Звание герой советского союза

Биографии Героев Советского Союза – участников войны в Афганистане

АРСЕНОВ Валерий Викторович

Рядовой, старший разведчик– гранатометчик 173-го отдельного отряда спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 24 июня 1966 года в областном центре Донецкой области Украины городе Донецке в семье рабочего.

С четвертого по восьмой класс учился в школе-интернате.

С 1982 по 1985 год учился в Донецком строительном профессионально-техническом училище. После его окончания работал слесарем– сборщиком металлоконструкций на одном из заводов Донецка.

С октября 1985 года в рядах Советской Армии. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Участвовал в 15 боевых выходах.

28 февраля 1986 года, участвуя в бою с превосходящими силами противника в 80 километрах восточнее Кандагара, старший разведчик-гранатометчик, будучи тяжело раненным, продолжал вести огонь. В критическую минуту боя отважный воин ценой своей жизни закрыл от вражеских пуль командира роты и спас ему жизнь. От полученных ран скончался на поле боя.

ГОРОШКО Ярослав Павлович

Капитан, командир роты 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 4 октября 1957 года в селе Борщевка Лановецкого района Тернопольской области Украины в семье рабочего.

В 1974 году окончил 10 классов, работал на электроремонтном заводе.

С 1976 года – в Советской Армии.

В 1981 году окончил Хмельницкое высшее военное артиллерийское командное училище.

С сентября 1981 года по ноябрь 1983 года проходил службу на территории Афганистана в должности командира минометного взвода и десантно-штурмовой роты.

После возвращения в СССР проходил службу в одном из соединений спецназа.

В 1986 году по личной просьбе был направлен в Афганистан.

31 октября 1987 года группа под его командованием убыла на помощь к группе старшего лейтенанта Онищука О.П. В результате боя было уничтожено 18 моджахедов. Разведчики из группы Горошко Я.П. подобрали тела погибших разведчиков из группы Онищука О.П. и под огнем противника вынесли их к месту эвакуации.

В 1988 году стал слушателем Военной академии имени М.В. Фрунзе, а по окончании ее продолжил службу в должности заместителя командира 8-й отдельной бригады спецназа, расквартированной в городе Изяслав Хмельницкой области Украины.

После распада СССР с 1992 года Я.П. Горошко стоял у истоков создания войсковой разведки Вооруженных сил Украины. Служил в 1464-м полку специального назначения Черноморского флота Украины.

ИСЛАМОВ Юрий Верикович

Младший сержант, военнослужащий 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 5 апреля 1968 года в селении Арсланбоб Базар-Коргонского района Ошской области Киргизии в семье лесника.

После окончания начальной школы переехал в город Талица Свердловской области, где в 1985 году окончил 10 классов.

В 1986 году окончил 1-й курс Свердловского лесотехнического института и прошел курс обучения в парашютной секции.

С октября 1986 года в Советской Армии.

С мая 1987 года проходил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности командира отделения в одной из частей спецназа.

31 октября 1987 года группа, в составе которой он находился, вступила в бой с превосходящими силами противника у кишлака Дури в провинции Заболь, вблизи границы с Пакистаном. Добровольно вызвался прикрыть отход своих товарищей. В ходе боя был дважды ранен. Несмотря на это, продолжал вести бой до последнего патрона. Вступил в рукопашный бой с противником и взорвал себя вместе с шестью моджахедами.

КОЛЕСНИК Василий Васильевич

Генерал-майор, Герой Советского Союза.

Родился 13 декабря 1935 года в станице Славянская (ныне город Славянск-на-Кубани) Славянского района Краснодарского края в семье служащих – главного агронома и учительницы (преподавала русский язык и литературу). Отец более пяти лет учился в Китае и в Корее рисоводству. Свободно говорил на китайском и корейском языках. В 1934 году, закончив учебу за границей, он начал разбивать первые чеки для разведения риса на Кубани.

В 1939 году отца направили на работу на Украине, в Миргородском районе Полтавской области, чтобы он организовал выращивание риса. Здесь семью застала война. Отец с матерью ушли в партизанский отряд, оставив четверых детей на руках дедушки с бабушкой.

6 ноября 1941 года, придя в деревню к детям, родители и еще один партизан были выданы предателем и попали в руки немцев. На следующий день их расстреляли на глазах у детей. Четверо ребятишек остались на попечении бабушки и дедушки. В оккупации семейство выжило благодаря бабке, которая была сведуща в народной медицине и лечила жителей села. За ее услуги люди платили продуктами.

В 1943 году, когда освободили Миргородский район, двух сестер Василия взяла на воспитание средняя сестра их матери, а маленького Васю с братом забрала младшая. Муж сестры был заместителем начальника Армавирского летного училища. В 1944 году его перевели в Майкоп.

В 1945 году поступил в Краснодарское суворовское военное училище (г. Майкоп), а закончил уже Кавказское суворовское военное училище в 1953 году (переведено в город Орджоникидзе в 1947 году).

В 1956 году, после окончания Кавказского Краснознаменного суворовского офицерского училища, свою судьбу связал с войсками спецназа. Службу проходил на должностях командира 1-го (разведывательного) взвода 92-й отдельной роты спецназа 25-й армии (Дальневосточный военный округ), командира роты 27-го отдельного батальона спецназа в Польше (Северная группа войск).

В 1966 году, закончив Академию им. М.В. Фрунзе, последовательно занимал должности начальника разведки бригады, начальника оперативно-разведывательного отделения и начальника штаба бригады (Дальневосточный военный округ, Туркестанский военный округ).

С 1975 года – командир бригады спецназа, а в последующем службу проходил в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР.

С вводом в 1979 году Ограниченного контингента советских войск в Афганистан находился в районе боевых действий. Сформированный и обученный им по специальной программе батальон штатной численностью более 500 человек 27 декабря 1979 года принял непосредственное участие в штурме дворца Амина. Несмотря на пятикратное численное превосходство бригады охраны дворца, батальон под командованием В.В. Колесника захватил дворец всего лишь за 15 минут. За подготовку и образцовое выполнение особого задания – операции «Шторм-333» – и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года ему, одному из первых «афганцев», было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также орденом Красного Знамени и двумя медалями Демократической Республики Афганистан. Имел на своем счету 349 прыжков с парашютом.

В 1982 году окончил Академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Под руководством В.В. Колесника последовательно и целеустремленно совершенствовались организационно-штатная структура и система боевой подготовки воинских частей и соединений специального назначения.

Будучи в запасе, до последних дней жизни был председателем Совета ветеранов спецназа. Принимал активное участие в деле патриотического воспитания суворовцев вновь созданного Северо-Кавказского суворовского военного училища в городе Владикавказе.

КУЗНЕЦОВ Николай Анатольевич

Гвардии лейтенант, военнослужащий 15-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 29 июня 1962 года в селе 1-я Питерка Моршанского района Тамбовской области. С четырехлетней сестренкой после смерти родителей остались на воспитании у бабушки.

В 1976 году поступил в Ленинградское суворовское военное училище.

В 1979 году окончил училище с похвальной грамотой.

В 1983 году окончил Высшее общевойсковое командное училище им. Кирова с золотой медалью.

После окончания училища лейтенант Н. Кузнецов был направлен в воздушно-десантную дивизию в город Псков на должность командира группы спецназначения. Он неоднократно обращался с просьбой направить его в ограниченный контингент советских войск в Афганистане.

В 1984 году был направлен в Афганистан.

23 апреля 1985 года взвод лейтенанта Кузнецова Н.А. получил задачу – в составе роты разведать месторасположение и уничтожить банду моджахедов, засевшую в одном из кишлаков провинции Кунар.

В ходе выполнения поставленной задачи взвод лейтенанта Кузнецова был отрезан от основных сил роты. Завязался бой. Приказав взводу пробиваться к своим, лейтенант Кузнецов Н.А. вместе с тыловым дозором остался обеспечивать отход. Оставшись один на один с душманами, лейтенант Кузнецов Н.А. сражался до последнего патрона. Последней, шестой гранатой, подпустив душманов поближе, лейтенант Кузнецов Н.А подорвал их вместе с собой.

МИРОЛЮБОВ Юрий Николаевич

Рядовой, водитель БМП-70 667-го отдельного отряда спецназа 15-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза

Родился 8 мая 1967 года в селе Рядовичи Шаблыкинского района Орловской области в крестьянской семье.

В 1984 году окончил среднюю школу в поселке Чистопольский Саратовской области, работал водителем в совхозе «Красное Знамя» Краснопартизанского района.

В Советской Армии с осени 1985 года. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Принимал участие во многих боевых операциях; был ранен в одном из боев, но остался в строю, успешно выполнив боевую задачу.

В ходе выполнения боевых задач уничтожил десять моджахедов.

В одном из боев, рискуя жизнью, вынес из-под огня противника раненого начальника штаба одной из частей спецназа.

В одном из боевых выходов совершил обход каравана противника и тем самым отрезал пути отхода. В ходе завязавшегося боя заменил раненого пулеметчика, огнем подавил сопротивление моджахедов.

В 1987 году демобилизован. Работал водителем в совхозе. Жил в поселке Чистопольский Краснопартизанского района Саратовской области.

ОНИЩУК Олег Петрович

Старший лейтенант, заместитель командира роты 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 12 августа 1961 года в селе Путринцы Изяславского района Хмельницкой области Украины в семье рабочего.

Окончил 10 классов.

С 1978 года – в Советской Армии.

В 1982 году окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище имени М.В. Фрунзе.

С апреля 1987 года – в Афганистане.

«Заместитель командира роты кандидат в члены КПСС старший лейтенант Олег Онищук, возглавляя разведывательную группу, успешно выполняя задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, проявив мужество и героизм, пал смертью храбрых в бою 31 октября 1987 года у кишлака Дури в провинции Заболь, вблизи границы с Пакистаном…» – так звучит официальное описание причины его смерти.

В жизни все было сложнее. Группа Олега Онищука в течение нескольких суток сидела в засаде – ждали караван. Наконец поздним вечером 30 октября 1987 года появилось три машины. Водителя первой ликвидировал командир группы с расстояния 700 метров, остальные две машины скрылись. Группу сопровождения и прикрытия каравана, попытавшуюся было отбить машину, рассеяли с помощью двух прилетевших вертолетов Ми-24. В полшестого утра 31 октября, в нарушение приказа командования, Олег Онищук решил самостоятельно, не дожидаясь прилета вертолетов с досмотровой группой, осмотреть грузовик. В шесть утра он вместе с частью группы вышел к грузовику и был атакован больше чем двумястами моджахедами. По свидетельству выживших в том бою спецназовцев, «досмотровая» группа погибла в течение пятнадцати минут. Невозможно вести бой на открытой местности против зенитной установки и крупнокалиберного пулемета (находились в кишлаке Дари). По мнению сослуживцев героя, в той ситуации ранним утром группе пришлось принять бой, даже если бы Онищенко не начал осмотр грузовика. В этом районе дислоцировалось свыше двух тысяч моджахедов. Хотя потери были бы значительно меньше. Основную вину за гибель спецназовцев их сослуживцы возлагают на командование. К шести утра должна была прибыть бронегруппа и прилететь вертолеты. Колонна с техникой вообще не пришла, а вертолеты прибыли только в 6 часов 45 минут.

Из книги Лаптежник против «черной смерти» [Обзор развития и действий немецкой и советской штурмовой авиации в ходе Второй мировой войны] автора Зефиров Михаил Вадимович

Герои Советского Союза Абазовский Константин Антонович / лейтенант / 190-й ШАПК августу 1944 г. он совершил 106 боевых вылетов, лично уничтожил и подбил 11 танков и много автомашин, а также уничтожил на земле три самолета. 26.10.1944 г. командиру звена 190-го ШАП 214-й ШАД 15-й ВА 2-го

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Биографии командиров разведывательно-диверсионных групп, военных разведчиков – Героев Советского Союза, а также отдельных разведчиков АГАФОНОВ Семен Михайлович Старшина 1-й статьи, командир отделения 181-го особого разведывательного отряда Северного флота, Герой

Из книги «Смерть шпионам!» [Военная контрразведка СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны] автора Север Александр

Биографии военных контрразведчиков - Героев Советского Союза ЖИДКОВ Петр Анфимович - оперуполномоченный отделения контрразведки «Смерш» мотострелкового батальона 72-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го

Из книги Окопная правда войны автора Смыслов Олег Сергеевич

1. ОБРАЩЕНИЕ АДОЛЬФА ГИТЛЕРА К НЕМЕЦКОМУ НАРОДУ В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ ПРОТИВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА Немецкий народ! Национал-социалисты! Одолеваемый тяжелыми заботами, я был обречен на многомесячное молчание. Но теперь настал час, когда я наконец могу говорить

Из книги Советские воздушно-десантные: Военно-исторический очерк автора Маргелов Василий Филиппович

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 1-й воздушно–десантный корпус (преобразован в 37–ю гвардейскую стрелковую дивизию)Банцекин Василий НиколаевичБоровиченко Мария СергеевнаВладимиров Владимир ФедоровичВологин Александр ДмитриевичВычужанин Николай АлексеевичГребенник Кузьма

