Погоны вмф. Морские звания и их классификация

Возможно, в студенческие годы преподаватель по военной подготовке рассказывал вам о различных званиях, которые используются у нас в армии, но вряд ли вы впитывали эту информацию с той же охотой, с которой неистово «ржали» на уроках, курили во дворе школы или дергали за косички девчонок из своего класса.

Тем не менее, знания о данном предмете должны быть в голове у каждого мужчины, чтобы он, не задумываясь, понял кто «настоящий майор», а кто «прапорщик Шматко»., воинские звания в армии россии.

Категории звания в армии РФ

Существуют две основные группы званий в войска РФ:

  • корабельные (относятся к тем, кто служит на море);
  • войсковые (достаются представителям наземных войск).

Корабельные звания

  1. ВМФ (как под водой, так и над водой). Морская форма всегда была к лицу мужчинам. Недаром моряки так нравятся девушкам!
  2. воинских морских частях МВД. Звучит необычно, но свои полицейские есть и в море.
  3. охране береговой (Пограничной) службы российской ФСБ.

Они не гоняются за недобросовестными рыбаками, выловивших пару ведер карасей без разрешения. Их прямая ответственность – поимка нелегалов и других преступников на водных рубежах страны.

Войсковые звания

Не так-то просто увидеть на улицах городов капитанов дальнего плавания в белоснежном обмундировании, особенно если рядом нет моря. Но это не повод расстраиваться!

Звания даются, также, в:

  1. Вооруженных силах.
  2. МВД (служивые из категории «милиционеры» или участковые).
  3. МЧС (смельчаки, спасающие людей, попавших в беду).

Вадим, работник МЧС из Хмельницкого, рассказывает, что многие представляют работников МЧС настоящими героями-спасателями, которые целыми днями живут как будто в триллере. К сожалению, это не совсем так. Жизнь МЧС-ника состоит из каждодневных посещений каких-нибудь священников с целью проведения разъяснительной работы, а не то ненароком спалят церковь и всех, кто туда пришел. А еще спасатели котов с деревьев снимают, учат старушек топить печку так, чтобы не умереть от угарного газа. Но сотрудники МЧС все равно положительно оценивают свою работу. Этому способствуют звания, форма и социальные льготы.

  • службе внешней разведки (Да, да! Представьте себе – новые Штирлицы!);
  • и остальных воененных подразделениях нашей страны.

Таблица званий

С целью сделать описание званий не таким скучным, мы решили преподнести информацию о них по типу шпаргалки (войсковые и корабельные звания, располагающиеся на одной строке, являются аналогами):

Тип Войсковое Корабельное
Неофицерские рядовой,
ефрейтор,
младший сержант,
сержант,
старший сержант,
старшина,
прапорщик,
старший прапорщик
матрос,
старший матрос,
старшина второй статьи,
старшина первой статьи,
главный старшина,
главный корабельный старшина,
мичман,
старший мичман
Младший офицерский состав младший лейтенат,
лейтенант,
старший лейтенант,
капитан
младший лейтенат,
лейтенант,
старший лейтенант,
капитан-лейтенант
Старший офицерский состав майор,
подполковник,
полковник
капитан 1-го ранга,
капитан 2-го ранга,
капитан 3-го ранга
Высший офицерский состав генерал-майор,
генерал-лейтенант,
генерал-полковник,
генерал армии,
Маршал РФ
контр-адмирал,
вице-адмирал,
адмирал,
адмирал флота

Погоны

  1. Солдаты и матросы. Знаков различия на погона нет.
  2. Сержанты и старшины. В качестве знаков различия используются - лычки. Вояки давно называют их «соплями».
  3. Прапорщики и мичманы. В качестве знаков различия используются поперечно нашитые звёздочки. Погоны напоминают офицерские, но без полос. Также, могут быть канты.
  4. Младший офицерский состав. Имеется вертикальный просвет и звёздочки из металла (13 мм).
  5. Старший офицерский состав. Две полосы и крупные металлические звёздочки (20 мм).
  6. Высший офицерский состав. Крупные вышитые звёздочки (22 мм), расположенные по вертикали; отсутствие полос.
  7. Генерал армии, адмирал флота. Большая звезда диаметром 40 мм, не металлическая, а вышитая.
  8. Маршал Российской Федерации. На погоне вышита одна очень большая звезда (40 мм). По кругу расходятся серебряные лучи – получается форма пятиугольника. Также заметен узор герба России.

Разумеется, читая текст, многие с трудом пытаются представить себе внешний вид погон. Поэтому специально для них имеется картинка, на которой все вышеизложенное изображено наглядно.

Погоны неофицерского состава

Погоны офицерского состава

  1. Маршал РФ – высшее звание в сухопутных войсках, но над ним тоже стоит человек, который может отдавать ему приказы (даже скомандовать принять упор лежа). Этот человек – Верховный главнокомандующий, которым по совместительству является Президент РФ. Что примечательно, титул Верховного главнокомандующего классифицируется как должность, а не воинский чин.
  2. Владимир Путин, который сейчас работает в этой должности, покинул Федеральную службу безопасности, будучи полковником. Сейчас же, находясь на своей должности, он раздает команды военным, обладающим чинами, которых он ни разу не достигал за всю свою карьеру.
  3. И морские и сухопутные силы подчиняются Министру обороны РФ. Поэтому, адмирал – высшее звание в иерархии ВМС.
  4. Написание названий чинов ВС РФ с большой буквы с целью выказать почтение бывалым служакам – это совершенно ненужное дело. Все звания от рядового до адмирала пишутся со строчной буквы.
  5. Особый престиж к тому, как звучит то или иное звание добавляет приставка «гвардии». Не всем суждено ее получить, а только тем. кто несет службу в гвардейских полках.
  6. Служаки, которые отошли от армейских дел и спокойно копают картошку у себя на даче, не лишаются своего звания, а продолжают носить его с приставкой «в запасе» или «в отставке».

Не сдерживая смех, военный пенсионер из Харькова Александр рассказывает, что полковник, будь он в отставке или в запасе, наведет страху на любого гаишника, тормознувшего его на дороге за нарушение ПДД. С парня сто потов сойдет, пока он будет делать вид, как журит нарушителя, а потом и вовсе отпустит полковника без штрафа. Так что, звание всегда помогает по жизни.

  1. Армейские врачи тоже наделяются особыми званиями. К примеру, «майор медицинской службы». У юристов ситуация похожая — «капитан юстиции».

До Джорджа Клуни из «Скорой помощи», конечно, далеко, но все равно звучит достойно!

