Закономерности размещения материков и океанов, других крупных форм рельефа. Главные черты рельефа материков

\ Документы \ Для учителя географии

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработку урока подготовила: Менайленко Инга Константиновна, учитель географии, email: [email protected]

Тема: Развитие рельефа на материках и океанах

ОБЖ: Землетрясения.

Цели:

Оборудование: физическая карта мира, рисунки и фотографии форм рельефа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Устный опрос по вопросам:

  1. Строение материковой и океанической земной коры.
  2. Плиты литосферы.
  3. Геологический возраст Земли. Гипотеза возникновения материков.
  4. Рекомендуемые дополнительные вопросы:
  1. Наиболее распространенная гипотеза.
  2. В чем она заключается?
  3. Способ образования желобов, горных хребтов.
  4. Причина образования складчатых областей.
  5. Природные объекты, изученные до этого урока (по выбору учителя).

III. Изучение нового материала.

В основании современных материков лежат древнейшие относительно устойчивые и выровненные участки земной коры - платформы, образовавшиеся в далеком геологическом прошлом Земли.

1) Работа с картой «Строение земной коры».

На Земле имеется девять крупных древних платформ, все они входят в состав материков, поэтому являются их основой.

  • Назовите эти платформы. (Северо-Американская, Восточно Европейская, Сибирская, Южно-Американская, Африкано-Аравийская, Индийская, Австралийская, Антарктическая, промежуточное положение занимает Китайская.)
  • Что располагается между платформами? (Области складчатости.)
  • Чему соответствуют на физической карте платформы и складчатые области.

Дополните связи:

  • платформы - (равнины),
  • область древней складчатости - (средневысотные горы),
  • область новой складчатости - (высокие горы).

Чему соответствуют зоны землетрясений и современного горообразования?

Каким областям соответствуют эпицентры и даты катастрофических землетрясений?

Сделайте вывод: причины землетрясений и извержения вулканов.

2) Работа с таблицами и физической картой мира.

На доске схема «Крупнейшие извержения вулканов». Задание. Укажите объекты на физической карте. Крупнейшие извержения вулканов

3) Продолжение работы с картой «Строение земной коры». Один ученик работает у доски.

Задание. Среди перечисленных вулканов одной чертой подчеркните действующие вулканы, двумя - потухшие.

Чимборасо, Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма, Руис, Шивелуч, Кроноц-кая Сопка.

4) Рассказ учителя. Во время рассказа учителя дети заполняют таблицу и схему. Рельеф Земли

Закономерности размещения крупных форм рельефа Земли

Факторы, влияющие на образование форм рельефа

Табл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов.


Разработка урока по географии на тему: "Развитие рельефа на материках и океанах"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Тема урока «Рельеф и полезные ископаемые Евразии»

Цели:

Образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа , основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;

Развивающие : развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом , контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа ,
Оборудование : физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки на фотоснимке крупных форм рельефа, мультимедийная презентация.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания (слайд)

Домашнее задание проводится взаимопроверкой.

По окончании диктанта учащиеся меняются карточками и проверяют ответы, делая пометки красной пастой. Карточка у каждого учащегося.

Цифровой диктант
1. Океаны: Северный Ледовитый_____________________

Атлантический___________________________

Индийский_______________________________

Тихий___________________________________


II. Изучение нового материала.


  1. Вступительное слово учителя.
Разнообразие природы Евразии связано не только с ее географическим положением , но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка. Каждый из ранее рассмотренных материков представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу и причленившиеся к ней более молодые и подвижные складчатые пояса.
Евразия состоит из нескольких платформенных ядер, соединенных разновозрастными складчатыми поясами. Это как будто бы несколько спаянных в единое целое континентов.

  1. Работа с картой
Задание1 . В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа , установите соответствие:

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот.


  1. Изучение полезных ископаемых материка.
До начала этого вида работы учащиеся на основе ранее полученных знаний дополняют кластер.

Задание 4 (карточка) Установите соответствие:
Район озера Балхаш драгоценные камни

Север Великой Китайской равнины железная руда

Скандинавские горы

Шри – Ланка нефть и природный газ

Полуостров Малакка оловянные руды, каменный уголь,

Район Персидского залива каменный уголь

III. Закрепление: Практическая работа.

VI. Домашнее задание: параграфы 60,61, в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии.
  1. Назовите наиболее крупные формы рельефа Северной Америки. Каково их взаимное расположение?
  2. Установите черты сходства и различия в рельефе Северной и Южной Америки.
  3. По карте определите положение материка на Северо-Американской литосферной плите. На каких ее границах происходят наиболее сильные движения земной коры? Почему?

В строении поверхности материка преобладают равнины, горы занимают третью часть. Рельеф восточной части материка сформировался на платформе, поверхность которой длительное время разрушалась и выравнивалась.

