Русский символизм: истоки и своеобразие. Презентация на тему "русский символизм"

Символизм - первое направление модернизма в европейской литературе - возник в 1870-е гг. во Франции и связан с творчеством поэтов П. Верлена, С. Малларме, Л. Рембо, Ш. Бодлера и др. Однако окончательное оформление символизма как самостоятельного литературного направления следует отнести к середине 1880-х гг., когда появились название и манифест данного направления. Вот что по этому поводу пишет Иннокентий Анненский ("О современном лиризме", 1909):

"В первый раз <...> поэтов назвал декадентами Поль Бурд в газете "Le Temps" от 6 августа 1885 г. А спустя несколько дней Жан Мореас отпарировал ему в газете же "XIX siècle", говоря, что если уж так необходима этикетка, то справедливее всего будет назвать новых стихотворцев символистами" (курсив автора).

Позднее в газете "Фигаро" от 18 сентября 1886 г. Ж. Мореас опубликовал "Манифест символизма". Надо отметить, что выработка своей эстетической платформы и формулировка се в виде литературного манифеста будет характерна и для большинства последующих модернистских течений. Нередко именно такой манифест и сообщал общественности о рождении нового течения или группировки.

Для французского символизма, в отличие от немецкого и русского, сформировавшихся позднее, были важны в первую очередь не философские, а чисто художественные принципы. Унаследовав от романтического искусства представление об индивидуалистическом бунтарстве художественной личности, символисты перевели это бунтарство в чисто эстетическую сферу. Если романтик противопоставлял себя всему миру, то символист ограничивался тем, что противопоставлял свой внутренний мир и свои художественные вкусы вкусам и художественным представлениям обывателей. Основным недостатком предшествовавшего им искусства XIX в., как романтического, так и реалистического, французские символисты считали неспособность подняться над чувственным восприятием. Они называли это искусство обывательским и буржуазным. По их мнению, индивидуальный внутренний мир художника не может получить адекватного отражения при помощи традиционных рационалистических художественных средств - образов, метафор, сравнений и т.п. Здесь нужны новые средства, и в качестве такового был предложен символ.

Символисты исходили из того, что в художественном произведении все значимо, все символично: символичны цвета картины, звуки музыки, звучание стиха и т.п. Создать такие символы и постичь их значение можно лишь интуитивно, ибо рациональные методы здесь бессильны. В основе символического искусства лежит представление о том, что весь мир пронизывает система соответствий (программный сонет Шарля Бодлера называется "Соответствия"). В известном сонете Артюра Рембо "Гласные" описывается система соответствии между гласными звуками и цветами1:

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый. О - синий; тайну их скажу я в свой черед. А - бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е - белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных ледников и хрупких опахал. И - пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал.

У - трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной, О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Французские символисты особое внимание уделяли мелодичности, музыкальности стиха. Музыка была для них самым важным из искусств: "Музыка - прежде всего", - призывал Поль Верлеп. Символисты видели музыкальность стиха в плавности ритма, звуковых повторах, напевной интонации. Они разработали много новых форм организации стихотворного текста. В частности, они ввели в европейскую поэзию свободный стих, верлибр (фр. vers libre), ритм которого определяется не каким-то заранее известным стихотворным размером, а не связанный никакими внешними условиями и ограничениями как бы сам "вырастает" из живого движения текста.

Обилие символов, индивидуальных ассоциаций, сложных смысловых и звуковых связей делает поэзию символистов значительно более трудной для восприятия, чем творчество поэтов предшествующих направлений. Символистская поэзия требовала от читателей большей напряженности мысли и чувства, более активного и творческого взаимодействия с текстом. Читатель становится словно бы соавтором, а восприятие стихотворения - творческим процессом. Со своей стороны, писатель вовсе не стремится облегчить читателю путь к постижению своего произведения, более того, он как бы оберегает его сокровенный (скрытый, тайный) смысл от "непосвященных", профанов, "зашифровывает" его. Текст превращается в своего рода загадку. Такой загадочный, "зашифрованный" текст стали называть герметичным (герметическими называли тайные науки Средневековья: алхимию, астрологию и др.). Особым герметизмом отличалась поэзия Стефана Малларме.

Символизм, зародившийся во Франции, начал быстро распространяться по другим европейским странам. Символистские группировки появились в Англии, в Скандинавских странах, в Германии и т.д., вплоть до Грузии, где в 1910-е гг. возникло символистское литературное объединение "Голубые роги". В ряде стран символистская эстетика соединялась с идеями национального возрождения, таковы, например, литературные группировки "Молодая Польша", "Молодая Финляндия" и "Молодая Эстония". Для дальнейших судеб европейского модернизма особое значение имело развитие идей и творческого метода символизма в Германии и в России.

В Германии развитие модернизма оказалось связано с творческими поисками выдающегося композитора Рихарда Вагнера и идеями философской публицистики Фридриха Ницше. Музыкальность, игравшая важную роль в эстетических взглядах французских символистов, в Германии приобрела мистический оттенок. Музыка - это основа, душа мира; первооснова искусства. Одно из первых эссе Ф. Ницше, написанное еще в 1872 г., имело характерное заглавие "Рождение трагедии из духа музыки". Таким образом, под музыкальностью немецкие символисты понимали уже не просто мелодичность звучания того или иного стихотворения, а отражение в нем наиболее глубоких тайн жизни и бытия. Музыкальность для них - категория не формальная, а содержательная. Музыка может выразить те тайны жизни, которые в принципе не выразимы ни словом, ни цветом, пи контуром.

Другой важной особенностью немецкого символизма был его крайний, можно сказать, обостренный индивидуализм, что тоже связано с идеями Ницше, для которого наибольшей ценностью обладала ничем не ограниченная, абсолютная свобода творческой личности. Идеалом такой личности для Ницше был сверхчеловек, "человек-артист" будущего, не связанный моралью (по словам Ницше, он находится "по ту сторону добра и зла"), подчиняющийся лишь своей свободной воле; сильный, смелый, красивый.

Французские символисты уделяли особое внимание мелодичности, музыкальности стиха. Музыка была для них самым важным из искусств. «Музыка - прежде всего»,- призывал Поль Вер лен. Символисты видели музыкальность стиха в плавности ритма, звуковых повторах, напевной интонации. Они разработали много новых форм организации стихотворного текста. Так, они ввели в европейскую поэзию свободный стих (уегз ИЬге), ритм которого определяется не каким-то заранее известным стихотворным размером, а как бы сам «вырастает» из живого движения текста, не связанный никакими внешними условиями и ограничениями.

Для французского символизма, в отличие от несколько позднее сформировавшихся немецкого и русского, были важны в первую очередь не философские, а чисто художественные принципы. Унаследовав от романтического искусства представление об индивидуалистическом бунтарстве художественной личности, символисты перевели это бунтарство в чисто эстетическую сферу: если романтик противопоставлял себя всему миру, то символист ограничивался тем, что противопоставлял свой внутренний мир и свои художественные вкусы вкусам и художественным представлениям обывателей. Основным недостатком предшествовавшего им искусства XIX века (как романтического, так и реалистического) французские символисты считали неспособность подняться над чувственным восприятием; они называли это искусство обывательским и буржуазным. Индивидуальный внутренний мир художника не может получить адекватного отражения при помощи традиционных рационалистических художественных средств (образов, метафор, сравнений и т. п.). Для этого нужны новые средства, и в качестве такового был предложен символ. Символисты исходили из того, что в художественном произведении всё значимо, всё символично: символичны цвета картины, сим-воличны звуки музыки и звучание стиха и т. п. Создать такие символы и постичь их значение можно лишь интуитивно, рациональные методы здесь бессильны. В основе символического искусства лежит представление о том, что весь мир пронизывает система соответствий (ср. программный сонет Шарля Бодлера «Соответствия»). Так, в известном сонете Артюра Рембо «Гласные» описывается система соответствий между гласными звуками и цветами.

Другой важной особенностью немецкого символизма был его крайний, можно сказать, обостренный индивидуализм. Он также был связан с идеями Ницше, для которого наибольшей ценностью обладала ничем не ограниченная, абсолютная свобода творческой личности. Идеалом такой личности для Ницше был сверхчеловек, «человек-артист» будущего, не связанный моралью (он находится, как говорил Ницше, «по ту сторону добра и зла»), подчиняющийся лишь своей свободной воле, сильный, смелый, красивый.

    А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый. О - синий; тайну их скажу я в свой черед. А - бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е - белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных ледников и хрупких опахал. И - пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У - трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной, О - дивных глаз ее лиловые лучи. (Оригинал опубликован в 1883 году; перевод - в 1894 году.)

Обилие символов, индивидуальных ассоциаций, сложных смысловых и звуковых связей делает поэзию символистов значительно более трудной для восприятия, чем творчество поэтов предшествующих направлений. Символистская поэзия требовала от читателей большей напряженности мысли и чувства, более активного и творческого взаимодействия с текстом. Читатель становится как бы соавтором, а восприятие стихотворения - творческим процессом. Писатель, в свою очередь, вовсе и не стремится облегчить читателю путь к постижению своего произведения, более того, он как бы оберегает его сокровенный (скрытый, тайный) смысл от «непосвященных», профанов, «зашифровывает» его. Текст превращается в своего рода загадку. Такой загадочный, зашифрованный текст стали называть герметичным (герметическими называли тайные науки средневековья: алхимию, астрологию и другие). Особым герметизмом отличалась поэзия Стефана Малларме.

Символизм - первое направление модернизма в европейской литературе. Возник он в 1870-е годы во Франции в творчестве поэтов П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо и других. Однако окончательное оформление символизма как самостоятельного литературного направления следует отнести к середине 1880-х годов, когда появилось название «символизм» и манифест этого направления. Вот что по этому поводу пишет Иннокентий Анненский: «В первый раз поэтов назвал декадентами Поль Бурд в газете от 6 августа 1885 г. А спустя несколько дней Жан Мореас отпарировал ему, говоря, что если уж так необходима этикетка, то справедливее всего будет назвать новых стихотворцев символистами» («О современном лиризме», 1909; курсив И. Анненского).

Вот его перевод, приписываемый матери А. Блока А. А. Кублицкой-Пиоттух:

А через год в газете «Фигаро» от 18 сентября 1886 года все тот же Ж. Мореас опубликовал «Манифест символизма». Выработка своей эстетической платформы и формулировка ее в виде литературного манифеста будет характерной и для большинства последующих модернистских течений. Нередко именно такой манифест и сообщал общественности о рождении нового течения или группировки.

Символизм, зародившийся во Франции, начал быстро распространяться по другим европейским странам. Символистские группировки появились в Англии, в Скандинавских странах, в Германии и т. д., вплоть до Грузии, где в 1910-х годах возникло символистское литературное объединение «Голубые роги». В ряде стран символистская эстетика соединялась с идеями национального возрождения; таковы, например, были литературные группировки «Молодая Польша», «Молодая Финляндия» и «Молодая Эстония».

Для дальнейших судеб европейского модернизма особое значение имело развитие идей и творческого метода символизма в Германии и России. В Германии развитие модернизма оказалось связанным с творческими поисками выдающегося композитора Рихарда Вагнера и идеями философской публицистики Фридриха Ницше. Музыкальность, игравшая важную роль и в эстетических взглядах французских символистов, в Германии приобрела мистический оттенок: музыка - это основа мира. Душа мира. Музыка - первооснова искусства. Одно из первых эссе Ф. Ницше, написанное еще в 1872 году, имело характерное заглавие «Рождение трагедии из духа музыки». Таким образом, под музыкальностью немецкие символисты понимали уже не просто мелодичность звучания того или иного стихотворения, а отражение в нем наиболее глубоких тайн жизни и бытия. Музыкальность для них - категория не формальная, а содержательная. Музыка может выразить те тайны жизни, которые в принципе не выразимы ни словом, ни цветом, ни контуром.

«Направления модернизма» - Стансы ночи. Истоки русского футуризма. Ананасы в шампанском. Чертовы качели. Мир будущего. Особенность поэтики. Символ. Литературный манифест. Символизм. Поэтика футуризма. Сероглазый король. Жираф. Особенности поэтики. Цех поэтов. Акмеизм. Направления модернизма. Истоки русского символизма. Пощечина общественному вкусу.

