Записи с меткой ‘культура Османской империи’. Османская империя в XVI – XVIII веках
Усиление империи. В начале XVI века вся Османская империя была поделена на провинции, а провинции - на санджаки. Провинциями управляли вали (генерал-губернаторы), санджаками - санджакбеи .
В империи действовала военно-ленная система землевладения. Военные ленники - землевладельцы, получавшие от султана большие и малые поместья (зеаметы и тимары), сами формировали и снабжали феодальное войско. Больших землевладельцев называли займами и беями, владельцев малых земель - тимариотами и сипахи. Военно-ленная система освобождала государство от большей части расходов на содержание армии и обеспечивала быструю мобилизацию войска. Но существовали и правительственные войска - янычары (турецкая пехота), и другие военные корпуса. Все это обеспечивало военную мощь Османской империи, позволяя ей вести захватнические войны. Из учебника „Мировая история" для 7 класса известно, что такие войны способствовали государству турков созданию огромной империи. В XVI веке завоевательные войны Османской империи не прекращались. В этот период основным ее соперником в Азии был Иран. В 1514 году турецкий султан Селим I разгромил войско иранского шаха Исмаила Сефеви. Эта победа открыла путь к завоеванию Египта. В 1516 году по пути в Египет были захвачены Сирия и Палестина. В 1517 году был взят Каир - столица Египта.
Расширение границ Турции позволили ей овладеть важными торговыми путями и стратегическими позициями, что способствовало усилению центральной власти и военной мощи империи. В результате, Турция заняла определяющее место в мире и в судьбах стран Европы, Азии и Африки.
Внутреннее положение. Несравненного могущества и военной мощи Турция достигла не только благодаря разумной политики султана.
Беспощадная эксплуатация крестьян заставляла их в массовом порядке бежать в город или даже за пределы империи.
Для предотвращения подобных случаев, султан вынужден был издать специальный указ - фирман, дающий право землевладельцам насильно возвращать крестьян обратно. Согласно этому указу, насильственному возвращению подвергались даже те, кто прожил менее 15 лет на месте, куда бежал и менее 20 лет, если бежавший жил в городе. Это очень напоминало крепостное право, царившее в те времена в Европе.
В 1519 году, измученные тяжким трудом и неволей, крестьяне подняли восстание, которое возглавил шейх Джалал. Восстание было жестоко подавлено султаном Селимом I. С тех пор в Турции всех повстанцев стали называть „джалалистами", а сами восстания „джалализмом". Самое крупное восстание произошло в 1526 году под предводительством Каландара. Это восстание тоже, хоть и с трудом, было подавлено. Разорение крестьян и их бегство привело, в середине XVI века, к падению сельского хозяйства в стране. А это обернулось голодом.
Для решения острой проблемы, в 1610 году султан издал указ „Фирман справедливости", который предусматривал возвращение крестьянам, за небольшую плату, покинутых ими во время голода земель. Но назревал и другой кризис - началось разложение военно-ленной системы земледелия. Для покрытия дефицита государственного бюджета, ленные наделы пришлось разделить на мелкие части и продать. Это значило, что те, кто раньше формировал и снабжал войска, более не в состоянии были выполнять свои обязанности. Это явилось основной причиной начала упадка военной мощи Турции. В то время, как в Западной Европе утверждались централизованные государства и сильная централизованная власть, в Османской империи обозначился упадок.
В конце XVI - начале XVII веков Турция уже не обладала прежней наступательной силой.
Начало зависимости от европейских держав. Начиная с середины XVII века, внутреннее положение в Турции стало вновь обостряться. Государственный бюджет систематически испытывал дефицит. Процесс ослабления Османской империи невозможно было остановить.
Чтобы выйти из кризисной ситуации, правительство Турции вынуждено было опереться на помощь европейских государств. Этим странам был открыт доступ к турецким рынкам. Купцам европейских стран предоставлялись большие льготы. Например, для французских негоциантов таможенная пошлина составляла всего 3 процента. В результате, турецкие рынки были переполнены европейскими товарами, что нанесло непоправимый ущерб местной промышленности.
Во внешней политике Турция начала сближаться с Англией и Францией. Султан предусматривал их союзничество с Турцией против России. Правительства Англии и Франции тоже горели желанием воспользоваться удобным моментом для своей выгоды. Надеясь на их помощь, Турция в XVIII веке несколько раз вступала в войны с Россией, однако, они завершались для Турции безуспешно. Эти поражения стали демонстрацией полного загнивания средневековых отношений, господствующих в Османской империи.
Лига - союз, объединение.
Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография.
По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.
Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, "страдающим на этой черной земле", привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: "Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.
С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун (ум. 1506), чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы ("Раб всевечно-го"), которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами. Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток (они назывались "латифа"), составленный известным писателем из Бурсы Лямии (ум. 1531). Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру "возмутителя спокойствия". Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.
Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство.
Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь (1489-1588) он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мече-тей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.
Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности кживописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн (ум. 1577), жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа. При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, тесрии мусульманского права (фикх), богословия (калам) велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открылаа первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в мате-матике и астрономии связано и накопление географических знаний. Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 87
Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса (ум. 1554) - его мошкой атлас "Бахрийе", который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колуиба.
На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность сул-танской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями. Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить "Джихан-нкма" ("Зерцало мира") Мехмеда Нешри (ум. 1520), "Хешт-и бехишт" ("Восемь парадизов") Идриса Битлиси (ум. ок. 1523), многотомную Османскую историю" Ибн Кемаля (ум. 1534).
С великими географическими открытиями завершается средневековье и начинается Новое время. Наступление новой исторической эпохи означает становление принци-пиально иных, капиталистических, отношений, опирающихся не на силу политического диктата, а на экономические возможности. Начинается утверждение нового ("западного") цивилизационного порядка с присущими ему духовными ценностями и культурными достижениями. Для Османской империи, как и для всего азиатско-африканского мира, вступление в эпоху Нового времени означает прежде всего переход к другим ролям во всемирно-историческом процессе: странам Востока предстоит включиться в мировую капиталистическую систему в качестве периферийных ее элементов. Это включение предполагало не просто приобщение в тех или иных формах к новой цивилизации, но насильственное изменение направления собственной исторической эволюции восточных обществ, которые не были готовы к подобным переменам. Сравнение различных стран мира в переходный период XV-XVI вв. позволяет увидеть явную неравномерность процесса общественного развития. В то время как в ряде стран Западной Европы уже начался генезис капитализма, в Османской империи заново воспроизводились феодальные порядки, а само общество демонстрировало про-чную приверженность к традиционным духовным ценностям ислама. Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 182
Характер аграрных отношений в складывавшейся империи, уровень развития ремесленного производства и торговой активности, система ее политических институтов и состояние культурной жизни позволяют утверждать, что Османская держава была довольно типичным выражением восточного средневековья. Более того, в экономике и в социально-политической жизни турков-османцев обнаруживается много общего с тем, что уже было пережито в сельджукскую эпоху и в период бейликов.
Вместе с тем начавшаяся османская эпоха имеет важные отличия. Отмечаемое в XIII - первой половине XV в. складывание турецкого народа как отдельного этноса сменяется формированием общества им-перского типа. Последнее выступает как гетерогенный социум, который включает народы и племенные коллективы, различающиеся по уровню социально-экономического и политического развития, по языку, религии и историческому наследству. Соединение таких разнородных элементов возможно лишь с помощью сильной центральной власти. Отсюда столь пристальное внимание османских султанов - начиная с Мехмеда II и до Сулеймана Кануни - к созданию эффективно действующего аппарата управления и повышению военного потенциала империи. Отсюда и желание упрочить позиции самих властителей, толкнувшее Мехмеда II ввести кровавый обычай казни всех возможных претендентов на престол в момент прихода к власти очередного султана.
Однако одними усилиями правителей вряд ли можно объяснить быстрый взлет могущества Османской империи, превратившейся к середине XVI в. в подлинно мировую державу. Успеху султанских властей способствовали заметные изменения в расстановке политических сил в Средиземноморье: упадок средневековых государств, определявших ранее ситуацию в регионе, и новая волна экспансии христианских государств (испано-португальская Реконкиста). В силу сложившихся обстоятельств вызов, брошенный инициаторами Реконкисты, смогли принять лишь турки, представлявшие наибольшую силу на мусульманском Востоке. Напомним, что к этому времени завершался процесс их этнической и политической консолидации, а прежний лидер исламского мира - мамлюкский Египет - оказался в состоянии глубокого кризиса. К тому же стремление османских султанов развивать свою внешнеполитическую активность прежде всего в сторону христианского Запада способствовало как более быстрому восприятию достижений позднесредневековой Европы (огнестрельное оружие и др.), так и повышению престижа предводителей газавата в глазах мусульман.
Завоевание Константинополя дало Мехмеду II и его преемникам полное основание претендовать на верховенство в исламском мире и на роль единственных наследников власти византийских императоров. Авторитет султанов был признан большинством мусульманских правителей. Благодаря последующим военным успехам османцев это признание превратилось в устойчивую традицию, сохранявшую свою значимость на протяжении нескольких последующих столетий.
Osmanlı kültürü ) - высокоразвитая культура мусульманской страны, вобравшая в себя культуру Восточной Европы, Африки и Азии, особенная в силу исключительного положения страны.Ранний период
В конце XIII века возникает империя на территории полуострова Малая Азия , возглавляемая Османом . С этого времени можно говорить о зарождении Османской культуры: появляется литература, правда зависимая от влияния соседних арабских стран. С ростом могущества государства архитектура принимает имперские черты. В 1350-х годах начинает чеканиться собственная монета, со стихами из Корана.
Период расцвета Османской империи
После завоевания Византии в Европейской части страны турки успешно соединяли уже построенное со своими мусульманскими традициями. Самым известным примером подобного комбинирования является храм Айя-София.
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Культура Османской империи" в других словарях:
История Израиля … Википедия
Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия
Благодаря своему уникальному географическому положению и древней истории, культура Йемена очень своеобразна и отлична от культурных традиций и обычаев соседних стран. Содержание 1 Музыка 2 Религия 3 Кухня … Википедия
Культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами… … Википедия
Культура Молдавии культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно… … Википедия
Культура государства Ливия и народов её населяющих. Имеет общеарабские черты, в то же время дополненные местным колоритом, связанным не только с национальным многообразием, но и с разделением страны на исторические области: Триполитания, Феццан и … Википедия
- «Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме Культура исторической области Каппадокия ведет свою историю с древнейших времен. Основными параметрами, влиявшими на её развитие, являлось географическое положение на перекр … Википедия
Благодарная Греция (в окружении героев Освободительной войны художник … Википедия
Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку … Википедия
Книги
- Turcica et Ottomanica. Сборник в честь 70-летия М. С. Мейера , . В книге, посвященной 70-летию видного отечественного ученого, директора Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора исторических наук, профессора М. С. Мейера, собраны…
Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография. По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.
Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, "страдающим на этой черной земле", привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: "Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.
С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун (ум. 1506), чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы ("Раб всевечно-го"), которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами. Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток (они назывались "латифа"), составленный известным писателем из Бурсы Лямии (ум. 1531). Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру "возмутителя спокойствия". Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.
Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство. Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь (1489-1588) он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мече-тей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.
Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности кживописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн (ум. 1577), жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа. При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, тесрии мусульманского права (фикх), богословия (калам) велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открылаа первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в мате-матике и астрономии связано и накопление географических знаний.
Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса (ум. 1554) - его мошкой атлас "Бахрийе", который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колуиба. На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность сул-танской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями. Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить "Джихан-нкма" ("Зерцало мира") Мехмеда Нешри (ум. 1520), "Хешт-и бехишт" ("Восемь парадизов") Идриса Битлиси (ум. ок. 1523), многотомную Османскую историю" Ибн Кемаля (ум. 1534).
В начале XVI в. Османская империя пре-вратилась в могущественное государство с боль-шой территорией. После взятия в 1453 г. Кон-стантинополя турки-османы вышли за пределы Азии и покорили Балканский полуостров. Они овладели также Малой Азией и Крымским хан-ством, чувствовали себя хозяевами Черного моря. У арабов турки захватили Сирию и часть Аравии вместе со священными для мусульман городами Меккой и Мединой. С завоеванием Египта в состав Османского государства вошли земли на севере Африки и контроль над важными торго-выми центрами Средиземноморья. Султан (такой титул носили правители в мусульманских стра-нах) Османской империи недаром мог считать себя правителем мира. Покорение чужих земель и постоянное расширение границ империи обе-спечивали мощные армия и флот, а военная добыча была главным источником пополнения государственной казны.
Вершины своего могущества Османская импе-рия при правлении султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно так за многочисленные победы и роскошь двора называли его европейцы. Подданные же именовали своего правителя Кануни (Законодатель) за издание свода законов. Главная особенность этого законодательства заключалась в разделе населения империи на мусульман и нему-сульман, которые соответственно имели разные обя - занности и права. Суд находился в руках мусуль-манского духовенства и все дела решал на основе заповедей ислама.
Эпоху правления Сулеймана Великолепного в истории Турции называют «золотым веком». Султан проводил удачную завоевательную политику, лично участвовал в 13 военных кампаниях, причем 10 из них провел в Европе. Там главным противником Сулеймана был император Карл V Габсбург. Их соперничество разворачивалось на землях Венгрии, Австрии и в Средиземноморье. Сначала огромная турецкая эскадра осадила остров Родос. Он принадлежал рыцарям-крестоносцам ордена иоаннитов, которые держа-ли под контролем восточное Средизем-номорье и мешали контактам Стамбула с османскими владениями в Аравии и Егип-те. В ходе затяжной осады защитники острова героически оборонялись. Но осма-ны все же вынудили крепость капитули-ровать. Сулейман, уважая храбрость ры-царей, отпустил их из плена. Иоанниты перебрались на Мальту, где их орден полу-чил новое название — Мальтийский. Спу-стя некоторое время Сулейман попытался захватить Мальту, но безуспешно.
Далее османское войско перешло Дунай и в битве у Мохача наголову раз-било венгров. В 1529 г. армия Сулеймана взяла в осаду столицу Габсбургов — Вену. Город выстоял, но с этого момента и в течение двух последующих столетий граница между Священной Римской и Османской империями проходила всего в нескольких десятках километров от него. Отряды турецкой конницы постоянно налетали на мирные поселения, сея на своем пути смерть и разруху.
Битва у Мохача. XVI в. |
Могущество Османской империи дер-жалось на огромной армии. За верную службу воины получали от султана на-следственные земельные владения и опре-деленную часть военной добычи. При-вилегированной частью и ударной силой турецкого войска были янычары — уро-женцы покоренных османами областей (преимущественно балканских). По дав-нему обычаю их еще мальчиками отби-рали у родителей и воспитывали в фана-тичной преданности исламу. Повзрослев, они превращались в суровых и беспо-щадных воинов, которые уже не помнили своего происхождения и воевали против собственной родины, даже не подозревая об этом.
XVI в. Из письма Сулеймана Великолепного к французскому королю Франциску I. Франциск... вы обратились с письмом... вы довели до нашего сведения, что неприятель овладел вашей страной и что вы сами находитесь... в плену, и вы обратились сюда за помощью... для вашего освобождения. Нет ничего удивительно-го в том, что императоры терпят поражения и попадают в плен. Итак, мужайтесь и не падайте духом. Наши славные предки... никогда не прекращали войн для того, чтобы отразить врага и покорить новые земли. И мы также следовали их примеру. Мы непрестанно завоевывали провинции и сильные неприступные крепости. Днем и ночью наш конь стоит оседланный, и мы опоясаны саблей.
Турки-османы познавали мир не только благодаря военным походам и завоеваниям. Территория империи стала пересечением огромного количества торговых путей, ее рынки изобиловали товарами из самых отдаленных уголков Европы и Востока. Своего расцвета достигло искус-ство, архитектура и литература. Материал с сайта
Покоренные народы имели право заниматься ремесленничеством, тор-говлей и сельским хозяйством. Турки же занимали высокие должности в войске или работали чиновниками, дипломатами, священниками.
После успешных завоеваний и присоединений огромных территорий Османская империя превратилась в многонациональное государство. Подданные султана, проживавшие в Европе, Азии и Африке, относи-лись к разным народам и религиям. Так, под турецкое владычество до конца XVI в. попали почти все южнославянские земли (Сербия, Черного-рия, Босния и Герцеговина, часть Хорватии). Сулейману Великолепному удалось покорить венгров, которые на 150 лет попали под турецкий гнет. Только силой оружия османам удава-лось держать в повиновении покорен-ные народы, возмущенные произволом властей и чуждыми мусульманскими традициями. На Балканском полуост-рове турецкая власть стремилась к все большему распространению ислама, нередко — и принудительно, ведь хри-стиане лишались фактически всех прав. Именно среди местных народов хранился «налог кровью» — отбор хри-стианских мальчиков, которых прев-ращали в янычаров. Христианская церковь потеряла все свои земельные владения, немусульман принудительно переселяли на отдаленные зем-ли или даже продавали в рабство. Славянские города заселялись турка-ми. Подобная политика вызывала частые антитурецкие восстания.
Вопросы по этому материалу: