Сочинение «Главные особенности художественно-философского мира Есенина. Художественный мир Есенина и Отголоски «есенинского мифа

Идея мира у Есенина двухчастна: «мир», чужой и опасный, и «дом» как его позитивный эквивалент, родной и теплый. Антиномия мир-дом характерна для всего творчества поэта. Однако уже в раннем творчестве «дом» помещается в контекст утраты, тоски, вины и раскаяния. Мотивы ухода и возвращения становятся ведущими. Но если уход реален, то возвращение - в будущем, в мечтах, в желаниях, а возможно ли оно реально? Ощущение христианского линейного потока истории все сильнее дает о себе знать, лирический герой отчетливо понимает свою включенность и в жизнь «мира». В поэмах 1917-1918 гг., создавая оригинальную утопию, Есенин изображает «землю, отразившую небо», хотя для себя поэт-пророк все же оставляет небо, взгляд на Инонию - это взгляд со стороны:

По тучам иду, как по ниве я,

Свесясь головою вниз.

Слышу плеск голубого ливня

И светил тонкоклювых свист.

В синих отражаюсь затонах

Далеких моих озер.

Вижу тебя, Инония,

С золотыми шапками гор.

Для Есенина этого периода дом - аналог космической упорядоченности, рукотворная модель космоса, и он связывает программу переустройства чуждого лирическому герою мира с идеей космоса-дома. «Туга по небесной стране посылает мя в страны чужие, - отвечает спрашивающим Козьма Индикоплов на спрос, зачем он покидает Россию», - замечает поэт в статье «Отчее слово». Эта же «туга» движет и лирическим героем в поэмах 1917-1918 гг.

Как же будет устроен новый дом-мир? Прежде всего, он будет свободен от смерти. Поиски земного рая не должны быть сопряжены с мыслью о необходимости земных страданий для достижения «Царствия небесного». Поэтому Есенин отказывается от искупления первородного греха жертвенностью Иисуса Христа. Вера для него не требует посредника между человеком и Богом. В поэме «Пришествие» Иисус бессилен и беспомощен:

…Из прозревшей Руссии

Он несет свой крест.

Но пред тайной острова

Безначальных слов

Нет за ним апостолов,

Нет учеников.

Отказ от крестных мук, от пути Христа - условие для того, чтобы вырваться из круговорота жизни, обусловленной смертностью человека, конечностью его бытия.

Муки повторяются снова и снова, а выхода нет и для Христа:

Опять его вои

Стегают плетьми

И бьют головою

О выступы тьмы.

Намеченный Христом путь отделил человека от Бога, поэтому «лестница к саду твоему без приступок», царство Божие недосягаемо:

Как взойду, как поднимусь по ней

С кровью на отцах и братьях?

Тянет меня земля,

Оцепили пески,

На реках твоих Сохну.

Есенин остро переживает двойственность человека: для него животное начало также актуально, как и духовное. И если христианская традиция основывается на идее вознесения сына Божия (по вертикали вверх), то у Есенина направление движения меняется и здесь - по вертикали вниз.

В поэмах 1917-1918 гг. формулируется призыв-молитва «сойди, спустись на землю, Боже»:

Холмы поют о чуде,

Про рай звенит песок.

О, верю, верю, - будет

Телится твой восток.

Н. Федоров считал, что к началу ХХ века человечество выбрало для себя зооморфные идеалы, поставило себе образцом зверскость, видимо, они оказали некоторое влияние и на Есенина. Поэтому «теления» и ожидает лирический герой в произведениях поэта этого периода. Конечно, нельзя утверждать, что он полностью отказывается от духовного начала, но хочет, чтобы одухотворенность перестала быть прерогативой неба, а была одухотворена и земля здесь и сейчас.

В своей концепции мироздания-дома поэт пытается совместить языческий космоцентризм с христианским антропоцентризмом, поставив человека в центр космогонических процессов. Есенин не принимает только Христа с его жертвенностью и добровольно принятым страданием, влекущим за собой смерть:

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

Не хочу воспринять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Стремление восстановить связь между человеком и Богом пронизывает поэмы 1917-1918 гг. Пророчество явления нового мира также отсылает к мифологической традиции:

Не хочу, чтоб умело хмуриться

На озерах зари лицо.

Я сегодня снесся как курица,

Золотым словесным яйцом.

Лирический герой чувствует себя творцом, сопричастным процессу обновления мироздания, но процесс этот также течет в направлении, противоположном ходу мировой истории - это некая попытка вернуться к началу творения и воссоздать мир, где боги и люди равны. Золотое яйцо является символом тайны сотворения мира у многих народов. Оно придает форму хаосу, предшествует возникновению жизни в первоначальной пустоте. В индийской мифологии один из сюжетов повествует о том, что Брахма производит на свет золотое яйцо, из которого и прорастает мировое дерево. Повторив путь творца, лирический герой становится сопричастным процессу миротворчества.

Особое место в мироздании занимает у Есенина образ Богоматери: это и Дева Мария, и Русь, и Великая Мать, и земная старушка-мать. В образе Девы Марии поэта привлекает «попрание» ею смерти. В отличие от Христа, ее «введение во храм» - не только духовное Воскресение: вслед за «успением», разлучением души Марии с телом, следует их чудесное воссоединение и уход воскресшего тела в Небо. Мать занимает центральное место во вновь сотворенном мире - Инонии, земном рае. Но именно в земном.

Поэма строится на разделении двух миров - мужского и женского. Для мужчин - небо, им присущи солярные символы. Даже явление нового пророка изображается как прорыв через земное к небесному. Лирический герой может спускаться на землю, свободно перемещаться вверх и вниз по вертикали, но все же его удел - небо.

Для женщины-матери - земля, чудесная Инония, отразившая небо, что подтверждается и цветовой символикой. Здесь синий цвет и его оттенки преобладают. Для обозначения «земного рая» поэт использует лунные символы, недаром время матери - вечер, ночь, когда зажигаются звезды. Звезда - многозначный символ, это и постоянство и защита, и знак девства Марии, и символ Мессии. Поэтому они и появляются в поэмах о пришествии нового Спаса и «видении» земного рая. Звезды - это зерна и пчелы, чем они также связаны с символикой Девы Марии, и не только плодородие, но и возрождение, реинкарнация, божественный дар жизни, продолжающейся и после видимой смерти, важен в символике зерна и пчелы для поэта. Эти символы вводят в поэмы мотив вечного возрождения и личного бессмертия. Нисхождение в землю - это только ступень к новым воплощениям, а земля-мать готова к постоянному деторождению. Зарождение новой жизни во тьме материнского чрева приобретает пластические формы, делая человеческое бессмертие реально достижимым, когда земля готовится к новому рождению - «по иному над нашей выгибью Вспух незримый коровий бог». Удел матери - земное плодородие дение сына, которому уготовано небо. Поэтому ее мир - место отдохновения, гармонии и покоя. Тот самый «рукотворный космос» - дом, желанный и недостижимый для лирического героя, по которому можно тосковать, но в который трудно возвратиться

М. Ю. Жилина

Образ рая: от мифа к утопии. Серия “Symposium”, выпуск 31.

СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.212-214


?Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. .2

I. Формирование художественного мира С. Есенина …………………..…...……6

1.1. Жизнь и творческий путь поэта…………………………………….6

1.2.Поэтика раннего С. Есенина ………………………………………...8

1.3 Проблематика поэзии С.Есенина. Общая характеристика …..…...15

II. Анализ и изучение избранных тем поэзии С. Есенина ……………..…….…20

2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина …………………………………20

2.2. Любовная лирика С. Есенина …………………………………….26

2.3. Философские мотивы лирики С. Есенина ………………………...36

Заключение ………………………………………………………………………... .42
Список использованной литературы …………………………………………..…44


Введение

«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это сочетание cлов, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый - по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
И в той, ещё до конца не изведанной стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён, мне наиболее близко и дорого творчество С. А. Есенина. Его стихи запали мне в душу, обогатили мою жизнь, оставили в сердце неизгладимый отпечаток. Я распахнул для себя дверь в поэтический мир Есенина, который постепенно окрасился в моём воображении в яркие цвета, обогатился разными оттенками и звуками.
Романтичная душа поэта всегда предельно открыта миру и людям. В своих стихах С. Есенин действительно «такой, как есть» - не прячется за придуманные маски, не воображает себя каким - нибудь другим. Стихи Сергея Есенина настолько близки нам, что кажутся своими, потому что он не учит, не считает себя умнее или важнее других. Все мы в молодости любим насмерть, страдаем невыносимо, тоскуем от одиночества, стихи его созвучны струнам нашей души.
Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи - магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-либо свое, приемлемое и любимое, и в этом тайна такого мощного воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова Н. Тихонова: «Есенин - это вечное».
Стихи Есенина - искренняя исповедь романтической души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. Она искренно и правдиво раскрывает поиски сложной души и сложной жизни поэта. По всей своей сути Сергей Есенин - лирик, и мы, конечно же, больше всего любим и лучше всего знакомы именно с этой стороной его творчества. Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с философским подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Мечты о человеческом счастье, боль от его отдаленности, недостижимости, непостижимости и хрупкости, сочувствие к человеку - это коренные свойства поэзии Есенина, возникшие в его ранних стихах, развитые и пронесенные через все творчество. И еще одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина - проходящая сквозь всё творчество тема любви: любви к родине, природе, матери, женщине, животным, деревне, людям, что и определяет бессмертность, всеохватность и проблематику его произведений.
В последние годы возрос интерес к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление познать такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно. В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина. Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами .
С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе «закрытых» авторов. Тем не менее, не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное – в истоках его таланта. А это значит, что данная проблема является актуальной и выбор этой темы моего исследования не случаен.
Исходя из этого, объектом данного исследования следует рассматривать творчество С. Есенина; предметом – изучение проблематики лирики С. Есенина.
Цель данного исследования – рассмотрение различных подходов к изучению лирики С. Есенина.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
? выявить, под влиянием творчества каких поэтов и литературных тенденций складывалось мировоззрение и поэтика раннего Есенина;
? изучить проблематику поэзии С. Есенина;
? проанализировать ведущие темы творчества С. Есенина (любовь, родина, философия);
? исследовать и изучить биографию писателя;
? выявить особенности поэтики С. Есенина.
Материалами для моего литературного исследования послужила поэзия С. Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта.
Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна. Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в своих произведениях, он рассказывает о себе. Но это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать дальше – в будущее…

Формирование художественного мира С. Есенина

1.1. Жизнь и творческий путь поэта
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в селе Константинове, Рязанской губернии, в крестьянской семье. Талант Есенина, его мировоззренческие искания, темы его творчества, эстетиче­ские пристрастия, его этика,- все это корнями уходило в детство.
С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. В расположенной напротив реставрировавшейся церкви доме бабушки по отцовской линии селились монахи и художники. Бабушка по материнской линии водила внука в монастырь за сорок верст! В ее доме собирались слепцы, странники, они пели духовные стихи - о рае, о Миколе, о Лазаре, о граде неведомом. Уже в ту пору Есенин узнал о земле обето­ванной, о непременном грядущем рае, об ином мире - и эти темы отзовутся потом в его творчестве. Есенин не был церковным человеком; в семье он приобщался к православию, на экзаменах в Кон-стантиновском земском училище по закону Божию и чтению на церковнославян­ском языке он получил пятерку, но по природе своей был «забиякой и сорванцом». Эта двойственность - стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность - выразилась в его лирике.
Семейные традиции были дополнены образованием Есенина. Окончив Кон-стантиновское земское училище, он продолжил образование в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. В нем была страсть - к чтению. К тому же он рано от­крыл в себе поэтический дар - писать стихи начал еще в земском училище.
В 1912 году поэт переехал в Москву, где служил у купца его отец. Это был юноша с развитым самосознанием. В молодом провинциале не было комплекса ученичества. Стремительно росла в нем вера в свои силы: конфликтует с хозяйкой конторы, в которой работает, конфлик­тует с отцом, который его содержит, работает в книжном магазине и увольняется оттуда: он поэт! стихи его прокормят! В 1913 году он устраивается на работу в ти­пографию- получает и финансовую независимость, и возможность читать: все, помногу и жадно. В том же году он начинает заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного универ­ситета им. А. Л. Шанявского.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году он едет в Петроград, знакомится там с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими поэтами. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов - «Радуница». Это была пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта.
В русскую поэзию Есенин входил как один из самых ярких поэтов крестьян­ского направления, сознанию и эстетическим вкусам которых были свойственны религиозная культура, влияние философии и поэтики литературных памятников православной мысли, включая литературу старообрядцев, влияние фольклора, со­средоточенность на судьбе крестьянства.
Короткое время Есенин служил в царской армии. Сотрудничал в эсеровских изданиях, напечатав в них поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония». В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступал как один из основателей группы имажинистов.
В 1919-1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Работая над драматической поэмой «Пугачев», весной 1921 года едет в Оренбургские степи, добирается до Ташкента. Стихи Есенина активно публиковались в журналах и коллективных сборни­ках, он стал одним из самых популярных поэтов России. Вышли сборники его по­эзии "Преображение" (1918), "Сельский часослов" (1918), "Голубень" (1918), "Трерядница" (1920), "Исповедь хулигана" (1921) и др. В 1922-1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Часто наведывался в родное Константиново, никогда не порывая с ним связи. В 1924-1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работая там с огромным подъемом и создав «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину», «Персидские мотивы».
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы - почти всегда настоящее художественное открытие. Пушкинская простота и прозрачность - вот идеал, который руководил Есениным в последние годы его работы.

1.2. Поэтика раннего С. Есенина

Рассмотрим, под влиянием каких поэтов и литературных тенденций складывались мировоззрение и поэтика раннего Есенина.
«Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов» («Автобиография»). Так начинался Сергей Есенин. И глаза, и уши подростка жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: вешние зори бешены! Рев вьюги, запах смолистой сосны, песня тальянки, копна, свежие и рыжие стога, горластые гуси и черная глухарка с ее заунывным карком... А ум и сердце еще только про­сыпались; нередко питаясь чужими, заемными мыслями и чувствами.
Начинающий сочинитель порой послушно, как пример­ный ученик, копировал образцы и писал как будто «под диктовку» классиков. По проторенным путям он шел чаще всего тогда, когда пытался выразить свои раздумья о жиз­ни, в которой замечал горе, нищету, несправедливость, со­чувствовал беднякам и несчастным, но не находил еще своих слов и образов. Таковы его минорные рассуждения о мужицкой «неволе, залитою вином и нуждой» («Тяжело я прискорбно мне видеть», «Деревенская избенка»), о судьбе поэта («Поэт»).
Не жизненные, а книжные впечатления лежат в основе многих ранних стихотворений Есенина, и по ним можно су­дить о его литературных пристрастиях: крестьянские поэ­ты - Кольцов, Никитин, Суриков (первого он считал сво­им учителем и «старшим братом»). Пушкин и Лермонтов («Из поэтов мне больше всех нравился Лермонтов и Коль­цов. Позднее я перешел к Пушкину»). Надсон, которым за­читывалась провинциальная демократическая молодежь; Л. Толстой с его идеями непротивления и человеколюбия («Кто людей, как братьев, любит и готов за них стра­дать» – «Поэт»). И хотя соотношение личного - увиденно­го и пережитого – и литературного складывается в началь­ных есенинских опытах не в пользу первого, все же не толь­ко от книг идет 15-16-летний автор .
Стихотворение «Вот уж вечер...» поэт продиктовал при подготовке «Собрания стихотворений» в 1925 году и обозначил как «самое первое». «Вторым» было помечено четверостишие «Там, где капустные грядки».
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
В отличие от первого стихотворения, лишенного мета­фор, перед нами поистине метафорическая россыпь: едва веришь, что ее «открыл» 15-летний подросток. Правда, есенинские образы основаны на фольклорных уподобле­ниях (солнце купается в небесном океане; заря-заряница пошла за водицей; маленькие детки сидят на поветке, как подрастут, так спрыгнут на землю - дуб и желуди), Но создать такую целостную природно-деревенскую -«па­нораму мира» мог только прирожденный художник, кото­рому в молодом деревце виделся детеныш-звереныш и ко­торый боялся, как бы лошади не выпили в реке лупу. Именно эта образность, выросшая из глубин народного миросозерцания, и ляжет в основу есенинской поэтики.
Своеобразие поэтического таланта Сергея Есенина впер­вые проявляется в пейзажных зарисовках и фольклорных стилизациях. Но и в них поначалу оригинальные находки уживались со стереотипами и заимствованиями, и рядом с «травным одеялом», «шелкопряными полями», с зарни­цей, распоясавшей «в темных волнах поясок» (позднее в «пенных струях»), появляются «голубые небеса» и «солн­ца луч золотой», пушкинизмы «вьюга злится», «снег мелькает, вьется», никитинское «принакрылась снегом». Срав­ните, к примеру, две «зари» в есенинских стихах 1910- 1912 годов: «выткался на озере алый свет зари» и «заго­релась зорька красная в небе темно-голубом» - яркий, свежий образ алой ткани, вытканной солнечными лучами, и привычная, расхожая метафора (ср. у Пушкина: «Горит восток зарею новой»).
Стилевая разноголосица ощутима даже в лучших есе­нинских стихотворениях той поры – «Сыплет черемуха сне­гом», «Выткался на озере...», «Хороша была Танюша...», «Матушка в Купальницу по лесу ходила». И это не уди­вительно: поэт наугад, на ощупь искал свою «тропу» в ис­кусстве («иду, тропу тая», – признавался он).
Молодой Есенин - нравственный максималист, он верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу. Христианин по мировоз­зрению, он воспринимал мир как единое целое, уверяя, что "все люди - одна ду­ша", что он может, как Христос, пойти на крест за благо ближнего.
Мотивы лирики С. Есенина начала 1910-х гг. - жертвенная миссия поэта, одухотворенная природа, богоизбранность крестьянина, за которого радеет Св. Николай Угодник.
В поэзии Есенина 1910-х гг. проявились особенности его стиля. Он выстраи­вал метафорические ряды вроде
«Дымом половодье
Зализало ил.
Желтые пово­дья
Месяц уронил»,
сочетая их с образами, в которых выражал непосредственные, точные значения. Он обратился к романсному стиху с характерной для него син­таксической простотой, законченностью фразы в границах строки:
«Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется, на душе светло».
Пристрастие к диа­лектизмам, от которого он вскоре отказался, не умаляло точности и строгости сти­ля.
Устная народная поэзия и непосредственные впечатления об окружающем мире (вначале о природе, потом о дере­венском быте) становятся основными источниками раннего творчества Сергея Есенина, помогая ему обрести свое поэ­тическое «я». И в первых же его стихах мы находим отзвуки самых популярных фольклорных жанров – песен и частушек, широко бытовавших в рязанской деревне. «Поющее слово», услышанное с детства, побуждало сочи­нять свои припевки и «прибаски», вроде тех, что пелись в народе. «Стихи начал писать, подражая частушкам». Позд­нее воздействие фольклора на его творчество было осозна­но поэтом как начальный толчок и «точка опоры», от ко­торых оттолкнулось и на которые опиралось его «песенное слово»: «К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя», «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки». С гордостью называя себя «крестьянским сыном», «певцом и глашатаем» деревни, Есенин вел свою поэтическую родословную от безымянных народных сказителей, гусляров, гармонистов и считал себя «младшим братом» Кольцова, создателя «русских песен». Любовь к фольклору, знатоком и собирателем которого он был, Есенин пронес через всю жизнь. Об этом расска­зывают его сестры, сами большие любительницы песен и прекрасные песенницы: «Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпе­вали. А то и он запоет с нами... Чаще всего русские на­родные песни - их Сергей любил до самозабвения» (из воспоминаний А. А. Есениной «Брат мой - Сергей Есе­нин»). О том, как молодой Есенин собирал и пел рекрут­ские песни, вспоминают его современники. А вот свидетельство поэта С. Городецкого, с которым сблизился Есенин, приехав в 1915 году в Петроград: «Не меньше, чем про­честь свои стихи, он торопился спеть рязанские «прибаски, канавушки, страдания» («О Сергее Есенине»). Публикуя в 1918 году собранные им частушки, Есенин привел не­сколько явно собственного сочинения - о поэтах-современ­никах.
Я сидела на песке,
У моста высокого.
Нету лучше из стихов
Александра Блокова.
Пляшет Брюсов по Тверской
Не мышом, а крысиной.
Дядя, дядя, я большой.
Скоро буду с лысиной.
И в своей поэзии С. Есенин часто использует песенные и частушечные сюжеты, мотивы, образы, видоизменяя и преобразовывая их порою до неузнаваемости. Так, в сти­хотворении «Хороша была Танюша, краше не было в селе» сюжет сначала развертывается, как в народных лирических песнях об измене милого: описание героев, затем их диалог, в ходе которого выясняется, что он ее разлюбил и женится на другой. У Есенина: «Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой».
В песне:
Я не гость пришел, не гостить к тебе,
Пришел, любушка, распроститеся,
За твою любовь поклонитеся,
Ты дозволь мне женитеся.
Такое же объединение песенного начала с частушечным видим и в другой ранней стилизации «Под венком лесной ромашки» (1911). С одной стороны, драматический мотив потери кольца как утраты любви, а с другой - игривый, прибауточный тон и комические подробности, сравнения..
Лиходейная разлука,
Как коварная свекровь.
Унесла колечко щука,
С ним-милашкину любовь.
В частушке:
Я с высокого комоду
Уронила кольцо в воду.
Мне такого не купить.
Первые фольклорные подражания Есенина были дале­ки от совершенства, им недоставало цельности и безыскусности народных песен. Но, начинающий поэт уловил не только многие формальные признаки народной поэзии, но и ее душевный настрой и такие ее харак­терные особенности, как одушевление природы, психологи­ческий параллелизм, «повествовательность» (внутренний мир героев раскрывается через их поступки - «А пойду плясать под гусли, Так сорву твою фату»).
Некоторые приемы и образы, воспринятые Есениным из частушек, станут частью его поэтического арсенала. Например, символика одежды: «я надену красное монисто, Сарафан запетлю синей рюшкой. Позовите, девки, гармониста, Попрощайтесь с ласковой подружкой» («Девичник», 1915), «Белая свитка и алый кушак, Рву я по грядкам зардевшийся мак» (1915), «Голубая кофта, Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал» (1925). Ср. «Красная рубашка, белые штаны - Надоел милашка хуже сатаны», «Голубая кофточка в талии не сходится. Полюбила я Ванюшу - гулять не приходится». Или образ тальянки - гармоники, то задорной, то тоскующей, то потерявшей голос. Родимый голос тальянки слышится поэту и в завывании метели, и в зеленом шуме весны («гармошка снежная», «тальянка веселого мая»). Так частушечный образ впитывает в себя личные чувства и настроения автора и входит в круг излюбленных есенинских образов.
А ритмы частушки войдут в поэму зрелого Есенина «Песнь о великом походе» и будут звучать в его стихах, написанных 6 и 8 - стопными хореями в форме двустишной парной рифмовки, - от «Заиграй, сыграй тальяночка» до «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» и «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело» (1925).
Таким образом, первым шагом в приобщении Есенина к истокам народного творчества и в поэтическом самоопределении было обращение к русской лирической песне и частушке и создание на их основе собственных произведений. Наряду с этим в ранней лирике С.Есенина ощутимо влияние традиций русской классической поэзии – на уровне тематики, проблематики и образной системы. Вместе с тем следует отметить, что близость к фольклорным истокам становится определяющей в формировании собственно есенинского поэтического голоса.

1.2. Проблематика поэзии С.Есенина. Общая характеристика

Все стихи истинного лирического поэта представляют собой единый поэтический мир, который про­низывают и скрепляют сквозные темы, мотивы, образы и детали.
Особую значимость в рассмотрении данного аспекта творчества С. Есенина имеет анализ его поэтического мировоззрения.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчест­ве» – так определил Есенин главную тему своей поэзии, тему сложную и многогранную. А судьбы России решались в огне классовых битв. Великая Октябрьская социалистиче­ская революция явилась поворотным пунктом в истории не только России, но и всего мира, определила как дальнейший путь развития целых стран и континентов, так и судьбу каждого человека, в том числе и Есенина. «Не будь револю­ции,- писал поэт,- я, может быть, так бы и засох на ни­кому не нужной религиозной символике или развернулся... не в ту и ненужную сторону».
Эти две темы «Родина – революция» в художественном мире Есенина неотделимы друг от друга, они становятся неразрывным диалектическим единством, с которым связа­ны все мысли, чувства и переживания поэта.
Несмотря на единство и целостность, образный мир Есе­нина постоянно изменялся под влиянием крупнейших со­бытий века - революции, гражданской войны, строитель­ства социализма в СССР. Шло трудное, порой мучительное постижение поэтом новой действительности, становление и развитие его реалистического метода.
Стремление к всеобщей гармонии, к единству всего су­щего - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Однако невоз­можность ее достижения на протяжении короткой челове­ческой жизни приводили поэта к трагизму, к временному разладу с самим собой и окружающей действительностью: диалектическое единство распадалось на свои противополож­ности.
С одной стороны, в 1922-1923 годах Есенин создает «Страну негодяев», где осознает неизбежность и необходимость революционных преобразо­ваний на селе; а с другой - в лице своего лирического героя этих лет он выражает подавленность целой группы людей в период НЭПа в «Москве кабацкой».
Единство поэтического мира Есенина приводило его к мысли о том, что все люди – «братья». А революция, четко обозначившая классовые противоречия, расколола, как думал Есенин, «единый» мир. К тому же цивилизация, которую несет революция (в его поэтической системе – «го­род», «железный гость»), «губит», по его мнению, живое («деревню», «поле»), отъединяет человека от первозданной природы, то есть опять же «раскалывает» единый мир. В этом суть противоречий Есенина 1918 – 1923 годов.
Стоит отметить, что на всем творчестве Есенина сказался его «крестьянский уклон», что определило выбор и характер художественных средств и приемов. Об этом свидетельствует идейно-худо­жественная эволюция поэта. Так, в 1914 – 1919 годы на­блюдается «двойственность восприятия мира» поэтом. В этот период наряду с реалистической картиной художествен­ного мира в его творчестве существовала и библейско-мифологическая.
Образный мир поэта объёмен и многомерен. Небо и зем­ля, по Есенину, соединены «Маврикийским дубом», «все­ленским» («небесным», «облачным») деревом («кедром», «вер­бой», «тополем»). Это «есть вечное, неколеблемое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов», то есть «словесное дерево».
Шумит небесный кедр
Через туман и ров,
И на долину бед
Спадают шишки слов.
Соединив в своем мире землю и небо с помощью такого мифического дерева, Есенин свободно «распоряжается» этим поэтическим пространством. Небо и земля в его худо­жественном мире соединяются также с помощью дождя, солнечных лучей, лунного и звездного света, деревьев, растущих на земле («Ели, словно копья, уперлися в небо») и т. д. Все земное устремлено ввысь: «Курит облаком болото», «Чахнет старая церквушка, В облака за­кинув крест».
В трактате «Ключи Марии» поэт несколько раз говорит о «браке земли с небом». Вот почему небо у него - это «го­лубая трава», «голубая пыль», «небесный песок», где растут деревья, бродят животные, а озеро на земле воспринимается как «синь, упавшая в реку», ибо «воздух и земля по отно­шению друг к другу - опрокинутость». Здесь же Есенин говорит, что «заставление воздушного мира земною пред­метностью» и обратное явление существовали еще в Египте, и это «тайна для нас не новая».
На земле прообразом мира у Есенина является дом, изба. В «Ключах Марии» поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и да­лекий мир подчинили себе уподоблениями вещам их крот­ких очагов... Красный угол, например, в избе есть уподоб­ление заре, потолок - небесному своду, а матица - Млеч­ному Пути». И потому у Есенина очень многие стихи связаны с домом, его составными частями.
Через все творчество Есенина проходит образ дороги, который связывает воедино все земные пространственные образы, соединяет пространство и время, образуя единый пространственно-временной мир:
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Дорога позволяет поэту увидеть другие города и страны, встретить разных людей («Хочу концы земли измерить»). Вот почему она занимает значительное место в его поэзии, помогает почувствовать движение, тече­ние жизни.
Художественное время в поэтическом мире Есенина так­же своеобразно и представлено довольно широко: это раз­личные образы мгновения, дня, ночи, месяца, года, века пли сезона (времени года) и т. п. Тут и седая древность («Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница»), и современность, связанные в едином временном потоке. «Дождь часов» питает «дни - ручьи», которые бегут в «ту­манную реку», несущую свои «воды» в вечный океан време­ни: «Все годы бегут в водоем». Время течет, плывет, бежит, безостановочно движется вперед, в вечность. Есенин задумывается и над такими категориями, как прошлое и будущее, сливая краткий миг человеческой жизни с вечным потоком мирового времени, истории.
Как и в реальной действительности, в поэзии Есенина время и пространство связаны с движением (вос­ход поливает красной водой капустные грядки, болото ку­рит облаком, ветер пляшет, мрак синим лебедем выплыл из рощи и т. д.). Поэтому говорить о статичности даже доре­волюционного есенинского мира, как утверждали некоторые критики 20-х годов, здесь не приходится. Речь может идти лишь о различном характере и неодинаковой степени и ди­намичности движения в до- и послереволюционной поэзии Есенина.
Несмотря на то, что есенинский дореволюционный мир многолик и противоречив, ему свойственны и такие черты, которые делают его единым. Это и пространственная узость, ограниченная «деревенской или небесной околи­цей», и медленное течение времени: «Грустно стучали дни, словно дождь по железу». У позднего Есенина ху­дожественное пространство становится более широким, объемным и многомерным, а время - более динамич­ным.
Поэтический образ времени, как отмечают исследователи, имел большое значение в творчестве и других писателей, например Маяковского: «...в изменении образа времени одного из центральных образов поэмы («Владимир Ильич Ленин») наглядно отразилось углубление мировоз­зрения Маяковского». Идеи В. И. Ленина, большевистской партии расширили и, главное, углубили поэтический мир Есенина, обострили его художническое зрение: «солнце-Ленин» по-новому осветило всю есенинскую поэзию. Те­перь «Русь - шестая часть земли», в которой поэт - «са­мый яростный попутчик» Советской власти.
Что касается дореволюционного творчества Есенина, то следует заметить, что значительное место здесь занимает образ семьи как основной ячейки челове­ческих отношений, он прослеживается на протяжении всего его творчества. Но с годами это понятие наполняется но­вым смыслом, его значение расширяется: «мир - Единая семья». После революции данная тема ис­следуется им более глубоко: любовь к матери и к женщине сливается с любовью к Родине. Но главное, поэт шире и глубже понимает и отражает социальные взаимоотношения, показывает классовое расслоение, борьбу «красной рати» с «белой».
Есенин по-новому воспринимает путь, который прошел русский народ, борясь за свое освобождение. Так возникла и сложилась идея «великого похода», объединившая в одно целое, в своеобразную «лирическую эпопею» почти все наи­более крупные произведения поэта, в том числе и создан­ные в ранний период. Мы сгребем дворян .
Что касается природной и социальной сторон действительности, отраженных в поэзии Есенина, то они связаны воедино образом человека, сущность которого всю жизнь занимала поэта. Так, в лирической драме «Пугачев» показана борьба, двух начал в человеке: доброго и злого. В этой борьбе побеждает первое начало, что закрепляется и развивается в поэме «Цве­ты» (1924), которую сам автор называл «философской вещью». Здесь поэт приходит к окончательному выводу о том, что человек по своей природе и историческому предназ­начению должен быть «цветком неповторимым», «который врос корнями в землю». Есенин воспевает не цветы вообще, а «красные цветы», которые ведут борьбу с другими цветами-людьми, «цветами-палачами», «цветами с кустов», оторванными от родной почвы.
В данном параграфе мы остановились лишь на некоторых основных проблемах и главных особенностях художественного мышления и поэтического мира С. Есенина. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что анализ лирики С. Есенина позволяет уяснить черты преемственности и самобытности и убедиться в ее целостности и единстве.
II. Анализ и изучение избранных тем поэзии С. Есенина