В рельефе северной части материка преобладают низменные и возвышенные равнины, сложенные древними кристаллическими породами. Невысокие, поросшие соснами и елями холмы чередуются здесь с узкими и длинными озерными котловинами, часть из которых имеет причудливые очертания берегов. Много тысяч лет назад большую часть этих равнин покрывал огромный ледник (рис. 81). Следы его деятельности видны повсюду. Это сглаженные скалы, плоские вершины холмов, нагромождения валунов, выпаханные ледником котловины.

Рис. 81. Древнее оледенение Северной Америки

Южнее раскинулись холмистые Центральные равнины, покрытые ледниковыми отложениями, и плоская Миссисипская низменность, большая часть которой образована речными наносами.

Западнее лежат Великие равнины, которые величественными ступенями гигантской лестницы поднимаются к Кордильерам.

Эти равнины сложены мощными толщами осадочных пород континентального и морского происхождения. Реки, стекающие с гор, глубоко врезались в них и образовали глубокие долины.

На востоке материка расположены невысокие горы Аппалачи. Они сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек. Склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногим более 2000 м. Вдоль западного побережья протянулись Кордильеры. Горы необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Глубокие впадины соседствуют с могучими хребтами и вулканами. В северной части Кордильер поднимается самая высокая их вершина - гора Мак-Кинли (6194 м), покрытая снегами и ледниками. Некоторые ледники в этой части Кордильер сползают с гор прямо в море. Кордильеры образовались на стыке двух литосферных плит, в полосе сжатия земной коры, которая пересечена здесь множеством разломов. Они начинаются на океаническом дне и выходят на сушу. Движения земной коры приводят к сильным землетрясениям и извержениям вулканов, которые часто приносят много горя и страданий людям.

Рис. 82. Долина в Скалистых горах

Полезные ископаемые в Северной Америке найдены почти на всей ее территории. В северной части равнин преобладают месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др. В осадочных породах Центральных и Великих равнин, а также на Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля. В Аппалачах и их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь. Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды и др.).

  1. Объясните размещение крупных форм рельефа на материке. Почему Кордильеры расположены на западе материка?
  2. Какое влияние на рельеф оказало древнее оледенение?
  3. Проведите анализ текста; для этого найдите в нем описания, факты, объяснения причин процессов и явлений, происходящих в природе, разграничьте причины и следствия.
  4. Проведите конкурс на лучший маршрут путешествия по Кордильерам и описание тех объектов, которые предлагается показать туристам в горах.

Как мы уже знаем, земная кора подвижна.

И движение это определяется движением вещества мантии. В результате такого движения в наиболее подвижных участках земной коры возникают горы, океанические впадины, островные дуги. Для устойчивых участков земной коры характерны равнинные поверхности. Все это мы называем рельефом Земли.
Материки и океаны - основные, самые крупные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.
Материк (континент) - это крупнейший массив земной коры, который имеет трехслойное строение: осадочный слой, «гранитный» слой и «базальтовый» слой. Средняя мощность материковой коры 35-45 км. Большая часть поверхности материка выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Мировой океан - непрерывный водный массив, окружающий материки. Мировой океан делится материками на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. На долю суши приходится всего 29% площади Земли. Все остальное - Мировой океан.
Горы и равнины , так же как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. Горы образуются в результате тектонических процессов в зонах активной тектонической деятельности, а равнины - на участках, мало подверженных горооб¬разовательным процессам.
Равнины - обширные участки с ровной или холмистой поверхностью. Они различаются по высоте. Примером низменности может служить Амазонская низменность - самая большая на Земле. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря - это впадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. На высоте 200-500 м над уровнем моря располагаются возвышенности, например Среднерусская, а выше 500 м - плоскогорья. Примером такой равнины может служить Среднесибирское плоскогорье.
Горы - участки земной поверхности, приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м. Горы считаются низкими, если их высота от 500 до 1000 м; средними - от 1000 до 2000 м и высокими - свыше 2000 м. Самая высокая гора на Земле - Джомолунгма (Эверест) имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.
Горы различаются не только по высоте, но и по форме. Линейно вытянутая группа гор называется горным хребтом. Такую форму имеют горы Кавказа.
Есть еще горные пояса (Андский пояс), горные системы (система гор Южной Сибири) и горные страны. Памир является примером горной страны.
Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах. Примером гор в океане являются срединно-океанические хребты.
Рельеф Земли - результат борьбы внутренних и внешних сил. Внутренние силы Земли образуют крупные формы рельефа: материки и океаны, горы и равнины. Они не только их образуют, но также изменяют и разрушают. Внешние силы работают постоянно и медленно. Они тоже разрушают горные хребты, засыпают глубокие впадины, образуют холмы, долины, балки, овраги, формируют русла рек, т. е. образуют более мелкие формы рельефа.
Разрушение и изменение горных пород под воздействием колебаний температуры воздуха, влаги и живых организмов называют выветриванием.
Приведем некоторые примеры выветривания. В горах это обвалы, оползни, сели, камнепады, глубокие ущелья, прорезанные горными реками, моренные отложения ледников. Для равнин характерными примерами выветривания являются овраги, речные долины.