Записи с меткой ‘культура Османской империи’. Османская империя в XVI – XVIII веках

Усиление империи. В начале XVI века вся Османская империя была поделена на провинции, а провинции - на санд­жаки. Провинциями управляли вали (генерал-губернаторы), санджаками - санджакбеи .

В империи действовала военно-ленная система землевладения. Военные ленники - землевладельцы, получавшие от султана боль­шие и малые поместья (зеаметы и тимары), сами формировали и снабжали феодальное войско. Больших землевладельцев называли займами и беями, владельцев малых земель - тимариотами и сипахи. Военно-ленная система освобождала государство от боль­шей части расходов на содержание армии и обеспечивала быструю мобилизацию войска. Но существовали и правительственные войс­ка - янычары (турецкая пехота), и другие военные корпуса. Все это обеспечивало военную мощь Османской империи, позволяя ей вести захватнические войны. Из учебника „Мировая история" для 7 класса известно, что такие войны способствовали государству турков созданию огромной империи. В XVI веке завоевательные войны Османской империи не пре­кращались. В этот период основным ее соперником в Азии был Иран. В 1514 году турецкий султан Селим I разгромил войско иранского шаха Исмаила Сефеви. Эта победа открыла путь к завоева­нию Египта. В 1516 году по пути в Египет были захвачены Сирия и Палести­на. В 1517 году был взят Каир - столица Египта.

Расширение границ Турции позволили ей овладеть важными торговыми путями и стратегическими позициями, что способство­вало усилению центральной власти и военной мощи империи. В результате, Турция заняла определяющее место в мире и в судьбах стран Европы, Азии и Африки.

Внутреннее положение. Несравненного могущества и воен­ной мощи Турция достигла не только благодаря разумной полити­ки султана.

Беспощадная эксплуатация крестьян заставляла их в массо­вом порядке бежать в город или даже за пределы империи.

Для предотвращения подоб­ных случаев, султан вынужден был издать специальный указ - фирман, дающий право землевла­дельцам насильно возвращать кре­стьян обратно. Согласно этому ука­зу, насильственному возвращению подвергались даже те, кто прожил менее 15 лет на месте, куда бежал и менее 20 лет, если бежавший жил в городе. Это очень напоминало крепостное право, царившее в те времена в Европе.

В 1519 году, измученные тяжким трудом и неволей, крестьяне подняли восстание, которое возглавил шейх Джалал. Восстание было жестоко подавлено султаном Селимом I. С тех пор в Турции всех повстанцев стали называть „джалалистами", а сами восстания „джалализмом". Самое крупное восстание произошло в 1526 году под предводительством Каландара. Это восстание тоже, хоть и с трудом, было подавлено. Разорение крестьян и их бегство привело, в середине XVI века, к падению сельского хозяйства в стране. А это обернулось голодом.



Для решения острой проблемы, в 1610 году султан издал указ „Фирман справедливости", который предусматривал возвращение крестьянам, за небольшую плату, покинутых ими во время голода земель. Но назревал и другой кризис - началось разложение воен­но-ленной системы земледелия. Для покрытия дефицита государ­ственного бюджета, ленные наделы пришлось разделить на мелкие части и продать. Это значило, что те, кто раньше формировал и снаб­жал войска, более не в состоянии были выполнять свои обязаннос­ти. Это явилось основной причиной начала упадка военной мощи Турции. В то время, как в Западной Европе утверждались централи­зованные государства и сильная централизованная власть, в Ос­манской империи обозначился упадок.

В конце XVI - начале XVII веков Турция уже не обладала преж­ней наступательной силой.

Начало зависимости от европейских держав. Начиная с сере­дины XVII века, внутреннее положение в Турции стало вновь обо­стряться. Государственный бюджет систематически испытывал де­фицит. Процесс ослабления Османской империи невозможно было остановить.

Чтобы выйти из кризисной ситуации, правительство Турции вынуждено было опереться на помощь европейских государств. Этим странам был открыт доступ к турецким рынкам. Купцам европейских стран предоставлялись большие льготы. Например, для фран­цузских негоциантов таможенная пошлина составляла всего 3 про­цента. В результате, турецкие рынки были переполнены европейс­кими товарами, что нанесло непоправимый ущерб местной промыш­ленности.

Во внешней политике Турция начала сближаться с Англией и Францией. Султан предусматривал их союзничество с Турцией про­тив России. Правительства Англии и Франции тоже горели жела­нием воспользоваться удобным моментом для своей выгоды. Наде­ясь на их помощь, Турция в XVIII веке несколько раз вступала в войны с Россией, однако, они завершались для Турции безуспешно. Эти поражения стали демонстрацией полного загнивания средне­вековых отношений, господствующих в Османской империи.

