Нетрадиционность любовной лирики маяковского. Особенности любовной лирики маяковского

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области

"Архангельский техникум строительства и экономики"

Конспект урока

по литературе в 11 классе

"Своеобразие любовной лирики

В. Маяковского"

Подготовила преподаватель

русского языка и литературы

Тележкина Маргарита Вениаминовна

Архангельск 2014

Тема урока: "Своеобразие любовной лирики Владимира Маяковского". Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: углубить представления обучающихся о любовной лирике Маяковского, познакомить с её своеобразием и адресатами любовных произведений. Задачи урока:
    обучающие:
- обеспечить в ходе урока изучение, повторение и закрепление знаний по теме, - сформировать общеучебные умения (анализировать лирическое произведение, делать выводы, работать с текстами, готовить сообщения, аргументировать своё мнение),
    развивающие:
-сформировать познавательный интерес, память, мышление, - развивать умения слушать и дискутировать
    воспитательные:
-развивать чувство коллективизма, ответственное отношение к уроку, взаимопомощь, - развивать творческую активность обучающихся. Методы и приёмы обучения: а) организация и осуществление учебно-познавательной деятельности: - репродуктивные (слово учителя, выступления обучающихся), - проблемно-поисковые (работа по тексту) - наглядные (презентация) - творческого чтения - эвристические (ответы на вопросы по анализу текста) б) стимулирование и активизация обучения: - поощрение обучающихся, создание эмоционального настроя. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: - фронтальная - индивидуальная. План урока:
    Вступительное слово преподавателя. Аналитическая беседа по поэме "Облако в штанах"(1915г.). Черты футуризма. Роль семьи Брик в жизни и творчестве Маяковского. Анализ стихотворений "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви"(1928г.), "Письмо Т.Яковлевой"(1928г.). Судьба Т.Яковлевой. Знакомство с последней любовью Маяковского-Вероникой Полонской. Особенности любовной лирики Маяковского. Тест. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА. Эпиграф урока:

Если я

чего написал,

если

чего

сказал-

тому виной

глаза-небеса,

любимой

моей

глаза.

"Хорошо!"(1927г.)

Несмотря на мужественную внешность Маяковский был очень нежным и заботливым человеком. Энергичный, стремительный, он умел покорить окружающих. Н.А. Луначарская писала: "Он вдруг улыбался как-то очень молодо и по- мальчишески застенчиво. И от этой улыбки у его собеседников сразу исчезала всякая скованность". В его кипучей, творческой жизни всё было на виду и даже взаимоотношения с женщинами. А женщины в его жизни и творчестве играли далеко не последнюю роль: это и Мария Александровна Денисова, и Лилия Юрьевна Брик, и Татьяна Яковлева, и Вероника Витольдовна Полонская. Быстро чувствительным, деликатными, возгорающимися был Маяковский с возлюбленными. Лилия Брик: "Маяковский всё переживал с гиперболической силой-любовь, ревность, дружбу". И именно эти женщины вдохновляли поэта на создание многих лирических произведений. Одно из них - поэма "Облако в штанах"(1915г.)

- Записать в тетрадь тему урока, эпиграф, название поэмы. - После знакомства с кем Маяковский написал эту поэму? (М.Денисова, Одесса, январь 1914г.) - Кому посвящена поэма? (Л.Брик) - Какие произведения ещё посвящены Л.Брик? ("Лиличка", "Про это", а в 1928г. посвятил ей все произведения, вошедшие в 1 том собраний сочинений поэта). - Из скольких частей состоит поэма? (4 части - тетраптих: 1-"долой вашу любовь" 2-"долой ваше искусство" 3- "долой ваш строй" 4- "долой вашу религию" и вступление Маяковский - бунтарь, выступает против буржуазного общества) - Как вы понимаете смысл названия поэмы? ("13-й апостол"- цензор пригрозил каторгой, тогда Маяковский написал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите-буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах". Этими словами он высказывает свою бунтарскую сущность, эпатаж). - О чём говорится во вступлении? - Проанализируем 1 часть поэмы. - Чем автор подчёркивает реальность происходящего с лирическим героем? (детали: Одесса, время, Мария, мать и сёсты). - Каково душевное состояние лирического героя? (кипит, потрясён, расстроен). - Что так расстроило, потрясло его? Как он называет себя? Чего хочется этой "глыбе"? (простой человеческой любви). - Любовь у этой "громады" должна быть "маленьким смирным любёночком". Почему? (неологизм "любёночек"- ребёночек- подчёркивает силу чувства, трогательной нежности). - Какие метафоры подчёркивают предельное состояние героя? (примеры из текста) - Вошла возлюбленная. С помощью каких приёмов передано психологическое состояние героя? (через внешнее спокойствие. Внутренние страдания, разорванность души подчёркнуты переносом, антитезой: надо сдержаться, говорить чётко, медленно, размеренно). - Как вы поняли фразеологизм: "Сердце выскакивает из груди"? Как он звучит в поэме? ("Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу! Рухнули. Не выскочишь из сердца!" КАТАСТРОФА! Чувство любви безжалостно разбивается. Возлюбленную соблазнили роскошью, её украли. А любовь невозможна в мире купли-продажи) - Что стало с Марией? - Схожи ли лирический герой и сам поэт? - Какие черты футуризма вы нашли? Запись в тетрадь. (1. тема: против мещанской любви 2. поэма- декламация: "искусство должно будить и будоражить" 3. "построение лесенкой"выделяет смысл слов, их значение и значимость 4. использование неологизмов (любёночек, златоустейший, новородит, кудластый) 5. метафоричность, гиперболизация образа, антитеза, "я" противопоставлен всему миру). - Заслушать сообщение о роли семьи Брик в жизни Маяковского. - Прочитать стихи "Письмо тов. Кострову" и "Письмо Т.Яковлевой" - Когда и где познакомился Маяковский с Т.Яковлевой? Как развивались их взаимоотношения? (заслушать сообщение ученика). - Чем отличаются стихи по эмоциональному настроению от "Облака в штанах"? ("Я ж навек любовью ранен-еле-еле волочусь…") - Найдите строки, объясняющие смысл любви. (" Нам любовь не рай да кущи, Нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор…" " любовь загудит-человеческая, простая…") - Что отвергает поэт и что утверждает в понимании любви? Как изменился его лирический герой? (Отвергает мещанство, пошлость. Лирический герой стал взрослее, сдержаннее, близок поэту. Любовь - разговор о человеческой жизни, о борьбе и труде. Любовь, жизнь, творчество нерасторжимы.) В.Маяковский писал: " Любовь-это жизнь, это главное… От неё разворачиваются и стихи, и дела. Любовь-это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём". - Заслушать сообщение о В.Полонской. - Зачитать предсмертное письмо В.Маяковского. - Записать в тетрадь выводы

В.Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду-шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Художественное воплощение эта способность Мая-ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст-ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож-даться от власти любви. Она становится центром ми-роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». Любовь — самое зна-чительное, важное в судьбе каждого человека.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно-сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня-тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста-вит проблему и последовательно доказывает свое мне-ние, приводя веские аргументы.

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра-нен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен-ное определение этому чувству:

Любить —

Это значит:

в глубь двора вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

Рубить дрова,

силой

Своей играючи.

Свое состояние лирический герой называет экста-зом. А любовь его — «человеческая, простая», совла-дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода». Подлинное чувство противопоставля-ется в стихотворении «прохожей паре чувств», обы-вательщине.

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Поэт противопоставляет свое искреннее, глубокое, горячее чувство «парижской любви», по-шлой и обыденной. Стихотворению свойственна пре-дельная откровенность, оно поражает силой интимно-го чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих боль-ших и неуклюжих рук », — звучит в нем. «Ты одна мне ростом вровень»,— говорит поэт героине, призывая ее на ответные чувства. Поэт говорит о «собаках озверев-шей страсти», о ревности, которая движет горами, о «страсти кори». Лирический герой настойчив, целе-устремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.

Стихотворениям Маяковского о любви свойствен-на удивительная душевная открытость, обнажен-ность тончайших переживаний. Любовная лирика по-эта удивляет необычайно яркой и смелой образно-стью, неистовостью чувства. Поразительные, оригинальные метафоры и сравнения придают сти-хам Маяковского неповторимость.

Есть поэты, которые словно открыты для любви, и все их творчество буквально пронизано этим прекрасным чувством. Это Пушкин, Ахматова, Блок, Цветаева и многие другие. А есть те, кого трудно представить влюбленным. И в первую очередь на ум приходит Владимир Маяковский. Стихи о любви в его творчестве, на первый взгляд, кажутся совершенно неуместными, поскольку воспринимается он обычно как певец революции. Так ли это, попробуем узнать, внимательнее приглядевшись к поэту.

Маяковский - начало творческого пути

Родина поэта - Грузия. Родители происходили из дворянского рода, хотя отец служил простым лесничим. Внезапная смерть кормильца заставляет семью переехать в Москву. Там Маяковский поступил в гимназию, но через два года был отчислен за неуплату обучения, и занялся революционной деятельностью. Несколько раз он подвергался аресту и почти год провел в камере Это произошло в 1909 году. Тогда впервые он начал пробовать писать стихи, совершенно ужасные, по его словам. Однако именно этот год Маяковский, и знаменитые поэмы которого были еще впереди, считал началом своей поэтической карьеры.

Поэт революции

Нельзя сказать, что творчество Владимира Маяковского было полностью посвящено революции. Все далеко не так однозначно. Поэт безоговорочно принимал ее, был активным участником тех событий, и многие его произведения действительно были посвящены Он практически обожествлял ее, верил в идеалы, которые она несла, и защищал. Несомненно, он был рупором революции, а его стихи - своеобразной агитацией.

Любовь в жизни Маяковского

Глубокая эмоциональность присуща всем творческим натурам. Не был исключением и Владимир Маяковский. Тема через все его творчество. Внешне грубый, на самом деле поэт был очень ранимым человеком, героем скорее лирического характера. И любовь в жизни и творчестве Маяковского занимала далеко не последнее место. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а на длительное время. Но поэту не везло в любви. Все отношения заканчивались трагически, а последняя любовь в его жизни привела к самоубийству.

Адресаты любовной лирики Маяковского

В жизни поэта были четыре женщины, которых он любил безоговорочно сильно. Любовная лирика Маяковского связана в первую очередь именно с ними. Кто они, музы поэта, которым он посвящал свои стихи?

Мария Денисова - первая, с кем связана любовная лирика Маяковского. Он влюбился в нее в Одессе, в 1914 году, и посвятил девушке поэму «Облако в штанах». Это была и первое сильное чувство поэта. Поэтому поэма получилась такой щемяще честной. Это настоящий крик влюбленного, который несколько мучительных часов ждет любимую девушку, а она приходит только для того, чтобы сообщить, что выходит замуж за более обеспеченного человека.

Татьяна Алексеевна Яковлева. С ней поэт познакомился в октябре 1928 года в Париже. Встреча закончилось мгновенной влюбленностью друг в друга. Молодая эмигрантка и высокий, под два метра ростом Маяковский, были прекрасной парой. Ей он посвятил два своих стихотворения - «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

В декабре поэт уезжает в Москву, но уже в феврале 1929 года вновь возвращается во Францию. Его чувства к Яковлевой были настолько сильными и серьезными, что он сделал ей предложение, но не получил ни отказа, ни согласия.

Отношения с Татьяной закончились трагически. Планируя вновь приехать осенью, Маяковский не смог этого сделать из-за возникших проблем с визой. К тому же он внезапно узнает, что его любовь выходит в Париже замуж. Поэт был настолько потрясен этим известием, что говорил, что если больше не увидит Татьяну, то застрелится.

А потом вновь начались поиски той единственной преданной любви. Поэт начал искать утешения у других женщин.

Последняя любовь Маяковского

Вероника Витольдовна Полонская - актриса театра. С ней Маяковский познакомился в 1929 году через Осипа Брика. Сделано это было неслучайно, в надежде, что очаровательная девушка заинтересует поэта и отвлечет от трагических событий, связанных с Яковлевой. Расчет оказался верным. Маяковский всерьез увлекся Полонской, настолько, что стал требовать от нее разрыва с мужем. А она, любя поэта, не могла начать разговор с мужем, понимая, каким ударом это для него будет. И муж Полонской до конца верил в верность жены.

Это была мучительная любовь для обоих. Маяковский с каждым днем все сильнее нервничал, а она все оттягивала объяснение с супругом. 14 апреля 1930 года они увиделись в последний раз. Полонская утверждает, что разговора о разрыве не было, поэт в который раз просил ее уйти о мужа и оставить театр. Через минуту после своего ухода, уже будучи на лестнице, Полонская услышала выстрел. Вернувшись в квартиру поэта, она нашла его умирающим. Так трагично закончилась последняя любовь и жизнь Владимира Маяковского.

Лиля Брик

Эта женщина, без преувеличения, занимала главное место в сердце поэта. Она - его самая сильная и «больная» любовь. Почти вся любовная лирика Маяковского после 1915 года посвящена ей.

Встреча с ней произошла через год после разрыва отношений с Денисовой. Маяковский был вначале увлечен младшей сестрой Лили, а ее при первой встрече принял за гувернантку своей возлюбленной. Позднее состоялось официальное знакомство Лили и с поэтом. Они были поражены его стихотворениями, а он мгновенно влюбился в эту неординарную женщину.

Их отношения были странными и непонятными для окружающих. Муж Лили имел связь на стороне, и не испытывал физического влечения к жене, но по-своему очень любил ее. Лиля же мужа обожала, и когда ее однажды спросили, кого она все-таки выбрала бы, - Маяковского или Брика, она, не задумываясь, ответила, что мужа. Но и поэт ей был чрезвычайно дорог. Эти странные отношения длились 15 лет, до гибели Маяковского.

Особенности любовной лирики Маяковского

Наиболее ярко особенности лирики поэта видны в его поэме «Люблю», посвященной Лиле Брик.

Любовь для Маяковского - это глубокие личные переживания, а не устоявшееся мнение о ней. Каждому человеку присуще это чувство от рождения, но обыватели, которые больше ценят в жизни комфорт и достаток, быстро лишаются любви. Она у них, по словам поэта, «скукоживается».

Особенностью любовной лирики поэта является его убеждение в том, что если человек кого-то любит, он должен полностью следовать за избранником, всегда и во всем поддерживать, даже если любимый человек неправ. По мнению Маяковского, любовь бескорыстна, ей не страшны размолвки и расстояние.

Поэт - максималист во всем, поэтому его любовь не знает полутонов. Она не ведает покоя, и об этом пишет автор в своем последнем стихотворении «Неоконченное»: «...Надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие».

Стихи о любви

Любовная лирика Маяковского представлена небольшим количеством стихотворений. ГНо каждое из них - это маленький кусочек жизни поэта с ее печалями и радостями, отчаянием и болью. «Люблю», «Облако в штанах», «Неоконченное», «Про это», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…», «Флейта-позвоночник», “Лиличка!” - таков краткий перечень произведений Владимира Маяковского о любви.

Конспект урока литературы. В 11 классе

Тема урока: Своеобразие любовной лири­ки В. В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта. (Стихотворения «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное»)

Эпиграф к уроку: «Любовь – это сердце всего…» (В. Маяковский)

Образовательная цель урока: выявить, как развивалась тема любви в творчестве В. Маяковского, определив закономерность того, что любовная тема в раннем творчестве В. Маяковского романтизируется, а в послереволюционном преобретает общественное звучание.

Задачи урока:

раскрыть «любовь-громаду» поэта, показать, каким тонким и проникновенным лириком он был, как глубоко умел чувствовать;

подробно проанализировав программное стихотворение В. Маяковского «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», выявить взгляды Маяковского на любовную лирику в целом, которая, по мнению поэта, решая морально-этические проблемы большой важности, имеет огромный общественный смысл.

Воспитательная цель: помочь понять ребятам, что в чувствах, даже самых интимных, надо быть высоким и чистым.

Развивающие цели: закрепление навыков анализа поэтического текста, умения читать, перечитывать и осмысливать художественный текст; отработка выразительного чтения лирических произведений; развитие логического, образного и ассоциативного мышления.

Домашнее задание к данному уроку:

1. Прочитать стихотворения В. Маяковского «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Неоконченное», тексты принести в класс.

2. Подготовиться к анализу стихотворений «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Индивидуальные задания:

1. Выучить наизусть стихотворения В. Маяковского «Лиличка!», подготовиться к его выразительному чтению на уроке.

2. Проанализировать стихотворения В. Маяковского «Лиличка! Вместо письма».

3. Выучить наизусть стихотворение В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой», подготовиться к его выразительному чтению на уроке.

План урока.

I .Вступительное слово учителя Объявление темы, постановка целей и задач урока. 3 минуты .

1.. Чтение учащимся наизусть стихотворения «Лиличка! 3 минуты .

2.Реализация домашнего задания. Анализ стихотворения «Лиличка! . Если учащиеся будут не готовы к самостоятельному анализу, то он проводится в форме беседы. 4 минуты .

3. Слово учителя, предваряющее изучение стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». 1 минута .

Кострову из Парижа о сущности любви». 5 минут .

4. Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в процессе беседы. 15 – 20 минут .

5.Чтение учащимся наизусть стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». 3 минуты .

6. Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий учителя или беседа. 3 минуты .

7. Заключительное слово учителя по теме урока. 2 минуты 1 минута . Подведение итогов. Выставление оценок. 1 минута .

Домашнее задание. 1 минута .

Ход урока.

I . Вступительное слово учителя. Объявление темы, постановка целей и задач урока.

Доброе утро, ребята.

Мы продолжаем изучение лирики Владимира Маяковского.

Представление о лирике Маяковского будет неполным без характеристики его стихов и поэм о любви. Пожалуй, нигде новаторский характер лирики поэта не проявился с такой определённостью, как в постановке и трактовке этой «вечной» темы поэзии.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Любовная лирика В. Маяковского. Её эволюция в творчестве поэта».

Мы уже говорили с вами о том, что любовная тема была одной из ведущих в дооктябрьском творчестве В. Маяковского. Поставленная в «Облаке в штанах», ставшая центральной во «Флейте-позвоночнике» тема любви звучала в поэме «Человек» и во многих ранних стихотворениях молодого поэта. Маяковский, как мы знаем, всегда тяготел к социальному осмыслению этой интимной темы. Изображение неразделённой любви, характерное для подавляющего большинства дореволюционных поэм и стихотворений Маяковского, позволило поэту раскрыть трагедию человека в мире капитализма, где всё – в том числе и любовь – подчинено денежному чистогану. Формула «деньги – любовь – страсть», прозвучавшая в «Облаке в штанах», определила, как вам известно, трагедийность любовного конфликта во всей дореволюционной поэзии Маяковского.

Правда, в первые послереволюционные годы Маяковский как будто отходит от темы любви, но затем она снова властно влечёт к себе поэта. В 1922 году он пищет поэму «Люблю», в 1923 году – «Про это», а позднее, в 1926 – 1930 годах, создаёт целый ряд прекрасных лирических стихотворений. Вот об этих-то стихах, перечень которых дан на доске, мы и поведём речь на сегодняшнем уроке. Запишите их названия и дату написания в тетрадь, пожалуйста:

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно­сти любви» (1928).

«Письмо Татьяне Яковлевой» (1928).

«Неоконченное» (1930).

В качестве эпиграфа к уроку взяты слова самого поэта из его письма-исповеди: «Любовь – это сердце всего…». Они помогают нам определить цель и задачи сегодняшнего урока. Мы должны выяснить, как эволюционировала (т. е. развивалась) тема любви в творчестве Маяковского, что такое любовь для Маяковского конца 20-ых годов, в чём её сущность, по Маяковскому, сказал ли он своё слово в освещении этой «вечной» темы русской поэзии.

Поиски ответа на эти вопросы мы начнём с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по группам. Оодно из самых пронзительных и лучших стихотворений у раннего Маяковского – «Лиличка! Вместо письма». Прочтите его, пожалуйста, наизусть и проанализируйте, опираясь на домашние заготовки.

II . Чтение учащимся наизусть стихотворения «Лиличка!»

III . Реализация домашнего задания. Анализ стихотворения «Лиличка!» (опрос по групам). Если учащиеся будут не готовы к самостоятельному анализу, то он проводится в форме беседы.

1. Что противопоставляет своей любви поэт? (Своей любви поэт поэт противопоставляет образы быка, слона. Они воплощение силы и мощи, независимости. Этим они соотносятся с образом лирического героя.)

2.. В чём своеобразие этих образов?

3.. Какое место в своей жизни поэт отводит любви? (Для поэта возможна только счастливая любовь. Само существование несчастливой любви является свидетельством несовершенства мира и становится одной из основных причин переделки действительности. Духовный аспект любви для поэта представлен в неразделимом единстве с телесным, и поэтому само представление о так называемой любви платонической, бескорыстной у него отсутствует.)

IV . Слово учителя, предваряющее изучение стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».

Как видим, в раннем творчестве любовная тема В. Маяковским романтизируется. А какое звучание она приобретает в послереволюционное время уже у зрелого Маяковского? Для ответа на этот вопрос обратимся к двум посланиям о любви, написанным поздней осенью 1928 года в Париже, где Маяковский встретил простую русскую девушку Татьяну Яковлеву.

Здесь, в Париже, к Маяковскому, пришло настоящее, большое чувство. Он полюбил девушку, это вдохновило его на стихи о любви, с которой он уже прощался в «Юбилейном». (Помните: «Айда, Маяковский! Маячь на юг! Сердце рифмами вымучь – вот и любви пришёл каюк, дорогой Владим Владимыч».)

Первым появилось «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Тарас Костров, которому адресовано послание – талантливый, рано умерший журналист, в 1927 – 1928 годах главный редактор газеты «Комсомольская правда».

Чтение стихотворения

VI . Анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» в процессе беседы.

1. Какова тема стихотворения и где она заявлена?

Тема стихотворения определена в заглавии. Это стихотворение о «сущности любви».

2. В каком аспекте решается эта тема в стихотворении: эстетическом, философском, морально-этическом, нравственном?

В заголовке подчёркнуты и нравственно-философский аспект темы, и отчасти её ироническое восприятие. На протяжении всего стихотворения совсем нешуточные мысли поэта будут соседствовать с шуткой, иронией, часто самоиронией, серьёзное будет облекаться в форму дёгкого юмора. Эта тенденция проявилась с первых же строк:

Простите

меня,

товарищ Костров,

с присущей

душевной ширью,

что часть

на Париж отпущенных строф

на лирику

я

растранжирю.

3. Какой образ поэта намечается в первой же стрфе стихотворения и где он развивается? Что составляет содержание стихотворения?

Намечаемый в первой строфе образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в трёх последних строфах, где поэт, встречая «в меха и бусы оправленную» красавицу (её прототипоми является Татьяна Яковлева), вступает с ней в разговор («Я эту красавицу взял и сказал – правильно сказал или неправильно?»). На этом разговор с Тарасом Костровым по существу переходит в разговор с «красавицей», который и определяет содержание стихотворения.

4. О чём говорит «знаменитый» в своей тране поэт, как он сам представляется, находящийся в расцвете творческих и жизненных сил (ему – «тридцать … с хвостиком»), своей юной собеседнице? Насколько поэт серьёзен?

Начало разговора явно несерьёзное. Поэт, обращаясь к молодой женщине, шутливо признаётся:

Девушкам

поэты любы.

заговариваю зубы –

только

слушать согласись.

5. А какие строки изменяют шутливый тон стихотворения?

Не поймать

меня

на дряни,

на прохожей

паре чувств.

Я ж

навек

любовью ранен –

еле-еле волочусь.

Эти строки резко изменяют тон разговора. От шутки поэт переходит к серьёзному разговору о «сущности любви». От облика беззаботного поэта, «заговаривающего зубы» девушкам, не остаётся и следа. Перед нами человек, объятый чувством любви. «Я ж навек любовью ранен», – признаётся он.

6. Чем измеряется истинная любовь по Маяковскому?

Истинную любовь «не свадьбой мерить», она измеряется несравнимо большим и проверяется всей человеческой жизнью.

Мне

любовь

не свадьбой мерить:

разлюбила –

уплыла.

Мне, товарищ,

в высшей мере

наплевать

на купола.

Что ж в подробности вдаваться,

шутки бросьте-ка,

мне ж, красавица,

не двадцать, –

тридцать...

с хвостиком.

7. Так завершается первая часть стихотворения, играющая роль своеобразного вступления к нему. Далее следуют четыре строфы, раскрывающие проблему, которая, судя по заголовку, должна стать главной в стихотворении. Прочтите их и определите, о чём здесь, в основной части стихотворения, идёт речь?

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.

Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Любить –

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.

Нам

любовь

не рай да кущи,

нам

любовь

гудит про то,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

Здесь речь идёт о понимании Маяковским любовного чувства, т. е. о «сущности любви».

8. Уже первая из четырёх строф направлена на нравственно-философское освещение сущности любви:

Любовь

не в том,

чтоб кипеть крутей,

не в том,

что жгут угольями,

а в том,

что встает за горами грудей

над

волосами-джунглями.

Маяковский отказывается рассматривать любовь только как физиологическое чувство. Для поэта несравненно важнее, «что встаёт за горами грудей», какие чувства рождает в сердце человека любовь. Пока этот вопрос только поставлен. Ответ на него дан в следующих строфах. Какой? Прочтите его.

Любить –

это значит:

в глубь двора

вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

рубить дрова,

силой

своей

играючи.

Обуреваемый любовью, герой стихотворения, «силой своей играючи», готов «блестя топором, рубить дрова», соревноваться с самим Коперником, творить, писать стихи:

Любить –

это с простынь,

бессонницей

рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая

своим

соперником.

9. А теперь посмотрите следующую строфу и скажите, в чём смысл любви для Маяковского.

Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она обеспечивает влюблённым «рай да кущи», а в том,

что опять

в работу пущен

сердца

выстывший мотор.

10. Но «Письмо товарищу Кострову…» не ограничивается лишь констатацией любви как стимула, заставляющего работать «сердца выстывший мотор». В нём – и в этом одна из важнейших особенностей произведения – Маяковский идёт дальше, показывая связь любовного чувства с творческим процессом. Маяковский показывает, как происходит трансформация любовного чувства в стихи. Воспроизведению этого процесса посвящена последняя часть стихотворения. Прочтите следующую строфу.

Вы

к Москве

порвали нить.

Годы –

расстояние.

Как бы

вам бы

объяснить

это состояние?

11. Обращаясь к своему собеседнику, поэт хочет объяснить ему «это состояние» – процесс рождения поэтического слова. Как же это происходит? Прочтите.

На земле

огней – до неба...

В синем небе

звезд –

до черта.

Если бы я

поэтом не был,

я б

стал бы

звездочетом.

12. Итак, «любовью раненый» поэт идёт по улицам города, и всё воспринимается им сквозь призму его возбуждённого состояния. А вокруг шумит город. Читаем:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

я хожу,

стишки пишу

в записную книжицу.

Мчат

авто

по улице,

а не свалят наземь.

Понимают

умницы:

человек –

в экстазе.

Сонм видений

и идей

полон

до крышки.

Тут бы

и у медведей

выросли бы крылышки.

Конечно, шутка, самоирония присутствует и здесь (автомобили не наезжают на не соблюдающего правил дорожного движения поэта, ибо понимают: «человек в экстазе» и т. д.), но, как мы уже видели, Маяковский умел и в шутливой форме выражать серьёзные мысли. В душе поэта зреет рождённое любовью поэтическое слово. И когда «докипело это», возникает оно – великое слово поэзии. А «докипает» оно – и это особенно характерно для Маяковского – не в тиши кабинетов, не в уединении от людей, а в самой гуще жизни, среди городского шума, суеты, движения, в «грошовой столовой», куда зашёл поэт. Впрочем, об этом лучше всего сказал сам Маяковский. Прочтите эти строки:

И вот

с какой-то

грошовой столовой,

когда

докипело это,

из зева

до звезд

взвивается слово

золоторожденной кометой.

Распластан

хвост

небесам на треть,

блестит

и горит оперенье его…

13. Примечательно, что Маяковский, как правило, избегавший высоких, «поэтических» слов, оборотов и выражений, здесь, в описании того, как появляется на свет поэтическое слово, обращается как раз к высокой лексике. Назовите эти слова.

«Докипевшее» слово «взвивается» «золоторождённой кометой» «из зева звёзд», хвост слова-кометы «распластан небесам на треть», «оперенье» кометы «блестит», «горит».

14. Если вспомнить, что ещё совсем недавно в этом же стихотворении мы сталкивались с такой сниженной, разговорной лексикой, как «заговариваю зубы», «наплевать на купола», «шутки бросьте-ка», «до чёрта», «стишки пишу» и т. д., то станет ясно, что излюбленный приём Маяковского налицо и в этом стихотворении. Назовите этот приём.

Это приём контраста.

15. Но послание Тарасу Кострову на этом не заканчивается. Сказав о том, как рождается вызванное чувством любви поэтическое слово, Маяковский ставит вопрос о том, кому это слово адресовано. Итак, кому?

Поэт утверждает, что «докипевшее» слово нужно для того, –

чтоб двум влюбленным

на звезды смотреть

из ихней

беседки сиреневой.

Чтоб подымать,

и вести,

и влечь,

которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи

головы

спиливать с плеч

хвостатой

сияющей саблей.

16. Мысль, выраженная в этих строках, необычайно важна для понимания не только разбираемого стихотворения, но и взглядов Маяковского на любовную лирику в целом: рождённые интимнейшим чувством стихи о любви нужны далеко не только «смотрящим на звёзды» влюблённым. Решая морально-этические проблемы большой важности, любовная лирика имеет огромный общественный смысл.

В одном из стихотворений 1927 года, резко критикуя любовную лирику поэта Ивана Молчанова, Маяковский писал:

Вопрос

о личном счастье

не прост.

Когда

на республику

лезут громилы,

Личное счастье –

это

рост

республики нашей

богатства и силы.

В атмосфере идеологической борьбы двух общественных систем любовная поэзия для Маяковского не может оставаться нейтральной. «Или за любовной блажью не видать угрозу вражью?» – спрашивал поэт того же Молчанова.

Так какой же должна быть любовная лирика, по мнению Маяковского? Дал ли он ответ на этот вопрос в своём стихотворении?

В «Письме товарищу Кострову…» Маяковский по существу дал ответ на вопрос о том, какой должна быть любовная лирика. Своим стихотворением он утверждал, что цель поэзии – «подымать, и вести, и влечь» – распространяется и на любовную лирику. И стихи о любви должны помогать тем, кто «глазом ослабли». «Хвостатая, сияющая сабля» лирической поэзии призвана «спиливать с плеч» «вражьи головы».

Мысль о единстве личного и общественного в человеке социалистического общества, обозначившаяся в творчестве Маяковского начала 20-ых годов, с новой силой была поставлена в стихотворениях 1928 года. Пожалуй, нигде она не нашла столь яркого выражения, как в «Письме Татьяне Яковлевой», написанном сразу же после «Письма товарищу Кострову…». Помните?

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

17. О чём говорит поэт в финале стихотворения?

В финале «Письма товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» поэт, прислушиваясь к своему сердцу, в котором вот-вот «загудит» всепоглощающая любовь, заявляет:

Себя

до последнего стука в груди,

как на свиданье,

простаивая.

прислушиваюсь:

любовь загудит –

человеческая,

простая.

18. Так утверждается в стихотворении сущность громады-любви к женщине, к людям, к жизни, к творчеству, к борьбе. Чувства простого, человеческого. Но простота эта лишь кажущаяся, ибо в ней объединились три огромные стихии:

Ураган,

огонь,

вода

подступают в ропоте.

Кто

сумеет совладать?

Можете?

Попробуйте...

То же борение страстей отражается и в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой». Давайте прочитаем его.

VIII . Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий учителя или беседа.

1. Какие строки в этом стихотворении способны затронуть душу? Почему?

2. Что в этом стихотворении с точки зрения человечности отторгается?

3. Почему непременным условием любви Маяковский считал единство мыслей и позиций, чтоб

в поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть ? А может быть поэт лицемерил?

Это искренняя безоговорочная идея государственной власти. И он сам, того не понимая, становится глашатаем насилия и демагогии. В этом трагедия. Трагедия конформизма и веры, идеалов и большого государственного обмана.

Возможный комментарий учителя:

И здесь с первых же строк выставляется социальный императив любви: «В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть». И вот она – не вообще любовь, любовь к ней .

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

дай

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

Из этих стихов угадывается: любовь возникла с первого взгляда, поразила поэта в самое сердце. Он даже час этот фиксирует: «Пять часов, и с этих пор стих людей дремучий бор, вымер город заселённый…» На какой-то момент глухотой ко всему остальному миру, кроме своей избранницы, сопровождается явление любви. И ревность – этот её коварный спутник-искуситель – теперь уже превосходит все сравнения из «Письма товарищу Кострову…», где высшей степенью её проявления, казалась ревность к Копернику. Нынче ей соответствует космический масштаб.

В черном небе

молний поступь,

гром

ругней

в небесной драме, –

не гроза,

а это

просто

ревность двигает горами.

Нельзя не почувствовать, как сквозь годы в Маяковском продирается молодой романтик, вот-вот готовый вступить в конфликт со всеми небесными силами, которые могут помешать его любви. Но у любви этой есть социальная подоплёка, и от неё никуда не уйдёшь. Возлюбленная уехала из Советской России и не хочет туда возвращаться, ревность связывается с упоминанием «отпрысков дворянских». На этом основании поэт прикрывает её именем родины. («Я не сам, а я ревную за Советскую Россиию».) Значит, всё-таки не остался глухим к остальному миру возлюбленный поэт.

Своя ревность осталась своею, но искренне и сильно звучат строки о том, как там, в Росссии «ста мильонам было плохо», и после них, в конце стихотворения, любовная тема перерастает себя, она как бы перетекает, вплетается в тему личного достоинства, теснейшим образом связанного с достоинством своей страны, родины.

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Не хочешь?

Оставайся и зимуй,

и это

оскорбление

на общий счет нанижем.

Я все разно

тебя

когда-нибудь возьму –

одну

или вдвоем с Парижем.

Так, до Маяковского, никто о любви не писал. Никто не писал и после. Тут всё слишком крупно, слишком нетрадиционно.

IX . Заключительное слово учителя по теме урока.

Итак, выясняя на сегодняшнем уроке, в чем заключается «сущность любви» для Владимира Маяковского, мы пришли к пониманию того, что для поэта любовь и революционное преобразование жизни неразделимы. Особенно ярко это выражено в стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»:

В поцелуе рук ли,

губ ли,

в дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть.

Это не просто любовное признание. Всесжигающее пламя «немыслимой любви» к женщине и к революции воплощается здесь в едином образе.

Мы убедились, что в своей поздней лирике Маяковский стирает грани между интимными и гражданскими чувствами поэта.

Слияние личных переживаний лирического героя с беспредельностью мира наиболее точно отразилось в последнем шедевре Маяковского «Неоконченное».

...любовная лодка разбилась о быт.

С тобой мы в расчете – и не к чему перечень

взаимных болей, бед и обид.

Ты посмотри, какая в мире тишь!

Ночь обложила небо звездной данью;

в такие вот часы встаешь и говоришь

векам, истории и мирозданью

Многое не договорил векам, истории и мирозданью поэт Владимир Маяковский, «…своё, земное, не дожил, на земле своё не долюбил», но главное, думается, успел сказать.

X . Запись выводов в тетрадях учащихся.

«Вечная» тема лирики – любовь – проходит через всё творчество Маяковского, начиная с его ранних стихов и кончая последним стихотворением «Неоконченное». Но если в раннем творчестве любовная тема романтизируется, то в послереволюционном творчестве приобретает общественное звучание, грани между интимными и гражданскими чувствами поэта стираются.

XI . . Подведение итогов. Выставление оценок.

XII . Домашнее задание.

1. Письменно ответить на вопрос: «Каким представляется лирическому герою позднего Маяковского идеал настоящей любви («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др.)? Что вам близко и что не близко в любовной лирике поэта?»

2. Выучить наизусть одно из стихотворений, разбиравшихся на уроке: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (по выбору)

Любовная лирика Владимира Маяковского

План

1.Введение

2.Кому посвящал свои стихи

3.Особенности любовной лирики Маяковского

4. Заключение

Введение

Владимир Маяковский - один из самых выдающихся и экстравагантных поэтов 20 века. Начиная как футурист, он создал свой собственный и уникальный литературный стиль, который нельзя спутать ни с одним другим.

Не смотря на большую популярность в обществе, жизнь у Владимира была не легкой. Он прошел через множество трудностей и душевных терзаний. Особенно ему досталось от представительниц прекрасного пола - женщин. Именно они были лекарством и ядом для Маяка.

Они причинили ему много боли, однако без них мир бы не лицезрел ряд прекрасных художественных произведений. Именно о любовной лирике этого поэта и пойдет речь.

Кому посвящал свои стихи Маяковский?

У Владимира была крайне необычная внешность. Грубо говоря, это был высокий мужчина с грубыми чертами лица. Однако за суровой внешностью скрывалось ранимое и чувствительное сердце. Именно этим он и привлекал женщин, которым и посвящал свои стихотворения. Поэт влюблялся не часто. В отличии от Есенина, он был крайне избирателен. Можно назвать только четырех избранниц, которые смогли покорить “ ”.

Первой была Мария Денисова-Щаденко - известный в СССР скульптор. Познакомились они в Одессе в 1914 году и начался длительный роман. Поэт посвятил ей не одно стихотворение. Одним из лучших считается “Это было в Одессе”. Однако они не смогли быть вместе долгое время. Разное социальное положение, общественные нравы - все это быстро разлучило эту необычную пару. В итоге Мария вышла замуж за другого.

Тема разлуки и разбитого сердца нашла отражение в первом крупном произведении поэта “Облако в штанах”. Все раны рано или поздно заживают. Расставание Маяковский пережил и сразу же нашел свою главную музу - . Отношения между этими людьми были страстными, безумными, но прекрасными. Лили была необычной женщиной, которая всегда стремилась к свободе. Владимиру же нравилось подобное свободомыслие, однако от него он и страдал.

В том, что Маяк был по уши влюблен, сомневаться не приходится. Достаточно просто прочитать лучшее произведение поэта “Лиличка! Вместо письма”. Поэт одновременно наслаждался и страдал от этих отношений. Он неоднократно рассуждал о сущности любви в своих стихотворениях (“Люблю”, “Про это” и так далее). Часто автор приходит к выводу, что настоящая любовь тесно сопряжена со страданиями. Ведь по-настоящему влюбленный готов на все, ради объекта своего обожания.

Отношения с Лили были слишком непостоянными, поэтому пара распалась. Долгое время поэт блуждал в гордом одиночестве. Однако в 1928 году познакомился с Татьяной Яковлевой, которая стала новой фрейлин Маяковского. Они были идеальной парой. Как писал сам поэт в “Письмо Татьяне Яковлевой”, это была единственная девушка, под стать ему. К сожаления, Татьяны вышла замуж за другого мужчину. Очередная история отношений закончилась трагично для нашего “быка”. Последние отношения были у Владимира с . Многие считают, что они были просто хорошими друзьями. Однако прекрасное стихотворение “Неоконченное” было посвящено именно ей.

Особенности любовной лирики

Этим прекрасным дамам поэт посвятил такие же замечательные стихи. Основной их отличительной чертой является искренность и душевность. Поэт не стеснялся своих чувств, поэтому вкладывал в них всего себя. Каждое произведение - это настоящая ода возлюбленной. Все эти произведения наполнены невероятно сильными метафорами. Чего только стоит фраза “Я все разно тебя когда-нибудь возьму - одну или вдвоем с Парижем.” Стихотворения о любви имеют необычную и сложную ритмику. Автор никогда не стремился к стихам в их классическом стиле. Он всегда экспериментировал со звучанием. Именно поэтому, вся любовная лирика имеет короткие, но броские строфы.

Заключение

Любовь - это прекрасное чувство. Она принесла много боли Владимиру Маяковскому, однако она также заставляла его творить. Если бы не все эти женщины, никто бы никогда не узнал о богатом внутреннем мире этого добродушного гиганта мужчины.