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАРТАНЯН ГЕВОРК АНДРЕЕВИЧ(см.: Часть пятая, глава 3)ВАУПШАСОВ СТАНИСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧСтанислав Ваупшасов родился 27 июля 1899 года в деревне Грузджяй Шауляйского уезда Ковенской губернии (Литва) в семье крестьянина, литовца по национальности.В детские

Из книги Немецкий след в истории отечественной авиации автора Хазанов Дмитрий Борисович

«Цеппелины» для Советского Союза Отдельную страницу в истории советско-германского сотрудничества в авиастроении являет собой попытка привлечения немецких специалистов к работам по дирижаблям в СССР.В 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) разработало постановление о развитии

Из книги Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза автора Кирсанов Николай Андреевич

Финляндия выходит из войны против Советского Союза Прорыв блокады Ленинграда (18 января 1943 года) и окончательное освобождение города от вражеской блокады (27 января 1944 года) обусловили глубокий кризис в настроениях правящих кругов Финляндии. Цели, ради которых они ввергли

Из книги Реактивный прорыв Сталина автора Подрепный Евгений Ильич

1.1. Начало гонки воздушно-ядерных вооружений как фактор национальной безопасности Советского Союза в начальный период «холодной войны» Условия, в которых оказалась авиация к лету 1945 года, во многом напоминали обстановку после окончания Первой мировой войны: переизбыток

Из книги Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС. автора Хлобустов Олег Максимович

Посол Советского Союза Мы не ставим своей задачей воссоздание полной биографии Юрия Владимировича Андропова - об этом выдающемся советском партийном и государственном деятеле уже написано как в нашей стране, так и за рубежом, и еще будет написано немало - биография

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

Из книги Служба внешней разведки. История, люди, факты автора Антонов Владимир Сергеевич

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

Документ № 7.7 Справка к письму членов Союза писателей СССР по вопросу о присвоении звания Героя Советского Союза Маринеско А. И Маринеско Александр Иванович, 1913 года рождения, уроженец г. Одессы, по национальности украинец. В 1933 г. окончил Одесский морской техникум и

Из книги автора

Документ № 7.13 Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик № 114 от 5 мая 1990 г. «О присвоении звания Героя Советского Союза активным участникам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими

Из книги автора

Герои Советского Союза ВАРТАНЯН Геворк АндреевичРодился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону в семье иранского подданного, армянина по национальности, директора маслобойного завода. В 1930 году семья выехала в Иран. Отец Геворка был связан с советской внешней разведкой и

Из книги автора

ГЛАВА II. НАЧАЛО ВОЙНЫ: Развертывание германской национальной политики на оккупированной территории СССР и контрмеры национальной политики Советского Союза (июнь 1941 г. - ноябрь 1942

Садовников Николай Фёдорович (1946-1994).

Заслуженный летчик-испытатель СССР (04.10.1989 г.), Герой Советского Союза (31.10.1988 г.), мастер спорта СССР международного класса (1990 г.), майор.

Садовников Николай Фёдорович родился 25 октября 1946 года в посёлке Лиховской Ростовской области. Отец Николая Фёдор Васильевич работал старшим нарядчиком в паровозном депо, а мама Татьяна Алексеевна занималась домашним хозяйством. Николай рано остался без отца и воспитывался одной матерью. Рос послушным ребенком. В школе учился хорошо. В детстве у Николая было два увлечения. Первое — футбол. Как он сам говорил: «Играл с утра до ночи» . Второе увлечение только формировалось — авиация.

В 1964 году он окончил школу с серебряной медалью и уехал сдавать экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков (ЕВВАУЛ). Конкурс при поступлении был большой – 15 человек на место. Но Николай успешно сдал экзамены, и в августе 1964 года стал курсантом ЕВВАУЛ. В 1966 году совершил свой первый самостоятельный полёт на L-29 , затем освоил МиГ-15 , МиГ-17 , Су-7Б , Су-7БКЛ . В училище продолжал активно занимался спортом: занимал первые места по футболу и ручному мячу. На третьем курсе, на танцах, познакомился с преподавательницей музыкальной школы Ларисой. 30 декабря 1967 года они сыграли свадьбу, а осенью 1968-го в семье Садовниковых родился первенец — сын Андрей.

В октябре 1968 года Николай Садовников окончил Ейское училище и был направлен в один из старейших и титулованных полков Советских ВВС — 1-й Гвардейский Красногвардейский ордена Ленина дважды Краснознамённый ордена Кутузова отдельный полк истребителей-бомбардировщиков имени 50-летия СССР (1-й Гв.АПИБ). Этот полк входил в состав Южной группы войск (ЮГВ) и базировался на аэродроме Кунмандараш в Венгрии. В полку было три эскадрильи, две из которых летали на сверхзвуковых истребителях-бомбардировщиках Су-7БМ , а третья — на фронтовых истребителях МиГ-17. Садовников сначала попал в третью эскадрилью. Летал в паре со своим другом и «однокашником» по ЕВВАУЛ — П.И.Реутовым. Их пара часто занимала первые места в эскадрилье, в полку и в воздушной армии. И, поэтому, талантливых молодых лётчиков вскоре перевели в первую эскадрилью, где летали лучшие лётчики воздушной армии.

В ноябре 1973 года Н.Ф.Садовников в звании капитана уволился из армии в запас и поступил в Школу лётчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности (МАП). В ШЛИ со слушателями делились своим опытом легендарные советские лётчики-испытатели: С.Н.Анохин , М.Л.Галлай , М.М.Громов , В.С.Ильюшин , Г.А.Седов , А.А.Щербаков и А.В.Федотов , именем которого впоследствии была названа Школа лётчиков-испытателей. Инструктором Садовникова был замечательный человек и лётчик-испытатель, будущий космонавт А.С.Левченко. За полтора года обучения в ШЛИ слушатель осваивал 12-15 типов самолётов (выполняя на каждом типе по 5-15 полётов с отработкой элементов методики лётных испытаний).

В мае 1975 года Николай успешно окончил ШЛИ и получил направление на работу в Лётно-исследовательский институт. Вместе с Садовниковым в ЛИИ пришли его сокурсники по ШЛИ: В.К.Александров, В.В.Заболоцкий, А.П.Пугачев, Р.А.-А.Станкявичюс, В.С.Хатковский и Б.Н.Швалев. Работая в ЛИИ, Садовников освоил большое количество различных типов самолётов. По тематике института провёл ряд сложных испытательных работ на самолётах-истребителях (в том числе на МиГ-21 , МиГ-23 , Су-7 , Су-9) и тяжёлых самолётах.

В июле 1977 года Садовников был зачислен в первую группу лётчиков-испытателей для участия в программе «Буран». Приступил к специальной подготовке в ЛИИ, но уже в конце 1977 года ушёл из группы в связи с планируемым переходом на другую работу.

В июне 1978 года в семье Садовниковых родилась дочь Ирина.

