Синтаксис как раздел грамматики центральная единица синтаксиса. Синтаксис. Структура простого предложения

Предмет и фундаментальные понятия синтаксиса. Термин «синтаксис» (от греч. syntaxis «составление», «построение», «порядок», «строй») употребляется в двух значениях: 1) синтаксический строй, особый ярус языка, включающий совокупность синтаксических явлений; 2) раздел грамматики, изучающий законы и правила построения связной речи в ее отдельных фрагментах.

Синтаксис в значении «синтаксический строй, особый ярус языка» соотносится с «объективно существующей системой синтаксических средств и правил их использования, находящейся в распоряжении говорящего коллектива», «непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом коммуникации: единицы других уровней языковой системы участвуют в формировании мысли и коммуникативном ее выражении только через синтаксис. В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта».

Как раздел грамматики синтаксис ориентирован на научное постижение синтаксического строя языка, правил построения речи. Объектом изучения в синтаксисе являются коммуникативные языковые средства разной сложности и составляющие их части через отношение к целому. Синтаксис характеризуется как «организующий центр грамматики».

Термином «синтаксис» в последнее время называют также подразделы, выделяемые внутри раздела «Синтаксис» (так, например, говорят о синтаксисе словосочетания, синтаксисе предложения и т.д.), и направления в синтаксической науке (структурный синтаксис, семантический синтаксис, функциональный синтаксис и т.д.).

Фундаментальными понятиями синтаксиса как науки о синтаксическом строе языка, о законах и правилах построения связной речи являются: «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория».

Названные шесть понятий – «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» – являются исходными, сквозными для синтаксиса, без них вряд ли возможно научное описание и осмысление синтаксического строя языка. Эти понятия тесно связаны между собой, поэтому характеристику любого из них можно дать только с использованием соотносительных понятий.

В данном введении понятиям «синтаксическая связь», «синтаксические единицы», «синтаксическая функция», «синтаксическое значение», «синтаксическая форма», «синтаксическая категория» дается самая предварительная, весьма абстрактная характеристика. Конкретное содержательное наполнение этих понятий, иначе говоря – своеобразное «восхождение от абстрактного к конкретному» при их интерпретации, будет осуществляться в ходе изложения содержания отдельных разделов синтаксиса.

Синтаксическая связь – это различного рода формальные и содержательные взаимоотношения компонентов отдельных фрагментов речи (см. раздел «Учение о синтаксической связи»). Так, например, в словосочетании медный самовар слова обнаруживают между собой связь как содержательную (прилагательное медный обозначает атрибутивный признак имени существительного самовар ), так и формальную (зависимое прилагательное медный формально согласуется с опорным именем самовар в мужском роде, единственном числе, именительном падеже).

Синтаксическая единица – это определенный фрагмент связной речи, характеризующийся разным объемом и обладающий в разной степени признаками целого, т.е. связной речи. Синтаксические единицы отличаются друг от друга структурно-строевыми, содержательными и функциональными признаками.

Бесспорными синтаксическими единицами являются словосочетание и простое предложение. В разных вузовских учебниках наряду с названными синтаксическими единицами выделяются еще и другие синтаксические единицы более высокого уровня – сложное предложение и сложное синтаксическое целое. В данной книге рассматривается также единица низшего уровня, называемая термином синтаксема.

Конститутивные синтаксические признаки каждой из названных синтаксических единиц отражаются в специфическом, свойственном только для нее триединстве «значение – функция – форма». Диалектическое триединство «значение – функция – форма» можно представить как комплекс вопросов «что? – для чего? – как?».

Синтаксическое значение – это абстрактное содержание, выражаемое в синтаксических единицах. Суть понятия «синтаксическое значение» можно выразить в вопросе «что?»: ЧТО обозначает, ЧТО выражает, ЧТО отражает та или иная синтаксическая единица?

Синтаксические единицы могут выражать различные синтаксические значения: определительные (атрибутивные), обстоятельственные различных типов (причинные, пространственные, целевые, временные, условные и т.д.), объектные различных типов (прямого объекта, инструментального объекта, адресатного объекта и т.д.), значение предикативности и др. Так, например, в словосочетании медный самовар выражаются определительные отношения, в словосочетании читать книгу – отношения прямого объекта и т.д.

Наиболее абстрактным синтаксическим значением, свойственным любому предложению, является предикативность, которая характеризует содержание предложения через отношение к действительности – либо как реальный факт, имеющий временную определенность (Дети играют в лапту; Дети играли в лапту; Дети будут играть в лапту ), либо как факт ирреальный вне временной определенности (Дети играли бы в лапту; Пусть дети играют в лапту ).

Для обозначения синтаксического значения используются и другие синонимические термины – «синтаксические отношения», «смысловые (содержательные) отношения», «синтаксический смысл».

Синтаксическая функция – предназначение, роль синтаксической единицы, синтаксических средств и категорий в речи, в коммуникативном акте, в построении коммуникативной единицы. Суть понятия «функция» можно выразить вопросом «для чего?»: ДЛЯ ЧЕГО служат синтаксические единицы, синтаксические средства и категории в речи? Так, словосочетание медный самовар предназначено быть материалом для построения коммуникативных единиц (ср.: На столе стоял медный самовар; Мы пили чай из медного самовара; Мать вышла во двор с медным самоваром в руках и т.д.). В составе предложения каждый из составных компонентов данного словосочетания выполняет функцию самостоятельного члена предложения, т.е. вписывается в позиционную структуру предложения. Важность понятия функции для синтаксиса отмечается многими современными учеными.

Понятия «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» содержательно довольно близки. Синтаксическое значение может создаваться за счет функционирования, поэтому речь может идти о функциональной семантике языковых единиц. С другой стороны, функция языковой единицы может определяться ее синтаксической семантикой, в таких случаях можно говорить о семантической функции.

Различие между понятиями «синтаксическое значение» и «синтаксическая функция» заключается в следующем: понятие «синтаксическое значение» направлено на внутреннее содержание синтаксической единицы, рассматриваемой обособленно, вне отношения к включающей конструкции; понятие же «синтаксическая функция» ориентировано на выявление роли синтаксической единицы в составе единиц более высокого уровня.

Функция и значение в одних случаях могут накладываться и быть изосемичными, в других случаях четко расходятся. Например: синтаксическое значение синтаксемы при школе – обстоятельственное места; в предложении же оно может выполнять разные синтаксические функции – как изосемичную функцию, т.е функцию обстоятельства места (При школе имеется сад ), так и неизосемичную функцию, например функцию несогласованного определения (Сад при школе очень ухожен ). Следует отметить, что во втором случае синтаксема при школе , будучи несогласованным определением, все же сохраняет свою внутреннюю пространственную семантику.

Синтаксическая форма – это понятие, обобщающее конструктивно-строевые признаки синтаксических единиц. Суть этого понятия выражается обобщающим вопросом «как?»: КАК построена, КАК организована в конструктивном плане синтаксическая единица? Структурные характеристики синтаксических единиц зависят от сложности строения последних.Чем сложнее синтаксическая единица, тем бόльшим набором структурных признаков она обладает.

К формальным, строевым характеристикам синтаксических единиц относятся, в частности, средства связи, представленные в синтаксической единице, синтаксически существенные способы морфологического или синтаксического выражения ее компонентов, структурные схемы (модели) построения синтаксических единиц и т.д.

Например, структурные признаки словосочетания медный самовар можно охарактеризовать следующим образом: это двухкомпонентное (бинарное) соединение слов, состоящее из опорного имени существительного самовар мужского рода, имеющего форму именительного падежа, единственного числа, и зависимого от него прилагательного медный , которое согласуется с опорным словом в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; связь компонентов выражается с помощью окончания прилагательного. Данное словосочетание построено по типовой структурной схеме AN, где А – знак-символ прилагательного (и других адъективных слов), N – знак-символ имени существительного. Синтаксическая форма выступает как носитель синтаксического значения и синтаксической функции той или иной языковой единицы.

Для характеристики различных сторон формальной устроенности синтаксических единиц могут быть использованы также понятия «синтаксическая структура», «синтаксическая конструкция», «структурная схема».

Понятия «синтаксическое значение», «синтаксическая функция», «синтаксическая форма» составляют в совокупности диалектическое триединство «значение – функция – форма», отражающее взаимосвязь и взаимодействие содержательных, функциональных и строевых признаков синтаксических единиц.

Синтаксическая категория – это понятие, обозначающее единство определенного синтаксического значения и совокупности многоразличных форм его выражения. Если исходить из того, что языковая категория – это «любая группа языковых элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства», то синтаксическую категорию можно определить как любую группу синтаксических элементов, выделяемую на основании общности каких-либо синтаксически значимых их свойств. А любая общность (однотипность) предполагает и наличие различительных свойств в объединяемых элементах. Так, например, синтаксическая категория модальности представляет собой единство синтаксического значения реальности/ирреальности и совокупности форм выражения этого значения (формы наклонения, интонация, частицы и др.); синтаксическая категория субъектности представляет собой единство синтаксического значения носителя предикативного признака и многоразличных способов его выражения: именительный падеж (Я чувствую озноб ), дательный или винительный субъекта (Мне холодно; Меня знобит ), творительный субъекта (Дом стоится плотниками ), личные окончания глагола(Люблю бродить по осеннему лесу ).

Сопоставительная характеристика синтаксических единиц. Следует отметить, что вопрос о количестве синтаксических единиц не получил однозначного решения ни в научной, ни в учебной литературе. В разных вузовских учебниках и пособиях количество синтаксических единиц колеблется от двух до пяти. При этом можно выявить разную степень признанности выделяемых синтаксических единиц. Если выделяются только две синтаксические единицы, то это обязательно словосочетание и предложение. Если говорится о трех синтаксических единицах, то, как правило, это словосочетание, простое предложение и сложное предложение. Если речь идет о четырех синтаксических единицах, то, безусловно, таковыми признаются словосочетание, простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое.

Логика движения мысли при выделении синтаксических единиц предполагает выявление еще и элементарной синтаксической единицы, из которой строятся словосочетания, а также – частично – и простые предложения. Такая элементарная синтаксическая единица получила терминологическое обозначение посредством понятия «синтаксема» (или «синтаксическая форма слова») и подробно описана в работах Г.А. Золотовой.

Учитывая сказанное, в нашей книге принята пятикомпонентная система синтаксических единиц: синтаксема, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Представим предварительную, самую общую характеристику пяти перечисленных синтаксических единиц.

Синтаксема (или синтаксическая форма) относится к первичным, элементарным единицам синтаксиса, из которых формируются и на которые членятся синтаксические единицы более высокого порядка – словосочетания и простые предложения: в шкафу, из страха, по закону, из глины, читать, бегу, человек, книги и т.д. Синтаксемы являются носителями элементарных синтаксических смыслов – субъектных, объектных, определительных, пространственных, причинных, целевых и других типов отношений. Систематизированный репертуар синтаксем как элементарных синтаксических единиц получил лексикографическое представление в Синтаксическом словаре Г.А. Золотовой.

Синтаксема – это единица, связывающая морфологию и синтаксис: она представляет собой морфологическую форму, рассматриваемую в синтаксическом ракурсе, т.е. как элемент синтаксических построений. Например, словоформе по болезни при ее рассмотрении сквозь призму синтаксиса приписывается причинное значение. В соответствии с этим значением, данная словоформа может функционировать в составе предложения как обстоятельство причины (Он не пришел на занятия по болезни ), как несогласованное определение с дополнительным причинным значением(За отсутствие по болезни не наказывают ). Как синтаксическая единица, синтаксема обладает собственными формальными признаками, синтаксическим значением (является носителем элементарного смысла), функциональными свойствами.

Словосочетание – это минимальная синтаксическая единица, в которой признаки связной речи представлены эксплицитно. Словосочетанием является грамматически оформленное посредством подчинительной связи соединение двух или более знаменательных слов, возникающее в результате распространения какого-либо опорного слова: синий платок, весело смеяться, берег реки. По своей форме и синтаксическому значению синтаксемы и словосочетания не могут выполнять коммуникативной функции, они участвуют в построении коммуникативных единиц и только в их рамках участвуют в процессе коммуникации. Поэтому синтаксема и словосочетание являются синтаксическими единицами д о к о м м у н и к а -т и в н о г о уровня. В рамках синтаксиса они выполняют н о м и н а т и в н у ю функцию, являясь наименованиями отдельных фрагментов обозначаемых в предложениях ситуаций.

К к о м м у н и к а т и в н ы м единицам (или к единицам коммуникативного уровня синтаксиса) относятся простое предложение, сложное предложение и сложное синтаксическое целое. Именно эти единицы по своему значению и строению предназначены выполнять коммуникативную функцию.

Простое предложение – это минимальная, монопредикативная коммуникативная единица, имеющая в своем составе одно грамматическое ядро, в котором выражается единая отнесенность всего содержания предложения к действительности. Например: Летучая известковая дымка парила над низинкой (Л. Леонов); В душном воздухе молчанье (Ф. Тютчев); Мне наскучило ждать (Н.В. Гоголь); В лесу было тихо и сыро (В. Набоков).

Сложное предложение – это коммуникативная полипредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются простые предложения, связанные между собой тем или иным типом синтаксической связи. Полипредикативность сложного предложения обусловлена тем, что каждое из простых предложений в его составе имеет собственную предикативность, представленную в его предикативном ядре категориями времени и наклонения, а все сложное предложение в целом выражает множественную отнесенность к действительности. Например: Солнце поднималось все выше и выше, равномерно озарялся город, и улица оживала… (В. Набоков); Молчание тайги и гор задавило бы людей, если бы не река – она одна шумела на всю округу (В. Шукшин).

Сложное синтаксическое целое – это минимальный фрагмент текста, состоящий из простых и сложных предложений, связанных между собой средствами межфразовой связи и объединенных общей микротемой. Например: Спор поколений – это закон жизни. Каждое новое поколение начинает с того, что оспаривает опыт предшествующего. Этот закон действует не только в широких общественных масштабах (К.Я. Ваншенкин).

Между названными пятью синтаксическими единицами – синтаксемами, словосочетаниями, простыми предложениями, сложными предложениями, сложными синтаксическими целыми – устанавливаются иерархические отношения последовательного вхождения друг в друга (при взгляде «снизу») и последовательного членения более сложных синтаксических единиц на простые до получения предела их членения (при взгляде «сверху»).

В пятикомпонентной системе синтаксических единиц простое предложение занимает центральное место. Это определяется прежде всего тем, что простое предложение представляет собой минимальную коммуникативную синтаксическую единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации. Кроме того, простое предложение – это своеобразная начальная точка отсчета для сложного предложения и сложного синтаксического целого (поскольку простое предложение участвует в их формировании) и конечная точка для словосочетания и синтаксемы (поскольку именно в его составе находят свое применение названные единицы). Центральность позиции простого предложения в системе синтаксических единиц обусловлена также тем, что именно на материале простого предложения строятся многие теоретические концепции предложения, разрабатываемые в рамках абсолютного большинства научных направлений в синтаксисе.

Структура синтаксиса как раздела науки о языке. Синтаксис как раздел грамматики имеет свою внутреннюю структуру. В данной книге синтаксис представлен как комплекс восьми разделов, каждый из которых объединен единством предмета описания:

1. Учение о синтаксической связи.

2. Синтаксис синтаксемы.

3. Синтаксис словосочетания.

4. Синтаксис простого предложения.

5. Синтаксис осложненного предложения.

6. Синтаксис сложного предложения.

7. Синтаксис предложения с прямой речью.

8. Синтаксис сложного синтаксического целого.

Первый раздел синтаксиса посвящен описанию синтаксической связи. Учение о синтаксической связи выделено в первый раздел, поскольку предметом синтаксиса является с в я з н а я речь и исходным понятием синтаксиса является понятие связи.

Разделы «Синтаксис синтаксемы», «Синтаксис словосочетания», «Синтаксис простого предложения», «Синтаксис сложного предложения», «Синтаксис сложного синтаксического целого» выделены в соответствии с типами синтаксических единиц.

Отдельный раздел составляет «Синтаксис осложненного предложения». Следует отметить, что осложненное предложение ни в одном из известных учебников по синтаксису не квалифицируется как особая синтаксическая единица. Однако осложненное предложение имеет свою теорию, собственную систему терминов, свои конструктивно-строевые, семантические и функциональные особенности, что позволяет поставить вопрос о возможности выделения соответствующего типа предложения в качестве особой синтаксической единицы.

Выделение раздела «Синтаксис предложения с прямой речью» обусловлено тем, что данный тип предложений по своим специфическим содержательным, конструктивным, функциональным свойствам не может быть безоговорочно включен ни в систему сложных предложений, ни в систему сложного синтаксического целого. В связи с тем, что предложения с прямой речью находятся в трансформационных отношениях с предложениями с косвенной речью, в этом разделе предполагается описание общих правил преобразования предложений с прямой речью в сложноподчиненные предложения с косвенной речью.

Примыкает к «Синтаксису» как разделу науки о языке «Пунктуация», входящая, наряду с «Орфографией» и «Графикой», в «Теорию письменной речи».

Синтаксис в системе языка. В сфере синтаксиса сосредоточены те языковые средства, которые непосредственно служат для общения и без использования которых общение не может быть осуществлено. Для оформления мысли недостаточно знания только слов, их форм, необходимо установить между ними связи, соотнести сообщаемое с действительностью.

Непосредственная связь синтаксиса с мышлением, общением определяет место синтаксиса в системе ярусов языка. В языке выделяются ярусы фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Синтаксис представляет собой высший ярус, «венчающий многоэтажное здание языка».

Как верхний ярус языка, синтаксис опирается на нижние ярусы. По мере продвижения от нижних ярусов языка по направлению к синтаксису накапливаются синтаксически существенные характеристики языковых единиц, категорий, явлений, изучаемых в «Фонетике», «Лексике», «Словообразовании», «Морфологии».

Синтаксическая сторона языка начинает изучаться в фонетике . Синтаксически ориентированным элементом фонетического строя языка является интонация. Интонационная оформленность – это необходимый признак любой коммуникативной единицы. Посредством интонации выделяются также коммуникативно существенные компоненты высказываний.

Синтаксис обнаруживает связи с лексикой . Синтаксические признаки лексических единиц учитываются при их коммуникативно ориентированной семантической классификации. Типовые значения лексических единиц предопределяют наиболее частотные типы их функционирования в составе предложения. Так, например, слова с темпоральным значением довольно часто функционируют в качестве обстоятельства времени: лето, зима, час, год, минута и др.: Через год он идет в армию; Они к нам приезжали прошлой зимой ; Через минуту прозвенит звонок . Слова с пространственным значением ориентированы на частотное функционирование в качестве обстоятельства места: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит; Около леса расположилась небольшая деревушка ; На лугу пасутся кони. Лексический фактор предопределяет также различное функционирование одинаковых морфологических форм. Ср.: подойти к столу (обстоятельство места) и подойти к вечеру (обстоятельство времени), говорить с волнением (обстоятельство образа действия) и говорить с другом (дополнение).

Характер лексических значений слов определяет их синтаксическую активность или пассивность. Синтаксически активные слова обладают сильными синтаксическими связями, или валентностями. Без реализации сильной связи синтаксически активные слова не могут функционировать в речи. Например, в словосочетании прибить картину к стене опорный глагол прибить требует обязательной сочетаемости со словоформами, отвечающими на вопрос что? и к чему? Слова с сильными связями называются релятивными. Количество релятивных слов в лексике языка велико. Распространение релятивных слов зависимыми словоформами в составе предложения, таким образом, обусловливается двумя факторами: а) необходимостью реализации их сильных связей и б) необходимостью представить информацию в наиболее полном объеме.

Слова синтаксически пассивные не требуют обязательного распространения (молчать, стол и др.). Они могут использоваться в составе предложения без распространителей, т.е. абсолютивно (ср.: Все молчали; В углу комнаты стоял стол ). Такие слова называются абсолютивными. Абсолютивные слова, использованные в составе предложения, могут быть распространены в целях расширения информации (ср.: В углу комнаты стоял большой стол с вазой ).

Синтаксис обнаруживает связи и со словообразованием . Синтаксически существенными словообразовательными признаками слов являются приставки в глаголах; они диктуют предложно-падежную форму зависимым именам: во йти в дом, до ехать до деревни, вы йти из комнаты, при бить к стене и т.д. Синтаксически ориентированным является транспозитивное словообразование, или так называемая синтаксическая деривация: смелый – смелость, ходить – ходьба, хождение. Этот тип словообразования осуществляет, например, формальный перевод признакового понятия в имя существительное и дает этому понятию возможность функционировать подобно понятию предметному; ср.: смелый охотник и Я поражен смелостью охотника.

Наиболее тесной является связь синтаксиса с морфологией . Морфология, изучающая части речи, их категории и формы, по сути служит синтаксису, все морфологические средства и категории предназначены для функционирования в предложении. Так, категории рода, числа, падежа служат для установления связи между словами в словосочетании и предложении. Глагольные категории лица и залога участвуют в конструктивной организации предложения (лицо глагола оформляет предикативное ядро двусоставного или односоставного предложения; залог оформляет активные и пассивные конструкции); наклонение и время оформляют категорию предикативности как основного, конституирующего признака предложения. Служебные части речи (союзы, предлоги, частицы), междометия и модальные слова обнаруживают свое истинное бытие только в сфере синтаксиса.

Таким образом, синтаксические свойства языковых единиц начинают изучаться задолго до раздела «Синтаксис».

Синтаксис

Функциональный синтаксис

Цели и задачи

Понятие о семантической структуре (пропозиции) и её соотношение с действительностью.

Семантическая структура (или пропозиция ) – самое общее исходное значение, связанное со знанием человека и выраженное в предложении. В состав пропозиции входят: предикат(соотношение действительности и мысли)+актант(действующее лицо), модификаторы(осложн. Компоненты, второстепенные члены предложения) и расширяющие элементы (функции предложения, вставные и вводные конструкции). Собственно пропозиция – это и есть выражение действительности, каждая из пропозиций – ее маленький кусочек.



Соотношение «действительность-ситуация». Способы выражения этого соотношения в высказывании.

Есть значение (семантический уровень, реалия, которую говорящий хочет выразить) и форма (языковой уровень, то, что он непосредственно говорит. Говорящий интерпретирует ситуацию по-своему исходя из своих коммуникативных способностей. Этим он выражает некое положение дел + его собственную позицию + самостоятельно отбирает подходящие (как ему кажется) языковые ситуации.

Действительность делится на реальный мир, виртуальный мир и внутренний мир человека.

Понятие о словосочетании.

Словосочетание – это сочетание знаменательных слов, построенное на основе однородной подчинительной связи, а, значит, в нем всегда есть главный и зависимый компоненты.

Сочетание из двух слов называется простым , сложное состоит их нескольких простых.

Между главным и зависимым компонентом есть три вида связей: атрибутивные (качественные или количественные признаки – прилагательные, числительные, причастия, наречия, инфинитив), объектны е (предмет, на который направлено действие, или орудие действия – существительные) и обстоятельственные (обозначает различные признаки действия – наречия, формы существительных).

Виды связи : согласование (зависимый уподобляется главному), управление (главному требуется определенная падежная форма) и примыкание (зависимое слово – неизменяемое).

Типы словосочетаний : глагольные, именные

Виды подчинительной связи в словосочетании..

Согласование, управление, примыкание.

Согласование - зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное: При изменении главного слова зависимое меняется вместе с ним. Может быть прилагательным, местоимением, причастием, числительным.

Управление - зависимое слово ставится при главном в каком-то определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

При изменении главного слова форма зависимого не меняется. Может быть существительным, местоимением, числительным.

Примыкание - зависимое слово является неизменяемой частью речи и связывается с главным только по смыслу и интонационно. Может быть наречием, инфинитивом, деепричастием, сравн. степ. прилагательного, притяж. местоимением.

Виды смысловых отношений в словосочетании. Понятие о синкретизме смысловых отношений в словосочетании.

Словосочетания бывают определительные, объектные, обстоятельственные.

Определительные словосочетания – предмет и его признак

Объектные словосочетания – действие и предмет, на который оно переходит

Обстоятельственные словосочетание – действие и его признак

Синкретизм в языкознании - объединение в одной формне нескольких содержаний, а синкретические формы могут трактоваться как полифункциональные (многозначные)

Так же синкретизм – в сумме грамматических значений.

7.Понятие о свободных и связанных словосочетаниях. Стилистически маркированные словосочетания .

Свободные выполняют в предложении функции разных членов предложения, разлагаются на отельные составляющие. Несвободные связаны фразеологически или синтаксически, вместе выполняют функцию одного члена предложения.

Стилистически маркированные словосочетания – сочетания, в своей форме содержащие отнесенность к какому-либо стилю. В словосочетании стилистическая маркированность создается за свет, например, инверсии. Или специфический лексики.

Вопрос о предложении в современном синтаксисе. Предложение как средство реализации коммуникативных пропозиций.

Предложение – это грамматически оформленная по законам языка интонационно-определенная единица речи, служащая главным средством формирования, выражения и сообщения относительно законченной мысли говорящего о действительности.

Суждения реализуются в предложениях. В одном предложении может быть несколько суждений. Одно суждение может быть выражено OVER NINE THOUSAND предложений. Плюс особая группа – оценочные суждения.

Подлежащее и особенности реализации в нем коммуникативной пропозиции.

Подлежащее – главный член двусоставного предложения, грамматически независимый от других компонентов предложения. Обозначает предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы кто? что?

Морфологизованной формой выражения подлежащего является именительный падеж существительного.

Подлежащее может быть выражено: существительным в им. пад, местоимением, числительным, инфинитивом, любой, способной субстантивироваться, частью речи, любой замещающей существительное частью речи, словосочетаниями.

Подлежащее – старое знание.

Особенности выражения коммуникативной пропозиции в сложном предложении.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененного состава.

Нерасчлененный тип:

Относится к слову или словосочетанию в главной части

Вид придаточной части задан главной частью

Союзы полифункциональные

Очень тесная связь между предложениями

Негибкие – только определительные.

Изъяснительные

Образа действия

Период и его разновидности.

Многочленное сложное предложение может быть особым образом организовано и представлять собой период (лат. periodos - круг; переносно - «закругленная», замыкающаяся речь). Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.

Предложения, построенные в виде периода, составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Периодическая речь характеризуется плавностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается большой полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется в художественной литературе и в ораторской речи (в публицистике).

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание тона вначале, затем глубокая пауза и понижение тона. В соответствии с этим первая часть периода называется повышением, вторая - понижением. Части периода построены по принципу параллелизма: в них, как правило, повторяются союзы, союзные слова, повторяются и порядок слов и формы глаголов-сказуемых. В больших периодах повышение и понижение могут прерываться паузами меньшей длительности, образуя члены периода.

В виде периода может быть построено многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью - протазисом (англ. protasis) и второй, заключающей, - аподозисом (англ. apodosis). Чаще всего перечисление однородных придаточных (с параллельной структурой) предшествует главной части (или главным). Например: Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, - то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.);

Последний период, кроме основного членения (на стыке повышения и понижения, который обозначен запятой и тире), имеет внутреннее деление на члены периода (см. части, разделенные точкой с запятой).

Сложноподчиненное предложение в форме периода может иметь и несколько иную организацию: одна придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление однотипно построенных главных:

Последовательность придаточных и главных в составе периода может быть и такой: придаточные (или одна придаточная часть) закрывают период, т.е. помещаются во второй части, в понижении

Периодическая речь может и не быть связанной с явлением парцелляции. Структурный параллелизм здесь - композиционная основа всего сложного синтаксического целого, в пределах большого контекста. И здесь четко вырисовывается строгий интонационный, ритмичный рисунок обычного периода - с повышением, глубокой паузой и понижением, с единообразным началом конструкций, являющихся членами периода.

Рассмотрение разных видов периода - в форме сложноподчиненного предложения, сложносочиненного, бессоюзного, в форме сложной синтаксической конструкции и даже сложного синтаксического целого - приводит к выводу, что период - это явление не столько структурно-синтаксическое, сколько композиционно-стилистическое, хотя некоторые специфические синтаксические качества, как особо организованной единицы, безусловно, ему присущи: это параллелизм строения частей, строгий порядок их расположения, совпадение форм основных сказуемых и их видо-временных планов, четкость и неизменность интонационного оформления. И все же поскольку период может представлять собой разные типы предложений и с точки зрения их структурно-семантической характеристики не составляет особого явления, то наиболее существенны его стилистическое свойства. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью, гармоничностью и музыкальностью и потому свойствен обычно речи приподнятой и экспрессивной, независимо от того, прозаическая она или стихотворная. Более того, периодическая речь, в силу своих ритмико-мелодических свойств, вносит и в прозу поэтическое или публицистическое звучание. Вот почему она особенно широко используется в поэзии, в поэтизированной прозе и в произведениях ораторского публицистического стиля.

Наличие у периода ярких стилистических качеств позволяет считать его стилистико-синтаксической фигурой. Многие поэтические произведения целиком построены в виде развернутого периода, который в таком случае используется как художественно-композиционный прием. Примером может служить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».

46. Основы русской пунктуации. Функциональные особенности русской пунктуации .

Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.

К «грамматическим» можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вводные слова, словосочетания и предложения; вставки; обращения; многие сегментированные конструкции; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие постпозитивные приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с распространителями, стоящие после определяемого слова или дистантно расположенные и др.

В любом тексте можно найти такие «обязательные», структурно обусловленные знаки.

Все знаки здесь структурно значимы, они ставятся безотносительно к конкретному смыслу частей предложений: выделение придаточных, фиксация синтаксической однородности, обозначение границы частей сложносочиненного предложения, выделение однородных деепричастных оборотов.

Структурный принцип способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки, поставленные на таком основании, не могут быть факультативными, авторскими. Это тот фундамент, на котором строится современная русская пунктуация. Это, наконец, тот необходимый минимум, без которого немыслимо беспрепятственное общение между пишущим и читающим. Такие знаки в настоящее время достаточно регламентированы, употребление их устойчиво. Членение текста на грамматически значимые части помогает установить отнесенность одних частей текста к другим, указывает на конец изложения одной мысли и начало другой.

Синтаксическое членение речи в конечном счете отражает членение логическое, смысловое, так как грамматически значимые части совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи, поскольку назначение любой грамматической структуры - передать определенную мысль. Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т.е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

На смысловом основании ставятся знаки в бессоюзных сложных предложениях, так как именно они в письменной речи передают нужные значения

Часто при помощи знаков препинания уточняют конкретные значения слов, т.е. смысл, заключенный в них именно в данном контексте. Так, запятая между двумя определениями-прилагательными (или причастиями) сближает в семантическом отношении эти слова, т.е. дает возможность выдвинуть на первый план общие оттенки значения, выявляющиеся в результате различных ассоциаций, как объективного, так подчас и субъективного характера. В синтаксическом отношении такие определения становятся однородными, поскольку, будучи сближенными по значению, поочередно относятся непосредственно к определяемому слову.

Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т.д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т.е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак - восклицательный В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации

Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в «идеальном», чистом виде, т.е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза), хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.

Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы (интонация).

Современная пунктуация представляет собой новый этап в ее историческом развитии, причем этап, характеризующий более высокую ступень. Современная пунктуация отражает структуру, смысл, интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и вместе с тем выразительно. Самым большим достижением современной пунктуации является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве. Как правило, интонационный принцип сводится к смысловому, смысловой к структурному, или, наоборот, структура предложения определяется его смыслом. Выделять отдельные принципы можно лишь условно. В большинстве случаев они действуют нераздельно, хотя с соблюдением определенной иерархии. Например, точка обозначает и конец предложения, границу между двумя предложениями (структура); и понижение голоса, длительную паузу (интонация); и законченность сообщения (смысл).

Именно сочетание принципов является показателем развитости современной русской пунктуации, ее гибкости, позволяющей отражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.

Функциональный синтаксис как раздел науки о языке. Цели и задачи функционального синтаксиса.

Синтаксис изучает правила организации и сочетания в высказывании.

Фонетический-морфологический-лексический-синтаксический-уровень текста-уровент культуры.

4 аспекта синтаксиса: формально-структурный (формы – простое, сложное, типы придаточных), семантический (структура формы и структура смысла, пропозиция), коммуникативный (актуальное членение речи) и прагматический (коммуникативная цель, средства построение высказывания).

Функциональный синтаксис рассматривает предложение сквозь призму функционирования языка в конкретных условиях и ситуациях общения. В Ф.С. рассматриваются случаи выражения одного смысла разными предложениями и наоборот. Ф.С. идет от значения к форме.

Значение и форма неразрывно связаны, и воспринимаются одновременно. Восприятие –психологический процесс, и воспринимающий вносит свое понимание. Говорящий тоже вносит свои смыслы.

Цели и задачи : Анализ от значения к форме; описание структур, выражающий категориальные значения.

Ф.С. неразрывно связан с пропозицией, потому что для него главное смысл, заложенный в предложение.

  • В) Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда
  • Вопрос 229. На какое количество групп разделяют действия, составляющие инцидент?
  • Второй раздел моего дипломного проекта – Электротехническая часть.
  • 1. Предмет синтаксиса. Понятие синтаксемы.

    2. Механизмы синтаксиса.

    3. Синтаксис словосочетания.

    4. Предложение и суждение.

    5. Признаки предложения.

    6. Структурный аспект изучения предложения.

    7. Коммуникативный аспект изучения предложения.

    8. Семантический аспект изучения предложения.

    1. Предмет синтаксиса. Понятие синтаксемы

    Синтаксис – это грамматическое учение о строе предложения, о синтаксической сочетаемости и функциях форм слов в речи. Он начинается там, где происходит соединение словоформ в конструкции. Сам термин «синтаксис» происходит от греческого слова, которое означает «строй», «построение», «порядок» или «устройство». Разделами синтаксиса являются: 1) синтаксис словосочетания, изучающий сочетательные возможности слова; 2) синтаксис предложения; 3) синтаксис текста.

    Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение, состоящие из двух или более компонентов, которые объединяются синтаксической связью, выражающей определенные структурно-семантические отношения.

    В последнее время стало очевидным, что должна быть выделена более мелкая синтаксическая единица, из которой строятся словосочетания. Она получила название «синтаксема». Синтаксема - это синтаксическая форма слова, участвующая в выражении того или иного синтаксического значения.

    Так, в предложении Я не пошла в театр из-за пуговицы компонент «из-за пуговицы» выражает синтаксическое отношение причины и может быть развернут в целое предложение: Я не пошла в театр, потому что у меня оторвалась пуговица.

    Словоформа «ночью», которая содержит три граммемы (тв. пад., ед.ч. и ж.род), может передавать синтаксические отношения времени и объекта.

    Например: проститься ночью – время (когда была ночь) и любоваться ночью – объект.

    Следовательно, эта словоформа в синтаксисе становится синтаксической формой, способной передавать синтаксические отношения, становясь при этом синтаксемой.

    Таким, образом, синтаксема – это мельчайшая, далее не делимая единица синтаксиса, т.е. конкретная синтаксическая форма слова, которая участвует в выражении синтаксических отношений. Она выступает и как носитель элементарного смысла, и как конструктивный компонент более сложных построений, может употребляться самостоятельно, например, в качестве заголовков («У моря») или в качестве распространителей.

    2. Механизмы синтаксиса

    Синтаксис сам является механизмом, управляющим комбинированием знаков при формировании высказывания. Описать синтаксический механизм – значит, определить единицы, составляющие комплексы языковых знаков, и установить правила их комбинирования.

    Синтаксический механизм функционирует благодаря наличию классов слов (их категорий); сами же категории (классы слов) формируются на основе комбинаторных возможностей единиц.

    Учение о синтаксических связях слов – важнейший раздел синтаксиса. Связи слов определяются их валентностью, которая является основным механизмом синтаксиса.

    Валентность (от лат. «сила») – это способность слова сочетаться с другими словами. Связь слов в словосочетании и предложении – это реализованная потенциальная валентность, которой обладают лексические единицы в системе языка.

    Каждое слово по своему значению предполагает или «открывает» пустые места для своих «партнеров». Валентность, таким образом, - это свойство слова или формы слова называть или предполагать рядом с собой в определенной ситуации определенного «партнера». Валентностей столько, сколько «партнеров» необходимо назвать, чтобы корректно интерпретировать слово или форму слова.

    Например, глагол арендовать имеет пять валентностей: 1. кто арендовал, 2. у кого арендовал, 3. что арендовал, 4. на сколько (на какой срок, какое время), 5. за сколько (за какую сумму). Если убрать 4-ую валентность (на время), то ситуация аренды трансформируется в ситуацию купли-продажи; если отбросить 5-ую (деньги ), будет представлена ситуация «одолжить – взять взаймы»; если убрать 4-ую и 5-ую вместе – «кража» или «ограбление».

    Валентность определяется с опорой на лексическое толкование слова. Так, семантика глагола «посвящать» обусловливает наличие трёх валентностей; употребляя его в речи, мы обязательно заполним три места для его «партнеров»: кто? что? кому? – Поэт посвящает стихи женщинам.

    Различают обязательную и факультативную валентность. Например, глагол «рубить» трехвалентен. При сочетании его с существительным в именительном падеже (человек рубит) реализуется одна из обязательных валентностей (кто) и соответственно устанавливается одна связь; в случае его употребления с другой синтаксемой – существительным в винительном падеже (рубит дерево) – реализуется вторая обязательная валентность и устанавливается вторая связь. А при сочетании с синтаксемой «существительное в творительном падеже» (рубит топором) реализуется третья (факультативная) валентность и устанавливается третья связь, то есть предложение «Человек рубит дерево» семантически завершено.

    В предложении «Он взял книгу у соседа» глагол «взять» реализует обязательную валентность, связанную с его переходностью, (что? - книгу) и факультативную валентность – у соседа .

    Слова, которые заполняют валентности, называются в современном синтаксисе актантами (действующими лицами или предметами). Актанты соответствуют подлежащему и дополнению в традиционном синтаксисе. Зависимые же слова, не заполняющие никакой валентности, получили название «сирконстантов », и в традиционном синтаксисе они соответствуют обстоятельствам. Так, в предложении «Анна позвонила мне только вечером» актантами являются слова Анна и мне , сирконстантом – вечером .

    Количество валентностей у лексических единиц может быть различным. Есть слова авалентные (смеркается, морозит), одновалентные (спать, летать) и много -, то есть двух-, трех-, четырех-, пятивалентные.

    Валентностью обладают и формы слов. Например, инфинитив читать имеет одну валентность: читать что (книгу). А форма прошедшего времени читал получает дополнительную валентность, ограничивающую время действия (когда), именно поэтому нельзя сказать «читал завтра».

    К механизмам синтаксиса относится также закон семантического согласования. Сравним предложения.

    (1) Он приехал к нам летом.

    (2) Он приехал к нам за лето…

    Ясно, что предложение (2) семантически не завершено. Синтаксема «за лето» должна быть согласована с единицами, указывающими на количество приездов:

    Он приехал к нам за лето всего один раз.

    Или (1) За все лето он работал всего один месяц.

    (2) С каждым днем он работал…

    Предложение (2) семантически не завершено. Синтаксема «с каждым днем» должна быть согласована с указанием на постепенность становления чего-либо: С каждым днем он работал все лучше и лучше (все больше и больше ).

    На основе валентности возникают сочетания слов, вступающих в иерархические отношения, когда главный компонент присоединяет к себе зависимые.

    Однако в языке широко распространены и другие типы связи слов, когда отношения между ними характеризуются равноправием.

    3. Синтаксис словосочетания

    Формирование словосочетаний является результатом распространения различных знаменательных частей речи (глаголов, существительных, прилагательных и наречий). Например:

    (2) езда верхом;

    (3) полный злобы;

    (4) светло от солнца.

    Эти словосочетания характеризуются односторонней связью и называются подчинительными. В них четко выделяются главные и зависимые компоненты: в (1) главное слово – читать , во (2) главное слово – езда , в (3) главное слово – полный , в (4) главное слово – светло .

    Соответственно зависимыми будут: книгу, верхом, злобы и от солнца .

    В зависимости от характера главного компонента выделяются словосочетания глагольные , субстантивные (главное слово - существительное), адъективные (главное слово - прилагательное) и наречные , или адвербиальные.

    В элементарном словосочетании, состоящем из двух компонентов, выражается определенное синтаксическое отношение, связанное с семантикой падежа. Так, в русском языке в глагольных словосочетаниях с творительным падежом могут быть переданы следующие синтаксические отношения: 1. резать ножом – орудийное; 2. гордиться сыном – эмоционального объекта; 3. выть волком – сравнительное; 4. ехать лесом – локальное (место); 5. ехать ночью – временное и другие.

    В зависимости от способа связи компонентов словосочетания выделяют сочинительные (равноправные), подчинительные (субординативные) и предикативные (взаимонаправленные) словосочетания.

    К сочинительным словосочетания относятся те, которые связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией.

    Например: вчера, сегодня, завтра; мать и дочь; не то дождь, не то снег; вооружен, но не опасен; институты или университеты . В этих словосочетаниях ни один из компонентов не зависит от другого.

    К подчинительным , субординативным словосочетаниям относятся такие, компоненты которых могут быть связаны тремя способами: управление, согласование и примыкание. Но каким бы из этих способов они ни были связаны, всегда один компонент подчиняет себе другой.

    Управление – это способ оформления подчинительной связи, при котором главный компонент требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, при этом изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого: резать хлеб, слыть чудаком, подарок отцу .

    Согласование – это способ оформления подчинительной связи, при котором зависимое слово повторяет грамматические формы главного: синее небо, синяя лента, синий флаг.

    Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимый компонент присоединяется к главному без изменения своей грамматической формы. Это смысловая связь компонентов, которая не имеет формального выражения: вышивать красиво, ехать верхом, кофе по-турецки, ехать молча.

    Все словосочетания служат строительным материалом для предложения и могут быть вычленены из него при синтаксическом анализе.

    Классификация словосочетаний

    I. По количеству компонентов:

    1) простые (двучленные) - купить стол;

    2) сложные, включающие большее число компонентов - рассказывать сказку тихо;

    II. На основании принадлежности главного слова к той или иной части речи:

    1) субстантивные важные новости

    3) адъективные очень важный

    4) адвербиальные (наречные) очень важно

    5) местоименные любой из них

    III. По характеру смысловых отношений между компонентами:

    1) атрибутивные (определительные) красный бант

    2) объектные купить масло

    3) обстоятельственные встать рано

    4. Предложение и суждение

    Синтаксема и словосочетание, оставаясь предметом синтаксиса, все-таки не являются основными его элементами. Основным предметом исследования в синтаксисе стало простое предложение. Ни один человеческий язык не обходится без простого предложения. Предложение – это основная единица коммуникации вообще. Сущность его во всех языках мира заключается в развертывании признаков предмета сообщения.

    Предложение – многоаспектная единица языка. При его анализе необходимо учитывать логический, структурный, коммуникативный и семантический аспекты.

    С точки зрения логико-ориентированного подхода к изучению предложения задача состоит в том, чтобы понять, как суждение, то есть форма мысли, которая либо что-то утверждает либо что-то отрицает, отражается в логической структуре предложения; как построения в языке отражают соотношения между предметами, их свойствами и качествами. Этот логико-ориентированный аспект был взят на вооружение в европейской научной традиции.

    Мысль всегда двучленна. Структура суждения, в которой материализуется мысль, как правило, состоит из субъекта, предиката и связки, которая не считается членом суждения. Субъектом суждения является то, о чем идет речь. Он может быть не выражен словесно, не вербализован. Предикатом является утверждающая нечто об этом предмете часть суждения, из которой мы получаем новое знание о предмете, о его признаках.

    Предложение как форма выражения и существования суждения, однако, не тождественно ему. Оно имеет свою специфику.

    Не всякое предложение может выражать суждение. В вопросительных и побудительных предложениях ничего не утверждается и не отрицается. Кроме того, одно и то же суждение может быть выражено разными предложениями: Весна в этом году ранняя. Какая ранняя в этом году весна!

    Структура суждения универсальна, а структура предложения обусловлена спецификой грамматического строя конкретного языка.

    Предложение, таким образом, является не столько выражением суждения, сколько выражением его интерпретации. Говорящий, воспринимая какую-либо ситуацию в окружающей его действительности, соединяет в своем сознании предметы мысли для отображения и интерпретации в языке этой ситуации.

    Акт соединения предмета мысли и каких-либо его признаков получил название «предикация». Понятие предикация было введено в науку о языке еще в античности. Признак, приписываемый субъекту речи, называется предикативным, или предикатом (от позднелатинского praedicatum – «высказываемое», «сказанное»). Во многих языках этот термин был использован для обозначения главного члена предложения. В русском языкознании принят термин «сказуемое».

    Лекция 1 Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса

    План лекции:

    1) предмет изучения синтаксиса современного русского языка;

    2) из истории синтаксической теории;

    3) способы выражения синтаксических отношений.

    Синтаксис - раздел грамматики, изучающий строй связной речи. В нем изучаются те законы связи слов, которые дают возможность языку осуществлять коммуникативную функцию. В отличие от других ярусов /уровней/ языка, синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом общения. Единицы других уровней /фонетики, лексикологии, словообразования, морфологии/ участвуют в процессе формирования и выражения мысли только через синтаксис.

    В этом специфика синтаксиса как реального явления и как научного объекта, этим определяется его роль как «организационного центра грамматики» /акад. В. В. Виноградов/.

    Синтаксис взаимосвязан с другими разделами языка, так, например, его связь с фонетикой проявляется в том, что все единицы синтаксиса имеют звуковую оболочку, предложение как единица синтаксиса равно, по сути, такой единице фонетики, как фраза, синтагма = словосочетанию.

    Самое тесное взаимодействие существует между синтаксисом и морфологией: члены предложения как синтаксические категории выражаются частями речи - категориями морфологии.

    В истории синтаксической теории сложилось несколько точек зрения на предмет синтаксиса:

    1) в качестве предмета синтаксиса рассматривается предложение, так как только предложение выполняет коммуникативную функцию. Сторонники этой концепции - акад. Буслаев Федор Иванович, Шахматов Алексей Александрович, школьные учебники до 1967 г.;

    2) в качестве предмета синтаксиса рассматривается только словосочетание. Сторонники этой точки зрения на предмет синтаксиса - Фортунатов Филипп Федорович, Петерсон Михаил Николаевич, Пешковский Александр Матвеевич /первый из них акад. Петербургской академии 19 в., два последующих ученых – профессора МГУ;

    3) в качестве предмета синтаксиса изучаются словосочетания и предложения. Этой точки зрения придерживаются акад. Виноградов Виктор Владимирович, Шанский Н. М., Шведова Н. Ю., авторы современных школьных учебников.

    На наш взгляд, первая и вторая точки зрения на предмет синтаксиса являются слишком категоричными:

    б) в русском языке очень много однословных предложений: Зима. Светает. Читаю, и т.п. С другой стороны, мы не можем осуществлять общение без законченных высказываний- предложений, люди не могут общаться с помощью словосочетаний.

    Таким образом, все вышесказанное приводит к логическому выводу о том, что целесообразнее понимать и изучать в качестве предмета синтаксиса две единицы: словосочетание и предложение.

    Отсюда следует следующее понимание синтаксиса: синтаксис- это раздел грамматики, изучающий строение словосочетания и строение предложения.

    При изучении любой единицы языка большое значение имеет ее семантика. В пределах изучаемого раздела слова определенным образом взаимодействуют друг с другом, образуя словосочетания, а затем и предложения. Существует 4 способа выражения синтаксических отношений:

    1) формы слов;

    2) служебные слова;

    3) порядок слов;

    4) интонация.

    В русском языке /языке флективном/ основным средством выражения синтаксических отношений являются формы слов, создаваемые окончаниями: обычный набор слов не дает нам никакой информации- цветок, капля, ночной, дно, круглый, блестит, раскрытый, роса.

    Слова, формально выраженные и организованные определенным образом, создают законченную мысль: Круглая капля ночной росы блестела на дне раскрытого цветка.

    Среди служебных слов синтаксические отношения выявляются с помощью предлогов и союзов:

    а) предлогов: Подошел к площади - к чему? - объектное отношение. Нахожусь на площади - где? локальное значение. Положи в стол - куда? Значение места /локальное/. Вижу стол /отсутствие предлога/- объектное отношение.

    б) в сложноподчиненных предложениях синтаксические отношения определяются с помощью союзов: когда - временные отношения, потому что - причины, если - условия и т. д. и т. п.

    Порядок слов в предложении в русском языке свободный. В большинстве случаев синтаксическое членение предложения не зависит от порядка слов: Брат едет в Астану. В_ Астану едет брат. Едет брат в Астану.

    Однако имеют место и случаи, когда порядок слов в предложении влияет на характер синтаксических отношений: Дождливая осень. Осень дождливая. Усталая, мать прилегла. Мать пришла усталая. Я расспросил обо всем брата товарища. Я расспросил обо всем товарища брата. Мать любит дочь. Дочь, любит мать.

    Интонация в предложении играет очень важную роль. Она служит средством выражения различной целевой и эмоциональной установки предложения: Он уехал! Он уехал?

    Дома улицы залиты светом. Он посещал читальные залы, библиотеки. Он посещал читальные залы библиотеки.

    Лекция 2 Словосочетание как единица синтаксиса

    План лекции:

    1) понятие о словосочетании. Признаки словосочетания;

    2) словосочетание и слово. Словосочетание и предложение;

    3) словосочетание и сочетание слов.

    Предложение редко состоит из одного слова. Для структуры предложения характерно, что входящие в его состав слова образуют цепь элементов, связанных между собой смысловыми и грамматическими отношениями. В учении о словосочетании до сих пор остается много нерешенных вопросов.

    Дискуссионными являются такие вопросы, как само понятие словосочетание, вопрос о месте словосочетания в системе синтаксических единиц. Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, М.Н.Петерсон широко понимали словосочетание и называли словосочетанием любую грамматически оформленную единицу, таким образом, грань между словосочетанием и предложением стиралась: по их мнению, такой пример, как «Наступила осень» является словосочетанием, так как между двумя компонентами есть взаимозависимость и взаимообусловленность (ср.: Наступил вечер. Наступило утро).

    По вопросу о том, что первично - предложение или словосочетание- выступил акад. А. А. Шахматов, вслед за ним акад. В. В. Виноградов, утверждая, что первично предложение, так как мы общаемся с помощью предложений, а не с помощью словосочетаний.

    Словосочетание- это синтаксическая единица, подчиненная предложению, словосочетания выделяются в составе предложений. Традиционно словосочетанием называют сочетание двух или более знаменательных слов, которые выражают единое, но расчлененное понятие и связаны между собой грамматически или по смыслу: письменный стол, человек высокого роста.

    Словосочетание обозначает какое-либо понятие или представление о явлении действительности, и в этом оно сходно со словом, т. е. словосочетание, так же, как и слово является номинативной единицей; но, в отличие от слова, словосочетание, во-первых, дает сложное наименование или представление, и, во-вторых, словосочетание - проницаемая единица, в то время как слово - непроницаемая единица: спросить о здоровье, спросить о его здоровье; увидеть брата, увидеть старшего брата.

    Из определения словосочетания следует, что словосочетание образует только сочетание знаменательных слов, которые находятся в отношениях особой зависимости. Следовательно, не являются словосочетаниями:

    1) сочетание служебного и знаменательного слова: у окна, с сестрой;

    2) сложные формы частей речи: самый красивый, буду читать;

    3) сочетание подлежащего и сказуемого: Приятна мне твоя прощальная краса;

    4) сочинительные ряды слов (однородные члены предложения): брат и сестра; не правда, а ложь;

    5) определяемое слово и обособленный член предложения: Привлеченные светом, бабочки кружились вокруг лампочки. Оглядываясь по сторонам, охотники пробирались дальше. Обособленные члены предложения и определяемые слова не представляют интонационного единства и, кроме того, между ними возникают полупредикативные отношения, похожие на отношения между главными членами в двусоставном предложении (ср. Бабочки были привлечены; охотники оглядывались);

    6) не являются словосочетаниями вводные слова /вводные слова не вступают в грамматическую связь ни с одним словом в предложении: Вы, вероятно, не знали об этом. Таким образом, компонентами словосочетания является главное (или стержневое) слово, оно является независимым, и
    зависимое слово, которое подчинено требованиям
    господствующего, слова: Читать книгу; заботиться о матери; платье в горошек. Между главным и зависимым словами в словосочетании устанавливаются особые субординативные отношения.

    Лекция 3 Структурные типы словосочетаний

    План лекции:

    1) структурные модели словосочетаний;

    2) типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова;

    3) синтаксические связи в словосочетаниях

    По составу все словосочетания делятся на простые и сложные (или непростые). Простые словосочетания, как правило, состоят из двух компонентов: спросить о сыне, ветка березы. К простым словосочетаниям относятся также и трехчленные словосочетания, содержащие в своем составе синтаксически неразложимые единицы: Мальчик семи лет; Идти неторопливой походкой.

    Непростые словосочетания бывают двух видов:

    а) сложные;

    б) комбинированные.

    В сложном словосочетании 1 главное слово и
    несколько зависимых компонентов, причем вид связи между главным и зависимыми словами - параллельное подчинение. Алый свет зари, глубоко изучить материал, последний лов рыбы на озере. Слово «свет» является главным для двух единиц: «алый» и «зари». Свет какой? – алый, свет чего? – зари. Так же обстоит дело в других рядом приведенных словосочетаниях с главными компонентами «изучить» и «лов».

    В комбинированных словосочетаниях наличествуют два или более главных слова и, соответственно, два или более зависимых компонента.

    Например, в словосочетании «сделать усилие подняться с земли» - 3 главных слова, от которых задаются вопросы к зависимым компонентам: сделать что? усилие какое? подняться откуда? Зависимыми элементами являются одномоментно словоформы – усилие, подняться, с земли, так как именно к ним направлены вопросы от главных.

    Таким образом, цепь последовательной зависимости в данном комбинированном словосочетании выглядит следующим образом:

    Сделать что? – усилие; усилие какое? – подняться; подняться откуда? – с земли.

    В речевой практике встречается немало словосочетаний, которые содержат одновременно элементы сложного и комбинированного словосочетаний, это можно проследить в примере: Сквозь листья пальм с берега моря отчетливо видны ледники на горах. Видны где? - с берега, с берега какого? - моря. Видны каким образом? – сквозь листья, сквозь листья какие? – пальм. Таким образом, слово (точнее, словоформа) «видны» является главным компонентом для нескольких единиц. И одновременно от зависимых от него элементов имеются свои зависимые единицы.

    Ниже представлено схематичное изображение механизма взаимодействия главного (главных) и зависимого (зависимых) компонентов в составе сложного и комбинированного словосочетаний.

    Схематичное изображение сложного и комбинированного словосочетаний выглядит следующим образом:


    Характер синтаксических отношений между компонентами словосочетаний.

    Значение словосочетания - это те отношения, которые возникают между главным и зависимым словами. В пределах словосочетаний могут реализоваться следующие типы синтаксических отношений:

    1) атрибутивные;

    2) объектные;

    3) субъектные;

    4) комплетивные;

    5) обстоятельственные.

    Атрибутивные отношения наблюдаются в том случае, когда главное слово в словосочетании выражено существительным без глагольной семантики или местоимением с обобщенно-предметным значением: Лампа с абажуром, утренний рассвет, кто-то из молодых.

    Объектные отношения возникают между главным словом, имеющим глагольную семантику, и зависимым словом, обозначающим конкретный предмет: Увидеть дом, купить книгу, изучать языки.

    Субъектные отношения проявляются в том случае, если главное слово выражено отглагольным существительным, а зависимое слово -существительным в форме род. п. со значением субъекта- исполнителя действия: Приезд брата /Брат приехал/, исследование ученого /т. е. ученый исследовал/. Субъектные отношения возникают и в конструкциях с дательным падежом существительного со значением субъекта и с творительным агентивным /в страдательных оборотах/: Ребенку не здоровится. Проект разработан инженерами.

    Комплетивные, или восполняющие отношения возникают в тех случаях, когда главное слово информативно недостаточно, а зависимое слово является необходимым смысловым добавлением, дополнением, восполняющим информационный пробел. В качестве информативно недостаточных слов выступают количественные числительные, существительные с количественным значением, отдельные глаголы-связки: Три тетради, несколько строк, масса недоразумений, большинство присутствующих, слыл чудаком, является инспектором.

    Обстоятельственные отношения возникают, прежде всего, в словосочетаниях с главным словом-глаголом, зависимое слово выражает отвлеченное понятие /пространства, времени и т. п./: Работал до войны, тянулся к югу, вернулся поздно, ударил нарочно, поперхнулся от неожиданности.

    Типы связи слов в словосочетании и в предложении.

    Как явствует из традиционного определения словосочетания, компоненты его находятся между собой в отношениях определенной зависимости (»субординации»). Способы (виды) подчинительной связи – управление, согласование и примыкание.

    Управление- это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: резать ножом, сидеть в кресле, написать матери и т.д.

    Средствами оформления управления обычно являются флексии и предлог, управление бывает беспредложным и предложным. Управление может быть сильным и слабым.

    При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого слова: читать книгу, чтение книги, три стола. При слабом управлении главное слово не предсказывает формы зависимого слова: гулять около реки, гулять с товарищем, домик в лесу.

    Согласование- это такой вид подчинительной связи, когда зависимое слово ставится в таких же формах, что и главное: любимая книга, мой дневник, любимой книги, моего дневника. При согласовании при изменении форм главного слова изменяется форма зависимого слова.

    Примыкание - это такой вид подчинительной связи слов, при котором зависимое слово, являясь неизменяемым, связано с главным словом лишь по смыслу, т.е. логически: очень милый, уехал учиться, шел не спеша, чтение лежа, чтение вслух. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные части речи: наречия, деепричастия, инфинитивы,

    Вопрос о разграничении сильного и слабого управления, слабого управления и примыкания является спорным, так как нет четких критериев разграничения этих видов связи, что обусловлено явлениями переходности, особенно многочисленными в зоне тех наречий, которые возникли на базе падежных и предложно-падежных форм существительных.

    Трудно установить характер связи в некоторых словосочетаниях: передать на словах, меняться на глазах, стоять по пояс в воде, так как существительное в предложно-падежных формах подобного типа по своему значению близко к наречию, хотя им и не стало. В таких словосочетаниях способ связи определяется то, как слабое управление, то, как примыкание.

    Учитывая объективные трудности разграничения управления и примыкания, в школьной практике все падежные и предложно-падежные формы рассматриваются как управление.

    Лекция 4 Предложение как предмет синтаксиса

    План лекции:

    1) понятие о предложении как единице синтаксиса;

    2) основные признаки предложения: предикативность, структурная схема предложения, парадигма предложения, интонация;

    3) синтаксические связи между главными членами предложения

    Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка и речи, служащая основным средством формирования мысли.

    Для того чтобы предложение выражало мысль и передавало ее другим, необходимо, чтобы оно было соотнесено с реальной действительностью. Соотнесенность содержания высказывания с действительностью является одним из признаков предложения, который называется предикативностью : Жизнь прекрасна. Грачи прилетели. День солнечный. Любое высказывание мыслится и понимается как реальное и нереальное с точки зрения говорящего: Явился бы ко мне волшебник (нереальное). Мой брат служит в армии (реальное).

    Оценка содержания предложения с точки зрения его реальности или нереальность называется модальностью . Значение модальности выражается формами наклонения глаголов-сказуемых: На улице тепло. На улице было тепло. На улице будет тепло. Пусть на улице будет тепло. Было бы тепло на улице. В первых трех примерах наличествует реальная модальность, в последних двух приведенных примерах - ирреальная модальность (формы сослагательного и повелительного наклонения). Различают объективную и субъективную модальность. Объективная модальность присуща каждому предложению, без нее вообще не бывает предложения (она связана с наклонениями). Субъективная модальность создается за счет модальных слов, содержащих отношение, оценку говорящего высказывания (уверенность - неуверенность): Наверное, на улице тепло. Конечно, на улице тепло.

    Все, что выражено в предложении, обязательно происходит во времени, отнесено в план либо настоящего, либо прошедшего, либо будущего времени: Я иду в библиотеку. Я шел в библиотеку. Я пойду в библиотеку. Значение времени выражено, прежде всего, формами глагола-сказуемого, но если глагол, выступающий в роли сказуемого, употреблен в форме сослагательного или повелительного наклонения (т.е. временной план отсутствует), предложение, высказывание все равно мыслится в определенном временном промежутке: Люди мира, на минуту встаньте! (синтаксическое настоящее время, морфологическое понятие времени отсутствует); Я пошла бы в библиотеку, но... (синтаксическое прошедшее время). При отсутствии сказуемого сообщение совпадает с моментом речи: Тишина. (морфологическое время отсутствует, синтаксическое время настоящее). Объективное грамматическое значение времени может не совпадать с синтаксическим временем: Завтра мы приступаем к делу (с учетом формы глагола-сказуемого настоящее время, с учетом слова «завтра » синтаксическое время будущее). Иду я вчера по набережной... (морфологическое время - настоящее, синтаксическое - прошедшее).

    Структурная схема предложения - минимальный образец, по которому строится предложение, это предикативный центр предложения, его грамматическая основа. Каждое предложение в языке грамматически оформлено, имеет определенный состав главных членов: Ничто на земле не проходит бесследно. Краткость - сестра таланта. Доброму человеку стыдно даже перед собакой.

    Каждое предложение в русском языке имеет свою парадигму форм:

    Реальный план: Ирреальный план:

    Сын учится в университете. Сын учился бы в университете.

    Сын учился в университете. Пусть сын учится в университете.

    Сын будет учиться в университете.

    Отличительной особенностью предложения является то, что оно имеет интонацию завершенности, или интонацию конца : Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. В предложении интонация бывает повествовательной, побудительной или вопросительной: Луг казался голубым из-за множества васильков. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!

    Типы связи слов в предложении.

    Ученые-лингвисты заметили, что между подлежащим и сказуемым существует особый вид связи, похожий на согласование, при этом не было установлено, что связь между главными членами двусоставного предложения чисто формальная, без оттенка подчинения. Ее можно отнести к отношениям равноправия. Акад. В. В. Виноградов назвал эту связь координацией : Ребенок растет и развивается день ото дня. Солнце ярко сияло на лазурно-голубом небе. При координации объединяются только две словоформы / подлежащего и сказуемого/, с изменением одной из них связь координация исчезает, предложение распадается: Ребенка, ребенку / растет /, сияло/ солнца, солнцу /.

    Между подлежащим и сказуемым существует и такой вид связи, как соположение , при котором между главными членами предложения связь чисто логическая, смысловая: Город в снегу. Мороз под сорок. Яблони в цвету.

    Акад. Булаховский выделил третий вид связи между подлежащим и сказуемым - тяготение . При этом типе связи сказуемое - составное именное, именная часть сказуемого « тяготеет», согласуется, с одной стороны, с формой подлежащего, а, с другой - с формой глагола-связки: Он выглядит здоровым / именная часть этого сказуемого выражена именем прилагательным в полной форме, которое употребляется в форме мужского рода подлежащего и в форме единственного числа глагола-связки /.

    Отдельные ученые выделяют еще один вид связи между главными членами предложения - аппликацию, которая проявляется между определяемым словом и обособленным определением: Заводы Урала, гордость нашей металлургии, досрочно выполнили план (заводы - гордость).

    Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

    Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании. Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол. Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг. Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли. В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

    Еще по теме Синтаксис как раздел грамматики:

    1. 21. Синтаксис, его предмет и основные понятия. Единицы синтаксиса.
    2. Синтаксис как раздел науки о языке. Актуальные проблемы синтаксической науки.