Лига - союз, объединение.

Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография.

По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.

Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, "страдающим на этой черной земле", привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: "Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.

С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун (ум. 1506), чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы ("Раб всевечно-го"), которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами. Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток (они назывались "латифа"), составленный известным писателем из Бурсы Лямии (ум. 1531). Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру "возмутителя спокойствия". Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.

Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство.

Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь (1489-1588) он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мече-тей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.

Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности кживописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн (ум. 1577), жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа. При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, тесрии мусульманского права (фикх), богословия (калам) велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открылаа первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в мате-матике и астрономии связано и накопление географических знаний. Еремеев Д. Е. История Турции в среднии века и новое время. М., 1992 г. Стр. 87

Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса (ум. 1554) - его мошкой атлас "Бахрийе", который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колуиба.

На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность сул-танской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями. Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить "Джихан-нкма" ("Зерцало мира") Мехмеда Нешри (ум. 1520), "Хешт-и бехишт" ("Восемь парадизов") Идриса Битлиси (ум. ок. 1523), многотомную Османскую историю" Ибн Кемаля (ум. 1534).

С великими географическими открытиями завершается средневековье и начинается Новое время. Наступление новой исторической эпохи означает становление принци-пиально иных, капиталистических, отношений, опирающихся не на силу политического диктата, а на экономические возможности. Начинается утверждение нового ("западного") цивилизационного порядка с присущими ему духовными ценностями и культурными достижениями. Для Османской империи, как и для всего азиатско-африканского мира, вступление в эпоху Нового времени означает прежде всего переход к другим ролям во всемирно-историческом процессе: странам Востока предстоит включиться в мировую капиталистическую систему в качестве периферийных ее элементов. Это включение предполагало не просто приобщение в тех или иных формах к новой цивилизации, но насильственное изменение направления собственной исторической эволюции восточных обществ, которые не были готовы к подобным переменам. Сравнение различных стран мира в переходный период XV-XVI вв. позволяет увидеть явную неравномерность процесса общественного развития. В то время как в ряде стран Западной Европы уже начался генезис капитализма, в Османской империи заново воспроизводились феодальные порядки, а само общество демонстрировало про-чную приверженность к традиционным духовным ценностям ислама. Новычев А.Д. Турция: краткая история. М., 1965 г. с. 182

Характер аграрных отношений в складывавшейся империи, уровень развития ремесленного производства и торговой активности, система ее политических институтов и состояние культурной жизни позволяют утверждать, что Османская держава была довольно типичным выражением восточного средневековья. Более того, в экономике и в социально-политической жизни турков-османцев обнаруживается много общего с тем, что уже было пережито в сельджукскую эпоху и в период бейликов.

Вместе с тем начавшаяся османская эпоха имеет важные отличия. Отмечаемое в XIII - первой половине XV в. складывание турецкого народа как отдельного этноса сменяется формированием общества им-перского типа. Последнее выступает как гетерогенный социум, который включает народы и племенные коллективы, различающиеся по уровню социально-экономического и политического развития, по языку, религии и историческому наследству. Соединение таких разнородных элементов возможно лишь с помощью сильной центральной власти. Отсюда столь пристальное внимание османских султанов - начиная с Мехмеда II и до Сулеймана Кануни - к созданию эффективно действующего аппарата управления и повышению военного потенциала империи. Отсюда и желание упрочить позиции самих властителей, толкнувшее Мехмеда II ввести кровавый обычай казни всех возможных претендентов на престол в момент прихода к власти очередного султана.

Однако одними усилиями правителей вряд ли можно объяснить быстрый взлет могущества Османской империи, превратившейся к середине XVI в. в подлинно мировую державу. Успеху султанских властей способствовали заметные изменения в расстановке политических сил в Средиземноморье: упадок средневековых государств, определявших ранее ситуацию в регионе, и новая волна экспансии христианских государств (испано-португальская Реконкиста). В силу сложившихся обстоятельств вызов, брошенный инициаторами Реконкисты, смогли принять лишь турки, представлявшие наибольшую силу на мусульманском Востоке. Напомним, что к этому времени завершался процесс их этнической и политической консолидации, а прежний лидер исламского мира - мамлюкский Египет - оказался в состоянии глубокого кризиса. К тому же стремление османских султанов развивать свою внешнеполитическую активность прежде всего в сторону христианского Запада способствовало как более быстрому восприятию достижений позднесредневековой Европы (огнестрельное оружие и др.), так и повышению престижа предводителей газавата в глазах мусульман.

Завоевание Константинополя дало Мехмеду II и его преемникам полное основание претендовать на верховенство в исламском мире и на роль единственных наследников власти византийских императоров. Авторитет султанов был признан большинством мусульманских правителей. Благодаря последующим военным успехам османцев это признание превратилось в устойчивую традицию, сохранявшую свою значимость на протяжении нескольких последующих столетий.

Osmanlı kültürü ) - высокоразвитая культура мусульманской страны, вобравшая в себя культуру Восточной Европы, Африки и Азии, особенная в силу исключительного положения страны.

Ранний период

В конце XIII века возникает империя на территории полуострова Малая Азия , возглавляемая Османом . С этого времени можно говорить о зарождении Османской культуры: появляется литература, правда зависимая от влияния соседних арабских стран. С ростом могущества государства архитектура принимает имперские черты. В 1350-х годах начинает чеканиться собственная монета, со стихами из Корана.

Период расцвета Османской империи

После завоевания Византии в Европейской части страны турки успешно соединяли уже построенное со своими мусульманскими традициями. Самым известным примером подобного комбинирования является храм Айя-София.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культура Османской империи" в других словарях:

    История Израиля … Википедия

    Содержание 1 Литература 2 Архитектура 3 Музыка 4 Театр … Википедия

    Благодаря своему уникальному географическому положению и древней истории, культура Йемена очень своеобразна и отлична от культурных традиций и обычаев соседних стран. Содержание 1 Музыка 2 Религия 3 Кухня … Википедия

    Культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдовы, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно связана с народами… … Википедия

    Культура Молдавии культура Молдавского княжества, позднее Бессарабии и запрутской Молдавии, Молдавской АССР, Молдавской ССР, современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Молдавская культура неразрывно… … Википедия

    Культура государства Ливия и народов её населяющих. Имеет общеарабские черты, в то же время дополненные местным колоритом, связанным не только с национальным многообразием, но и с разделением страны на исторические области: Триполитания, Феццан и … Википедия

    - «Поклонение волхвов». Византийская фреска в пещерной церкви, Гёреме Культура исторической области Каппадокия ведет свою историю с древнейших времен. Основными параметрами, влиявшими на её развитие, являлось географическое положение на перекр … Википедия

    Благодарная Греция (в окружении героев Освободительной войны художник … Википедия

    Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку … Википедия

Книги

  • Turcica et Ottomanica. Сборник в честь 70-летия М. С. Мейера , . В книге, посвященной 70-летию видного отечественного ученого, директора Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора исторических наук, профессора М. С. Мейера, собраны…
Развитие культуры в первые века османской империи

Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография. По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.

Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, "страдающим на этой черной земле", привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: "Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.

С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун (ум. 1506), чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы ("Раб всевечно-го"), которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами. Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток (они назывались "латифа"), составленный известным писателем из Бурсы Лямии (ум. 1531). Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру "возмутителя спокойствия". Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.

Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство. Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь (1489-1588) он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мече-тей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.

Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности кживописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн (ум. 1577), жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа. При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, тесрии мусульманского права (фикх), богословия (калам) велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открылаа первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в мате-матике и астрономии связано и накопление географических знаний.

Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса (ум. 1554) - его мошкой атлас "Бахрийе", который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колуиба. На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность сул-танской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями. Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить "Джихан-нкма" ("Зерцало мира") Мехмеда Нешри (ум. 1520), "Хешт-и бехишт" ("Восемь парадизов") Идриса Битлиси (ум. ок. 1523), многотомную Османскую историю" Ибн Кемаля (ум. 1534).

В начале XVI в. Османская империя пре-вратилась в могущественное государство с боль-шой территорией. После взятия в 1453 г. Кон-стантинополя турки-османы вышли за пределы Азии и покорили Балканский полуостров. Они овладели также Малой Азией и Крымским хан-ством, чувствовали себя хозяевами Черного моря. У арабов турки захватили Сирию и часть Аравии вместе со священными для мусульман городами Меккой и Мединой. С завоеванием Египта в состав Османского государства вошли земли на севере Африки и контроль над важными торго-выми центрами Средиземноморья. Султан (такой титул носили правители в мусульманских стра-нах) Османской империи недаром мог считать себя правителем мира. Покорение чужих земель и постоянное расширение границ империи обе-спечивали мощные армия и флот, а военная добыча была главным источником пополнения государственной казны.

