Современные инновационные технологии в образовании. Современные инновационные образовательные технологии. Инновации в вузах

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

Бернард Шоу.

В январском Послании Главы государства народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» отмечено: « К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране». Поэтому внедрение современных информационных технологий, соответствующих международным образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень.

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Способы инновационного обучения – модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие

уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Главной задачей ТиПО на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки учащихся к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в ТиПО. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы с соцпартнерами, а также в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в ТиПО предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр - магистр - доктор).

Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося?» Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Инновационные технологии:

    игровые

    проектные

    технология проблемного обучения

    технология дифференцированного обучения

    технология учебно-исследовательской деятельности на уроке

Воспитательные инновационные технологии:

    здоровьесберегающие технологии

    технология групповой деятельности

    технология КТД (коллективные творческие дела).

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

Соответствие концепции гуманизации образования;

Использование личностно-ориентированного обучения;

Поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

Соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

Развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

Формирование личностных качеств учащихся;

Выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

Развитие различных типов мышления;

Формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

Оптимизация учебно-воспитательного процесса;

Создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

Выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

Включение учащихся в креативную деятельность;

Тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Развитее критического мышления;

Дифференцированный подход к обучению;

Создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество) ;

Усвоение знаний в системе;

Нетрадиционные формы уроков;

Использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

Ассоциативный ряд;

Опорный конспект;

Мозговая атака;

Групповая дискуссия;

Эссе;

Ключевые термины;

Видеофильмы;

Дидактическая игра;

Лингвистические карты;

Исследование текста;

Работа с тестами;

Нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.

ИННОВАЦИИ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД!!!

Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.

Что такое «инновационная технология»

Слово «инновация » имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» - «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Под технологией (греч. techne «искусство», «мастерство», logos «слово», «знание» - наука об искусстве) понимается совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология - это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Инновационные образовательные технологии

Используемые методы работают не так эффективно применительно к новому поколению учеников. Стандартизированное обучение не учитывает индивидуальных качеств ребенка и необходимости творческого роста.

Несмотря на ряд проблем, которые не решаются старыми способами, есть затруднения с введением новшеств. Учитель должен понимать, что введение инновационных методов помогает не только его воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал. Но это также помогает педагогу реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.

Виды педагогических инноваций

В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. В выборе огромную роль играет профильная направленность учебного заведения, его традиции и стандарты.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

ИКТ

Подразумевает интеграцию преподавания дисциплин с информатикой, а также компьютеризацию оценивания и коммуникации в целом . Компьютер может использоваться на любых этапах учебного процесса. Школьники обучаются работе с основными программами, изучают материал благодаря электронным учебникам и пособиям. С помощью компьютера и проектора преподаватель излагает материал. Презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы благодаря наглядности способствуют лучшему усвоению темы. Самостоятельное создание слайдов, схем, карт памяти помогает структурировать знания, что также помогает в запоминании.

Наличие компьютера, интернета и специальных программ делает возможным дистанционное преподавание , онлайн-экскурсии, конференции и консультации.

В конце изучения темы в качестве контроля могут быть использованы тесты на компьютере . Школы используют систему электронных журналов , в которых можно отследить результаты отдельного ребенка, класса или же успеваемость по конкретному предмету. Входят в обиход и электронные дневники , где выставляются оценки и фиксируются домашние задания. Так что родители могут узнать баллы ребенка и наличие заданий.

Важно научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой.

Популярность набирает создание педагогом собственного сайта . Благодаря ему можно делиться интересными книгами, пособиями, статьями, обучающими видео и аудио, удаленно отвечать на вопросы учеников. Может использоваться при разработке группового проекта: участники делятся друг с другом и куратором наработками, результатами и решают возникающие проблемы.

Личностно-ориентированное обучение

В этом случае главным действующим лицом в обучении признается ребенок . Целью является развитие личности школьника с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не учащиеся подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а учитель, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям класса.

Здесь необходимо знание учителем психологических, эмоциональных и познавательных особенностей ученического коллектива. Исходя из этого, он формирует планы занятий, подбирает методы и способы изложения материала. Важно суметь пробудить интерес ученика к излагаемому материалу и работать коллективно, выступая не столько лидером, сколько партнером и советчиком.

При желании учебного заведения возможна дифференциация учащихся . Например, комплектование класса по определенному признаку в результате тестирования; дальнейшее разделение согласно заинтересованности; введение профильных классов в старшей школе.

Проектная и исследовательская деятельность

Главной целью является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Задача преподавателя заключается в пробуждении интереса к поисковой деятельности и создание условий для ее реализации.

При работе над групповым проектом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику.

Применение этой технологии в школе развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы. Это основа и помощь при поступлении в высшее учебное заведение и работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

Игровые технологии

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Конечно, наиболее она применима в младшей группе школьников, поскольку соответствует их возрастным требованиям. Использовать ее необходимо дозировано.

По желанию учителя весь урок можно провести в игровой форме: конкурс, викторина, КВН, постановка сценок из произведения. Возможно использование игровых элементов и на любом этапе занятия: в начале, в середине или в конце в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.

Изменения в образовательной сфере необходимы и неизбежны. И стоит заметить, что в большинстве своем ученики с радостью принимают что-то новое, интересное, необыденное. Они готовы и способны к восприятию . Последнее слово - за педагогами.

Много полезных материалов с использованием инновационных технологий представлены в разделе «Публикации ». Вы можете черпать из работ коллег интересные приемы и идеи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Цель курсовой работы - выявление особенностей инновационных технологий образования.

Задачи курсовой работы:

Определение особенностей инновационных технологий обучения на основе теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы;

Выявление главных причины использования инновационных технологий;

Определение особенностей личностно-ориентированной технологии обучения;

Выявление критериев эффективности урока в системе личностно-ориентированного обучения.

Объектом исследования являются инновационные технологии обучения.

Предметом исследования является личностно-ориентированная технология обучения.

Гипотеза исследования - использование инновационных технологий обучения в общем педагогическом процессе повысит его эффективность, а также уровень развития личности учащихся.

Методологической основой исследования послужили положения деятельностного (Ю.В. Громыко, Н.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий и др.), системного (О.С. Анисимов, А.П. Беляева, Н.В. Кузьмина, В.В. Юдин и др.), личностно-ориентированного (М.В. Кларин, И.С. Якиманская и др.) подхода, о закономерностях развития ребенка (Л.С. Выготский).

Методами исследования являются изучение и анализ современного состояния проблемы в теории и практике по литературным источникам.

Понятие «изменение» становится во многом синонимичным слову «инновация». В этот период начинают формироваться стратегические подходы к современным инновациям в обучении и учении. В 1962 г. выходит в свет работа Эверетта Роджерса «Распространение инноваций», выдержавшая многократное переиздание и подвергшаяся анализу учеными всего мира. И сегодня его модель распространения инноваций используется в качестве основы для проведения исследований разного уровня.

В 90-х годах появилось много работ, посвященных проблеме инновационного образования. Причины этой проблемы достаточно подробно изложены В. Е. Шукшуновым и его соавторами. Одна из них -- в том, что «сложившаяся в прошлом система «поддерживающего обучения» уже не способствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации»

Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника), изменение в содержании образования (новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П. Азаров, Д. Байярд, Б. Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф. Шаталов), развития (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), воспитания младших школьников (Ш.А. Амонашвили) и т.д.

Внедрение современных технологий зависит от готовности субъектов образовательного процесса (прежде всего преподавателей) к инновациям, формирования новаторского педагогического мышления, перестройки менталитета участников обучения.

Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход, лежащий в основе построения содержания образования, понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни, индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитательного результата. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств.

инновационный обучение личностный

1. Понятие об инновационных технологиях обучения

1.1 Общее понятие об инновационных технологиях образования

Слово “инновация” происходит от латинского inovatis (in - в, novus - новый) и в переводе означает “обновление, новинку, изменение”. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения учащихся.

Инновации - это изменения внутри системы. Следовательно, в педагогической интерпретации инновации - это внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующей педагогической системы.

Педагогическая инновационная технология представляет собой целостность научно обоснованного и рационально отобранного содержания и организационных форм, которые создают условия для мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов. В педагогической технологии каждый элемент и этап учебно-воспитательного процесса обусловлены, нацелены на объективно диагностируемый результат.

На современном этапе развития общества резко возрастает потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, основанных на новых достижениях экономики, педагогики и психологии.

В отечественной педагогике и психологии утвердилось положение о том, что развитие личности в процессе обучения зависит как от внешних, так и внутренних условий. К внешним относятся:

§ педагогическое мастерство преподавателя;

§ рациональное построение учебных программ;

§ набор оптимальных методов обучения.

Однако внешние условия всегда преломляются через индивидуальные особенности личности, ее взаимоотношения с другими людьми, которые составляют внутренние условия обучения. Последние представляют собой психологические факторы, определяющиеся личностью самого обучаемого: уровень умственного развития, отношения к учению, особенности самоорганизации и др. индивидуальные особенности.

От психологических факторов во многом зависит формирование системы собственных взглядов и вкусов, определение эталонов и оценок, отношения к людям и т.п. Следовательно, одна и та же технология не может быть рецептом на все случаи педагогической деятельности. Эти факторы и заставляют искать новые технологии образования.

Понятие инновационной технологии включает в себя ряд критериев и принципов, осуществление которых обеспечивает эффективность результатов обучения.

1.2 Сущность и содержание понятия инновационная технология

Педагогическая технология есть комплексный, интегрированный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний. Такое понимание современной педагогической технологии определяет направления теоретических и практических поисков технологий образования.

1.2.1 Принципы разработок инновационных технологий

Результаты проводимых исследований в области педагогических технологий показывают, что их перспективы связаны с разработкой трех моделей педагогических технологий: cемантической, структурной и параметрической. При этом под моделью педагогической технологии мы понимаем целенаправленно разработанные и в основных чертах воспроизводимые компоненты процесса обучения студентов, которые ведут к повышению эффективности функционирования целостной педагогической системы. Моделирование предполагает определение цели обучения (почему и для чего?), отбор и построение содержания образования (что?), организацию учебного процесса (как?), методов и способов (при помощи чего?), взаимодействие преподавателей и студентов (кто?).

При создании семантической модели технологии обучения студентов предмет исследования ограничивается рамками педагогической действительности: каково содержание обучения, формы организации учебного процесса, результаты и их система оценивания. Однако, в определенных условиях оснащенности педагогического процесса, в зависимости от уровня педагогического мастерства преподавателей, готовности студентов к восприятию и переработке учебной информации, меняется суть основных технологических актов. В связи с этим при семантическом моделировании исследуются изменения и допустимые возможности тиражирования авторских технологий в конкретных условиях педагогического процесса.

Конкретизация семантической модели полностью зависит от того, с какой целью она разрабатывается. На этой основе можно выделить несколько направлений детализации общей семантической модели педагогической технологии:

Модель может служить для формирования принципиально новой технологии обучения, предполагающей становление новаторского, научно-педагогического мышления;

Модель может выступать средством определения норм, принципов инновационной деятельности в педагогике;

Модель может быть использована в методической работе по обслуживанию инноваторов - специалистов по проектированию, программированию и организации инновационных технологий обучения;

Модель может служить средством обучения новаторской педагогической деятельности.

Создание структурной модели инновационных технологий обучения включает выявление важнейших характеристик, вся совокупность которых позволяет оценить место и роль конкретной технологии среди других возможных, сравнить преимущества и недостатки ее вариантов.

Методами выделения структуры инновационной технологии обучения выступают: описание отдельного педагогического нововведения, взятого в качестве уникального явления, сравнительный анализ полученных данных и статистическое обобщение. На основе такого поэтапного анализа можно выделить структуру модели инновационной технологии как следующей последовательности этапов:

1) осознание проблемы, выявление противоречия на основе фиксации расхождения сущего и должного;

2) процесс принятия решений (определение целей, создание теоретической модели, поиск альтернатив и выбор решений, построение нормативной модели);

3) создание и первое освоение проекта (эксперимент, доработка нормативной модели до проекта, проверка проекта на уровне педагогической технологии, подготовка проекта к пользованию);

4) освоение (разработка форм использования проекта, основных методов тиражирования проекта);

5) использование (распределение инновации среди пользователей, длительное использование, модификация новшеств).

Этап проектирования инновационной технологии предполагает учет напряжения в педагогической системе. Поиск параметров, возникающих в педагогической среде ситуационных структур как реакции на инновацию, - первостепенная задача научной деятельности в области создания инновационных технологий обучения.

В ходе экспертизы специалистами был отмечен высокий уровень перспективности разработки структурных технологий обучения.

Следовательно, создание инновационной технологии представляет собой очень сложный и ответственный процесс. От того насколько тщательно он проработан и осмыслен зависит насколько эффективной окажется технология в процессе использования, и насколько эффективной окажется вся педагогическая система В настоящее время различают создание трех моделей педагогических технологий: семантическую, структурную и параметрическую. После того как педагогическая технология пройдет все эти этапы, она получает право на внедрение в педагогический процесс. Но так как педагогических технологий разрабатывается большое количество, то необходимо их классифицировать для лучшей ориентации в них преподавателя.

1.2.2 Классификация инновационных технологий

В основание классификации инновационных технологий можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первым критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, вторым - широту и глубину новаторских мероприятий, а третьим - основу, на которой проявляются, возникают новшества.

В зависимости от способа осуществления нововведений их можно разделить на:

а) систематические, плановые, заранее задуманные;

б) стихийные, спонтанные, случайные.

В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о:

а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.;

б) частичных, малых, мелких и т.п.

В зависимости от основы, на которой проявляются и возникают новшества, выделяют:

а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений индивидуальным подходом, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

Сюда входят личностно-ориентированная технология, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили), система преподавания литературы как предмета, формирующего человека (Е.Н. Ильина), и др.;

б) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения с использованием конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.;

в) педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективно опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.;

г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.;

д) природосообразные, используемые методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.;

е) альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка и др.

Для воспроизведения той или иной педагогической технологии очень важно располагать ее максимально полным описанием.

Структура описания педагогической технологии может включать в себя:

идентификацию данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой);

название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса;

3) концептуальную часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующих пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

целевые установки;

основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);

позиция ребенка в образовательном процессе;

4) перечисление содержания образования:

ориентация на личностные структуры;

объем и характер содержания образования;

дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения;

5) процессуальную характеристику:

Особенности, применения методов и средств обучения;

Мотивационная характеристика;

Организационные формы образовательного процесса;

Управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, проекция);

6) программно-методическое обеспечение:

учебные планы и программы;

учебные и методические пособия;

дидактические материалы;

наглядные и технические средства обучения;

диагностический инструментарий.

Структура описания необходима также для того, чтобы проанализировать ее отличия от традиционных или уже существующих технологий.

1.3 Условия перехода к новым технологиям обучения

Традиционная педагогическая наука складывалась в условиях авторитарного общества на определенной системе социальных ценностей. В новых обстоятельствах прежняя педагогическая теория не всегда подходит.

Для того, чтобы перейти к более совершенным технологиям обучения, потребуется время, психологическая перестройка как учителей, учащихся, так и родителей. Требование адаптировать (приспособить, сделать более удобным) процесс обучения и воспитания своими корнями уходит в XIV век, когда Я.А. Каменский провозгласил в качестве одного из основных принципов обучения принцип природосообразности.

Концептуальной основой новой (инновационной) педагогики является утверждение, что человек - это саморазвивающаяся система, ибо все, что человек приобретает извне, он пропускает через свое сознание и свою душу. Необходимость перехода на качественно новый уровень организации педагогического процесса определяется и тем, что в настоящее время 70-80% всей информации школьник получает не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и наблюдений за окружающей жизнью (в том числе из средств массовой информации).

Также должны меняться ценностные ориентации учителя. Приступая к работе в новой системе обучения учитель должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо воспитывать, а яркие неповторимые индивидуальности, которых он обязан глубоко уважать, ценить, у которых пока мало знаний, невелик социальный опыт, но они обладают необыкновенным преимуществом перед ним -- молодостью и жаждой знаний. Главная задача учителя -- помочь ученику получить и освоить опыт старшего поколения, обогатить и развить их. Затруднения или более серьезные проблемы в учебном процессе не могут быть основанием для принижения личности школьника, проявления неуважения к ней. Педагогическое содействие, поддержка и помощь каждому ученику -- основная функция профессионального педагога.

Включенность ученика в учебный процесс при адаптивной системе обучения рассматривается как результирующая цель. Соответственно, адаптированный учебный процесс должен быть выстроен так, чтобы он был удобен учащимся разных возрастных групп, учитывал типологические и индивидуальные особенности школьников.

Принцип гуманистической педагогики: должно быть два субъекта одного процесса, которые действуют вместе, параллельно и сообща, которые являются партнерами, составляют союз более опытного с менее опытным, но обладающим преимуществом молодости и восприимчивости. И ни один из них не должен стоять над другим: они должны сотрудничать в процессе обучения.

1.3.1 Основные пути реформирования традиционной системы обучения

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, предполагает три основных направления реформирования традиционной системы: содержательное, организационное и процессуальное.

1. Новое в содержании образования.

В рамках первого направления реформирования -- содержательного -- система образования должна структурно состоять из нескольких взаимосвязанных компонентов, предусматривающих:

введение двух стандартов образования: стандарта обязательной (общеобразовательной) подготовки, которого должен достичь каждый ученик, и стандарта дополнительной (повышенной) подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик; для оценки результатов обучения целесообразно использовать тематические зачеты, рассчитанные на тот или иной стандарт;

создание условий для раннего выявления потенциально одаренных детей и развития их способностей;

развитие природных задатков всех учащихся на предметах эстетики, изобразительного искусства, музыки, ритмики, пения, общения;

заботу о социально-нравственном развитии учащихся, ускорение их адаптации в социуме путем создания специальных программ занятий и «проигрывания» различных жизненных ситуаций во внеурочной деятельности.

Особое внимание должно уделяться реализации возможностей потенциально одаренных и талантливых учащихся. Изыскание соответствующих форм развития таких учащихся -- важнейшая научная и практическая задача образования.

2. Организационные изменения в учебном процессе.

Одной из важнейших задач является решение вопроса оптимальной продолжительности учебного занятия, учебного дня, учебной недели.

Например, очевидно, что обучать всех детей в возрасте от 6 до 17 лет в едином режиме без ущерба для их здоровья невозможно. При решении этой задачи должен быть заложен принцип недопущения перегрузок, предусматривающий сокращение времени на обязательный учебный труд прежде всего за счет строгого отбора содержания и объема материала, а также введения интегративных курсов, а в старших классах -- за счет выбора дисциплин учащимися в соответствии с профилем их предполагаемой профессиональной деятельности.

Особое внимание руководителей органов образования сконцентрировано на поиске адаптивных вариантов обучения детей начальной школы. С этим связано появление совершенно новых типов учебных заведений для детей 6--11 лет, таких как школа--комплекс, в структуре которой объединены детский сад и начальная школа. Главная цель подобных учебных заведений -- не только обеспечить плавный и естественный переход ребенка к школе, но и максимально использовать дошкольный период для развития детей, обеспечить преемственность между дошкольными учреждениями и школой.

Во многих школах-гигантах решается вопрос о территориальном выделения начальных классов из общей структуры школы и размещении их в отдельных помещениях со специальным оборудованием, комнатами для игр и отдыха детей, что позволяет обеспечить детям младшего школьного возраста наиболее удобный режим работы на протяжении всего рабочего дня.

У детей начальных классов процесс адаптации выстраивается по линии «детский сад - школа», в подростковых классах он должен быть выстроен с максимальным учетом возрастных особенностей учащихся с 11 до 14 лет, а в старших классах, на завершающем этапе обучения, школьник должен адаптироваться к обучению в профессиональных средних и высших учебных заведениях.

3. Процессуальные преобразования в учебной деятельности.

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий.

Изменения в процессуальном блоке педагогической системы, обеспечивающие ее переориентацию с внешних показателей на развитие личности, должны предусматривать существенное преобразование учебного процесса за счет использования более совершенных технологий преподавания, предусматривающих иные условия организации учебного процесса, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение познавательных потребностей школьников, всесторонний учет их интересов, склонностей, способностей.

Реализация новых концептуальных оснований потребует решить целый ряд проблем, доставшихся образовательной системе «по наследству», среди которых главными являются:

* переориентация учителей с учебно-дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с учащимися;

* подготовка педагогов к последовательному исключению принуждения в обучении, включению внутренних активизаторов деятельности.

Задача состоит в необходимости изменить обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, требовались бы меры побуждения.

На психологическом уровне исключение жестких внешних требований достигается путем обеспечения свободы в выборе средств, форм и методов обучения как со стороны педагога, так и со стороны детей, а также посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи за счет изменения оценочной деятельности учителя и учащихся, а также контролирующих деятельность учебных заведений вышестоящих организаций.

Решение основных задач, связанных с процессуальными внутренними изменениями в учебном процессе, предполагает следующее:

активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;

организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение учеников в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Все эти преобразования заложены в технологиях развивающего обучения. При условии соответствующей подготовки учителя скорый переход в этот режим работы возможен только с детьми первых классов, у которых нет никакого опыта взаимодействия в учебном процессе. Учителям, работающим со всеми остальными возрастными группами школьников, потребуется определенный период для адаптации детей, широкая разъяснительная работа с родителями.

Приложение А. Сравнительная таблица педагогических систем, использующих и не использующих инновационные технологии.

1.3.2 Главные причины использования инновационных технологий

Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;

осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;

возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;

потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

Представление о педагогической технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает, во-первых, ее использование специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом, а во-вторых, свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Вместе с тем на пути воплощения инновационных авторских проектов встречается ряд препятствий:

Консерватизм педагогической системы, во многом объясняемый тем, что педагогическим работникам недостает действенной информационной службы, обеспечивающей адаптацию научных достижений к условиям массовой школы;

Развивающие системы начального образования не всегда обеспечивают ее состыковку с последующими этапами школьной жизни ребенка.

В последние годы все большее значение приобретает новая область знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучающая новые технологии, процессы развития школы, новую практику образования.

Педагогическая инновационная технология представляет собой целостность научно обоснованного и рационально отобранного содержания и организационных форм, которые создают условия для мотивации, стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

В диагностику эффективности инновационных технологий входит оценивание следующей группы объектов: а) готовности субъектов обучения (преподавателей и студентов) к нововведениям, что проверяется набором психологических тестов; б) адаптивности инновационных технологий образования, апробированных и прошедших валеологическую экспертизу; в) гуманистической направленности по обеспечению права личности на образование и всестороннее развитие; г) новизны содержания образования как объекта целостного педагогического процесса, его блочно-модульного соответствия госстандартам образования; д) вариативности и нестандартности процедурной стороны, методов и форм учебно-познавательного процесса, организации эффективного диалога культур в поликультурной и полиэтнической образовательной среде; е) обеспеченности современными техническими средствами как атрибутами инновационных технологий; ж) мониторинга результатов процесса образования с помощью комплекса диагностического инструментария; з) экономичности (индивидуальная и социальная), измеряемой, в частности, сокращением времени обучения, освоения программы и формирования умений, навыков и качеств, которые не могут вырабатываться иными методами обучения.

Применение инновационных технологий при формировании понятий у студентов позволяет учитывать не только особенности материала, но и индивидуальные особенности студентов. Понятие проходит путь от восприятия предметов к представлению о них, и затем уже к их сложному обозначению в понятиях.

Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Поэтому при обучении необходимо создание только положительных эмоций. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувства оказывают регулирующее влияние на процессы восприятия, памяти, мышления, воображения, личностные проявления (интерес, потребности, мотивы). Положительные эмоции закрепляют и эмоционально окрашивают наиболее удачные и результативные действия.

Одной из наиболее сложных задач решаемых инновационными технологиями является формирование у студентов системы саморегуляции, необходимой для выполнения учебной деятельности. Ее значимость состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности студента с требованиями учебной деятельности, то есть студент должен осознавать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности. Она состоит из таких компонентов, как осознанние цели деятельности, модели значимых условий, программы действий, оценка результатов и коррекция. Студент, прежде всего, должен осознать и принять цель учебной деятельности, то есть понять, что от него требует преподаватель. Далее в соответствии с понятой целью, студент продумывает последовательность действий и оценивает условия достижения этой цели. Результатом этих действий является субъективная модель на основе, которой студент составляет программу действий, средств и способов ее осуществления. В процессе выполнения учебной деятельности студент должен суметь приспособить друг к другу <модель условий> и <программу действий>. Для оценки результатов своей деятельности студенты должны располагать данными о том, на сколько она признается успешной.

Таким образом, применение инновационных технологий способствует развитию памяти, мышления, воображения, научных понятий, саморегуляции у студентов, повышает интерес к процессу обучения, то есть решаются проблемы современного образования.

2 Личностно-ориентированная технология обучения

2.1 Сущность личностно-ориентированной технологии

В настоящее время все более актуальной становится модель личностно- ориентированного образования. Она относится к модели инновационного, развивающего типа.

Личностно ориентированный подход предполагает взгляд на обучаемого как на личность - гармонию тела, души и духа. Ведущим становится не просто обучение, т. е. передача знаний, умений, навыков, а образование, т. е. становление личности в целом на основе интеграции процессов обучения, воспитания, развития. В качестве основного результата выступает развитие универсальных культурно-исторических способностей личности, и прежде всего, мыслительных, коммуникативных и творческих.

Построение личностно-ориентированной технологии опирается на следующие исходные положения:

1) приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности ребенка, как активного носителя субъектного опыта, складывающегося задолго до влияния специально организованного обучения в школе (ученик не становится, а изначально является субъектом познания);

2) образование есть единство двух взаимосвязанных составляющих: обучения и учения;

3) проектирование образовательного процесса должно предусматривать возможность воспроизводить учение как индивидуальную деятельность по преобразованию социально значимых нормативов усвоения, заданных в обучении;

4) при конструировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого ученика, его социализация, контроль за складывающимися способами учебной работы, сотрудничество ученика и учителя, направленное на обмен различного содержания опыта; специальная организация коллективно распределенной деятельности между всеми участниками образовательного процесса;

5) в образовательном процессе происходит «встреча» задаваемого обучением общественно - исторического опыта и субъектного опыта ученика, реализуемого им в учении;

6) взаимодействие двух видов опыта должно идти путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено учеником как субъектом познания в его собственной жизнедеятельности;

7) развитие ученика как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта как важного источника собственного развития;

8) основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Таким образом, личностно-ориентированная технология позволяет организовать эффективный учебный процесс, в котором осуществляются субъект-субъектные отношения и который направлен на всестороннее развитие личности каждого учащегося.

2.2 Принципы и закономерности личностно-ориентированной технологии обучения

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Личностно-ориентированная технология предполагает максимальную опору на субъектный опыт каждого ученика, его анализ, сравнение, выбор оптимального (с позиции научного знания) содержания этого опыта; перевод в систему понятий, т. е. своеобразное «окультуривание» субъектного опыта. Рассуждения учащихся рассматриваются не только с позиции «правильно-неправильно», но и с точки зрения оригинальности, своеобразия, индивидуального подхода, т. е. другого взгляда на обсуждаемую проблему.

Проектирование работы по использованию в образовательном процессе субъектного опыта ученика предполагает разработку дидактического материала, обеспечивающего:

1) выявление индивидуальной избирательности ученика к типу, виду, форме материала;

2) представление ученику свободы выбора этого материала при усвоении знаний;

3) выявление различных способов проработки учебного материала, постоянного пользования ими при решении познавательных различных задач.

Личностно-ориентированная технология должна обеспечивать анализ и оценку прежде всего процессуальной стороны работы ученика наряду с результатом.

В технологии личностно-ориентированного обучения действуют следующие принципы, способствующие эффективной ее реализации:

1) принцип алгоритмизации;

2) принцип структуризации;

3) принцип активизации;

4) принцип креативности;

5) принцип деятельностной направленности.

Принцип алгоритмизации. Принцип алгоритмизации -- это:

Формирование содержания на основе категориальных установок в контексте многоуровнего модульного комплекса;

Определение основных компонентов содержания;

Построение содержательных компонентов согласно логике субъект-объектных отношений;

Реализация содержания с учетом динамики развития учащегося.

В принципе алгоритмизации главными дидактическими факторами, организующими все содержание образовательного процесса, являются принципы научности, систематичности и последовательности. Два основных правила Я. А. Каменского -- от простого к сложному, от близкого к далекому -- в личностно-ориентированном обучении работают эффективно.

Принцип структуризации. Определяет инвариантную структуру, процессуальные условия развития учащегося в процессе обучения. Данный принцип работает, опираясь на содержательные установки, определенные принципом программирования, с целью создания атмосферы живого общения как деятельности.

Принцип активизации -- это такая педагогическая единица, которая определяет технологию личностно-ориентированного обучения как процесс, способствующий развития творчества личности.

Принцип креативности. Это такая педагогическая единица, которая определяет рассматриваемую технологию как механизм, создающий условия для творческой деятельности субъекта личностно-ориентированного обучения. Две категории -- «творчество» и «деятельность» -- представлены в качестве основополагающих для рассмотрения в контексте принципа творческой деятельности, с позиции содержания технологии, субъект-объектных отношений, динамики саморазвития творческой деятельности ее субъекта.

Принцип деятельностной направленности технологии личностно-ориентированного обучения. Это такая педагогическая единица, которая определяет технологию, как процесс нанесенный на практику.

Практика с позиций личностно-ориентированного обучения рассматривается как стадия самодвижения в творческой деятельности. Причем практический этап самодвижения завершает становление качественной определенности отношения. Субъект обучения стремится к практическому воплощению своих жизненных планов. Невозможно завершить движение определенного качества субъекта, не возведя его на уровень практического воплощения.

Закономерности технологии личностно-ориентированного обучения:

1. Закономерность динамики целеполагания, которая понимается как механизм опережающего отражения качественно определенного процесса воспитания духовности коллектива и личности.

2. Закономерность гносеологического движения.

Суть закономерности заключена в алгоритме освоения культуры, который есть движение от созерцания опосредованного разумением восходящего затем к действию, которое есть представление о потребном отношении к миру культуры (образ -- анализ -- действие).

3. Закономерность соответствия методов технологии стадиям самодвижения духовного сознания субъекта обучения.

Суть закономерности заключена в том, что к любой стадии самодвижения субъекта соответствует свой метод технологии, способствующий актуализации определенного духовного состояния.

4. Закономерность динамики средств в соответствии с модульной триадой (образ -- анализ -- действие).

Суть закономерности заключена в том, что средства обучения выступают в обязательном триединстве (слово, действие, творчество) доминируя на каждом этапе модуля одним из средств.

5. Закономерность движения образовательного процесса к творческому действию.

Суть закономерности заключена в том, что любой процессуальный акт модульной технологии многоуровневого комплекса не будет завершен, если он не достиг действенной ситуации -- диалога, в которой рождается переживание. Переживание субстрат действия. Таким образом, в технологии предполагаются цепь закономерностей олицетворяющие собой механизм реализации принципов технологии.

2.3 Методы и формы эффективной реализации личностно-ориентированного обучения

При использовании технологии личностно-ориентированного обучения важно правильно отобрать методы обучения и адекватные формы их реализации. Метод в данном случае -- это инвариантная структура, с помощью которой осуществляется взаимопроникновение целей, средств технологии.

На основании этого определения можно выделить четыре основных метода, которые необходимо понимать как всеобщие технологические конструкты, выполняющие свои задачи на всех уровнях технологии личностно-ориентированного обучения: метод создания образа, метод персонификации (метод символического центра), поисковый метод, событийный метод.

В итоге мы представляем систему методов технологии в контексте четырех факторов:

1. Организация содержания и средств с помощью инвариантных структур методов.

2. Движение субъект-объектных отношений (учитель-ученик).

3. Внутренне самодвижение субъекта личностно-ориентированной технологии.

4. Внутренне самодвижение основных проявлений субъекта технологии.

В технологии личностно-ориентированного обучения предполагается шесть личностно-значимых многоуровневых комплексов, т. е. основных ее форм .

1. Личностно-значимый комплекс мотивации.

2. Личностно-значимый комплекс создания образа отношения «профессия личность».

3. Личностно-значимый комплекс персонифицированного моделирования.

4. Личностно-значимый комплекс смыслового моделирования.

5. Личностно-значимый комплекс практического моделирования.

6. Личностно-значимый комплекс реальных отношений (практика).

2.4 Внутренняя классификация технологии личностно-ориентированного обучения

Выделяют следующую классификацию технологии личностно-ориентированного обучения:

Полного усвоения знаний

Разноуровневого обучения

Коллективного «взаимообучения»

Модульного обучения

Эти педагогические технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся, различному уровню сложности содержания обучения.

2.4.1 Технология полного усвоения знаний

Авторы технологии в качестве рабочей гипотезы приняли предположение о том, что способности ученика определяются не при усредненных, а оптимально подобранных для данного ребенка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал.

Дж. Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство, что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы условия обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остается нефиксированным - результат обучения. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения - переменными, подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.

Этот подход был поддержан и развит Б. Блумом, который предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Б. Блум изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории обучаемых:

Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

Талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

Учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения о том, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса. Бели же условия обучения одинаковы Для всех, то большинство достигает только «средних» результатов.

Реализуя данный подход, Дж. Блок и Л. Андерсон разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Исходным моментом методики является общая установка, которой должен проникнуться педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Далее педагогу предстоит определить, в чем состоит полное усвоение и какие результаты должны быть достигнуты всеми. Точное определение критерия полного усвоения для всего курса является важнейшим моментом в работе по данной системе.

Этот эталон задается в унифицированном виде с помощью иерархии педагогических целей, разработанных для мыслительной (когнитивной), чувственной (аффективной) и психомоторной сфер. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. Категории целей познавательной деятельности:

Знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) -- «запомнил, воспроизвел, узнал»;

Понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) -- «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой»;

Применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или измененной ситуации);

Анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого -- «вычленил части из целого»;

Синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) -- «образовал новое целое»;

Оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели -- «определил ценность и значение объекта изучения».

Представленная таксономия целей Б. Блума получила широкое распространение за рубежом. Она используется в учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для измерения результатов обучения.

Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, но имеющей на выходе неоднозначные результаты. Такая система была адаптирована и к условиям классно-урочной системы, получив название «Технология разноуровневого обучения».

2.4.2 Технология разноуровневого обучения

Теоретическое обоснование данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж. Кэрролл, Б.Блум, З.И. Калмыкова и др.).

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 -- минимальном (государственный стандарт), 2 -- базовом, 3 -- вариативном (творческом).

В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие:

1) всеобщая талантливость -- нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;

2) взаимное превосходство -- если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать;

3) неизбежность перемен -- ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

В дальнейшем эта технология получила название «технология обучения базису без отстающих». Выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей ребенка для отслеживания эффективности технологии проводится с опорой на категорию «структура личности», отражающей в обобщенном виде все стороны личности.

В системе разноуровневого обучения в качестве базисной выбрана структура личности, предложенная К.К. Платоновым. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:

1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и пр.;

психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, воля, чувства, эмоции и др.;

опыт, включающий знания, умения, привычки;

направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, эмоционально-ценностный опыт.

На основании выбранной концепции сформировалась система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении, учитывающая следующие элементы:

воспитанность;

познавательный интерес;

общеучебные умения и навыки;

фонд действенных знаний (по уровням);

мышление;

тревожность;

темперамент.

Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения:

1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;

внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов;

профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

2.4.3 Технология коллективного взаимообучения

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина и его учеников. Методики А.Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

«Работа в парах сменного состава» по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Можно выделить следующие основные преимущества КСО:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Подобные документы

    Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса. Функция, анализ, диагностика эффективности и разработка урока.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2008

    Современные инновационные технологии в образовании, их классификация и разновидности, условия и возможности практического применения. Понятие и средства проблемного, программированного, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего, игрового обучения.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2014

    Инновационные образовательные технологии и их влияние на эффективность процесса обучения. Педагогические условия использования инновационных технологий. Реализация педагогических условий эффективного использования инновационных технологий в школе.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Современные педагогические технологии как объективная потребность, их содержание и отличительные особенности, содержание и признаки. Сущность и типы инновационных технологий: интерактивные технологии обучения, проектного обучения и компьютерные.

    реферат , добавлен 21.12.2013

    Характеристика методики и раскрытие сущности личностно-ориентированного обучения в педагогической практике. Комплексный анализ различных подходов к проблеме личностно-ориентированного обучения и определение его отличий от традиционной системы обучения.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Опыт внедрения технологии дистанционного обучения в Казахстанско-российском университете, проблемы и перспективы его развития. Сущность и технологическая основа обучения. Особенности реализации информационно-спутниковой образовательной технологии.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Теоретические основы современных технологий в образовании. Понятие, классификация, характеристика, особенности. Современные технологии обучения: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии обучения. Коллективная мыследеятельность.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2008

    Педагогические технологии в образовании: понятие, структура, классификация. Особенности личностно ориентированного обучения. Реализация проектной и модульной технологий на уроках. Результативность применения информационно-коммуникационных технологий.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Информационные технологии в процессе реформирования системы образования. Методы и приемы их использования. Дидактические свойства технологий. Интернет: принцип дистанционного обучения. Преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса.

    реферат , добавлен 09.06.2014

    Личностно ориентированная модель образования - ЛОСО. Личностно ориентированная технология - признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития. Организация урока, основные требования и критерии эффективности урока в ЛОСО.

1

В статье рассматриваются инновационные образовательные технологии, в основе которых лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивают у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации. Рассматривается возможность использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов. Самостоятельная работа – это сотворчество всех субъектов образовательного процесса – студента, преподавателя и студентов между собой и должна способствовать развитию образовательной траектории студента. В связи с этим выделены совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов. Показаны технологии организации самостоятельной работы студентов: рейтинговая система обучения студентов, кейс-технологии, проектное обучение. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.

педагогическая инновация

инновационные образовательные технологии

самостоятельная работа студентов вуза

кейс-технологии

проектное обучение.

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: ИЦПКПС, 2004. – 84 с.

2. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Вестник высшей школы. – 2004. – № 9. – С. 21-25.

3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч.2. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 185 с.

4. Петухова Т.П. Конструирование компетентностно-ориентированной асинхронной самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 6. – С. 6–10.

5. Плотникова Е.Б. Педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 3. – С. 108-110.

6. Романов П.Ю. Технология воспитания педагога-исследователя в системе непрерывного образования // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. – 2001. – С. 290-294.

7. Сайгушев Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: дис. … д-ра пед. наук. – Магнитогорск, 2002. – 408с.

Современная система высшего профессионального образования - это результат заметных перемен, происшедших за последние годы. Она проходит этап модернизации: обновляется содержание, внедряются новые образовательные технологии. Рыночная экономика предъявляет все новые и новые требования к выпускникам вузов. Современный работодатель нуждается не просто в молодом специалисте, а в профессионале, обладающем специальными познаниями в области избранной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время существует значительное расхождение между направленностью профессиональной подготовки и содержанием будущей деятельности выпускника вуза.

В соответствии с этим одним из актуальных направлений деятельности вузов становится осуществление инновационного подхода к организации образовательного процесса.

Инновации, инновационное образование, инновационные технологии, инновационная деятельность становится предметом активного обсуждения в педагогической науке. Анализ научной литературы свидетельствует, что в самом общем смысле инновация - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствован-ного технологического процесса. Под инновацией понимают не просто создание, распространение новшеств, а изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Педагогическая инновация - нововве-дение в педагогическую деятельность, изменение в со-держании и технологии обучения и воспитания, имею-щие целью повышение их эффективности.

В современной литературе, посвященной инновационному образованию, отмечается сложность и многоаспектность данного феномена. Показателями инновационного образования являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

В ряду характерных свойств инновационного образования выступает профессионализм . Понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника и под профессионализмом понимают: определенный уровень мастерства решения профессиональных задач; способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности; творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений; высокий интеллектуально-личностный уровень развития; наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Инновационная деятельность педагога понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Инновационная образовательная технология - образовательная технология, базирующаяся на использовании инновационных методов образования. В педагогической науке условно выделяется три типа инновационных образовательных технологий: радикальная, подразумевающая перестройку процесса обучения или его значительной части, комбинированная, соединяющая ряд известных элементов, технологий или методов, а также модифицирующая, призванная улучшить классические методики без их существенного изменения. Если проанализировать их содержательную сторону, мы может утверждать, что в основе данных технологий лежат активные методы обучения, которые помогают формировать творческий подход у студентов к пониманию профессиональной деятельности, развивать у них самостоятельность мышления, умения принимать оптимальные решения в условиях определенной ситуации.

В теории и практике современного высшего образования представлены такие технологии, как разработка и использование лекционных мультимедийных средств, электронных и обучающих средств; использование специализированных программ, компьютерное тестирование, использование ресурсов Интернет, деловые и ролевые игры, проблемные, исследовательские методы, кейс-метод, учебные и личностные тренинги, модульно-рейтинговые технологии организации учебного процесса, метод проектов.

Продуктивно используется при помощи новых технологий потенциал проблемного обучения, проектных методов, обучающих диалогов, исследовательских методик и разработки студентами эссе, имитационных игр, информационного поиска и других подходов.

Рассмотрим возможности использования инновационных технологий на примере организации самостоятельной работы студентов вузов.

Существующая образовательная среда в вузе недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал.

Самостоятельная работа - это сотворчество всех субъектов образовательного процесса - студента, преподавателя и студентов между собой. Самостоятельная работа должна быть ориентирована на студента, способствовать развитию его собственной образовательной траектории. В связи с этим появляется проблема ее асинхронной организации в условиях уровневой системы высшего профессионального образования.

Выполнение самостоятельной работы в индивидуальном режиме и темпе в современной научной литературе получила название асинхронной самостоятельной работы . Содержательная сторона асинхронной самостоятельной работы студента характеризуется следующими особенностями:

Устойчивой внутренней мотивацией учения;

Компетентностно-ориентированным характером индивидуального самообразовательного маршрута;

Активизацией субъектной позиции образовательного выбора;

Продуктивной поисково-познавательной деятельностью студента;

Самостоятельностью принятия решений;

Самоорганизацией деятельности в пространстве и времени университетского образования;

Полисубъектным характером образовательного взаимодействия;

Студентоцентрируемостью.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер.

В связи с этим можно выделить совокупность условий, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельной работы студентов:

  1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).
  2. Четкая постановка познавательных задач.
  3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентами способов ее выполнения.
  4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
  5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные).
  6. Критерии оценки, отчетности и т. д.
  7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты. семинар и т. д.).

С целью уровневого развития компетентности студентов при организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие уровни сложности задач и заданий:

Репродуктивный (типовые задания исполнительского характера) направлен на закрепление и практическое применение базовых понятий, фактов, операций, алгоритмов, изученных в рамках конкретной темы;

Реконструктивный с элементами эвристики (комплексные, достаточно формализованные задания) направлен на анализ задания, его декомпозицию, актуализацию необходимых знаний, умений, алгоритмов, изученных в рамках нескольких тем, и системное их применение в новой ситуации;

Творческий (межпредметные проекты) направлен на нахождение новых идей, самостоятельное освоение новой профессионально-ориентированной технологии, характеризуется актуализацией методологических знаний, проектированием своей самостоятельной деятельности, готовит студентов к принятию стратегических решений.

Сущностной характеристикой самостоятельной работы является субъектная позиция обучаемого.

В соответствии с этим следует предъявлять следующие требования к содержанию и форме заданий по самостоятельной работе студентов:

Задания направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер;

Задания дифференцированного и вариативного характера;

Задания по выбору студентов;

Задания с интегративной основой (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций.

В современной теории и практике высшего образования ведется инновационный поиск технологий организации самостоятельной работы студентов. В качестве одной их таких технологий рассматривается рейтинговая система обучения студентов.

В практику входят инновационные средства организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов с использованием кейс-технологий. Название данных технологий происходит от английского слова «case» - папка, чемодан, портфель, также «case» можно перевести и как «случай, ситуация». Процесс обучения с использованием кейс-технологий представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе в целом адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения. Сущность кейс-технологий состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде профессиональных проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Наиболее распространёнными методами кейс-технологий являются ситуационный анализ и его разновидности: анализ конкретных ситуаций; ситуационные задачи и упражнения; case-study или метод учебных конкретных ситуаций.

Особое место в профессионально-творческом саморазвитии студентовзанимает технология проектного обучения . В ходе реализации данной технологии сту-денты совместно с преподавателем проектируют какую-либо профессио-нально опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с со-держанием изучаемого предмета или будущей деятельностью, а затем само-стоятельно разрешают заложенные в ней противоречия. Важным достоинст-вом данной технологии является ее направленность на формирование ценно-стно-смыслового мышления студента, его способности находить ответы на важные профессионально-смысловые вопросы нравственного, эти-ческого, эстетического характера.

Все типы проектов (учебный, учебно-исследовательский, научно-ис-следовательский) нацелены на развитие личностных качеств у студентов, фор-мирование опыта творческой деятельности, осмысление различных профес-сионально-педагогических, мировоззренческих, морально-этических и дру-гих важных проблем. Специфика проектного обучения заключается в том, что образовательный процесс организуется в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента. Технология проектного обучения имеет развивающую целевую установку, проектирует содержание образования изоморфно будущей профессиональной деятельности, строится на субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса, представляет учебный материал в виде системы познавательных и практиче-ских задач, мотивационно обеспечивает профессионально-педагогическую подготовку, основываясь на субъективном опыте будущих специалистов.

Таким образом, в условиях реформирования высшего профессионального образования процесс подготовки будущего педагога должен быть интегрирован как некоторая стратегия, которая реализуется на основе ряда принципов: фундаментализация педагогического образования; открытость, вариантность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки будущего преподавателя; ориентация на творческую деятельность; сотрудничество и сотворчество в совместной деятельности студента и преподавателя. Основой этой стратегии выступает более широкое применение инновационных технологий в сочетании с традиционными. Особое место в подготовке студента к практикоориентированной профессиональной деятельности занимает их самостоятельная работа с применением разнообразных инновационных методов.

Библиографическая ссылка

Сайгушев Н.Я., Романов П.Ю., Веденеева О.А., Тураев Р.Р., Мелехова Ю.Б. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25294 (дата обращения: 19.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Современное образование требует решения различных задач и проблем современности, в первую очередь, проблем социализации и адаптации учащихся. Какими будут наши выпускники, зависит от всей системы организации образовательного процесса. Сейчас определен результат обучения ребенка в школе – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь учителюприходят инновационные технологии.

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:

- ИКТ или ММ – технологии,

- ТРИЗ,

- интерактивные технологии,

- проектная технология, метод проектов

- исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

- АМО и технология модерации,

- здоровьесберегающие технологии,

- и т.д.

Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.

В чем собственно их новизна или инновационность?

Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.

Это мы все «проходили», тут все мы знаем. Но...

Во – первых, в отличие от традиционной технологии инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях - достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным результатом) результата.

Во– вторых , целью реализации инновационных технологий является не накопление учеником ЗУНов, а умение применить полученные ЗУНКи в практической деятельности (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!! Как говорил кот Матроскин в известном мультфильме « труд на мою пользу…»).

В- третьих , отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д. , а в процессе деятельности по достижению цели урока, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством учителя.

В – четвертых , инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний. Но знания не ставятся в качестве цели на уроках данных технологий. На первое место выходит организация образовательного пространства урока, которое выступает образовательной средой для формирования ЗУНКов учащихся.

В – пятых , инновационные технологии меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор этого самого образовательного пространства урока. Его роль на уроке – консультанта, эксперта. Большая роль отводится организации урока, его подготовке – подготовка выступает краеугольным камнем в организации подобных уроков.

В - шестых , инновационные технологии - это технологии личностно ориентированные, то есть направленные на личностное, то есть индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного ученика. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия на уроке или во внеурочной деятельности для обучения каждого отдельно взятого ученика с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д).

В – седьмых , инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения и после окончания школы. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.

По большому счету их использование направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка и после окончания школы.

Таким образом, можно выделить следующиепризнаки инновационных технологий :

Ориентированы на получение конкретного результата;

Цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;

Индивидуализация процесса обучения;- способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;

Использует другие инновационные технологии;

Требует от учителя организации образовательного пространства урока;

Устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Инновационные технологии – технологии особенные!

Их реализации в образовательном процессе надоУЧИТЬСЯ!!!

Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы педагогической технологии и разрушает ее.

П редлагаем Вашему вниманию материалы педагогов по инновационным технологиям:

1. Шестернинов Е.Е. Научно - исследовательская работа школьников

2. Жоголева Е.Е. Исследовательская технология на уроках русского языка и не только...

Список использованной литературы:

1.Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

2.Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.; Высшая школа, 1990 - С. 6

Руководитель

Центра подготовки педагогов к аттестации