Описать мальчиков из рассказа бежин луг. «Бежин луг» главные герои. Погружение в атмосферу, изображённую в рассказе “Бежин луг”

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

Характеристика Мальчиков из произведения «Бежин луг» И.С.Тургенев

Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка, молча, вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками.
Это был Павел, один из героев рассказа Ивана Сергеевича Тургенева "Бежин луг". Павел понравился мне больше других ребят. Он был из бедной крестьянской семьи и одет был очень бедно, лицо изрыто оспой, а голова, как говорится, с пивной котел. Павел - немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля.
Но было в Павле что-то очень привлекательное. Особенно ясный умный взгляд, сильный голос, спокойствие и уверенность. Еще больше привлекает в нем его деятельность. Все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. И рассказы его отличались от рассказов других ребят. Павел всегда говорил только о том, что сам видел, в его рассказах был юмор. И когда он рассказывал, как ждали дня, когда Тришка-антихрист должен был спуститься на землю, все ребята смеялись.
Еще из мальчиков мне понравился Костя. Правда, он во многом отличался от Павла. Костя на два года младше Павла. У него худое лицо, с острым, как у белки, подбородком, большие черные глаза смотрели всегда немножко грустно, как будто хотели что-то сказать, но на языке таких слов не было. Худенький, он был одет так же бедно, как и Павел. А лицо у него было усталое, с болезненным выражением. оказался ночью в лесу, то, наверное, тоже испугался бы ночных криков. Но не потому, конечно, что вообразил себе леших, а просто так, потому что как-то страшно в темноте.
Мальчики, о которых пишет Тургенев, были неграмотными, суеверными, и они всерьез верили тому, что рассказывали Костя, Илюша и Федя.

Но мне понравились не только Павел и Костя, но и остальные мальчики: Федя, Илюша и Ваня. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи. А у Илюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд.

Зато они многое знали и умели делать: пасли лошадей, помогали взрослым в поле и дома, собирали в лесу ягоды, грибы, особенно хорошо чувствовал себя в ночном Павел. Он лучше всех знал природу, объяснял ребятам, какая птица кричит, кто в реке плещется.
Костя сказал, что проходил мимо бучила, а там кто-то застонал жалостливо. Костя испугался, вообразив себе водяного. А Павлик сказал, что так могут кричать маленькие лягушки.
В то же время Костя лучше всех описывал природу в своих рассказах. Он очень красочно описал, как плотник Гаврила встретил в лесу русалку. Павел любил настоящую жизнь леса и поля, а Костя видел во всем этом что-то сказочное.
Мне, как и Тургеневу, в речи Павла понравился его юмор и здравый смысл, а в речи Кости - мечтательность, поэтичность.
Было между ними еще одно отличие. Павел был смелым, решительным мальчиком. Я уже написала в начале, как Павел решительно поскакал на лошади. Это он хотел отпугнуть волка, а с собой не взял ничего, кроме хворостины. А когда вернулся, и не подумал похвастаться свой смелостью. А Костю даже сам Тургенев назвал трусишкой. И не зря. Ведь Костя пугался всего непонятного, даже крика лягушки в бучиле.
Костя был добрым мальчиком. Он очень жалел Феклисту, мать утонувшего Васи. Когда Павел пошел к реке, Костя предостерег его, сказал: "Осторожно, не упади!"
А Павел заботился о других не на словах, а на деле он бросился спасать от волка не свою лошадь, а всех лошадей. И картошку варил не для себя, а для всех ребят.

Все пятеро ребят не похожи друг на друга. Они очень разные, но все-таки нашли общий язык, и были очень дружны между собой.

Ответ оставил Гость

Герои рассказа Тургенева "Бежин луг": Павлуша, Илюша и другие мальчикиВ рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Ближе к ночи он оказался на Бежином лугу, где встретил пять мальчишек из соседских деревень. Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость.
Образ Павлуши в рассказе "Бежин луг"Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил "картошки". И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его "смелой удалью и твердой решимостью", когда тот стремглав, без оружия помчал среди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре один пошел к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этом признаков страха. "Что за славный мальчик!" - так оценил его охотник.

Рассказчик уделил внимание и одаренности Павлуши: "глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила". И лишь в последнюю очередь автор обратил внимание на одежду, которая состояла из портов и простой рубахи. Павел сохраняет спокойствие и храбрость, он деловит и решителен: после жуткой истории, которую поведал Костя, он не испугался, а успокоил ребят и перевел беседу на другую тему. Сам же Павлуша, умный и смышленый мальчик, лишь слушает истории о нечистой силе, рассказав только реальный случай, произошедший в его селе во время "небесного предвиденья". Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью. Как отмечает рассказчик, в том же году Павла не стало, он разбился, упав с лошади. "Жаль, славный был парень!" - с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ.
Характеристика ФедиСамый старший из ребят - Федя. Происходил он из богатой семьи, а сторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от остальных мальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький армячок, носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок - редкий атрибут у крестьянских детей. Федя был мальчиком стройным, "с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой". Федя по-барски лежал, опершись на локоть, всем видом показывая свое превосходство. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Он внимательно слушает друзей, но всем видом демонстрирует, что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него неплохое домашнее образование, а оттого ему не характерна наивность, присущая остальным детям.
Описание Илюши из рассказа "Бежин луг"Илюша - двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим "какую-то тупую, болезненную заботливость". Автор подчеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: "На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку". А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками.

Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.
КостяВ описании десятилетнего Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел куда-то вдаль. На его худом и покрытом веснушками лице выделялись только "его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов". Жуткие истории о нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни.
ВаняДля наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел "божьими звездочками".

Сочинение

Иван Сергеевич Тургенев — замечательный русский писатель XIX в., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием.

В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних проявлений, не в интриге, а в сложном мире человеческой психологии, в конечном счете определяющей истинный драматизм отношений между людьми.

Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.

В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Подробно рассказывая о внешности и особенностях одежды мальчишек, автор показывает разницу их характеров. Федя, мальчик четырнадцати лет, «был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал то в поле не по нужде, а так, для забавы». У Павлуши «волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой», но в то же время чувствуется его характер: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Ильюша был совсем другой: «лицо… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня». Косте было лет десять, «все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов». Ваня, мальчик лет десяти, «лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».

Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звезды, казалось, текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…»

Ночная природа наталкивает детей на красивые сюжеты легенд, предлагает загадки и сама же рассказывает об их возможном разрешении. Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает возможность почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, показывая свое превосходство.

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель стремился не только пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой.

Автора всегда привлекали к себе люди, духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим.

Образы мальчиков — героев рассказа — овеяны лирическим настроением грусти и сочувствия. Но заканчивается он жизнеутверждающей, праздничной картиной наступающего утра.

Тургеневские пейзажи представляют воплощение авторского, тургеневского восприятия природы, героев, которые ему близки и выступают в рассказе как бы его представителями.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг»

Тип урока: обобщение изученного.

Цели урока:

образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; выяснить соответствие территориальных единиц, существовавших в 19 веке, с сегодняшним разделением;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;

Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации журнала “Современник”, “Записки охотника”, издание “Записок охотника”, раздаточный материал (листы на столах), иллюстрации, презентация к рассказу “Бежин луг”; учебник-хрестоматия Т.Ф. Курдюмовой, 6 класс.

Ход урока

“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал.

И.С. Тургенев

1. Оргмомент.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о мальчиках– героях рассказа “Бежин луг” (См. тему и цели урока)

Мы снова возвращаемся к творчеству И.С. Тургенева. Эпиграфом к уроку служат слова самого писателя.

(Чтение эпиграфа учителем.)

– Почему так считал И.С. Тургенев? (Ответы учащихся.)

3. Проверка домашнего задания (карточка №1)

Вспомните биографию писателя. Скажите, как называется имение И.С.Тургенева, одно из самых известных литературных мест в России? Почему?

(Ответ учащегося на задание №1)

– Ребята, перечислите рассказы, которые вошли в цикл “Записки охотника”.(“Хорь и Калиныч”, “Степь”, “Уездный лекарь”, “Льгов”, “Ермолай и мельничиха” и другие.)

– Итак, из биографии Тургенева мы знаем, что он любил охотиться, поэтому много путешествовал, а, следовательно, бывал во многих местах.

– Ребята, назовите место, с которого начинается путешествие рассказчика? (Чернский уезд, Тульской губернии (С.125.)

– Как вы понимаете слово “уезд”? А как слова “губерния”? Подберите синонимы к этим словам. (“Уезд” – район, “губерния” – область.)

– Ребята, откройте читательские дневники. Давайте обратимся в карте литературного краеведения Липецкой области и попытаемся проследить творческий путь И.С.Тургенева.

И наши места не остались не замеченными Тургеневым. Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 года: “Бежин луг. Описать, как мальчишки гоняют лошадей в пустыри на ночь”.

Герой-рассказчик охотится в Чернском уезд, Тульской губернии. В настоящее время – это место на карте находится в Тульской области между сёлами Кытино и Ступино. В конце 1950-х годов выходит в рассказ “Лебедянь”, в котором описаны вся красота природы г. Лебедяни, входящей в нашу молодую Липецкую область, образованную в 1954 году. В начале 1940-х годов писатель посетил этот город.

Итак, мы видим, что от “Бежина луга” Тургенев продолжает свой путь в Лебедянь.

4. Погружение в атмосферу, изображённую в рассказе “Бежин луг”

Рассказ о мальчиках в ночном – не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей России.

На доске спроецирована иллюстрация художника В.Е.Маковского “Ночное”

Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку реку, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони.

Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички, бывальщины. Для нас они интересны, необычны. Они – другие. Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик “Бежина луга”.

– Перескажите встречу охотника с мальчиками. (Пересказ учащихся.)

– Ребята, вспомните, что означает понятие “очерк”. (Заслушивается ответ учащихся.)

Очерк – небольшое литературное произведение краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Дайте определение слову “рассказ” (с. 395)

Рассказ-жанр эпоса, небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни героя.

5. Работа с литературоведческим словарем (с.395.)

Что общего? Чем различаются?

По вопросу определения жанра мнения расходятся: очерк или рассказ. Так как Тургенев включил “Бежин луг” в сборник рассказов “Записки охотника”, то мы будем называть его рассказом, а не очерком.

  • Ребята, почему рассказ называется “Бежин луг”? Зачитайте. (С. 124)

(Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находился в 13-ти км от Спасского-Лутовинова.)

  • Кто главный герой произведения?

Попробуйте охарактеризовать сюжет очерка.

(Сюжета как такового нет, ничего не происходит )

Сюжет максимально ослаблен, и по нему нельзя сказать о героях.

Обычно пейзаж являлся фоном развития событий, то здесь, наоборот.

Что же тогда происходит. (Краткий пересказ текста.)

(Охотник заблудился после охоты, оказался ночью среди деревенских мальчишек, которые на лугу рассказывали страшные истории, а утром покинул “Бежин луг”.)

6. Беседа.

– Давайте исходя из понимания такой структуры подумаем: “ Почему именно “Бежин луг ”?(В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши -все это связано с Бежиным лугом, как с географическим метом происшедшего, так и цельным ощущением автора от всех этих событий.)

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

Ребята, назовите героев рассказа “Бежин луг”? Сколько их?

(Их пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.)

3) Давайте дадим общую характеристику мальчиков.

(Сообщение уч-ся по карточке №2.)

– Кто из мальчиков, по мнению рассказчика, был из богатой семьи? Какие особенности его поведения подметил рассказчик?

Мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в 19 веке писали много и сочувственно.

Что еще, самое важное кроме бедности удалось показать автору?

(Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, духовную красоту ребят.)

4) А теперь следующее задание. Создайте портрет одного из мальчиков, (пять учеников описывают пять мальчиков .)

Можно создать характеристику, обратясь к иллюстрациям на ваших столах. (Иллюстрация Ильюши или Кости.)

Ребята, кто из мальчиков вам больше всего понравился? Найдите описание этого героя в тексте. Зачитайте.

– Почему выбрали этого героя?

Дома некоторые из вас подготовили рисунки.

– Какие индивидуальные черты внешности, характера героя, вы старались изобразить?

– Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Попробуйте объяснить, почему. Зачитайте из учебника этот фрагмент.

А теперь перейдем к подробной характеристике каждого мальчика. На доске вы видите план характеристики.

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.

– Давайте по нему охарактеризуем каждого мальчика. (Подбор цитат к пунктам плана.)

7. Характеристика героев

– Можно характеризовать мальчиков с помощью цитат, подобранных к каждому пункту плана.

Давайте обратимся к заданию №6.

Какую роль в рассказе играет фольклор? С какими фольклорными жанрами мы сталкиваемся?

(Ребята рассказывают разного рода былички, бывальщины. Фольклорные жанры: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки, заклички, приговорки, дразнилки и другие.)

– Как вы понимаете слово быличка? А что означает слово бывальщина ? А что такое поверье ?

(Ученик работает у доски)

(Быличка – небольшой рассказ о действительном происшествии, случившемся с героем рассказа и его близкими.

Бывальщина – в русском народном творчестве – это короткие устные рассказы о будто бы имевших место невероятных происшествиях.

Поверье – предание, основанное на суеверных представлениях.)

– Чем бывальщина отличается от былички? (Таблица 1)

Дать задание на ноутбуках

– Сравните фрагменты. Вопросы для сравнения вы видите на доске.

Вопросы для сравнения фрагментов.

  • Что вы можете сказать об объеме высказывания?
  • А что о знаках препинания в каждом рассказе?
  • Как относится Павлуша к своему рассказу?
  • А как Ильюша?
  • Чем насыщена речь Ильюши и чего нет у Павлуши?
  • – Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?

    (Отличия:

    1) Объем высказывания : Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.

    2)Знаки препинания:

    У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.

    Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

    Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.

    Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.

    9. Беседа по вопросам.

  • Подумайте, каковы причины повтора в речи Ильюши: “Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!” (Убеждение в реальности этого события.)
  • Что еще присутствует в речи ребят? Какие это слова?

    (Диалектные и просторечные слова.)

    Приведите примеры диалектов.

    (“Откентелеева” (откуда), “на-поди, напредки (наперёд, сначала), “боча” (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).

    – Приведите примеры просторечий.

    (“Хоша” (хоть), “перетрусился”

    (испугался), “эфто” (это), “слышь” (слышишь), “шти” (щи), “хрестьяне” (христиане – крестьяне”, “испить” (выпить, напиться), “зачнётся” (начнётся), “куды” (куда), “запужала” (напугала), “авось” (всё равно).

    Итак, какой мы можем сделать вывод в речи ребят?

    (Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.

    Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.)

    – Ребята, давайте обратимся к последнему заданию нашего читательского дневника.

    – Ребята, кем, по-вашему мнению, является рассказчик, повествуя о своём приключении? (Писатель.)

    – А кем он является по своему увлечению? (Охотник.)

    – А кем герой-рассказчик становится в окружении мальчиков, у костра? (Наблюдатель.)

    На доске:

    Писатель – охотник – активный наблюдатель

    10. Итог урока.

    Итак, сегодня на уроке мы обращались к проблеме взаимодействия человека и природы, которое приносит в рассказ автор; знакомились с пятью очень разными мальчиками у костра, с их размышлениями и сомнениями; работали над различными видами характеристик героев рассказа “Бежин луг”.

    Эта работа облегчит ваше домашнее задание.

    11. Домашнее задание.

    – Откройте тетради и запишите домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру “Характеристика литературного героя”. На эту тему мы продолжим работу на уроках русского языка в 7классе и на уроках литературы с в 9-11 классах. А пока, согласно плану, дайте характеристику одного героя.

    12. Выставление оценок.

    Учитель комментирует поставленные оценки.

    – Урок окончен, спасибо за внимание.