В январе 1979 года Николай Фёдорович Садовников переходит на работу в прославленное ОКБ имени П.О.Сухого . За время лётной работы в ОКБ он провёл ряд сложных испытаний самолётов Су-15 , Су-17 , Су-24 , Су-25 , Су-27 , Су-27К (Су-33), при этом испытывал штурмовик Су-25 в боевых условиях Афганистана, самолёт палубного базирования Су-27К на комплексе «НИТКА» (Наземном научно-исследовательском тренажере корабельной авиации) и авианосце «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

В 1987 году на двухместном самолёте-истребителе Су-27УБ Н.Ф.Садовников вместе с И.В.Вотинцевым осуществил сверхдальний беспосадочный перелёт с четырьмя дозаправками в воздухе по маршруту Москва — Комсомольск-на-Амуре — Москва протяженностью 13440 км за 15 часов 42 минуты.

В 1987-1988 годах Садовников на самолёте П-42 (Су-27) установил 10 мировых авиационных рекордов скороподъёмности и высоты полёта.

28 сентября 1988 года Николай Садовников катапультировался из неуправляемого и штопорящего Су-27К (Т-10К-1), находясь вниз головой в условиях отрицательной перегрузки. В результате этого катапультирования он повредил позвоночник, долго лечился и был списан с лётной работы.

С 1989 года работал на наземной должности — заместителем начальника лётной службы ОКБ имени П.О.Сухого. Помогал «вставать на крыло» молодым лётчикам-испытателям.

Старший товарищ Николая Федоровича В.С.Ильюшин в свое время заметил: «Лётчик — не просто профессия, это склад души и ума. Лётчик, переставший летать, все равно не становится «бывшим». Просто он становится по тем или иным причинам не летающим сегодня. У нашей профессии нет прошедшего времени. Считаю ее вечной…»

22 июля 1994 года Николая Фёдоровича не стало. Сказались многолетние нервные перегрузки и полученные травмы.

Садовников похоронен на Островецком кладбище Раменского района Московской области. Память Николая Фёдоровича увековечена в городе Жуковском. Его имя присвоено средней школе № 8, во дворе которой сооружён бюст Героя, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска в городе Жуковском на доме, где жил Н.Ф.Садовников.

Награды:
— За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Садовникову Николаю Фёдоровичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1988 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11588);
— орден Ленина (1988 г.);
— орден Трудового Красного Знамени (1982 г., «за большие трудовые заслуги, проявленные при испытаниях новой авиационной техники»);
— медали;
— грамота Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту» (награждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года «за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан» с вручением нагрудного знака «Воину-интернационалисту»);
— Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989 г.), мастер спорта СССР международного класса (1990 г.).

Список источников:
А.А.Симонов. Заслуженные испытатели СССР.
В.П.Васин, А.А.Симонов. Испытатели ЛИИ.
Сайт памяти Николая Садовникова (http://www.nsadovnikov.su/Испытатель/История-жизни).

На фронте редко бывают радостные дни. 6 сентября 1943 года стало одним из таких для личного состава 937-го истребительного авиаполка и, пожалуй, для всей 322-й истребительной авиадивизии. Боевые друзья провожали в Москву командира полка майора Алексея Кольцова и штурмана полка капитана Семёна Бычкова. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Сентября 1943 года "за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство" им было присвоено звание Героя Советского Союза. И теперь они летели в столицу

За заслуженной в воздушных боях с врагами наградой.

Фронтовые авиаторы собрались в Кремле 10 сентября. Награды вручал заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР И. Я. Верес. Прикрепляя к парадной гимнастёрке, на которой уже поблескивали два ордена Красного Знамени, Верес пожелал Бычкову новых успехов в воздушных схватках с ненавистным врагом.

Не всем советским воинам довелось дожить до 9 мая 1945 года. 7 ноября 1943 года группа "Лавочкиных" под командованием Кольцова наносила удар по вражескому аэродрому. Словно огненный смерч налетели на врага лётчики 937-го авиаполка. С двух сторон они подожгли 9 бомбардировщиков, а 14 вывели из строя. Во время штурмовки осколок зенитного снаряда повредил машину командира полка. Кольцов был ранен. А с соседнего аэродрома поднялась большая группа "Мессеров". Завязался воздушный бой, в котором очередную победу одержал Капитан Бычков, сбивший вражеский истребитель.

Один "Мессершмитт" записал на свой счёт в этом неравном бою и майор Кольцов, но раненый, на повреждённом самолёте, он не мог противостоять врагу. Его истребитель упал близ села Лиозно Витебской области. Похоронен А. И. Кольцов в деревне Черницы Лиозненского района. На его могиле установлен памятник, а на зданиях школы - интерната в Лиозно и механического завода в Воронеже, где он работал мотористом в начале 1930-х годов, - мемориальные доски. Сведения о Герое Советского Союза Майоре Алексее Ивановиче Кольцове помещены в вышедшем в 1987 - 1988 годах двухтомном кратком биографическом словаре "Герои Советского Союза".

Но почему в этом же словаре ни слова не говорится о его однополчанине - Капитане Семёне Трофимовиче Бычкове?В этом достаточно полном и выверенном военными историками издании есть биографические сведения только об одном Бычкове - сержант Бычков Николай Васильевич заслужил эту высокую государственную награду за форсирование Днепра. Что это - ошибка составителей биографического словаря, неточность?Документы военных архивов позволяют дать в достаточной степени объективный и достоверный ответ на этот нелёгкий вопрос...

Семён Трофимович Бычков родился в 1919 году в селе Петровка Хохольского района Воронежской области в семье служащего. В 1935 году окончил 7 классов. Его путь в военную авиацию был обычным для юношей предвоенных поколений: сначала аэроклуб (1938 год), затем учёба в Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков. Повышал своё лётное мастерство на курсах заместителей командиров эскадрильи (1941 год).

В представлении на штурмана 937-го истребительного авиационного полка капитана Бычкова Семёна Трофимовича, написанном командиром полка майором А. И. Кольцовым летом 1943 года, отразился долгий боевой путь лётчика - истребителя.

"В воздушных боях с немецкими пиратами участвовал с самого начала Отечественной войны. Всего совершил 230 успешных боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. На Московском, Брянском и Сталинградском фронтах за период 1941 - 1942 гг. имеет лично сбитых (подтверждённых) 13 самолётов противника, из них 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и 1 транспортный самолёт. За успехи в ожесточённых воздушных битвах и героической обороне Сталинграда награждён в 1942 году первым орденом - Красного Знамени.

Участвуя в ожесточённых воздушных боях с превосходящими силами авиации противника на Орловском участке фронта с 12 июля по 10 августа 1943 года, проявил себя отличным лётчиком - истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром - организатором групповых воздушных боёв. Лётчики полка, воспитанные его повседневной кропотливой работой, личным примером и показом, произвели 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолётов, причём случаев вынужденных посадок и потерь ориентировок не было ни разу.

В августе 1942 года награждён вторым орденом Красного Знамени. В последней операции с 12 июля по 10 августа 1943 года сбил 3 самолёта врага. 14 июля 1943 года в группе из 6 Ла-5 в бою против 10 Ю-87, 5 Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил 1 Ю-87, который упал в районе Речица.

15 июля 1943 года в составе 3 Ла-5 перехватил и сбил вражеский самолёт - разведчик Ю-88, который упал в районе Ягодная...

31 июля 1943 года в воздушном бою лично сбил 1 Ю-88, который упал в районе Масальское.

Вывод: за мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками и сбитые лично 15 и в группе 1 самолётов противника представляется к званию Героя Советского Союза".

11 декабря 1943 года во время выполнения очередного боевого задания в районе Орши Ла-5, ведомый Капитаном С. Т. Бычковым, попал под перекрёстный огонь немецкой зенитной артиллерии. Получив массу пробоин, самолёт совершил вынужденную посадку в болотистом месте, тяжело раненный лётчик в бессознательном состоянии, с тяжёлым ранением головы был извлечён из - под обломков машины вражескими автоматчиками. Очнулся Семён Бычков в немецком военном госпитале...

Осенью 1943 года подполковник немецкого Генерального штаба Холтеро - начальник пункта обработки разведывательных данных "Восток" в штабе командования "Люфтваффе", обрабатывавший результаты допросов советских лётчиков, предложил сформировать из пленных, готовых воевать на стороне Германии, лётное подразделение. При этом он заручился полной поддержкой своей идеи со стороны бывшего полковника советской авиации Виктора Мальцева.

С октября 1943 года из различных лагерей военнопленных начали свозить в лагерь, расположенный близ Сувалок, советских пленных авиаторов. Здесь от них различными путями добивались согласия вступить в вооружённые силы свободной России, затем они проходили медицинское обследование, их проверяли в профессиональном плане.

Признанные пригодными обучались на двухмесячных курсах, после чего им присваивали воинское звание, они приносили присягу, а затем откомандировывались в "авиационную группу" подполковника Холтерса в Моризфельде около Истенбурга (Восточная Пруссия), где их использовали соответственно их лётным специальностям: технический персонал ремонтировал попавшие к немцам советские самолёты, пилоты же переучивались на различных типах немецких военных самолётов. Те из бывших советских авиаторов, которым враги особенно доверяли, в составе немецкой эскадрильи перегоняли самолёты с заводских площадок на военные аэродромы Восточного фронта.

При 1-м немецком Воздушном флоте, дислоцировавшемся в Прибалтике, была сформирована в то же время дополнительная группа ночного боя "Остланд", в которую, кроме эстонской группы (три эскадрильи) и латышской группы (две эскадрильи), вошла и первая "восточная" эскадрилья - первое "русское" авиационное подразделение в составе немецких Люфтваффе. До своего расформирования в июне 1944 года 1-я эскадрилья выполнила до 500 боевых вылетов в тыл советских войск.

В составе немецких истребительных, бомбардировочных и разведывательных эскадрилий позже были самолёты с "русскими" экипажами, отличившимися в воздушных боях, при бомбёжках, в разведывательных полётах. В общем и целом, опыт с советскими пленными авиаторами показался командованию Люфтваффе довольно удачным, и немецкие, и власовские военные наблюдатели в один голос отмечали высокие боевые качества личного состава авиагруппы Холтерса - Мальцева.

29 марта 1944 года в газете власовской армии "Доброволец" было опубликовано обращение к советским пленным лётчикам, подписанное Героями Советского Союза капитаном Семёном Бычковым и старшим лейтенантом Брониславом Анталевским, в котором они утверждали, что "...сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое тёплое и товарищеское отношение и движение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам".

А некоторое время спустя было опубликовано их новое заявление: "Мы - капитан Семён Трофимович Бычков и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский, бывшие лётчики Красной Армии, дважды орденоносцы и Герои Советского Союза, - узнали, что сотни тысяч добровольцев русских, вчерашних красноармейцев, сегодня воюют плечом к плечу с немецкими солдатами против сталинского правления, и мы тоже встали в эти ряды".

Дважды запись выступления Бычкова с призывом переходить на сторону немецкой армии транслировалась немцами на различных участках Восточного фронта. Думается, могли знать об измене однополчанина и авиаторы 322-й авиадивизии.

Был ли переход боевого советского авиатора на сторону врага вынужденным или добровольным?Мы не можем исключать ни первой, ни второй версии. Когда в июле 1946 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приступила к рассмотрению дела по обвинению А. А. Власова, В. Ф. Малышкина, Г. Н. Жиленкова, В. И. Мальцева и других в измене Родине и других "особо опасных для СССР государственных военных преступлениях", С. Т. Бычков был вызван в качестве свидетеля.

В протоколе заседания суда записано: "Свидетель Бычков рассказал, как в конце январе 1945 года в лагере Морицфельд командующий авиацией Русской освободительной армии (РОА) Мальцев вербовал содержавшихся в этом лагере советских лётчиков. Когда на предложение Мальцева пойти на службу в "авиацию РОА" Бычков ответил отказом, он был так избит, что его отправили в лазарет, где он пролежал две недели. Мальцев и там не оставлял его в покое. Запугивал тем, что в СССР его всё равно "расстреляют как изменника", а если он всё же откажется служить в РОА, то он, Мальцев, позаботится о том, чтобы Бычкова отправили в концлагерь, где он, несомненно, погибнет. В конце концов Бычков не выдержал и дал согласие служить в РОА".

Не исключена возможность, что к Семёну Бычкову гитлеровцы действительно применяли методы "физического воздействия" (в настоящее время мы знаем, что подразумевалось под этими "методами" в нацистских и сталинских застенках), и его согласие служить в авиации "Комитета освободительного движения народов России" (КОНР) было вынужденным.

Но неоспоримым фактом является также и то, что свидетель Бычков не сказал на этом судебном заседании печально известному председателю Военной коллегии генерал-полковнику юстиции В. В. Ульриху всей правды. А она заключалась в том, что в Морицфельде был вовсе не лагерь для военнопленных, а для бывших лётчиков Красной Армии, которые в силу разных причин были вынуждены дать согласие вступить в РОА, да к тому же в январе 1945 года уже был очищен от врагов наступающими советскими войсками.

Капитан Бычков и старший лейтенант Антилевский уже в начале 1944 года выступали в лагерях для военнопленных и восточных рабочих, открыто призывая к "вооружённой борьбе против сталинского режима" и в составе авиагруппы участвовали в боевых вылетах против войск Красной Армии.

Бычков пользовался у фашистов большим доверием. Ему доверяли перегонять боевые машины с авиазаводов на прифронтовые аэродромы, обучал он лётному мастерству пилотов РОА. Ему никто не смог бы помешать перелететь на вражеском боевом самолёте через линию фронта. Но он этого не сделал. И немцы оценили его преданность "освободительной миссии" РОА", присвоив ему звание майора немецкой армии.

4 февраля 1945 года, во время первого смотра авиационных частей, находившихся в стадии формирования, генерал Власов вручал боевые награды авиаторам РОА. В числе других ордена были вручены майору Бычкову и вновь испечённому капитану РОА Антилевскому.

19 декабря 1944 года был издан приказ "рейсмаршала великого германского рейха и главнокомандующего люфтваффе" Германа Геринга о создании военно-воздушных сил РОА, в котором подчёркивалось, что "руководство формированием находится в руках РОА", и они непосредственно подчиняются Власову.

2 Февраля 1945 года Власов и Мальцев по приглашению рейхсмаршала Геринга участвовали в совещании в Каринхалле. Мальцев, по представлению Власова произведённый в генерал-майоры, получил полномочия командующего ВВС РОА или "начальника военно-воздушных сил народов России".

13 февраля был утверждён штат штаба ВВС РОА. Большинство должностей в штабе заняли офицеры царской и белых армий, в период между двумя войнами служившие в югославской военной авиации. Среди них были георгиевские кавалеры полковники Л. Байдок и Антонов, Майор В. Шебалин.

10 февраля 1945 года в Мариенбаде было начато формирование авиационных частей. Первым авиаполк (командир полковник Байдак, начальник штаба майор Шебалин) был сформирован в Эгере. Быстрее всего сформировали 5-ю истребительную эскадрилью имени полковника Александра Казакова - знаменитого русского авиатора, героя Первой Мировой войны, воевавшего затем в рядах белогвардейских армий против советской власти.

Командиром эскадрильи был назначен майор С. Т. Бычков. Эскадрилья дислоцировалась в Эгере и состояла из 16 истребителей Ме-109G-10. По расчётам штаба ВВС РОА, она уже в марте должна была быть задействована "для боёв на востоке".

2-я эскадрилья (командир капитан Антилевский) имела на вооружении немецкие бомбардировщики и предназначалась для выполнения ночных боевых вылетов. В середине февраля Мальцев доложил генералу Власову, что "самостоятельные боевые группы ВВС РОА готовы к приложению на фронте".

Советские войска продвигались на запад стремительно ивыполнение боевых заданий немецкого командования отходило на второй план: штаб ВВС РОА стремился спасти свои авиационные подразделения. Всё же 13 апреля 1945 года эскадрилья ночных бомбардировщиков с воздуха поддерживала наступление 1-й дивизии РОА на советский плацдарм Эрленгоф, к югу от Фюрстенберга.

13 апреля Власов сообщил Мальцеву о своём решении стянуть все вооружённые силы КОНР к востоку от Зальцбурга или в Богемию. Части РОА двинулись в путь, 23 апреля в Нейерке влились части связи ВВС. 24 апреля на военном совете было наконец-то признано то, что к тому времени было очевидным для самых оголтелых гитлеровцев: окончательное поражение вермахта - дело нескольких дней.

Поэтому Мальцев вместе с немецким генералом Люфтваффе Ашекбусннером отправились на переговоры к американцам с целью добиться от них для военнослужащих авиачастей Русской освободительной армии статуса политических беженцев.

На переговорах в штабе 12-го корпуса армии США американцы вели себя предельно корректно, но вскоре выяснилось, что они совершенно не знают, что на стороне немцев воюют против них войска какой-то русской освободительной армии. Бригадный генерал Кенин заявил, что командование корпуса, да и всей 3-й американской армии, в состав которой он выходит, не уполномочены вступать в переговоры о представлении кому-то политического убежища, что этот вопрос является компетенцией исключительно президента и конгресса США. Американский генерал твёрдо завил: речь может идти только о безоговорочной сдаче оружия.

Сдача оружия прошла 27 апреля в Лангдорфе, между Цвизелен и Резеном. Группа офицеров, состоявшая из 200 человек, и в их числе Семён Бычков, после временного интернирования во французском городе Шербуре в сентябре 1945 года была передана советским войскам.

24 августа 1946 года С. Т. Бычков военным трибуналом Московского военного округа был приговорён по статье 58.1-Б Уголовного кодекса РСФСР к расстрелу. На другой день Бычков подал в Военную коллегию Верховного суда СССР прошение о помиловании. Он писал, что "совершил вынужденную посадку и с тяжёлым ранением головы оказался под обломками самолёта в бессознательном состоянии... На допросах не выдал врагу военной тайны, вступил в РОА по принуждению, глубоко раскаивается в содеянном". Его прошение было отклонено...

Анатолий Копейкин,

корреспондент журнала "Авиация и космонавтика"

СУДЬБА ОСТАЛЬНЫХ «СОКОЛОВ» ВЛАСОВА

Генерал-майора Мальцева солдаты 3-й американской армии доставили в лагерь военнопленных под Франкфуртом-на-Майне, а потом тоже переправили в Шербур. Известно, что советская сторона неоднократно и настойчиво требовала его выдачи. Наконец, власовского генерала всё же передали сотрудникам НКВД, которые под конвоем доставили его в свой лагерь, находившийся неподалёку от Парижа.

Мальцев дважды пытался покончить с собой - в конце 1945 и в мае 1946 года. Во время нахождения в советском госпитале в Париже он вскрыл себе вены на руках и нанес порезы на шее. Но избежать расплаты за предательство ему не удалось. На специально прилетевшем "Дугласе" он был доставлен в Москву, где 1 августа 1946 года приговорен к смертной казни и вскоре повешен вместе с Власовым и другими руководителями РОА. Мальцев был единственный из них, кто не просил о пощаде и помиловании. Он лишь напомнил судьям военной коллегии в последнем слове о своем необоснованном осуждении в 1938-м году, подорвавшем его веру в Советскую власть.

С. Бычкова, как мы уже сказали, "приберегли" для этого процесса в качестве свидетеля. Обещали, что в случае дачи им нужных показаний сохранят ему жизнь. Но24 августа того же года военный трибунал Московского военного округа осудил его к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 4 ноября 1946 года. А Указ о лишении его звания Героя состоялся спустя 5 месяцев - 23 марта 1947 года.

