Системно деятельностный подход основа фгос доу. Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности доу как основа фгос дошкольного образования

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 «Аленушка» Теоретический семинар Тема: «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» г.константиновск Ростовская область

2 Цель: 1.Систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, 2.Показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования. План семинара. 1. Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками. Старший воспитатель Чукарина Н.К. 2. «Структура НОД на основе деятельностного подхода». Воспитатель Фоминичева Т.В. 3. «Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода» Руководитель МО воспитателей Лупонос З.Н. 4. Итог семинара. Буклеты и памятки.

3 1.Деятельностный метод в образовательной деятельности с дошкольниками. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Дошкольник- это прежде всего- деятель, стремящийся познать и преобразовать мир. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействия с ней В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками? Деятельностный подход в образовании предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. «Хочешь накормить человека один раз- дай ему рыбку. Хочешь накормить его на всю жизнь научи его рыбачить» Конфуций Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных

4 учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход - это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Деятельность определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определѐнной цели. «Слышу-не помню, вижу- помню, делаю-понимаю. Конфуций Принципы деятельностного подхода: принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип субъектности воспитания; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности; принцип активности ребенка в образовательном процессе. Старший воспитатель Чукарина Н.К.

5 2. Структура НОД на основе деятельностного подхода. Предлагаю рассмотреть структуру НОД на основе деятельностного метода 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов. Начальный этап. В начале приглашение к деятельности: «Давайте сегодня Я буду Кто хочет присоединяйтесь» Здесь важна игровая мотивация, которая помогает в игровой форме руководить детской деятельностью. Приходит кто-то в гости или игрушка Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось Что-то убрать, оставив пустое место Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др) Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим» Основная часть. После того, как наметили задачу для совместной деятельности, воспитатель предлагает возможные способы ее реализации. В процессе он предлагает новые способы, развивающее содержание, усиливает интерес ребенка к работе сверстника. Поощрение общения, обсуждение проблем. Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а

6 предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить другого ребенка. Заключительный этап. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам- закончил он или нет. На заключительном этапе оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно. Как сопоставление результата с целью: что задумал и что получилось. Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе). Воспитатель Фоминичева Т.В. 3. «Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода» Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени средством возбуждения творчески-поисковой активности. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

7 Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода велика, т.к именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Перед педагогом становятся следующие задачи: 1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; 2. Учить ребѐнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства, ее достижения; 3. Помогать ребенку сформировать у детей умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. На основе вышесказанного можно сформулировать основные правила деятельностного подхода: Подари ребенку радость творчества, осознание авторства Веди ребенка от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка. Руководитель МО воспитателей Лупонос З.Н.


Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (Подготовили: ст воспитатель Чепыжная Н. В. воспитатель Филатова И. В.) Мир вокруг нас изменился изменились и дети. Основной задачей

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Деятельностный подход в образовательном процессе в ДОУ» Задачи: 1. Уточнить понятия «деятельность», «деятельностный подход». 2. Определить роль педагога в организации деятельностного

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 20» Методическое объединение воспитателей групп детей 5-6 лет Выступление «Структура непосредственно образовательной

«Структура непосредственно образовательной деятельности на основании деятельностного подхода» Подготовили: Родина Т.В. - воспитатель первой квалификационной категории, Звягинцева С.В. - воспитатель первой

Филиал 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 МАСТЕР КЛАСС «Деятельностный подход как эффективный метод формирования у воспитанников познавательной инициативы» Воспитатель:

Проектирование современного занятия в ДОУ Выполнила: воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С 165 Попкова О. Г. ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться «ловить рыбу» в основу, которого

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Хоменко О.В., заместитель заведующего по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС 68 «Ромашка»

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование

БДОУ г. Омска «Детский сад 165» ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе " 2017 ГОД "Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе "

Консультация для педагогов ДОУ Деятельностный подход в современном образовании дошкольников. Автор-составитель: воспитатель МБДОУ ДСОВ 20 Аникеева Л.В. Жизнь человека в постоянно меняющихся условиях ХХI

Практикум «Конструирование предметнопространственной развивающей среды ДОУ, в соответствии ФГОС» Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме. Подготовка к практикуму Оформление

Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО В модели образовательного процесса обязательно выделяются следующие основные составляющие: 1 - взаимодействие педагога с детьми, ориентированное

Системно-деятельностный подход в обучении как средство повышения качества образования Народная мудрость Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. (Русская

Консультация-диалог Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС ДО Кудлай М.И., старший воспитатель МБДОУ 43, руководитель ГМО воспитателей старших групп «Когда людей станут учить

Консультация «Системно - деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса» М.В. Мальцева, старший воспитатель МДОУ детский сад 4 «Ёлочка» Система методического сопровождения

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО Консультация для воспитателей. Воспитатель: Князькина Н.В. игровой двигательной коммуникативной трудовой НЕПОСРЕДСТВЕННО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкара Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка - детский сад 201 «Планета детства» Системно-деятельностный подход в ДОУ.

Организационно - педагогические условия социализации детей дошкольного возраста посредством реализации ФГТ. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. В процессе взаимодействия

Программа корпоративной и сетевой профессиональной поддержки специалиста при акмеологической стратегии управления тоже носит акмеологический характер и включает в себя комплекс мер по оказанию помощи работнику

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло

Консультация для родителей на тему: «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада (в образовательный процесс) через проектную деятельность». Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 «Аленушка» Утверждаю: Заведующий МБДОУ 1 «Аленушка» Самохина Е.В. ПЛАН работы творческой группы по региональному

46 Е.В.Котова Педагог дошкольного центра. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида 230» Адрес: 350089, г.краснодар, ул.бульварное кольцо, 3 Преемственность

1 Метод проектов это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий

МБОУ СОШ 3 группы дошкольного образования г. Татарска КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС ДО. Старший воспитатель: Перменева Светлана Викторовна

Выступление старшего воспитателя Макаровой Т.С. на районном методическом объединении по теме «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» «Обновление знаний педагогов

«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности». Подготовила воспитатель: Афанькова М.Н. Социально-коммуникативное

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО. Автор статьи старший воспитатель МБДОУ детского сада 68 Лебедева Л.В. октябрь 2016г.

Особенности осуществления непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Содержание и организацию образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении определяет

Ковалёва Ирина Викторовна Пушкова Наталья Александровна Технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми. В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок» Районная педагогическая конференция «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации

Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. (федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении). Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Организация самостоятельной деятельности дошкольников в условиях МДОУ компенсирующего вида Босова С.М. старший воспитатель МДОУ д/с 43 г. Озёрск, Челябинская обл., Общепризнано, что дошкольное детство

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Педагогический проект «Использование нетрадиционных техник в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Костромы «Центр развития ребёнка - Детский сад 13» ВЫСТАВКА ТЕХНИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ВОСПИТАТЕЛИ ТАТЬЯНА АНТОНОВНА ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА ИГОРЕВНА

Анализ работы методического объединения воспитателей за 2014-2015 учебный год В прошедшем учебном году МО воспитателей работало по теме: «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем МАДОУ ЦРР д/с 49 Еременко СВ. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного

Смотреть презентацию к проекту Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 155 города Карталы» Проект по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (структура работы, что важно отразить) ФИО воспитателя(ей) Возрастная группа: ТЕМА: БИБЛИОГРАФИЯ (источники информации): (отметить особенно удачные и важные книги по этой теме) СОДЕРЖАНИЕ:

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи 41» Р.Р. Замолдинова г ПЛАН методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО МБДОУ «Детский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Земляничка» План работы по преемственности на 2016 2017 учебный год: «Преемственность в работе детского сада и школы с учётом

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Задачи: создать условия для обеспечения психологического

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Согласно ФГОС ДО, утвержденного Приказом 1155 от 17.10. 2013 г. П.2.9. ФГОС ДО: «в части формируемой участниками

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЭТО ПОДДЕРЖКА И ПОМОЩЬ ДЛЯ ТЕХ МАМ И ПАП, КОТОРЫЕ СТРЕМЯТСЯ ВЛОЖИТЬ В СВОИХ ДЕТЕЙ СВЕТ И ДОБРО, ИСКРЕННЮЮ ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ, НАУЧИТЬ ЗАБОТЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Консультационный

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара ПЛАН Работы Ресурсного центра по раннему возрасту на 2015 2016 учебный год Г. Сыктывкар, 2015г. Пояснительная

МДОУ «Детский сад 32 комбинированного вида» Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО 2017 год 1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя,

Уважаемые родители! 2 слайд Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». 3 слайд.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории 251 «Колосок» Ворошиловского района города Ростова на Дону Инновационный образовательный

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗ- СТУПЕНЬКА» для детей от 3 до 8 лет Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс Модифицированная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей.

Х лет. Аннотация к рабочей программе воспитателей ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (1,5 до 3 лет) Рабочая программа предназначена для работы с детьми от 1, 5 до 3- Программа

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, направлен на формирование у детей тех качеств, которые понадобятся им не только в процессе получения образования, но и в жизни. Преподаватель, руководствуясь главными принципами метода, учит воспитанников включаться в самостоятельный поиск знаний и информации, результатом которого является открытие новых знаний и обретение каких-то полезных умений. А это именно то, что нужно детям на начальном этапе образования.

Основные положения

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, опирается на целый ряд дидактических принципов. Каждый из которых учитывается при формировании и планировании педагогом учебной деятельности.

В основе лежит принцип целостности. Благодаря ему у воспитанников складывается правильное представление о мире. Они учатся воспринимать его, как систему.

Следом идёт принцип вариативности. Его соблюдение подразумевает регулярное предоставление воспитанникам возможности выбирать себе деятельность. Это очень важно. Ведь в таких ситуациях дети обретают навык осуществления осознанного выбора.

Важен и принцип деятельности. Он подразумевает активное включение ребёнка в образовательный процесс. Дети должны учиться не просто слушать информацию и воспринимать готовый материал, но и самостоятельно её добывать.

Психологический аспект

Помимо перечисленного, соблюдается и принцип творчества, направленный на развитие различных способностей воспитанников.

Ещё учитывается психологическая комфортность, напоминающая о важности выстраивать деятельность детей по их интересам. тоже важен. Он заключается в обязательном учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка в процессе образования. Все дети развиваются в разном темпе, и каждый из них отличается друг от друга. Хороший педагог обязан об этом помнить всегда.

И ещё один принцип заключается в непрерывности образовательного процесса. Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, включает его в обязательном порядке. Данный принцип обеспечивает формирование и последующее развитие у воспитанников на каждом возрастном этапе. Соблюдение этого положения способствует личностному саморазвитию на всех ступенях образования без исключения. Именно поэтому так важно заложить соответствующую «базу» на раннем этапе.

Взаимодействие с родителями

Есть ещё несколько нюансов, которые необходимо отметить вниманием. Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС, имеет понятные и подробно изложенные положения. Но что касательно их реализации? Она возможна лишь в том случае, если родители воспитанников будут в этом заинтересованы. Их включенность в деятельность ДОУ обязательно. Без тесного взаимодействия ничего не получится.

Преподаватель, в свою очередь, должен сформировать у родителей правильное представление о единстве задач и целей ДОУ и семьи. Ему нужно поспособствовать росту их психолого-педагогической компетентности. Для этого в учреждениях организуются консультации, беседы, собрания, конференции, тренинги. Родители, принимая в них участие, демонстрируют неравнодушие к своему ребёнку и заинтересованность в его разностороннем развитии. К тому же они могут оказать воспитателям помощь, рассказав об особенностях своих детей.

Реализация подхода

Она осуществляется в несколько шагов. Системно-деятельностный подход, как методологическая основа ФГОС, подразумевает строгое соблюдение последовательности. Педагог работает с маленькими детьми, которым всё нужно тщательно объяснять, причём так, чтобы они поняли.

Поэтому первый шаг подразумевает ознакомление воспитанников с ситуацией. На втором этапе происходит Затем - коллективная работа по выявлению затруднений в решении ситуации. Последствием этого шага становится открытие воспитанниками нового знания или способа действий. Последним шагом является осмысление полученных результатов.

Так и реализуется системно-деятельностный подход в преподавании. Благодаря такому методу обучения дети не стесняются проявлять активность, думать и выражать свои мысли. В основе способа лежит диалог и общение, так что воспитанники не только приобретают новые знания - они ещё и развивают свою речь.

Действия педагога

Системно-деятельностный подход, как основа реализации ФГОС, требует от преподавателей профессионализма. Чтобы осуществить первый шаг и ввести детей в образовательную ситуацию, педагог должен поспособствовать созданию психологической направленности на осуществление действий. Для этого нужно использовать приёмы, соответствующие особенностям возрастной группы и ситуации.

Также педагог обязан уметь грамотно подобрать тему. Она не должна быть им навязана. Напротив, преподаватель обязан предоставить детям возможность действовать в той ситуации, которая является им знакомой. Только на основе их предпочтений он её моделирует. И это правильно, ведь лишь что-то знакомое и интересное может активизировать детей и вызвать у них желание участвовать в процессе. А чтобы выявить тему, преподавателю стоит обозначить несколько вариантов, являющихся привлекательными для воспитанников. Они потом сами выберут наиболее интересный.

Затем педагог при помощи подводящей беседы помогает детям найти способы решения проблемы. Основная задача заключается не в оценивании ответов. Преподавателю нужно научить детей искать выход из ситуации, опираясь на их знания и опыт.

Другие аспекты преподавательской работы

Есть ещё немало других нюансов, которые включает в себя понятие системно-деятельностного подхода в обучении. Кроме осуществления развивающей работы со всем ученическим коллективом, преподаватель занимается и другими аспектами, которые подразумевает сфера педагогики.

Каждый воспитатель обязан проводить психолого-педагогическую диагностику имеющихся у детей учебных универсальных действий, и участвовать в мониторинге реализации ФГОС. Также учитель осуществляет коррекционно-развивающую и консультативную работу с отдельными воспитанниками. Обязательно проведение и психолого-педагогического просвещения детей.

На раннем этапе образования (в ДОУ и начальных классах) преподаватель играет роль не только учителя, а ещё и воспитателя, второго родителя. Он должен создать все необходимые условия для реализации индивидуально-личностных возможностей детей.

Метод игры

Системно-деятельностный подход, как основа ФГОС ДОУ, реализуется различными способами. Но наиболее популярным и действенным является метод игры. Это уникальная форма обучения, позволяющая сделать увлекательнее и интереснее процесс получения детьми базового образования.

Игровые формы дают возможность эффективно организовать взаимодействие преподавателя с воспитанниками и сделать их общение более продуктивным. Также этот метод развивает детскую наблюдательность и позволяет получить знания о явлениях и предметах окружающего мира. Ещё в игре заложены образовательные и воспитательные возможности, которые при грамотном преподавательском подходе реализуются в полной мере.

Также этот развлекательный способ хорошо сочетается с «серьёзным» учением. Игра делает процесс получения знаний занимательным, формирует у детей хорошее и бодрое настроение. Как следствие, воспитанники с большим интересом усваивают информацию и тянутся к получению знаний. К тому же, игры способны совершенствовать мышление детей, их творческое воображение и внимание.

Отбор компетенций

Это ещё не все аспекты, которые включает в себя системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС. Круг обсуждаемых вопросов в педагогической сфере намного шире. И особое внимание уделяется отбору компетенций. На сегодняшний день их пять, если не включать учебно-познавательный и коммуникативный аспекты, о которых говорилось ранее.

К первой категории относятся ценностно-смысловые компетенции. Они направлены на развитие у детей моральных устоев и нравственных принципов, а также на привитие им навыка ориентироваться в мире и осознавать себя в обществе.

Также имеют место быть информационные компетенции. Их цель заключается в формировании у детей умения искать, анализировать и отбирать информацию для дальнейшего её преобразования, сохранения и использования. К последним двум категориям относятся социально-трудовые и личностные компетенции. Они направлены на овладение детьми знаниями в гражданско-общественной сфере и на освоение различных способов саморазвития.

Важность методологии

Что ж, как уже можно было понять, системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС, которая действительно реализуется в современной сфере образования. Он направлен на формирование у детей основных учебных умений. Которые позволят им быстро адаптироваться в начальной школе и приступить к овладению новыми знаниями и навыками.

Система методического сопровождения педагогов сегодня создаётся в каждой дошкольной образовательной организации.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы развития дошкольного образования в стране указывают на необходимость непрерывного повышения воспитателями уровня квалификации и профессионального мастерства.

Согласно ФГОС ДО для эффективной реализации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов. Исходя из этого методическая работа в нашем детском саду направлена на реализацию новых требований к организации образовательного процесса, осваивание современных технологий, применение новых методов и приёмов. Одна из годовых задач направлена на реализацию системно-деятельностного подхода, как основу воспитательно - образовательного процесса. Для этого разработан комплекс методических мероприятий, который включает в себя:

· консультации для воспитателей: «Партнерская деятельность взрослого и ребенка - залог интересного и успешного занятия»,«Методика применения технологии деятельностного метода- образовательная технология «Ситуация», «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ», структура проведения занятий»;

· мастер - класс«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»;

· анкетирование педагогов«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»;

· разработка конспектов образовательной детальности;

· разработка карты анализа образовательной деятельности на основе системно-деятельного подхода;

· «Недели педагогического мастерства», просмотр открытых мероприятий;

· тематическая проверка «Реализация системно- деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу;.

· педагогический совет «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

Системно - деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченного возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Он предусматривает развитие умения:

· ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);

· решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне;

· отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.).

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

Системно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода.

1. Принцип субъектности воспитания заключается в том,что каждый ребенок- участник образовательных отношений - способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании лмчности ребенка. Если в раннем детстве - это манипуляции с предметами (катится - не катится, звенит - не звенит и т. д.), то в дошкольном возрасте - игра. В процессе игры дошкольники становяться спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например,из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.).

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.).

4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит, он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).

5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре? и т. д. Так ребенок учится анализировать - что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности - это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально- коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т. д.).

8.Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»), находиться рядом, а не «над детьми».

9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Структура образовательной деятельности на основе системно- деятельностного подхода

Образовательная деятельность на основе системно- деятельностного подхода имеет определенную структуру.

1.Введение в образовательную ситуацию (организация детей);

2.Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;

3. Проектирование решения проблемной ситуации;

4. Выполнение действий;

5. Подведение итогов, анализ деятельности.

Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка).

Важным этапом образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?».

Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?» На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает:

· нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

· возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую полянку цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»);

· самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

Этап подведения итогов и анализа деятельности включает:

· фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);

· выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то,что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);

· эмоциальную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»;

· рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

· рефлексия собственной деятельности ребенка «А у кого что-то не получилось?»).

Как основа ФГОС стал особенно актуальным в условиях инноваций, происходящих в настоящее время в нашей стране, в том числе и в сфере дошкольного образования. Он стал важным средством социально-экономического, культурного формирования интеллектуального потенциала РФ.

Значимость преобразований в системе дополнительного обучения

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход к каждому ребенку, формирование у подрастающего поколения способности решать сложные проблемы и задачи. Современное общество выдвигает серьезные требования к процессу дополнительного образования. России необходимы нравственные, образованные, предприимчивые молодые люди, которые способны прогнозировать результаты своих поступков, готовые ощущать гордость и ответственность за свою семью, страну.

Так как приоритетом образовательной системы и общества считается подготовка молодежи, вступающей в новую жизнь, то результат обучения характеризуется их успешной адаптацией в социуме.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС направлен на создание оптимальных условий для самореализации подрастающего поколения постиндустриального общества. Учитель не может «вылепить», «сделать» ребенка при пассивном варианте обучения и воспитания. Только при вовлечении школьников в совместную деятельность можно получить желаемый результат, выполнить социальный заказ в полном объеме.

Новые образовательные траектории

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС предполагает оценку качества образования по определенным критериям:

  • результаты обучения имеют личностный и социально-значимый характер;
  • качественные знания позволяют ребятам выстраивать индивидуальные образовательные траектории для личностного развития;
  • дифференциация обучения допускается при сохранении единства теоретического материала;
  • проявляется повышенная мотивация школьников к учебе;
  • создаются условия для личностного и общекультурного совершенствования;
  • формирование компетентностей осуществляется в разных предметных областях.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС имеет практическое значение, он является актуальным и востребованным в современном обществе.

История формирования

Идея объединить деятельностный и системный подходы была предложена отечественными учеными и педагогами. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС появился в 1985 году. Среди его разработчиков выделим Э. В. Ильенкова, Э. Г. Юдина, психолога А. Г. Асмолова. Разработчики новой образовательной системы внимательно изучили опыт зарубежных коллег, а также методики развивающего и опережающего обучения, созданные Л. С. Выготским, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС стал результатом синтеза разных инновационных технологий, созданных в 20-м веке зарубежными и отечественными психологами и учеными. Он включил в себя лучший педагогический опыт нескольких десятилетий. Сегодня системно-деятельностный подход - это основа отечественного образования на всех ступенях, включая дошкольную систему.

Регламентируется воспитательный процесс в ДОУ государственными стандартами, разработанными к дошкольной образовательной программе.

Сущность подхода

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС дошкольного образования имеет следующую суть:

  • развитие и воспитание личностных качеств, которые в полной мере отвечают запросам информационной среды, современной экономики, на базе толерантности, уважения к представителям других национальностей;
  • системно-деятельностный подход основа ФГОС ДОУ рассматривает как переход в образовательной среде к стратегии социального конструирования и проектирования на базе содержания и методик образования, обеспечение индивидуальности, познавательной активности и личного развития обучающихся;
  • ориентирование на результаты обучения (личность обучающегося формируется на базе усвоения им универсальных учебных действий в процессе познания окружающего мира);
  • решающая роль отводится способам организации деятельности, а также вариантам достижения социального, личностного, познавательного совершенствования воспитанников.

Формы и методы

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС позволяет учитывать возрастные, физиологические, психологические характеристики детей. Особое значение в новой образовательной системе отводится поиску форм общения между наставником и воспитанником для полноценной и продуктивной совместной деятельности.

Новые технологии обеспечивают плавный переход от дошкольного воспитания к ступени школьного обучения.

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС отличается разнообразными организационными формами, позволяет учитывать индивидуальные способности каждого отдельного ученика. Педагоги могут работать не только с одаренными детьми, но и с ребятами, имеющими ограничения по здоровью.

Развитие индивидуальности

В результате совместной плодотворной деятельности дети получают возможность к реализации своего творческого потенциала.

Системно-деятельностный подход - основа эффективной реализации ФГОС второго поколения. Этот метод отличается от традиционных образовательных технологий многообразием форм, возможностью активного включения в поисковую и исследовательскую деятельность.

Чем еще отличаются инновационные образовательные технологии? Системно-деятельностный подход - основа ФГОС ООО, без него трудно выполнить те требования, которые предъявляет общество к уровню современного образования.

Основой для успешности каждого ребенка, формирования его умений, многочисленных компетенций, должна стать систематическая смена способов и видов деятельности, что в полной мере обеспечивают инновационные образовательные технологии.

Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС нуждается в обновленной методической базе. Она предполагает подбор совокупности инновационных подходов и приемов, позволяющих педагогу активизировать собственную деятельность школьников.

Специфика подхода

Системно-деятельностный подход в обучении - основа ФГОС дошкольного образования. В конце прошлого века в отечественном образовании внимание уделялось только усвоению знаний. Никто не придавал значения вопросу, связанному с поиском эффективных способов усвоения теории, с развитием индивидуальности, становлением гражданственности и патриотичности у подрастающего поколения.

Обучение основывалось на вербальном способе и формах передачи готовой информации, обезличенности и монотонности, пассивном обучении ребят. Те сведения, которые они вынуждены были заучивать, являлись бесполезными, они не требовались школьникам в повседневной жизни, не способствовали социальной адаптации и успешности в профессии.

Актуальность метода

Создал системно-деятельностный подход Петерсон. Как основа ФГОС им предложена организация и контроль учебной и воспитательной деятельности ребят дошкольного возраста в контексте жизнедеятельности. Обязательным условием является учет жизненных планов, интересов, ценностных ориентиров, использование инновационных приемов и методик.

Новая дошкольная парадигма образования имеет деятельностный вариант. Ее основной целью является развитие личности дошкольника на базе овладения универсальными способами формирования навыков и умений, которые составляют инструментальную основу УУД.

Системно-деятельностный подход - основа ФГОС НОО. Его отличительной особенностью является отведение отдельного внимания процессу развития личности дошкольника, обретения им нравственного, духовного, социального опыта.

Именно такой подход в последнее время стал ведущим научным методом познания и преобразования объектов. Это направление методологии теоретических исследований и социальной практики, базирующееся на рассмотрении различных предметов и объектов в качестве целостных систем, дает возможность выявлять вариативность учебных предметных отраслей.

Федеральные государственные требования нового поколения предполагают выделение во всех учебных дисциплинах определенного количества часов на региональный компонент. Например, в рамках экологического воспитания малыши знакомятся с деревьями, растениями, животными своего края, приобретают опыт толерантного отношения к живой природе.

Сущность приема - в рассмотрении самостоятельных компонентов во взаимосвязи, движении, постоянном развитии и совершенствовании.

Такой деятельностный подход - основа ФГОС ООО, которые в настоящее время внедрены в российское дошкольное образование.

Дифференцированный подход к воспитанию позволяет выявлять системные интегративные свойства, а также качественные характеристики, необходимые для гармоничного развития подрастающего поколения России.

Исторический, функциональный, предметный аспекты комплексного подхода нуждаются в совокупности таких принципов анализа, как конкретность, историзм, учет развития и всесторонних связей.

Культурно-исторический аспект базируется на теоретических положениях педагогической концепции Гальперина, Леонтьева, Выготского. Они уделяли особое внимание основным психологическим закономерностям процессов воспитания и обучения, структуре образовательной деятельности дошкольников с обязательным учетом основных особенностей индивидуального возрастного развития детей.

Основной тип мышления, который связан с новой образовательной концепцией, предполагает эмпирическое мышление. Ребенок получает возможность подбирать собственное содержание образования, выбирать в большом объеме те направления, которые интересны детям.

Преобразования в ДОУ

Системно-деятельностный подход сопровождает модернизацию общей образовательной парадигмы, находящей свое отражение в переходе:

  • От установки цели современного дошкольного образования как усвоения навыков, умений, знаний к постановке цели как способу формирования компетенции учиться, овладевать новыми универсальными навыками.
  • От ограниченности учебного материала рамками предмета предполагается ориентация на понимание учения в качестве способа адаптации в современном обществе.
  • От хаотичной учебной деятельности ребенка происходит переход к разработке индивидуального образовательного пути развития.
  • От индивидуального вида усвоения материала к осознанию важной роли сотрудничества в процессе достижения основных образовательных целей.

Отметим, что ориентированный и компетентностный подходы к обучению не противоречат тем задачам, которые ставят ФГОС второго поколения перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений. Сочетание разнообразных педагогических приемов с проектной и исследовательской деятельностью дает желаемый результат, помогает педагогам формировать у воспитанников все качества, указанные в современной образовательной парадигме.

Системно-деятельностный подход является в настоящее время самым подходящим вариантом для учета психологических и умственных особенностей дошкольников. Он в полной мере соответствует тем приоритетам, которые выбраны для модернизации российской образовательной системы.

Педагогическая инициатива «Наша новая школа», внедренная в современном российском образовании, предъявляет особые требования к профессиональному уровню педагогов РФ. Они должны не просто иметь теоретические знания обо всех особенностях детской психологии, владеть преподаваемым предметом, но и выполнять функции тьютора. Задача современного учителя состоит в помощи ребятам развивать самостоятельность, творческие способности, искать сферу профессиональной деятельности. Ключевой особенностью российского образования должна стать именно воспитательная, а не образовательная деятельность.

Базой, основой педагогической деятельности воспитателя, которая обуславливает и процесс, и конечный результат работы, признана система действий педагога. Она характеризуется особенностями личности учителя, его приоритетами, персональными качествами. Инновации, наблюдаемые в российской системе дошкольного образования, основываются на введении в процесс обучения компетентностного, деятельностного подхода.

Во многих дошкольных учреждениях сегодня наблюдается переход от классического обучения к творческой работе над заданиями воспитанников ДОУ, связанными с теми проблемами, которые будут решать малыши вне стен детского сада.

Признание активной деятельности ребенка в образовательном и воспитательном процессе приводит к совершенствованию представлений о содержании взаимной работы ребенка со сверстниками, воспитателем, родителями.

Теперь даже в детском саду не используется вариант классической трансляции знаний детям от педагога. На смену такому образовательному процессу пришло полноценное сотрудничество. Единоличное руководство воспитателя в подобном сотрудничестве замещено полноценным участием в подборе методов и содержания обучения самими дошкольниками.

Л. С. Выготский сравнивал в подобной ситуации учителя с вагоновожатым, управляющим образовательным и воспитательным процессом.

При реализации системно-деятельностного подхода в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий:

  • тщательная разработка проблемных ситуаций, развитие творческого отношения дошкольников к познавательному процессу;
  • подбор необходимых средств для самореализации, оценивание дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей;
  • организация максимально плодотворного учебного сотрудничества.

В настоящее время деятельность воспитателя ДОУ предполагает полное осознание целесообразности, своевременности, важности перехода на федеральные стандарты нового поколения. В качестве решающего фактора выступает готовность педагога, работающего в детском дошкольном учреждении, переходить к системно-деятельностному подходу от знаниевой парадигмы.

Воспитатель должен в полном объеме овладеть современной техникой и информационными технологиями, разработать учебно-методический комплект, который будет удовлетворять ФГОС, вооружиться поддержкой материально-технической базы.

Заключение

Только при умении педагога продумывать и разрабатывать собственные образовательные программы, применять на практике здоровьесберегающие технологии он сможет быть новатором. Если воспитатель не принял, не осмыслил основную идею такого подхода, его нельзя считать на сто процентов компетентным, соответствующим профессиональным стандартам, созданным для педагогических работников.

Переход страны от индустриального к постиндустриальному обществу, которое базируется на высоком интеллектуальном потенциале и знаниях, выдвигает перед отечественными дошкольными образовательными учреждениями новые цели. Развитие подрастающего поколения должно осуществляться не посредством выполнения отдельных задач, а в комплексе. Помимо познавательного интереса особое внимание уделяется формированию общекультурных, личностных качеств дошкольников.

Своевременность проведения оптимизации образования воспринимается обществом как актуальная проблема. Причина заключается в серьезном противоречии между теми требованиями, которые выдвигают новые стандарты, и программами и методами, по старинке применяемыми многими воспитателями ДОУ.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения, разработанные для дошкольной образовательной системы, предполагают выделение в качестве основной компетенции развитие у подрастающего поколения умения учиться.