  1. Только-только встав на эту тропу и поступив в ВУЗ, молодые ребята становятся курсантами. Пока им остается только мечтать, как они получат свое первое звание, а потом и одно из высоких. Есть другая группа учащихся. Их называют слушателями. Это те, кто уже получили воинское звание.
  2. Пока идет годичная срочная служба, можно максимум стать сержантом. Не выше.
  3. С 2012 г. отменили чины главного корабельного старшины и старшины. Формально они существуют, но на деле служивые получают следующие звания, минуя эти чины.
  4. Все мы знаем, что майор выше лейтенанта, но почему-то эта логика не была учтена при ранжировании генеральских чинов. Генерал-лейтенант по чину выше генерала-майора. Вот такая система в вооруженных силах РФ.
  5. Чтобы получить новое звание в российских войсках, нужно иметь определенную выслугу лет и личные достижения. Перед тем, как присвоить кандидату очередное звание, о солдатском моральном облике и навыках боевой и политической подготовки судят командиры. В таблице ниже описаны требования по срокам службы, необходимые для перехода из одного звания в другое:
Звание Должность
Рядовой Все только что призванные на службу, все низшие должности (стрелок, водитель, номер орудийного расчета, механик-водитель, сапер, разведчик, радист и т.п.)
Ефрейтор Штатных ефрейторских должностей нет. Звание дается солдатам на самых низких должностях, с высоким уровнем подготовки.
Младший сержант, сержант Командир отделения, танка, орудия
Старший сержант Заместитель командира взвода
Старшина Старшина роты
Прапорщик, ст. прапорщик Командир взвода материального обеспечения, старшина роты, начальник склада, начальник радиостанции и остальные должности сержантского состава, на которых требуется высокий уровень подготовки. Иногда работают на низших офицерских должностях при нехватке офицеров
Младший лейтенант Командир взвода. Данное звание, как правило, присваивается, когда налицо острая нехватка офицерского состава после прохождения ускоренных курсов по подготовке офицеров
Лейтенант, ст. лейтенант Командир взвода, заместитель командира роты.
Капитан Командир роты, командир учебного взвода
Майор Заместитель командира батальона. Командир учебной роты
Подполковник Командир батальона, заместитель командира полка
Полковник Командир полка, заместитель командира бригады, командир бригады, заместитель командира дивизии
Генерал-майор Командир дивизии, заместитель командира корпуса
Генерал-лейтенант Командир корпуса, заместитель командующего армией
Генерал-полковник Командующий армией, заместитель командующего округом (фронтом)
Генерал армии Командующий округом (фронтом), заместитель министра обороны, министр обороны, начальник генерального штаба, другие высшие должности
Маршал Российской Федерации Почетное звание, даваемое за особые заслуги

Независимо от количества уклонистов, которое ежегодно фиксируется после завершения призывных кампаний, во все времена хватало тех парней, кто желал бы посвятить свою жизнь армейскому ремеслу. Обычно здесь имеется две тенденции карьерного роста. Первая заключается в том, чтобы после срочной службы остаться в армии по контракту. Однако при подобном стечении обстоятельств рассчитывать на офицерское звание не приходится. Альтернативой является поступление в высшее военное учебное заведение.

Следует напомнить, что служба в некоторых силовых структурах, приравнивающаяся к воинской службе, является не менее престижной и желанной, но попасть в такую структуру зачастую можно после прохождения срочной службы. Причем армейские будни в элитных войсках являются ключом к любому трудоустройству.

Морской флот в мечтах юношей занимает такой же статус, как и ВДВ, спецназ или МП. Мечта может не только осуществиться, но и привести к серьезному карьерному росту, если выполнить несколько не таких уж сложных требований.

  • Обязательным считается наличие среднего образования. Диплом об окончании морского училища весьма увеличит шансы оказаться в ВМФ.
  • Ограничения по росту позиционируются на отметке 165 сантиметров. Это предельные минимальные показатели. Потребуется при проведении медицинского освидетельствования заключение психиатра о стрессоустойчивости и об отсутствии патологий.
  • Категория годности, которую члены призывной комиссии выставят в личное дело, не может быть ниже А2. То есть, определенные отклонения все-таки допускаются. В этом отношении строгость не такая, как в силовых подразделениях.

Следующим шагом, который может существенно приблизить парня к службе на флоте, является заявление в военкомате. И все же решающим моментом окажется спрос на молодое пополнение, который определяется уже в распределительном пункте. Как говорят на армейском сленге, все зависит от наличия покупателя.

Значение морского флота в обороне страны

Даже посвятив статью вопросу, охватывающему звания на флоте и в , без упоминания заслуг этого рода войск в обороноспособности государства не обойтись. Учитывая тот факт, что протяженность морских границ России составляет около 40 тысяч километров, предотвратить угрозу с моря может только надежный мощный флот.

В зависимости от пунктов базирования различают северный флот, черноморский, тихоокеанский, балтийский и каспийский. Суверенитет страны – это гарантия безопасности каждого ее гражданина. ВМФ имеет достаточно сложную структуру, он представлен подводными и надводными силами, морской авиацией и морской пехотой. Каждое подразделение имеет свою персональную задачу, военнослужащие носят отличительную форму, да и в званиях тоже есть определенные различия.

Воинские звания в российской армии

В армии существует четкое распределение прав и обязанностей всего личного состава. Причем строгая иерархия реализуется через воинские звания. Все эти звания можно разделить на два вида: войсковые и корабельные. Причем войсковые звания не обязательно присваиваются только в сухопутных войсках. С другой стороны, корабельные звания не только у тех, кто служит на корабле.

Два вида званий лишь отличаются по произношению, но общая структура иерархии одинаковая. Так, можно выделить неофицерский и офицерский состав. Каждому войсковому званию будет соответствовать определенное корабельное звание. Соблюдать субординацию военнослужащим позволяют погоны.

Морские звания по возрастанию

Для большей наглядности следует не просто перечислить все корабельные звания, но еще и провести аналогию с войсковыми, так как именно последние достаточно подробно изучаются еще в курсе ОБЖ раздела начальной военной подготовки. Становится понятным, почему среди подрастающего поколения возникает путаница именно при попытке расстановки по возрастанию иерархических рангов в ВМФ, ведь на морские звания с их погонами в школе вообще не отводится времени.

Самое младшее звание, который получает моряк при зачислении на службу – это матрос. С 1946 года данное звание было переименовано из ранее существовавшего «краснофлотец», что соответствует и до сих пор рядовому в сухопутных войсках. На погоне матроса красуется всего лишь буква «Ф», соответствующая принадлежности флоту.

За отличные достижения на срочной службе матрос может быть повышен до старшего матроса. Они стоят на одной ступеньке с ефрейторами и могут назначаться на должность командира отделения. Погон старшего матроса содержит одну металлическую полоску или матерчатую лычку золотистого цвета.

Повышение ранга на флоте подразумевает присвоение звания «старшина 2 статьи». С него начинается сержантский состав, а в войсковых названиях оно позиционируется, как младший сержант. Две полоски на погоне абсолютно аналогичны соответствующему сухопутному званию. Отличие заключается только в расцветке.

Старшина 1 статьи в ВМФ равен сержанту. На флоте, как и в любых сухопутных войсках, сержантское звание присваивается только единицам из всего личного состава срочников. Кандидат обязан обладать высокими моральными принципами, организаторскими способностями, быть подкованным в теоретическом плане, являться отличником физической и боевой подготовки. Старшина первой статьи имеет на погоне три полоски.

Предел, до которого можно дослужиться, будучи призванным по призыву, — это главный старшина. Именно это звание идет по порядку старшинства, а не старшина 3 статьи, как некоторые ошибочно думают. Последнее звание, кстати, является вымышленным.

Замыкает категорию званий сержантов и старшин главный корабельный старшина. Его погон обозначен одной широкой и одной узкой полоской. С таким званием можно пребывать на должности командира взвода. Корабельные звания встречаются в войсках пограничной службы, которые также относятся к ВМФ России.

До сих пор рассматриваемые корабельные звания хоть каким то образом были созвучны с сухопутными. Чисто морской термин – мичман означает звание, которое присваивается военнослужащему после окончания соответствующей школы. На суше аналогичные положения действуют для прапорщиков. Мичман и старший мичман на погонах имеют соответственно по две или три звезды, расположенные вдоль.

Офицерские звания начинаются с лейтенанта. На данной ступени ранжирования никаких отличий нет, даже погоны одинаковые. Вдоль погона идет золотистая полоска, которая обозначает группу младшего офицерского состава. У младшего лейтенанта одна звездочка, у лейтенанта – две, а у старшего лейтенанта – три. Три звезды располагаются треугольником, две поперек погона и одна – вдоль.

Морское звание, венчающее группу званий младших офицеров, в отличие от общевойскового звания «капитан», значится, как капитан-лейтенант. Две звезды поперек погона и две вдоль дают право получать должность командира боевого корабля. Присваивается звание капитана-лейтенанта старшему лейтенанту только после 4 лет службы.

Старшие офицерские звания начинаются с капитана 3-го ранга. По логике вещей понятно, что оно соответствует званию майора. На сленге моряков звание звучит, как «каптри». Соответственно, далее идет «капдва» или «капвторанг», а также «капраз» или «каперанг». Происхождение этих сокращений вполне понятно. Погоны по числу и расположению звезд напоминают лейтенантские, только статус старшего офицера подчеркивается двумя полосами, идущими вдоль.

Надо отметить, что не только в России, но и в ряде других стран звания военно-морского флота определены аналогичным образом. Высшее офицерское звание начинается с контр-адмирала. Можно сказать, что вице-адмирал — это третий человек по старшинству на флоте. Далее идут такие звания, как адмирал и адмирал флота.

Теперь перенесемся к войсковым званиям. Они в порядке возрастания представлены последовательностью: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал армии. Погоны их не содержат полос, но звезды, означающие градацию, по размеру больше, чем у старших офицеров. Примечательно то, что количество званий от матроса до адмирала флота такое же, как и от рядового до генерала армии. Приводить в соответствие звания войсковые и корабельные приходится по двум причинам: все они находятся в едином подчинении у маршала; при операциях, в которых участвуют одновременно несколько видов войск, для эффективности взаимодействия должно быть четко установлена схема подчинения.

С тех пор, как челны наших далеких предков стали вмещать не одного, а нескольких человек, среди них стал выделяться тот, кто с рулевым веслом управлял челном, в то время как остальные, исполняя его указания, гребли или ставили парус. Этот человек, пользовавшийся неограниченным доверием команды, поскольку был способен вести судно, опираясь на собственный опыт и интуицию, и был первым рулевым, штурманом и капитаном в одном лице.

В дальнейшем, с ростом размеров судов, росло и число людей, необходимых для приведения судна в движение и управления им. Началось естественное разделение труда, когда каждый стал отвечать за свое конкретное дело и все вместе - за благополучный исход плавания. Так в среде мореплавателей началась градация и специализация - появились должности, звания, специальности.

История не сохранила первых наименований тех, чьим уделом стало мореплавание, но можно полагать, что уже за тысячелетия до нашей эры у приморских народов существовали термины, определяющие принадлежность людей к морской профессии.


Одной из семи сословных каст в Древнем Египте была каста кормчих. Это были отважные люди, по египетским понятиям - почти смертники. Дело в том, что, покидая пределы страны, они лишались покровительства отечественных богов...

Первые достоверные сведения о системе морских званий относятся ко временам Древней Греции; позднее она была заимствована римлянами. Своя система морских знаний сформировалась у арабских мореплавателей. Так, во все европейские языки прочно вошло слово "адмирал", образованное от арабского "амир аль бахр", что означает "повелитель морей". О многих из этих арабских терминов европейцы узнали из восточных сказок "Тысяча и одна ночь", в частности, из "Путешествия Синдбада-Морехода". Да и само имя Синдбада - собирательного образа арабских купцов - является искаженным индийским словом "синдхапути" - "властитель моря": так индийцы называли судовладельцев.

После XIII века возникла самобытная система морских званий и у южных славян: судовладелец - "бродовластник" (от "брод" - корабль), матрос - "бродарь" или "ладьяр", гребец - "весляр", капитан - "главарь", команда - "посада", глава морских сил - "воевода поморский".


В допетровской России морских званий не было и не могло быть, поскольку страна не имела выхода к морю. Однако речное судоходство было весьма развитым, и в некоторых исторических документах тех времен встречаются русские названия судовых должностей: капитан - "глава", лоцман - "водич", старший над командой - "атаман", сигнальщик - "махоня" (от "махать"). Матросов наши предки называли "сар" или "сара", так что в грозном кличе волжских разбойников "Сарынь на кичку!" (на нос судна!) "сарынь" следует понимать как "судовую команду".

На Руси судовладельца, капитана и купца в одном лице называли "корабельщик", или гость. Первоначальное значение слова "гость" (от лат. hostis) - "чужой". В романских языках оно прошло такой путь смысловых изменений: чужой - иноземец - враг. В русском же языке развитие семантики слова "гость" пошло по противоположному пути: чужой - иноземец - купец - гость. (А. Пушкин в "Сказке о царе Салтане" употребляет слова "гости-господа" и "корабельщики" как синонимы.)

Хотя при Петре I слово "корабельщик" было вытеснено новыми, иноязычными, в качестве юридического термина оно просуществовало в "Своде законов Российской империи" до 1917 г.

Первым документом, в котором наряду со старыми русскими словами "корабельщик" и "кормщик" встречаются иностранные, были "Артикульные статьи" Давида Бутлера, возглавившего команду первого боевого корабля "Орел". Этот документ представлял собой прообраз Морского устава. На переводе его с голландского рукой Петра I написано: "Статьи правильныя, против которых достоит всяким корабельным капитанам или начальным корабельным людям применяться".

В царствование же самого Петра I в Россию хлынул поток новых, до той поры неизвестных названий должностей и званий. "Того ради" он и счел необходимым "учинить" Морской устав, чтобы на каждом большом и малом корабле "всякий знал свою должность, и неведением никто б не отговаривался".

Попробуем бросить хотя бы беглый взгляд на историю происхождения основных терминов, относящихся к составу судового экипажа - команды яхты или катера.

БАТАЛЕР - тот, кто заведует вещевым и продовольственным снабжением. К "баталии" слово никакого отношения не имеет, так как происходит от голландского bottelen, что означает "разливать по бутылкам", отсюда bottelier - виночерпий.

БОЦМАН - тот, кто следит за порядком на палубе, исправностью рангоута и такелажа, руководит общесудовыми работами, обучает матросов морскому делу. Образовано от голландского boot либо английского boat - "лодка" и man - "мужчина". В английском наряду с boatsman, или "лодочный (судовой) человек", есть слово boatswain - так называют "старшего боцмана", имеющего в подчинении нескольких "младших боцманов" (boatswain’mate, откуда наше старое "боцманмат").

В русском языке слово "боцман" впервые встречается в "Артикульных статьях" Д. Бутлера в формах "ботсман" и "бутман". Там же впервые определен круг его обязанностей. В торговом флоте это звание официально введено только в 1768 г.

ВАХТЕННЫЙ - это поначалу "сухопутное" слово попало в русский язык из немецкого (через Польшу), в котором Wacht имеет значение "стража, караул". Если же говорить о морской терминологии, то в Морском уставе Петра I фигурирует заимствованное из голландского слово "вахтерс".

ВОДИТЕЛЬ - рулевой на катере. В данном значении это русское слово появилось недавно как прямой перевод английского draiver. Однако в отечественном морском языке оно не такое уж и новое: в допетровскую эпоху словами того же корня - "водич", "корабельный вож" - называли лоцманов.

"Судоводитель" - ныне существующий и сугубо официальный термин (например, в морском праве), как и "судоводитель-любитель" - в значении "капитан", "шкипер" маломерного прогулочно-туристского флота.

ВРАЧ - вполне русское слово, является однокоренным слову "враль". Происходят они от древнерусского глагола "врать" с первичным значением "болтать вздор, пустословить, говорить" и вторичным - "заговаривать", "лечить".

КАПИТАН - единоначальник на судне. Слово это пришло к нам сложным путем, войдя в язык из средневековой латыни: capitaneus, которое образовано от caput - "голова". В памятниках письменности оно встречается впервые в 1419 г.

Воинское звание "капитан" появилось вначале во Франции - так называли командиров отрядов численностью в несколько сот человек. В военный флот звание "капитан" вошло, вероятно, из итальянского capitano. На галерах капитан был первым помощником "сапроко-мита" в военных вопросах; он отвечал за выучку солдат и офицеров, руководил в абордажных схватках, лично защищал флаг. В дальнейшем эта практика была перенята на парусных военных и даже торговых судах, нанимавших вооруженные отряды для охраны. Даже в XVI веке на должность первого лица на корабле часто назначали тех, кто мог лучше защитить интересы короны или судовладельца, поскольку военные качества ценились выше морских знаний и опыта. Так звание "капитан" с XVII века стало обязательным на военных кораблях почти всех наций. В дальнейшем капитанов стали делить на ранги в строгом соответствии с рангом корабля.

В русском языке звание "капитан" известно с 1615 г. Первыми "корабельными капитанами" были Давид Бутлер, возглавивший в 1699 г. экипаж корабля "Орел", и Ламберт Якобсон Гельт, возглавивший экипаж построенной вместе с "Орлом" яхты. Затем звание "капитан" получило официальный статус в Потешных войсках Петра I (сам Петр был капитаном бомбардирской роты Преображенского полка). В 1853 г. звание капитана в военном флоте было заменено на "командир корабля". На судах РОПиТ с 1859 г. и Добровольного флота с 1878 г. шкиперов из офицеров военного флота стали неофициально называть "капитанами", а официально это звание на гражданском флоте было введено в 1902 г. взамен "шкипера".

КОК - повар на судне, именуется так с 1698 г. В русский язык слово попало из голландского. Образовано от лат. cocus - "повар".

КОМАНДОР - начальник яхт-клуба, руководитель совместного похода нескольких яхт. Первоначально это была одна из высших степеней в рыцарских орденах, затем, во времена крестовых походов, - звание командующего армией рыцарей. Слово образовано от латинского: предлог cum - "с" и глагол mandare - "приказывать".

В военном флоте России в начале XVIII века было введено офицерское звание "командор" (между капитаном I ранга и контр-адмиралом; в иностранных флотах существует и сейчас). Командоры носили адмиральскую форму, но эполеты - без орла. С 1707 г. вместо него присваивалось звание "капитан-командор", окончательно упраздненное в 1827 г. Это звание носили выдающиеся мореплаватели В.Беринг, А.И. Чириков, а одним из последних - И.Ф. Крузенштерн.

КУПОР (англ. cooper, голл. Kuiper - "бочар", "бондарь", от kuip - "кадка", "чан") - очень важная должность на деревянных судах. Он не только поддерживал в исправности бочки и кадки, но и следил за водонепроницаемостью судового корпуса. Иностранное слово "купор" быстро вошло в обиходную русскую речь, образовав производные "закупоривать" и "откупоривать".

ЛОЦМАН - человек, знающий местные условия плавания и принимающий на себя безопасную проводку и швартовку судна. Обычно это немолодой судоводитель, о котором моряки в шутку, помня об установленных для лоцманского судна огнях, говорят: "Волос белый - нос красный". Первоначально лоцмана были членами экипажа, однако в XIII-XV веках появляются те, кто работает только каждый на своем определенном участке. Такой "пилот" у голландцев и получил название "лоцман" (loodsman, от lood - "свинец", "грузило", "лот"). Первый документ, регламентирующий деятельность лоцманов, появился в Дании ("Морской кодекс" 1242 г.), а первая государственная лоцманская служба была организована в Англии в 1514 г.

На Руси лоцмана называли "корабельный вож", а его помощник, меривший глубину на носу лотом, нередко назывался "носовщик". В 1701 г. указом Петра I был введен термин "лоцман", но до середины XVIII века можно было встретить и термин "пилот". Первая в России государственная лоцманская служба была создана в 1613 г. в Архангельске, а первым руководством для них стала изданная в 1711 г. адмиралом К. Крюйсом инструкция для лоцманов Петербургского порта.