«Течения модернизма» - Яблоня в цвету. "Распятие". "При любом испытании " Миро Жоан. "Мать и ребенок". "Портрет Амбруаза Воллара". "Акробат на шаре". Портрет Пикассо. "Классический" период. Женщина с мандолиной. Жнец на красном фоне. Миро Жоан. "Мать и дитя, этюд с руками".

«Гауди» - Пряничный дом Гауди. Собор Саграда Фамилиа. Произведение искусства. Каса Висенс. Каса Мила. Решетка дома Гуэля с драконом. Семья. Антонио Гауди-и-Корнет. Талант строителя. Дом, в котором жил Антонио Гауди. Порталы и башни храма. Необычный внешний вид. Дом Батло. Сложность профилей. Город-сад. Восхитительное творение.

«Модернизм 20 века» - Модернизм в архитектуре. Футуризм в изобразительном искусстве. Футуризм. Русский футуризм. Модернизм как художественное явление ХХв. Модернизм в изобразительном искусстве. Перечень компетенций. Становление авангарда в русском искусстве. Антонио Сант’Элиа. Выставка художников-футуристов. Фовизм. Сюрреализм.

«Антонио Гауди» - 7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Человек, жизнь которого - мистика и тайна. Благодаря Антонио Гауди Барселона не похожа ни на один другой город в мире. Парк Гуэль. Дом Висенс. Гауди скончался на третий день, 10 июня 1926 года. дом Эль Капричо. Парк Гуэля. Антонио Гауди - гениальный архитектор, великий модернист.

«Скульптуры Джакометти» - Собака. Кошка. Скульптуры Джакометти похожи на ломкие, обгоревшие спички. Нос. Три идущих человека. Альберто Джакометти (1901-1966). Худеем правильно. Экземпляр. Рука. Шагающий человек. Свой уникальный стиль Джакометти нашел не сразу. Лес. Лежащая женщина. В чем кроется феномен Джакометти. Паук. Падающий человек.

Всего в теме 10 презентаций

История русской литературы 20 века

Чубракова Зинаида Анатольевна

Требования преподавателя:

2 контрольные работы;

Работа на практических занятиях;

Стихотворения наизусть (учить по порядку, от одного автора 3 программных стихотворения и два на выбор);

Если всё сдать, будет оценка автоматом.

Учебники: В.В. Мусатов, История русской литературы, 20 век, 20-50е годы, литературный процесс.

Характеристика литературы 20 века

Идеи жизнестроения и утопическое сознание -> отношения литературы с реальностью. Два периода: 1890е-1920е годы, 1920е-1950е годы.

Модернизм и реализм. Классицизм = время + место + действие. Романтизм – двоемирие (реальный мир и мир прекрасный). Реализм – изображение реальной жизни.

Модернизм: символизм (Блок, Белый, Гиппиус), акмеизм (Гумилёв, Ахматова, Мандельштам), футуризм.

Литература эмиграции, литература реализма, крестьянская литература, потаённая литература.

Центры русской миграции: Берлин (до 40-х годов), Париж, Нью-Йорк.

1918 год – роспуск всех независимых изданий.

1922 год – создание главлита (цензуры) – института, в который все произведения отправлялись на проверку.

1924 год – создание контроля над литературным процессом.

После 1922 года русские писатели стали публиковаться за границей, что воспринято как идеологическая диверсия. Показательный суд литераторов над литераторами, и этим писатели сами узаконили цензуру.

Вторая волна эмиграции произошла после войны в 1946 году. Третья волна – 70е-80е годы – «дети арбата» (деятели искусства).

1928-1932 годы – распускаются все организации, в 1934 году состоялся первый съезд советских писателей, на нём принят единый стандарт советской литературы – социалистический реализм.

Лекция 2

К следующей лекции учить Есенина.

20-е годы, здесь: Борис Поплавский, поэт и романист, Осипов, Адамович.

Особенности литературного процесса 20-х – 50-х годов 20 века в России:

· Литературный диктат

· Литература становится массовым делом (демократические массы) – «кухарка может управлять государством, а уж стихи и подавно может писать»



· Деление внутри литературы на пролетарских писателей и попутчиков – российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), «Левый фронт», «Перевал»

· Литературная война. Главная группа – РАПП

· Новый метод – социалистический реализм.

Появляется литература задержанная, андеграундная и т.д., не внесённая в литературный мир.

Начало 60-х годов – период оттепели. Публицистика, журналистика раскачала правду о жизни людей. Здесь журнал «Новый мир», Солженицын.

Литература конца 19 – начала 20 века под общей рубрикой многообразия эстетических исканий, реалистическая, модернистская.

Первый образец литературы – французский. Позднее Ломоносов ввёл русский слог, русское стихосложение, русский язык высвобождается. Символизм, романтизм, реализм, модернизм, социалистический реализм, постмодернизм, неоавангард, изменяется реализм. Появляются прозаики: Куприн (реалист), Бунин, Горький, Шолохов.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) свой творческий метод не характеризовал никак. Гордился своей принадлежностью к древнему дворянскому роду, считал себя корневым русским человеком, не всякому подавал руку.

План:

· Творческий путь

· Темы и образный строй поэзии и лирико-философской прозы

· Творчество Бунина 1910-х годов, дилогия «Деревня» и «Суходол»

· Крестьянские и философские рассказы, «загадки русской души» и исторические судьбы России

· Публицистика Бунина («Окаянные дни»)

· Творчество периода эмиграции: вневременные проблемы бытия, трагизм духовной жизни человека, многоликая стихия любви в прозе 1920-х – 1940-х годов

· «Новое художническое зрение» в творчестве Бунина последних лет. Отказ от «литературности».

«Антоновские яблоки» - разные этапы осени разных лет. Движение времени, разрушение крестьянской жизни, уход уклада, культуры, ритуалов, запустение земли (и жизни). Сначала собирают яблоки, затем умирает крестьянка, опустел дом, потом приходит время традиционной охоты, а собак нет, в доме забиты окна, крестьяне как могут изображают охоту, в конце застолье и песня. У Бунина очень важно, что именно поют.

«Суходол» - важность повествования. Рассказывает дворовая девка. Люди лишены памяти, которая так важна для того же дворянского сословия. Нет заветов, преданий. Живут по настроению, под властью слухов и предрассудков. Играют роли. Живут «по книжкам». «Если в книге написано, что в любви должны быть страдания, значит, это правильно. Если в любви всё хорошо, нужно отказать возлюбленному и страдать, как в книге». Финал (?) – как символ беспамятства кобыла с розовыми копытами. Здесь могила деда, здесь – ещё один памятник старины, о котором давно забыли.

«Дурновка» - уклад деревенской жизни. Братья Красовы Тихон и Кузьма (олицетворяют две разные грани натуры) – один «хозяин», а другой «поэт». История рода. Что дали родители в наследство своим детям: землю, заветы, навыки, этические знания.

Лекция 3

Характерная черта Бунина – разрушение. Высокое и низкое. Аллегории завядания России, крестьянства.

Свадьба, где невеста вся заплаканная, причёска испорчена, платье помято (ехала в санях), у жениха венец сполз на уши и давит, гости сопрели в душной церкви. Молодожёну подарили старый котелок.

Кухарка, которая подаренный платок износила до дыр наизнанку.

«Мы не в изгнании, мы в послании».

Бунин старается найти не верх-низ (рай-ад), а равновесие, равенство (иудаизм, например).

Переменчивость настроений, шаткость образов. «Кто обработает, то и будет». Если Сергий Радонежский, то икона. Если Емелька Пугачёв – дубина.

Мотивы государственности, гибель в Библейской символике (апокалипсис).

Ожидание, что скоро всё кончится и придёт лучшая жизнь. Нет этического чувства – все правы. Любовь всегда права.

«Легче один раз красиво умереть за женщину, чем всю жизнь прожить с ней».

Леонид Николаевич Андреев (1871-1909)

Андреев прожил короткую жизнь, в два раза меньше Бунина. Умирает от разрыва сердца.

Философско-эстетические основы творчества Андреева:

· Проблема отчуждения

· Проблема Разума, рока, предательства и смерти

· Поэтика: экзистенциализм и отчуждение, абсурд антологический (бытие) и гносеологический (познание).

Пьеса «Жизнь человека». Человек думает, что всё неожиданно, но на самом деле всё предопределено.

Антологический абсурд. Бессмысленный и обречённый, но неизбежный. Бунт. «Проклинаю, не согласен». Рок. «Всё предопределено».

Гносеологический абсурд. «Я понимаю, что всё бессмысленно, но больше ничего не могу поделать».

Экспрессионистический стиль. Особенности стиля Андреева в том, что он моделирует ситуацию, создаёт катастрофы, испытания.

Сатирические рассказы.

Андреев счастливо познакомился с Горьким. Многие рассказы Андреев печатает за счёт Горького. «Баргамот и Гараська» - пасхальный рассказ о маленьком человеке. Ирония – после Пасхи всё возвращается на свои места.

Н.Б. – композиция рода кольца, трагедия безысходности, зло на мир (ребёнок). Отчуждение ребёнка, отчуждение человека от собственной сущности.

«Рассказ о семи повешенных» - яркий пример экспрессионизма.

Лекция 4

Следующая лекция – практическая работа. Тема: творчество Маяковского.

Философские и эстетические истоки русского символизма.

Первое модернистское течение в русской литературе – символизм. Это течение европейского масштаба. В Европе символизм появился раньше, с импрессионизмом. В России символизм ведёт свой отчёт с появления в 1892 году лекции Мерешковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе». Причина упадка – натурализм и публицистика.

Литература уходит в натурализм, теряет эстетическое и образное освоение действительности. Либо литература уходит в публицистику. Утрачивается беллетристичность, художественность литературы. Общий кризис эстетики.

Появились новые течения в русской литературе, которые содержат выход из кризисного состояния литературы. Бальмонт, Сологуб, Гиппиус, Брюсов. Сборник «Символы» Мерешовского. Отсюда название – символизм.

В сборнике указаны выходы из литературного кризиса:

· Мистическое содержание

· Расширение впечатлительности (импрессионизм)

· Феноменальное и ноуменальное. Трансцендентное (за пределами чувственного, реального, рационального).

Теург – творец, совершающий прорыв, выход в трансцендентные сферы бытия, в идею.

Шопенгауэр, Ницше (рождение трагедии с духом музыки), Соловьёв (софийность и всеединство). Это философские истоки символистов.

Кризис позитивизма. Революция в физике. Обращение к идеалистической философии. Обращение к сфере чувственного, к фантазии, воображению, ощущениям. Мир – идея, высший замысел. «Я Бог таинственного мира, весь мир в одних моих мечтах» - Фёдор Сологуб.

Соловьёв «Милый друг, иль ты не видишь» - основа для осмысления русского символизма. «Я сам», «шедевры» - названия ранних сборников Соловьёва.

«Я зову мечтателей, вас я не зову» - Бальмонт.

Воссоздание мифов и творение собственных мифов. ИвАнов, Белый. Символизм - философско-художественное течение. «Символизм как миропонимание». ИвАнов полемизирует с Шопенгауэром и Ницше.

Символистский роман – «Мелкий бес» Сологуба и «Петербург» Романова.

Гегелевская триада «истина, добро, красота» пересматривается в соответствии с современными условиями: кризис философии, религии, под сомнением категории Истина и Добро. Единственным неоспоримым и абсолютным остаётся Красота (категория). Красота – абсолютная ценность.

Философская эстетическая основа символизма – панестетизм (несомненна только Красота и Прекрасное) – познание мира в эстетических категориях: возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное и т.д. Нет социальных, политических, этических категорий и критериев. Всё через призму Прекрасного. «Этот ветер прекрасен, потому что он уносит безобразное».

Эстетизация всех сфер жизни. К мифу, к истокам прекрасного. К античности. Здесь воссоздание мифов и создание собственных мифов.

«Золото в лазури» - аргонавтический цикл Андрея Белого.

«Миф о недотыканке серой» Соловьёва.

«Миф о Прекрасной Даме» Блока.

Этапы развития русского символизма:

· 1890е – 1900е годы, кадетский период. Декадентство, отчаяние, безысходность, неприятие жизни, протест. «Старшие символисты»: Сологуб, Гиппиус, Брюсов, Мерешковский, Бальмонт.

· 1900 – 1907 годы, младший символизм. Миропонимание во всех сферах жизни, созидание новых форм жизни, человеческих отношений, прозрение. Молодые поэты. Блок, Белый, Соловьёв.

· 1907 – 1910 годы, кризис символизма. Появление постсимволистских литературных течений – акмеизм и футуризм.

Имморализм – за пределами добра и зла, освобождение от моральных оков. Моральный, аморальный, имморальный.

Форма, ассоциативный ряд, «музыка стиха» (ритмическое, интонационное богатство стиха).

Поэтическая летопись войны.
Цель урока:
активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о роли поэзии в годы тяжелых испытаний для страны.
Задачи урока:
Создать условия для усвоения знаний о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны; формирования умений обобщать изучаемые факты и понятия; формирования чувства патриотизма и гражданской позиции.
Ход урока.
Наша память – это душевный и
жизненный опыт, оплаченный
дорогой ценой.
Ю.Бондарев (из книги «Мгновения»)
1. Ролик («До свидания, мальчики»)
Учитель.
Ребята, вы, наверное, догадались, о чем сегодня будет идти речь на уроке?
Конечно, о войне. Ну а конкретней, мы же на уроке литературы?
О произведениях военного времени.
Мы с вами не в первый раз касаемся литературы военных лет, уже много говорили о рассказах, повестях. Но проза в годы Великой Отечественной войны не была ведущим жанром литературы. Главное место заняла поэзия.
Как вы думаете, почему? (небольшой жанр, в котором можно выразить самые различные чувства. На создание поэтических произведений не тратится так много времени. Стихи слагаются мгновенно, особенно если что –то сильно трогает.)
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
Учитель.
Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили оружейные залпы. Многие матери отметят этот день в календаре черным числом. 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой Отечественной назовет ее русский народ, вставший от мала до велика на защиту Родины. И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А. Фадеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров. Девиз один: «Уничтожить фашизм!» А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше четырехсот не вернулись назад. (ролик «Погибшие поэты»)
Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических произведений». Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача.
Видеоролик
Почему эта песня стала легендарной? (Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны).
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Она с первых дней войны выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Невозможно перечесть все произведения о войне. Сегодня мы перелистаем лишь самую малость страниц поэзии страшного лихолетья, проникнемся теми чувствами, которые выразили мастера художественного слова. Слово предоставляем …(1.Рассадниковой)
С. Михалков.(сообщение + ст. «Десятилетний человек»)
(2.Сидлярова). С Маршак. Самуил Яковлевич Маршак (22.10.(03.11).1887, Воронеж - 04.07.1964, Москва), русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор. В годы Великой Отечественной войны Маршак выступал с сатирическими текстами на газетных полосах, во фронтовых листовках и агитационных плакатах. В стихах Маршака военных и послевоенных лет усиливается лирическое начало, углубляется психологизм, появляется пейзаж – без утраты светлого, жизнерадостного, «детского» мироощущения. Стихи о войне составили целые сборники; «Почта военная», 1944; «Разноцветная книга», «Быль-небылица», оба 1947; «Круглый год», 1948; «Тихая сказка» 1956. Стих «Мальчик из села Поповка»
А.Т.Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Ряд стихотворений посвящен теме неистребимой «жестокой» памяти о войне, о принесенных ей жертвах. Изображая войну, Твардовский расширяет поле своего поэтического кругозора. Он не останавливается на конкретных фактах бесчеловечности, жестокости войны. Поэт стремится к передаче собственных ощущений, тонких душевных переживаний, мысленных ассоциаций, которые вызывает в его душе окружающая действительность. Стих «Рассказ танкиста» (Игнатов, Гриненко)
(Бокова) Говорят, «у войны не женское лицо». Но война заставила надеть солдатские сапоги и стать на защиту своей Родины и девушек – поэтесс. Анна Андреевна Ахматова. Война застала ее в Ленинграде. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда еще до первой блокадной зимы. Два с половиной года она проведёт в Ташкенте. В Ленинград она вернулась в 1944 году. В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов. Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. В эти годы на всю страну прозвучало стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».
(Пустоварова) Мадонной блокадного Ленинграда назвали Ольгу Берггольц. В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. В блокаду Ольга Берггольц работала на ленинградском радио. Очень скоро ее тихий голос стал голосом самого города, а сама Ольга Федоровна из малоизвестного автора детских стихов и книжек превратилась в поэта, олицетворявшего стойкость ленинградцев. Позднее эти радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград».
(Песковская) Юлия Владимировна Друнина - русская советская поэтесса. Она сказала о себе: "Я родом не из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Вначале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице - к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Получила ранение на фронте, после чего стала курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), по окончании которой получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Она знала о войне - все... А было ей тогда только девятнадцать. Была ранена, контужена… Госпиталь. Юлию комиссовали., признав «негодной к несению военной службы с переосвидетельствованием через шесть месяцев». Это свидетельство было выдано 21 ноября 1944 года. Как раз через шесть месяцев закончилась война. Стихотворение «Зинка» посвящено памяти однополчанки Зинаиды Самсоновой. Основной неразрешимый трагический вопрос произведения, которым мучается лирическая героиня, - как сообщить матери о гибели ее единственной дочери, как сказать ей, что теперь она обречена на одинокую старость, так как кроме Зинки у нее никого не было.
Какова основная идея стихотворения? (война приносит горе не только обществу в целом, она наполняет им жизнь каждого человека, несет с собой боль, страдание и смерть).
Видеоролик «Дорогая моя, на переднем у нас передышка»
Следующая страничка - «Полевая почта».
Что значит это выражение? (Полева́я по́чта - вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время, организованного вместо почтовой связи через обычные государственные почтовые ведомства. Разновидностью полевой почты является вое́нно-полева́я по́чта - почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения боевых действий)
Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Их тоже кто – то доставлял. Это военные почтальоны.
Татьяна Черновская. (Божинская)
Стихи о почтальонке
Ей пятнадцати нет - девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель и стужу
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы - в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Эдуард Асадов. « Письмо матери» (Галич)
Кадашников. «Летела с фронта похоронка» (Садыкова)
Думаю, комментарии к этим стихам излишни.
Следующая страничка поэтического дневника – «Война в стихах поэтов – земляков».
(Коломийцев) Иван Павлович Безуглов. Поэт с нелёгкой судьбой, с украденным войной детством писал разные стихи. Его творчество основано на размышлениях, сюжеты стихов многоплановы и оптимистичны. Цепкая память помогла Ивану Павловичу ничего не упустить из виду, найти во всём поэтическое и неординарное. Немалое место в творчестве Ивана Павловича Безуглова занимают слова благодарности родным, нашедшим своё счастье в степной глубинке, воспитавшим прекрасных детей, познавшим тяжесть крестьянского труда, перенёсшим годы Великой Отечественной войны. Отец поэта, Павел Иванович в начале Великой Отечественной войны был мобилизован на фронт. А в апреле 1943 года зловещая похоронка пришла в хутор, в которой сообщалось о геройской гибели отца большого семейства. Спустя годы, Иван Павлович в стихотворении-обращении к отцу попросит у него прощения, за то, что не суждено было сбыться мечтам отца: он не увидел взрослых детей, не долюбил, не испил чашу жизни сполна.
(«Прости, отец!», 2010 год. Из сборника «Позднее признание») (Даниленко) Сергей Поликарпович Гончаров – член Союза писателей Дона, победитель 5-го ежегодного регионального литературного конкурса имени В.В.Карпенко в номинации <<Поэзия 2006г.>>. Награжден грамотами. Вышло несколько сборников его стихов: « Река времени». « Весна на сердце» « С думой молодою...», «Вечер года». В творчестве Сергея Поликарповича есть тоже стихи о войне.
Учитель. Поэзия военных лет не знает старости. Это бессмертная песнь, воспетая героям войны, Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь. Она не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы не имеем права.
Видеоролик «Ты же выжил, солдат»
Стихотворение «Пусть будет мир» (Троилина)
Большое спасибо, ребята.