2.1. Тема родины в поэзии С. Есенина

Современники С.А. Есенина отме­чали, что сам поэт признавался, что «все его творчество - о России, что Россия - главная тема его стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом». И, действительно, он пронес эту тему через всю свою короткую жизнь, через все свои произведения. С юных лет поэт пишет о стране «березового ситца», шумных зеленых дубравах, необъятной небесной сини, о серебристой луне... Эта любовь к отчизне и в особом поэтическом мире природы. Мир природы наполнен красками, движением, звуком. Земля, небо, деревья и травы «говорят» на понятном поэту языке. Через конкретные образы родной природы передает поэт чувство безграничной любви к Родине.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся...» (1914). Есенин уже так умеет рассказывать о природе, что можно почувствовать слияние поэта с нею. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно «край любимый». А в нем - все прекрасно: резеда, вызванивающие ивы, болото, которое «курит», даже «гарь в небесном коромысле». Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу.
Интересно воспоминание о стихах Есенина артиста Качалова, который, находясь за границей, всегда возил с собой томик стихов своего друга: «Такое у меня было чувство, как будто я возил с со­бой... горсточку русской земли. Так явственно веяло от есенинских стихов родной землей».
В есенинских стихах 1914 года возникает обобщенный об­раз русской земли с ее бескрайними степями, отороченны­ми на горизонте лесом, с ее спокойными реками, лениво текущими в отлогих берегах: «Не видать конца и края - Только синь сосет глаза». Толчком к этому обобщению, возможно, послужила разлука с родимым краем, которая усилила любовь к нему и позволила окинуть взором всю Россию. Ведь «большое видится на расстоянье» – и в прямом, и в переносном смысле, как скажет впоследствии сам поэт.
Характерной особенностью стихов 1914-1917 годов является то, что вместе с природой прославляются патриархальные и религиозные начала в жизни дореволюционной России. В стихотворении «Той ты, Русь моя родная!» (1914), обращаясь уже ко всей стране, поэт задерживает свое внимание на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, «коротком спасе» в деревенских церквах; образы берутся из церковных книг и христианских представлений. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Молодой Есенин не избежал идеализации: рек­руты у него веселые, старики улыбающиеся, девушки лу­кавые; мирные пахари собираются на войну «без печали, без жалоб и слез».
Край родной! Поля как святцы,
Рощи в венчиках иконных.
Я хотел бы затеряться.
В зеленях твоих стозвонных.
Правда, в этих описаниях смиренной, благочестивой Ру­си столько искренности и непосредственности, что они по­рой превращаются в страстные гимны во славу отчизны.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
В есенинские песни о родине нет-нет да проскальзыва­ют задумчивые и печальные нотки, как легкое облачко грусти на безоблачно-синем небе его юношеской лирики: «Сердце гложет плакучая дума... Ой, не весел ты, край мой родной». «Плакучую думу» внесла в поэзию Есенина на­чавшаяся война, умножившая народные тяготы и горести. «Край ты мой заброшенный, Край, ты мой, пустырь», «горевая полоса», «печальные места» - так теперь описы­вает поэт родную сторону .
Родственные мотивы встречаются в стихотворении того же периода «Край ты мой заброшенный...» В строчках этого стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене и в то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность. Таковы стихотворения из цикла «Русь» (1914) и «Запели тесаные дроги» (1916), созданные под несомненным воздействием А. Блока. Тут, с одной стороны, возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия, выплескивается признание:
О Русь, малиновое поле, И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
С одной стороны, трагичный саван озер, «хижины хилые» и запахи ладана. А с другой - восторженная идеализация «добрых молодцев» и «мирных пахарей», сопровождаемая откровением:
Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что - разгадать не могу.
Любопытно, что чем безрадостнее воспроизводимые Есениным картины, тем сильнее у него привязанность к родимым далям.
Есенин не перестает славить «брозды милые», «березовую Русь», луговые песни. Во многих его дореволюционных стихах «дремлет Русь в тоске своей веселой» («Голубень» 1915) и светит поэту «в сердце» («О, пашни» 1917).
Шесть стихотворений и поэм поэт называет одним дорогим ему словом «Русь». Но каждое произведение дышит сыновней любовью к Родине. Так, в стихотворении «Я снова здесь в семье родной» (1915) он любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».
В то же время Есенин стремится передать ощущение всенародного горя не только в своих излияниях и описаниях деревен­ского быта, но и в картинах природы. Если в ранних стихах лирические концовки порой не, вытекали из детальных, красочных пейзажных зарисовок («Топи да болота», «синий плат небес» и хвойная позолота леса, теньканье синицы и скрип обоза, речные ракиты и косьба на лугу - и вдруг: «Край ты мой забытый!»), то в «Руси» есенинские пейзажи, не теряя своей живопис­ности, впитывают в себя драматизм событий и пережива­ний. Началась война - «грянул гром, чашка неба раско­лота, тучи рваные кутают лес», «машет саваном пена с озер». Люди с тревогой ждут вестей с «театра военных действий» (как тогда писали в газетах) - и природа пол­на мрачных предчувствий: «в роще чудились запахи ла­дана, в ветре бластились стуки костей».
Это был шаг вперед и в овладении поэтическим мас­терством, и в раскрытии темы родины, которая в отличие от предыдущих произведений не отягощена религиозной символикой и далека от безмятежной идилличности.
Отныне в творчестве Есенина на первый план выдвига­ются не исторические экскурсы, не бытовые сцены и не пейзажные зарисовки, а взволнованная дума о России: «Люблю до радости и боли Твою озерную тоску», «Но не любить тебя, не верить Я научиться не могу», «О сторо­на ковыльной пущи, Ты сердцу ревностью близка». С годами юношеская влюбленность в загадочную Русь сменится ощущением кровной духовной близости и сыновней преданности родине. Но образ Рос­сии навсегда останется овеянным дымкой печали, иногда светлой, умиротворенной, иногда мучительной, камнем ло­жащейся на сердце.
Россия! Сердцу милый край,
Душа сжимается от боли -
Уж сколько лет не слышит поле
Петушье пенье, песий лай.
(«Ленин», 1924)
Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. Поэт прощается с «прекрасной, но нездешней, неразгаданной землей и приветствует новую Русь – «буйственную», «от­чалившую», «воспрянувшую». В стихотворении «О верю, верю счастье есть» (1917) мы отчетливо слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовет Русь взмахнуть крылами, чтобы отправиться в неизведанный дальний полет.
Возникает ощущение грандиозности свершающегося на родной земле. Оно, это чувство, живет в «Иорданской голубице» и «Небесном барабанщике» (1918), где поэт называет Русь «отчалившей» и встре­чает «прорезавший тучи день».
Жизнь не дает покоя и умиротворения. Она ежечасно несет на родную землю неумолимые перемены. Надвигается страшный желез­ный гость, обдает стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь богу негде помолиться» («Возвращение на родину» 1924). Есенин проявляет сложное, противоречивое отношение к переме­нам в Отчизне. Такие стихотворения, как «Сорокоуст», «Исповедь ху­лигана» (1920), «Возвращение на родину» и «Русь советская» (1924), показывают сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны, поэт учится постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой - «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш». Грустна радость дальней­шего существования, В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далекой стороны».
Новый свет другого поколения не греет. И вот в «Руси советской» оформляются скорбные строчки монолога:
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец.
Язык сограждан стал мне как чужой.
В своей стране я словно иностранец.
С обра­зом Родины у Есенина слился образ самого дорогого человека - матери, и оттого переживания близости к ней обостряется необычайно. Таковы «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» (1924). В последнем поэт связывает с отчизной образ разлива, который ему дорог и любим. Поэт надеется на свое обновление, возрождение, на свое активное участие в новой жизни. По-пушкински он верит в то, что «она придет, желанная пора».
И до известной степени она действительно пришла для Есенина в последние полтора года его жизни. Он прославляет Русь советскую и ее героя, создавая лиро-эпические произведения: «Баллада о двадцати шести», «Песнь о великом походе», «Анна Снегина». Автор этих произведений стремится лучше разобраться в новой родной Отчиз­не, искренне хочет стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Об этом он пишет в торжественно - патетических «Стансах» (1924). Вновь признаваясь, что «более всего Любовь к родному краю» его «томила, мучила и жгла» Есенин заявляет:
Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном
В великих штатах СССР.
В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925) поэт начи­нает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне: Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны.
А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и ее лачугами, сохой и песней тележных колес.
Так развивалась тема Родины и природы в поэзии Есенина, оставаясь, однако, у него постоянной. Можно сказать, что все замечательное по искренности и душевности творчество Есенина было венком из песен, сплетенным Родине.

2.2. Любовная лирика С. Есенина

С самых ранних стихов в лирике Есенина в качестве одной из главных звучит тема любви. Первоначально она заявлена в произведениях фольклорно-поэтического, иногда стилизаторского ха­рактера, например «Подражание песне»:
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Здесь стилизованы все элементы стиха, и авторское «я» неизбежно воспринимается как традиционное «я» народной лирической песни.
Как светлы строки, в которых поэт сравнивает березу с любимой девушкой:
В стихах о любви, относящихся к 1918 – 1919 го­дам, обозначились уже чисто есенинские мотивы, сливающие воедино поэзию любви с поэзией природы, передающие высокую одухотворенность чувства и его целомудренность. Любовь - это естественное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Таково стихотворение «Зеленая при­ческа...», построенное на сравнении девушки с тонкой, заглядевшейся в пруд березкой, ее кос с ветвями, пронизанными лунным гребешком:
Зелена прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Один из ближайших друзей поэта, литератор Георгий Устинов, недаром писал, что элементы эротики совершенно отсутствовали в стихах Есенина. «Были, впрочем, такие элементы, - добавляет он, - но совершенно целомудренного, я бы сказал детски-целомудренного характера, вроде: «Отрок-ветер по самые плечи заголил на березке подол» или о той же березке и о пастушке: «За голые колени он обнимал ее». В таком духе, вероятно, должна была быть выдержана задуманная Есениным в начале 1918 года (но не­осуществленная) книга «Стихи о любви».
В рассмотрении данной темы следует обратиться к циклу стихов «Любовь хулигана».
Созданный в конце 1923 года, после возвращения Есенина из-за границы, цикл включает в себя семь стихотворений, в совокупности составляющих маленькую «новеллу»: «За­метался пожар голубой...», «Ты такая ж простая, как все...», «Пускай ты выпита другим...», «Дорогая, сядем рядом...», «Мне грустно на тебя смотреть...», «Ты прохладой меня не мучай...», «Вечер черные брови насупил...».
«Моделью» образа лирической героини послужила первая красавица камерного театра А. Я. Таирова Августа Лео­нидовна Миклашевская, сразу же пленившая Сергея Есе­нина. Однако сама Миклашевская была весьма холодна и сдержанна: она знала о недавнем разрыве Есенина с Дун­кан. И хотя цикл посвящен Миклашевской, тем не менее, он представляет собой тонкое художественное обобщение любовных переживаний поэта, в том числе и его глубоких раздумий о своей судьбе.
Каждое стихотворение здесь - своеобразный слепок с души поэта, а все вместе они представляют собой закончен­ный дневник, в котором просматриваются сплавы разно­родных чувств и переживаний, внешне несхожих друг с другом: это могут быть и воспоминания, связанные с образом Айседоры Дункан, и нахлынувшие чувства к Миклашев­ской. Таким образом цикл «Любовь хулигана» можно рас­сматривать как отход поэта от стихии «к
и т.д.................

Особенности мироощущения поэта С. Есенина

1. Источники вдохновения и образная концепция человека и мира. С.А. Есенин родился в рязанской крестьянской семье. Деревенский быт и фольклор был одним из важнейших источников его вдохновения. Но художественный мир и лирическое "я" поэта нельзя свести лишь к деревенской тематике. В своих произведениях поэт решает проблему личности и ее связи с миром, отношений между человеком, обществом и природой. Есенин создает в стихах образную концепцию человека и мира. Несомненно, что в ней нашли отражение и любовное отношение поэта к патриархальной Руси и фольклорные мотивы и символы, и восприятие поэтом нового времени.

2. Специфическая религиозность поэзии Есенина . Поэзии Есенина присуща специфическая религиозность. В целом ряде стихотворений перемешаны мотивы библейские, евангельские, церковно-житийные, фольклорные, а также языческие. Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба. Художественно-философское единство двух миров можно объяснить мифом о браке земли с небом. Вот почему земные жители у Есенина свободно общаются, с небесными: Микола "с земли гуторит с Богом /В белой туче-бороде". Марфа Посадница переписывается с Всевышним, лирический герой беседует с Божьей Матерью и т.д.

В поэтическом мире Есенина есть и небесное жилище — изба на небе. Это "золоченая хата", "божий" (или "райский") терем. На небесном престоле ("златой тучке") — Саваоф, Христос и Божья Матерь (стихотворения "Микола", "Сказание о Евпатии Коловрате" и др.). В 1914 — 1919 годах обе сферы есенинского мира — земная и небесная — взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной — обожествляется. Вот почему небо в художественном мире поэта — "голубая трава", "голубая пыль", "голубой ("небесный") песок", там растут деревья, пасутся "животные" (месяц, звезды, облака, тучи и др.), а вода на земле — это небесная "синь, упавшая в реку".

Природа у Есенина — эта божественный храм: в ней "ночных небес иконостас", звезды- "лампадки небесные", "хаты — в ризах образа", деревья — "монашки", ветер — "схимник"… Жизнь природного мира разворачивается как торжественное действо, где, например, "у лесного аналоя воробей псалтырь читает". Лирический герой "чует Радуницу Божью, ему кажется, что "схимник-ветер …целует на рябиновом кусту/ Язвы красные незримому Христу" ("Осень").

Небо и земля есенинского художественного мира соединяются Мировым древом. Этот мифологический образ, существующий у многих народов, в поэзии Есенина многозначен. Дерево, растущее от земли до неба, является и центром мира, и раем, и семьей, и человеком; вечным древом с различными плодами. На ветвях этого древа растут разные "плоды": солнце, луна и звезды, дни, ночи, думы, образы и слова. От того фольклорного вечного древа и берут начало самые главные, самые постоянные темы есенинской лирики. Образ девушки постоянно связан c березкой ("Зеленая прическа, девическая грудь! О тонкая березка, что загляделась в пруд?»). Образ души постоянно соотносится с весеннем цветением или осенним отцветанием, образ лирического героя с кленом или другим деревом.

3. Единство природного и человеческого мира. Мир в представлении Есенина — что-то вроде вселенской, республики, где перед вечностью все равны — люди, звери растения, воздух, вода и т. д. Есенину близок жанр пейзажной миниатюры. От непосредственного созерцания природы поэт переходит к философским размышлениям на "вечные" темы, а образы природы нередко метафорически передают душевные переживания лирического героя. Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен, в этом мире можно "как жену чужую, целовать березку", чувствовать родственную близость к лошади, собаке или корове. Корова может "разрыдаться", собаки узнают поэта по походке ("Я московский озорной гуляка…"), он жалуется им на свои душевные драмы ("Собаке Кочалова") и сочувствует их переживаниям ("Сукин сын").

4. Отношение к патриархальной Руси. Россия для Есенина — прежде всего древняя патриархальная Русь. "Железный гость" на полях — зловещий символ вторжения цивилизации в вековой быт старой Руси, несущий гибель. ("Я последний поэт деревни…"). В одном из стихотворений цикла "Сорокоуст" используется выразительная метафора, передающая драматическую коллизию города и деревни, как ее видел в то время поэт (эта метафора стала хрестоматийной: летящий по рельсам паровоз и не поспевающий за ним жеребенок: "Милый, милый, смешной дуралей,// Ну куда он, куда он гонится? // Неужель он не знает, что живых коней победила стальная конница?"). Хотя и "бедная, нищая Русь" вызывает боль лирического героя, но он не против того нового, что поможет и облегчит жизнь крестьянину. "Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям", — пишет поэт в одном из стихотворений.

5. Противоречивое отношение к Руси советской. Первоначально поэт принял Октябрьскую революцию ("Инония", "Небесный барабанщик". "Иорданская голубица" и др.). Но так как революция большевиков была по преимуществу пролетарской и индустриальной и на деле имела мало общего с утопией "мужицкого рая", тоска по "Руси уходящей" со временем одержала верх в сознании Есенина ("Русь советская", "Русь бесприютная", "Русь уходящая", "Спит ковыль. Равнина дорогая…").

Тема Родины в лирике С.Есенина

О чем бы ни писал Есенин, образ родного края, тема Родины всегда незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах, в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая.

Дайте Родину мою».

Конечно, тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для юного Есенина — это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об Отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство Родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

В его поэзии это видимое, все залитое березовым светом, вставшее рядом изб вдоль Оки пространство и есть огромная, без конца и края, Русь:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь слепит глаза.

Есенин с откровенной теплотой воспевает неповторимую красоту родного края. Он влюблен в бескрайние поля, леса, в свое рязанское небо, в полевые цветы. Он безмерно счастлив, потому что весь мир — для него. Для него цветут травы, дам него смеются озорные глаза озер, и даже звезды светят для него. И невольно из сердца на волю рвутся слова:

О Русь — Малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Какая безграничная любовь к природе! Но уже и тогда Родина видится ему не идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную, крестьянскую, Русь кануна Октября. В его стихах есть такие выразительные детали тяжелой мужицкой доли, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть»…

Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период Первой мировой войны: ее героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, уходящие на войну, девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты — русская боль!» — восклицает поэт.

Революционный Октябрь поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», — бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает полосу духовного кризиса, но не может понять, «куда влечет нас рок событий».

Обновление села представляется поэту вторжением враждебного «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, (Ст. «Сорокоуст») тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

С течением времени взгляд Есенина на жизнь, на мир стал шире. Если раньше Родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. «Я брат вам по крови», — обращается Есенин к грузинским поэтам. Он мечтает о тех временах, когда «по всей планете пройдет вражда племен», когда на земле будет один язык, и лишь «историк, сочиняя труд, о нашей розни вспомнив, улыбнется»… Но став пламенным интернационалистом, Есенин не утратил естественного для каждого чувства «того места, где он родился». Он утверждает: «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь». Любуясь «голубой родиной Фирдоуси», он ни на минуту не забывает о том, что «как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий».

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о «мужицком рае», неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть «Русь советскую», чувство интернационалистического единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце «любовь к родному краю» — такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.

Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Лирика поэта и сегодня жива его большой любовью — любовью к Родине.

Поэт крестьянской Руси

Где бы ни был Есенин, на какую бы вершину славы он ни поднимался, он всегда видел Русь крестьянскую, жил ее надеждами и с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села».

…..С течением времени С. Есенин, так радостно встретивший революцию как символ окончательного крестьянского освобождения от гнета помещика, стал задумываться над тем, что преобразования на самом деле дали народу. Водоворот общественных перемен пугает поэта. В стихотворении «Русь уходящая », раскрывая свою жизненную философию, поэт со всей определенностью утверждает:

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою,

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Далее он пишет о том, что ожидал большего улучшения в жизни мужиков. Простой народ радуется и малому: были бы ситец и гвозди, а уж хлеб и картошку вырастят сами. В этом стихотворении звучит настроение грусти, неудовлетворенности. За внешним согласием «задрав штаны, бежать за комсомолом» видна неприкрытая ирония. Она моментально была почувствована в официальных кругах. Именно поэтому в тридцатые годы С. Есенин будет долгое время запрещен. Его книги изымут из библиотек, а в критике появятся отрицательные отзывы.

По-житейски конкретно поднимается мучительный для С. Есенина крестьянский вопрос в стихотворении «Письмо от матери »:

Теперь сплошная грусть,

Живем мы, как во тьме.

У нас нет лошади.

Но если б был ты в доме,

То было б все,

И при твоем уме —

Пост председателя

В волисполкоме.

Тогда б жилось смелей,

Никто б нас не тянул…

Как видим, крестьянская доля остается тягостной. Семья деда С. Есенина до революции считалась довольно зажиточной. Национализация собственности и колхозное строительство действительно воспринимались как самое настоящее ограбление.

Сгусток противоречий и столкновений в деревне есенинской эпохи связан прежде всего с вопросом о земле. Поэт своими глазами видел не только довольных крестьян, получивших даровые угодья, но и людей, потерявших земли и поместья, изгнанных с родной земли и трагически переживавших это изгнание. С. Есенин понимал, что подобный передел был оплачен кровью. Эти события нашли отражение в поэме «Анна Снегина», с документальной тщательностью исторического очерка показавшей их глазами человека из народной среды, героя, выросшего в деревне и с детских лет знавшего ее.

Лирический герой не понимает многих перемен.

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен, —

утверждает поэт в поэме «Русь советская». В стихотворении «Я последний поэт деревни» с гибелью старого уклада он отождествляет собственную смерть, ощущая свои стихи и песни ненужными, устаревшими, понимая неотвратимость перемен.

Однако к 1925 году настроение поэта несколько меняется. Возможно, это было связано с заграничными поездками, в которых Есенин увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется уже двойственное отношение: продолжая любить родину, поэт в то же время проклинает ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

Наиболее трагедийное звучание разговор о деревне получает в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая.. » .

Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» открывается картиной мирно спящей природы:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

В стихотворении противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Ковыль — типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь — образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.

Во второй строфе произведения ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой:

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба- воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.

«Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» — утверждает в стихотворении автор.

В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенин прямо заявляет о том, что прогресс несет в себе разрушительное начало:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

Здесь и откровенная неудовлетворенность «новью», и безмерная усталость, стремление отгородиться от проблем и остаться жить в своем привычном мире деревенской природы и душевной гармонии. Пронзительно громко звучит в нем есенинский крик:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

«Я последний поэт деревни», — пишет С. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена уверенным и неотвратимым шагам бездушного технического прогресса:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

У С. Есенина была возможность уехать из России, отрешиться от всех проблем и зажить обеспеченной и беспечной жизнью за границей. Но он предпочел умереть, так как не мог жить вдали от своих лесов и полей, от прекрасных русских березок и от всего, что зовется родиной.

На небесном синем блюде Желтых туч медовый дым. Грезит ночь. Уснули люди, Только я тоской томим. С. Есенин Произведения Сергея Александровича Есенина - это его правдивый поэтический дневник, в котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания, ошибки и преодоление невзгод, целый художественно-философский мир поэта. Вначале - безмятежная жизнь глубинки, полная гармония с окружающей природой и восхищение ее красотой и бесконечностью. Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою, в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Но уже в ранние стихи поэта закрадывается боль, печаль и тревога за рядом живущих соотечественников - их заботы, труд, радости становятся темой его поэзии. Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну, Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Огромный и таинственный мир манит поэта, заставляет его покинуть родные места, искать судьбу в городе. Но вольнолюбивой душе поэта чужд этот мир с его спланированной застройкой, суетой окружающей жизни. Есенин томится в этих «каменных колодцах». В моей душе так было гулко В пеленках камня и кремней. На каждой ленте переулка Стонал коровий рев теней. Визжали дроги, словно стекла, В лицо кнутом грозила даль, А небо хмурилось и блекло, Как бабья сношенная шаль. Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в лица земляков, вслушивается в их немудреные речи. Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою обсуживают «жисъ». Хромой красноармеец с ликом сонным, В воспоминаниях морщиня лоб, Рассказывает важно о Буденном, О том, как красные отбили Перекоп. До боли знакомые места, но и они меняются, пусть не так быстро, как бы хотелось, но поступь времени не остановить. Поэт пугается и одновременно приветствует грядущие перемены. Эта действительность становится основной чертой зрелой поэзии Есенина. Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь,- Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь! С иными именами Встает иная степь. Жизнь продолжается, несмотря на все потери, кровь и несчастья. Временами поэт ужасается той дани, которую приходится платить народу, но ничто не появляется само. Любой прогресс имеет цену крови. Очень поэтично и образно говорит о себе и своем состоянии поэт в стихотворении «Русь уходящая»: Я человек не новый! Что скрывать? j Остался в прошлом я одной ногою, Стремясъ догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит оголь: «С советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...» Заслуга Есенина в том, что он пытается понять окружающие перемены, примириться с новой действительностью. Если эта «жись» устраивает народ, то поэт постарается понять и принять новую данность. Он счастлив, что...Избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Он поет о России, о любви, прошли сомнения и тягостные раздумья. Поэт в гуще событий и полон творческих планов. Отправившись на Кавказ, Есенин попал в необыкновенный поэтический мир. Все здесь мило сердцу. Очень легко работается, хочется осуществить многое. Любовь моя! прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути. Что для меня неповторимо. Неповторимы ты и я. Помрем - за нас придут другие. Но это все же не такие - Уж я не твой, ты не моя. Поэт мечтает объять весь мир, а сам понимает, что жизнь его бренна, как-то по-особенному чувствует приближение то ли зрелости, то ли конца. Свое чувство у Есенина к осени - в ней еще яркость красок, буйство цвета, и «половодье чувств», но Уже близок конец - неотвратима зима. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Поэт ощущает себя частью мироздания. Благословляет свой приход на землю, но понимает и закономерность ухода. Все мы, все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. В классической русской литературе поэзия Есенина не затерялась, а обрела свой голос и подобающее ей место.

  1. Новое!

    Чувство родины - основное в моем твор­честве. С. Есенин Сложное время начала XX века подарило русской (и мировой) литературе много замечательных поэтов, среди которых невозможно было не заметить С. Есенина. «Его поэзия есть как бы разбрасывание...

  2. Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее...

    Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. Есенин Сергей Александрович Есенин - самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился...

    Есенин ""Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни, жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы. И вера для него должна быть живая. Христианство не составляло исключения....

Сочинение на тему «Земное и небесное в художественном мире Есенина»

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.