МАТРОС - едва ли не самое "темное" по происхождению слово. Достоверно известно лишь, что к нам оно попало в XVII веке из голландского морского языка в форме "матроз". И хотя в Морском уставе 1724 г. встречается уже форма "матрос", до середины XIX века более распространенным было все же "матроз". Можно предположить, что это слово произошло от голландского mattengenoot - "товарищ по койке": matta - "рогожа", "циновка", а genoot - "товарищ".

В середине века слово mattengenoot в усеченном виде matten попало во Францию и преобразовалось во французское matelot - матрос. А спустя некоторое время это же самое "матло" вновь вернулось в Голландию и, не узнанное голландцами, превратилось сначала в matrso, а затем в более удобопроизносимое matroos.

Есть и иное толкование. Одни этимологи в первой части слова видят голландское matt - "товарищ", другие - mats - "мачта". Некоторые ученые усматривают в этом слове наследие викингов: в исландском, например, mati - "товарищ" и rosta - "бой", "драка". А вместе "матироста" означает "боевой друг", "товарищ по оружию".

МАШИНИСТ - слово относительно молодое. Появилось оно в те времена, когда паруса на флоте стали вытесняться паровой машиной, и заимствовано из нем. Mashinist (от др.-гр. machina), но впервые в русском языке отмечено в 1721 г! Естественно, тогда эта специальность морской еще не была.

МЕХАНИК - происхождение аналогично слову "машинист", но в русском языке в форме "механикус" отмечено еще раньше - в 1715 г.

МОРЯК - человек, избравший уделом морскую профессию. Полагают, что профессии этой около 9000 лет. Наши предки называли ее представителей "моренинъ", "морянинъ" или "мореход". Корень "ход" очень древний. Выражение "ходить по морю" встречается уже в летописи при описании похода князя Олега на Константинополь в 907 г. Можно вспомнить и "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

В современном языке корень "ход" закрепился в терминах "мореходность", "судоходство", "ходкость" и др. Петр I пытался привить иноязычное итало-французское название военного моряка - "маринер" (от лат. mare - море). Оно встречается с 1697 г. в формах "мари-нир", "маринал", однако к концу XVIII века выходит из употребления, оставив лишь след в слове "гардемарин". Та же участь постигла и другой голландскнй термин - "зееман" или "зейман". Он просуществовал лишь до конца первой четверти XIX века.

ПИЛОТ - водитель (реже - штурман) гоночного катера; явное заимствование из авиации "в знак уважения" к высоким скоростям. Во времена раннего средневековья это было персональное звание лоцмана, сопровождавшего судно на всем переходе от порта отправки до порта назначения. К нам это слово попало через итальянское pilota, а корни его древнегреческие: pedotes - "кормчий", образованное от pedon - "весло".

РУЛЕВОЙ - тот, кто непосредственно управляет ходом судна, стоя у штурвала. Слово восходит к голландскому pyp ("руль") и в этой форме упоминается в Морском уставе 1720 г. ("Осматривать рур прежде похода"). К середине XVIII века слово "рур" окончательно вытеснило древне-русское "кормило", однако звание "кормщика" официально сохранялось в русском галерном флоте до последнего десятилетия того же века.

САЛАГА - неопытный матрос. Вопреки оригинальным "интерпретациям", например, на тему исторического анекдота о мифическом острове Алаг ("Откуда ты?" "С Алага"), ближе к истине прозаическая версия, связывающая это слово с "салакой" - мелкой рыбешкой. "Салагой" в некоторых русских говорах, в основном в северных губерниях, долгое время называли мелкую рыбу. На Урале зафиксировано употребление слова "салака" как прозвище, то есть в значении "салага".

СИГНАЛЬЩИК - матрос, передающий сообщения с корабля на корабль или на берег посредством ручного семафора или подъема сигнальных флагов. Слово "сигнал" пришло к нам при Петре I через немецкое Signal из латыни (signum - "знак").

СТАРПОМ - обе части этого слова происходят от старославянских основ. Старший (от основы "ста") здесь имеет смысл "главный", потому что это должен быть самый опытный из помощников капитана. А "помощник" ведет начало от утраченного ныне существительного "мога" - "сила, мощь" (сохранились его следы в словах "подмога", "вельможа", "немочь").

ШКИПЕР - капитан гражданского судна. Слово представляет собой "тезку" "корабельщика" - "щипор", а затем и голл. schipper (от schip - "корабль"). Некоторые этимологи усматривают образование от слова из норманнского (др.-сканд. Skipar) или датского (skipper) с тем же значением. Другие указывают на близость слова к немецкому Schiffer (от schiff(s)herr - "господин, начальник судна").

В русском языке слово впервые встречается в начале XVIII века как младший офицерский чин. Согласно Морскому уставу шкипер должен был "смотреть, дабы канаты были хорошо свернуты и чтоб опрятно лежали в интрюйме"; "в бросании и вынимании якоря повинен быть при битинге [битингах] и смотреть над завязыванием якорного каната".

В торговом флоте судоводительское звание шкипер было введено только в 1768 г. с обязательной сдачей экзаменов в Адмиралтействе. В 1867 г. звание было разделено на шкиперов дальнего и каботажного плавания, а в 1902 г. отменено, хотя должность "подшкипера" - содержателя судового снабжения по палубной части - на больших судах существует и сейчас, как и слово "шкиперская кладовая".

ШКОТОВЫЙ - матрос, работающий на шкотах (от голл. schoot - пола). Слово "шкот" (снасть для управления шкотовым углом паруса) впервые встречается в Морском уставе 1720 г. в форме "шхот".

ШТУРМАН - специалист по судовождению. Слово это в русском языке впервые отмечено в форме "стурман" в "Артикульных статьях" Д. Бутлера, затем в "Росписи припасам на барколон..." К. Крюйса (1698 г.) в формах "стюрман" и "штюрман" и, наконец, в Морском уставе 1720 г. встречается современная форма слова. А происходит оно от голландского stuur - "руль", "править". В эпоху расцвета мореплавания, когда суда голландской Ост-Индской компании уже бороздили воды Индийского океана и роль штурманов чрезвычайно возросла, голландское слово "штурман" стало международным. Так и в русском языке оно пришло на смену древнему "кормчий" или "кормщик" (от "корма", где издревле находился пост управления судном). Согласно "Артикульным статьям", штурман должен был сообщать капитану "обретенное высоту полуса (полюса) и свою записную про корабельное хождение книгу и книгу морского ходу показывати, чтоб наилучше усоветовать к сохранению корабля и людей...".

ЮНГА - мальчик на корабле, обучающийся морскому делу. В отечественной лексике слово это появилось при Петре I (от голл. jongen - мальчик). В ту пору существовали "кают-юнги", набираемые в качестве прислуги, и "дек-юнги" - для палубных работ. Юнгами начинали флотскую службу многие известные адмиралы, в том числе и "адмирал адмиралов" - Горацио Нельсон.

(по порядку от матроса до высшего командования) по большей части восходят к появившимся в течение периода СССР.

Немного истории – флотские звания и табель о рангах

Как известно, в последние году правления Петра I был введен в действие табель о рангах. Он представлял собой таблицу, где должности гражданской и военной службы были разделены на четырнадцать рангов. Впрочем, флотские чины не были включены в каждую строку таблицы.

XIV ранг среди морских чинов получал мичман, соответствовавший коллежскому регистратору, прапорщику, корнету и артиллерийскому штык-юнкеру. В начале правления Павла I звание мичмана стало относиться к XII рангу. Также к этому рангу относилось существовавшее до 1732 года звание унтер-лейтенанта.

Флотский лейтенант относился к X рангу до 1884 года, после чего до этого ранга был повышен мичман. Звание лейтенанта, в свою очередь, стало относиться к IX рангу.

Люди, сумевшие дослужиться до VIII ранга во флоте Российской империи, приобретали право на личное дворянство. К таким должностям относились капитаны первых трех рангов и старший лейтенант, появившийся на флоте незадолго до Первой мировой войны. К V рангу относился чин капитана-командора, окончательно упраздненный в 1827 году. Среди знаменитых носителей этого звания был первопроходец Витус Беринг.

Достижение на службе IV ранга открывало перед человеком двери в потомственные дворяне. На флоте люди, достигшие четвертого и более высоких рангов, командовали флотскими соединениями: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и генерал-адмирал.

Также сюда относился не прижившийся на русской почве чин шаутбенахта, которого сменил контр-адмирал. Примечательно, что это морское звание использовал как псевдоним сам первый русский император – «шаутбенахт Петр Михайлов». К III рангу относился генерал-кригскомиссар флота, в обязанности которого входило финансовое обеспечение морских сил. Звание упразднили в 1817 году. Высшее звание генерал-адмирала за историю Российской империи получили шесть человек. Три из них были представителями императорской фамилии.

Хотя табель о рангах прекратила действие после создания СССР, многие звания вновь появились во флоте Советского Союза и позже Российской Федерации.

Основные категории флотских званий

По своему составу служащие военного флота могут быть разделены на следующие группы:

  • Призывной и контрактный состав.
  • Младшие офицеры.
  • Старшие офицеры.
  • Высшие офицеры.

Граждане России, проходящие срочную службу на флоте, получают звание матроса. Оно примерно соответствует рядовому в сухопутных войсках. Матросы появились на флоте Советского Союза в 1946 году. До этого низшее воинское звание военно-морских сил называлось «краснофлотец».

Следом идет звание «старший матрос», которое соответствует «ефрейтору» наземных войск. Старший матрос командует группой или служит помощником старшины. Звание старшего матроса могут получить служащие, хорошо соблюдающие дисциплину и свои обязанности.

Четыре следующих звания соответствуют сержантским званиям сухопутных сил:

  • Старшина первой статьи.
  • Старшина второй статьи.
  • Главный старшина.
  • Главный корабельный старшина.

Следом за старшинами идут «мичман» и «старший мичман». Эти флотские звания соответствуют званиям прапорщика и старшего прапорщика.

Современное деление флотских званий восходит к указу Президиума Верховного Совета СССР, вышедшему в 1943 году. Он утверждал деление офицерского состава на младший, старший и высший. Указ включал звания для каждой группы, сохранившиеся до настоящего времени.

Младшие офицеры флота нашей страны называются: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант. Младший лейтенант может руководить боевым постом. Более старшие представители этой категории офицеров могут быть помощниками командира корабля четвертого ранга или даже командовать таким кораблем.

Старший офицерский состав включает капитанов первого, второго и третьего рангов. Также их могут называть каптри, кавторанг и каперанг. Эти представители офицерского состава могут командовать военными судами, имеющими соответствующий ранг.

В современном российском флоте ранг боевого корабля определяется на основе сложности управления, численности состава и боевой мощи. К первому рангу относятся крейсеры, атомные подводные лодки и авианосцы. Второй ранг включает большие десантные корабли, миноносцы, большие ракетные корабли.

К третьему рангу относятся малые ракетные и противолодочные суда, средние десантные корабли, тральщики. Четвертый ранг включает малые десантные суда, торпедные катера.

Высшие офицерские звания флота нашей страны были впервые установлены в 1940 году указом Президиума Верховного Совета. Это привычная нам система:

В сухопутных войсках этим званиям соответствуют (по возрастанию) генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал армии. Контр-адмирал может руководить эскадрой или служить помощником командующего флотилией. Вице-адмирал может командовать флотилией или оперативной эскадрой, а также служит заместителем командующего флотом. Во главе отдельного флота стоит адмирал. В современной России один адмирал флота, который является главнокомандующим морскими силами нашей страны.

Звание «адмирал флота» было введено в Советском Союзе в 1940 году. Оно соответствовало «генералу армии». Ни один из флотоводцев страны советов не получил его в тот момент. Фактически высшим званием был адмирал.

В 1944 году его получили два флотоводца. Первым был Николай Кузнецов, занимавший в тот момент пост Народного комиссара флота. Он входил в Ставку Верховного главнокомандующего, и действия Николая Кузнецова по командованию флотом страны были успешны. В 1945 году звание «адмирала флота» получил Иван Исаков, руководивший в годы войны до ранения главным морским штабом.

В 1955 году вышел дополнительный указ, корректировавший высшие флотские звания страны советов. К званию «адмирал флота» добавлялось «Советского Союза». Обладатели этого чина имели право носить «Маршальскую Звезду» - знак отличия, введенный в 1940 году.

Этот высший морской чин был упразднен в 1993 году, потому что страны, которая упоминалось в его названии, больше не существовало. Высшее звание морских офицеров стало снова «адмирал флота».

Введенный в 1955 году чин был персональным. В истории советского государства только три человека получили звание «Адмирал флота Советского Союза». Сразу после введения нового военного чина его получили Н.Г. Кузнецов и И.С. Исаков. Через год Кузнецов попал в опалу и лишился высшего звания. Его вернули флотоводцу уже посмертно в годы Перестройки. В 1967 году высшего флотского звания удостоился Сергей Горшков, прошедший войну в чине контр-адмирала и руководивший строительством и перевооружением флота в послевоенные годы.

Звание Адмирала флота Советского Союза соответствовало в 1960-1990-е годы званию Маршала СССР. В свою очередь, находившийся рангом ниже «адмирал флота» соответствовал генералу армию и маршалу рода войск.

Главнокомандующий военно-морскими силами нашей страны может носить чин адмирала или адмирала флота. Так, первый морской офицер, занимавший эту должность в постсоветской России, Феликс Громов, стал в 1992 году главнокомандующим, будучи адмиралом. Звание адмирала флота он получил спустя четыре года, незадолго до отставки.

Следующие главнокомандующие (Владимир Куроедов и Владимир Масорин) заняли этот пост, будучи адмиралами, и после этого получили более высокий чин. Владимир Высоцкий и Владимир Чирков были главнокомандующими, оставаясь в звании адмирала. Также и действующий главнокомандующий Владимир Королев сохраняет звание адмирала, полученное в 2013 году.

Начальники Главного штаба флота, являвшиеся первыми заместителями главкома, как правило, носили звание вице-адмирала или адмирала. Андрей Воложинский, начавший службу на этом посту в 2016 году, сохраняет звание вице-адмирала.

Военно-морской флот современной России стал преемником флота . Большинство высших морских офицеров начали службу еще в советском флоте. По этой причине звания на флоте в современной России (по порядку от матроса до адмирала) не претерпели принципиальных изменений, по сравнению с советским периодом.

Съемные погоны офицеров ВМФ с полем из шелкового галуна черного цвета образца 1963 г. (история ношения)

К.Г. Чернобуров

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1963 года «Об изменениях в описании погон военнослужащих СА и ВМФ», объявленного приказом МО СССР от 5 ноября 1963 года № 247 офицерам ВМФ были введены повседневные съемные погоны шириной 6 см с полем из шелкового галуна черного цвета без кантов с просветами. Для офицеров корабельного, инженерно-корабельного и инженерно-технического (кроме частей авиации ВМФ) просветы были установлены золотистого цвета, для офицеров артиллерии, юстиции, ветеринарной и административной служб – красного цвета, для офицеров частей авиации – голубого, интендантской службы – малинового, а медицинской службы – зеленого цвета.
Погоны изготовлялись с прокладкой внутри как из бортовки, так и из картона.
Данные погоны предназначались для темно-синего кителя и синего шерстяного платья (для офицеров женщин). Порядок их ношения в ВМФ определялся Приказом МО СССР от 29 марта 1958 года № 70 «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время)».
Для обозначения воинских званий использовались металлические звездочки золотистого цвета: для старших офицеров диаметром 20 мм, для младших – диаметром 13 мм. Порядок их размещения на погонах определялся соответственно воинскому званию:

Воинские звания Количество звездочек
Полковник,капитан 1 ранга 3 35 35
Подполковник,капитан 2 ранга 2 35 -
Майор,капитан 3 ранга 1 60 -
Капитан,капитан-лейтенант 4 30 25
Старший лейтенант 3 35 35
Лейтенант 2 35 -
Младший лейтенант 1 60 -

Воинские звания Порядок размещения звездочек на погоне
Полковник,капитан 1 ранга две нижние звездочки на просветах, третья выше первых двух на продольной осевой линии
Подполковник,капитан 2 ранга на просветах
Майор,капитан 3 ранга на продольной осевой линии
Капитан,капитан-лейтенант две нижние звездочки посередине поля, третья и четвертая на просвете, выше первых двух
Старший лейтенант две нижние звездочки посередине поля, третья на просвете, выше первых двух
Лейтенант посередине поля
Младший лейтенант на просвете
Офицеры в зависимости от принадлежности к службе носили следующие эмблемы:
Наименование службы Виды эмблем Цвет эмблемы
Инженерно-корабельная служба Раздвижной ключ и молоток Серебристый
Серебристый
Инженерно-техническая служба для офицеров (кроме частей авиации), имеющих высшее техническое образование Раздвижной ключ и молоток Золотистый
То же, в частях авиации Золотистый
Артиллерия Стволы орудий Серебристый
Медицинская служба Чаша со змеей Золотистый
Ветеринарная служба Чаша со змеей Серебристый
Юстиция Щит с двумя мечами Золотистый

Эмблемы на погонах размещались на продольной осевой линии на расстоянии от нижнего края погона до центра эмблемы 90 – 100 мм.
Звездочки и эмблемы использовались изготовленные как из тяжелого металла (рис. 1 – 7), так из алюминия (рис. 8 – 13).

Для крепления погон использовались пуговицы диаметром 14 мм в зависимости от службы золотистого или серебристого цвета, изготовленные из тяжелого металла (рис. 14 – 15) или алюминия (рис. 16 – 18):

Наименование службы Цвет погонной пуговицы
Корабельная служба Золотистый
Инженерно-корабельная служба Золотистый
Инженерно-техническая служба для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей Золотистый
Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) Серебристый
Авиация Золотистый
Инженерно-техническая служба в частях авиации Серебристый
Артиллерия Золотистый
Медицинская служба Серебристый
Ветеринарная служба Серебристый
Юстиция Серебристый
Интендантская служба Серебристый
Административная служба Серебристый

Рис.14. Золотистая латунная погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.15. Серебристая «тяжелая» погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.16. Золотистая алюминиевая погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.17. Золотистая алюминиевая цельноштампованная погонная пуговица, 14 мм.

Рис.18. Серебристая алюминиевая погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

А так выглядят погоны офицеров ВМФ различных служб.

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, имеющие высшее техническое образование

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, не имеющие высшего технического образования

Рис.21. Инженер – майор и инженер – лейтенант

Морская пехота

Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1963 года № 1036 – 361 и Приказом МО СССР от 05 ноября 1963 года № 248 офицерам вновь создаваемых частей морской пехоты введены гимнастерка полевая, черного цвета, с отложным воротником и куртка полевая черного цвета. На данные предметы обмундирования были установлены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с красными просветами существующего образца (Рис. 31).

В качестве эксперимента для офицеров ВМФ Приказом МО СССР от 1964 года № 55 были введены повседневные съемные погоны шириной 6 см с полем из шелкового галуна черного цвета с кантами из приборного сукна, такого же как просветы, цвета (Рис. 32 – 33). Параллельно с ними продолжали носить погоны образца 1963 года. Порядок ношения вновь введенных погон определялся Приказом МО СССР от 26 мая 1964 года № 130. Просуществовали они не долго, и были отменены Приказом МО СССР от 1965 года № 179.

17 сентября 1966 года приказом МО СССР № 220 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 августа 1966 года № 700 для офицеров ВМФ был введен плащ из хлопчатобумажной или синтетической ткани черного цвета, однобортный с поясом, с отложным воротником и открытыми лацканами. Такой же плащ был установлен и для офицеров МЧ ПВ КГБ. На данном предмете обмундирования носились съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета существующего образца.
Надо отметить, что фурнитуру из «тяжелых» металлов перестали выпускать в начале 60-х годов, и она постепенно была вытеснена из обращения фурнитурой из алюминия. Которая, в свою очередь, во второй половине 60-х годов претерпела изменения (Рис. 34 – 41): так звездочки младших офицеров диаметром 13 мм стали другого рисунка, да и эмблемы приобрели несколько иной вид.

В таком виде фурнитура просуществовала до момента своей отмены. Можно упомянуть только, что эмблемы артиллерии (Рис. 42) и инженерно-технической службы в частях авиации (Рис. 43), а также погонные звездочки выпущенные в 80-х годах имеют более грубое исполнение, чем изготовленные в конце 60-х, 70-х годах.

Погоны офицеров ВМФ с измененной алюминиевой фурнитурой, вторая половина 60-х годов.

Инженерно-техническая служба для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, имеющие высшее техническое образование

Рис.46. Инженер – майор и младший техник – лейтенант

Рис.47. Инженер – подполковник и инженер – лейтенант

Инженерно-техническая служба частей авиации офицеры, имеющие высшее техническое образование

Инженерно-техническая служба частей авиации офицеры, не имеющие высшего технического образования

Рис.52. Инженер – майор и инженер – лейтенант

26 июля 1969 года приказом Министра обороны СССР № 190 во исполнении Постановления Совета Министров СССР от 30 мая 1969 года № 417 "Об улучшении формы одежды военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота" в знаки различия и предметы обмундирования офицеров ВМФ внесены изменения:
- упразднены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с зелеными просветами;
- офицерам медицинской, административной, ветеринарной служб и юстиции установлены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с малиновыми просветами;
- упразднен плащ образца 1966 года;
- введена куртка синего цвета хлопчатобумажная со съемными погонами черного цвета существующего образца;
- для офицеров морской пехоты вместо полевой гимнастерки введен китель шерстяной или хлопчатобумажный черного цвета с отложным воротником, с потайной застежкой, с двумя прорезными нагрудными карманами, со съемными погонами черного цвета существующего образца.
Порядок ношения погон в ВМФ определялся Приказом МО СССР от 26 июля 1969 года № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота». Порядок размещения звездочек и эмблем на погонах, а также цвет пуговиц остался прежним.

Изображение погон офицеров медицинской, административной, ветеринарной служб и юстиции ВМФ образца 1969 года приведено на Рис. 59 – 62, для остальных категорий погоны остались прежними (Рис. 44 – 53 и 56).

Предположительно в 1973 году (документального подтверждения у меня нет) поменялось изображение якоря на пуговицах (Рис. 63 – 64).

1 ноября 1973 года вышел Приказ МО СССР № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота», который установил для всех категорий военнослужащих ВМФ золотистые пуговицы, отменив серебристые. Также было изменено название некоторых эмблем ВМФ:

Наименование службы Виды эмблем Цвет эмблемы
Офицеры корабельного состава, имеющие инженерные воинские звания Раздвижной ключ и молоток Серебристый
Офицеры, имеющие воинские звания технической службы, проходящие службу на кораблях и в штабах соединений кораблей Шестерня с трехлопастным винтом Серебристый
Офицеры (кроме корабельного состава и авиации), имеющие инженерные воинские звания Раздвижной ключ и молоток Золотистый
Офицеры авиации, имеющие инженерные воинские звания или воинские звания технической службы Красная звездочка, мотор, пропеллер и крыльями Золотистый
Артиллерия Стволы орудий Серебристый
Медицинская служба Чаша со змеей Золотистый
Ветеринарная служба Чаша со змеей Серебристый
Юстиция Щит с двумя мечами Золотистый

Эмблемы на погонах размещались на продольной осевой линии на расстоянии от нижнего края погона до центра эмблемы 100 мм.

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 1 ноября 1973 года № 250:

Юстиция

Рис.79. Капитан юстиции

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1980 года, объявленный Приказом МО СССР от 15 марта 1980 года № 85 внес очередные изменения в знаки различия военнослужащих, в числе прочего, были отменены съемные погоны из шелкового галуна черного цвета с малиновыми просветами. Офицерам медицинской, интендантской, административной, ветеринарной служб и юстиции установлены съемные погоны из шелкового галуна черного цвета с красными просветами (Рис. 80 – 84).

Рис.83. Полковник административной службы и старший лейтенант административной службы

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1981 года «О знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил СССР», объявленный приказом МО СССР от 28 мая 1981 года № 145 закрепил накопившиеся изменения в знаках различия военнослужащих и установил для офицеров авиации ВМФ ношение на погонах (Рис. 86) эмблем авиации (Рис. 85).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1984 года для офицеров были отменены особые воинские звания инженерно-технического состава, воинские звания интендантской, ветеринарной и административной служб. Офицерский состав был переаттестован.

Эмблемы серебристого цвета: «Офицеры корабельного состава, имеющие инженерные воинские звания», «Офицеры, имеющие воинские звания технической службы, проходящие службу на кораблях и в штабах соединений кораблей», «Ветеринарная служба» и «Артиллерия», а также эмблемы золотистого цвета: «Офицеры (кроме корабельного состава и авиации), имеющие инженерные воинские звания» и «Офицеры авиации, имеющие инженерные воинские звания или воинские звания технической службы» были отменены в 1986 году.

Офицерам артиллерии ВМФ были установлены эмблемы золотистого цвета (Рис. 87).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1985 года, объявленный приказом МО СССР от 1986 года № 10 были внесены изменения в описание погон военнослужащих, в том числе и съемных погон офицеров из шелкового галуна черного цвета (Рис. 88 – 93).

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 1986 года № 10:

Приказ МО СССР от 04 марта 1988 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота» изменил расстояние крепления звезд на погонах офицеров:

Воинские звания Количество звездочек Расстояние в мм от нижнего края погона до центра первой звездочки Расстояние в мм между центрами звездочек вдоль погона
Полковник,капитан 1 ранга 3 30 25
Подполковник,капитан 2 ранга 2 30 -
Майор,капитан 3 ранга 1 45 -
Капитан,капитан-лейтенант 4 30 25
Старший лейтенант 3 30 25
Лейтенант 2 30 -
Младший лейтенант 1 45 -

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 04 марта 1988 года № 250:

В 1991 году СССР прекратил свое существование. В 1994 году для военнослужащих ВС России, в том числе для офицеров ВМФ, была введена новая форма и знаки различия. Погоны образца 1963 года ушли в историю.

Литература
Приказ МО СССР от 29 марта 1958 года № 70 «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время)»;
Приказ МО СССР от 05 ноября 1963 года № 248;
Приказ МО СССР от 26 мая 1964 года № 130 «С объявлением Описания предметов обмундирования военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 26 июля 1969 года № 190 "Об улучшении формы одежды военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота";
Приказ МО СССР от 26 июля 1969 года № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 1 ноября 1973 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 28 мая 1981 года № 145 «О знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил СССР и маршальских знаках отличия»;
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1985 года «О внесении изменений и дополнений в описание и образцы (рисунки) погон военнослужащих и нарукавных знаков различия адмиралов и офицеров корабельного состава Вооруженных Сил СССР»;
Приказ МО СССР от 04 марта 1988 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота».