История образование государства Древнего Шумера. Северная и Южная Америка

Где искать каинов?

Я так и не смогла разобраться, где заканчиваются шумерские мифы и начинаются аккадские? Очевидно, так и пойдут дальше в одной спайке. Просто с учётом того, что есть среди них более ранние, и есть более поздние. Просто с учётом того, что даже внутри собственной «страны» города постоянно воевали между собой за гегемонию, что отражалось и на процессе мифотворчества. Эдакая баночка с пауками…

Вот вам «Ниппурская» версия:

В мировом пространстве, заполненном водами дочери океана Намму была гора из неба и земли. Породила Намму Ана-небо и поселила его на вершине горы, а у её подножия Ки-землю. Ки и Ан породили Энлиля, а затем ещё семь сыновей-стихий. А затем появились младшие боги Ануннаки. И стали они все соединяться между собою как мужчины и женщины, и рождались у них дети и внуки. Когда пространства горы для богов стало мало, Ан и Энлиль разорвали гору: Ан унёс вершину высоко в небо, Энлиль опустил её основание вниз и сотворил землю прекрасной. По просьбе богов он построил город Ниппур, да и сам поселился там.

Жила в Ниппуре сестра Ана Нунбаршегуну (если сестра Ана, то должна бы быть Ки) с дочерью Нинлиль, над которой «огнеокий бык» Энлиль совершит насилие. За что старшие боги сошлют его в нижний мир. Вместе с Энлилем отправится туда и Нинлиль, носящая под своим сердцем сына Нанну. Чтобы вернуться на небо, оставят они в подземном царстве других сыновей (Нергал, центром его культа был храм Эмешлам в городе Куту, первоначально «небесный» бог;Нинурта – шум. Нингирсу, бог Лагаша; Намтар – вестник богов). Кстати, не по этой ли причине последующие цари и вожди на тот свет станут «отправляться» в сопровождении? Дополнительная информация по «подземным» богам указывает на то, что версия с нисхождением Энлиля полностью надуманная.

Боги так размножились, что стало им не хватать пищи и обратились они к Намму. Та разбудила Энки (в других мифах вечно спящий – это Энлиль…) и поручила ему вместе с Нинмах слепить из своей материнской плоти-глины людей. После обильного «пивоизлияния» люди у Энки и Нинмах получились косыми, кривыми и натуральными уродами. Да ещё эта парочка умудрилась поссориться, да так, что «послала» Нинмах Энки прямиком в подземное царство!

В иврите есть несколько слов, означающих «мужчина», «человек». Одно из них– «enoch» (тот самый корень «начало-конец»), у корня которого есть значение «слабый» или «больной». Енох? (Вот и оцените «истоки» иудаизма).

В мифе «Энки и мироздание» говориться, что бог Ан создал небо, а землю обустраивал мудрый бог Энки (Энлиль тут, оказывается, не при чём; зато появляется на свет бог-пастух Думузи). К тому же, мудрый Энки запишет таблицы-скрижали Ме, которые умыкнёт у него из подземного царства авантюристка Инанна. А в более поздних версиях она зачем-то отправится к владычице подземного мира Эрешкигаль (это вместо Энки) и «подставит» вместо себя пастуха-Думузи (Таммуза). В ещё более поздней версии Таммуз на охоте «испустил» дух и безутешная Иштар (Инанна) отправится за ним к Эрешкигаль. (Также как спустится угаритская воинственная дева Анату (Атана-Афина) в царство Мумму за своим возлюбленным Балу).

В другом мифе Энлиль и Энки вполне уживаются вместе и даже сотрудничают.

«Энлиль считается создателем всей растительности, скота, орудий сельского хозяйства и предметов цивилизации, хотя он действовал опосредованно – через создание менее значимых богов, выполняющих его задания. Чтобы дать земле скот и зерно, по предложению бога мудрости Энки (у вавилонян – Эа) Энлиль создал двух меньших божеств – Лахара, бога скота, и Ашнан, богиню зерна, чтобы дать богам еду и одежду. Миф описывает изобилие, созданное богами на земле. Однако они пьют вино, напиваются допьяна, ссорятся, забывают о своих обязанностях и просто не могут получить то, что им нужно. Человека создали именно для того, чтобы исправить это положение. Следующий отрывок из переводов Крамера является частью мифа о Лахаре и Ашнан:

В те дни, в жилище,
Где творили боги,
В Дулкуге рождены
Были Лахар и Ашнан.
А их творенье Ануннаки
Все ест и ест, насытиться
Не может.
С чистейших пастбищ
Молоко… и многое
Другое
Все Ануннаки пьет -
Насытиться не может.
Чтоб было молоко и многое другое
И чтоб на пастбищах
Гулял здоровый скот -
Был создан человек…»

Отрывок интересен тем, что здесь Ануннаки употреблён в единственном числе. По имени Лахар (Ла Хар) нашлась информация, что это общесемитское слово означает «овца». Ашнан, соответственно, зерно.

На примере аккадских мифов мы впервые сталкиваемся с феноменом того, что «сотворение мира» можно трактовать не только как действительный акт творения мироздания, но и как «заключение перемирия».

Миф об Атрахасисе.

«Миф известен в нескольких версиях. Основной является старовавилонская, записанная младшим писцом Ку-Айей в середине XVII в. до н. э.

Таблица I начинается с описания незапамятных времен, когда ануннаки поделили мир между собой, а игиги вынуждены были копать реки и каналы, строить дворцы и обиталища. Так продолжалось долгие годы, пока однажды игиги не возмутились и не начали восстание. Предводитель иггигов повел их к Экуру, дворцу Энлиля.

Верховный бог тут же созвал совет, на котором Ану предложил создать людей, чтобы на них возложить бремя тяжкого труда. Праматерь, великая Нинту (Мами) согласилась взяться за это дело вместе с Эйей. Для сотворения пришлось убить одного из богов, возможно зачинщика восстания.

Из крови убитого бога Ве-Ила (разум божий), глины Апсу и слюны игигов были созданы люди - 7 мужчин и 7 женщин. Отныне боги были свободны от тяжелых работ. (Кстати, Ве-Ил очень созвучен Баалу, не отсюда ли такая противоречивая ситуация с богом Баалом и с финикийско-семитскими «балами» вообще?..)

Шло время, через 12 веков люди расплодились, перестали чтить богов и стали досаждать Энлилю своим гомоном. Верховный бог приказал Намтару наслать на человечество чуму, которая стала свирепствовать на земле. Жил тогда среди людей некий Атрахасис, мудрейший из всех. В его городе все поклонялись Энлилю, но Атрахасис превыше всех ставил премудрого Эйю. Он стал молить своего бога помочь людям, и добрый Эйа посоветовал принести жертву Намтару. Атрахасис послушался совета, и довольный вниманием Намтар отвел от человечества чуму.

Фрагмент из ассирийской версии:

Эйя открыл уста свои,
Так говорит богам, своим братьям…
Пусть Ануннаки пред тобою воссядут,
Белет-Или, праматерь богов предстанет,
Пусть она сотворит человека…
Кликнули богиню, позвали
Повитуху богов, мудрейшую Мами…
«Я не могу сотворить в одиночку,
Только с Энки исполню работу…
Энки раскрыл свои уста,
Так говорит богам великим:

Я совершу обряд очищения.
Один из богов да будет повергнут,
Да очистятся боги в кровь окунувшись.
Из его плоти, на его крови
Да намешает Нинту глины!..
В первый же месяц, дни седьмой и пятнадцатый,
Он совершил обряд очищенья.
"Премудрого"-бога, что имеет разум,
Они (ануннаки) убили в своём собранье…
А Игиги, великие боги,
Слюной своею смочили глину…

Эпитет «Премудрого»-бога сразу напоминает об угаритском «Пригожем-и-Мудром» (Катар-ва-Хасисе). Это не случайность. Но пока познакомимся с содержанием остальных двух табличек.

« Во второй табличке говорится о том, что через некоторое время люди опять расплодились, опять перестали чтить богов, опять растревожили Энлиля. На совете богов было принято решение наслать на землю засуху. Описываются страшные бедствия человечества, черты людей исказил голод, на шестой год родители стали есть своих детей. Мудрейший Атрахасис беспрестанно молился своему богу, прося помощи. Наконец сердце доброго Эйи дрогнуло и он посоветовал Атрахасису умилостивить Адада жертвами. Так оно и вышло - Адад "устыдился пред даром" и послал на землю дождь. Энлиль был рассержен тем, что человечеству удалось выжить, он упрекает Энки, и тому приходится оправдываться. Далее текст почти не сохранился, но скорее всего, люди опять расплодились и вновь вызвали недовольство Энлиля. На совете богов было принято единогласное решение уничтожить мир при помощи потопа. Лишь один Энки отказался принести в этом клятву.

В третьей табличке говорится о том, что Эйа предупреждает Атрахасиса о потопе и повелевает построить корабль с именем "спасающий жизни". Мудрый Атрахасис в точности исполнил распоряжение и в назначенное время погрузил на судно свою семью, животных и птиц. В мифе описывается бушующая семь дней и ночей стихия, ярость которой приводит в трепет даже самих богов. Праматерь Нинту укоряет ануннаков за неразумное решение уничтожить мир. Однако, когда Энлиль узнал, что Атрахасису удалось уцелеть, он стал упрекать Энки в пособничестве людям. Правда, когда уцелевшие от потопа люди принесли богам жертвы, его сердце смягчилось. В результате праматерь Нинту создала для людей "сторожей рождения", запретила жрицам иметь детей и выпустила на землю демона Пашиту. Это примирило Энлиля с существованием человечества…»

С ануннаками ситуация тоже не очень ясна. То он один. То фигурируют ануннаки с игигами, перемирие между которыми заключено столь чудовищным способом.

Игиги (аккад.) – не очень определённая группа богов небесного характера. В двуязычных шумеро-аккадских текстах средневавилонского времени шумерским эквивалентом является слово «нунгалене» (великие князья). Ануннаки в таких случаях представлены как подземные или земные боги. Иногда называются семь великих богов Игигов: Ану, Энлиль, Эйя, Син, Шамаш, Мардук, Иштар. Но эти же боги могут обозначаться и как Ануннаки. В общем, противостояние было, а кто есть кто – поди теперь разберись!

Вавилонский вариант таков:

«Первая табличка начинается с описания древнейшего состояния вселенной, когда еще ничего не существовало, кроме Апсу, океана чистой, сладкой (пресной) воды, и Тиамат, океана соленой морской воды. Из их союза появились на свет боги. Первая пара богов, Лахму и Лахаму (Якобсен толковал этих богов как ил, отложившийся при соединении океана и рек), дала жизнь Аншару и Кишар (линия горизонта моря и неба – в интерпретации того же ученого). В свою очередь, Аншар и Кишар дали жизнь Ану, богу неба, и Нудиммуду или Эа, богу земли и воды. Здесь проявляется некоторое отличие от шумерской традиции. Энлиля, чья деятельность нам уже знакома по шумерской мифологии, заменяет Эа, или Энки, который в вавилонской мифологии обозначен как бог мудрости и источник волшебства. Эа дает жизнь Мардуку, герою вавилонского варианта мифа. Однако еще до рождения Мардука возникает первый конфликт между богами-прародителями и их отпрысками. Тиамат и Апсу раздражает шум, создаваемый младшими богами, и они совещаются со своим визирем Мумму, размышляя, как бы уничтожить их. Тиамат не особенно стремится к уничтожению собственных детей, но Апсу и Мумму разрабатывают план. Однако их намерение становится известно младшим богам, и это, естественно, беспокоит их. Однако премудрый Эа придумывает собственный план: он напускает сонные чары на Апсу, убивает его, ослепляет Мумму и вдевает ему в нос шнур. Затем он строит священную обитель и называет ее «Апсу». Там рождается Мардук, после чего следует описание его красоты и необычайной силы. Первая табличка заканчивается описанием подготовки к новому конфликту между старшими и младшими богами. Старшие дети упрекают Тиамат за то, что она пребывала в спокойствии, когда убивали Апсу. Им удается «расшевелить» ее и принять меры по уничтожению Ану и его помощников. Она заставляет Кингу, своего первенца, возглавить атаку, вооружает его и дает ему «таблицы судьбы». Затем она дает жизнь орде ужасных созданий, таких, как человек-скорпион и кентавр, чье изображение мы видим на вавилонских печатях и пограничных камнях. Во главе этой орды она ставит Кингу и готовится отомстить за Апсу.
Вторая таблица описывает, как ассамблея богов воспринимает известие о предстоящем нападении. Аншар встревожен и, задумавшись, разрывает свое бедро. Сначала он напоминает Эа о своей прошлой победе над Апсу и предлагает так же расправиться с Тиамат; но Эа либо отказывается сделать это, либо ему просто не удается победить Тиамат; на этом самом месте текст прерывается, и не вполне ясно, что же произошло с Эа. Затем совет богов посылает вооруженного Ану убедить Тиамат отказаться от ее намерений, но ему тоже не удается этого сделать. Аншар предлагает, чтобы эту задачу поручили могучему Мардуку. Отец Мардука Эа советует ему согласиться выполнить это задание, и тот соглашается, но при условии, что ему дадут полную и безоговорочную «власть на совете богов», что при определении судьбы его слово будет решающим. На этом заканчивается вторая таблица.

Третья таблица еще раз повторяет решение, принятое богами, и заканчивается описанием пира, где Мардук официально получает власть, которую он требовал.
Четвертая таблица начинается с описания вручения Мардуку символа царской власти. Боги потребовали от него доказательства того, что он обладает достаточной силой, чтобы справиться с порученным ему делом. Для этого он своей волей заставляет свою мантию исчезнуть, а затем появиться вновь. Боги остались довольны и провозгласили: «Мардук– царь». Затем Мардук вооружается для битвы; его оружие – лук и стрелы, молния и сеть, которую за углы держат четыре ветра; он наполняет свое тело пламенем и создает семь страшных ураганов; он садится в свою повозку, запряженную бурей, и выступает против Тиамат и ее орды. Он вызывает Тиамат на поединок; он бросает сеть, чтобы пленить ее, а когда она открывает рот, чтобы проглотить его, въезжает в него на злом ветре и поражает ее стрелой прямо в сердце. Ее помощники-демоны бегут, но попадают в сети. Их вожак Кингу также пойман и связан. Затем Мардук берет у Кингу «таблицы судьбы» и привязывает их к своей груди, тем самым подчеркивая свое верховенство над богами. Вслед за этим он делит тело Тиамат надвое; одну половину он помещает над землей как небо, укрепляет его на шестах, ставит стражей. Затем он строит Эшарру, жилище великих богов по образцу жилища Эа – Апсу, и заставляет Ану, Энлиля и Эа обосноваться там. На этом заканчивается четвертая таблица.

Пятая табличка слишком фрагментарна, чтобы мы могли почерпнуть из нее сведения о первых шагах по устройству мироздания, однако ее начальные строки свидетельствуют, что прежде всего Мардук создал календарь (это всегда было одной из первейших обязанностей царя). Он определил месяцы года и их последовательность в соответствии с фазами Луны. Он также определяет три земных «пути» – путь Энлиля на северных небесах, путь Ану в зените и путь Эа на юге. Планета Юпитер должна наблюдать за небесным порядком вещей.

Шестая табличка рассказывает о сотворении человека. Мардук заявляет о своем намерении сотворить человека и заставить его служить богам. По совету Эа, было решено, что предводитель восставших Кингу должен умереть, чтобы по его образу и подобию сотворить людей. Итак, Кингу казнен, а из его крови создаются люди, которые должны «освободить богов», то есть выполнять действия, связанные с осуществлением храмовых обрядов, и добывать для богов пищу. Затем боги строят для Мардука великий храм Эсагила в Вавилоне со знаменитым «зиккуратом». По повелению Ану они провозглашают пятьдесят великих имен Мардука. Их перечисление занимает всю оставшуюся часть поэмы. Таков сюжет вавилонского мифа о творении. В нем ясно прослеживается шумерская основа. Однако те элементы, которые разбросаны по нескольким шумерским мифам, в «Энума Элиш» сведены воедино и представляют собой связное целое. У нас нет никаких доказательств того, что различные шумерские мифы когда-либо являлись частью ритуала. Поэма «Энума Элиш» стала обрядовым мифом, обладающим магической силой и играющим жизненно важную роль в вавилонском празднике Нового года, в связи с драматическим воплощением сюжета о смерти и воскрешении богов…»

МАрдук (аккад.), Амаруту (шум.) - изначально бог-покровитель общины с центром в городе Вавилоне, один из младших богов (игигов). С возвышением Вавилона в начале II тыс. до н. э. возрастает и значение Мардука.

Вавилон (от аккад. bаb-ilаni «врата богов») - город в Древней Месопотамии на территории исторической области Аккад. Основан не позднее III тысячелетия до н. э.; в шумерских источниках известен под именем Кадингирра. В раннединастический период - незначительный город, центр небольшой области или нома в рамках системы шумерских городов-государств. В XXIV-XXI вв. до н. э. - провинциальный центр в составе Аккадского царства и Державы III династии Ура. В II-I тыс. до н. э. - столица Вавилонского царства, одной из великих держав древности, и важнейший город одноимённой области.

Шумерским аналогом топонима Bаbili(m) была логограмма KА.DINGIR(КИ) или KА.DINGIR.RA(КИ), где KА - «ворота», DINGIR - «бог», RA - показатель датива, KI - детерминатив населённого пункта. Кроме того, в старовавилонский период встречалось смешанное написание: Ba-ab-DINGIR(КИ). Считается, что топоним babil(a) имеет несемитское происхождение и связан с каким-то более древним, неизвестным языком

Раскопки на месте древнего города Ашшура, первой столицы ассирийской империи, обнаружили таблички с текстом ассирийского варианта «Энума Элиш», в котором место вавилонского бога Мардука занял Ашшур, главный бог Ассирии.

Ашшур или Ассур (созвучно с богами-асурами из Вед) - столица древней Ассирии, первый город, построенный ассирийцами и названный в честь ассирийского Верховного бога Ашшура. Вероятно, находился на месте субарейского поселения.

Субар (шумер. Su-bir/Subar/Subur) или Субарту - страна, упоминаемая в аккадских и ассирийских текстах. Находилась на реке Тигр, к северу от Вавилонии. Название страны также имеет форму Субари в документах из Амарнского архива или Sbr (гласные опущены) в угаритских надписях.

«По мнению большинства историков, Субарту - это раннее название собственно Ассирии на Тигре, хотя согласно ряду других теорий, Субарту могла находиться несколько восточнее, севернее или западнее. По И. М. Дьяконову, Субарту - по-видимому, области по среднему и верхнему течению Тигра и его притокам, где при Саргоне I могли ещё жить носители «бананового» языка, а также хурриты, которых аккадцы называли субареями…»

У хурритов, очевидно, была известна схожая история. До наших дней она дошла в вольном переводе: хеттская "Поэма о царствовании на небесах". Поскольку в ней опять фигурирует Эйя, остаётся только догадываться, каким был оригинал. Напомню, что сами хетты (самоназвание Nesili или Kanesili - от города Неса (Каниш), известного, как минимум, с нач. XIX в. до н. э.) были индоевропейским племенем, обретшим могущество позднее шумеров (ок. 1800 -1180 до н. э.), да и клинопись они переняли у вавилонян.

"Поэма о царствовании на небесах":

В прежние времена на небе царствовал бог Алалу, и даже могучий бог Ану должен был прислуживать ему. По прошествии девяти эпох Ану изгнал его и сам воцарился на небесах. Ему вынужден прислуживать его сын Кумарби, но через девять эпох сын восстал против отца. Ану в страхе бежал на небо, но Кумарби настиг его, стащил вниз и в пылу сражения откусил Ану его мужское достоинство. Кумарби ликовал, а Ану предрек ему рождение трех грозных богов: Тешуба, его помощника Тасмису и реки Аранзах (хурритское название Тигра). Услышав это, Кумарби выплюнул сперму Ану, но не всю, так как из его головы все таки появились на свет три великих бога. Земля же, от семени выплюнутого Кумарби, забеременела и родила двоих детей.

«Посланник приходит с известьем.
Бог Эа, на троне сидящий,
Внимает ему с одобреньем:
"Я слышу известье благое:
Земля близнецов родила".
Услышав известье благое,
Царь Эа отправил подарки,
Он им посылает одежду,
Он их одарил серебром,
Волшебное веретено
Он им посылает в подарок.
Конец первой таблицы песни.

Переписал с испорченной таблички писец Асхапала.»

Интересно, откуда греки «позаимствовали» историю про Урана и Кроноса?

Сами же хетты сохранили в двух вариантах миф о драконе Иллуянке. В предисловии к более ранней версии мифа говорится, что это культовая легенда, связанная с праздником Пурулли в честь небесного бога бури, и что этот вариант мифа больше не рассказывается. Упомянутый праздник – это, скорее всего, праздник Нового года.

«В более древней версии мифа дракон Иллуянка побеждает бога бури. Когда дракон победил бога бури, он вынул его сердце и глаза. Подобная деталь имеется в египетском мифе о сражении между Гором и Сетом, в котором Гор потерял глаз. Чтобы отомстить дракону, бог бури взял в жены дочь бедного человека, и она родила ему сына. Когда сын вырос, он женился на дочери Иллуянки. Бог бури сказал сыну, что, когда тот войдет в дом своей жены, он должен будет попросить вернуть ему сердце и глаза отца. Сын так и сделал, и ему отдали глаза и сердце отца, которые он вернул богу бури. Когда бог бури получил утраченные некогда части тела, он взял оружие и пошел на битву с драконом. Когда он был близок к победе, его сын воскликнул: «Лучше убей меня, не щади меня!» Тогда бог бури убил обоих: и дракона, и собственного сына, отомстив дракону. Здесь текст прерывается, а когда начинается следующий отрывок, он уже касается некоего обряда, представляющего собой соревнование или забег, по результатам которого определяется ранг и значимость богов.

В комментариях к обрядам праздника Нового года в Вавилоне также упоминается соревнование по бегу, в котором сын Мардука Набу убивает бога Зу – этот эпизод также связан с воскрешением мертвого бога. Таким образом, оба варианта предполагают, что вавилонский миф о победе над драконом Тиамат, который декламировали во время празднования Нового года, во многом повлиял на формирование хеттского обрядового мифа Пурулли…»

Во втором варианте хеттского мифа «…дракон Иллуянка побеждает бога бури. И тот обращается к собранию богов за помощью, и богиня Инара делает ловушку для змея. Она наполняет много сосудов вином и другими напитками и просит человека по имени Хупасия помочь ей. Он соглашается на это при условии, что она разделит с ним ложе. Она соглашается, после чего прячет его недалеко от жилища змея. Она прихорашивается и выманивает дракона из дома вместе с детьми. Они выпивают вино из сосудов до последней капли и не могут вернуться в свою пещеру. После этого Хупасия выходит из засады и связывает дракона веревкой. Появляется бог бури и остальные боги и убивают дракона Иллуянку. Далее описывается сцена, которая не совсем связана с основным сюжетом мифа и является чисто фольклорным произведением. Инара строит себе дом на скале, на земле Тарукка, и поселяет там Хупасию. Она предупреждает его, что в ее отсутствие он не должен смотреть в окно, потому что там увидит свою жену и детей. Когда ее не было дома целых двадцать дней, он выглянул из окна и увидел жену и детей. Когда возвращается Инара, Хупасия умоляет ее разрешить ему вернуться к своей семье, после чего богиня убивает его за то, что он ослушался…»

Говоря о хеттах, следует упомянуть, что пришли они на земли народа хатти, которые по одной из гипотез, родственны адыгам. Хатты, возможно, были связаны по языку и происхождению с народом халды. Халды (халди) - народность, населявшая в эпоху бронзового века юго-восточное черноморское побережье (ныне часть Турции). В тот же период вблизи от них проживали хатты, возможно, близкие им по языку. Вопрос о родстве с народом халдеев в Междуречье остаётся открытым. Но халдеи жили ещё позже.

Халде;и - семитические племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива в первой половине 1-го тысячелетия. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626–536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство. Говорили на арамейском языке. Халдеями называли колдунов, магов, волхвов, гадателей, астрологов. По одной из версий, халдеями-магами были волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Иисусу.

Для полноты картины осталось присоединить сюда и тюрков. Взято у О. Жанайдарова "Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков":

«…Миф этот записан Вербицким у алтайцев. Вот его содержание:

Когда еще не было ни земли, ни неба, был только великий океан, без границ, без конца и края. Над всем этим летал неустанно Бог - Тенгри - по имени Улкен - то есть большой, громадный. В некоторых источниках, даже казахских, имя этого бога пишут Ульгень, что мне кажется неверным. Ульгень - это все равно, что мертвый, Ольген. Не может же Бог, которому суждено зародить жизнь и создать вселенную, быть мертвым или носить имя "Умерший"…

Тако вот, летал и летал неустанно Большой Бог - Тенгри Улкен над океаном воды, пока какой-то голос не приказал ему ухватиться за камень-утес, который выглядывал из воды. Сев по приказу свыше на этот утес, Тенгри Улкен стал размышлять:

"Хочется мне сотворить Мир, мироздание. Но вот каким он должен быть? Кого и каким образом я должен сотворить?" В этот момент живущая в воде Ак Ана - Белая Мать вышла на поверхность и сказала Тенгри Улкену:

"Если хочешь сотворить, так произнеси следующие священные слова: "Я сотворил, баста!" Баста, в смысле, кончено, раз я сказал! Но фокус в том, что в тюркском языке слово "Баста,Бастау" и обозначают "Начать,Начало". Белая Мать так сказала и исчезла. (А ведь фокус ещё и в том, что в санскрите тоже есть Баста – это баран или козёл. А у египтян есть Хнум. Хнум (бог плодородия, сын Нуна) - бог-творец, лепящий человека из глины на гончарном диске, хранитель Нила; человек с головой барана со спирально закрученными рогами. Но наиболее известен египетский Творец-Амон, символами которого являются белый гусь и баран.).

Тенгри Улкен запомнил эти слова. Он обратился к Земле и сказал: " Пусть возникнет Земля!" и возникла Земля.

Тенгри Улкен обратился к Небу и сказал: " Пусть возникнет Небо" и возникло Небо.

Тенгри Улкен сотворил три рыбы и поместил созданный им Мир на спинах этих трех рыб. При этом Мир был неподвижен, прочно стоял на одном месте. После того как Тенгри Улкен таким образом сотворил Мир, он взобрался на самую высокую Золотую гору, достигающую небес, и воссел там, наблюдая.

Мир был создан за шесть дней, на седьмой Тенгри Улкен лег спать. Проснувшись, он огляделся вокруг, и осмотрел, что же он создал. Он, оказывается, сотворил все, кроме Солнца и Луны.

Однажды он увидел в воде комок глины, ухватил его, и сказал: "Пусть будет человеком! " Глина превратилась в человека, которому Тенгри Улкен дал имя "Ерлик", и стал считать его своим братом.

Но Ерлик оказался завистливым человеком, он завидовал Улкену, что сам он Ерлик не такой как тот, что не он создатель всего Мира.

Тенгри Улкен сотворил семерых человек, из камыша сделал им кости, а мышцы из земли и грязи, и вдунул в них через уши жизнь, а через носы вдунул им в головы разум. Чтобы руководить людьми, Тенгри Улкен сотворил человека по имени Майторе и сделал его ханом…»

Обратили ли вы внимание, что древнетюркское понятие Тенгри очень точно соответствует шумерскому понятию Дин-Гир (боги)?

А теперь я предлагаю отойти от мифологии немного в другую сторону. Слышали ли вы о кашруте?

Кашрут (в ашкеназском произношении «кашрус») - термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи, еврейского Закона. Обратила внимание на это слово только потому, что за буквой «ш» вполне может скрываться другая (по аналогии с Руфь-Рут, Пифоном-Питоном, Катаром-кесарем).

Обычно термин «кашрут» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни.

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта).

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:
1. Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
2. Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи. Этот процесс называется шхита. В соответствии с Галахой, одним из необходимых условий для кошерной шхиты является шхита одним плавным движением ножа, перерезающим одновременно большую часть (диаметра) трахеи и большую часть пищевода. Рваное движение ножа, задержка движения ножа, прокол тканей животного острым концом ножа делают шхиту некошерной, а животное - запрещённым в пищу евреям.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище (рыба, овощи, фрукты), называются парве (предполагаю «парве» - Па Ра Ва, то, что употреблял в пищу Ра).

Еврейский закон рассматривает кашрут как «хок» - заповедь, не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. В свете шумеро-аккадско-вавилонских мифов, явно имеющих отношение к становлению иудаизма, предполагаю, что понятие «кошерный» должно быть связано с именем «Мудрейшего». А вот с кем тогда должно быть связано имя Эйи?

Думаете, я ошибаюсь? Нет, здесь всё продублировано. Вы знаете, что такое «халяль»?

Халяль - дозволенные поступки в шариате. По-разному приемлемы от желательного (сунна) через нейтральное (мубах) до нежелательного (макрух танзихи). В мусульманском быту под халялем обычно понимают мясо животных, употребление которого не нарушает исламские пищевые запреты, но в целом халяль относится практически к любой сфере человеческой жизни.

Мусульмане также не едят свинину, пользуются примерно такими же правилами забоя скота. Но в исламе нет специального человека, в функции которого входило бы наблюдение за соблюдением религиозных ограничений. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме: ислам запрещает употребление спиртных напитков, а с точки зрения кашрута в этом нет ничего предосудительного. Можно отметить, что кашрут в основном строже халяля. Несмотря на то, что и ислам, и иудаизм запрещают употреблять в пищу кровь животного (считается, что именно в крови находится душа), в исламе существует свой обряд забоя животного, который отличается от обряда в иудаизме.

И если кашрут напоминает о Катар-ва-Хасисе (утреннем солнце) из угаритских мифов, то халяль – об Астаре, прообразе Хейлеля (утреннй звезды).

Есть Аллах. И есть Галаха или Алаха. В более узком смысле - совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе.

Тора (ивр. «учение, закон») - в ашкеназском произношении: Тойро (юго-восточный диалект -Польша, Украина), Тэйро (северо-восточный диалект - Белоруссия, Литва) и Торра (сефардский диалект). Тор-Ра - «учение, закон». Думаю, я нашла эквивалент Торе в санскрите – это «Карана», что значит «документ, записанное знание, тело». Почему такое двойное значение? Очевидно, ответ кроется в самих корнях слова: Кар-Ан. http://marichin.narod.ru/Sanscrit/VEDRO/10_k.htm. А в словаре Даля я нашла ещё один эквивалент: тарабарская грамота - цифрованная, шифрованная, на которую нужен особый ключ.

Закончить же эту часть хочу небольшой информацией к размышлению. Сравните: Дин-Гир и деньги, день-га; Ра-Па и рубль, рупия, рубить; Хейлель и халал - разменная денежная единица Саудовской Аравии, равная 1/100 рияла (риял и Ра-Ал); Лары - римско-этрусские домовые божества и грузинский лари - основная денежная единица Грузии, а также мальдивский лари (лаари, ларин) - разменная денежная единица Республики Мальдивы, равная 1/100 руфии; Песо (исп. peso «вес», от лат. pensum пенсум, т.е. «взвешенный», Па Ан Су) - серебряная монета средневековой Испании и её колоний, а также название ряда денежных единиц некоторых государств - бывших испанских колоний; Да-Ла (Даритель, Дажь, далай-лама) и доллар… Разве можно превратить имя Бога в разменную монету?

21 сентября — Международный день мира и день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. Но сегодня в мире зафиксировано почти четыре десятка горячих точек. Где и за что сегодня воюет человечество — в материале TUT.BY.

Градация конфликтов:

Вооруженный конфликт низкой интенсивности — противостояние по религиозным, этническим, политическим и иным причинам. Характеризуется низким уровнем нападений и жертв — менее 50 в год.

Вооруженный конфликт средней интенсивности — эпизодические теракты и боевые действия с применением оружия. Характеризуется средним уровнем жертв — до 500 в год.

Вооруженный конфликт высокой интенсивности — постоянные боевые действия с применением обычных средств вооружения и оружием массового поражения (за исключением ядерного оружия); привлечением иностранных государств и коалиций. Такие конфликты часто сопровождаются массовыми и многочисленными терактами. Характеризуется высоким уровнем жертв — от 500 в год и более.

Европа, Россия и Закавказье

Конфликт на Донбассе

Статус: регулярные столкновения между сепаратистами и украинскими военными, несмотря на режим прекращения огня

Начало: 2014 год

Количество погибших: с апреля 2014-го по август 2017 года — более 10 тысяч человек

Город Дебальцево, Донбасс, Украина. 20 февраля 2015 года. Фото: Reuters

Вооруженный конфликт на Донбассе начался весной 2014 года. Пророссийски настроенные активисты, воодушевленные присоединением Россией Крыма и недовольные новой властью в Киеве, провозгласили создание Донецкой и Луганской народных республик. После попытки новых украинских властей силой подавить выступления в Донецкой и Луганской областях начался полномасштабный вооруженный конфликт, который тянется уже три года.

Ситуация на Донбассе не сходит с мировой повестки дня, поскольку Киев обвиняет Москву в помощи самопровозглашенным республикам, в том числе — путем прямого военного вмешательства. Запад поддерживает эти обвинения, Москва последовательно их опровергает.

Конфликт перешел из активной фазы в фазу средней интенсивности после запуска « » и начала .

Но на востоке Украины по-прежнему стреляют, гибнут люди и с той, и с другой стороны.

Кавказ и Нагорный Карабах

В регионе есть еще два очага нестабильности, которые классифицируются как вооруженные конфликты.

Война в начале 1990-х годов между Азербайджаном и Арменией привела к образованию непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (). Масштабные военные действия последний раз здесь были зафиксированы , тогда с обеих сторон погибли около 200 человек. Но локальные вооруженные столкновения, в которых гибнут азербайджанцы и армяне, .


Несмотря на все усилия России, обстановка на Кавказе остается крайне сложной: в Дагестане, Чечне и Ингушетии постоянно проводятся контртеррористические операции, российские спецслужбы докладывают о ликвидации бандформирований и террористических ячеек, но поток сообщений не уменьшается.


Ближний Восток и Северная Африка

Весь регион в 2011 году потрясла « ». С тех пор и по настоящее время Сирия, Ливия, Йемен и Египет — горячие точки региона. Кроме того, уже много лет длится вооруженное противостояние в Ираке и Турции.

Война в Сирии

Статус: постоянные боевые действия

Начало: 2011 год

Количество погибших: с марта 2011-го по август 2017 года — от 330 000 до



Панорама восточной части Мосула в Ираке, 29 марта 2017 года. За этот город больше года продолжались бои. Фото: Reuters

После вторжения США в 2003 году и крушения режима Саддама Хусейна в Ираке началась гражданская война и бунт против коалиционного правительства. А в 2014 году часть территории страны захватили боевики «Исламского государства». Сейчас с террористами воюет пестрая компания: иракская армия при поддержке войск США, курды, местные суннитские племена и шиитские формирования. Летом этого года , самый крупный город из тех, что находились под контролем «ИГ», в настоящий момент идет борьба за контроль над провинцией Анбар.

Радикальные исламистские группировки воюют с Багдадом не только на поле боя — в Ираке постоянно с многочисленными жертвами.

Ливия

Статус: регулярные столкновения между различными группировками

Начало: 2011 год

Обострение: 2014 год

Количество погибших: с февраля 2011-го по август 2017 года — т 15 000 до 30 000


Конфликт в Ливии также начался с «арабской весны». В 2011-м протестующих против режима Каддафи авиаударами поддержали США и НАТО. Революция победила, Муаммар Каддафи был убит толпой, но конфликт не угас. В 2014 году в Ливии разгорелась новая гражданская война, и с тех пор в стране царит двоевластие — на востоке страны в городе Тобрук заседает избранный народом парламент, а на западе в столице Триполи правит сформированное при поддержке ООН и Европы правительство национального согласия во главе с Фаезом Сарраджем. Кроме того есть и третья сила — ливийская национальная армия, которая воюет с боевиками «Исламского государства» и другими радикальными группировками. Ситуация осложняется и междоусобицей местных племен.

Йемен

Статус: регулярные ракетные и авиаудары, столкновения между различными группировками

Начало: 2014 год

Количество погибших: с февраля 2011-го по сентябрь 2017 года — более 10 тысяч человек


Йемен — еще одна страна, конфликт в которой берет свое начало с «арабской весны» 2011 года. Управлявший Йеменом 33 года президент Али Абдалла Салех передал свои полномочия вице-президенту страны Абд Раббо Мансур аль-Хади, который год спустя победил на досрочных выборах. Однако удержать власть в стране он не сумел: в 2014 году вспыхнула гражданская война между шиитскими повстанцами (хуситами) и суннитским правительством. Аль-Хади поддержала Саудовская Аравия, которая совместно с другими суннитскими монархиями и с согласия США и помогает как наземными операциями, так и ударами с воздуха. В борьбу также включился бывший президент Салех, которого поддерживает часть шиитских повстанцев и «Аль-Каида на Аравийском полуострове».


Двойной в Анкаре 10 октября 2015 года, на месте проведения митинга профсоюзов «Труд. Мир. Демократия». Его участники выступали за прекращение боевых действий между турецкими властями и курдами. По официальным данным, число жертв составило 97 человек. Фото: Reuters

Вооруженное противостояние между правительством Турции и бойцами Рабочей партии Курдистана, ведущими борьбу за создание курдской автономии в составе Турции, продолжается с 1984 года до настоящего времени. В последние два года конфликт обострился: турецкие власти обвинили курдов в нескольких , после чего провели зачистки.

«Интифада ножей» и Ливан

В регионе есть еще несколько горячих точек, которые военные эксперты относят к «вооруженным конфликтам» низкой степени интенсивности.

В первую очередь, это палестино-израильский конфликт, очередное обострение которого назвали « ». В период с 2015-го по 2016 год произошло более 250 нападений исламских радикалов, вооруженных холодным оружием, на израильтян. В результате погибли 36 израильтян, 5 иностранцев и 246 палестинцев. В этом году нападения с ножами и отвертками сошли на нет, но вооруженные атаки продолжаются: в июле трое арабов одного сотрудника полиции Израиля на Храмовой горе в Иерусалиме.

Еще одна тлеющая горячая точка — Ливан. Тлеющий конфликт в Ливане находится в низкой степени интенсивности лишь благодаря подчеркнутому нейтралитету властей в отношении гражданской войны в Сирии и связанного с ней конфликта в Ливане между суннитами и шиитами. Шииты Ливана и группировка «Хезболла» поддерживают проасадовскую коалицию, сунниты выступают против, а радикальные исламистские группировки — против властей Ливана. Периодически возникают вооруженные столкновения и происходят теракты: крупнейшим из них за последнее время стал двойной теракт в Бейруте в 2015 году, в результате которого .

Азия и Тихоокеанский регион

Афганистан

Статус: постоянные террористические атаки и вооруженные столкновения

Начало конфликта: 1978 год

Обострение конфликта: 2001 год

Количество погибших: с 2001-го по август 2017 года — олее 150 000 человек


Медики госпиталя в Кабуле осматривают мальчика, пострадавшего в результате теракта 15 сентября 2017 года. В этот день в Кабуле была подорвана заминированная автоцистерна на КПП, ведущем в дипломатический квартал.

После терактов 9/11 в Афганистан вошел военный контингент НАТО и США. Режим талибов был свергнут, но в стране начался военный конфликт: правительство Афганистана при поддержке сил НАТО и США воюет с «Талибаном» и связанными с «Аль-Каидой» и «ИГ» исламистскими группировками.

Несмотря на то что в Афганистане до сих пор остается 13 тысяч военных НАТО и США и сейчас ведутся дискуссии о том, не следует ли , активность террористов в стране остается высокой: каждый месяц в республике гибнут десятки людей.

Тлеющий Кашмирский конфликт и внутренние проблемы Индии и Пакистана

В 1947 году на территории бывшей Британской Индии были образованы два государства — Индия и Пакистан. Раздел произошел по религиозному принципу: провинции с преимущественно мусульманским населением отошли Пакистану, а с индуистским большинством — Индии. Но не везде: несмотря на то что большинство населения Кашмира составляли мусульмане, этот регион был присоединен к Индии.


Жители провинции Кашмир стоят на обломках трех домов, разрушенных артиллерийским ударом пакистанских военных. Этот удар был нанесен в ответ на обстрел пакистанских территорий индийскими войсками, которые, в свою очередь, отреагировали на нападение боевиков, по их мнению — прибывших из Пакистана. Фото: Reuters

С тех пор Кашмир — спорная территория между двумя странами и причина трех индо-пакистанских войн и нескольких более мелких военных конфликтов. По разным данным, за последние 70 лет он унес около 50 тысяч жизней. В апреле 2017 года Институт ООН по исследованию проблем разоружения опубликовал ежегодный доклад, где кашмирский конфликт упоминался как один из тех, что может спровоцировать военный конфликт с применением ядерного оружия. И Индия, и Пакистан входят в «клуб ядерных держав» с арсеналом в несколько десятков атомных боеголовок.

Помимо общего конфликта, у каждой из стран есть несколько горячих точек с разной степенью интенсивности, и все они признаны международным сообществом как военные конфликты.

В Пакистане их три: сепаратистские движения в западной провинции Белуджистан , борьба с группировкой «Техрик-е Талибан Пакистан» в непризнанном государстве Вазиристан и столкновения пакистанских силовиков с разными группировками боевиков в полуавтономном регионе «Федерально управляемые племенные территории » (FATA). Радикалы из этих регионов атакуют правительственные здания, сотрудников правоохранительных органов и устраивают теракты.

В Индии насчитывается четыре горячие точки. В трех индийских штатах — Ассаме, Нагаленде и Манипуре из-за религиозно-этнических столкновений сильны националистические и сепаратистские движения, которые не брезгуют терактами и захватом заложников.

А в 20 из 28 индийских штатов действуют наксалиты — маоистские боевые группы, которые требуют создания свободных самоуправляемых зон, где они (ну конечно же!) построят самый настоящий и правильный коммунизм. Наксалиты практикуют нападения на чиновников и правительственные войска и устраивают более половины терактов в Индии. Власти страны официально объявили наксалитов террористами и называют их главной внутренней угрозой безопасности страны.

Мьянма

Не так давно СМИ, которые обычно не уделяют внимание странам третьего мира, сосредоточили внимание .


В этой стране в августе обострился религиозно-этнический конфликт между жителями штата Ракхайн — араканцами-буддистами и мусульманами-рохинджа. Сотни сепаратистов из движения «Армии спасения рохинджа Аракана» (АСРА) совершили нападения на 30 опорных пунктов полиции, были убиты 15 полицейских и военных. После этого войска приступили к антитеррористической операции: всего за одну неделю военными были убиты 370 сепаратистов-рохинджа, также сообщалось о 17 случайно погибших местных жителях. Сколько человек погибло в Мьянме в сентябре — до сих пор неизвестно. Сотни тысяч рохинджа бежали в Бангладеш, что привело к гуманитарному кризису.

Южный Таиланд

Ряд радикальных исламских организаций выступают за независимость южных провинций Яла, Паттани и Наратхиват от Таиланда и требуют либо создания независимого исламского государства, либо вхождения провинций в состав Малайзии.


Тайские солдаты осматривают место взрыва у отеля в курортной зоне южной провинции Паттани. 24 августа 2016 года. Фото: Reuters

Бангкок на требования исламистов, подкрепляемых нападениями и , реагирует контртеррористическими операциями и подавлениями локальных беспорядков. За 13 лет обострения конфликта в нем погибли более 6000 человек.

Уйгурский конфликт

Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР, сокращенное китайское название Синьцзян) расположен на северо-западе Китая. Он занимает шестую часть территории всего Китая, а большинство его жителей составляют уйгуры — мусульманский народ, представители которого далеко не всегда в восторге от национальной политики коммунистического руководства страны. В Пекине же воспринимают Синьцзян как регион «трех враждебных сил» — терроризма, религиозного экстремизма и сепаратизма.

У китайских властей есть на то основания — действующая террористическая группировка «Исламское движение Восточного Туркестана», целью которого является создание исламского государства Китая, ответственна за беспорядки и теракты на территории Синьцзяна: за последние 10 лет в регионе погибли более 1000 человек.


Военный патруль идет мимо здания, которое было повреждено при взрыве в Урумчи, крупнейшем городе Синьцзян-Уйгурского автономного района. 22 мая 2014 года пять террористов-смертников совершили нападение, в результате которого погиб 31 человек. Фото: Reuters

Сейчас конфликт характеризуется как вялотекущий, но Пекину уже пригрозили обострением ситуации после того, как власти Китая ввели запрет на ношение бород, хиджабов и совершения брачных и траурных церемоний по религиозным обычаям вместо светских. Кроме того, уйгуров призвали продавать алкоголь и табак в магазинах и не отмечать публично религиозные праздники.

Вооруженный конфликт на Филиппинах

Уже более четырех десятилетий на Филиппинах продолжается конфликт между Манилой и вооруженными группами мусульманских сепаратистов на юге страны, которые традиционно выступают за создание независимого исламского государства. Ситуация обострилась после того, как позиции «Исламского государства» на Ближнем Востоке значительно пошатнулись: многие исламисты устремились в Юго-Восточную Азию. Две крупные группировки «Абу Сайяф» и «Мауте» присягнули на верность «ИГ» и в мае захватили город Марави на филиппинском острове Минданао. Правительственные войска до сих пор не могут выбить боевиков из города. Также радикальные исламисты устраивают вооруженные нападения не только на юге, но и .


По последним данным, с мая по сентябрь этого года на Филиппинах в результате действий террористов в общей сложности погибли 45 гражданских лиц и 136 солдат и полицейских.

Северная и Южная Америка

Мексика

В 2016 году Мексика заняла второе место по числу погибших в списке государств, где продолжаются вооруженные столкновения, уступив только Сирии. Нюанс в том, что официально никакой войны на территории Мексики нет, но уже больше десяти лет идет битва между властями страны и наркокартелями. Последние еще воюют и между собой, и есть за что — доход от продажи наркотиков только в США составляет до 64 млрд долларов в год. И еще порядка 30 млрд долларов в год наркокартели получают от продажи наркотиков в Европу.


Судебный эксперт осматривает место преступления. Под мостом в городе Сьюдад-Хуарес было обнаружено тело женщины, убитой с особой жестокостью. На теле нашли записку: «Так будет со стукачами и с теми, кто крадет у своих». Фото: Reuters

Мировое сообщество называет это противостояние в Мексике вооруженным конфликтом с высокой степенью интенсивности, и оправданно: даже в самый «мирный» 2014 год погибло более 14 тысяч человек, а всего с 2006 года жертвами «нарковойны» стали более 106 000 человек.

«Северный треугольник»

В Мексику наркотики попадают из Южной Америки. Все транзитные пути проходят через три страны «Северного треугольника» в Центральной Америке: Гондурас, Сальвадор и Гватемалу.

«Северный треугольник» является одним из регионов с самым высоким уровнем насилия в мире, где расцвели мощные транснациональные преступные организации, многие из которых связаны с мексиканскими транзитерами наркотиков; местные организованные преступные группы; банды вроде и «банда 18-й улицы» (М-18) и уличные группировки «пандильяс». Все эти группы и кланы постоянно ведут войну между собой за передел сфер влияния.


Члены МС-13, захваченные в результате спецоперации. Фото: Reuters

Правительства Гондураса, Сальвадора и Гватемалы объявили войну как организованной, так и уличной преступности. Это решение горячо поддержали в США, куда за последние годы из-за высокого уровня насилия и коррупции иммигрировало 8,5% населения «Северного треугольника».

Страны «Северного треугольника» также признаны участниками вооруженного конфликта с высокой степенью интенсивности.

Колумбия

Противостояние колумбийских властей и левоэкстремистских Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC) продолжалось более 50 лет. За эти годы погибли около 220 тысяч человек, около 7 млн лишились дома. В 2016 году между властями Колумбии и FARC было подписано . К договору отказались присоединяться повстанцы из Армии национального освобождения Колумбии (ELN), что вместе с проблемой крупномасштабного наркобизнеса оставляет военный конфликт в стране в статусе «средней интенсивности».


Африка: к югу от Сахары

В Сомали больше 20 лет царит беззаконие: ни правительство, ни миротворцы ООН, ни военное вмешательство стран-соседей не могут остановить анархию. На территории Сомали активно действует радикальная исламистская группировка «Аш-Шабааб», а прибрежные районы стали зарабатывать пиратством.


Пострадавшие дети в больнице Могадишо в результате теракта, устроенного радикальными исламистами в столице Сомали 4 августа 2017 года. Фото: Reuters

Радикальные исламисты терроризируют и Нигерию . Боевики «Боко Харам» контролируют примерно 20% территории на севере страны. С ними воюет армия Нигерии, которой помогают военные из соседних Камеруна, Чада и Нигера.

Кроме джихадистов, в стране есть другая конфликтная зона в дельте реки Нигер . Контроль за нефтеносными районами более 20 лет с переменным успехом пытаются установить правительственные войска Нигерии и наемники нефтяных компаний с одной стороны и этнические группировки огони, игбо и иджо — с другой.

Еще в одной стране, самом молодом из признанных государств в мире — Южном Судане , — гражданская война началась спустя два года после обретения независимости, в 2013-м, и несмотря на присутствие 12-тысячного миротворческого контингента ООН. Формально она идет между правительственными войсками и повстанцами, но по сути — между представителями доминирующей народности динка (к ней относится президент Салва Киир) и племени нуэр, из которого происходит вице-президент Риек Машар.

Неспокойно и в Судане . В регионе Дарфур на западе страны с 2003 года длится межэтнический конфликт, вылившийся в вооруженное противостояние между центральным правительством, неформальными проправительственными арабскими вооруженными отрядами «Джанджавид» и местными повстанческими группировками. По разным оценкам, в результате Дарфурского конфликта погибли от 200 до 400 тыс. человек, 2,5 млн человек стали беженцами.

Вооруженный конфликт в Мали между правительственными войсками, туарегами, различными группировками сепаратистов и радикальными исламистами разгорелся в начале 2012 года. Отправной точкой событий стал военный переворот, в результате которого был свергнут действующий на тот момент глава государства Амаду Туре. Для поддержания порядка в стране находятся миротворцы ООН и французский контингент, но, несмотря на это, в Мали постоянно и захваты заложников.


В восточных провинциях Демократической Республики Конго , несмотря на все усилия властей и миротворцев, ситуация остается напряженной уже много лет. На территории страны действуют различные исламистские и христианские группировки, вооруженные формирования местных племен и банды из соседних государств. Всех их привлекают колоссальные запасы богатых ископаемых: золото, алмазы, медь, олово, тантал, вольфрам, более половины мировых разведанных запасов урана. По данным Группы экспертов ООН по ДРК, незаконная добыча золота «однозначно остается основным источником финансирования вооруженных группировок».

В Центральноафриканской Республике (ЦАР) в 2013 году мусульманские мятежники свергли христианского президента, после чего в стране начались межрелигиозные распри. С 2014 года в стране находится миротворческая миссия ООН.

Начало Древнекитайской цивилизации относят к 2-3 тысячелетиям до н.э., когда на берегах Хуанхэ возникли первые поселения людей. В основном поселенцы жили в долинах больших рек – Янцзы и Хуанхэ, где климат был довольно суровым, зимы – холодными, а почва с большим трудом поддавалась обработке.

В Древнем Китае пришли к орошению земли в 1 тысячелетии до н.э., это намного позже, чем в Древнем Египте и Шумере. Именно в этот период они стали осваивать крупные долины возле двух главных рек на территории Китая.

Зарождение цивилизации было напрямую связано с возникновением первых крупных поселений, которые считали себя городами-государствами и постоянно воевали между собой.

Через несколько столетий эти города были объедены в одно могущественное государство, которое отныне обладало огромной территорией.

Первая правящая династия Поднебесной

Первой правящей династией в Древнем Китае считается Цинь. Императора звали Цинь Шихуанди, что означало «первый император Цинь», а сам он себя называл Сыном Неба, поэтому его империю стали называть Поднебесной.

Сформированная им империя была примером восточной деспотии, вся собственность империи принадлежала императору, жизни его подданых тоже принадлежали только ему. Император мог наказать и убить любого.

Его деспотия дошла до того, что он приказал сжечь все записи и книги китайских мудрецов – он боялся, что книги заставят его подданных задуматься о своем положении и о его правлении.

Цинь Шихуанди больше всего на свете боялся заговоров, поэтому был очень подозрительным: никогда не спал в одной комнате больше двух ночей подряд, постоянно переезжал из своих дворцов.

Он вел войны с соседними государствами и сумел подчинить себе близлежащие территории, оттуда ввозились рис, слоновую кость, различные изделия. Там создавались военные поселения, а местное население заставляли работать и собирать урожай для Поднебесной.

Деспотия против гуннов: Великая Китайская Стена

Древний Китай опасался нападений кочующих племен гуннов, сила которых внушала ужас и страх. Гунны были страшными и жестокими воинами, которые нападали на китайские поселения и мгновенно исчезали – никто не мог их догнать.

Поэтому император, оттеснив их на север, решил построить большую стену, которая бы защитила территорию Древнего Китая. Таким образом, была построена знаменитая и несокрушимая Великая Китайская Стена.

Для ее строительства были собраны сотни тысяч рабов и военнопленных. В результате изнурительных работ, во время которых погибло большое количество людей, стена растянулась на пять тысяч километров.

На ней были установлены специальные башни, которые охранялись воинами. Таким образом они могли предупредить население, если к стене Древнего Китая приближались войска чужеземцев. Великая Китайская стена была построена так прочно и крепко, что сохранилась до сих пор.

Но ни деспотия, ни такое мощное сооружение, как стена, не помогли Цинь править дальше. После смерти первого императора, вспыхнуло народное восстание. Династия Цинь была свергнута. А следующей династией Древнего Китая стала империя Хань, которая образовалась в 3 веке до н.э.

» Шумеры

Тысячелетиями люди верили в сверхъестественную природу богов, приписывая им способность жить вечно, и сами стремились достичь божественного бессмертия. В поисках цветка вечной жизни странствовал шумерский царь Гильгамеш, легендарный завоеватель Александр Македонский искал ручей живой воды, мореплаватели Христофор Колумб и ПонсадеЛеон проявили чудеса отваги, пытаясь обнаружить в Западном полушарии Источник Молодости. Понемногу бессмертие превратилось в миф. Однако в древности люди могли становиться подобными богам и жить в десятки раз дольше своих соплеменников.

Шумеры - это первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Шумеры осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

Откуда у древнего народа были такие потрясающие знания? Обнаружены тысячи шумерских текстов и иллюстраций по астрономии и математике. Среди них - труды по фундаментальной математике, вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Шумеры использовали сложнейшую шестидесятеричную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел б и 10. Сложные системы исчисления подобного рода стали использоваться в современном мире совсем недавно, с появлением компьютеров. В среде уфологов существует версия, что шумеры получили знания… от инопланетян. Вот вкратце эти измышления.

В шумерских текстах содержатся сведения о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет. Один из рисунков изображает Солнечную систему. В центре изображено Солнце, окруженное всеми известными сегодня планетами. Только Плутон шумеры помещали рядом с Сатурном и описывали как его спутник. А между Марсом и Юпитером шумеры "видели" неизвестную большую планету. Они называли ее Нибиру, что означает "пересекающая". Нибиру якобы имела очень вытянутую и наклоненную орбиту и проходила между Марсом и Юпитером раз в 3600 лет. Именно с этой планеты, как прочли в шумерских текстаах, на Землю пришли анунаки, "сошедшие с небес на Землю" примерно 445 тысяч лет назад. (Перед этим они изучили все планеты Солнечной системы из своих обсерваторий.) Зачем же жители Нибиру высаживались на Землю?

Причем, как утверждают шумерские письмена, не один раз, а регулярно, каждые 3600 лет? Оказывается, планета Нибиру столкнулась с экологической проблемой. Для защиты своей становящейся все более тонкой атмосферы анунаки создали щит из золотых частиц. (Точно такая же идея используется в современных космических кораблях для защиты космонавтов от радиации).

Анунакам было нужно золото. Его они обнаружили на седьмой планете, считая снаружи внутрь - то есть на планете Земля, - и отрядили на Землю первую экспедицию. Сначала они безуспешно пытались добывать драгоценный металл из вод Персидского залива, а потом взялись за разработки шахт в Юго-Восточной Африке. Около 300 тысяч лет назад анунаки, работавшие на золотодобыче, устали от тяжелой работы и подняли мятеж. Тогда инопланетные ученые с помощью генетических манипуляций создали специальных работников - хомо сапиенс. Инопланетяне наделили их своими знаниями и умениями. Постепенно произошло слияние двух цивилизаций - земной и инопланетной, у хомо сапиенс и анунаков появились общие дети.

Современные археологические исследования подтвердили, что в Южной Африке в период каменного века действительно велись горнодобывающие работы. Археологи открыли обширные золотодобывающие шахты глубиной до 20 метров и определили возраст шахт - от 80 до 100 тысяч лет! Кстати, легенды зулу гласят, что в этих шахтах работали рабы из плоти и крови, искусственно созданные "первыми людьми". Существование погибшей планеты Нибиру косвенно подтверждается открытием американских астрономов. Они обнаружили осколки планеты, которые вращаются вокруг Солнца по сильно вытянутой эллиптической орбите, проходящей как раз между Марсом и Юпитером.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью.

Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад – семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Ок. 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи.

В государственном устройстве шумеры имели все атрибуты современного развитого государства. Судите сами: суд присяжных, двухпалатная система парламента, состоящая из избираемых депутатов, гражданские советы (аналог комитетов самоуправления). И это четвертое тысячелетие до нашей эры! В медицине шумеры использовали фитотерапию, хорошо знали анатомию и химию, фармацевтику, астрономию и многие разделы современной математики. Развитое ткацкое дело и текстильная промышленность, прогрессивное эффективное сельское хозяйство могли бы стать примером для аналогичных современных отраслей.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало. Но по удивительным храмам можно смело утверждать, что религия у шумеров была высокоразвитая. Шумерский храм строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города и о повседневных делах. Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других. Известны шумерские зиккураты. Зиккурат - это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы окрашивали в черный свет, средние - в красный, верхние - в белый. В Уре был сооружен трехъярусный зиккурат, высота которого составляла 21 метр. Позже его перестроили, увеличив число ярусов до семи.

Информация

Случайная практика: - настройка для изменения своей жизни в лучшую сторону, выбор (проявление, материализация) тех возможностей, которых нет (или Вы лишены) в повседневной реальности.
Сейчас онлайн на сайте: 62 чел. |

Шумеры

ШУМЕРЫ, первый из обитавших на территории Древней Вавилонии (в современном Ираке) народов, достигших уровня цивилизации. Вероятно, еще ок. 4000 до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли с Ираном, Эламом, Ассирией, Индией и районами Средиземноморского побережья шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад – семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Ок. 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

Ниже приводятся краткие сведения о самых значительных правителях Месопотамии.

Урукагина (ок. 2500 до н.э.), правитель шумерского города-государства Лагаша. Перед тем, как он воцарился в Лагаше, народ страдал от чрезмерных налогов, взимавшихся алчными дворцовыми чиновниками. В практику вошли незаконные конфискации частной собственности. Реформа Урукагины заключалась в отмене всех этих злоупотреблений, в восстановлении справедливости и даровании свободы для народа Лагаша.

Лугальзагеси (ок. 2500 до н. э.), сын правителя шумерского города-государства Уммы, создавший недолговечную империю шумеров. Нанес поражение лагашскому правителю Урукагине и подчинил себе остальные шумерские города-государства. В походах завоевал земли к северу и западу от Шумера и достиг побережья Сирии. Правление Лугальзагеси длилось 25 лет, его столицей был шумерский город-государство Урук. В конце концов он потерпел поражение от Саргона I Аккадского. Шумеры восстановили политическую власть над своей страной только двумя столетиями позже при III династии Ура.

Саргон I (ок. 2400 до н.э.), создатель первой известной в мировой истории долговечной империи, которой он сам правил 56 лет. Семиты и шумеры долгое время жили бок о бок, но политическая гегемония принадлежала в основном шумерам. Воцарение Саргона знаменовало первый крупный прорыв аккадцев на политическую арену Месопотамии. Саргон, придворный чиновник в Кише, вначале стал правителем этого города, затем завоевал юг Месопотамии и нанес поражение Лугальзагеси. Саргон объединил города-государства Шумера, после чего обратил свои взоры на восток и захватил Элам. Кроме того, он осуществил завоевательные походы в страну аморитов (Северная Сирия), Малую Азию и, возможно, на Кипр.

Нарам-Суэн (ок. 2320 до н.э.), внук Саргона I Аккадского, стяжавший почти такую же славу, как его знаменитый дед. Правил империей 37 лет. В начале правления подавил мощное восстание, центр которого находился в Кише. Нарам-Суэн вел военные кампании в Сирии, Верхней Месопотамии, Ассирии, горах Загроса к северо-востоку от Вавилонии (знаменитая стела Нарам-Суэна прославляет его победу над местными жителями гор), в Эламе. Возможно, воевал с одним из египетских фараонов VI династии.

Гудеа (ок. 2200 до н.э.), правитель шумерского города-государства Лагаша, современник Ур-Намму и Шульги, двух первых царей III династии Ура. Гудеа – один из самых известных шумерских правителей, оставил после себя многочисленные тексты. Самый интересный из них – гимн, в котором описывается сооружение храма бога Нингирсу. Для этого крупного строительства Гудеа привозил материалы из Сирии и Анатолии. Многочисленные скульптуры изображают его сидящим с планом храма на коленях. При преемниках Гудеа власть над Лагашем перешла к Уру.

Рим-Син (правил ок. 1878–1817 до н.э.), царь южновавилонского города Ларсы, один из самых сильных противников Хаммурапи. Эламитянин Рим-Син подчинил себе города юга Вавилонии, включая Иссин, резиденцию соперничавшей династии. После 61 года правления потерпел поражение и был пленен Хаммурапи, который к этому времени находился на троне уже 31 год.

Шамши-Адад I (правил ок. 1868–1836 до н.э.), царь Ассирии, старший современник Хаммурапи. Сведения об этом царе почерпнуты в основном из царского архива в Мари, провинциального центра на Евфрате, находившегося в подчинении у ассирийцев. Смерть Шамши-Адада, одного из основных соперников Хаммурапи в борьбе за власть в Месопотамии, существенно облегчила распространение власти Вавилона на северные области.

Хаммурапи (правил в 1848–1806 до н.э., в соответствии с одной из систем хронологии), самый знаменитый из царей I Вавилонской династии. Кроме знаменитого свода законов, сохранилось множество частных и официальных писем, а также деловых и юридических документов. Надписи содержат сведения о политических событиях и военных действиях. Из них мы узнаем, что на седьмом году правления Хаммурапи отобрал Урук и Иссин у Рим-Сина, своего главного соперника и правителя мощного города Ларса. Между одиннадцатым и тринадцатым годами правления власть Хаммурапи окончательно укрепилась. В дальнейшем он совершал завоевательные походы на восток, запад, север и юг и разбил всех противников. В результате к сороковому году правления он возглавлял империю, простиравшуюся от Персидского залива до верховьев Евфрата.

Тукульти-Нинурта I (правил в 1243–1207 до н.э.), царь Ассирии, завоеватель Вавилона. Около 1350 до н.э. Ассирия была освобождена от власти Митанни Ашшурубаллитом и начала набирать все большую политическую и военную силу. Тукульти-Нинурта был последним из царей (среди которых – Иреба-Адад, Ашшурубаллит, Ададнерари I, Салманасар I), при которых могущество Ассирии продолжало возрастать. Тукульти-Нинурта нанес поражение касситскому правителю Вавилона Каштилашу IV, впервые подчинив Ассирии древний центр шумеро-вавилонской культуры. При попытке захватить Митанни, государство, расположенное между восточными горами и Верхним Евфратом, встретил противодействие со стороны хеттов.

Тиглатпаласар I (правил в 1112–1074 до н.э.), ассирийский царь, пытавшийся восстановить могущество страны, которым она обладала во время правления Тукульти-Нинурты и его предшественников. Во время его правления главную угрозу для Ассирии представляли арамеи, вторгавшиеся на территории в верховьях Евфрата. Тиглатпаласар предпринял также несколько походов против страны Наири, расположенной к северу от Ассирии, в окрестностях озера Ван. На юге он одержал победу над Вавилоном, традиционным соперником Ассирии.

Ашшурнасирпал II (правил в 883–859 до н.э.), энергичный и жестокий царь, восстановивший могущество Ассирии. Он нанес разрушительные удары по арамейским государствам, расположенным в районе между Тигром и Евфратом. Ашшурнасирпал стал следующим ассирийским царем после Тиглатпаласара I, который вышел к побережью Средиземного моря. При нем стала складываться Ассирийская империя. Завоеванные территории были разделены на провинции, а те – на более мелкие административные единицы. Ашшурнасирпал перенес столицу из Ашшура к северу, в Калах (Нимруд).

Салманасар III (правил в 858–824 до н.э.; 858 считался годом начала его царствования, хотя в действительности он мог взойти на престол несколькими днями или месяцами раньше наступления нового года. Эти дни или месяцы считались временем правления его предшественника). Салманасар III, сын Ашшурнасирпала II, продолжил усмирение арамейских племен к западу от Ассирии, в частности, воинственного племени бит-адини. Используя их захваченную столицу Тиль-Барсиб как опорный пункт, Салманасар продвинулся к западу в северную Сирию и Киликию и пытался несколько раз завоевать их. В 854 до н.э. у Каракара на р.Оронте объединенные силы двенадцати вождей, среди которых был и Бенхадад Дамаскский и Ахав Израильский, отразили нападение войск Салманасара III. Усиление царства Урарту к северу от Ассирии, близ озера Ван, не дало возможности продолжить экспансию в этом направлении.

Тиглатпаласар III (правил ок. 745–727 до н.э.), один из величайших ассирийских царей и подлинный строитель Ассирийской империи. Он ликвидировал три препятствия, стоявшие на пути установления господства Ассирии в регионе. Во-первых, он одержал победу над Сардури II и присоединил большую часть территории Урарту; во-вторых, провозгласил себя царем Вавилона (под именем Пулу), подчинив арамейских предводителей, которые фактически правили Вавилоном; наконец, он решительно пресек сопротивление сирийских и палестинских государств и низвел большинство из них до уровня провинции или данников. В качестве метода управления широко пользовался депортацией народов.

Саргон II (правил в 721–705 до н.э.), царь Ассирии. Хотя Саргон не принадлежал к царском роду, он стал достойным преемником великого Тиглатпаласара III (Салманасар V, его сын, правил очень недолго, в 726–722 до н.э.). Проблемы, которые должен был решать Саргон, были в основном теми же, которые стояли перед Тиглатпаласаром: сильное Урарту на севере, независимый дух, царивший в сирийских государствах на западе, нежелание арамейского Вавилона подчиниться ассирийцам. Саргон начал решать эти задачи с захвата столицы Урарту Тушпы в 714 до н.э. Затем в 721 до н.э. он завоевал укрепленный сирийский город Самарию и депортировал его население. В 717 до н.э. он овладел другим сирийским форпостом, Кархемышем. В 709 до н.э., после недолгого пребывания в плену у Мардук-апал-иддины, Саргон провозгласил себя царем Вавилона. Во время правления Саргона II на арене истории Ближнего Востока появились киммерийцы и мидийцы.

Синахериб (правил в 704–681 до н.э.), сын Саргона II, царь Ассирии, разрушивший Вавилон. Его военные кампании были нацелены на завоевание Сирии и Палестины, а также на покорение Вавилона. Он был современником иудейского царя Езекии и пророка Исайи. Осаждал Иерусалим, но не смог его взять. После нескольких походов на Вавилон и Элам, а главное – после убийства одного из сыновей, которого он назначил правителем Вавилона, Синахериб разрушил этот город и увез статую его главного бога Мардука в Ассирию.

Асархаддон (правил в 680–669 до н.э.), сын Синахериба, царь Ассирии. Он не разделял ненависть к Вавилону своего отца и восстановил город и даже храм Мардука. Главным деянием Асархаддона было завоевание Египта. В 671 до н.э. он нанес поражение нубийскому фараону Египта Тахарке и разрушил Мемфис. Однако главная опасность исходила с северо-востока, где усиливались мидийцы, а киммерийцы и скифы могли прорваться через территорию слабеющего Урарту в Ассирию. Асархаддону было не под силу сдержать этот натиск, который вскоре изменил весь облик Ближнего Востока.

Ашшурбанипал (правил в 668–626 до н.э.), сын Асархаддона и последний великий царь Ассирии. Несмотря на успехи военных кампаний против Египта, Вавилона и Элама, он не смог противостоять возраставшему могуществу персидской державы. Вся северная граница Ассирийской империи оказалась под властью киммерийцев, мидийцев и персов. Возможно, самым значительным вкладом Ашшурбанипала в историю было создание библиотеки, в которой он собрал бесценные документы всех периодов истории Месопотамии. В 614 до н.э. Ашшур был захвачен и разграблен мидийцами, а в 612 до н.э. мидийцы и вавилоняне разрушили Ниневию.

Набопаласар (правил в 625–605 до н.э.), первый царь нововавилонской (халдейской) династии. В союзе с мидийским царем Киаксаром участвовал в разрушении Ассирийской империи. Одно из главных его деяний – восстановление вавилонских храмов и культа главного бога Вавилона Мардука.

Навуходоносор II (правил в 604–562 до н.э.), второй царь нововавилонской династии. Прославил себя победой над египтянами в битве при Кархемыше (на юге современной Турции) в последний год правления своего отца. В 596 до н.э. захватил Иерусалим и пленил иудейского царя Езекию. В 586 до н.э. снова овладел Иерусалимом и положил конец существованию независимого Иудейского царства. В отличие от ассирийских царей, правители нововавилонской империи оставили немного документов, свидетельствующих о политических событиях и военных предприятиях. Их тексты повествуют в основном о строительной деятельности или прославляют божества.

Набонид (правил в 555–538 до н.э.), последний царь нововавилонского царства. Возможно, для создания союза против персов с арамейскими племенами перенес свою столицу в аравийскую пустыню, в Тайму. Править Вавилоном оставил своего сына Валтасара. Почитание Набонидом лунного бога Сина вызвало противодействие жрецов Мардука в Вавилоне. В 538 до н.э. Кир II занял Вавилон. Набонид сдался ему в городе Борсиппа неподалеку от Вавилона.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/