполнительским специальностям по очной форме обучения в вузах, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области искусствв В России существует 3 вида образовательных организаций высшего образования:

· университет -реализует образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), программы подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

· академия -реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности.

· институт -реализует образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, так же как и другие вузы, осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.

В рейтинг лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Самые высокие позиции у МГУ им. Ломоносова (114-е место), Санкт-Петербургского государственного университета (233-е место) и МГТУ им. Н. Э. Баумана (322-е место) . В международном рейтинге университетов Times Higher Education World Reputation Rankings (2015) МГУ занял 25-е место, а СПбГУ - 71-80-е места .

В академический рейтинг мировых университетов (ARWU, Шанхайский рейтинг), оценивающий степень качества мировых университетов исключительно в научно-исследовательской сфере деятельности и рассчитанный на академическое и экспертное сообщество, а также на абитуриентов и их родителей, в 2011 году попали два российских вуза - МГУ, занявший 77-е место, и СПбГУ, находящийся в рейтинге на позиции 301-400.

Кроме того, российские вузы входят в 200 лучших университетов мира по подготовке в следующих областях (согласно рейтингу QS): Физика; Математика; География; Экономика; Статистика; Социология; История; Философия; Лингвистика.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

*Чугунов Т.К. Высшее образование в СССР. Мюнхен: Издательство ЦОПЭ, 1961. С. 11.

ОБ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТОВ. Оказалось, что статистику, описывающую процессы открытия университетов в СССР, не так-то просто найти. Вернее, можно найти, но нечто дикое, как вот здесь.

К вечеру, умаявшись, я стал гуглить по словосочетанию "университет был основан в 19XX", подставляя каждый раз новый год. Результаты, на мой взгляд, довольно показательные. Вузы из представленного ниже списка были, в абсолютном большинстве своем, конечно, не "основаны", но "преобразованы из педагогического института", который существовал в городе с двадцатых-тридцатых годов. Очень мешали поиску "университеты", открытые в девяностых на базе советских политехнических институтов. Приходилось идти разбираться, и выяснялось, что, конечно, в советские времена этот университет был обязательно институтом. Естественно, что это были очень жестко разводимые термины - "университет" в советской номенклатуре никогда не смешивался с "институтом", но определения эти еще надо искать. Причем университеты были "государственные", иных быть не могло. Итак, "университет был основан в..."

Университеты Российской империи.

Москва и Санкт-Петербург.
Дерптский (1802), Виленский (1803), Казанский (1804), Харьковский (1804), Киевский (1834), Новороссийский (Одесса, 1865), Томский (1888), Саратовский (1909), Донской (Ростовский, 1915), Пермский и Нижегородский (или 1918?) университеты (1916).

Львовский университет (1661).
Черновицкий университет (1885).

Университеты СССР.

Тбилисский, Днепропетровский, Воронежский, Крымский (Таврический), Самарский, Иркутский (Восточно-Сибирский), Ташкентский (Туркестанский) университеты были основаны в 1918 г.
Ереванский, Бакинский, Латвийский университеты были основаны в 1919 г.
Уральский (Свердловск) университет был основан в 1920 г. Потом расформирован, в 1931 г. восстановлен.
Белорусский университет был основан в 1921 г.
Литовский (Каунас) университет открыт в 1922 г.
1923-1933, 1935-1939 – университеты не открывались?, зато во множестве открывались педагогические институты, ставшие основой третьей (1960-70-е) и четвертой (1990-е) волны университетов.
Узбекский университет (Самарканд) был основан в 1933 г.
Казахский (Алма-Ата) университет был основан в 1934 г.
Петрозаводский (Карело-Финский) государственный университет был основан в 1940 г.
В 1941-1944 гг. была война.
Ужгородский университет был основан в 1945 г.
Кишиневский университет был основан в 1946 г.
1947-56 – не было основано университетов?
Таджикский университет был основан в 1947 г.
Туркменский университет (Ашхабад) был основан в 1950 г.
Киргизский университет был основан в 1951 г.
Якутский государственный университет был образован в 1956 г. Дальневосточный (Владивосток, восст. 1920) - 1956 г.
Башкирский, Мордовский, Кабардино-Балкарский и Дагестанский университеты были основаны в 1957 г.
В 1958 г. не было основано университетов?
Новосибирский университет был основан в 1959 г.
В 1960-64 гг. университетов не открывали?
Донецкий университет был основан в 1965 г.
В 1966 г. университетов не открывали?
Калининградский, Cеверо-Осетинский (Владикавказ) и Чувашский (Чебоксары) университеты основаны в 1967 г.
Полоцкий университет был основан в 1968 г.
Cамарский, Гомельский и Красноярский университеты были основаны в 1969 г.
Калмыцкий (Элиста) университет, Ярославский и Краснодарский (Кубанский) университет основаны в 1970 г.
Тверской (Калининский) и Удмуртский (Ижевский) университеты были основаны в 1971 г.
Симферопольский, Сыктывкарский, Марийский, Чечено-Ингушский и Карагандинский университеты основаны в 1972 г.
Ивановский, Тюменский, Кемеровский и Алтайский университеты основаны в 1973 г.
Омский университет основан в 1974 г.
1975 – нет университетов?
Челябинский и Нукусский (Каракалпакский) университеты основаны в 1976 г.
1977 – нет университетов?
Гродненский государственный университет был основан в 1978 г.
Абхазский государственный университет (Сухуми) был основан в 1979 г.
Волгоградский университет был основан в 1980 г.
1980-89 – нет университетов?
1990 – Гуманитарный университет (Екатеринбург, негосударственный)
В 1990 г. в СССР был 71 государственный университет. В них обучалось 658 000 студентов («Народное хозяйство СССР за 1990 г.» стр. 221).
1991 г. – РГГУ etc.

Принято считать, что советское образование было гораздо лучше нынешнего. А еще есть миф, что оно было лучшим в мире. Разумеется, с этим можно поспорить, но в СССР были вузы, дипломы которых действительно «котировались». И порой не только в нашей стране…

Международные рейтинги вузов были введены только в 2003 году. Но выпускники престижных технических вузов Советского Союза традиционно пользовались спросом за рубежом.
После перестройки многие наши ученые и программисты смогли найти работу в крупных западных компаниях. Правда, сначала еще надо было умудриться попасть в «нужный» институт или университет.


Даже прекрасные знания тут порой не спасали. И дело не в том, что на престижные факультеты брали по блату. Существовал, например, негласный отбор по национальному признаку.
Так, евреев неохотно принимали на мехмат МГУ, в МВТУ им. Баумана, поскольку будущие специальности были связаны с «оборонкой», а евреи считались политически «неблагонадежными».
В МГИМО в первую очередь брали выходцев из «пролетарских» семей. Гуманитарное образование котировалось меньше, чем техническое или естественнонаучное, ведь в основе его2 лежала коммунистическая идеология.


Например, изучали творчество только тех поэтов и писателей, которые были идеологически «правильными». История преподавалась только в социалистической трактовке.
Впрочем, спросом пользовались специальности, связанные с иностранными языками. И неудивительно: ведь знание английского, французского, немецкого позволяло выезжать за рубеж.

Лучшие вузы СССР

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?
МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов.


Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР.
ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман.


На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.
МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ.
Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников.


Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.
МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны.
Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии.


В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева.
В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.
МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет.


Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов.
В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны.
Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.