Что касается Б. Антилевского, то практически все исследователи этой темы утверждают, что ему удалось избежать выдачи, скрывшись в Испании под защитой генералиссимуса Франко, и что осуждён к расстрелу он был заочно. "Следы командира полка Байдака и двух офицеров его штаба, майоров Климова и Альбова, так и не отыскались. Антилевскому удалось улететь и добраться до Испании, где он, по справкам продолжавших искать его "органов", был замечен уже в 1970-х годах. Хотя он и был приговорён заочно к смертной казни решением суда МВО сразу после войны, ещё 5 лет за ним сохранялось звание Героя Советского Союза, и только летом 1950 года спохватившиеся власти заочно лишили его этой награды»…

Но материалы уголовного дела в отношении Б. Р. Антилевского не дают оснований для подобного рода утверждений. Трудно сказать, откуда берёт свое начало "испанский след" Б. Антилевского. Возможно, по той причине, что его самолёт Fi-156 "Шторх" был подготовлен для вылета в Испанию, а в числе офицеров, плененных американцами, его не оказалось. По материалам же дела, после капитуляции Германии он находился в Чехословакии, где вступил в "лжепартизанский" отряд "Красная искра" и получил документы участника антифашистского движения на имя Березовского. Имея на руках эту справку, он при попытке пробраться на территорию СССР, был арестован сотрудниками НКВД.

12 июня 1945 года Антилевского-Березовского неоднократно допрашивали, полностью изобличили в измене Родине и 25 июля 1946 года осудили военным трибуналом Московского военного округа по ст. 58-1 "б" УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. Данных о приведении приговора в исполнение в деле нет. Указ Президиума Верховного Совета СССР о лишении Б. Антилевского всех наград и звания Героя Советского Союза действительно состоялся значительно позже - 12 июля 1950 года.


Золотая Звезда Героя Советского Союза

Герой Советского Союза - почётное звание, высшая степень отличия в СССР за заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига. Учреждено Постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) СССР от 16 апреля 1934 г., присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР (с марта 1990 г. - Президентом СССР).

Первоначальное награждение Героя Советского Союза отмечалось вручением высшей награды СССР - ордена Ленина и особой грамоты ЦИК СССР (с 1937 г. - грамоты Президиума Верховного Совета СССР).


Грамота Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Герой Советского Союза

Для особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 г. была учреждена золотая медаль «Герой Советского Союза», имеющая форму пятиконечной звезды с надписью на реверсе: «Герой СССР». Устанавливалось, что медаль вручается вместе с орденом Ленина. При присвоении этого высокого звания во второй и третий раз награждение предусматривалось только медалью, орден Ленина при этом не вручался.

В ознаменование подвигов дважды Героя Советского Союза, а также Героя Советского Союза, которому присвоено звание Героя Социалистического Труда, на родине награждённого устанавливался его бронзовый бюст.


Золотая Звезда Героя Советского Союза и орден Ленина, вручаемые вместе с присвоением звания

В Постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1988 г. «О совершенствовании порядка награждения государственными наградами СССР» указывалось, что повторное награждение Героя Советского Союза медалью «Золотая Звезда» не осуществляется, а бронзовые бюсты при жизни героев не устанавливаются.

Первыми Героями Советского Союза стали семь полярных лётчиков: А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнёв, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин. Они были удостоены этого почётного звания за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин» 20 апреля 1934 г. В этом же году за установление мирового рекорда в дальности полёта Героем Советского Союза стал лётчик-испытатель М.М. Громов, а спустя два года - лётчики , и . В 1938 г. высшей степени отличия были удостоены первые женщины-лётчицы - В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова.


Первые Герои Советского Союза (слева направо): С.А. Леваневский, В.С. Молоков, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, М.В. Водопьянов, А.В. Ляпидевский, И.В. Доронин. 1934 г.

Среди награждённых в 1930-е годы было немало исследователей Арктики. Наибольшую известность из них получила четвёрка полярников: начальник научно-исследовательской станции «Северный полюс» (СП-1) И.Д. Папанин, радист Э.Т. Кренкель, океанограф П.П. Ширшов и астроном-магнитолог Е.К. Фёдоров.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза за воинские подвиги состоялось 31 декабря 1936 г. Этой награды были удостоены 11 командиров Красной Армии — участников гражданской войны в Испании. Среди воинов-интернационалистов того времени прославились лейтенант С.И. Грицевец и майор Г.П. Кравченко, получившие затем в боях на Халхин-Голе (август 1939 г.) вторую Золотую Звезду. Они стали первыми дважды Героями Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 г. за боевые заслуги и воинскую доблесть 22 командира и 4 красноармейца были удостоены звания Героя Советского Союза.

В целом, с апреля 1934-го по апрель 1941 г. высшей степени отличия удостоились 626 человек. В том числе, за боевые подвиги при оказании интернациональной помощи в Китае - 14 человек, Испании - 59 человек, за героизм, проявленный при защите государственной границы у озера Хасан, - 26, на р. Халхин-Гол - 70, в ходе Советско-финляндской войны 1939 - 1940 гг. - 412 человек, а также 45 лётчиков и авиационных штурманов, учёных и исследователей Арктики и Дальнего Востока, участников высокоширотных экспедиций. За этот период пять человек были удостоены звания Героя Советского Союза дважды.

В годы Великой Отечественной войны первыми - 8 июля 1941 г. звания Героя Советского Союза были удостоены лётчики 158-го истребительно-авиационного полка 7-го истребительного корпуса противовоздушной обороны М.П. Жуков, С.И. Здоровцев, П.Т. Харитонов, совершившие тараны фашистских самолётов на подступах к Ленинграду. Только за первый период войны высокое звание Героя Советского Союза заслужили свыше 600 человек.

Сокрушительные удары Красной Армии по гитлеровским войскам , сопровождались примерами массового героизма и самоотверженности советского народа. В феврале 1943 г. на весь мир прозвучало имя гвардии рядового А.М. Матросова. Все крупнейшие военные операции второго периода сопровождались примерами мужества и отваги. В это время более 3650 советских воинов и 30 партизан и подпольщиков были удостоены звания Героя Советского Союза.

Свыше 7 тыс. новых Героев Советского Союза пришли к своей славе и бессмертию в течение третьего периода Великой Отечественной войны, а более 2800 из них удостоены высокого звания за подвиги, совершённые при окончательном освобождении советской земли.

Высокой оценки заслужило мужество советских воинов, отличившихся при выполнении великой интернациональной миссии по освобождению народов Европы от немецко-фашистского рабства.

Не менее яркими примерами в героическую летопись вписаны события апофеоза войны - Берлинской операции. Взятие Зееловских высот, форсирование Одера и Шпре, ожесточённые сражения на улицах Берлина и штурм рейхстага стали новыми ступенями восхождения к массовому героизму советских воинов. Самоотверженность советских людей выливалась в подвиги не только отдельных лиц, но и целых отделений, экипажей и подразделений (взвод гвардии лейтенанта П.Н. Широнина, подвиг 68 участников под командованием и многие другие). Геройскими становились и семьи: брат и сестра Космодемьянские, братья Игнатовы, Курзенковы, Лизюковы, Луканины, Паничкины, Глинки, дядя и племянник Городовиковы…

Несколько раз высокого звания Героя Советского Союза удостоены прославленные полководцы и видные военачальники. Четырежды был награждён Маршал Советского Союза . Дважды - Маршалы Советского Союза , П.К. Кошевой, И.И. Якубовский, Адмирал Флота Советского Союза , главные маршалы авиации - , П.С. Кутахов, А.И. Колдунов, генералы армий - , А.П. Белобородов, и др.

Всего за героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 600 человек, 115 из них - дважды, а двое - впоследствии маршалы авиации А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб - трижды. Трех Золотых Звёзд был удостоен и легендарный командарм 1-й Конной армии времен Гражданской войны, георгиевский кавалер и Маршал Советского Союза . Маршал Победы - Маршал Советского Союза Г.К. Жуков звания Героя Советского Союза впервые был удостоен в 1939 г. за руководство операцией по окружению и уничтожению группировки японских войск в районе реки Халхин-Гол, а четвертой Золотой Звездой награжден в декабре 1956 г.


Трижды Герои Советского Союза Маршал Советского Союза Г.К. Жуков (в центре), генерал-майоры авиации А.И. Покрышкин (слева) и И.Н. Кожедуб (справа) на территории Кремля в дни работы сессии Верховного Совета СССР. Москва, ноябрь 1957 г.

Среди Героев Советского Союза представители более 60 национальностей и народностей СССР. В их числе 88 женщин. Звание Героя Советского Союза было присвоено и ряду иностранных граждан, отличившихся в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Герои Советского Союза - представители более 60 национальностей

Русские 8182 Литовцы 15 Дунгане 4 Балкарец 1
Украинцы 2072 Таджики 14 Лезгины 4 Вепс 1
Белорусы 311 Латыши 13 Немцы 4 Даргинец 1
Татары 161 Киргизы 12 Французы 4 Испанец 1
Евреи 108 Коми 10 Чеченцы 3 Кореец 1
Казахи 96 Удмурты 10 Якуты 3 Куман 1
Грузины 91 Карелы 9 Алтайцы 2 Курд 1
Армяне 90 Поляки 9 Болгары 2 Молдаванин 1
Узбеки 69 Эстонцы 9 Греки 2 Нанаец 1
Мордвины 61 Калмыки 8 Карачаевцы 2 Ногаец 1
Чуваши 44 Кабардинцы 7 Кумыки 2 Сван 1
Азербайджанцы 43 Адыгейцы 6 Лакцы 2 Тувинец 1
Башкиры 39 Чехи 6 Хакасы 2 Цыган 1
Осетины 32 Абхазы 5 Черкесы 2 Эвенк 1
Марийцы 18 Аварцы 5 Финны 2
Туркмены 18 Буряты 5 Ассириец 1

В послевоенные годы подвиги советского народа были связаны с освоением новейшей боевой техники, мирным проникновением в космос, защитой государственных интересов и границ, выполнением интернационального долга. Среди лётчиков-испытателей, стоявших у истоков развития советской реактивной авиации, были Герои Советского Союза Г.Я. Бахчиванджи, М.И. Иванов, М.Л. Галлай, И.Е. Фёдоров, И.Т. Иващенко, Г.А. Седов, Г.К. Молосов и многие другие. Из биографии одного из них, П.М. Стефановского известно, что за свою 30-летнюю службу в авиации он освоил 317 типов самолётов и совершил 13,5 тыс. полётов.

Первым Героем Советского Союза атомного подводного флота стал командир подводной лодки «Ленинский комсомол» капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. За покорение этой же субмариной Северного полюса в начале 1960-х годов контр-адмирал А.И. Петелин, капитан 2 ранга Л.М. Жильцов, инженер-капитан 2 ранга Р.А. Тимофеев тоже были удостоены звания Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. за успешное выполнение группового трансокеанского перехода в подводном положении из губы Западная Лица (Мурманская обл.) в бухту Крашенинникова (Камчатка) через мыс Горн (Южная Америка) группа советских подводников: контр-адмирал А.И. Сорокин, капитаны 2-го ранга В.Т. Виноградов, Л.Н. Столяров, Н.В. Усенко, была удостоена звания Героя Советского Союза.

12 апреля 1961 г. весь мир узнал имя советского гражданина офицера , совершившего орбитальный полёт вокруг Земли. За последующие четверть века в космосе побывали 60 советских космонавтов. Все они - Герои Советского Союза, а более половины из них этого звания удостоились дважды.


Встреча первых Героев Советского Союза с космонавтами. Сидят: М.В. Водопьянов, М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин, А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков. Стоят: В.Ф. Быковский, Г.С. Титов, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.Г. Николаев, П.Р. Попович

Беззаветная преданность Родине и в мирное время выдвигала из числа военнослужащих новых Героев Советского Союза. Среди них проявившие мужество и отвагу при защите государственной границы СССР в районе острова Даманский офицеры Д.В. Леонов, И.И. Стрельников и В.Д. Бубенин, младший сержант Ю.В. Бабанский. Навечно вписали себя в героическую летопись страны и воины, выполнявшие интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. В их числе полковники В.Л. Неверов и В.Е. Павлов, подполковник Е.В. Высоцкий, майор А.Я. Опарин, капитан Н.М. Акрамов, старший лейтенант А.И. Демаков, гвардии рядовой Н.Я. Анфиногенов и многие другие. Всего за годы войны в Афганистане высокого звания Героя Советского Союза были удостоены 86 военнослужащих.

Многие военачальники в мирное время за большой вклад в строительство и укрепление Вооружённых Сил СССР, повышение уровня их боевой готовности были удостоены высшей степени отличия. Звания Героя Советского Союза получили: Маршалы Советского Союза , П.Ф. Батицкий, С.К. Куркоткин, В.И. Петров, ; генералы армии А.Л. Гетман, А.А. Епишев, М.М. Зайцев, Е.Ф. Ивановский, П.И. Ивашутин, П.Г. Лушев, Ю.П. Максимов, И.Г. Павловский, И.Н. Шкадов; адмиралы флота Г.М. Егоров, В.А. Касатонов, В.Н. Чернавин; генерал-полковник А.С. Желтов и другие.

После распада СССР звание «Герой Советского Союза» было упразднено. Вместо него 20 марта 1992 г. в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», также присваиваемое за выдающиеся подвиги. В настоящее время Герои Советского Союза имеют те же права, что и Герои Российской Федерации.

Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Бегельдинов Талгат Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!