Вершины своего могущества Османская импе-рия при правлении султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно так за многочисленные победы и роскошь двора называли его европейцы. Подданные же именовали своего правителя Кануни (Законодатель) за издание свода законов. Главная особенность этого законодательства заключалась в разделе населения империи на мусульман и нему-сульман, которые соответственно имели разные обя - занности и права. Суд находился в руках мусуль-манского духовенства и все дела решал на основе заповедей ислама.

Эпоху правления Сулеймана Великолепного в истории Турции называют «золотым веком». Султан проводил удачную завоевательную политику, лично участвовал в 13 военных кампаниях, причем 10 из них провел в Европе. Там главным противником Сулеймана был император Карл V Габсбург. Их соперничество разворачивалось на землях Венгрии, Австрии и в Средиземноморье. Сначала огромная турецкая эскадра осадила остров Родос. Он принадлежал рыцарям-крестоносцам ордена иоаннитов, которые держа-ли под контролем восточное Средизем-номорье и мешали контактам Стамбула с османскими владениями в Аравии и Егип-те. В ходе затяжной осады защитники острова героически оборонялись. Но осма-ны все же вынудили крепость капитули-ровать. Сулейман, уважая храбрость ры-царей, отпустил их из плена. Иоанниты перебрались на Мальту, где их орден полу-чил новое название — Мальтийский. Спу-стя некоторое время Сулейман попытался захватить Мальту, но безуспешно.

Далее османское войско перешло Дунай и в битве у Мохача наголову раз-било венгров. В 1529 г. армия Сулеймана взяла в осаду столицу Габсбургов — Вену. Город выстоял, но с этого момента и в течение двух последующих столетий граница между Священной Римской и Османской империями проходила всего в нескольких десятках километров от него. Отряды турецкой конницы постоянно налетали на мирные поселения, сея на своем пути смерть и разруху.

Битва у Мохача. XVI в.

Могущество Османской империи дер-жалось на огромной армии. За верную службу воины получали от султана на-следственные земельные владения и опре-деленную часть военной добычи. При-вилегированной частью и ударной силой турецкого войска были янычары — уро-женцы покоренных османами областей (преимущественно балканских). По дав-нему обычаю их еще мальчиками отби-рали у родителей и воспитывали в фана-тичной преданности исламу. Повзрослев, они превращались в суровых и беспо-щадных воинов, которые уже не помнили своего происхождения и воевали против собственной родины, даже не подозревая об этом.

XVI в. Из письма Сулеймана Великолепного к французскому королю Франциску I. Франциск... вы обратились с письмом... вы довели до нашего сведения, что неприятель овладел вашей страной и что вы сами находитесь... в плену, и вы обратились сюда за помощью... для вашего освобождения. Нет ничего удивительно-го в том, что императоры терпят поражения и попадают в плен. Итак, мужайтесь и не падайте духом. Наши славные предки... никогда не прекращали войн для того, чтобы отразить врага и покорить новые земли. И мы также следовали их примеру. Мы непрестанно завоевывали провинции и сильные неприступные крепости. Днем и ночью наш конь стоит оседланный, и мы опоясаны саблей.

Турки-османы познавали мир не только благодаря военным походам и завоеваниям. Территория империи стала пересечением огромного количества торговых путей, ее рынки изобиловали товарами из самых отдаленных уголков Европы и Востока. Своего расцвета достигло искус-ство, архитектура и литература. Материал с сайта

Покоренные народы имели право заниматься ремесленничеством, тор-говлей и сельским хозяйством. Турки же занимали высокие должности в войске или работали чиновниками, дипломатами, священниками.

После успешных завоеваний и присоединений огромных территорий Османская империя превратилась в многонациональное государство. Подданные султана, проживавшие в Европе, Азии и Африке, относи-лись к разным народам и религиям. Так, под турецкое владычество до конца XVI в. попали почти все южнославянские земли (Сербия, Черного-рия, Босния и Герцеговина, часть Хорватии). Сулейману Великолепному удалось покорить венгров, которые на 150 лет попали под турецкий гнет. Только силой оружия османам удава-лось держать в повиновении покорен-ные народы, возмущенные произволом властей и чуждыми мусульманскими традициями. На Балканском полуост-рове турецкая власть стремилась к все большему распространению ислама, нередко — и принудительно, ведь хри-стиане лишались фактически всех прав. Именно среди местных народов хранился «налог кровью» — отбор хри-стианских мальчиков, которых прев-ращали в янычаров. Христианская церковь потеряла все свои земельные владения, немусульман принудительно переселяли на отдаленные зем-ли или даже продавали в рабство. Славянские города заселялись турка-ми. Подобная политика вызывала частые антитурецкие восстания.

Вопросы по этому материалу: